Кто такие еретики определение по истории. Кто такой еретик

Ересь - это любое мнение, высказывание или вера, которая противоречит общепринятым верованиям или обычаям, а еретик - это тот, кто является сторонником таких утверждений.

Этот термин используется не только для обозначения нарушителя важных религиозных учений, таких как христианство, ислам и иудаизм, но и в отношении человека, придерживающегося взглядов, категорически противоположных общепринятым идеям.

В истории среди христианских, исламских и еврейских культур, люди, считающиеся еретиками, были подвергнуты не только наказанию, такому как отлучение, но и даже смертной казни.

Что значит еретик и ересь

Слово ересь в переводе с греческого αἵρεσις, значит «выбор» или «выбранная вещь». Еретик, значение слова, обычно используемое в христианском, еврейском или исламском контексте, подразумевает несколько разные значения в каждом. Основатель или лидер еретического движения называется ересиархом, а люди, которые поддерживают ересь или совершают ересь, известны как еретики.

Христианство

Отцы Церкви идентифицировали евреев и иудаизм с ересью. Они видели отклонения от ортодоксального христианства как ересь. Теолог Тертуллиан подразумевал, что именно евреи больше всего вдохновляли ересь в христианстве. Он говорил «От еврея еретик принял руководство в этой дискуссии о том, что Иисус не был Христом». Петр Антиохийский упомянул христиан, которые отказались поклоняться религиозным изображениям как еретиков.

Первое известное использование терминов произошло в 380 г. н. э. Вышел указ Феодосия I в результате чего церковь слилась с властью Римской империи. До выдачи этого указа у Церкви не было поддержки со стороны государства и какого-либо механизма для борьбы с тем, что она толковала как «ересь».

Этим указом было закреплено разделение государственных полномочий по обеспечению правопорядка с церковными властями. Усиление Церкви дало ей возможность фактически выносить смертный приговор тем, кого церковь считала еретиками.

Первым казённым еретиком был ересиарх Присциллиан. Он был осуждён в 386 году римскими за колдовство и казнён вместе с четырьмя последователями.

После Реформации протестанты также преследовали и казнили тех, кто, по их мнению, был, еретиками, включая католиков. Последним, кого казнила католическая церковь, был испанец Каэтано Риполь. Его казнили в 1826 году. До сих пор не известно точное количество людей, казнённых, как еретики.

Католицизм

В католической церкви упрямая и умышленная проявленная ересь считается духовно отрезанной от Церкви, даже до отлучения. Кодекс Юстиниана (1: 5: 12) определяет «всех, кто не посвящён католической церкви и православной святой вере» еретиком. Папа святой Григорий стигматизировал иудаизм и еврейский народ во многих своих писаниях. Он назвал евреев врагами Христа: «Чем больше Святой Дух наполняет мир, тем более извращённая ненависть доминирует над душами евреев». Он назвал всю ересь «евреем» , утверждая, что иудаизм загрязнит католиков.

Церковь жестоко обращалась с христианскими учениями , которые считались еретическими, но до XI борьба церкви, сосредоточивалась на отдельных людях или небольших нелегальных сектах, таких как:

  • арианство;
  • пелагианство;
  • донатизм;
  • марсионизм;
  • монтанизм.

Распространение секты павликиан на западе породило знаменитые еретические учения Западной Европы XI–XII века. К XI веку на юге Европы начали появляться большие организованные сообщества, такие как:

  • патарини;
  • дульчинцы;
  • вальденсы;
  • катары.

Ересь для церкви была тем обстоятельством что позволяло развязывать европейские религиозные войны.

Православие

В православии ересь относится к тем убеждениям, которые были объявлены таковыми для первых семи Вселенских соборов. С тех пор как произошли Великий раскол , православие также использовали эту концепцию в судебных процессах против людей и движений, которые считались еретическими.

Православная Церковь также отвергает ранние христианские ереси, такие как:

  • арианство;
  • гностицизм;
  • монтанизм;
  • иудаизм;
  • несторианство;
  • монофизитство;
  • иконоборчество.

Но нужно отметить что православие всегда терпимее относилось к еретикам чем другие религии. Охота, на ведьм в Европе почти не коснулась Православных земель. Были отдельные случаи сожжения на костре , но справедливости ради нужно отметить что в отличие от Европы где сжигали зачастую невинных женщин здесь казни были подвергнуты профессиональные ворожеи.

