Как правильно попросить благословения. Зачем нужно благословение священника? Что делать и говорить

Скажите, пожалуйста, что означает благословение священника?

Правда ли, что если я взяла благословение у одного батюшки, то через 15 минут после этого, встретив другого священника, я не должна брать у него благословение, потому как это уже бессмыслица получается? Как поступить, если, войдя в комнату, я увижу нескольких священников - у кого из них первого надо взять благословение? Или брать благословение у всех?

Подобные вопросы часто смущают новоначальных христиан.

Ответить на них мы попросили клирика храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Клина, протоиерея Алексия Тюкова.

Принимая благословение от епископа или священника, человек тем самым свидетельствует о своей православной вере, о своей церковности, исповедуя десятый член "Символа веры": "Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Человек, принимающий благословение от священнослужителя, по своей вере принимает его от Самого Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа. Целуя руку епископа или священника, благословившего его, он воздает не только почитание лицу, носящему священный сан, но его поцелуй относится, в первую очередь, к Самому Господу нашему Иисусу Христу, Чьим Именем нас благословил священник.

В наших межличностных отношениях мы ежедневно приветствуем друг друга, желая встретившемуся нам человеку здравия, доброго дня, радости, мира. И эти словесные благопожелания часто сопряжены с какими-то телесными действиями, которые мы привычно совершаем: пожимаем друг другу руки, при встрече можем обменяться братским поцелуем, заключить встретившегося человека в дружеские объятия. В лоне Церкви Христовой существуют также такие телесные действия, которые выражают наше внутреннее духовное состояние, наше благоговение, наше пожелание, наш духовный поиск, к этому относится и древняя традиция принятия от лица, облеченного священным саном, благословения. Когда мы встречаем в храме, на улице или в другой обстановке священника или епископа, мы принимаем от него благословение и этим действием мы не только хотим получить какой-то молитвенный покров, поддержку, благословение на какое-то свое дело, на дальнейший день, но тем самым и приветствуем встретившегося нам священнослужителя, здороваемся с ним. Если мы уже приняли такое благословение от одного священнослужителя, а вскоре встретили другого, то, конечно же, внутреннее ощущение подсказывает воцерковленному человеку, что и к этой встрече нужно должным образом отнестись, приняв и у этого священника благословение. Мы же не будем объяснять встреченному священнику или епископу, что пятнадцать минут назад уже брали благословение, поэтому Вы уж извините, я у Вас благословение брать не буду. Не стоит смущать человека и давать ему повод думать о вас, как о человеке недостаточно церковном и мало стремящемся к духовной жизни.

Бывают жизненные ситуации, когда невозможно взять благословение у всех встретившихся нам на тот момент священников, к примеру, если мы находимся в автобусе, где сидят священнослужители, или в салоне самолета. Естественно, мы не можем проходить по всему салону, поднимая каждого священнослужителя и испрашивая у него благословение. В этом случае мы возьмем благословение у ближайшего находящегося к нам священника, а другим священникам, слегка поклонившись, явим тем самым свое уважительное отношение. Так же мы будем поступать и если находимся в какой-то аудитории, на конференции, собрании, где можем встретить множество священнослужителей. В этом случае возьмем благословение у ближайшего или у знакомого нам священника, если можем к нему подойти, никого не побеспокоив, а другим священникам или епископам, которые находятся в обозримом для нас пространстве, уважительно поклонимся. И это будет церковным поведением и не вызовет какого-то негативного отношения к нам.

Благословение имеет разные значения. Например, одно из значений - это приветствие. Здороваться с батюшкой за руку по церковным традициям может только равен ему по сану, все остальные диаконы при встрече получают от него благословение.Стоит от метить, что просить благословения у священника можно не только тогда, когда он одет в рясу, это можно сделать и когда он в гражданском одеянии на улице или дома. Конечно, если говорить об благословении как об обряде, то батюшка обязательно должен быть в рясе и проводится оно должно только в стенах храма. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОСИТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ У БАТЮШКИ? Многие люди сначала просят благословение, но потом говорят, что оно ничего не дает. Дело в том, что нужно знать «правила» как попросить благословения у батюшки. Ведь если просить благословение на работу, не имея ее или на женитьбу не имея жениха, то понятное дело, что вы не сможете ощутить таинство этого обряда. Также следует помнить, что нельзя приходить на благословение в момент причащения. Такой обряд можно совершать после Литургии. И так как же правильно просить благословения у батюшки: На примере работы, перед тем как получить благословение у батюшки, вы сначала должны найти работу, а потом прийти к нему и просить напутствие на то, чтобы у вас там все получалось. Священник обязательно должен дознаться не принесет ли она вред вашему здоровью, а если это касается женитьбы, то священник спросит не относится ли он к другой вере. После этого он одобрит это и скажет: «Бог благословит». КАК ПРОИСХОДИТ ОБРЯД? Благословение как обряд – это крестовое знамение, которое делают епископы и священники. Во время благословения священнослужитель делает это рукой. При этом он складывает пальцы так, чтобы они изображали ИС ХС. Это значит, что через священника нас благословляет сам Господь. Поэтому мы должны принимать благословление с благоговением. Нужно отметить, что в древние времена без благословения священника не совершались браки, люди не отправлялись в путешествие и т.д. Считалось, что без этого обряда жизнь человека подвергается сильной опасности и никакое дело не будет иметь успех. Ведь как известно молитва и благословение, это самый сильный способ защитить себя в любом месте и городе.Сегодня же чтобы получить благословение лично, не во время службы, нужно складывать руки крестом (правую ладонь кладут на левую, ладонями вверх). При этом нужно произнести такие слова: «Благословите батюшка». После его получения нужно обязательно поцеловать священнику руку. Это символизирует как будто мы сами целуем невидимую руку Христа. У КАКОГО СВЯЩЕННИКА БРАТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ? Иногда бывает так, что, придя в церковь и видят несколько священников вместе, человек теряется к кому из батюшек обратится. В первую очередь обратите внимание на их чин. Кто выше по чину у того и берется благословение. Если рядом будет стоять иеромонах и архиерей, то обращаться нужно к архиеерею. У еромонаха такой полноты нету. Так как епископская благодать приравнивается к апостольской. Также если рядом будут стоять иерей и протоиерей, то обращаться нужно к протоиерею. А если игумен и иеромонах, то рекомендуется обратиться с просьбой о благословении к игумену. МОЖНО ЛИ ЧИТАТЬ АКАФИСТ БЕЗ БЛАГОСЛОВЕНИЯ СВЯЩЕННИКА? Очень многих прихожан интересует вопрос о том, обязательно ли брать благословение на чтение акафиста. На самом деле все зависит от частоты чтения. Если человек его просто иногда захочет прочитать, то благословение не является обязательным. А если это чтение будет происходить регулярно, то следует обязательно обратится к священнику и получить на это благословение.

Как взять благословение у священника

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем - так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова "отец": "отец Алексий" или "отец Иоанн" (но не "отец Иван"!) либо (как это принято у большинства церковного народа) "батюшка". К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово "отец", или же "отец диакон". Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение "благословите!" - это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде "здравствуйте". Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх - правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: "Бог благословит" либо: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас... И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей...

Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника поцеловать его щеку, а затем опять руку.

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением -то есть "креститься на священника". Перед тем, как взять благословение, обычно, как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.

Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству - вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: "Благословите, честные отцы". В присутствии правящего архиерея епархии - епископа, архиепископа или митрополита - рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием "благословите" ответить поклоном.

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время - у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более что при прощании благословение священника тоже испрашивается.

Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства - отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем женщины.

Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т. д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение, - в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.

Как обращаться к батюшке - на "вы" или на "ты"? Конечно, к Господу мы обращаемся на "ты" как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на "ты" и по именам, но при посторонних непременно скажут "отец Петр" или "отец Георгий". Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на "вы". Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на "ты", вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на "вы".

Церковная Священноиерархия

Духовенство – понятие, объединяющее священнослужителей всех степеней. Делится на белое духовенство, состоящее из лиц женатых, и черное – из лиц, принявших монашество.
Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят Митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский.

Архиерей - это высшая степень Священства. В каждой области (Епархии) есть свой Архиерей. Архиереем можно называть всякого Священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха, Митрополита, Архиепископа и Епископа). Ступенью ниже стоят Священники (Пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на Приходах, городских и сельских.

Священники делятся на Иереев и Протоиереев. Старший Священник в приходе называется Настоятелем.

Диаконы – Низшая степень Священства. Они помогают при совершении таинств Архиереям и Священникам, но сами не совершают их. Старшие Диаконы называются Протодиаконами.

Монахов («отшельников» – в переводе) в Православии называют «черным» духовенством, как давших обет безбрачия (в отличие от «белого», женатого).
Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу» (ряса — повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами). Малая и великая схима («форма», «образ») — высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.

Все архиереи являются монахами. Их наименования в переводе с греческого означают:
Патриарх родоначальник,
Митрополит человек из главного рода,
Епископ блюститель,
Архиепископ старший Пастырь.

Патриархи или Митрополиты являются главными (Предстоятелями) всех Церковных организаций в Православных странах.

