Что такое тантрическое знание. Тантрические практики и упражнения на дому

Тантра - это не камасутра с йогой, как думают некоторые. Тантра представляет собой духовную практику, направленную на познание себя и партнера, а также на получение телесного удовольствия.

По-другому такая техника называется йогой любви, но в основе процесса стоит все же не техника, а осознание самого процесса. Суть тантры - это философия и познание духовности. Некоторые разновидности тантры, такие как тантрический секс, очень популярны в настоящее время, но это касается другой сферы. Поговорим о тантре, как о явлении.

Значение тантры

"Тантра" переводится с санскрита, как "связь", "бесконечность", "жизнь". Тантра - это йога, религия и философия, которую практикуют буддисты. Согласно их учению, мир двуединый: он состоит из мужского и женского начал. Тантра может быть буддийской и индуистской, но они отличаются друг от друга.

Тантра в буддийской философии - это система, разработанная с той целью, чтобы человек мог реализовать себя в высшем смысле. Чтобы подготовить себя должным образом, человек учится распознавать в себе потоки жизненной энергии, которая циркулирует по семи энергетическим центрам - чакрам, расположенным на позвоночнике. Существуют специальные техники для тела, обучающие чувствительности к локализации энергии в чакрах. В этом и есть предназначение тантры, а парная тантра - это одно из ее направлений.

Йога направлена на совершенствование духовной и физической составляющих человеческого естества. Тантра же ставит перед собой задачу ощущения и управления эмоциями. Не зря тантра полезна людям, которые недооценивают себя, а также тем, кто имеет сексуальные и другие комплексы, сознательные и подсознательные блоки. В процессе занятия тантрой сердца раскрепощаются и открываются в любви.

Тантра-йога - наиболее древняя из существующих систем самореализации, которая ориентирована на то, чтобы не угнетать энергию желаний, а использовать ее для здоровья тела и духовного развития. Тантра укажет путь к гармонии человека с окружающим внешним миром посредством практики тантрического секса, соединяющего мужчину и женщину. Тантрический секс выступает в роли своеобразного камертона, настраивая партнеров на взаимопонимание и понимание всего окружающего мира.

Процесс самой тантры - не цель, а средство достижения духовного наслаждения, в котором физическое наслаждение является второстепенным фактором. В тантре сексуальное единство - это не просто половой акт, а процесс глубокого и полного соединения с партнером. Как говорят тантристы, если вы наслаждаетесь ароматом цветов, это сексуальное явление, так как вы сливаетесь с ароматом в единое целое. Тантра обучает тому, как достигнуть единства на уровне разума, души и физического тела.

Преимущества тантры, как практики, заключаются в том, что она активирует мощную внутреннюю энергию, развивает осознанность, усиливает чувственность и спонтанность.

Для тех, кто не заинтересован в практике духовного самосовершенствования и философии, может быть полезен тот факт, что парная тантра существенно увеличивает время контакта, обогащает ощущения, усиливает оргазм, улучшает взаимопонимание партнеров, оттачивает и освежает чувства. Если чувства угасли, то они могут возобновиться и стать ярче, сильнее.

Как это выглядит на практике

Чтобы постичь древнюю методику, не нужно погружаться в справочники или посещать семинары, посвященные изучению тантры. Достаточно изучить основные принципы тантры. Эта практика никак не сообразуется со спешкой, в чем ее основное отличие. Если вы приняли решение заниматься тантрой, следует настроиться на то, чтобы уделить данной практике часа два-три. Отключите телефон и бытовую технику, очистите пространство от факторов, препятствующих концентрации внимания. Слушайте расслабляющую музыку и вникайте исключительно друг в друга.

Хорошо, если за пару дней до этого вы не будете вступать в интимную близость.

Настрой

Пусть ваше с партнером дыхание будет одновременным. Можете сесть друг против друга и представить, что между вами образовался поток энергии, объединяющий вас, как мост. Дыхание должно быть равномерным и глубоким. Постепенно доведите воображаемую картину до того, что вы являетесь единым целым с партнером. Обязательное условие: нужно все время смотреть партнеру в глаза, ни на секунду не отводя взгляда.

Следующим шагом является переход к физическому контакту. Сядьте лицом к лицу, скрестив ноги, прижмитесь друг ко другу плотнее, возьмитесь за руки. Дышите одновременно, как и прежде. Выполняйте упражнение: бедра поднимайте и опускайте, все время держась за руки и не делая остановок. Упражнение можно выполнять в одежде или раздетыми. По времени упражнение должно занимать около 20 минут.

Прелюдия

Прелюдия будет длиться около двух часов: каждый из партнеров должен изучить руками тело партнера от ступней до макушки. Здесь главный принцип заключается в том, чтобы все выполнять медленно, мягко. При этом стимулируются чакры и начинают излучать энергию. Кундалини, как называют жизненную энергию, поднимается из первой чакры, продвигается по направлению к самой верхней, седьмой. Такой процесс энергетического движения происходит во время сексуального общения, которое завершается оргазмом, если ни в одной из чакр нет блоков.

У женского и мужского тел противоположные заряды чакр, поэтому, при соединении чакры усиливают друг друга. Специалисты по тантрической практике доказывают, что секс - это необязательно половая близость, так как вы пресытитесь невероятной духовной близостью с партнером, а это уже гарантия высшего удовольствия. Если же вас заинтересовал физический аспект тантры, можете изучить подробные описания тантрических техник: например, массаж живота головой, "глубокие объятия", "временная разлука" и прочие. Имейте в виду, что настоящая тантра - это не технический прием, а истинная любовь!


Петр Остриков

ЧТО ТАКОЕ ТАНТРА?

Итак, что же такое Тантра? Цитаты из различных авторитетных источников вы сможете прочесть в соответствующих книгах. Выдержки из некоторых можно, кстати, . Я напишу о Тантре то, что знаю сам, о понимании, к которому пришел за годы своей практики, контактов с тренерами, учителями, просто людьми, чтения литературы и тех озарений, которые приходят в мистических переживаниях после практик. Я напишу о том, чем для меня является Тантра. Каждый сам расшифровывает понятие, исходя из своей точки зрения. Поэтому для кого-то — это изысканный и необычный секс, для другого — путь Любви, для третьего — сатанизм, поклонение языческим богам, для кого-то ещё — неизменная древняя традиция и т.д.

Я попробую написать о Тантре с позиции современности. А как же иначе? Любое учение, как и любое живое явление, должно развиваться и расти, вбирая в себя все новое, что приносит время; иначе учение становится застывшим, бессмысленным и умирает, в конце концов. А тем, что вносит новизну и продолжает жизнь учения, являются конкретные люди, их жизни, их осознания.

Вот почему подчеркиваю — Тантра в современности . Нет смысла сожалеть о древних, передаваемых из уст в уста практиках, искать их учителей, гуру и так далее. Время меняется, многое стало другим. Гуру не хватает на всех, поэтому ждать встречи с ними мы не имеем права. И поэтому Тантра в нашем времени должна быть иной, она должна быть другой в каждом регионе, в каждом человеке, ибо каждый человек глубоко индивидуален.

Поэтому нет правильных и неправильных (с внешней точки зрения) практик. Каждая что-то дает. И каждая хороша только в каждом конкретном случае. Тантрист России, Украины другой, не такой, как тантрист Индии или Китая. Без учёта динамичности и изменчивости учения, как естественного и необходимого условия для его существования, можно утешать себя мыслью о близости к истокам древнего знания йоги, Тантры, даосизма, слепо повторяя оставленные мастерами древности движения, позы и формы, но это будет иллюзия, самообман, контакт будет односторонним.

Истинный контакт с учением — то, что даёт возможность получать, вкладывая — всегда обоюдный. Он происходит не через книги, монастыри, ашрамы и гуру-это всего лишь его проводники, внешние символы, намёки.

Истинный контакт случается внутри, когда мы тонко настроены на себя, свои ощущения, свой опыт.

Истинный контакт — это контакт со своим внутренним знанием, со всем коллективным опытом бессознательного, частичкой которого мы являемся сами. Меняясь, мы вносим эти изменения в этот пласт, пропуская через себя накопленный до нас тысячелетиями опыт, и трансформируя его. И вкладываем в учение свои знания, свою энергию, свой опыт. И оно тоже растёт, меняясь. Не учитывать это — значит пытаться заморозить, стабилизировать и, наконец, умертвить учение великой Тантры .

Попробуем абстрагироваться от конкретных практик, ритуалов, техник, пойти глубже и найти основу, фундамент, на котором строятся технологии и ритуалы, основу, которая, как и космос, как душа, как смерть, мало изменились за всё время развития человека. Определив эту основу, её принципы, суть, мы сможем гораздо эффективнее создавать способы трансформации сознания, учитывая динамику времени .

Итак, Тантра . Это наука о развитии осознания и для развития осознания . О развитии осознания — так как нет ничего важнее, чем этот динамический, постоянно меняющийся, пребывающий в движении процесс. Осознание не стабильно фиксированная данность, это постоянно меняющийся процесс. Меняющийся по направленности, интенсивности, в зависимости от физических данных, энергетичности осознающего, времени суток, биохимии и физиологии тела на данный момент.

Тантра — это наука об этом процессе и для тренировки, усиления этого процесса. Для того, чтобы сохранить непрерывность осознания в измененных, отличных от рядового, будничного состояния сознания. В продвинутых практиках это использование таких сильнодействующих средств, как непосредственно сексуальный акт, алкогольное и наркотическое опьянение, смерть.

Тантра — это наука о внутренних преобразования х человеческого тела и сознания. Поэтому бессмысленно судить о Тантре по внешней ее стороне, ритуалам, антуражу. Практики верны лишь в том случае, если они ведут к внутренним изменениям. Точно также можно бесконечно долго оттачивать стиль и движения айкидо или тай-цзы цюани, мастерски выполнять все формы, но это будет пустым и напрасным, если внутри (в теле и в психике) ничего не меняется целенаправленно, если нет целенаправленной и осознанной внутренней работы.

Тантра — это наука о сексуальном постижении себя и мира.

Тантра — это наука о сексе мужчины и женщины. Это наука об интеграции мужского и женского в адепте.

Тантра — это наука об интеграции в адепте двух граней "осознавать": 1) практического погружения в исследуемую область и 2) всестороннем безоговорочном принятии того, во что погружаешься. Тантра — это наука о контакте, о контакте с собой и окружающим миром.

В контакте мы должны глубоко погрузиться в исследуемую область, иначе контакт будет поверхностным. Поэтому для изучения себя и жизни необходимо погрузиться очень глубоко в свои эмоции, чувства, прожить их тотально, в гнев, в смех, в слезы, в радость, в секс, в алкоголь, в смерть.

И второй момент — также необходимо тотально принять все то, что встречается на пути погружения в исследуемые явления. Принять безоговорочно и целиком, ничего не отрицая, ничего не отталкивая. Так реализуются мужской и женский принципы . Мужской — погружение, продвижение, поиск, и женский — способность принимать.

При интеграции этих принципов возникает растворение границ и возможность роста способности осознавать , трансформация адепта и интенсивности его осознания.

Если не реализован первый принцип , значит, не будет движения, поиска, стремления вперед. Осознание будет однообразным и неподвижным.

Если не реализован второй принцип , принятие, — будет движение, но не будет роста. Рост, изменение всегда происходит при вбирании в себя того, что ему способствует. Так растет цветок, питаясь влагой земли, так растет младенец, соединяясь с молоком своей матери.

И интегрирует эти два процесса Любовь . В некоторых духовных традициях это мистическое состояние, является конечной целью практик, но это вряд ли верно. Ведь тогда, когда определённое состояние конечно, то изменения, трансформация и движение прекращаются. Понятие Любовь весьма часто профанируется и за него, как состояние, выдаются определённые действия. Говорят даже "заниматься любовью". Оставим это утверждение на совести тех, кто его порождает, ведь, в конце концов, одним и тем же словом разные люди, в зависимости от развитости своего ума, психики, интеллекта, энергетики и проч. обозначают разные явления. Попробуем опять-таки дать определение, подходящее к данному контексту.

Итак, Любовь — это особое состояние психики, ума, сердца адепта, сочетающее в себе внутреннее блаженство, благость без внешних причин, радостность, и равностный интерес ко всему окружающему , которые позволяют с неподдельным восторгом относиться ко всему в мире и реализовывать первый принцип погружения мягко и ненасильственно, с трепетом исследователя и без разрушения.

И, в отношении второго принципа, мы так же можем сказать, что принять что-либо без любви тотально просто невозможно, это не будет всепоглощающим принятием. Если любовью не наполнено сердце исследователя, это будет "от и до", не более того, и наше осознание опять застынет в рамках ограничений.

В традиции Тантры этот принцип отражён в особом настрое адепта: "Всё есть Бог!". В этом всё — внутреннее блаженство, благость, радостность, и равностный интерес ко всему окружающему.

В этом смысле сексуальный акт не случайно назван лестницей, по которой можно двигаться в небеса или катиться в ад. Ведь понятия рая (блаженства) и ада (страдания) внутренние, мы сами их создаем себе, в зависимости от того, в каком состоянии пребывает наше сознание в момент близости — в любви или в ненависти .

Сексуальный акт — самый непосредственный, самый близкий контакт с тем, с кем вы вступаете в него, и поэтому это всегда прекрасный способ очистить шелуху умственных объяснений и притворства. Именно там мы можем гораздо более полноценно быть настоящими, такими, какие мы есть.

Попробуйте в качестве упражнения представить себе на минуту, что вы занимаетесь сексом со своим соседом (соседкой), матерью, сыном, кошкой, собакой, деревом. И отследите свою реакцию .

Что вы чувствуете при этом? Удивление, брезгливость, похоть, безмерный восторг? Чем будет для вас сексуальный акт с этим существом? Проведением времени, развлечением, облегчением от напряжения в паху, выражением вашей любви и доверчивости, молитвой перед алтарём гениталий вашей возлюбленной?

Это и будет ваше истинное отношение к тому, с кем вы были близки. Этим отношением, чувством и наполнено ваше сердце. Оно действительно ваше, это отношение, вы такой, такая. И пока в вашем уме живет брезгливость, раздражение, ваше осознание не переступит очерченных границ.

В исследованиях холотропных состояний Станислав Грофф обнаружил, что человек может осознавать себя тем, или чем, кем он на самом деле не является - животным, растением, другим человеком, побывать в другом времени, в другом пространстве и так далее. Все эти эффекты холотропных состояний подробно описаны в его книгах. Мозг каждого является кусочком голограммы Вселенной, в котором она может отразиться целиком.

По данным науки, человек использует потенциал своего мозга на 3-4 процента, гении на 5-7 процентов, остальные 97 процентов бездействуют. Что же тогда такое эти 3-4 процента нашего мозга? Вероятно, это и есть те структуры, которые отвечают за полноценное функционирование нашего, так называемого, эго. Для выживания в социальной среде этого вполне достаточно. Именно в них живет то, что мы называем "Я", мои привычки, моя личная история, мои способности и контакты, мои ограничения.

Заманчиво допустить, что 97 процентов мозга — это все то, что является идентификациями всего другого, что составляет Вселенную. Именно то "не-я" по Большому Счету, куда входят все другие люди, животные, растения, космос, безвременье и так далее. И, когда с помощью практик или реже — спонтанно — клетки мозга активизируются, то вся Вселенная переживается целиком. Похоже, именно в том состоянии сознания жил Морихей Уэсиба, когда говорил "я — вселенная". Похоже, именно это состояние переживали мистики, заявляющие "я есть Бог". И то, что дает нам возможность прожить эту реальность это те самые свойства нашего сознания — движение и принятие.

Ведь когда мы говорим "нет" тому, с кем представляется возможность вступить в контакт, то, вероятно, одна из клеток нашего мозга, отвечающая за идентификацию с этим человеком, остается блокированной. Еще "нет", и еще одна клетка осталась без жизни. Еще одно "нет", и еще один контакт не состоялся и так далее. Сколько "не я, не могу, не хочу, не мое" существует в нашей жизни, столько клеток мозга продолжают бездействовать до самой смерти.

Когда мы смотрим на человека без отрицания, без критики, когда мы чувствуем себя глубоко сопереживающим с ним, тогда наше осознание растет, увеличивая свою интенсивность. Поэтому практики, созданные в различных традициях, сознание Кришны, Бхакти, служение с любовью богу в каждом явлении, христианство — "возлюби врага своего как себя самого", действительно хороши и вполне приемлемы для увеличения способности нашего осознания развиваться, двигаться вширь, расти, становиться гораздо более интенсивным, чем до этого.

Работа с осознанием в тантрической традиции имеет несколько слоев. Они отражены в практиках, условно разделенных по правому и левому принципу (пути).

Напомним, что правый (правильный) путь — это медитации, посты, пранаямы, мантры, аскеза и т.д. — считается предварительным, необходимым условием для очистки и тренировки осознания и тела. В них адепт проходит первые навыки погружения в измененные состояния сознания, избавляется от таких энергоемких психических структур, как жалость к себе и чувство важности. Эти термины взяты из традиции Нагуализма (в его переводной на русский язык интерпретации). Они наиболее точно отражают характерные для любого человека социальные деформации в психике, при наличии которых серьезная и глубокая работа с сознанием невозможна.

Именно об этих практиках говорят, когда считают, что в тантрической традиции гораздо больше практик несексуальных. Так и должно быть, ибо желающих вступить на путь много, а сумевших пройти по нему единицы .

Сами по себе практики правого пути могут дать достаточно много, чтобы не идти дальше и ограничиться только ими, не рискуя. Правый путь всегда несколько оторван от жизни. Это временно оправдано, чтобы уберечь росток внутреннего от сильных эмоций, чувств, бури страсти и гнева, которые могут его разрушить, пока он не окреп. Но для того, чтобы росток не превратился в тепличное растение, для которого изменение внешней температуры на 2-3 градуса смертельно, мы даём ему возможность закалиться и стать зрелым растением, погружаясь в жизнь вплоть до её крайних проявлений до самой смерти.

Поэтому Левый путь другой. И неслучайно он назван путем героев. В нем для тренировки осознания применяются средства куда более мощно меняющие его качество, чем просто асаны или медитации. Практики секса, алкогольной и наркотической интоксикации, агхора. В них сохранить высокую степень интенсивности осознания гораздо труднее, чем сидя и медитируя на коврике. Поэтому и риск высок. Риск сойти с ума от страха смерти, который порой о себе заявляет столь категорично. Риск привязаться к наркотику, к человеку, с которым (которой) испытываешь неземное блаженство. И риск снижается, когда на этот путь вступает человек подготовленный.

Слои, через которые проходит наше осознание, в чем-то соотносимы с этими направлениями.

Первый слой ума — это все ментальные установки: хорошо, плохо, чисто, грязно, порядочно-непорядочно, добро и зло и т.д. и т.п., с чем сразу сталкивается человек. Все эти установки есть не что иное, как продукт нашего воспитания в семье, социальной среде, в которой мы живем, ее понятий и категорий. Это совершенно необходимые вещи для жизни в обществе. Но для того, чтобы его пройти, важно понять их условность, относительность, и лишить привилегии жесткого определения нашего внешнего и внутреннего поведения всегда и везде. Не проработав этот пласт, я вас уверяю, дальше шагать крайне тяжело. Как только увеличивается энергетичность практик, все эти блокировки начинают выскакивать с неимоверной скоростью, и дальше не продвинешься.

Пример: На одном из наших семинаров мы с подготовленной(!) группой решили сделать процесс работы в так называемой звезде, когда партнер одного пола находится в контакте с пятью партнерами противоположного пола. Практики сексуальных контактов в контексте тренинга у нас не предусмотрено, но, поверьте, телесные и так называемые энергетические контакты дают колоссально много. Интересен был тот факт, что, несмотря на то, что участники тренинга были далеко не новичками, прошли не один тренинг и прожили очень многое, тем не менее, в данном контексте (а работа с несколькими людьми одновременно дает гораздо более мощный эффект, чем работа в парах) и у них была масса осознаваний из области этого первого уровня, что значительно затруднило продвижение в глубину. Всплыло много страхов, насилия — у женщин перед группой мужчин и у мужчин перед группой женщин.

Поэтому я не совсем согласен с некоторыми последователями тантризма, заявляющими, что практика Тантры без прямых половых контактов — это просто детский сад. И необходимо сразу действовать по-настоящему, по-боевому.

Не пройдя детского сада, не взрастив осознания, не освободившись от ментальных деформаций, коих с лихвой хватает у каждого, готового "без страха" кинуться в пучину сексуальных страстей, в глубину все равно не прорваться, не пройти. И можно только думать о том, что ты совершаешь настоящую практику, но это будет барахтаньем на поверхности. Глубина достигается не сразу.

Второй уровень , связанный с первым, — это уровень эмоционально-чувственный. Все вышестоящие установки определяют наше поведение именно потому, что они связанны с эмоциональной реактивностью, с переживаниями, и это гораздо сильнее.

Можно говорить о любви, а можно жить ею. Можно говорить и знать о насилии, а можно пережить его. Можно говорить о сексе, а можно непосредственно им заниматься. Это принципиально разные вещи. Одно дело думать, что вы когда-нибудь умрете, и другое — пережить свою смерть сейчас и безоговорочно.

И здесь удержаться в двух составляющих осознанности — движении и принятии — куда тяжелее. Кому хочется глубоко погружаться в страдания, боль, слезы и горе? Как принять и сохранить открытость своего сердца, если оно рвется на части? Точно могу сказать, очень трудно. Но без этого не будет движения вперед, и наше осознание откатывается в сторону, в те самые три-четыре процента.

Нигде не проявляется столько разных по качеству эмоций, как в сексуальном контакте. Но, тем не менее, это тоже не глубина, не конечная цель. Даже если вы переживаете глубокое растворение в любимом человеке, в Боге, в космосе. Хотя в некоторых традициях Тантры целью считается растворение себя в Боге или обнаружение Бога в себе, в партнере, в партнерше и во всем, что нас окружает. Может, это и было приемлемо для мистиков прошлых столетий, но мы должны признать, что в действительности-то для осознания конечная цель — это ловушка и смерть. Процесс прекращается. Поэтому путешествия по чакрам, самадхи и божественное прозрение хороши, но лишь как способ тренировки умения сохранять непрерывность процесса осознания и наращивать его интенсивность.

И, наконец, третий уровень — это ощущение энергии. Ощущения телесные, тепла, покалывания, мурашек и так далее и просто ощущение потока энергии в теле и вне его. Чем меньше отнимают сил первые два уровня, тем более глубоко можно погрузиться в третий.

Именно здесь и возможна настоящая работа. Настоящая, потому что первые два уровня больше связаны с нашими представлениями о себе, как о существах социальных, а значит этим социумом ограниченных. И только третий уровень приносит понимание того, как узок человеческий мир, с его представлениями о хорошем и плохом, добре и зле, смысле жизни (жениться — выйти замуж — купить квартиру, машину, дачу), ее продолжительности и необходимости уйти, умереть, когда социальные функции исчерпаны и больше социум в нас не нуждается. Все записано в Книге Судеб, и все записано в человеческих мозгах: сколько прожить в обществе себе подобных и когда, в какой срок его покинуть, став ему ненужным. Энергетический уровень позволяет приблизиться по-настоящему к пониманию своей взаимосвязи со всем, что тебя окружает, целенаправленно менять свой энергетический потенциал, выбирать партнера для практики не по его внешним признакам, "приятно-неприятно", а по силе его (ее) энергии, работать с местами силы, чувствовать, что за смертью физического тела, может быть, есть что-то еще, и ею не заканчивается наше путешествие в мире.

И Тантра — это наука о том, как выйти за пределы человеческой ограниченности, усиливая свое осознание методом интеграции его двух модусов — погружения и принятия. Именно это приводит к трансформации адепта, его сознания, биохимии и энергетики.

Именно в этом смысл слова Тантра — ткать, соединяя в непрерывность полотно нашего осознания, расширяясь в возможности осознавать во всех проявлениях жизни и смерти.

Тантрический - что это? Сам термин «тантра» появился в культуре западных стран в 1799 году, благодаря тантрическим текстам, которые обнаружили миссионеры в Индии. В тех работах этот термин был только заголовком и означал не больше, чем пространные трактаты на философскую и религиозную тематику, сильно отличные от западных учений.

Тем не менее, в этих текстах рассматривалась тема, которая стала шоком для миссионеров. В результате они не стали углубляться в исследования этих трактатов, но с тех пор за термином закрепилось особое значение. И по сей день на вопрос: "Тантрический - что это?" - отвечают неверно, ложные идеи миссионеров сегодня еще более распространены и по-прежнему далеки от истинного понимания.

Традиции тантры

Есть несколько разновидностей тантр: тибетские, буддистские, индуистские, бон. Тантрические древние техники в боевых искусствах применяются в айкидо и тайцзыцюань. Тантра в индуизме считается древнейшим культом Великой богини-матери. Это учение считается единой религией всех народов, из которой впоследствии появились все остальные культы и религиозные направления.

Хотелось бы подробнее остановиться на тантре в буддизме. основанное на практике состояний смерти и просветленности, состояний между смертью и рождением. Тантрический тренинг здесь понимается как практика достижения состояния Будды.

Разделение буддийской тантры на классы

Существует четыре класса тантры буддизма:

  1. Крийя-тантра - совершенствование человека путем прохождения через систему ритуальных действий.
  2. Чарья-тантра, которая основана на системе ритуалов и медитаций.
  3. Йога-тантра, основанная на йоге и медитациях.
  4. Ануттара-йога-тантра - высшая ступень духовного развития, доступная только просветленным йогам.

Нео-тантра

На сегодняшний день вопрос: "Тантрический - что это?" - у многих вызывает мысль, что речь ведется о сексуальной близости. Но основная цель современной тантры заключается в том, что практикующий должен освоить все и уметь сублимировать их и направлять на самосовершенствование. Нео-тантра, которая пришла к нам с Запада, - это техники и ритуалы, ориентированные на сублимацию сексуальной энергии. Такие тантрические методики способны помочь в решении многих жизненных проблем и трудностей, имеющих отношение к общению и сексуальности. Достичь духовного просветления при помощи нео-тантры получится вряд ли, но к лучшему вполне возможно.

Тантрический - что это на практике?

Тантра учит людей находиться в состоянии любви, принимать и дарить любовь. При этом работать с можно в одежде и без непосредственного физического контакта. Практические занятия тантрической йогой полностью меняют отношение к физической близости. Приходит понимание, что половой акт - это только один из этапов сексуального взаимодействия. Что близость может более глубокой, что это и взгляд, и жест, и даже просто пребывание мужчины и женщины в одном помещении.

Тантрические практики проводятся с определенной целью - овладеть способами контроля, управления и трансформации сексуальной энергии и сознательное ее использование. Пара, занимающаяся достигает гораздо большего удовольствия, так как она не ставит это целью. Умение контролировать и направлять энергию дает возможность следить за своим состоянием и состоянием партнера. В результате ощущения обоих становятся сознательными и более мощными.

Тантризму в индуизме присущи следующие особенности :

  • преобладание представителей самых низких каст в составе школ;
  • большая доля представителей неарийских племён в составе школ;
  • крайняя эзотеричность школ и проводимых в них обрядов;
  • широкое использование методов йоги;
  • несовместимость основных обрядов с брахманистским ритуалом и моральными нормами брахманов;
  • отведение особой роли половому энергетическому началу, которое представлено в виде богини Шакти .

Тантризм отличается от других индийских религиозных традиций отказом от аскетических практик, вместо которых он сосредоточивается на максимальной активизации внутренних телесных потенций. Помимо йоги, в тантризме практикуются различные магические и оргиастические ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека, что приводит к отождествлению чувственного экстаза с мистическим. Вследствие интереса к телу как к сосуду вечного последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр .

Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Великой богини-матери. Тантристы считают своё вероучение универсальной верой всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии . За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма , человека и мироздания, поскольку всё возводится к единению двух начал - женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».

Кроме того, «правый путь» регламентирует «правильные», то есть традиционные практики и ритуалы, ведущие к постепенной трансформации тела и сознания.

«Левый» же путь называется ещё «путём бесстрашных» потому, что не имеет заранее задаваемых ограничений в использовании приёмов расширения сознания и трансформации и поэтому именно на нём находят применения самые рискованные (и поэтому самые эффективные) способы и практики, которые непосвящённому человеку могут показаться по меньшей мере странными.

Буддийская тантра

В тибетской и бонской терминологии тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации, и является особенностью буддизма Ваджраяны (или тантрического буддизма), который включает в себя тибетский буддизм и восточноазиатскую школу Сингон .

Тантрическая практика в Тибете включает в себя три основных элемента:

  1. созерцание изображения божества и затем - отождествление себя с ним;
  2. использование при этом особых ритуальных жестов, обозначающих то или иное божество (эти жесты называются мудры , они пришли в Тибет из Индии);
  3. чтение мантр .

Буддийская тантра включает в себя четыре класса тантр:

  1. тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал;
  2. тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными;
  3. Йога-тантра , в основе которой лежит йогическая медитация;
  4. тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.

Символом мудрости и пустоты, женского начала, является лотос . Почитание лотоса пришло в Тибет из Индии , где этот цветок символизирует чистоту, красоту и совершенство. Троном каждому из тибетских богов служит огромный цветок лотоса. Другой символ женского начала вселенной - особый ритуальный колокольчик. Мужским символом служит ваджра (санскр. «алмаз» и «молния») - небольшой ритуальный жезл, символ самого Просветления, происходящего подобно вспышке молнии; символ истинности, вечности и нерушимости буддийского учения, а также искусного метода достижения реализации. Колокольчик (гхантха, хонхо) и ваджра символизируют мудрость и метод.

Тантрический секс

Тантри́ческий секс - одна из тайных тантрических практик, основное содержание которой - интимная близость партнёров. Ритуальный тантрический секс в тантрической литературе называют майтхуна (मैथुन maithuna). Однако, вопреки бытующему мнению, майтхуна является завершающей частью ритуала, называемого «Панчамакара » (पञ्चमकर pañcamakara - Пять букв «М »), называемого так по первым буквам названий составных частей ритуала:

  1. मद्य - madya - мадья (вино);
  2. मांस - māṃsa - мамса (мясо);
  3. मत्स्य - matsya - матсья (рыба);
  4. मुद्रा - mudrā - мудра (жареные зёрна) и
  5. मैथुन - maithuna - майтхуна (ритуальное соитие).

Другое название ритуала - Панчататва (पञ्चतत्त्व - pañcatattva - Пять истин).

См. также

Напишите отзыв о статье "Тантра"

Примечания

  1. , с. 771.
  2. // Философский энциклопедический словарь . - 2010.
  3. Пятигорский А. М. / // Философская энциклопедия . В 5-ти т. / Под ред. Ф. В. Константинова . - М.: Советская энциклопедия . - 1960-1970.
  4. Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  5. Человек, который независимо от принадлежности к той или иной касте, убеждений или религии стремится к духовному развитию или делает что-то конкретное, является тантриком. Тантра сама по себе ни религия, ни «изм». Тантра - это фундаментальная духовная наука. Везде, где есть какая-либо духовная практика, должно считаться само собой разумеющимся, что она основана на тантрическом культе. Там, где нет никакой духовной практики, где люди молят Бога выполнить их мелкие мирские желания, где единственным девизом людей является «Дай нам это, дай нам то», - только там можно обнаружить попытки препятствовать тантре. Таким образом, только те, кто не понимают тантру или даже после понимания тантры не хотят делать никакой духовной практики, противостоят культу тантры.

    Оригинальный текст (англ.)

    A person who, irrespective of caste, creed or religion, aspires for spiritual expansion or does something concrete, is a Tantric. Tantra in itself is neither a religion nor an "ism". Tantra is a fundamental spiritual science. So wherever there is any spiritual practice it should be taken for granted that it stands on the Tantric cult. Where there is no spiritual practice, where people pray to God for the fulfilment of narrow worldly desires, where people’s only slogan is “Give us this and give us that” – only there do we find that Tantra is discouraged. So only those who do not understand Tantra, or even after understanding Tantra do not want to do any spiritual practice, oppose the cult of Tantra.

Литература

  • В. А. Ефименко. Шактизм и тантра // Древо индуизма / Отв. ред. И. П. Глушкова . - М .: Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 1999. - С. 64-95. - 559 с. - (Культура народов Востока). - 2500 экз. - ISBN 5-02-018032-7 .
  • Авалон А. Введение в маханирвана-тантру. - М., 2002.
  • Баркова А. Л.
  • Пахомов С. В. Тантризм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц . - М .: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. - С. 771-774. - 950 с. - ISBN 978-5-02-036357-1 , ISBN 978-5-8291-1163-2 , ISBN 978-5-98426-073-2 .
  • Ферштайн Г. Тантра. - М., 2002. - (Серия «Грандиозный мир»).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тантра

Napoleon».
[Князь Кутузов, посылаю к вам одного из моих генерал адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Прошу Вашу Светлость верить всему, что он вам скажет, особенно когда, станет выражать вам чувствования уважения и особенного почтения, питаемые мною к вам с давнего времени. Засим молю бога о сохранении вас под своим священным кровом.
Москва, 3 октября, 1812.
Наполеон. ]

«Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
«Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».
Но в то время как письмо это, доказывающее то, что существенное отношение сил уже отражалось и в Петербурге, было в дороге, Кутузов не мог уже удержать командуемую им армию от наступления, и сражение уже было дано.
2 го октября казак Шаповалов, находясь в разъезде, убил из ружья одного и подстрелил другого зайца. Гоняясь за подстреленным зайцем, Шаповалов забрел далеко в лес и наткнулся на левый фланг армии Мюрата, стоящий без всяких предосторожностей. Казак, смеясь, рассказал товарищам, как он чуть не попался французам. Хорунжий, услыхав этот рассказ, сообщил его командиру.
Казака призвали, расспросили; казачьи командиры хотели воспользоваться этим случаем, чтобы отбить лошадей, но один из начальников, знакомый с высшими чинами армии, сообщил этот факт штабному генералу. В последнее время в штабе армии положение было в высшей степени натянутое. Ермолов, за несколько дней перед этим, придя к Бенигсену, умолял его употребить свое влияние на главнокомандующего, для того чтобы сделано было наступление.
– Ежели бы я не знал вас, я подумал бы, что вы не хотите того, о чем вы просите. Стоит мне посоветовать одно, чтобы светлейший наверное сделал противоположное, – отвечал Бенигсен.
Известие казаков, подтвержденное посланными разъездами, доказало окончательную зрелость события. Натянутая струна соскочила, и зашипели часы, и заиграли куранты. Несмотря на всю свою мнимую власть, на свой ум, опытность, знание людей, Кутузов, приняв во внимание записку Бенигсена, посылавшего лично донесения государю, выражаемое всеми генералами одно и то же желание, предполагаемое им желание государя и сведение казаков, уже не мог удержать неизбежного движения и отдал приказание на то, что он считал бесполезным и вредным, – благословил совершившийся факт.

Записка, поданная Бенигсеном о необходимости наступления, и сведения казаков о незакрытом левом фланге французов были только последние признаки необходимости отдать приказание о наступлении, и наступление было назначено на 5 е октября.

- 1216

Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма.

Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека. Иными словами, Тантра исследует само дерево жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Это дерево, этот макрокосм являет собой беспредельную совокупность разнообразных составляющих, соединенных в единое целое всеобщим законом (дхармой), присущим самой их природе. Тантра стремится постичь этот закон, благодаря которому мир разнообразных явлений упорядочивается и превращается в мир относительного существования (майи); кроме того, целью Тантры является использование этого закона для поощрения эволюции сознания личности. Как сказано в «Кашикавритти», Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания.

Таким образом, цель Тантры заключается в расширении осознания во всех состояниях сознания - в бодрствовании, сновидении и сне без сновидений. Для достижения этого необходимо «депрограммирование» и «перепрограммирование» человеческого компьютера. Первичное программирование обеспечивается нашим рождением в определенном месте и в определенное время, а также воздействием наследственности и окружающей среды. Если человек доволен своими достижениями и не испытывает в жизни особых затруднений, он не ощущает и потребности в переменах. Однако если его жизнь становится сложной, если человек пытается найти какой-то выход за пределы ограничивающей его «программы», ему необходим определенный метод изменения себя. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой. Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность. Итак, Тантра способствует развитию тех качеств целеустремленности и уравновешенности, которые помогают сознанию освободиться от своей ограниченности.

Шакти
Тантру часто считают "культом Богини Матери". Это не совсем точно, хотя один из аспектов Тантры действительно можно было бы называть культом шакти. Шакти представляет собой универсальный принцип энергии, силы, или созидательного начала. Эта энергия персонифицируется женским образом Шакти, Вселенской Матери. Она неотделима от того, кто ею владеет, - от шактимана ("держателя силы"), мужского начала, или Вселенского Отца. Авторы Упанишад называют шактимана Брахманом, а в тантрической традиции он носит имя Шива.

По существу, вселенная является порождением этой пары противоположностей: статичного (шактиман) и динамичного (шакти) начал. Внешняя сторона любого явления представляет собой творческий аспект динамичной силы, но внутри каждого творения динамичного начала пребывает статичная сила - ядро феноменального существования.

Разыгрываемая шакти пьеса не имеет ни начала, ни конца. Несмотря на безостановочность этой энергии, ее движение представляет собой упорядоченный цикл, в котором периоды движения сменяются периодами покоя. В период движения подверженная преобразованиям энергия претерпевает множество изменений (викрити) и искажений. В течение периода покоя она приводит в порядок свою структуру, в результате чего непрерывный процесс сотворения, сохранения и разрушения - возвращения к упорядоченности и нового сотворения - продолжается вечно. В Тантре считается, что, пока существует сам феноменальный мир, его творцом, хранителем и разрушителем является Вселенская Мать. По этой причине ее следует почитать как аспект Божественного. Какая же сила приводит в движение эту вечную пьесу, по ходу которой возникает иллюзорный мир явлений? Сила желания (иччхашакти); это желание присуще тому, кто лишен каких либо признаков, - не имеющему ни имени, ни формы аспекту Божественного (Брахману, или НишкалБрахману). Тантра выполняет грандиозную работу, изучая этот принцип желания.

Желания и чакры
Поскольку Тантра считает желание первичной движущей силой вселенной, она не призывает своих последователей отказываться от желаний. Прочие духовные учения рекомендуют избегать желаний, которые, согласно принципам этих учений, становятся оковами и препятствиями на пути к достижению высшего сознания. Последователи других учений пытаются покорить желания путем аскетизма или сжигания семени желания в пламени знания, чтобы это семя не смогло пустить ростки. Однако при этом возникает парадокс: чтобы достичь отсутствия желаний, человек должен обладать очень сильным желанием избавиться от желаний!

Тантра утверждает, что желания совершенно естественны и всегда присущи людям, пока те воплощены в человеческом теле. Роль тех окон, сквозь которые в нас проникают желания, исполняют органы чувств. Это означает, что желания возникают в силу привязанности к тому, что человек ощущает. Физической основой любых желаний является неизмеримо огромное число электрохимических импульсов. Чем активнее их подавляют, тем сильнее они становятся. Желания способствуют выделению гормонов железами эндокринной системы. Вызванное подавлением желаний изменение концентрации этих веществ в крови приводит к химическим нарушениям и болезням.

Желания непосредственно связаны с шестью психическими центрами, которые называют чакрами. Проходя в своем естественном течении - и в согласии с движением Земли в космосе - сквозь различные чакры, энергия наделяет силой дремлющие в этих чакрах желания. Это заставляет человека испытывать в течение суточного цикла то одни, то другие желания. Наша физическая действительность непосредственно зависит от силы тяготения Земли, от создаваемой небесными телами окружающей среды и от пронизывающих нашу планету электромагнитных потоков.

Постоянное присутствие желания перерастает во влечение и любовь к объекту желания. Человеческая душа подвержена сильному влиянию своего объекта желания и обусловлена его качествами. Большая часть желаний сосредоточена на физическом теле и его удобствах. Люди становятся рабами собственных инстинктов, составляющих низшую область личности, и в результате оказываются жертвами волнения, одиночества, возбужденности, беспокойства, неудовлетворенности, эгоистичности и страданий. Все религии и учения, которые стремятся улучшить человеческое поведение, пытаются одолеть эти трудности, призывая своих приверженцев к почитанию таких абстрактных принципов, как истина, сострадание, доброжелательность, терпимость, самопожертвование, непредвзятая оценка окружающих, преданность возвышенному, стойкость и всепрощение. Однако для того, чтобы применять эти принципы, человеку необходимы практические методы. Одно только понимание таких идеалов отнюдь не делает нас мудрыми или счастливыми.

Желания не относятся к сфере «Я», индивидуального сознания, - они связаны с шестью чакрами, и потому все желания можно классифицировать как соответствующие той или иной чакре. Чакры представляют собой область проявления пяти грубых элементов - акаши (эфира, или пространства), воздуха, огня, воды и земли - и их источника: тонкого элемента под названием махат. Чтобы превзойти желания, человеку следует возвыситься над этими элементами, а этого можно добиться только путем подъема покоящейся в основании позвоночника дремлющей энергии (кундалини).