Католическая церковь считает что Православная Церковь является раскольническим (так как она отвергает авторитет Папы), но не еретическим учением. Это связано с тем что её учение почти аналогично учению католической церкви.

Ислам

Начиная с древних времён, мусульмане преследовали тех, кто противостоял исламу: обвинение наказывалось смертью. Даже сегодня в некоторых мусульманских странах ересь карается смертью.

Иудаизм

Иудаизм считает евреев, отошедших от традиционных еврейских принципов еретиками.

Бывший немецкий католический монах Мартин Лютер был назван еретиком папой Львом X в 1520 году. До сих пор Папский указ не был отменён, а лютеранство сегодня считается главенствующей религией в Германии.

Примером человека , имеющим отличное от церковного мнение, можно назвать знаменитого учёного Галилео Галилея, который нёс ответ пред судом инквизиции за ересь, но отрёкся от своих учений и провёл остаток жизни под домашним арестом.

Нерелигиозное использование

Слова «ересь» и «еретик» применялись и применяются не только в отношении религии, но и в науке и контексте политической теории.

В других контекстах это слово необязательно имеет уничижительный обертон и даже может быть дополнением при использовании в тех областях, где приветствуются идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии со статус-кво в любой практике и сферах общественной жизни.

Учёный / писатель Айзек Азимов считал ересь абстракцией.

Еретики: ударение

В слове «еретики» ударение следует ставить на слог с последней буквой «и» - еретики́, ерети́к.

Так сложилось, что о еретиках, а точнее о наказаниях еретиков, вспоминают чаще всего в связи с ведовскими процессами и инквизицией - явлениями, характерными для стран Европы: преимущественно Италии, Южной Франции, Испании и Португалии. Но было бы ошибкой считать, что в землях, неподвластных Папе Римскому, инакомыслящие могли чувствовать себя в безопасности. Публичное сожжение еретика - самая распространенная мера наказания - практиковалось и в Византии, и на Руси.

Зарождение ересей

С греческого слово «ересь» переводится как «направление» или «школа». На заре христианства, в 1-2-м веках н. э., единой культовой системы еще не сложилось. Существовало множество общин, сект, каждая из которых по-своему трактовала отдельные аспекты учения: триединство, природу Христа и Богоматери, эсхатологию, иерархическое устройство церкви. В 4-м веке н. э. этому положил конец без поддержки светской власти официальная церковь, тогда еще слабая, не смогла бы унифицировать культ. Ересями было объявлено сперва арианство, потом несторианство. Подверглись преследованиям донатисты и монтанисты. Церковные иерархи раннего Средневековья, руководствуясь новозаветными посланиями, придали этому понятию негативный оттенок. Однако сожжение на костре еретиков в те времена еще не стало обычным явлением.

В еретических учениях начала новой эпохи не было яркого политического или социального подтекста. Но с течением времени верующие начали критиковать существующую сотрудничество церкви с мирской властью, обогащение священников и их лицемерие.

Катары

В 11-13-м веках костры запылали по всей Европе. Сожжение еретика стало представляться церковным иерархам самым простым способом избавиться от оппозиционеров. Раскол Церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную) в 11-м веке послужил стимулом к появлению новых учений. Самыми известными идеологическими противниками стали катары, или «чистые». В большой степени их развитая богословская система опиралась на языческие традиции, в частности на манихейство, которое предполагало равенство сил бога и дьявола. Устройство мира катары не считали совершенным. Они критиковали государственные институты, стяжательство священнослужителей и открыто назвали Папу слугой дьявола. Катары проповедовали аскетизм, добродетельность, трудолюбие. Они создали свою собственную церковную организацию и пользовались большим авторитетом. Иногда словом «катары» объединяют представителей других учений, имеющих сходные черты: вальденсов, богомилов, павликиан. В 1209 году папа взялся за катаров всерьез, предложив соседним феодалам искоренить еретиков и забрать себе их земли.

Как боролись с еретиками

Духовенство предпочитало расправляться с инакомыслящими руками мирских правителей. Те чаще всего не возражали, поскольку сами боялись В 1215 году Иннокентием III был создан специальный орган церковного суда - инквизиция. Работникам (преимущественно из ордена доминиканцев - «Псов Господних») следовало отыскивать еретиков, составлять обвинения против них, допрашивать и карать.