Как правильно обращаться к прихожанам

Поскольку мы едины во Христе, «брат» или «сестра» – это наилучшее обращение верующих между собой. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Братья и сестры» .

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, обращаются только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие». В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина — тоже братья.

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат (сестра)». — «Бог простит, ты меня прости» . Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): «Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, — то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословения моего духовника» . И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как правильно обратиться к священнику

«Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя , например, «отец Владимир» . К диакону можно обращаться «отец диакон» , к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день». При встрече говорят «Благословите». Если вы знаете имя священника, то говорите: «Благословите, отец (имя)», если имени священника вы не знаете, то скажите просто: «Благословите, батюшка».

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите».
В разговорах православных людей часто слышится слово «отче» . Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к священнику. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Андрей», это неграмотно.
Обращаться к священнослужителям «святой отец» , как это принято в католических странах, не стоит . Святость человека познается по его смерти. Говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче» ).
Жен Священников, Монахинь и трудящихся в Храме пожилых женщин мы называем ласковым словом «Матушка».

К Архиереям, Епископам, Митрополитам, Патриарху – нужно обращаться «Владыка» , как к облеченным церковной властью.

При письменном обращении к:

Патриарху «Ваше Святейшество»;
Архиепископу или Митрополиту «Ваше Высокопреосвященство»;
Епископу «Ваше Преосвященство»;
Протоиерею, Игумену, Архимандриту «Ваше Высокопреподобие»;
Иерею, Иеромонаху, Монаху (Монахине) «Ваше Преподобие»;
Диакону и Иеродиакону «Ваше Благовестие».

Как правильно просить благословение у священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече с Батюшкой испросить у него Пастырское Благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие (или прощание). Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану , все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой благословляются у него.

Благословение берется на совершение какого-либо благого дела. Для чего священнику вкратце излагается суть вопроса, а затем испрашивается благословение на совершение данного дела. Священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения. Для того, чтобы испросить благословение нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой на уровне груди, чтобы принять в них благословляющую руку священника. После этого, человек, получающий благословение, целует благословляющую руку священника, как руку Самого Христа, который и дает благодатную силу благословению. Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Православный священник благословляет не своей силой и своим именем, а Силой Божией и святым именем Господа нашего Иисуса Христа. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос.

Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Христианин получает благословение от Самого Господа и Бог покровительствует ему в делах и путях его.

Если вы оказались в обществе, где несколько священников, то благословение берут, в первую очередь, у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Если не все они вам знакомы, и это для вас затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

Если для получения благословения подходят несколько человек, то вначале подходят мужчины — по старшинству (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь). Затем подходят — женщины (тоже по старшинству).
Если под благословение подходит семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят, например: «Отец Алексий, это моя супруга, Надежда. Прошу вас, благословите ее».
Если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в магазине, на улице и т.п.) вы можете подойти к нему для получения благословения, даже, если на священнике мирская одежда. Но только в том случае, если будете уверены, что не помешаете его личным делам, и не поставите его своим обращением в неловкое положение.
В случае невозможности взять благословение, можно ограничиться приветствием в виде легкого поклона.

Цвета богослужебных облачений. Символика цветов

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу , а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.
В дни памяти Креста Господня фиолетовый или темно-красный , знаменующий силу духа и крестный подвиг Спасителя.
В праздники преподобных и юродивых зеленый . В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное Воскресенье.
В обычные дни Великого поста служат в ч ерных облачениях , в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых , в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботыбелых , Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих . Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церкового года.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Белый цвет , объединяющий в себе все цвета радуги, – символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.

Красный цвет , вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет – слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в день Святой Троицы, Вербное Воскресенье, Понедельник Святого Духа.


Голубой или синий – цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.


Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо.


Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это – символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.


Благословение является внешним знаком подачи благодати Святого Духа либо Самим Богом (см.: Быт. 1: 22; Мк. 10: 16), либо людьми, действующими по воле Бога. Оно совершается словом, рукою, крестом, Евангелием, иконою. Благословение есть дар и выражение Божественной любви. Оно может относиться не только к принимающему его человеку, но также к его семье, потомкам.

Само желание получить благословение и внешнее символическое выражающее этого желания (раскрытые ладони рук) уже является молитвенным обращением к Богу. Поэтому достаточно сказать священнослужителю: «Благословите». Если благословение берется на особые дела (операция, путешествие, вступление в брак и др.), тогда нужно об этом сказать священнослужителю, у которого берется благословение.

«Крестное знамение священника или архиерея есть выражение благословения или благоволения Божия человеку во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, драгоценный обряд! Блаженны все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при подании благословения верным!» (Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 501).