Характерные черты и признаки тоталитарной секты. Классификация тоталитарных сект

Сектоведение

Сектове́дение или сектоло́гия - междисциплинарная неакадемическая дисциплина, занимающаяся изучением сект .

Дисциплина «Сектоведение» возникла в России 1910-е годы, а первая кафедра сектоведения образованна уже в 1912 году .

На протяжении столетий для обозначения «неправильных» религиозных групп использовались самые разные термины . Именно это обстоятельство порождает первую проблему: разнородность понятий и определений. Единого общепринятого определения культа, равно как и единой терминологии , не существует - выбор тех или иных терминов и смысл, который в них вкладывается, определяют, как правило, личные убеждения авторов.

Вторая проблема заключается в том, что с течением времени некоторые исторические термины обросли эмоциональными коннотациями , которые изначально не были им свойственны. Благодаря усилиям бульварной литературы и жёлтой прессы такие понятия, как «культ» или «секта», часто воспринимаются уже не как научные термины, а как бессмысленные ярлыки. Именно поэтому современные исследователи пытаются изобрести новую терминологию, тем самым ещё больше увеличивая неразбериху в понятиях.

Как пишет один из ведущих западных специалистов по социологии религии Брайан Уилсон, пришло время «признать невозможность… любой единой теории новых религиозных движений» .

Значение и происхождение основных терминов

Ересь

Секта

Слово «се́кта» в контексте нынешней российской культуры не всегда воспринимается, как нейтральное, поскольку за последние полтора столетия оно обросло множеством оттенков. В умах большинства людей это слово однозначно ассоциируется с неким мрачным тайным обществом, посягающим на свободу, здоровье и жизнь человека. Именно поэтому члены некоторых нетрадиционным религиозных объединений, как правило, чувствуют себя оскорблёнными, когда их без объяснений называют «сектантами», а их церковь или организацию - «сектой».

Между тем, слово «секта» изначально не несло в себе никакого негативного смысла. В классической латыни этот термин (лат. secta - «партия, школа, фракция») служил для обозначения образа мышления, образа жизни, а в более конкретном смысле - политической партии или философской школы, к которой принадлежал человек.

Культ

Слово «культ» происходит от латинского «ку́льтус» (лат. cultus - «поклонение или почитание божества») и, таким образом, изначально связывает проблему с формой и особенностями религиозного поклонения. Однако границы понятия расплывчаты, благодаря чему в современной специальной литературе данный термин приобрёл неопределённое множество значений. Едва ли не каждый автор и исследователь предлагает свой собственный вариант определения. Ситуация настолько сложна, что некоторые известные специалисты вынуждены признать:

Учитывая тот факт, что в настоящее время не существует общепринятого определения культа, наилучшим решением будет всякий раз, когда кто-то говорит о культах, задавать один простой вопрос: «А что именно вы имеете в виду под „культом“?» Возможно, вы не согласитесь с тем смыслом, который ваш собеседник вкладывает в этот термин, но, по крайней мере, вы будете знать, какова его отправная точка.

Кроме того, вам стоит задавать этот вопрос себе, прежде чем назвать какую-либо группу культом. Возможно, не такая уж плохая идея - всякий раз начинать с объяснения того, что именно вы имеете в виду под «культом», чтобы избежать любого возможного непонимания. Лучше подстраховаться. Иначе вы будете рассуждать о культах, а ваши слушатели будут понимать вас совершенно неверным образом.

Впервые термин «культ» как описание особой категории религиозных групп ввёл в употребление немецкий богослов , историк и социолог Эрнст Трёльч в 1912 году . В 1932 году термин приобрёл тот смысл, в котором он наиболее часто используется сегодня, когда американский социолог Ховард Бекер «приклеил ярлык „культы“… к… мелким и недолговечным группам - он подчёркивал частный, личностный характер убеждений членов этих групп и аморфность их организационной структуры. Толкование Бекера было принято с энтузиазмом, в результате чего социологи начали употреблять этот термин вне всякой связи с оригинальной трёхчастной типологией религиозных откликов, разработанной Трёльчем; скорее, под „культом“ стали понимать группу, убеждения и обычаи которой расходятся с позицией религиозной или светской ортодоксии , и которая отличается очень неопределённой организационной структурой».

В американском обществе слово «культ» приобрело резко негативный смысл - примерно такой же, как в России слово «секта», - после трагедии 1978 года в Джоунстауне .

Новое религиозное движение

Светские социологи, исповедующие «объективно-беспристрастый» подход к изучению религиозных движений, отвергли термины «ересь», «секта» и «культ» как безнадёжно перегруженные эмоциональными и богословскими коннотациями. Из всех альтернативных терминов, предлагавшихся в конце XX века (напр., «альтернативные религии» , «нетрадиционные религии» «маргинальные религиозные группы» , «новое религиозное сообщество» ,«новые религии» и т. п.), широкое распространение получил только один - «новое религиозное движение» (НРД), - популярность которому обеспечили труды английского социолога профессора Эйлин Баркер .

От других терминов понятие НРД отличается тем, что определяющую роль в нём играет не фактический, а хронологический аспект. В общем смысле «новым религиозным движением» называется любая религиозная, этническая или духовная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе. Соответственно, список НРД меняется как в зависимости от временного критерия , принятого тем или иным исследователем, так и в зависимости от конкретного социума , о котором идёт речь. Например, организация Международное общество сознания Кришны на Западе часто рассматривается как новое религиозное движение, поскольку оно относительно ново для западной культуры и возникло в США только в 1966 году . В то же время в Индии , исповедуемый Международным обществом сознания Кришны, гаудия-вайшнавизм является вполне традиционным религиозным течением внутри индуизма и известен там с начала XVI века .

Основные подходы к изучению проблемы

Очевидно, что проблема НРД имеет много аспектов, соответственно, вокруг неё скрещиваются научные интересы психологов , социологов , религиоведов и богословов , которые в рамках своего опыта изучают и пытаются решить проблему. С течением времени среди исследователей НРД сформировались довольно чёткие направления (подходы), каждому из которых свойственны определённые устоявшиеся предпосылки, стереотипы и понятия. Разграничение узкодисциплинарных подходов к изучению проблемы не означает, однако, что социологи исходят только из данных социологических опросов, а психологи - из данных психиатрических экспертиз. В действительности представители каждого направления в той или иной мере учитывают достижения параллельных направлений, однако исходный пункт, ключевой критерий в их исследованиях определяется избранным конкретным подходом. Для психологов это влияние группы на человека; для социологов - взаимодействие группы с обществом; для религиоведов и богословов - соответствие учения группы эталонному учению.

Популярный (релятивистский) подход

Данный подход, как правило, ориентирован на неспециалистов. Простому обывателю трудно разобраться во множестве проявлений религиозной жизни, с которыми он сталкивается, особенно в отсутствие сколько-нибудь серьёзных теоретических знаний. Нагнетаемая же политиками и журналистами истерия вокруг трагедий, связываемых - обоснованно или нет - с влиянием религиозных групп, приводит к тому, что в общественном сознании формируется парадигма , удачно выраженная в саркастическом афоризме , который приписывают американскому гуманисту д-ру Лео Пфефферу: «Если вы согласны с ней, это религия или, быть может, единственно истинная религия; если она вас никоим образом не волнует, это секта; если же вы боитесь её, это культ» . В свете традиционных для России терминологических предпочтений понятия «секта» и «культ» в данном афоризме следовало бы поменять местами, однако в целом описанное Пфеффером отношение вполне транскультурно.

Популярный подход к пониманию проблемы сознательно используют многие группы антисектантской направленности, исходящие из предположения, что обыватель едва ли станет разбираться в тонкостях богословия, психологии или социологических тенденций. Поэтому значительная часть публикаций, предлагаемых подобными группами, апеллирует к естественному человеческому инстинкту самосохранения, стремясь вызвать у читателя защитную эмоциональную реакцию. Соответственно, терминология не имеет в данном случае решающего значения - как правило, выбираются термины, вызывающие стойкие негативные ассоциации.

Психологический подход

В центре внимания психологов, изучающих культы, находится проблема психологического влияния, которое подобные организации оказывают на человека. Две главные опасности, которые психологи видят в культах, - это

  1. социальный, физический и психический вред, наносимый людям
  2. ущемление прав и гражданских свобод людей

Психологический подход (во всяком случае, в кругах светских психологов) к проблеме НРД сознательно не учитывает убеждения религиозных групп и обращает внимание лишь на методы убеждения, используемые в них:

С нашей точки зрения, группа людей или форма взаимоотношений заслуживает ярлыка «культ» своей методологией и образом действия, а не своими убеждениями. Тех из нас, кто выступает против культов, часто обвиняют в том, что мы хотим лишить людей свободы, что мы против религии. Но мы как раз и боремся против ущемления свободы человека, которое имеет место в культах. Мы выступаем не против убеждений, а против эксплуататорской манипуляции веры человека и его доверия к другим человеческим существам. Культы прибегают к помощи обмана, манипуляции и психологического насилия или убеждения (которое мы именуем «методиками изменения мышления»), чтобы привлечь, завербовать, обратить, удержать и, в конечном итоге, эксплуатировать своих последователей (Мадлен Ландау Тобайас и Джанья Лалич) .

История подхода

Поводом для изучения природы тоталитаризма и психологического насилия послужили послевоенные события в коммунистических странах - особенно в Китае 1950-х годов , где идеологическая обработка населения была особенно сильна. Именно в тот период родился и приобрел популярность термин «промывание мозгов » - так американский журналист Эдвард Хантер перевел китайское выражение hse nao , которым китайцы называли процесс «освобождения» людей от старой идеологии. В 1951 году Хантер первым описал этот феномен в своей книге, основанной на беседах с беженцами из Китая в Гонконг .

Промывание мозгов - это система затуманивания мозгов, имеющая своей целью склонить человека к принятию того, что в ином случае было бы для него отвратительно. Человек утрачивает связь с реальностью. Факты и вымысел переплетаются и меняются местами… Но для того, чтобы народ не увидел опасность, которую таит в себе промывка мозгов, красные утверждают, что это всего лишь новое название для чего-то хорошо знакомого и пользующегося безусловным уважением - например, обучения или исправления» .

Социологический подход

Принципиальное отличие социологического подхода заключается в том, что социологов интересует не взаимодействие групп с отдельными людьми и не их религиозные убеждения, а участние религиозных общин и деноминаций в динамике общественного развития:

Социологи не судят об истинности или ложности убеждений культов (в отличие от богословского подхода) и о хороших или плохих последствиях вовлечения в культ для конкретных членов (в отличие от психологического подхода)… Социологи уделяют основное внимание существованию таких новых религиозных сообществ как маргинальных субкультур или групп, конфликтующих с обществом в целом… Для социологов важно исследовать, каким образом и почему появляются новые ценности, убеждения и обычаи; каким образом новые религиозные идеи приобретают популярность; и каким образом появляются на свет экспериментальные общины. (Джон Салиба)

Термины, определения, критерии и варианты классификации, предлагаемые отдельными специалистами, исповедующими социологический подход к проблеме, определяются как их собственными предпосылками, так и многочисленными переменными факторами. В результате единого окончательного представления о проблеме с точки зрения социологии не существует:

Если наше исследование новых религий не приведет к созданию единой теории, которая могла бы - в рамках единого набора теоретических постулатов - объяснить все подобные феномены, где бы они ни имели место, мы не должны относиться к такому выводу с тревогой. Это социологическое предубеждение - причем безосновательное - предполагать, что сравнительный анализ всегда приводит к созданию единой теории и формулировок, применимых к любым условиям. Подобный вывод может быть получен лишь путём игнорирования важности эмпирических данных и исторического многообразия общественных и культурных форм, и только посредством сведения фактически различных явлений в высокоабстрактные обобщающие категории, абстрактность которых будет усложнять понимание общественных реалий в той же мерее, что и упрощать. Новые религии во всем мире, несомненно, имеют некоторые общие черты и функции, однако они также проявляют многочисленные различия, и роли, которые они играют в разных обществах, скорее всего, будут различаться в такой же степени, как и сами эти общества. (Брайан Уилсон)

Несмотря на то, что единой социологической теории НРД до сих пор не существует, на протяжении XX века на Западе сформировались два варианта типологии религиозных движений, которые в той или иной мере лежат в основе всех современных изысканий на данную тему.

Типология Трёльча

Данное направление исследований берет начало в работах немецкого социолога Макса Вебера и приобрела законченный вид в трудах немецкого богослова Эрнста Трёльча. Типология Трёльча включает в себя три элемента: церковь , секта и мистицизм .

В своей работе The Social Teaching of the Christian Churches (1931) Трёльч вывел три основных типа христианского мышления и проследил как их взаимосвязи, так и их влияние на жизнь общества до XVIII столетия. Его типология включала в себя церковную религию, сектантскую религию и мистицизм… Первые два типа он связывал с двумя формами церковной организации, церковью и сектой, тогда как третий тип он описывал как проявление антиобщественного индивидуализма, который не приводит к возникновению религиозных организаций в их обычном понимании, но может стать почвой для возникновения мелких, неформальных и недолговечных групп. Трёльч подчеркивал, что эта последняя форма религии отличается крайним индивидуализмом и обычно не приводит к созданию организаций, так как ее последователи объединены в «невидимую церковь» .

Cоциолог Томас О’Ди подытожил исследования Трёльча и его последователей , сведя отличительные признаки секты и церкви к следующим пунктам:

ЦЕРКОВЬ СЕКТА
  1. Фактическое членство по праву рождения.
  2. Предложение формализованных средств благодати и сопутствующие этому социологические и богословские факторы - иерархия и догма.
  3. Инклюзивность социальной структуры, зачастую совпадающей с географическими или этническими границами.
  4. Ориентация на обращение всех.
  5. Тенденция приспосабливаться к существующему обществу и идти на компромисс с его ценностями и институтами.
  1. Отделенность от общества в целом, отделение от мира и пренебрежение его ценностями и институтами.
  2. Эксклюзивизм, проявляющийся как в отношении к обществу, так и в социальной структуре.
  3. Акцент на необходимость обращения, предшествующего получению членского статуса.
  4. Добровольное присоединение.
  5. Дух возрождения.
  6. Нравственная строгость, зачастую носящая аскетический характер.

