Котенко константин валентинович работает сейчас год. Ни хирша себе академики

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 4/2008, стр. 29-35

ИТОГИ, ПОТЕНЦИАЛ, ПЕРСПЕКТИВЫ...

А. Тарасенко

Окончание.

Начало см. в «ТиВ» №12/2007г.,

№1/2008 г.

Боевые модули

Боевые модули предназначены для вооружения новых образцов бронетанковой техники и модернизации боевых машин легкой и средней категории, а также тяжелых БМП с целью повышения их огневой мощи. Замена штатного боевого отделения устаревших образцов (БМП-1/2, М-113, БТР различных модификаций) позволяет без доработки ходовой базы довести их огневую мощь до уровня лучших современных мировых аналогов. Малые габариты модулей позволяют размещать их практически на любой технике (например, модуль «Ингул» с 30-мм пушкой и ПТРК может быть установлен на БРДМ-2), бронетранспортерах, катерах береговой охраны и других носителях.

Анализ современного состояния отечественной и зарубежной легкобронированной техники показывает, что многие страны располагают большим количеством боевых машин с вооружением, не отвечающим современным требованиям. Однако эти машины характеризуются достаточно надежной ходовой частью, не выработавшей своего ресурса (как пример можно привести БМП-1). Замена всего парка бронемашин на новые в настоящее время не представляется возможной даже для самых экономически развитых государств, поэтому наиболее приемлемым выходом является модернизация с использованием универсальных боевых модулей.

Украинскими предприятиями разработано большое количество боевых модулей, которые по основным показателям соответствуют лучшим мировым образцам, а по многим характеристикам их превосходят. Среди них модули «Тайфун», «Гром», «Ингул», «Шквал», «Буг», ЗТМ-1, БАУ-23Х2идр.

Универсальный боевой модуль «Гром»

Этот боевой модуль с вынесенным вооружением, разработанный ХКБМ им. Морозова, предназначен для поражения живой силы, борьбы с бронированной техникой, огневыми точками и низколетящими малоскоростными целями противника. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях при помощи современного стабилизатора вооружения СВУ-1000. Модуль устанавливается на легкие боевые бронированные машины (БТР-60/70/80, БТР-ЗЕ, МТ-ЛБ, Ml 13, БМП-2 и др.), обеспечивая повышение их огневой мощи.

За счет применения вынесенного вооружения обеспечено повышение защищенности экипажа, снижена масса боевого модуля и улучшены условия обитаемости в боевом отделении (отсутствие загазованности при стрельбе).

Модуль «Гром» был установлен на перспективный украинский БТР-4, а также на модернизированные варианты БТР-70 и МТ-ЛБ.

Универсальный боевой модуль «Ингул»

Боевой модуль «Ингул» разработан Киевским КП «Научно-технический центр артиллерийско-стрелкового вооружения» (КП «НТЦ АСО») для модернизации существующих образцов боевых колесных и гусеничных машин. Отличительной особенностью модуля является его высокая компактность при большой огневой мощи, позволяющая устанавливать его на машины легкого класса вплоть до БРДМ-2.

В качестве вооружения модуля используется автоматическая пушка ЗТМ-2 (или другая пушка типа 2А42, 2А72) калибра 30 мм и спаренный с ней пулемет, например КТ-7,62 (ПКТ).

Для управления огнем на модуле применяется оптико-телевизионный прицельный комплекс ОТП-20 «Циклоп- 1», включающий телевизионную камеру и лазерный дальномер, стабилизатор СВУ-500 «Карусель» обеспечивает высокую точность стрельбы в движении. Модуль не обитаемый, наведение пушки осуществляется при помощи монитора на рабочем месте оператора (командира) в корпусе боевой машины. Это обеспечивает повышенную безопасность личного состава, меньшую загазованность внутреннего объема боевой машины.

Для пуска дымовых гранат установлена система 902В «Туча». Для борьбы с тяжелыми БТР и танками противника модуль оснащен пусковой установкой для противотанковых ракет, например, комплекса «Барьер» с ракетами Р-2 или другими - по желанию заказчика.

«Ингул» может устанавливаться на БТР-70, БТР-80, БРДМ-2, БРДМ-2М, а также на патрульные катера с малым водоизмещением.

Универсальный боевой модуль «Тайфун»

Боевой модуль «Тайфун» разработан Харьковским конструкторским бюро «Укрспецтехника». Он включает стабилизированную пушку, спаренную с пулеметом, средства для установки ракетного комплекса, гранатомет. Основу СУО составляет стабилизированная прицельно-поисковая аппаратура с тепловизионным каналом, лазерным дальномером и счетно-решающим устройством артиллерийской системы. Прицельно-поисковая аппаратура дополнительно содержит оптико-электронный канал, включающий телевизионные камеры наблюдения с широким полем зрения и узким полем зрения, видеокомпьютер, а также монитор видеокомпьютера на рабочем месте оператора.

