Как называется в бильярде шар 1. Терминология в бильярде

А

Б

  • Бито́к (общ.) - шар (в пуле и снукере - белого цвета, в пирамиде - различных оттенков жёлтого, красного или коричневого цвета), которым выполняется удар по прицельному шару. Исключение при использовании битка встречается в Пирамиде Свободной (прежнее название - Американка), где битком может выступать любой из шаров на столе, и в некоторых видах карамболя и в английском бильярде, где каждый из игроков использует в качестве битка исключительно один и тот же шар (из двух светлых шаров, присутствующих на карамбольном столе - то есть белый шар с точками (или светло-желтый) является битком для одного игрока, а чисто белый шар - битком другого игрока. Удар кием по чужому битку при этом является фолом).
  • Бо́лкерная линия (в снукере) - линия, прочерченная ближе к концу игрового стола; площадь, обозначенная ей, занимает ровно ¼ от всей длины стола; болкерная линия не несёт какого-либо определённого значения для основного варианта снукера, однако существенно влияет на игру в его разновидности, именуемой Power Snooker . Область за болкерной линией в данном варианте игры называется «PowerZone». Если биток находится в пределах «PowerZone», и игрок забивает любой шар, то сумма полученных очков удваивается.
  • Брейк (англ. break ) (в снукере) - см. Серия

В

  • Винт (общ.) - вращательное движение шара в результате удара. Существует четыре основных вида винтов - левый, правый, верхний («накат»), нижний («оттяжка»), а также их комбинации.
  • Выход (общ.) - удар, в результате которого биток откатывается («выходит») к месту, откуда игрок предполагает сыграть следующий шар.

Г

  • Губа́ (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - скошенная часть упругого борта, расположенная в створе лузы.

Д

  • Дабл (англ. double ) (в снукере) - ситуация, при которой шар попадает в лузу не от прямого удара, а после рикошета от борта.
  • Дабл-кисс (англ. double kiss ) (в снукере) - двойное взаимное столкновение прицельного шара и битка.
  • Дупле́т (или Дабл ) (общ.) - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется в борт, а затем идёт в сторону лузы.
  • «Дурак» (в русском бильярде; в снукере - флюк ) - случайное попадание шара в лузу.
  • Дом (в русском бильярде и некоторых других разновидностях) - площадь на игровом столе (занимает 1/4 от всей поверхности стола), откуда может выполняться игра с руки .

Ж

  • Жёлтая луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 80-х годов . Означает дальнюю левую лузу.

З

  • Зелёная луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 1980-х годов. Означает дальнюю правую лузу.
  • Зайцы (в русском бильярде) - два прицельных шара, расположенные вплотную друг к другу (см. Плант ).

И

  • Игра с руки (общ.) - право одного из игроков выполнить удар из любого места (в некоторых видах бильярда - из специально отведённых для этого зон).

К

  • Камбэ́к (англ. comeback - возвращение) - ситуация, при которой игрок, значительно отстающий в счёте, сравнивает его или выигрывает матч в целом.
  • Карамбо́ль - вид бильярдной игры, насчитывающий около десяти разновидностей, общим для которых является использование трех шаров диаметром 60 мм, окрашенных или размеченных точками, и стола без луз длиной 10 футов, иногда к ним добавляется 5 деревянных фишек (миниатюрных кеглей) выставляемых в центре стола. Также: общее для всех игр название ситуации случайных или преднамеренных соударений играемых шаров (прицельного шара или, реже, битка) с прочими шарами, присутствующими на столе.
  • Кий (общ.) - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку. Кии для русского бильярда , пула и снукера различаются по размерам и весу.
  • Кикс (англ. kicks ) (термин употребляется преимущественно в русском бильярде) - удар, при котором наклейка кия проскальзывает по поверхности битка.
  • Кладка - попадание шара в лузу; другое значение - умение игрока забивать шары.
  • Кла́стер (общ.) - скопление двух и более шаров, расположенных очень близко один к одному.
  • Клапшто́с (нем. klapp stoß ) (в русском бильярде) - удар, при котором свой шар (биток) после соударения с прицельным шаром остается на месте.
  • Кли́ренс (англ. clearance ) (преимущественно в снукере; в русском бильярде - зачистка стола ) - забивание всех оставшихся прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
    • То́тал кли́ренс (англ. total clearance ) (в снукере) - забивание всех (от первого до последнего) прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
  • Контрту́ш (в русском бильярде) или дабл-кисс - повторный удар по битку отражённого от борта или других шаров прицельного шара.
  • Кросс-дабл (англ. cross double ) (или прост. оборо́тня ) - пересечение траекторий битка и прицельного шара.
  • Кэ́ннон (англ. cannon ) (в снукере) - непредвиденное либо намеренное столкновение битка с другими шарами.

