Карельские подвижные игры. Подвижные игры для детей - хвост и голова, яша и другие

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений Борисова Марина Михайловна

«Сиди, сиди, Яша» (игра для детей 5–7 лет)

Дети образуют круг. В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

Из книги Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений автора Борисова Марина Михайловна

«Повстречались» (игра для детей 3–5 лет) На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,Два щенка: «Гав-гав!»,Два жеребенка:

Из книги автора

«Дом» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит

Из книги автора

«Елочка» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная

Из книги автора

«По дорожке» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Раз, два, три, четыре, пять, Будем ноги разминать. Мы шагаем по дороге, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) И по этой же

Из книги автора

«Светофор» (игра для детей 4–6 лет) Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый –

Из книги автора

«Три медведя» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.) Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.) Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне

Из книги автора

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:– Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три

Из книги автора

«Это я» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за

Из книги автора

«У жирафов» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У жирафов пятна, пятна, Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу – ставят пятнышки.) На лбу, ушах, на шее, на

Из книги автора

«Зеваки» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из

Из книги автора

«Кто приехал?» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы! (Кончики

Из книги автора

«Лавата» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг.Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося: Дружно мы танцуем - Тра-та-та, тра-та-та, Танец наш любимый - Это лавата. Ведущий говорит: «Мои

Из книги автора

«Ладошки» (игра для детей 5–7 лет) Двое играющих становятся друг против друга.Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и

Из книги автора

«Лягушка» (игра для детей 5–7 лет) Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в

Из книги автора

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один.

Из книги автора

«Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят врассыпную.Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8

Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.)
Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопают 3 раза.)
Мама, мама, это ты?
Да, да, да! (Хлопают кончиками указательных пальцев.)
Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопаем кончиками средних пальцев.)
Братец, братец, это ты?

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

Дедушка, а это ты?

Бабушка, а это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками мизинцев.)

Все мы вместе, Да, да, да! (Хлопаем в ладоши.)

"Лавата" (игра для детей 5–7 лет)

Дети образуют круг.

Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:

Ведущий говорит: "Мои пальчики хороши, а у соседа лучше". Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево. Затем водящий дает другие задания:

Плечи хороши, а у соседа лучше.

Уши хороши, а у соседа лучше.

Глазки хороши, а у соседа лучше.

Щеки хороши, а у соседа лучше.

Талия хороша, а соседа лучше.

Коленки хороши, а у соседа лучше.

Пятки хороши, а у соседа лучше.

"Ладошки" (игра для детей 5–7 лет)

Двое играющих становятся друг против друга.

Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и снова ладони вместе.

Сначала движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.

"Лягушка" (игра для детей 5–7 лет)

Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

"Мы по Африке гуляли" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Мы по Африке гуляли (Топаем ногами.)
И бананы собирали. (Изображают, как собирают бананы.)
Маме дам, папе дам
И себя не обделям.
Вдруг огромная горилла (Обводим большой круг руками.)
Чуть меня не раздавила. (Стучим правой, левой рукой по груди.)
Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.)
И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

"Мяч" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Десять, девять, (Хлопают в ладоши.)
Восемь, семь, (Шлепают по коленям.)
Шесть, пять, (Хлопают.)
Четыре, три, (Шлепают.)
Два, один. (Хлопают.)
Мы с мячом (Прикрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.)
Играть хотим.
Только надо
Нам узнать: (Хлопают на каждое слово.)
Мяч кто будет (Топают на каждое слово.)
Догонять. (Приседают.)

"Найди и промолчи" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю.

Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет.

По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если ребенок сказал правильно, он отходит в сторону.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.

"Низко – высоко" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу.

Взрослый говорит: "Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу:

"Высокие" – поднимайте руки вверх;

"Низкие" – приседайте и руки опускайте;

"Широкие" – делайте круг шире;

"Тонкие" – делайте круг уже.

Игра проходит веселее, если взрослый старается запутать детей.

"Почта" (игра для детей 5–7 лет)

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

– Динь, динь, динь!

– Кто там?

– Откуда?

– Из страны сказок.

– А что там делают?

– Умываются (танцуют, рисуют, бегают, причесываются, приседают, улыбаются и т. д.). Играющие имитируют или выполняют названное действие.

"Пять имен" (игра для детей 5–7 лет)

Дети делятся на две команды.

