Икона божией матери грузинская молитва. Икона божией матери «грузинская

ГРУЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Грузинская икона Божией Матери воистину легендарна: помнит она и налеты черемисов-язычников на только что рожденный монастырь, и страшный пожар 1689 года, уничтоживший все монастырские строения, и жестокие гонения эпохи революции.

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через 3 года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.

В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь, что на реке Пинеге, близ Архангельска. Первоначально обитель была названа Черногорской, потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через 4 года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию. Он передал святыню монахам Красногорской обители, где специально для нее строит церковь и снабжает её необходимой утварью и книгами.

Икона оказалась чудотворной. Монах обители - слепой и глухой Питирим после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать. В 1658 году патриарх Никон, в свою бытность митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от образа Грузинской Божией Матери и установил ему празднование 22 августа.

Слава о Грузинской иконе доходила до самых дальних уделов Русской земли. В царствование Алексея Михайловича крестные ходы с чудотворным образом проходили не только по главным городам России - Москве, Устюгу, Вологде, Переяславлю-Залесскому и др., но доходили даже до реки Лены в Сибири. Сохранилось свидетельство, что в 1698 году было постановлено каждый год приносить святую икону в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же был написан и канон иконе смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.

В селе Ключареве, Корчевского уезда, Тверской епархии Грузинская икона Божьей матери удивительным образом помогла избавиться от червя, напавшего на засеянные поля. Во время крестного хода с образом пошел сильнейший дождь, вызвавший червя из земли, а налетевшие откуда ни возьмись в огромном количестве птицы склевали его.

Подлинник Грузинской иконы Божьей Матери до наших дней, к сожалению, не сохранился .

Руины Красногорского монастыря на реке Пинеге, Архангельская область

В 20-х годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Либо он был похищен, либо продан советским правительством за границу. Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.

В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым - изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския» . В иконе находятся 4 мощевика.

С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными. Три из них находятся в Москве.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Грузинской Богоматери) (Никитников переулок, 3)

В Храме Троицы Живоначальной в Никитниках находится список 1654 года, сделанный предположительно Симоном Ушаковым - «первоклассным изографом царской школы». В тот год в Москве свирепствовала эпидемия моровой язвы и как раз в это время из Красногорского монастыря была привезена Грузинская икона Божьей Матери для "поновления живописи и наложения новой ризы". Икона была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках. Список с нее заказал серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов после того, как после молебствования с этой иконой перед тяжело больным сыном тот исцелился.

Другой чудотворный список ранее прина длежал Алексеевскому женскому монастырю, расположенному на месте нынешнего храма Христа Спасителя.

Алексеевский женский монастырь на месте нынешнего Храма Христа Спасителя

Его обретение датируется также 1654 годом и связано все с той же эпидемией язвы. Монахиня монастыря, вспомнив о чудотворной Грузинской иконе, находившейся в это время в Москве, хотела попросить ее об исцелении. И вот в ночь ей было видение неизвестного монаха, сказавшего: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее - и увидите на себе милость Божию. Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям». Сестры монашки после долгих поисков увидели в церковной ризнице встроенный в стену шкаф, похожий на пещеру, где и обнаружился святой образ. После молебна перед ним болящая выздоровела, а вскоре чума в Москве сошла на нет. По повелению царя Алексея Михайловича удивительную икону украсили драгоценным окладом. Ныне список находится в Храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В память избавления от чумы в 1654 г. было дополнительно установлено празднование иконе 15 августа.

Третий список находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудеса от этой иконы снискали ей благочестивое почитание как в простом народе, так и среди высочайших особ. Так Государыня Императрица Анна Иоанновна вызывала икону в Санкт-Петербург, где она по Высочайшему распоряжению была украшена дорогим окладом с изобилием драгоценных камней. Также икона пользовалась почитанием у Государя Императора Александра Первого, который, посещая Москву, неоднократно молился перед ней, и, однажды узнав о том, что икона была ограблена, приказал поставить для охраны святого образа солдата-ветерана.

Во время гонений начала XX века храм Покрова Божией Матери на Воронцовом поле был разрушен, с иконы были сняты все драгоценности, а сам образ был перенесен в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла на Яузе. В настоящее время этот святой образ находится в храме святителя Мартина Исповедника, что на ул. Солженицина , в приделе Грузинской иконы Божией Матери.

Храм святого Мартина исповедника в Москве
(ул. Александра Солженицына,бывшая Б.Коммунистическая, д.15., м."Таганская" или "Марксистская")

В храме

Образ Грузинской иконы Божией Матери в Храме святителя Мартина исповедника приобрел новую ризу в престольный праздник 4 сентября 2009 года

Еще один очень чтимый список с Грузинского образа хранится в Раифском Богородицком мужском монастыре Казанской епархии . Здесь еще до 1670 года была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, в которую митрополит Лаврентий заказал одному из лучших казанских иконописцев точную копию с чудотворной иконы. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление.

В 1689 году в Раифской обители произошло огромное несчастье - пожар. Не все священные предметы и вещи удалось вынести из храмов и келий. К великому счастью, чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена. Лишившись пристанища, некоторые из иноков ушли в другие монастыри, а некоторые остались жить на пепелище. Увидев такую преданность вере в Промысл Божий, митрополит Казанский Адриан решил восстановить обитель, но сделать уже в камне - наподобие московского Воскресенского монастыря (Нового Иерусалима).

В храме

Чудотворная Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре

Список второй половины XVII в. (Раифский Богородицкий монастырь)

Список, находящийся ныне в Раифском монастыре, - самый древний из известных.

По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к типу Одигитрия ("Путеводительница").

Иконографически Грузинский образ схож с иконой Божией Матери и относится к типу Одигитрия . Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повёрнутая обнажённой подошвой наружу. Иконография Грузинской иконы имеет аналоги среди других Грузинских иконописных памятников X—XVI веков и особо была распространена в Кахети.

Народная молва приписывает чудотворному образу Грузинской Пресвятой Богородицы особую благодать исцелять от многих неизлечимых болезней, например, от болезней желудка, опухолей тела, различных глазных и зубных заболеваний, освобождать одержимых нечистыми духами, а также помогать женщинам, страдающим бесплодием.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4-й
Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пусьтыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обительнашу и вся страны Христианския от всех навет вражиих, и спаси душа наши, яко милосердная заступница рода Христианского.

Кондак, глас 8
Тебе, избранней от всех родов Божией Матери, / благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твоя, // да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Грузинской
Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. А минь.