Л

  • Лу́за (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - специальное отверстие на игровом столе, куда забиваются шары.

М

Н

О

  • Оття́жка (общ.) - удар ниже центра шара, в результате которого биток, чаще всего после соударения с прицельным шаром, откатывается назад.
  • О́тыгрыш (или позицио́нный удар ) (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - удар с целью увода шара, чаще всего битка, в сложное для соперника положение. Также: при игре в пул-8 и в стрейт-пул (разновидности пула) - предусмотренная правилами ситуация, когда игрок, выполняющий очередной удар, предварительно объявляет о том, что он намерен передать совершение следующего удара своему противнику, вне зависимости от результата исполняемого своего удара (попадания или непопадания объявленного шара в лузу). Объявление Отыгрыш или Safe должно производиться вслух, до удара, так чтобы противник и судья его услышали и однозначно поняли.

П

  • Партия (общ.) или фрейм (в снукере) - временной отрезок в матче, который начинается с начального удара и заканчивается, как правило, забитием победного для одного из игроков шара, либо окончанием победной серии, либо признанием одного из игроков своего поражения.
  • Патовая ситуация (в снукере) - ситуация, при которой дальнейшее развитие фрейма крайне затруднительно или практически невозможно. В этом случае назначается переигровка фрейма, а все результаты недоигранной партии аннулируются.
  • Переигровка в чёрном (англ. re-spot black ) (в снукере) - ситуация, при которой после забития последнего шара счёт во фрейме становится равным. В этом случае чёрный шар выставляется на свою отметку, а затем проводится жребий, по результатам которого один из игроков получает право первого удара. Тот, кто забьёт чёрный, выигрывает фрейм.
  • Перескок (общ.) или джамп (англ. jump ) в снукере и пуле) - удар, при котором биток перескакивает маскирующий шар. В пуле выполняется укороченным кием - джампером.
  • Пирамида (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника. (Прим. В некоторых видах бильярда - например, в Пуле-9 пирамида из 9 шаров расставляется в виде ромба).
  • Пирами́да - официальное название вида бильярдных игр, ранее известных как «Русский бильярд» («Американка », «Сибирка», «Невская», «71 очко» и др., всего около 20 разновидностей). Общим для них является использование комплекта из 15 пронумерованных белых и одного цветного шара диаметром 68 мм и стола длиной 12 футов с узкими лузами, практически не имеющими закруглений. Название Пирамида взамен названия Русский бильярд введено для соответствия международным принципам именования спортивных игр, согласно которым не следует использовать национальные или географические корни. По этой же причине пул официально прекратили называть американским пулом.

Р

Снукерные ресты. «Лебединая шейка», спайдер, кросс.

  • Разбо́й (общ.) - начальный удар в партии, производится битком по шарам, стоящим в пирамиде; иногда употребляется термин «разбивка».
  • Ре-рэк (англ. re-rack ) (в снукере) - переигровка фрейма (например, в случае возникновения патовой ситуации в игре).
  • Ре́зка (общ.) - угол, под которым биток ударяется в прицельный шар.
  • Результативный удар (общ.) - удар, завершающийся падением шара в лузу (в карамболе - соответствующий правилам игры по количеству касаний бортов и шаров), после которого игрок имеет право на продолжение игры.
  • Рест (англ. rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия (применяется в случае, если игра с руки невозможна или крайне затруднительна). Ресты бывают разных видов (например, спайдер-рест, рест «лебединая шейка» и т. д.).
  • Розыгрыш (общ.) - процедура определения очерёдности участников игры.
  • Русский бильярд - разновидность лузного бильярда (см. Пирамида )

С

  • Свободный шар (англ. Free ball ) (в снукере) - ситуация, при которой игрок, в результате неудачной попытки выхода из снукера другого игрока, не может ударить по определённому прицельному шару. В этом случае игрок имеет право заказать любой другой прицельный шар (по цене красного) с последующим забитием цветного.
  • Свой (прост. свояк ) (в русском бильярде) - биток, по которому игрок наносит удар.
  • Свояк (в пирамиде) - удар, целью которого является направить в лузу биток. В правилах различных пирамидных игр по разному определяется возможность выполнения и результат такого удара. Например в Пирамиде Классической (71 очко) он приводит к фолу, в Пирамиде Свободной (Американка) он ничем не отличается от других ударов, в Пирамиде Динамичной и Пирамиде Комбинации (Невская и Сибирка соответственно) продолжение игры после результативного свояка и результативного «чужого» различается.
  • Сектор D (в снукере) - специально помеченная зона на игровом столе, откуда игрок выполняет разбой или удар с руки.
  • Сет (англ. set ) (в карамболе) - временной отрезок в матче, по своему значению практически аналогичен понятию «партия».
  • Сенчури-брейк (англ. Century break ) (в снукере) - серия игрока в 100 и более очков.
  • Серия (общ.) - последовательность результативных атакующих ударов одного из игроков (в карамболе у этого термина несколько другой смысл).
1. Разновидность бильярдной лузной игры. Наиболее распространена в Великобритании. 2. Позиция на игровом столе, когда биток закрыт от прицельного шара другим шаром и не может пройти к нему по прямой траектории с обеих сторон .

Спайдер-рест

  • Спайдер также спайдер-рест (англ. spider rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия. См. рест .
  • Сплит
1. Также сплит-шот (англ. split shot ) или сплит-хит (англ. split hit ) - удар, при котором на глаз трудно определить, какого из близко стоящих прицельных шаров биток коснулся первым. Обычно в турнирных правилах считается фолом, в любительских результативным ударом. 2. В пуле удар, посылающий два или более соприкасающихся шара в разные направления. 3. В снукере удар, при котором биток отправляется в скопление красных шаров для их разбития.

Русский бильярд

  • Малая русская пирамида — фундаментальная игра в русском бильярде. 16 шаров: 15 пронумерованы + биток. Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120. К номеру шара "1" прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару также прибавляется 10. Таким образом общая сумма очков — 140. Цель игры — набрать 71 очко. Если игрок набрал 70 очков ("своя"), то даже в случае покладки последнего шара его партнёром в партии фиксируется ничья.
  • Большая русская пирамида — разница в изменении счёта очков. К шарам "2, 3, 4, 5" прибавляется по 10 очков.
  • Московская пирамида — 15 шаров + биток. Биток можно играть, как своего. Цель — забить 8 шаров.
  • Американка — 16 шаров, любым шаром можно бить любой шар. Цель игры — забить 8 шаров.
  • Пирамида счетом шарами — партия считается не на очки, а на количество сделанных шаров.
  • Пирамида с цветными шарами — добавляется 5 цветных шаров, 4 красных (40 очков), один жёлтый (50 очков).
  • Пирамида-подкатка — один из партнёров — "подкатчик" — имеет два удара подряд.
  • Пирамида без касания борта — один из партнёров не имеет права касаться битком бортов. Обязательно даётся фора.
  • Винт — цифры на шарах меняют своё значение в зависимости от количества положенных подряд шаров и различных комбинированных ударов, которыми положен тот или иной шар. Кроме того, насчитываются дополнительные очки за "коронки" — шары с определёнными номерами, находящимися на полке у каждого партнёра, и за определённое число положенных шаров.
  • Винт с цветными шарами — прибавляются 7 цветных: четыре красных (30 очков), желтый (60 очков), зелёный (120 очков) и чёрный (240 очков).
  • "A la guerre" — два шара: красный и белый, неограниченное к-во игроков; первый номер в результате жеребьёвки старается поставить один из двух шаров ближе к противоположному коротком борту, чтобы затруднить его сыгрывание следующим игроком, который ставит второй шар в дом и имеет право играть шар предшественника; если ваш шар сыгран, вы получаете "крест" — определённое количество крестов означает выбывание из игры.
  • Алягер с контрольным шаром — добавляется третий шар, суть которого в "замазывании своего".
  • Алагер-американка — какой бы шар не упал — засчитывается; играют любым шаром, каким удобнее.
  • Арктика — игра изобретена полярниками; идентична алягеру за исключением того, что каждый из участников имеет свой, за опредёлнным номером, шар, а соперничать могут как отдельные игроки, так и команды.
  • Ботифон или банк — ещё один аналог алягера: держащий "батифон" играет один против всех поочерёдно. Он может давать следующие виды фор: "плотная", "промах", "на себя", "любым любого", "смешанная".
  • Игра от бортов — аналог алягера: на среднюю точку ставится простая пробка, цель игры — от борта или бортов "чужим" сбить пробку.
  • Пять шаров — 60 очков (Русская партия) — два белых, два красных, один жёлтый. Цель игры — 60 очков. Очки начисляются в зависимости от лузы, куда попал шар. Существет система штрафов.
  • Пять шаров с карамболями — аналог Пять шаров — 60 очков: очки начисляются, если заказанный шар положен карамболем согласно с "карамбольной таблицей".
  • Офицерская партия в 5 шаров
  • Польская партия в 5 шаров
  • Кайза (пять шаров с карамболями по-фински) — пять шаров: два битка (2 очка), два красных (3 очка), один жёлтый (кайза, 6 очков). Для победы необходимо набрать 60 очков. Очки начисляются согласно "карамбольной таблице".
  • Партия в два шара — два игрока, два шара; цель — положить в одну из луз без заказа шар противника.

