Китайская игра на доске бо. Правила игры го

I. Введение

Го - загадочное наследие древних. Это игра, язык и боевое искусство. Го соединило в себе простоту правил и необъятный простор для творчества. С его помощью правители и военные вожди оттачивали свой ум и чутьё.

Го может научить видеть и мыслить, открывая перед нами новые возможности. Но чтобы достичь этого, необходимо дойти до истоков искусства, до его корней и основ.

Выходя за рамки развлечения, игрового азарта или противоборства, мы можем использовать Го по его назначению - развивать новый тип мышления, основанный на Стратегии. Стратегии с большой буквы, а не подменяющих её поведенческих схем.

Несмотря на свою древность, Го - единственная из игр, которая доказывает превосходство человеческого разума над искусственным интеллектом. Из-за астрономического числа игровых положений Го невозможно формализовать. Подобным же образом не формализуема настоящая Стратегия. Она порождается в сознании живого человека и является в первую очередь строем мышления, а не заученным набором типовых схем или шаблонов.

Данная книга открывает перед нами основы Го. В ней собраны не только правила, объясняющие законы и принципы игры. На страницах книги Мастера Русской Школы Го и Стратегии демонстрируют своё искусство, обучая правильной посадке, постановке руки и головы, то есть обучая целостному искусству.

Именно такой целостный подход позволяет не только изучить правила Го, но и научиться Игре, увидеть скрытые ключи победы.

В основу идеи книги легло издание правил Го, выпущенное в 1939 году в Японии. Оно стало первым японским изданием правил на английском языке.

В фотосъёмках иллюстраций приняли участие лучшие Мастера японского Го того времени: Мэйдзин Сюсай, Кэнсаку Сэгоси и Го Сэйгэн .

Издание включало в себя более тридцати фотографий и иллюстраций с подробным описанием правил, этикета, истории и культуры Го. Интересно, что в последующие годы в Японии правила уже не издавались так обстоятельно и красиво оформленными. Этот выпуск не имел аналогов в последующие годы и является в своём роде уникальным.

Идеи, заложенные в том издании, нашли своё отражение в данном выпуске правил Го. Благодаря фотохудожнику Дмитрию Федотову удалось совместить художественный замысел книги с её визуальным рядом. Вместо диаграмм и зарисовок иллюстрациями к правилам и основам игры служат фотографии игровых положений на доске. Пожалуй, это первый опыт практически полной визуализации Го в печатном издании.

В книгу включён краткий очерк истории Го и впервые на русском языке изложены правила этикета. Этикет Го описывает правила общения.

С древних времён встреча за доской Го была средством обсуждения сложных стратегических или политических проблем между правителями и полководцами. Проблем, которым не удавалось найти приемлемого решения обычными инструментами.

В России этикет Го практически неизвестен широкому кругу любителей. Даже опытные игроки не всегда им владеют и зачастую сводят его только к соревновательной стороне. Данная книга во многом исправляет этот существенный перекос, предлагая читателю познакомиться с этикетом Го в его традиционном понимании.

На форзацах обложки помещены фотографии показательной игры, проведённой для этого издания. По ним можно увидеть, как следует держать себя, как брать камни из чаши и ставить их на доску, как размышлять во время поединка.

Пусть пример данной книги послужит хорошим уроком культуры Го - самой древней и сложной игры в истории человечества.

II. Краткая история Го

Один из древних смыслов Го - окружение земли и воды. Вода, окружая землю со всех сторон, либо поглощает её без остатка, либо образует остров. Земля, окружая воду с четырёх сторон, либо засыпает её, либо превращает воду в озеро. Остров - это глаз земли. Через него земля дышит, соединяясь с третьей стихией. Озеро - это глаз воды. Через него вода дышит, проходя сквозь земную твердь. В поединке двух стихий древние игроки развивали и оттачивали свои тонкие способности - мышление, умозрение, предвидение. Отголосок этой идеи можно увидеть в игровых комплектах, которые дошли до нашего времени. Самые древние континентальные комплекты состоят из камней двух цветов: синего, символизирующего воду, и красно-коричневого, символизирующего твердь. В игровых комплектах островных цивилизаций за водную стихию отвечают белые камни, вырезанные из морских раковин, за земную - чёрные, сделанные из базальта. Старинные китайские камни, выполненные из фарфора, несут изображения морских и земных обитателей - рыб, драконов, черепах.

Бытуют предания, что игру Го разработал китайский император Яо в III тысячелетии до нашей эры. Разработал или заказал своим мудрецам, чтобы развивать ум своего сына. Однако эту легенду нельзя воспринимать буквально. Она аллегорически повествует про наследие более древней цивилизации, передающей Игру, чтобы развивать сыновей-потомков.

В легенде о Тоте , записанной Плутархом, Тот играет с богиней Луны в кости, и выигрывает у неё от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части. Из этих частей он делает пять дополнительных дней и помещает их в конце года .

Что означает здесь «игра в кости»? Игра в кости означает, что в качестве «игровых фишек» используются кости животных. Именно так увидит наблюдатель незнакомую ему игру - через «фишки».

Здесь мы видим связь с легендой об игровом наборе из рога носорога и бивня слона . В древности не всегда могли резать фишки из твёрдого камня, технологии забывались и открывались вновь. Но мягкие по сравнению с драгоценным камнем кости животных люди могли резать всегда.

В древнем Китае игра называлась И. Доской для И могла служить каменная плита с расчерченным игровым полем. Дорожный игровой набор включал шёлковый или кожаный плат и мешочки с камнями.

В знак уважения к мудрости игры камни изготавливали из самых дорогих материалов.

В императорских комплектах И камни были сделаны из белого и тёмно-зелёного нефрита. В древности также играли синими и красными камнями из лазурита и яшмы. Изысканными считались камни из агата. И даже камни из стекла! Ведь стекло в те времена стоило очень дорого.

Камни средневекового Китая (династии Сун, Мин и Цинь) делались из особой керамики с изображением животных и рыб. Традиционная форма камня И - плоское основание и вытянутая вершина. Такой камень не только напоминает гору, но и по сути является маленькой горой.

Постепенно, с течением веков, камни становились все более приплюснутыми, пока не стали почти плоскими в последней китайской династии. Вслед за камнями уменьшались и чаши, в которых камни хранятся.

В средневековом Китае игра И стала называться по-другому: Вейцы. Дословный перевод нового названия - «связывание». Вейцы изучали в императорском дворце и в аристократических домах. Был установлен классический размер игрового поля - 19 ? 19 пересечений . Для обучения пользовались известными с древности размерами полей 13 ? 13 и 9 ? 9.

Игра была в качестве ценного дара передана императору Кореи, получив в этой стране название Бадук (дословное значение - «игра на сетчатом поле»).

Императорский дом Японии получил набор игры в дар от императора Кореи в VIII веке . Игра стала закрытой практикой императорского дома . С этого времени берёт начало японская версия И - И-Го.

Японцы внесли свои уточнения, в том числе в правила. Был изменён порядок подсчёта результата игры. В Японии стали брать в плен камни, а считать в конце только огороженные пустые пересечения.

По древним же правилам подсчитывали стоящие на доске камни и пустые перекрёстки, но пленных не брали, возвращая их в чашу игрока.

Другое новшество, введённое в Японии на рубеже XVI–XVII веков, заключалось в том, что игру стали начинать с пустой доски. До этого в Китае и Корее играли на доске с предустановленными камнями.

История не сохранила причину, по которой в Японии внесли изменения в правила игры и изменили вид набора. Возможно, японские

Мастера И-Го проводили свою реформу, имея на это санкцию, источник которой нам неизвестен.

В XVI–XVII веках искусство И-Го было широко распространено в среде японской аристократии. Самураи изучали И-Го для совершенствования искусства стратегии, тактики и формы. После образования сёгуната Токугава первый сёгун Токугава Иэясу издал эдикт об учреждении четырёх домов И-Го . Задачей домов было сохранение и развитие традиции этого боевого искусства.

Мастера И-Го разработали традиционный для Японии стиль игрового набора. Игровое поле наносили на деревянную доску с ножками. Доски изготавливались из редчайшей древесины 700-летней кайи. Японские камни для И-Го выпуклые с обеих сторон. Традиционный материал: белая раковина Хамагури с отмели Хюга и чёрный базальт. Иероглиф «Го» буквально означает камень из раковины. Из одной раковины может быть вырезан лишь один камень. Чаши для камней вырезают из тутового дерева, хурмы или капа. В наше время стоимость набора И-Го высшего класса может превышать 150 000 евро.

Болгарский исследователь истории Го Константин Байрактаров в своей работе «Золотые Тавлеи или богатырское Го в Древней Руси» выдвигает гипотезу о том, что игра Го была известна на Руси под именем загадочной игры Золотые Тавлеи. «Тавлея» - это сетка, игровое поле; латинский эквивалент этого слова - tabula . Во времена Золотой Орды игра Го была частью придворного ритуала, который разработали для хана китайские учёные-конфуцианцы. Русские былины хранят память о том, как князья из Руси состязались с монгольскими ханами в мастерстве игры в Тавлеи.

