Икона сретение господне в чем помогает. Богослужение праздника Сретения Господня

Сретение Господне - это непереходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля (2 февраля по старому стилю) и установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40-й день по рождении для совершения установленной жертвы. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… ». Церковно-славянское слово «сретение » можно перевести на русский язык словом «встреча ». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоприимца и Анны пророчицы с Господом Исусом Христом. Слово «сретение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего с большим, человека с Богом.

Сретение Господне. Событие праздника

Подробности события Сретения Господня верующие узнают из Евангелия от Луки. По ветхозаветному закону Моисеову первенца, т.е. старшего сына, посвящали Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.

Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Также и женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву - однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили пару голубей (Лев. 12:6-8).

По преданию, после святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона. В храме их встретил старец Симеон , который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285 - 247 до Р. Х.) Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Девая во чреве приимет родит Сына…», он решил, что это ошибка, и хотел написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии.

И вот наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов: Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца. С радостью старец воскликнул:

Нн7э tпущaеши рабA твоегw2 вLко, по гlу твоемY с8 ми1ромъ; ћкw ви1дэстэ џчи мои2 спасeніе твоE, є4же є3си2 ўгот0валъ преdлицeмъ всэ< людeй; свётъ во tкровeніе kзhкомъ и3 слaву людeй твои1хъ ї}лz.

Эта молитва читается теперь за каждой православной службой в конце Вечерни.

После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал:

Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2: 34-35).

Таким образом, праздник Сретения Господня напоминает нам и о наступающем вскоре и Страстной седмице - времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном.

Узнала Господа и Анна пророчица - вдова 84 лет, которая жила при храме и служила Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия.

Вероятно, поклонение волхвов, которое вспоминается в праздник Рожества Христова, произошло после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет… Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.

Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360 году своей жизни. Он не боялся смерти, ведь обетование, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал на руках Мессию! И шел теперь рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.

Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в Православии. Обычно в 40-й день или позднее мать с ребенком приходит в храм. Женщине вычитываются молитвы «сорокового дня», после чего она уже может прикасаться к святыне и молиться в храме (до этого ей положено стоять в притворе). Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь. Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня.

Сретение Господне. История праздника

Праздник Сретения Господня - один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от , называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века:

Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст.

Затем праздник распространился во всех поместных Церквях, его стали совершать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили в 544 году.

В VI веке, в правление императора Юстиниана (527–565), Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва - эпидемия оспы, занесенной из Африки. Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно. В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом.

О празднике Сретения Господня встречаются упоминания в проповедях священномученика Мефодия Патарского (ок. 260 - 312), святителя Кирилла Иерусалимского (315 - 386), святителя Григория Богослова (329 - 389), святителя Амфилохия Иконийского (около 340 - после 394), святителя Григория Нисского (ок. 335 - 394), святителя Иоанна Златоуста (ок. 347 - 407).

Богослужение праздника Сретения Господня

Сретение Господне - необычный праздник. Он одновременно Господский и Богородичный. Читая тропарь празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице:

Р aдуисz њбрaдованнаz бцdе дв7о, и3з8 тебe бо восіS сlнце прaведное хrт0съ бGъ нaшъ, просвэщaz тeмныz. весели1сz и3 ты2 стaрче прaведныи, пріeмыи на рукY свободи1телz дш7sмъ нaшимъ, дaрующаго нaмъ воскrніе.

Тропарь празднику. Русский текст

Радуйся получившая радость (от Господа), Богородица Дева, потому что из Тебя возсияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся в неведении. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, подающего нам воскресение.

В кондаке мы обращаемся к Господу:

И $же ўтр0бу дв7чю њс™и1въ ржcтв0мъ си2, и3 рyцэ симеHни бlгослови1въ, ћко же подобaше предвари1въ, и3 нhнэ спaслъ є3си2 нaсъ хrтE б9е. но ўмири2 во бранёхъ житіE нaше, и3 ўкрэпи2 цRS, є3го2 же возлюби1лъ є3си2, є3ди1не чlколю1бче.

Кондак празднику. Русский текст

Исус Христос, освятивший Своим Рождением Девичью утробу и благословивший объятия Симеона, как надлежало; поспешивший (спасти нас), и ныне нас спас, Христе Боже. Дай мир обществу среди браней и укрепи возлюбленных Тобою людей, Единый Человеколюбец.

Также и величание празднику, обращенное к Господу Исусу Христу, прославляет одновременно Богородицу:

В еличaемъ тS, живодaвче хе7, и3 чтeм8 пречcтую м™рь твою2. є3ю1же по зак0ну нhнэ принесeсz в8 цRковь гDню.

Праздничные стихеры написаны известными церковными гимнографами - Анатолием ,патриархом Константинаграда (V век); Андреем Критским (VII век) ; Космой Маиумским , Иоанном Дамаскиным , патриархом Константинопольским Германом (VIII век) ; Иосифом Студитом (IX век) и многими другими. Они не просто рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их значение.

Стихеры на вечерни, написанные патриархом Германом, говорят о том, что Младенец, которого держит на руках старец, - Бог, принявший плоть для спасения людей:

Г lи, симеHне, кого2 носS на рукu2 в8 цRкви рaдуешисz; комY зовeши и3 вопіeши, нн7э свободи1хъсz, ви1дэхъ бо сп7са моегw2; сeй є4сть t дв7ы рождeисz. сeй є4сть t бGа бGъ сл0во, воплоти1выисz нaсъ рaди, и3 спасhи чlка. томY поклони1мсz.

«В eтхіи дeньми мLньствовавъ пл0тію …», - поют верующие слова церковных песнопений и удивляются смирению Божию. Господа, давшего людям Закон, Богородица приносит в храм Божий, чтобы исполнить установленное: «…по зак0ну зак0ну творeцъ, законъ и3сполнsz, в8 цRквь прин0ситсz …»

Вот стихера Андрея Критского объясняет нам, что́ означают два молодых голубя, принесенных в жертву в день Сретения Господня: «…ћкw супрu1гъ г0рличища несквeрную цRковь, и3 t kзhкъ н0выz лю1ди. голуби1нна же двA птенцA, ћкw начaлнику вeтхому же и3 н0вому …»

Праздничный канон, написанный Космой Маиумским, имеет краегранесие: «Христа радостно старец объемлет ». Это основная идея канона. В греческом оригинальном тексте первые буквы каждого стиха складывались в эту фразу. Каждый стих канона не просто рассказывает какую-либо деталь праздничного события, но и объясняет его значение, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаии, которому серафим подал горящий уголь, чтобы очистить уста.

N чищaетсz и3сaіz t серафи1ма ќгль пріeмъ. стaрецъ вопіzaше б9іи м™ри, ты2 ћкw клещaми, рукaма просвэщaеши мS. подaвши ми2 є3г0же н0сиши, свёта невечeрнz, (т.е. негаснущего) и3 ми1ромъ њбладaюща (т.е. владычествующего).

Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет припев - краткое хвалебное обращение ко Христу или Богородице, в зависимости от праздника. Хор повторяет его перед каждым стихом. Канон Сретению и в этом отличается от прочих: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных! Это позволяет молящимся глубже понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. «…Б Gон0се симеHне, пріи3ди2 подъи3ми2 хrтA, є3г0же роди2 дв7а чтcаz мRjz. N бьeмлетъ рукaма стaрецъ симеHнъ, содётелz зак0ну, и3 вLку всsческихъ. Н е стaрецъ менE держи1тъ, но ѓзъ держю2 є3го2. т0й бо t менE tпущeніz пр0ситъ. …»

————————

Библиотека Русской веры

В паремиях: в 1-й паремии (из книг «Исход» и «Левит») напоминается ветхозаветный закон посвящать Богу первенцев; во 2-й паремии (Исаии I, 1-12) описывается видение пр. Исаии, который узрел Бога Саваофа, седящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии (Исаии XIX, 1, 3-5, 12, 16, 19-21) содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении пред Господом идолов египетских и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Исусом Христом и разбились в прах.

В Апостоле (Евр. VII, 7-17) говорится о превосходстве первосвященничества Христа и жертв Им принесенных перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя. В Евангелии (Лк II, 23-40) повествуется о внесении Христа младенца в храм.

Таким образом, люди, молящиеся не только за Литургией, но приходящие и за вечернюю службу, имеют возможность узнать не только описание, историю события праздника, но понять его смысл и значение для каждого человека.

Сретение Господне. Народные традиции и обычаи

Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который по-разному празднуется старообрядцами и новообрядцами. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста. В древних богослужебных Уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новообрядцы в таком случае переносят праздник на один день раньше, на Прощеное воскресенье. В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно.

Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса. И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания (полиелеоса) молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения.

Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника - «Сретение» - объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом , т. е. начинают ослабевать морозы и в воздухе чувствуется приближение весны. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок - весною дожжок », - говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами ». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. е. травы будут дороги. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки.

Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».

Иконы Сретению Господню

Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432–440 гг., находим в мозаиках римской базилики Санта Мария Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.

Среди русских иконописных памятников Сретения одной из самых древних является фреска церкви Спаса на Нередице, XII в.

Иконописцы не случайно вводят в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона.

После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон.

На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.

Храмы Сретения Господня

Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде . Он был построен в 1533-36 гг., первоначально не имел алтарного выступа. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты. Храм перестраивался в XVIII–XIX вв. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов.

В настоящее время только одна старообрядческая церковь освящена во имя Сретения Господня - в селе Черкесская Слава Тульчинского уезда (Румыния). Поздравляем прихожан с престольным праздником!

> икона Сретение Господне

Икона Сретенье Господне (Встреча Во Храме)

Икона «Сретенье Господне» (или «Встреча Во Храме») имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников.

На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение - это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента.

Во время рождения Иисуса действовал закон Моисея, по которому родители обязаны были приносить сыновей-первенцев на сороковой от рождения день для посвящения Богу в храм. Именно исполняя данный закон, Иосиф и Мария принесли младенца Христа в храм Иерусалима. В храме Богомладенца принял трехсотлетний старец Симеон, названный позднее за это Богоприимцем.

На иконе «Сретения» изображены 5 фигур. В центре - дева Мария, передающая Иисуса, облаченного в коротенькую рубашку, не прикрывающую ножки, Симеону. Ее образ полон смирения, она покорно внимает словам предсказания старца, предрекающие ей страсти по сыну. Праведный старец принимает божественного младенца, благоговейно склонившись над ним. Младенец Иисус благословляет Симеона, отпуская его после долгих лет ожидания исполнения пророчества.

Позади Пресвятой Девы изображаются пророчица Анна и Иосиф. Благочестивая вдовица Анна узнала в младенце Спасителя и славила Бога. Иосиф же предстает на иконе держащим в руках голубиц, поскольку в те времена для очищения нужно было приносить в храм жертву. И, хотя Мария, являясь Приснодевой, не нуждается в очищении, святое семейство в точности исполняет Моисеев закон.

Икона «Сретенье Господне» обязательно присутствует в высоком иконостасе, увидеть ее можно практически в любом храме и церкви. Располагается она в третьем ряду среди прочих икон праздничного ряда. Также икона «Сретенье Господне» может присутствовать в домашнем иконостасе праведных христиан.

Самым древним изображением «Сретения», дошедшим до наших дней, является мозаика арки римской базилики Санта Мария Маджоре, написанная в период между 432 и 440 годами. В России самая древняя фреска «Сретенья Господня» находится в церкви Спаса на Нередице, выполнена она в 1199 году. Старинные фрески с изображением великого события Сретения можно увидеть в разных христианских соборах и церквях. Самая древняя икона «Сретенье Господне», датируемая XIV веком, хранится в Новгородском музее.

Перед иконой «Сретенье Господне» молятся, произнося кондак, величание и тропарь, те, которые читают во время праздничного богослужения. Молитва перед ней помогает верующим осознать величие события Сретения. Также пред иконой можно произносить молитву, именуемую «Песнь Симеона Богоприимца». Кроме того, перед иконой «Сретения» можно молиться о заключенных, опрощении их грехов и об их скорейшем отпущении.

Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. Таковой является икона «Сретение Господне».

Праздник Сретения Господня, когда младенец был принесен в храм Пресвятой Девой на 40 день после рождения, является одним из главных праздников в православном мире. Это ключевое событие перевернуло ход истории всего человечества. Судьбоносная встреча младенца Иисуса и Богоприимца Симеона дает нам еще один повод познать силу и могущество Отца Небесного.

Смысл иконы «Сретение Господне»

На иконе «Сретение Господне» изображены пять человек. Центральное положение занимает Богородица, которая передает своего сына Богоприимцу Симеону. Он относится к Младенцу как к великой святыне и с величайшей осторожностью прикасается к нему. Позади изображены муж Девы Марии Иосиф, стоящей за ее спиной, и пророчица Анна, которая находится позади Симеона. Изображение на иконе разделено на две части, обозначающие Новый и Ветхий Заветы. Иисус посередине соединяет обе части.
Иосиф, муж Марии, является хранителем нового и при этом принадлежит ветхому. Его задача - оберегать Деву Марию и ее Младенца. Он сложил руки и указывает на ключевую фигуру, свою жену. Художник мастерски вписал его фигуру, как бы выводя за край полотна, и при этом дал понять, в какую сторону следует двигаться, рассматривая икону.
Богородица изображена в смиренном преклонении с закрытыми руками - она только что передала свою святую ношу старцу. Ее жест повторяется и Богоприимцем. Трижды повторенный, он удостоверяет факт принесения и принятия святыни - Иисуса Христа, раскрывая главный смысл написанного: мать связана с произносимым пророчеством и покорно внимает словам, смысл которых понятен каждому. Страсти по Иисусу Христу разгорятся нешуточные, и мать первая пострадает, желая смягчить злые сердца. Симеон преклоняется перед Ней, признавая величие Господа и святость женщины, непорочно зачавшей.
Фигуры старца и пророчицы Анны практически сливаются с фоном и выглядят зыбкими и эфемерными. Мария, муж ее и младенец, наоборот, написаны четко. Художник подчеркнул смену эпох и искусно показал нам, что будущее первых предопределено пророчеством, и им суждено покинуть грешный мир и вознестись на Небеса. Цветовое решение написанной иконы также привлекает к себе внимание. Она словно разделена на равные части, каждая из которых имеет особый смысл. Нижний треугольник написан темными тонами, резкими контрастами. Это говорит о том, что он воплощает земной мир. Верхний треугольник написан светлыми красками, будто говорящими о том, что Симеону и Анне предстоит покинуть Землю, оставляя на ней Иисуса с матерью. Последними словами старца было пророчество, заканчивающее его долгую праведную жизнь:
«Ныне отпускаешь Ты раба своего, Владыка, по слову своему и с миром»
Сама икона выглядит очень празднично, с преобладанием ярких цветов. Красный подчеркивает торжество происходящего и важность судьбоносной встречи, а золотые оттенки и цвета охры дают понять, что композиция, написанная искусной рукой мастера, стремится к свету и отображает Небесное Царство, в которое попадут в скором времени праведные Симеон и Анна.
Помните, что в светлый праздник Сретения, как и в другие православные праздники, существуют некоторые запреты, которые церковь возлагает на своих прихожан.

Первые изображение принесения в храм Христа мы встречаем в V веке. Что значат символы иконы праздника, разъясняется в статье известного богослова Владимира ЛОССКОГО (публикуется в сокращении).

Так же, как Обрезание Господне, праздник принесения Младенца Христа в храм показывает нам, что закона Творец, закон исполняя, во храм приносится (вечерня, стихира, глас 1-й), ибо сказал Господь Моисею: Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, (потому что) Мои они (Исх. 13, 2), и о жертве очищения матери после рождения ребенка мужеского пола: По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику (Лев. 12, 6). В основе литургических текстов и иконографии Сретения лежит евангельское повествование об этом событии (Лк. 2, 22-39).

Первые известные изображения принесения Младенца Христа в храм мы встречаем в мозаике церкви Санта Мария Маджоре (V в.) и на эмалевом крестереликварии (полый крест, внутри которого хранятся мощи святого) конца V - начала VI века из Лютеранского музея. Иконография праздника Сретения окончательно складывается в период с IX по X век и с тех пор остается почти без изменений. Иногда мы видим Младенца Христа на руках Матери или тот момент, когда Она передает Его святому Симеону, но чаще всего сам Симеон держит Спасителя на руках. Младенец Христос никогда не изображается в пеленах: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. Сидя на простертых руках Симеона, Он благословляет его, как это изображено на нашей иконе. Это иконографический тип Христа Эммануила: «Младенца видев Тя, вопияше чудный Симеон: Превечнаго Слова, от Отца рожденна, страшуся и боюся руками моими объяти, Владыко, но с миром раба Твоего иский, ныне отпусти, яко Милосерд» (вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).

«Днесь древле Моисею в Синаи закон подавый, законным повинуется велением, нас ради яко Милосерд, по нам быв. Ныне Чистый, Бог, яко Отроча Свято, ложесна разверз Чистыя, Себе Самому яко Бог приносится, законныя клятвы свобождая и просвещая души наша» (вечерня, 2-я стихира на литии).

«Ветхий Деньми младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится, Своего закона исполняя обещанием, Егоже Симеон приим глаголаше: ныне отпущаеши с миром, по глаголу Твоему, раба Твоего: видеша бо очи мои спасение Твое, Святый» (вечерня, стихира на литии, гл. 1-й). Как и в евангельском повествовании, тема очищения Богоматери как бы забыта: средоточие праздника - Сретение Мессии: встреча Ветхого и Нового Заветов.

На нашей иконе Сретение происходит перед престолом, над которым возвышается киворий (сень). На престоле иногда изображают крест, книгу или свиток. По левую сторону от престола стоит Богоматерь, по правую - праведный Симеон. Богоматерь жертвенно простирает руки, покрытые мафорием. Она только что передала Своего Сына праведному Симеону. Святой старец, наклонившись вперед, держит Младенца на обеих руках, также закрытых ризою в знак благоговения. Богоматерь сопровождает Иосиф, неся в складках своего плаща жертву бедных родителей: двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 12, 8). Эти птицы считаются символами Церкви Израиля и церкви язычников, равно как и символами двух Заветов, единый глава которых - Христос. Святая пророчица Анна, дочь Фануилова... вдова лет восьмидесяти четырех (Лк. 2, 36), стоит позади Симеона на втором плане, как и праведный Иосиф. Слегка отвернувшись, она поднимает вверх голову, покрытую платом; на её лице отражается пророческое вдохновение.

Личность святого Симеона Богоприимца имеет особое значение. Его пророчество, одна из трех «песен Нового Завета», в течение всего Богослужебного года поется на каждой вечерне. В святом старце, принявшем на свои руки Младенца Христа, хотели видеть храмового священника. Одни утверждали, что он был законоучителем, сыном Гиллеля и отцом Гамалиила, наставника апостола Павла. Другие говорили, что он один из Семидесяти толковников, переводчик Библии, и что Бог хранил его жизнь до пришествия Мессии в течение 350 лет. Литургические тексты прославляют праведного Симеона, как величайшего пророка. Более чем Моисей достоин Симеон носить звание «Боговидца». Ведь Моисею Господь явился окутанный мраком, а «Симеон на своих руках Первовечное Слово Отчее воплощенное понесе и языком откры Свет, Крест и Воскресение» (вечерня, 7-я стихира на литии). Крест в этой стихире указывает на оружие, которое пройдет душу Марии. «Ныне отпущаеши» приобретает новый смысл. Пророк просит соизволения Господа возвестить в преисподней благую весть о воплощении. Адаму, «во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестив» (7-я песнь канона).

На нашей иконе ничто не указывает на священный сан Симеона; длинная ниспадающая одежда прикрывает его босые ноги до щиколотки. Как подобает назорею, у него непокрытая голова и длинные волосы. «Младенец Христос на старческих яко на престоле седит руках». В одном из припевов на 9-й песни канона говорится: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».

Сретение. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. V век. Здесь, как и во многих других сценах мозаического убранства этой базилики, Богоматерь изображена в царских одеждах, в окружении ангельской стражи.


Вид на предалтарную арку базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция «Сретение» находится справа в верхнем регистре мозаик.


Сретение. Фреска церкви Санта-Мария форис портас («за воротами») в Кастельсеприо (Италия, Ломбардия). Конец VII в. (?)


Сретение Господне. Миниатюра менология византийского императора Василия II - древнейшего из сохранившихся иллюстрированных сборников житий святых. Эта рукопись предположительно первой четверти XI века находится в собрании Ватикана (Vat. gr. 1612)


Сретение Господне. Мозаика кафоликона (соборного храма) монастыря Осиос Лукас (преп. Луки Элладского) в Фокиде (Греция). Около 1022 года.


Миниатюра из рукописи Евангельских чтений в собрании монастыря Дионисиат на св. горе Афон. (cod. 587) Третья четверть XI века.


Сретение Господне. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века


Сретение Господне. Фреска церкви св. Пантелеймона в Нерези (ныне - Македония). 1164 год.


Богоматерь с Младенцем из «Сретения». Фреска церкви св. Пантелеимона в Нерези.


Сретение. Фрагмент эпистилия темплона из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. Вторая половина XII века.


Сретение. Плохо сохранившаяся композиция на предалтарных столбах Кирилловской (св. Кирилла Александрийского) церкви в Киеве. Конец XII века


Общий вид на алтарную часть Кирилловской церкви в Киеве. То, что разнесенное по двум столпам «Сретение» находится на месте, где традиционно помещается «Благовещение» - уникальная особенность иконографической программы Кирилловских росписей. (Находящиеся выше фигуры Архангела и Богоматери из «Благовещения» принадлежат кисти М. Врубеля). И еще один момент - как видно из предшествующих памятников, в сложившейся в средневизантийский период иконографии праздника фигуры Марии, Иосифа, Симеона Богоприимца и пророчицы Анны разделены, как правило попарно, престолом с киворием над ним, который намекает на Святая Святых Иерусалимского Храма, в то же самое время изобразительно похож уже на собственно престол христианской Церкви. В пространстве же Кирилловской церкви этим престолом оказывается престол, реально стоящий в алтаре.


Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудера (Кипр). Около 1192 года.


Сретение Господне. Фрагмент т.н. суздальских «Златых врат» - врат собора Рождества Богородицы в Суздале. XII-XIII вв. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Сретение Господне. Фреска церкви св. Троицы монастыря Сопочаны (Сербия). 1260-е гг.


Мозаика Пьетро Каваллини в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме. Конец XIII века.


Сретение Господне. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на св. горе Афон. 1290.


Фреска собора Протата. Фрагмент.


Сретение Господне. Фреска церкви Успения Богоматери монастыря Грачаница (Сербия, Косово). Около 1321.


Сретение Господне. Фрагмент иконы из праздничного ряда Софии Новгородской. Собрание Новгородского музея-заповедника.


Сретение Господне. Фреска церкви Спаса монастыря Дечаны (Сербия, Косово). Середина XIV века.


Сретение Господне. Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря (ныне - Македония). Третья четверть XIV века.


Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря. Фрагмент.


Сретение Господне. Фреска церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Конец XIV века. Дореволюционное фото.


Фреска церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Фрагмент.


Сретение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора Владимира. Около 1408 года. Андрей Рублев и мастерская. Собрание Гос. Русского музея.


Сретение Господне. Икона-«таблетка» из серии лицевых святцев Троице-Сергиевой лавры. Вторая четверть XV века. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника / ризница Троице-Сергиевой Лавры.


Сретение Господне. Икона из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери. Середина XV века. Собрание Гос. Русского музея.


Сретение Господне. XV век. Икона из собрания афонского монастыря Пантократор.


Сретение Господне. Икона-«таблетка» из серии лицевых святцев Софии Новгородской. Конец XV века. Собрание Новгородского музея-заповедника.


Сретение Господне. Икона из праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1397 г. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника.


Сретение Господне. Икона из праздничного ряда собора монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский.


Сретение Господне. Первая половина XVII века. Собрание Ярославского художественного музея. Подобная усложненная иконография появляется в русском искусстве, вероятно, на рубеже XVI-XVII веков. Внизу слева изображен пророк Исайя, пишущий свои пророчества. Внизу справа помещено явление ангела Симеону, который, по преданию, переводил книгу Исайи для египетского царя Птолемея и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве примет». Ангел предсказал Симеону, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» В верхнем левом углу ангел с крестом в руках извещает Богоматерь о судьбе Ее Сына. Наверху в центре изображена Троица в иконографии «Отечество». Вверху справа помещено низвержение идолов, что является иллюстрацией к шестому икосу Акафиста Богоматери, повествующему о бегстве Святого семейства в Египет («идолы бо его (т.е. Египта), Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша...»). Внизу видна адская пасть с восстающими из нее праведниками и повергнутыми грешниками и дьяволом, что соответствует словам пророчества Симеона: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле…».


Сретение Господне. XVII век. Икона из собрания Псковского музея-заповедника.


Сретение Господне. XIX век. Из Богоявленского собора Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме.


Сретение Господне. Палехская икона XIX века.


Сретение Господне. Хромолитография типографии Е.И. Фесенко в Одессе. 90-е годы XIX века.


Современная греческая икона.

Множество икон посвящено святым и пророкам. Но помимо них есть иконы, которые были написаны в честь праздников и событий. Икона «Сретение» - одна из таких.

Сретение Господне — великий двунадесятый праздник , который очень важен для верующих. Его значение настолько велико, что было решено написать икону в честь праздника и сделать ее символом торжества еще в древности — примерно во втором-третьем веке нашей эры, в разгар борьбы христианства и язычества.

История и описание иконы

История иконы — это история праздника Сретения. Началось все с Рождества Христова, после которого прошло 40 дней. По традиции древних евреев, первого мальчика в семье нужно было посвящать в веру на сороковой день от рождения. Для этого проводился специальный ритуал с жертвоприношением, на который Дева Мария и Иосиф принесли двух голубей.

Иногда на иконе изображаются голубок и горлица, которые в католицизме стали особым символом добра и света. Почти всегда на иконе есть сама Дева Мария, Иосиф, Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, а также младенец Иисус. Образ отображает события того дня, когда Господь наш Иисус Христос принял древний обряд посвящения. Это был момент соединения двух величайших эпох. Именно с этой минуты и начался отсчет нашей эры. Это был горизонт, на котором встретились Ветхий и Новый Заветы. Это величайший момент в истории мира.

Принимал в веру и совершал обряд Симеон Богоприимец, который, по некоторым данным, прожил более двух столетий в ожидании младенца Христа, Мессии, который должен будет спасти мир. Пророчество исполнилось, как и было задумано Небесами и Отцом нашим Богом.

Сретение означает «встреча». Это величайшая встреча Бога в человеческом облике с миром. Эта икона полностью отражает суть праздника, его тайный смысл и всю мощь веры человеческой, поэтому многие священнослужители рекомендуют ее иметь в доме каждому христианину.

В чем помогает икона «Сретение Господне»

Образ «Сретение» — это уникальная икона, действие которой направлено на всестороннюю помощь верующему человеку. Это поистине чудотворный образ, наряду с другими иконами, посвященными двунадесятым праздникам. Она помогает практически во всем. Перед ней можно и даже нужно молиться каждый день. Она заменит любую другую икону такого типа. Ее можно повесить в любой комнате и использовать как молитвенную или оберегающую. Икона помогает людям видеть тайный смысл в любом событии, в любом действии других людей. Она наполняет душу верой и смыслом, ведь рядом с ней можно почувствовать некое божественное присутствие.

Молитва перед иконой

Читать можно любые молитвы, направленные к Богородице или Святой Троице, к Иисусу Христу. Это может быть «Отче наш» , «Живые помощи» , «Символ Веры» . Эти три самые главные молитвы — основа всему. Их должен знать каждый. Если вы хотите, то можете прочитать также специальную молитву ко дню Сретения:

«Господь наш, судьбу и замысел Отца Бога принявший, вечно будем мы рабами твоими недостойными, ибо не видим мы силы твоей без подсказок твоих. Дай нам знаний и мудрости, чтобы понять все, вокруг нас происходящее. Чтобы жизнь нашу направить по нужному пути, чтобы возлюбить твои заповеди и принять их за истину навеки. Заступница наша, Дева Мария, моли Бога о нас, о грешниках и о детях твоих непослушных. Не введи нас во искушение и помоги жизнь эту короткую прожить достойно, с улыбкой на лице, без скорби и уныния греховного. Да будет воля Божия на все времена, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь».

Где находится икона

Икона Сретения Господня есть во многих храмах. Этот образ наносится также на стены внутренние и внешние. Часто бывает так, что в храме есть икона Сретения. Встречается множество храмов, построенных в честь этого великого праздника, так что найти икону в каком-либо из них вам не составит труда.

День иконы «Сретение » — это непосредственно сам праздник 15 февраля. В этот день икона станет великолепным подарком близкому человеку или даже целой семье. Праздник этот является непереходящим, так что дата его не меняется. Иногда богослужение переносят на 14 число, но случается это крайне редко. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.02.2018 05:30

Сретение Господне - один из главных праздников православных христиан. В народе этот день всегда считался...