Кто такие оглашенные в церкви. Кто такие оглашенные? Не допущенные к литургии

Как известно, Божественная Литургия делится на две части. Первая часть называется «Литургия оглашенных», вторая - «Литургия верных». В самом конце первой части звучат слова диакона: «Оглашеннии изыдите…» Кто же такие «оглашеннии», и почему на Литургии им уделяется особое отношение, настолько важное, что их имя носит первая ее часть?

Слово «оглашеннии» в церковнославянском языке не имеет того значения, которое придает ему современный разговорный язык. Существует мнение, что нынешний иронический смысл этого слова возник потому, что в древней Церкви «оглашенные», - люди, готовящиеся ко крещению, - весьма эмоционально («во весь голос») выражали свою радость о будущем вступлении в церковную общину.

Однако более правильной представляется другая точка зрения, которую, в частности, предлагает Миссионерский отдел Православной Церкви. В древности тот, кто желал креститься, приходил к епископу и заявлял о своем намерении. В свою очередь, епископ «оглашал» его имя в церкви, то есть, громко произносил, например: «Раб божий Василий желает принять святое крещение». Имя будущего члена Церкви записывалось в специальный список на ежедневное поминовение, и община с этого дня начинала молиться за него.

Если сравнивать Таинство Крещения с рождением человека в духовную жизнь, то «оглашение» можно уподобить периоду, когда мать носит ребенка под сердцем. Матерью мы называем саму Церковь, которая шаг за шагом (через беседы со священником, участием в богослужении, в делах общины) готовит человека к принятию Таинства.

Надо сказать, что в древности «оглашенные» делились на несколько групп, в зависимости от степени духовной подготовки. Некоторые назывались «обуреваемые», то есть, «обуреваемые страстями». Затем шли «припадающие», «слушающие» и «просвещаемые», кого уже допускали в храм на Литургию, правда, не до конца, а до тех самых слов: «Оглашенные изыдите (выйдете)».

Оглашенные стояли в притворе храма, возле дверей. Услышав эти слова, они смиренно выходили, терпеливо ожидая величайшего для них праздника, когда после Таинства Крещения им разрешат быть на Литургии до конца.

Итак, вовсе не правильно понимать, что к «оглашенным» было некое ироничное, нелюбезное отношение. Наоборот, даже первая часть Литургии названа их именем! Церковь молилась об их просвещении и ждала назначенного дня, как мать ждет появления ребенка на свет! Это ясно отражается в словах диакона:«Вернии (то есть, верные) о оглашенных помолимся, да Господь помилует их», «огласит их словом Истины», «открыет им Евангелие Правды», «соединит их святей Своей Соборней (включающей в себя истинно верующих всех времен и народов) и Апостольстей Церкви», «спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию».

Почему же в конце Литургии оглашенных диакон трижды, настойчиво, произносит: «Елицы (которые) оглашении, изыдите», «оглашеннии изыдите», «елицы оглашении, изыдите»? Считается, что оглашенные еще не могут участвовать в Евхаристии. Ведь отречься от греха и начать путь к Богу, с помощью Божией Благодати, можно только приняв крещение.

Тем временем Литургия продолжается, и она уже называется Литургией верных.
, _buki, _vedi/view/id/1129052

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка, такой вопрос: не очень давно начала ходить в церковь, на исповедь пока страшно идти, но, надеюсь, всё же до неё дойду. Просто стою на литургии и слушаю, как служба идёт, крещусь со всеми. Там говорят слова “оглашеннии, изыдите”. Мне после этих слов следует уйти, я правильно понимаю?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Нет, Вам уходить не нужно, если Вы крещеный человек. Оглашенными в Церкви называют готовящихся к принятию таинства крещения и получающих знания о вероучении через устное научение (оглашение). Раньше это оглашение длилось продолжительное время, перед его началом над оглашенными прочитывались специальные молитвы

Непременно пройдите по ссылке, там мой ответ про оглашенных, чтобы Вы знали, кто это. Так что Вам по праву крещения выходить не надо, но надо учиться пользоваться всеми теми привилегиями и возможностями, которые крещение, то есть вступление в Церковь Христову, дает.

Очень радостно, что Вы начинаете свою церковную жизнь, дай Бог! Как правило, профессии или ремеслу мы учимся не сами по себе, а у кого-то, если только речь не о переквалификации, когда база есть. Тем более этот принцип применим в духовной жизни! Очень советую Вам прийти и поговорить со священником лично о том, как Вам строить свою духовную жизнь. Совсем хорошо, если в храме есть установленные часы дежурств духовенства, когда можно прийти именно на беседу, не на исповедь. Если такого нет, подойдите к батюшке после службы и договоритесь о разговоре. Необходимо, чтобы знающий человек наметил Вам ориентиры, по которым Вы будете двигаться. Если это будет, то Вы будете сразу знать, что в богослужении нужно участвовать, стараться вплетать свою молитву в общую, а не просто слушать. Вы купите книги, которые расскажут Вам о смысле богослужения, о том, почему оно состоит из таких вот частей.Вы начнете разбираться с собой, понимать, что и как оценивается в христианской перспективе. И так шаг за шагом будете продвигаться в духовной жизни, открывая для себя все то, что Господь даровал человеку через Церковь.

Исповедь – одна из таких возможностей. Это таинство, в котором, когда человек кается, то есть искренне отвращается от греха и встает на новый путь, Господь исцеляет его душу от греха и от ран и последствий греха. Грех прощается полностью, а благодать, которая подается в Таинстве, исцеляет ущерб, который душе грехом нанесен. Это совершенно уникальная вещь! Разговаривая со священником, получая собственный опыт исповеди, Вы поймете и убедитесь, то, хотя и бывает стыдно, а порой мучительно называть свои грехи и мысли, потом душа преображается, освобождается ото всего скверного. Постепенно, раз за разом, но это так и есть. Дерзайте! Открывайте для себя Церковь и сокровища нашей традиции!

Если спросить человека, изредка посещающего церковь, кто такие оглашенные, то чаще всего на ум придет только идиома «орет как оглашенный». Мы применяем поговорку, когда хотим сказать, что кто-то ведет себя неподобающим образом, шумит, нарушает покой. Но откуда взялась сама поговорка? Кто такой оглашенный и почему он орет?

B I веке, когда родилась новая религия - христианство, к вопросу принятия этой веры люди подходили очень серьезно. Для всех новообращенных это был сложный, а иногда и опасный выбор, полное изменение жизненного пути. За принадлежность к христианской общине могли отправить в тюрьму, подвергнуть мучительным истязаниям и даже убить. В те времена храмы у христиан были тайными, и чаще всего это были даже не храмы, а комнаты, спрятанные в толще стен, или же подземные убежища, пещеры. К вере люди приходили в сознательном возрасте, и не все, решившие стать христианами, выдерживали такую подпольную жизнь. Христиан ненавидели все: иудеи - за то, что их соотечественники предались опасной ереси, язычники - за то, что новоявленная иудейская секта не признавала их языческого пантеона.

Трудный выбор

Так что прежде чем креститься в новую веру, будущие члены общины проходили довольно внушительный испытательный срок. Сначала они внимали словам уже крещеных собратьев, усваивали основные правила, то есть проходили так называемую катехизацию - обучение основам христианства. Заявить священнику, что они все знают и все понимают и поэтому хотят получить крещение, новички не могли. Крещение в древней церкви проводили всего пару раз в год, когда набиралось достаточное количество желающих. И крестить могли только самых достойных - тех, у кого горячая вера в сердце и кто может ответить на вопросы священника. А все остальные старались жить в согласии с установлениями христианства, заучивали молитвы, запоминали значение церковных событий - то есть учились быть христианами. Иногда обучение затягивалось на долгие годы. В христианской общине желающие креститься не занимали полноправного места. Они считались новичками и даже не вполне христианами - ведь на них еще не сошел Святой Дух, они еще не были крещены. В Римской империи этих новичков называли катехуменами, то есть проходящими период подготовки к таинству Крещения - катехизацию. У нас это непонятное русским слово перевели как «оглашение», а катехуменов стали называть оглашенными, то есть высказавшими желание стать христианами, но еще ими не ставшими.

