Дживелегов алексей карпович. Алексей Карпович (Карапетович) Дживелегов

Алексей Карпович (Карапетович) Дживелегов (14 марта , Ростов-на-Дону - 14 декабря , Москва) - российский историк и политический деятель, член ЦК партии кадетов, главный специалист в руководстве партии кадетов по муниципальной политике, в дальнейшем, советский историк и искусствовед , доктор искусствоведения (), переводчик.

Биография

Внес большой вклад в издание Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона . Начал преподавать в 1908 году, сначала в народных университетах, затем и в вузах. До 1919 - в университете им. Шанявского , с 1919 по 1924 - профессор факультета общественных наук МГУ , затем - на Высших государственных литературных курсах .

Был не только членом ЦК кадетской партии, но и крупнейшим специалистом в руководстве кадетской партии по муниципальной политике. С весны 1917 года до весны 1918 года редактировал Вестник Всероссийского союза городов «Город». В состав его редколлегии входили многие известные учёные. Среди них были, в частности: биохимик, физиолог и будущий академик А. Н. Бах, один из основоположников коммунальной гигиены в СССР А. Н. Сысин и известный историк, краевед, знаток Москвы В. П. Сытин. Это издание критически относилось к деятельности советов вообще, а к деятельности большевиков - в особенности. Оно было закрыто большевиками лишь весной 1918 года.

По словам «бабушки российского самоуправления» Т. М. Говоренковой, когда она начала восстанавливать по библиотечным и архивным источником труды и судьбы членов редколлегии упоминавшегося выше издания «Город», то о половине из них она не нашла сведений. Не осталось, по её словам, буквально ничего.

Член-корреспондент АН Армянской ССР.

Скончался в Москве, похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища (старая территория).

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (10.06.1945)

Избранная библиография

  • Городская община в средние века. М., 1901
  • Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902
  • Торговля на Западе в средние века. СПб., 1904
  • Армяне в России. М., Труд и воля, 1906
  • Бисмарк и Лассаль. М., 1906
  • Начало итальянского Возрождения. М., 1908
  • История современной Германии в 2-х ч. СПб., 1908, 1910
  • Городское дело. Журнал, Пг., 1911
  • Александр I и Наполеон. М., 1915
  • Немецкая культура и война. М., 1915
  • Город. Двухнедельное издание Всероссийского союза городов по вопросам муниципальной жизни. М., 1917, № 1-8.
  • Город. Вестник Всероссийского союза городов. М., 1918, № 5-13.
  • Крестьянские движения на Западе. М., 1920
  • Вольный город в Европе. М., 1922
  • Армия Великой французской революции и её вожди. М.-Пг., 1923
  • Очерки итальянского Возрождения. М., Федерация, 1929
  • В серии ЖЗЛ :Данте Алигьери (М., 1933), Леонардо Да Винчи (М., 1935), Микеланджело (М., 1938, 1957);
  • Данте Алигиери. М., 1946
  • Итальянская народная комедия (М., 1954);
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Напишите отзыв о статье "Дживелегов, Алексей Карпович"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • - статья из Литературной энциклопедии 1929-1939
  • Дживелегов, Алексей Карпович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Девятова Ю.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. Дополненный текст доклада на научно-практическом семинаре в отделении краеведения и историко-культурного туризма ИАИ РГГУ, Союза краеведов России и Московского краеведческого общества "У истоков отечественного краеведения, городоведения, экскурсоведения. Наследие Ивана Михайловича Гревса (1880-1940)". - "Муниципальная власть", № 5, 2011. - с. 99-103. В сокращённом виде статья вывешена на сайте журнала "Знание-Сила" под названием: Иван Гревс и градоведческая традиция, 2012.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. - ТЕЛЕСКОП, № 2 (98), 2013. - с. 32-37.
  • Вешнинский Ю. Г. Концепция градоустройства и градоформирующей деятельности в творчестве Татьяны Михайловны Говоренковой и её судьба (о социогуманитарной миссии гражданской инженерии). - Текст доклада на Международной научной конференции "Silva rerum culturae: viae personaliae. К проблеме становления и развития научных дисциплин гуманитарного профиля", намеченной на 8-10 сентября 2016 года. М., Материалы конференции, 2016. Пока на правах рукописи.

Отрывок, характеризующий Дживелегов, Алексей Карпович

– Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.
Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.
– Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее.
– Что, барин, не спите? – сказал казак, сидевший под фурой.
– Нет; а… Лихачев, кажется, тебя звать? Ведь я сейчас только приехал. Мы ездили к французам. – И Петя подробно рассказал казаку не только свою поездку, но и то, почему он ездил и почему он считает, что лучше рисковать своей жизнью, чем делать наобум Лазаря.
– Что же, соснули бы, – сказал казак.
– Нет, я привык, – отвечал Петя. – А что, у вас кремни в пистолетах не обились? Я привез с собою. Не нужно ли? Ты возьми.
Казак высунулся из под фуры, чтобы поближе рассмотреть Петю.
– Оттого, что я привык все делать аккуратно, – сказал Петя. – Иные так, кое как, не приготовятся, потом и жалеют. Я так не люблю.
– Это точно, – сказал казак.
– Да еще вот что, пожалуйста, голубчик, наточи мне саблю; затупи… (но Петя боялся солгать) она никогда отточена не была. Можно это сделать?
– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дживелегов, Алексей Карпович
Ալեքսեյ Կարպի Ջիվելեգով
Алексей Карпович Дживелегов
Алексей Карпович Дживелегов
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

историк и искусствовед

Дата рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Алексей Карпович (Карапетович) Дживелегов (14 марта , Ростов-на-Дону - 14 декабря , Москва) - российский историк и политический деятель, член ЦК партии кадетов, главный специалист в руководстве партии кадетов по муниципальной политике, в дальнейшем, советский историк и искусствовед , доктор искусствоведения (), переводчик.

Биография

Внес большой вклад в издание Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона . Начал преподавать в 1908 году, сначала в народных университетах, затем и в вузах. До 1919 - в университете им. Шанявского , с 1919 по 1924 - профессор факультета общественных наук МГУ , затем - на Высших государственных литературных курсах .

Был не только членом ЦК кадетской партии, но и крупнейшим специалистом в руководстве кадетской партии по муниципальной политике. С весны 1917 года до весны 1918 года редактировал Вестник Всероссийского союза городов «Город». В состав его редколлегии входили многие известные учёные. Среди них были, в частности: биохимик, физиолог и будущий академик А. Н. Бах, один из основоположников коммунальной гигиены в СССР А. Н. Сысин и известный историк, краевед, знаток Москвы В. П. Сытин. Это издание критически относилось к деятельности советов вообще, а к деятельности большевиков - в особенности. Оно было закрыто большевиками лишь весной 1918 года.

По словам «бабушки российского самоуправления» Т. М. Говоренковой, когда она начала восстанавливать по библиотечным и архивным источником труды и судьбы членов редколлегии упоминавшегося выше издания «Город», то о половине из них она не нашла сведений. Не осталось, по её словам, буквально ничего.

Член-корреспондент АН Армянской ССР.

Скончался в Москве, похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища (старая территория).

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (10.06.1945)

Избранная библиография

  • Городская община в средние века. М., 1901
  • Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902
  • Торговля на Западе в средние века. СПб., 1904
  • Армяне в России. М., Труд и воля, 1906
  • Бисмарк и Лассаль. М., 1906
  • Начало итальянского Возрождения. М., 1908
  • История современной Германии в 2-х ч. СПб., 1908, 1910
  • Городское дело. Журнал, Пг., 1911
  • Александр I и Наполеон. М., 1915
  • Немецкая культура и война. М., 1915
  • Город. Двухнедельное издание Всероссийского союза городов по вопросам муниципальной жизни. М., 1917, № 1-8.
  • Город. Вестник Всероссийского союза городов. М., 1918, № 5-13.
  • Крестьянские движения на Западе. М., 1920
  • Вольный город в Европе. М., 1922
  • Армия Великой французской революции и её вожди. М.-Пг., 1923
  • Очерки итальянского Возрождения. М., Федерация, 1929
  • В серии ЖЗЛ :Данте Алигьери (М., 1933), Леонардо Да Винчи (М., 1935), Микеланджело (М., 1938, 1957);
  • Данте Алигиери. М., 1946
  • Итальянская народная комедия (М., 1954);
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Напишите отзыв о статье "Дживелегов, Алексей Карпович"

Примечания

Ссылки

  • Дживелегов, Алексей Карпович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • - статья из Литературной энциклопедии 1929-1939
  • Дживелегов, Алексей Карпович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Девятова Ю.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. Дополненный текст доклада на научно-практическом семинаре в отделении краеведения и историко-культурного туризма ИАИ РГГУ, Союза краеведов России и Московского краеведческого общества "У истоков отечественного краеведения, городоведения, экскурсоведения. Наследие Ивана Михайловича Гревса (1880-1940)". - "Муниципальная власть", № 5, 2011. - с. 99-103. В сокращённом виде статья вывешена на сайте журнала "Знание-Сила" под названием: Иван Гревс и градоведческая традиция, 2012.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. - ТЕЛЕСКОП, № 2 (98), 2013. - с. 32-37.
  • Вешнинский Ю. Г. Концепция градоустройства и градоформирующей деятельности в творчестве Татьяны Михайловны Говоренковой и её судьба (о социогуманитарной миссии гражданской инженерии). - Текст доклада на Международной научной конференции "Silva rerum culturae: viae personaliae. К проблеме становления и развития научных дисциплин гуманитарного профиля", намеченной на 8-10 сентября 2016 года. М., Материалы конференции, 2016. Пока на правах рукописи.

Отрывок, характеризующий Дживелегов, Алексей Карпович

Ночь была ласковой, тихой и тёплой. Земля благоухала запахами акаций, распустившихся вишен и чабреца... Люди вдыхали опьяняющий аромат, испытывая самое настоящее детское наслаждение!.. Почти три долгих месяца они не видели чистого ночного неба, не дышали настоящим воздухом. Ведь, несмотря ни на что, что бы на ней ни случилось, это была их земля!.. Их родная и любимая Окситания. Только теперь она была заполнена полчищами Дьявола, от которых не было спасения.
Не сговариваясь, катары повернули к Монтсегюру. Они хотели в последний раз взглянуть на свой ДОМ. На священный для каждого из них Храм Солнца. Странная, длинная процессия худых, измождённых людей неожиданно легко поднималась к высочайшему из катарских замков. Будто сама природа помогала им!.. А возможно, это были души тех, с кем они очень скоро собирались встречаться?
У подножья Монтсегюра расположилась маленькая часть армии крестоносцев. Видимо, святые отцы всё ещё боялись, что сумасшедшие Катары могут вернуться. И сторожили... Печальная колонна тихими призраками проходила рядом со спящей охраной – никто даже не шевельнулся...
– Они использовали «непрогляд», верно ведь? – удивлённо спросила я. – А разве это умели делать все Катары?..
– Нет, Изидора. Ты забыла, что с ними были Совершенные, – ответил Север и спокойно продолжил дальше.
Дойдя до вершины, люди остановились. В свете луны руины Монтсегюра выглядели зловеще и непривычно. Будто каждый камень, пропитанный кровью и болью погибших Катар, призывал к мести вновь пришедших... И хотя вокруг стояла мёртвая тишина, людям казалось, что они всё ещё слышат предсмертные крики своих родных и друзей, сгоравших в пламени ужасающего «очистительного» папского костра. Монтсегюр возвышался над ними грозный и... никому ненужный, будто раненый зверь, брошенный умирать в одиночку...
Стены замка всё ещё помнили Светодара и Магдалину, детский смех Белояра и златовласой Весты... Замок помнил чудесные годы Катар, заполненные радостью и любовью. Помнил добрых и светлых людей, приходивших сюда под его защиту. Теперь этого больше не было. Стены стояли голыми и чужими, будто улетела вместе с душами сожжённых Катар и большая, добрая душа Монтсегюра...

Катары смотрели на знакомые звёзды – отсюда они казались такими большими и близкими!.. И знали – очень скоро эти звёзды станут их новым Домом. А звёзды глядели сверху на своих потерянных детей и ласково улыбались, готовясь принять их одинокие души.
Наутро все Катары собрались в огромной, низкой пещере, которая находилась прямо над их любимой – «кафедральной»... Там когда-то давно учила ЗНАНИЮ Золотая Мария... Там собирались новые Совершенные... Там рождался, рос и крепчал Светлый и Добрый Мир Катар.
И теперь, когда они вернулись сюда лишь как «осколки» этого чудесного мира, им хотелось быть ближе к прошлому, которое вернуть было уже невозможно... Каждому из присутствовавших Совершенные тихо дарили Очищение (consolementum), ласково возлагая свои волшебные руки на их уставшие, поникшие головы. Пока все «уходящие» не были, наконец-то, готовы.
В полном молчании люди поочерёдно ложились прямо на каменный пол, скрещивая на груди худые руки, и совершенно спокойно закрывали глаза, будто всего лишь собирались ко сну... Матери прижимали к себе детей, не желая с ними расставаться. Ещё через мгновение вся огромная зала превратилась в тихую усыпальницу уснувших навеки пяти сотен хороших людей... Катар. Верных и Светлых последователей Радомира и Магдалины.
Их души дружно улетели туда, где ждали их гордые, смелые «братья». Где мир был ласковым и добрым. Где не надо было больше бояться, что по чьей-то злой, кровожадной воле тебе перережут горло или попросту швырнут в «очистительный» папский костёр.
Сердце сжала острая боль... Слёзы горячими ручьями текли по щекам, но я их даже не замечала. Светлые, красивые и чистые люди ушли из жизни... по собственному желанию. Ушли, чтобы не сдаваться убийцам. Чтобы уйти так, как они сами этого хотели. Чтобы не влачить убогую, скитальческую жизнь в своей же гордой и родной земле – Окситании.
– Зачем они это сделали, Север? Почему не боролись?..
– Боролись – с чем, Изидора? Их бой был полностью проигран. Они просто выбрали, КАК они хотели уйти.
– Но ведь они ушли самоубийством!.. А разве это не карается кармой? Разве это не заставило их и там, в том другом мире, так же страдать?
– Нет, Изидора... Они ведь просто «ушли», выводя из физического тела свои души. А это ведь самый натуральный процесс. Они не применяли насилия. Они просто «ушли».
С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.

Страна Российская империя Российская империя ,
РСФСР (1917-1922) ,
СССР СССР

Алексей Карпович (Карапетович) Дживелегов (14 марта , Ростов-на-Дону - 14 декабря , Москва) - российский историк и политический деятель, член ЦК партии кадетов , главный специалист в руководстве партии кадетов по муниципальной политике, в дальнейшем, советский историк и искусствовед , доктор искусствоведения (), переводчик.

Биография [ | ]

Внёс большой вклад в издание Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Начал преподавать в 1908 году, сначала в народных университетах, затем и в вузах. До 1919 - в университете им. Шанявского , с 1919 по 1924 - профессор факультета общественных наук МГУ , затем - на Высших государственных литературных курсах .

Был не только членом ЦК кадетской партии, но и крупнейшим специалистом в руководстве кадетской партии по муниципальной политике. С весны 1917 года до весны 1918 года редактировал Вестник Всероссийского союза городов «Город». В состав его редколлегии входили многие известные учёные. Среди них были, в частности: биохимик, физиолог и будущий академик А. Н. Бах , один из основоположников коммунальной гигиены в СССР А. Н. Сысин и известный историк, краевед, знаток Москвы П. В. Сытин . Это издание критически относилось к деятельности советов вообще, а к деятельности большевиков - в особенности. Оно было закрыто большевиками лишь весной 1918 года.

Как вспоминала «бабушка российского самоуправления» , когда она начала восстанавливать по библиотечным и архивным источником труды и судьбы членов редколлегии упоминавшегося выше издания «Город», то о половине из них она не нашла сведений. Не осталось, по её словам, буквально ничего.

Через некоторое время после Октябрьского переворота отошёл от политической деятельности.

Ранние работы Дживелегова посвящены в основном проблемам западноевропейского средневекового города. В дальнейшем научные интересы Дживелегова затрагивали главным образом историю западноевропейской культуры, особенно культуры Возрождения . Редактор и автор отдельных статей в сборниках «Отечественная война и русское общество » и «Великая реформа » (оба - М., 1911).

Для А. К. Дживелегова как исследователя культуры Возрождения было свойственно внимание к городу как определённому «семиотическому котлу» и понимание вольного города как колыбели свободы личности и лаборатории культуры Возрождения (М., 1924). В качестве главной составляющей перехода от феодального уклада к городскому Дживелегов видел возрастание степеней свободы.

Составитель хрестоматии по культуре европейского Возрождения («Возрождение», М., 1924). Перевёл «Фацетии» Поджо Браччолини .

В начале 1930-х годов участвовал в переиздании томов Энциклопедического словаря Гранат . В частности, был ответственным редактором 36 тома (часть 1 поступила в производство 9 мая 1931 года, вышла в свет в ноябре 1932 года) .

Ряд работ Дживелегова посвящён политологии, в том числе армянскому вопросу .

Член-корреспондент АН Армянской ССР.

Скончался в Москве, похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища (старая территория).

Награды [ | ]

Избранная библиография [ | ]

Примечания [ | ]

: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Дживелегов Алексей Карпович (неопр.) . Летопись Московского университета . Проверено 10 января 2018.
  • Девятова Ю. «Дживелеговская Армения» // Армянский Вестник. - 2001. - № 1-2.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. Дополненный текст доклада на научно-практическом семинаре в отделении краеведения и историко-культурного туризма ИАИ РГГУ, Союза краеведов России и Московского краеведческого общества «У истоков отечественного краеведения, городоведения, экскурсоведения. Наследие Ивана Михайловича Гревса (1880-1940)». - «Муниципальная власть», № 5, 2011. - с. 99-103. В сокращённом виде статья вывешена на сайте журнала «Знание-Сила» под названием: Иван Гревс и градоведческая традиция, 2012.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. - ТЕЛЕСКОП, № 2 (98), 2013. - с. 32-37.
  • Вешнинский Ю. Г. Концепция градоустройства и градоформирующей деятельности в творчестве Татьяны Михайловны Говоренковой и её судьба (о социогуманитарной миссии гражданской инженерии). - Текст доклада на Международной научной конференции «Silva rerum culturae: viae personaliae. К проблеме становления и развития научных дисциплин гуманитарного профиля», намеченной на 8-10 сентября 2016 года. М., Материалы конференции, 2016. Вывешено в интернете.
  • Вешнинский Ю. Г. «Концепция градоустройства и градоформирующей деятельности в творчестве Татьяны Михайловны Говоренковой и её судьба (о социогуманитарной миссии гражданской инженерии)». - Статья представляет собой переработанный текст доклада на Международной научной конференции «Silva rerum culturae: viae personaliae. К проблеме становления и развития научных дисциплин гуманитарного профиля», Материалы конференции 8-10 сентября 2016 года. Опубликована в журнале «Муниципальная власть» в 2016 г.
  • (1875-03-26 )

    Алексей Карпович (Карапетович) Дживелегов (14 марта , Ростов-на-Дону - 14 декабря , Москва) - российский историк и политический деятель, член ЦК партии кадетов , главный специалист в руководстве партии кадетов по муниципальной политике, в дальнейшем, советский историк и искусствовед , доктор искусствоведения (), переводчик.

    Биография

    Внес большой вклад в издание Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона . Начал преподавать в 1908 году, сначала в народных университетах, затем и в вузах. До 1919 - в университете им. Шанявского , с 1919 по 1924 - профессор факультета общественных наук МГУ , затем - на Высших государственных литературных курсах .

    Был не только членом ЦК кадетской партии, но и крупнейшим специалистом в руководстве кадетской партии по муниципальной политике. С весны 1917 года до весны 1918 года редактировал Вестник Всероссийского союза городов «Город». В состав его редколлегии входили многие известные учёные. Среди них были, в частности: биохимик, физиолог и будущий академик А. Н. Бах , один из основоположников коммунальной гигиены в СССР А. Н. Сысин и известный историк, краевед, знаток Москвы П. В. Сытин . Это издание критически относилось к деятельности советов вообще, а к деятельности большевиков - в особенности. Оно было закрыто большевиками лишь весной 1918 года.

    По словам «бабушки российского самоуправления» Т. М. Говоренковой, когда она начала восстанавливать по библиотечным и архивным источником труды и судьбы членов редколлегии упоминавшегося выше издания «Город», то о половине из них она не нашла сведений. Не осталось, по её словам, буквально ничего.

    Через некоторое время после Октябрьского переворота отошёл от политической деятельности.

    Ранние работы Дживелегова посвящены в основном проблемам западноевропейского средневекового города. В дальнейшем научные интересы Дживелегова затрагивали главным образом историю западноевропейской культуры, особенно культуры Возрождения . Редактор и автор отдельных статей в сборниках «Отечественная война и русское общество » и «Великая реформа » (оба - М., 1911).

    Для А. К. Дживелегова как исследователя культуры Возрождения было свойственно внимание к городу как определённому "семиотическому котлу" и понимание вольного города как колыбели свободы личности и лаборатории культуры Возрождения (М., 1924). В качестве главной составляющей перехода от феодального уклада к городскому Дживелегов видел возрастание степеней свободы.

    Составитель хрестоматии по культуре европейского Возрождения («Возрождение», М., 1924). Перевёл «Фацетии» Поджо Браччолини.

    Ряд работ Дживелегова посвящён политологии, в том числе армянскому вопросу .

    Член-корреспондент АН Армянской ССР.

    Скончался в Москве, похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища (старая территория).