Принципиальный шаг в развитии типологии Трёльча в 1963 году сделал социолог Бентон Джонсон, который отказался от множества переменных, предлагаемых различными определениями церкви и секты, и построил свою классификацию на одном-единственном признаке, принятии или отрицании окружающего общества:

Основываясь на этом постулате, американские социологи Родни Старк и Уильям Симс Бейнбридж создали революционную модель динамики религиозных групп . Эта модель выглядит в виде оси, один конец которой характеризуется низкой, а другой - высокой степенью противоречий с окружающим социумом. В нижней части оси находятся религиозные институты (церкви) - стабильный сектор структуры общества, для которой характерно наличие устоявшихся ролей, норм, ценностей и социальных функций. В верхней части оси находятся религиозные движения (секты и культы) - нестабильный сектор структуры общества, для которого наличие таких признаков нехарактерно.

В силу своего стремления стать доминирующей религией в рамках конкретного социума, религиозные движения обнаруживают тенденцию постепенно превращаться в религиозные институты, опускаясь к нижнему концу оси за счёт нахождения компромисса или равновесия с окружающим обществом. С другой стороны, в обществе постоянно появляются новые религиозные движения, обладающие высокой степению активности и стремящиеся изменить окружающую действительность. В зависимости от происхождения этих религиозных движений, Старк и Бейнбридж используют для их классификации понятия «секта» и «культ»:

Секты - новая порода, возникшая в рамках традиционного вида. Иными словами, секты - это девиантные религиозные движения, которые остаются в границах недевиантной религиозной традиции. Культы - это совершенно новые виды, которые возникают путём мутации или миграции. Иными словами, культы - это девиантные религиозные движения, формирующие девиантные религиозные традиции. Секты, будучи по своему происхождению результатом схизмы, начинают свое существование как религиозные организации, а потому их статус в качестве религиозных движений не вызывает сомнения. Многие же культы так и не развиваются в полноценные религиозные движения» .

Эту типологию принимают за основу своих исследований такие значимые организации, как Институт изучения религии в Америке (ISAR):

«Церкви» - это крупные деноминации, характеризующиеся инклюзивным отношением к жизни и отождествлением с доминирующей культурой. В Соединенных Штатах к числу церквей-деноминаций можно было бы отнести такие группы, как Католическая церковь, Объединённая методистская церковь… Группы, которые откололись от церквей-деноминаций называются «сектами». Как правило, они следуют образцу церквей в большинстве моментов, но более строги в вопросах учения и требованиях дисциплины, предлагаемых последователям, и подчеркивают свою отделенность и независимость от окружающей культуры… Типичными сектами можно назвать… квакеров и меннонитов… пятидесятников… Такие секты, как группы христиан-фундаменталистов, настаивали на строгом следовании ортодоксии перед лицом доктринальных вольностей, позволенных в большинстве более крупных церковных структур… В то время как большинство сект в значительной мере придерживается привычных традиционных эталонов, «культы» создают совершенно новую религиозную структуру, непривычную и чуждую для доминирующих религиозных общин. Культы являют собой источник религиозных инноваций внутри существущей культуры. В большинстве случаев эти инновации происходят за счёт перенесения религии из другой культуры в результате иммиграции её членов и лидеров. Так, на протяжении XX века в Америку были занесены индуизм и буддизм . С точки зрения социологии индуистские и буддистские группы являются в Америке культами. Культы также могут возникать путём религиозных нововведений в рамках существующей культуры .

Даже на фоне в целом благожелательного отношения к НРД, которое свойственно большинству социологов, данная модель необычна тем, что она, по сути, выворачивает наизнанку обыкновенные представления о церквях, сектах и культах. С этой точки зрения церковь представляет собой безжизненную формальную структуру, полностью интегрированную в светское общество. Напротив, секты и культы выглядят как положительный момент социальной динамики.

Типология Бекера

Другая социологическая типология, которую условно можно назвать «типологией Бекера», поскольку именно Говард Бекер впервые использовал слово «культ» в значении «мелкая религиозная группа с неоформившейся социальной структурой, построенной на авторитете харизматического лидера». Приверженцев этой типологии, как правило, интересует не столько роль различных групп в жизни общества, сколько особенности социальной структуры самих религиозных групп. В силу этой особенности приверженцы данной типологии других своих коллег-специалистов по социологии религии предлагают детальные разработки критериев и признаков «культа» и «секты». Многие из них пользуются этими «нетолерантными» терминами для сохранения терминологической преемственности, однако некоторые предпочитают использовать более «нейтральные» понятия («альтернативные религии», «новые религиозные движения» и т. п.), хотя и не обязательно вкладывают в слово «новые» хронологический смысл - скорее, понятие НРД трактуется как некое новшество на фоне существующей религиозной культуры.

Понятие «секты» обычно относится к группам диссидентов , отделившихся от другой, как правило, традиционной, религии (зачастую они объявляют о своем намерении возродить верования или обычаи, которые, по их мнению, некогда присутствовали в конфессии, но от которых конфессия впоследствии отошла), в то время как «культ» - это маленькая, ревностная группа, связи которой с традиционной религией и культурой менее очевидны, которая зачастую исповедует вероучение, не основанное на христианстве или иудаизме, и которая часто находится под непосредственным руководством единого харизматического лидера. (Тимоти Миллер)

Богословский подход

Богословский подход к определению культа основан на сопоставлении богословия группы с эталонным учением той или иной религиозной традиции. Применительно к христианству минимально достаточным доктринальным эталоном являются экуменические Символы Веры: Апостольский, Никео-Цареградский, Афанасьевский и определение IV Халкидонского собора. Очевидно, что между конфессиями внутри христианства существует определённое многообразие взглядов по ряду моментов вероучения. Как правило, различие между христианскими конфессиями и псевдохристианскими группами основывается на принятии или отрицании т. н. «исторической ортодоксии» - набора основополагающих учений, разделяемых всеми историческими конфессиями (Троица , Божественность Христа, Личность Святого Духа, богодухновенность и безошибочность Библии , спасение по благодати и т. п.). Другой, более жесткий вариант, - принятие за эталон вероучительных документов «своей» конфессии, признав все прочие конфессии еретическими в той мере, в которой они не согласны с этим эталоном. Однако этот последний вариант, как правило, реализуется только в маргинальных и ультра-фундаменталистских группах.

Как правило, христианские богословы и апологеты на предпочитают пользоваться термином «культ», поскольку этот термин этимологически связан с религиозным поклонением (см. выше). Одно из наиболее популярных определений культа было предложено д-ром Аланом Гомесом из Университета Байола (Калифорния , США) - он вводит понятие «культ христианства», чтобы подчеркнуть, что культом следует считать лишь группу, сознательно искажающую библейское, христианское учение (напр., кришнаитов нельзя считать культом христианства, поскольку в основе их вероучения лежит другая религиозная традиция):

Подход А. Л. Дворкина (сектоведение)

Признаки культа

В рамках популярного подхода

Критерии ориентированы на неподготовленную аудиторию. Их цель - дать рядовому обывателю приблизительный список признаков группы, которая может быть потенциально опасна. Пример такого списка можно найти в листовке английской организации FAIR (Family Action Information and Rescue ):

  • Для культа обычно характерно наличие лидера, претендующего на божественный статус или особую миссию, порученную ему лично высшими силами.
  • Лидер или основатели культа (обычно ныне живущие) требуют абсолютного и беспрекословного повиновения и единолично судят о степени веры и послушания последователей.
  • Члены некоторых культов заняты, главным образом, сбором пожертвований, вербовкой новых членов и посещением семинаров.
  • Осмысленные взаимоотношения с семьей и прежними друзьями могут быть резко сокращены, и культ становится для новообращенного новой семьей.
  • Подвергнутые индоктринации члены культа считают цели организации более важными, чем их собственные проблемы, интересы, образование, карьера и здоровье.
  • Многие культы систематически применяют изощрённые методы, направленные на подавление человеческого «я», реформу мышления и порождение зависимости от культа.
  • Давние члены культа зачастую говорят о вероучении, целях, требованиях и жизни группы в осторожных и общих выражениях, прибегают к обману или утаивают часть правды до тех пор, пока новообращенный не «клюнет».
  • Культ может поддерживать в своих членах состояние повышенной внушаемости путём сокращения времени сна, специальной диеты, интенсивных духовных упражнений, повторяющейся индоктринации и заранее организованных совместных переживаний в контексте группы.
  • У ноовобращённых могут проявляться такие симптомы, как сильное внутренне напряжение, стресс, страх, отсутствие чувства юмора, упадок способностей общаться с другими людьми и критически воспринимать услышанное.
  • Культы зачастую поддерживают в своих рядах атмосферу элитизма и изоляции - некоторые под предлогом того, что все за пределами культа греховно или находится во власти сатаны.
  • Может оказаться, что культ выманивает у своих членов деньги.
  • Некоторые группы эксплуатируют труд своих членов, предлагая им работать бесплатно или в плохих условиях.

В рамках психологического подхода

  1. Неохристианские религиозные группы
  2. Индуистские и восточные религиозные группы
  3. Оккультные , колдовские и сатанистские группы
  4. Спиритические группы
  5. Дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией
  6. Расовые группы
  7. Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов
  8. Психологические или психотерапевтические группы
  9. Политические группы
  10. Системы самоусовершенствования, самореализации или саморазвития

Роналд Энрот (социолог)

  1. Восточные мистические группы
  2. Псевдохристианские группы
  3. Духовно-психологические группы и группы самоусовершенствования
  4. Эклектичные и синкретические группы
  5. Парапсихологические , оккультные и астральные группы

Майкл Лангоун (психолог)

  1. Восточная медитация
  2. Движения, основанные на Библии и христианстве
  3. Оккультизм, сатанизм, колдовство, чёрная магия
  4. Политический терроризм
  5. Группы по избавлению от наркотической зависимости
  6. Коммерческие

Критика

См. также

  • Сектофобия

Примечания

  1. Конь Р. Н. Введение в сектоведение . Архивировано . - Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. - 496 с. ISBN 978-5-903657-09-4
  2. Bryan R. Wilson. The Social Dimensions of Sectarianism: Sects and New Religious Movements in Contemporary Society . Oxford: Clarendon Press, 1990. P. 204.
  3. Catholic Encyclopedia . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012. .
  4. Элвелл У., ред. Теологический энциклопедический словарь. М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2003. С. 1037.
  5. Kenneth Samples, Erwin de Castro, Richard Abanes, Robert Lyle.A Cult Recipe? . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  6. Colin Campbell Cult . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012. // William H. Swatos, ed. Encyclopedia of Religion and Society . Walnut Creek, CA: AltaMira Press, 1998.
  7. Jan Karel van Baalen. The Chaos of Cults: A Study in Present-day Isms . Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1938.
  8. Stephen John Hunt Alternative Religions: A Sociological Introduction, Ashgate Publishing, October 2003, ISBN 978-0-7546-3410-2 , ISBN 0-7546-3410-8
  9. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфол. анализ . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012. / Ин-т философии РАН . - М., 1999. - Ч. 1. - 244 с. - Библиогр.: С. 239-242.
  10. К вопросу о методике религиоведческой экспертизы . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012. // Альманах журнала «Вопросы адвокатуры» - 2004
  11. Ткачёва А. А. «Новые религии» Востока. - М.: Наука . Главная редакция восточной литературы, 1991. - 216 с. ISBN 5-02-016913-7 (С. 3, С.5 )
  12. Понятие «новые религии» (япон. сюнко сюке ) впервые было употреблено японскими журналистами в 1920-е гг. по отношению к ряду организаций синтоистского сектанства (Конко кё, Тенри кё и др.) возникших в противовес государственному синто) (См. подробнее Murakami Shigeyoshi. Japanese Religion in the Modern Century. Tokyo. - P. 83)
  13. Massimo Introvigne The Future of Religion and the Future of New Religions . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012. //CESNUR, 2001.
  14. Иваненко С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность . - М.: Философская книга, 2008.
  15. Robert J. Lifton, MD. „Cult Formation“. AFF News , Vol. 2, No. 5, 1996. P. 1.
  16. Madeleine Landau Tobias & Janja Lalich. Captive Hearts, Captive Minds . Hunter House, 1993. P. 5.
  17. Edward Hunter. Brainwashing . NY: Pyramid Books, 1956. Pp. 185-186.
  18. Singer M. T., Lalich J. Cults in Our Midst. San-Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1995. - P. 7.
  19. Langone M. D. Secular and Religious Critiques of Cults: Complementary Visions, Not Irresolvable Conflicts // Cultic Studies Journal . - vol. 12. - No. 2. - 1995. - P. 167.)
    «Религиозные критики и многие светские исследователи, подвизающиеся в этой сфере… используют для описания объекта своих исследований термин „новые религиозные движения“ (НРД). Однако социологи склонны занимать нейтральную, если не откровенно протекционистскую позицию в отношении НРД, которые они зачастую изображают невинными „белыми воронами“, гонимыми нетерпимым большинством. Многие американские критики, включая меня самого, используют слово „культ“ для обозначения групп - религиозных, психотерапевтических, политических или коммерческих - которые считаются крайне манипулятивными и склонными к эксплуатации людей. Поскольку наше беспокойство вызывают группы необязательно религиозного характера, мы находим термин НРД слишком узким. Более того, большинство моих коллег различает понятия „новое религиозное движение“ и „культ“, приписывая склонность манипулировать людьми только последнему, тогда как первое рассматривается как неортодоксальное, но относительно безобидное с точки зрения психологии»
  20. West L. J., Langone M. D. Cultism: A conference for scholars and policy makers // Cultic Studies Journal . - No. 3. - 1986. - Pp. 117-134.
  21. Ross J. C., Langone M. D. Cults: What Parents Should Know // AFF, 1988. - P. 19.
  22. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012. // Журнал практического психолога. - М.: Фолиум. - 1996. - № 2. - С. 87-93.

Западная терминология проникла в Россию через систему образования в начале XX века. Известный миссионер профессор Буткевич считал, что это слово было перенесено южнорусскими богословами, получившими свое образование в католических школах.

По мнению других ученых, этот термин был заимствован из Германии. Обе точки зрения дополняют друг друга. Вероятнее всего, этот термин был заимствован из католической богословской школы, но его закреплению в русском богословии способствовало сильное влияние прокатолической теологии и исторической науки на русское богословие. Например, первые конспекты лекций для духовных школ на русском языке появившиеся в первой трети XIX века были переводами или перифразами западных авторов. То же следует сказать и о церковной науке и не очень развитой русской ересиологии XIX века. Сильное влияние западной терминологии там заметно. В XIX веке общепринятого термина секта не существовало.

Учение о сектах в свете святоотеческого подхода к ересям

В результате большой религиозно-исследовательской работы было установлено, что существовавшая в то время терминология не соответствует святоотеческой в связи с чем был поднят вопрос об уместности использования термина секта в русском богословии. Процесс осмысления сектанства в контексте святоотеческого предания породил десяток формулировок определяющих термин секта. Общим недостатком всех определений было использование наряду с богословскими критериями или же вместо них медицинских, психологических, культурологических, даже политических. Определение, данное Пютниковым для духовных школ в 1910 году: «Секта - отделившееся от единства православной русской церкви учение и обрядово-религиозное общество, которое имеет свое учение, богослужение и устройство, совершенно отличное от православия и живет отдельно, стараясь осуществить в своей замкнутой среде свой религиозный идеал». Такое описательное определение, в котором есть догматическое определение, но нет оценочных критериев.

Второе определение, данное священником Фетисовым в 1914 году, вобрало в себя практически все определения сект наработанные за предыдущие 15 лет. Сектантским, по его мнению, будет движение, которое сознательно уклонилось от богоданного религиозно-нравственного учения, которое содержит историческая народная Русская Православная Церковь, уклонение, образовавшееся под наносным влиянием различных богословских и философских идей. Здесь можно видеть совмещение нескольких критериев:

во-первых, догматических - об уклонении от религиозно-нравственного учения;

во-вторых - культурологические - т.е. когда любые учения, уклоняющиеся от веры, которое исповедует большинство населения страны, считается сектантской.

Начавшаяся работа была прервана германской войной, затем революцией и последующими событиями.

Современные тенденции в сектоведении

С 20 по 90-е годы XX века изучение сект оставалось на уровне прошлого столетия. В этот период сектоведение использовало прежние наработки. В советское время благодаря работе светских религиоведов социологической стороне сектантства уделялось большое внимание. Особо акцентировалось внимание на отделении сектантов, как от церкви, так и от общества, негативное их влияние на личность и на социум. Этот взгляд светских религиоведов, растиражированный официальной пропагандой, также оказал влияние на формирование церковного представления о сектах. Это в чем-то отбросило Церковь назад.

Стремительное развитие сект в 90-е годы, пик которого пришелся на период 1994-1996 годы, привел к социальной напряженности в обществе. Люди уходили из семьи, оставляли учебу, работу, свертывали контакты с друзьями. В поисках причины этого религиозного феномена многие стали склоняться к мнению об использовании сектантами специальных психотехнологий для обращения и удержания в секте. Такой взгляд стал идеальной почвой для распространения антикультистской теории «промывания мозгов» или контролирования сознания. Под влиянием этой теории многие активные сектантские группировки стали именоваться деструктивными культами и тоталитарными сектами. Деятельность сект вызвала большое беспокойство РПЦ, представители которой провели ряд семинаров и конференций с привлечением протестантских специалистов из антисектантских западных центров. Некоторые православные миссионеры полагали возможным использование западных методов противостояния сектам, поскольку это явление было порождено на западе и там его достаточно хорошо изучили. К сожалению, из всего западного опыта был избран только антикультистский подход, несмотря на критическое отношение к нему на западе. Православные сторонники теории то-

талитарных сект обосновывают свою позицию тем, что во второй половине XX века у сект появилось нечто новое, а именно:

систематическое использование психологических наработок направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения при вербовании новых членов и удержании их в секте посредством обмана, гипноза, кодирования и других средств.

По мнению антикультистов святые отцы с такой практикой не встречались, поэтому у них нет ответов на вопросы, поставленные сектами. Антикультистский взгляд на природу сект зафиксирован в нескольких определениях.

Коммерческая, например гербалайф практикующая обманчивую вербовку прибегающая к использованию контроля сознания для сохранения своих адептов зависимыми, покорными. Пользуясь психологической, коммерческой, политической неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно их обманывают и привязывают к себе, сохраняя и усиливая всяческое состояние невежественности, неинформированности, формируя неестественное противозаконное состояние зависимости у самих адептов.

Термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» являются для приверженцев этой теории синонимами.

Второе определение тоталитарной секты или деструктивного культа - это секты нарушающие права своих членов, наносящие им вред путем использования определенной методики, «навязывающееся контролирование сознания».

Однако они же и признают, что различать религиозные объединения по той мере, в которой элемент тоталитарности там культивируется очень трудно, т.е. дается некоторое определение, в нем указываются некоторые критерии, потом делается заявление, что согласно вот этим критериям установить какой элемент, культивируется в какой организации довольно трудно. Т.е. это пример такого кабинетного отношения к изучению. Есть некая схема, в которую необходимо уложить представления о религиозных организациях. Подходят или не подходят - это другое дело.

Первым признаком тоталитарной секты является наличие лидера, поэтому, полагают антикультисты, никакой связи с Богом помимо лидера в секте нет и быть не может. Это мнение А. Дворкина по курсу сектоведения. Однако почти во всех сектах обращение к их Богу является средоточием их религиозной жизни. Лидеры же, занимая важное место, ни в коем случае не подменяют собой Бога, хотя в сознании сектантов почитание лидера приближается к почитанию Бога. Например, кришнаиты утверждают, что гуру – это представитель Кришны и предшествующих духов учителей. Без гуру говорят кришнаиты нельзя научиться правильному образу жизни и построить свои взаимоотношения с Богом. Преданность гуру понимается кришнаитами как преданность самому Кришне. Гуру следует оказывать такое же как и Богу. Более того, кришнаиты рассматривают своего учителя как практически равного Богу. Но никогда не говорят, что он является Богом. Те из гуру, которые говорят сами о себе, что являются Богом, по мнению самих кришнаитов, являются мошенниками. Дело в том, что каждый человек является частицей Божества и отличается от Бога количественно. Т.к. Бог обладает неограниченными свойствами и качествами природы, а в человеке частица Божества ограничена. Но кто-то из людей может развить способности до такой степени, что будет выступать в качестве метафизического зеркала отражающего максимально свою метафизическую природу и свет истины.

Вторым признаком тоталитарной секты является изотерический разрыв, заключающийся в том, что новому адепту не сразу открывают истинное учение сект. Но этот принцип эзотерического разрыва не является новым. Различные уровни посвящения были у гностиков. В манихействе и богомильстве существовало разделение между совершенными и простыми людьми в секте и соответственно между высшими тайнами и общими истинами. Действительно в сектах существует эзотеричность.

Следующим признаком тоталитаризма является наличие организационной структуры стремящейся к власти и умение использовать слабости демократических государств. Но стремление к власти

и использование слабости власти не является достоянием одних сектантов. Кроме того, у многих религий существуют институты и жесткие структуры управления. История Византии много дает нам примеров попыток еретиков захватить власть государства.

Следующий признак включает новые способы обращения, пропаганды и удержания адептов новой секты. Гипноз, кодирование. Но эти способы также не представляют собой никакой новизны. Например, использование религиозной проституции сектами «семья» или «Дети бога» для завлечения новых членов в секту и ведение сектантами безнравственного образа жизни. Но этот способ обращения, по свидетельству Епифания Кипрского, использовался в гностических сектах.

Сам Господь предостерегал своих учеников быть бдительными от лживых пророков (Мф. 7,15) которые придут в овечьих шкурах и многих прельстят, т.е. будут говорить о покаянии, спасении, пророчествовать. В истории церкви известны обманные способы еретиков - это апокрифы, подлоги, а также использование ими церковной символики.

Подобно церкви учили и совершали евхаристию, но только на воде. Что касается способов обращения и удержания в секте посредством гипноза и других примеров изменения сознания, то надо сказать, что эти способы воздействия на человека известны задолго до XX века. История гипноза является столь же древней, как история колдовства и медицины. Научное изучение гипноза началось в конце XVIII века, когда Франс Мескер - венский врач начал применять гипноз для лечения своих пациентов, а в середине XIX века английский врач Джеймс Броид изучил этот феномен и ввел термин «гипноз». В настоящее время современная антропология и социальная психология рассматривают гипноз и внушаемость в качестве важного фактора наряду с другой способностью формировать социальное и историческое развитие человека.

Специалисты выделяют особый вид боевого средства, т.е. оружия - информационно-субьективное оружие. Разрушающее действие, которого основано на целенаправленном и вредоносном психическом програмировании большого контингента людей. Составной частью его являются СМИ средства массовой информации.

Возникает вопрос - владеют ли этими методами сектанты? Если бы они владели, то они бы просто целыми группами гипнотизировали своих адептов и распространялись бы неимоверно быстро. Скорее всего, сектантов стараются использовать в качестве полигона этого оружия.

Известен один случай, когда секта аум сенрикю начала использовать нанятых на работу музыкантов для обращения в секту. Но даже когда используют методы гипноза, гарантии, что человек обратится, нет. Кроме того, есть весьма важная сторона - нельзя загипнотизировать человека без его на то согласие. И когда говорится, что секта использует гипноз, необходимо четко установить, в каком значении они употребляют это слово - в смысле медицинском или техническом (т.е. наработок современных антропологов, которые включают гипноз и постгипнотическое состояние в качестве элемента этой жизни человека).

Но как бы то ни было, сам факт воздействия на человека известен и применяется очень давно. Например, в древних сектах были известны мистерии посвящения. Это был тогда определенный мистический акт.

Кроме перечисленных признаков и особенностей новых тоталитарных сект относят и еще один - они полагают, что в доктринах тоталитарных сект появился невиданный раньше синкретизм и эклектизм, вызванный глобализацией распространения религиозных идей. Но опять же большего синкретизма, который наблюдается в гностический период, человечество еще не переживало. Кроме того, современные секты, которые именуют тоталитарными, деструктивными, для развития своих доктрин нередко обращаются к опыту гностиков, изучают их идеи, заимствуют. О чем имеются свидетельства. Так поступают мормоны, антропософы и теософы, считающие гностиков своими предшественниками. Что касается глобализма распространения религиозных идей, которому как будто бы способствуют учение тоталитарных сект, опять бездоказательно потому, что любая мировая религия

всегда стремится к глобализму. Всегда стремится к миссии, распространению своих идей. Христианство не ждало, когда начнется эпоха глобального распространения религиозных идей.

Отличительной особенностью тоталитарных сект также считают приспособляемость к массовой культуре, срощенность с международным бизнессом, СМИ и спецслужбами некоторых государств. Что касается культурологической составляющей, то сама постановка вопроса показывает ограниченность антикультовой теории. Секты не приспосабливаются под массовую культуру, но их представления о духовной жизни соответствуют запросам людей этой культуры. Не массовая культура порождает методы деятельности сект, а эти методы деятельности естественны для всех, потому, что тот уровень духовности соответствует уровню представления о духовности людей этой массовой культуры. И кроме того, любая религиозная организация в пределах допустимого всегда стремится использовать культурные средства для выполнения своей миссии независимо от того какая это культура – массовая, высокая, т.е. это также не является особенной спецификой сект XX века.

Принцип использования подручных средств - это нормальный закон, которым всегда все пользуются.

Сотрудничество со спецслужбами также не является сектантской особенностью. Существовал он и до XX века. Так, в 1872 году Блавацкая предложила свои услуги 3-му отделу в качестве международного агента. В этом ей было отказано. Со спецслужбами сотрудничали многие, в том числе весьма солидные религиозные организации.

Срощенность с международным бизнесом тоже не является типично сектантской чертой. Многие религиозные организации содержат собственность, получают доход.

Антикультуристы таким образом переносят акцент с вероучительных положений религиозных групп на второстепенные вопросы их организационно-пропагандистской идеи. В таком подходе они уходят от анализа религиозных мотивов совершаемых сектантами поступков, чем не занимаются сторонники антикультовых теорий - так это сопоставлением святоотеческого мнения со своим противостоянием сектам.

Действительно, у святых отцов нет конкретных рецептов на все случаи жизни ибо их невозможно предусмотреть, но они дают нам правильный подход, методологию решения любых проблем. Отцы не сталкивались с электронными СМИ, но они знали внутренний закон человека, возможности воздействия на него. Новые возможности СМИ это лишь средство доставки информации человеку, но человек в своем роде остался прежним. Кроме того, известные древние ересеологи не уделяли много внимания вопросам привлекающим внимание нынешних антикультистов. Так святой Ипполит Римский старался обращать внимание главным образом не на внешнюю мифологическую сторону, а на внутреннюю философию. И свои сведения о сектах он черпал не из свидетельств лиц обратившихся от ереси, а главным образом из сочинений еретиков. Древний ересеолог Феодорит Кирский в своем труде «Еретические басни» пытается излагать учение еретических групп, чья самостоятельность определялась их теоретическими принципами, богословскими и философскими воззрениями, но не обрядовой практикой. По мнению профессора Н.Н.Глубоковского, эта методология избавила кирского пастыря от некоторых ересеологов.

Не желая оставаться в неведении еретиков, говорит профессор Глубоковский, он таким образом хочет дать объективное точное описание ересей, но вместе с тем лишь то, что достойно внимания. Блаженный Феодорит первоисточник ереси видит в дьяволе, который таким образом стремится примешать людям гибельное лекарство лжи. Антикультуристы же виновником появления секты считают ее лидера, а ее распространение объясняют различными психотехнологиями и другими средствами. Таким образом, они придерживаются не богословского, а социологического подхода к сектам со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Классификация сект

Все классификации сект по признанию Буткевича были несовершенными. Общепризаннной была и остается систематизация сект на три категории:

1 - Мистические (хлысты, скопцы).

2 - Рационалистические (баптисты, молокане, духоборы).

3 - Мистическо - рационалистические.

Граница между мистикой и рационализмом весьма условна - и в мистических сектах есть рационализм, и в рационалистических мистика. Недостаток в том, что эта классификация не стыкуется с чином приема в церковь. Недавно появилась еще одна классификация разделяющая на две категории –катарические (от катарис) и гностические. Недостаток этой классификации такой же как и предыдущей.

Наиболее приемлемой для нас является святоотеческая классификация сект или ересей которая определяет распределение сект на следующие категории:

1. Гностицизм.

2. Антитринитаризм.

3. Христологические.

4. Экклесиологические.

5. Самочинники.

Все секты можно подвести к пунктам этой классификации.

Наиболее обобщено деление сект в протестантстве и религиоведении:

1. Псевдохристианские (иеговисты и те кто искажает основные догматы христовой веры).

2. Восточные (кришнаиты, трансцедентальная медитация).

3. Псевдонаучные (эктросенсорики).

4. Синкретические (теософское общество, мунисты, антропософное общ-во).

5. Оккультные (сатанизм, розенкрейцерство, массонство).

Эта классификация является весьма несовершенной по причине субьективного подхода при определении главных вероучительных положений, по которым необходимо распределять секты. Например, о ком-то можно сказать, что это – псевдонаучная организация и в то же время оккультная. То же можно сказать об антропософии, теософии. Еще один недостаток этой классификации - непонятна цель.

Рассмотрим идеи, которые способствовали оформлению движения, которое именуется баптизмом.

Баптизм не изобрел никаких новых идей, никаких принципов, никакой новой практики. Он лишь оформил и объединил до него ранее бывшие учения. Одним из таких движений, которые являются родоначальниками баптизма и связь с которым признают баптистские теологи, является анабаптизм.


Страница сгенерирована за 0.06 секунд!

Сектантство - это одна из основных опасностей в современном обществе. Секты - это зло, так как они полностью разрушают сознание человека. Эта проблема сегодня может коснуться каждого, но особенно подвержены ей подростки. Сколько в последнее время СМИ рассказывают о том, что эта возрастная категория становится неуправляемой и большая часть из них совершают такие поступки, что так и хочется сказать: "Почему, что с ним случилось, ведь все было нормально?" Резкое изменение принципов и смена поведения должны заставить близких задуматься, может ли это быть воздействие секты? Но по каким признакам тоталитарную секту можно распознать? Что скрывается за этим понятием?

Понятие "тоталитарная секта"

Тоталитарная секта - это группа людей, которая использует манипулятивные приемы, чтобы эксплуатировать своих членов. Она может нанести им финансовый, физический и психологический вред. Секта в большой степени контролирует мысли, поведение и эмоции каждого члена. Она может использовать любой из существующих методов, чтобы из каждого завербованного сделать послушного, лояльного раба, готового отдать все, в том числе и свою жизнь ради того, чтобы его признали своим.

Лидер секты и ее члены считают, что у них есть особый статус, который позволяет им вынести себя за рамки общества или семьи и противостоять им. Религиозные организации скрывают от всех, кто только пришел к ним, свою истинную природу. Они используют обманные методы, чтобы завербовать как можно больше людей и подчинить их себе. Прежде чем разобраться с признаками тоталитарных сект, узнаем, когда и где они впервые появились.

История появления тоталитарных сект в России

Впервые в России о тоталитарных сектах узнали в начале 90-х прошлого столетия. За рубежом, в особенности в США, с проблемой столкнулись в 60-х годах, а после уже эта новая пагубная для каждого человека волна стала распространяться и по странам Западной Европы.

На Западе изначально секты воспринимались насторожено, но после отношения стали налаживаться. Большая часть сект влились в общество, заполняя ниши, которые еще не заполнены церквями. В России секты появились и распространились только благодаря иностранным миссионерам, а некоторые из направлений зародились именно на территории страны. Термин «тоталитарная секта» (признаки понятия рассмотрим позже) появился в русском языке в начале 90-х годов, а авторство приписывается историку церкви А. Л. Дворкину. Именно с тех пор оно применяется для классификации религиозных нетрадиционных, коммерческих групп, организаций и движений. А вот в английском языке термин используется, в основном чтобы объяснить российское понятие при рассказе о религиозной ситуации на территории России.

Характеристики тоталитарных сект

У всех тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые позволяют отличить их от других групп, которые не так сильно манипулируют сознанием человека. Среди основных характеристик можно выделить следующие:

  • все члены преданно служат лидеру и никогда не ставят под сомнения его слова;
  • решения, касающиеся того, как каждый член должен мыслить, действовать и какие чувства он может высказывать, принимаются только лидером: каждый из членов тоталитарной секты (главные признаки их рассмотрим дальше, в соответствующем разделе) должны спрашивать разрешение на то, чтобы сменить работу, пойти на свидание или связать себя узами брака, даже существуют правила, касающиеся одежды, воспитания детей и других критериев;
  • особое внимание группы уделяется тому, как бы побольше добыть денег, такие приемы, как сбор средств на фальшивую благотворительность, оправдываются тем, что это нужно для достижения высших целей;
  • лидер не несет перед членами своей секты никакой ответственности, для него нет авторитета, он сам решает, как ему поступить;
  • члены тоталитарной секты часто рвут все отношения с семьей и близкими, они отказываются от личных интересов, которые были у них до вербовки;
  • лидеры группы поощряют членов в том, чтобы они общались и жили только со своими собратьями и под постоянным контролем;
  • если член секты выказывает какие-либо сомнения или задает вопросы, то его могут наказать, для подавления любых сомнений лидеры используют всевозможные методы, которые помогают подчинить разум человека полностью.

Классификация тоталитарных сект

Сегодня в мире много псевдорелигиозных организаций открыто, все они имеют дополнительную классификацию и признаки. Тоталитарные секты можно разделить по источникам:

  • оккультные;
  • псевдоиндуистские;
  • псевдобиблейские;
  • псевдоправославные.

Также они разделяются по времени появления:

  • классические;
  • послевоенные;
  • новейшие.

По направлению деятельности:

  • целительские;
  • психологические;
  • экологические;
  • коммерческие.

А вот по опасности для общества, кроме тоталитарных, они еще бывают деструктивными, отдельно выделяют секты-убийцы.

Как распознать, что перед тобой вербовщик?

В наше тяжелое время многие люди занимаются поиском выхода из сложных жизненных ситуаций и тянутся к Богу. Кто-то ходит в церковь, а кому-то по случайному стечению обстоятельств под руку попался вербовщик, который так может красиво рассказать и настолько сильно подчинить себе человека, что тот даже и не понимает, что его втянули в секту.

Сектанты с опытом отлично владеют методиками управления психикой человека, им будет достаточно убедить, что лидер сообщества полностью прав в своих верованиях и поможет найти выход из любой ситуации. Поэтому если заранее знать все характериные признаки тоталитарных сект, то можно избежать попадания в их среду, где не каждый может стойко выдержать психологический натиск.

Распознать псевдорелигиозную организацию можно по таким признакам:

  • С первых минут общения становится понятно, что они полностью понимают человека, стоящего перед ними. Члены секты, направленные на работу, на улицу для привлечения новых членов, умеют использовать специальные психологические методики. Они прекрасно понимают, какую тему для разговора стоит выбрать, разговаривая с тем или иным человеком, например, увидев молодую маму, начинают разговор о детях, а вот пожилому человеку начинают рассказывать о недостатке пенсии и болезнях.
  • Мировоззрение, которое проповедуют сектанты, простое, но оно охватывает многое. У членов секты всегда есть ответ на любой вопрос. Их мировоззрение сильно отличается от того, что видит простой человек.
  • Учение своей организации считают самым правильным в мире, а все остальное - это вред и ложь. Один из основных признаков тоталитарной секты - это стремление объяснить новому адепту, что только их религия истинна, а все другое - это ложь и обман.
  • В каждой секте есть лидер, гуру и наставник - это сверхчеловек, который получает информацию из уст Бога. Он может встречаться со своими прихожанами по особым дням, а может быть и такое, что его никто из сектантов и не видит никогда.
  • Одним из главных признаков тоталитарной секты является также наличие собственной литературы, которую часто раздают всем, когда сектантам дано задание завербовать новичка. В ней встречаются ссылки на священные книги, но все больше они вырваны из контекста, что и приводит к заблуждению.
  • Члены секты людей делят на своих и чужих. Своими у них считаются те, кто чтит их культ, а вот все другие - это чужие, заблудившиеся в мире. Эти люди"никак не могут найти дорогу домой", то есть в секту, где есть все для счастливой жизни.
  • Верование в скорый конец. Члены секты считают, что только их учение может спасти человека от неминуемого конца.
  • Тоталитарный контроль над жизнью каждого, кто пришел к ним в организацию. Редко когда члены секты могут самостоятельно распоряжаться своим временем, у них все расписано по минутам, они должны неукоснительно следовать всем правилам, которые прописал гуру.
  • Регулярно нужно делать взносы. После того, как новый член секты уверовал, что псевдорелигия - это истина, его ставят перед фактом, что каждый из членов должен вносить добровольный вклад. Иногда суммы достигают таких цифр, что приходится продавать квартиры, но сознание человека уже настолько затуманено, что он идет на все, лишь бы гуру был доволен.
  • Требование беспрекословной веры и исполнения всех приказов. Все правила и распорядок дня должны неукоснительно соблюдаться, за неповиновение адепта могут изгнать из общины и запретить всем его собратьям общаться с ним.

