14 августа маковей что святят в церкви. Медовый Спас: обычаи, приметы и гадания

Или День всех влюбленных. Начиная с 1990-х годов этот праздник стал популярным и в России.

Изначально празднование памяти святого Валентина было установлено как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. На заре христианства три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру. О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев.

Второй Валентин был епископом Интерамны (ныне город Терни, Италия), он был казнен во время гонений на христиан и похоронен при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.

Третий мученик — пресвитер Валентин был обезглавлен между 268 и 270 годами, и похоронен при Фламиниевой дороге. Мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа — в городе Терни.

Во время реформы римско-католического календаря святых 1969 года празднование памяти Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. В католическом богослужебном календаре 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В православной церкви оба мученика Валентина имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин — пресвитер — почитается 19 июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, — 12 августа.

История возникновение имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных относится к Средним векам и их романтической литературе, а не к обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства.

День 14 февраля в Англии и Шотландии сопровождался своеобразным обычаем . Накануне дня, посвященного святому Валентину, собирались молодые люди и клали в урну билетики с написанными на них именами молодых девушек. Затем каждый вынимал по одному билетику. Девушка, имя которой доставалось молодому человеку, становилась на предстоящий год его "Валентиной", также как и он ее "Валентином". Это означало, что между молодыми людьми на год возникали отношения, подобные тем, которые, по описаниям средневековых романов, возникали между рыцарем и его "дамой сердца". Этот обычай имел языческое происхождение.

По установившемуся издревле обычаю, юноши в этот день посылали своим возлюбленным подарки , а также письма и стихотворения, в которых выражали свои чувства и пожелания.

Самой первой поздравительной открыткой-валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.

Большой популярностью пользовались валентинки в XVIII веке, особенно в Англии. Ими обменивались в качестве подарков . Влюбленные делали открытки из разноцветной бумаги и подписывали красочными чернилами. К началу XX века с улучшением технологии печати печатные открытки стали заменять рукописные.

Сегодня в День влюбленных в виде сердечек, с признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками.

Итальянцы 14 февраля называют сладким днем и дарят сладости и конфеты. Валентинки посылают по почте в розовом конверте без обратного адреса.

В Дании обычно посылают друг другу засушенные белые цветы, а в Испании верхом страсти считается отправить любовное послание с почтовым голубем.

В Японии в День святого Валентина уже несколько десятилетий . Это не столько признание в любви, сколько знак внимания. Шоколадными наборами, специально выпущенными к этому дню, обмениваются подруги, многие японки покупают "валентиновый" шоколад самим себе. В последние годы мода дарить шоколад дошла и до начальных школ и даже детских садов.

Дарить шоколад в День святого Валентина распространена и в Южной Корее, причем подарки делают только женщины своим мужчинам. Для самых близких мужчин жительницы Южной Кореи готовят шоколад своими руками.

К вечеру было принято устраивать гуляния, молодежь водила хороводы под шуточные песни и заговоры.

Оберег на Макавей

На Медовый Спас принято создавать обереги-букетики, которые защищают семью и дом от бед и недугов на целый год. Делают макавейчик из 11 трав, которые обязательно должна собрать женщина.

Для начала брали ветки полыни и маковые головки, к ним добавляли мяту и донник, чтобы дома царил мир и согласие. Калину и терлич добавляли в букет, для девичьей красоты, желая в текущем году выдать молодую девушку замуж. Подсолнух, в букетике, обозначает благополучие и теплоту, а календула способна защитить от болезней.

В оберег вставляли колоски овса для хорошего урожая, и душицу для благополучия последующих поколений. После этого букет перевязывали красной лентой и освещали в церкви. Такой оберег нужно было бережно хранить до следующего Медового Спаса.

Первый Спас особо почитался в народе, в праздник люди просили о плодородном урожаи и собирали первые плоды. Внимательнее относитесь к традициям предков и не забывайте нажимать на кнопки и

12.08.2015 00:20

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

14 августа отмечается Первый Спас – Медовый. Этот день является первым днем , а также посвящается памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста.

Успенский пост считается последним из многодневных постов в году. Он длится с 14 по 28 августа. По понедельникам, средам и пятницам церковный устав предписывает сухоядение. По вторникам и четвергам можно есть вареную пищу без масла. В выходные дни разрешается постное масло и вино.

Ещё 14 августа Православная церковь почитает память семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, погибших в 166 г до н. э. Название праздника связывают и с маком, который созревает к этому времени.

