Иван аксаков поднимается свист гам. «…Когда поднимается свист и гам

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: песенник Ундины, офорт, капуцины, гомункулы, сын турчанки, арабески, Рустем, Дамаянти.

Светит месяц, дол сребрится,

Мертвый с девицею мчится...

В дворцовой келье песенник Ундины

Вычерчивал таинственный офорт,

Где ужас лунным призраком простёрт

Над башнями готической руины.

Он видел мир, где бродят капуцины,

Гомункулы родятся из реторт,

И вьётся ураган бесовских орд

У виселиц заклятой котловины.

Но сын турчанки полюбил Восток,

Реченья мудрых в арабесках строк,

Слова любви в персидском фолианте

И вкрадчивые шелесты поэм,

Где брачной лаской тешится Рустем

И в пламени блуждает Дамаянти.

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: на обликах Петра и Дон-Жуана, напев Бахчисарайского фонтана и чумный пир, Дельвиг, пропасти земли, Вильгельм, страсть кавалергардского шуана, Киприда, Монтень.

Пришли мне Essais de Montaigne -

четыре синих книги на длинных моих полках.

Н.Н. Пушкиной, 1835.

Был полдень жизни. Тени залегли

На обликах Петра и Дон-Жуана.

Напев Бахчисарайского фонтана

И чумный пир, смолкая, отошли.

Скончался Дельвиг. В пропасти земли

Ушёл Вильгельм из невского тумана,

И страсть кавалергардского шуана

Уже смутила сердце Натали.

Но он, ещё не чувствуя обиды,

Устав на буйных празднествах Киприды,

Был тих и прост. В покое зрелых сил,

Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня,

Он терпкое вино сомненья пил

Из синих книжек мудрого Монтеня.

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу. Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: Чингисхан, пуншевые стаканы, чесменские ветераны, вожатый партизанов, доломан, легкоконных, герой Бриенский, парадной кистью написал Кипренский.

Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю.

В хмельной толпе отчаянных рубак,

Под звонкий говор пуншевых стаканов,

Ты зажигал чесменских ветеранов

Своим стихом, курчавый весельчак!

Поэт, стратег, сатирик и казак,

По льду болот вожатый партизанов,

Ты целым вихрем пестрых доломанов

Бросал свои полки в огонь атак.

По лагерям, в манежах эскадронных,

Средь топота дивизий легкоконных,

Кидаясь в бой, стреляя и рубя,

Везде носился ты, герой Бриенский,

Победным витязем! Таким тебя

Парадной кистью написал Кипренский.

Критерии оценки творческого задания

1. Верное определение поэта – героя стихотворения – 2 балла.

2. Аргументированное объяснение своего выбора с опорой на текст стихотворения – 3

3. Полнота и фактическая точность комментариев – 20 баллов.

4. Точность жанрово-стилевого оформления комментариев, грамотность речевого

оформления работы – 5 баллов.

Итого: максимальный балл – 30 баллов

26/01/2018 «Можно признать чуть не за безошибочное руководство к уразумению европейской политики такое правило: принимать всякий совет, всякую похвалу и хулу, расточаемые нашими иностранными соседями русскому кабинету и вообще России — в обратном смысл. Если, например, поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит бессовестнейший захват чьей-либо чужой земли, — Славянской или иной, но такой захват, который прямо вредит интересам нашим или дружественных нам единоплеменников. На Западе хорошо знают, что мы ничего так не боимся, как общественного мнения Европы, как обвинения в недостатке либерализма, — что нас легко запугать и заставить оправдываться, — «клясться и ротитися», по древнему выражению, в том, что ни в каких мы не только замыслах, но и помыслах неповинны. — «А ну-ка докажи!» требует Европа. И мы предъявляем доказательства, что в таких-то и таких-то случаях поступили даже себе, в ущерб, блага ради Европы. — «Мало! Это мы уж забыли. Отступись от того, чем ты особенно дорожишь, что тебе принадлежит по праву, что ты купила своею кровью, отступись и от своих друзей». Мы и отступаемся, хоть и со слезами на главах, да еще благодарим, что дешево отделались. Сильна уверенность Европы в нашей незлобивости, смирении и великой простоте. Конечно, простота вещь хорошая; Бог простоту любит... но не всякую…

И ничто так неприятно не озадачивает наших друзей в Германии и Австрии, как проявление вновь некоторой бодрости и здоровья в этом, едва уже не отпетом ими русском теле!»