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся рядом перед двумя линиями.

По сигналу они должны пройти вперед (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто.

Можно назвать пять других слов (животные, растения, предметы домашнего обихода и т. п.). Имен множество, но подобрать пять имен и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен.

"Съедобное – несъедобное" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу.

Водящий произносит слово и бросает мяч играющему.

Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его ("съесть"). Если слово обозначает несъедобный предмет, мяч не ловится.

Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово и бросает мяч кому-либо.

"Тик – так – тук" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят врассыпную.

Воспитатель подает сигнал: "Тик!" – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: "Так!" – останавливаются, а по сигналу: "Тук!" – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8 раз. Последовательность сигналов должна меняться.

«Сиди, сидя Яша, под ореховым кустом, грызи, грызи Яша, орешки каленые, милому дареные…»
Эта игра была известна нашим прадедам и, возможно, будет известна и нашим потомкам.
Тому, кто водит (его в игре зовут Яша) нужно грызть именно лесной орех.
Точнее – плоды лещины обыкновенной.

Лещина – это кустарник с высокими, до 10 метров, и тонкими стволами, которые прочные и гибкие.
Из них делают удилища, корзины и обручи.
«Каленые» – значит поджаренные на сковороде без воды и масла.
Лещину можно есть и в сыром виде, но в каленом лучше.
Раньше лещина росла повсеместно, теперь в больших городах ее почти нет.
Зато она до сих пор встречается за городом.

Ядра лесных орехов содержат более 60% жира и около 16% белка, а масло, выжатое из ядер, напоминает миндальное.

Помимо лещины обыкновенной, плоды которой считают лакомством, есть еще лещина разнолистная - у нее на верхушке куста не маленькие листочки, а громадные листы.
Родом она с Дальнего Востока, сегодня она встречается в Украине.
У маньчжурской и медвежьей (растет на Кавказе) лещины очень толстая скорлупа, под которой и прячется вкусное ядрышко.
Есть еще лещина понтийская и лещина крупная, средиземноморские виды, которые являются родоначальниками фундука.

Орехи собирают только после полного созревания, когда листовая обертка желтеет или становится бурого цвета и плоды из нее легко вынимаются.
Сидят же они в обвертке то по одному, а то по двое, или по трое.
Помните «Три орешка для Золушки»? :)

Предки наши относились к лещине почтительно.
На свадебных церемониях ореховые ветви служили символом плодовитости.
А еще есть и те самые «магические жезлы», т.е. те самые ореховые рамки, с помощью которых искали и ищут и сейчас – воду, клады, руду.

Главное – есть орехов в меру, иначе может появиться сухой кашель и неурядицы с желудком.

Ах да… А как же народная игра про «Яшу».

А вот она!

В центре круга с завязанными глазами сидит «Яша» и «грызёт орехи».
Все остальные дети ходят по кругу, держась за руки, и поют:

«Сиди, сиди,
Яша под ореховым кустом,
Грызи, грызи,
Яша орешки калёные
Милому дарёные.
Свои ручки подними, кого выберешь скажи!»

На последних словах «Яша» поднимается, идёт с вытянутыми вперёд руками и на кого-нибудь наталкивается (все остальные стоят по кругу и не двигаются).
«Яша» должен угадать имя того, на кого он натолкнулся, потрогав одежду, волосы, нос, уши и т. д.
Если «Яша» угадал, то он становится в круг, а угаданный становится «Яшей» и садится в центре круга.
И всё начинается сначала.
Если «Яша» не угадал, то он водит снова.

Еще один вариант этой игры и если верить Анатолию Рыбакову, то он уходит в далекие времена.

Игра изображала выбор невесты Ящером и, возможно, являлась трансформацией древнего обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру».

Вот как описывает её Рыбаков:
«…в начале XX в. широко распространенная по всей России детская хороводная игра, состоявшая в том, что мальчика сажали посреди круга, и он должен был выбирать себе из числа девочек «невесту».
Хоровод двигался вокруг водящего и пел, прихлопывая в ладоши:

«Сиди-сиди,
Яша, под ореховым кустом,
Грызи-грызи, Яша, орешки каленые, милою дареные.
Чок-чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок,
Где твоя невеста, в чем она одета?
Как ее зовут? И откуда привезут?»