Признаки тоталитарной секты по Дворкину

В настоящее время правительство каждой из стран старается уберечь своих граждан от попадания в одну из тоталитарных сект. Например, правительство ФРГ регулярно печатает, а после и распространяет среди школьников листовки, в которых выделяет несколько основных признаков вовлечения в тоталитарную секту:

  • Никогда в группе не найдешь именно то, что так долго искал. Она точно знает, что именно тебе нужно.
  • Уже с первой встречи перед тобой открывается новый взгляд на вещи.
  • Мировоззрение членов группы простое и легко объясняет любую проблему.
  • Достаточно трудно составить точную характеристику секты. Никто не должен размышлять и проверять. Все нужно пережить лично, а наш Центр поможет - именно такие слова и говорят вербовщики.
  • Только вождь знает истину.
  • Учение организации считается настоящим. Все остальные науки - это россказни Сатаны.
  • Критика тех, кто не принадлежит к секте, считается признаком того, что сектанты правы.
  • Мир катится в пропасть, и, только обратившись к Богу, вместе с ним можно спастись.
  • Секта - это элита. А все остальное потеряно давно, ведь оно не помогает спастись из бездны.
  • Только немедленное решение вступить в группу - это твое спасение, раздумья - это грех, это Сатана мешает прийти к Богу.
  • Все отношения с близкими и друзьями нужно разорвать, иначе они будут сеять смуту и не позволят прийти к Богу.
  • Сексуальные отношения полностью регламентируются группой. Только она может сказать, с кем тебе вступать в сексуальную связь или вообще воздерживаться от нее.
  • Каждый член постоянно выполняет задания, без работы никто не остается: продает книги, вербует новых членов секты, медитирует, посещает курсы.
  • В одиночестве остаться, находясь в тоталитарной секте, сложно, всегда кто-нибудь находится рядом.
  • Если появляются сомнения и ожидаемый успех не приходит, то вина возлагается лично на тебя, значит, ты неправильно молился или недостаточно работал и не заслужил милости.
  • Все правила должны исполняться неукоснительно, ведь это единственный путь к спасению.

Как происходит вербовка в секту?

Вербовщики настолько научены работать с человеком, что не всегда сразу сможешь понять, когда они просто задают вопросы, а когда уже ведут тебя на первое собрание. Именно поэтому важно знать все признаки вербовки в тоталитарную секту. Вербовкой занимаются сами адепты, которые уже несколько месяцев живут в общине или регулярно посещают собрания. Они ходят по домам, разносят литературу, общаются с прохожими на улице, рассказывают о своей вере, которая является именно той, которая поможет спастись от неминуемой гибели.

Они искусно владеют языком, играют на эмоциях, заставляя человека их слушать и проникаться доверием. Во время разговора вербовщики обязательно узнают контактные данные и в дальнейшем будут звонить, приходить домой, чтобы поговорить с человеком и пригласить к ним на встречу, где их гуру расскажет все о том, как можно спастись.

Когда на собрание приходит новый человек, то все члены секты проявляют к нему особый интерес, показывая, насколько они рады ему, рассказывая, что теперь у него все в жизни изменится, он сможет спастись в тот момент, когда все неверующие погибнут. Такое пристальное внимание завлекает человека, особенно если в его жизни случились неприятности и он не знает, куда пойти, кому о них рассказать. Если человек начнет постоянно ходить на собрания, то его обязательно убедят в том, что с неверующими ему общаться не нужно. В итоге жизнь кардинально меняется. Никто и ничто больше не волнует человека, только секта и все, что с ней связано.

Как распознать по человеку, что он попал в секту?

Нам уже ясны признаки тоталитарной секты. Кратко поговорим о том, как распознать человека, который попал под влияние псевдоверующей общины:

  • человек резко меняет привычки, в том числе и стиль одежды, говорит совсем другими фразами;
  • он высказывает непривычные для него фразы или цитаты;
  • речь похожа на диалог с самим собой;
  • он теряет интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к родным;
  • изначально раз в неделю, а дальше и каждый день он уходит на встречу с новыми друзьями или братьями;
  • он начинает читать малоизвестную литературу, медитирует;
  • ему часто звонят, приносят письма;
  • его поведение может быть агрессивным, или, наоборот, ему все равно, что происходит вокруг;
  • он постоянно требует денег и каждый раз все больше и больше.

Если у близкого человека наблюдается хоть несколько из выше перечисленных признаков, тоталитарная секта (уголовное право в этом случае бессильно) крепко взялась за него и нужно срочно предпринимать кардинальные меры, чтобы избавить близкого или друга от этой зависимости.

Как влияет пребывание в тоталитарной секте на психику человека?

Мы разобрались в понятиях и признаках тоталитарных сект, но как они влияют на психику человека? Они сильно разрушают личность, делая из него безвольного раба, готового на все пойти ради своего наставника. В результате длительного пребывания под влиянием гуру развиваются расстройства психики, появляется негативное психоэмоциональное состояние, а в самых тяжелых случаях может быть даже потеряна способность к осознанию своего поведения.

Члены секты теряют способность ставить перед собой цели и делать все возможное для их достижения. У них появляются сложности в общении, у них нет тем для разговора, они говорят только о Боге и спасении. Большая часть адептов живут в своем мире, который они сами нафантазировали, искажают реальность. Восстановить психику и научить человека жить без секты бывает очень сложно. Многие люди сходят с ума или заканчивают жизнь, наложив на себя руки.

Гуруизм: что это за понятие?

На сегодняшний день в мире работает столько сект, что перечислить их все не хватит и дня. Сказать, какая из них самая опасная для человека, нельзя, все они одинаково опасны. Потому так важно знать признаки тоталитарных сект. Метод гуруизма, который близкому или другу пришлось испытать на себе, - это страшное явление. Секта не просто искажает духовные основы, но и искажает, разрушает нравственные нормы. В итоге человек просто становится изгоем, даже в трудной ситуации он не просит помощи у близких, ведь у него в голове уже работает одна программа - ты сам виноват, нужно больше работать и молиться.

Итак, выше рассмотрены характериные черты и признаки тоталитарной секты. Будьте внимательны ко своим родным и друзьям, чтобы в случае опасности сразу же начать спасать близкого человека.