Климент Охридский. Возможно, он создал кириллицу

Памятник в Софии

Традиция приписывает Клименту Охридскому создание кириллицы (в его кратком житии, сохранившемся только по-гречески, читается: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрёл премудрый Кирилл»), но большинство исследователей не разделяет эту точку зрения .

По сведениям средневековых летописей святой был похоронен в основанном им монастыре в Охриде. Церковь во время турецкого рабства была разрушена и гроб был перемещён в кафедральный собор «Святая Богородица Перивлептос», где до XVII в. находилась кафедра Охридской болгарской архиепископии. Потом она была упразнена и присоединена к Ипекской сербской архиепископии. Его нетленные мощи долгое время сохраняли там, а теперь - в восстановленной церкви «Святой Климент», на горе Плаошник в Охриде, где он был изначально похоронен. Голова святого сохраняется в ските Иоанна Предтечи (болг.) русск. близ греческого города Верия , а частица мощей была передана в Храм святых седмочисленников (в Софии).

Климент Охридский изображён на болгарской почтовой марке 1990 года.

Творчество

Литературное наследие Климента насчитывает значительное количество сочинений: похвальные слова Богоматери (на все Богородичные праздники) и Предтече , жития святых , перевод «цветной Триоди ».

Центральной частью творческого наследия святого являются гимнографические произведения - Климент считается олицетворением всей древнейшей славянской (и в первую очередь болгарской) гимнографии . По свидетельству жития, Климент

В настоящее время точно атрибутированными Клименту (по имеющемуся в них акростиху) считаются цикл из 6 трипеснцев на предпразднество Рождества Христова, каноны Евфимию Великому , на положение ризы и пояса Богоматери, канон «отцам» в составе Минеи Общей, 25 канонов в составе Октоиха, службы Тивериопольским мученикам и Аполлинарию Равеннскому , минейные каноны на Успение Богородицы и на перенесение мощей первомученика Стефана и папе Стефану I , а также покаянный канон, встречающийся в составе Октоиха и Требника .

Отдельного упоминания заслуживает составленная святым Климентом служба первоучителю Мефодию с каноном 6-го гласа, составляющим пару с известным каноном первоучителю Константина Преславского .

См. также

Примечания

  1. Коледаров, Петър. Политическа география на средновековната българска държава. - София: Българска Академия на науките, 1989. - Т. II. - С. 150-151. - 159 с.
  2. Туницкий Н. Л. Греческое пространное житие св. Климента Словенкского // Материалы для истории жизни и деятельности учеников свв. Кирилла и Мефодия. - Сергиев Посад: Отд-ние рус. яз. и словес. Рос. акад. наук, 1918. - Т. I. - С. 119. - 144 с.
  3. Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А. Болгарская православная церковь // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2002. - Т. V. - С. 615-643. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2 .
  4. Селищев А. М. Славянское население в Албании. - София: Македонск. науч. ин-т, 1931. - С. 62-63. - 360 с.
  5. Кадочникова О. Г. Поучения святителя Кирилла Иерусалимского в древнеславянском переводе: лингвотекстологический анализ . - М. : Эдитус, 2017. - С. 184. - 227 с.
  6. Документальный фильм об этом сняли болгарские журналисты Цветан Томчев и Максим Караджов.
  7. Климент Охридский / Верещагин Е. М. // Киреев - Конго. - М. : , 2009. - С. 291. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 14). - ISBN 978-5-85270-345-3 .
  8. Кириллица / Верещагин Е. М. // Киреев - Конго. - М. : Большая российская энциклопедия, 2009. - С. 22. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 14). -

- (Величский или Словенский) (около 840‒916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы. Как ученик и ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия участвовал вместе с ними в Моравской миссии (863). После изгнания из… …

КЛИМЕНТ Охридский - (Величский или Словенский) (ок. 840 916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы; создал охридскую литературную школу, занимавшуюся переводами. Религиозно дидактические сочинения с элементами гражданской и … Энциклопедический словарь

КЛИМЕНТ Охридский - (Величский или Словенский) (ок. 840 916) славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы; создал охридскую литературную школу, занимавшуюся переводами. Религиозно дидактические сочинения с элементами гражданской и… … Большой Энциклопедический словарь

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - (Величский, Словенский) [ок. 840 27.7.916, Охрид], первый слав. писатель, просветитель, ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия, с 863 участвовал вместе с ними в Моравской миссии. После изгнания из Моравии нем. духовенством (886) был послан болг.… … Российская педагогическая энциклопедия

Климент Охридский - (Величский, Словенский) (ок. 840 916) первый славянский писатель, просветитель, ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия. Создавал в Охриде школы для детей, а также училища для взрослых с преподаванием на славянском языке, готовившие… … Педагогический терминологический словарь

Климент Охридский - (ок. 840 916) слав. просветитель, один из наиб. близких учеников и сподвижников Кирилла и Мефодия, участник Моравской миссии, а после смерти своих учителей ревностный продолжатель дела утверждения слав. письменности и христ. культуры. К. О. много … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Святой Климент Охридский (антарктическая станция) - У этого термина существуют и другие значения, см. Святой Климент Охридский. Болгария в Антарктике Святой Климент Охридский Лагерь Академия Экспедиция Тангра 2004/05 … Википедия

Святой Климент Охридский - Святой Климент Охридский: Святой Климент Охридский (840 916) первый епископ Болгарии, признан святым. Святой Климент Охридский болгарская полярная станция в Антарктике … Википедия

Климент - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Климент (в православной традиции Климент) мужское имя древнеримского происх … Википедия

Климент - Охридский (Величский или Словенский) (около 840 916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы. Как ученик и ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия (См. Кирилл и Мефодий) участвовал вместе с ними в… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства , . В книге предложен своеобразный "детектор лжи", то есть новая методика определения авторства тех или иных повествовательных текстов. В основу методы положена процедура трансформации текста в… Купить за 660 руб
  • Русское богословие. Традиция и современность , . Сборник составлен на основе материалов секции русского богословия, работавшей в рамках ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в 2009 и…

Самым выдающимся литературным деятелем из числа непосредственных учеников Кирилла и Мефодия был Климент Охридский, создатель охридской духовной школы. Ему посвящены два жития, написанные на греческом языке архиепископами охридскими Феофилактом (пространное житие) и Дмитрием Хоматианом (краткое житие), прославлявших его деятельность.

Следует заметить, что Феофилакт, агиограф Климента, был выдающимся греческим писателем, богословом-экзегетом, учеником Михаила Пселла.

По-видимому, Климент был уроженцем Македонии (род. ок. 830, ум. 916). Предполагается, что Мефодий, управлявший одно время славянской областью в Македонии, взял к себе Климента в качестве ученика и служителя.

В дальнейшем Климент сопровождал Кирилла и Мефодия в их великоморавской миссии, сопутствовал им при посещении Паннонии, Венеции и Рима. Светское имя Климента неизвестно, но, возможно, что это монашеское имя было дано ему в честь Климента Римского.

Изгнанный из Великой Моравии, Климент прибыл в Болгарию и поселился вместе с Наумом в доме одного преславского боярина. Но вскоре, поощряемый и награждаемый князем Борисом, Климент получил место учителя и проповедника (с 886 г.) в области Кутмичевица (включавшей часть Македонии и Албании), где его усилиями и был создан новый центр духовной книжности и просвещения. Местные жители приняли Климента с почетом и предоставили ему все необходимое «в изобилии».

Преподавательская деятельность Климента принесла ему известность выдающегося славянского педагога. Как преподаватель он работал 7 лет (до 893 г.), затем, по воле князя Симеона, был избран епископом Охридским. Его преподавательское место занял Наум, прибывший из Преслава.

После смерти Наума (910) Климент вернулся в школу, где преподавал до конца своей жизни. В школе Климента получали образование, по словам его агиографа, 3500 учеников (видимо, за 30 лет его педагогической деятельности). Образование носило церковно-книжный характер, и школа готовила служителей церкви, священников и дьяконов.

Переводческая, литературная и проповедническая деятельность Климента была продолжением и развитием кирилло-мефодиевского дела. Направление работ Климента ближе всего соприкасалось с деятельностью Константина Преславского, их проповеди как бы дополняли друг друга.

Близость книжной и церковной деятельности Константина и Климента (оба они стали первыми болгарскими епископами), а также отмеченный выше переезд Наума из Преслава в школу Климента Охридского свидетельствуют о дружеском единении в работе обеих школ.

Подобно Кириллу и Мефодию, как и другим их последователям, Климент очень много занимался греческой богослужебной книжностью. Он перевел с греческого «Цветную триодь», возможно, принимал участие в переводах «Синайского требника» и «Чина исповедания». Все эти книги были необходимы для организации болгарской церкви.

Климент писал очень много: среди его оригинальных сочинений были поучения на церковные праздники, «похвалы» (похвальное слово) христианским подвижникам, описания жизни и деяния пророков и апостолов, жития, «псалмоподобные песнопения» (посвященные Богородице и святым). Клименту принадлежит около 80 сочинений.

Тематика таких сочинений очевидна из нескольких примеров их названий: «Поучение о евангелисте Марке», «Поучение на рождество Богородицы», «Поучение на рождество Христово», «Поучение на Богоявление», «Поучение об апостолах Петре и Павле», «Похвальное слово об Иоанне Крестителе», «Похвальное слово о Михаиле и Гаврииле», «Похвальное слово о пророке Захарии», «Слово о душевной пользе», «Слово о покаянии» и т. п.

Но Климент не ограничился такой традиционной тематикой. Особенно интересны те его сочинения, в которых он повторял темы, близкие его учителям Кириллу и Мефодию, а также писал о них самих и их миссии.

Климент написал «Похвальное слово Дмитрию Солунскому», зная, несомненно, «Канон» Дмитрию, написанный Мефодием. «Похвальное слово о Клименте Римском» Климента Охридского продолжало тему сочинений об этом же подвижнике, которые принадлежали Кириллу.

Можно предполагать, что Климент Охридский был автором пространных житий Кирилла и Мефодия («паннонских легенд»). Сочинения Климента обычно носят его имя в разных формах: «Климент епископ словеньский», «Святой Климент», «епископ Климент», «списано Климентом» и т. п.

Стиль поучений и похвальных слов Климента не был витиеватым, но он не избегал и обычных в патриотической традиции риторических периодов. Например, в «Похвальном слове Дмитрию Солунскому» Климент восклицал: «Радуйся, светозарное солнце Дмитрий, прогоняя мрак греховный [...] Радуйся, незаходящая заря, благочестием все просвещающая [...] Радуйся, твердое основание отечеству своему».

Это последнее напоминание об отечестве Дмитрия Солунского было важно и для памяти о «солунских братьях» Кирилле и Мефодии. В аналогичных тонах раннехристианской книжности писал Климент и о своем «небесном» покровителе («Похвала святому Клименту, патриарху римскому, списана Климом епископом»).

Климент Римский, по словам Климента Охридского, «как незаходящее солнце воссияв, всю землю светом озарил», с детства он «добродетелями украшался, как солнце светился», следуя по стопам апостола Петра, «под крылами его, как голубь вскормлен был духовною пищею».

Климент Охридский восклицал о Клименте Римском: «Радуйся, непорочный орел, пролетевший всю вселенную, на западе воссияв, как незаходящее солнце». Такой же издавна утвердившийся, а потому и авторитарный стиль и тон изложения Климент Охридский использовал применительно к сочинениям о своих учителях Кирилле и Мефодии.

Традиционность эта была особенно важна, так как только при ее помощи можно было показать средневековым читателям (болгарам, затем сербам, русским и др.) значение книжности и литературы, создаваемой на «словенском» языке.

Так, в «Похвале Кириллу» («Похвала блаженному отцу нашему и учителю словеньскому Кириллу Философу») Климент называл его «новым апостолом», деятельность которого повсюду возрождала «весну на земле». Кирилл сиял, «как солнце», он перелетал, «как орел», все страны, «от востока до запада, и от севера до юга».

Он «просветил бесчисленные народы, во тьме неведения лежащие», повсюду он прогонял «греховный мрак». На фоне этих обычных метафор утверждалась главная идея: Кирилл прославлялся как «учитель языка нашего». По существу эта похвала превращалась в восторженный гимн славянскому первоучителю.

В «Похвальном слове Кириллу и Мефодию», как и в других памятниках кирилло-мефодиевской традиции, наиболее возвышенная характеристика давалась младшему из братьев. Кирилл «умом и добродетелями вверх возлетал, как орел, духовными крылами».

Старший брат его Мефодий мудростью в беседах своих, «как Соломон явялся», в военных делах он был страшен, подобно библейским героям Самсону, Гедеону, Иисусу Навину. Но «воеводский сан» он принял ненадолго, затем «постригся в черные ризы», желая принять «белую и нетленную ангельскую одежду», стал игуменом в монастыре «именем Полихрон».

Климент писал, что братья прошли, «как солнце, темные места стопами своими просвещая, всякую мглу языческую духовным огнем попаляя и еретическую». В западных странах, Паннонских и Моравских, они, «как солнце воссияли [...] просветили буквами и научили учеников церковной службе».

И здесь основная мысль Климента состояла в том, что первоучители славян «совершили язык новый», он славил их как двух «преславных учителей славянского языка, сотворивших письмена ему». После смерти Кирилла в Риме, когда Мефодий вернулся в «страны Моравские, все люди с радостью вышли к нему навстречу и так приняли его, как ангела божьего».

Климент Охридский вновь повторял, что благодаря первоучителям славян «имя божье прославляется на языке новом», учение их «духовную сладость источает, дает алчущим неоскудевающую пищу, жаждущим неиссякающий источник, нагим подает одеяние».

Поучения и похвальные слова Климента отличались лиризмом, искренней взволнованностью. Особенно это относилось к сочинениям Климента о Кирилле и Мефодии, повествуя о которых, он вспоминал, видимо, и свою молодость, проведенную вместе с ними.

Климент писал очень живо и темпераментно. В ряде случаев его книжная речь приближалась к народному языку и это, несомненно, усиливало влияние его сочинений на духовную жизнь болгарского раннефеодального общества.

Известность Климента широко распространилась, потому что, по словам его греческого агиографа Феофилакта, он «составил простые и ясные слова» на все праздники, слова эти были понятны «простым болгарам».

В этом смысле Климент, по мнению агиографа, стал как бы новым апостолом Павлом. Подобно Павлу, обращавшемуся некогда к коринфянам, Климент обращался к «новым коринфянам — болгарам».

Климент обогатил болгарскую церковь и «псалмоподобными песнопениями». Наряду с Константином Преславским и Иоанном Экзархом Климент Охридский своими сочинениями основал болгарскую традицию в области проповеднического искусства.

Сочинения Климента Охридского быстро приобрели большой авторитет. Его поучения и слова — великолепные образцы для подражания, что, очевидно, входило в его задачу при основании литературной школы, состоявшей из молодых славянских проповедников.

Популярность произведений Климента привела к тому своеобразному явлению литературного синтеза авторитарных церковно-учительных сочинений, который был характерен для литератур раннего Средневековья.

В рукописной традиции многие сочинения, созданные эпигонами, приписывались кому-либо из «отцов церкви», например знаменитому Иоанну Златоусту.

В свою очередь, Клименту стали приписываться поучения и слова, составленные некоторыми его подражателями. Сочинения самого Климента тоже в ряде случаев стали приписываться Златоусту, что свидетельствовало об их высоком достоинстве.

Произведения Климента не были объединены в одном сборнике, как, например, в «Учительном евангелии» его современника Константина Преславского. Поучения и слова Климента при их переписывании включались в сборники различного назначения: «минеи четьи», «служебные минеи», «прологи», «торжественники», «измарагды», «златоусты» и др.

Сочинения Климента Охридского помещались в сборниках рядом с произведениями самых авторитетных раннехристианских писателей, таких, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Иоанн Дамаскин и др. Такая литературная приуроченность трудов Климента Охридского показывает, что они по своему типу в основном соответствовали ранневизантийской христианской литературе IV—V вв., с добавлением к ней только более поздних сочинений Иоанна Дамаскина (VIII в.).

По-видимому, никто из болгарских и вообще славянских писателей раннефеодального периода не вошел так широко и органично в патриотическую литературу, как Климент Охридский. Его поучения, похвальные слова и другие сочинения заняли важное место не только в древнеболгарской литературе, но через ее посредство также в других древнеславянских литературах.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - епи-скоп Ве-лич-ский (Дрем-виц-кий, Драгóвичский, Сло-вен-ский), про-све-ти-тель, уче-ник и по-сле-до-ва-тель Ки-рил-ла и Ме-фо-дия , соз-да-тель ох-рид-ской книж-ной шко-лы.

Согласно агиографическим источникам (не всегда надёжным), Климент Охридский входил в число учеников Мефодия ещё в бытность того в 850-е годы главой славянской архонтии (княжества), позднее находился вместе с ним в монастыре Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. Климент Охридский сопровождал Константина (Кирилла) и Мефодия в Моравию, затем в Рим, где весной 868 года, по всей видимости, был рукоположен в сан священника и получил духовное имя в честь епископа Римского святого Кли-мен-та I , при об-ре-те-нии мо-щей ко-то-ро-го в Кор-су-ни (Хер-со-не-се) он при-сут-ст-во-вал.

После смерти Кирилла Климент Охридский вместе с Мефодием отправился в Паннонию, сопровождал Мефодия во время его швабского заточения, принимал активное участие в переводческой деятельности своего учителя. После смерти Мефодия Климент Охридский совместно с другим учеником Мефодия Гораздом защищал славянское богослужение от нападок немецкого духовенства, за что в конце 885 года в числе учеников славянских просветителей подвергся гонению.

В 886 году Климента Охридского и его спутников охотно принял болгарский князь Борис I и вскоре отправил Климента Охридского в качестве дидаскала (учителя в священном сане) на юго-запад Болгарии для обучения болгар славянской письменности. Для этого были открыты училища в Охриде, Деволе, Главинице и др. По замыслу Бориса I, надлежало постепенно заменить греческий язык как язык богослужения и администрации на славянский. Центром просветительской деятельности стал основанный Климентом Охридским близ Охрида монастырь Святого Пантелеймона.

Источники сообщают о тысячах учеников Климента Охридского. В 893 году на церковно-народном соборе, созванном болгарским царём Симеоном в новой столице Преславе, было принято официальное решение о смене литургического языка. Тогда же (893-894 годы) состоялась епископская хиротония Климента Охридского (местоположение и границы его епархии устанавливаются лишь приблизительно).

Климент Охридский писал на созданной Кириллом и Мефодием глаголице. Предположение о том, что Климент Охридский был создателем кириллицы, маловероятно. Его литературная и переводческая деятельность совершалась в тесном сотрудничестве с другими ближайшими учениками святых Кирилла и Мефодия, в первую очередь с Кон-стан-ти-ном Пре-слав-ским и Наумом Охридским. В результате не позднее середины 910-х годов в Болгарии создан полноценный славяноязычный аналог византийского корпуса церковных книг, включающего литургические, го-ми-ле-тических иагиографические тексты, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия.

Наиболее значителен вклад Климента Охридского в развитие славянской гомилетики и гим-но-гра-фических сочинений Климента Охридского для Минеи и Октоиха, снабжённых акростихом с именем автора, в том числе установлено авторство Климента Охридского в отношении одной из редакций Минеи общей (сборника служб отдельным ликам святых).

На рубеже X-XI веков переводы и оригинальные сочинения Климента Охридского попали на Русь. Его гимнографические и гомилетические сочинения оказали большое воздействие на творчество позднейших средневековых славянских, в том числе русских, авторов.

Почитание Климента Охридского началось вскоре после его смерти, когда его учениками были написаны служба ему, стилистически чрезвычайно близкая к гимнографическим творениям самого Климента Охридского, и житие (не сохранилось). На протяжении XI-XIV веков создавались греческие службы Клименту Охридскому, позднее переведённые на славянский язык. Мощи Климента Охридского были перенесены из разрушенного собора монастыря Святого Пантелеймона в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде.

Климент Охридский особо почитается в современной Болгарии и Македонии, его именем названы университеты и библиотеки. Дни памяти Климента Охридского - 27 июля (9 августа) (по календарю Русской православной церкви), 27 июля (9 августа) и 25 ноября (8 декабря) (по календарю Болгарской православной церкви); в Римско-католической церкви - 27 июля.

Сочинения:

Събра-ни съчи-не-ния. Со-фия, 1970-1973. Т. 1-3

Стан-чев К., По-пов Г. Кли-мент Ох-рид-ски. Жи-вот и твор-че-ст-во. Со-фия, 1988. С. 160-169

Кра-ше-нин-ни-ко-ва О.А. Древ-не-сла-вян-ский Ок-то-их св. Кли-мен-та, ар-хи-епи-ско-па Ох-рид-ско-го. М., 2006. С. 39-211.

Иллюстрация:

Кли-мент Ох-рид-ский. Ико-на из це-рк-ви Свя-то-го Кли-мен-та в Ох-ри-де. 14 в. Архив БРЭ.

Краткое житие святителя Климента, архиепископа Охридского

Свя-ти-тель Кли-мент был уче-ни-ком свя-тых Ки-рил-ла и Ме-фо-дия. По-сле кон-чи-ны свя-то-го Ме-фо-дия под дав-ле-ни-ем гер-ман-ских епи-ско-пов он пе-ре-шел в Охрид-скую об-ласть, ос-но-вав здесь мо-на-стырь в Бе-ли-це, его первую епи-скоп-скую ка-фед-ру. Поз-же пе-ре-се-лил-ся в го-род Охрид, став-ший цен-тром его неустан-ных ар-хи-пас-тыр-ских и учи-тель-ских тру-дов. В Охри-де он вы-стро-ил цер-ковь во имя свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Пан-те-ле-и-мо-на. Вме-сте со свя-ти-те-лем На-у-мом устро-ил скрип-то-ри-ум, где мно-гие его уче-ни-ки тру-ди-лись над пе-ре-пи-сы-ва-ни-ем книг в сла-вян-ской гра-фи-ке для сла-вян-ских на-ро-дов. Он со-вер-шал чу-де-са и при жиз-ни, и по-сле кон-чи-ны, и со-вер-ша-ет их до-ныне. Его мо-щи на-хо-дят-ся в церк-ви, ко-то-рая пер-во-на-чаль-но бы-ла по-свя-ще-на Бо-жи-ей Ма-те-ри, а впо-след-ствии ста-ла но-сить его имя.

Полное житие святителя Климента, архиепископа Охридского

По про-ис-хож-де-нию сла-вя-нин, был уче-ни-ком св. рав-ноап-о-столь-ных Ме-фо-дия († 885 г.; па-мять 11/24 мая) и Ки-рил-ла († 869 г.; па-мять 11/24 мая) и по-мо-гал свя-тым бра-тьям в де-ле про-све-ще-ния сла-вян-ско-го на-ро-да и в их борь-бе за чи-сто-ту пра-во-сла-вия в Мо-ра-вии. По-сле из-гна-ния из Мо-ра-вии сла-вян-ские ис-по-вед-ни-ки свв. Ан-ге-ляр, Кли-мент и На-ум при-бы-ли в Бол-га-рию, где их встре-ти-ли с по-че-том и про-си-ли вве-сти бо-го-слу-же-ние на сла-вян-ском язы-ке. Про-све-ти-те-ли сра-зу же при-сту-пи-ли к изу-че-нию сла-вян-ских книг, со-бран-ных бол-гар-ской зна-тью.

Вско-ре св. Ан-ге-ляр скон-чал-ся, а св. Кли-мент по-лу-чил на-зна-че-ние учи-тель-ство-вать в Кут-ми-чи-ви-це - об-ла-сти в юго-за-пад-ной Ма-ке-до-нии. В Во-сточ-ной Церк-ви на долж-ность учи-те-ля из-би-рал-ся че-ло-век до-стой-ный, из-вест-ный сво-ей бла-го-че-сти-вой жиз-нью и об-ла-дав-ший да-ром сло-ва. Св. Кли-мент еще в Мо-ра-вии был в чине «сто-яв-ших на сте-пе-ни учи-те-лей».

В Бол-га-рии св. Кли-мент ис-пол-нял долж-ность учи-те-ля до 893 г. Он ор-га-ни-зо-вал в первую оче-редь шко-лу при кня-же-ском дво-ре, до-стиг-шую вы-со-ко-го уров-ня в цар-ство-ва-ние Си-мео-на, а в юго-за-пад-ной Ма-ке-до-нии со-здал шко-лы от-дель-но для взрос-лых и де-тей. Св. Кли-мент обу-чал де-тей гра-мо-те. Об-щее ко-ли-че-ство его уче-ни-ков бы-ло огром-ным: толь-ко из-бран-ных, при-над-ле-жав-ших к кли-ру, из-вест-но 3500 че-ло-век. В 893 г. св. Кли-мент был воз-ве-ден в сан епи-ско-па Дрем-ви-цы, или Ве-ли-цы, а его ме-сто за-нял св. На-ум.

Свя-ти-тель Кли-мент пер-вым из бол-гар-ских иерар-хов стал слу-жить, про-по-ве-до-вать и пи-сать на сла-вян-ском язы-ке. Тру-дил-ся свя-ти-тель во сла-ву Бо-жию до глу-бо-кой ста-ро-сти, ис-пол-няя и епи-скоп-ское слу-же-ние, и про-дол-жая пе-ре-вод-че-скую де-я-тель-ность. Он мир-но ото-шел ко Гос-по-ду в 916 г. Те-ло свя-ти-те-ля бы-ло по-гре-бе-но в ос-но-ван-ном им Охрид-ском Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре.

Свя-ти-тель Кли-мент счи-та-ет-ся пер-вым сла-вян-ским пи-са-те-лем. Он не толь-ко про-дол-жил пе-ре-вод-че-ское де-ло, на-ча-тое свв. Ки-рил-лом и Ме-фо-ди-ем, но и оста-вил свои пи-са-тель-ские тру-ды - пер-вые об-раз-цы сла-вян-ской ду-хов-ной ли-те-ра-ту-ры.

Жизнеописания равноапостольных Климента, архиепископа Охридского, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра

Свя-тые рав-ноап-о-столь-ные Кли-мент, епи-скоп Охрид-ский, На-ум, Сав-ва, Го-разд и Ан-ге-ляр бы-ли сла-вяне, уче-ни-ки свя-тых Ки-рил-ла и Ме-фо-дия (па-мять 11 мая). Вна-ча-ле они под-ви-за-лись на ни-ве про-све-ще-ния в Мо-ра-вии, где по-сле свя-ти-те-ля Ме-фо-дия епи-ско-пом был свя-той Го-разд, пре-крас-но знав-ший сла-вян-ский, гре-че-ский и ла-тин-ский язы-ки. Свя-тые Кли-мент, На-ум, Ан-ге-ляр и Сав-ва бы-ли пре-сви-те-ра-ми.

Про-све-ти-те-лям-сла-вя-нам про-ти-во-сто-я-ла силь-ная ла-ти-но-немец-кая груп-па мис-си-о-не-ров, опи-рав-ших-ся на под-держ-ку па-пы и по-кро-ви-тель-ство мо-рав-ско-го кня-зя Свя-то-пол-ка. Борь-ба раз-вер-ну-лась во-круг во-про-сов о необ-хо-ди-мо-сти бо-го-слу-же-ния на сла-вян-ском язы-ке, Filioque и суб-бот-нем по-сте. Па-па Сте-фан VI за-пре-тил бо-го-слу-же-ние на сла-вян-ском язы-ке.

Сто-рон-ни-ки трехъ-языч-ной ере-си, об-ре-кав-шей сла-вян-ский на-род на за-бве-ние язы-ка пред-ков, с по-мо-щью кня-же-ской вла-сти пре-да-ли су-ду уче-ни-ков свя-то-го Ме-фо-дия, в том чис-ле и свя-то-го Кли-мен-та. Их под-верг-ли же-сто-ким ис-тя-за-ни-ям: на-ги-ми вла-чи-ли по тер-нов-ни-ку, дол-го дер-жа-ли в тюрь-ме, как и ра-нее их ду-хов-но-го от-ца свя-то-го Ме-фо-дия. Впо-след-ствии (в 886 го-ду) од-них из уз-ни-ков - мо-ло-дых - про-да-ли ра-бо-тор-гов-цам-ев-ре-ям, и они ока-за-лись на ве-не-ци-ан-ском рын-ке. Вы-куп сла-вян-ских про-све-ти-те-лей и до-став-ку их в Кон-стан-ти-но-поль осу-ще-ствил по-сол ви-зан-тий-ско-го им-пе-ра-то-ра в Ве-не-ции Ва-си-лий Ма-ке-до-ня-нин. Дру-гих сла-вян-ских ис-по-вед-ни-ков, по-жи-лых по воз-рас-ту, под-верг-ли из-гна-нию. Неиз-вест-но, ку-да на-пра-вил-ся свя-той Го-разд и где на-шел се-бе при-ют свя-той Сав-ва. На-ум и Ан-ге-ляр ушли в Бол-га-рию.

В 907 го-ду под уда-ра-ми мадь-яр па-ла Мо-ра-вия, и мо-рав-ские бе-жен-цы по-тя-ну-лись в Бол-га-рию по тем же до-ро-гам, ко-то-ры-ми ко-гда-то шли из-гнан-ные ими свя-тые про-све-ти-те-ли.

Сла-вян-ских ис-по-вед-ни-ков бол-га-ры встре-ти-ли с по-че-том и про-си-ли вве-сти бо-го-слу-же-ние на сла-вян-ском язы-ке. Бол-гар-ский князь Бо-рис "с ве-ли-ким усер-ди-ем ис-кал" та-ких лю-дей, как уче-ни-ки свя-то-го Ме-фо-дия, ибо при-ла-гал боль-шое усер-дие к про-све-ще-нию сво-е-го на-ро-да. Про-све-ти-те-ли сра-зу же при-сту-пи-ли к изу-че-нию сла-вян-ских книг, со-бран-ных бол-гар-ской зна-тью.

Вско-ре свя-той Ан-ге-ляр скон-чал-ся, а свя-той Кли-мент по-лу-чил на-зна-че-ние учи-тель-ство-вать в Кут-ми-чи-ви-це - об-ла-сти в юго-за-пад-ной Ма-ке-до-нии. В Во-сточ-ной Церк-ви на долж-ность учи-те-ля из-би-рал-ся че-ло-век до-стой-ный, из-вест-ный сво-ей бла-го-че-сти-вой жиз-нью и об-ла-дав-ший да-ром сло-ва. Свя-той Кли-мент еще в Мо-ра-вии был в чине "сто-яв-ших на сте-пе-ни учи-те-лей". В Бол-га-рии свя-той Кли-мент ис-пол-нял долж-ность учи-те-ля до 893 го-да. Он ор-га-ни-зо-вал в первую оче-редь шко-лу при кня-же-ском дво-ре, до-стиг-шую вы-со-ко-го уров-ня в цар-ство-ва-ние Си-мео-на, а в юго-за-пад-ной Ма-ке-до-нии со-здал шко-лы от-дель-но для взрос-лых и де-тей. Свя-той Кли-мент обу-чал де-тей гра-мо-те. Об-щее ко-ли-че-ство его уче-ни-ков бы-ло огром-ным: толь-ко из-бран-ных, при-над-ле-жав-ших к кли-ру, из-вест-но 3500 че-ло-век. В 893 го-ду свя-той Кли-мент был воз-ве-ден в сан епи-ско-па Дрем-ви-цы или Ве-ли-цы, а его ме-сто за-нял свя-той На-ум.

Свя-ти-тель Кли-мент пер-вым из бол-гар-ских иерар-хов стал слу-жить, про-по-ве-до-вать и пи-сать на сла-вян-ском язы-ке. К то-му же он си-сте-ма-ти-че-ски го-то-вил кли-ри-ков из сла-вян. Тру-дил-ся свя-ти-тель во сла-ву Бо-жию до глу-бо-кой ста-ро-сти. Обес-силев на-столь-ко, что уже не мог за-ни-мать-ся де-ла-ми ка-фед-ры, свя-ти-тель об-ра-тил-ся к ца-рю Си-мео-ну с прось-бой об уволь-не-нии. Царь убе-дил свя-ти-те-ля не остав-лять ка-фед-ры, и свя-той Кли-мент ре-шил про-дол-жить епи-скоп-ское слу-же-ние. По-сле этой бе-се-ды он от-пра-вил-ся на от-дых в Охри-ду, в со-здан-ный им мо-на-стырь. Там свя-ти-тель про-дол-жил пе-ре-вод-че-скую де-я-тель-ность и пе-ре-вел зна-чи-тель-ную часть Цвет-ной Три-о-ди. Вско-ре свя-той епи-скоп тя-же-ло за-бо-лел и мир-но ото-шел ко Гос-по-ду в 916 го-ду. Те-ло свя-ти-те-ля бы-ло по-ло-же-но в гроб, сде-лан-ный его соб-ствен-ны-ми ру-ка-ми, и по-гре-бе-но в Охрид-ском Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре.

Свя-ти-тель Кли-мент счи-та-ет-ся пер-вым сла-вян-ским пи-са-те-лем: он не толь-ко про-дол-жил пе-ре-вод-че-ское де-ло, на-ча-тое свя-ты-ми Ки-рил-лом и Ме-фо-ди-ем, но и оста-вил свои пи-са-тель-ские тру-ды - пер-вые об-раз-цы сла-вян-ской ду-хов-ной ли-те-ра-ту-ры.

Мно-гие сло-ва и по-уче-ния рав-ноап-о-столь-но-го Кли-мен-та пе-ре-шли на Русь, где с лю-бо-вью чи-та-лись и пе-ре-пи-сы-ва-лись рус-ски-ми бла-го-че-сти-вы-ми хри-сти-а-на-ми.

Мо-щи свя-тых Го-раз-да и Ан-ге-ля-ра по-чи-ва-ют близ Бе-ра-та в Ал-ба-нии, остан-ки свя-то-го На-у-ма - в мо-на-сты-ре его име-ни око-ло Охрид-ско-го озе-ра.

Молитвы

Тропарь равноапостольному Клименту, архиепископу Охридскому

Словесы́ наста́вил еси́ язы́ки в ве́ру Христо́ву,/ де́лы же возвы́сил еси́ себе́ к Боже́ственней жи́зни,/ святи́телю Кли́менте равноапо́стольне,/ чудесы́ сия́я приступа́ющим к тебе́ ве́рно/ и зна́меньми озаря́я Це́рковь пресла́вно,// сего́ ра́ди честну́ю твою́ па́мять сла́вим.

Перевод: Словами ты научил язычников вере Христовой, делами же возвысил себя к Божественной жизни, святитель Климент равноапостольный, чудесами сияя приходящим к тебе с верой и озаряя Церковь удивительно, потому почтенную память твою славим.

Ин тропарь равноапостольному Клименту, архиепископу Охридскому

Я́ко труба́ Арха́нгела Бо́жия/ оглаша́еши ро́ди слове́нстии на вся ве́ки/ и к чудеси́ пресла́вному утвержде́ния люде́й твои́х в Правосла́вии/ прилага́еши неиждива́емо чудеса́ ве́лия да́же доны́не./ Те́мже с любо́вию почита́ем присночестну́ю па́мять твою́,/ святи́телю Кли́менте равноапо́стольне, и мо́лим:// моли́ся о душа́х на́ших.

Перевод: Как труба Божия ты наставляешь народы славянские во все века и к чуду удивительного укрепления людей твоих в Православии прилагаешь свои неоскудеваемые великие чудеса даже до нынешнего времени. Потому с любовью почитаем священную память твою, святитель Климент равноапостольный, и молим тебя: «Молись о душах наших».

Кондак равноапостольному Клименту, архиепископу Охридскому

Храм твой, свя́те, врачевство́ духо́вное/ пресла́вно показу́ется ве́рно приступа́ющим,/ всех бо разли́чных боле́зней избавля́ет,/ стра́сти же душ вся́ческия усыпа́ет./ Сего́ ра́ди тя, всеблаже́нне,// те́пла предста́теля имену́ем.

Перевод: В храме твоем, святой, излечение духовное преславно является с верой приходящим, ибо всех избавляет от различных болезней, же душ всяческие искореняет. Поэтому мы именуем тебя, всеблаженный, горячим защитником.