Так дети в шутку выбирали себе тогда «невесту». А может и не в шутку, а на всю жизнь.
Такое тоже бывало.

И древний обряд принесения в жертву девушки стал милой детской игрой.


А Золушка своего суженого тогда нашла.
И помогли ей в этом три орешка.
Добрая и милая сказка, которую я очень люблю до сих пор.

Фото из Сети
Copyright © Текст by sunsinta, 2018

Давайте возьмём с полки книжку русских народных сказок и откроем оглавление. Вот, к примеру, «Лиса и Волк». А вот «Заяц и Медведь». А вот – «Конь, Козёл и Бык». А теперь внимание, вопрос. Может ли русская народная сказка называться «Тигр и Шакал»? Или «Зебра и Попугай»?

– Нет, – скажете вы. – Потому что в России не водятся ни тигры, ни шакалы, ни попугаи, ни зебры.

Прекрасный ответ! Именно так и есть – в народных сказках каждой страны описываются те звери и птицы, которые живут рядом с людьми. Именно поэтому русские люди складывали сказки о волках и медведях, индейцы Южной Америки – об опоссумах и ягуарах, а аборигены Австралии – о кенгуру и утконосах.

Однако есть в русских сказках одно животное, с которым всё не так просто... Продолжим читать оглавление нашей книжки. Смотрите, вот сказка «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». А вот сказка «Илья Муромец и Змей». А вот сказка «Про умного Солдата и глупого Змея».

Кто такой змей?

Глупый вопрос! – скажете вы. – Это просто дракон!

Тогда возникает другой вопрос, ещё более «глупый». А откуда в России драконы?

Когда учёных спрашивают о том, какие реальные животные стали основой для сказочных драконов, они обычно называют крупных пресмыкающихся – например, крокодила или варана. Скажем, гигантский австралийский варан мегалания (представьте себе хищную ящерицу длиной в 7 метров) вымер уже в историческое время, и австралийские аборигены до сих пор рассказывают истории о встрече с этим монстром на охоте. Многие криптозоологи даже считают, что мегалания ещё не вымерла, и редко, но встречается в непроходимых джунглях острова Новая Гвинея.


Что же это получается? Греческие мифы или китайские легенды о драконах мы с этой точки зрения объяснить вполне можем. Греция расположена не так уж и далеко от Египта, и древним грекам нильские крокодилы были прекрасно известны (кстати, само слово «крокодил» – греческое, и означает «каменный ящер» или «каменный червь»). В Китае крокодилы тоже водятся. Австралийские сказки о драконах также легко находят свое объяснение – мы только что вспоминали мегаланию.

Но откуда драконы могли появиться в русских сказках? И ведь не только в сказках...

В 30-е годы двадцатого века археологи начали раскопки в Новгороде Великом – древнем русском городе на озере Ильмень. Бережно, слой за слоем, снимали учёные слои почвы и делали удивительные находки. Новгородская земля содержит очень много воды, что не даёт развиваться гнилостным бактериям, поэтому в такой земле прекрасно сохраняются и не гниют дерево, кожа, ткани. И вот в слоях, относящихся к десятому–одиннадцатому векам, было найдено множество деревянных ковшей, ручки которых были украшены самыми настоящими драконьими головами!

Дальнейшие исследования показали, что до принятия христианства северные славяне поклонялись наряду с другими языческими богами чудовищному Ящеру – владыке вод, хозяину рыбных богатств. Головой Ящера украшались не только ковши, но и музыкальные инструменты, и даже здания. А в самые древние времена Ящеру даже приносили человеческие жертвы – раз в году из красивых молодых девушек выбирали «ящерову невесту», наряжали, сажали её в лодку, нагружали лодку подарками – и затем топили, пытаясь тем самым умилостивить «озёрного хозяина».


Было это в такие далёкие времена, когда славяне ещё не имели письменности, и никаких записей до нас не дошло. Однако в памяти поколений «выбор невесты Ящера» сохранился, превратившись в конце концов в детскую хороводную игру «Сиди Яша»:

Сиди, сиди, Яша, в ореховом кусте,
Грызи, грызи, Яша, ореховы ядра!
Приходила к Яше белая девица
Яша ли, Яша, думал ли жениться?
Выбирай невесту из любых любую,
И ту молодую!

За тысячу с лишним лет «Ящер» превратился в «Яшу», а жестокий языческий ритуал – в детскую игру.


Вот тут-то учёные поняли, что перед ними самая настоящая криптозоологическая загадка, и начали искать следы «ящера» уже осознанно. Каково же было их удивление, когда они нашли и прочитали в древних летописях вот такое:

"Был новгородский князь по имени Словен, от которого называются славяне. Старший сын его, Волхов, был злым чародеем и волшебником, и умел превращаться в лютого зверя крокодила, и скрывался в реке Волхове. И тех, кто не поклонялся ему, он пожирал, а других топил".

Крокодил?! В Новгороде?! В Волхове?!

"Пришло же христианское истинное слово. Убит был злой волшебник, и закопали его, и насыпали над ним высокий курган. Но на третий день просела земля и пожрала мерзкое тело крокодилово на дно адово".


А вот отрывок из «Записок о России» англичанина Горсея (этот дипломат и купец жил в России с 1573 по 1591 год, хорошо знал нашу страну и даже был доверенным лицом Бориса Годунова):

"Когда мы переехали через реку, на берегу ее лежал ядовитый мертвый крокодило-змей. Мои люди пронзили его копьями. При этом распространился такой ужасный запах, что я отравился и долго был болен".

Обратите внимание, англичанин здесь пишет не просто «крокодил» или «змея», а употребляет слово «крокодило-змей» (crocodile-serpent).

А вот что пишет австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, который ездил в Россию в 1517 и 1526 годах:

"Эта область изобилует рощами и лесами, в которых живут страшные существа, которые называются гивоиты. В определенные дни люди очищают свой дом, ставят для этих существ еду и поклоняются им. На того, кто плохо накормит божество-змею, обрушатся беды и несчастья".

Ну, с загадочными «гивоитами» всё очень просто: по-литовски слово «gyvate” означает «змея». Но автор явно имеет в виду не обычных змей – иначе он просто так и написал бы: «змея». Но нет, «страшные существа гивоиты».

А самое потрясающее свидетельство было обнаружено в Псковской летописи под 1582 годом:

"В том же году вышли лютые звери крокодилы из реки, и не давали прохода; людей много съели, и люди были в страхе и молились Богу по всей земле".

Смотрите, как интересно! След загадочного северорусского ящера (дракона, крокодила, змея) отыскался и в народных сказках, и в песнях, и в декоративно-прикладном искусстве, а теперь – и в летописях... Получается, что крокодил (он же змей, он же ящер) был не сказочный, а вполне себе реальный!

А вот еще один прелюбопытнейший документ, уже времён царствования Петра I:

"4 июня 1719 года случилась сильная буря, смерч и град. И упал с неба змей, ударенный молнией, и запах от него был отвратительный... Монстр этот имел короткие лапы и пасть, полную острых зубов".

Снова обратите внимание – змей, но с лапами! И воняет так же, как «крокодило-змей» англичанина Горсея...

Итак, соберём все наши догадки в единое целое и составим, как говорят в детективных книжках, «портрет подозреваемого».


1. Это загадочное животное обитало в реках и болотах современных Литвы, Белоруссии и северной России
2. Больше всего это животное напоминало чёрную змею с лапами
3. Животное это было крупное, могло напасть на человека (и даже съесть!)
4. В пасти животного было множество острых зубов
5. От животного исходил отвратительный запах

Но вот вопрос – а мог ли это быть настоящий крокодил? Или варан? Современные зоологи дружно отвечают «нет». И вот почему. Крокодилы и вараны – существа очень теплолюбивые. Современные руководства по разведению крокодилов дают нам следующие цифры: днём температура в террариуме должна быть около +30 градусов, ночью – около +25. Когда в 2010 году американский штат Флорида накрыли «страшные морозы» в +2 градуса, местным жителям пришлось спасать крокодилов (а также питонов и других тропических животных) от неминуемой гибели.

Климат Великого Новгорода или Пскова для крокодилов чрезмерно суров. Средняя температура самого жаркого месяца – июля – там не превышает +18 градусов. А уж зимой могут и сорокаградусные морозы ударить, о каких крокодилах или варанах тут может идти речь? Бедолаги попросту вымерзнут. Так что ответ отрицательный.