До крещения все катехумены считались язычниками. Общины были тогда неприветливы к новичкам: мало ли какое зло принесет новичок сообществу. Было немало случаев, когда язычники крестились, а потом снова возвращались к старой вере. Некоторые крестились и раскрещивались не один раз. Поэтому на Первом Вселенском соборе было особо оговорено - не принимать в общину без испытательного срока. А все случаи крещения язычников сразу же или вскоре после изъявления желания строго осудили. Священников, нарушивших это правило, могли даже изгнать из клира. А новичкам предписывалось ходить на все огласительные проповеди в течение месяца. Потом и вовсе определили срок обучения - не менее трех лет. Уж за три года любой новичок разберется, готов ли он стать христианином. Катехумены старались принимать участие в жизни церковной общины, но к некоторым обрядам их не допускали. Например, они не имели права присутствовать на всей литургии и могли находиться вместе с крещеными лишь на той ее части, которая так и называлась - «литургия оглашенных». В этой части литургии священник молился о скорейшем принятии оглашенных в лоно церкви. А потом обряд продолжался только для верных - дьякон трижды провозглашал: «Оглашенные, изыдите!», и в храме оставались только крещеные. Литургия для них так и называлась - «литургия верных».

Не допущенные к литургии

Равенства не было и среди самих катехуменов. К только что пришедшим относились с недоверием, приглядывались, подвергали испытаниям. Причем просто так явиться в общину они не могли. Будущего христианина приводил к священнику или епископу верующий мирянин или дьякон. Священник оценивал кандидата, читал ему соответствующую молитву, осенял крестным знамением и благословлял обучаться основам веры. У таких новичков пока что было одно право - внимательно слушать и запоминать. Их так и называли - аудиенты, то есть слушающие. В храме они присутствовали только на чтении священных текстов. По мере обучения аудиенты переходили в более высокий разряд новичков - оранты (молящиеся), поскольку они уже могли участвовать в некоторых обрядах, молиться вместе с верными, вставать на колени, поститься, участвовать в литургии оглашенных, но не принимали причастия. Они изучали Символ веры и священные тексты.

Ни аудиенты, ни оранты не могли стоять в храме рядом с крещеными. Им было отведено особое место вместе с кающимися в грехах - в притворе, рядом с главным входом. В среднюю часть храма, где молились верные, их не допускали.

В древности крестили обычно на праздники Пасхи или Крещения, и к этому дню готовились очень тщательно. Перед обрядом оглашенные должны были исповедоваться священнику в своих грехах, а тот принимал решение, насколько велика тяжесть этих грехов и можно ли кандидата допустить к обряду крещения. Кандидат честно рассказывал о том, что побудило его прийти в церковь, а священник выяснял, не существует ли препятствий для крещения, и если катехумен прошел испытание, то его допускали к обряду. Нельзя, например, перейти из католичества в православие через крещение. Нельзя вернуться в свою веру после извержения из церкви. В ранней церкви повторное крещение не поощрялось. Но когда церковь заняла устойчивое место и язычников не осталось, повторное крещение стало считаться недопустимым. Не могли крестить катехумена, если тот был нерадив во время обучения или же не принимал каких-то догматов церкви. Это означало бы принять в общину негодного члена, или хуже того - будущего еретика. Отказывали в крещении человеку, который не желал принимать участия в делах своей общины. Отказывали и тем, кто изо всех сил стремился получить крещение, но продолжал вести грешную и безнравственную жизнь. Существовал целый список занятий, которые не позволяли даже искренне верующему принять крещение - проституция, совершение абортов, блудная жизнь, волхвование и чародейство, сутенерство и т.п. И был только один способ пройти обряд крещения - принести покаяние. Впрочем, покаяние священниками не всегда принималось на веру.

Препятствием для крещения считалась и преждевременная смерть катехумена. Священник мог крестить человека, находящегося на смертном одре, но никак не мог окрестить умершего, даже если тот был при жизни оглашенным. Однако вполне разрешалось крестить невменяемых, если они прежде были оглашенными!

Как только оглашенный проходил обряд крещения, он превращался в равноправного члена общины. Хотя и после обряда должен был пройти завершающий этап катехизации.

Было бы желание

Когда христианская церковь стала господствующей, то нужда в оглашении взрослых отпала. Таковых стало столь мало, что в какой-то момент перестали даже строить притворы, где они бы находились во время церковных обрядов. Крестить стали во младенчестве. И от оглашенных осталось только название. Но необходимость в обучении катехизису осталась. Правда, теперь катехизация касалась детей. В католичестве в положенном возрасте дети проходят обряд конфирмации и становятся полноправными членами церкви.