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Чудотворная икона Божией Матери «Грузинская»… Наверное, нет никого, кто, бывая в Раифе, не поклонился бы этому образу. Перед ним возносятся теплые молитвы паломников из разных уголков России и других стран мира. И для всех людей, приходящих с верою и любовью, открывает свое сердце Пречистая Владычица!

В 2017 году исполняется 25 лет со дня возвращения святыни в Раифский Богородицкий мужской монастырь.

В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону, и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские пределы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование.

В 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю).

После 1661 года, когда началось основное строительство Раифского монастыря , Казанский митрополит Лаврентий пожелал дать на благословение устрояемой пустыни Раифской Грузинскую икону Божией Матери. Он отправил одного из лучших иконописцев в селение Черную Гору, находящуюся в 16 верстах от города Холмогор Архангельской губернии для снятия точного списка с чудотворной иконы. Выбор его был не случаен. До назначения в Казань он служил на севере - в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской области (Архангельской области). В то время именно там находилась эта чудотворная икона. Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России, например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие. Крестные ходы с ней доходили до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою». В 1698 году было постановлено: каждый год этот образ приносить в город Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Федором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

По принесению в Казань списка иконы митрополит Лаврентий в сопровождении начальников и бесчисленного множества народа лично препроводил икону во вновь отстроенный Раифский монастырь. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу чудотворной.

Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков. Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Грузинския» снизу: «1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского». Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне. Венцы на Спасителе и Божией Матери, равно как и короны, осыпаны драгоценными камнями. Всего же с жемчугом и прочими украшениями риза по оценке ювелиров того времени стоила более 10 тыс. Рублей. При иконе имелся серебряный ковчег весом 7 фунтов 90 золотников. В 1876 г. вся риза вновь перенизана в Казанском Богородицком монастыре под наблюдением игуменьи Анфиньи.

При закрытии Раифской обители во времена безбожной советской власти, икону спасли учёные Казанского университета. Найдя её среди мусора на полу разорённого храма и передав в храм святых Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в городе Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.

Возвращение иконы состоялось на первом богослужении во временном храме вновь возрождаемой обители — 14 августа 1992 года в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (по преданию, в этот же день были освящены первые храмы обители при ее основании). Его возглавил епископ Казанский и Марийский Анастасий, собралось множество духовенства. Преосвященный предполагал торжественно с крестным ходом перенести икону из Казани и надлежащим образом к этому подготовиться. Поэтому он не думал привозить ее в Раифский монастырь на первую Божественную литургию. Но перед самой поездкой решил взять святыню в монастырь. Икона была помещена вверху иконостаса и, во избежание кражи, ее накрепко прикрутили толстой проволокой так, что быстро снять ее оттуда было нелегко. Но когда епископ Анастасий сам поднялся по приставной лестнице наверх иконостаса, икона к общему изумлению свободно и легко пошла к нему в руки.

Сразу после первой Литургии в Раифском монастыре был отслужен молебен перед Грузинской иконой Божией Матери. Так устроилось что, и возрождение сей обители, было ознаменовано возвращением чудотворного образа. Богородица не захотела ни на один день оставлять свою обитель и явилась туда вновь.

икона Божьей Матери «ГРУЗИНСКАЯ»


Описание Грузинской иконы Богородицы:

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через три года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.

В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь в Архангельской епархии. Первоначально этот монастырь, построенный на горе, покрытой дремучими (чёрными) лесами, назывался Черногорским. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через четыре года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию, где и передал святыню монахам Красногорской обители.

Грузинская икона Божией Матери вскоре прославилась совершаемыми возле неё чудесами исцеления. Так, к монаху Питириму, после его молитв у чудотворного образа, полностью вернулись утерянные зрение и слух. Уже в 1650 году новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, исследовав зафиксированные исцеления от молитв перед чудотворной иконой Божьей Матери, установил день её празднования – 22 августа.

Слава о чудотворной Грузинской иконе Божией Матери быстро распространилась по всей Руси. Хроника времен царствования Алексея Михайловича свидетельствует, что чудотворный образ носили во многие российские губернии, даже на Лену в Сибирь. В грамоте 1698 года говорится: «Чрез образ Грузинской Пресвятая Богородица и прежде и ныне творит многие чудеса и исцеления приходящим с верою». В настощее время в Москве почитаются несколько списков (копий) древнего образа. К сожалению, подлинник чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы не сохранился.

Иконографически Грузинский образ схож с ИЕРУСАЛИМСКОЙ иконой Божией Матери .

______________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Грузинская» молятся об избавлении от моровой язвы, эпидемии, чумы, об исцелении от глухоты и болезней ушей, слепоты или иной болезни глаз.

Молитвы к пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Грузинская»

Молитва первая

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже Владычице Богороди-тельнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пе­ние возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления на­ша и подающей с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокажен-ных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни врачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недо­стойных рабех Твоих, славящих Тя и почита­ющих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему и надежду имущих невозвратну, и ве­ру несумненну, к Тебе Приснодеве, Преславней и Непорочней, славящих и чтущих и по­ющих Тя во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К Тебе, Богоизбранная Отроковице, Пресвятая Дево Богородице, небесе и земли Царице, припадающе вопием: услыши молений наших глас и не отврати лица Твоего от нас недостойных. Приими, Всеблагая, от недостойных раб Твоих, чтущих всечестное имя Твое, и с верою покланяющихся Тебе пред чудотворным Твоим образом, приносимое ныне теплое моление наше: вознеси е к престолу Сына Твоего, Христа Бога нашего, да милостив будет к неправдам нашым и не воздаст нам по делом нашым, но да пробавит щедроты Своя. Вемы, яко несмы до нас: вся бо можеши испросити у Него, матернее бо к Нему имаши дерзновение. Сего ради к Тебе, яко всемощней и всеблагой Заступнице нашей прибегаем, усердно молящеся: испроси урождшагося от Тебе Единороднаго Сына Божия, Христа Бога нашего, всем нам в святоотечестей православной вере твердое, до конца дний наших пребывание и во всех заповедех Господних неуклонное хождение, да прочее время живота нашего поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. И тако достигнем, под кровом Твоея помощи, живота вечнаго во Царствии Отца Светов, Емуже, купно со Единородным Его Сыном и Святым Духом, подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Величие и милости Твоя, Богородице, кто исповест; и чуде Твоя преславная кто воспоет; Церкве Российския верныя чада обрадовала еси, Пречистая, безбожныя же варвары, святыню Твою презревшия посрамила еси: сохранила бо нам чудную Твою Икону, ею же недуги наша врачуются и душевные скорби исцеляются. О, Всемилостивая Владычице, Дево Богородице, не лиши нас и ныне Твоего покрова, но молитвами Твоими присно страну нашу и люди в мире сохраняй и восстановлению Раифской обители способствуй. Яко Мати Святая Пресвятаго Бога, Владычице, Марие Богородице, со всеми святыми Сего моли покоити в небесных селениях души раб Твоих, новых мучеников и исповедников Раифских:

Архимандрита Феодосия (Лузгина)

уб. игумена Сергия (Гуськова)

уб. иеромонаха Антония (Чиркова)

уб. иеромонаха Иосифа (Гаврилова)

уб. иеромонаха Варлаама (Похилюка)

уб. иеромонаха Иова (Протопопова)

иеромонаха Митрофана (Кириллова)

иеродиакона Иеронима (Сорокина)

иеродиакона Порфира(Советникова)

монаха Савватия (Агафонова)

монаха Геласия (Терехина)

монаха Нестора (Никитина)

диакона Александра Себельдина

уб. послушника Петра Тупицына

послушника Петра Ранцева

уб. Василия Гаврилова

уб. Степана Абрамова.

Молитва четвертая,
чтомая в Московской Грузинской на Воронцовом поле церкви

О Чудная и Пречудная Царице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышы ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей припадающия и прилежно вопиющия: от бед избави нас, Владычице, и заступи, не презри слез и воздыхания нашего, и избави нас от всякия скорби и напасти, от злаго же и лютаго оклеветания; разве бо Тебе Предстательницы и Ходатаицы теплыя к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Емуже молися, да спасет Тебе ради души наша, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившему Богу, во веки веков. Аминь.

Молитва шестая,
чтомая в Николаевской Золотокрестенской церкви града Вологды

О Пренебесная Царице, Богородице Марие, Божественнаго Света Светоприемнице, Божия Слова Вместилище, пророческое зерцало, апостольская проповедь, мучеником страдания венче, святителем похвало, преподобным светлое песнопение и помощнице, и всем святым ликование, Вселенския Церкве чудная похвало, царем православным державо непобедимая, архиереем светлый венче, и всего православнаго христианства божественный покрове и помощнице, от всяческих зол избавление, грехов разрешение, к вечней жизни наставница и пред Христом о нас Ходатаице! Даруй, о Владычице Богомати, заступление и помощь, Твоя неизреченная и дивныя чудеса почитающим, и честныя Твоея иконы знамения, на спасение и заступление последним родом являемая. Алчущая сердца наша напитай небесною пищею, и веселия духовнаго исполни, и мыслем нашим смирение даруй, страх Твой в сердца наша всади, и любовь нелицемерну утверди в душах наших, и на всяк путь Божественных заповедей настави, во еже ходити нам по заповедем Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

______________________________________________

Тропарь к пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Грузинская»

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пустыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианскаго.

Ин тропарь, глас 5

Веселятся православнии народи, видяще, Владычице Дево Богородице, Твою пречудную и чудотворную икону, и приемлют врачевство душевное и телесное Твоею милостию всегда. Темже и мы, покланяющеся оней, усердно Тебе вопием: помилуй, Благая Мати, смиренныя рабы Твоя и избави нас от всякаго зла и навета вражия, молящи Сына Твоего Господа Иисуса, да, спасшеся зде, Небесное жительство получим человеколюбием и благодатию Его.

Кондак, глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери, благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Ин кондак, глас 6

Аще попущением Божественным от рук неверных честная Твоя, Владычице, икона поруганию подвержеся и копием варвар прободена бысть, обаче во стране нашей Православней любочестно всеми прославляется и благоговейно почитается, сего ради Тобою является слепым зрение, глухим слышание, немым глаголание, хромым хождение, разслабленным укрепление, скорбным утешение и отраду. Сих ради молим Тя, Милосердая Мати, до конца пробави милости Твоя на нас, яко Благая.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой "Грузинской":

Кондак 1

Избранней от всех родов, Божией Матери и Царице пред пречистым Ея образом, со умилением хвалебная пения приносим: Ты же, яко имущая к роду христианскому милосердие неизреченное, от бед и скорбей избави всех нас Тебе зовущих: Радуйся, Невеста Неневестная.

