Фильм почему гитлер ненавидел евреев. Почему Гитлер истреблял евреев — Три версии причины возникновения ненависти

Жестокость, растянувшаяся страшной памятью на столетия: почему Гитлер ненавидел евреев. Истоки истории геноцида.

Почему Гитлер ненавидел евреев: история

Масштабное уничтожение еврейского народа, начатое нацистами под руководством Гитлера в 1937 году и продолжавшееся до 1944 года – история кровавых событий, в истоках которой до сих пор стараются разобраться биографы Гитлера. Почему Гитлер ненавидел евреев – личная травма, попытка замещения, обида на прошла, идеологические установки? Бытует мнение, что ненависть к евреям появилась из-за обиды на прошлые неудачи – Гитлер, неплохой художник, поступая в академию искусств, не прошел отбор из-за одного члена комиссии, который, как поговаривают, был иудеем. Так ли это?

Другие историки, в частности Макс Вебер , расследовали антисемитизм Гитлера по нашумевшему труду «Моя борьба» — Mein Kampf – изданная в 1925 году для иллюстрации национал-социалистических убеждений и личных взглядов фюрера. По мнению М. Вебера, ненависть к евреям проявилась у Гитлера в период Первой мировой войны. Скорее всего, будущий нацистский деятель, «подхватил» радикальные взгляды у окружения. Возможно, идея превосходства немцев над другими народами была лишь популярным движением среди молодежи, как язычество у славянских народов.

В книге «Ненависть Гитлера к евреям. Клише и действительность» автор Геббельс Ральф Ройт, ссылается на Баварскую революцию 1918 года – восстание простых рабочих граждан, которые не могли пристроится после Первой мировой войны, а приток мигрантов, в том числе и вечно предприимчивых евреев, захватывающих последние рабочие места.

Рикке Петерс, исследователь истории в Орхусском университете , подчеркивает, что «нацизм построен на идеи расовой гигиены». Гитлер четко изъясняет свои мысли в Манифесте: «мир состоит из людей различных рас, которые вечно борются друг с другом… поскольку борьба – это двигатель истории, есть высшие и низшие расы. Высшая раса будет под угрозой, если смешается с низшей». Комментируя изученное, историк К.-К. Ламмерс добавляет, что Гитлер искажал понятие раса, считая, что она различает людей даже по типу крови.

Первые антисемитские идеи появились еще в 19 веке, распространившись в Европе и Российской империи. Дискриминация по расе и вере преследовала и простых людей, и великих умов. Рикке Петерс : «Гитлер не придумывал антисемитизм. Он лишь поддерживал ненависть к евреям, которая получила отклик у народа». Скорее всего, из-за распространенной на то время тенденции разделять, классифицировать людей. Так сказать, «дух эпохи» был пищей для философских размышлений, приведший к печальным событиям. «Многие историки», — продолжая мысль Р. Петерса, — «отмечают, что евреев преследовали до радикальных событий в разных странах». Население специально настраивали против евреев – что ж, пропаганды не избежать, если в чьей-то злополучной голове зародилась идея, распространившись вирусом в более податливые умы. «Уничтожение евреев» — мнение Клауса Кристенсена , — «стало мерилом успеха национал-демократической партии».

Итак, почему Гитлер ненавидел евреев:

  • Личные убеждения, что арийцы – чистокровная, высшая нация.
  • Потрясения на фоне экономической ситуации в стране, охватившей в то время каждого – Великая депрессия после первой мировой войны.
  • Личные наблюдения (многолетние наблюдения за делами евреев и их участием в торговле, ведение бизнеса, кочевание в места, где лучше живется), основанные на далеких от общечеловеческих ценностей суждениях.
  • Ненависть к самому себе и своему происхождению (бабушка-еврейка) и перенесение (психология) своих бед на окружающих. Устранение, как попытка «убить» в себе ненавистную часть.

↓ Приглашаем к обсуждению: почему по-вашему Гитлер ненавидел евреев?

(Пока оценок нету)

Думаю, каждому известны планы Гитлера касательно наций. Для тех, кто не знает, стоит особенно отметить четыре из них: "истинных арийцев", славян, евреев и цыган. Начнем с того, что самой основой этих планов лежали идеи расизма - высшей степени нацизма (Нацизм - учение о высших и низших расах).

Вышеперечисленные нации можно разделить на три группы.

  • К первой, "правящей", группе наций относятся, как не сложно догадаться, только сами "истинные арийцы".
  • Ко второй группе относятся славяне. Им сулило практически полное уничтожение. А те, кому "посчастливилось" бы выжить, стали бы рабами. "Элитными" рабами.
  • Худшая судьба поджидала евреев и цыган. Они, как "низшие" расы должны были быть уничтожены.
Остальным нациям была уготована роль простых рабов.

Ответ на вопрос, почему евреи и цыгане считались низшими расами прост

У них не было своих государств. Они были " клопами на земном шаре", как было сказано одним из приближенных Гитлера. А почему, собственно, их ожидала именно смерть? Почему бы из них не сделать всё тех же рабов как из остальных? Думаю, истину сейчас не узнать. Мир разделился на несколько лагерей, у каждого из которых своя версия.

  1. Первая и самая распространенная версия заключается в том, что сама по себе идея нацизма в понимании Гитлера подразумевала разделение наций на эти три группы. Это вполне обоснованная версия, так как не секрет, что Гитлер был фанатиком в своём деле. " Выступления перед его солдатами были для него сродни занятий любовью" уверены приверженцы данной версии, что также не лишено логики. Чтобы в этом убедиться стоит посмотреть одну из записей выступления Гитлера.
  2. Вторая версия состоит в том, что людям Гитлера, не малое количество из которых, как известно, были накачаны наркотиками и специальными медикаментами. Они были кровавы, они практически не чувствовали боли и хотели только одного: убивать. Приказ о том, чтобы как можно больше людей оставить (ведь чем больше рабов, тем лучше), мог сильно подорвать авторитет у таких войск, что привело бы к существенному ослаблению армии из-за потери "элиты" и, скорее всего, к бунтам этих безумцев. Получается, надо было дать им на растерзание кого-нибудь. Этими обреченными и были евреи и цыгане.
  3. Третья версия подразумевала страх. Страх Гитлера перед опасностью. Согласно версии, Гитлер боялся, что люди одной из этих наций смогут уничтожить его великую армию. Каких-либо разумных подтверждений этой версии нет.

От себя могу добавить, что, какими бы ни были мотивы Гитлера, он не собирался оставлять евреям ни одного шанса на выживание. Геноцид, полное уничтожение - вот что ждало их.

Но почему именно евреи?

Ведь в роду у самого Гитлера среди ближайших родственников были представители ненавистной ему расы.

Ну, во-первых являлись "низшей" расой согласно представлениям нацизма.
Во вторых , поговаривают, что Гитлер сильно недолюбливал свою родственницу-еврейку.
Третьей причиной можно считать то, что евреи и цыгане весьма малочислены, а морально для войска это было очень положительно. Мол, "Мы уничтожаем целые нации! Вот какие мы могущественные!" (В основном, эта причина подходит ко второй версии ненависти, однако не противоречит остальным).

С приходом к власти нацистов появилось много антиеврейских законов. В результате принятия этих законопроектов было решено вытеснить из Германии всех евреев.

Сначала нацисты пытались всячески изгнать евреев из подконтрольных им стран. Контролировали этот процесс Гестапо и СС. Так уже в 1938 году около 45 000 евреев выехало из Австрии. Перед началом Второй мировой войны из Чехословакии и Австрии уехало от 350000 до 400000 евреев.

Когда войска Гитлера вошли в Польшу антиеврейская политика стала еще жестче. Окончательное решение еврейского вопроса, выдвинутое немецкими национал-социалистами заключалось в массовом уничтожении евреев в Европе. Евреев Гитлер считал расово неполноценно нацией, которая не имеет право на жизнь. Теперь евреев не только задерживали, но и расстреливали. Были организованны специальные гетто (закрытые кварталы для полной изоляции евреев и надзора над ними).

После того как Германия напала на СССР подразделения СС стали уничтожать евреев путем массового расстрела. В 1941 году для этой цели стали использовать газвагены (машины, где евреев травили угарным газом). Чтобы сразу уничтожить большое количество людей было создано три концлагеря (Белжец, Треблинка, Собибор). В начале 1942 года лагерем смерти служил концлагерь Майданек и Аушвиц. В Аушвице было уничтожено до 1,3 млн. людей, из них около 1.1 - евреев. За весь период войны погибло около 2, 7 млн. евреев.

По мнению историков такая политика Третьего Рейха нашла поддержку у немецкого народа потому что все забранное у евреев имущество раздавалось рядовым немцам. Таким образом Третий Рейх хотел стать еще более могущественным, и заручиться поддержкой как можно большего количества людей.

Алгоритм решения еврейского вопроса

Концентрирование всех евреев в определенных районах (гетто). Отделение евреев от других национальностей. Вытеснение их из всех сфер общества. Конфискация всего имущества, выдворение, их из экономической сферы. Доведение до такого состояния, когда труд остается единственной возможностью для выживания.

Причины геноцида. Наиболее вероятные версии

Гитлер считал евреев и цыган отбросами общества, которым не место в цивилизованном мире, поэтому принял решение очистить от них Европу, как можно скорее.

Сама идея уничтожения связана с идеей нацизма разделения всех национальностей на несколько групп: первая – правящая верхушка (истинные арийцы). Вторая – рабы (славянские народы). Третья – евреи и цыгане (их необходимо уничтожить, а выживших превратить в рабов). Евреев Гитлер обвинял во всех грехах, в том числе: появлении большевиков, революции в России и т.д. Негры и вовсе были исключены из этой иерархии, как низшая раса. Правящая верхушка считала, что для покорения всего мира фашистские войска уже сейчас нуждаются в крупных победах, поэтому им стало дозволено убивать евреев и цыган как неугодных и самых незащищенных. Таким образом, поднимался боевой дух солдат. Большинство исторических источников не дают внятного объяснения поступка Гитлера по отношению к еврейскому народу.

Последствия геноцида для Европы

В результате такой политики погибло около 6 млн. евреев Европы. Из них только 4 млн. жертв смогли идентифицировать персонально. Такой ход событий негативно отразился на европейской цивилизации. Стала угасать культура идиш, но вместе с тем значительно возросло самосознание евреев далеко за пределами Европы. Благодаря этому выжившие евреи смогли дать новую жизнь сионистскому движению, в результате его окреп и разросся Израиль (на своей исторической родине – Палестине).



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Существует как минимум две версии того, почему Гитлер не любил (мягко говоря) евреев. Одна из версий – это мнение историков, изучавших его личность. Специалисты, которые могут честно исследовать жизнь Адольфа, – это объективный взгляд со стороны. Вторая версия — это мнение самого Гитлера, изложившего причины своей ненависти в книге «Моя борьба». В ней Гитлер подробно расписывает множество факторов, спровоцировавших такое отношение.

Биограф Гитлера Иоахим Фест считает, что ненависть ко всему проявилась у Адольфа еще в детские годы . Товарищи Гитлера утверждали, что он постоянно вступал в конфликты, испытывал неприязнь безо всякой причины. Бушующая злоба нашла выход, сфокусировавшись на антисемитизме.

Из-за чего Адольф Гитлер смотрел с ненавистью на евреев:

  • Нечистоплотность и неопрятность. По личным наблюдениям фюрера, евреи не любят мыться. Они делают это очень редко, поэтому легко отличаются от других людей по неприятному запаху. Если учесть постоянную неопрятность в одежде, то становится понятным предвзятое отношение к евреям со стороны аккуратистов. Адольф с раннего детства был приучен относиться к личной гигиене ответственно. Для него все те, кто игнорировал чистоту и опрятность, становились факторами раздражения.
  • Моральная грязь. Гитлер посвятил немало времени в изучении деятельности евреев в самых разных сферах жизни. Вывод был сделан ясный: все эти люди замешаны в тех или иных «нечистых» делах. В своей книге фюрер сравнивает неприятную национальность с червями или противными личинками в гнойнике. Деятельность в культурном плане приравнивалась к чуме. Самое плохое то, что их мировоззрение распространялось с огромной скоростью и ничем не лечилось, проникая в каждый уголок сознания. Постоянная жажда наживы перемешивалась с отсутствием моральных ограничений на пути достижения желаемого результата.

  • Раздвоение личности. Самое странное, что по одному вопросу евреи могли высказывать абсолютно противоположные мысли. Ответ зависел от обстоятельств и находящегося рядом окружения. Подобная двуликость могла вызвать исключительно негативные эмоции. Даже в историческом плане возникало немало отрицательных моментов. К примеру, вожди социал-демократии, относящиеся к данной национальности, проявляли ненависть к собственной народности. Подобное поведение бесчестит историю страны и её великих деятелей. Для Гитлера такая ситуация было абсолютно неприемлемой. Руководители отражают свой народ, поэтому выбранный путь развития бросает черную тень на всех представителей этой национальности.
  • Борьба против Германии . Именно евреи добились того, что нейтральные государства стали участниками антигерманской коалиции. Она была создана ещё до мировой войны. Сложно сказать, действительно ли евреи приложили руку к данным событиям. Какую цель они могли бы преследовать таким образом? Уничтожение немецкой патриотической интеллигенции привело бы к полному подчинению Германии, после которой открывался бы весь мир. По крайней мере, именно так думал Адольф. Поэтому он и решил заняться политикой. Только так можно было спасти страну от вмешательства хитрого народа.
  • Изворотливый и богатый ум. Гитлер вполне обоснованно считал евреев очень умными людьми. Их интеллектуальные свойства вырабатывались на протяжении тысячелетий. Оттачивание навыков политики и торговли впитывалось буквально с молоком матери. Недаром у евреев род передаётся по женской линии. Говорят, что умный учится не на своих ошибках, а на чужих. Чаще всего так поступали евреи, внимательно наблюдая за происходящим вокруг них. Изворотливость этой национальности вызывала у фюрера смесь восхищения и ненависти. Как они могли при своих глобальных возможностях так низко поступать?
  • Распространение сифилиса в стране. Евреи, проникшие в область даже половой жизни, пропагандировали коммерческие браки без чувств. Соответственно, они допускали удовлетворение инстинктов любви в другом месте. Подобный подход к интимным отношения привёл к быстрому распространению венерической болезни. Почему Гитлер не любил евреев в их распущенности? Там, где есть место для грязи, нельзя строить будущее страны. Больной народ может заразить и вполне здоровых соседей! Поэтому проще на корню «убрать» возможный источник проблем.

    Какая версия более объективная: откровения самого человека или взгляд со стороны? Каждый решает сам. Большинство специалистов сходятся во мнении, что причиной ненависти является очевидное психическое расстройство . Не существует таких недостатков, из-за которых стоит убивать десятки миллионов людей. Тем более что пострадали не только евреи.

    Гонения на евреев

    Свою роль сыграло и отношение к евреям в обществе . Дело в том, что они представляли не только национальное, но и религиозное меньшинство:

    1. Вынужденные скитаться по миру люди не имели собственной родины.
    2. На новых землях, благодаря уму и упорству евреи часто занимали ведущие посты и жили довольно обеспеченно.
    3. Отдельные сферы были полностью заняты евреями, представители других национальностей из них так или иначе выживались.
    4. В некотором смысле первые в истории мигранты лишали «жизненного пространства» коренных жителей.
    5. Особенно хорошо это было заметно в кризисные годы, когда приходила инфляция, безработица и нищета.
    6. Но при этом необходимо было обвинить кого-то другого в своих бедах.
    7. Первые гетто для евреев появились в Италии еще в Средневековье.

Продолжение.

Начало в № 828

«Преступление немцев — самое отвратительное, что произошло в истории так называемых цивилизованных наций. Поведение немецких интеллектуалов было ничуть не лучше, чем поведение черни».

Альберт Эйнштейн,

Письмо Отто Гану, 1949 г.

«Немцы не принадлежат к прогнившей цивилизации Запада, а являются ее врагами и могильщиками».

Геббельс, запись

«А мы ничего не знали (об уничтожении евреев)», — говорит вдова немецкого офицера — героиня (Марлен Дитрих) в фильме Стенли Крамера «Нюрнбергский процесс», 1961 г. Это — очевидная ложь: 900 тысяч немцев служили в СС, они знали, не могли не знать. Они рассказывали об этом в письмах и демонстрировали фотографии, как евреи сами рыли себе могилы и как укладывались живые на трупы мертвых ряд за рядом. Более миллиона немцев были железнодорожниками, поезда с евреями шли на восток днем и ночью, они не могли не знать. А десятки тысяч пар мужских и женских часов, миллионы единиц верхней одежды взрослых и детей, комплектов белья, которые фюрер дарил немецкому народу, откуда они? Наконец, 400 тысяч немцев состояли в смешанных браках с евреями, у каждого из них были родственники, друзья, просто знакомые, могли ли они не знать? Напомним: Гитлер разделил все смешанные семьи на 2 категории: «привилегированные» — ариец и еврейка и «простые» — еврей и немка. Еврейки из «привилегированных» семей и их дети преследовались в меньшей степени и не носили Звезду Давида. Евреи из «простых» семей и их дети практически приравнивались к «обыкновенным» евреям. Их, немецких жен всячески принуждали к разводам, после чего еврейская половина распавшегося брака вместе с детьми немедленно отправлялась в лагеря уничтожения. Ну а те, кто жили вблизи лагерей, таких, как Бухенвальд и Дахау? Они прекрасно понимали, что там происходит, не могли не понимать, ибо постоянно видели прибывающие туда составы, набитые полуживыми людьми и уходившие назад пустыми. Они молчали, боясь сами попасть в лагерь.

Нобелевский лауреат писатель Эли Визель, бывший узник лагеря смерти, сказал как-то в Германии: «Когда я вижу пожилого немца, всегда спрашиваю себя: «А что он делал во время войны?» (Отсылаю читателя к яркой новелле Иона Дегена «Плюсквамперфект», опубликованной в «Заметках по Еврейской истории», № 10 (59), окт. 2005).

«Ненависть к евреям была для гитлеризма тем наркотиком, которым нацистские функционеры оболванивали свой народ, чтобы он не думал ни о совести, ни о собственном положении», — писал известный еврейский писатель Шолом Аш. С принятием в Ванзее 20 января 1942 года плана «окончательного решения» народу твердили, что «это война расовая. Она исходит от евреев и по своему смыслу и плану имеет одну лишь цель — уничтожение, истребление нашего народа, — писал Геббельс в статье «Война и евреи» (еженедельник «Дас Райх» 9 мая 1942 г.). — Мы противостоим евреям как единственная преграда на их пути к мировому господству. Если державы оси проиграют борьбу, не будет более преграды, которая могла бы спасти Европу от большевистского потопа».

«Немецкий народ, — говорил Геринг в речи 5 октября 1942 года, — ты должен знать: если война будет проиграна, ты будешь уничтожен. Еврей со своей неиссякающей ненавистью стоит за этими планами уничтожения… Все, что чисто в расовом отношении, что является германским, немецким — всё это он хочет уничтожить…» «Нужно хотя бы однажды узнать еврея в его ветхозаветной ненависти, — говорил он в речи 30 января 1943 года, — чтобы понять, что… произойдет с вашими женами, дочерьми, невестами… как эта дьявольская ненависть, это зверство изольется на немецкий народ». «У фюрера рейха Адольфа Гитлера есть абсолютная единодушная поддержка всего немецкого народа», — говорил Геббельс в ноябре 1943 года.

Конечно, не все немцы участвовали в «окончательном решении», но все знали о нем, хотя, возможно, и не осознавали до конца масштабы уничтожения. И, тем не менее, «немцы как народ ответственны за массовые убийства и как народ должны быть за это наказаны… За нацистской партией стоит немецкий народ, который выбрал Гитлера, после того как тот недвусмысленно довел до всеобщего сведения свои позорные намерения в своей книге и в речах», — писал в 1944 году Альберт Эйнштейн в «Обращении к героям Варшавского гетто».

И до Гитлера немцы не любили евреев, не признавали их равноправными гражданами, но не испытывали к евреям той животной ненависти, которой наделил их нацизм. «Слова уподобляются мизерным дозам мышьяка, их проглатывают незаметно для себя… и через некоторое время отравление налицо», — писал Виктор Клемперер, известный философ, еврей, переживший Катастрофу, автор знаменитых «Дневников».

Вековой немецкий антисемитизм Гитлер трансформировал в истребляющий. «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью… Меня не удерживают никакие соображения теоретического и морального порядка», — провозглашал Гитлер. И миллионы немцев кричали в ответ: «Хайль Гитлер!» Национал-социализм вошел в быт и повседневность. Немцы хорошо усвоили, что евреи отравляют и разъедают арийскую расу. «Не очистившись от еврейского яда, Германия не смогла бы так долго вести войну», — утверждал кратковременный преемник Гитлера адмирал Дениц. Не только СС и СД, весь офицерский корпус Вермахта был настроен антисемитски.

Гарвардский профессор Даниэль Гольдхаген в книге «Добровольные пособники Гитлера: рядовые немцы и Холокост», 1996, показал на ряде примеров, что у Гитлера были сотни тысяч энтузиастов — исполнителей, с готовностью участвовавших в «окончательном решении еврейского вопроса».

Вот один из примеров. В ноябре 1942 года, когда солдаты одной из зондеркоманд готовились к расстрелу партии польских евреев, к ним из Берлина приехали артисты. Узнав о готовящейся акции, они попросили разрешить им пострелять евреев. Им пошли навстречу.

Более миллиона детей замучили немцы в гетто и лагерях смерти. Сколько среди них было будущих деятелей культуры, ученых, будущих нобелевских лауреатов?

Вот имена трех нобелевских лауреатов, в детстве или в юности прошедших через гетто и лагеря смерти: Эли Визель, узник Биркенау (Освенцим) и Бухенвальда, лауреат Нобелевской премии мира; Жорж Шарпак, узник Дахау, лауреат Нобелевской премии по физике; Рольд Хофман, оказавшийся в гетто в четырехлетнем возрасте, лауреат Нобелевской премии по химии. Шведский профессор Эржи Эйхари, председатель Нобелевского комитета по биологии и медицине, в детском возрасте был узником Ченстоховского гетто. Главный раввин Израиля Исраэль-Меир Лау освобожден из Бухенвальда в семилетнем возрасте. 7 лет было известному кинорежиссеру Роману Поланскому, когда ему удалось бежать из Краковского гетто.

Симон Визенталь рассказал, что, будучи заключенным концлагеря, он некоторое время работал в госпитале СС. Однажды его позвали к раненому слепому эсэсовцу, у которого среди бинтов на голове была единственная щель для рта. Тот рассказал Визенталю, что «В Днепропетровске группу евреев загнали в дом, дав каждому канистру с бензином. Потом мы стали стрелять из пулеметов, — говорил немец. — Люди прыгали из окон. Я видел, как отец перед прыжком закрыл глаза своему ребенку». «Я слушал признание преступника, — говорил Визенталь, — но это не было сожалением. Я встал и вышел из палаты, не сказав ни слова».

Ну, а те, что не были палачами, что стояли в стороне и молча наблюдали за происходившим, понимали ли они, что являются, по меньшей мере, соучастниками? Пастор Нимеллер понимал:

«Вначале пришли за евреями,

И я ничего не сказал —

Я не был евреем.

Потом пришли за коммунистами,

И я ничего не сказал —

Я не был коммунистом.

Затем пришли за членами

Профсоюзов,

И я ничего не сказал —

Я не был членом профсоюза.

Наконец пришли за мной.

Но уже некому было

Замолвить за меня слова».

Пастор Мартин Нимеллер отнюдь не был другом евреев. В 1935 году он сказал: «Мы говорим в проповеди о «Вечном Жиде» и видим образ не знающего покоя странника, не имеющего родины и не обретающего покоя. И мы видим образ высокоодаренного народа, порождающего идеи за идеями. Но всё, что он начинает, превращается в яд. И что он пожинает, это снова и снова презрение и ненависть, и едва обманутый (им — С. Д.) мир замечает обман, он мстит (ему — С. Д.) по-своему».

Продолжение следует