10 июля какой праздник церковный. Церковный Православный праздник июля

Опубликовано 10.07.18 00:29

Также сегодня празднуют День победы русской армии в Полтавской битве и другие события.

10 июля 2018 года отмечается народный праздник Самсон Сеногной. Церковь сегодня вспоминает святого Сампсона Странноприимца. В народе день называют сеногноем за то, что в эту пору часто идут ливни, из-за чего начинает гнить скошенная трава.

По преданию, святой Самсон жил в V-VI веках. Он родился в богатой римской семье, выучился на врача и лечил бедных. После смерти родителей Сампсон раздал свое имущество инткббээ и поселился в пустыне рядом с Константинополем. Его дом всегда был открыт странникам и нуждающимся в любой помощи людям.

Когда император Юстиниан заболел, во сне он увидел старца и услышал, что только тот исцелит его. Сампсон одним прикосновением и молитвой вылечил правителя. После этого император по его просьбе приказал построить странноприимный дом.

Сампсон до последних дней он помогал нуждающимся людей.

Считается, что если в этот день идет дождь, то мокрая погода продержится еще 7 недель. Если ясно и солнечно, то последующие 7 недель дождя не будет.

По приметам, если кучерявые облака плывут с севера - будет засуха, с запада - ненастье.

Если на конском щавеле видны капли сока, то в течение трех дней пойдет дождь.

День воинской славы России - День победы русской армии в Полтавской битве

День победы русской армии в Полтавской битве отмечается 10 июля 2018 года согласно президентскому документу от 13 марта 1995 года.

Полтавская битва состоялась в 1709 году. В ней принимала участие русская армия Петра I и шведская армия Карла XII. После того, как у Карла Петр отвоевал Ливонию, а потом создал новый город-крепость Санкт-Петербург, Карл решил принять решение атаковать центральную Россию, а потом захватить Москву.

Полтавская битва положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе. Первое большое празднование победы в Полтавской битве произошло к ее 200-летию в 1909 году.

Александр, Владимир, Георгий, Иван, Мартин, Петр, Самсон.

  • 1878 - в Англии впервые футбольный арбитр использовал свисток.
  • 1925 - в Дейтоне начался «Обезьяний процесс» против преподавания теории Дарвина.
  • 1934 - в СССР создан Народный комиссариат внутренних дел.
  • 1935 - принято постановление «О Генеральном плане реконструкции Москвы».
  • 1962 - в США запущен спутник связи Telstar-1.
  • Жан Кальвин 1509 - французский богослов.
  • Петр Багратион 1765 - русский военный, князь.
  • Фредерик Марриет 1792 - английский писатель.
  • Камиль Писсарро 1830 - французский художник.
  • Никола Тесла 1856 - американский изобретатель.
  • Марсель Пруст 1871 - французский писатель.
  • Отто Фрейндлих 1878 - немецкий живописец.
  • Джорджио де Кирико 1888 - итальянский художник.
  • Джон Гилберт 1897 - американский актер.
  • Сергей Лемешев 1902 - советский оперный певец.
  • Лев Кассиль 1905 - советский писатель-прозаик.
  • Илья Олейников 1947 - советский и российский актер.

САМПСОН СТРАННОПРИИМЕЦ был сыном богатых и знатных римлян. В молодости он получил прекрасное образование, изучил врачебное искусство и с любовью, безвозмездно лечил больных. После смерти родителей стал щедро раздавать милостыню и отпустил на волю рабов, готовясь уйти в пустыню. Но Господь привел Сампсона в Константинополь, где он в небольшом доме стал принимать странников, нищих, больных и с усердием служил им. Господь даровал ему силу чудотворения. Он был посвящен во пресвитера. Однажды тяжело больному императору Юстиниану было откровение, что он может получить исцеление только через Сампсона. Помолившись, тот дотронулся до больного места рукой, и император получил исцеление. В благодарность он хотел наградить целителя золотом и серебром, но святой отказался и просил построить странноприимницу и больницу. Весь остаток жизни Сампсон посвятил служению ближним. Он дожил до глубокой старости и отошел ко Господу около 540 года.

10 июля (27 июня по православному церковному календарю, созданному в Римской Империи при Гае Юлии Цезаре, а потому называющемуся "юлианским", люди же светские чаще называют его просто "старым стилем" - в противоположность "новому стилю" - введенному в феврале 1918 года большевиками западному григорианскому календарю).

Понедельник 6-й седмицы по Пятидесятнице ("седмицей" в церковнославянском языке именуется неделя, соответственно, сегодня - начало шестой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы , от которого отсчитывается церковный богослужебный год).

Петров пост подходит к своему завершению (он закончится уже послезавтра, 12 июля, в праздник святых апостолов Петра и Павла ) последние дни, когда еще можно вспомнить об ограничениях этих дней и усилить свои молитвы и духовную борьбу с грехами и греховными помыслами. Конечно, пищевые запреты являются лишь частью поста, но нельзя забывать и о них. Так, сегодня Устав Православной Церкви благословляет на трапезе пищу без растительного масла .

10 июля в Русской Православной Церкви совершается память десятерых святых, о которых мы далее вкратце расскажем.

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского . Святые мощи этого русского святого XIX столетия, самого почитаемого среди легендарных Оптинских старцев, были обретены в 1998 году в монастырском некрополе и торжественно перенесены в левый придел Введенского собора Оптиной пустыни.

Каждому православному христианину стоит прочесть пространное житие этого великого старца, а также его сочинения и письма духовным чадам. На страницах же "Царьграда" вы можете ознакомиться с нашим небольшим материалом , посвященным памяти преподобного Амвросия Оптинского.

Праведная Иоанна Мироносица . Святая I века от Рождества Христова, праведная Иоанна была одной из тех женщин, которые последовали за Христом во время Его земной проповеди. Она лично служила Господу, а после Его Крестной смерти вместе с другими женами-мироносицами приходила ко Гробу помазать драгоценным миром Святое Тело Спасителя, и в их числе первой услышала от Ангела радостную весть о Воскресении Господнем.

Преподобный Сампсон Странноприимец . Святой V - VI столетий от Рождества Христова. С молодых лет этот угодник Божий посвятил свою жизнь христианскому служению людям. Будучи сыном богатых и знатных римлян, он изучил врачебное искусство, но использовал свои знания, совершенно безвозмездно врачуя всех тех, кто не мог заплатить врачу. Кроме того, он щедро раздавал милостыню и принимал обездоленных.

Жизненный путь привел святого в Царьград, где он продолжил свою милосердную деятельность, сподобившись дара подлинных чудотворений. Когда об этом узнал Константинопольский Патриарх, он приблизил Сампсона и рукоположил его в священнический сан. Одним из исцеленных преподобным стал сам император Юстиниан .

Скончался старец Сампсон около 530 года от Рождества Христова.

Преподобный Севир пресвитер . Святой VI века от Рождества Христова, служивший священником в храме Пресвятой Богородицы селения Интероклея на территории современной Средней Италии. Одним из удивительных чудес, совершенных эти угодником Божиим стало воскрешение на семь дней умершего больного, не успевшего исповедаться и причаститься перед смертью.

Преподобный Георгий Иверский, Афонский . Один из грузинских христианских подвижников XI века от Рождества Христова, совершавших свои монашеские подвиги на Святой горе Афон. Именно он перевел Священное Писание, многие богослужебные книги и святоотеческие творения с греческого языка на грузинский. И сегодня в Грузинской Православной Церкви именно переводы преподобного Георгия считаются каноническими.

Некоторое время старец Георгий служил игуменом афонской Иверской обители , получив от самого Константинопольского императора Константина IX Мономаха жалованную грамоту на права грузин на этот монастырь. Почил преподобный в 1066 году от Рождества Христова.

Преподобный Мартин Туровский, блаженный . Этот святой старец XII века от Рождества Христова подвизался в Борисоглебском монастыре города Турова (территория современной Белоруссии). Из жития этого угодника Божия известно, что когда он был уже в преклонных годах и сильно болел, то по его молитвам ему помогли явившиеся ему святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

Преподобный Серапион Кожеезерский . Русский святой второй половины XVI - начала XVII столетий от Рождества Христова. В молодости был татарским мурзой и до крещения и монашеского пострига носил имя Туртас Гравирович.