Процесс над еретиком обычно сопровождался пытками (палаческое искусство в этот период получило стимул к развитию, и сформировался впечатляющий арсенал пыточных орудий). Но вне зависимости от того, чем завершалось дознание, вынесение приговора и его исполнение должно было осуществлять светское лицо. Какой приговор выносили чаще всего? Сожжение еретика при большом скоплении народа. Почему именно сожжение? Потому что казнь должна была быть такой, чтобы Церковь нельзя было уличить в кровопролитии. Кроме того, пламя наделялось очистительными свойствами.

Аутодафе

Сожжение еретикабыло актом устрашения. Поэтому на казни должно было присутствовать как можно больше народа всех сословий. Церемония назначалась на праздничный день и называлась «аутодафе» («акт веры»). Накануне украшали площадь, строили трибуны для знатных господ и общественные туалеты. Церковные колокола было принято оборачивать мокрой тканью: так они звучали более глухо и «траурно». С утра священник служил мессу, инквизитор читал проповедь, а школьники пели гимны. Наконец, оглашались приговоры. Затем их приводили в исполнение. Сожжение еретика было одним из самых строгих наказаний, осуществлявшихся в рамках аутодафе. Также практиковались: епитимья (например, паломничество), пожизненное ношение позорных знаков, прилюдное бичевание, тюремное заключение.

Но если обвинение было серьезным, у осужденного практически не было шансов. Вследствие пыток «еретик» в большинстве случаев признавал свою вину. После этого его удавливали и сжигали привязанный к столбу труп. Если же перед самой казнью он вдруг начинал отрицать то, что сказал накануне, его ждало сожжение живьем, иногда на медленном огне (для этого специально готовили сырые дрова).

Кто еще приравнивался к еретикам?

Если кто-то из родственников осужденного не приходил на казнь, его могли заподозрить в пособничестве. Поэтому аутодафе всегда пользовались популярностью. Несмотря на то что на месте осужденного мог оказаться практически кто угодно, толпа издевалась над «еретиками» и осыпала их оскорблениями.

Сожжение грозило не только политическим и идеологическим оппонентам Церкви и феодалам. Массово казнили женщин по обвинению в ведовстве (на них было удобно перекладывать вину за разного рода бедствия), ученых - преимущественно астрономов, философов и врачей (так как церковь опиралась на невежество народа и не была заинтересована в распространении знаний), изобретателей (за попытки усовершенствования идеально устроенного Богом мира), беглых монахов, иноверцев (особенно иудеев), проповедников иных религий. На самом деле, осудить могли кого угодно и за что угодно. Отметим также, что церковь забирала имущество казненного.

Церковь и еретики на Руси

Самыми главными врагами Православной Церкви стали старообрядцы. Но раскол произошел только в 17-м веке, а до этого времени по всей стране активно сжигали представителей различных ересей идеологически-социального толка: стригольников, жидовствующих и других. Казнили также за хранение еретических книг, хулу на церковь, Христа и Богородицу, колдовство, побеги из монастыря. В общем, Московия мало отличалась от Испании по части фанатизма местных «инквизиторов», разве что казни были более разнообразными и имели национальную специфику: например, сожжение еретика осуществлялось не на столбе, а в срубе.

Русская Православная Церковь только в 1971 году признала свои заблуждения относительно старообрядцев. Но покаяния другим «еретикам» она так и не принесла.

Когда мы слышим слово «ересь», то невольно представляем себе навеянную светским кинематографом картину: злой и кровожадный инквизитор мучает вольнодумца, романтика и пассионария «еретика». Насколько уместно такое «распределение ролей»? Что такое ересь и чем она вредна - мы спросили у богослова, ректора Киевской духовной академии и семинарии, архиепископа Бориспольского АНТОНИЯ (Паканича), председателя Богословско-канонической комиссии при Священном синоде Украинской Православной Церкви.

Архиепископ Бориспольский АНТОНИЙ (Паканич) – богослов, ректор Киевской духовной академии и семинарии,председатель Богословско-канонической комиссии при Священном синоде Украинской Православной Церкви

Зачем нужна догматика?

- Что такое ересь - «свобода» богословского, философского творчества или просто ошибка?