Есть и другое соображение: кожа крокодилов и варанов (да и змей тоже) твердая и сухая. У пресмыкающихся вообще очень плохо развиты кожные железы, поэтому рептилии, образно говоря, «не пахнут». А у нашего ящера очевидцы отмечают сильный и очень неприятный запах.

Но если ящер – это не пресмыкающееся, не рептилия, тогда что же он такое?

Более древние родственники рептилий – амфибии, или земноводные (например, известные всем лягушки и тритоны). Однако амфибии могут достигать и очень крупных размеров – например, китайская исполинская саламандра Andrias Davidianus вырастает в длину почти до двух метров и может быть опасна для человека. Причем живет она (в отличие от крокодилов) именно в холодной воде!

Чуть меньше размерами японская исполинская саламандра Andrias Japonicus – «всего лишь» полтора метра в длину....

А ископаемые шестиметровые амфибии – кулазухусы – в меловом периоде жили даже в Антарктиде, на южном полюсе. По размерам и образу жизни кулазухус был очень похож на крокодила, но при этом был прекрасно приспособлен к низким температурам. Наконец, кожа амфибий тонкая, влажная и содержит большое количество желез – поэтому они могут пахнуть очень и очень неприятно; кожа амфибий может быть даже ядовитой – как у некоторых жаб и тропических лягушек. Помните англичанина Горсея, который заболел от одного лишь запаха?


Последние свидетельства очевидцев о ящерах Белоруссии и северной России относятся приблизительно к концу 19-го века. Что это были за удивительные животные? Современные гигантские саламандры или ископаемые кулазухусы? Вымерли ли они окончательно – или просто скрылись от людей в непроходимых болотах? Многие криптозоологи полагают, что срок в 100 лет для вымирания вида слишком мал, и поэтому не теряют надежды однажды поймать или хотя бы увидеть живого «новгородского ящера» или «псковского крокодила»...

* * *
Друзья, заходите на нашу страничку и читайте ещё!

_________________________________________________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Хороводы

Раньше хороводы, как говорили деревенские старожилы, не «водили», а «играли». Специалисты же, обращая внимание на какую-то одну (редко две) стороны хоровода – кто на музыкальную, кто на поэтическую, кто на хореографическую, – по сути дела, оставляли в тени сторону игровую.

Мало того, часто самые существенные для игры моменты даже специально умалчивались, «вырезались» или адаптировались (больше всего от этого страдали хороводы «поцелуйные», что в совокупности с другими причинами влияло на обострение проблем половой невоспитанности подрастающих поколений). После облагораживающих «причесываний» хороводы почти исчезли из быта и молодежи, и даже подростков, оставшись лишь как традиционная часть некоторых детсадовских утренников.

Правда, в последнее время в среде молодежных фольклорных ансамблей происходит возрождение хороводных игр. Многие коллективы увлечены не чинным показом скучающим зрителям хороводов с эстрады, а непосредственным вовлечением всех эрителей в хороводные игры, например, на городских гуляньях. Благодаря этому хороводы все чаще начинают затеваться для собственного удовольствия играющих по ходу досуга, на семейных праздниках и т.д. То есть наступило время, когда хороводам стало возвращаться их естественное бытование.

Воспитателям, интересующимся народными традициями, будет интересно познакомиться с тем, что о хороводах писал выдающийся русский этнограф Д.К.Зеленин (1878-1954) в книге «Восточнославянская этнография» (первое издание в 1927г.) в главе «Общественная жизнь»: «Одно из увеселений, известных всем восточным славянам, – хоровод (укр. коло; русск. корогод, каравод, караван, городок, круг, гулянье, танкú, лумки, белорусск. карагод ), отличающийся соединением разного рода танцев с мимическим искусством, драмой, стихами, и музыкой.
Основная фигура хоровода – круг, движение по кругу, откуда и название коло, круг; однако сюда же включается множество различных действий и драматических сцен, изображающих разные моменты повседневной жизни. Отдельные фигуры хоровода, сопровождаемые хоровым пением имеют особые названия, нередко вытесняющие общее наименование хоровод. Так, например, у белорусов широко распространено название подушечка, под которым, однако, следует понимать лишь один вид хороводной игры.