Прицельно-поисковая аппаратура работает следующим образом. На выбранной цели оператор-наводчик устанавливает маркер и нажимает кнопку «Автозахват». Три гироскопа обеспечивают совмещение маркера и цели. По команде «Автозахват» дальнейшее наблюдение за целью осуществляет камера наблюдения, работающая в режиме узкого поля зрения, или тепловизионная с трансфокатором, и включается программа видеокомпьютера автосопровождения цели. В этом случае при перемещении башни, установленной на шасси, производится автоматическое слежение камерой за движущейся целью, позволяющее удерживать цель в центре экрана монитора. После этого оператор-наводчик выбирает тип оружия, вид боеприпасов и нажимает кнопку «Огонь». Счетно-решающее устройство автоматически рассчитывает вертикальный угол установки оружия в зависимости от дальности цели. После поражения цели оператор-наводчик переключает камеру наблюдения с режима узкого поля зрения в режим широкого поля зрения и осуществляет выбор очередной цели.

Во всех режимах работают две системы стабилизации. Одна - система стабилизации оружия, другая - система стабилизации поисково-прицельных приборов.

Результаты испытаний показали, что эффективность стрельбы возросла, по сравнению с аналогичными устройствами, на 20%, время реакции артиллерийской системы составляет 1-2с. Эффективная дальность стрельбы достигает 5500 м. Вес башни без боекомплекта - не более 2000 кг.

Универсальный боевой модуль «Шквал»

Модуль «Шквал» включает 30-мм пушку, 7,62-мм спаренный пулемет, 30-мм автоматический гранатомет и противотанковое управляемое вооружение. Разработан КП «НТЦ АСО».

Конструкция боевого модуля «Шквал» очень гибкая, что позволяет легко заменить имеющееся вооружение на другое. 30-мм пушка двойного питания имеет готовый к использованию боекомплект из 350 снарядов. Боекомплект 7,62-мм спаренного пулемета составляет 2500 патронов. С левой стороны башни установлен 30-мм гранатомет, у которого в боекомплекте 29 готовых к использованию гранат, дополнительно 87 гранат перевозятся в резерве (три магазина, в каждом из которых находятся 29 гранат).

Шесть 81 -мм установок дымовых/ аэрозольных гранат установлены по три штуки с каждой стороны башни для стрельбы вперед.

Комплекс управления огнем включает прицельный комплекс ОТП-20, который интегрирован с системой управления стрельбой управляемыми ракетами, и стабилизатор вооружения СВУ-500.

Универсальный боевой модуль «Шквал» устанавливается на модернизированные БМП-1У и на бронетранспортер БТР-ЗУ.

На модернизированном варианте данного модуля (на фото установлен на базе БМП-1) установлен развитой комплекс управления огнем на основе оптико-телевизионного многоканального прицельного комплекса с тепловизионным, лазерным каналом дальнометрирования и каналом наведения управляемой ракеты в едином блоке. Ранее модуль включал отдельно размещенные телевизионные камеры ТПК-1 и ТПК-2, входящие в оптико-телевизионный комплекс ОТП-20 «Циклоп-1», а также лазерный дальнометр ВДЛ-2 и ИК прожектор ОУ-5.

Стоит отметить, что украинские модули весьма неплохо выглядят на фоне зарубежных образцов, в том числе и российских разработок, особенно это относится к уникальным по своим характеристикам модулям «Тайфун», «Ингул» и «Гром». Повышенное внимание в украинских модулях уделено вопросам обзора и эффективности стрельбы.

Создание и глубокая модернизация БТР и БМП

Технические и стратегические просчеты - БТР-ЗУ и БТР-94

Еще одним направлением деятельности ХКБМ и завода им. В.А. Малышева в 1990-е гг. стало создание БМП и БТР. В результате появились экзотические тяжелые БМП на базе танков Т-84 и Т-72 (о них рассказывалось выше). Также были разработаны бронетранспортеры БТР-94 и БТР-3, которые, по сути, представляли программы модернизации БТР-80. Однако здесь предприятию сопутствовал небольшой успех. Объясняется это, прежде всего, причинами технического характера, обусловленными неоптимальной компоновкой БТР-70/80, на базе которых пытались создать перспективную машину.

В 1999 г. контракт на закупку 50 БТР-94 был заключен с Иорданией. Поначалу у заказчика возникли претензии к качеству БТР-94, которые впоследствии были устранены. В 2004 г. все БТР-94 были переданы новой иракской армии в рамках помощи.

В конце 2005 г. завод им. Малышева (пользуясь своим статусом спецэкспортера) подписал контракт на продажу в Иорданию 150 боевых модулей для оснащения легкой бронированной техники.

БТР-4. Фото ХКБМ.

БТР-4

Под впечатлением от пакистанского контракта ставка была сделана на танки и машины на их базе. Увы, на весьма переполненном рынке, в условиях весьма негибкой маркетинговой политики закрепить успех не удалось.