С течением времени с Го происходили метаморфозы. Менялись формы и цвета камней, даже размерность доски не была постоянной. Изменялись установленные начала игры. Однако фундаментальные принципы игры на протяжении последних пяти тысяч лет оставались неизменными.

III. Этикет Го

Что мы знаем о тех, кто занимался искусством Го в древние времена? Не подлежит сомнению, что это были либо те, кто управлял, либо те, кто мог давать стратегические советы. Игра служила им в качестве второго языка. Поэтому у игры есть ещё одно название: Сюдан - «Разговор камнями». Подготовка к поединку

С древних времён в среде знатоков Го принято уважительное отношение к неписанным правилам, которые столетиями складывались в этом искусстве.

В данном разделе приведены ключевые правила этикета, соблюдение которых является хорошим тоном у ценителей искусства Го. Согласно им, на игровую доску не кладут посторонние предметы, кроме камней или чаш.

Камни хранят в чашах, а чаши держат закрытыми и открывают только для игры. Камней каждого цвета должно быть по 180 штук. Этого числа достаточно для игры.

Игровую встречу принято называть поединком. Это подчёркивает, что Го - не развлечение, а боевое искусство. Перед началом поединка участники знакомятся друг с другом и выбирают для него подходящее место. Оно должно быть опрятным, тихим и хорошо освещённым. Жребием разыгрывают цвет камней, а значит и право первой постановки.

Если один из участников - Мастер, а второй - начинающий или ученик, то Мастер обычно уступает право первой постановки или сразу нескольких постановок подряд. Другими словами, Мастер может дать преимущество в несколько камней.

Чтобы определить, кому достанутся чёрные камни, один из участников берёт в руку из чаши с белыми камнями произвольное количество камней. Другой пытается угадать: чётное или нечётное число камней в руке у партнёра. Он ставит один или два чёрных камня на доску, как бы говоря: «чёт» или «нечет» (Фото 1).

Фото 1. Розыгрыш цвета камней

После этого подсчитываются белые камни. Если он угадал чётность белых камней, ему предоставляется право выбирать цвет. Если не угадал, право выбирать цвет переходит к партнёру.

Фото 2. Количество белых камней нечётное

В нашем примере число белых камней - нечётное (Фото 2). Это значит, что цвет будет выбирать тот, кто ставил чёрный камень. В данном случае правильно будет выбрать чёрный цвет. Это признак хорошего тона. Первым на игровую доску ставится чёрный камень. Выбирая чёрный цвет, мы отдаём дань уважения мастерству нашего партнёра по игре. Тонкий хват

Существует правильный способ брать камни из чаш и ставить их на доску . Мастер выполняет это действие одним движением. Снимаются камни с доски также одним движением.

Камень держат двумя пальцами: указательным и средним. Остальные пальцы руки расправлены, а не поджаты. Камень ставится на доску чётко, с легким стуком. По игровой доске камнем не возят.

Так как наборы Го изготавливают из редких и дорогих материалов, то и звук поставленного на доску камня радует слух своей мелодичностью.

Посадка за игровой доской

Правильная посадка за доской включает в себя точное положение головы, положение рук и ног, а также хорошую осанку .

Правильное положение головы означает, что наш подбородок направлен к земле (опирается на землю), а не поднят. Макушка, напротив, тянется к небу. Голова не должна быть выдвинута вперёд или откинута назад.

Представим себе, что у нас на голове шлем, который нужно держать на себе так, чтобы он не был обузой в бою.

Если шея поджата, а голова крепко «нанизана» на позвоночник, то мы выдержим удар противника.

Если же держать голову криво или выпячивать её вперёд, - такую голову сдвинет с места даже ребёнок.

Важно и то, что при правильном положении головы наши глаза смотрят прямо, а не косо, сверху вниз или снизу вверх. При этом они защищены бровями. Точность положения глаз влияет на наше восприятие, а значит и на внимание, и на осмысление. Ведь всю информацию в Го мы получаем с помощью глаз.

В Го человек до предела напрягает свои ментальные способности. Организм потребляет повышенное количество калорий, как при достаточно серьёзной физической нагрузке. Состояние погружённого в игру человека подобно напряжению воина, ведущего поединок с опасным противником.

Точное положение головы означает не только хорошее кровообращение и снабжение мозга столь необходимым ему кислородом. Организм лучше защищён энергетически. Ведь удар может быть не только физическим, но и ментальным.

Невнимание к положению головы приводит к повышенной утомляемости, головным болям и эмоциональному истощению после игровой встречи.

Положение ног также важно. Ноги не должны быть поджаты под стул, скрещены под собой или перед собой. Обе ступни должны полностью стоять на поверхности пола. Положение мысков - прямое, не раскрытое и не закрытое. Образ - стойка бойца станкового пулемёта или - посадка правителя на троне. Это тоже пример боевой стойки. Трон формирует правильную посадку правителя, которая помогает концентрировать внимание и выдерживать энергетическое давление своих собеседников.

Поджатые под стул ноги лишают тело устойчивости. В таком положении вместо ног за его равновесие отвечают ягодицы. Так - на заду - обычно сидят совсем маленькие дети.

Скрещенные ноги нарушают энергетический баланс в организме. Ухудшается его кровообращение. Не позволяйте себе завязывать ноги в узел и тем более в два узла. Не сидите боком или под углом к собеседнику или партнёру по игровой встрече. Это примеры неустойчивых и пережатых положений тела, в которых невозможно ни вести борьбу, ни расположить человека к себе. В таких позах мы заведомо проигрываем, занимая уязвимую позицию.

Пожалуй, труднее всего следить за положением рук. Ведь руки непосредственно вовлечены в игру. В начале этого раздела описан тонкий хват - правильный способ брать, держать и ставить камень на доску. Старайтесь ставить камни правильно.

С детства мы приучаем наши руки к тонкости. Мы учимся держать ложку и вилку, чтобы еда оказывалась во рту, а не на одежде. Мы учимся держать ручку и карандаши, чтобы красиво писать и рисовать. В боевых искусствах правильный хват оружия - вопрос жизни и смерти для бойца.

Во время игры руки не могут быть предоставлены сами себе. Не следует позволять им теребить ручку или мелкие предметы, копаться в чаше с камнями, набирать камни и трясти ими. Руки должны спокойно ждать нашей команды - взять камень из чаши и поставить его на игровую доску.

Не следует обхватывать руками голову. Это признак истощения ментальных сил. Если возникло такое желание, лучше дать себе возможность отдохнуть. Можно встать и молча пройтись, чтобы отвлечься.

Осанка во время поединка должна быть прямой, не сгорбленной. Здоровая осанка - не только залог победы в Го. Это основа успеха в любой жизненной ситуации, когда от нас требуется концентрация внимания, интеллектуальных или физических усилий.

Ведение поединка

Начало и окончание игровой встречи знаменует лёгкий поклон головой. По японской традиции первую постановку на игровую доску делают в правую верхнюю область доски (в районе угла), так как она ближе всего к сердцу партнёра. Го служит средством познакомиться, вступить в отношения. Кто играет с вами - друг или враг? Рассказать об этом может только сердце.

Уже поставленный камень не снимают, чтобы переставить.

Разговаривать во время поединка не принято. Также не принято обсуждать чужой поединок, стоя рядом с игровой доской. Обсуждение возможно после его окончания и по взаимному согласию участников.

Разрешается предупреждать партнёра о том, что после вашей постановки у его камня или отряда осталось последнее дыхание. В Го не играют на ошибку.

Снятые в игре камни складывают в крышку чаши. Запрещено любое проявление неуважения к партнёру до, во время или после игровой встречи.

Непринято выражать эмоции во время поединка, покачивать головой, цокать языком или чмокать губами. Это может отвлечь вашего партнёра.

Поединок может быть остановлен и отложен по взаимному согласию участников. В случае, когда победа одной из сторон очевидна, проигрывающий может признать своё поражение и сдаться.

Споры о судьбе камней при подсчёте итога игры (живые они или мёртвые) решаются путём проверки и переговоров. Не обязательно «добивать» чужие мёртвые камни в своём владении. Они должны сами доказывать свою жизнь. Если камни можно лишить всех дыханий, и помешать этому невозможно, то они являются вашими пленниками. То же относится и к вашим камням в чужом владении. Если их можно лишить всех дыханий, значит они мёртвые. О жизни и смерти камней вы прочтёте в следующем разделе книги.

В поединке с контролем времени, часы ставятся под правую руку тому, кто играет белыми камнями. Кнопка часов нажимается после постановки камня, той же рукой.

Запись игры ведётся в специальную тетрадь или на бланке. Для удобства используют два цвета, например, красный для белых камней и чёрный или синий - для чёрных. Можно записывать одним цветом. Тогда чётные номера постановок обводятся в кружок для удобства чтения записи.

Ранги Мастеров и учеников

Ученический ранг в японском Го называется Кю. Мастерский ранг называется - Дан. В России ученическому рангу соответствует Чин, а мастерскому - Сан.

Ученик получает ранг в школе, клубе или секции, в которой он проходит обучение. Ранг подтверждается аттестацией. Ученические ранги растут от 20-го (начальный) до 1-го (высший).

Мастер подтверждает свой ранг на Дан или Сан именным дипломом. До XX века на Востоке дипломы выдавали профессиональные школы Го. После их закрытия дипломы выдают заменившие школы профессиональные объединения: Японская Ассоциация Го, Китайская Ассоциация Вейцы, Корейская Ассоциация Бадук. В России дипломы по системе Чин-Сан выдаёт Русская Школа Го и Стратегии. Мастерские ранги растут от 1-го (начальный) до 9-го (высший).

Разница в один ранг позволяет запрашивать один камень форы. При этом можно получить не более 9 камней. По взаимному согласию величина форы может быть увеличена, например, до 17 камней или даже больше.

Мастер в школе и на официальных встречах имеет право носить именной веер. Веер - атрибут Мастера, профессионально занимающегося Го. Во время занятий веер можно использовать как указку при разборе игровых положений.

IV. Правила игры Го

В игре Го всего три правила игры. Первое объясняет, как камни появляются на игровой доске. Второе объясняет, как камни с неё исчезают. Третье правило раскрывает цель игры и учит подводить её итог. Для простоты и удобства мы разделили три правила на девять пунктов. Каждый из них будет подробно разобран в данной главе.

1. Игра начинается с пустого поля.

2. Первым ставится чёрный камень, затем белый. Далее по очереди. Камень ставится на свободный перекрёсток и не передвигается.

3. Играя, надо поделить игровое поле, огораживая участки своими камнями. Соревнуйтесь, кто огородит больше!

4. Если камень окружён чужими камнями и у него не осталось ни одной связи с пустыми перекрёстками, то он снимается с доски. Снятые камни сохраняются до конца игры.

5. На перекрёсток, имеющий связи только с камнями другого цвета, камень ставить нельзя.

6. Можно ставить камень посреди чужих камней, если при этом у «чужаков» не остаётся свободных перекрёстков, и они тем самым снимаются с поля.

7. Снимать друг у друга камень на смежных перекрёстках можно только через ход (правило Ко).

8. Игра заканчивается, когда на поле не осталось свободных участков, которые можно огородить и сделать своими.

9. Победил тот, у кого оказалось больше огороженных перекрёстков в сумме со снятыми камнями.

1. Игра начинается с пустого поля.

Перед нами большая игровая доска (Фото 3). Размер её игрового поля - 19 ? 19 пересечений. На ней - 361 перекрёсток. В игре Го камни ставят на перекрёстки, а не в клетки. Причём крайняя линия разметки также является игровой.

На игровом поле принято различать четыре угла, четыре стороны и срединную часть. Ближайшую к нам сторону называют нижней, а противоположную ей - верхней. Левая и правая стороны соответствуют левой и правой руке. Каждый из четырёх углов называется по двум сторонам, например: верхний левый или нижний правый.

Центр игрового поля является вершиной (небом), а граница игрового поля - низом (землёй). Игровое поле можно представить себе в виде горы. Движение взгляда от края доски к её центру - это восхождение от земли к небу.

Опытный игрок может уступить слабому сопернику несколько постановок подряд, позволив получить преимущество или фору. Тогда игра начнётся с предустановленных на доску камней. Форовые камни выставляются на звёздные перекрёстки (отмечены жирными точками на разметке).

Фото 3. Перед нами большая игровая доска

Чёрные изначально имеют преимущество, так как они первыми выходят на игровое поле. На игровой доске (Фото 4) выставлены 9 форовых камней. Сейчас очередь ставить белый камень.

Фото 4. Фора девять камней

2. Первым ставится чёрный камень, затем белый. Далее по очереди. Камень ставится на свободный перекрёсток и не передвигается.

Камни в игре Го одинаковы и равны в своих возможностях, различаясь лишь цветом. Они появляются на игровой доске по одному.

Камень можно ставить на любой свободный перекрёсток. Ограничением нам служит лишь воображение. В начале игры поле Го напоминает огромный неизведанный континент, который заселяют наши камни.

Выставление камня на доску называется постановкой. А под игровым ходом понимают цепь постановок, связанных общим замыслом.

Камни ставятся на перекрёстки, а не в клетки. В этом заключён глубокий смысл. Перекрёсток - это особенное место. Он не только позволяет связать разные пути в общую сеть. Перекрёсток повышает размерность системы. Тому, кто выходит на перекрёсток, открываются новые направления. Не случайно на пересечении дорог и торговых путей вырастали города и селения, строились храмы и крепости.

На доске Го все перекрёстки связаны между собой. Благодаря этому камни одного цвета могут объединяться и усиливать друг друга. Тогда они действуют совместно, одним отрядом, и различаются между собой тем, какую работу выполняют в общем строю. Этим Го принципиально отличается от шахмат.

В шахматах фигура ограничена рамкой своего положения в свите короля. Этой же рамкой она отделена от других фигур. Ведь фигуры стоят в клетках, а не на перекрёстках. Мир шахмат разделён на социальные «ячейки», которые занимают воины-«специалисты». Это модель средневековой войны, в которой фигуры различаются возможностями хода по игровой доске.

В Го возможности камня зависят от его положения на игровой доске и от его окружения. Положение не может быть изменено, так как камни не передвигаются по доске . Постановка камня подобна поступку в жизни. Её можно исправить или изменить лишь новыми постановками.

Окружение камня меняется с каждой новой постановкой. Ведь на игровой доске появляются не только наши камни. На каждую постановку следует ответ другого участника игры. Место, которое было безопасным для наших камней, может стать для них ловушкой при появлении поблизости камней противника.

Фото 5. Чёрные поставили на доску три камня, а белые - два.

Перекрёстки также вовлечены в игру. За них игроки ведут борьбу, окружая пустые участки игрового поля своими камнями. Огороженные перекрёстки могут превратиться в «мёртвую землю» для камней другого цвета.

Го описывает изменчивый мир, в котором нет рамок, кроме рамки игрового поля. Даже число камней в игре не ограничено. Главное ограничение - количество перекрёстков, которые можно занять и оградить камнями. И от того, насколько грамотно мы расположим свои камни, овладевая пустыми перекрёстками, зависит победа в игре.

Посмотрите на игровую доску на Фото 5. Чёрные поставили на неё три камня, а белые - два. Сейчас очередь ставить белый камень .

Первый чёрный камень был поставлен вверху справа в срединную часть игровой доски. Затем был поставлен белый камень в нижний левый угол на третью линию, под звезду.

Чёрные поставили второй камень на нижней стороне на вторую линию. Затем в верхнем левом углу был поставлен белый камень.

Он стоит на четвёртой игровой линии - линии звёзд. Следующая постановка чёрных сделана в нижнем правом углу на первую игровую линию.

Глядя на доску, видно, что белые камни занимают углы слева, а чёрные намечают ограду в правой части доски.

3. Играя, надо поделить игровое поле, огораживая участки своими камнями. Соревнуйтесь, кто огородит больше!

Ставя камни на доску, мы сокращаем число свободных перекрёстков. Запас пустоты, заложенный в игре, переходит во владение игроков - окружённые камнями участки поля.

Поставленные камни не передвигают. Даже если камень стоит неудачно или обстановка вокруг него ухудшилась, его нельзя переместить в лучшее место.

Цель игры - поделить игровое поле, огородив камнями как можно больше перекрёстков.

Не имеет значения, сколько камней мы поставили на доску. Важно - сколько мы окружили с их помощью пустых перекрёстков. Окружили так, что чужие камни не смогут отнять огороженное владение.

Как делить доску? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Часто трудно понять, что же считать огороженным владением, а что удержать не удастся. Недостаточно поставить на доске «забор» из камней. Камни следует продуманно строить. Их надо располагать в благоприятном окружении и с расчётом на взаимодействие с другими камнями. В отряде нужно предусмотреть внешнее ограждение и внутреннюю охрану, следить за изменением внешних условий, при необходимости исправляя и достраивая его.

Как выбрать подходящее место для первых постановок? В первую очередь на себя обращают внимание углы. Их естественные границы являются преградой для вторжения камней противника. Они напоминают защищённые ниши.

Строить своё владение в середине игрового поля трудно и опасно. Центр доски похож на широкую равнину, открытую для вражеских набегов со всех сторон.

В стоящих на доске (Фото 6) двух чёрных и одном белом отряде равное число камней. Но у них разное положение на игровом поле. Какой из отрядов окружает большее владение?

Фото 6. У камней в углу, на стороне и в центре разная производительность

Шесть чёрных камней в углу, поставленных плотным «забором», огораживают 9 перекрёстков владения. На стороне «забор» из шести камней огораживает 4 перекрёстка. В середине доски шесть белых камней огородили 2 перекрёстка.

В углу можно удержать большее владение равным числом камней.

Вторая по удобству освоения область - стороны. Срединная часть, хоть и привлекательна, но трудна в освоении.

Игровое поле можно превращать в своё владение разными способами. На Фото 7 в нижнем правом углу доски чёрные поставили девять камней, заняв ими девять перекрёстков. Теперь эти перекрёстки принадлежат чёрным. Чтобы белые могли их присвоить, необходимо сперва окружить и снять чёрные камни с доски. «Но где же огороженные владения чёрных?» - спросит внимательный читатель. Огороженных владений у чёрных здесь нет. Их камни в нижнем правом углу ничего не производят, а лишь занимают место на доске.

Фото 7. Игровое поле можно превращать во владение по-разному

Обычно так играют маленькие дети. На доске они видят только камни.

Им трудно увидеть окружающую их пустоту. Это пример ограниченного, прямолинейного восприятия. Играя, нам нужно видеть не только камни, но и пустоту игровой доски, включая её в игру. Го учит видеть сложные, косвенные вещи и соединять их в умозрении с простыми.

Посмотрим теперь на нижний левый угол. Здесь стоят шесть чёрных камней. Чёрные камни окружили девять перекрёстков владения, заняв под собой всего шесть. Такие камни не только занимают место на доске.

Они ещё огораживают пустые перекрёстки.

Конечно, белый камень можно поставить в пространство внутри чёрных. И чёрным нужно будет доказать белым, что это место - владение чёрных. Доказательством служит возможность захвата белых камней внутри чёрного окружения .

В верхнем левом углу стоят всего два чёрных камня. Сколько перекрёстков владения они огородили? Девять перекрёстков. Ровно столько же, сколько и шесть камней в нижнем левом углу. Два камня, заняв лучшее положение в углу и работая совместно, принесли столько же, сколько заработали шесть камней, поставленные друг к дружке в виде «забора». Для охраны такого владения в углу искусному игроку достаточно двух грамотно поставленных камней.

4. Если камень окружён чужими камнями и у него не осталось ни одной связи с пустыми перекрёстками, то он снимается с доски. Снятые камни сохраняются до конца игры.

Камень на игровом поле наделён качеством жизни. Он живёт, если вокруг него есть пустые перекрёстки.

Посмотрите на Фото 8. Сколько незанятых перекрёстков непосредственно прилегает к камню? Такие перекрёстки называют дыханиями, они питают камень и дают ему жизнь. Чем больше дыханий у камня, тем сложнее захватить его в плен.

Фото 8. Посчитаем дыхания у чёрных камней

У трёх чёрных камней, стоящих на доске, разное число дыханий. У камня в центре - четыре дыхания. По числу перекрёстков, непосредственно связанных с тем, на котором он стоит. Такой камень обладает полным дыханием. По диагонали связей между соседними перекрёстками нет. Поэтому дыханий только четыре. У камня, расположенного на краю игрового поля, три дыхания. Видите их? По одному дыханию справа и слева от камня и одно сверху. У камня в самом углу - два дыхания.

Дыхания камня обладают полезными свойствами. Они позволяют создавать цепочки камней, нераздельно связанных между собой.

Камни одного цвета, расположенные на соседних перекрёстках одной линии, неразрывно соединены. Диагонально расположенные камни не соединены в неразрывную цепь, но могут быть связаны между собой.

Неразрывно соединённые камни образуют неделимый отряд. Камни такого отряда обладают единством судьбы. Они останутся на доске или будут сняты, но только все вместе.

Обратите внимание, как растёт количество дыханий с прибавлением камней к отряду (Фото 9). Стоит добавить к одиночному камню ещё один, как количество дыханий у образовавшегося отряда увеличится на два (на доске - в центре). Значит, теперь противнику потребуется уже не четыре, а шесть постановок, чтобы окружить и захватить этот отряд.

Фото 9. С присоединением камней к отряду растёт число общих дыханий

А сколько дыханий у отряда из трёх камней (на доске - справа)? Если вы не ошиблись при подсчёте, то у вас должно получиться восемь дыханий.

Соединения между камнями по диагонали нет. На доске (Фото 10) чёрные и белые камни взаимно разделяют друг друга. Сколько дыханий у каждого чёрного камня? У разделённых чёрных - по два дыхания. А сколько дыханий у белых отрядов? Уже подсчитали сами?

Фото 10. По диагонали между камнями нет соединения

Чтобы окружить камень, необходимо занять все его дыхания камнями противоположного цвета.

В примере на Фото 11 белые окружили центральный чёрный камень с трёх сторон, в то время как чёрные ставили камни в углах. Вы видите, сколько дыханий осталось у окружённого чёрного камня? У него осталось одно дыхание.

Фото 11. У чёрного камня в центре доски осталось последнее дыхание

Сейчас рука у белых, и они могут поставить камень на последнее дыхание чёрного камня, снимая его с доски (Фото 12).

Фото 12. Чтобы снять чёрный камень, нужно занять белыми камнями все его дыхания

По правилам игры, лишённый дыханий чёрный камень немедленно снимается с доски (Фото 13). Снятый чёрный камень становится пленником белых и сохраняется до конца игры. Пленные камни складывают в крышки от чаш. После окончания игры пленников возвращают во владение их цвета, сокращая его.

Фото 13. Лишённый последнего дыхания камень немедленно снимается с доски

Освобождённый от чёрного камня перекрёсток окружён белыми камнями. Поставить на него чёрный камень нельзя. Это запрещено правилами Го.

5. На перекрёсток, имеющий связи только с камнями другого цвета, камень ставить нельзя.

Ни один из своих камней нельзя лишать последнего дыхания. Самоубийство - это постановка, после которой у камня не оказывается ни одного дыхания.

На доске выставлены примеры, когда постановка чёрных внутрь белых камней - самоубийство (Фото 14). Такая постановка запрещена.

Фото 14. Здесь постановки чёрных внутрь белых камней будут самоубийством

В центре игрового поля стоят четыре белых, окружившие центральный перекрёсток. Если мысленно поставить туда чёрный камень, то у него не будет ни одного дыхания - это самоубийство. На этот перекрёсток можно поставить только белый камень, так как у него будут связи с камнями своего цвета. То есть, все белые объединятся в монолит, у которого есть внешние дыхания.

Внизу слева белые камни окружили один чёрный камень. У него осталось последнее дыхание. Если внутрь белых поставить ещё один чёрный камень, рядом с первым, то у двух чёрных камней не окажется ни одного дыхания. Это тоже самоубийство.

Внизу справа белые окружили пять чёрных камней. У чёрного отряда одно общее дыхание на всех. Занять его чёрным камнем нельзя. А белым - можно, сразу сняв чёрные камни с доски. Такая постановка белых уже не является самоубийством, ведь после снятия одного или нескольких камней противника у выставляемого белого камня появляются дыхания.

Вверху справа четыре чёрных камня окружены белыми. У чёрных одно общее дыхание. Как и в предыдущем случае, занять его чёрным камнем нельзя. А белым - можно, немедленно сняв все чёрные камни с доски.

Два глаза: основное свойство жизни

Два глаза или глазной строй - необходимое условие для жизни отряда, который окружён противником. Если у отряда есть два глаза, то противник не может его захватить, даже полностью окружив. Два глаза - это строй внутренней пустоты отряда, строй его дыханий. Рассмотрим это на наглядных примерах.

На доске стоит чёрный отряд с двумя глазами (Фото 15). Определить наличие двух глаз очень просто. Заметим при этом, что глаза - это не камни. Два глаза - это особый строй пустоты.

Фото 15. У чёрного отряда два глаза

Если у отряда есть два глаза, то противник ни при каких условиях не может захватить его в плен.

В данном примере видно, что если белые попытаются поставить камень в один из глазных перекрёстков внутри чёрных, то у белого камня не будет ни одного дыхания. А у отряда чёрных всегда будет как минимум одно дыхание. Постановка белых в глазной строй чёрных будет самоубийством.

Без чёрного камня (Фото 16), разделяющего внутренние дыхания на два глаза (как на Фото 15), судьба чёрного отряда не определена.

Фото 16. Судьба чёрных не определена. Сейчас у отряда нет двух глаз.

От того, кто первым сделает постановку в этом месте, зависит судьба отряда, а значит, и жизнь составляющих его камней.

Постановка белого камня, показанная на Фото 17 - пример действия опытного противника в условиях неопределённой судьбы отряда чёрных. Если белые первыми займут жизненно важный перекрёсток своим камнем, то чёрным не удастся построить два глаза.

Фото 17. Белый камень поставлен на ключевой перекрёсток

Белые пожертвовали один камень, чтобы захватить все чёрные камни. Если чёрные сами попытаются захватить белый камень (Фото 18), у них останется только одно дыхание.

Фото 18. У чёрных осталось последнее дыхание

В таком случае следующей постановкой на последнее дыхание чёрных белые захватят весь отряд.

Наличие белого камня внутри чёрного отряда не даёт чёрным двух глаз. Чтобы доказать это, белые последовательными жертвами могут привести чёрных к строю с одним дыханием.

Если чёрные не отвечают, белые жертвуют ещё один камень (Фото 19). У чёрного отряда осталось последнее дыхание.

Фото 19. Если чёрные не отвечают, белые жертвуют ещё один камень

Чёрные захватывают в плен два белых камня и освобождают отряду два дыхания (Фото 20). Но белые вновь ставят камень и оставляют чёрных с последним дыханием.

Фото 20. Ещё одна жертва белых оставляет чёрных с одним дыханием

Чёрные захватывают камень белых (Фото 21), но… белые захватывают весь чёрный отряд (Фото 22).

Фото 21. Чёрные захватывают камень белых, но…

После первой постановки белых на ключевой перекрёсток (на Фото 17) чёрные камни обречены, так как они не способны построить два глаза. Но они остаются на доске, так как у них ещё есть дыхания. Более того, белым нет смысла тратить время на окончательный захват чёрных, теряя тем самым скорость игры.

Фото 22. Белые снимают все чёрные камни с доски

А если у отряда имеется три глаза, даёт ли это ему преимущество? Нет, не даёт. Его свойства такие же, как у отряда с двумя глазами.

Одного глаза недостаточно для жизни отряда. Такой отряд может быть захвачен и снят с доски. Отряд с двумя глазами живёт в любых условиях, даже будучи полностью окружённым противником. Его судьба определена. У него всегда имеются внутренние дыхания - как минимум два перекрёстка, которые принесут при подсчёте два очка.

Существуют и ложные глаза - строй камней, внешне напоминающий глаз, но на самом деле глазом не являющийся. Ложный глаз не даёт отряду жизненного пространства.

Внимание ! Ложные глаза в ваших построениях могут создаваться в игре не только вами, но и вашими противниками. От их своевременного выявления зависит жизнь и смерть ваших камней.

У стоящего на доске чёрного отряда (Фото 23) слева ложный глаз. У крайнего слева чёрного камня одно дыхание. Он не соединен с отрядом, так как между камнями по диагонали соединения нет. Если чёрные решат присоединить этот камень к отряду, то в ложный глаз следует поставить соединительный камень. В данном примере чёрный отряд - это одноглазая крепость. Двух глаз у него нет.

Фото 23. У чёрного отряда ложный глаз

Особым видом жизни является положение, когда камни двух цветов живут за счёт общих дыханий. На Фото 24 показано положение, когда ни один из игроков не может захватить отряд противника.

Фото 24. Жизнь камней в общем владении

У окружённого белого отряда и трёх чёрных камней два общих дыхания. В таком положении нельзя добавлять ни одного камня. Отряды вынуждены жить вместе! Очков в данном случае нет ни у чёрных, ни у белых. При подсчёте итога игры общие дыхания камней считаются ничейными перекрёстками. Чтобы не запутаться при подсчёте, по окончании игры ничейные дыхания поочередно заполняют камнями.

6. Можно ставить камень посреди чужих камней, если при этом у «чужаков» не остаётся свободных перекрёстков, и они тем самым снимаются с поля.

Белые окружили чёрный отряд (Фото 25). У чёрных осталось последнее дыхание. Даже если оно является внутренним глазом отряда, его можно занять белым камнем и снять весь отряд с доски.

Фото 25. Одноглазая крепость может быть захвачена

Белый камень поставлен на последнее дыхание чёрных (Фото 26). Это разрешено правилами, так как все чёрные камни немедленно снимаются с доски и кладутся в крышку игрока белыми. А у поставленного белого камня при этом освобождаются дыхания.

Фото 26. Постановкой в глаз белые снимают отряд чёрных с доски

7. Снимать друг у друга камень на смежных перекрёстках можно только через ход (правило Ко).

Изображенная на рисунке последовательность называется Ко.

На верхней зарисовке нижний белый камень находится под угрозой захвата. У него осталось только одно дыхание, которое чёрные могут занять, перейдя к положению, приведённому на правой зарисовке.

Пленный белый камень снимается с доски и кладётся в крышку.

Образовавшееся положение показано на нижней зарисовке - это зеркальное отображение верхней. Но теперь под угрозой захвата оказался чёрный камень!

Если белые постановкой, показанной на левой зарисовке, захватывают его (точно такое же положение мы видим и справа), после снятия чёрного камня повторяется положение верхней зарисовки, с которой всё и началось. Каждой постановкой игроки захватывают друг у друга по одному камню. Подобная борьба может длиться до тех пор, пока не кончатся все камни в чашах, а затем и во Вселенной.

Для того, чтобы установить предел такому взаимному захвату камней, существует правило Ко .

Правило Ко: Нельзя сразу же, следующей постановкой, снимать одиночный камень противника, которым был только что захвачен ваш одиночный камень. Перед этим следует поставить камень где-либо в другом месте, изменив тем самым положение на доске.

В примере на Фото 27 у нижнего белого камня одно дыхание. Захватив его, чёрные начинают Ко.

Фото 27. Чёрные могут снять нижний белый камень и начать Ко

После захвата (Фото 28) белые в ответ не могут снять поставленный чёрный камень, у которого также одно дыхание. Ведь тогда игровое положение вернётся к показанному на Фото 27.

После постановки чёрных, начавшей Ко-борьбу, белый камень необходимо поставить на любой другой свободный перекрёсток, изменив игровую расстановку.

Фото 28. Белые не могут сразу же снять верхний чёрный камень

После этого чёрные могут соединить свои камни, прекратив Ко. Либо поставить камень в другом месте доски. Тогда белые получат право снять чёрный камень. А правило Ко будут соблюдать уже чёрные. Запрет правила Ко не распространяется на случай, когда при прямом и обратном взятии с доски снимается разное количество камней, то есть в тех случаях, когда нет опасности бесконечного повтора.

8. Игра заканчивается, когда на поле не осталось свободных участков, которые можно огородить и сделать своими.

9. Победил тот, у кого оказалось больше огороженных перекрёстков в сумме со снятыми камнями.

Цель игры - овладеть большим пространством игрового поля с учётом пленных камней, чем окружили чужие камни.

Владение можно определить как пустые перекрёстки, на которые не может претендовать соперник. Не может не по правилам игры, а по целесообразности своих действий.

Вторгшиеся во владение чужие камни должны быть захвачены. Иначе это не владение.

Для того, чтобы камни приносили владение, надо об этом заботиться. Камни - это ограда владений. Если у камней много свободных дыханий, нет изъянов и слабостей, то они способны надёжно ограждать владение.

Однако многое зависит и от размера участка. В больших владениях внешних камней ограждения может оказаться недостаточно.

В таких случаях необходимо подумать и о внутренней охране. Один или два камня, поставленные внутри владения, помогут, когда чужие камни появятся в его пределах. Ведь по условиям игры противник может поставить свой камень на любой свободный перекрёсток (кроме самоубийства), в том числе и на огороженные участки.

Игра заканчивается, когда на доске не остаётся места для полезных постановок. Если границы владений везде укреплены, и расширить своё владение или сократить чужое уже невозможно, то вам следует сказать «пас» . Помните, что границы должны быть построены плотно, камень к камню.

Между границами могут оставаться общие пустые перекрёстки.

Если занятие их камнями не увеличивает владения и не создаёт никакой угрозы, то такие перекрёстки признаются ничейными и не принимаются во внимание при подсчёте итога игры. Для удобства перед началом подсчёта ничейные перекрёстки поочерёдно заполняются камнями.

После окончания игры мёртвые камни снимаются с доски и вместе с пленниками из крышек выставляются во владение своего цвета, сокращая его (Фото 29). Мёртвые камни - это окружённые отряды, для которых нет возможности построить два глаза, либо соединить их с другими живыми камнями.

Фото 29. Снятие мёртвых камней с доски

Иногда бывает трудно определить судьбу отряда: мёртвый он или живой, и следует ли добавлять камни, чтобы окончательно пленить его или достроить. В таких случаях необходимо убедительно показать партнёру, что его отряд, окружённый вашими камнями, действительно не имеет двух глаз. Если речь идёт о ваших окружённых камнях, то следует показать, что ваш отряд имеет достаточно места для двух глаз, и их можно построить в любом случае. В Го важно уметь договариваться, чтобы закончить игру.

После возвращения всех пленных камней, владения выстраиваются в прямоугольные области (Фото 30). Границы владений при этом не передвигают.

Из книги Урбанистика. часть 3 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

Советы и правила Будь прекрасной, если можешь, добродетельной, если хочешь, но будь уважаемой - это необходимо. Пьер Бомарше Избегай тех, в чьем обществе проигрываешь, - то ли потому, что слишком хороши, то ли - что слишком дурны. Бальтасар Грасиан Легче приобрести

Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

Советы и правила Взаимное понимание требует взаимной лжи. Дон-Аминадо Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду. Мария Эбнер-Эшенбах Не следует беззастенчиво лгать;

Из книги 100 великих зарубежных фильмов автора Мусский Игорь Анатольевич

Советы и правила Женщина должна быть настолько умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и настолько вульгарна, чтобы нравиться умным. Жанна Моро Если хочешь польстить мужчине, сделай серьезный вид и спроси, что он думает об общем положении дел. NN В глазах женщины должны

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Правила игры В городском сообществе, с самых его начал, любые пространственные сценарии оказываются в рамках неписаного права или свода законов. Знакомые со школы законы Хамураппи жестко регулировали правила изменения границ домовладений и компенсаций за урон,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Законы и правила Естественно, что существуют свои законы или правила поведения на каждом мероприятии. Официальным мероприятиям присуща сдержанность в проявлении своих эмоций. Так что не рекомендуется выпивать изрядное количество спиртных напитков. Последствия могут

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

«ПРАВИЛА ИГРЫ» (La Regle du jeu) Производство: Франция, 1939 г. Автор сценария Ж. Ренуар при участии К. Коха. Режиссёр Ж. Ренуар. Операторы Ж. Башле, Ж.-П. Альфан, А. Ренуар. Художники Э. Лурие и М. Дуи. Композиторы Р. Дезормиер и Ж. Косма. В ролях: М. Далио, Н. Грегор, Р. Тутен,

Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Корректирующие правила (правила координации) Вводные замечания. Назначение этих правил - предупреждать появление таких написаний, которые следуют из основных правил, но нарушают сложившиеся закономерности сочетаемости букв в слове или затрудняют правильное понимание

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

4. Правила игры – написаны под “чужих” Теперь оценим, насколько существующее ныне в России положение вещей способствует ее выживанию в нынешних критических условиях. Сегодня в стране напрочь отсутствует какая-либо Идея, то есть некий признаваемый обществом Идеал, к

Из книги Квиддич с древности до наших дней автора Роулинг Джоан

Правила для жен Искусство быть невесткой Несколько важных правил, которые следует соблюдать, общаясь с «маменькиным сынком»: Ваш муж уже достаточно взрослый мальчик, чтобы самому разобраться со своей мамой. Если при вас заварилась перебранка между мужем и

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Из книги автора

Правила Созданный в 1750 году Департамент магических игр и спорта сразу же установил следующие правила для игры в квиддич:1. Во время матча игроки могут подниматься на любую высоту, но им запрещено покидать пределы поля. Команда, чей игрок пересечет границу, должна отдать

Из книги автора

Совет № 136 (для женщин) По правилам этикета мужчина обязан пропускать женщину вперед, но на дороге действуют другие правила – ПДД. Вы – полноценный участник дорожного движения, и правила одни для

Из книги автора

Правила Я следую нескольким простым правилам, чтобы избежать неприятностей на шоссе, и, честно говоря, игра в шахматы на высокой скорости, с которой уместно сравнить вождение, мне импонирует. Примерно половина водителей на шоссе вступают в эту игру, и с ними можно

- гобан, камни, чаши.

В го играют на прямоугольном поле, называемом доска или гобан, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями. Доска для го не имеет квадратную форму; стороны соотносятся в пропорции 15:14, поскольку в такой пропорции под углом зрения игрока доска находится в идеальной перспективе. Удлиненная сторона компенсирует неизбежное искривление перспективы, мешающее игрокам отчетливо видеть позицию. Стандартная доска имеет разлиновку 19х19 линий, для обучения и коротких неофициальных игр могут применяться доски меньших размеров: обычно 13х13 или 9х9 линий, намного реже - 11х11, 15х15, 17х17 линий, но, теоретически, ничто не мешает использовать произвольную прямоугольную доску. Обычно доска изготавливается из дерева.
Также для игры в го необходимы камни - специальные фишки двух контрастных цветов, чаще всего - чёрные и белые. В японской традиции камни имеют линзообразную (двояковыпуклую, чечевичную) форму (наиболее распространённый вариант), в китайской - плоско-выпуклую. Полный комплект для игры должен содержать 361 камень - 180 белых и 181 чёрный (реальные наборы чаще содержат по 180 камней каждого цвета, в продаже есть также наборы по 160 камней - для большинства партий этого достаточно). Камни могут быть изготовлены из пластмассы, стекла, керамики, раковин, обычных, полудрагоценных или драгоценных камней.
Традиционно в комплект для игры входят чаши - сосуды с крышками, чаще всего изготовленные из дерева. Они служат для хранения камней, а в крышки, снятые с чаш, во время партии игроки складывают захваченные камни противника.

Основные правила

Играют два игрока, один из которых получает чёрные камни, другой - белые.

Перед началом игры доска пуста. Первыми ходят чёрные. Далее ходы делаются по очереди.

При игре с форой слабейший всегда играет чёрными, и несколько чёрных камней выставляются на доску до начала партии. В этом случае выставление форовых камней на доску формально считается первым ходом чёрных, после которого в игру вступают белые.

Порядок игры.

Делая ход, игрок выставляет один свой камень на доску в любую не занятую точку пересечения линий (пересечения называют пунктами). Камни, однажды размещённые на доске, не перемещаются, но могут быть захвачены противником и сняты с неё. Ход считается сделанным, если игрок поставил камень на доску и отпустил руку, удерживающую его. Переместить уже поставленный камень, от которого отнята рука, нельзя; игроку, сделавшему это, автоматически засчитывается поражение.

Каждый камень должен иметь хотя бы одно дамэ (точку свободы, дыхательный пункт) - соседний по вертикали или горизонтали (но не по диагонали!) незанятый пункт. Соседние либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни образуют группу и делят дамэ между собой (то есть любое дамэ любого камня в группе относится одновременно ко всем камням этой группы). Когда камень или группа камней окружается камнями соперника так, что у неё не остаётся точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски.

В большинстве вариантов правил запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход). Исключение составляет случай, когда в результате этого хода лишается всех дамэ группа противника; в этом случае игрок захватывает группу противника, а его собственная остаётся на доске (легко видеть, что после снятия группы противника группа игрока уже будет иметь не менее одного дамэ).

Правило ко: запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии. Точная трактовка этого запрета в разных системах правил го может несколько различаться.

Игрок может отказаться от очередного хода, сказав "пас".

Завершение партии

Когда оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается. Обычно это делается тогда, когда на доске не остаётся пунктов, ходы в которые могут принести игрокам очки. Группа камней противника, к концу партии не снятая с доски, но заведомо обречённая на гибель при правильном доигрывании, считается "пленной" (вариант: "мёртвой"). Она снимается с доски по окончании партии и присоединяется к захваченным игроком камням.

Подсчет очков в го

По завершении игры подсчитываются очки, набранные игроками. Игрок получает по одному очку за каждый из пунктов доски, окружённых камнями только его цвета, и по одному очку за каждый захваченный камень противника, либо за каждый собственный камень, который остался на доске к концу игры. Кроме того, играющему белыми может добавляться несколько очков в качестве компенсации за право первого хода чёрных (коми).

Игрок, набравший больше очков, выигрывает. Если игроки набрали равное количество очков, может присуждаться ничья. В современных турнирах величина коми обычно выбирается нецелой, в результате чего равного количества очков у белых и чёрных быть не может (белым прибавляется нецелое число очков коми, у чёрных число очков всегда целое, так что равного количества очков у белых и чёрных не может получиться в принципе), соответственно, ничьих не бывает.

Дополнительные правила игры в го

Существует ряд необязательных правил, которые могут варьироваться от партии к партии и устанавливаются по договорённости игроков или в соответствии с правилами конкретного соревнования.

Коми

Компенсация белому игроку за то, что он ходит вторым, - "коми". Право первого хода даёт чёрным преимущество, для компенсации которого в конце игры белым добавляется некоторое количество очков. В настоящее время, как правило, используется нецелая величина коми (5,5; 6,5; 7,5 очков), чтобы исключить возможность ничейного результата в партии. В настоящее время в официальных турнирах партии (за исключением форовых) без коми не практикуются.

Фора

При существенной разнице в силах игроков возможна игра с форой (гандикапом). В этом случае слабейший игрок играет чёрными без коми или с "обратным коми" (несколько дополнительных очков даётся не белым, а чёрным). Если разница в силах велика, фора даётся в виде форовых камней - несколько чёрных камней выставляются на доску до первого хода белых. Форовые камни дают чёрным серьёзное преимущество: один камень форы эквивалентен приблизительно 10-15 дополнительным очкам.

В сериях из нескольких партий может применяться так называемая "турнирная фора": играют без коми и более слабый игрок играет чёрными больше партий, чем белыми. При форе "чёрные-белые-чёрные" слабейший играет чёрными две из каждых трёх партий, при форе "чёрные-чёрные-чёрные" - играет только чёрными.

Нотация

Традиционная доска для го не имеет обозначений горизонталей и вертикалей, подобных тем, что используются на досках для шахмат. Если требуется словесно обозначить определённый пункт на доске, могут указываться его координаты в виде пары чисел от 1 до 19. Например, пункт 2-4 находится на пересечении второй вертикали и четвёртой горизонтали, считая от верхнего левого угла. Поскольку камни го не перемещаются по доске, одновременно и удобным, и наиболее наглядным способом фиксации хода партии является графический способ - на листе вычерчивается игровая доска, и в пункты, куда делались ходы, ставятся номера ходов. Отдельно в стороне записываются ходы в пункты, куда уже был сделан ход (ходы в территорию, с которой были сняты камни одного из игроков). Например, запись рядом с диаграммой вида 45 - 32 обозначает, что 45-й ход был сделан в пункт, который на диаграмме уже отмечен 32-м ходом. При ручном способе записи ходы игроков могут вписываться чернилами разного цвета. В типографских публикациях партий в местах, куда сделаны ходы, изображаются камни соответствующего цвета, и на камнях ставятся номера ходов. В книгах партии нередко изображаются на нескольких последовательных диаграммах: на первой показываются начальные ходы, на следующих - продолжение, при этом номерами отмечаются только те ходы, которые относятся к данной диаграмме (см., например, диаграммы, приведённые в предыдущем разделе). Такой способ изображения позволяет легче разобраться в ходе партии, не повторяя её на реальной доске. В партиях за высшие титулы запись ведут специально для этого присутствующие ассистенты, причём записываются не только сами ходы, но и отметки времени, по которым можно установить, сколько времени занял каждый ход.

Варианты игры

Атари-го

Упрощённый вариант игры для начинающих игроков, часто с него начинают учить го маленьких детей. Играют на маленькой доске (9?9 линий), выигрывает тот, кто первым возьмёт хотя бы один камень противника.

Так же может быть иронически названа игра новичков, которые вместо борьбы за территорию занимаются "убийством" камней (постоянно ставя камни противника в позицию атари).

Рэнго

Рэнго - командная игра за одной доской. За одной доской с каждой стороны играет несколько игроков, делающих ходы по очереди. Игроки одной команды не имеют права переговариваться во время игры. Одна из разновидностей рэнго - парное го, когда команды состоят из двух человек.

Игра одним цветом

Оба игрока играют камнями одного цвета, удерживая в памяти, кому какие камни принадлежат.

Игра вслепую

Один или оба игрока играют, не глядя на доску (по памяти). В го играть вслепую значительно сложнее, чем в шахматы.



Правила Го неодинаковы для разных стран. В Китае и в Японии правила будут разниться, но общий смысл всегда будет одинаков. Существенным различием в правилах являются метод подсчета очков и то, каким образом завершается игра.

Различия в правилах игры могут в некоторых ситуациях влиять на использование стратегий, но в конечном итоге характер игры всегда остается неизменным, как и результат. Говорят, что различия в правилах игр создают проблемы лишь в одном случае из 10,000.

В этой статье мы рассмотрим основные правила игры, которые распространены в интернете, отдельной статьей коснувшись нюансов китайской и японской версий.

Основные правила игры в Го

Го, как и большинство настольных игр, является состязательной игрой, в которой может быть только один победитель. В игре принимают участие два игрока, один из которых играет белыми камнями, другой черными. Игра ведется на доске с разметкой 19х19 линий, создающих собой 361 пересечение, именуемое пунктами. Игроки по очереди выставляют на доску камни, обозначая границы территорий. Главной целью игры является окружение наибольшей территории доски, захват камней оппонента и контроль над пространством игрового поля. Тот игрок, под чьим контролем окажется большая территория, признается победителем.

Установленные на доску камни не могут быть перемещены, но могут быть сняты с доски, если окажутся в окружении. Оба игрока выставляют камни до тех пор, пока ни один из игроков не захочет делать следующий ход – это единственное условие окончания игры.

Когда игра заканчивается, происходит подсчет территории. Подсчитываются захваченные камни, территории и коми (компенсация белым за то, что они зходят вторыми) и таким образом определяется победитель. Игра может быть так же окончена сдачей одного из оппонентов.

Пошаговые правила игры в Го

Игра начинается с пустой доски, если игроками заранее не оговорена фора. Один игрок играет белыми камнями, второй черными.

Как мы уже говорили, доска может быть как 9х9, 13х13 и 19х19 линий.

Доска для Го — 9х9

Доска для Го — 13х13

Если игра происходит с неравными оппонентами, слабому игроку предлагается играть черными и выставить на стол несколько камней форы. По большинству правил, фора считается нулевым ходом и следующими ходят белые, но согласно правилам Инга, которые мы разберем позднее, фора не считается ходом и после ее выставления ходят черные.


Правила игры в Го — Дамэ или точки свободы.

Точки свободы, также именуемые дыхательными пунктами или дамэ, это пункты, незанятые прилегающие к камню по вертикали или горизонтали (не диагонали) и позволяющие камню «дышать». На диаграмме ниже дамэ обозначены как «Х».


Даме или точки свободы.

Как мы видим, левый верхний камень имеет два дыхательных пункта, верхний центральный имеет три, ну а тот, что в центре доски – четыре.

Стоящие в непосредственной близости камни одного цвета, связанные в цепочку, образуют группы и делят дыхательные пункты между собой.

Камень или группа камней, окруженная вражескими камнями так плотно, что у нее не остается дыхательных пунктов, по правилам игры снимается с доски.

Снятие с доски

Как мы уже говорили, лишив камней оппонента дамэ, мы можем снять их с доски. Перекрывая пункт за пунктом, рано или поздно мы оказываемся в положении атари – когда у камня или группы камней остался лишь один дыхательный пункт. Давайте рассмотрим на примере процесс окружения камней и снятия их с доски:

Атари

Окружение оппонента

Снятие с доски

Но если на простых примерах все просто и понятно, с большими группами камней все может быть куда сложнее.

Окружение оппонента

Снятие с доски

Из приведенных выше примеров становится понятно, что пока у камня или группы камней есть хоть один дамэ, они остаются на доске.

Запрещенный суицид:

Большинство правил запрещает игрокам заканчивать жизнь самоубийством, добровольно перекрывая себе последний дыхательный пункт. Но если такой ход ведет не только к самоубийству, но еще и к окружению оппонента и снятию его камней с доски, то он становится разрешенным.

На картинке выше мы видим пример разрешенного хода для белых, который на первый взгляд выглядит как суицид, но на самом деле является последним дамэ для двух верхних камней черных и влечет их снятие с доски. Такой ход разрешен.

Правило игры в Го — Ко

Правило Ко (劫)гласит, что игроки не могут повторять одну и туже позицию на доске. На простом примере ниже мы видим, что освобожденный после захвата черными пункт D17 является привлекательным для белых, но на него уже распространяется правило Ко. Если белые пойдут на него, черный камень будет снят с доски и ситуация повторится.

Ход черных — захват белого камня

Позиция ко

В такой ситуации белые либо пропускают ход, либо ходят в другом месте на доске. Черные могут закрыть пункт D17 камнем, образовав при этом прочную цепь из пяти камней. Если черные не закроют этот пункт, белые могут вернуться к нему после того, как черные сходят в любое другое место на доске. Повторение таких обменов называется борьба за ко.

диагр. 2


диагр. 3

Из этих примеров можно сделать вывод, что окружать территорию в углу или на стороне выгоднее, чем в центре.


диагр. 4

Игорь Гришин: 10 правил как играть в Го (или Вейчи) на доске.
1. Сначала на поле ничего нет.
2. Первыми ходят черные, а потом - по очереди.
3. Камень ставится на свободное пересечение и не передвигается.
4. Играя, надо поделить поле между собой, огораживая участки поля своими камнями. Соревнуйтесь, кто огородит больше.
5. Если камень окружен чужими камнями и не осталось связи с пустыми пересечениями, то он должен быть снят. Снятые камни сохраняются до конца игры.
6. Есть места, куда камень ставить нельзя. Это там, где рядом нет пустых пересечений или своих камней, а только чужие камни.
7. Можно ставить камень посреди чужих камней, если при этом у "чужаков" не осталось свободных пересечений. Тогда они снимаются с поля.
8. Снимать друг у друга камень на одном и том же пересечении можно только через ход.
9. Игра заканчивается, когда на поле не осталось свободных участков, которые можно еще огородить и сделать своими.
10. Победил тот, у кого оказалось больше огороженных пересечений в сумме с пленными и снятыми камнями.

Тимур! У меня получилось десять правил. Это, наверное, многовато, а?
Некоторые правила достаточно туманные, как ты считаешь?
На самом деле все гораздо проще. Труднее - при формализации.
Пусть читатель попробует свои силы, быть может, у него получится передать правила Го проще и доходчивей.
Кстати, у меня есть более простая формула, которой пользуются наши дети-инструктора, работая с начинающими. Она звучит так:
Го - это очень интересная игра,
начинаем на пустой доске,
первыми ходят черные, потом по очереди,
камень ставится на пересечение и не передвигается,
цель - поделить доску, огораживая камнями,
камни можно съедать,
съеденные камни - те, у которых не осталось "веточек",
побеждает тот, у кого больше территории или съеденных камней.
Есть только одно правило, о котором мы не сказали, но пока можно играть без него.
Давайте сыграем?
На мой взгляд, лучше не просто играть в Го, а изучать Го. Как назовешь то, чем занимаешься, тем оно и станет для тебя. Обычно так. Поэтому я решил взять на себя смелость составить
10 правил как играть в Го в жизни
1. Сначала идей нет, камней тоже нет.
2. Первой ходит жизнь.
3. Камень - это поступок, его почти невозможно изменить.
4. Играя с жизнью, надо построить зону, в которой Ваш контроль также реален, как реальна жизнь.
5. Ваши камни-поступки могут быть окружены жизнью и сняты ею с доски, особенно, если они ценны для Вас. Жизнь не окружает малоценных камней.
6. Есть случаи, когда поступки невозможны. Вы сумеете это понять сами.
7. Можно окружить ходы реальности, если это получилось, то это серьезное достижение. Главное суметь определить - была ли это жертва или Вы съели действительно ценные камни.
8. Ко-борьба с реальностью такая же реальность, как и все остальное.
9. Легко проверить, когда заканчивается игра. Если Вы еще живы - игра продолжается.
10. Обычно побеждает жизнь, но по теории должны быть и исключения.