Пул

  • Прямой пул — За каждый сыгранный заказанный шар присуждается одно очко. Побеждает тот, кто первым наберет заранее оговоренное суммарное число очков. Если наряду с заказанным в лузы падают другие шары, то все они засчитываются в пользу играющего.
  • Трёхшаровая партия кэнон — два битка (партнёра — 2 очка, свой от красного — 3 очка, от битка партнёра — 2 очка), один красный (3 очка). Игра ведётся до 50 или 100 очков. (в английской терминологии нередко встречается под именем english billiards)
  • Пул-8
  • Пул-9
  • 14+1
  • В одну лузу
  • Пул-10
  • Прямой пул в одну линию
  • "Встречный бой"

Французский бильярд

  • Французская трёхшаровая партия карамболь — два битка, один красный. Играется на безлузном столе. Карамболь — Свой биток касается красного, а затем битка партнёра. Один карамболь — одно очко. Как правило, играют до 20 очков.
  • Открытая партия
  • 4 шара — четырёхшаровая версия классического карамболя, распространённая в Азии.
  • Кадре 47/1
  • Кадре 74/2
  • Карамболь от одного борта
  • Карамболь от трёх бортов

Ваша корзина пуста

Бильярдная терминология

Абриколь - это удар битком сначала о борт, а затем в прицельный играемый шар, т.е. это вид дуплета, которым пользуются, когда стоящий у самой лузы шар нельзя иначе сыграть.

Американка - это игра на лузном бильярде. Разновидность этой игры - американка в одну линию. В настоящее время Американка переименована в Пирамиду.

Афера - это специальный термин, чаще всего употребляемый в спортивном бильярде при игре в некоторые игры (Алагер, Экспресс), т.е. взять на аферу - это означает в игре сыграть за своего партнера по бильярду.

Биток - это шар, которым ударяют по другим играемым шарам. Встречается также название ударный. В международной терминологии биток значится как киевый шар (cueball) или просто шар, по которому наносится удар кием.

Боковик - это удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от вертикальной линии, проходящей через центр битка (левый боковик и правый боковик - французский удар).

Бортовой шар - это плотно стоящий у борта шар.

Бриллиант - это одна из восемнадцати перламутровых точек, вделанных в верхнюю деревянную часть бортов на лузном бильярде (см. Бриллиантовая система).

Бриллиантовая система - это научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование бриллиантов на бортах, которые помогают сопоставить четкую диаграмму ударов с вычислением пути движения шаров в определенное место (определенную точку бильярдного стола).

Винт - это удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.

Восьмерка - это название игры в пул (американский вид лузного бильярда).

Сыграть шар - это означает положить шар в лузу.

Выход - это профессиональный прием в игре, посредством которого играющий, положив ударом в лузу шар, одновременно выходит битком под другой играемый шар с таким расчетом, чтобы последний можно было бы относительно легко положить ударом в лузу.

Губа лузы - это закругление борта у лузы.

Двойной удар - это один из запрещенных ударов на бильярде, когда при ударе наклейка кия дважды касается битка.

Дом - это место на бильярдном столе, предназначенное для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярдного стола параллельно короткому борту. Устанавливать шар для удара можно в любой точке дома.

Дуговик - это специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую линию (см. боковик и винт).

Дуплет - это удар, при котором прицельный шар ударился в борт и отразился от него (см. также Круазе) в лузу.

Завинтить, закрутить шар - это значит придать битку сильное и притом только боковое вращение (см. боковик и дуговик).

Заказной шар - это шар, который играющий намеревается забить и называет перед ударом.

Закончить партию с кия - Так говорят, когда играющий начинает и заканчивает партию после непрерывной серии ударов (делает биллию - серию точных забитий).

Замазать шар - это значит поставить свой шар при игре в Московскую пирамиду или Русскую пирамиду в определенную точку так, чтобы прицельный шар был закрыт любым другим шаром (см. также Мазка).

Запрещенные удары - это удары, которые наносить нельзя и за которые игрок штрафуется - двойной, нажим по борту, пропих.

Зачем нужен треугольник - это один из предметов бильярдного инвентаря: деревянная рамка в форме треугольника, с помощью которой бильярдные шары перед началом игры устанавливаются в пирамиду.

Игра три борта (от трех бортов) - это один из самых технически сложных ударов на бильярде, когда чужой шар после соударения с битком касается трех бортов и падает в лузу.

Игра через спину - это нанесение удара по битку, при котором партнер перекладывает кий за спину из-за неудобства игры по прицельному шару в данной ситуации. Отмечу, что для избежания данного неудобства нужно учиться играть как с одной, так и с другой руки.

Игра шаром - это разновидность удара - один из вариантов сложных ситуаций игры в спортивный бильярд, т.е. игра, при которой биток ударяет не непосредственно по прицельному шару(прицельный шар закрыт другими шарами), а вынужденно ударяет по вспомогательному шару, который в свою очередь ударом в прицельный шар положит его в лузу. Отсюда выражение при игре - играть системой шаров, когда удар передается через несколько шаров.

Играть пистолетом - это один из сложных способов игры одной рукой. Кий при этом берут в месте центра тяжести на большой и безымянный пальцы и захватывают его указательным и средним пальцами. Удар обычно производится на весу или с упором на локоть.

Играть по серии - это выражение, применяемое при игре в фишки, означает: играющий делает удары до тех пор, пока падают кегли и не будет штрафного удара, после чего право на удар переходит к партнеру.

Играть с руки - это значит, что игрок может установить биток и играть его с любого места дома в установленных правилами случаях.

играть через шары - это обозначает нанесение удара битком по прицельному шару через несколько шаров (игра системой шаров прицельного шара в лузу).

Шар висит над лузой - так обычно говорят, когда шар находится так близко от лузы, что достаточно малейшего к нему прикосновения, чтобы он свалился в лузу. Такие шары при игре в бильярд обычно называют мнртвыми шарами.

Какая луза на бильярде заказная - называемая играющим луза, в которую он намеревается положить заказной шар после удара.

Какие разновидности игры Пирамида существуют - существует простая Пирамида (Американка), а также существуют следующие разновидности этой игры: малая русская пирамида(71 очко), большая русская пирамида (91 очко), пирамида счнтом шарами, пирамида с цветными шарами, пирамида-подкатка, пирамида без касания борта битком, снимание шаров рукой, московская пирамида(сибирская пирамида).

Какой должна быть стойка бильярдиста и что это такое вообще - стойка - это оптимальная позиция спортсмена у стола, т.е. положение ног, рук, корпуса и кия. Существуют определенные правила стойки, но у каждого она своя.

Карамболь - это слово является названием игры на бильярде без луз тремя шарами, а также обозначает соударение шаров, при котором происходит последовательное от одного удара столкновение битка с двумя или более шарами.

Катрбан - это удар, при котором происходит отражение шара от четырнх бортов в лузу.

Кикс, киксовать - Кикс - неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (получается осечка). Киксовать - делать кикс, т.е. ударить кием по битку вскользь так, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.

Клопштосс - это отрывистый, короткий удар в центр битка в плоскости, параллельной плоскости стола, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остантся на месте.

Контрпартия - это решающая партия между партннрами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращннно называется - контровая или контра.

Контртуш - это обратный удар по битку отражннного от борта прицельного шара.

Круазе - это разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также оборотным, оборотником (см. также Дуплет). Выполнение Круазе называют также Оборачивать шар.

Кто такие Зайцы - это два касающихся друг друга (стушнванных) шара.

Кто такой Король - так условно называется спортсмен, играющий один против двух (пары)(см. Принц). Королем также называется цветная фишка при игре в фишки.

Кто такой Маркер - это штатное должностное лицо (заведующий) бильярдной, в обязанности которого входит обслуживание играющих на бильярде, а также ремонт бильярдного инвентаря. Маркер, как правило, должен хорошо знать все правила бильярдных игр и уверенно решать все конфликтные ситуации между игроками.

Мазик - это один из предметов бильярдного инвентаря прошлого времени, предназначенный для для удара по битку вместо кия.

Мазка - это позиция на столе, когда шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком. Иногда в таком случае говорят, что шар замазан и удар по нему затруднен.

Малая русская пирамида - это игра на русском бильярде до 71 очка, очень распространннная при проведении официальных соревнований.

Массе - это один из видов необычных сложных ударов.

Машинка - это один из предметов бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при исполнении некоторых ударов. Это приспособление помогает спортсмену, например, играть шары, которые он не может достать обычным способом при игре кием. Также машинку называют мостиком и тещей.

Мертвый шар - это шар, который стоит в губах лузы, и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят, что он висит над лузой.

"Недорезать шар" - это означает нанести такой удар, при котором биток ударится в прицельный шар ближе к центру.

Оттяжка - это удар кием в плоскости, почти параллельной (а иногда и под углом) к плоскости бильярда в часть битка, лежащую ниже его центра; при оттяжке биток после столкновения с другим шаром, на мгновение задержавшись на месте, за счнт обратного вращения откатывается назад.

Отыгрыш - это оборонительная тактика в игре, в результате которой удар делается с таким расчнтом, чтобы затруднить исполнение следующего удара противнику (поставить биток к борту и подальше от прицельных шаров, прикрыть биток шарами и т.п.).

Пачекот - это разновидность игры.

"Перерезать шар" - это когда играемый шар взят под более острым углом к играемой лузе, т.е. биток ударил по прицельному шару ближе к краю (тоньше, чем необходимо).

Перескок - это один из видов необычных ударов, когда удар кием производится в низ битка под большим углом к плоскости бильярда. При этом биток перескакивает через шар и катится в направлении удара.

Пирамида - во-первых, это шары, поставленные на бильярдный стол плотно один к другому в определннном порядке и образующие равносторонний треугольник. Во-вторых, именно так сейчас называется игра - в прошлом Американка.

Подставка - это такое положение шара, когда сыграть его очень легко. Обычно шар стоит около или прямо в лузе для сыгрывания чужого - прицельного шара или около лузы для сыгрывания своего - битка (в тех играх, где это разрешено правилами).

Поставить шар на точку - это когда шар в определннных случаях ставят на третью точку бильярдного стола. Обычно на точку выставляют штрафные шары, неправильно забитые и вылетевшие с игрового поля. В случае, когда точка занята другим шаром, шары выставляются по линии к короткому борту как можно ближе к мешающему шару.

Почему иногда снимают шары рукой - Шары снимаю в нескольких случаях - при игре в Московскую пирамиду, когда забит биток - соперник снимает любой другой шар на полку забившего. Есть также игра Снимание шаров - игра в пирамиду, при которой партннры играют по очереди кием, причнм если один не положит шар, другой снимет рукой любой шар в свою пользу.

Кто такой Принц - так условно называется каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного противника (см. также Король)

Прицельный шар - это любой шар, кроме битка - тот, по которому будет наноситься удар битком. Встречается также название чужой шар.

Промах - это означает, что при ударе биток не коснулся других шаров.

Пропих - это запрещtнный удар в бильярде. Обычно совершается при ударе по близко расположенным шарам - т.е. в момент касания битка сприцельным шаром наклейка кия еще соприкасается с битком.

Прямой шар - это такое расположение шаров, когда биток, прицельный шар и луза, в которую играют, находятся на одной прямой линии.

Пул - это разновидность лузного бильярда. Игра ведется цветными шарами диаметром 57,5 мм на столе с широкими лузами.

Разбой - это первоначальный удар в начале партии по шарам, стоящим в пирамиде.

Расход - это прекращение незаконченной партии по обоюдному согласию партннров. На соревнованиях такое не проходит.

Резка шара - это удар битком в прицельный шар со смещением от центра прицельного шара.

Рокамболь - это рикошет шара по нескольким бортам.

Свой шар - своим шаром называют биток - шар, по которому наносится удар кием.

Снукер - это очень популярная в Великобритании игра на лузном бильярде. В этой игре используется двадцать два шара: 1 белый(биток),15 красных и 6 шаров различного цвета (жнлтый, зелнный, коричневый, синий, розовый и чнрный).

Сухая партия - так называется проигранная партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара или не набрать ни одного очка. Еще говорят, что партия закончилась "всухую".

Сыграть воздухом - это при ударе очень тонко задеть битком прицельный шар.

Сыграть каблук - это частный случай абриколя, когда шар получает удар от битка, отраженного от борта, причем точка удара битка по шару находится с противоположной стороны местонахождения битка перед ударом. Отыгрыш в виде каблука в Пирамиде и некоторых других видах бильярда сейчас запрещен.

Сыграть нажимом - это означает положить в игре шар запрещенным ударом - нажимом. Такое происходит, в частности, когда около лузы близко расположены два шара и при забитии одного из них (своего или чужого) играющий продавливает его в лузу.

Точка на столе, ее предназначение - точка на столе обозначенная цветным кружком диаметром 1см, наклеенным на пересечении двух линий, соединяющих центры двух угловых луз с центрами двух средних луз (первая и третья) и середины средних луз (вторая). Одна из точек предназначается для установки пирамиды (третья), вторая (средняя) - отмечает середину стола, и первая - отмечает дом.

Триплет - это кладка чужого шара в лузу при отражении его во время удара от двух бортов.

Туз - это шар, обозначенный цифрой 1 (засчитывается как 11 очков при игре в Русскую пирамиду).

Турняк - это толстая часть бильярдного кия. Некоторые неверно называют его турнИком.

Туш - это всякое прикосновение к любому шару на бильярде кием, рукой, одеждой, галстуком, машинкой и т.п. Туш отличается от удара тем,что при нем шар не совершает, либо совершает небольшое поступательное движение.

Удар в лоб - это удар битком в центр прицельного шара.

Удар вразрез - это удар битком одновременно по двум близко стоящим друг от друга играемым шарам.