Подлинная свобода - это свобода от греха и пребывание в Святом Духе, Духе Истины, Который сохраняет человека от заблуждений. Если ересь - проявление свободы творчества, то тогда богословие отцов Церкви проявление чего? Впрочем, свобода может стать основанием самых разных поступков, как добрых, так и злых.

Ересь - это не просто ошибка или заблуждение, в которое впадает человек из-за незнания или неверного вывода. Ересь - это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв фундаментальных истин православной веры, такое пагубное их искажение, которое препятствует спасению.

Как могут быть связаны догматические формулировки со спасением, ведь по сути это всего лишь формы мысли? Как и почему форма мысли влияет на спасение?

Не надо забывать, что речь идет о Боге. Догматические формулировки - это не просто формы мысли, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу и предостерегающий от искажения истины. Вспоминается евангельское выражение «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), которое часто понимается как предостережение от суесловия, от невоздержанности языка. Но если вспомнить контекст этих слов Спасителя, то увидим, что сказаны они как продолжение предостережения от «хулы на Духа Святого» и, таким образом, относятся не к простым бытовым ситуациям, когда действительно можно наговорить лишнего, а именно к богословию! Догматические формулировки предостерегают и направляют нас - наш ум, нашу волю, наши чувства - к Богу, служат нам ориентиром на этом пути. Так получается, что - да, от слов о Боге, с которыми согласно и сердце, зависит наше осуждение или спасение.

Конечно, догматическое богословие - это в том числе и форма мысли, то, что принадлежит к интеллектуальной культуре, но главная его цель - вести человека к спасению. Неправильная вера ведет к неправильному духовному опыту и, как следствие, заблуждению и прелести. Догматика - это не отвлеченное мудрствование, не теоретические абстракции, это путь к спасению. Умственное богословское заблуждение всегда отражается на практике, именно поэтому ересь опасна! Бывали случаи в истории Церкви, когда богословские споры разгорались прямо вокруг какого-то практического вопроса: так, если мы вспомним историю византийских Паламистских споров XIV века, то эти вроде бы исключительно теоретические дискуссии вокруг природы «божественного света» разгорелись в первую очередь вокруг афонской практики «умной молитвы» и в итоге позволили богословам обосновать и защитить афонскую монашескую традицию исихазма и созерцания нетварного божественного света.

Если человек идет в неверном направлении, через некоторое время он неминуемо окажется в тупике. Это объективная реальность, человек в принципе может и не пропагандировать какую-то ересь, но быть еретиком, его заблуждения все равно рано или поздно дадут свой плод, обнаружат себя печальными последствиями.

Ересь - это в первую очередь «умственное» заблуждение? Семинарист с двойкой по догматическому богословию - еретик?

Ну, такой человек уже, как правило, не семинарист… (Смеется.) Здесь вопрос не в том, может ли человек выразить свою веру, а в том, осознанно ли он отвергает церковное учение, противопоставляет ли он свое понимание церковному? Большинство еретиков были очень умными людьми и строгими аскетами, но отрицали церковное учение. Причем отрицали на очень высоком интеллектуальном уровне: Аполинарий, Несторий… Именно поэтому мы объясняем своим студентам, что не столько теоретические познания в области богословия, сколько опыт церковной жизни, опыт жизни в Духе Святом предохраняет от ошибок.

Свобода богословских мнений

Если мы будем изучать историю церковной письменности, то быстро заметим, что святые отцы и сами далеко не всегда единогласны, более ранние иногда противоречат поздним…

Поздние догматические формулировки выражают не какие-то «новые» учения, а то же самое церковное учение, которое изначально было в Церкви. В православном понимании содержание церковного учения неизменно, и со временем может меняться только его словесная форма. Мы убеждены, что святые отцы, жившие до появления более поздних догматических формулировок, веровали так же, как и мы. Не смотря на то, что многие доникейские Отцы в изъяснении учения о Святой Троице использовали терминологию не Символа веры (принятого в 325 году), мы уверены, что понимали они свои формулировки в рамках Предания Церкви.

Интересно, что Церковь только те вероучительные истинны определяет как догмат, которые непосредственно важны для спасения человека. Православные догматы - это всегда некий коридор, где богослов может думать так или по-другому, главное - не выходить за обозначенные рамки. Самым ярким примером чего является орос Халкидонсокго Собора с его определением о соединении естеств во Христе: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Более того, есть значительное количество очень по сути значимых для нас вероучительных истин, которые вообще не имеют строгих догматических формулировок. Например, о телесности или бестелесности ангелов. И это нормально. Поэтому мы различаем в Церкви догматы и богословские мнения.

А чем отличается частное «богословское мнение» от ереси? Где грань допустимого разномыслия? Какие критерии?

Частные богословские мнения могут быть несогласны друг с другом, но при этом они не должны ни прямо, ни косвенно идти в противоречие догмату. Если это происходит, тогда «частное богословское мнение» становится ересью. Кроме того, как уже говорилось, ересь подрывает фундаментальные истины, а теологумены и частные богословские мнения касаются вероучительных вопросов частного характера, не имеющих столь важного значения для спасения, как те истины, что мы исповедуем в Символе веры. (Например, вопрос от трехчастности (дух-душа-тело) и двухчастности (тело-душа) человеческой природы. - Прим. ред.) И конечно, следует четко понимать, что в ереси есть два важных аспекта: собственно ошибочный взгляд по какому-то вероучительному вопросу и отношение еретика к собственному лжеучению. Принявший ересь за истину - не просто с кем-то в чем-то не согласен, он противопоставляет себя и свою веру вере Церкви. Отсюда известная закономерность: ересь - это всегда нарушение единства. Еретик - это человек не просто заблуждающийся, но и тот, кто ради собственного заблуждения отпадает от церковного единства, выходит из единства веры, любви и, в конце концов, единства евхаристического общения.

По каким-то вопросам разномыслие, безусловно, возможно; и в связи с этим вспоминается известное выражение Блаженного Августина, который заповедовал сохранять «в главном единомыслие, во второстепенном разнообразие, во всем любовь». Тот критерий, который определяет, где заканчивается разномыслие, а где начинается ересь, четко виден из этих слов святого отца: разномыслие не должно служить раздору и нарушению любви.

Кто помнит слова святого апостола Павла «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2: 3), тот имеет четкий критерий для различения допустимого в Церкви разномыслия от собственно ереси.

- Откуда тогда происходит сам факт разномыслия святых отцов, если Бог один?

Давайте спросим: что первичнее, опыт или его последующее выражение? Очевидно, опыт. И только потом его выражение. При этом не следует забывать, что даже вполне простой опыт иногда сложно облечь в словесную форму. Приходится искать слова, понятия, корректировать и уточнять их. Одно и то же можно выражать разными словами: более или менее удачными, содержательными, красивыми, в конце концов. Чтобы выразить свой опыт, иногда должно пройти время. Думаю, каждый испытывал подобное. Так и в случае с Церковью: она имела опыт Богообщения - Господь открылся ей. И никто не сомневался, что этот опыт есть, а вот на его выражение, поиск словесных формулировок уходило время. Да, термины «Троица», «Богочеловек», «Богородица» появились не сразу, но это не значит, что у Церкви не было веры в это, что был какой-то другой опыт.

Быть внимательным

Часто говорят, что ересь - это только то, что осуждено вселенским собором. Но если ересь вредна сама по себе, а собора не было (уже более 1000 лет) - лжеучение нельзя назвать ересью?

Дело не только в том, что не было уже более 1000 лет вселенского собора. Разве не было тех, кто исповедовал какую-нибудь ересь, но умер до осуждения этой ереси вселенским собором? Конечно были. Не значит же это, что они не еретики или их нельзя называть еретиками?

И после эпохи вселенских соборов появлялись новые лжеучения, ереси. Очевидно, они были не менее вредоносными или губительными. Некоторые из них оказались осуждены на поместных церковных соборах. Но сколько будет существовать мир, Церковь, столько враг рода человеческого и будет строить козни, в том числе в виде ересей. Так что мы всегда должны быть внимательны к тому, что говорят, что проповедуют и к чему призывают. Не зря же святой апостол предостерегает нас, чтобы «кто-нибудь не прельстил вкрадчивыми словами» (Кол. 2: 4).

- А где грань «непонимания», «глупости», с одной стороны, и «ереси»- с другой? Бабушки в храмах часто имеют очень экзотические представления о Православии, о природе Христа и т. п. Все эти бабушки - еретики?

Многие из них родились и выросли в Православии, и принадлежность к Церкви по умолчанию воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. При таком отношении в «тонкости» не вникают. Все эти «экзотические» представления скорее есть следствие незнания подлинной традиции, а не сознательного противления учению Церкви. Таких людей Церковь прежде всего должна наставлять, просвещать. Часто бывает, что простые прихожане имеют неправильное представление, но после объяснения спокойно осознают неправоту и принимают церковное учение. Мы хорошо понимаем, что не все наши прихожане владеют догматической терминологией, но я думаю, что в принципе можно пусть и не уметь объяснить суть собственной веры, но веровать при этом православно. Переживать правильный духовный опыт. Человек может иметь правильную духовную жизнь, но не владеть какими-то богословскими, философскими терминами, и наши прихожане - большинство в принципе верят так, как верит Церковь, все они знают наизусть Никео-Цареградский Символ веры, который поется за каждой литургией, и для них этого достаточно. Да, кто-то приходит в храм и не понимает, но со временем растет и степень осознания богословских определений своей веры.

Есть такое выражение, как «простецкое богословие», зачем церковному учению вообще необходимо «теоретическое», богословское измерение? Может, чтобы не впадать в ереси, «от греха подальше» лучше вообще не вникать в эти тонкости?

Это ложный путь, Апостол Павел говорит, что служение Богу должно быть разумным (Рим.12:1), хотя все и не сводится только к разуму.

- Нарушение традиций, например богослужебных: языка или способа чтения тех или иных текстов - это ересь?

Нарушение богослужебных традиций может происходить по разным причинам: от тривиального нерадения до обновленческого пафоса.

В особых случаях такое нарушение может быть литургическим следствием ереси, как это и происходит, например, в протестантских деноминациях.

Есть мнение, что существует потребность в переводе православной догматики на более современный философский язык. Святые отцы говорили на языке античной философии, современном для того времени, а сегодня этот язык сильно изменился. Или язык догматики неизменен?

Язык богословия - это язык человеческий, и он имеет свои ограничения, но я все-таки не сторонник такого перевода. Ведь в богословии мы всегда говорим о тайне, имеем предметом своего обсуждения вещи таинственные, и я не думаю, что у нас есть сейчас такие духовные силы, чтобы подвергнуть этот язык ревизии. Это принесет не ясность, а только новые разделения.

Дмитрий РЕБРОВ

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. ), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет. ), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал. ). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

Бытовое понятие термина

В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным.

Богословское определение

Производные понятия

  • Ересиа́рх (греч. αἱρεσιάρχης ) - глава еретической религиозной общины, движения.
  • Ерети́к (греч. αἱρετικός ) - приверженец еретической идеологии, член еретической общины.

В христианстве

Ереси в исламе

В исламе любая религиозная ересь («бида ») строго осуждается. При этом ересью считается любое нововведение в религии. К сторонникам ереси применяются термины «мубтади» (еретик), «зиндик» (еретик), а также нередко «кафир» (неверный) или «мунафик» (тайный неверный).

Традиционно еретиками называли друг друга сунниты , ибадиты , шииты , а также шииты разных направлений. Но в настоящее время в связи с членством в Организации исламского сотрудничества , где представлены государства с доминированием каждого из всех трёх течений правительства мусульманских государств обычно признают все три течения мусульманскими, хотя часто и не одинаково истинными. В то же время вслед за салафитами экстремистские суннитские организации считают шиитов и суфистов как минимум еретиками; аналогичные организации есть и у шиитов. Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане, но допустимым мусульманским (наряду с суннизмом и рядом направлений шиизма) в Иране, где официальная конфессия ислама - шииты-двунадесятники . Некоторые новые религии, выросшие из ислама (например, салафиты , сикхи , бахаи и Нация ислама), первоначально считались еретическими. В настоящее время чаще всего еретическими называют следующие исламские течения:

См. также

  • Кафир (= Гяур)

Напишите отзыв о статье "Ересь"

Примечания

Литература

  • Булгаков С. В. // Москва: Современник, 1994.
  • о религиях и конфессиях, вошедших в энциклопедию «Народы и религии мира »
  • прот. Иванцов-Платонов . «Ереси и расколы первых веков христианства» (Москва, 1878)
  • Генри Чарльз Ли, Николай Осокин, Лев Карсавин и др. История ересей. - М.: АСТ, 2007. - 576 с. - ISBN 978-5-17-023677-0
  • Барсов Н. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ересь