Этот знатный татарин настолько возлюбил Православие, что не только крестился, но и избран монашеский отшельнический образ жизни, на протяжении многих лет подвизался на пустынном острове Коже-озеро вместе с другим святым старцем преподобным Нифонтом.

После смерти отца Нифонта преподобный Серапион основал на острове обитель, где совершал монашеские подвиги вплоть до своей кончины, последовавшей в 1611 году от Рождества Христова.

Священномученики Александр Сидоров, Владимир Сергеев и Петр Остроумов пресвитеры. Святые из числа Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Первые двое погибли на заре большевистского богоборческого террора в 1918 году, последний - на исходе так называемого "Большого террора" в 1939-м, но все они "даже до смерти" остались верны Христу и Его Церкви.

Поздравляем всех православных христиан с днем этих Божиих угодников! А тех, кто в Таинстве Крещения получил имена в честь этих святых, сердечно поздравляем с именинами!

Реклама

С именем Самсона связано много благих поступков и деяний. Свое название «Сеногной» праздник получил из-за того, что в это время очень часто идет дождь, после которого вся скошенная трава начинает гнить.

Святой Сампсон – образец христианского милосердия, беззаветной и жертвенной любви к людям. Он родился и жил в 5-6 веке в семье богатых римлян, отучился на врача, помогал и лечил бедных людей. Как только его родителей не стало, Сампсон все свое имущество отдал нуждающимся, а деньги, полученные в наследство, раздал нищим. За все проделанные дела, Бог наградил его способностью творить чудеса. Император Юстиниан, правящий в то время, очень сильно заболел и увидел во сне, что поможет ему только святой Сампсон. Так и случилось: Сампсон вылечил императора. За что Юстиниан хотел отблагодарить святого, но он оказался, единственное, что попросил Сампсон – построить больницу и приют для нищих людей.

Какой церковный праздник сегодня 10 июля: памятные даты

Другие названия праздника: День Самсона, Самсонов день, Самсон Сеночный, Самсон Странноприимец, День святого Самсона, День странников, Покос, Косьба, Пожня, Самсон, Самсон солнечный.

Седмица 7-я по Пятидесятнице, продолжается Апостольский пост (Петров пост), постный день. Установлены следующие памятные даты:

День памяти преподобного Сампсона Странноприимца;

День памяти праведной Иоанны Мироносицы;

День памяти преподобного Серапиона Кожеезерского;

День памяти преподобного Севира Валерийского (Италийского), пресвитера;

День памяти преподобного Георгия Иверского, Святогорца;

День памяти преподобного Мартина Туровского;

День памяти священномучеников Александра Сидорова и Владимира Сергеева, пресвитеров;

День памяти священномученика Петра Остроумова, пресвитера;

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского.

Какой церковный праздник сегодня 10 июля: традиции и приметы этого дня

В народе считали, что дождь на Самсона обещал еще семь недель мокрой погоды - до самого бабьего лета. «На Самсона дождь - семь недель то ж», - говорили наши предки. Зато ясная погода предвещала семь недель безоблачного неба. А по состоянию сена судили о будущем урожае: если сено зелено - будет на столе каша черная (гречневая каша), если сено черно - будет каша белая (пшеничная каша).

На Самсона особо почитали странников. Если они в эту пору проходили мимо деревни, то их приглашали в дома, угощали как дорогих гостей, оставляли на ночь, а утром, когда приходило время отправиться в дорогу, давали им с собой еды и денег. Странников обязательно угощали кашей, которую готовили на молоке и щедро заправляли сливочным маслом - это было своеобразной приметой: если кашу съедали полностью, то урожай будет хорошим, а зима сытой, а если каша оставалась, то это предвещало не самый богатый урожай и суровую зиму. В некоторых регионах 10 июля, перед тем, как повторно распахивать поля, оставленные на пар, хозяева лошадей приводили к церкви животных и просили батюшку окропить их святой водой. Таким способом они защищали коней от дурного глаза и происков нечистой силы.

10 июля отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Петров пост (Апостольский)

Многодневный пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.

Петров пост, или Апостольский пост, в зависимости от года длится от 8 до 42 дней. Он посвящён в православии двум первоверховным апостолам - святым Петру и Павлу, в честь которых на праздник 12 июля всегда приходится завершение поста. Начало поста - через семь дней после Троицы. В 2018 году Петров пост начинается 4 июня и продлится до 12 июля.

Приметы и традиции Петрова поста

Если во время поста придерживаться воздержания лишь в пище, не уделяя внимания духовному росту и развитию, прока от такой диеты не будет. Это осознавали еще в древние времена, поэтому каждый день поста проводили в молитвах, раскаиваясь в своих деяниях.

В Петров пост вводится запрет на рукоделие и шитье, чтобы ненароком не зашить собственное счастье и благополучие. Еще такая примета ограждает от возможных болезней, связанных с руками.

По поверью, в пост нельзя стричься, иначе волосы будут тонкими и ломкими.

Существовала и такая примета: в Петров пост дал в долг - три года просидишь в долгах.

В этот период нельзя проводить венчания - семья будет жить в ссорах и конфликтах.

Петров пост - не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки Высших Сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Праздник Преподобного Сампсона Странноприимца

Почтение памяти святого Сампсона. Обладал даром чудотворения, исцелял от болезней.

Преподобный Сампсон Странноприимец - образец истинного христианского милосердия, живой и действенной любви к людям, доходящей до полного самоотвержения.

Святой Сампсон родился в Риме в богатой и знатной семье. Он получил хорошее образование, особенно основательно изучил врачебное искусство и использовал его для того, чтобы лечить безвозмездно, преимущественно убогих и нищих. Понимая, что дела благотворительности можно совершать только при христианском воспитании души, преподобный Сампсон прилежно занимался чтением Священного Писания, много молился.

После смерти родителей святой Сампсон раздал все оставшееся ему по наследству имение, исполняя на деле совет о совершенстве, данный Спасителем богатому юноше (Мф. 19, 21). Преподобный избрал подвижнический образ жизни, отпустил всех рабов на свободу и, желая стяжать себе духовное сокровище, отправился в пустыню с намерением проводить строгую жизнь аскета. По Промыслу Божию святой Сампсон прибыл в Константинополь. Здесь он поселился в небольшом доме и стал принимать странников, больных, нищих и с усердием служил им. Преподобный с любовью относился к людям, творил дела милосердия, и это стало для него глубокой потребностью. Господь прославил Своего угодника. Случилось так, что император византийский Юстиниан I (527-565) тяжело заболел. Не получив облегчения от помощи самых искусных придворных врачей, император стал усердно молиться Богу. Вскоре Юстиниан увидел во сне человека, о котором ему было сказано, что он-то и может исцелить императора. В поисках этого врача слуги императора обошли весь Константинополь, наконец, преподобный Сампсон был найден и приведен во дворец. Одним прикосновением руки к больному месту святой исцелил Юстиниана. Благодарный император стал предлагать ему много золота и серебра. Но преподобный отказался от даров, а взамен попросил императора построить странноприимный дом и больницу. Император охотно выполнил эту просьбу и даже приписал к этим учреждениям поместья для их содержания. До глубокой старости продолжал преподобный Сампсон свое служение. Кончина его (ок. 530) была безболезненной и мирной, тело святого погребли в храме во имя священномученика Мокия (ок. 295).

Господь прославил Своего угодника по смерти даром чудотворений. Однажды, когда в Константинополе был сильный пожар, пламя достигло странноприимницы святого Сампсона. Однако здание осталось неповрежденным, ибо по молитвам преподобного вдруг полил сильный дождь. Некий придворный, по имени Феодорит, оступившись, получил серьезную травму ноги, так что он не только не мог ходить, но от сильных страданий потерял даже сон и аппетит. Больной стал усердно молиться преподобному Сампсону и через три дня получил чудесное исцеление: преподобный сам явился ему, коснулся поврежденной ноги и сказал Феодориту: «Встань, ибо ты уже больше не будешь болеть».

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

Память об обретении мощей святого Амвросия в 1998 году. Они почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога…»

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я - человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, - сказал ему старец, - и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптинскую Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно большое значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этой деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник - Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.

Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев - благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре - пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость - следствие его хронической болезни - заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот - едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах - я хочу сам совершить отпевание старца».