Финская партия - это игра на бильярде 16 шарами, поставленными попарно против каждой лузы, и три шара - по средней линии, соединяющей средние лузы стола.

Фишки - это игра, особенностью которой является то, что в нен, кроме трнх шаров, вводятся пять или семь фишек. Разыгрывается как на бильярде без луз, так и на лузном. Разновидностью игры в фишки (или кегли) является Пачекот.

Фол - это любое нарушение правил игры в бильярде.

Фора - это когда один из заведомо сильнее играющих соперников дает перед игрой определннное количество очков, шаров или ударов, выравнивая тем самым уровень класса игры партнеров. В ходу также название Гандикап.

Фукс - это шар, упавший в лузу неожиданно, непредвиденно. Отсюда выражение фуксовая партия, т.е. выигранная благодаря только счастливой случайности.

Что за игра "Два шара" - это игра в два шара, при которой каждый из партннров должен положить в любую лузу без назначения шар противника.

Что за игра "Пять шаров" - это игра на лузном бильярде (60 очков), русская партия. Играется пятью шарами: 2 белых, 2 красных, 1 желтый. Разновидность этой - пять шаров с карамболями.

Что означает, когда говорят "Чисто" - это выражение употребляют в игре для обозначения случая, когда играемый шар при своем движении не заденет другие шары на бильярде.

Что означает: Видно или не видно шар - это позиция шаров на столе, при которой видна или не видна точка прицела играемого шара.

Что считается началом и концом удара - началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде, а концом удара является момент снятия с бильярдного стола руки, кия, машинки и прекращения движения шаров.

Что значит Скиксовать, Киксануть - это значит ударить кием в бок своего шара неудачно, т.е. вскользь, так, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении. Подобный удар при игре получается, как правило, когда не помелят конец кия, когда наклейка потеряла шероховатость(засалилась) или когда игрок пользуется сырым мелом.

Шар забит от шара - это когда прицельный шар или биток попадают в лузу, коснувшись другого шара.

Штосс - это вид удара в игре в кегли. При этом партнеры поочередно делают по одному удару вне зависимости от того, падают кегли или нет.

Эффе - это относительно сложный удар по шару, при котором придается определннное боковое вращение шару дополнительно к его поступательному движению.

Абриколь – удар битком сначала о борт, а потом в играемый шар.

Биллия – серия ударов, каждая из которых заканчивается правильным сигрыванием шаров /или делаемых до первой ошибке в ударе/.

Биток – шар, по которому производится удар наклейкой кия. Когда биток падает в лузу от соударения с прицельным шаром, используется термин «свой» или «свояк».

Боковик – удар кием по битку в точки, лежащие по правую или левую стороны от центральной вертикальной линии.

Бортовик – шар стоящий плотно у борта, то же, что бортовой шар.

В лоб – удар битком в центр прицельного шара.

Винт – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.

Вразрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.

Выгон – смежная с домом зона посередине бильярда между 1-й и 3-й точками.

Выскочивший шар – шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.

Выставка – удар, при котором играющий выкатывает шар на определённое место.

Выход – приём в результате, которого играющий, положив в лузу один прицельный шар, одновременно выходит битком под другой так, что может легко его сыграть.

Глубина – зона бильярда от точки 3 и до дальнего короткого борта.

Двойной удар – один из запрещённых ударов.

Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.

Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.

Дуплет – удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.

Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудалённая от центральной отметки и заднего борта.

Зайцы – два стушеванных шара.

Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заказ вразрез шаров – заказ, при котором предполагается нанести такой удар, когда свой шар одновременно ударится в два рядом стоящих шара./Поскольку такой удар установить почти невозможно, то такой заказ обычно не допускается/.

Заказная луза – луза, называемая игроком, в которую он намеревается положить заказной шар.

Заказной шар – шар, который игрок называет /заказывает/ перед ударом.

Застрял в губах – шар остановился в самом растворе лузы.

Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место свой шар /биток/ руками. Применяется в установленных правилами случаях.

Игровая поверхность билярдного стола – покрытая сукном поверхность стола между упругими бортами.

Карамболь – удар, при котором биток, кроме играемого шара, коснется другого или других шаров. /Два последовательных соударения шаров/.

Катрбан – отражение шара от четырёх бортов.

Кий – один из предметов бильярдного инвентаря, служащий для удара по шару.

Кикс – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара.

Киксовать – сделать промах, т.е. ударить кием по битку вскользь, так что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.

Кладка – делание шаров, падение в лузу прицельного шара.

Клапштос – отрывистый короткий удар, после которого биток, ударившись в прицельный шар, остаётся на месте соприкосновения с ним.

Контртуш – обратный удар по битку отраженным от борта прицельным шаром.

Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Также – оборотный.

Мазик – один из предметов бильярдного инвентаря, служащий вместо кия для начинающих игроков.

Маска – когда шар или шары закрывают цель, в которую желательно попасть битком.

Массе – один из особых ударов, удар по шару сверху.

Машинка – один из предметов бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при нанесении некоторых ударов /например, если нужно играть шарами, которые не достать обычным способом/.

Мел – сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.

Нажим – один из запрещённых ударов.

Накат – удар в верх шара, при котором ему придается вращение вперед для движения вслед за прицельным шаром.

Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.

Начало и конец удара – началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярдном столе, а концом удара – момент снятия с бильярда руки, кия, машинки и прекращения движения шаров.

Оборотный – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка.

От шара – попадание битка или прицельного шара в лузу от соприкосновения с другим шаром.

Оттяжка – удар в низ шара, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается назад.

Отыгрыш – удар, сделанный с таким расчетом, чтобы после него затруднить игру противнику.

Партионный шар – шар, которым правильно сыграно в лузу, что приносит победу в партии.

Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудалённая от центральной отметки и переднего борта.

Перескок – один из особых ударов.

Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.

Пирамида – разновидность мирового лузного бильярда. "Пирамиду" в основном отличает от других лузных бильярдов сравнительно строгие лузы и игра "своих" шаров.а) Строгие лузы. Соотношение размеров "луза-шар" в "Пирамиде" близко к единице. Для пула и снукера это соотношение близко к двум, т.е. диаметр шара почти вдвое меньше размера лузы. "Пирамида" требует большой точности, и это накладывает особый отпечаток на характер игры.б) Игра "своих" шаров - цель в большинстве игр в "Пирамиде", а в пуле и снукере - штраф. Отсюда, естественно, стремление игроков "Пирамиды" освоить технику забивания «свояков». Как утверждают большинство любителей "Пирамиды", именно от «свояков» они и получают наибольшее удовольствие в игре.

Пистолетом /тычком/ - один из способов игры одной рукой.

Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.

Ползунок – мягкий удар ниже центра битка в точку, находящуюся на расстоянии 2/3 от центра шара /после такого удара шар не катится, а как бы ползёт/.

Положить – положить биток в лузу.

Прицельный шар – любой шар, кроме битка /сокращённо «прицельный»/, то же «чужой» или «играемый» шар.

Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Промах – когда биток не коснулся других шаров.

«Пропих» - один из запрещённых ударов.

Прямой шар – ситуация на бильярде, когда биток, прицельный шар и луза, в которую играют, лежат на одной прямой линии.

Разбивка /разбить шары/ - первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде /иногда применяется термин «разбой».

Резка /резать шар/ - очень тонкий удар битком в край прицельного шара.

Результативный удар – правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжении серии у стола.

Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.

Русский бильярд – название бильярда в литературе.

Свободный удар – удар по шару, стоящему не у борта.

«Свой» - то же, что и биток.

Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар так, чтобы он упал в лузу.

Серия /с кия/ - последовательность результативных ударов одного из участников.

С кия /закончить партию или положить несколько шаров/ - когда играющий заканчивает партию или сыграл несколько шаров одной серией ударов.

Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно, вскользь, так что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении.

Смазать шар – не положить сравнительно нетрудный шар.

Снимание шаров рукой – при игре в «пирамиду», кием, причем если один из игроков не положит шар,другой снимает любой шар в свою пользу.

Стойка бильярдиста – позиция игрока у стола /положение ног, корпуса, головы, рук, кия/.

Сухая /партия/ - партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.

Треугольник – один из предметов бильярдного инвентаря, деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.

Триплет – отражение шара от двух бортов.

Труабан – отражение шара от трех бортов.

Туз – шар, обозначенный цифрой «1» /при игре в «пирамиду» означает 11 очков/.

Турняк – толстая часть кия.

Туш – всякое прикосновение к другому шару: кием, рукой, машинкой, одеждой и т.п., /шар стоящий плотно к другому шару/.

Удар на резке – удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Упругий борт – покрытая сукном резина, закреплённая на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.

Фол – любое нарушение правил в бильярдном спорте.

Фора – дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т.д.

Фукс – шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.

Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Чужой шар – любой шар, кроме битка, то же, что прицельный шар.

Шар выставляется на общем основании – это выражение означает: 1. При игре в «пирамиду» шар выставляется на третью точку бильярда или, если она занята, ставится плотно к середине короткого борта, противоположного дому, 2. При игре в «американку» и «московскую пирамиду» шар ставится плотно посередине короткого борта, противоположного дому.

Шар-мишень – любой шар, кроме битка, то же что прицельный шар.

Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.

Эффе – удар, придающий боковое вращение шару.