День георгия победоносца в. Праздник Георгия Победоносца

6 мая православная церковь отмечает праздник святого Георгия Победоносца. В 2017 году этот день приходится на субботу после Пасхи. С именем этого святого связана история георгиевской ленты – знаменитого символа Победы в Великой Отечественной Войне.

Георгий Победоносец издавна почитаем на Руси. Этот святой жил в III веке, он был воспитан в благочестивой христианской семье. Юноша служил военачальником у Диоклетиана, одного из самых ярых гонителей христиан.

Когда Диоклетиан начал очередную волну гонений, святой Георгий явился в Сенат и мужественно исповедовал свою веру. Сначала император пытался убедить воина принести жертву богам, но после заключил в темницу, заковав в колодки.

Георгий был мучим жесточайшими пытками, в какой-то момент все подумали, что он уже умер. Однако, вдруг произошло чудесное знамение и раздался глас "Не бойся, Георгий, Я с тобою" . Ангел Господень возложил руку на мученика, сказав ему: "Радуйся!" – и святой Георгий восстал исцеленным. После этого многие видевшие чудо уверовали, а тайные христиане открыто исповедовали веру и сразу были усечены мечом. В это время супруга Диоклетиана, царица Александра, порывалась прославить Христа, но была удержана от этого силой.

Мучения Георгия были продолжены на следующий день. Однако, святой не только чудесным образом оставался живым, но и проповедовал учение Христа в разговоре с Диоклетианом. После того, как мученика опять спустили в темницу, к нему стали приходить люди с просьбами об исцелениях.

В один момент по слову Георгия разрушились идолы, которым его принуждали принести жертву. Это привело к большому смятению среди народа, и в это время царица Александра открыто исповедовала свою веру, называя Христа «Богом Георгиевым» .

Диоклетиан сразу приговорил Георгия и свою супругу Александру к казни. Но в это время, царица упала без сознания, все сочли ее умершей и Георгий был предан казни один. Это было 23 апреля 303 года, то есть 6 мая, но новому стилю.

Святая царица Александра, кончина которой оказалась мнимой, сподобилась мученического венца в 314 году.

Одно из самых известных чудес святого, это «Чудо Георгия о змие» . Именно это событие, произошедшее уже после смерти святого, нашло многочисленное отражение в иконографии.

По преданию, на родине мученика процветало язычество. Там было большое озеро, из которого периодически появлялся гигантский змей и пожирал людей. Царь велел всем по очереди отдавать на съедение своих детей, обещая и свою дочь. Когда пришло время этой девушки, она была одета в лучшие одежды и оставлена на скале в определенном месте.

Девушка горько плакала, когда рядом появился чудесный юноша на белом коне. При виде змея он осенил себя крестным знамением, пронзил шею змея копьем и наступил на него копытами своего коня. Затем он сказал девушке повязать шею змея своим поясом и повести на привязи в город. Жители в страхе разбегались, но святой проповедовал им о Спасителе, который помог ему победить чудовище.

Тогда крестилось много живших здесь человек, была построена и церковь во имя Великомученика Георгия.

Святой Георгий имел значительные воинские качества и мог бы стать знаменитым полководцем, но умер, когда ему не было и 30 лет. Он назван в Церкви Победоносцем и с этим именем прославлен на Святой Руси. В народе он известен и как Юрий или Егорий.

Своим небесным покровителем считали Георгия Победоносца многие русские государственные деятели. Так Ярослав Мудрый был крещен с именем Георгий, в честь святого. Основатель Москвы Юрий Долгорукий был назван в честь великомученика Георгия.

Юрий Всеволодович , великий князь Владимирский, возглавил борьбу с монгольским игом и вошел в русские былины и духовные стихи, как Егорий Храбрый. Известен и строитель Москвы Юрий Данилович , внук Александра Невского – сын Даниила Московского.

С того времени святой Георгий Победоносец – всадник на белом коне, поражающий копьем змия – стал гербом города Москвы и эмблемой Русского государства.

В 1730-х годах черный (как цвет орла) и желтый (золотое поле государственного герба), позже добавился белый, как цвет фигуры Святого Георгия, стали считаться государственными цветами Российской империи.

Позже, Екатериной Второй была утверждена Георгиевская лента (шёлковая о трёх чёрных и двух жёлтых (оранжевых) полосах), как принадлежность Георгиевского ордена, который давался за «За службу и храбрость» .

Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый - пламя.

Георгиевская лента была принадлежностью не только ордена, но и медали – четырех степеней Георгиевского креста. Это была по истине «народная» награда, которую мог заслужить любой храбрый воин.

После октябрьских событий 1917 года, белоэмигрантское движение оставило георгиевскую ленту своим символом. Поэтому некоторое время на территории Советского Союза она не использовалась. Однако, во время Великой Отечественной Войны было принято решение возродить этот старинный символ русской воинской славы, но лента получила название «Гвардейской» . С осени 1941 года частям, соединениям и кораблям, за мужество и героизм их личного состава который они проявили при защите Отечества, присваивалось почётное звание «гвардейская», «гвардейский» и они имели право ношения специального знака, в черно-оранжевых цветах. Позже, самая массовая медаль в ВОВ «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» была учреждена с черно-оранжевой характерной георгиевской (гвардейской) лентой. Кроме этого, такую ленту имеет и Орден Славы всех степеней.

Гергий Победоносец у православных всегда связывается с Великой Победой, так как 6 мая 1945 года прошли самые важные переговоры перед окончательным подписанием Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Кроме этого, в 1945 году на 6 мая пришелся праздник Светлой Пасхи Христовой.

Георгий Победоносец вошел в историю как заступник христиан, великодушный герой и праведная личность. Даже под гнетом страданий он не отрекся от веры, что служит примером для всех православных людей. А сотворенные им чудеса до сих пор имеют отражение в нашей культуре в виде изображения на гербе и монетах. Образ всадника, уничтожающего змея, связан с великим подвигом, который обратил многих людей в христианство.

Жизненный путь Георгия Победоносца

Воспитывался Георгий в глубоко верующей в Бога семье. С детства отличался непостижимой силой, праведностью, благородством, красотой и нечеловеческой храбростью. Его заслуги помогли стать любимцем и правой рукой римского императора. Но случилось так, что все силы власти, существующей на тот момент в Риме, были направлены на истребление христиан и возрождение язычества. Святой Георгий не мог вынести такой участи для людей и, как только узнал об этой страшной новости, принял незамедлительные меры.

Собрав все свое имущество и раздав его нуждающимся, Георгий поспешил утешить народ, верующий в Господа, и бросил вызов самому императору Рима. Уговоры отречься от веры не затронули сердце святого — он непоколебимо стоял на своем, за что был подвергнут страданиям и мучениям.

В писаниях говорится, что Георгия заключили в темницу, приковав кандалами и разместив на его груди неподъемный камень. Мученика жестоко пытали и изощренно истязали его тело: рассекали его плоть римскими бичами, ломали кости, оставляли ожоги, протыкали стопы гвоздями. Но, несмотря на всю боль, Георгий прославлял Бога и не отрекался от веры, все страдания он переносил с молитвой. В конечном итоге император приказал обезглавить святого.

День памяти Георгия Победоносца в 2017 году

В народе праздник называют Егорьев день и встречают его два раза в год: 6 мая и 9 декабря. Весной день памяти символизирует приход тепла и радости. В православной церкви Георгий Победоносец является защитником русской земли. Его подвиг и любовь к Богу до сих пор вселяет веру в каждое сердце. Мы храним изображение чуда, которое святой сотворил при жизни, на нашем гербе. Предание гласит, что Георгий, обладая силой и мужественностью, смог победить огромного змея, который держал в страхе весь город Бейрут. Победоносец избавил людей от постоянного несчастья и горя, проткнув чудовище своим копьем. Произошедший подвиг обратил всех жителей Бейрута в христианство.

В настоящее время в дни памяти устраивают народные гуляния, поют песни и танцуют, прославляя заслуги Георгия перед Богом. Церковь призывает молиться 6 мая и провести этот день с радостью в сердце. Принято также приглашать к себе домой гостей и угощать их приготовленной едой: по традиции в праздничном меню обязательно должны присутствовать пироги. В Егорьев день девушки могут провести обряды на любовь. В народе говорят, что это время наиболее благоприятно для привлечения личного счастья.

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 24-я по Пятидесятнице.

Сщмчч. Акепсима, епископа, Иосифа, пресвитера и Аифала, диакона (IV); .

Мчч. Аттика, Евдоксия, Катерия (Картерия), Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320); прп. Акепсима (IV); прав. Снандулии (Яздундокты) Персидской (IV); св. Винифреды Трефинонской (630; Кельт. и Брит.); свт. Губерта Льежского (727; Галл.); св. Пирмина Германского (753; Герм.); прп. Николая Иверского, нареченного светилом Грузии (1308; Груз.); сщмч. Георгия Неаполита, пресвитера (1797; Греч.); прп. Пимена Зографского, Афонского (1610; Греч.); прп. княж. Анны, дщери кн. Всеволода I Ярославича (1112); свт. Саввы (1235) и прп. Симеона Мироточивого (1200) Сербских, воспоминание о встрече святых отца и сына в Ватопедском монастыре в 1196 году. (Греч.).

Сщмч. Николая Динариева, пресвитера, мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косменкова, пресвитеров, Симеона Кречкова, диакона, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Рыбушкинского (Петриченко), пресвитеров (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева, протодиакона (1942).

Святые дня, молите Бога о нас!

Обновление храма вмч. Георгия Победоносца в Лидде (IV)

Третьего ноября Русская церковь воспоминает обновление храма святого великомученика Георгия в Лидде1 .
Святой великомученик Георгий пострадал в жестокое гонение на церковь Римского императора Диоклетиана. Во время своих страданий, будучи заключен в темницу, святый Георгий просил темничного стража допустить к нему в темницу его слугу, и когда слуга был допущен к нему, то он упросил его перенести тело его по смерти в Палестину. Слуга в точности исполнил просьбу своего господина. Взяв из темницы обезглавленное тело великомученика, он с честью похоронил его в городе Рамле2 .


(Лидда, фото 1903 года)

В царствование благочестивого императора Константина чтители святого великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде. В этот храм ко времени его освящения были перенесены из Рамлы нетленные мощи святого великомученика. Событие это произошло 3-го ноября. Неизвестно, было ли уже и тогда установлено каждогодное празднование этого дня, – во всяком случае в месяцеслове Сирской церкви от 1030-го года 3-е ноября отмечается, как праздничный день.

Впоследствии великолепный храм великомученика, составлявший одно из главных украшений города Лидды, пришел в большое запустение. Неповрежденными в нем остались только алтарь и самый гроб великомученика, где христиане продолжали отправлять свое богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной Руси пробудилось во второй половине XIX века. Жертвы благотворителей и обильные средства, отпущенные Русским правительством, дали возможность Лидде вновь увидеть этот храм благоустроенным и преукрашенным. Освящение обновленного храма состоялось в 1872-м году З ноября, в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; в честь сего торжества на Руси построено много монастырей и церквей.

____________________
Примечания
1
Лидда, или Диосполис, – город в Палестине, в равнине Саронской, в пределах колена Вениаминова.

2 Ранла – город в Палестине, недалеко от Иоппии.

Тропарь великомученика Георгия, ради освящения храма его
глас 4
Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоей./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,/ умирити мир и спасти души наша.

Кондак великомученика Георгия, ради освящения храма его
глас 2
Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,/ Един во святых почиваяй.

Молитва великомученику Георгию

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом Ардаха – жреца бога солнца. Святой старец отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал.

Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и на его требования вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика.

На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.

Тропарь мучеников
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости:/ тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников
глас 2
Божественная, мудре, непорочно тайноводил еси,/ жертва приятна был еси, богоблаженне,/ Христову бо пил еси чашу славно, святе Акепсимо,/ со страдальцы твоими,// моляся непрестанно о всех нас.

Святые мученики Аттик и Евдоксий в царствование Декия состояли воинами в городе Севастии вместе с Катерием и Истукарием. Святые, за распространение веры во Христа, были схвачены полководцем Маркеллом, который предал их многочисленным мучениям. После того они были ввержены в темницу, где были биты по плечам и по чреву воловьими жилами, и затем им были сокрушены зубы. Во время мучения полководец, обратившись к святому Катерию, спросил:

- Ты научил народ не слушаться царских повелений?
- Я не учил народ,
- ответил он, - противиться царю, но научил веровать бессмертному Царю-Христу.

После этого были приведены святые: Истукарий, Пактовий и Никтополион, которые исповедывали Христа Бога, за что были осуждены и биты кольями, а также претерпели и другие многочисленные мучения и наконец вместе с другими были осуждены на сожжение и так о Господе скончались.

Праведная Снандулия (Яздундокта) Персидская

Благочестивая христианка из персидского города Арбелы (Ἄρβηλα , ныне Эрбиль, Ирак), богатыми средствами много помогавшая узникам христианам, заключенным в темницах Персии при царе Сапоре II. Скончалась около 350 или 380 года.

Мученица Винифреда Трефинонская

Святая Винифреда (Winifred of Treffynon), или Винифрида (Winefride), или Гвенфреви (Gwenfrewi) была девой благородного происхождения, жившей на севере Уэльса в седьмом столетии. Племянница и духовная дочь св. Беуно Беуно (Beuno, память 21 апреля), она поступила в монастырь Гвитерин (Gwytherin) после его смерти, где жила под духовным окормлением св Элерила (Eleril). Сын соседнего вождя по имени Карадок (Caradoc), охваченный плотской страстью, преследовал её и отсёк ей голову мечом. Место, где упала ее голова, стало известным как Треффинон или Холиуэлл (Holywell) из-за появления целительного источника, вода из которого помогает всем тем, кто берёт её с верой.


Сын Бертрана, герцога Гиеннского. Принадлежал к блестящему дворянству Аквитании, провел свою молодость в роскоши и забавах. Обращение его было внезапным и чудесным: будучи уже вдовцом, затеяв охоту в Страстную пятницу, он был внезапно поражён видением Распятия Господня между рогов преследуемого им оленя и громовым голосом, призвавшим его к покаянию. Отказавшись от герцогства, он, вероятно, удалился в монастырь Ставелот (Stavelot) в Бельгии, где прошёл под руководством епископа Маастрихтского Ламберта монашеский искус. После кончины наставника он стал его преемником на Маастрихтской епископской кафедре, которая при нём была перенесена в Льеж. Святитель Губерт стал подлинным основателем и устроителем Льежа как центра епархии и как городской коммуны.

Святой Пирмин (Pirmin), хорепископ Мелтисский, Германский


(Статуя св. Пирмина в аббатстве Мюрбах (Saint Pirmin at Murbach Abbey))

Визигот из Арагона, он был вынужден бежать из родины во время арабского вторжения в VIII веке. Он отправился на берега Рейна и основал монастыри - Райхенауский (Reichenau, 724), Аморбахский (Amorbach) и Мюрбахский (Murbach), - а также восстановил многие храмы и обители, включая Дисентисский монастырь (Disentis). Был возведён папой Римским в сан хорепископа с титулом Мелтисского (Meltis).

Святой Пирмин написал Dicta Pirinini, широко известный катехизис.


Сведения о преподобном Николае, авторе многих чинопоследований, крайне скудны. Известно, что преподобный Николай жил во второй половине тринадцатого века. Последние годы его жизни совпадают со временем царствования сына святого царя Дмитрия Тавдадебули (пом. 12 марта) - Вахтанга (1301-1308).

Святой Николай был одним из величайших гимнографов и выдающимся духовным деятелем своего времени. К сожалению, из его творчества сохранилось очень малое. Католикос Антон пишет, что Николай был автором многих канонов и чинопоследований. Кроме того святой Николай обогатил грузинскую духовную литературу и своими переводами. Ученые и историки предполагают, что именно ему, как самому выдающемуся литургисту своего времени, должны принадлежать молитвы и правила, переведенные в тот период с греческого на грузинский язык, в частности, "Канон на освящение воды ".

Известный историк XVIII века Платон Иоселиани пишет, что среди рукописей Афонского Иверского монастыря он видел и другие чинопоследования, принадлежащие перу преподобного Николая.
Преподобный Никоай почил с миром в 1308 году.

Священномученики Александр Зверев и Павел Андреев

Осенью 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян. В конце сентября и начале октября 1937 года были арестованы благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области протоиерей Павел Андреев и священник храма Рождества Богородицы в селе Возмище протоиерей Александр Зверев. Арестованные были заключены в тюрьму города Волоколамска. Ни один из них не признал себя виновным, и следователи приступили к доказательству выдуманных против священников обвинений, прибегнув к помощи лжесвидетелей.

Священномученик Павел родился в 1880 году в деревне Аннино Рагозецкой волости Тимского уезда Курской губернии в семье крестьянина Аркадия Васильевича Андреева. В 1892 году Павел поступил в Курскую Духовную семинарию, а по окончании ее - в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1902 году.

14 июля 1902 года епископ Екатеринославский и Таганрогский Симеон (Покровский) рукоположил Павла Аркадьевича в сан священника. Служа приходским священником, отец Павел с 1902 по 1919 год был законоучителем в разных учебных заведениях.

В 1920 году он был назначен настоятелем церкви Андрея Первозванного села Андреевка Мариупольского уезда Мариупольской губернии, в 1921 году - настоятелем Николаевской церкви села Николаевка того же уезда. С 1922 по 1929 год отец Павел был настоятелем Николаевской церкви Мариупольского порта.

В 1923 году он был награжден наперсным крестом и возведен в сан протоиерея. В 1924 году протоиерей Павел был назначен благочинным всех церквей города Мариуполя, в том же году он был награжден Патриархом Тихоном крестом с украшениями. С 1925 по 1928 год протоиерей Павел исполнял должность уполномоченного по управлению Мариупольским викариатством. В 1925 году «за усердные и полезные труды по должности уполномоченного по викариатству» епископом Мариупольским Антонием (Панкеевым) был награжден посохом.

В 1927 году ОГПУ в первый раз арестовало священника по обвинению в антисоветской агитации, но не сумело доказать обвинения, и после двух месяцев заключения он был освобожден.
В феврале 1929 года протоиерей Павел был назначен настоятелем церкви Воскресения Славущего, что на Остоженке в Москве. 25 июля 1929 года он был назначен ключарем московского Богоявленского кафедрального собора, что в Дорогомилове, и награжден митрой.

21 марта 1932 года ОГПУ снова арестовало священника по обвинению в антисоветской деятельности и заключило в Бутырскую тюрьму. 28 марта состоялся допрос. На вопросы следователя протоиерей Павел ответил: «Мои проповеди и разговоры с духовенством никакой политической окраски по отношению к существующему строю не имели »

10 мая 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Павла к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату.
Вернувшись из ссылки в 1935 году, протоиерей Павел был назначен настоятелем Вознесенской церкви в Теряевой Слободе Волоколамского района. В 1937 году протоиерей Павел был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района и благочинным православных приходов Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов.

7 октября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Через день священник был допрошен.

- Следствием установлено, что вы со священником Зверевым допускали контрреволюционные антисоветские высказывания по поводу конституции СССР… - Вы уличаетесь свидетельскими показаниями в контрреволюционной антисоветской деятельности…

Священномученик Александр родился 8 августа 1881 года в селе Фаустово Махалевской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Григорьевича Зверева. В 1909 году он окончил Московскую Духовную академию и получил назначение на должность преподавателя истории русской литературы в Вифанскую Духовную семинарию. Женился на девице Марии, которая была дочерью протоиерея Алексея Лебедева, настоятеля храма Николая чудотворца в Звонарях на Рождественке. Впоследствии у них родилось трое детей. В феврале 1913 года Александр Александрович был рукоположен в сан священника. В это время он состоял преподавателем истории русской литературы и практического руководства для пастырей в Вифанской Духовной семинарии.

Летом 1918 года отец Александр переехал в Москву в дом умершего к тому времени тестя и стал служить в храме святителя Николая чудотворца на Рождественке. В сентябре 1918 года он был назначен помощником начальника Вифанских пастырско-богословских курсов Московской епархии, а в феврале 1919 года - настоятелем Никольской, что в Звонарях, церкви на Рождественке. В 1921 году отец Александр был назначен преподавателем Московских пастырско-богословских курсов по кафедре пастырского богословия. В том же году он был возведен в сан протоиерея.

В 1922 году протоиерей Александр был назначен помощником начальника Московских пастырско-богословских курсов.
С апреля 1922 года ОГПУ стало производить аресты и готовить судебные процессы по обвинению духовенства в сопротивлении изъятию церковных ценностей. По одному из процессов был привлечен к ответственности протоиерей Александр, его обвинили в публичном прочтении послания Патриарха Тихона "Об изъятии Церковных ценностей ". 11 июля 1922 года сотрудники ОГПУ произвели в доме священника обыск. 2 сентября ОГПУ вызвало отца Александра на допрос. После допроса он был временно освобожден.

В декабре 1922 года отец Александр снова предстал вместе с другими священнослужителями и мирянами перед революционным трибуналом по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Протоиерей Александр виновным себя не признал. Революционный трибунал приговорил его к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После семи месяцев нахождения в заключении отец Александр был освобожден по амнистии и вернулся служить в Никольскую церковь на Рождественке. В 1929 году протоиерей Александр был награжден митрой.
13 февраля 1933 года накануне празднования памяти мученика Трифона власти арестовали отца Александра и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Он был обвинен в том, что будто бы совместно с другими лицами «проводил систематическую антисоветскую агитацию, направленную к свержению советской власти ».

2 апреля 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на три года в Северный край. В ссылку ему было разрешено ехать за свой счет вольным порядком. Из тюрьмы его освободили в Великий Четверг и велели до Пасхи выехать из Москвы. Освободившись, отец Александр сразу же пошел в церковь. В Великую Субботу он отслужил раннюю литургию и в тот же день уехал. Пасхальную ночь отец Александр провел в поезде, а на второй день пасхальной седмицы прибыл к месту своего поселения – в старинный русский город Архангельской области Каргополь.

В Каргополе протоиерей Александр пробыл три года, зарабатывая на жизнь пилкой дров, был рабочим, набивал силосную яму, молол ячмень.

В феврале 1936 года власти освободили отца Александра, и 19 мая 1936 года он получил место священника в храме Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района Московской области. Это было последнее место служения батюшки.

Протоиерей Александр был арестован на следующий день после престольного праздника в селе Возмище - Рождества Богородицы, 22 сентября 1937 года, и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Во время допросов отец Александр виновным себя не признал.
2 ноября протоиерей Павел Андреев и 10 ноября протоиерей Александр Зверев были вызваны на последний допрос. Им был задан всего один вопрос, признают ли они себя виновными в антисоветской агитации. Оба священника ответили, что нет, не признают.
14 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священников Павла Андреева и Александра Зверева к расстрелу. Протоиереи Павел Андреев и Александр Зверев были расстреляны 16 ноября, и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.

Священномученик Николай родился 3 марта 1884 года в городе Лодейное Поле Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика Алексия Пятницкого. По окончании духовного училища он поступил служить псаломщиком в храм в селе Кривой Пояс. В 1910 году он был переведен в храм в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии.

В 1913 году Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника к одному из храмов в городе Тюмени. В 1919 году Тюмень была занята войсками Колчака, вместе с которыми при общем отступлении белых отец Николай дошел до Томска. Когда стало очевидно, что белое движение будет разгромлено, он решил не уходить вместе с белыми за рубеж и вернулся в Тюмень на прежнее место служения. В 1921 году священник был переведен в один из храмов города Ялуторовска Тюменской области и служил здесь до 1931 года.

В 1931 году Тюменское ОГПУ арестовало священника, и около полугода он находился в тюремном заключении. После освобождения он переехал в Московскую область и служил в храме села Никольский погост.
29 октября 1937 года отец Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и распространении провокационных слухов о советской власти и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Все обвинения священник отверг.

14 ноября Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Николай Пятницкий был расстрелян 16 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Священномученик протоиерей Сергий
(Кедров Сергей Павлович, +16.11.1937)

Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в семье священника Павла Кедрова. По окончании Московской Духовной семинарии в 1901 году, Сергей Павлович был направлен работать учителем в Старниковскую церковно-приходскую школу Бронницкого уезда.

Женившись в 1908 году на дочери священника села Фаустово Александра Григорьевича Зверева (сестре священномученика Александра Зверева), он унаследовал его приход. Рукоположен был Епископом Дмитровским Трифоном. Храм в котором стал служить о. Сергий, был построен в середине 17 века и входил в Краснохолмскую Соловецкую пустынь. Из монастырских построек, в основном деревянных, уцелели две каменные церкви: соборная Троицкая и надвратная - Зосимы и Савватия.

О. Сергий любил регентовать. Он вообще очень любил петь. Брал фисгармонию и уходил в церковную сторожку на спевки. Пели у него деревенские девушки. Две из них дожили до открытия церкви в 1988 году и пели еще.
После революции начались обыски. Искали оружие. В доме было старое охотничье ружье, но его успели выбросить на огороды. О. Сергия арестовывали трижды. Во время изъятия церковных ценностей, когда его вызвали и предложили организовать изъятие, он сказал: «Сдать-то сдадим, а вот куда они пойдут? » После этого его арестовали и посадили в Таганскую тюрьму, где он провел два года.

Второй раз его арестовали на основании какого-то неосторожного письма или записки, которая попала в чужие руки и была единственной уликой. О. Иоанн Берёзкин (родственник о. Сергия, пропал в лагере) отправился на Лубянку хлопотать. Пошел к следователю, который вдруг дал ему в руки дело и сказал: «Я этим теперь не занимаюсь, пойдите в комнату №… ». О. Иоанн с делом в руках вышел в коридор, открыл его, машинально взял «улику» и положил в карман. О. Сергия вскоре освободили.

В 1937 году протоиерей Сергий был арестован последний раз. Смертный приговор был приведен в исполнение 16 ноября этого же года. По Промыслу Божию, отец Сергий Кедров был казнен на полигоне Бутово под Москвой вместе с другом его юности, братом его жены, отцом Александром Зверевым. Отец Александр незадолго до того был арестован в Возмище и проходил по совсем другому делу. Перед осуществлением приговора, отец Александр и отец Сергий нашли друг друга, имели возможность ободриться и прочитать друг другу разрешительные молитвы.

В августе 2000 года протоиерей Сергий Кедров причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Священномученик Сергий Станиславлев, протодиакон

Сергий Станиславлев родился в 1884 году. Служил Церкви в сане протодиакона. Мученически скончался 16 ноября 1942 года. Определением Священного Синода от 27 марта 2007 года причислен к лику святых.

Святой священномученик Косма родился в слободе Рыбушка Саратовской губернии (ныне село в Саратовском районе) в 1869 году в крестьянской семье. До революции он занимался крестьянским трудом и не получил духовного образования. Будучи глубоко верующим человеком, Косьма Никифорович прислуживал в местной Христорождественской церкви и хорошо изучил богослужебный устав. После революции, несмотря на насильственную ломку основ русской жизни, он продолжал заниматься землепашеством, содержал хозяйство и в свободное время прислуживал в храме. В те годы становления новой деспотичной и атеистической власти отстаивание принципов религиозной жизни само по себе было уже подвижничеством. И Косьма Никифорович решается на такой жертвенный шаг. Он передает свое хозяйство дочери Анастасии, а сам подал прошение о принятии священного сана. Отец Косма был рукоположен во иерея в 1928 году незадолго перед тем назначенным новым Саратовским Владыкой, митрополитом Серафимом (Александровым), к Рыбушкинскому Христорожде-ственскому храма.

В 1935 году церковь в слободе Рыбушка была закрыта. В этих условиях усиленных гонений на Право-славие отец Косма не прекращал своей пастырской деятельности. У себя на дому он собирал прихожан, совершал богослужения, читал сельчанам духовную литературу, крестил младенцев - делал все, чтобы поддержать огонек веры Христовой. Его деятельность, не могла оставаться незамеченной для властей. 31 октября 1937 года сотрудник районного отдела НКВД получил ордер на обыск и арест гражданина Петриченко Кузьмы Никифоровича. В этот же день отец Косма был препровожден в Саратовскую тюрьму. 2 ноября состоялся первый и единственный допрос, во время которого рыбушкинский настоятель категорически отверг все возводимые на него обвинения в антисоветской деятельности.

На следующий день были допрошены пять свидетелей, которые дали нужные "следствию " показания. Вся следственная процедура носила откровенно подложный характер. 14 ноября было составлено обвинительное заключение "попа-кулака Петриченко Кузьмы Никифоровича ", который "под видом религиозных молебнов домах колхозников проводил антисоветскую агитацию". В тот же день заседание судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области постановило Петриченко К. Н. - расстрелять. Этот приговор, увенчавший доброго пастыря отца Косму нетленным венцем мученика за имя Христово, был приведен в исполнение в Саратове 16 ноября 1937 года вечером, в 22 часа. Место погребения мученика осталось неизвестным.

25 марта 2004 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению от Саратовской епархии приходской священник Косма Никифорович Петриченко был прославлен в Соборе святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Храм, в котором нес свое служение святой Косма, не сохранился до наших дней. В декабре 2004 года в Рыбушке был заложен новый храм. По благословению Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, храм будет двухпрестольным. В верхнем этаже престол будет освящен, как и когда-то, в честь Рождества Христова. А в крипте будет устроен придел во имя святого священномученика Космы. Помощь приходу оказывает родной правнук святого, В. З. Высоцкий. 14 мая 2005 года Владыка Лонгин совершил Чин основания рыбушкинского храма. Кроме того, памяти святого Космы посвящен храм, возведенный в парке им. Ю. А. Гагарина (ул. Химическая) в Комсомольском поселке Саратова.
В настоящее время храм уже действующий.


Тропарь
глас 5
Космо преславне, священномучениче Христов, / в годину гонения креста пастырскаго не уклонивыйся / ниже священнаго служения своего отвергшийся, / в узилище и на судищи безбожничестем / твердым во исповедании Христове пребыл еси, / ныне же на Небесех венцем мученичества украшенный, / моли Христа Пастыреначальника // помиловатися душам нашим.

Кондак
глас 6
Воспоим ныне святаго пресвитера Косму, / иже в земли Саратовстей явленнаго новаго Небеснаго светильника, / верных души неленостно упасшаго / егда волцы хищнии тщахуся расхитити я. / Темже и Христос его в обители райския всели / яко преславна священномученика, // и ходатая о душах наших.

Молитва

О дивный во страдальцех священномучениче Космо, Церкви Российския пречудное украшение и земли Саратовския велие удобрение!
Велии подвизи и труды твои, яже за правоверие и за Церковь Божию положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси земную славу, и мучеником древним ревнуя, доблественно противустал еси ярости властей нечестивых и прещению зломышленных клеврет ея. Ты, прием неправедное осуждение и казнь лютую, восприял еси венец мученичества, кровными каплями яко многоценным камением испещренный, и ныне во Царствии Небеснем Престолу всех Владыки с ликом новомучеников и исповедников Российских предстоиши.

Сего ради мы грешнии тебе припадаем и тебе молимся: о друже Христов, избави нас молитвами твоими от всякаго бесовскаго обстояния, спаси нас немощных от уст пагубнаго змия, ищущаго пожрети нас и свести ко аду живот наш. Исторгни нас от лютых страстей и всякия напасти, грех ради наших находящия. Подаждь душам нашим утешение, всади в сердца наша страх Суда Божия, наипаче же укрепи в нас веру Православную, в нейже до конца земнаго жития нашего твердо пребывати без порока сподоби и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще же терпеливо крест искушений и злостраданий понести не возможем, обаче и тогда не лиши нас милостивыя твоея помощи, страстотерпче великий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси.

Огради всесильным твоим предстательством к Богу, угодниче Христов и страстотерпче великий, отче Космо, страну нашу Российскую, град сей и вся грады и веси от глада, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани и от всякаго зла, и всем с верою и любовию притекающим к тебе испроси у Господа Бога грехов прощение, телеси здравие, недугов прощение, от скорбных обстояний свобождение, да нечестия и мирских похотей отбегше, Богови же благоугодивше, спасение улучити сподобимся и с тобою купно в невечернем свете воспоем Нераздельную и Единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Георгия Победоносца. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, что отражено с XIV-XV веков в московской геральдике. Почитаемый во многих странах, этот святой стал символом мужества и стойкости на многие века.

Житие святого Георгия

Жизнеописание святого Георгия начинается с того, что родился он в городе Бейруте, у подножья Ливанских гор, в семье благочестивой и богатой. Во время военной службы он смог выделиться среди других воинов своей силой, храбростью, умом, красотой и воинской осанкой. Довольно быстро пройдя по карьерой лестнице, он достиг звания тысяченачальника и стал приближенным императора Диоклетиана. Этот правитель был талантливым командиром, но страстным приверженцем римского язычества, в связи с чем отмечается в истории как один из самых жестоких и ярых гонителей христиан.

Святой великомученик Георгий

Однажды на суде Георгий услышал бесчеловечные и жестокие приговоры об истреблении христиан. Сострадание к этим невинным людям воспламенилось в нем. Предвидя страшные мучения, Георгий раздал все, что имел, беднякам, дал волю своим рабам и пришел на прием к Диоклетиану. Встав перед ним, Георгий объявил себя христианином и начал обличать императора в несправедливости и жестокости. После безрезультатных уговоров император отдал приказ подвергнуть своего тысяченачальника тем же мучениям, что и христиан. Мучители Георгия изощрялись в жестокости, придумывая новые и новые пытки, но он терпеливо переносил страдания и восхвалял Господа. В конце император приказал отрубить голову святому. Так мученик Георгий отошел к Господу в 303 году, в Никомидии, по новому стилю 6 мая. Праздник Георгия Победоносца с тех пор отмечается в этот день. Мощи святого были положены в храме города Лида, в Палестине. Его голова сохранилась в римском храме, также посвященном подвигу святого Георгия.

Георгий Победоносец

Георгий получил именование Победоносец за мужество, стойкость и духовную победу над своими истязателями, которые так и не смогли принудить его отречься от звания христианина, а также за чудесную помощь людям, находящимся в опасности. В праздник святого Георгия Победоносца вспоминаются его воинские подвиги. На иконах он изображен верхом на коне и убивающим копьем змея. Это изображение основывается на народных преданиях и посмертных чудесах святого Георгия. Суть преданий в том, что рядом с родным городом Георгия появился страшный зверь, пожирающий людей. Суеверные люди тех мест стали по жребию отдавать ему жертву, чтобы утолить его ярость. Однажды выбор пал на дочь правителя той области, ее привязали на берегу озера и оставили в ужасе ждать появления чудовища. Когда зверь вышел из воды и стал приближаться к оцепеневшей девице, вдруг возник между ними светлый муж на белом коне, убил змея и спас девушку. Такми чудесным явлением великомученик Георгий прекратил жертвенные убийства людей, обратил к христианству жителей той области, которые прежде были язычниками.

Почитание святого Георгия на Руси

Святой Георгий считается покровителем воинов. Его изображение на коне является символом победы над дьяволом, которого издавна называли «древним змием». Это изображение стало частью оно много лет отображается на монетах разных стран. Также вспоминают в праздник Георгия Победоносца историю, когда он оживил умершего единственного вола у бедного земледельца. Это и другие чудеса послужили поводом к поминанию его еще и как покровителя скотоводства и защитника от хищников.


До революции в православный праздник Георгия Победоносца русские деревенские жители всем составом шли в храмы на церковную службу. После крестного хода, молебна святому великомученику, окропления домов и домашних животных святой водой выгоняли скот в первый раз после долгой зимы на пастбища. Еще день, в который отмечают праздник Георгия Победоносца, в народе имеет название «Осенний Георгий», или «Юрьев день». До тех пор, пока не пришел к власти Борис Годунов, в этот день крепостные крестьяне имели право перейти к другому помещику.

Награды имени Святого Георгия

Неразрывно связан с именем святого один из символов победы и воинской славы - георгиевская лента, символизируюшая воинскую доблесть и отвагу. Сочетанию трех черных полосок, означающих дым, и двух оранжевых, символизирующих пламя, уже около 250 лет. Появление ленты непосредственно связано с появлением главной награды России - ордена Святого Георгия, учрежденного в 1769 году. Орден имел вид белого, покрытого эмалью креста. Эту награду мог получить за боевой подвиг не только офицер, но и простой солдат. «Святой Георгий» был четырех степеней, самой высшей из которых до революции владело всего 25 военачальников. Из них только один Михаил Кутузов был кавалером всех четырех степеней. В послереволюционное время орден был упразднен большевиками как царская награда, а лента, как символ доблести и отваги, сохранилась и использовалась в наградах Великой Отечественной войны. Восстановлен орден Святого Георгия был во всех четырех степенях в 2000 году и снова является самой высшей наградой в России. С 2005 года георгиевские ленточки стали раздавать перед днем Победы 9 мая всем желающим во всем мире как память о самой кровавой войне в истории отечества. Так у символа появилось еще одно значение - память о тех, кто жертвовал ради спасения родины самым ценным, что у него было, - своей жизнью.

Особое почитание Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после победы над чудью положил основание Юрьевскому храму недалеко от Новгорода. В 1036 году, победив печенегов, основал в Киеве монастырь св. Георгия. Во время освящения храма 26 ноября княжеским указом по всей Руси предписано ежегодно творить праздник Георгия Победоносца. Освящение Георгиевского храма является одним из самых первых древнерусских праздников.

Не менее чтится до сих пор и день гибели Святого Георгия - 6 мая. Многие видят символичность в том, что окончательный разгром фашистской Германии случился именно в день памяти Георгия Победоносца. Капитуляция 8 мая 1945 года была принята тоже Георгием - маршалом Жуковым, руководившим до этого многими победными битвами во время этой страшной войны.

Георгий-покровитель

Особо почитается святой Георгий во многих странах, например в Грузии, где даже название страны (Георгия) взято в его честь. По преданию, равноапостольная Нина, почитаемая в Грузии святая, приходится двоюродной сестрой описанного мужа-воина. Она особенно почитала Георгия, завещала христианам любить этого святого. С IX века происходило массовое строительство храмов в честь святого Георгия. Зафиксировано много свидетельств явления его в различных сражениях. Георгиевский крест изображен на грузинском флаге.

Святой Георгий также является почитаемым святым в Англии (еще с царствия короля Эдмунда III). Сам английский флаг выглядит как Георгиевский крест. Очень часто образ святого Георгия используется в классической английской литературе.

С особой радостью отмечают праздник - День Георгия Победоносца - в арабских странах. Имеется множество народных преданий о чудесах Георгия, одно из которых о сарацине, выстрелившем из лука в икону святого. Как только это произошло, у хулителя распухла рука, и он стал умирать от боли, но, по совету христианского священника, возжигал масло перед иконой Георгия и помазал распухшую руку маслом. Сразу после этого получил исцеление и уверовал во Христа, за что и предан был мучительной смерти от сослуживцев. Имени этого сарацина история не сохранила, но он изображен на местных иконах о змее как небольшая фигура с лампадой на коне позади Георгия.

День святого будет в мае,
Что Георгием зовут.
Веру чтя, законы зная,
Он попал на римский суд.

Против был убийств и гнета
Православных христиан.
Жизнь за веру отдал право -
Святомучеником стал.

Святой Георгий Покровитель.
Ты мук немало испытал!
Ты подарил свое богатство,
Детям всех нищих и крестьян!

Поступок твой весьма похвален!
Святой Георгий, наш святой!
И жизни твой конец печален,
Ты покровитель сил, герой!

Прекрасный светлый день сегодня! Пусть святые семейные ценности будут всегда важнее других, в кругу любимых и родных чтобы царила забота и душевность! Храните свой очаг и будьте счастливы!

Великомученик Георгий родился в богатой семье,
И с детства он уже выбрал - «Пойду по военной стезе».
У него была сила огромная, хорошо он умел воевать,
И вскоре любимцем императора Рима он поспешил стать.

Но император был зол, он хотел истребить христианство,
И Георгий обличил его мысли во лжи.
Тогда Георгия мучили, и мучили часто,
На его губах было «Боже, спаси».

Нас поражает его сила духа,
И сила тела, и веры торжество.
Когда в страну нахлынула разруха
И христианское теснили большинство,

Георгий от себя не отказался,
Он верил в то, что верил, в то, что знал.
И каждому, кто дерзко насмехался,
Свою духовность делом доказал.

Георгий веру христианскую
Уберегал и восславлял,
Приказы императора
Отречься прочь не выполнял.

Бесстрашным, небывало щедрым,
Победоносец стал на славу,
Он христианству верен был,
Служил военному уставу.

Давайте славить точно так же
Впредь Господа благое слово,
И не допустим торжества
Жестокости и зла мы снова.

Сила и дух его несокрушимы.
Тленно лишь тело, но вечна душа.
В праведной жизни он непогрешимый,
Даже под пытками верой дышал.

Он наказания выдержал стойко,
Был истязаем за веру в Христа.
Храбрым был воином, святый Георгий,
Святость достойно приняв от Отца.

Неспроста на всех копейках
Гордый воин змея бьет:
Так Георгия Святого
Слава от победы ждет.

Так и ты сражайся честно,
Защищай народ, семью,
Чтоб слова стихов и песен
Восхваляли стать твою.

Георгий был воином в прежние дни,
Но к вере душой обратился.
Нещадно за то был Георгий гоним,
Но телом, не духом томился.

Он к Богу взывал, и им был исцелен.
То к вере подвигло многих.
За стойкость в святые он был возведен.
Георгий стал ближе к Богу.

Святому Георгию славу воздать
Вошли мы в церковные двери.
Яви же, Господь, нам свою благодать,
И дай укрепиться нам в вере.

Недалеко от Бейрута жил змей,
Который поедал людей.
Чтоб змея голод утолить,
Царскую дочь решили ему скормить.
И вот на озере одна
Ждет участи своей она.
Уже раззявил монстр пасть,
Решил на дочь царя напасть.
Тут бой копыт раздался звонкий
И заколол змею Георгий.
Победоносцем величают
Георгия теперь и знают,
Что отныне в его честь
Праздник всенародный есть.

Ты - защитник русских витязей,
Прославлявших подвиг ратный,
Тех, при ком всегда их мужество,
Честь, и щит, и меч булатный.

И на гербе града стольного,
Георгий, ты разишь копьём
Змея злого и поганого:
Борешься с коварным злом.