Когда крестопоклонная неделя в году. История праздника поклонения кресту

Третья седмица Великого поста носит название Крестопоклонная неделя. Фото главного её символа - украшенного цветами креста - вы видите на этой странице. Крестопоклонная неделя как бы подводит итог первой половины нелёгкого пути. В пятницу на вечерней службе из алтаря торжественно выносят для всеобщего поклонения празднично украшенный крест. Он будет находиться посреди храма на аналое до пятницы следующей, 4-й недели Великого поста, напоминая о приближающейся и Пасхе.

Крест - символ искупительной жертвы

Начиная разговор о том, какое значение имеет для православных христиан Крестопоклонная неделя, необходимо дать ответ на вопрос, почему именно крест, то есть орудие мучения, выбран в качестве объекта поклонения.

Ответ вытекает из самого смысла крестных страданий Спасителя. На нём была принесена Его искупительная жертва, открывшая повреждённому грехом человеку врата вечной жизни. С тех пор христиане всего мира видят в кресте, прежде всего, символ спасительного подвига Сына Божьего.

Христианское учение о спасении

Христианское учение свидетельствует о том, что для спасения повреждённой первородным грехом человеческой природы Сын Божий, воплотившись от Пречистой Девы Марии, обрёл все элементы, свойственные ей. Среди них страстность (способность ощущать страдания), тленность и смертность. Безгрешный, Он вместил в Себе все последствия первородного греха, чтобы в муках на кресте исцелить их.

Страдания и смерть были ценой такого исцеления. Однако в силу того, что в Нём неслитно и нераздельно сочетались две сущности ― Божественная и человеческая ― Спаситель воскрес к жизни, явив собой образ нового человека, избавленного от страданий, болезней, и смерти. Следовательно, крест ― это не только страдания и смерть, но, что очень важно, Воскресение и Жизнь вечная для всех, кто готов следовать за Христом. Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига.

История праздника поклонения кресту

Традиция эта родилась четырнадцать веков назад. В 614 году Иерусалим был осаждён персидским царём Хосрой II. После длительной осады персы захватили город. Среди прочих трофеев они вывезли Древо Животворящего Креста, хранившееся в городе с тех пор, как оно было найдено Война продолжалась ещё много лет. Объединёнными силами с аварами и славянами персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Божьей Матери. Наконец, ход войны переменился, и персы были разгромлены. Эта война продолжалась 26 лет. По её окончании главная христианская святыня ― Животворящий Крест Господень ― была возвращена в Иерусалим. Император лично внёс его на руках в город. С тех пор каждый год праздновался день этого радостного события.

Установление времени празднования

В тот период порядок великопостных церковных служб ещё не был установлен в своём окончательном виде, и в него постоянно вносились некоторые изменения.

В частности, вошёл в практику перенос праздников, выпадавших на Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. Традиция, по которой Крестопоклонная неделя стала по счёту третьей неделей поста, сохранилась до нашего времени.

В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, то есть новообращённых, которых было намечено на Пасху. Весьма целесообразным считалось начинать их наставление в вере с поклонения кресту. Так продолжалось вплоть до XIII века, когда Иерусалим был завоёван крестоносцами. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы его встречаются в некоторых ковчежцах.

Особенности церковной службы в дни праздника

Крестопоклонная неделя Великого поста имеет характерную особенность, присущую только ей. На церковных службах этой седмицы вспоминается событие, которому ещё только предстоит свершиться. В обыденной жизни вспоминать можно только то, что уже произошло, но для Бога нет понятия времени, и поэтому в службах Ему грани прошедшего и будущего стираются.

Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― о грядущей Пасхе. Уникальность воскресной церковной службы заключается в том, что она сочетает в себе и полные драматизма молитвы Страстной седмицы, и радостные пасхальные песнопения.

Логика такого построения проста. Данный порядок чинопоследования пришёл к нам из первых веков христианства. В те времена в страдания и воскресение были слитны, и являлись звеньями одной неразрывной цепи. Одно логически вытекало из другого. Крест и страдания теряют всякий смысл без воскресения из мёртвых.

Крестопоклонная неделя ― это своего рода «предпразднственный» праздник. Она служит наградой для всех, кто достойно прошёл первую половину Великого поста. Обстановка в этот день, хотя и менее торжественная, чем на но общий настрой тот же.

Особое значение праздника в наши дни

Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― приобрела особенно важное значение в наши дни. В евангельские времена, когда казнь на кресте считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы, далеко не все были способны принять в качестве Мессии человека, пришедшего в столь смиренном облике, разделявшего трапезу с мытарями и грешниками и казнённого на кресте между двух разбойников. Понятие жертвенности ради других не умещалось в сознании.

Безумцем нарекли они Спасителя. И не таким же безумием в наши дни кажется проповедь самопожертвования ради ближних? Не поставлен ли во главу угла лозунг, призывающий к обогащению и достижению личного благополучия любыми доступными путями? Вопреки исповедуемой ныне религии обогащения, неделя 3-я Великого поста ― Крестопоклонная ― напоминает всем о том, что величайшей добродетелью является жертва, принесённая ближним. Святое Евангелие учит нас: то, что мы делаем для ближнего, мы делаем для Бога.

Крестопоклонная неделя каждый год начинается в разное время, ибо по правилам православной церкви крестопоклонной считается третья неделя Великого поста . Это особое время, с которым связано много традиций.

Значение Крестопоклонной недели

Эта неделя символизирует преклонение всех верующих Святому Кресту православному. Это самый главный символ веры, который мы используем почти каждый день, крестясь. На Крестопоклонной неделе мы с благодарностью обращаемся к Богу, который даровал нам веру и ее главный знак.

Каждый уважающий себя православный христианин должен помнить об этой третьей неделе Великого поста, которая отведена для благодарности. Крестопоклонная неделя также важна, поскольку она заставляет помнить о подвиге Иисуса Христа, который был распят на кресте. Таким образом этот период помогает настроиться на пост .

Крестопоклонная неделя 2016 года

В этом году традиции не будут отличаться от общепринятых ежегодных, поэтому каждый истинно верующий человек обязан посетить храм хотя бы раз за всю неделю, чтобы приложиться к Кресту Святому. Неделя начнетсяс 28 марта и закончится в воскресение 3 апреля .

В церкви на протяжении всех семи дней будут читать молитвы. Крест выставят до пятницы, поэтому любой желающий может прийти и помолиться у него, попросить прощения за свои деяния и получить благословение на оставшийся пост.

После Великого славословия в воскресение крест выносится последний раз. Попасть на эту службу будет желательно всем, так как она поистине сильна, светла и воодушевляет прихожан. Крест показывает победу Христа над смертью, а служба поможет найти эту дорогу каждому из нас.

Если по каким-то причинам у вас не получится попасть в храм, прочитайте молитвы дома. Вот одна из тех молитв, которые читаются обычно в храме:

Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

Каждый заслуживает спасения и жизни после смерти. Постарайтесь придти в храм на этой неделе, чтоб показать свое уважение и любовь к Богу. Соблюдайте пост, читайте молитвы и воздерживайтесь от всего лишнего и нечистого.

Крестопоклонная неделя каждый год начинается в разное время, ибо по правилам православной церкви крестопоклонной считается третья неделя Великого поста. Это особое время, с которым связано много традиций.

Значение Крестопоклонной недели

Эта неделя символизирует преклонение всех верующих Святому Кресту православному. Это самый главный символ веры, который мы используем почти каждый день, крестясь. На Крестопоклонной неделе мы с благодарностью обращаемся к Богу, который даровал нам веру и ее главный знак.

Каждый уважающий себя православный христианин должен помнить об этой третьей неделе Великого поста, которая отведена для благодарности. Крестопоклонная неделя также важна, поскольку она заставляет помнить о подвиге Иисуса Христа, который был распят на кресте. Таким образом этот период помогает настроиться на пост .

Крестопоклонная неделя 2016 года

В этом году традиции не будут отличаться от общепринятых ежегодных, поэтому каждый истинно верующий человек обязан посетить храм хотя бы раз за всю неделю, чтобы приложиться к Кресту Святому. Неделя начнется с 28 марта и закончится в воскресение 3 апреля .

В церкви на протяжении всех семи дней будут читать молитвы. Крест выставят до пятницы, поэтому любой желающий может прийти и помолиться у него, попросить прощения за свои деяния и получить благословение на оставшийся пост.

После Великого славословия в воскресение крест выносится последний раз. Попасть на эту службу будет желательно всем, так как она поистине сильна, светла и воодушевляет прихожан. Крест показывает победу Христа над смертью, а служба поможет найти эту дорогу каждому из нас.

Если по каким-то причинам у вас не получится попасть в храм, прочитайте молитвы дома. Вот одна из тех молитв, которые читаются обычно в храме:

Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

Каждый заслуживает спасения и жизни после смерти. Постарайтесь придти в храм на этой неделе, чтоб показать свое уважение и любовь к Богу. Соблюдайте пост, читайте молитвы и воздерживайтесь от всего лишнего и нечистого. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

28.03.2016 00:50

Благовещение относится к числу 12 главных церковных празднеств, поэтому его отмечают христиане всего мира. Узнайте, ...

Великий пост - это не просто дни, когда человеку необходимо отказаться от животной пищи. В...

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Служба прп. И а́́кова исп., еп., переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 20 марта).

После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября).

Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спас и́́, Г о́́споди, л ю́́ди Тво я́́…», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознес ы́́йся на Крест в о́́лею…», или кондак, глас 7-й: «Не ктом у́́ пл а́́менное ор у́́жие…». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается « я́́коже предпис а́́ся септ е́́мврия в 13-й день, в е́́чера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознес ы́́йся на Крест в о́́лею…». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак . Авторитетные богослужебные руководства также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознес ы́́йся на Крест в о́́лею…». Однако в некоторых литургических справочниках указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктом у́́ пл а́́менное ор у́́жие…».

Календарные заметки:

На великой вечерне по «Ныне отпущаеши» - «Богородице Дево» дважды и тропарь Креста единожды.
На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен дважды, «Слава» Креста, «И ныне» - «Гавриилу вещавшу…». Евангелие читается в алтаре. Катавасия «Божественнейший прообрази́ древле Моисей…». После великого славословия - вынос Креста и поклонение ему.
На литургии по входе тропарь воскресен и Креста. «Слава, и ныне» - кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…». Вместо Трисвятого - «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…». Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Причастен «Зна́менася на нас свет Лица Твоего, Господи».

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 6, Триоди (Креста), глас 5-й – 4. «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе́ Бо́же наш…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 5-й: «Зря́щи Тя тварь вся…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 4-й: «Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому Дави́ду…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды), и тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Блаженны гласа – 6, и Триоди (Креста), песнь 3-я (так по Триоди; по Типикону ­– песнь 6-я) – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста). «Слава, и ныне» – кондак Триоди (Креста).

Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему…».

Прокимен и аллилуиарий – Недели Крестопоклонной.

Апостол и Евангелие – Недели Крестопоклонной.

Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…».

Причастен – Недели Крестопоклонной: «Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди».

Примечание. «На трап е́́зе же учрежд а́́емся, я́́коже указ а́́ся в 1-ю Нед е́́лю Правосл а́́вия» (Типикон, гл. 49, «Нед е́́ля тр е́́тия свят ы́́х пост о́́в...»).

Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой – “четвероножец” со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: “И по сконч а́́нии целов а́́ния Честн а́́го Крест а́́, поставл я́́ется анал о́́гий с Честн ы́́м Крест о́́м о десн у́́ю стран у́́ ц а́́рских двер е́́й, и т а́́мо сто и́́т, д о́́ндеже пр а́́здник отд а́́стся” (Типикон, 14 сентября).

В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с. 99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: “якоже и в Неделю по написанному образу” (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением “от четырех стран”. Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы».

Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником».

Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 22 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту.

Самым значимым в Православной Церкви считается Великий пост. Это время усугубления духовной жизни, долгих и глубоких богослужений, искреннего покаяния и приготовления к Воскресению Христову.

Великий пост начинается на следующий день после и длится около сорока дней до Пасхи. Всего семь недель, или седмиц, каждая из которых установлена в честь воспоминания какого-либо события. И одна неделя называется крестопоклонная.

Крестопоклонная седмица 2016 приходится на период с 4 по 10 апреля. В это время Церковь вспоминает возвращение Честного Животворящего Креста в Иерусалим. Около четырнадцати столетий назад, во время войны, Хосроем II, правителем Персии, был осажден святой город Иерусалим. Он захватил в плен патриарха Захарию и забрал великую святынюЧестной Крест Господень. Жители Византии взывали к заступничеству Матери Божией. И Владычица Небесная не оставила их, и победу в войне одержал Ираклий I, византийский император. После чего он в великими почестями и всеобщим ликованием внес в Иерусалим Святой Крест. Сопровождал его освобожденный Захария. С тех пор христиане празднуют это торжественное событие.

Крестопоклонная неделя в 2016 году имеет следующие богослужебные особенности. Во время воскресной вечерней службы 3 апреля в центр храма выносят Святой Животроворящий Крест Господень. Пред ним три земных поклона. Клир и миряне поют тропарь Креста. "Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое воскресение Твое славим". Его же исполняют утром на Литургии вместо трисвятого.
Распятие оставляют в храме, чтобы все православные могли поклониться святыне.

Крестопоклонная неделя Великого поста 2016 является серединой Четыредесятницы. Именно когда половина пути напряженного духовного делания уже позади, силы несколько исчерпали себя, выносится Крест, который дает утешение и укрепление. Распятие всегда напоминает о том, насколько тяжел был его крест, страдания, с помощью которых Он победил смерть, открыл дорогу к райским обителям и дал надежду на спасение.

Недаром на утреннем Богослужении читается отрывок из Святого Евангелия, в котором говорится о несении своего креста. Каждому человеку Господь дает крест, который ему по силам. Необходимо достойно нести свой крест без ропота. Так из Святого Предания вспоминаются два человека, несущих свои огромные кресты. Они оба очень уставали в пути, но один из них, чтобы облегчить свою ношу постоянно подрезал свой крест, а второй терпел и смирялся. Дойдя до широкой пропасти первый стал думать – как переправиться. Второй просто перекинул с одной стороны на другую свой крест и перешел по нему. За несение своего креста Господь всегда награждает духовными дарами.

Что можно, а чего нельзя делать на Крестопоклонной неделе? Не можно, а нужно, православному человеку посетить службу в храме, поклониться Кресту, желательно исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, соблюдать пост по мере своих сил, читать творения отцов Церкви, Евангелие, Послание Апостолов и другие душеполезные книги. В третью седмицу Четыредесятницы не следует роптать, унывать, вредничать, ссориться с людьми. Собственно, это все следует делать и в другие дни .