Как переводится ид аль фитр. Цитаты о празднике

Ураза байрам - радостный, светлый

Праздник сердца и души.

Лишь засияет луч рассветный

Слова торжества зазвучат в тиши:

“Ид мубарак! Всех вам благ!

Да примется наше поклонение!

Да вознаградит нас Аллах

И дарует свое прощение!”

Рамадан - месяц поста и усиленного поклонения Всевышнему Аллаху. Он сплачивает исламскую общину, собирая их за совместными молитвами и вечерними разговлениями. Чем ближе к концу Рамадан , тем усерднее старания верующих. Мусульмане собираются вместе в поисках Ночи предопределения, оживляя ночные бдения чтением Корана и выстаиванием молитв. Но с каждым днем истончается лунный серп, возвещая о завершении поста и наступлении нового месяца - шавваля.

Шавваль - это 10 месяц по мусульманскому календарю, знаменующийся празднованием великого исламского торжества Ид аль Фитр. В переводе с арабского, Ид аль Фитр означает “праздник разговения”, или Ураза байрам по-тюркски. Он был узаконен в 624 году пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). С тех пор и по сей день, Ид аль Фитр - это праздник служения Творцу, праздник благодарности, надежды и единения.

Чтобы каждый член общины смог радоваться и накрыть стол, мусульманам положено до наступления Уразы байрам выплатить Закят аль Фитр в пользу бедных и неимущих. Закят аль Фитр дается от каждого члена семьи сухими продуктами или их денежным эквивалентом. Это благое предписание также способствует искуплению грехов и упущений, которые верующие могли допустить в течение поста.

Согласно исламской традиции, утром праздничного дня мусульмане совершают гусль - полное омовение, надевают лучшую одежду и умащаются благовониями. Если в Рамадане было необходимо воздерживаться от приема еды и питья после утреннего намаза, то сейчас наоборот: символизируя окончание поста, мусульманам предписано что-нибудь поесть (желательно, финики).

Совершение Ид намаза

Со словами праздничного такбира правоверные направляются в мечеть, где ждут восхода солнца. Когда светило поднимется на высоту копья, наступает время праздничной молитвы. Такбир, не смолкавший ни на минуту, утихает с появлением имама. Молящиеся выстраиваются в ряды для совершения Ид-намаза, плечом к плечу, ступня к ступне, впереди всех имам. Он произносит: - Аллаху акбар!

Ид намаз читается в 2 раката. Он отличается от обычного намаза в 2 раката тем, что в 1-м ракате возвещают 7 такбиров до чтения суры Фатиха, а во втором - 5. Чаще всего в праздничной молитве читают суры Аль-Къаф, Аль-А’ля, Аль-Камар и Аль-Гашия. Затем имам произносит проповедь, разделенную на две части, как в пятничной хутбе и поздравляет верующих с праздником .

Закончился священный месяц, полный милости и благодати. День за днем мусульмане склонялись вместе в поясных и земных поклонах, ища довольства Аллаха. Раздавали милостыню, кормили постящихся, стремились делать больше добрых дел. И теперь, когда Рамадан остался позади, они от всей души желают друг другу:

“Ид мубарак! Благословенного праздника вам! Такабаль Аллах Минни ва минкум! Да примет Аллах от нас и от вас!”

Ид аль-Фитр – долгожданный праздничный день, день, когда мусульмане всего мира поздравляют друг друга с окончанием месяца поста – благословенного Рамадана. Это день, который объединяет всю великую мусульманскую умму планеты Земля, праздник, когда радуются и веселятся все без исключения. Это праздник, который во всех исламских государствах официально является выходным днём, дабы мусульмане могли встретиться друг с другом, поздравить, навестить родственников, отдохнуть и в полной мере насладиться этим праздником.

Ид аль-Фитр собирает семью вокруг праздничного стола, те, кто был в отъезде, стараются вернуться домой к празднику, кто работает, завершить всё к началу праздника, потому единство наблюдается ярче, ибо дома, улицы полны людьми, которые ходят друг к другу поздравлять с праздником разговения.