В Ростове, также как и во всей армии, из которой он приехал, еще далеко не совершился в отношении Наполеона и французов, из врагов сделавшихся друзьями, тот переворот, который произошел в главной квартире и в Борисе. Все еще продолжали в армии испытывать прежнее смешанное чувство злобы, презрения и страха к Бонапарте и французам. Еще недавно Ростов, разговаривая с Платовским казачьим офицером, спорил о том, что ежели бы Наполеон был взят в плен, с ним обратились бы не как с государем, а как с преступником. Еще недавно на дороге, встретившись с французским раненым полковником, Ростов разгорячился, доказывая ему, что не может быть мира между законным государем и преступником Бонапарте. Поэтому Ростова странно поразил в квартире Бориса вид французских офицеров в тех самых мундирах, на которые он привык совсем иначе смотреть из фланкерской цепи. Как только он увидал высунувшегося из двери французского офицера, это чувство войны, враждебности, которое он всегда испытывал при виде неприятеля, вдруг обхватило его. Он остановился на пороге и по русски спросил, тут ли живет Друбецкой. Борис, заслышав чужой голос в передней, вышел к нему навстречу. Лицо его в первую минуту, когда он узнал Ростова, выразило досаду.
– Ах это ты, очень рад, очень рад тебя видеть, – сказал он однако, улыбаясь и подвигаясь к нему. Но Ростов заметил первое его движение.
– Я не во время кажется, – сказал он, – я бы не приехал, но мне дело есть, – сказал он холодно…
– Нет, я только удивляюсь, как ты из полка приехал. – «Dans un moment je suis a vous», [Сию минуту я к твоим услугам,] – обратился он на голос звавшего его.
– Я вижу, что я не во время, – повторил Ростов.
Выражение досады уже исчезло на лице Бориса; видимо обдумав и решив, что ему делать, он с особенным спокойствием взял его за обе руки и повел в соседнюю комнату. Глаза Бориса, спокойно и твердо глядевшие на Ростова, были как будто застланы чем то, как будто какая то заслонка – синие очки общежития – были надеты на них. Так казалось Ростову.
– Ах полно, пожалуйста, можешь ли ты быть не во время, – сказал Борис. – Борис ввел его в комнату, где был накрыт ужин, познакомил с гостями, назвав его и объяснив, что он был не статский, но гусарский офицер, его старый приятель. – Граф Жилинский, le comte N.N., le capitaine S.S., [граф Н.Н., капитан С.С.] – называл он гостей. Ростов нахмуренно глядел на французов, неохотно раскланивался и молчал.
Жилинский, видимо, не радостно принял это новое русское лицо в свой кружок и ничего не сказал Ростову. Борис, казалось, не замечал происшедшего стеснения от нового лица и с тем же приятным спокойствием и застланностью в глазах, с которыми он встретил Ростова, старался оживить разговор. Один из французов обратился с обыкновенной французской учтивостью к упорно молчавшему Ростову и сказал ему, что вероятно для того, чтобы увидать императора, он приехал в Тильзит.
– Нет, у меня есть дело, – коротко ответил Ростов.
Ростов сделался не в духе тотчас же после того, как он заметил неудовольствие на лице Бориса, и, как всегда бывает с людьми, которые не в духе, ему казалось, что все неприязненно смотрят на него и что всем он мешает. И действительно он мешал всем и один оставался вне вновь завязавшегося общего разговора. «И зачем он сидит тут?» говорили взгляды, которые бросали на него гости. Он встал и подошел к Борису.
– Однако я тебя стесняю, – сказал он ему тихо, – пойдем, поговорим о деле, и я уйду.
– Да нет, нисколько, сказал Борис. А ежели ты устал, пойдем в мою комнатку и ложись отдохни.
– И в самом деле…
Они вошли в маленькую комнатку, где спал Борис. Ростов, не садясь, тотчас же с раздраженьем – как будто Борис был в чем нибудь виноват перед ним – начал ему рассказывать дело Денисова, спрашивая, хочет ли и может ли он просить о Денисове через своего генерала у государя и через него передать письмо. Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. Борис заложив ногу на ногу и поглаживая левой рукой тонкие пальцы правой руки, слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчиненного, то глядя в сторону, то с тою же застланностию во взгляде прямо глядя в глаза Ростову. Ростову всякий раз при этом становилось неловко и он опускал глаза.
– Я слыхал про такого рода дела и знаю, что Государь очень строг в этих случаях. Я думаю, надо бы не доводить до Его Величества. По моему, лучше бы прямо просить корпусного командира… Но вообще я думаю…
– Так ты ничего не хочешь сделать, так и скажи! – закричал почти Ростов, не глядя в глаза Борису.
Борис улыбнулся: – Напротив, я сделаю, что могу, только я думал…
В это время в двери послышался голос Жилинского, звавший Бориса.
– Ну иди, иди, иди… – сказал Ростов и отказавшись от ужина, и оставшись один в маленькой комнатке, он долго ходил в ней взад и вперед, и слушал веселый французский говор из соседней комнаты.

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.

    Еретики -это люди, вольнодумающие, за что правительство клеймило их еретиками, то есть несущими и проповедующими ересь. А ересь эта очень даже часто была правдой, и была направлена против церкви -против священников, наживающихся за счет простых людей. Примеры еретиков на Руси - стригольное движение в Новгороде в 14 веке, Матвей Башкин, дворянин, отпустивший на волю всех холопов, Феодосий Косой -холоп, не побоявшийся пойти против системы, создавший рабское учение -за свободу, за равенство.

    Конечно слово еретик происходит от слова ересь и переводится с греческого как выбор либо вольное направление. В Библии сказано: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся,-если не ошибаюсь. В современном понимании слово это еретик имеет вполне ясный и прямой, определенный смысл, но стоит учесть что под пером апостола две тысячи лет назад слово это означало нечто совсем иное. А именно: упрямый зануда, который слушает только себя.

    Как сказал в свое время Себастьян Шатейон,

    Согласна с этим высказыванием на сто процентов, и поражаюсь людям, которые ополчаются против еретиков, считая, что в них вселился бес или что они сродни юродивым. Просто их мнение отличается от мнения основной массы, а их взгляды базируются совершенно не на том, на чем основана ортодоксия, вот и все, собственно.

    Изначально людей с иными взглядами стали выделять и преследовать христиане, затем это явление появилось и в исламе. Сейчас же понятие еретик как в принципе применимо вообще ко всем людям, которые не согласны с признанной системой ценностей и взглядов.

  • К еретикам во времена средневековья относили всех, кто не поддерживает религиозное течение католической церкви, кто не признает превосходство и могущество церкви в обществе.

    Еретиками могли назвать кого угодно, просто для того, чтобы избавиться от человека. Церкви было это очень удобно, ведь даже тщательное судебное разбирательство было не нужно, чтобы обвинить человека.

    Само слово еретик происходит от слова ересь - что с др. греческого переводится как выбор и направление.

    В католичестве во времена инквизиции оно приобрело несколько иное значение - отклонение от догматов веры, т. е. любые отклонения от установленных норм инквизиция признавала ересью, называла человека еретиком, подвергала пыткам и так далее...

    Я не буду приводить все известные истории примеры еретиков, назову самые известные: орден тамплиеров обвинили в ереси, чтобы от него избавиться; Николай Коперник был признан еретиком за свои научные взгляды и утверждение о том что Землю вращается вокруг Солнца, а не наоборот, примеров очень много.

    На самом деле, во времена инквизиции обвинения в ереси случались слишком часто и таким образом церковь избавлялась от всех неугодных и инакомыслящих.

    Еретик - человек, который не принимает общепринятые взгляды, правила, мировоззрения других людей. Например, человек, который не принимает веру в того или иного Бога является еретиком или выражаясь иначе вероотступником (богоотступником), также еретиками являются люди, мнение которых расходится с общепринятым научным.

    То есть по сути человек, имеющий такое мнение, которое отличается от мнений других людей уже может быть назван еретиком.

    Теперь примеры:

    1. Арий родился в 256 году в Ливии. Занимал положение пресвитера в александрийской церкви. В 318 году произошел спор между Арием и епископом Александром: Арий отрицал равенство божества Христа с Отцом, и считал, что Христос был создан Отцом. Это спор принял большую известность и даже стал называться арианским спором.

    Григорий Распутин относился к хлыстам (в 1903 году ему было предъявлено обвинение со стороны церкви).

    Еретик это человек который имеет собственное мнение, которое не совпадает с мнением государства. И конечно в разные времена к еретикам относились по разному. А в средние века, когда у церкви была реальная власть, то еретиков и на костре сжигали. Ну а вот как формулируют понятие еретик писатели и очень известные люди.