Если бы ХКБМ начало разработку БТР-4 иЛТБМ «Дозор» раньше, то ситуация сейчас могла быть совершенно иной. Даже не учитывая многомиллионные контракты на поставки колесных боевых машин категории до 30 т (Польша, Финляндия, Чехия и др.) в европейские страны, доля поставок качественных машин данной категории в страны Азии и арабские государства могла бы кардинально улучшить положение ХКБМ.

Бронетранспортер нового поколения БТР-4 был впервые представлен в 2006 г. на выставке «Аэросвит-21». Безусловно, работы над машиной подобного класса были начаты с большим опозданием.

Компоновка БТР-4 полностью отличается от всех ранее созданных отечественных БТР (БТР-60/70/80/90). Отделение управления находится в передней части корпуса, силовое отделение расположено с левой стороны за спиной водителя и снабжено проходом по правому борту в десантное отделение. Далее размещено десантное отделение с двухстворчатыми дверями для высадки десанта. Для командира и водителя имеются двери в бортах со встроенными пуленепробиваемыми стеклоблоками. Лобовые стекла также представляют собой пуленепробиваемые стеклоблоки, которые могут закрываться бронированными крышками.

Боевая масса БТР-4 в базовом варианте составляет 17 т (19,3 т с модулем «Гром»), в варианте с дополнительным бронированием вес может достигать до 27 т (защита от снарядов 30-мм пушек). БТР-4 перевозит восемь десантников, экипаж - три человека. Силовая установка состоит из двухтактного дизеля ЗТД мощностью 500 л.с. с автоматической гидромеханической трансмиссией. По желанию заказчиков возможна установка двигателя фирмы Deutz с мощностью 489 или 598 л. с.

На базе БТР-4 возможен выпуск машин различного назначения - огневой поддержки, командирских, санитарных, зенитных, боевых разведывательных или ремонтно-эвакуаци-онных.

МТ-ЛБ

Харьковский тракторный завод (ХТЗ) представляет комплексную программу модернизации ранее созданных заводом машин семейства МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный) - многоцелевого шасси МТ-ЛБ, шасси комплексов «Стрела-10», «Штурм-С», РХМ, многоцелевых бронированных вездеходов МТ-ЛБ В и МТ-ЛБ ВМ.

Кроме того, создаются новые машины семейства - легкие многоцелевые бронированные транспортеры сил быстрого реагирования МТ-ЛБ Р6 и МТ-ЛБ Р7. Предполагается модернизация различного уровня по желанию заказчика для повышения подвижности, защиты, огневой мощи и комфорта.

Альтернативные предложения

Тяжелые БМП/БТР

Новая машина на базе Т-64 была создана специалистами ДП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод». Базовый вариант для семейства боевых и вспомогательных машин создан путем «разворота» танка Т-64 моторно-трансмиссионным отделением вперед, удалением с него башни и оборудования десантного отделения. В итоге получился УМР-64, на котором могут размещаться до 15 функциональных модулей массой до 22 т. Одним из вариантов является создание на его базе тяжелой БМП с десантом до 12 человек и необитаемым боевым модулем с дистанционным управлением. В базовом варианте БМП весит 34,5 т.

Тяжелую БМП на базе Т-64 планируется включить в состав танкового взвода на постоянной основе, они предназначены для замены БМП-1 /2.

На базе УМР-64 также предполагается создать универсальную машину боевого снабжения (УМБП-64), высокозащищенную командно-штабную машину с весом до 41 т, 120-мм самоходный миномет и другие машины.

Для посадки и высадки десанта УМР-64 снабжен удобными дверями в кормовой части корпуса. Это выгодно отличает данную разработку харьковских танкостроителей от конкурентов как в Украине, так и в России. В отличие от специалистов ХКБМ, конструкторы Харьковского бронетанкового ремонтного завода не пытались совместить несовместимые вещи - танк и БТР: получавшаяся в результате малоприменимая конструкция не выполняла в полном объеме функций ни того, ни другого. От российских тяжелых БТР (БМО-Т,

ДПМ-72) украинская машина выгодно отличается большей вместительностью десантного отделения и значительно лучшими условиями для десантирования и посадки в машину.

Для обеспечения пехотному отделению возможности безопасного спешивания из кормовой части машины была предложена конструкция с передним размещением двигателя. Чтобы достичь этого без конструктивных изменений корпуса базового танка с кормовым размещением двигателя, он используется так, что в своем новом виде конструкция передней части корпуса танка была репрофилирована (кормовая часть танка стала передней частью). Для использования танка в таком виде изменено направление вращения бортовых передач, геометрия подвески также отрегулирована для сохранения распределения натяжения гусениц. Командир и водитель перемещены на приподнятых рабочих местах за перегородку моторно-трансмиссионного отделения.

Таким образом, на базе Т-64 вместо их утилизации предприятие во главе с В. Федосовым создало ряд специальной техники, в первую очередь, для инозаказчика, чтобы покупатель мог выбрать тот товар, который ему по нраву.