(И.С. Аксаков. Политическое обозрение, октябрь 1880 г. ).

Слова Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886), сказанные более чем сто лет тому назад остаются вполне современными и сейчас — в XXI веке. Впрочем, они не теряли актуальности никогда, хоть при Российской Империи, хоть при существовании СССР, хоть при бытийствовании нынешней Российской Федерации. Социальный или политический строй, развернутый в крупнейшем государстве Евразии, Европу и США не волнует. Запад четко осознает только свои интересы и на иные размениваться не способен по самой природе своей.

В течение года примерно, из разных европейских столиц раздается шум, гам, свист и вопль о том, что Россия показывает повышенную агрессивность и собирается напасть: на Швецию, Норвегию, Прибалтику, Польшу, Германию, Чехию и т.д. И даже в Финляндии проявляют обеспокоенность в этом же ключе.

Последним по времени, намедни, с предупреждением о том, что русский медведь ринется каким-нибудь образом через границы Европейского Союза, выступил глава Генштаба Вооруженных сил Великобритании генерал Николас Картер.

Конечно, можно было бы свести все к тому, что высокопоставленные военные из Европы и США, просто добиваются дополнительных ассигнований на армию, желая, так сказать, поделить бюджетный куш. Резон здесь есть. Но, в конце концов, будоражить общественность почти синхронно для сего совсем не обязательно.

Кроме того, об агрессивной России поют и министры иностранных дел, и премьеры, и некоторые президенты, и даже несколько конституционных монархов успели отметиться в общем русофобском гвалте.

Все-таки, именно, этот всеобщий крик нельзя свести лишь к разделу денег. Всякому непредубежденному политику и умному обывателю ясно, что Россия обладает в разы меньшими экономическими, военными и человеческими ресурсами, чем ЕС, даже без учета военной и прочей мощи США, Японии (при всеобщей войне с РФ она не останется в стороне) и Королевств: Канада, Австралийский Союз и Новая Зеландия (под британским скипетром находящиеся).

Нападение РФ на ЕС в подобных условиях — это самоубийство в квадрате. Напасть — не проблема, сохранить (даже при очень и очень благоприятном раскладе всего и вся) оккупированные территории у России не хватит людского потенциала, как не верти и не крути. И реальный политик, а не утомленный СМИ сторонник гей-парадов, отлично сие понимает. Тем паче ядерное оружие никто не отменял. Однако, думать, что речи министров ЕС — пустое сотрясение воздусей — это верх наивности.

Суть европейских возмущений являет собою игру долгосрочную и решающую сразу же несколько задач.

Во-первых, НАТО совершенно не прочь, под шумок ввести войска на Украину, поближе к узкой горловине российской территории — банальный танковый прорыв в сторону Каспия от Луганска при современных технических возможностях отрезает от основной части РФ весь Юг с Кавказом и Кубанью. Здесь нам следует окончательно увериться в важности восточной Новороссии (ЛНДР) для самой Российской державы, причем и не руководствуясь братолюбием, а идеей элементарного выживания страны.

Во-вторых, возвращение Крыма домой поставило крест на планах США и европейцев расширить угрозу в рамках концепции МГУ (мгновенного глобального удара) для европейской части России. Следовательно, это необходимо компенсировать наращиванием обычных и ядерных вооружений, прежде всего, в Восточной Европе.

В-третьих, в Европейском Союзе тихо зреет бунт против миграционной политики и ухудшения экономических условий подавляющей массы населения, при росте влияния не национальных элит, а брюссельской бюрократии. Венгерский лидер Орбан, австрийские и чешские политики открыто пытаются противостоять общему тренду этнического и военно-экономического распределения прав и обязанностей в Евросоюзе. Российская угроза — средство заткнуть рты несговорчивым протестантам.

В-четвертых, расчет делается и на саму Россию, элита которой раздроблена в рамках государства-корпорации на отдельные политико-экономические кланы (ПЭКи).

Собственно, власть в РФ держится на согласованиях между ПЭКами, а В.В. Путин — компромиссная фигура, балансирующая на спорах кланов. Если эту фигуру убрать с политического небосклона, то передел в экономической сфере неизбежен, а это уже пахнет гражданской войной после «оранжевой» революции. А далее для России планируется распад, с поглощением кусков ее и ресурсов строго по расписанию. И не надо здесь проклинать Запад. Он отстаивает свои перспективы развития, которые серьезно затуманились в начале XXI столетия. Нам бы о своем ратовать надо, а не увлекаться подстройкой под чужое общественное мнение ради дружеского похлопывания в ПАСЕ.

В-пятых, на международной арене Россия вынужденно отстаивает свои интересы в той же Сирии, и достаточно успешно. В САР мы вошли не ради Асада. Сирия, если кто забыл, ассоциированный член ЕС с 1978 года. По жестокости в ближневосточной резне сирийская армия (основа — алавиты), друзы, йезиды, исмаилиты, шииты-двунадесятники и «повстанцы» (по преимуществу — суннитские мусульмане и курды) стоят друг друга. Мы лишь поддержали слабейшего в местной войне, а потом и договорились о союзе с региональной державой — шиитским Ираном. Но ради чего? Ответ один — базы, территория, контроль за нефтью. Сирия важна для противостояния МГУ и в плане ресурсного доминирования. Напугать Россию и заставить уйти или выдавить вооруженным путем (желательно чужими руками) для Европы и США — жизненная необходимость. А на поставки оружия и спецтехники «оппозиции» доллары и евро нужны…

В-шестых, под прикрытием лозунгов об агрессивной России Запад ведет кампанию срочного перевооружения. Ядерная война невозможна, но вот иными средствами ее вести кажется делом более чем вероятным.

Вспомним, что в годы Великой Отечественной войны ядовитые газы и напалм на фронтах не применяли. Себе дороже было. Так и сейчас: ядерное оружие — по боку, а новейшие обычные вооружения уже апробированы и применение их сочтено целесообразным. Таким образом, очередная «горячая» часть Единой Мировой войны (1914−…) может начаться в ближайшие годы. И отнюдь не против России сперва, а, например, против Китая (там очень много «вкусненького» для ТНК имеется). Но о нас никогда не забудут и обязательно подверстнут задним числом, в лучшем случае.

В-седьмых, европейские армии все больше и больше перепрофилируются под миротворческие (мифотворческие), читай — полицейские! Функции. В случае этно-социальных волнений в Европе и США или непредвиденных катаклизмов (климатических, геологических и т. д.) их используют для подавления мятущихся толп. Все произойдет по рецепту Томаса Мальтуса.

В заключение хотелось бы сказать, что происходящее за пределами Русского Мiра лично меня не очень-то и тревожит. Нам потребно защищать ближних, а не дальних. А западный шумок несет привкус войны против нас и наших союзников. Но если мы будем сильны, то все обойдется. И здесь вырисовывается проблема такого свойства: технически РФ способна дать отпор агрессору, а экономически и идеологически (чего уж тут обманывать самих себя) — нет. Либеральная экономическая, социальная и духовная политика заедет нас как клоп. На ее изменение осталось времени с гулькин нос. Понимает ли это элита России, опоенная западническим «вином изумления»? И что со сносом державы снесут и ее…

Вопрос остается открытым.

27.01.1886 (9.02). – Умер славянофил писатель Иван Сергеевич Аксаков

(26.09.1823–27.01.1886), русский публицист, поэт и общественный деятель. Сын известного писателя и брат одного из столпов русского славянофильства, . Окончил Петербургское училище правоведения (1838–1842). По поручению Русского географического общества изучал торговлю в Малороссии и написал "Исследование о торговле на украинских ярмарках" (1858), за что был удостоен Константиновской медали общества и Демидовской премии. Служил (1855) добровольцем в ополчении во время .