Ураза Байрам – это праздник радости, счастья, улыбок, хорошего настроения. В первую очередь в этот день мусульмане обращаются к своему Господу – Всевышнему Аллаху с мольбой о том, чтобы Он принял их пост, все хорошие деяния и намерения, совершённые в этот месяц. Равно как для себя, так и для остальных мусульман мы просим того же, при встрече желаем этого и в ответ слышим «аминь», и надеемся, что Создатель по Своей милости примет наше богослужение. Этот день наполнен глубочайшей верой со стороны верующих, поскольку праздничный день начинается с молитв, и весь день наполнен этой божественной милостью.

Праздничный день Ид аль-Фитр начинается с коллективной молитвы в мечетях любого населённого пункта. Через час-два после восхода солнца мечети наполняются мусульманами, которые громко, в один голос читают такбир, после чего совершают праздничную молитву.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда совершилась праздничная молитва, один из ангелов произнёс: “Пусть все знают, что Господь вас простил. Так возвращайтесь же в свои дома с радостью. Сегодня день вознаграждения”. И об этом также провозглашается на небесах ».

Отметим, что такбир, то есть слова «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илляЛлаху ва Ллаху акбар ва лиЛляхи-ль хамд », начинают звучать с предыдущего дня после вечернего намаза. Они свидетельствуют о том, что рамазан подошёл к своему концу, и завтрашний день объявляется праздничным. Мусульмане, кто в мечетях, а кто дома, ждут такбира, и после того, как он начинает звучать, поздравляют друг друга с праздником. Такбир продолжает звучать вплоть до начала праздничной молитвы.

Как выше уже упомянуто, основная сущность праздника заключается в том, что мусульмане благодарят Всевышнего Аллаха за то, что смогли в течение месяца соблюдать пост, поскольку он является третьим столпом Ислама. Мусульмане благодарят своего Господа за то, что могли совершать богоугодные деяния. Благодарят за то, что за это время смогли хоть немного искупить свои ошибки, улучшить свой нрав, оставить в прошлом какие-то пристрастия, не соответствующие религии.

Ид аль-Фитр уникален ещё и тем , что в этот день одинаково радуются как богатые, так и бедные. Состоятельные мусульмане зачастую приурочивают к этому месяцу и празднику выплату обязательного закята, который позволяет несостоятельным братьям и сёстрам достойно встретить праздник, накрыть стол и встретить гостей.

Милосердие, которое так приветствуется в Исламе и поощряется Всевышним Аллахом, в полной мере проявляется как в течение самого месяца Рамазан, так и в светлый праздник Ураза Байрам. Чувства, эмоции верующих переполняют их сердца и души, ведь они ждали этого дня, испытывали голод и жажду ради Своего Господа, и теперь Он щедро вознаграждает их.

Праздник разговения собирает всех родственников вместе, тех, кого, возможно, не видели месяцами, обязательно увидишь в этот день, каждый ходит в гости, приглашает к себе.

Ид аль-Фитр – праздник дружбы , взаимоуважения, взаимопонимания, любви, прощения, братства.

Праздник разговения является мостиком к другому не менее великому празднику мусульман Ид аль-Адха – Курбан Байрам. Недолго его ждать, где-то два с половиной месяца. Эти праздники следуют друг за другом, и в этом есть особая милость Аллаха. Сначала мусульмане постятся, затем начинают готовиться к самому великому путешествию своей жизни – совершению паломничества к святыням Мекки и Медины.

Если задуматься, то того самого единства и не требуется особо добиваться, поскольку Самим Аллахом оно уже заложено: месяц рамазан, праздник Ид аль-Фитр, подготовка в хаджу, сам хадж, праздник Ид аль-Адха, затем следует месяц раби-уль авваль, раджаб, шаабан и снова рамазан. Все великие события разложены Мудрым Аллахом таким образом, чтобы единство мусульман не прерывалось, ведь каждое из этих событий очень значимо, имеет огромный смысл и значение, и если сами мусульмане правильно к этому подходят, то они всегда едины, члены мусульманской уммы дышат в такт друг с другом, как один организм, как одно большое и единое сердце.