Тимур Саитов: Игорь! Я ни в одной книге не видел правила Го в жизни. Видел только 10 заповедей Го. Тогда возьму и на себя смелость привести их здесь:

10 заповедей Го:

" Чересчур стремящийся к победе не победит.
" Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее.
" Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя.
" Отдав камень, борись дальше.
" Отдай малое, возьми большое.
" Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай.
" Воздержись, не разбрасывайся.
" Когда противник атакует, непременно отвечай.
" Если противник укрепился, укрепись и сам.
" Если безнадежно изолирован, избери мирный путь.

Я взял эти правила из книги известного японского мастера, Отакэ Хидэо.
А теперь, если мне позволят наши читатели, я бы хотел перейти к теме дыхания, захвата и соединения камней.

В XVI веке император Японии издал декрет, обязывающий всех государственных чиновников играть в го. Как отзвук тех времен, в некоторых японских и корейских учреждениях сегодня существует традиция: при отборе на должность учитывается умение играть в сложнейшую игру на планете

Го. Дэнфэн, Китай
Японские камни двояковыпуклые. Камень зажимается между указательным и средним пальцами и одним ударом ставится на доску, не тревожа соседние

Академия управления

Давным-давно, в эпоху династии Цзинь (265–420), дровосек Ван Чжи встретил в лесу двух старцев, сидящих за игральной доской. Заинтересованный, парень подошел и стал наблюдать. Он проголодался, и его угостили фиником. Когда игра закончилась, старцы растворились в воздухе. Тогда Ван Чжи обнаружил, что поседел, одежда его истлела, топорище сгнило, а из брошенной косточки выросло дерево. В родной деревне его не узнали, и только дряхлая старуха вспомнила, как сто лет назад некий дровосек ушел в лес и пропал. Завораживающей игрой, изменившей судьбу Ван Чжи, была го.

Го - единственная игра своего семейства. Предки ее не найдены, она будто с неба упала, а все потомки возникли уже в XX веке. Го столетиями культивировалась исключительно в Азии, у нее нет аналогов в Европе, Африке и Америке. В Древнем Китае игра носила название «и» (искусство), а позже - «вэйци», что означает «игра окружения». То же значение имеет корейское слово «бадук» и японское «и-го», которое в слегка сокращенном виде разошлось по миру.

Изобретение го приписывают придворным китайского императора Яо. По легенде, его сын Даньчжу имел вздорный нрав, и советник Шунь придумал игру, обучающую гармонии и рациональному мышлению. Первые игральные доски были обнаружены в гробницах династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.). В эпоху династии Тан (618– 907) го распространилось в Китае повсеместно. Умение играть вошло в число «четырех достоинств» ученого мужа: го, игра на цине (струнный инструмент), каллиграфия и живопись.

В VII веке го завезли в Японию. В следующих двух столетиях игра служила развлечением исключительно императорскому дому, и только в 701 году была разрешена для всех. Именно на островах она обросла ритуалами, получила государственную поддержку, а во времена сёгуната превратилась в военную дисциплину. Стратегическую игру считали хорошей тренировкой для управления армией на поле битвы. На протяжении столетий японцы доминировали в го. Крупнейшие корпорации выступали спонсорами соревнований, была основана национальная федерация. Однако в конце XX века пальму первенства перехватила Южная Корея, а на пятки ей стал наступать Китай.

Го считается сложнейшей игрой в мире, хотя правила ее запоминаются за пять минут. Большинство игр не ставят задач выше тактических. В них четко очерчена конечная цель: мат, получение дамки, вывод фишек. В го победы можно добиться миллионом различных способов, поэтому на первый план выходит стратегия: запутать противника, утаить от него свои намерения, расставить сети и заманить в ловушку. Простые тактические приемы требуют постоянного переосмысления, традиционно выигрышных дебютов не существует. Оценить потенциал всех построений, реализовать его и не дать это сделать противнику - сложнейшие задачи, которые приходится решать одновременно.

На Востоке говорят: «Го учит жить». Агрессивная манера игры может привести к потерям, а глухая защита - к нехватке очков. Зачастую росту мешает не отсутствие навыка, а изъяны характера: рассеянность, забывчивость, нерешительность, жадность. Чтобы совершенствоваться в го, игроку остается только одно - совершенствовать самого себя.

Го. Правила игры


В го играют на доске 19 х 19 линий. Начинающие тренируются на досках 9 х 9 и даже 5 х 5. Противники по очереди выставляют камни на перекрестья линий или пасуют. Цель игры - отгородить себе как можно больше свободных перекрестков. У каждого игрока достаточно камней, чтобы заполнить всю доску.

Правило коми

Играющий черными ходит первым - на Востоке черный цвет символизирует агрессию. Для компенсации преимущества черных белые получают 6,5 очка. Из-за дробности форы в го не бывает ничьих.

«Дыхания» и «жизнь»


Камень на доске граничит максимум с четырьмя свободными перекрестками (на краю доски - с тремя, в углу - с двумя). Пока у камня или группы камней есть хотя бы одно «дыхание» (контакт со свободным перекрестком, по-японски - дамэ), они «живут». Если все дамэ перекрываются противником, камни «умирают» и снимаются с доски.

Суицидальные ходы


Ставить камень в точку, где нет выхода на свободный пункт, запрещено, если только этим ходом не производится взятие камня или группы соперника.

Ситуация ко


В игре случаются расстановки, при которых игроки могли бы бесконечно захватывать камни друг друга, делая ход на одно и то же перекрестье. В такой ситуации правила запрещают повторные взятия. Игрок, уступивший камень, обязан сходить на другой пункт доски или спасовать.

Подсчет очков

Если игрок не видит ходов, которые могли бы принести ему дополнительные очки, он пасует. Если оба игрока пасуют подряд, игра считается оконченной. С доски снимаются «пленные» камни - те, что были бы захвачены при последовательном доигрывании партии. Игрок получает по одному очку за каждый свободный перекресток, окруженный своими камнями, и за каждый захваченный камень противника. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Варианты. Тактика го

Го - это игра в основание царства. Ее участники строят форты, проводят границы и захватывают столько «земли», сколько могут удержать. Если шахматная партия заканчивается уничтожением армии противника, то партия в го - перемирием и обменом пленными. Шахматы воспитывают бойца, полководца, а го - правителя, организатора.

1 Крепости

Камень, выставленный на доску, не двигается и может избежать окружения только в составе группы. Но и объединенные камни возможно захватить, окружив их все разом. Крепости защищают с помощью пустот - «глаз». Если у группы больше одного «глаза», она бессмертна независимо от размера пустот. Это не правило, а всего лишь следствие запрета на суицидальные ходы. Бессмертная группа называется крепостью.

2 Сторожевые камни

Крепость нельзя разрушить. Но если она достаточно велика, то противник может занять пространство внутри нее. Чтобы защитить свои земли, на них расставляют сторожевые камни.


3 Лестница

Ситуация погони, в которой черные не могут сбежать, пока белые не прекратят преследование или пока не будет достигнут край доски.

4 Гэта

Построение, при котором у камней еще есть «дыхания», но блокирующий камень противника не дает им бежать: при любой попытке вырваться они будут взяты. Словом «гэта» называется также японская сандалия, в просторечии - башмак.

5 Атари

Позиция, в которой камень (или группа камней) имеет только одно дамэ и следующим ходом может быть снят с доски, называется атари, то есть «опасность».

6 Сэки

Если ни один из противников не может сделать ход без угрозы потерять группу, говорят о ситуации сэки («преграда»). При подсчете очков все камни в этой части доски считаются живыми, а пункты - свободными.


В комплект го входит игровое поле, камни и чаши. Основание китайских камней плоское, материалом для них в древности служило стекло, а ныне - искусственный камень юндзи. Поля в Китае делали матерчатыми или кожаными.

В Японии гобан (очень толстая доска-столик) традиционно разлиновывается при помощи катаны. Мастер делает серию параллельных надрезов, в которые втирает густую краску, после чего поверхность полируется. Лучшие гобаны делаются из хвойного дерева кая (торрея орехоносная).


Японские женщины играют в го. Фотография, раскрашенная акварелью, 1905 год


Мужчины за настольной игрой. Резьба по дереву на вратах синтоистского святилища Никко Тосё-гу в японском городе Никко, префектура Тотиги


Дети, повздорившие из-за игры в го. Художник Тории Киёнага (1752–1815) . Гравюра на дереве, размер 25,6 х 28,7 см


Зайцы и обезьяны играют в го. Художник Сэттэй Хасэгава (1819–1882) . Рисунок, чернила, размер изображения 10 х 17,3 см


Мужчины и женщины играют в го. Фотографический отпечаток, раскрашенный акварелью. Япония, 1877 год


Попытки обучить компьютер го предпринимались с 1980-х годов, однако лишь в 2016-м нейросеть AlphaGo смогла обыграть игрока-профессионала Ли Седоля

Фото: iStock, Diomedia, Getty images, Alamy / Legion-media, iStock, Library of Congress (x3)

Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном, декабрьском номере журнала «Вокруг света».