Икос 1

Архангелов и Ангелов чини благоговейно Тебе служат и вся Небесныя Силы немолчными гласы Тя, Богородице Дево, воспевают, яко рождшую небесных воинств Царя: мы же земнороднии, трепетно предстояще чудотворному Твоему лику бренными устнами вопием Ти сице: Радуйся, от всех родов ко искуплению рода нашего избранная; Радуйся, Духа Святаго дарований преисполненная. Радуйся, Херувимов и Серафимов превозшедшая; Радуйся, таинству спасения рода человеческаго послужившая. Радуйся, святое вместилище Слова Божия; Радуйся, неописанное Слово Отчее в ложеснах Своих носившая. Радуйся, пророческих глаголов неложное исполнение; Радуйся, вину прародителей рода нашего рождеством Твоим искупившая. Радуйся, предстательство роду христианскому от Бога дарованное; Радуйся, спасения рода человеческаго начало. Радуйся, лествице Божественнаго снисхождения; Радуйся, мосте от земли к небеси земнородных возводяй. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видящи Пречистая с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Своим во славе пребывает, озлобление противу святынь христианских во стране Грузинстей, попущением Божиим во дни оны бывшее от Персскаго царя Аббаса, Грузинскую страну разорившаго и храмы Ея христианския осквернившаго, и хранящи святую икону от таковаго поругания, страны Российския мужу верну и благоговейну Стефану, благопромыслительне ведати ю вспомоществовала еси, Владычице. Стяжав убо сей верный раб святыню Твою, во умилении сердца, возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети хотя благоговейный муж Георгий недоуменную тайну откровения Твоего, Владычице, о некоем бесценном бисере, приставником имения его во стране Персидстей приобретеннем, с Патриархом Филаретом совещашеся. Мы же таинственному вразумлению Преблагословенныя, свыше верным рабом подаваемому, дивящеся, благоговейно вопием к Ней: Радуйся, сокровенныя тайны благодати Божия верным открывающая; Радуйся, устнами православных хвалу Богови совершающая. Радуйся, неверных агарян, святыню Твою презревших, посрамляющая; Радуйся, славою чудес Твоих верных смыслы озаряющая. Радуйся, почитанию святых икон нас наставляющая; Радуйся, Христову веру во стране нашей утверждающая. Радуйся, обитель иноков Красныя Горы святым Твоим образом освящающая; Радуйся, день принесения честныя Твоея иконы изцелением инока знаменовавшая. Радуйся, безценный бисер, святую Твою икону, якоже рекла, нам даровавшая; Радуйся, безценный бисер, Христа, на спасение наше рождшая. Радуйся, честным Твоим образом страну нашу посетившая; Радуйся, мирную обитель иноков неотъемлемым богатством обогатившая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет выну с верою притекающих к державному покрову Твоему, Владычице, и благоговейно чтущих чудотворную икону Твою, Богомати: ей бо дадеся благодать от Бога всяк недуг и всяку язю в людех врачевати, темже благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеющи промышление теплое о людех зимныя полунощи, Гору Красную под кров Твой, Богомати, прияла еси, и обители иноков тоя честный образ Твой милостивно даровала еси: да зряще токи чудес, преизобильно на молящихся Тебе с верою изливаемыя, во умилении, вопиют Тебе, Владычице: Радуйся, смиренную обитель иноков Красныя Горы державным покровом Твоим осеняющая; Радуйся, чудесами от святыя Твоея иконы Гору Красную прославляющая. Радуйся, подобие благодатнаго Афона на зимней полунощи явившая; Радуйся, Гору Красную житию иноческому чудно указавшая. Радуйся, в щит и ограждение места того цельбоносную икону Твою даровавшая; Радуйся, поселившымся на сей святей горе инокам обитель тихую создавшая. Радуйся, житие чина иноческаго во спасение душ устрояющая; Радуйся, всем хотящым улучити спасение споборствующая. Радуйся, Красную Гору и обитающих на ней благодатным Твоим омофором покрывающая; Радуйся, притекающих к Твоему покрову и заступлению не оставляющая. Радуйся, слабых на пути добродетели укрепляющая; Радуйся, заблудших на путь истинный наставляющая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных слепец Питирим, егда озарен бе сиянием света, яко солнечным, смятеся и страхом обдержим бе, мняше о сем, яко о навождении бесовстем: многа бо лета слеп бе, с молитвою знамение креста сотвори, обращься ко храму и узре чудную Твою, Владычице, икону, светозарными лучами во храме блиставшую, абие уразуме, яко отверзошася очи его и слух его открыся, благодарственное принес Богу, дивному в делех, пение: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благоверный царь всея России Алексий, яко от святыя иконы Твоея, Владычице, яже на Горе Красней, цельбы многоразличных недуг обильно подаются, даде повеление игумену обители по градом и весем великия державы своея с честию подобающею ю обносити: да приемлют страждущии врачество недугов телесных и душевных и во умилении сердец взывают Тебе, Владычице: Радуйся, Христа Бога нашего освященный храм; Радуйся, неизреченныя Его славы вместилище. Радуйся, Царя царствующих одушевленный граде; Радуйся, палато и чертоже небесный. Радуйся, церкви православныя похвало; Радуйся, державы Российския крепосте и утверждение. Радуйся, градов и весей наших благодатное охранение; Радуйся, всех христиан, к Тебе притекающих, непостыдное упование. Радуйся, от всех родов достойно ублажаемая; Радуйся, всех нас от бед и скорбей пришествием честнаго Твоего образа избавляющая. Радуйся, сущих в странствии ко взысканию горняго града направляющая; Радуйся, Путеводительнице наша к вечным обителем. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна явися Твоя, Богомати, икона, по воли Твоей святей от востока на самую полунощь принесенная, юже, яко дар небесный, восприемше иноцы Красногорстии, поставиша в соборную церковь обители, и в веселии пояху благих подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видещи среброковача Гавриила, зельне плачуща пред Твоим чудотворным образом, Владычице, якоже бо тогда умилосердися, сына его на одре болезни лежаща воздвигла и здрава сотворила еси, сице и о мне умилосердися, Преблагословенная Богородице, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущу: Радуйся, Мати Царя живота и Победителя смерти; Радуйся, благоволение Сына Твоего, Христа Бога нашего, нам стяжавшая. Радуйся, светлыми лучами чудес от святыя Твоея иконы страну Российскую озаряющая; Радуйся, богатыя дары изцелений и милостей просящым Тя пред чудною Твоею иконой источающая. Радуйся, моления наша, приносимая Тебе с верою и любовию милостивно приемлющая; Радуйся, телесные недуги верно почитающих Тя скоро изцеляющая. Радуйся, печаль нашу в радость претворяющая; Радуйся, от слез и скорбей нас избавляющая. Радуйся, скорбных о чадех родителей утешение; Радуйся, чад их благодатное охранение и спасение. Радуйся, покрове нам в животе и по смерти; Радуйся, спасение наше на праведном суде Божием. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Проповедника творящи купца Георгия воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: приставник имения твоего Стефан, сый в Персиде, купи тебе бесценный бисер, егда же принесет к тебе, ты посли оный в Двинскую область, на Чермную гору. Познав убо о сем Георгии Твое, Пречистая, к месту тому особое благоволение, воспряну воспети к рождшемуся от Тебя Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла слава Божия на святей Горе Красней от пречудныя Твоея иконы, Богомати, пред неюже предстояще, со умилением молимся Ти, услыши нас, вопиющих Тебе усердно: Радуйся, Гору полунощную пришествием чудотворнаго Твоего образа осенившая; Радуйся, чудес неоскудевающий источник на ней явившая. Радуйся, милосердие и любовь Твою к обители иноков показавшая; Радуйся, благое о ней промышление Свое явившая. Радуйся, телесныя недуги наша врачующая; радуйся, в душевных скорбех нас утешающая. Радуйся, благочестия Наставнице; Радуйся, иноческаго жития Руководительнице. Радуйся, добрыя ко спасению душ обеты приемлющая; Радуйся, благим намерением и начинанием нашим способствующая. Радуйся, злыя от навождения врага бываемая помыслы от нас отгоняющая; Радуйся, вражия козни, яко паучину, расторгающая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифской нареченней, Архипастырь Казанский Лаврентий, лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением, во обитель Раифскую внесе. Свидетелем же быв совершившихся от сея святыя Твоея, Владычице, иконы знамений и чудес, радостно возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую купель Силоамскую зрим, Пречистая Богородице, храм Твой, иже в Раифе: всяк бо недуг и всяку язю душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе притекающих и благоговейно чтущих и лобызающих святый образ Твой. Сего ради, имуще новое неизреченное сокровище Твоих милостей, радостно вопием Ти, Пречистая: Радуйся, купель, в нейже душевныя недуги наша, врачуются; Радуйся, источниче жаждущим воду жизни источивший. Радуйся, слепым телесныма очима зрение подавающая; Радуйся, глухим слух отверзающая. Радуйся, разслабленныя телом укрепляющая; Радуйся, лежащыя на одре болезней возставляющая. Радуйся, плавающыя по водам от бурь и потопления спасающая; Радуйся, влающыяся в пучине житейскаго моря к тихому пристанищу спасения направляющая. Радуйся, оружие, имже устрашаются полки демонския; Радуйся, щите, имже покрываются обители иноков. Радуйся, тихое пустынножителей веселие; Радуйся, тихое обуреваемых в сем веце пристанище. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странно слышати и неудобно разумети злым неверием омраченным, како от святых икон Твоих, Владычице, знамения и чудеса бывают: нам же тепле верующим словеси, Тобою к первоначертанней благовестником евангельских тайн святей иконе реченному: благодать рождшагося от Мене и Моя с сим образом да будет, удобно есть разумети и праведно уповати, яко и с нею святою Твоею иконой, "Грузинскою", благодать Твоя и сила пребывает выну: сего ради с благоговейным страхом предстояще, чтем и воздаем ей честь, яко Тебе самой, нам присущей, радостно поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся присно горе сущи и с Небесными Силами выну пребывающи, нас земнородных не оставляеши, Богомати, теплым предстательством пред Сыном и Богом Твоим: матернее бо дерзновение к Нему имаши. Сего ради предстояще пречистому Твоему образу, со слезами покаяния вопием те, Богородительнице: Радуйся, Путеводительнице верная, к небесному отечеству добре нас направляющая; Радуйся, Мати Царя небеси и земли, врата райские нам отверзающая. Радуйся, Домостроительнице, житие наше к небесному устрояющая; Радуйся, вечная блага Сына Твоего нам являющая. Радуйся, от скорбей и бед зде нас спасающая; Радуйся, вечных мук и огня геенскаго по смерти нас избавляющая. Радуйся, всех притекающих с верою и любовию к Тебе сугубо милующая; Радуйся, молитвы наша, приносимыя Тебе пред чудотворным Твоим образом, ко престолу Сына Твоего и Бога нашего возносящая. Радуйся, благая наша Помощнице; Радуйся, непостыдное наше упование и верное спасение. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Всякаго естества Архангельскаго и Ангельскаго Превысшая, Херувим и Серафим Честнейшая, Пресвятая Дево, Бога бо Царя Небесных Сил плотию родила еси, Носящаго весь мир дланию на руках носила еси, и всякое естество Питающего млеком питала еси: темже воистину Матерь Божию и Ходатаицу рода христианскаго Тя ведуще, со дерзновением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии не ведят киими словесы благохвальными подобает величати Тя, Богомати, по достоянию, недоумеет бо всяк язык достойно пети Тя, Богородице: обаче, Благая сущи, приими милостивно, аще и немощными смыслы сложенная, но от чистаго сердца приносимая Тебе в похвалу сицевая пения: Радуйся, пренепорочная Отроковице, превечным советом ко спасению рода нашего избранная; Радуйся, Жено, Еяже семя сокруши главу древняго змия. Радуйся, в женах Преблагословенная; Радуйся, благодать у Бога обретшая. Радуйся, Архангельское вещание о воплощении Единаго от Святыя Троицы смиренно приявшая; Радуйся, кроткая раба Господня. Радуйся, сосуде, Духом Божиим освященный; Радуйся, силою Всевышняго осененная. Радуйся, Спасителя наших душ рождшая; Радуйся, падший род наш с правосудием Божиим примирившая. Радуйся, Едем затворенный рождеством Твоим миру отверзшая; Радуйся, от пленения ада рождеством Твоим свободившая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, всюду являеши, Богомати, роду нашему неоскудеваемый от своея иконы "Грузинския" источник милости. Красногорскую бо обитель от запаления огненнаго во дни оны неврежденну сохранила еси, угасивши свирепеющую окрест ея силу огненную, в царствующем же граде Москве и в пустыни Раифстей благодати струи от иконы Твоея источаеши всем, с верою покланяющымся Тебе, и во иных градех и весях наших чтущым Тя полезное подаеши. Темже, прославляюще Бога, даровавшаго нам о Тебе благодать таковую, присно вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепкая, Богородице Дево, обители Красногорския и пустыни Раифския ограда несокрушимая, чину же иноческому украшение и слава. Сего ради, молящеся, вопием Ти, Пречистая: покрый с верою покланяющыяся Тебе пред Твоим чудотворным образом от бед и скорбей, с любовию Тебе вопиющих: Радуйся, крепкая от находящих на ны напастей и бед Хранительнице; Радуйся, обителей иноческих неусыпная Блюстительнице. Радуйся, от свирепеющаго пламене, во дни оны, обитель Красногорскую, по теплому молению иноков, дивно сохранившая; Радуйся, благорастворение воздухов и спасительный дождь благовременно той ниспославшая. Радуйся, жития чина иноческаго украшение и доброто; Радуйся, в бурю искушений и бед нас спасающая. Радуйся, помышления наши освящающая; Радуйся, сердца наши очищающая. Радуйся, душегубительный пламень страстей наших угашающая; Радуйся, мрак сатанинских искушений разсеявающая. Радуйся, житию нашему благословение Божие низводящая; Радуйся, мысленная очеса наша к горним обителем направляющая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение хвалебное приносят Ти, Владычице, людие богоспасаемаго града Архангелъска, егда град их единою в лето освящается пришествием Твоего чудотворнаго образа, и со светильники и кадильницы грядуще во сретение его, радостно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарными лучами чудес иконы Твоя, Владычице, на святей Горе Красней немерцаемо сияет и Российскую страну нашу православную благодатно озаряет, прогоняюще всякое темное действо вражие силою Божиею, побуждающи нас пред нею Тебе, Богоизбранная Отроковице, хвалебная пения возносити: Радуйся, на пути нашего спасения неугасимый светильниче веры и благочестия; Радуйся, луче незаходимаго солнца. Радуйся, немерцающая во стране нашей православия звездо; Радуйся, добродетели путь освещающая. Радуйся, заре, солнце правды являющая; Радуйся, свете, мрак неведения отгоняющая. Радуйся, купино неопалимая, Бога явившая; Радуйся, престоле огненный Вседержителя. Радуйся, чистоты сокровище; Радуйся, цвете неувядаемыя славы. Радуйся, Вышняго освященное Божественное селение; Радуйся, яко Тобою дадеся радость всем, Тя, Богородице, зовущым. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодати Твоея никогдаже оскудевающия неизсякаемый источник явила еси, Богородительнице, чудотворную Твою икону, от неяже вси скорбящии и обремененнии грехи многими спасение и цельбы во вся времена приемлют и радостно о Тебе воспевают всеблагому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя преславная чудеса, Богомати, от святыя Твоея иконы неоскудно нам подаваемая, и все упование наша на Тя, Заступнице, возлагающе, со умилением вопием Ти: Радуйся, непостыдное христиан упование в будущем веце; Радуйся, в делании заповедей Сына Твоего пребывающих спасающая. Радуйся, в животе сем нас во здравии сохраняющая; Радуйся, в страшный час смерти нас неоставляющая. Радуйся, верным рабом Твоим христианскую кончину устрояющая; Радуйся, на суде праведнем Сына Твоего верным слугам Твоим вожделенный глас Его слышати сподобляющая. Радуйся, всем хотящим спастися и в разум истины приити Благая Одигитрие; Радуйся, всех, в сокрушении сердечнем кающихся грешников, несомненное спасение. Радуйся, Рождеством Твоим двери рая миру отверзшая; Радуйся, земнородных с небесными к вечному веселию сочетавшая. Радуйся, от Ангел присно воспеваемая; Радуйся, и от земнородных достойно ублажаемая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О, всепетая Мати, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, не отрини смиренно приносимое Тебе ныне пред чудотворным образом Твоим сие малое моление наше, презирающи бездну грехов наших: избави всех нас от бед и скорбей в животе сем и грядущия вечныя изми муки нелицемерно о Тебе вопиющих Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Православные христиане издавна почитают не только Иисуса Христа, но и Богородицу. Трепетное отношение к ней нашло свое воплощение в семи сотнях икон, изображающих Царицу Небесную как одну, так и с Божественным Сыном. Даже самый первый храм на Руси, освященный в 996 году, был назван в честь Богородицы. Множество гимнов и молитв, обращающихся к Пресвятой Деве Марии, наполняют сердца верующих любовью и надеждой, и уже второе тысячелетие дарит людям спасение, исцеление и счастье не одна чудотворная икона Божией Матери. Грузинская не является исключением. О ее удивительных свойствах и будет рассказано далее.

Роль икон в православии

С точки зрения священнослужителей православной церкви, икона является неким связующим звеном между земным и божественным мирами. Главная идея поклонения перед образами заключается в том, что почести и молитвы обращаются не к изображению, а к сущности, которую они представляют.

Понять икону может лишь глубоко верующий человек, не сомневающийся в реальности Господа и его непостижимой природе. Бог наградил своих детей способностью к воображению, которое позволяет представлять то, что невозможно видеть ежеминутно и ежечасно. Но нам легче обращаться к святым, если их образ находится перед глазами, и своими символами напоминает о важности тех или иных моментов.

Какими бывают иконы Божьей Матери

Все образы Богородицы, написанные за время шествия христианства по планете, можно по композициям разделить на несколько типов. Одной из любимых икон всех православных является икона грузинской Божьей Матери.

Одигитрия (Путеводительница)

Рассматриваемая нами икона относится именно к этому типу. Особым образом построенное изображение, в котором Богородица одной рукой указывает на Сына, говорит о пути, который суждено пройти человечеству для очищения своей души. Здесь Дева Мария предстает перед нами как проводник к Богу. Считается, что первая икона была написана именно в этом стиле.

Елеуса (Умиление)

Образы Богородицы, обнимающей Богомладенца и принимающей его объятия, представляют вид икон, известный как «умиление». Бесконечную любовь, отраженную в таких изображениях, можно увидеть, например, на Владимирской иконе.

Агиосоритисса (Заступница)

Икона грузинской Божьей матери очень отличается от тех, которые относятся к виду «Заступница». На таких образах Богородица предстает в одиночестве. Она изображается во весь рост, чуть развернутой вправо. В руке может быть изображен свиток.

Оранта (Знамение)

Четвертым типом икон, изображающих Деву Марию, является «Знамение». Здесь Небесная Царица, держа в сердце Божественного Младенца (изображается в круге в середине груди Матери) и воздевая руки к небесам, символизирует молитву за все человечество.

Пантанасса (Всецарица)

На иконах данного вида престол, на котором восседает Богородица, держа на руках маленького Иисуса, обозначает славу Божьей Матери, распространившуюся как на земле, так и на небесах.

Особенности написания грузинской иконы Божьей Матери

Когда у нас перед глазами находится поясная икона грузинской Божьей Матери, мы можем определить характерные особенности ее написания. Все образы, расположенные в ковчеге иконы (углубление в центре доски), занимают большую его часть и построены как треугольник, более длинная сторона которого приходится на наклон головы Богородицы в сторону Богомладенца. Младенец высоко поднимает десницу, благословляя Мать и всех людей. Свиток, который Божий Сын держит в левой руке, символизирует Ветхий Завет, который будет дополнен Спасителем. Правая ножка Христа расположена под левой, и видна ее обнаженная подошва.

Богородица, изображенная фронтально, слегка повернула голову к сидящему Сыну и склонилась к Нему, поддерживая левой рукой. Лик Младенца также обращен к Матери, чья правая рука, указующая на Иисуса, обозначает для верующих путь к Спасению. Особым признаком данной иконы является характерный способ изображения мафория, ниспадающего с головы Богоматери так, что складки его оставляют в поле зрения на груди треугольный участок хитона синего цвета и симметричные отвороты накидки другого цвета.

Те, кто постоянно ходит в церковь, иконы грузинской Божьей Матери видели в основном в больших размерах. Храмовые образа дают возможность рассмотреть их в подробностях.

Когда и кем была пленена икона

Аббас Мирза, более известный в мировой истории как вступил на иранский престол в конце 16 века. Существует предание, что в день, когда родился великий деспот, в Грузии вследствие сильного землетрясения разрушилась обитель Святого Георгия, что символизировало огромные потери, которые в будущем страна понесла от действий владыки Персии.

Аббас, видя в упрочении связей Грузии и России угрозу персидскому царству, организовал в 1622 году разрушительный поход на горную страну. Он подверг ее разграблению и захватил множество ценностей и святынь для дальнейшей продажи их иностранным купцам. Попала к нему и икона грузинской Божьей Матери.

Спустя три года ее на персидском базаре увидел приказчик русского ярославского купца Стефан Лазарев. Конечно, истинный христианин не смог пройти мимо чудесного образа и приобрел икону, несмотря на ее высокую цену. Святыня сразу же проявила себя, когда хозяину приказчика Егору (в некоторых источниках - Георгию, Григорию) Лыткину во сне явилось божественное указание о передаче иконы в один из монастырей Архангельской губернии. Не зная об иконе, купец не придал сну значения и вспомнил о нем лишь в 1629 году, когда вернулся приказчик и показал Егору купленный у персов образ.

Судьба творения грузинских иконописцев на Руси

Как и было велено во сне, Лыткин отправил икону на в Красногорский монастырь, стоявший в гористой лесной местности и ранее называвшийся Черногорским (образован в 1603 году). Грузинский образ Божьей Матери сразу проявил чудодейственную природу, исцелив от глухоты и слепоты монаха Питирима. За дальнейшие непостижимые явления икона царевым указом и благословением патриарха Никона в 1650 году удостоилась собственного дня почитания - 4 сентября.

Чудотворное произведение грузинских иконописцев долгое время путешествовало по стране, побывав даже в сибирских городах. И всюду Богородица исцеляла истинно верующих, о чем свидетельствуют церковные документы тех лет.

К сожалению, оригинал иконы был утрачен, когда в 20-е годы 20 века Красногорский монастырь закрыли. После его открытия в 1946 году икона использовалась в шествии Крестного хода, о чем московскому патриарху докладывал епископ архангельский, но с тех пор образ пропал и нигде более обнаружен не был.

Самый первый список иконы

Прихожане, хорошо знающие историю христианства и православных святынь, всегда знают, к какой иконе следует обращаться с той или иной просьбой, какой посетить храм. Иконы грузинской Божьей матери сегодня в виде списков хранятся в различных церквях нашей страны. Многие из них, как и оригинал, являются чудотворными.

Впервые копия образа Богородицы из Грузии была написана в 1654 году в Москве по заказу ремесленника Гавриила Евдокимова, проявившего так свою благодарность за исцеление тяжелобольного сына. Этот список был передан в церковь на Глинищах, которая ныне известна как церковь Святой Троицы (Никитников переулок). Икона оказалась чудодейственной и помогала жителям столицы избежать страшной болезни, когда Москву накрыла эпидемия чумы.

Какие еще известны списки с оригинального грузинского образа

Невероятно славна грузинская раифская икона Божьей матери. Она появилась в Казанской епархии в 1661 году. Тогда митрополит Лаврентий заказал икону знаменитому иконописцу. Для образа в Раифской Богородицкой пустыни построили отдельную церковь, и после принесения святыни от художника она стала творить настоящие чудеса, неся исцеление слепым, хромым и психически больным.

Еще одна очень почитаемая грузинская икона Божией Матери в Москве находится в особом приделе храма Мартина Исповедника, что находится на Таганке. Ранее этот список хранился на Воронцовом поле в Храме Покрова Пресвятой Богородицы, и для него по велению царицы Параскевы Феодоровны был создан в начале 18 века драгоценный киот.

В в Москве есть храм Живоначальной Троицы, главный придел которого был освящен в 1991 году, он тоже располагает иконой грузинской Богородицы, история которой очень интересна. Ранее ею владела схиигуменья Фамарь, в миру известная как княжна Марджанишвили. Образ был подарен ею другу семьи Якову Немсцверидзе, коему и явилась Дева Мария во сне с просьбой подарить икону церкви в Останкино. Яков намеревался отнести образ в Грузинскую Православную Церковь, но все три раза ему что-то мешало, тем временем с иконы стала облетать краска. Тогда Яков прислушался к совету, услышанному в видении, и явился в Останкинский храм, где его встретила женщина, которой тоже было явление о предстоящем прибытии иконы в церковь. Во время реставрации краски восстановились сами собой, что явилось одним из чудес красивого образа. Акафист грузинской иконе Божьей Матери читают здесь регулярно, и прихожане, очень почитающие святыню, совершают у нее проникновенные молитвы.

Другой список образа Богоматери с грузинского оригинала появился в 17 веке в Алексеевском женском монастыре, который находился на Пречистенском бульваре. Одна из заболевших инокинь хотела обратиться к образу, находившемся в храме у Варварских ворот, но принести его никто не смог. Тогда монах, явившийся ей во сне, сообщил, что где-то в глубинах храма хранится список грузинской иконы. После недолгих поисков в одной из стен была обнаружена ризница с образом, который тут же исцелил монахиню. Икона была заключена в драгоценную ризу повелением императора Алексея Михайловича с благословения В 19 веке храм перенесли в а список иконы, найденный в монастыре, почитают в храме Воскресения Христова на Сокольнической площади.

Действующие храмы, посвященные чудотворной иконе

Церкви, носящие имя грузинской святыни, можно встретить во многих городах нашей страны и даже за рубежом. Раифский собор является наиболее известным. Он был построен при мужском Богородицком монастыре в 1842 году специально в честь чудесной иконы. Прихожане отмечают необычайную красоту храма, благодатную атмосферу и неповторимую энергетику, идущую от старинных икон. Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре очень известна, и собор посещает множество туристов. Поэтому, если есть желание побыть со святыней почти наедине, рекомендуется приходить туда рано с утра.

Еще одна действующая церковь Грузинской иконы Божьей Матери находится в селе Якшино Московской области. Храм очень красивый, построен был в 18 веке, но при советской власти его взорвали. Восстановление началось в 90-е годы, богослужения возобновились с 2004 года. До революции церковь располагала грузинской богородицы, сегодня такая икона там тоже есть.

Множество храмов, приделов, часовен, посвященных чудесному образу, есть в Чувашии, республике Татарстан, Тверской, Рязанской, Калужской и других областях Российской Федерации.

Где еще были церкви, посвященные грузинской иконе Богородицы

В Тверской области с 1714 года действовала Горбасьевская (село Горбасьево) церковь, построенная во имя описываемой нами иконы. Говорят, что храм был построен богатым купцом из Грузии, заблудившимся в окрестных лесах. Молитвы к Божьей Матери помогли ему выбраться к селу, благодаря этому чуду и появилась церковь. В 1860 году ее старое деревянное здание было решено заменить каменным. Перестал действовать храм в 30-х годах прошлого века.

Старинная церковь иконы Грузинской Божьей Матери есть в селе Васильевское Шуйского района. Правда, сейчас храмовый комплекс, в который входит церковь, находится в запущенном состоянии, а древние иконы, составлявшие иконостас, хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

О чем молятся иконе

В Евангелии не зря сказано, что люди получают от Бога «по вере своей». Давно замечено, что среди тысяч прихожан и паломников, из чьих уст льется молитва иконе грузинской Божьей Матери, счастье исцеления обретают далеко не все, а лишь те, чьи души истинно чисты и готовы к Милости.

Считается, что прекрасный образ способен подарить выздоровление тем, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, различных опухолей, недугов, поражающих глаза, зубы и уши, от одержимости нечистой силой. С особым благоговением устремляются к образу женщины, которым поставлен диагноз «бесплодие».

Очень сильной считается молитва, произносимая человеком в день своего рождения, который совпадает или находится близко от дня чествования определенного образа. Многим помогает и уже помогла грузинская икона Божией Матери, о чем молятся верующие, уже написано. В завершении идет рассказ о том, как это обычно делают.

Что нужно говорить в молитве

Молитва может звучать по-разному, самое главное, чтобы слова шли от сердца. С просьбой даровать способность к зачатию упоминают то, что Царица Небесная, внимающая мольбам детей ее земных, обладающая чудотворными силами, исцеляет от недугов и засилья бесов, облегчает скорби, избавляет от обид, спасает от несчастий и очищает от грехов. Просят Деву Марию о том, чтобы она разрешила от бесплодия неплодные пары, заступилась за них перед Божественным Своим Сыном и молилась за поклоняющихся ей, надеющихся на нее и неустанно воспевающих Славу Ее.

В некоторых выделяют роль Иисуса, ходатайство Богоматери перед которым может исцелить или избавить от бед. Просящий говорит о том, что сам он, возможно, и не достоин быть услышанным Господом, но Матерь Его, никогда не отворачивающаяся от человека простого, может донести до Сына даже самую тихую, но искреннюю молитву. Просят, чтобы Бог через Деву Марию помог молящемуся прожить в благочестии и свете Господних заповедей.

Свидетельствами благодарности множества людей за чудеса, дарованные через неповторимый образ, являются крестики, коими увешаны в храмах иконы Богородицы. О чем бы и где бы ни молил христианин Пречистую Деву, нерушимая вера его и чистая душа всенепременно приведут к настоящему чуду.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Грузинская молятся об избавлении от моровой язвы, эпидемии, чумы, об исцелении от глухоты и болезней ушей, слепоты или иной болезни глаз.

Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Грузинская»

Молитва первая
Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К Тебе, Богоизбранная Отроковице, Пресвятая Дево Богородице, Небесе и земли Царице, припадающе, вопием: услыши молений наших глас и не отврати лица Твоего от нас, недостойных. Приими, Всеблагая, от недостойных раб Твоих, чтущих всечестное имя Твое и с верою покланяющихся Тебе пред чудотворным Твоим образом, приносимое ныне теплое моление наше, вознеси е к Престолу Сына Твоего, Христа Бога нашего, да милостив будет к неправдам нашим и не воздаст нам по делом нашим, но да пробавит щедроты Своя. Вемы, яко несмы достойни, по грехом нашим, от Него помиловани быти, аще не Ты, Владычице, умолиши Его о нас, вся бо можеши испросити у Него, матернее бо к Нему имаши дерзновение. Сего ради к Тебе, яко всемощней и всеблагой Заступнице нашей, прибегаем, усердно молящеся: испроси у рождшагося от Тебе Единороднаго Сына Божия, Христа Бога нашего, всем нам в святоотечестей Православней вере твердое до конца дней наших пребывание и во всех заповедех Господних неуклонное хождение, да, прочее время живота нашего поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего и тако достигнем, под кровом Твоея помощи, живота вечнаго во Царствии Отца светов, Емуже купно со Единородным Его Сыном и Святым Духом, подобает слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья
О Пресвятая Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго, и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.

Молитва четвертая, чтомая в Московской Грузинской, на Воронцовом поле, церкви
О Чудная и Пречудная Царице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышы ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей припадающия и прилежно вопиющия: от бед избави нас, Владычице, и заступи, не презри слез и воздыхания нашего, и избави нас от всякия скорби и напасти, от злаго же и лютаго оклеветания; разве бо Тебе Предстательницы и Ходатаицы теплыя к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Емуже молися, да спасет Тебе ради души наша, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая
О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившему Богу, во веки веков. Аминь.

Молитва шестая, чтомая в Николаевской Золотокрестенской церкви града Вологды
О Пренебесная Царице, Богородице Марие, Божественнаго Света Светоприемнице, Божия Слова Вместилище, пророческое зерцало, апостольская проповедь, мучеником страдания венче, святителем похвало, преподобным светлое песнопение и помощнице, и всем святым ликование, Вселенския Церкве чудная похвало, царем православным державо непобедимая, архиереем светлый венче, и всего православнаго христианства божественный покрове и помощнице, от всяческих зол избавление, грехов разрешение, к вечней жизни наставница и пред Христом о нас Ходатаице! Даруй, о Владычице Богомати, заступление и помощь, Твоя неизреченная и дивныя чудеса почитающим, и честныя Твоея иконы знамения, на спасение и заступление последним родом являемая. Алчущая сердца наша напитай небесною пищею, и веселия духовнаго исполни, и мыслем нашим смирение даруй, страх Твой в сердца наша всади, и любовь нелицемерну утверди в душах наших, и на всяк путь Божественных заповедей настави, во еже ходити нам по заповедем Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пустыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианскаго.

Ин тропарь, глас 5
Веселятся православнии народи, видяще, Владычице Дево Богородице, Твою пречудную и чудотворную икону, и приемлют врачевство душевное и телесное Твоею милостию всегда. Темже и мы, покланяющеся оней, усердно Тебе вопием: помилуй, Благая Мати, смиренныя рабы Твоя и избави нас от всякаго зла и навета вражия, молящи Сына Твоего Господа Иисуса, да, спасшеся зде, Небесное жительство получим человеколюбием и благодатию Его.

Кондак, глас 8
Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери, благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Ин кондак, глас 6
Аще попущением Божественным от рук неверных честная Твоя, Владычице, икона поруганию подвержеся и копием варвар прободена бысть, обаче во стране нашей Православней любочестно всеми прославляется и благоговейно почитается, сего ради Тобою является слепым зрение, глухим слышание, немым глаголание, хромым хождение, разслабленным укрепление, скорбным утешение и отраду. Сих ради молим Тя, Милосердная Мати, до конца пробави милости Твоя на нас, яко Благая.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.