В 1857 г., путешествуя по Европе, Аксаков познакомился с , и в течение пяти лет был одним из его тайных корреспондентов. Либеральные воззрения 1840-х гг. (в основном с требованием ) постепенно улетучились, и Иван Сергеевич стал горячим сторонником славянофильства. В 1872–1874 гг. он председатель Общества любителей российской словесности. В 1858–1878 гг. играл руководящую роль в московском Славянском комитете. Во время организовал кампанию в поддержку южных славян и получил огромную популярность в славянских странах. Во время Берлинского конгресса 1878 г. Аксаков произнес знаменитую речь в Славянском комитете с резкой критикой антиславянской политики западноевропейских держав и уступчивой российской дипломатии: «Ты ли это Русь-победительница, сама добровольно разжаловавшая себя в побежденную? Ты ли на скамье подсудимых, как преступница, каешься в святых, поднятых тобою трудах, молишь простить твои победы?». За эту речь он был выслан из Москвы, а Славянский комитет был закрыт.

В 1870–1980-е гг. Аксаков был председателем совета Московского общества взаимного кредита. Все эти годы редактировал славянофильские издания: "Московский сборник" (1840–1850-е), журнал "Русская беседа", газеты "Парус", "День" (1861–1865), "Москва" (1867–1868), "Русь" (1880–1886).

И.С. Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное "народное производство" против насаждения западных экономических форм. Разногласия И.С. Аксакова с властями, как и у других славянофилов, состояли в критике крепостного права, бюрократии, сословных привилегий, а также в требовании от российской внешней политики более активной поддержки освободительной борьбы славянских народов. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.

Славянофилы
(По поводу кончины И.С. Аксакова )

Иван и , Чижов, – «их называли славянофилами ... Это были честные и чистые русские люди, родные сыны земли своей, богатые умом, чуткие чутьем русского сердца, любящего народ свой и землю, и алчущего и жаждущего правды и прямого дела для земли своей. Они были высоко образованы, но близкое знакомство с наукой и культурой Запада не отрешило их от родимой почвы, из которой почерпает духовную силу земли всякий истинный подвижник земли Русской.

Перегорев в горниле западной культуры, они остались плотью от плоти, костью от кости русского своего отечества, и правду, которую так пламенно желали осуществить в нем, искали не в отвлеченных теориях и принципах, но в соответствии вечных начал правды Божией с основными условиями природы русского человека, отразившимися в историческом его быте.

Они начали с того же, с чего начинает каждый искренний искатель истины, – с протеста против ложного отношения к русской жизни и ее потребностям, господствовавшего в сознании так называемого образованного общества, против презрительного предрассудка, самодовольного невежества и равнодушия ко всему, что касалось до самых живых интересов России...

И вот великая заслуга московского Аксаковского кружка истинно русских людей: от них в первый раз явственно и разумно услышало наше сбитое с толку общество проповедь мудрости в великом слове "познай самого себя , углубись в прошедшие судьбы страны своей и своего народа, и узнаешь свой дух в его духе и свою силу почерпнешь из него". Слово это было необходимо в виду надвигавшейся с Запада тучи космополитизма и либерализма ... То было критическое время, когда прививались передовым умам России навеянные с Запада идеи, разъедавшие органическое чувство любви к родному краю, чувство патриотизма, – во имя отвлеченных либеральных начал... В отпор этому фальшивому и тлетворному направлению Аксаковский кружок воздвигал свою крепость здорового русского патриотического чувства и разумного познания земли Русской – крепость, к которой стали примыкать все мыслящие люди, сохранившие в себе здравый инстинкт русской природы...

Наконец, еще великое значение и великая заслуга этих людей состоит в том, что они первые сознательно выяснили перед всеми нераздельную связь русской народности с верой и с православною Церковью... Они первые помогли обществу осмыслить и несравненное достоинство православной Церкви, и жизненное значение ее для народа, и самую любовь к ней, которую вынес народ изо всей своей истории».

(Из статьи "Аксаковы")