«Евангелие Иуды» против свидетельства Апостолов. Что такое Евангелие? Чем Евангелие апостола Иакова отличается от Евангелия Павла

Четыре апостола, Матфей, Марк, Лука и Иоанн оставили нам Евангелие – описание жизни Господа Иисуса Христа. Из них Матфей и Иоанн принадлежали к числу двенадцати апостолов, Марк же и Лука были из числа семидесяти учеников Христа.

Видение пророком Иезекиилем славы Божией


В церкви мы видим изображение этих четырех Евангелистов на Царских вратах, у алтаря.

Часто эти апостолы изображены на иконах с какими-то таинственными изображениями. Апостол Матфей – с ангелом, апостол Марк – с головой льва, апостол Лука – с головой тельца, а апостол Иоанн – с головой орла.

Почему это так?



Святой а постол и евангелист
Иоанн Богослов


Святой апостол и евангелист
Марк



Святой апостол и евангелист
Матфей



Святой апостол и евангелист
Лука


О том, что Спаситель придет на землю, что Бог исполнит Свое oбещаниe, и о том, как Христос будет жить на земле, предсказывали многие пророки. И вот один из пророков, который жил приблизительно за 600 лет до Рождества Христова, видел одно таинственное видениe, которое раскрыло ему, как слово Божие через четырех Евангелистов распространится по всему миpy, во все концы вселенной.

Он увидел, что бурный ветер шел от севера, великое облако и огонь. И видно было в этом огне подобие четырех животных. У каждаго из них было четыре лица и четыре крыла. Эти крылья касались одно другого. А лица их были, одно – лицо человека, другое – лицо льва, третье – лицо тельца «и четвертое – лицо орла. И шли эти животныя каждое в свою сторону и вид их был, как вид горящих углей или как вид лампад. Животные так быстро двигались, что казалось, что сверкает молния. Над головами животных было подобие свода, чистаго, как изумительный кристалл, и свод этот они поддерживали своими крыльями.

В этом сообщении мы переходим к стихам 1:6-12. Основной вопрос, раскрываемый в этих стихах, - это евангелие, проповедуемое апостолом Павлом. Многие христиане думают, что у евангелия есть только один аспект. Согласно их представлению, главная мысль евангелия состоит в том, что мы были грешниками и что Иисус Христос, Сын Божий, воплотился и умер на кресте за наши грехи, чтобы мы получили прощение и были спасены. Все это правильно, однако это никоим образом не охватывает всех аспектов евангелия, содержащихся в Новом Завете. В Евангелиях от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна мы видим различные аспекты благой вести. Деяния не показывают нам какого-то своего особого аспекта, зато там есть стихи, указывающие на аспекты благой вести, представленные в Евангелиях от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Однако далее, в каждом из Посланий, написанных Павлом, начиная с Послания к Римлянам и заканчивая Посланием к Евреям, мы видим свой особый аспект евангелия. Эти Послания можно назвать Евангелием по Павлу, или пятым Евангелием.

Рассмотрим теперь, каковы же различные аспекты пяти евангелий в Новом Завете. Матфей показывает нам, что Христос, Сын Давидов, пришёл как Царь, чтобы установить на земле царство небес. Поэтому Матфей использует выражение «евангелие царства». Таким образом, у Матфея в евангелии подчёркивается аспект царства. Цель этого аспекта евангелия - привести людей в царство.

В Евангелии от Иоанна на первый план выходит вечная жизнь. В этом Евангелии мы видим, что Христос от вечности является самим Словом Божьим, даже Самим Богом. Однажды Слово воплотилось (1:14). Более того, Он умер на кресте, не только чтобы искупить нас от греха, но и чтобы высвободить божественную жизнь и вложить Себя в нас как вечную жизнь. В этом Евангелии Иоанн помогает нам полностью осознать, что такое божественная жизнь. Поэтому Евангелие от Иоанна можно назвать евангелием жизни.

Для Луки самым важным аспектом евангелия служит прощение грехов. В своём Евангелии он рассказывает нам о Христе, пришедшем как человек, чтобы стать нашим Спасителем, о том, как Он умер на кресте, чтобы совершить искупление, решить проблему греха и приобрести для нас прощение. Согласно Евангелию от Луки 24:47, во всех народах во имя Христа должно быть проповедано покаяние и прощение грехов.

Мы уже показали, что Матфей представляет нам евангелие царства, Иоанн - евангелие жизни, а Лука - евангелие прощения. Какой же аспект евангелия подчёркивается у Марка? Евангелие от Марка - это евангелие служения. Согласно этому Евангелию, Христос пришёл как раб, чтобы служить Богу, заботясь о Божьих людях. Христос пришёл не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (10:45). Он пришёл не только как Царь, чтобы установить царство, не только как Вечный, чтобы наделить жизнью, и не только как Спаситель, чтобы простить грехи верующим в Него; Он также пришёл как раб, чтобы служить Богу, трудясь для Его искупленных людей. Поэтому Марк делает акцент на служении.

Евангелие Павла включает в себя все аспекты первых четырёх Евангелий. В своих Посланиях Павел говорит и о царстве, и о жизни, и о прощении, и о служении. Однако в своих Посланиях он рассматривает и многое другое. В Послании к Колоссянам 1:25 Павел говорит, что он по Божьему домостроительству сделался служителем, призванным исполнить, или, точнее, восполнить, довести до полноты Божье слово. Следовательно, евангелие Павла - это евангелие полноты. Без евангелия Павла откровение благой вести в Новом Завете было бы неполным.

Многие важные аспекты евангелия встречаются только в Посланиях Павла. Например, в Послании к Колоссянам 1:27 Павел говорит, что Христос в нас - это упование славы. Подобные слова не содержатся ни в четырёх Евангелиях, ни в Посланиях, написанных Петром и Иоанном. Марка можно считать духовным сыном Петра (1 Пет. 5:13), у которого Марк почерпнул большую часть материала для своего Евангелия. Однако Марк ничего не говорит о Христе, который обитает в нас как упование славы. Из евангелия Павла мы узнаем, что Дух Христа - это печать и залог (Эф. 1:13-14). Иоанн, хотя и говорит о Духе, не использует те понятия, которыми оперирует Павел. В Послании к Галатам 1:15-16 Павел говорит нам о том, что Бог благоволил открыть в нем Своего Сына. Ничего подобного не встречается ни у Матфея, ни у Марка, ни у Луки, ни у Иоанна. Павел также говорит о том, что Христос живёт в нас (2:20), изображается в нас (4:19) и вселяется в нас (Эф. 3:17). В четырёх Евангелиях ничего не говорится об этом. Кроме того, в Послании к Эфесянам 3:19 Павел говорит об исполнении «всею полнотою Божиею». Матфей, Марк, Лука и Иоанн ничего не сообщают нам об этом.

В своих Посланиях Павел также раскрывает нам, что мы - члены Тела Христова. Он говорит о Христе как Главе и о церкви как Теле. Эти понятия не встречаются ни у Петра, ни у Иоанна. Если бы мы сказали Петру, что церковь - это Тело Христово, он, вероятно, ответил бы: «Откуда вы это узнали? Я был с Господом Иисусом три с половиной года, но я никогда не слышал этого. Я слышал о кресте и кормлении Господних агнцев. В своём Первом послании я даже поручил старейшинам пасти Божье стадо. Но я никогда не слышал о Теле Христовом». Мы должны признать, что в отношении Главы и Тела у Павла было более высокое видение, чем у Петра. Иоанн сообщает нам, что Христос - это виноградная лоза, а мы - ветви, но он не говорит, что Христос - это Глава, а мы - это Тело. Это ещё раз показывает, что без евангелия Павла откровение в Новом Завете было бы неполным.

Когда сотни лет назад христианство пришло в Китай, единственное, что можно было достать на китайском языке, - это весьма посредственный перевод четырёх Евангелий. Китайцам не повезло - они могли услышать только о тех аспектах евангелия, которые показаны у Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они, возможно, получили некоторое представление о прощении грехов, но я не думаю, что они в достаточной мере понимали небесное царство в Евангелии от Матфея или вечную жизнь в Евангелии от Иоанна, и уж тем более у них не было возможности услышать евангелие, возвещающее, что в верующих находится Христос как упование славы и что верующие - это члены Тела Христова. У них не было возможности узнать, что Христос - это Глава Тела, членами которого являемся мы. Как многого мы лишились бы, не будь у нас евангелия Павла!

Для нас очень важно увидеть, что служение Павла было восполняющим служением, что его служение довело божественное откровение до полноты. Евангелие Павла - это евангелие полноты. Поэтому, если бы у нас не было Посланий Павла, мы лишились бы важнейшей части Божьего откровения. Послания Павла не только делают божественное откровение полным; они составляют самое сердце Божьего откровения в Новом Завете. Таким образом, евангелие Павла - это не только евангелие полноты; оно также является центром новозаветного откровения. Поэтому евангелие Павла является основополагающим.

Мы в Господнем восстановлении должны ясно представлять себе евангелие от Павла. Центральным моментом в евангелии Павла является то, что Сын Божий, Божий Помазанник, вошёл в наше существо, чтобы быть нашей жизнью сегодня и нашей славой в будущем, чтобы мы были членами Его Тела. Это Тело, полнота Наполняющего все во всем, является новым человеком, Божьей семьёй, семьёй верующих и истинным Израилем Божьим. В евангелии Павла много таинственных моментов, которые не рассматриваются Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. В четырёх Евангелиях нам не сообщается, что Христос - это тайна Бога (Кол. 2:2) и что вся полнота Божества обитает в Нем телесно (Кол. 2:9). На самом деле, четыре Евангелия даже не говорят нам с определённостью об оправдании по вере. Оправдание по вере показано со всей определённостью в Посланиях к Римлянам и к Галатам.

Матфей, несомненно, ясно и отчётливо говорит о царстве, а царство - это вопрос управления. Однако согласно откровению, данному Павлу, центральным моментом евангелия является не Божье управление. Его центральным моментом является то, что Триединый Бог становится нашей жизнью, чтобы соединиться с нами и соединить нас с Собой, чтобы мы были Телом Христовым, совокупно выражающим Бога. Центральным моментом евангелия является не Божье управление, а то, что Сам Бог в Своём триединстве становится приготовленным всеобъемлющим Духом, чтобы быть нашей жизнью и всем для нас, чтобы мы наслаждались Им, чтобы мы были едины с Ним и выражали Его в вечности. Эта глубокая мысль не встречается в четырёх Евангелиях. Я не уверен, что Марк имел такое ясное откровение о Божьем домостроительстве, когда он писал своё Евангелие.

Сегодня многие христиане тоже не имеют чёткого представления об этом. Они, возможно, знают соборы, символы веры и учения исторической церкви, но они не знают откровения Павла о Триедином Боге, приготовленном и ставшем всеобъемлющим Духом. Это показывает, что немногие христиане в должной мере знакомы с евангелием по Павлу.

В Послании к Галатам содержится несколько важных аспектов евангелия Павла. Мы уже упоминали стихи 1:15-16, где Павел говорит, что Бог благоволил открыть в нем Своего Сына. Какие прекрасные слова! Однако миллионы христиан пребывают в неведении относительно того, что в них находится Христос. Далее, в 2:20 Павел говорит, что Христос живёт в нас, а в 4:19 - что Христос изображается в нас. В главе 6 Павел затрагивает четырнадцать важных моментов: человеческий дух (ст. 1, 18), закон Христа (закон жизни, ст. 2), Дух (ст. 8), вечная жизнь (ст. 8), семья (ст. 10), вера (ст. 10), крест Христа (ст. 14), религиозный мир, который был распят для Павла и для которого Павел был распят (ст. 14), новое творение (ст. 15), мир (ст. 16), милость (ст. 16), Израиль Божий (ст. 16), клейма Господа Иисуса (ст. 17) и благодать Христа (ст. 18). Некоторые из этих моментов встречаются только в Посланиях Павла. Все четыре Евангелия ничего не говорят о них.

Однако мы никоим образом не хотим принижать важность четырёх Евангелий. Мы посвятили особенно много времени изучению Евангелий от Матфея и от Иоанна. Я лишь хочу подчеркнуть, что нам необходимо знать пятое евангелие, евангелие Павла. Некоторые христиане хвалятся тем, что они принимают все служения, но на самом деле они не до конца принимают служение Павла. Таким образом, они принимают четыре Евангелия, но не до конца принимают пятое.

Традиционное понимание евангелия в христианстве очень узко. Оно не охватывает всего евангелия, как оно раскрыто в Новом Завете. В молодости моё видение евангелия было ограниченным. Я видел только то, что Иисус возлюбил нас и умер за нас, чтобы наши грехи были прощены. Я ничего не знал об удивительных сторонах евангелия, раскрытых в Посланиях Павла. Сегодня даже среди пасторов не все в достаточной мере знают евангелие Павла, раскрытое в ста главах его Посланий.

I. Евангелие благодати

Евангелие Павла - это евангелие благодати (1:6). Благодать - это Триединый Бог - Отец, Сын и Дух, приготовленный, чтобы стать нашим наслаждением. Согласно 1:6, мы призваны благодатью Христа. Через Христа мы наслаждаемся приготовленным всеобъемлющим Триединым Богом. Евангелие благодати противостоит Моисееву закону. В Евангелии от Иоанна 1:17 говорится: «Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». В Евангелии от Иоанна 1:16 сказано, что «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». Принимать благодать на благодать - значит непрерывно принимать приготовленного Триединого Бога для нашего наслаждения.

II. Единственное евангелие

Евангелие, которое проповедовал апостол Павел, было единственным существующим евангелием. Это было евангелие Христа (Гал. 1:7). Те же, кто проповедует так называемое евангелие, отличное от единственного евангелия, извращают и искажают евангелие Христа, и таковые должны предаваться проклятию (1:7-9).

III. Не человеческое

В 1:11 Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое». Павел получил удивительное откровение евангелия непосредственно от Самого Господа. Поэтому евангелие, которое он проповедовал, не было человеческим.

IV. Полученное не от человека

V. Полученное не через человеческое учение

В стихе 12 Павел также говорит, что не был научен евангелию человеком. Снова и снова Павел подчёркивает тот факт, что источником его евангелия является не человек. Он получил евангелие не через человеческое учение.

VI. Полученное через откровение Иисуса Христа

Павел завершает свою мысль в стихе 12 словами: «Я принял его... чрез откровение Иисуса Христа». Здесь говорится об откровении, данном апостолу Павлу Господом Иисусом Христом в отношении евангелия. Мы не знаем, каким образом евангелие было открыто Павлу. Возможно, Павел получил это откровение во время своего пребывания в Аравии.

Послания Павла свидетельствуют о том, что он получил откровение непосредственно от Христа. В его Посланиях содержится много поразительных фраз, которые не могли быть сказаны человеком, не имевшим божественного откровения. Некоторые древние философы, такие как Конфуций, оставили после себя книги, которым люди придают большое значение. Однако и лучшие из этих книг не сравнятся с тем, что написано апостолом Павлом. Я знаком с трудами Конфуция и могу засвидетельствовать, что в сравнении с Посланиями Павла они выглядят, как глина в сравнении с золотом. Если бы Павел не получил откровения от Христа, как бы он смог написать что-либо подобное? Это было бы невозможно. Его Послания подтверждают, что его евангелие - не человеческое, что оно получено не от человека и не через человеческое учение, а через откровение Иисуса Христа. Слова Павла настолько замечательны, что их источником может быть только непосредственное откровение от Господа Иисуса Христа.

VII. Павел проповедует это евангелие как раб Христа

В стихе 10 Павел говорит: «У людей ли я ныне ищу благоволение или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым». Павел не искал одобрения у людей; он не стремился ублажить людей или понравиться им. Будучи рабом Христа, он проповедовал евангелие согласно полученному им откровению, стараясь угодить не людям, а Богу.

Мф., 9 зач., 4:18-23.

Почему люди в наше время так спешат?

Чтобы как можно скорее увидеть успешный результат своей работы. И успех приходит и проходит, и оставляет после себя след печали.

Почему сыны человеческие в наше время так спешат?

Чтобы как можно скорее пожать плоды своих трудов. И плоды приходят и проходят, и оставляют после себя след горечи.

И когда приходит смерть, люди наших дней видят себя полностью принадлежащими только прошлому, видят успехи, которых они добились, - забытыми, пожатые плоды - истлевшими. Со смертью их умирают и последние следы их трудов и их урожая. Те, что приходят за ними, в той же спешке сеют, в той же спешке жнут и поглощают плоды и с тою же пустотою уходят их этой жизни.

Сие есть способ человеческий - но не Божий. Видя разницу между способом человеческим и способом Божиим, люди сказали: "Бог медлителен и достижим". Бог медлителен - Он может быть медлительным для одного поколения, но Он не медлит на всей линии жизни всех поколений. Часто Он в одном поколении сеет, а в другом пожинает. И поколение, в котором Бог сеет, считает Бога весьма медлительным, в то время как поколение, в котором Он жнет, считает Его весьма скорым. Разве и в наших людских делах всякая жатва не быстрее, чем пахота, посев, прополка, раскорчевка и напряженное ожидание того, когда плод созреет? Но Бог не медлителен и не скор. У Него есть Своя мера, и от меры сей Он не отступает. Муравей смотрит - и видит только муравейник; земледелец смотрит - и видит всю ниву.

Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру! Как быстро Его учение распространилось бы по всей земле! Как спешно по царским указам были бы уничтожены идолы, и капища превратились бы в храмы христианские! Как прекратилось бы принесение животных в жертву богам, и дымящаяся кровь была бы заменена курением ладана! С какою легкостью утвердилась бы Церковь Бога Живаго и Единого во всем роде людском! Без каких бы то ни было страданий Христос смог бы тогда воссесть на один-единственный царский престол, с которого управлял бы чрез двенадцать покорных царей, как чрез Своих наместников, всеми народами земли и всем миром - от востока до запада и от севера до юга. Тогда и жестоковыйные иудеи без какого бы то ни было труда признали Царя Христа как своего ожидаемого Мессию и поклонились бы Ему.

Но подумайте, что произошло бы в конце концов с подобным земным царством, созданном на скорую руку силою и гением одного человека? Произошло бы то же самое, что и со всеми земными царствами до и после пришествия Христова. Вместе со своим основателем и оно бы оказалось на смертном одре, и мир снова очутился бы на том же месте, откуда и начинал. Или, еще понятнее, произошло бы тоже, что с громадным дубом, который некий великан вырвал в горах и пересадил в долину. Пока великан стоит возле пересаженного дуба и поддерживает его своею сильною рукой, стоит и дуб; но как только великан отойдет от дуба, подуют ветры, и дуб рухнет на землю. И люди, собравшись возле упавшего дуба, будут удивляться, как такой мощный дуб поддался ветрам, в то время как низкие кусты орешника вокруг него победили и остались стоять? И люди покачают головами и скажут: "Воистину, низкие кусты орешника, медленно вырастающие из семени, стоят прочнее и сопротивляются ветрам с большею легкостью, чем самый большой дуб, когда его рука великана пересадит, а потом оставит". Чем корень дерева глубже спускается в подземную тьму, тем дерево сильнее, устойчивее и долговечнее.

Сколь премудро, что Христос начал снизу, а не сверху! Сколь премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Сколь благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не видел конечного результата Своей работы и не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел.

И Древо росло медленно, очень медленно. Бешеные ветры раскачивали его, пытаясь сломать, но не смогли. Враги срубали Древо под корень, но корень пускал все больше побегов; и чем больше его рубили, тем упорнее и быстрее оно росло. Вражья сила копала глубоко под землею, глубже катакомб, чтобы вырвать корень; но чем больше она его дергала, тем корень становился крепче, тем более буйно появлялись отростки. Потому Древо Христово, взращенное по-Божьи, а не по-человечески, и сегодня, спустя две тысячи лет, цветет, покрывается листвой, и приносит людям и ангелам сладкие плоды, и блистает свежестью и красою, словно посажено не более ста лет назад.

Если бы Господь наш Иисус Христос поступил так, как поступают люди, Он, действительно, намного быстрее прославился бы среди людей, зато мы не спаслись бы. Но Он пришел не за людскою славой - звуком свирели, которая сегодня играет, а завтра будет брошена в огонь - пришел не для славы человеческой, а для спасения человеков. Он пришел к людям не как великан на театральное представление, чтобы показать Свою силу и искусство и добиться рукоплесканий, но как Друг и Врач пришел к нам в больницу, чтобы навестить нас, поговорить с нами наедине и предложить нам совет и лекарство. Потому благо человечеству с начала до конца времен, что Господь поступил по-Божьи и избрал Своими апостолами не двенадцать великих царей, но двенадцать малых рыбаков. А о том, как Он их избрал, повествует сегодняшнее Евангельское чтение.

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

Почему Господь оказался на Галилейском море, евангелист объясняет нам ранее. Услышав, что Иоанн Креститель отдан под стражу, Он оставил Иудею и удалился в Галилею, в презренный край земли Израильской. Предвидя кровавый конец великого Своего воина и Предтечи, Он Своим удалением, словно отступлением, подготавливал победу над врагом. И если уж Он в Галилее, не естественно ли Ему поселиться в Назарете, в Своем отечестве, где прошла большая часть Его земной жизни? Но какой пророк принимается в своем отечестве? Он пришел в Назарет, но там Его хотели свергнуть вниз с вершины горы. Снова удаляясь от преждевременного людского злодеяния, Он, наконец, поселился при море Галилейском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, среди самых заброшенных и презренных, среди людей во тьме и в стране и тени смертной . В сию великую тьму Он впервые зароет семя плодовитого древа Евангелия Своего.

Евангелист Иоанн пишет, что Андрей первый последовал за Господом, причем еще в Иудее. Андрей до того был учеником Иоанна Крестителя, и когда Иоанн указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил своего первого учителя и пошел за Христом. Сразу после того Андрей нашел брата своего Симона и сказал ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу . Еще тогда Христос назвал Симона Петром, или камнем, твердым камнем веры (Ин.1:35-42). Не противоречит ли в таком случае написанное евангелистом Иоанном тому, о чем рассказывает в сегодняшнем Евангелии евангелист Матфей, то есть тому, что Христос призвал этих двух братьев только на море Галилейском? По Евангелию от Иоанна, за Христом сначала последовал Андрей, а затем Петр, в то время как по Евангелию от Матфея выходит, что Христос нашел и призвал их одновременно, причем Петр упоминается первым. Не является ли сие очевидным противоречием? Нет: ни в коей мере. Очевидно, между тем, как это истолковывает и святитель Иоанн Златоуст, что здесь описываются два разных события. Первое, произошедшее в Иудее, когда Креститель был на свободе, и второе, бывшее позднее в Галилее, в то время, когда Креститель был брошен в темницу и когда Господь наш Иисус Христос поселился в Капернауме, на берегу моря Галилейского. Иоанн описывает более раннюю встречу Христа с Петром и Андреем, а Матфей - более позднюю. Сие ясно из того, что у Матфея говорится о Симоне, называемом Петром , что означает: Господь ранее назвал Симона Петром. Эта, бывшая раньше, - и первая - встреча Петра со Христом произошла в Иудее, когда Андрей привел брата своего ко Христу. Сию первую встречу Иоанн описывает следующими словами: и привел его (Андрей) к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) . Евангелист Матфей, описывая теперь повторную встречу сыновей Иониных с Господом, знает об этом, потому и говорит: Симона, называемого Петром . Упоминает же он Петра прежде Андрея из-за того, что Петр по темпераменту был более живым, чем его брат, и с самого начала выделялся сильнее его. То, что Иоанн и Матфей описали два разных события, а не одно и то же, ясно всякому, кто прочитал оба сих Евангелия. Если Матфей описывает решающее призвание Петра и Андрея к апостольскому служению - идите за Мною , - то Иоанн, скорее, рассказывает о встрече и знакомстве этих братьев со Христом, поводом для чего послужили слова Предтечи: вот Агнец Божий . Ясно, что после встречи сей они расстались с Христом и иным путем или в иное время отправились в Галилею, где Господь снова нашел их, когда они занимались своим рыбацким делом.

И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы веруют в Бога и покоряются законам Божиим. Они привыкли не руководить и приказывать, но лишь работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их исполнены смирения и послушания воле Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их алчут и жаждут как можно большей истины и правды. Мы видим, что Андрей однажды уже оставил свои рыбацкие сети и последовал за Иоанном Предтечей, став его учеником. И как только Иоанн указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил Иоанна и последовал за Христом. Это живые души, ищущие все большей и большей правды Божией и Царства Божия. Потому Христос и повелевает им: идите за Мною . Таким же образом поступает Бог и со всеми нами. Он не хочет насильно гнать нас на путь спасения, но сначала предоставляет нам возможность самим, свободно и с помощью своей рассудительности, выбрать спасение или погибель. Однако когда Бог, видящий сердца наши, заметит, что сердца наши склоняются к пути добра, к пути спасения, тогда Он решительно привлекает нас на путь сей. Когда же сердца наши полностью уклоняются на путь погибели и зла, Бог оставляет нас, и сатана становится нашим господином. Так было и с Иудою-предателем. Когда сердце его полностью склонилось ко злу и выбрало мрачный путь погибели, Христос более и не пытался отвратить его с того пути; напротив, видя, что в Иуду вошел сатана, Господь сказал ему: что делаешь, делай скорее . Таким образом, ни в случае с Петром и Андреем, ни в случае с Иудою Господь ни в коей мере не ограничивает свободу человеческого самоопределения, но лишь после того как люди сердцем определились в выборе добра или зла, Он решительно говорит: Петру и Андрею - идите за Мною , а Иуде - что делаешь, делай скорее .

И Я сделаю вас ловцами человеков. Это означает: как до сих пор вы сетями своими вылавливали рыб из глубины и тьмы вод морских, так отныне будете Мною и Моим Евангелием вылавливать людей из глубины и тьмы зла мира сего. Все благое останется в этих сетях, а все негодное или не сможет войти в эти сети, или выпадет из них.

Услышав призыв Христов, Петр и Андрей тотчас, оставив сети, последовали за Ним . Видите, насколько сердца двух братьев сих уже определились в выборе добра? Они не вопрошают: "Куда ты нас зовешь? Чем мы будем питаться? И кто будет кормить наши семьи?" Они словно всю свою жизнь только и ждали, прислушиваясь: когда же прозвучит этот призыв? Простодушно, как дети, они возлагают все свои заботы на Бога, оставляют все и следуют призыву Христову.

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И снова - не два царя, а два рыбака! Без царской короны на голове, но с царским сердцем в груди. Так Господь собирает жемчужины во тьме. Так Он избирает малых и немудрых, чтобы ими посрамить великих и мудрых; и бедных избирает Господь, чтобы посрамить богатых. Посмотрите, как бедны Иаков и Иоанн: они сами с отцом своим чинят сети! Но души их богаты алчбою и жаждою Бога; сердца их обращены к добру и - ждут. Потому, как только Христос позвал их, они тотчас оставили и свое занятие, и лодку, и отца, и сети и последовали за Ним .

Во внутреннем смысле рыболов означает ловца благ духовных, сети - душу, море - мир сей, лодка - тело. Бросая сети в море, рыболовы эти ищут благ духовных, пищи духовной, или Царства Божия, простирая и погружая свою душу в глубины мира сего, чтобы где-нибудь уловить эти блага. Починка сетей означает их труд по исправлению своей души. То, что первые двое оставили свои сети и последовали за Христом, значит, что они оставили свои ветхие и грешные души и пошли за Христом, дабы Им обновиться, переродиться и обрести новую душу и новый дух. И еще это означает, что теперь они будут искать и ловить духовные блага не усилиями своей собственной души, но Христом, не своими силами, но силою Божией, не своим разумом, но Божественным откровением. А то, что двое других оставили лодку и отца своего, означает, что они оставили свое грешное тело и своего телесного отца, чтобы отныне заботиться о спасении души и идти в сретение Отцу своему Небесному как усыновленные по благодати Божией.

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. После тридцати лет уединенной жизни Господь наш Иисус Христос теперь начинает Свое Божественное служение, и начинает ревностно и решительно. На сие указывают слова: ходил по всей Галилее . Его служение заключалось в толковании ветхого, в проповеди нового и в том, чтобы подтверждать и то, и другое чудесами, исцеляя людей. Закон был дан чрез Моисея и пророков, и он был засвидетельствован многими чудесами, дабы люди уверовали, что закон сей - от Бога. Но толкователи закона, помрачив душу свою грехом, полностью помрачили и смысл этого закона. Оттого ветхозаветный закон сей сделался мертвым и как бы не существующим. Ныне Господь наш Иисус Христос, пречистый и безгрешный, являет Себя как единый истинный Законник и подлинный Толкователь того первого закона. Он толкует смысл его и открывает дух его, закрытый для грешников. Теперь Он является Толкователем Духа, как позднее Дух будет Его Толкователем. Он не отвергает ветхозаветного закона Божия - как Он может его отвергнуть, когда Он Сам и дал его? Но на основании его истинного духовного и пророческого смысла Он дает теперь новый закон спасения, проповедуя Благую Весть о Царствии. Ветхозаветный закон подобен доброй и плодородной земле, которую люди настолько запустили, что лице ее полностью скрылось под терниями и волчцами, посеянными людьми, то есть лжеименными толкователями. Так, что всякий отвращал очи свои и сердце свое от сей запущенной земли. Ныне Господь перепахивает эту землю и сеет новое семя. И люди смотрят на Него со страхом и удивлением. И как ветхозаветный закон был засвидетельствован многими Божественными чудесами, так и сей новый закон Господь наш Иисус Христос как Законодатель засвидетельствовал многими чудесами. Чудеса те совершены не для праздного и тщеславного показа своей силы, но для того, чтобы принести людям истинную пользу. Все они состоят в исцелении телесных и душевных болезней и немощей человеческих. Ибо Господь посетил нас не как чародей, а как Друг и Врач.

Все вы, алчущие и жаждущие правды и любви Божией, тщетно ловящие эту правду и любовь своими душами, словно сетями, в море мира сего, услышьте глас Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Он призывает вас, как некогда призывал рыболовов близ моря Галилейского: идите за Мною . И, услышав глас этот, не медлите ни минуты, но тотчас оставьте все свои старые усилия и всю свою старую любовь и последуйте за Ним. Он - единственный ваш Друг и Врач; все прочие, находящиеся вне Его, суть или невежды, или шарлатаны. Он призывает вас ни как царей, ни как пастухов, ни как богачей, ни как бедняков, ни как ученых, ни как необразованных, но как людей, исполненных болезней и немощей. Причина болезней и немощей наших - грех. Посему припадите ко Господу нашему Иисусу Христу и возопите к Нему, как некогда многочисленные болящие и немощные: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго ! Прости мне, Господи, прости бесчисленные мои согрешения. Очисти меня силою Твоею, напитай меня животворящим хлебом Твоим, глубоко войди в меня, как свежий и чистый воздух в душную комнату, и я буду здрав, и я буду здрав и жив! Да прославится так Господь в крепости души нашей и чистоте тела, со Отцем и Святым Духом - Троица Единосущная и Нераздельная, помощью и молитвами святых апостолов Христовых, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Из выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

Тайное учение Пятого Евангелия (от св. апостола Фомы). Каптен (Омкаров) Юри (Артур) Леонардович

Текст Пятого Евангелия (от св. апостола Фомы)

Ред.: в круглых скобках обычно приводится один из вариантов перевода, в квадратных - результат «додумывания» и дополняющие пояснения.

Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: «Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти».

1. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.

2. Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно - в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас.

3. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы - бедность.

4. Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, и они станут одним.

5. Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, - откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.

6. Ученики его спросили его; они сказали ему: Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище?

Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.

7. Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.

8. И он сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую (и) хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!

9. Иисус сказал: Вот, сеятель вышел, он наполнил свою руку, он бросил [семена]. Но иные упали на дорогу, прилетели птицы, поклевали их. Иные упали на камень, и не пустили корня в землю, и не послали колоса в небо. И иные упали в терния, они заглушили семя, и червь съел их. И иные упали на добрую землю и дали добрый плод в небо. Это принесло шестьдесят мер на одну и сто двадцать мер на одну.

10. Иисус сказал: Я бросил огонь в мир, и вот я охраняю его, пока он не запылает.

11. Иисус сказал: Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет, и те, которые мертвы, не живы, и те, которые живы, не умрут.

12. В (те) дни вы ели мертвое, вы делали его живым. Когда вы окажетесь в свете, что вы будете делать? В этот день вы - одно, вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?

13. Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что ты уйдешь от нас. Кто тот, который будет большим над нами? Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли, вы пойдете к Иакову справедливому, из-за которого возникли небо и земля.

14. Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте Меня, скажите Мне, на кого Я похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал Ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого Ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил.

И Он взял его, отвел его (и) сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им:

Если я скажу вам одно из слов, которые Он сказал мне, вы возьмете камни, бросите (их) в меня, огонь выйдет из камней (и) сожжет вас.

15. Иисус сказал: Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу. И если вы приходите в какую-то землю и идете в селения, если вас примут, ешьте то, что вам выставят. Тех, которые среди них больны, лечите. Ибо то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас, но то, что выходит из ваших уст, это вас осквернит.

16. Иисус сказал: Когда вы увидите того, который не рожден женщиной, падите ниц (и) почитайте его; он - ваш Отец.

17. Иисус сказал: Может быть, люди думают, что Я пришел бросить мир в мир, и они не знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну. Ибо пятеро будут в доме: трое будут против двоих и двое против троих. Отец против сына и сын против отца; и они будут стоять как единственные.

18. Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека.

19. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.

20. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.

21. Если вы у Меня ученики (и) если слушаете Мои слова, эти камни будут служить вам.

22. Ибо есть у вас пять деревьев в раю, которые неподвижны и летом и зимой, и их листья не опадают. Тот, кто познает их, не вкусит смерти.

23. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, чему подобно Царствие Небесное. Он сказал им: Оно подобно зерну горчичному, самому малому среди всех семян.

Когда же оно падает на возделанную землю, оно дает большую ветвь (и) становится укрытием для птиц небесных.

24. Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем.

Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле.

25. Поэтому Я говорю: Если хозяин дома знает, что приходит вор, он будет бодрствовать до тех пор, пока он не придет, и он не позволит ему проникнуть в его дом царствия его, чтобы унести его вещи. Вы же бодрствуйте перед миром, препояшьте ваши чресла большой силой, чтобы разбойники не нашли пути пройти к вам. Ибо нужное, что вы ожидаете, будет найдено.

26. Да был бы среди вас знающий человек! Когда плод созрел, он пришел поспешно, - его серп в руке его, - (и)он убрал его. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!

27. Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие. Они сказали ему: Что же, если мы - младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в [Царствие Небесное].

28. Иисус сказал: Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно.

29. Ученики Его сказали: Покажи нам место, где Ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма.

30. Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего.

31. Иисус сказал: Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в твоем глазе ты не видишь. Когда ты вынешь бревно из твоего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

32. Если вы не поститесь от мира, вы не найдете Царствия. Если не делаете субботу субботой, вы не увидите Отца.

33. Иисус сказал: Я встал посреди мира, и Я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, Я не нашел никого из них жаждущим, и душа Моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино, тогда они покаются.

34. Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это - чудо. Если же дух ради тела, это - чудо из чудес. Но Я, Я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности.

35. Иисус сказал: Там, где три бога, там боги. Там, где два или один, я с ним.

36. Иисус сказал: Нет пророка, принятого в своем селении. Не лечит врач тех, которые знают его.

37. Иисус сказал: Город, построенный на высокой горе, укрепленный, не может пасть, и он не может быть тайным.

38. Иисус сказал: То, что ты услышишь твоим ухом, возвещай это другому уху с ваших кровель. Ибо никто не зажигает светильника (и) не ставит его под сосуд и никто не ставит его в тайное место, но ставит его на подставку для светильника, чтобы все, кто входит и выходит, видели его свет.

39. Иисус сказал: Если слепой ведет слепого, оба падают в яму.

40. Иисус сказал: Невозможно, чтобы кто-то вошел в дом сильного и взял его силой, если он не свяжет его руки. Тогда [лишь] он разграбит дом его.

41. Иисус сказал: Не заботьтесь с утра до вечера и с вечера до утра о том, что вы наденете на себя.

42. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда [вы увидите]сына того, кто жив, и вы не будете бояться.

43. Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые Я вам говорю, и у вас нет другого, от кого [вы можете] слышать их. Наступят дни - вы будете искать меня, вы не найдете меня.

44. Иисус сказал: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они спрятали их и не вошли и не позволили тем, которые хотят войти. Вы же будьте мудры, как змии, и чисты, как голуби.

45. Иисус сказал: Виноградная лоза была посажена без Отца, и она не укрепилась. Ее выкорчуют, (и) она погибнет.

46. Иисус сказал: Тот, кто имеет в своей руке, - ему дадут; и тот, у кого нет, то малое, что имеет, - у него возьмут.

47. Иисус сказал: Будьте прохожими.

48. Ученики его сказали ему: Кто ты, который говоришь нам это? [Иисус сказал им]: Из того, что Я вам говорю, вы не узнаете, кто Я? Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево (и) ненавидят его плод, они любят плод (и) ненавидят дерево.

49. Иисус сказал: Тот, кто высказал хулу на Отца, - ему простится, и тот, кто высказал хулу на Сына, - ему простится. Но тот, кто высказал хулу на Духа Святого, - ему не простится ни на земле, ни на Небе.

50. Иисус сказал: Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе из своего сокровища. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое в его сердце, (и) он говорит плохое, ибо из избытка сердца он выносит плохое.

51. Иисус сказал: От Адама до Иоанна Крестителя из рожденных женами нет выше Иоанна Крестителя. (…) Но Я сказал: Тот из вас, кто станет малым, познает царствие и будет выше Иоанна.

52. Иисус сказал: Невозможно человеку сесть на двух коней, натянуть два лука, и невозможно рабу служить двум господам: или он будет почитать одного и другому он будет грубить. Ни один человек, который пьет старое вино, тотчас не стремится выпить вино молодое. И не наливают молодое вино в старые мехи, дабы они не разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, дабы они не испортили его. Не накладывают старую заплату на новую одежду, ибо произойдет разрыв.

53. Иисус сказал: Если двое в мире друг с другом в одном и том же доме, они скажут горе: Переместись! - и она переместится.

54. Иисус сказал: Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете Царствие, ибо вы от него (и) вы снова туда возвратитесь.

55. Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы произошли? - скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя. Он… в их образ. Если вам говорят: Кто вы? - скажите: Мы его дети, и мы избранные Отца живого. Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им: Это движение и покой.

56. Ученики Его сказали Ему: В какой день наступит покой тех, которые мертвы? И в какой день новый мир приходит? Он сказал им: Тот [покой], который вы ожидаете, пришел, но вы не познали его.

57. Ученики Его сказали Ему: Двадцать четыре пророка высказались в Израиле, и все они сказали о Тебе. Он сказал им: Вы оставили того, кто жив перед вами, и вы сказали о тех, кто мертв.

58. Ученики Его сказали Ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу.

59. Иисус сказал: Блаженны бедные, ибо ваше - Царствие Небесное.

60. Иисус сказал: Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, не сможет быть моим учеником, и тот, кто не возненавидел своих братьев и своих сестер и не понес свой крест, как Я, не станет достойным Меня.

61. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп - мир недостоин его.

62. Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, у которого [хорошие] семена. Его враг пришел ночью, высеял плевел вместе с хорошими семенами. Человек не позволил им [служителям] вырвать плевел. Он сказал им: Не приходите, чтобы, вырывая плевел, вы не вырвали пшеницу вместе с ним! Ибо в день жатвы плевелы появятся, их вырвут и их сожгут.

63. Иисус сказал: Блажен человек, который потрудился: он нашел жизнь.

64. Иисус сказал: Посмотрите на того, кто жив, пока вы живете, дабы вы не умерли, - ищите увидеть его! И вы не сможете увидеть самаритянина, который несет ягненка (и) входит в Иудею. Он сказал ученикам своим: (Почему) он с ягненком? Они сказали Ему: Чтобы убить его и съесть его. Он сказал им: Пока он жив, он его не съест, но (только) если он убивает его, (и) он [ягненок] становится трупом. Они сказали: Иначе он не сможет ударить. Он сказал им: Вы также ищите себе место в покое, дабы вы не стали трупом и вас не съели.

65. Иисус сказал: Двое будут отдыхать на ложе: один умрет, другой будет жить. Саломея сказала: Кто ты, человек, и чей ты [сын]? Ты взошел на мое ложе, и ты поел за моим столом. Иисус сказал ей: Я тот, который произошел от того, который равен; мне дано принадлежащее моему Отцу. [Саломея сказала: ] Я твоя ученица. [Иисус сказал ей: ] Поэтому я говорю следующее: Когда он станет пустым, он наполнится светом, но, когда он станет разделенным, он наполнится тьмой.

66. Иисус сказал: Я говорю мои тайны… тайна. То, что твоя правая рука будет делать, - пусть твоя левая рука не знает того, что она делает.

67. Иисус сказал: Был человек богатый, у которого было много добра. Он сказал: Я использую мое добро, чтобы засеять, собрать, насадить, наполнить мои амбары плодами, дабы мне не нуждаться ни в чем. Вот о чем он думал в сердце своем. И в ту же ночь он умер. Тот, кто имеет уши, да слышит!

68. Иисус сказал: У человека были гости, и, когда он приготовил ужин, он послал своего раба, чтобы он пригласил гостей. Он пошел к первому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал: У меня деньги для торговцев, они придут ко мне вечером, я пойду (и) дам им распоряжение: Я отказываюсь от ужина. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин пригласил тебя. Он сказал ему: Я купил дом, и меня просят днем. У меня не будет времени. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Мой друг будет праздновать свадьбу, и я буду устраивать ужин. Я не смогу прийти. Я отказываюсь от ужина. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Я купил деревню, я пойду собирать доход. Я не смогу прийти. Я отказываюсь. Раб пришел, он сказал своему господину: Те, кого ты пригласил на ужин, отказались. Господин сказал своему рабу: Пойди на дороги, кого найдешь, приведи их, чтобы они поужинали. Покупатели и торговцы не войдут в места Моего Отца.

69. Он сказал: У доброго человека был виноградник; он отдал его работникам, чтобы они обработали его и чтобы он получил его плод от них. Он послал своего раба, чтобы работники дали ему плод виноградника. Те схватили его раба, они избили его, еще немного - и они убили бы его. Раб пришел, он рассказал своему господину. Его господин сказал: Может быть, они его не узнали (в оригинале: Может быть, он их не узнал). Он послал другого раба. Работники побили этого. Тогда хозяин послал своего сына. Он сказал: Может быть, они постыдятся моего сына. Эти работники, когда узнали, что он наследник виноградника, схватили его, они убили его. Тот, кто имеет уши, да слышит!

70. Иисус сказал: Покажи мне камень, который строители отбросили! Он - краеугольный камень.

71. Иисус сказал: Тот, кто знает все, нуждаясь в самом себе, нуждается во всем.

72. Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали.

73. Иисус сказал: Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено.

74. Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас.

75. Иисус сказал: Я разрушу (этот) дом, и нет никого, кто сможет построить его (еще раз).

76. [Некий человек сказал] Ему: Скажи моим братьям, чтобы они разделили вещи моего отца со мной. Он сказал ему: О, человек, кто сделал меня тем, кто делит? Он повернулся к своим ученикам, сказал им: Да не стану Я тем, кто делит!

77. Иисус сказал: Жатва обильна, работников же мало. Просите же господина, чтобы он послал работников на жатву.

78. Он сказал: Господи, много вокруг источника, но никого нет в источнике.

79. Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог.

80. Иисус сказал: Царствие Отца подобно торговцу, имеющему товары, который нашел жемчужину. Этот торговец - мудрый: он продал товары (и) купил себе одну жемчужину. Вы также - ищите его сокровище, которое не гибнет, которое остается там, куда не проникает моль, чтобы съесть, и (где) не губит червь.

81. Иисус сказал: Я - свет, который на всех. Я - все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я - там; подними камень, и ты найдешь меня там.

82. Иисус сказал: Почему вы пошли в поле? Чтобы видеть тростник, колеблемый ветром, и видеть человека, носящего на себе мягкие одежды? [Смотрите, ваши] цари и ваши знатные люди - это они носят на себе мягкие одежды и они не смогут познать истину!

83. Женщина в толпе сказала Ему: Блаженно чрево, которое выносило Тебя, и [груди], которые вскормили Тебя. Он сказал ей: Блаженны те, которые услышали слово Отца (и) сохранили его в истине. Ибо придут дни, вы скажете: Блаженно чрево, которое не зачало, и груди, которые не дали молока.

84. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел тело, но тот, кто нашел тело, - мир недостоин его.

85. Иисус сказал: Тот, кто сделался богатым, пусть царствует, и тот, у кого сила, пусть откажется.

86. Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали от меня, вдали от царствия.

87. Иисус сказал: Образы являются человеку, и свет, который в них, скрыт. В образе света Отца он [свет] откроется, и его образ скрыт из-за его света.

88. Иисус сказал: Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь. Но когда вы видите ваши образы, которые произошли до вас, - они не умирают и не являются - сколь великое вы перенесете?

89. Иисус сказал: Адам произошел от большой силы и большого богатства, и он недостоин вас. Ибо… смерти.

90. Иисус сказал: [Лисицы имеют свои норы], и птицы имеют (свои) гнезда, а Сын человека не имеет места, чтобы преклонить свою голову (и) отдохнуть.

91. Иисус сказал: Несчастно тело, которое зависит от тела, и несчастна душа, которая зависит от них обоих.

92. Иисус сказал: Ангелы приходят к вам и пророки, и они дадут вам то, что ваше, и вы также дайте им то, что в ваших руках, (и) скажите себе: В какой день они приходят (и) берут то, что принадлежит им?

93. Иисус сказал: Почему вы моете внутри чаши (и) не понимаете того, что тот, кто сделал внутреннюю часть, сделал также внешнюю часть?

94. Иисус сказал: Придите ко мне, ибо иго мое - благо и власть моя кротка, и вы найдете покой себе.

95. Они сказали ему: Скажи нам, кто ты, чтобы мы поверили в тебя. Он сказал им: Вы испытываете лицо неба и земли; и того, кто (что) перед вами, - вы не познали его; и это время - вы не знаете, (как) испытать его.

96. Иисус сказал: Ищите и вы найдете, но те [вещи], о которых вы спросили Меня в те дни, - я не сказал вам тогда. Теперь Я хочу сказать их, и вы не ищете их.

97. Не давайте того, что свято, собакам, чтобы они не бросили это в навоз. Не бросайте жемчуга свиньям, чтобы они не сделали это…

98. Иисус [сказал]: Тот, кто ищет, найдет, [и тот, кто стучит], ему откроют.

99. [Иисус сказал: ] Если у вас есть деньги, не давайте в рост, но дайте… от кого вы не возьмете их.

100. Иисус [сказал]: Царствие Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, [положила] это в тесто (и) разделила это в большие хлебы. Кто имеет уши, да слышит!

101. Иисус сказал: Царствие [Отца] подобно женщине, которая несет сосуд, полный муки, (и) идет удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади нее на дороге. Она не знала (об этом), она не поняла, (как) действовать. Когда она достигла своего дома, она поставила сосуд на землю (и) нашла его пустым.

102. Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного.

103. Ученики сказали Ему: Твои братья и твоя мать стоят снаружи. Он сказал им: Те, которые здесь, которые исполняют волю моего Отца, - мои братья и моя мать. Они те, которые войдут в царствие моего Отца.

104. Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что Мое, дайте это Мне!

105. Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, как Я, не может быть моим [учеником], и тот, кто [не] возлюбил своего [отца и] свою мать, как Я, не может быть моим [учеником]. Ибо моя мать… но поистине она дала мне жизнь.

106. Иисус сказал: Горе им, фарисеям! Ибо они похожи на собаку, которая спит на кормушке быков. Ибо она и не ест и не дает есть быкам.

107. Иисус сказал: Блажен человек, который знает, [в какую пору] приходят разбойники, так что он встанет, соберет… и препояшет свои чресла, прежде чем они придут.

108. Они сказали [Ему]: Пойдем помолимся сегодня и попостимся. Иисус сказал: Каков же грех, который Я совершил или которому Я поддался? Но когда жених выйдет из чертога брачного, тогда пусть они постятся и пусть молятся!

109. Иисус сказал: Тот, кто познает отца и мать, - его назовут сыном блудницы.

110. Иисус сказал: Когда вы сделаете двух одним, вы станете Сыном человека, и, если вы скажете горе: Сдвинься, она переместится.

111. Иисус сказал: Царствие подобно пастуху, у которого сто овец. Одна из них, самая большая, заблудилась. Он оставил девяносто девять (и) стал искать одну, пока не нашел ее. После того как он потрудился, он сказал овце: Я люблю тебя больше, чем девяносто девять.

112. Иисус сказал: Тот, кто напился из моих уст, станет как Я. Я также, Я стану им, и тайное откроется ему.

113. Иисус сказал: Царствие подобно человеку, который имеет на своем поле тайное сокровище, не зная о нем. И [он не нашел до того, как] умер, он оставил его своему [сыну]. Сын не знал, он получил это поле (и) продал его. И тот, кто купил его, пришел, раскопал (и) [нашел] сокровище. Он начал давать деньги под проценты [тем, кому] он хотел.

114. Иисус сказал: Тот, кто нашел мир (и) стал богатым, пусть откажется от мира.

115. Иисус сказал: Небеса, как и земля, свернутся перед вами, и тот, кто живой от живого, не увидит смерти. Ибо Иисус сказал: Тот, кто нашел самого себя, - мир не достоин его.

116. Иисус сказал: Горе той плоти, которая зависит от души; горе той душе, которая зависит от плоти.

117. Ученики Его сказали Ему: В какой день Царствие приходит? [Иисус сказал]: Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! - или: Вот, там! - Но Царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его.

118. Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, чтобы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное.

Из книги Предсказания катастроф автора Хворостухина Светлана Александровна

Ванга (Евангелия Димитрова) Ванга (полное имя Евангелия, что означает «носительница благой вести») родилась 31 января 1911 года в городке Струмица (ныне Македония) в семье бедного крестьянина (рис. 22). Детство ее было трудным: когда ей было 3 года, умерла ее мать. Через год отца

Из книги 78 советов Таро. Как сохранить здоровье, молодость и красоту автора Склярова Вера

СЕМЕРКА ПЕНТАКЛЯ БОЛЬШОЙ УЛОВ АПОСТОЛА ПЕТРА Морепродукты Симон сказал Ему: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них порвалась… Увидев это, Симон Петр припал

Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт Кристофер

Гностические евангелия Термин “гностический” сегодня используется как собирательное название для ряда еретических трудов, выражающих взгляды, которые на первых порах истинная церковь разделяла, но затем отмежевалась от них, объявив вредной чепухой, заимствованной из

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

ГНОСТИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ О чем свидетельствуют все эти факты из жизни Великого Пророка и духовного Учителя? Прежде всего о том, что подлинное, историческое учение Христа, впитавшее в себя древнейшее сакральное знание Востока, хранимое Учителями Шамбалы, может оказаться

Из книги Тайное учение Пятого Евангелия (от св. апостола Фомы). автора Каптен (Омкаров) Юри (Артур) Леонардович

ЭЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал:«Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.»Существование тайных слов, которые Иисус говорил отдельным своим ученикам,

Из книги Реальность бессмертия. Как нарушить цикл смерти и рождения автора Ренард Гэри Р

Глава 7 Пурса и Евангелие от Фомы «Меня постоянно воспринимают как учителя, которого то превозносят, то отвергают, но я не принимаю ни то, ни другое восприятие себя» .Позднее в том же месяце я поехал в дальнее путешествие на триста двадцать одну тысячу восемьсот

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

Евангелие от Фомы, рассказанное Пурсой Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. 1. И он сказал: «Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти».2. Джей сказал: «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

Текст Введение 1. Это - Курс чудес. Это - обязательный курс. Только время его изучения выбирается произвольно. Свободная воля не означает, что тебе самому дано устанавливать учебный план. Свободная воля означает возможность выбора: что именно изучать в данное время.

Из книги Иисус жил в Индии автора Керстен Хольгер

Четыре евангелия В состав Нового Завета входят четыре евангелия, авторами которых считаются МАТФЕЙ, МАРК, ЛУКА и ИОАНН. Церковь считает евангелистов современниками Христа и очевидцами описанных в евангелиях событий. Однако историко–филологическое исследование

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 17 автора Степанова Наталья Ивановна

Евангелия Слово «Евангелие» - греческого происхождения и буквально означает «благая, радостная весть». Само понятие появилось задолго до того, как христианская религия применила его к учению Иисуса. Так, например, император Август носил титул «Спаситель мира», а день

Из книги Защитная книга-календарь. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

Текст для самогипноза Если у вас нет магнитофона или вы по той или иной причине не можете сделать запись, то можете просто не торопясь, с чувством, не сбиваясь и не запинаясь, читать его во время сеанса.Я хочу и могу расслабиться… Я знаю… у меня это получится… Все мое тело

Из книги Книга-календарь на 2012 год. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

19 ОКТЯБРЯ День святого Фомы На Фому торговые люди замки меняют, в торговых лавках новые иконы и лампады ставят. К знахарю спешат, чтобы он дал им заговоренный кулич, оставленный для этой цели с Пасхи, или яичко крашеное, обмененное до 12 раз.Раньше в лавку приходили шептуньи

Из книги Откровение Леонардо автора Лебедев Валерий Васильевич

21 МАЯ Апостола и евангелиста Иоанна Богослова Сегодня я поделюсь с вами некоторыми советами, которые помогут почкам избавиться от камней. ? С этой бедой поможет справиться сыворотка из-под молока. Пить молочную сыворотку нужно каждый день по полтора-два литра в течение

Из книги Магия в интернете автора Милохова Татьяна

№ 16. Тайны: – Тёмного Апостола Христианства А сейчас, давайте перейдём к тайнам апостола Петра (Симона).В Евангелиях от Матфея: XXVI. 51: от Иоанна: XVIII. 10: от Луки: XXII. 50: от Марка: XIV. 47: -…сказано, что Пётр имел при себе меч.А что же это такое, иметь при себе меч во времена

Из книги...Либо с мечтой о смерти автора Созонова Александра Юрьевна

Из книги автора

Глава 3 ТЕКСТ На шестой день работы на пилораме я серьезно повредил себе кисть руки. Пальцы, слава богу, не оторвало, но порез получился глубоким. По тому, как озаботил этот факт Лагга, я понял, что перспектива кормить и исцелять меня даром поставила его в тупик. Сжалившись

П равославное христианство знает четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна. Но почему Евангелие не написал кто-то один? И для чего нам четыре Евангелия, если все они говорят об одном и том же?

Дело в том, что, вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово, Святой Дух не стеснял их собственного ума и характера. Наитие Святого Духа не подавляло собой духа человеческого, а только очищало и возвышало его. Поэтому, представляя собой единое целое в изложении Божественной истины, Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из евангелистов. Различаются они и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны, и в зависимости от цели, которую ставил себе каждый из четырех евангелистов.

Евангелие от Матфея

Е вангелист Матфей, один из двенадцати апостолов Христовых, до призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей, налогов. Поэтому он был нелюбим своими соотечественниками: евреи презирали и ненавидели мытарей за то, что те служили поработителям их народа и притесняли народ взиманием налогов, причем в стремлении к наживе часто брали гораздо больше, чем следовало. Особенно не любили Матфея духовные вожди еврейского народа - книжники и фарисеи.

Тронутый до глубины души милостью Господа, Который не погнушался им, Матфей всем сердцем принял учение Христа. И особенно глубоко он понял, ощутил его превосходство над учением фарисеев, пронизанным идеями внешней праведности и презрением к грешникам. Вот почему Матфей так близко к сердцу принял дело спасения именно своего родного еврейского народа , проникнувшегося к тому времени ложными фарисейскими понятиями и взглядами. И свое Евангелие он писал преимущественно для евреев . Есть основание предполагать, оно первоначально и было написано на еврейском языке и только немного позже переведено на греческий, может быть, самим же Матфеем.

В Евангелии Матфей преследует цель доказать евреям, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки , и что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве становится ясным и приобретает совершенный смысл. Поэтому Матфей и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Христе ветхозаветных пророчеств. Святой Матфей в Евангелии не объясняет смысл иудейских обычаев и не поясняет некоторые арамейские слова, считая, что евреи, для которых он пишет, все это знают. Он один делает акцент на лицемерии фарисеев, как мы можем прочитать в 23 главе:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхóдите и хотящих войти не допускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мóлитесь: за тó примете тем бóльшее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

(Мф. 23:13-15)

Апостол и евангелист Матфей долгое время проповедовал в Палестине. Потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии.

Евангелие от Марка

Е вангелист Марк по происхождению тоже был иудеем, но не состоял в числе двенадцати апостолов. Поэтому он и не мог быть постоянным спутником и слушателем Господа, каким был евангелист Матфей.

Свое Евангелие Марк написал со слов и под руководством святого апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только Марк рассказывает о каком-то юноше, который, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (Марк. 14:51-52). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия - святого Марка.

Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка - это по сути запись устной проповеди святого апостола Петра, которую Марк сделал по просьбе христиан , живших в Риме . Само содержание Евангелия от Марка свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников . В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова. Даже нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного закона перед ветхозаветным, пропускается.

Зато главное внимание святой евангелист Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа . В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Евангелие от Луки

С вятой Лука происходил из Антиохии, и поэтому принято считать, что он был по своему происхождению язычник или «прозелит», то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий он был врачом и живописцем. Исследователи Евангелия считают, что святой Лука был одним из семидесяти учеников Христовых: так подробно он описывает наставления, данные Господом семидесяти апостолам.

Из книги Деяний святых апостолов мы видим, что, начиная со второго путешествия святого апостола Павла, Лука становится его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. После смерти апостола Павла святой Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии.

Лука написал свое Евангелие по просьбе одного знатного мужа, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии. Для него же он написал и книгу Деяний апостольских. При этом евангелист пользовался не только рассказами очевидцев служения Господа, но и записями о Его жизни и учении. По словам евангелиста Луки, эти записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, поэтому и его Евангелие отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

На Евангелии от Луки явно сказалось влияние святого апостола Павла. Как «апостол язычников» Павел старался как можно полнее раскрывать ту великую истину, что Мессия - Христос - пришел на землю не только ради иудеев, но и ради язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей.

В связи с этой основной мыслью, родословие Иисуса Христа доведено Евангелии от Луки до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода (Луки 3:23-38). Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал святой Лука. Достаточно вспомнить притчу о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхея, как и знаменательные слова о том, что «радость бывает пред ангелами Божиими об едином грешнике кающемся» (Лк. 15:10).

Евангелие от Иоанна

Е вангелист Иоанн Богослов был любимым учеником Христа. Он был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Заведей был состоятельным и не малозначительным членом иудейского общества. Соломия упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими женами-мироносицами. Предание считает ее дочерью Иосифа-обручника.

Иоанн был сначала учеником святого Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе как об Агнце Божием, Который возьмет на Себя грехи мира, он тотчас же последовал за Христом (Иоан. 1:37-40). Постоянным учеником Господа он стал немного позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере. Вместе с Петром и своим братом Иаковом Иоанн удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, видеть преображение Господа на горе, а также был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Любовь Господа к Иоанну сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь (Иоан. 19:27).

Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто был враждебен Господу или чуждался Его. Евангелие Иоанн написал по просьбе ефесских христиан . Они принесли ему три первых Евангелия и попросили его дополнить их речами Господа, которые он слышал. Святой Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали думать о Нем только как о «Сыне Человеческом» . Это было необходимо, ведь ко времени написания четвертого Евангелия уже стали появляться ереси, отрицавшие Божество Христово.

Таким образом, целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование трех евангелистов . Отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена и в том наименовании, которое давалось ему в древности. В отличие от первых трех Евангелий, его называли «Евангелием духовным ».

Чистый сердцем, преданный Господу всей душой, святой Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви. Никто не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как Иоанн в своем Евангелии и трех соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия - о любви к Богу и о любви к ближнему. Поэтому Иоанна еще называют «апостолом любви» .

Символы евангелистов

И конописцы изображают евангелиста Матфея как человека, Марка - как льва, Луку - как тельца, а Иоанна - как орла. Ведь апостол Матфей стремился показать, что Иисус Христос - Человек из рода Давида, Мессия, которого все ждали; евангелист Марк говорил о том, что Иисус Христос - Царь мира; святой Лука сделал акцент на жертвенном служении Господа; а Иоанн Богослов хотел обратить внимание на то, что Господь Иисус Христос - истинный Бог.

Вместо эпилога

Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

(1 Кор.9:20-22)

При подготовке публикации использовались материалы сайта .

Фото: открытые интернет-источники