В качестве действующих лиц отдельных актов хоровода фигурируют заяц, олень, козел, лебедь, ворон, воробей, голубь, парень и девушка, царевич, монах, сонливый, скоморох, сирота и т.д. При этом изображают различные работы: обработку льна, посадку капусты, пивоварение, ловлю птиц, вышивание ковра, и др. Далее – сцены из семейной жизни, например свадьба, как муж покупает жене подарки. В песне «А мы просто сеяли», известной всем восточным славянам, так же как и чехам и хорватам, представлен спор между двумя группами крестьян из-за поля, заканчивающийся уплатой выкупа».
Приводим несколько вариантов народных хороводных игр.

ЗАИНЬКА . Хоровод, взявшись за поднятие руки, движется по кругу со словами:

Заинька серенький,
Заинька беленький.
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие.
Ну-ка, зайка, шоком-боком*
Перед нашим корогодом,
Ну-ка, зайка первернись,
Кого любишь – поклонись,
Ещё поцелуйся.
Больше не балуйся!

В центре круга бегает «заинька», пытаясь выскочить в «ворота». Когда он подбегает, то его не пускают (руки опускают – «ворота» закрыты). Если он выскочил, то те двое, которые его не устерегли, идут, в круг вместо него.

Со слов: «Ну-ка, зайка, шоком-боком…» «зайка» прыгает, пританцовывает и выбирает себе замену. Кланяется (по тексту), целуется. Ему все грозят пальцем (по тексту).
Игру продолжает новый «заинька». Их может быть несколько.

КОЗА . Хоровод движется по кругу:

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, качаем, качаем
И снова начинаем, начинаем, начинаем.

«Коза» в центре; она движется по кругу в другую сторону. Выполняет текст песни: «коза» начинает движения, хоровод повторяет сохраняя особенности показа.

В конце «коза» встает на место того, кому уступает свою роль.

ДЯДЯ ТРИФОН . Хоровод движется по кругу под песню. В центре водящий – «Трифон».

Как удяди Трифона
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Разом делали вот так!

После слов «вот так!» – «Трифон» показывает движение (или позу) – все повторяют. Кто не смог, того «Трифон» отправляет на свое место, а сам становится в хоровод.

Если все смогли повторить, прежний «Трифон» остаётся водящим. И остаётся до тех пор, пока не предложит такое движение, которое кто-нибудь повторить или точно выполнить не сможет.

КАРАВАЙ . Известная многим хороводная игра. У неё много вариантов. Например, в центре круга находится «именинник». Участники берутся за руки и идут простым шагом по кругу вправо, напевая:

Как на (ТАНИНЫ) именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины, –
(все поднимают руки вверх, показывая вышину )
Вот такой нижины, –
(приседают на корточки, руки опускают вниз )
Вот такой ширины, –
(участники, держась за руки,
идут от центра круга, расходясь вширь ).
Вот такой ужины. –
(все бегут в центр круга, держась за руки )
Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай!

При последних словах участники игры отступают на несколько шагов от центра круга и, опустив руки, прячут их за спиной, встают плотно, плечом к плечу. «Слуга», который находится за хороводом, скрытно подает им «подарок» (платок, лас тик, книгу – предметов-подарков может быть несколько). «Подарок» передается за спинами из рук в руки.

«Именинник» должен угадать, у кого находится «подарок», передаваемый по кругу. Участник игры, на которого указал водящий, показывает руки, и если «подарок» находится у него, то они меняются местами (ролями).
Начинается новый кон игры.

« СИДИ, СИДИ, ЯША ». Старинная русская игра. Дети ходят, взявшись за руки, вокруг сидящего в центре и поют:

Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.

«Яша» делает вид, будто грызет орехи. При последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши, а «Яша»с закрытыми глазами (завязанными в начале кона) кружится.

Свои руки наложи,
Имя правильно скажи.

По окончании песни «Яша» с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, то есть «Яшей», и игра продолжается (вариант записан Л. Нисловской в 1982 г. от Хотемцовой Д. А., 1909 г. рожд., Смоленская обл.).

Эта старинная игра по мнению фольклористов является вариантом ещё более старой игры «Ящур», о чем свидетельствуют имеющиеся варианты слов. Ящур или Яшчур (Пращур) означает предок-родоначальник, которого люди очень почитали. С годами это слово забылось и стало непонятным. Тогда народ заменил его более близким по звучанию мужским именем Яша. Со временем игра «Сиди, сиди, Яша…» обрела шутливую форму.