Последней разработкой предприятия стал высокозащищенный колесный БТР (БМПТ-К-64), изготовленный с применением корпуса, а также других узлов танка Т-64.

Как указал начальник подраздела ремонта департамента экономической и хозяйственной деятельности МО Украины Дмитрий Колесник, сегодня переработка корпуса Т-64 в БМПВ-64 в условиях ремонтного предприятия стоит около 450 тыс. гривен, без учета стоимости вооружения. Он также добавил, что окончательная цена модернизации будет составляться из стоимости шасси Т-64 - 70 тыс. гривен, их капитального ремонта - еще 80 тыс. и стоимости КД на каждую единицу-70 тыс. гривен. Ав итоге это составляет 670 тыс. гривен.

Тяжелая БМП на базе танка Т-64 (БМПВ-64). Фото 115-го БТРЗ.

Автономный комплекс

Руководство ДП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод», где Т-64 проходил капитальный ремонт и модернизацию (до стандарта Т-64БМ2), считает, что у танка есть перспективы на внешнем рынке. Также был предложен вариант создания на его базе целого семейства машин - тяжелого БМП/БТР, машины поддержки, самоходного миномета, командно-штабной машины, универсальной машины боевого снабжения. Все эти машины наряду с основным модернизированным танком Т-64Б могут стать основой автономного комплекса бронированных машин на единой базе танка. Им может быть мощный бронетанковый комплекс на базе танка Т-64, в том числе входящий в состав любых формирований сил общего назначения, способный выполнять тактические задачи в отрыве от тыловых баз. Это позволит значительно упростить процессы поддержки, технического обслуживания и ремонта техники, если унифицировать базу основного танка, боевой машины пехоты, бронированного ремонтно-эвакуационного средства, командно-штабной машины, санитарно-эвакуационной и машины материального обеспечения. Кроме этого, в комплекс войдут полевая артиллерия, комплексы противовоздушной обороны, разведывательные комплексы. Все это предлагают специалисты Харьковского бронетанкового ремонтного завода.

Концепция автономного разведывательно-ударного комплекса является основной в развитии военно-технической концепции системы бронированного вооружения нового поколения. Это создание семейства унифицированных образцов на базе единого шасси (объединенных в единое информационное пространство). Таким образом, в начале XXI века образцы бронетанкового вооружения снова адаптируются к изменившимся условиям и превращаются в наземные боевые высокозащищенные машины, являющиеся элементом единой системы вооружения. При этом они сохраняют главную отличительную черту - высокую степень универсальности, позволяющую решать разнотипные боевые задачи во всех видах боевых действий и эффективно взаимодействовать с другими боевыми средствами.

В этом аспекте стоит взглянуть на мнение специалистов 38 НИИ МО РФ и Омского КБТМ, описанное, например, в патенте РФ №2242699 «Автономный комплекс бронированных гусеничных машин» и патенте РФ №2242699 «Способ изготовления многоцелевой военно-гусеничной машины на шасси танка», где высказываются аналогичные предложения.

Разработка унифицированного шасси на базе Т-64 наконец-то получила и государственную поддержку в 2007 г. со стороны комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады. Было принято решение о необходимости создания многофункционального шасси на базе Т-64 разработки ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод».

Проблема создания шасси была рассмотрена с участием специалистов Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил, научно-исследовательских ведомств ВС, Генеральных конструкторов по танкостроению и моторостроению (ХКБМ и ХКБД). Решение комитета направлено для рассмотрения Кабмином.

Тем временем бронетанковые ремонтные заводы МО Украины сейчас в основном заняты работой над ремонтом и модернизацией бронетанковой техники для иностранного заказчика - Пакистана, Китая, Иордании, Алжира, африканских стран и др.

БТР-80УП, модернизированный на 346-м Николаевском БТРЗ.

Киевский бронетанковый завод дает вторую жизнь Т-72. Результативность стрельбы, достигнутая с расстояния 3 км, была равна 97% - и это при том, что стрельба велась в движении и при очень высокой температуре воздуха.

На 346-м Николаевском БТРЗ прошли модернизацию бронетранспортеры БТР-80, получившие обозначение БТР-80УП. Партия из 98 таких машин с усиленной защитой была поставлена в Ирак. Из них 66 БТР-80 для модернизации были закуплены в Венгрии, а 32 машины были собраны на Украине. Контракт выполнялся при посредничестве Польши.

БТР-80УП будут поставляться в Ирак в восьми модификациях: БТР-80УП-КР (КП командира роты); БТР-80УП (базовая десантная машина); БТР-80УП-КБ (КП командира батальона); БТР-80УП-С (командно-штабная машина); БТР-80УП-М (санитарная машина); БТР-80УП-Р (разведывательная машина); БТР-80 УП-БРЕМ (ремонтно-эвакуационная машина); БТР-80УП-Т (транспортная машина).

Конструкция БТР предусматривает дополнительную броневую защиту, установленную спереди и по бокам БТР. Пространство для водометного движителя используется для размещения аккумуляторов, другого оснащения и вооружения. Установлены новые шины, электро- и пневматические установки, двигатель КамАЗ-7403 (260 л.с.) заменен на Д-80 (300 л.с).

Основным нововведением модернизированного БМП-80 является установка дополнительной защиты (от бронебойных пуль калибра 7,62 мм и пуль калибра 12,7 мм).

Конкуренты на внешнем рынке

На внешнем рынке основными конкурентами украинских танков выступают примерно аналогичные им по цене и в целом по основным характеристикам танки, типичные для отечественной школы танкостроения, - это, прежде всего, Т-90, польский ПТ-91, китайский Тип-96.

Т-90 был создан в конце 1980-х гг. как глубокая модернизация танка Т-72Б. В 1989 г. УКБТМ передал на испытания первые четыре танка, впоследствии получившие название Т-90. Основным отличием танка от Т-72Б было наличие автоматизированной СУО, позаимствованной у танка Т-80У/УД; до этого Т-72 автоматической СУО не имели. Танк также оснащался встроенной динамической защитой «Кон-такт-5», а впоследствии - и КОЭП «Штора-1». При этом конструкция танка в целом была аналогична танку Т-72Б, оснащенному литой башней и двигателем мощностью 840 л.с. В ответ на продажу Украиной Пакистану в 1996- 1999 гг. 320 танков Т-80УД Индия в срочном порядке решила восстановить баланс сил (на тот момент индийским танкистам просто нечем было бороться с пакистанскими Т-80УД, которые на голову превосходили их Т-72М и Т-55) и закупить в России партию Т-90С (экспортная модификация Т-90). В 1999 г. три Т-90С принимали участие в испытаниях в

Индии, из них один с литой башней и два новые, со сварными башнями.

Результаты испытаний российских танков Т-90С, прошедшие в пустыне Раджастхан, по мнению индийской стороны, оказались не совсем такими, как хотелось бы нижнетагильским танкостроителям. Согласно докладу, на который ссылается индийский источник «Политикал ивентс» (Political Events), двигатели В-84-1 мощностью 840 л.с. всех трех машин, принимавших участие в испытаниях, не выдержали тестирования по причине серьезного перегрева. А один из танковых двигателей вышел из строя, не выдержав эксплуатации в условиях высокой температуры и запыленности. Но в итоге в Дели все-таки не отказались от закупок новых российских танков. Кроме того, из-за отсутствия кондиционера за последние четыре года оказалась непригодной к использованию 80-90 СУО, которая стоит почти 20% всей стоимости танка. Попытки решить эту проблему до сих пор не увенчались успехом. Таким образом, поставка украинских танков в Пакистан, по сути, реанимировала российское танкостроение, которое в те годы находилось в глубочайшем кризисе - стоял вопрос о сворачивании мощностей по производству танков на Уралвагонзаводе.

Так что же представляет из себя Т-90 по сравнению с украинским танком «Оплот»?

В плане бронезащиты украинские танки не только значительно превосходят Т-90, оснащавшиеся литой башней, но и новые Т-90, которые начали оснащать сварной башней.

Сталь с ЭШП, из которой изготовлена конструкция башни танка «Оплот», обеспечивает прирост стойкости на 10-15% по сравнению со сварной башней из броневых сталей средней твердости, применяемой на танках Т-90С, которые были поставлены в Индию. Крыша башни украинского танка выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость; обеспечены технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства, в отличие от Т-90С, у которого крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии. Также довольно странным является то, что Т-90 имеет конструктивно более низкую защиту башни по отношению к корпусу (теоретически должно быть наоборот). Также стоит отметить улучшенную архитектуру «Оплота», снижающую эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), уголковые радиолокационные отражатели и средства снижения за-метности в радиолокационном и ИК-диапазоне длин волн. Т-90С имеет в 1,2-1,5 раза большую ЭПР, примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне (выхлоп двигателя - на левый борт), что облегчает наведение средств поражения с головками самонаведения и позволяет обнаруживать танк средствами разведки с большей дальности.

В плане огневой мощи украинский и российский танки фактически равноценны, так как используют, по сути, одинаковую систему управления огнем с незначительными модификациями. Тем не менее, стоит отметить наличие в составе СУО танка «Оплот» прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5 «АГАТ-СМ» со встроенным лазерным дальномером и устройством ввода углов бокового упреждения (УВБУ), ПНК-5 повышает эффективность ведения огня командиром на 20-50% и вдвое снижает время на подготовку выстрела. Также для обеспечения стабильной точности стрельбы на украинском танке установлена СУИТ-1 производства КБ «Луч» (такие разработки существуют и в России, но появились позже и на экспорт пока не предлагались). В дополнение к этому на «Оплоте» имеется датчик измерения начальной скорости снаряда, позволяющий измерять указанную скорость при каждом выстреле пушки и затем вводить информацию в танковый баллистический вычислитель комплекса управления огнем с целью автоматического учета поправки на износ канала ствола, температуру заряда и другие факторы.

В плане подвижности двигатель В-84 значительно уступает украинскому 6ТД-2 как по мощности, так и по надежности в условиях пустыни при повышенных температурах окружающей среды и в удобстве эксплуатации.

В последние годы российским разработчикам удалось догнать украинский дизель по мощности (В92С2 - 1000 л.с. и В99 - 1200 л.с), однако дальнейшее форсирование этого дизеля, являющегося модификацией дизеля В-2, созданного в Харькове для Т-34, представляется малореальным. В то же время украинский дизель серии 6ТД имеет значительные резервы совершенствования - до 1500 л.с.

Вместо заключения

В 2004 г. ГП «Завод имени Малышева» выполнил государственный оборонный заказ по модернизации бронетанковой техники - танков БМ «Булат»; это был первый оплаченный государством заказ на поставки бронетехники для армии с 1992 г., когда были поставлены 44 танка Т-80УД «Береза». Поставленные же в 1999 г. и показанные на параде танки «Оплот», произведенные по заказу украинской армии, были изготовлены за счет собственных средств завода.

В бюджете на 2004 г. на модернизацию танков Т-64БМ «Булат» было предусмотрено 40 млн. грн. В 2004 г. завод им. Малышева выполнил заказ на изготовление для украинской армии 17 танков «Булат», в 2005 г. танки были переданы в войска.

Однако в связи с обострившейся политической ситуацией и началом политических междоусобиц в 2005 г. пострадал и завод им. Малышева - основной исполнитель заказа по модернизации Т-64. Строка на выделение в 2005 г. 120 млн. грн., которые были выделены правительством на продолжение модернизации, была вычеркнута из бюджета, и тем самым завод оказался без госзаказа.

Таким образом, пустующие площади для производства танков приносили заводу большие убытки, а основные средства поступали от производства сельскохозяйственной и горнодобывающей техники - от поставки в Китай бурошнековых машин и производства комбайнов «Обрий», а также от поставки дизелей для «Укржелез-нойдороги» и буровых вышек и трубоукладчиков для «Нефтегаз Украины». Сейчас возможно также разделение гражданского и специального производств завода с его последующей приватизацией.

Следующую партию «Булатов» армия получила только в 2007 г. Начиная с 2004 г. предприятие поставило для потребностей ВСУ всего 36 танков БМ «Булат».

Литература и источники

1. 3 прищлом на закордонний ринок...// Народна Армiя. - 2006.01.03.

2. Булат у стил(Модерн // Войско Украины. - 2005, №10.

3. Производство бронетехники на Украине: славное прошлое, кризисное настоящее, туманное будущее // Экспорт Вооружений. - 2005, №5.

4. Необходим реализм в оценке потенциала украинского ВПК и политики официального Киева // ВПК - 2004, № 4 (21).

5. Услуги Киевского бронетанкового завода интересуют Македонию, Пакистан, Китай, Иорданию и Алжир // Центр исследований армии конверсии и разоружения. - 2001, 8 авг.

6. Инженерное обеспечение роты (взвода) в бою. /отв.ред. А.В. Быков. - М.: Управление подготовки и распределения кадров Сухопутных войск МО России, 1993.

7. Патенты Украины №49978,22363, 73006, 50850, 32621.

8. Материалы сайтов: http://kharkivoda.gov.ua, http://www.morozov.com.ua, http://presialent.org.ua, http://www.mil.gov. иа, http://unian.net, http://armor.kiev. иа/.

В просторных павильонах и на открытых площадках Международного выставочного комплекса расположилось до двухсот единиц современной военной техники. Немаловажно, что львиная доля представленных бронемашин была отечественного производства. Более того, некоторые из них уже отлично себя проявили в процессе проведения антитеррористической операции на востоке страны.

«Барс-8»
Украинская компания «Богдан Моторс» показала тактический бронированный автомобиль «Барс-8». Он защищает от мин и пуль в соответствие со стандартом STANAG 4569 Level 2. Пассажировместимость - восемь десантников и два члена экипажа. На «Барсе» могут быть установлены различные боевые модули. Длина машины 6000 мм, ширина - 2200 мм, высота - 2400 мм, колесная база - 3670 мм. Грузоподъемность составляет 2000 кг, полная масса - 8000 кг. Привод - на все колеса. Имеются блокируемые межосевой и межколесные дифференциалы. Бронеавтомобиль способен преодолевать подъемы крутизной 60% и боковые уклоны в 20-40%.

В качестве силового агрегата установлен 6,7-литровый турбодизель Cummins V8 мощностью 385 л.с. (1173 Нм при 1600 об/мин). Доступна 6-ступенчатая механическая и 6-скоростная автоматическая трансмиссия. Максимальная скорость достигает 110 км/ч.

