Когда день георгия победоносца в. Другие приметы на праздник Георгия Победоносца

Отгремел День Победы, много было по его поводу написано и еще больше будет написано.

Однако перед ним прошел великий православный праздник, 06 мая День Георгия Победоносца, один из двух, скажем так профессиональных, праздников казачества (наряду с Покровами Пресвятой Богородицы). Кстати, именно в его честь учрежден был георгиевский крест и именно его оранжево-черную ленту носят на День Победы, а для ополчения Новороссии лента эта стала знаком что перед тобой - свой, именно его лента разрывает мозг бандерлогам.

И я в составе представителей нашего подразделения отправился в Новочеркасск на общий сбор Всевеликого Войска Донского.

Выехали мы из Красного Луча в 5.00 и были на границе уже через где то час. К этому времени на границе уже была очередь километра на два на 50% состоявшая из казаков. В общем на пересечение границы ушло у нас пять с половиной часов. Но время прошло не зря. В 2014 году Должанский пост отбивали в том числе казаки и здесь повстречались те кто в то время здесь был.

Вспомнили о боях, о том что нейтралка с одной стороны до сих пор до конца не разминирована, именно поэтому на ней виднеется сгоревший бтр, вспомнили о украинских снайперах и снайпере негре, у которого после ликвидации обнаружили очень интересные альпинистские кошки которые позволяли ему практически без помех работать с любого дерева. Много было воспоминаний.

Как только пересекли границу сразу как буд то попали в другой мир. Не буду говорить о разнице в дорогах, активности трафика и вообще жизни. Для того чтоб почувствовать разницу россиянину нужно приехать к нам и не в Луганск или Донецк, а на перефирию. В общем это тема не праздничная.

На праздничный парад и награждение прибыло около двух тысяч казаков и в основном это были представители подразделений расположенных либо воевавших на Донбассе. Вообще, это уже традиция ведь отмечают и награждают тех кто отличился на передовой и в зоне боевых действий.

Раздано было с два десятка наградных шашек, с сотню наград и столько же присвоено новых чинов. Присутствовали не только взрослые казаки, но и казачки и кадеты.

После парада был и кулеш и чай и кое что покрепче, что уж там, не барышни. Поздравили тех кого наградили и отметили, помянули тех кто полегли на поле брани.

Сразу скажу, что обычно казачьи праздники отмечаются в центре Новочеркасска и официальная часть проходит в кинотеатре Космос. Но в этот раз буквально за день городские власти попросили провести праздник за пределами города чтоб избежать опасности террактов. В общем много организовывалось наспех, но тем не менее праздник удался!

Ну а вашему покорному слуге присвоен чин вахмистра.

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 24-я по Пятидесятнице.

Сщмчч. Акепсима, епископа, Иосифа, пресвитера и Аифала, диакона (IV); .

Мчч. Аттика, Евдоксия, Катерия (Картерия), Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320); прп. Акепсима (IV); прав. Снандулии (Яздундокты) Персидской (IV); св. Винифреды Трефинонской (630; Кельт. и Брит.); свт. Губерта Льежского (727; Галл.); св. Пирмина Германского (753; Герм.); прп. Николая Иверского, нареченного светилом Грузии (1308; Груз.); сщмч. Георгия Неаполита, пресвитера (1797; Греч.); прп. Пимена Зографского, Афонского (1610; Греч.); прп. княж. Анны, дщери кн. Всеволода I Ярославича (1112); свт. Саввы (1235) и прп. Симеона Мироточивого (1200) Сербских, воспоминание о встрече святых отца и сына в Ватопедском монастыре в 1196 году. (Греч.).

Сщмч. Николая Динариева, пресвитера, мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косменкова, пресвитеров, Симеона Кречкова, диакона, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Рыбушкинского (Петриченко), пресвитеров (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева, протодиакона (1942).

Святые дня, молите Бога о нас!

Обновление храма вмч. Георгия Победоносца в Лидде (IV)

Третьего ноября Русская церковь воспоминает обновление храма святого великомученика Георгия в Лидде1 .
Святой великомученик Георгий пострадал в жестокое гонение на церковь Римского императора Диоклетиана. Во время своих страданий, будучи заключен в темницу, святый Георгий просил темничного стража допустить к нему в темницу его слугу, и когда слуга был допущен к нему, то он упросил его перенести тело его по смерти в Палестину. Слуга в точности исполнил просьбу своего господина. Взяв из темницы обезглавленное тело великомученика, он с честью похоронил его в городе Рамле2 .


(Лидда, фото 1903 года)

В царствование благочестивого императора Константина чтители святого великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде. В этот храм ко времени его освящения были перенесены из Рамлы нетленные мощи святого великомученика. Событие это произошло 3-го ноября. Неизвестно, было ли уже и тогда установлено каждогодное празднование этого дня, – во всяком случае в месяцеслове Сирской церкви от 1030-го года 3-е ноября отмечается, как праздничный день.

Впоследствии великолепный храм великомученика, составлявший одно из главных украшений города Лидды, пришел в большое запустение. Неповрежденными в нем остались только алтарь и самый гроб великомученика, где христиане продолжали отправлять свое богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной Руси пробудилось во второй половине XIX века. Жертвы благотворителей и обильные средства, отпущенные Русским правительством, дали возможность Лидде вновь увидеть этот храм благоустроенным и преукрашенным. Освящение обновленного храма состоялось в 1872-м году З ноября, в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; в честь сего торжества на Руси построено много монастырей и церквей.

____________________
Примечания
1
Лидда, или Диосполис, – город в Палестине, в равнине Саронской, в пределах колена Вениаминова.

2 Ранла – город в Палестине, недалеко от Иоппии.

Тропарь великомученика Георгия, ради освящения храма его
глас 4
Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоей./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,/ умирити мир и спасти души наша.

Кондак великомученика Георгия, ради освящения храма его
глас 2
Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,/ Един во святых почиваяй.

Молитва великомученику Георгию

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом Ардаха – жреца бога солнца. Святой старец отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал.

Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и на его требования вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика.

На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.

Тропарь мучеников
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости:/ тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников
глас 2
Божественная, мудре, непорочно тайноводил еси,/ жертва приятна был еси, богоблаженне,/ Христову бо пил еси чашу славно, святе Акепсимо,/ со страдальцы твоими,// моляся непрестанно о всех нас.

Святые мученики Аттик и Евдоксий в царствование Декия состояли воинами в городе Севастии вместе с Катерием и Истукарием. Святые, за распространение веры во Христа, были схвачены полководцем Маркеллом, который предал их многочисленным мучениям. После того они были ввержены в темницу, где были биты по плечам и по чреву воловьими жилами, и затем им были сокрушены зубы. Во время мучения полководец, обратившись к святому Катерию, спросил:

- Ты научил народ не слушаться царских повелений?
- Я не учил народ,
- ответил он, - противиться царю, но научил веровать бессмертному Царю-Христу.

После этого были приведены святые: Истукарий, Пактовий и Никтополион, которые исповедывали Христа Бога, за что были осуждены и биты кольями, а также претерпели и другие многочисленные мучения и наконец вместе с другими были осуждены на сожжение и так о Господе скончались.

Праведная Снандулия (Яздундокта) Персидская

Благочестивая христианка из персидского города Арбелы (Ἄρβηλα , ныне Эрбиль, Ирак), богатыми средствами много помогавшая узникам христианам, заключенным в темницах Персии при царе Сапоре II. Скончалась около 350 или 380 года.

Мученица Винифреда Трефинонская

Святая Винифреда (Winifred of Treffynon), или Винифрида (Winefride), или Гвенфреви (Gwenfrewi) была девой благородного происхождения, жившей на севере Уэльса в седьмом столетии. Племянница и духовная дочь св. Беуно Беуно (Beuno, память 21 апреля), она поступила в монастырь Гвитерин (Gwytherin) после его смерти, где жила под духовным окормлением св Элерила (Eleril). Сын соседнего вождя по имени Карадок (Caradoc), охваченный плотской страстью, преследовал её и отсёк ей голову мечом. Место, где упала ее голова, стало известным как Треффинон или Холиуэлл (Holywell) из-за появления целительного источника, вода из которого помогает всем тем, кто берёт её с верой.


Сын Бертрана, герцога Гиеннского. Принадлежал к блестящему дворянству Аквитании, провел свою молодость в роскоши и забавах. Обращение его было внезапным и чудесным: будучи уже вдовцом, затеяв охоту в Страстную пятницу, он был внезапно поражён видением Распятия Господня между рогов преследуемого им оленя и громовым голосом, призвавшим его к покаянию. Отказавшись от герцогства, он, вероятно, удалился в монастырь Ставелот (Stavelot) в Бельгии, где прошёл под руководством епископа Маастрихтского Ламберта монашеский искус. После кончины наставника он стал его преемником на Маастрихтской епископской кафедре, которая при нём была перенесена в Льеж. Святитель Губерт стал подлинным основателем и устроителем Льежа как центра епархии и как городской коммуны.

Святой Пирмин (Pirmin), хорепископ Мелтисский, Германский


(Статуя св. Пирмина в аббатстве Мюрбах (Saint Pirmin at Murbach Abbey))

Визигот из Арагона, он был вынужден бежать из родины во время арабского вторжения в VIII веке. Он отправился на берега Рейна и основал монастыри - Райхенауский (Reichenau, 724), Аморбахский (Amorbach) и Мюрбахский (Murbach), - а также восстановил многие храмы и обители, включая Дисентисский монастырь (Disentis). Был возведён папой Римским в сан хорепископа с титулом Мелтисского (Meltis).

Святой Пирмин написал Dicta Pirinini, широко известный катехизис.


Сведения о преподобном Николае, авторе многих чинопоследований, крайне скудны. Известно, что преподобный Николай жил во второй половине тринадцатого века. Последние годы его жизни совпадают со временем царствования сына святого царя Дмитрия Тавдадебули (пом. 12 марта) - Вахтанга (1301-1308).

Святой Николай был одним из величайших гимнографов и выдающимся духовным деятелем своего времени. К сожалению, из его творчества сохранилось очень малое. Католикос Антон пишет, что Николай был автором многих канонов и чинопоследований. Кроме того святой Николай обогатил грузинскую духовную литературу и своими переводами. Ученые и историки предполагают, что именно ему, как самому выдающемуся литургисту своего времени, должны принадлежать молитвы и правила, переведенные в тот период с греческого на грузинский язык, в частности, "Канон на освящение воды ".

Известный историк XVIII века Платон Иоселиани пишет, что среди рукописей Афонского Иверского монастыря он видел и другие чинопоследования, принадлежащие перу преподобного Николая.
Преподобный Никоай почил с миром в 1308 году.

Священномученики Александр Зверев и Павел Андреев

Осенью 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян. В конце сентября и начале октября 1937 года были арестованы благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области протоиерей Павел Андреев и священник храма Рождества Богородицы в селе Возмище протоиерей Александр Зверев. Арестованные были заключены в тюрьму города Волоколамска. Ни один из них не признал себя виновным, и следователи приступили к доказательству выдуманных против священников обвинений, прибегнув к помощи лжесвидетелей.

Священномученик Павел родился в 1880 году в деревне Аннино Рагозецкой волости Тимского уезда Курской губернии в семье крестьянина Аркадия Васильевича Андреева. В 1892 году Павел поступил в Курскую Духовную семинарию, а по окончании ее - в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1902 году.

14 июля 1902 года епископ Екатеринославский и Таганрогский Симеон (Покровский) рукоположил Павла Аркадьевича в сан священника. Служа приходским священником, отец Павел с 1902 по 1919 год был законоучителем в разных учебных заведениях.

В 1920 году он был назначен настоятелем церкви Андрея Первозванного села Андреевка Мариупольского уезда Мариупольской губернии, в 1921 году - настоятелем Николаевской церкви села Николаевка того же уезда. С 1922 по 1929 год отец Павел был настоятелем Николаевской церкви Мариупольского порта.

В 1923 году он был награжден наперсным крестом и возведен в сан протоиерея. В 1924 году протоиерей Павел был назначен благочинным всех церквей города Мариуполя, в том же году он был награжден Патриархом Тихоном крестом с украшениями. С 1925 по 1928 год протоиерей Павел исполнял должность уполномоченного по управлению Мариупольским викариатством. В 1925 году «за усердные и полезные труды по должности уполномоченного по викариатству» епископом Мариупольским Антонием (Панкеевым) был награжден посохом.

В 1927 году ОГПУ в первый раз арестовало священника по обвинению в антисоветской агитации, но не сумело доказать обвинения, и после двух месяцев заключения он был освобожден.
В феврале 1929 года протоиерей Павел был назначен настоятелем церкви Воскресения Славущего, что на Остоженке в Москве. 25 июля 1929 года он был назначен ключарем московского Богоявленского кафедрального собора, что в Дорогомилове, и награжден митрой.

21 марта 1932 года ОГПУ снова арестовало священника по обвинению в антисоветской деятельности и заключило в Бутырскую тюрьму. 28 марта состоялся допрос. На вопросы следователя протоиерей Павел ответил: «Мои проповеди и разговоры с духовенством никакой политической окраски по отношению к существующему строю не имели »

10 мая 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Павла к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату.
Вернувшись из ссылки в 1935 году, протоиерей Павел был назначен настоятелем Вознесенской церкви в Теряевой Слободе Волоколамского района. В 1937 году протоиерей Павел был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района и благочинным православных приходов Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов.

7 октября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Через день священник был допрошен.

- Следствием установлено, что вы со священником Зверевым допускали контрреволюционные антисоветские высказывания по поводу конституции СССР… - Вы уличаетесь свидетельскими показаниями в контрреволюционной антисоветской деятельности…

Священномученик Александр родился 8 августа 1881 года в селе Фаустово Махалевской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Григорьевича Зверева. В 1909 году он окончил Московскую Духовную академию и получил назначение на должность преподавателя истории русской литературы в Вифанскую Духовную семинарию. Женился на девице Марии, которая была дочерью протоиерея Алексея Лебедева, настоятеля храма Николая чудотворца в Звонарях на Рождественке. Впоследствии у них родилось трое детей. В феврале 1913 года Александр Александрович был рукоположен в сан священника. В это время он состоял преподавателем истории русской литературы и практического руководства для пастырей в Вифанской Духовной семинарии.

Летом 1918 года отец Александр переехал в Москву в дом умершего к тому времени тестя и стал служить в храме святителя Николая чудотворца на Рождественке. В сентябре 1918 года он был назначен помощником начальника Вифанских пастырско-богословских курсов Московской епархии, а в феврале 1919 года - настоятелем Никольской, что в Звонарях, церкви на Рождественке. В 1921 году отец Александр был назначен преподавателем Московских пастырско-богословских курсов по кафедре пастырского богословия. В том же году он был возведен в сан протоиерея.

В 1922 году протоиерей Александр был назначен помощником начальника Московских пастырско-богословских курсов.
С апреля 1922 года ОГПУ стало производить аресты и готовить судебные процессы по обвинению духовенства в сопротивлении изъятию церковных ценностей. По одному из процессов был привлечен к ответственности протоиерей Александр, его обвинили в публичном прочтении послания Патриарха Тихона "Об изъятии Церковных ценностей ". 11 июля 1922 года сотрудники ОГПУ произвели в доме священника обыск. 2 сентября ОГПУ вызвало отца Александра на допрос. После допроса он был временно освобожден.

В декабре 1922 года отец Александр снова предстал вместе с другими священнослужителями и мирянами перед революционным трибуналом по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Протоиерей Александр виновным себя не признал. Революционный трибунал приговорил его к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После семи месяцев нахождения в заключении отец Александр был освобожден по амнистии и вернулся служить в Никольскую церковь на Рождественке. В 1929 году протоиерей Александр был награжден митрой.
13 февраля 1933 года накануне празднования памяти мученика Трифона власти арестовали отца Александра и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Он был обвинен в том, что будто бы совместно с другими лицами «проводил систематическую антисоветскую агитацию, направленную к свержению советской власти ».

2 апреля 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на три года в Северный край. В ссылку ему было разрешено ехать за свой счет вольным порядком. Из тюрьмы его освободили в Великий Четверг и велели до Пасхи выехать из Москвы. Освободившись, отец Александр сразу же пошел в церковь. В Великую Субботу он отслужил раннюю литургию и в тот же день уехал. Пасхальную ночь отец Александр провел в поезде, а на второй день пасхальной седмицы прибыл к месту своего поселения – в старинный русский город Архангельской области Каргополь.

В Каргополе протоиерей Александр пробыл три года, зарабатывая на жизнь пилкой дров, был рабочим, набивал силосную яму, молол ячмень.

В феврале 1936 года власти освободили отца Александра, и 19 мая 1936 года он получил место священника в храме Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района Московской области. Это было последнее место служения батюшки.

Протоиерей Александр был арестован на следующий день после престольного праздника в селе Возмище - Рождества Богородицы, 22 сентября 1937 года, и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Во время допросов отец Александр виновным себя не признал.
2 ноября протоиерей Павел Андреев и 10 ноября протоиерей Александр Зверев были вызваны на последний допрос. Им был задан всего один вопрос, признают ли они себя виновными в антисоветской агитации. Оба священника ответили, что нет, не признают.
14 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священников Павла Андреева и Александра Зверева к расстрелу. Протоиереи Павел Андреев и Александр Зверев были расстреляны 16 ноября, и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.

Священномученик Николай родился 3 марта 1884 года в городе Лодейное Поле Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика Алексия Пятницкого. По окончании духовного училища он поступил служить псаломщиком в храм в селе Кривой Пояс. В 1910 году он был переведен в храм в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии.

В 1913 году Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника к одному из храмов в городе Тюмени. В 1919 году Тюмень была занята войсками Колчака, вместе с которыми при общем отступлении белых отец Николай дошел до Томска. Когда стало очевидно, что белое движение будет разгромлено, он решил не уходить вместе с белыми за рубеж и вернулся в Тюмень на прежнее место служения. В 1921 году священник был переведен в один из храмов города Ялуторовска Тюменской области и служил здесь до 1931 года.

В 1931 году Тюменское ОГПУ арестовало священника, и около полугода он находился в тюремном заключении. После освобождения он переехал в Московскую область и служил в храме села Никольский погост.
29 октября 1937 года отец Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и распространении провокационных слухов о советской власти и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Все обвинения священник отверг.

14 ноября Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Николай Пятницкий был расстрелян 16 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Священномученик протоиерей Сергий
(Кедров Сергей Павлович, +16.11.1937)

Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в семье священника Павла Кедрова. По окончании Московской Духовной семинарии в 1901 году, Сергей Павлович был направлен работать учителем в Старниковскую церковно-приходскую школу Бронницкого уезда.

Женившись в 1908 году на дочери священника села Фаустово Александра Григорьевича Зверева (сестре священномученика Александра Зверева), он унаследовал его приход. Рукоположен был Епископом Дмитровским Трифоном. Храм в котором стал служить о. Сергий, был построен в середине 17 века и входил в Краснохолмскую Соловецкую пустынь. Из монастырских построек, в основном деревянных, уцелели две каменные церкви: соборная Троицкая и надвратная - Зосимы и Савватия.

О. Сергий любил регентовать. Он вообще очень любил петь. Брал фисгармонию и уходил в церковную сторожку на спевки. Пели у него деревенские девушки. Две из них дожили до открытия церкви в 1988 году и пели еще.
После революции начались обыски. Искали оружие. В доме было старое охотничье ружье, но его успели выбросить на огороды. О. Сергия арестовывали трижды. Во время изъятия церковных ценностей, когда его вызвали и предложили организовать изъятие, он сказал: «Сдать-то сдадим, а вот куда они пойдут? » После этого его арестовали и посадили в Таганскую тюрьму, где он провел два года.

Второй раз его арестовали на основании какого-то неосторожного письма или записки, которая попала в чужие руки и была единственной уликой. О. Иоанн Берёзкин (родственник о. Сергия, пропал в лагере) отправился на Лубянку хлопотать. Пошел к следователю, который вдруг дал ему в руки дело и сказал: «Я этим теперь не занимаюсь, пойдите в комнату №… ». О. Иоанн с делом в руках вышел в коридор, открыл его, машинально взял «улику» и положил в карман. О. Сергия вскоре освободили.

В 1937 году протоиерей Сергий был арестован последний раз. Смертный приговор был приведен в исполнение 16 ноября этого же года. По Промыслу Божию, отец Сергий Кедров был казнен на полигоне Бутово под Москвой вместе с другом его юности, братом его жены, отцом Александром Зверевым. Отец Александр незадолго до того был арестован в Возмище и проходил по совсем другому делу. Перед осуществлением приговора, отец Александр и отец Сергий нашли друг друга, имели возможность ободриться и прочитать друг другу разрешительные молитвы.

В августе 2000 года протоиерей Сергий Кедров причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Священномученик Сергий Станиславлев, протодиакон

Сергий Станиславлев родился в 1884 году. Служил Церкви в сане протодиакона. Мученически скончался 16 ноября 1942 года. Определением Священного Синода от 27 марта 2007 года причислен к лику святых.

Святой священномученик Косма родился в слободе Рыбушка Саратовской губернии (ныне село в Саратовском районе) в 1869 году в крестьянской семье. До революции он занимался крестьянским трудом и не получил духовного образования. Будучи глубоко верующим человеком, Косьма Никифорович прислуживал в местной Христорождественской церкви и хорошо изучил богослужебный устав. После революции, несмотря на насильственную ломку основ русской жизни, он продолжал заниматься землепашеством, содержал хозяйство и в свободное время прислуживал в храме. В те годы становления новой деспотичной и атеистической власти отстаивание принципов религиозной жизни само по себе было уже подвижничеством. И Косьма Никифорович решается на такой жертвенный шаг. Он передает свое хозяйство дочери Анастасии, а сам подал прошение о принятии священного сана. Отец Косма был рукоположен во иерея в 1928 году незадолго перед тем назначенным новым Саратовским Владыкой, митрополитом Серафимом (Александровым), к Рыбушкинскому Христорожде-ственскому храма.

В 1935 году церковь в слободе Рыбушка была закрыта. В этих условиях усиленных гонений на Право-славие отец Косма не прекращал своей пастырской деятельности. У себя на дому он собирал прихожан, совершал богослужения, читал сельчанам духовную литературу, крестил младенцев - делал все, чтобы поддержать огонек веры Христовой. Его деятельность, не могла оставаться незамеченной для властей. 31 октября 1937 года сотрудник районного отдела НКВД получил ордер на обыск и арест гражданина Петриченко Кузьмы Никифоровича. В этот же день отец Косма был препровожден в Саратовскую тюрьму. 2 ноября состоялся первый и единственный допрос, во время которого рыбушкинский настоятель категорически отверг все возводимые на него обвинения в антисоветской деятельности.

На следующий день были допрошены пять свидетелей, которые дали нужные "следствию " показания. Вся следственная процедура носила откровенно подложный характер. 14 ноября было составлено обвинительное заключение "попа-кулака Петриченко Кузьмы Никифоровича ", который "под видом религиозных молебнов домах колхозников проводил антисоветскую агитацию". В тот же день заседание судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области постановило Петриченко К. Н. - расстрелять. Этот приговор, увенчавший доброго пастыря отца Косму нетленным венцем мученика за имя Христово, был приведен в исполнение в Саратове 16 ноября 1937 года вечером, в 22 часа. Место погребения мученика осталось неизвестным.

25 марта 2004 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению от Саратовской епархии приходской священник Косма Никифорович Петриченко был прославлен в Соборе святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Храм, в котором нес свое служение святой Косма, не сохранился до наших дней. В декабре 2004 года в Рыбушке был заложен новый храм. По благословению Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, храм будет двухпрестольным. В верхнем этаже престол будет освящен, как и когда-то, в честь Рождества Христова. А в крипте будет устроен придел во имя святого священномученика Космы. Помощь приходу оказывает родной правнук святого, В. З. Высоцкий. 14 мая 2005 года Владыка Лонгин совершил Чин основания рыбушкинского храма. Кроме того, памяти святого Космы посвящен храм, возведенный в парке им. Ю. А. Гагарина (ул. Химическая) в Комсомольском поселке Саратова.
В настоящее время храм уже действующий.


Тропарь
глас 5
Космо преславне, священномучениче Христов, / в годину гонения креста пастырскаго не уклонивыйся / ниже священнаго служения своего отвергшийся, / в узилище и на судищи безбожничестем / твердым во исповедании Христове пребыл еси, / ныне же на Небесех венцем мученичества украшенный, / моли Христа Пастыреначальника // помиловатися душам нашим.

Кондак
глас 6
Воспоим ныне святаго пресвитера Косму, / иже в земли Саратовстей явленнаго новаго Небеснаго светильника, / верных души неленостно упасшаго / егда волцы хищнии тщахуся расхитити я. / Темже и Христос его в обители райския всели / яко преславна священномученика, // и ходатая о душах наших.

Молитва

О дивный во страдальцех священномучениче Космо, Церкви Российския пречудное украшение и земли Саратовския велие удобрение!
Велии подвизи и труды твои, яже за правоверие и за Церковь Божию положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси земную славу, и мучеником древним ревнуя, доблественно противустал еси ярости властей нечестивых и прещению зломышленных клеврет ея. Ты, прием неправедное осуждение и казнь лютую, восприял еси венец мученичества, кровными каплями яко многоценным камением испещренный, и ныне во Царствии Небеснем Престолу всех Владыки с ликом новомучеников и исповедников Российских предстоиши.

Сего ради мы грешнии тебе припадаем и тебе молимся: о друже Христов, избави нас молитвами твоими от всякаго бесовскаго обстояния, спаси нас немощных от уст пагубнаго змия, ищущаго пожрети нас и свести ко аду живот наш. Исторгни нас от лютых страстей и всякия напасти, грех ради наших находящия. Подаждь душам нашим утешение, всади в сердца наша страх Суда Божия, наипаче же укрепи в нас веру Православную, в нейже до конца земнаго жития нашего твердо пребывати без порока сподоби и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще же терпеливо крест искушений и злостраданий понести не возможем, обаче и тогда не лиши нас милостивыя твоея помощи, страстотерпче великий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси.

Огради всесильным твоим предстательством к Богу, угодниче Христов и страстотерпче великий, отче Космо, страну нашу Российскую, град сей и вся грады и веси от глада, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани и от всякаго зла, и всем с верою и любовию притекающим к тебе испроси у Господа Бога грехов прощение, телеси здравие, недугов прощение, от скорбных обстояний свобождение, да нечестия и мирских похотей отбегше, Богови же благоугодивше, спасение улучити сподобимся и с тобою купно в невечернем свете воспоем Нераздельную и Единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТБИЛИСИ, 22 ноя — Sputnik. День Святого Георгия или "Гиоргоба" Грузинская православная церковь отмечает 23 ноября — в Грузии это один из самых почитаемых религиозных праздников, который имеет статус государственного праздника и объявлен нерабочим днем.

Святой Георгий за мужество и духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от веры Христовой и за чудодейственную помощь людям в опасности, был назван Победоносцем.

День Святого Георгия, который считается покровителем страны, в Грузии отмечают дважды — 23 ноября и 6 мая.

Путь от воина в мученики

Будущий Святой родился в Каппадокии (область в Малой Азии), в глубоко верующей христианской семье. Георгий был еще ребенком, когда его отец принял мученическую смерть за Христову веру. Мать Георгия переселилась с сыном на родину - в Палестину и воспитала его в строгом благочестии.

Став взрослым, Георгий поступил на службу в римское войско и благодаря своей храбрости, силе, уму и особенной воинской стати дослужился до чина тысяченачальника, завоевав благосклонность самого императора Диоклетиана (284-305).

© photo: Sputnik / Vladimir Vdovin

Икона "Святой Георгий"

Святой Георгий, узнав об эдикте (нормативном акте) императора, повелевающем разрушать церкви, сжигать священные книги и преследовать христиан, раздал нищим свое имущество, отпустил рабов на волю и объявил себя христианином, тем самым, он пошел на прямой конфликт с правителем, заявив о его страшной жестокости.

Заставить Георгия отречься от Христа и принести жертвоприношение языческим богам император пытался изощренными пытками и мучениями, но Святой мужественно переносил все страдания, прославляя Господа.

Диоклетиан повелел колесовать Георгия, когда очередные попытки отречься от христианства не удалось.

Мученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. Острые лезвия при вращении колеса резали обнаженное тело Святого. Мужественный юноша во время этой страшной пытки не издал ни одного стона — он громко славил Бога и молился, а затем просто умолк. Произошло колесование Святого 23 ноября по новому стилю.

Господь не оставлял Георгия, всякий раз после жестоких пыток он являлся на допрос исцеленный, славя и благодаря Бога. Георгий Победоносец, выдержав все мучения, был обезглавлен в 303 году, так и не отрекшись от веры.

В городе Лод, где был воздвигнут храм Георгия Победоносца, находятся мощи Святого, а глава и меч хранятся в Риме.

Чудеса Победоносца

Наиболее известно следующее чудо, из многих совершенных Святым Георгием - на родине Победоносца в озере, расположенном у города Бейрута, жил огромный змей, который выходя на сушу пожирал людей и опустошал окрестности.

Местные жители по совету жрецов, приносили в жертву чудовищу по жребию своих детей, чтобы умилостивить змея. Дошла очередь и до единственной дочери царя, которую привели к озеру в слезах.

© photo: Sputnik / Eduard Pesov

Неожиданно появился Святой Георгий на белом коне с копьем в руке, который устремился на змея, осенив себя крестом, и поразил в пасть копьем.

Затем велел девушке связать змея своим поясом и вести его в город, где Святой Георгий убил чудовище, а жители сожгли его. Святой Георгий стал называться Победоносцем за победу над змеем и за мужество в страдании.

Традиции Гиоргоба

Всадник, поражающий змия, составная часть грузинского сознания и православной веры, Святой Георгий запечатлен на государственном гербе страны.

Праздник, по преданию, основала просветительница Грузии — Святая Нино, которая была родственницей Святого Георгия, особо почитала его и завещала стране, которую обратила в христианство, любить его.

В этот день, во всех действующих церквях страны проходят праздничные службы, посвященные Дню Святого Георгия. В грузинских монастырях этот праздник отмечают особо. В Грузии в честь Святого Георгия первый храм построил царь Мириан в 335 году.

Во имя Святого Георгия в средние века в разных уголках страны было возведено 365 молелен, по числу дней в году. Победоносца особо почитают в Грузии и в наши дни — храмы в честь Святого Георгия строили не только в городах и селениях, но и на вершинах гор. Георгий в Грузии самое популярное и распространенное мужское имя.

О чем просят

Святой Георгий - защитник всех слабых и невинных, поэтому ему молятся в любой борьбе на победу. Победоносец считается покровителем воинов и путешественников, земледельцев и скотоводов.

Соответственно, люди просят Святого Георгия об исцелении, защите от зла и нечистой силы, о хорошем урожае, удаче на охоте и о хорошем приплоде скота.

Молитва

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Со времен Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, что отражено с XIV–XV веков в московской геральдике/ Почитаемый во многих странах, этот святой стал символом мужества и стойкости на многие века.

Житие святого Георгия

Жизнеописание святого Георгия начинается с того, что родился он в городе Бейруте, у подножья Ливанских гор, в семье благочестивой и богатой. Во время военной службы он смог выделиться среди других воинов своей силой, храбростью, умом, красотой и воинской осанкой. Довольно быстро пройдя по карьерой лестнице, он достиг звания тысяченачальника и стал приближенным императора Диоклетиана. Этот правитель был талантливым командиром, но страстным приверженцем римского язычества, в связи с чем отмечается в истории как один из самых жестоких и ярых гонителей христиан.

Святой великомученик Георгий Однажды на суде Георгий услышал бесчеловечные и жестокие приговоры об истреблении христиан. Сострадание к этим невинным людям воспламенилось в нем. Предвидя страшные мучения, Георгий раздал все, что имел, беднякам, дал волю своим рабам и пришел на прием к Диоклетиану. Встав перед ним, Георгий объявил себя христианином и начал обличать императора в несправедливости и жестокости. После безрезультатных уговоров император отдал приказ подвергнуть своего тысяченачальника тем же мучениям, что и христиан. Мучители Георгия изощрялись в жестокости, придумывая новые и новые пытки, но он терпеливо переносил страдания и восхвалял Господа. В конце император приказал отрубить голову святому. Так мученик Георгий отошел к Господу в 303 году, в Никомидии, по новому стилю 6 мая. Праздник Георгия Победоносца с тех пор отмечается в этот день. Мощи святого были положены в храме города Лида, в Палестине. Его голова сохранилась в римском храме, также посвященном подвигу святого Георгия.

Георгий Победоносец Георгий получил именование Победоносец за мужество, стойкость и духовную победу над своими истязателями, которые так и не смогли принудить его отречься от звания христианина, а также за чудесную помощь людям, находящимся в опасности. В праздник святого Георгия Победоносца вспоминаются его воинские подвиги. На иконах он изображен верхом на коне и убивающим копьем змея. Это изображение основывается на народных преданиях и посмертных чудесах святого Георгия. Суть преданий в том, что рядом с родным городом Георгия появился страшный зверь, пожирающий людей. Суеверные люди тех мест стали по жребию отдавать ему жертву, чтобы утолить его ярость. Однажды выбор пал на дочь правителя той области, ее привязали на берегу озера и оставили в ужасе ждать появления чудовища. Когда зверь вышел из воды и стал приближаться к оцепеневшей девице, вдруг возник между ними светлый муж на белом коне, убил змея и спас девушку. Такми чудесным явлением великомученик Георгий прекратил жертвенные убийства людей, обратил к христианству жителей той области, которые прежде были язычниками.

Почитание святого Георгия на Руси

Святой Георгий считается покровителем воинов. Его изображение на коне является символом победы над дьяволом, которого издавна называли «древним змием». Это изображение стало частью герба Москвы, оно много лет отображается на монетах разных стран. Также вспоминают в праздник Георгия Победоносца историю, когда он оживил умершего единственного вола у бедного земледельца. Это и другие чудеса послужили поводом к поминанию его еще и как покровителя скотоводства и защитника от хищников.

До революции в православный праздник Георгия Победоносца русские деревенские жители всем составом шли в храмы на церковную службу. После крестного хода, молебна святому великомученику, окропления домов и домашних животных святой водой выгоняли скот в первый раз после долгой зимы на пастбища. Еще день, в который отмечают праздник Георгия Победоносца, в народе имеет название «Осенний Георгий», или «Юрьев день». До тех пор, пока не пришел к власти Борис Годунов, в этот день крепостные крестьяне имели право перейти к другому помещику.

Награды имени Святого Георгия

Неразрывно связан с именем святого один из символов победы и воинской славы – георгиевская лента, символизируюшая воинскую доблесть и отвагу. Сочетанию трех черных полосок, означающих дым, и двух оранжевых, символизирующих пламя, уже около 250 лет. Появление ленты непосредственно связано с появлением главной награды России – ордена Святого Георгия, учрежденного в 1769 году. Орден имел вид белого, покрытого эмалью креста. Эту награду мог получить за боевой подвиг не только офицер, но и простой солдат.

«Святой Георгий» был четырех степеней, самой высшей из которых до революции владело всего 25 военачальников. Из них только один Михаил Кутузов был кавалером всех четырех степеней. В послереволюционное время орден был упразднен большевиками как царская награда, а лента, как символ доблести и отваги, сохранилась и использовалась в наградах Великой Отечественной войны. Восстановлен орден Святого Георгия был во всех четырех степенях в 2000 году и снова является самой высшей наградой в России. С 2005 года георгиевские ленточки стали раздавать перед днем Победы 9 мая всем желающим во всем мире как память о самой кровавой войне в истории отечества. Так у символа появилось еще одно значение – память о тех, кто жертвовал ради спасения родины самым ценным, что у него было, – своей жизнью.

Праздник Георгия Победоносца

Особое почитание Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после победы над чудью положил основание Юрьевскому храму недалеко от Новгорода. В 1036 году, победив печенегов, основал в Киеве монастырь св. Георгия. Во время освящения храма 26 ноября княжеским указом по всей Руси предписано ежегодно творить праздник Георгия Победоносца.

Освящение Георгиевского храма является одним из самых первых древнерусских праздников. Не менее чтится до сих пор и день гибели Святого Георгия – 6 мая. Многие видят символичность в том, что окончательный разгром фашистской Германии случился именно в день памяти Георгия Победоносца. Капитуляция 8 мая 1945 года была принята тоже Георгием - маршалом Жуковым, руководившим до этого многими победными битвами во время этой страшной войны.

Георгий-покровитель

Особо почитается святой Георгий во многих странах, например в Грузии, где даже название страны (Георгия) взято в его честь. По преданию, равноапостольная Нина, почитаемая в Грузии святая, приходится двоюродной сестрой описанного мужа-воина. Она особенно почитала Георгия, завещала христианам любить этого святого. С IX века происходило массовое строительство храмов в честь святого Георгия. Зафиксировано много свидетельств явления его в различных сражениях.

Георгиевский крест изображен на грузинском флаге. Святой Георгий также является почитаемым святым в Англии (еще с царствия короля Эдмунда III). Сам английский флаг выглядит как Георгиевский крест. Очень часто образ святого Георгия используется в классической английской литературе. С особой радостью отмечают праздник – День Георгия Победоносца – в арабских странах. Имеется множество народных преданий о чудесах Георгия, одно из которых о сарацине, выстрелившем из лука в икону святого. Как только это произошло, у хулителя распухла рука, и он стал умирать от боли, но, по совету христианского священника, возжигал масло перед иконой Георгия и помазал распухшую руку маслом. Сразу после этого получил исцеление и уверовал во Христа, за что и предан был мучительной смерти от сослуживцев. Имени этого сарацина история не сохранила, но он изображен на местных иконах о змее как небольшая фигура с лампадой на коне позади Георгия.

День Святого Георгия Победоносца. 6 мая в истории

На Руси почитание Георгия Победоносца приобрело особое значение: сидящий верхом на коне и поражающий змия он запечатлён в центре герба Российского государства.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился Георгий в городе Бейруте (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.

Чудо святого Георгия о змие

Был в древние времена город, под названием Гевал, в стороне палестинской, и был он очень большой, и множество людей в нем жило; и все поклонялись идолам, почитая их согласно преданиям и по царскому повелению, отвернулись они от Бога, и Бог отвернулся от них.

Около города этого было большое озеро, весьма полноводное. По вере и по делам их воздал им Бог: появился огромный змей в этом озере и, выходя из озера того, жителей города этого поедал. Некоторых свистом своим умерщвлял, других же, удушив, утаскивал в озеро. И была скорбь великая, и плач неутешный в городе том из-за этого зверя.

Собрались однажды все жители этого города и пошли к царю своему, говоря: «Что будем делать — ведь погибаем от этого змея?»

Ответил им царь: «Все, что сказали мне боги, то вам возвещаю, и давайте обдумаем это: каждый из вас ежедневно сына своего или дочь свою пусть отдаст на съедение змею в черед свой, пока не наступит и мой срок. Отдам и я единственную мою дочь». И угоден был замысел этот всем жителям, и, отвечая, сказали они царю: «Воистину, о царь, сердце твое в руках богов; хвалу же им вознесем за то, что вложили в тебя эту мысль». И, удалившись, поочередно исполнили царское повеление, начиная с верховных вождей и до самых незнатных, ежедневно отдавая детей своих в пищу змею на берегу озера, тот сына своего, другой же дочь свою, рыдая и алча безмерно. Выходил змей, и уносил их, и поедал.

Когда же все жители отдали своих детей, снова придя, сказали царю: «Господин, все мы отдали своих детей одного за другим, каждый из нас по очереди. Что повелишь ты теперь?» И, отвечая, сказал царь: «Отдам и я единственную мою дочь, а затем, что откроют мне бессмертные боги, так и решим». Призвав единственную свою дочь, обрядил царь ее в багряницу и, поцеловав и горько оплакав, повелел отвести на погибель к змею. И, отведя, оставили ее у озера.

Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами,по божьему соизволению желая спасти нас, гибнущих, и избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина, идущего с боя и спешащего в родные места. Увидев на берегу озера деву, великий и славный мученик Георгий спросил ее, так говоря: «Зачем здесь стоишь ты, дева?» Она же ответила ему: «Отойди, господин мой, отсюда, скорее отойди, чтоб не погибнуть жестоко». Отвечая, святой Георгий сказал деве: «О чем говоришь ты, девица? Разбойники здесь или что другое?» Девушка же сказала: «Змей страшный здесь есть, гнездящийся в озере этом; теперь же тебя умоляю, господин мой, уйди отсюда: я вижу приятный твой вид, и младость, и блеск, и красоту лица твоего, и тебя умоляю, отойди отсюда скорее, чтобы не погибнуть жестоко». Спросил ее святой и великий мученик Георгий: «А ты почему здесь сидишь и не уходишь?» Ответила девушка: «Многое могла бы я тебе поведать и рассказать, говоря о себе, но как бы змей не пришел и со мною тебя не похитил». И сказал ей святой и великий мученик Георгий: «Говори мне правду, девица, не бойся — не оставлю тебя». И отвечала ему девушка дрожа: «Видишь ли, господин мой, как город этот велик, и очень красив, и процветает во всем: поэтому и не хочет отец мой уйти и оставить город этот. Однако живет здесь змей, огромный и страшный безмерно, в озере этом, и поедает много людей; и порешили жители вместе с царем, отцом моим, и давали они ежедневно, каждый в черед свой, детей своих змею на съеденье; дошел черед и до царя, отца моего, и меня, хоть имел он одну единственную дочь, но не желая нарушить повеление свое, повелел и меня отдать на съедение змею. И вот, господин мой, все я тебе рассказала; уходи отсюда скорей, пока не явился тот змей и тебя не похитил».

Услышав же это, великий мученик и страдалец за веру Христову Георгий деве сказал: «Не бойся, девица!..» И тут же, на небо воззрев, помолился раб Божий, так говоря: «Безначальный, живоносный, Бог мира всего, не имеющий ни конца, ни начала, создавший времена и годы, солнце в течение дней и луну в освещение ночи, внимавший святым своим апостолам, передавший им дух свой святой, выслушай и меня, недостойного раба твоего, и покажи мне прежние твои милости, и повергни лютого этого зверя к ногам моим, пусть видят ипусть все поверят, что ты лишь один — Бог, и, кроме тебя, другого не знаем». И только сказал так святой и великий мученик Георгий, раздался голос с небес, говорящий: «Георгий, дерзай, не останется тщетным твой глас, когда ты попросишь».

Внезапно девушка вскричала, говоря: «Беги, человек, отсюда: вот ведь змей свища идет». И тут же, отпрянув слегка, страдалец за веру Христову святой Георгий увидел, как из взбурлившего озера явился огромный змей, поднял голову свою, точно свод, и раскрыл пасть, будто пропасть, и с ревом пошел на святого и деву. Но тотчас, знамение Христово начертав на земле, святой Георгий сказал: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною». И сразу же силою Божьей и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия подломились колени у страшного змея. И сказал святой и великий мученик Георгий девушке: «Сними пояс твой и поводья коня моего и свяжи ими голову змея, влеки его и иди в город». Она и сделала то, что велел ей святой и великий мученик за веру Христову Георгий. И шел вслед зе нею страшный тот змей, волочась по земле, как овца на закланье. Девушка же вела его, радуясь и веселясь.

Царь же, отец ее, и мать ее в тот день рыдали и плакали очень о деве этой. Но, внезапно увидев девицу, ведущую змея, и чудотворца святого, великого мученика и страстотерпца Георгия, идущего впереди, испугавшись ужасно, пустились бежать. Святой же и великий мученик за веру Христову и чудотворец Георгий воскликнул громким голосом, говоря: «Не бойтесь! Если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье свое». Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?» Он же ответил: «Георгием зовут». Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого Бога-вседержителя и в единого сына его, Господа нашего Иисуса Христа, и в святой животворный дух». Тогда святой и великий чудотворец Георгий, протянув руку, извлек меч свой и отрубил голову лютому зверю. Увидев все это, царь и все жители тотчас подошли и поклонились ему, Богу хвалу воздавая и угоднику его великому чудотворцу Георгию. И велел царь построить церковь во имя многославного и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия и украсил ту церковь золотом и серебром дорогими каменьями. И повелел поминать его в месяц апрель в двадцать третий день.

Святой и великий мученик за веру Христову Георгий, увидел их веру, что всей душой уверовали они в Господа нашего Иисуса Христа, сказал им: «Покажу вам и новое чудо, знаменье и силу Господа Бога моего». И, когда была завершена эта церковь и окончили ее мастера, послал им свой щит и велел повесить его над святым алтарем. Силой и действием духа святого и доныне висит в воздухе, недержимый никем, этот щит, во все времена и года на веру неверным. Таковы удивительные и достославные чудеса преславного и великого чудотворца и мученика за веру Христову Георгия. И не только эти таинства совершаются святым его именем, но также исцеления многие Бог совершает по молитвам его всем, приходящим с верой в церковь его святую: хромые ходят, глухие слышат, страдающие от нечистых духов освобождаются, и большая радость бывает всегда от чудесных его деяний…

Приметы на Григория Победоносца

Пришел Егорий – и весне не уйти . Егорий – это один из вариантов имени Георгий, точно так же, как и Юрий. Этот день действительно считается днем окончательного вступления весны в свои права. Зима теперь долго не побеспокоит, пока не придет ее время. Все цветет, зеленеет, природа окончательно проснулась и начала жить.

Егорий с водой – Никола с травой. В народе говорили, что если в этот день, 6-го мая, выпадет роса, значит 22-го мая, на Николая Чудотворца, травы будет столько, что вся скотина будет сыта. В этот день скармливали коровам, козам и лошадям последние запасы зимних кормов. Теперь уже можно будет выводить скотину на пастбища. С этого момента сама природа начнет кормить всю живность.

Коли на Юрия березовый лист в полушку – к Успению клади хлеб в кадушку. В данной примете имеется в виду, что если 6-го мая березовые листья стали размером с полушку, то к Успению Пресвятой Богородицы будет собран хороший урожай пшеницы. Полушка – это мелкая монета, размером 6 на 8 мм. Поэтому люди внимательно следили за деревьями в этот день. Хотелось знать, каким же будет предстоящий урожай. Если лист березы в этот день был меньшего размера, то и урожай будет меньше. Ну, а если лист был больше, то можно было радоваться – урожай превзойдет все ожидания.

На Егория утро ясное и тихое – первые посевы будут урожайные. Данная примета касается не злаковых растений, а всех овощей, которые высаживаются семенами. Редис, огурцы, помидоры, перец – если вы высаживаете все это не рассадой, а семенами, значит, скоро будете собирать первый урожай.

Другие приметы на праздник Георгия Победоносца

В канун Юрия возьмешь шерсть в руки – весь скот порежут волки. Георгий Победоносец считается покровителем всей домашней живности и скотины. А примета эта появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола. С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных. А если кто-то в этот момент возьмет в руки шерсть, то тем самым лишит свою скотину защиты.

На Егория ведьмы коров портят. В народе говорят, что ведьма не успокоится, пока не отыщет в этот день незащищенную корову. Ведьмы ходят по дворам, и ищут, где можно подпортить скотину, чтоб набраться сил. Для этого они на воротах снимают стружку, после чего со специальными заклинаниями варят ее в подойнике. А после этого хозяева коровы удивляются, куда же у их кормилицы делось молоко. Избавиться от этой проблемы может только тот хозяин, который внимательно следит за состоянием своих ворот. Для того чтобы корова снова стала здорова, хозяину нужно только замазать грязью то место, где обнаружено соструганное место.

На Егория пастуха почитай – корова будет в порядке. Действительно, в этот день всегда было принято угощать пастуха самыми вкусными блюдами, дарить ему деньги и отрезы тканей. Получается, такой своеобразный День пастуха. В народе считалось, что чем лучше отблагодарить пастуха в этот день, тем спокойнее можно быть за свою корову. Пастух – это помощник Георгия Победоносца. Поэтому он мог сохранить скотину так же, как и его хозяин.

На Егория не тронь гребень – жизнь свою прогребешь. Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Мало того, в народе говорят, что не только пользоваться нельзя этими предметами в данный день, но необходимо их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались. У данной приметы есть два негативных последствия.

  • Во-первых, если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, то ваши волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • А во-вторых, считается, что такими действиями вы можете потерять свою кормилицу.

Конечно, она не умрет, но телят приносить уже не сможет, а значит, не сможет и давать молоко.

Приметы Георгия Победоносца и домашние животные

Защита домашних животных – основной ритуал этого дня. Действительно, раз этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, поэтому и ритуалы, связанные с защитой животных, обладают неимоверной силой. В народе было принято в день Георгия Победоносца запечь в пирог целое яйцо, положить этот пирог в сито. С собой брали топор, который несли за поясом, и нож. Кроме этого брали ветку вербы и зажигали свечу. Со свечей и пирогом хозяин дома обходил все стадо. А потом пирог разламывал на столько частей, сколько голов в стаде. Каждой корове он давал по куску пирога. Ветку вербы нужно было бросить в реку. После этого хозяин должен был положить топор и нож на пороге своих ворот. Нужно было выгнать стадо со двора, а потом загнать обратно, главное, чтобы они перешли через топор и нож. Считалось, что если вы так поступите, то никто не сможет испортить скотину, да и волков можно не опасаться.

Приметы на праздник Георгия Победоносца связаны в основном с защитой скотины. Но для крестьян домашняя живность всегда была очень важна. От здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи. И чем лучше домашние любимцы были защищены, тем лучше жила семья.

Молитвы святому великомученику Георгию Победоносцу

Молитва первая

О Святый, славный и всехвальный великомученице Христов Георгие! Собраннии пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благосердия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует державе нашей победы на сопротивныя, да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, и силы возстающих враг наших да низложит, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь, и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви твое заступление.Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая,
даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу Святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу и всему Боголюбивому воинству на супостаты одоление, и да укрепит страну Его непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страс-тотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со ангелы и архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Прибегаем ныне к святому великомученику Георгию, предивному чудотворцу, Бога всею душею возлюбившему и милости великой от Него удостоившемуся. Услышь нас, святой великомученик добропобедный, и моли Господа от скорбей избавить нас, и не лишить в нас вечных благ. За веру во Христа, от которого отречься ты не захотел, и за исповедание преславного и пречудного имени Его, по повелению царя, мучителя нечистивого, тебя копием в утробу вонзили, на колесе остром мучили, в сапоги железные, с гвоздями обували и в них заставляли бегать, в известь нерастворенную засыпали и жилами воловьими били без пощады. Но все эти муки, силою Христовою чудесно препобедив, вожделенного мига кончины ты достиг и во главу мечем усечен. Много чудес, великомученник Георгий, благодатию Божию на спасение ближних, ты сотворил, мертвого воскресил, и на острове Метелине одного юношу, в плен серацинами уведенного, родители коего глубоко почитали тебя и в память твою угощение ставили, празднуя с сродниками и знакомыми, спустя один год, изволением божиим восхитив, во мгновение ока, в отчий дом перенес. На земле, великомученник, всех ближних твоих возлюбив, большую заботу о них ты обнаруживал: внемли же воздыханиями сердец наших, Георгий Победоносец, и будь покровом и защитой православного и Христолюбивого воинства: на войнах, воин Царя Небеснаго, сражающихся за веру и Отечество, невредимыми сохрани и служить Господу во всякой правде и благочестии наставь, чтобы они, ограждаемые тобою, а с ними и все мы, чтители священной памяти твоей, в покаянии и целомудрии живя и всегда о Боге памятуя, Господом нашим услышаны были, как и ты, великомученник Георгий, молился, чтобы помянул. Владыка всех, призывающих великолепное и достопоклоняемое Имя Его и славящих Его от века. Аминь

Что нельзя делать в праздник 6 мая: День святого Георгия Победоносца, что можно делать, приметы

Что нельзя делать в праздник 6 мая: День святого Георгия Победоносца, как в разных странах почитают святого Георгия.

Святого почитают во всем христианском мире: у грузин, греков, итальянцев, французов, англичан и русских. Имя его служит девизом, паролем и клятвой у французов при судебных поединках и в битвах; лик его изображался на гербах и на монетах генуэзских, английских и русских.

Имя Георгий - от греческого «земледелец, селянин». У русских издревле Георгия называли: Юрий, Гюргий и Гюрги.

Скотский праздник. В Греции святой Георгий открывал пастушеский год и праздновался в семье, на пиршестве обычно съедали первенца стада.

Турки султанским указом строго запрещали употреблять в пищу ягнят прежде Юрьева дня.

В Исландии и Финляндии отмечали праздник с различными языческими обрядами. В это время мужчины, предаваясь пьянству, пели песни, а женщины поливали молоком некоторые священные деревья.

В Сербии в Юрьев день перед восходом солнца купались и освященной вербой, так, как в России, выгоняли в поле скотину.

В Болгарии в день святого Георгия кололи ягненка так, чтобы ни капли крови его не удало на землю. Кровью ягненка мазали своих детей, делая знамение креста на лбу, щеках и подбородке. Зажарив этого барашка, собиралась семья и холостая родня за одним столом. Звали священника, он читал над барашком молитву и благословлял: попу отдавалась шкурка и лопатка ягненка. Когда ели освященного барашка, то, собрав все косточки, зарывали их в землю.

К Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник.

Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Святой Георгий воспринимался не только как защитник скота, но и как хозяин лесных зверей. На 6 мая пастухи давали зарок хранить скотину от лихого сглаза, от рыскучего зверя. Хозяйки выгоняли скотину со дворов вербой, приговаривая: «Как верба не сохнет, так и вы не сохните, богом данные скотинки!».

Георгию было 20 лет, когда его мать скончалась, и он получил богатое наследство. Когда начались гонения на христиан, Георгий, будучи в Никомедии (древний город в Малой Азии на берегу Мраморного моря), раздал имущество бедным, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от святого завет предать тело великомученика погребению в его родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лида (ныне город Лод). Над его гробницей построен храм , который принадлежит Иерусалимской православной церкви. Глава святого хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Часть мощей Святого великомученика Георгия Победоносца содержатся в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Реликвию сохранил французский король Людовик IX Святой (1214-1270), после чего она неоднократно служила на церковных празднествах в честь святого Георгия. Десница (правая рука до локтя) хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция).

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна стал почитаться покровителем воинства. Чудо о змее сделалось излюбленным сюжетом в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом - “древним змием” (Откр. 12, 3; 20, 2).

День Святого Георгия Победоносца в Грузии история традиции. Новости сегодня 23.01.2018 г.

Его исцеление после стольких мук и пыток обратило ко Христу ранее уже оглашенных преторов Анатолия и Протолеона, а также, по одному преданию, императрицу Александру, супругу Диоклетиана. Когда призванный императором Диоклетианом волхв Афанасий предложил Георгию воскресить мертвого, святой вымолил у Бога это знамение и множество народа, включая и самого бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия каким «волхованием» тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твердо что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.

В Мегрелии до наших дней сохранился обычай «гиночама», согласно которому на суде должна была присутствовать икона святого Георгия. Как правило, это был список с Илорской иконы святого Георгия, который носил на шее приставленный к иконе человек - мехатули. Тяжущиеся стороны клялись перед иконой в правоте, и обманщик подлежал проклятию святого Георгия.

Став взрослым, Георгий поступил на службу в римское войско и благодаря своей храбрости, силе, уму и особенной воинской стати дослужился до чина тысяченачальника, завоевав благосклонность самого императора Диоклетиана (284-305).

Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, и был возвращен к жизни по молитве святого Георгия.

Согласно мнению исследователе «Житие святого Георгия» первоначально было переведено на грузинский язык в X веке, возможно, при царе Георгии II. Второй перевод «Жития» был сделан в ХI веке Георгием Святогорцем (Мтацминдели), предпринявшим перевод «Великого Синаксаря», куда входил краткий вариант канонической редакции «Жития святого Георгия». Насчитывается четыре основных варианта грузинского перевода жития великомученика Георгия, сохранившихся в нескольких десятках рукописей. Текст самой ранней грузинской рукописи чудес святого Георгия, включающей «Чудо Георгия о змии», датируется концом XI века.

В Грузии особо почитают этого святого. Первый храм в честь Георгия был построен в 335 году. Житие святого было впервые переведено на грузинский язык в конце X века. На государственном флаге Грузии присутствует георгиевский крест.

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ) - христианский святой, великомученик, чудотворец. Пострадал во время правления императора Диоклетиана (245-313 гг.), после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен.

День Святого Георгия Победоносца в Грузии чудеса молитвы. Срочная информация.

Это семейный праздник для американцев, поэтому по традиции за столом собирается несколько поколений семьи. Символом праздника является фаршированная индейка. Также на стол традиционно ставят тыквенный пирог и фрукты.

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки на «Календарь событий»:

Использование информации сайта в оффлайн-СМИ (радио, телевидение, газеты и т.п.) требует особого согласования. Для согласования отправьте запрос.

Святой великомученик Георгий Победоносец был родом из Каппадокии - области в Малой Азии на территории современной Турции. Он вырос в христианской семье. Его отец принял мученическую смерть за Христа, когда Георгий был еще ребенком. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину.

Затем велел девушке связать змея своим поясом и вести его в город, где Святой Георгий убил чудовище, а жители сожгли его. Святой Георгий стал называться Победоносцем за победу над змеем и за мужество в страдании.

Святой Георгий небесный покровитель Грузии видео. Свежая информация.