« ВО ГОРОДЕ ЦАРЕВНА ». Хоровод, взявшись за руки, движется по кругу. «Царевна» ходит в центре круга в противоположном направлении. Все поют:

Во городе царевна, царевна, царевна
Зовут её… (например : ЕЛЕНА, ЕЛЕНА, ЕЛЕНА)
По городу ходила, ходила, холила,
Златым кольцом звенела, звенела, звенела.
(«царевна» складывает ладони трубочкой, соединяет их вместе, будто внутри катается колечко и в такт пению потряхивает ими )
Царевича манила, манила, манила.
(берет «царевича» за руку и ведёт за собой )
Поди сюда, царевич, царевич, царевич,
Поди сюда поближе, поближе, поближе
И кланяйся пониже, пониже, пониже,
(кланяются друг другу, или царевна нагибает «царевича», «уча» его низко кланяться )
Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,
(жмут друг другу руки )
Целуйся помилее, милее, милее,
Ещё того милее, милее, милее.
(если, по мнению хоровода, поцелуй был недостаточно милым, то последнюю строчку могут повторять несколько раз ).

Затем «царевна» встает в хоровод, а «царевич» остаётся в центре для нового кона. Ему поют мужской вариант хороводного текста, например: « Сижу, сижу на камушке » или « Ой, ребята-кавалеры ». Когда в центр хоровода становится девочка, опять поют текст « Во городе царевна ».

« СИЖУ, СИЖУ НА КАМУШКЕ ». Хоровод движется по кругу. В центре сидит водящий. Все поют.

Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто же меня верно любит,
А кто же меня сменит.
А кто же меня верно любит
А кто же меня сменит,
Меня сменит, переменит,
Ещё поцелует.

С концом песни все бросаются его (или её) целовать. Кто первый, тот и садится. Вариант: если садится мальчик, то песня повторяется, если девочка, то поется «Во городе царевна».

« ОЙ, РЕБЯТА-КАВАЛЕРЫ ». Хоровод с пением движется по кругу . Мальчик в центре. Выбирает девочку.

Ой, ребяты-кувалеры,
Я жаниться хочу,
Есть на свете девок много,
Я сейчас судьбу найду.
Я сейчас судьбу найду.
За праву ручку возьму,
За праву ручку возьму.
По горенке поведу
По горенке поведу,
Поцалую – прочь пойду.

Целует и встает в хоровод. Теперь в центре девочка. Ей поются слова такие:

Ой горенка-горенка
Сосновенька-новенька.
Как во этой во горенке
Растут алые цвяты,
Растут алые цвяты,
Отросточки золоты.
Я пойду сорву цветок,
Совью милому венок.
Совью милому венок,
Поцалую раз пяток

В центре хороводадевочка делает (пантомимически) все по тексту (собирает цветы, плетет венок). Ищет кавалера, надевает на голову воображаемый венок и целует пять раз.
Когда в центре мальчик, поется текст « Ой, ребята-кавалеры » , когда девочка – « Ой горенка, горенка »или « Во городе царевна » .


КОЛПАЧОК . В центре круга сидит водящий. Все ходят вокруг него, взявшись за руки, и произносят нараспев речитатив:

Колпачок, колпачок.
Тоненькие ножки,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили…

Все бегут к центру со словами «на ноги поставили», приподымают вверх водящего (как правило – приподымают со смехом), ставят его на ноги и опять образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.
(Водящий с закрытыми глазами кружится)
Танцуй, сколько хошь,
Выбирай, кого захошь

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Игра широко известна школьникам Москвы и Московской области. В некоторых местах её называют Паучок , а на Украине она известна как Кабачок .

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА (круговые) . Около половины участников образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти воротца из сомкнутых рук пробегает цепочка остальных игроков, тоже взявшихся за руки. При этом цепочка «змейкой» обегает каждого из стоящих – одного спереди, другого – за спиной.
Стоящие произносят нараспев речитатив:

Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После слов. «Не пропустим вас!» руки опускаются. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Непойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием «ворот» бегущих становится все меньше. Последних трёх непойманных человек чествуют как победителей.

Правила:
1. Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным
2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива. «Пойманных» раньше времени надо отпустить.