Икона иисуса вседержителя с разными глазами. Что нужно знать про икону

Подобно тому, как иконография Иисуса Христа занимает центральную часть всей древней православной иконописи, так и Спас Вседержитель (иконы фото представлено ниже) - образ, который занимает основное место среди всех многочисленных типов изображения Господа. Догматическое значение этой иконы очень велико: Христос - Царь Небесный и Судия, «Альфа и Омега, Начало и Конец, Господь, который есть, и был и грядет, Вседержитель». Практически в каждом православном храме в центральной части купола находится этот образ, который может встречаться в комплекте с традиционными русскими православными иконостасами или в виде одиночной иконы.

Описание иконы Спас Вседержитель

Спаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте.

Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая - «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу - «Ему возможно сотворить все», Он - «Правитель мира» и «Властитель всего».

Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу.

Древняя икона

Появление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений - это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.).

Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» - одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах.

Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.).

Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми.

Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия.

Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

Иконоборчество

Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий - как символ небесного начала, красный - мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

Спас Вседержитель: икона, значение

Перед образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела. Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов. Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей.

Помощь

Икону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку. Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему. Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш».

На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос - главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса.

Описано очень много разного рода чудес и исцелений возле этой иконы. Однако есть и те, кто считают иконы суеверием и обманом, но опыт показывает совсем обратное, по-настоящему верующий человек без молитвы не начнет свой день, как говорят с Богом хоть за синее море, но без Бога не до порога.

Отношение к иконам

Да и вообще, любая православная икона - это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего.

Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу.

Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву.

Почитание святынь

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все - и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

Уже две тысячи лет фигура бедного палестинского проповедника Иисуса родом из Назарета довлеет над всей европейской (и не только) культурой. Сегодня его последователи в общей сложности составляют более двух миллиардов человек, то есть более тридцати процентов всего населения планеты. И нет такой страны, где бы не существовала хотя бы небольшая группа верующих христиан. Вполне естественно, что образ Христа запечатлелся и в мировом художественном наследии, особенно в религиозной живописи и иконографии. Ярким выражением почитания Иисуса, например, в православии является икона Господа Вседержителя. Значение ее стоит в тесной взаимосвязи с православной теологией. Поэтому необходимо немного разобраться с ролью Христа в богословии.

Как и во всех христианских церквях, Христос в православном вероучении занимает центральное место. Это не всегда можно прочувствовать в практике современной Церкви, часто демонстрирующей косность и суеверия, сосредоточенные на культах святых и святынь. Но в своей теории и догматической доктрине православие — очень христоцентричная деноминация. Иисус, согласно ее посланию, — это второе лицо Святой Троицы — Всевышнего Бога, сотворившего весь мир. Три ипостаси единого Бога представляют Отца, Сына и Святого Духа, Второй из них — Сын — на рубеже эпох сошел на землю и по действию Святого Духа родился от земной женщины, приняв тем самым человеческую природу. Единая личность Христа, таким образом, соединяет в себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» две природы — божественную и человеческую. Поскольку он — Бог, то его также называют Господом. Будучи сам по себе безгрешным, Иисус взял на себя груз всех человеческих грехов, которые разделяют Творца и творение, и вознес их телом своим на крест. Будучи невинно осужден и распят, Христос искупил тем самым своей кровью человеческие грехи. На третий день он воскрес из мертвых, а на сороковой день после этого вознесся в занебесные сферы, где воссел по правую руку (метафорически выражаясь, ибо у Отца нет тела) от Бога-Отца, где с тех пор незримо и правит своей церковью и всем мирозданием. Таково вкратце православное вероучение об Иисусе Христе.

Иисус в иконографии

Икона, будучи «богословием в красках», стремится отразить догматическое понимание Спасителя. Именно в свете догмы следует интерпретировать канонический православный образ Христа. На иконе изображен всегда воскресший Христос, изнутри которого сияет божественный свет. Даже если изображение сюжетное, в котором запечатлены прижизненные деяния Спасителя, оно все равно показывает не земного Иисуса, а воскресшего. Поэтому икона всегда метаисторична, она раскрывает духовную суть события или личности, а не фиксирует физическую действительность. В конечном счете, образ — полностью символ. И каждый элемент в нем — это отражение своего духовного корня. Справедливо будет сказать, что икона изображает неизобразимое и показывает незримое. Все эти особенности включает в себя и икона Господа Вседержителя. Значение ее определяется греческим термином «Пантократор», что значит «всем владеющий, всем правящий, имеющий над всем власть, всесильный».

Описание типа «Пантократор»

Собственно икона «Господь Вседержитель» — это даже не икона, а иконописный тип изображения Христа. Согласно каноническим нормам, Спаситель в нем представлен в образе царствующей особы. Поза при этом может быть различной — он может стоять или сидеть на престоле. Также популярны поясные и оплечные варианты образа. Икона «Господь Вседержитель» сразу узнается и по положению рук Христа. В левой он держит кодекс, который символизирует собой его проповедь — евангелие. А правая рука чаще всего сложена в благословляющий жест. В целом это самый распространенный и узнаваемый иконописный тип Спасителя. Известен он начиная примерно с четвертого века. А самая старинная икона «Господь Вседержитель» на сегодняшний день — образ из Синайского монастыря шестого века.

Символика «Пантократора»

Как и любой иконографический тип, «Пантократор» имеет свой набор символов. Большая часть из них, однако, является плодом последующей рефлексии над уже сложившимся образом. Так что интерпретация отдельных деталей довольно условна. Икона Господа Вседержителя отражает богословское осмысление фигуры Христа — об этом уже было сказано выше. Если при этом Иисус облачен в императорские одежды, то этим подчеркивается его абсолютная власть над космосом. Если же одежды епископские, то Христос представляет собой первосвященника, искупителя, который принес себя в жертву за грехи человечества. В этом качестве он приносит в небесную скинию свою кровь и является в силу этого священником — посредником между Богом и людьми. Но чаще всего икона «Господь Вседержитель» изображает Христа в его повседневных одеждах — хитоне, то есть длинной рубашке и гиматии — плаще. На хитоне, однако, часто изображается клав — вертикальная золотая полоса, которая символизирует благородство и власть. В древности его могли носить только аристократы. Сам хитон с некоторых пор принято ассоциировать с церковью. Традиционный нимб символизирует духовный свет, а крест, вписанный в его окружность — крестную жертву.

Чтимые образы типа «Пантократор»

В заключение необходимо напомнить, что образ — это не сам Христос, и что любой из них, в том числе «Господь Вседержитель» — икона. 19 век несколько приуменьшил значение личной духовной дисциплины и практики, в результате чего церковное сообщество до сих пор страдает болезнью погони за чудотворными образами. В качестве примера такой чтимой иконы Спасителя можно привести образ 14 века Елеазаровский, хранящийся ныне в одноименном монастыре Псковской епархии.

Христос Пантократор из Синайского монастыря - энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора . Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии Иисуса Христа , а также стало применяться в иконографии святых .

Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и Небесного Царства . Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб , возможно, имевший инкрустации , ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды» . На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это их значение в последующих иконах Спаса заменили надписи на греческом языке, как развитие этого стиля .

Искусствовед Галина Колпакова отмечает:

Примечания

Литература

  • Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - М .: Азбука, 2010. - С. 236-240. - (Новая история искусства). - ISBN 978-5-9985-0447-1
  • Жизнь Христа в произведениях живописи. - М., Галарт, Арт-Пресс, 2001. - Стр. 14.
  • Лидов А. М. Византийские иконы Синая. - Москва-Афины: Христианский восток, 1999. - 146 с.
  • Βοκοτόπουλος Π. Λ . Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές Εικόνες. - Αθήνα, 1995. - Σ. 191, εικ. 1-2.
  • Holy image, hallowed ground: icons from Sinai / ed. by Robert S. Nelson and Kristen M. Collins. - Los Angeles: Getty Publications, 2006. - pp. 51–52, fig. 50.
  • Manolis Chatzidakis and Gerry Walters . An Encaustic Icon of Christ at Sinai // The Art Bulletin, Vol. 49, No. 3 (Sep., 1967), pp. 197–208.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Христос Пантократор из Синайского монастыря" в других словарях:

    Иконы Спасителя Спас Вседержитель … Википедия

    ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… … Православная энциклопедия

    ЕГИПЕТ - Развалины рим. базилики в Гермополе. V в. Развалины рим. базилики в Гермополе. V в. [Арабская Республика Египет (АРЕ); араб. ; копт. khme], гос во в сев. вост. части Африки и на Синайском п ове в Азии, к его территории также относятся неск.… … Православная энциклопедия

    ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - [греч. ᾿Ιωάννης τῆς Κλίμακος] (VI VII вв.), прп. (пам. 30 марта и в 4 ю Неделю Великого поста), игум. Синайского монастыря, автор классического произведения визант. аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Житие Основным… … Православная энциклопедия Энциклопедический словарь

    ИОАНН ПРЕДТЕЧА - [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… … Православная энциклопедия

О.Е. Этингоф *

*)Статья была прочитана в виде доклада на конференциях «Сергий Радонежский и художественная культура Руси XIV–XV веков» в ГИИ г. Москвы в 1992 г., «Выставка икон критской живописи» в Муниципальной библиотеке Викелайа г. Ираклеон 24 октября 1993 г.

«Христос Пантократор». Икона. Вторая четверть XV в. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Икона «Христос Пантократор» из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве – памятник хрестоматийный, давно известный . Вместе с тем он в последнее время незаслуженно оказался на периферии внимания русских византинистов. В данной статье предпринимается попытка новой, более точной, датировки иконы и рассмотрения ее места в контексте позднего византийского искусства накануне падения Константинополя, а также по отношению к истокам стиля критской школы иконописи .

Благодаря разысканиям Ю.А. Пятницкого нам достоверно известно, что этот памятник происходит из Константинополя . В 1914 г. М. Савостин привез его из Стамбула, где и приобрел. В том же году икона перешла в коллекцию И.С. Остроухова, затем до 1929 г. хранилась в Музее иконописи и живописи им. И.С. Остроухова, откуда поступила в ГТГ, а в 1933 г. В.Н. Лазарев, комплектовавший коллекцию византийских икон в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), добился ее передачи в это собрание .

Мнения о датировке иконы в научной литературе существенно расходятся. В статье, посвященной поздним византийским иконам, В.Н. Лазарев датировал ее не ранее первой половины XV в. , а в «Истории византийской живописи» относил ее к рубежу XIV–XV вв. . Подобная же датировка, но еще более широкая, была дана в каталоге выставки 1975– 1977 гг. «Искусство Византии в собраниях СССР»: вторая половина XIV – первая половина XV в. . Г.В. Попов относил икону к более поздней эпохе – ко второй половине XV – первой половине XVI в. .

В киноварных медальонах на золотом фоне в верхних углах иконы расположена монограмма Христа (IС ХС).

Иконографически образ следует традиционному поясному варианту типа Христа Пантократора, средовека с короткой бородой, представленного анфас, с Евангелием перед грудью в левой руке и благословляющим жестом правой. Фигура Христа изображена с чуть более высоким «срезом», чем было принято в классические эпохи византийского искусства, что может свидетельствовать о ее создании в поздний период. Тип лика также соответствует древней традиции, он трактован почти строго фронтально, в то время как прическа, оставляющая полуоткрытыми уши, дана заметно асимметрично с крупной прядью за левым плечом. Голова окружена крестчатым нимбом. Христос облачен в пурпурный хитон с золотой каймой на правом плече, не закрывающий шею, и зеленый плащ, который покрывает левую руку, плечи и грудь под правой рукой, а также перекинут через левое плечо за спину. Евангелие представлено с застежками, золотым обрезом, с изображением инкрустации драгоценными камнями и жемчугом на переплете.

Образ Христа продолжает традицию второй половины XIV в.: сам иконографический тип, трактовка фигуры в целом, монументального торса, крупной головы и лика, скульптурной шеи, пластичных рук на иконе из московского музея следуют классицистическим образам XIV в. Несомненно, одним из центральных памятников этого круга является икона «Христос Пантократор» 1363 г. из ГЭ, происходящая из монастыря Пантократора на Афоне, созданная столичными мастерами по заказу основателей монастыря великих стратопедарха Алексея и примикирия Иоанна .


«Богоматерь Одигитрия». Икона. Начало XV в. ГТГ

Форма доски иконы из ГМИИ им. А.С. Пушкина совершенна и близка по пропорциям к классическому соотношению золотого сечения. Фигура гармонично вписана в поле доски, даже «срез» ее не очень высок, он восходит к пропорциям идеальных образов XIV столетия. Трактовка рисунка фигуры, головы, рук также коренится в палеологовском искусстве. Однако во многих деталях характер рисунка изменился. Он построен так, что в целом классицистическая фигура как бы утрачивает плотность и объемность палеологовских образов. Общий абрис головы тяготеет к единой округлой форме, волосы высоким ореолом обрамляют лик. Очертания бровей, надбровных дуг, глаз и других деталей – носа, губ, ушей, пальцев рук – также трактованы с помощью чрезвычайно активного рисунка, тяготеющего к геометричности и жестко размечающего форму. Жест благословляющей правой руки с отставленным мизинцем имеет чуть заметный оттенок манерности.

Техника многослойного личного письма в иконе виртуозна: темно-зеленая санкирь, темные и светлые охры, легкая подрумянка, которые образуют сплавленные, упругие и светящиеся поверхности, покрытые каллиграфически тонкими белыми движками и крупными «сгустками» светов. Прекрасно выполнено и письмо драпировок с глубокими тенями в складках и пробелами, как и золотой ассист каймы хитона и Евангелия.

Сумрачный колорит, который создан комбинацией темно-пурпурного хитона, не синего, но темно-зеленого с синеватым оттенком плаща, золота, а также киноварных, черных и белильных акцентов сдержан и благороден. Сочетание зеленой карнации в личном письме и зелени плаща, почти черного в тенях, создает общую зеленовато-холодную напряженную гамму, которая подчеркивает по контрасту обилие теплого золотого и белильного светоносного излучения. Подобный холодный колорит не свойствен памятникам XIV в., зато обычен для живописи первой половины XV столетия.

Принцип множественности способов передачи сияния и излучения Божественного света, пронизывающего материальную форму, ярко проявился в искусстве XIV в., начиная с 1360-х годов и на протяжении последующих десятилетий как в иконописи, так и в монументальной живописи . Он воплощен во многих памятниках второй половины века, в частности в иконах «Христос Пантократор» 1363 г. (ГЭ), «Богоматерь Перивлепта» из Троице-Сергиевого монастыря конца XIV в. , а также иконах деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, традиционно приписываемых кисти Феофана Грека .

В иконе «Христос Пантократор» из московского музея также использованы самые разнообразные приемы «материализации» света в живописи: нежные плави, концентрирующиеся в крупных светящихся пятнах на лике и руках, тончайшие штрихи, «графической» сеткой покрывающие лик и руки, светоносность самой фактуры эмалевидной сплавленной живописи, изысканный ассист, светящийся золотыми лучами, крупные мягкие пробела на волосах, хитоне и плаще. Свет пронизывает все: волосы, тело, одеяния, Евангелие, нимб, пространство. Огромное поле золотого фона – это некая светящаяся субстанция, которая словно расширяется, излучая свет. И наконец глаза Христа – еще один источник сияния. «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А.С. Пушкина – своего рода собранный в одном произведении «компендиум» художественных приемов передачи свечения Божественной энергии, сообщенной земному миру. Очевидно, что все эти приемы и средства восходят к искусству круга паламитского исихазма XIV в., когда они были разработаны программно в качестве целой системы, соответствовавшей духовным исканиям эпохи.

Но в самой скрупулезной последовательности подбора приемов, некоей артистической «энциклопедичности» есть оттенок ученого систематизаторства, подведения итогов, маньеристической игры, перерабатывающей известные методы. Все эти качества ощущаются как некая ретроспективная стилизация. В это искусство привнесены и новые формальные элементы наряду с последовательным использованием палеологовского художественного арсенала как классицистического, так и воплощающего паламитские идеи. Среди приемов, нетрадиционных для искусства палеологовской эпохи, применявшихся в иконе из московского музея, следует отметить использование едва заметной игры света и тени для моделировки форм и некоторой живописности в трактовке белильных светов на выпуклых частях лика, шеи и рук как и несколько нарочитую заглаженность поверхностей. Данная характеристика стиля не содержит никаких негативных оттенков. Напротив, «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А.С. Пушкина – образ непревзойденной сдержанной силы и одухотворенности. Взгляд Христа, властно обращенный к предстоящему, притягивает и вовлекает зрителя в мощное излучение Божественных энергий, исходящих от его свечения. Икона создана не только виртуозным мастером, но и человеком выдающегося духовного дарования.


«Христос Пантократор». Икона. 1363 г. ГЭ

Отмеченные качества стиля свидетельствуют в пользу датировки не ранее XV в., причем, по-видимому, второй его четверти. Подобный стиль свойствен тому искусству заката империи, которое В.Н. Лазарев, например, называл академическим , а М. Хатзидакис – маньеристическим . Значение организующего графического начала, новые детали в очертаниях фигуры, холодный, иногда резкий колорит, сдержанность образов, каллиграфия светов, сглаженность поверхности и суховатость живописи, переработка старых приемов и методов палеологовской живописи – всё это черты последней фазы искусства столичного круга, последнего расцвета незадолго до падения Константинополя. Вехами развития этого стиля могут служить иконы «Богоматерь на троне» из монастыря Св. Екатерины на Синае и «Богоматерь Одигитрия» начала XV в. (ГТГ). Но особенно ярко это искусство конца культуры, конца великой цивилизации проявилось в росписях собора монастыря Богоматери Пантанассы в Мистре, созданных столичными мастерами, которые датируются около 1428 г. . Как отмечали уже многие исследователи, прежде всего, В.Н. Лазарев и М. Хатзидакис, этот последний константинопольский или близкий столице стиль – отправная точка традиции критских иконописцев . Не случайно об иконе «Троица» из собрания ГЭ второй четверти XV в. нет единого мнения, происходит ли она с Крита или Пелопоннеса, будучи сопоставима по стилю с росписями Пантанассы .


«Христос Пантократор». Икона. Начало XV в. Крит, Анатолия

Многие константинопольские художники эмигрировали на Крит задолго до падения Константинополя, по крайней мере, с конца XIV в. Примечательно, что среди икон раннего XV в. на Крите встречаются образы, подобные иконе «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А.С. Пушкина, несомненно, связанные с константинопольской традицией. Такова икона Христа из Анатолии близ Иерапетры начала XV в. . Здесь использована та же иконография, общий абрис фигуры, форма головы и прически, трактовка лика с темно- зеленой карнацией и «графической» сеткой светов, жест благословляющей руки с отставленным мизинцем.

Связь между константинопольской и ранней критской художественной традицией особенно отчетливо проявилась в творчестве знаменитого мастера, известного под именем Ангелоса Акотантоса . Иконы, подписанные этим именем, известны давно, они многократно публиковались М. Хатзидакисом и другими авторами в качестве памятников XVI–XVII вв. . Такая поздняя датировка его творчества была принята, поскольку на подписной иконе «Богоматерь Одигитрия» из собрания монастыря Св. Георгия в Каире имелась надпись с датой 1604 г. Благодаря публикации М. Вассилаки и надпись, и дата признаны теперь фальшивыми . После публикации документов и биографических данных о художниках, в том числе об Ангелосе, существенно изменились традиционные представления о хронологии поствизантийского искусства, критской школы и ее взаимодействия с Константинополем . Творчество Ангелоса относится, в основном, ко второй четверти и середине XV в. Критский мастер работал, по-видимому, в течение 1430-х – начала 1450-х годов на Крите в Ираклионе, где у него была мастерская, в 1436 г. ездил в Константинополь оформить завещание. Это первый из знаменитых критских иконописцев, его творчество по времени практически не выходит за хронологические рамки искусства византийской империи. Ангелос Акотантос является своего рода связующим звеном между последним расцветом константинопольского стиля и критской школой. В настоящее время мастеру приписывается более сорока подписных и неподписанных икон.

Ангелос создал целую серию различных образов Христа. К их числу относится «Христос на троне» из музея в Закинтосе на Крите , три иконы в иконографическом типе «Христос виноградная лоза» из монастырей Одигитрии в Кенуриу , Врондизи и Маллон на Крите . Ангелосом написано и несколько икон с изображением Деисуса, в которых образ Христа хотя и значительно варьировался, но следовал той же общей типологии. Среди них две иконы, хранящиеся в монастыре Св. Екатерины на Синае, одна из них подписная . Известно, что Ангелос был связан с Синайской метохией в Ираклионе, неудивительно поэтому, что он мог выполнять заказы для синайского монастыря.



Ангелос. «Христос виноградная лоза».
Икона. Середина XV в. Крит, монастырь Маллон


Ангелос. «Деисус». Икона. Середина XV в.
Синай, монастырь Св. Екатерины

Ангелос. «Христос на троне».
Икона. Середина XV в. Крит, Закинтос


Ангелос. «Деисус».
Икона. Середина XV в. Крит, монастырь Вьянну


На другой из этих икон изображен св. Фанургиос, который многократно встречается в произведениях мастера . Еще два «Деисуса», которые связывают с именем Ангелоса, хранятся в коллекции Каннелопулоса в Афинах и в монастыре Агиа Мони в Вьянну на Крите . При всем разнообразии этих икон тип образа Христа, очертания его головы, детали облачения, жесты, трактовка письма и наложения светов, несомненно, сходны с московской иконой. Особенно поражает близость ликов Христа в Деисусе из монастыря Вьянну и в иконе из ГМИИ.

Это сходство можно проследить и по другим произведениям мастера, например, по иконе «Богоматерь живоносный источник» из монастыря Одигитрии в Кенуриу на Крите . Стиль в целом, миниатюрность и сглаженность приемов письма, разнообразие трактовки светов, использование элементов игры света и тени для моделировки форм, виртуозность техники, гармоничность холодноватого и сумрачного колорита, а также сдержанность образов со светящимся взором, несомненно, указывают на общие истоки. Однако при подобном сравнении обнаруживаются и различия.


Ангелос. «Богоматерь живоносный источник».
Икона. Середина XV в. Крит, монастырь Одигитрии в Кенуриу

В произведениях, подписанных Ангелосом или связанных с его именем, очевидно скрупулезное следование константинопольским образцам. Но большинству икон этого круга свойственно некоторое видоизменение и модификация приемов столичного искусства, в частности, более свободным становится наложение светов и трактовка объемов, мягче рисунок, в некоторых памятниках уже отчетливо ощутимы итальянские влияния, что определялось критской средой. Иконы Ангелоса производят впечатление некоего вторичного искусства по отношению к константинопольской традиции. Образы его, как правило, более мелкие, письмо их значительно суше трактовано. Игра света и тени, едва намеченная в иконе из ГМИИ, превращается в произведениях, приписываемых Ангелосу, в подобие реальной светотени. Кроме того, они отчасти утрачивают и мощь духовного содержания, а также строгость следования столичной художественной традиции палеологовской эпохи, которые еще столь сильны в московской иконе.

Во всяком случае, сопоставление иконы «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А.С. Пушкина с памятниками, приписываемыми Ангелосу, которые были созданы в течение 1430–1450-х годов, дает возможность довольно точно датировать ее тем же периодом или чуть раньше, т.е. второй четвертью XV в., возможно, 1420–1430-ми годами. Это же и эпоха росписей церкви Богоматери Пантанассы в Мистре. Можно предположить, что «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А.С. Пушкина был создан в среде, выходцем из которой был Ангелос. Вероятно, она принадлежит к кругу памятников, доступных знаменитому критскому мастеру и служивших для него образцами. Сведения о провенансе, достоверно свидетельствующие о приобретении иконы в Константинополе, весьма знаменательны. Икона принадлежит к числу единичных в мире памятников, о которых документально подтверждено, что они происходят из столицы византийской империи. Икона очень крупная, ее размеры – 122,5 на 80 см. Это, несомненно, храмовая икона, предназначенная для иконостаса. В настоящее время известно о значительных перевозках партий икон в XV в. на кораблях, в частности, на Крит. Однако в данном случае нет оснований предполагать, что икону могли написать где-то вне столицы, а затем транспортировать такую большую доску в Константинополь. Скорее всего, икона из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина – редкий пример памятника, происходящего из иконостаса какого-то из константинопольских храмов. Если принять данную версию, то это задает и верхнюю границу для датировки памятника. Более чем сомнительно, что после 1453 г. такого масштаба и качества храмовую икону могли написать в столице поверженной империи. Константинополь, Фессалоники и другие крупные города просто перестали быть очагами христианской культуры, а художники бежали на периферию страны.

Московская икона, по-видимому, создана выдающимся, ярко индивидуальным мастером столичного искусства периода заката империи. Данный памятник чрезвычайно важен для позднего византийского искусства. Эта икона, достоверно происходящая и скорее всего и созданная в Константинополе; икона храмовая, предположительно, из иконостаса. Стиль иконы коренится в художественной и духовной традициях столичного искусства второй половины XIV в.; ее можно сравнительно точно датировать второй четвертью XV в. Икона «Христос Пантократор» может служить отправной точкой творчества знаменитого критского мастера середины XV в., а вместе с ним и всей критской школы, крупнейшей художественной школы поствизантийского искусства.

О.Е. Этингоф


Примечания

1. ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. № 2863. 122,5 на 80 на 5 см. Темпера, левкас, доска составная из трех частей (кипарис), шпонки накладные по диагонали, ковчег накладной, возможно, позднейший, паволока. Оборот покрыт левкасом. Небольшие утраты левкаса и красочного слоя, особенно по месту стыка досок, многочисленные трещины. Потертости красочного слоя и золота. Местами икона поновлена. В целом памятник редкий по сохранности. Икона экспонировалась на выставках: «Искусство Византии в собраниях СССР». - М., ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1977; «Поствизантийская живопись. Иконы XV–XVIII веков из собраний Москвы, Сергиева Посада, Твери и Рязани». – М., ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1991.

2. В краткой форме эта попытка изложена в каталожных описаниях: Εικόνες της κρητικής τέχνης ("Από τον Χάνδακα ως την Μόσχα και την Αγία Πετρούπολη). Κατάλογος έκθεσης στη Βασιλική του Αγίου Μάρκου και στο Ναό της Αγίας Αικατερίνης, Ηράκλειο, 15 Σεπτεμβρίου – 30 Οκτωβρίου 1993. Εισαγωγή Μανόλης Χατζηδάκης, Επιμ. Μανόλης Μπορμπουδάκης, [Βικελαία Βιβλιοθήκη – Πανεπιστημιακές Εκδόσεις Κρήτης]. Ηράκλειον, 1993. Ρ. 435–437. № 85 (далее – Eikones, 1993); Поствизантийская живопись. Иконы XV–XVIII веков из собраний Москвы, Сергиева Посада, Твери и Рязани: Каталог выставки. – Афины, 1995. № 1. С. 189.

Христос Пантократор из Синайского монастыря - икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью. Благодаря этому иконописный образ демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса - один милующий, а другой отвергающий. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того времени, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различных выражений лица, отражает идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.

На синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и Небесного Царства. Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это их значение в последующих иконах Спаса заменили надписи на греческом языке, как развитие этого стиля.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает двойную природу Иисуса Христа.