Взрослые в католичестве принимают крещение крайне редко. Предварительно они проходят евангелизацию, то есть учатся самым азам веры. Потом получают название катехуменов и более серьезно приобщаются к вере, в конце этого этапа они получают новое имя. Завершает подготовку к крещению долгий период молитвы и очищения души от скверны безбожия. Теперь человек готов принять крещение и влиться в ряды христиан. За долгие годы существования христианства изменилось и отношение к катехуменам, не успевшим креститься при жизни. Теперь считается, что внезапно умерший катехумен как бы уже был крещен, поскольку получил «крещение желанием».

В некоторых христианских конфессиях крещение могут принять только взрослые люди, которые хорошо понимают, какой ответственный шаг делают.

Николай КОТОМКИН

Кто такие оглашенные в православной Церкви? «Помолитесь, оглашенные, Господу», – каждый день за Божественной литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы – ектений – говорит: – «Оглашенные, изыдите!» Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух; ведь словарь русского языка С. И. Ожегова дает понятию «оглашенный» толкование «ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно». Разве место таким в храме? Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол «оглашать» значил «изустно наставлять в первоначальных истинах веры», а прилагательное «оглашенный» имело смысл «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам». Видимо, некоторые их этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова…

В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос: «Веруешь ли Христу?» дать ответ: «Верую Ему, как царю и Богу!» Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине богослужения – Таинстве Евхаристии – вместе в верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания, и назвали ее «литургия оглашенных».

Но когда время богослужебного назидания истекает, и наступает священный и страшный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.

Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Тайн становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?

Дореволюционная «Настольная книга священнослужителя» говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инославных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашенных, невзирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные… В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения и будут оставаться в чине литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».

В древней церкви

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского . Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому .

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана , новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных. По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi). Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы ; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились , участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещённому, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:

Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля.

Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос.

В православной церкви

Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные

Длительность оглашения неодинакова в различных странах и епархиях . В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.

Традиционно период оглашения делят на несколько этапов, или ступеней . Первая ступень - предварительная евангелизация, или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень - основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени). Третья ступень - период очищения и просвещения - период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения . В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень оглашения совпадает с Великим постом . В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры .

На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви.

В культуре

Примечания

См. также

Ссылки

  • Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе на pravmir.ru
  • Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оглашенные" в других словарях:

    - (от огласить, сделать гласным), в христианской церкви лица, готовящиеся к принятию крещения и наставляемые в вере … Современная энциклопедия

    ОГЛАШЕННЫЕ, в древней христианской церкви лица, принявшие решение о крещении в период подготовки к нему, изучения основ веры, а также отпавшие от церкви и намеревающиеся вернуться. Эта практика продолжена в посткоммунистической России. Для… … Энциклопедический словарь

    Лица, ознакомленные с учением церкви и имеющие право накрещениe … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Оглашенные - (от огласить, сделать гласным), в христианской церкви лица, готовящиеся к принятию крещения и наставляемые в вере. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Оглашенные - люди, готовящиеся к принятию Таинства Крещения и прошедшие чин оглашения. Оглашенные, хотя и приняли Евангелие, оглашены проповедью Слова Божия, но по тем или иным причинам еще не крестились. Они, как не являющиеся еще членами Церкви в полном… … Православие. Словарь-справочник

    Оглашенные - верующие, но некрещеные люди, прошедшие обряд оглашения и готовящиеся принять святое крещение. Поскольку они еще не являются членами Православной церкви, их присутствие не допускается при совершении церковных таинств. Однако им разрешено… … Православная энциклопедия

    Лица, ознакомленные с учением церкви и имеющие право на крещение (см.) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    оглашенные - оглаш енные, ых (церк.) … Русский орфографический словарь

    Оглашенные - ♦ (ENG compétentes) (лат. competere искать или стремиться вместе) в период ранней церкви новообращенные, к рые достигли последней ступени подготовки к христианскому крещению. Они также назывались electi избранные или, в Восточных церквях,… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Оглашенные - – люди, получившие оглашение и приобретающие затем право на принятие таинства крещения … Полный православный богословский энциклопедический словарь