В честь малого водосвятия праздник называют ещё Спасом на воде. В этот время на Руси было принято чистить старые и освящать новые колодцы, совершать крестный ход на реки и родники для освящения воды. Люди купались в освященной воде и купали домашний скот. Верили, что это поможет смыть болезни, порчу, сглаз.

После Маковея уже не купались. Лето подходило к концу, вода начинала цвести, становилась прохладной. Поэтому все, кому не лень, в этот период отправлялись к водоемам, чтобы вдоволь накупаться последний раз в этом году.

14 августа: традиции и обычаи дня

  • Первый Спас;
  • Маковый Спас;
  • Спас на воде;
  • Мокрый маккавей;
  • Маковей;
  • Медовый праздник,
  • Маковеев день и др.

Ещё 14 августа – день пчеловодов. Пасечники в ульях заматывают первые медовые соты, собирают мёд и освящают его в церкви. Святить его следует в новой посуде, из которой ещё никто не ел. Освященным медом поминали усопших родственников, часть оставляли в церкви, чтобы им могли угоститься служители храма, дети и нищие. На Первый Спас принято печь медовые пряники и пироги, делать блины с медом.

В южных регионах собирали мак и использовали для приготовления разнообразных блюд. С ним пекли пирожки и булки, которыми угощали родственников и друзей.

Накануне праздника готовили букет на Маковея, состоящий из разных растений и цветов, которые соединяли с несколькими головками мака, и освящали в церкви. Освященные маковые головки хранили дома для благополучия и спокойствия в семье. Люди, страдающие бессонницей, ставили засохший букетик недалеко от своей кровати, чтобы обрести здоровый сон. Ещё в церкви освящали плоды нового урожая и венки из колосьев с новым зерном.

С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост. Он является строгим, но благодаря тому, что поспел урожай, перенести его намного легче, чем, например, . Главный запрет во время поста налагается на развлечения. Человек, который постится, не должен предаваться праздному времяпровождению, пустословию и веселью. В этот период нужно творить добрые дела, помогать нуждающимся людям, читать духовную литературу, молиться. Наши предки 14 августа оказывали помощь сиротам и вдовам.

14 августа заметны утренние заморозки, да и днем становится намного прохладнее, чувствуется скорый приход осени. В большинстве районов начинают сеять озимую рожь.

Ещё в этот день на Руси почитали повитух. Считалось, что в Медовый Спас появилась на свет Соломонида-бабушка, принявшая, по легенде, Младенца Христа.

Народные приметы на 14 августа

  1. Олени в воду заходят – больше в реках купаться нельзя.
  2. Если поспела в лесу малина и её ягоды крупные, то пора сеять озимые. Если же ягоды средние по размеру или мелкие, то сев нужно отложить на более поздний период.
  3. Чтобы защитить жилище от всего дурного, нужно посыпать порог маком, собранным перед Маккавеем.
  4. Чтобы нечисть не проникла в эту ночь в дом, на порог клали топор, а углы дома окуривали дымом чертополоха и крапивы.
  5. Если розы отцвели, то скоро наступят холода.
  6. Если день дождливый, то не стоит в поле выходить работать.
  7. Если погода ветряная, зима будет снежная и морозная.
  8. Какая погода на Медовый Спас, такая будет и на .

Люди, родившиеся 14 августа, могут стать хорошими пасечниками. Им следует носить флюорит и коралл.

Видео: Медовый спас – происхождение честных древ Животворящего Креста и начало Успенского поста

14 августа отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 14 августа

Успенский пост

Многодневный пост. Установлен в честь церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Продолжительность поста – 14 дней.

Летом, через месяц после Петрова (Апостольского) поста, начинается Успенский пост. Он пришел к нам из давних времен. Приблизительно в 450 году Лев Великий ясно указывал на Успенский пост среди четырех церковных постов, каждый из которых приходится на определенное время года.

Окончательно Успенский пост был установлен в 1166 году на Константинопольском Соборе, где председательствовал патриарх Лука. На Соборе было подтверждено, что все православные христиане должны соблюдать этот пост. Церковь призывает подражать Матери Божией, перед переселением на небо постоянно пребывавшей в молитве и посте.

Когда проходит Успенский пост

Успенский пост – самый коротких из всех постов. По старому стилю он был установлен с 1 по 15 августа, сейчас же сместился на 14-28 августа. Он проходит перед двумя великими праздниками – Преображения Господня и Успения Божией Матери, начинаясь с Медового Спаса. Этот пост считается одним из самых строгих, он уступает только Великому.

Наиболее строго пост соблюдается в понедельник, среду и пятницу. Успенский пост уже считается осенним, он завершает церковный год и открывает новое время года – осень. Церковное новолетие происходит 14 сентября по новому стилю.

Весь Успенский пост как бы связывает воедино три праздника – три Спаса.

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Событие возникло в результате сложившейся в Константинополе традиции использовать в данный период Честное Древо Креста для освящения мест и предотвращения болезней. Празднество соединилось с датой Крещения Руси, которое состоялось 14.08.988 года (1 августа по старому стилю). В этот церковный праздник совершается освящение воды и меда.

Праздник изнесения честного Креста установлен в день 1 августа (14 августа н. с.) в Греции Константинопольским патриархом Лукою при царе Мануиле, а в России - митрополитом Киевским Константином и Нестором, епископом Ростовским, при великом князе Андрее Юрьевиче.

Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацин, и второму из Ростова на болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами. Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Тайн Христовых.

Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида:

Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс. 146:10-11).

Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, упав на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым. После усердной молитвы все лобызали святую икону и честный Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом.

Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле, русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие все войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю землю, после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой.

Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо - исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название - изнесения честного Креста, потому что честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники.

Становясь на строго определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа православною Церковью совершаются два торжества, различные по своему происхождению: 1) происхождение честного и животворящего Креста Господня, и 2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В греческом часослове, изд. 1897 г., так объясняется происхождение первого праздника:

«по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить честное древо креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля ст. ст.), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе великой церкви (т.е. св. Софии), С настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение (prуodos) честного Креста».

«Этот обычай в соединении с другим обычаем Константинополя - освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершается 6 / 19 числа, и сентябрь, когда оно совершалось 14 / 27) и послужил основанием праздника в честь св. и животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках, которое совершается 1 /14 августа».

Уже в IX в. существовал этот обычай изношения честного древа из царских палат в церковь св. Софии пред 1 / 14 августа; канон же на предпразднество Креста 31 июля ст. ст., написанный для настоящего случая (канон начинается словами: Крест предгрядый божественный) приписывается Георгию, еп. Амастрвдскому, жившему в VIII веке и дважды бывшему в Царьграде. В Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила, когда выносить Крест из палаты пред 1 / 14 августа, смотря по тому, на какой день недели падает это число. В России до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Кресту, которая появляется в XIV-XV вв. с введением Иерусалимского устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России ок. 1168 г. в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского с болгарами в 1164 г.

Медовый Спас (Первый Спас – Маковей)

Дата Медового Спаса - 14 августа, он празднуется первым. Оттого и одно из его названий - Первый Спас. На эту же дату приходится первый день Успенского поста.

Праздник посвящен памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста, победам Андрея Боголюбского над булгарами и императора Мануила над сарацинами. Медовым его называли еще до прихода христианства на русские земли. В середине августа начинается сбор меда, что было поводом для особой отметки в славянском календаре.

14 августа почитаются и святые мученики Маккавеи. Отсюда еще одно название - Маковей, или Маковый Спас. Но здесь дело не только в созвучии слов. К середине последнего летнего месяца дозревает мак. В Сибири праздник называют Калинником, почитают еще и калину.

Водосвятие, освящение колодцев, купание людей и скота - важные традиции православного летнего праздника. Поэтому его часто называют Спас на воде. Интересно, что на 12 дней раньше отмечается Ильин день (2 августа), после которого поверья запрещают купаться в естественных водоемах.

Старинные традиции Первого Спаса

Пасечники осеняли крестным знамением улья, выламывали соты и святили их в церкви. Часть меда полагалось подарить священнику, еще часть - отдать нищим. Отсюда пошла пословица: «на Медовый Спас даже нищий медку попробует». После службы в храме праздник пчеловодов продолжался на пасеке, где собиралась молодежь с песнями. Их тоже угощали медом.

Каждый старался попасть на водосвятие и окунуться в освященную воду, помогающую от болезней и порчи. Скот также купали и кропили святой водой. Чистили и освящали реки, ручьи, колодцы. Умывались росой для сохранения красоты и молодости. После медового праздника в воду не заходят - лето идет на спад, температура воздуха и воды понижается. Не купались ночью, после заката. Даже в святой праздник возле воды бродит нечистая сила.

Празднование Первого Спаса не ограничивается службой в церкви, освящением продуктов питания, крестным ходом и водосвятием. В старину его было принято отмечать с большим размахом. Народные гулянья и застолья пользовались популярностью. Молодежь пела и плясала до утра, старики расходились пораньше.

На Киевщине сооружали маковеевский крест, украшенный цветами и головками мака. На его вершине устанавливали тыквенный светильник со свечой внутри. Возможно, отсюда пошло убеждение, что славяне праздновали Хэллоуин.

Обязательными были блюда из меда и мака - пироги, блины, выпечка, а также хмельной мед и другие сладкие напитки. Блины с маком - обрядовая пища, с нее начинается трапеза. Во время нее пели песни, загадывали загадки о маке и меде, вспоминали пословицы об этих продуктах. Девушки водили хороводы и осыпали парней маком, чтобы побыстрее выйти замуж.

Семи мучеников Маккавеев, матери их мученицы Соломонии (Саломии) и учителя их мученика Елеазара

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара – семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения.

Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил заигрывания царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии. Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви – святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.

14 августа христиане отмечают первый Медовый Спас. Узнайте почему первый спас называют Маковей, о приметах и традициях праздника, что можно и нельзя делать в этот день

Яблочный Спас - первый в череде которые отмечают верующие в августе. Название «Спас» означает «Спаситель», а также то, что люди могут спасти себя новым урожаем - медом, яблоками, орехами, хлебом и всем тем, что дает щедрая земля. Август - щедрый месяц сбора нового урожая и месяц благодарения и освящения щедрых даров природы. Согласно старинным традициям, первый урожай нужно принести Богу, и лишь затем угощаться самому.

Медовый Спас, согласно церковному календарю, посвящен памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. С этого дня начинается двехнедельный Успенский пост или Спасовки.

Медовый Спас в народе имеет много названий: Первый Спас, Мокрый Спас, Маккавей Спас Всемилостивейший, Спас-маковей, Маковый Спас, Спас на воде, Маковеев день, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Проводы лета

14 августа в церкви еще один памятный день - семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В народе по своему дали название этому дню - Маковей и ассоциируют его с маком.

Церковные традиции на Медовый Спас

По славянской традиции в этот день в храмах совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу, делают

В Украине к этому празднику собирают традиционные букеты - маковейки - из чернобрывцев и других садовых цветов, целебных трав и обязательно добавляют туда головки сухого мака.

Освященный в церкви мед получает особую целительную силу. Считается, что даже тяжелобольной человек может выздороветь, если съест хотя бы ложечку.

Люди верили, что нужно съесть, принесенный из церкви освященный мед и загадать заветное желание - оно обязательно сбудется.

На Маковей освящают воду в церкви, считается, что вся вода в этот день становится святой и целебной. Ее набирают про запас и хранят, как крещенскую. Этой водой также на следующий день (но ни в коем случае не на Медовый Спас) нужно вымыть дом, сделать генеральную уборку, чтобы освободить жилище от накопившегося негатива, зависти, ссор и болезней

Освященную маковую головку также клали под подушку детям, которые плохо и неспокойно спят.

Освященный на Маковея цветы и травы хранили за иконами, как сильный оберег для дома и семьи, этот букет не выбрасывали, а через год сжигали

На Маковея устанавливали высокие кресты, украшая их цветами и головками мака, а сверху прикрепляли тыквенную маску с зажженной свечой внутри, которая напоминала человеческий череп. В течение всей ночи молодежь пела и танцевала, оберегая свой маковеевский крест.

Наши предки верили, что на Маковея женщинам прощаются все грехи, если они сами себя простят и помолятся о прощении.

Освященный на Маковея мак хозяйки хранили для Святой вечери на Рождество и добавляли в кутью.

Освященный мак использовали и незамужние девушки для того, чтобы приворожить суженого.

Семенами освященного мака посыпали вокруг дома - чтобы никакой злой человек или нечистая сила в дом не попали

Что нельзя делать 14 августа

. Нельзя выполнять никакой тяжелый физический труд, стирать, убирать в доме, подобные дела лучше завершить накануне.

. Нельзя ссориться и ругаться или желать кому-либо зла

Народные приметы

. На Маковея лето кончается, осень начинается.
. Пришел Первый Спас, готовь шубу про запас
. У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье.
. На Первый спас и нищий медку попробует.
. На Первый спас святи колодцы.
. На Маковей вдовам помогай — слабому помощь, а тебе счастье.
. Дождь на Маковея — мало пожаров бывает.
. Медовый спас новые колодцы освящает.
. В Первый спас любой бабий грех простится.
. После Первого спаса в воду не заходят.