Имя славянского божества который повелевал ветрами. Храмы бога ветров, а также упоминания о нем в летописях


Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода.

Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря- океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.

Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца.

Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». Древние русы почитали бога ветров - Стрибога не менее иных Сварожичей. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.

У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Западный ветер - немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый;
Сиверко(Северный ветер) - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.

Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перунам повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу - в борьбе с Месяцем.


Поклонение Стрибогу (рисунок Шлейзинга из книги «Древняя и современная религия московитов», 1698 г.)

И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.
«Книга Велеса», Род 1, 2:7

Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.
«Книга велеса», Трели IV, 5:3

Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.
«Слово о полку Игореве»

Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Стратим-птица вострепенится,
Окиан-море восколыхнется,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.
«Голубиная книга»

«На востоке, не в восточной стороне, есть Окиан-море, на том Окиане-море лежит колода дубовая, на той на колоде, на той на дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь: « Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...»
Из русских заговоров

Еще в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней-молитвой:
Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!
Проходило совсем немного времени - налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.


Кони Стрибога.

Один из вестников Стрибога - стриж. Языческое празднование непосредственно Стрибога приходилось, вероятно, на первый день последнего летнего месяца. По новому стилю - это 21 августа. Hародный календарь в эти дни изобилует пословицами в части ветров - внуков Стрибога: "ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету". "Мироны-ветрогоны пыль по свету гонят, о красном лете стонут".


Гостиница "Стрибог" в Сочи.

Стрибог — один из верховных славянских богов. Значение этого бога для современных исследователей остаётся загадкой. Несмотря на то, что Стрибог был явно очень почитаем в Древней Руси, до сих пор достоверно не выяснено, чему покровительствовал или чем заведовал данный бог. Долгое время Стрибога считали богом ветров , однако в последнее время эта версия постепенно уходит в прошлое. Богом ветров Стрибога посчитали из-за упоминания в «Слове о Полку Игореве», где говорится: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы». На самом же деле, в этой фразе не указано, что Стрибог является богом ветров, а только то, что ветры являются его внуками. Скорее всего, и к этому склоняется большинство современных исследователей, Стрибог был богом неба, старшим богом.

Помимо того, что Стрибог может являться богом неба, некоторые историки-славянисты также склоняются к версии, что Стрибог — это не отдельный бог, а лишь эпитет бога неба, который указывает на старость и старшинство верховного божества (др.сл. стрый — старый ). Эпитетом какого именно бога является имя «Стрибог», остаётся только гадать. Вполне возможно им мог быть или . Стоит отметить, что идол Стрибога был поставлен Владимиром Красно Солнышко в числе самых почитаемых, однако ни Рода, ни Сварога среди них не было: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились». Вполне можно предположить, что Стрибог и был Сварогом или Родом, и ставить им отельные идолы просто не имело смысла. Отождествлял Стрибога с Родом и Сварогом и знаменитый учёный, историк-славянист Борис Рыбаков.

Какие ещё факты говорят в пользу этой версии? По версии учёного-индоевропеиста Тамаза Валериановича Гамкрелидзе, а также лингвиста Вячеслава Всеволодовича Иванова этимология имени этого бога восходит к индоевропейскому «dievas-pater», что означает — «Небо-Отец». Поначалу может показаться, что dievas-pater и Стрибог — совершенно разные и непохожие друг на друга слова, однако исследователи изучили всю хронологию превращения (предположительную). Судя по этой теории, dievas (небо) заменилось на иранское «baga» или «бог», а pater (отец) заменилось на старославянское «стрый», то есть «старый». Также есть предположения, что имя этого божества произошло от слова «стрег» — «старший по отцу» или просто «старший», а добавление «бог» произошло гораздо позже и только для того, чтобы показать высшее значение этого бога. Без добавления же, в древности его могли называть просто «Стрый». Таким образом получается, что Стрибог — это Отец Небо, Старый бог, Старший Бог, Бог-Отец.

В пользу того, что Стрибог всё-таки мог быть богом ветров, говорит первая часть имени «стри». «Стри» на старославянском означает — воздух, ветер, быстрый, стремительный, быстрый поток воды. От этого слова произошли такие слова, как: стремиться, стремглав, стригнуть, стрекануть, дать стрекача, струя, стрижень (быстрина реки) и другие. От какого же слова произошло имя данного божества — «стрый» (старый) или стри (ветер) — остаётся загадкой.

В связи с тем, что долгое время Стрибога считали богом ветров, до сих пор большинство изображений с этим божеством представляют его исполняющим именно эти функции, хотя, повторюсь, скорее всего, никакого отношения к ветру он не имел, а был именно богом Неба, верховным Божеством, возможно даже вторым именем Сварога или Рода. Настоящими богами ветров считались Посвист — покровитель сильных, холодных ветров, бурь и ураганов; Подага — жаркий ветер; Погода — умеренный, приятный ветер.

Как завязать науз Стрибог «Попутный ветер» (Северная сказка)

Праздник «Стрибог Летний»

Не знаете, как оформить праздник или вечеринку? Большой выбор воздушных шариков вы сможете найти . Гелевые и светящиеся шарики, шары из фольги, фигуры и букеты.

21 августа (серпеня), по новому стилю, русские отмечали День Стрибога (Стрыя). Современные культурологи, почему то убеждены в том, что наши предки были наивно-дремучими, и поклонялись силам стихии и духам, словно туземцы, пребывающие на уровне родоплеменного строя, не развившиеся выше звериного мифологического сознания. Между тем, дело обстоит ровно наоборот.

Это нынешние учёные наивны и невежественны, не могут постичь то, что для наших предков было ясно как день. Не деревянным идолам они поклонялись, а знали об истинном устройстве мира куда больше современных академиков. При чём, с самого раннего детства. Те малочисленные осколки знаний о мировоззрении славян, которые дошли до нас, это всего лишь ответы взрослых на вопросы, заданные им детьми.

Ну что вы, например, ответите четырёхлетнему ребёнку, услышав его вопрос о том, что такое интерференция световых волн? Примерно такая история приключилась, на мой взгляд, и со всем тем огромным массивом знаний, который ныне зовётся «мифологией». Осознав это, совершенно иначе начинаешь осмысливать «верования тёмных язычников древней Руси». Вот, что нам говорят учёные о том, кто такой Стрибогъ:

«Стрибог (др.-рус. Стрибогъ) - в древнерусском язычестве божество с не вполне ясными функциями - возможно бог ветров или связан с атмосферой.

Согласно «Повести временных лет», идол Стрибога был установлен в Киеве в 980 году князем Владимиром в числе прочих богов. Стрибог как дед ветров упомянут в «Слове о Полку Игореве» («Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы»), что, вероятно, указывает на атмосферные функции Стрибога. Стрибог упоминается также в древнерусских поучениях против язычества».

Честно говоря, подобные толкования более походят на попытку оскорбить моих родителей и их родителей. Немного мягче говорят о Стрибоге этнографы и культурологи:

«Стрибог (Стрый, Ветрыла) – один из верховных богов в древнеславянской культуре. Был рожден из дыхания Рода. Брат Сврога и дядя Семаргла, Даждьбога и Перуна.

Стрибог вместе со Сварогом и Семарглом одолел Чернобога в Изначальной войне. Он бился с Перуном плечом к плечу против ужасного Скипера. Также Стрибог помогал Хорсу в борьбе с Месяцем. Таким образом, Стрый является достаточно воинственным богом, не пропустившим ни одного более-менее крупного сражения между обитателями Ирия и их врагами.

Наши предки считали Стрибога богом ветра, иногда называя его Рассеивателем богатства (по причине крутого нрава). Стрибог фактически являлся безраздельным правителем воздушного пространства (как Паральда у Парацельса и розенкрейцеров). Ему подчинялись все птицы и эфирные духи-ветра. Изображался седовласым могучим стариком в лазурных одеждах с золотым луком в руках. Жил он на краю Прави и редко общался с другими богами, приходя лишь тогда, когда была необходима его помощь в битве с силами тьмы.

Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим. Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли - все они дети и внуки Стрибога. Имена их: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник».

Уйти от догматизма о том, что язычество это многобожие, не получается, практически, ни у кого. Между тем, можно же предположить, что слово «бог» для наших предков было наполнено совершенно иным смыслом, далёким от религиозного мировоззрения, пронизанного мистицизмом и верой в чудеса. А русские ни в какие чудеса не верили, и точно знали, что они потомки Бога Рода.

Род, это тот, кто создал всё, что может человек видеть, чувствовать, и фиксировать другими доступными ему способами. Род имел и другие имена: - Спас (Spaсe), и Слов:




А изображался он так:




Считается, что это оригинал Спаса Нерукотворного, который хранился в московском кремле, а на знамёнах полков и на иконах, были списки именно с этого изображения. Исследователи предполагают, что из кремля плащаница была похищена польскими солдатами во время интервенции 1612г. и передана в дар Папе, главе католической церкви. Некоторые исследователи идут в своих версиях ещё дальше. Они утверждают, что все крестовые походы на Россию совершались именно ради добычи этого артефакта.

Сегодня уже почти никто не знает о том, что вплоть до двадцатого века в России ещё прекрасно помнили о том, что Иисус был вовсе не Иисусом, а воплощением бога Слова на Земле, посланным к потомкам Исраэля, чтобы вразумить их, и убедить в том, что нарушать все установленные нормы морали, это нехорошо.

Так вот отец того, кого принято называть Иисусом, на самом деле и был богом по имени Род (Слов/Спас). Он вообще отец всех нас. Всех тех, кто помнит, что он наш отец. И это наша песнь Роду, оказалась каким-то образом в библии: - «Отче наш, сущий на небесах…». Отец, а не господь! Разница существенная.

Отцом он был и для Сварога с Макошью. И тут, похоже, мы снова сталкиваемся с тем самым случаем, когда не понимаем изначального смысла некоторых слов. Говоря сегодня, «Богородица», у нас мгновенно срабатывает вложенный в наши головы стереотип о том, что слово богородица означает «та, кто родила бога». Но мне думается, что ранее это слово было наполнено иным смыслом. Святая Мария тут абсолютно ни при чём. Богородица, это та, которую создал бог Род. А учитывая, что Стрибог это дыхание Рода, то складывается уже знакомая нам по христианскому учению, Святая троица:

Род это Бог – отец,
- Сварог это Бог – сын,
- Стрибог это Святой дух.

Вот вам и «Во имя Отца и Сына, и Святага духа». Как говориться, Аминь!

Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых. А наши предки не верили, а знали, что Святой дух, или Стрибог, это дыхание Бога-отца Рода. Энергия, которая делает человека практически равным Создателю, нашему общему отцу богу Роду (Слову/Спасу).

Стрибог вовсе не старик с раздутыми щеками, и не деревяшка покрытая резьбой, и не дух ветров и ураганов, но это то, что помогает человеку совершать невозможное, с точки зрения для тех, кто предпочитает верить и не сомневаться. Это озарения и открытия, знания, трудовые и ратные подвиги. Ведь большинство из нас, пользуясь понятием «сила духа», даже не пытаются вникнуть в его смысл. А ведь, сильными духом называют тех, кого заслуженно считают героями.

А теперь стоит задуматься над происхождением некоторых русских слов, ежедневно используемых в обиходе, которые связаны с понятием Стрибога, или Стрыя:

Быстрый (Бывший Стрыем, который словно ветер),
- Шустрый – то же, что и предыдущее, только в значении «убегать», «улепётывать»,
- Вострый/острый (Находящийся во Стрые),
- Пёстрый – возможно, что в прошлом «пострый». Означает «после», или «поверх» Стрыя. Понятно, что там, где бушевал ураган, всё становится пёстрым.

Разумеется, это мои собственные предположения, и я не настаиваю на том, что всё написанное, претендует на истину. Но водном я твёрдо убеждён: - Язычество, это не религия, и не многобожие. Это наука об устройстве мира, в которой вместо языка формул, используется язык доступных пониманию образов. Такую науку нет нужды зубрить. Знания о всех естественных науках, с молоком матери, каждый ребёнок в каждом славянском племени и роде получал в виде сказок, и былин. Вот это и есть подлинное ОБРАЗОвание, а вовсе не то, что этим словом принято именовать сейчас.

Знания, это не информация, которую человеку вкладывают в голову другие люди. Как известно, любая мысль изречённая, уже есть ложь. Знания, это азы, точнее асы, которые есть образы, стимулирующие ребёнка к самостоятельному познанию устройства мира. Они не навязывают чужие заблуждения и ложные представления о сути вещей и процессов. Асы дают возможность познать мир таким, каков он есть на самом деле. А выдуманные, невежественным безо́бразным умом человека науки, лишь запутывают и уводят от истины.

Конечно, это не означает, что не нужно изучать математику, химию и физику. Но приступать к их изучению можно только тогда, когда для этого уже имеется подготовленная почва. Когда человек уже в состоянии самостоятельно мыслить, а не запоминать и зубрить. Для этого и необходимо было образное описание процессов, происходящих в природе. Пренебрежительное отношение к язычеству, подобно критике сопромата первоклассником.

Однако и для взрослых и образованных людей никогда не поздно изучить мифологию наших предков, и осмыслить значение процессов и явлений, которые зашифрованы в ней.

Учиться никогда не поздно!

— Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь, рожденный из дыхания Рода. Удел Стрибога – меж Землёй и Небесами, меж обителью людей и Обителью Богов.

Наши Предки почитали его, не менее иных Сварожичей. Ведь он, как повелитель стихий, посылает живительную влагу и несущие жизнь облака, но, в тоже время, он насылает на землю ураганы и засуху. Стрибог посылает в мир Яви свои ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю, он может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим.
Ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря–океяна, либо летящего на воздушном корабле над Землёй (плывущего на ладье по синим Хлябям Небесным), он держит в руках копье и трубит в рог. Согласно другому описанию, Стрибог изображается в облике Разящего Лучника, держащего в руках лук со стрелами. Вот одно из описаний Стрибога:

«Стрибог – Бог грозный, над полями битв реющий, копьём разящий. В смерчах и ураганах – битвах воздушных – ярится Стрибог, вержет наземь дивей облачных, стрит — разит инших остриём копейным на Световидов Крест – на все четыре стороны Света. И Стезями Вещего Бога – спиралями Небесных зарений – восходит незримо во Свет, что сего Света светлей…»

Во Вселенной Стрибог – Космический Ветер, Дуновение Изначального, олицетворение Дыхания Всебога Рода, Вечной Пульсации Миров. Выдох Рода – рождение бесчисленных Вселенных, Его Вдох – Великое Возвращение всего сущего к Истоку Бытия.
Стрибожьи ветры, дующие в Поднебесной, суть земное отображение Вселенского Дыхания Рода.
В Глубиной Книге сказано:

«Оттого зачались Буйны Ветрушки – От Самого-то от Дыхания Родова… Дыхания Вечности гул в песнях ветров услышь, Древнюю Веду Древних Богов прочти – узри Вещим Оком, Мудрости Вышней отверстым. И вмиг Дуновеньем незримым сметёт Старый Бог с пробуждающейся души твоей всё наносное, всё иншее – всю маяту слепую, невежества твоего мёртвые пелены»

Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег» что означает «старший», «дядя по отцу». Другие исследователи объясняют происхождение имя Бога от иранского stri-boga «Возвышенный Бог» или индоевропейского «Отец-Бог».
Стрибог, Стрибо, Стриба — Бог-Отец, Старый Бог, дед ветров (соотносимый с Рудрой) является верховным царем ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. Стрибог — посредник между Вышним и Нижним мирами… Его упоминали и почитали вместе с Даждьбогом.
Ветер, как дождь и солнце считались важнейшими для земледельца потому и почитали Стрибога земледельцы. Мореплаватели так же молили Стрибога, чтобы он дал «ветра в парус». Не удивительно, что идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русов, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

Символ Стрибога

Данный символ помогал людям оберегать свои жилища и поля от непогоды. Морякам и рыбакам даровал спокойную водную гладь. Мельники строили ветряки, напоминающие знак Стрибога, дабы мельницы не стояли.
В году выделяют четыре дня, посвящённых Стрибогу особливо:
1)Стрибог Вешний – в апреле, когда начинают дуть тёплые ветры;
2)Стрибог Летний или Ветрогон – в августе, когда ветры приносят первые вести о грядущей осени;
3)Стрибог Осенний или Листобой – в сентябре, когда ветры приносят осенние холода;
4)Стрибог Зимний или Весновей – в феврале, когда ветры приносят первые вести о грядущей весне.
В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками:

«Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки»

У Могучего Стрибога есть дети — четыре Ветра четырёх Сторон Света:
Посвист-Хладовей – ледянящий души Серверный Ветер, в черных одеждах;
Догода-Тепловей (Погода) – тёплый Южный Ветер, облаченный в красные одежды;
Сумрачный Западный Ветер – посланец Смерти, одетый в белые одежды;
Светлокрылый Восточный Ветер – вестник Рассвета, в зеленых одеждах.
От сих четырёх сынов Стрибога народились все остальные ветры – Стрибожьи внуки.

Сиверко (Северный ветер) — несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер — как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Ураган – воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении), наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави;
Эти ветра выпускали из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. В других сказаниях ветры трубят в огромные рога, выдувая бури и шторма.
Вот такие дети и внуки у Стрибога.
На все четыре Стороны – на все четыре Ветра – Белый Свет окрест расстилается, путями-дорогами сопрядается, дивами дивными полнится. Как от Алатыря-Камня четыре Стези расходятся – от Рода Самого четыре Сословия ведутся:
1) Оратайское – Сословие землепашцев – честных тружеников (Стихия – Земля);
2) Купеческое – Сословие людей, честный торг ведущих (Стихия – Вода);
3) Ратайское – Сословие воинов хоробрых (Стихия – Огонь);
4) Волховское – Сословие людей, Богам Родным паче маяты мирской преданных (Стихия – Воздух).
И ждут честны оратаи Даров Стрибожьих – ветров, тепло и влагу животворящую приносящих.
И ждут сметливые купцы Даров Стрибожьих – ветров, надувающих паруса их ладей быстроходных.
И ждут хоробрые воины Даров Стрибожьих – ветров, распаляющих пламя сторожевых костров.
И ждут Мудрые волхвы Даров Стрибожьих – Ветров Тайных, возносящих их помыслы выше птиц летучих и туч идучих, – Ветров, летящих незримо сквозь пространство и время – за Кромку этого Мира, за виднокрай, куда проникает один лишь взгляд Ока Мудрости Вещего Бога, в рассветающую Самосиянным Светом Всебога Рода дальнюю даль…
По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу — в борьбе с Месяцем.
Во многих источниках упоминается Стрибог:

«И славили мы… Перуна и Стрибога, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле».
«Книга Велеса», Род 1, 2:7

«…Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи».
«Книга велеса», Трели IV, 5:3

«Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы».
«Слово о полку Игореве»

«Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Стратим-птица вострепенится,
Окиян-море восколыхнется,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными».
«Голубиная книга» Стрибог

Даже в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней:
«Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!»
Проходило совсем немного времени - налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.
Есть ветры земные – токи воздуха в пространстве, и есть ветры иные – токи Силы в тонком теле человека, струящиеся втайне под покровами нашей плоти, раскручивающие ветряные колёса, кои расположены вдоль оста (позвоночника) человека.
И как ветры земные доносят до Богов рекомые нами славы и воскладаемые на Огонь требы, так ветры иные доносят до Богов наши внутренние требы, приносимые нами на сокровенном внутреннем Огне.

Заповеди Родных Богов.
Заповеди Стрибога.

1.Одухотворенный Семейный Союз, да освященный всеми стихиями и Богами Небесными.
2.Мужчина, не имеющий детей, не исполняет долга перед Родом своим и Расой Великой, ибо чада его есть продолжение Рода древнего его
3.Да не погаснет огонь сердец и очагов ваших ежели жить будете по Совести своей, а не по наущению чужеродному.
4.Да не оскверните вы тленом Святу землю ваших Предков, коя полита потом и кровью дедов ваших.
5.Облегчайте уход близким вашим через кроды великие и лоды просторные, дабы могли Души близких ваших с дымом кродным подняться во Сваргу Пречистую к Предкам вашим.
6.Почитайте память Предков своих жертвоприношениями бескровными, ибо что пожертвуете вы им, то и возымеют они.
7.Не губите Души своя, стремясь за благами земными, ибо все блага Мира Яви не создадут мельчайшего блага Мира Прави.
8.Не выполнение Заповедей многих лишает человека помощи Богов и Предков его, ибо только тем, кто соблюдает заповеди и два Великих Принципа помогают Боги.
9.Завершайте все споры меж Родами вашими братским миром, а победы над ворогом -победным пиром.
10.До создания союза семейного, пусть сердце ваше всегда будет покорно родительской воле, ибо жизнь без родительского благословления — хуже неволи.
11.Не ходите, люди Родов Расы Великой, супротив чистой Совести своей, и древних законов Родов ваших, ибо на окольных путях жизни вашей, нет покоя для Души вашей.
12.Берегите, люди Расы Великой родителей своих и старцев Родов ваших. Ибо нет никого роднее и мудрее для вас, чем родители и старцы Родов ваших.
13.Не сотворяйте, люди Родов Расы Великой, вольный ветер в головах своих, громовые тучи в речах своих, и грозовую бурю в сердцах своих.
14.Помните, люди Родов Расы Великой, что богатство и процветание Родов ваших изначально заключено в малых чадах ваших, коих вам надлежит воспитать в любви, благости и трудолюбии.
15.Ведайте, люди Родов Расы Великой, что смысл жизни и процветание Родов ваших покоится на четырех древних основах, кои есть: Вера, Совесть, Любовь и Воля.
16.Созидайте, люди Родов Расы Великой, по велению сердца своего, ибо сердце ваше неиссякаемый источник вдохновения и Божественной силы.

И конечно же о Стрибоге рассказывались легенды. Вот одна из них:

Hа Свистун-горе.
Однажды ночью налетел на деревню бурный ветер с восточной стороны, крыши с домов снес, хлеба желтеющие побил, мельницу порушил ветряную. Утром подсчитали мужики убыток, почесали затылки, покряхтели… Делать нечего - надо урон восполнять. Засучили рукава - и за работу. А один - шорник Вавила, он по части упряжи большой был мастак, - до того обиделся на ветер, что решил найти на него управу. И нигде иначе, как у верховного владыки всех ветров.
В тот же день выковал Вавила у кузница башмаки железные, вырезал клюку дубовую - от зверей отбиваться, положил в котомку нехитрую снедь и пустился в путь-дорогу. Старик-мелыник (все они, мельники, говорят, колдуны!) подсказал ему, где искать Стрибога: за горами, за долами, на Свистун-горе.
Целый год шел Вавила уж и башмаки железные поизносил! - пока не изошел на Свистун-гору. Видит, сидит на камне седой крылатый старец-исполин, дует в рог золоченый, а над головой старца орел парит. Вот он, Стрибог!
Поклонился Вавила в ноги Стибогу, о своей беде поведал.
Выслушал Бог, брови нахмурил и трижды протрубил в рог. Тотчас предстал пред ним крылатый великан в зеленых одеждах и с гуслями в руках.
- А ну-ка повтори свою жалобу на ветра Восточного! - приказал Стрибог Вавиле.
Тот все повторил слово в слово.
- Что скажешь? Чем оправдаешься? - гpoзнo поглядел Верховный Бог на бесчинника.
- Разве я учил тебя деревни разорять? Ответствуй, буян!
- Вина моя невелика, о Стрибоже, - молвил тот. - Рассуди сам. В других деревнях меня и в песнях славят, и Ветром-Ветрилою, и Ветром Вегровичем величают, кашку и блины выставляют мне на крыши, бросают с мельницы горстями муку, дабы я крылья мельничные вздымал. А в их деревне, — он указал перстом на Вавилу, — и плют встречь меня, и злые наговоры по мне пускают, портя людей и скотину, а народ клянет меня, безвинного, на чем свет стоит: дескать, это я нанес ветром хворь-поветрие. Рыбаки там, на воде свистят по ветер и накликают бурю. Долго терпел я всяческие обиды, но наконец, терпенье мое лопнуло, когда разорили юнцы муравейник, палками его разметали по ветру, а вечером принялись старый веник жечь да искрами на ветру любоваться. А ведь этакое бесчинство старыми людьми от веку заповедано. И я не вынес обиды… Прости меня, Стрибог!
Помолчал, поразмыслил крылатый старец-исполин, да и говорит:
- Слышал, человече? Ступай назад, перескажи ответ Восточного ветра своим неразумным собратьям. Впрочем, нет: ноги в долгом пути собьешь, вон, башмаки то железные уж продырявил. Сей же час обидчик вашей деревни отнесет тебя в родные края. Надеюсь, впредь вы с ним поладите. Прощай!
…На восходе солнечном косари в Ярилиной долине увидали диво дивное: мужик по небу летит! Пригляделись - да ведь это шорник Вавила к ним спускается, словно бы на невидимом ковре-самолете!
Стал Вавила на траву, поклонился в пояс кому-то незримому, а потом рассказал мужикам о своем хождении к Свистун-горе и о справедливом Стрибоге.
С той поры в деревне все крыши целы, хлеба ветром не сбиваемы, а мельница мелет исправно. И такой почет ветрам, как здесь, вряд ли где еще оказывается!

Имя: Стрибог (Stribog)

Страна: Россия

Создатель: славянская мифология

Деятельность: божество ветров

Семейное положение: не женат

Стрибог: история персонажа

Стрибог принадлежал к верхушке пантеона божественных существ, которым поклонялись древние славяне. Могущественный бог ветров (а, возможно, и бог атмосферы в целом) отличился военными победами над врагами. Ему поклонялись землепашцы и купцы, учредившие в честь божества целых четыре праздника в году.

История происхождения

Верховное божество славянской мифологии родилось, как и его брат (бог первородного огня и плодородия), из искр, появлявшихся из-под молота Сварога, когда тот ударял по предвечному камню Алатырь. Впрочем, в сказаниях нашлось место еще одному варианту происхождения – Стрибог явился на свет из дыхания Рода. Братом ему приходится также солнечный .


Стрибог упоминается в ряде древнерусских летописей. В «Повести временных лет» князь якобы установил ему идол в Киеве. В роли деда ветров он выступает в «Слове о полку Игореве». Стрибога можно встретить и в поучениях, направленных на борьбу с язычеством.

По поводу значения имени исследователи вступают в жаркие споры. Одни углядывают в нем корень «стрег», что означает «дядя по отцу», но если так, то Даждьбог Стрибогу вовсе не брат, а племянник.

Лингвист и востоковед Тамаз Гамкрелидзе предполагает, что имя бога – это производное от индоевропейского слова «dievas-pater», которое переводится как «небо-отец». А коллега Олег Трубачев видит в основе имени слово «sterti» - «распространяться». Впрочем, все теории не вступают в противоречия с функциями божества и имеют право на жизнь.


Стрибогу молились земледельцы, свято веря, что облака с живительным дождем появятся только по желанию этого бога, который пригонял грозовые тучи собственным дыханием. Особенно чтили повелителя воздушного воинства мореплаватели, адресуя просьбы даровать «ветер в паруса». Поэтому по инициативе моряков на берегах рек и морей вырастали храмы Стрибога. Завсегдатаями святилищ были купцы, отправляющие торговые корабли в путь, – торговцы приносили богу щедрые дары. Самое известное строение, куда стекались сотни просящих, украшало остров Березань, который расположен в устье реки Днепр.

Стрибог в мифологии

В славянских легендах Стрибог обитает на краю света и почти не общается с сородичами. Однако никогда не игнорирует призывы о помощи в сражениях с темными силами. Так, в компании с Семарглом и Сварогом воинственный и отважный ветродуй замечен в битвах Изначальной войны. Тогда братья победили . Стрибог встал вместе с в битве против страшного Скипера, воевал плечо к плечу с Хорсом против Месяца. Без бога ветров ни обошлась ни одна военная кампания Ясунаев, направленная на борьбу с противниками.


У Стрибога – армия детей и внуков. Старший сын Посвист, холодный ветер, повелевает бурями. Подага, живущий в пустыне на южной стороне земли, охраняет засушливые края и нагоняет засуху на территории с нормальным климатом. А Погоду благодарили за приятное комфортное тепло и легкий ветерок.

Внуки приходят с четырех сторон света. Южный ветерок с горячим нравом приносит тепло. Западный – сердитый, «сухой» товарищ, но очень добрый. Суровый Сиверко обжигает холодом Ледовитого океана. А коварный Восточный ветер появляется внезапно, и предсказать, в каком настроении примчится – в хорошем или плохом – невозможно.

Интересные внуки – Полуденник и Полуночник. Братья шалят, сменяя друг друга, в разгар дня и в полночь. Славяне выделяли еще и внуков, являющихся в феврале, эта компания носила общее название «Стрибог зимний». Задача зимних ветерков заключалась в том, чтобы принести людям радостные вести о подступающей весне.


Конечно же, предки рисовали в собственном воображении образ Стрибога. Повелитель ветров представал в виде мощного старца с седой головой и длинной бородой, одетого в платье лазурного цвета. Атрибуты божества - золотой лук в руках и потоки воздуха, неизменно сопровождающие его персону. Физическим воплощением бога считалась птица Стратим-буревестница, хотя это пернатое называется также символом .

  • В городе Переславль-Залесский (Ярославская область) маленьких гостей ждет туристический комплекс «Тридевятое царство», на территории которого распахнул двери музей «Рождение сказки». Среди экспонатов есть и изображение Стрибога – в форме скульптуры авторства художника .
  • Силу бога ветров вовсю эксплуатируют современные производители сувенирной продукции. В магазинах продаются амулеты «Стрибог-ветродуй». В пояснительной инструкции сказано, что эти вещицы наделены двойной силой, способной поддержать на пути к цели – защищать от препятствий (встречный ветер) и подгонять к желаемому (попутный ветер).

  • По славянскому гороскопу Стрибог покровительствует людям, рожденным с 21 января по 20 февраля (знак Зодиака – Водолей). Такой человек излишне религиозен, вспыльчив, эмоционален, отчего легко обрастает врагами. Зато способен ухватить суть сложных вещей, постигать тайны.
  • У каждого божества имелся собственный день. Что касается Стрибога, то в этом плане информация разнится. В части источников празднования божества выпадали на 21 августа или 15 июня. Чтобы расположить к себе, люди подносили ему цветные ленты и тряпочки, мешки с мукой, зерна, вареную кашу. Дары развевали над полем.
  • В некоторых регионах отмечали дни повелителя ветров четыре раза в год. В середине весны наступал Вешний Стрибогов День, когда появлялся первый теплый ветерок. В конце лета праздновали Ветрогон, предваряющий осень. Сентябрь провожали Листобоем - в это время власть начинали захватывать зимние ветры. А в феврале наступал Весновей – люди радовались, наблюдая «борьбу» северного ветра с южными потоками.