«Варан»
Бронетранспортер «Варан» разработан на базе БТР-70 отечественным ООО «НПК «Техимпекс», которое занимается ремонтом и модернизацией бронетехники с 2003 года. Он получил видоизмененный бронекорпус, но остался плавающим. За счет рациональной компоновки (двигатель спереди, а не сзади) десантное отделение имеет на 35% больший внутренний объем. В базовом исполнении корпус обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм, а в лобовой и кормовой проекции - от пуль 12,7 мм. По заказу возможна установка баллистико-акустической защиты (БАЗ). Один из вариантов вооружения - боевой модель «Штурм». Он включает пушку 3ТМ-1 калибра 30 мм, пулемет КТ-7,62, гранатомет КБА-117 или АГ-17 калибра 30 мм и два ПТРК. На «Варане» может применяться турбодизель Deutz мощностью 320 л.с и автоматическая КП Allison.

«Овод»
Сегодня в запасниках на складах украинской армии простаивает до 50 тысяч устаревших грузовиков ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и «Урал». Использовать их по назначению мешают неэкономичные карбюраторные двигатели и ограниченный ресурс. На Житомирском бронетанковом заводе, который входит в государственный концерн «Укроборонпром», нашли таким машинам применение. Специалисты предприятия разработали модульные бронекомплекты, которые устанавливаются в обычных полевых условиях за несколько часов. С грузовика снимается кабина и кузов и на их место монтируется модуль управления и функциональный модуль соответственно. На выставке «Оружие и безопасность 2015» в Киеве был представлен один из вариантов бронеавтомобиля, под названием «Овод», построенный на шасси ГАЗ-66.

«Тритон-01»
ПАО «Завод Ленинская кузница» представил в Киеве новый бронеавтомобиль «Тритон-01», который имеет класс защиты STANAG 4569 уровень 2а. (от пуль калибра 7,62 мм). Экипаж - три человека, отделение для десанта - на восемь человек. Полная масса - 8 т. Длина - 5650 мм, ширина - 2450 мм, высота - 2300 мм. Колесная база равна 3400 мм. Автомобиль комплектуется 6-цилиндровым двигателем Volvo TAD620VE 5,7 л, 211 л.с. и автоматической 5-ступенчатой КП Allison 1000 CP. Подвеска колес - независимая, рычажно-торсионная. «Тритон-01» может плавать, для чего в задней части установлены два гребных винта. Максимальная скорость на воде - 10 км/ч, а по дорогам - до 110 км/ч. Запас хода достигает 700 км. Бронеавтомобиль вооружен пулеметом калибра 12,7 мм и автоматическим 40-миллиметровым гранатометом. Для наблюдения и прицеливания применяется цветная CCD-камера с двойным полем зрения, тепловизионная камера, лазерный дальномер и дисплей на 12 дюймов.

«Козак II»
Киевская компания «Практика» выпустила новый бронеавтомобиль «Козак 2». Он относится к более высокому, чем его предшественник, классу защиты - MRAP (Mine Resistant and Ambush Protected). Машина специально разработана для асимметричных боевых конфликтов («партизанской войны») и может выполнять различные задания. «Козак 2» эффективно защищает как от стрелкового оружия - АКМ (7,62 мм - бронебойно-зажигательная пуля БЗ) и СВД (7,62 мм - бронебойная пуля Б-32), так и от подрыва мин благодаря усиленному днищу и специальным креслам. Он построена на базе IVECO Eurocargo и имеет полную массу 15 т. Привод - на оба моста. В шинах используются специальные вставки-кольца - Ran Flat, позволяющие передвигаться до 20 км даже со всеми пробитыми колесами. Экипаж составляет 11 человек. Автомобиль комплектуется турбодизелем 5,9 л мощностью 279 л.с. (950 Нм при 1220-2200 мин). Коробка передач - механическая 6-ступенчатая.

«Дозор-Б»
Бронетранспортер «Дозор-Б» разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. А. А. Морозова. Впервые его показали на выставке в Киеве еще в 2005 году. И вот десять лет спустя машина наконец-то пошла в производство. Правда, не в Харькове, а на Львовском бронетанковом заводе. «Дозор-Б» имеет полную массу 8,5 т. Его длина составляет 5,8 м, ширина - 2,45 м, высота - 2,7 м. Автомобиль перевозит троих членов экипажа и до восьми десантников. Бронированный корпус призван защитить от стрелкового оружия 7,62 мм (бронебойных пуль на дистанции 30 м) и от осколков 150-миллиметрового фугаса, разорвавшегося на расстоянии 50 м. Машина также имеет противоминную защиту. В качестве основного оружия используется 12,7-миллиметровый пулемет. «Дозор-Б» укомплектован 4-цилиндровым турбодизелем Deutz BF 4M1013FC мощностью 190 л.с. и автоматической КП Allison LCT 1000. Емкость топливных баков - 180 л. Максимальная скорость -120 км/ч.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Управление делами президента (УДП) отчиталось о доходах своего руководства, сменившегося в 2014 году. Больше всего преуспели в 2014 году супруга главы УДП Александра Колпакова и заместитель начальника главного управления капстроительства Олег Перлин, чьи доходы превысили 60 млн руб. С бизнесом госпожи Колпаковой ранее были тесно связаны двое других успешных подчиненных ее мужа.


Александр Колпаков, ранее служивший в ФСО, был назначен главой УДП в мае 2014 года. На этом посту он сменил многолетнего управляющего делами президента Владимира Кожина и менее чем за год успел почти полностью обновить руководящий состав ведомства. Самым доходным 2014 год стал для замначальника главного управления капстроительства УДП Олега Перлина: он заработал 63,6 млн руб. Его жена добавила в семейный доход 5,43 млн руб., у них есть земля, дом, две квартиры, гараж, автомобили «Мерседес» и «Тойота».

Сам господин Колпаков заработал на госслужбе всего 10,45 млн руб., но в бизнесе преуспела его супруга Инна Колпакова: ее доход составил рекордные в декларации ведомства 68,46 млн руб. Помимо общей с женой квартиры главе УДП принадлежат четыре участка (около 0,99 га), два дома (258 и 159 кв. м), квартира 159 кв. м, гараж, два «Мерседеса» и ГАЗ-21. Еще пара участков, домов (235 и 737 кв. м) и автомобилей («Тойота» и «Порше»), а также мотоцикл «Дукати» и гараж есть у самой госпожи Колпаковой.

Супруге главы УДП принадлежат связанные с курортной недвижимостью активы в Краснодарском крае, администрацию которого недавно возглавил экс-заместитель Александра Колпакова, а ранее вице-губернатор Краснодарского края по имущественным вопросам Вениамин Кондратьев (“Ъ” писал об этом 23 апреля). По данным ЕГРЮЛ, госпоже Колпаковой принадлежат по 50% в ООО «ИнвестСтрой» (основной актив - приватизированный черноморский комплекс «Стрела») и УК «ИнвестСтрой», управляющей геленджикским ООО «Комплекс» (принадлежит зарегистрированному на Британских островах офшору). Этот «Комплекс» через ООО «Индокопас» ранее контролировали нынешние подчиненные главы УДП - экс-спикер гордумы Геленджика Болат Закарьянов и Иван Сердитов, чьи семьи также рекордно преуспели в 2014 году. Управлявший «Индокопасом» экс-представитель УК «ИнвестСтрой» Болат Закарьянов с августа 2014 года руководил Рублево-Успенским оздоровительным комплексом УДП, а сейчас занимает в ведомстве пост замначальника главного управления общественного питания. Он задекларировал всего 2,13 млн руб. и УАЗ-315195, но его жена заработала 38,15 млн руб., владеет участком, домом (404 кв. м) и автомобилем «Порше». В пользовании у них есть и общий дом (557 кв. м). А бывший владелец «Индокопаса», ликвидированного в августе 2014 года, Иван Сердитов теперь работает помощником главы УДП: его доход составил 25,02 млн руб.

Высоким благосостоянием отличились еще двое помощников Александра Колпакова из оздоровительной сферы: Наталья Корчажкина заработала 14,08 млн руб. (владеет участком, домом, тремя квартирами, комнатой и «Лэнд Ровером»), Наталья Амосова - 10,08 млн руб. (у нее есть участок, дом, квартира, автомобили БМВ и «Хонда»). Обе до недавнего времени занимали руководящие посты в Федеральном медицинском биофизическом центре им. А. И. Бурназяна. Начальник отдела УДП в гостиничной сфере Сергей Шахматов заработал 23,61 млн руб.

12,62 млн руб. заработала супруга начальника территориального управления УДП в Крыму Олега Подолько (его доход - 2,32 млн), владеющая двумя квартирами, в том числе в Молдавии. Квартирой в Бразилии площадью 68 кв.м. пользуются (помимо двух собственных квартир в России, а также двух участков, дачного дома, "Мерседеса" и "Мазды") начальник отдела УДП Татьяна Балыкова с супругом, заработавшие соответственно 1,85 млн руб. и 4,68 млн руб.

Почти не уступает по доходам супруге, заработавшей 6,99 млн руб., заместитель главы УДП Николай Аброськин (6,017 млн руб.). У обоих есть по участку и даче, у господина Аброськина также имеются гараж и автомобиль «Лэнд Ровер», у его жены - квартира и «Тойота». Первый заместитель управляющего делами Сергей Ковалев заработал 4,79 млн руб., в его семье три участка, дом и две квартиры.

Самый крупный землевладелец в УДП - замначальника главного медицинского управления Константин Котенко: он владеет 5,6 га и пользуется еще 323,6 га на одиннадцати участках, не считая 0,7 га земельных владений супруги. Чиновник заработал 18,01 млн руб., но предпочитает ездить на ВАЗ-21 и ГАЗ-33.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург