6 мая как православный праздник обычаи традиции. Традиции празднования Егорьева дня

Юрьев день - народное названия дня Георгия Победоносца. 6 мая православная церковь отмечает эту дату праздничной литургией. В народе существует множество примет и традиций этого дня.

В народе можно услышать несколько вариантов названий праздника 6 мая: Юрьев день, Егорий Вешний, Егорьев день. В это время русская церковь отмечает день памяти мученика за веру Георгия Победоносца, который является покровителем земледельцев. Церковные и народные традиции почитаются наравне, поэтому священнослужители допускают празднование по заветам предков.

Традиции Юрьева дня

Юрьев день считается днем праздника у пастухов. В прежние времена им в поля выносили сытный обед, а также одаривали подарками. Пастухи ценились, потому что им доверяли порой самое ценное - кормилиц-коров и иную скотину. В старину в этот день в первый раз выгоняли стада на поля после длительного зимнего перерыва.

Невесты также считали Георгия своим покровителем, молились ему о даровании хороших женихов и привлекали любовь с помощью проверенных ритуалов.

В прежние времена в Юрьев день купцы и крестьяне начинали заключать сделки и торговые соглашения. В этот день начинали высаживать овощную рассаду в открытый грунт, сеяли морковь и иные культуры.

Роса в день праздника считается целебной. Ею умываются, чтобы излечить недуги и избежать новых заболеваний. Помогает роса защититься от порчи и сглаза. Если негативная энергетика уже присутствует, то над пострадавшим человеком проводят следующий обряд: босым ногами сглаженный ходит по кругу, стараясь как можно сильнее промочить ноги. Сам или с помощью близких читает заговор:

«Как роса мала по капельке, вместе пруды образует, ручьи звонкие, так и сила моя мала, но с поддержкой возрастает стократ. Кто порчу навел - тому росой не умываться, недугов не очищать, по честной земле не ходить, а червем ползать. Уходи, поруха, погибель моя, откуда пришла. Чини козни хозяину своему, а меня брось, брось».

6 мая традиционными были магические обряды, направленные на защиту домашнего скота от диких животных, болезней и кражи. Множество обрядов было нацелено на повышение плодовитости животных. Для этого хозяйки до зари плели венки из одуванчиков, проговаривая:

«Силу земли в венок вплетаю, защиту творю. Кому венок на шею достанется, тому лиха не видать, болезней не знать».

Венки вешали всем без исключения домашним животным и обязательно проводили их под арками, которые обычно делали из подручных материалов и украшали свежей зеленью. Такой провод скотины перед первым выгоном сулил благополучие и процветание хозяйству.

Нередко в поля выходили священники, чтобы окурить посевы и прочитать молитвы. Молились о сохранении урожая, от которого напрямую зависела жизнь людей в зимнее время.

6 мая люди обязательно посещали церковь, где молились святому о защите посевов и скота. Просили милости и защиты от различных бед, врагов и воров.

Приметы на Юрьев день

  • 6 мая следили за погодой. По ней определяли, насколько удачным будет сбор урожая.
  • Тепло и ясно в Юрьев день - скоро лето.
  • В Юрьев день откладывали рукоделие, а также не занимались шерстью, не брали в руки изделия из нее. Считалось, что в противном случае волки перережут всю отару овец.
  • В праздничный день запрещалось ругаться и браниться. Считалось, что сквернословящего человека может убить молнией во время грозы.
  • В этот день сильный дождь предвещал хороший сенокос и обилие травы на заливных лугах.
  • Если в Юрьев день погода не радует теплом и дует холодный ветер, то такая погода простоит долго. Однако при убывающей Луне ветер скоро переменится на южный, разгонит тучи и принесет потепление.
  • Комары в стае длительное время вьются - к теплу.
  • Роса с утра обильна - к урожаю проса.
  • Если замечали иней на деревьях, то ждали богатый урожай гречихи.
  • Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
  • Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
  • Южный ветер - к богатому урожаю, северный - к ранним заморозкам осенью.
  • Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
  • Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.

Традиционно Юрьев день отмечают весело, чтобы потом слез не лить. Начинают активные работы в полях и огородах. В современном мире в Юрьев день девушки могут заняться привлечением в жизнь любви, а садоводы и огородники - попросить у небесного покровителя помощи в выращивании урожая. Желаем вам удачи и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

6 мая 2018 года Русская православная церковь отмечает праздник святого Георгия Победоносца. В 2018 году этот день приходится на пятое воскресенье после Пасхи – Неделю о самарянке.


День Георгия Победоносца в 2018 году какого числа

День святого Георгия (День памяти великомученика Георгия Победоносца) - дни памяти великомученика Георгия в христианстве, отмечаемые 23 апреля (6 мая), 26 ноября (9 декабря), 3 (16) ноября и 10 (23) ноября.

23 апреля (6 мая) - память в Православных церквях, отмечающих по юлианскому календарю, и 23 апреля - память в Православных церквях, отмечающих по новоюлианскому календарю.

В России до 1592 года, когда произошло закрепощение крестьян, за неделю до дня святого Георгия 26 ноября (9 декабря) и неделю после него, крестьяне могли воспользоваться «правом выхода» с помещичьей земли. Считается, что в это время возникло выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», как обозначение сожаления от неожиданного события и обманутых ожиданий.

День Святого Георгия победоносца православный праздник

История святого началась в 3 веке в семье знатных граждан Бейрута (Ливан). Родители воспитывали сына христианином, дали ему образование. Мальчик вырос красивым и сильным, отличался живым умом и смелостью. Затем поступил на военную службу, где добился успехов и стал военачальником.

Император Диоклетиан приметил способного воина и ввел в круг своих приближенных. Когда Георгий узнал о жестоких гонениях на христиан, начавшихся по приказу императора, то решил выступить на их защиту. Зная суровость правителя, военачальник заранее раздал имущество малоимущим и отпустил слуг, а после явился к владыке с обвинительной речью.

Георгий пытался отговорить Диоклетиана ущемлять христиан, однако на то получил приказ отречься от веры и стать идолопоклонником. Георгий остался верен Господу, за что его заточили в темницу и предали жестоким пыткам. Его тело били жилами до мяса, крутили на колесе с ножами, обжигали кожу известью, надевали на ноги обувь с внутренней подошвой из гвоздей. Мученик все стерпел, тогда правитель приказал отсечь ему голову. Так душа святого отошла к Господу в 303 году.

На иконах Георгия часто изображают молодым мужчиной на белой лошади, в руках он держит копье и убивает змея. Постановка связана с жизнью борца, неподалеку от его родных краев жил огромный змей, он нападал на поселение и поедал жителей. Чтобы змей не нападал на жителей поселка, ему с периодичностью приводили на съедение девушек и парней. Когда жребий пал на дочь местного правителя, на ее защиту вышел Георгий - на лошади он подскакал к гаду и пронзил его копьем. Сегодня изображение трактуют как победу над Сатаной.

Георгий Победоносец считается покровителем военных. Ему молятся с просьбой помочь в начатой работе, защитить от врагов или поддержать в бою за победу.

Почитание святого Георгия на Руси

Почитание святого Георгия на Руси Святой Георгий считается покровителем воинов. Его изображение на коне является символом победы над дьяволом, которого издавна называли «древним змием». Это изображение стало частью герба Москвы, оно много лет отображается на монетах разных стран.

Также вспоминают в праздник Георгия Победоносца историю, когда он оживил умершего единственного вола у бедного земледельца. Это и другие чудеса послужили поводом к поминанию его еще и как покровителя скотоводства и защитника от хищников.

До революции в православный праздник Георгия Победоносца русские деревенские жители всем составом шли в храмы на церковную службу. После крестного хода, молебна святому великомученику, окропления домов и домашних животных святой водой выгоняли скот в первый раз после долгой зимы на пастбища.

Еще день, в который отмечают праздник Георгия Победоносца, в народе имеет название «Осенний Георгий», или «Юрьев день». До тех пор, пока не пришел к власти Борис Годунов, в этот день крепостные крестьяне имели право перейти к другому помещику.

В народе праздник в честь Великомученика Георгия Победонца называется Егорий Вешний

В народных сказаниях его считали покровителем скота. Поэтому в этот день крестьяне в первый раз после зимы выгоняли скотину на свободный выпас. Начинались и первые работы в поле после молебна и окропления полей святой водой. Считалось, что особой силой обладала роса в этот праздник. Если на Егория идет дождь, то уродится хорошее потомство скотины. Если тепло в Егорьев день, то жди скорого лета.

Многие русские государственные деятели считали Георгия Победоносца своим небесным покровителем. Ярослав Мудрый в святом крещении назван именем Георгий, в честь святого. Основатель Москвы Юрий Долгорукий носил имя в честь великомученика Георгия.

Вошел в русские былины и духовные стихи как Егорий Храбрый и великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, который возглавил борьбу с монгольским игом. Известен и внук Александра Невского, сын Даниила Московского Юрий Данилович – строитель Москвы.

День Георгия Победоносца 2018: приметы и традиции праздника

Этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, что было очень важно для крестьян, так как от здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи.

Примета эта появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток святой Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола.

С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных.

Считалось, что какая погода будет в этот день, такая зима и будет. К этому дню было принято конопатить окна и погреба.

А перед путешествием обязательно служили молебен о благополучии на предстоящий путь.

День Георгия Победоносца 2018, молитва

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Егорьев день - праздник, обросший множество суеверий, примет и традиций. У славян таких дней в году два. Узнайте ниже, сколько раз в году, когда и как отмечается Юрьев, или Егорьев день.

Какого числа праздновать и сколько раз году

Существует несколько праздников «Егорьев день». У православных таких дней в году четыре, и все они посвящены памяти великомученика Георгия Победносца . В народе его издавна называют Егорием или Юрием.

Лубок «Егорий вешний». XIX век

6 мая празднуется Егорий Вешний. Это день памяти святого в православии, дата его смерти по жизнеописанию. У него немало народных названий - Юрьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно - Егорий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу.

9 декабря - Егорий Осенний. Праздник установлен в 11 веке и приурочен к освящению Георгиевской церкви в Киеве. Она впоследствии была разрушена в 30-х годах прошлого века. Святой Егорий считался небесным покровителем князя Ярослава Владимировича, который на момент строительства был киевским князем. Он же установил датой почитания святого 9 декабря.

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

С. Иванов. «Юрьев день». 1908

23 апреля - день почитания Святого Георгия в католицизме. В грузинской православной традиции он является одним из самых почитаемых святых как покровитель Грузии. Посвященный Георгию день здесь отмечается 23 ноября и 6 мая.

В православии праздниками являются только два посвященных святому дня. Это 6 мая и 9 декабря. С этими датами уже несколько веков связано немало традиций. Они же - основные календарные рубежи в жизни крестьян. На Егория Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы, а к Осеннему - завершаются.

Егорий Вешний - суть и традиции

На весенний Юрьев день «святой открывает землю», «приводит весну» - так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена язычества в это время отмечали праздник, посвященный Даждьбогу.

Егорьевской росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней - обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми у Бога ключами святой открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Впрочем, с помощью юрьевской росы в старину ведьмы наводили порчу на скот. Поэтому в некоторых регионах ее считали вредной для животных.

Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.

Освящение колодцев и родников - еще один обычай начала мая. После молебна каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства егорьевской росы.

Практически забытая традиция Егория Вешнего - ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки , за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник, или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на и некоторые другие праздники.

Святой Георгий считался покровителем невест, и в его праздник девушки молились о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений - чтобы женихи заприметили.

В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Ильин день, 2 августа.

Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Южные славяне обязательное блюдо - жареный на вертеле барашек. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.

Обычаи и обряды

В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой в форме креста.

Южные славяне приносили ягнят в жертву на Юрьев день, чтобы защитить животных от болезней, порчи и сглаза, хищников и нечистой силы. Его кровь собирали, не проливая на землю. Ей полагалось смазать лоб и губы детей, а также первые бороды мальчиков. Целью этого действия была защита от нечисти и болезни.

6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала - их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы. Считалось большим грехом, если пастух не посетит церковную службу в праздник, посвященный его покровителю.

Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.

В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, приглашать священника для освящения полей. Существовала примета - если на Егория осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Закапывали также крестики и свечи, освященные в храме. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей - проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.

Обряды и заговоры на Егория Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от ведьм и нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки - плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.

Погодные и садоводческие приметы для 6 мая

Если в майский Егорьев день тепло, значит, и лето холодным не будет. Много комаров - к скорому потеплению. Сильный дождь 6 мая предвещает большое количество травы летом. Дождь говорит о том, что хлеба будет много, а гречка не уродится. Об этом же предупреждает теплая ночь с 6 на 7 мая. Много росы можно воспринимать как совет посеять просо - в этом году его вырастет много. Снег, град и иней - к хорошему урожаю гречки.

Ясное утро говорит о том, что самыми удачными будут ранние посевы. Если утром было пасмурно, но к вечеру погода наладилась - урожайными будут поздние. Южный ветер - к хорошему урожаю, северный предвещает не слишком удачный год для садоводов. О хорошем урожае говорит и большой размер листьев на березах.

Для того, чтобы узнать, как уродят огурцы, на Егория Вешнего нужно повесить на улице влажное полотенце. Если оно высохнет к вечеру - ждите большого количества этих овощей на грядках. Если же нет - рассчитывать на их урожай не стоит.

Егорий Осенний - традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

В представлении россиян, живших несколько веков назад, Святой Георгий весной едет верхом на лошади, зимой - на волке. Для того, чтобы задобрить его и лесных хищников, выпекали ритуальное печенье в виде коней, коров и других животных. Угощения закапывали в поле. Еще одни способ защиты домашних животных - напоить их водой из проруби, в которую бросили несколько горящих угольков из печи.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки - «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция - парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

Для крепостных крестьян Юрьев день имел особое значение. Это был единственный день в году, когда они могли сменить хозяина. Возможно, отсюда берет корни следующее суеверие - в зимний Юрьев день следует раздать все долги. Впрочем, это всегда стремились сделать до наступления Новогодних праздников , чтобы не жить в долг еще целый год. С Егория же начинается подготовка к ним.

С тех времен сохранилась примета - к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви - чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

Крылатые фразы вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» или «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла» также были сложены во времена крепостного права. В 17 веке царский указ запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Большинство пословиц об этом дне приобрело оттенок разочарования.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе - сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

Погодные приметы на 9 декабря

Одна из традиций Егория Осеннего - слушать воду в колодцах . По шуму предсказывали погоду на зиму. Спокойная вода - к теплу, шумная - к лютым холодам. Сколько снега выпадет 9 декабря, столько и травы весной вырастет.

Сильный мороз на Юрия - к суровой зиме. Это же предсказывал волчий вой, услышанный в населенном пункте, а также ветер с севера. Иней 9 декабря предвещает хороший урожай в следующем году, особенно овса.

Метель 9 декабря предвещает хорошее роение пчел. Багряный рассвет - к сильному ветру, вьюге. Ветер - к бурану. Оттепель предсказывала, что зима будет богатой на теплые деньки. Это же обещает появление грачей.

В целом, Егорьев, или Юрьев день, отмечаемый дважды в году, служил не только днем памяти святого, но и календарным рубежом, границей между теплым и холодным временами года. На Вешний Егорий святой покровитель открывал землю, а народ, в свою очередь, начинал сельскохозяйственный сезон. Зимний Егорий же выпускал на волю голодных волков и лютые морозы. С этими днями связано множество суеверий, по большей части, аграрного характера.

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ, родом из Каппадокии (Малая Азия), вырос в глубоко верующей семье христиан. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте; мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу одним из старших военачальников. Узнав о решении императора-язычника дать полную свободу правителям в расправе над христианами, Георгий раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, где открыто выступил против императорского замысла, и призвал всех признать истинную веру во Христа. Ошеломленный дерзновенной речью, император попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам; когда он решительно отказался, оруженосцы по приказу разгневанного императора стали копьями выталкивать святого Георгия из собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла боли.

В темнице Святому Великомученику Георгию Победоносцу забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день его привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязуемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышан глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светозарного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда он снова предстал перед императором, последний не верил глазам своим и думал, что это другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Ожесточившийся император, не теряя надежды сломить Георгия, предал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, остался непреклонным. Решив, что волшебство помогает мученику, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали.

Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это мученик сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить Афанасия и воскрешенного человека, а Георгия опять заточил в темницу. Ночью мученик Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище при капище Аполлона император предложил Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем.

Мученик с притворной готовностью ответив, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и выразил желание немедленно идти в капище Аполлона, якобы чтобы принести там жертву богам. Подойдя же к истукану, он сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Бог Един только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда пришел сюда я, служитель Истинного Бога?» — спросил Георгий. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. На мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На месте казни Георгий в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой преклонил свою голову под меч. Это было 6 мая (23 апреля) 303 года.

Из многих чудес, совершенных великомучеником Георгием Победоносцем, наиболее известно произошедшее на его родине, в городе Бейруте, где жило много идолопоклонников. Около города, близ ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. Каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей. Подошло время царю отправить к озеру единственную дочь, нарядив ее в лучшие одежды. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне святой Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидав змея, осенил себя крестным знамением и со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него, пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем Георгий убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек крестилось тогда, не считая женщин и детей.

  1. Егорий землю отмыкает.
  2. Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
  3. Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится, будет хороший санный путь).
  4. Сена достает: у дурня до Юрья, а у разумного до Николы (22 мая).
  5. Егорий с водой, а Никола с травой.
  6. На Егорья мороз — будут просо и овес.
  7. На Егорья мороз — гречи хороши (Тамбовская обл.).
  8. Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю, то должно ожидать теплой осени (Тамбовская обл.).
  9. Как на Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет.
  10. Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.
  11. На Юрья роса — будут добрые проса.
  12. На Юрья роса — не надо коням овса.
  13. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.
  14. Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.
  15. На Юрья дождь — скоту легкий год. На Юрья снег — урожай на гречу, на Юрья дождь — гречи недород.
  16. На Егорья в некоторых местах запахивают пашню. Юрий починает полевые работы, Юрий и кончает. Ранний посев, ярового — с Юрья (Воронежская обл.).
  17. Ранний яровой посев — с Егорья, поздний — с Еремея (14 мая) (Ярославская обл.).
  18. Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Ни-колин травою.
  19. Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний (Новгородская обл.).
  20. Ранний горох сей до Георгия, поздний — после Георгия (Нижегородская губ.).
  21. Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому. Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская обл.).
  22. С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду, с 6 мая.
  23. Сельскохозяйственные приметы на Егорьев день не всегда совпадают по местностям, но практически на всей территории России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на него ставили икону и служили молебен. Этот день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.
  24. Георгий Победоносец считается покровителем домашнего скота, и к нему обращаются с просьбой защитить, уберечь овец, коров, лошадей.
  25. Наибольшей силой обладает молитва к нему именно на Егорьев день, во время первого выпаса скота на подножный корм.
  26. В Смоленской губернии Егорьев день 6 мая, отмечался так:
  27. «…в каждом доме пред выгоном скота хозяин с хозяйкой зажигают перед иконами «страстную» свечу, стол накрывают чистою скатертью, кладут на нее целый круглый хлеб, ставят на стол полную солонку соли и молятся Богу. Потом хозяин берет икону святого Георгия, страстную свечу, а хозяйка — хлеб с солью, и обходят на дворе кругом весь свой скот, приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем тебе на руки всю скотинку и просим тебя: сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!» Затем кладут на землю под ворота замок и ключ: «Чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!» А икону ставят над воротами и выгоняют скот на улицу».
  28. Кое-где Егорьев день, церковный праздник 6 мая включал и обряды, вызванные заботой о лошадях. Например, коней мыли, купали, кормили крестами, испеченными в Крещенье.
  29. Святой Георгий воспринимается не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей. «Всяк зверь у Егория под рукой».
  30. С днем 6 мая связывался также прилет ласточек, начинали прислушиваться и к голосу кукушки.
  31. Кукушка до Егория — к неурожаю и падежу скота.
  32. При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
  33. С весеннего Юрья совершались сделки и наймы — по Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или Заговенья (27 ноября).
  34. С Егорья открывался сезон хороводов.
  35. С Егорья хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки.

Егорьев день - Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия. День памяти отмечается дважды в год: и 26 ноября/9 декабря. Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

В русской народном календаре Георгий Победоносец считался одним из главных святых. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы; Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу, Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь.

Первый день чествования св. Георгия был установлен в эпоху раннего христианства в память о его мученической смерти, по преданию, через усекновение головы. Второй день памяти, осенний, является установлением русской православной церкви. В народном представлении св. Егорий воспринимается как зачинатель весны. В весенний день св. Егория в первый раз выгоняли в поле скот и стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает с наступлением весны, и ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота. Повсеместно этот день считался пастушьим праздником. В среднерусской полосе к этому дню были приурочены земледельческие обряды: крестные ходы на засеянные поля, молебны с обращением к св. Егорию, катание по земле и егорьевской росе рано утром. На Украине говаривали: «Святой Юрий по полю ходит, хлеб-жито робит, росу спускает». Крестьяне верили, что, зарытые в межи, остатки пасхальных кушаний, вместе с молитвой к св. Георгию о ниспослании урожая, охранят посевы от градобития.
Крестьяне верили, что вода, освящаемая в Юрьев день, имеет благотворное влияние на рост полевых культур. Во время крестного хода этой водой окропляли посевы, траву, на которой должен пастись скот.
В ряде российских губерний только с праздника св. Георгия начинали сеять яровые хлеба, овес, ячмень и огородные культуры.

Как и с другими народно-православными праздниками, с этим днем связано множество примет, наблюдений, поговорок, которые свидетельствуют о народной мудрости и предсказывают судьбу будущего урожая. «»Кукушка кукует до Егория – к неурожаю», «На Егорья мороз – будет просо и овес», «Егорий с водой, а Никола с травой», «»На Егорья мороз – под кустом овес». «На Егорья мороз – гречи хороши», « На Юрья роса – будет добрая проса», «На Юрья роса – не надо коням овса», «Не хвались на Юрьев день посевом, гордись на Николин травою», «Ранний горох сей до Георгия, поздний – после Георгия», «С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду», «Сей рассаду на Георгия – будет щей вдоволь».

Егорий Зимний завершал хозяйственные хлопоты и сроки наймов. Егорий Зимний - поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу.