Что значит оставить ребенка на осень. Льготные условия для двоечников узаконены

Недавняя информация о новом приказе Минобрнауки об утверждении нового Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам явно поставила в тупик и учителей, и завучей, и директоров. Причина — невнятные формулировки этого документа, позволяющие делать совершенно противоположные выводы.

Сразу оговорюсь: приказ образовательного ведомства ничуть не эпохальный и не революционный — подобные отраслевые руководящие документы появляются в подавляющем большинстве российских ведомств и никакой сенсацией не являются. Это, так сказать, рабочие моменты.

И, если разобраться, то Минобрнауки, один из самых любимых объектов для критики и для учителей, и для журналистов, и для депутатов всех уровней, и даже для сатириков различного разлива (от "Камеди" до Задорнова), именно за этот конкретный рабочий приказ подковыривать все-таки не за что.

Другое дело, что журналистам очень часто приходится выполнять обязанности некоего переводчика с "чиновничьего" на русский, и не всегда они могут вникнуть в недоступный "простым смертным" язык высоко-кабинетного начальственного первоисточника. Раскопал я этот уже нашумевший приказ на сайте министерства. Попробую перевести, как понял сам. Все-таки кандидат философских наук.

А понял я так, что очередное "приказное" нововведение от Минобрнауки оформляет де-юре то, что уже давно существует во многих российских школах де-факто. Школьники смогут перейти в следующий класс, даже если в дневниках у них будут годовые двойки. То есть двоечников перестанут оставлять на второй год, вместо этого их будут переводить в следующий класс и обучать по индивидуальному плану, требуя закрытия предыдущих "хвостов". И это даже не указание министерства, а признание им уже сложившейся ситуации.

Возможность остаться на повторное обучение поможет ребенку, как говорится, не оказаться на улице. При этом за обучающимися и их родителями сохраняется право получить хотя бы справку об обучении и восвояси покинуть образовательную организацию. И подобные перемены связаны с переводом школ к системе "высших учебных заведений", когда студент имеет право перейти на следующий курс с несколькими "хвостами", но с условием их закрытия в определенный срок.

Тем самым государство "умывает руки" в могучем деле перевоспитания законченных оболтусов-двоечников и в то же время предоставляет им возможность все-таки реализовать свое законное право на бесплатное образование. Но при этом учитывает индивидуальные особенности и семейные обстоятельства каждого отдельно взятого ребенка.

Получат второй шанс и девятиклассники. Если кто-то из них завалит государственную итоговую аттестацию (ГИА), то, по желанию родителей или опекунов, ребенок сможет остаться в школе на второй год. Это серьезное послабление: раньше таких выгоняли без аттестата.

Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин так прокомментировал это в интервью "РГ": "Тех, кто не сдал ГИА, лучше не оставлять на второй год, если нет каких-либо особых обстоятельств. А, как и прежде, направлять их в колледжи для освоения рабочих специальностей. В целом, я думаю, что принимать решение о том, оставить ребенка или перевести в следующий класс, должен педсовет совместно с родителями".

Не все же у нас двоечники — оболтусы, в конце концов, в жизни всякое бывает. Вспомним, к примеру, как учились дети, которые потом стали великими: Билл Гейтс был круглым двоечником, а Чехов оставался на второй год дважды! А Эйнштейн был троечником… Не в обиду отличникам будет сказано, но жизнь все чаще подсказывает, что успешность, карьерный рост, и по большому счету талант и даже гениальность — не зависят от оценок. Но тем не менее…

Очень многие профессиональные педагоги считают, что эта мера может спровоцировать "отдельных" школьников окончательно, так сказать, "забить" на учебу. Ну ладно, с приказом вроде бы разобрались. А как вообще обстоят дела с российскими двоечниками, которые были во все времена — царские, советские, ново-российские? Что думают по поводу этой проблемы опытные специалисты?

Одна из идей нового закона «Об образовании» — дать возможность получить образование любому ученику вне зависимости от его способностей. Теперь любой двоечник может переходить из класса в класс без особых проблем, главное каждый год удовлетворительно писать промежуточную аттестацию. Но есть и исключения, о которых некоторые школы даже не знают (невнимательно читают закон). О них подробнее в статье.

Новый закон принес и новую головную боль школам и , а также и их родителям — ежегодную промежуточную аттестацию по каждому предмету. Начинают их проводить, как правило, во 2 классе (хотя могут начать уже и в первом) до 10 класса. Исключение составляют 9 и 11 классы, так как у них на носу выпускные экзамены. Хотя и им стали подсовывать выпускные проверочные работы (ВПР), дабы добавить побольше стресса.

Получил двойку по одному предмету — не избежать «второгодничества»?

Раньше могли оставить на второй год, сейчас же переведут в следующий класс, даже если двойка не одна. Главное, чтобы оценки за промежуточную аттестацию по предметам были не ниже удовлетворительной. Иначе здесь будет работать статья 58 закона «ОБ образовании в РФ» (об читайте ниже)

Не сдал промежуточную аттестацию хоть по одному предмету — дадут второй шанс, не использовал и его — условно переведут в следующий класс. Об этом нам говорит 58 статья закона «Об образовании»

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью .

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

Что значит «условный перевод в следующий класс»?

Условно — значит учишься в следующем классе, но обязан пересдать предмет. Если по каким-то причинам не получилось — могут предложить варианты продолжения обучения —

«повторное обучение , переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану ».

Повторное обучение — оставляют на второй год. Но только по письменному согласию родителей. Как правило, школа не предлагает индивидуальное обучение (только если есть серьезные причины, например, ребенок не может сам посещать занятия по медицинским показаниям или состоит на учете в полиции). Но в данном случае школа не имеет право самостоятельно оставлять ребенка на второй год.

Кто точно останется на второй год?

П. 5 ст. 66 закона «Об образовании в РФ»:

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Таким образом, если ребенок получил двойки (даже одну) по итогам года в 4,9,11 классах, то он не завершил программу определённого уровня (начального, общего, среднего образования соответственно). Такие дети, к сожалению, не могут перейти в следующий класс и будут вынуждены заново учиться в 4,9,11 классах.

Резюмируем сказанное:

Остаются на второй год те учащиеся, которые закончили 4,9,11 класс с «двойками» (даже одной).

Если по промежуточной аттестации неудовлетворительные оценки, то дается две попытки исправить, если не исправил — условно переводят в следующий класс. Не исправил в установленные сроки — выбери три варианта продолжения обучения (выбирают родители): второй год, индивидуальное обучение или обучение по адаптированным образовательным программам (по заключению ПМПК).

Будьте внимательны в законах, а мы поможем вам в этом разобраться. Желаем вам никогда с этими проблемами не сталкиваться.

Прошло более пятидесяти пяти лет, как учительница русского языка и литературы школы № 9 города Свободного Надежда Васильевна Турлова в корне изменила мою дальнейшую судьбу. Эти воспоминания я посвящаю учителям моей любимой школы.
В 1957 году я заканчивал пятый класс. Учился я по всем предметам в основном на «хорошо» и «отлично», но с русским языком у меня была просто беда. По русскому устному часто были четвёрки, а вот на положительную оценку диктант, насколько я помню, не написал ни разу. Нашим учителем в 5-м «А» по данному предмету была Валентина Васильевна Журбенко, сосредоточенная, спокойная никогда не позволяющая себе отвлекаться от темы урока, прекрасно знающая свой предмет. Она прикладывала огромные усилия, чтобы научить меня грамотно писать, но это не давало положительных результатов. Вполне справедливо меня «оставили на осень».
Каждый год в начале июня мы выезжали на всё лето в наш загородный лагерь, который находился за аэропортом в красивом сосновом бору на берегу реки Малая Пёра. Во второй половине июня директор лагеря отправила меня в город на занятия в школе, снабдив всем необходимым. Прощай лес, речка, земляника, рыбалка, бурундуки и суслики. За время, проведённое в летнем лагере, я поймал и приручил бурундука и дикого голубя. Они поехали со мной в город. Бурундук был всегда у меня в кармане штанов. На занятиях я иногда вытаскивал его из кармана и держал рядом с собой, боясь, чтобы не заметила Валентина Васильевна. Пока шли занятия, голубь сидел за окном, греясь на солнышке. Как только я выходил из школы, он садился мне на плечо и требовал, чтобы его покормили.
И так бы шло все своим чередом, но вот в детском доме объявили, что собирают группу на туристический слёт детских домов Амурской области. Забыв обо всём, я один из первых записался в туристический поход. Голубь к этому времени подрос и уже редко прилетал ко мне. Бурундука отдал товарищу. Маршрут нашего похода был следующим: г. Свободный, села Черниговка, Гащенка, Красноярово, Ново-Никольск, Белоярово. На катере по р. Зея мы должны были спуститься до с. Красноярово и далее пешком до с.Мазаново. Руководителем нашего похода был преподаватель физкультуры школы № 2 Святченко Петр Федотович. К нему мы относились с большим уважением. На каждый возникающий в походе вопрос, у него всегда был чёткий, конкретный ответ. Никогда не утруждал нас нудными и долгими нравоучениями. Вышли мы из города жарким, летним днем. За спиной каждый из нас нёс полный рюкзак, весом не меньше десяти килограмм. Невозможно было отбиться от мух, оводов и мошкары. Шли пыльными дорогами. Слева и справа тянулись бесконечные поля, сосновые рощи, перелески, болотистые места с голубичными марями. Дорогу перебегали бурундуки и с громким свистом прятались в норах или в одно мгновение оказывались на вершинах деревьев. Не умолкая, в траве выводили свою мелодию кузнечики, как-будто вели соревнование друг с другом, на лучшее исполнение. На полянках по краям полей, став на задние лапки, переговаривались между собой суслики. Неожиданно высоко в небе появился коршун. Кратковременно взмахивая крыльями, он величаво стал кружить над полями, высматривая очередную жертву. Стремительный бросок вниз, и не успевший спрятаться в норку суслик оказался в его когтях. Наступала гнетущая тишина и только откуда-то доносилась музыка разряженного эфира, похожая на пение проводов воздушных линий связи, но более тихая и плавная.
Весь маршрут нашего туристического похода был разбит на отдельные участки. Каждый участок мы должны были преодолеть за день. Оканчивался участок населенным пунктом, в котором останавливались на ночлег. Иногда ночевали в сельской школе или клубе. Чаще разбивали палаточный лагерь на краю села, обычно у реки. Запомнился ночлег у села Ново-Никольское. Пока устанавливали палатки, наши повара готовили ужин. Поужинали, посидели у костра, рассказывая различные истории, а потом разошлись по палаткам. Очень хотелось спать после тяжёлого перехода. Заснул почти мгновенно, но через некоторое время началось активное движение. Мои товарищи выбегали из палатки и не возвращались. В это же время почувствовал, как меня атакует огромная армия комаров. Они злобно пищали и нестерпимо больно жалили. Не думая больше ни о чём, я выскочил из палатки, побежал костру. Неожиданно вспомнил, что недалеко от наших палаток находится деревенская баня, наполовину ушедшая в землю. Не разбирая дороги, помчался к ней. Открыл дверь, а там спят все мои пропавшие товарищи. Нашёл небольшой промежуток между ними, упал и заснул.
Наутро нас кое-как разбудили. Вышли мы на свежий воздух и не узнали друг друга. Лицо, руки, одежду покрывала чёрная, жирная сажа. Похожи мы были на чертенят с того света. Сразу поняли, хозяева баню топят по «чёрному». Подшучивая друг над другом, мы долго приводили себя в порядок. Спустя более двух суток, без каких-либо новых приключений, прибыли в конечный пункт нашего похода, село Мазаново. На выделенном для нас месте, установили палатки. Каждая группа в силу своих возможностей и творческих способностей стала обустраивать свой лагерь. Комиссия приняла работу и каждой группе поставила соответствующую оценку.
На следующий день начались соревнования. В программу соревнований были включены следующие задания: установить палатку, вскипятить первым воду, из имеющихся в специальном киоске продуктов на костре приготовить первое или второе блюда, пройти по компасу маршрут, указанный на карте, преодолеть небольшой овраг или ручей по канату с помощью рук и ног, собрать травы и другие растений, определить их научное название и рассказать при каких болезнях они используются. Также были вопросы по геологии и зоологии. За каждый вид соревнования комиссия ставила оценку.
На торжественной линейке всем участникам слёта вручили удостоверение и нагрудный знак «Турист СССР». А вот какое место мы заняли, не помню. Прибыв в город, я сразу же побежал в школу. Думал, что занятия ещё идут. В учительской мне сказали, что занятия недавно закончились. Все, кто до конца ходил на занятия, перешли в очередной класс, а Валентина Васильевна уехала в отпуск. Вышел из школы, сел на лавочку и в расстроенных чувствах думал, что директор детского дома направит меня в ФЗО станции Сиваки. Она часто мне об этом говорила так, как я был переростком. В ФЗО учили рабочим специальностям: столяр, плотник, трелевщик, тракторист, вальщик леса. По семейным обстоятельствам почти до девяти лет я не ходил в школу. Только после смерти матери, попав в детский дом, пошел учиться в первый класс.
Неожиданно ко мне подошла моя классная руководительница Мария Фёдоровна Цыпкина. Увидев меня в таком состоянии, стала расспрашивать. После того, как я чистосердечно признался во всём, она повела меня в школу. В учительской Мария Федоровна о чём-то поговорила с Надеждой Васильевной. Затем они отвели меня в пустой класс. Надежда Васильевна дала мне листок из книги «Как закалялась сталь» Николая Островского, на котором был изображён момент освобождения Жухрая Павкой Корчагиным. Сказала, чтобы я написал изложение по картинке. Старательно выводя каждое слово, я тщательно следил, чтобы не пропустить ни одну точку и запятую. Когда пришла Надежда Васильевна, изложение было закончено. Она взяла листок, долго читала написанное, что-то, как мне показалось, исправляла, потом сказала: «Можешь идти, ставлю тебе три». Как на крыльях, я вылетел из класса. По дороге успел сказать: «Спасибо, до свидания».
Ещё не раз встречал её в школе. Она, как и всем другим, отвечала на моё приветствие. Хотелось подойти и сказать ей что-то доброе в знак благодарности, но у меня не хватало решительности.
В нашей школе было очень много опытных, высокообразованных, прекрасно знающих и любящих свой предмет и детей учителей, которых уважали за их тяжёлый труд и преданность своей работе. Это мои классные руководительницы: в средних классах Мария Фёдоровна Цыпкина, в старших - Евдокия Трофимовна Сергеева. Учителя русского языка и литературы Журбенко Валентина Васильевна, Турлова Надежда Васильевна, Шутко Галина Харитоновна. Математику, алгебру, геометрию преподавала Новицкая Надежда Васильевна. Историю вели Николай Назарович Дворецкий, Александра Захаровна Казанцева. Учителем физики была Одородько Антонина Васильевна. Физкультуру и военное дело проводили Кузнецов Николай Дмитриевич и Ржахов Юрий Яковлевич. Английский язык преподавала Фаина Львовна Просяк. Ботанику и зоологию вела Прасковья Ивановна Темрязанцева. Весь этот большой коллектив объединяли директор школы Шиконина Анастасия Степановна и её бессменная помощница - завуч школы Тина Евсеевна Ларина.
На мой взгляд, незаслуженно быстро забыли этих учителей и руководителей в гимназии № 9. Их жизненный и педагогический опыт был бы кстати в наше сложное время. Кроме того, многие ребята и девчата нашей школы стали продолжателями их дела. Считаю, что большинство наших учителей было бы против существующей ныне системы обучения. Она не дает возможности всестороннего, гармоничного развития нашей молодежи. Создается впечатление, что ее разрабатывали теоретики, имеющие крайне малый практический опыт. Кроме того, она слепо подражает системе обучения в западных странах и Америке.
В дальнейшем я продолжал учиться со своим классом. Учился не лучше и не хуже других. В 1960 году в школах ввели одиннадцатилетнее обучение с обязательным приобретением производственных навыков. Приобретал рабочую специальность в городской типографии «Знамя Коммуны». В 1961 году сдал на 2-й разряд по специальности наборщик-разборщик по ручному набору шрифтов. В 1962-м году новая директор детского дома Вера Денисовна, без каких-либо серьёзных причин, постоянно напоминала мне, что я переросток и должен работать. Окончив 10-й класс, я ушел из детского дома по собственному желанию. Директор школы Анастасия Степановна была категорически против моих намерений. Стал прописываться, чтобы устроиться на работу и перевестись в вечернюю школу, но военкомат срочно вручил мне повестку о призыве на действительную военную службу. Более 4-х лет служил на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота. За год до окончания службы разрешили учиться заочно в 11-м классе. В начале лета 1966 года окончил школу и в конце службы поступил в Дальневосточный политехнический институт г. Владивостока. Очень хотелось приехать в родной город, побежать в школу и обрадовать Анастасию Степановну тем, что я всё-таки поступил в институт. А когда приехал, то узнал, что она умерла. По самым различным семейным обстоятельствам только в 1972 году окончил заочное отделение Комсомольского-на-Амуре политехнического института по специальности: «Электропривод и автоматизация промышленных установок».
В завершение хочу сказать: «Если имеешь заветную цель, упорно и настойчиво к ней идешь, то обязательно её достигнешь».

Депутат Госдумы Наталья Поклонская выполнила свое обещание пожаловаться на коллег - нарушителей трудовой дисциплины. Она официально уведомила председателя ГД Вячеслава Володина о срыве заседания комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе парламентариев из-за отсутствия на нем большинства ее членов. Спикер уже попросил разобраться с ситуацией лидеров всех четырех думских фракций. По информации «НГ», решение предполагается выработать к сентябрю.

Поклонская, как и обещала, обратила внимание руководства ГД на тот «детский сад», который, по ее мнению, устроили депутаты, не явившиеся в прошедший четверг на важное заседание возглавляемой ею комиссии. Володин подтвердил, что письмо Поклонской с описанием этого происшествия он получил.

Более того, по его словам, просьбы разобраться, в чем причина срыва заседания этой комиссии, уже направлены руководителям всех думских фракций. Впрочем, от них никакой оперативной реакции не требуется. Нижняя палата ушла на каникулы, так что у входящих в нее политических сил есть время подумать до сентября. Тем не менее, по информации «НГ», к началу осенней сессии ГД должен быть выработан какой-то вариант возобновления деятельности важной внутридумской структуры, обязательность которого прописана в антикоррупционном законодательстве.

Володин напомнил, что комиссия, главой которой является Поклонская, собрана по схеме 8 на 8, то есть так, чтобы партия власти и оппозиционные партии уравновешивали друг друга. Голос председателя, таким образом, является решающим. И это отличает данную комиссию от думских комитетов, где у «Единой России», по сути дела, повсеместно объективное большинство.

При этом, как выяснила «НГ», в руководстве ГД удивлены той интерпретацией, которую эта история приобрела в СМИ, – мол, родная фракция ЕР таким образом объявила Поклонской бойкот за ее голосование против правительственного законопроекта об увеличении пенсионного возраста. Напомним, что кроме нее 26 июля обсуждать некие материалы на финансовые прегрешения ряда депутатов пришло только по одному представителю КПРФ и «Справедливой России».

Как подчеркнул источник «НГ», вряд ли остальные трое коммунистов и трое депутатов из ЛДПР участвуют в пресловутом бойкоте. Последний сомнителен еще и потому, что весной Поклонская также не смогла собрать свою комиссию из-за проблем с кворумом. Источники в ЕР объяснили это, в частности, плохими взаимоотношениями председателя комиссии с входящими в нее парламентариями, которых она почему-то считает не более чем своими подчиненными. А потому позволяет себе принимать решения единолично, а потом самой же о них всем и рассказывать.

В общем, к осени фракциям ГД предстоит решить, согласны ли они оставить Поклонскую в должностях главы комиссии и соответственно зампреда комитета по безопасности – при условии, что та забудет о своем высоком прокурорском происхождении, либо в случае несогласия будут ли они требовать ее замены. И вот тут-то решающее значение обретут сильно испорченные голосованием Поклонской по пенсиям ее отношения с руководством собственной фракции и немалым числом единороссов. То есть можно предположить, что успешной карьеры в этом созыве ГД она скорее всего уже не выстроит.

Молниеносное повышение пенсионного возраста не удается. Дебаты по так называемой реформе отнесены на осень, представители власти делают взаимоисключающие заявления, в высоких кабинетах явно нет согласия по пенсионной теме, зато есть тревога по поводу возможных народных недовольств.

Источник «Интерфакса» в Думе рассказывает, что депутаты готовят предложения для рассмотрения во втором чтении. Они касаются возраста выхода на пенсию женщин: вместо предложенных 63 лет он может быть повышен лишь до 60 лет.

В то же время руководитель фракции единороссов в Госдуме Сергей Неверов рассказывает журналистам, что «Единая Россия» не обсуждает возможность внести поправки о снижении предлагаемого правительством пенсионного возраста.

Но заместитель министра труда и соцзащиты Алексей Пудов спешит заявить, что изменение параметров возраста выхода на пенсию негативно отразится на росте выплат. «Изменение подходов к возрасту означает только одно - тогда меняется и сумма увеличения размера пенсии», - цитирует его ТАСС. Однако, если смягчение не обсуждается, то нет резона пугать пенсионеров тем, что размер их пособий могут и не повысить.

Из регионов идет противоречивая информация. Министр труда Максим Топилин говорит, что «положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста направили в нижнюю палату парламента органы власти 61 региона». Эксперты ему не верят, тем более, что сами заключения не показываются публике. Кстати, пенсионная новации, напоминают эксперты, не требует одобрения субъектов. И в регионах, рассказывают, заксобрания не спешат письменно подтверждать свою причастность к федеральной инициативе. Не даром спикер Госдумы Вячеслав Володин обвиняет депутатов региональных парламентов в том, что они «не спешат обсуждать» правительственный законопроект о повышении пенсионного возраста.

В общем, на сегодняшний день ясно вот что.

В первом чтении депутаты рассмотрят законопроект как и требовалось в июле, проголосуют за него в нынешнем виде, а уже осенью будут готовы вносить поправки.

Скорее всего, какие-то поправки будут. Вероятный вариант – когда президент скажет что-то типа того, что председатель правительства по молодости погорячился и надо, конечно, вносить коррективы. А вот какие это будут поправки – сейчас и решается.

Судя по всему, необходимые подсчеты ведутся не столько по поводу финансовых выигрышей или проигрышей получателей пенсий при том или ином варианте повышения возраста. Важнее предугадать реакцию электората, не породить недовольства достаточного для того, чтобы люди стали массово игнорировать разные выборы, начиная с осенних.

Во всяком случае, не представлено подробных расчетов, которые показали бы то, как Минфин пришел к выводам об именном таком повышении возраста выхода на пенсию, какой предложен. Поступающая информация больше о говорит о попытках исключить общественные и политические негативные последствия, и не вдается в подробности про все то нехорошее, что реформа может принести людям, которым оттянут выход на пенсию.

Конечно, обещаний хватает. Главное – мол, будут организованы рабочие места для людей после 55-60 лет. Но почему бы сначала эти места не создать, а потом уже и пенсионный возраст начать повышать? Потому, что есть давняя традиция: все нехорошее – сразу, а выгоды – на потом, если получится. Однако президент, помнится, обещал при прошлом сроке, создать 25 миллионов высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Где эти 25 млн.?

Минфин делает ровно то, для чего предназначен – ищет на чем сэкономить. Есть дефицит в Пенсионном фонда – надо его ликвидировать. Чтобы из федерального бюджета прекратить финансировать пенсии. То есть, реформа затеяна не для того, чтобы у людей была больше пенсия, а для того, чтобы меньше на это дело тратить.

Это даст, по подсчетам экспертов, кратковременный эффект. Но не изменит ситуацию кардинально. Дело в том, что примерно после 2030 г. у нас на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Понятно, что при таком раскладе просто невозможно продолжить привычное – собирать со всех работодателей деньги и делить их между престарелыми. Таких много, вот и решено их число сократить.

На самом деле есть по сути лишь два варианта спасения. Или все время быстро и решительно поднимать пенсионный возраст - вплоть до 100 и более лет. Или все-таки вернуть владельцам накопительную часть пенсии. И начать размещать «длинные» деньги будущих пенсионеров так, чтобы они приносили прибыль. Однако, размещать придется и в своей стране, и за рубежом в богатых государствах – чтобы не «класть яйца в одну корзину». Это, и другие нужные меры – уже из сферы большой политики, а Минфин всерьез полагает, что способен оставаться скромным счетоводом.

Надо признать, что невозможно обеспечить даже нынешний уровень пенсии в ближайшем будущем при солидарной системе. Что хочешь - не хочешь, а надо научиться извлекать прибыль из денег, которые сдают работодатели будущих пенсионеров.

Но об этом речь не идет. По умолчанию, кажется, решено, что это миф – про выгодные инвестиции и прочую иностранщину. Все силы брошены на то, как изловчиться и избежать массового недовольства от повышения пенсионного возраста.

Конечно, в этом есть свои плюсы. К примеру, в сети уже появляться петиции такого плана «Мы, граждане Российской Федерации, требуем выплачивать пенсии по старости только неработающим пенсионерам. Эта мера поможет значительно повысить пенсионные выплаты тем, кто работать, по тем или иным причинам, возможности не имеет». Может быть, таким инициативам не будут давать ход, чтобы не плодить крамолу.

Направление завязавшейся, так сказать, дискуссии среди представителей всех ветвей власти, не дает оснований надеяться на то, что наконец начнется подготовка к проведению серьезной реформы. При которой, очевидно, пенсионный возраст надо будет повышать. После того, как появятся десятки миллионов приличных рабочих мест, где надо работать больше головой, а не киркой и лопатой. После того, как научатся управляющие компании извлекать прибыль из длинных денег. После многого, что давно пора сделать.

Президент Владимир Путин пока держит паузу, наблюдает.