Ид аль-Фитр несёт в себе огромный духовный заряд , одну общую радость. В этот день мусульмане прощаются с месяцем, который ждали целый год, и просят у Господа, чтобы Он не лишал их возможности встретить рамазан и в следующем году. В этот день верующие подводят некий итог своему поведению, своим деяниям, своему милосердию, которые они демонстрировали в благословенные дни.

Поститься в праздничный день запрещено, в этот день только радость и веселье должны присутствовать в сердце мусульманина. После поздравлений имама мечети и совершения коллективного праздничного намаза мусульмане начинают поздравлять и друг друга. С такими приятными впечатлениями прихожане мечетей расходятся по домам, чтобы оттуда начать обход своих соседей, родственников со словами поздравлений, с пожеланиями принятия поста, мира и спокойствия каждому из нас.

Ещё с вечера или в праздничный день до молитвы мусульмане выплачивают , который распределяется между нуждающимися верующими. Также накануне желательно посещать и кладбища.

Непосредственно в сам праздничный день алимы рекомендуют мусульманам: пораньше подняться с постели, совершить полное омовение тела, надеть самую лучшую и красивую одежду, надушиться благовониями, позавтракать до праздничного намаза чем-нибудь сладким, затем отправиться приветствовать мусульман, проявлять радость и веселье, ходить в гости, поздравлять верующих с праздником, желая им того, чтобы Аллах принял их пост.

Небезучастными остаются дети. Они ждут этот день с большим нетерпением. В разных странах мира по-разному отмечают этот день, где-то родители устраивают для детей настоящие культпоходы, прогулки по паркам, аттракционы, качели, карусели. Всевозможные детские площадки открываются к празднику. Важным атрибутом являются сладости, которые дети получают в день праздника, также дарятся и другие подарки.

Любые добрые традиции, сложившиеся с празднованием Ид аль-Фитра, – хорошо, ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) любил, когда мусульмане радуются, а преподнесение подарков друг другу – восхвалял. «И дарите друг другу подарки », – говорится в хадисе. Мусульмане следуют этому доброму началу и радуют себя, свою семью, родных, близких, друзей.

Ид аль-Фитр является логическим концом месяца рамадан , но с праздником не заканчивается совершение добрых поступков, не заканчивается ибадат, напротив, с ещё большим рвением мы должны это делать, дабы достичь довольства нашего Создателя.

Праздник Ид аль-Фитр приходится на первый день . В хадисе же говорится о желательности соблюдения поста в течение шести дней и этого месяца. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто постился в рамазан, а затем соблюдал пост шесть дней шавваля, получит вознаграждение, равное годовому посту ». Желательно соблюдать этот пост сразу же после праздника, хотя допускается и в любые другие дни этого месяца и важным считается соблюдать эти шесть дней подряд.

Конечно, каждому из нас и радостно, и печально одновременно, ведь мы встречаем такой великий праздник, но сожалеем, что благословенные дни закончились и теперь придётся ждать ровно год, и, если будет на то воля Всевышнего Аллаха, мы ещё раз вкусим всю милость священного месяца рамазан.

А пока будем поздравлять друг друга с праздником Ид аль-Фитр . Как передаётся в хадисе от Джабира бин Нафира: «При встрече в праздник Ид сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорили друг другу: “Пусть примет Аллах от нас и от вас” ».

Такими же замечательными словами и мы будем поздравлять своих братьев и сестёр, следуя за Сунной нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Связан с окончанием месяца поста Рамадан

Ураза́-байра́м , известен также как Пра́здник разгове́ния и Ид аль-Фитр (араб. عيد الفطر ‎) - исламский праздник , отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан . Отмечается первые три дня месяца Шавваль .

История праздника

Ритуал празднования

Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак !» (благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят аль-фитр). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и др.) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов (в ханафитском мазхабе).

В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

Дни празднования

Праздничным днём считается первый день месяца шавваль , но по традиции школы, учреждения и магазины в мусульманских странах обычно не работают ещё на протяжении двух или трёх дней .

Дни празднования по григорианскому календарю

Начало празднования в различные годы:

Цитаты о празднике

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрёт в день, когда сердца [многих] умрут»

Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903

Рассказал нам Муса ибн Исмаил, рассказал нам Хаммад ибн Хумейд от Анаса, что он сказал: «Когда прибыл посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Медину, у её жителей было два (праздничных) дня, которые они отмечали играми. Он спросил их: „Что это за два дня?“ Ему ответили: „Эти два дня мы отмечали играми ещё во времена язычества“. Тогда сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: „Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днём Жертвоприношения и днём Разговения“» .

Сборники хадисов Абу Дауда (1134), ан-Насаи (1556), Ахмада (3/178), Абдурраззака (15566)

От Укбы ибн Амира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День Арафа, день Жертвоприношения и три дня ташрика - это наши дни Ида (праздники), о мусульмане» .

Сборники хадисов Абу Дауда (2419), ат-Тирмизи (773), ан-Насаи (5/252)

Ураза-байрам в России

Ураза-байрам официально является нерабочим днём в республиках (кроме федеральных органов): Адыгея , Башкортостан , Дагестан , Ингушетия , Кабардино-Балкария , Карачаево-Черкесия , Татарстан , Чеченская республика , Крым .

Напишите отзыв о статье "Ураза-байрам"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Резван Е.А. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 89.
  • А. Мец. Мусульманский ренессанс. 2-е изд., М., 1977. - С.186.
  • Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М., 1982. - С.373-379.
  • G. E. Griinebaum. Muhammadan Festivals. N.Y., 195. - pp. 62-65.
  • Е. М. Mittwoch. "Id al-Fitr // The Encyclopaedia of Islam . New ed. Leiden-London. -3, 1008.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ураза-байрам

– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.

После завершения священного месяца Рамадан в первый день месяца Шавваль отмечают Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам, Ураза-Айт). Этим днем завершается священный пост . Ид аль-Фитр называется малым праздником в противоположность большому празднику – празднику жертвоприношения Курбан-Байрам , или Ид-аль-Адха .

Праздник разговения для мусульманина – это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца Рамадан, когда можно было вырасти духовно, оказывать помощь нуждающимся и больше стремиться к благочестию.

Поклонение

Ночь накануне Ураза-Байрам проводят в служении Аллаху. Желательно совершить ночной и утренний намазы в мечети джамаатом . В эту ночь читают Священный Коран, зикр , салават , дуа и т.д. С наступлением полуночи и до ид-намаза желательно заняться личной гигиеной (купание в честь праздника, стрижка волос и ногтей, чистка зубов и т.д.).

Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам, Ураза-Айт) начинается с наступлением вечернего намаза накануне. До праздничного суннат-намаза (ид-намаз) желательно читать такбир , возвеличивая Аллаха, и вечером, и утром, и при перемене состояния и т.д. В день Ураза-Байрам мусульмане, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на ид-намаз.

После праздничного намаза обмениваются поздравлениями, посещают родственников, соседей, знакомых, других мусульман, принимают гостей, угощают традиционными блюдами, дарят другу подарки и желают, чтобы их пост и молитвы были приняты Всевышним, а также – здоровья родным и близким, мира семьям.

В праздник разговения ходят в мечеть, в усыпальницы местных святых и на кладбище к могилам родных. В честь родных, которые умерли в течение данного года, устраивают поминки, приглашая домой муллу . Также в этот день принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших, читать над их могилами Священный Коран и просить Всевышнего о Милости к ним.

Садака и сах . В этот день раздают милостыню бедным. Важно к этому времени снять обязательный для каждого мусульманина Закят уль-фитр (сах) и отдать его строго по назначению.

Пост Месяц Шавваль благодатен для дополнительного поклонения Аллаху, желательный пост – 6 дней. Пост в благословенный день Ураза-Байрам шариат запрещает. Лучше начать пост сразу после праздничного дня, подряд шесть дней соблюдать пост не обязательно. В Шавваль возмещают пропущенные дни поста Рамадан .




У раза байрам или ‘Идуль-фитр, " Ид аль-Фитр (араб. عيد الفطر ) - праздник разговения, знаменующий завершение поста месяца Рамадан. Иногда его называют малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения .

Праздник приходится на начало следующего за Рамаданом месяца, то есть 1-е Шавваля (10-го месяца мусульманского календаря) и длится обычно три дня, но канонически закреплено празднование Ураза-байрама именно в один первый день месяца Шавваль, соответственно, начиная со второго дня Шавваля уже можно держать дополнительный пост, о котором говорится в хадисе:

Кто постился [весь] месяц Рамадан, а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль, тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века.

Хадис от Абу Айюба;

св. хадисов Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда

Праздник Ураза-Байрам был установлен заключительным Божьим посланником (да благословит его Аллах и приветствует) в 624 году. С тех пор каждый мусульманин в первый день Шавваля встречает другого мусульманина словами «’Ид муба́рак !».

’Ид муба́рак (араб. عيد مبارك - благословенный праздник) - исламская праздничная приветственная фраза в Курбан-байрам и в Ураза-байрам. Этим мусульмане по всему миру желают друг другу благословенного праздника

Ураза-байрам - один из самых значимых религиозных праздников для каждого мусульманина. Он напрямую связан с идеями духовного совершенствования и добрыми поступками. Этот праздник принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу о ближних и сострадание к нуждающимся.

Перед праздником необходимо простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив у них прощения.

Желательным является в ночь на праздник помолиться и просить у Господа благ; наполнить эти ночи чтением Корана и восхвалениями Всевышнего. Безусловно, в меру, чтобы потом не проспать праздничную молитву и проповедь. Передается, что молитвы-ду‘а верующих, вознесенные именно в ночное время перед двумя знаменательными праздниками - Ураза-байрам и Курбан-байрам , будут непременно услышаны.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

Кто выстаивал ночную молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрет в день, когда сердца [многих] умрут.

Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903, «хасан»

Мусульмане стараются заранее приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. В день праздника считается во благо встать спозаранку, совершить омовение, одеться опрятно и нарядно, воспользоваться благовониями и перед отправлением в мечеть съесть что-то сладкое, а лучше - нечетное количество фиников.

В этот день мусульмане приветствуют друг друга такими словами: «Да ниспошлет Аллах милость Свою и вам, и нам!», «Да примет Аллах наши и ваши молитвы!» .

В день, когда празднуется Ураза-Байрам, во всех мечетях по всему миру совершают Совершается ‘ид-намаз обычно спустя час, после восхода солнца.

Но перед совершением праздничного намаза каждому мусульманину предписано заплатить особую милостыню Закятуль-фитр . Это заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина, обладающего имуществом, превышающим его основные нужды.

Справочно:

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр) - это вид закята (налога), который выплачивается в месяц Рамадан до совершения праздничной молитвы.

Закятуль-фитр - налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам), а точнее - до праздничной молитвы. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.

Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это - принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это - милостыня из числа милостыней » (Свод хадисов Абу Дауда)

В другом хадисе говорится: «Пост Рамадана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни ». Платит эту милостыню глава семьи за себя, супругу, детей и даже прислугу, если она есть. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации. После уплаты милостыни и совместной молитвы - взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества.

После праздничного намаза верующие отправляются на кладбище помянуть умерших, а затем мусульмане приглашают друг друга за праздничные столы, которые, как правило, просто изобилуют различными яствами, ведь это первый день после целого месяца поста, когда в дневное время можно есть из разрешенного все, что душе угодно.

В этот день в мусульманских странах не принято работать. В некоторых странах не работают и на следующий день после Ураза-Байрам. В эти дни народные гулянья разрастаются до невероятных масштабов. Люди приглашают друг друга в гости, а после, накормив и напоив своих гостей, сами отправляются в гости с ответным визитом. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.

Дети тоже не остаются без дела. В течение всего праздника Ураза-Байрам детишки бегают по домам, где их обязательно угощают сладостями.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников