Мартин лютер краткое описание биографии деятельности. Мартин Лютер: краткая биография

Этот человек знаменит прежде всего тем, что, даже не подозревая об этом, положил начало преобразованию, реформации религиозного мировоззрения германского народа в пятнадцатом и шестнадцатом веках. Эти шаги привели Мартина Лютера, а именно о нем идет речь, к созданию абсолютно обособленной ветви христианства – протестантизму - которая сегодня исповедуется по всему миру. Будучи крестьянским сыном, он тяжело трудился, потому пошел учиться, но в один переломный момент понял, что его стезя – путь веры. Давайте разберемся, что это был за человек, как сложилась его судьба и какое наследие он оставил после себя потомкам.

Реформатор Мартин Лютер: биография сына крестьянина, ставшего рудокопом

Главный основоположник такого течения, как лютеранство (немецкий протестантизм), с ранних лет был человеком одаренным и творческим. В среде бюргеров (зажиточных жителей города) было принято давать детям образование. Отец будущего священника после изнурительного труда в медных шахтах разжился и стал считаться обеспеченным. Лютер начал светское обучение, которое закончилось для него принятием монашеского пострига (обета). В будущем он не только ревностно осуществлял все свои обязательства перед Господом, но даже получил сан священника. Все это случилось прежде, чем развращённое католичество, во главе с «первым ростовщиком» папой, стало ему глубоко ненавистным.

В возрасте десяти лет сам будущий монах Мартин Лютер, а также его приятели из горного городка Мансфельда, нашли способ не отправляться на шахты, чтобы подзаработать. Обладая чистыми мальчишескими голосами, они устраивали религиозные песнопения под окнами у зажиточных горожан и в имениях аристократов.

Кратко о немецком благословителе Реформации

С ранних лет Лютер понимал, что все его будущее зависит от Всевышнего. Его вера была чиста и непорочна, как первый снег. Именно потому, он выбрал своей стезей не светскую науку, а именно религиозное учение – теологию. Сперва он активно включился в изучение трудов святого Августина в Виттенбергском университете, одновременно стараясь получить степень доктора.

Поворотным моментом в карьере будущего реформатора стала командировка в Рим. Он отправился туда, даже не представляя себе, чем это может закончиться. Католический клир со всей своей развращенностью и стремлению к обогащению предстал перед ним во всей красе. На то время, кто такой Мартин Лютер, не знал еще практически никто, но вскоре его имя прогремело по всему миру.

В семнадцатом году шестнадцатого века папа Лев Х выпустил специальную буллу о продаже индульгенций (грамота с отпущением грехов), чего молодой монах уже не мог вынести. Он открыто выступил с жесткой критикой понтифика. Это вызвало в религиозной верхушке разброд умов, а закончилось преданием ученого анафеме (отлучение от церкви).

Возможно, проведенные в нищете и лишениях годы в ордене Августина, отложились в душе Лютера. Он призывал полностью отказаться от поклонения иконам, реликтам, святым и отверг доктрину Благодати. Более того, он не побоялся откровенно обвинить папу в ереси, за что и схлопотал самое страшное на то время наказание.

Всей своей жизнью этот расстрига-инок (он женился, вопреки обету) оказал такое влияние на христианство в целом, что последствия этого потомки видят сквозь прошедшие годы. Европа разделилась на два лагеря, там возникла альтернатива «загнивающему» католицизму, и это было, как глоток свежего воздуха после затхлых подземелий.

Семья будущего монаха

Отец реформатора, Ганс Лютер, родился в одной из немецких деревенек в семье крестьянина в пятьдесят девятом году пятнадцатого века. Семейство было многодетным и чрезвычайно бедным, потому из двенадцати ребятишек выжил лишь один. Обнищав до крайности, выбившись из сил, его родители решили перебраться в городок Лютерштадт-Айслебен в земле Саксония-Анхальт. Там были старые медные рудники и считалось, что каждый может заработать в шахтах на всю жизнь.

Труд был адский, условий никаких, проживать приходилось в бараках, а питаться как придётся, зато платили действительно по-королевски. Вскоре повзрослевший Ганс женился на простой и спокойной девушки Маргарите, которая десятого января 1483 года произвела на свет младенца. Мальчик был назван в честь деда по отцовской линии Мартином, тем более что на следующий день отмечался праздник одноименного святого.

После рождения малыша семейство решило переехать в небольшой, но живописный городок Мансфельд, где Лютер уже считался зажиточным человеком (бюргером). Заработанный собственными руками достаток отложился на самом Гансе, его супруге, а также маленьком Лютере. Праздность никогда не была в чести в этом семействе. Мальчишка, собрав таких же, как и сам сорванцов, ходил петь церковные хоралы для тех, кто готов был расплачиваться звонкой монетой за их ангельские голоса.

Детство и юность немецкого богослова

Ранняя характеристика Мартина Лютера свидетельствует о его склонности интересоваться вопросами религии и веры. В возрасте четырнадцати лет подростка решено было определить в школу, но не куда-нибудь, а в столицу земли Саксонской – город Магдебург. Там он поступил в школу францисканского ордена, который славился своим аскетизмом и воздержанностью. Через четыре года обучение было завершено, но родители настояли, чтобы сын отправился в Тюрингию в город под названием Эрфурт, где базировался университет. Отец желал видеть отпрыска юристом, не беспокоящимся о завтрашнем дне.

Прежде чем получать знания в правоведении, каждый абитуриент должен был пройти так называемый курс семи вольных искусств или наук. Они рассматривались, как подготовительная подоплека для постижения более серьезных дисциплин. Обучение включало в себя логику (диалектику), астрономию, физику, риторику, а также геометрию, и длился ровно четыре года.

К юридическим знаниям удалось подступиться только в пятом году шестнадцатого века. Приблизительно в то же время близкий приятель Лютера, Иоганн фон Штаупиц, стал викарием в Августинском ордене. Это произвело на парня неизгладимое впечатление. К огромному удивлению родителей, вскоре их сын тоже принял монашество, чем разочаровал отца до глубины души. Через год его пожаловали саном священника и окончательно должен был быть потерян для мира.

Конфликт с посредниками Бога: правдивый рассказ про Мартина Лютера

Этому человеку не было свойственно останавливаться на половине пути или возвращаться с намеченной дороги. Он решил посвятить жизнь изучению вопросов религии и веры и выполнил это, даже вопреки воле родителей. В восьмом году молодого священника командировали в Галле-Виттенбергский университет, который сегодня носит его имя, для преподавательской работы. Там он впервые с превеликим интересом ознакомился с трудами того самого святого Августина, в честь которого и был наречен орден. Он преподносил вечные истины студентам, но в то же время учился сам, приобретая новый багаж знаний, а заодно понимание несовершенства мира и собственной греховности.

Стоит узнать

В 1511 году священника, будущего доктора теологических наук и богослова, Мартина Лютера, послали в средоточие веры – древний город Рим. Он отправился туда решить организационные вопросы, но в итоге был просто поражен тем, что увидел. Духовенство высшего «эшелона» погрязло в разврате, чревоугодии, мздоимстве и прочих смертных грехах, да так, что и «макушки иных уже не торчали наружу». Согласно запискам самого Лютера в 95 положениях, все это свидетельствовало о разложении католицизма изнутри.

Индульгенции, суть тезисов и неминуемая анафема

С октября семнадцатого года папа Лев Десятый решил выстроить новый, помпезный и роскошный храм, но средства на это из собственного кармана тратить ему не очень хотелось. Потому он придумал действительно гениальный ход – выпустить специальную буллу (папский указ со свинцовой печатью), в которой разрешает продажу индульгенций (прощение грехов) за деньги. Фактически это было возможно и ранее, но не так откровенно, с дополнительными епитимьями (длительными молитвами, постами).

Это не могло не «взбесить» истинно религиозного персонажа. Что сделал Мартин Лютер, увидев такое вопиющее пренебрежение канонами веры? В октябре того же года он изложил все свои соображения по поводу происходящего на бумаге в 95 тезисах и даже отправил их епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому, а те уже «донесли» папе.

Это было не в новинку, индульгенции многие критиковали, однако тут священник вменял в вину понтифику не только нарушение законов человечности, но и прямой срыв церковных догм. В своих записях он говорил, что таинство прощения и отпущения грехов не может быть ограничено причастьем, а длится всю человеческую жизнь. Именно этими тезисами он подстегнул скорейший раскол христианства на романский католицизм и германский протестантизм. Реакция не замедлила проявиться – спустя три года папа Лев Х своим высочайшим указом отлучил Лютера от церкви, предав анафеме.

Борьба с папским засильем

Чтобы лучше разобраться, кем был Мартин Лютер, следует выяснить, как он отреагировал на это действительно страшное, а для многих и смертельное событие. Папскую буллу Exsurge Domine он публично сжег, разведя огромный костер во дворе родного Виттенбергского университета. Он откровенно шел на любой диалог, посетил организованный ради него Лейпцигский диспут, а затем и инициированный королем Карлом V Габсбургом Вормсский рейхстаг, где откровенно делился собственными богословскими взглядами.

  • Основными принципами спасения священник считал только Писания, веру и истинную благодать (sola fide, sola gratia et sola Scriptura). Он первым объявил, что человеку для общения с Богом не нужны никакие посредники (епископы, церкви), а также призвал божью благодать и на мирские дела, а не только на религиозные. Главным можно считать посыл, что спасение может быть дано исключительно через веру, но никак не через церковь.
  • После рейхстага у короля, Лютера признали еретиком, но потом, по пути оттуда, его выкрали и заперли в замке Вартбург. Там он начал собственный перевод Библии на немецкий язык, не без помощи друга и соратника Каспара Круцигера. Считается, что мужчинам в этом огромном старинном сооружении являлся (мерещился?) сам Сатана.
  • К этому же и более позднему периоду относится составление немецкого репертуара протестантов для религиозных песнопений. Ведь не важно, на каком языке проводится богослужение, главное, чтобы исходили мотеты (лат. motetus) и хоралы из самых глубин сердца.
  • Регулярно можно было услышать выступления Лютера, идущие вразрез с антагонистами Реформации. К примеру, он часто бывал в Йене. Там весной тридцать второго он произнес горячую речь в храме святого Михаила, адресованную врагам.

Громкий, рокочущий и не терпящий никаких отговорок протест Мартина Лютера, реформатора и подвижника, до неузнаваемости изменил старую Европу, разделив ее на две противоборствующие части. Великий немецкий историк, социолог и философ, мастер политэкономии Максимилиан Карл Эмиль Вебер утверждал, что именно проповедь этого человека дала толчок зарождению капитализма и Нового времени, что стало связующим звеном меж Средневековьем и Новейшей историей.

Примечательно, что, согласно социологическим опросам, именно Лютер стоит на втором месте в рейтинге самых великих немцев, чуть уступив федеральному канцлеру двадцатого века Конраду Аденауэру и слегка обогнав идеолога коммунизма Карла Маркса. Нельзя обойти вниманием и еще один момент – антисемитизм Мартина, который многие нашли в его труде «О евреях и лжи». Некоторые считают, что это было просто веянием времени, но другие, к примеру, известный немецкий писатель и социолог Даниель С. Грубер, называют этого человека чуть ли не теологом Холокоста. Даже Адольф Гитлер печально известную «Ночь разбитых витрин» («Хрустальную ночь») посвятил Мартину Лютеру.

Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика

Католические священники, начиная от самых истоков веры, вступая в орден или просто получая сан, принимая монашество, обязаны давать еще один известный обет – целибат (лат. caelibatus), что значит безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер решил, что это не соответствует слову Библии, где Господь призывает свой народ плодиться и размножаться.

Жена и дети

Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью обедневшего аристократа. Все свое детство и юность девушка провела в монастырях, где ее готовили к постригу и последующей жизни взаперти. Мать ее умерла при родах, а отец был неспособен воспитывать дочь, да и дать ей в наследство хоть что-то он не мог. В 1515 году она дала слово стать христовой невестой, но в том же году ей в руки попали труды Мартина. Написав ему письмо, девушка добилась помощи в бегстве из монастыря для себя и своих одиннадцати подруг по несчастью.

Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти красотке приличного мужа, но сложилось так, что он никогда не пожалел о сделанном выборе. Они вступили в брак в двадцать пятом году. Супруга родила мужчине шестерых детей, сведения о судьбе которых до наших дней не дошли. Известно только, что первенца назвали Гансом, а две девочки из троих умерли в младенчестве. В том же году скончался отец, оставив Мартину хорошее наследство.

Смерть реформатора

Все последние годы жизни Лютер жестоко страдал от одолевающих его недугов. Он был поражен артритом, отчего не мог держать перо, плохо видел и слышал, постоянно болела спина, пищеварение отказывалось функционировать, как нужно. Однако Катарина всегда была рядом с любимым супругом, готовая помочь и подставить плечо. 18 февраля 1546 года, промозглым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в городке Айслебене.

В том же году курфюрст Иоганн Фридрих I Великодушный приказал изготовить статую на могилу великого человека, которого похоронили возле университета в Виттенберге. Вскоре это было выполнено, а бронзовую табличку, которая стояла на кладбище прежде, передали в учебное заведение, где раньше преподавал мастер.

В память об отце лютеранства

В честь инициатора Реформации и отца протестантского движения в городке под названием Вормс на одноименной площади (Luterplatz) установлена фигура Мартина Лютера в полный рост. Там установлено еще десяток статуй людей, выступающих противниками официальной церкви в разные времена. Также имеется мемориал в городе Айзенах. Единственный памятник этому удивительному человеку на постсоветском пространстве находится в городке Кейла (современная Эстония). В сорок девятом году двадцатого века он был разрушен, но потом восстановлен силами местных жителей.

Но памятники и книги - это не все, что осталось от великого мэтра. Его образ, нестандартный и необычный зачастую использовали в кинематографе. К примеру, первый фильм вышел еще в 1928-м, а назывался он просто «Лютер». В 2003 году германские кинематографисты выпустили художественный игровой фильм, посвященный этому человеку. Он вышел в российский прокат под названием «Страсти по Лютеру», а главную роль в нем сыграл знаменитый британский актер Джозеф Файнс.

Один из любимых праздников немецкого народа – Латерне или день фонариков. Он отмечается традиционно 11 ноября и посвящается святому Мартину, покровителю бедных и обездоленных. Однако в землях Саксония-Анхальт шествие со свечами принято проводить на день раньше, приурочив его ко дню рождения прославленного родоначальника протестантизма и лютеранства.

Лютер Мартин (10 ноября 1483, Эйслебен, Саксония, - 18 февраля 1546, там же), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия).

В обстановке подъема общественного движения в Германии, 31 октября 1517г. Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви, в том числе догму о том, что духовенство является необходимым посредником в общении человека и Бога. Лютер и его сторонники утверждали, что в католицизме почитание бога подменено почитанием церкви, совершением придуманных духовенством обрядов и поклонением рукотворным предметам культа. Спасение христианина, утверждал Лютер, - не в церковных службах, обрядах, свечах, мессах, песнопениях, иконах и других чисто внешних проявлениях религиозности, а в глубокой и искренней вере в бога. Опираясь на священное писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на "подлинном слове божьем", "истинном евангелии". Вопреки учению католицизма о необходимости совершать для спасения души различные обряды Лютер, ссылаясь на послания апостола Павла, утверждал, что "человек оправдывается одной верой". То, что относится к религии, - дело совести христианина; источник веры - священное писание, "чистое слово божье" (Лютер перевел Библию на немецкий язык). Все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным; остальное рассматривалось как человеческое установление, подлежащее рациональной оценке и критике. В результате отвергались "церковное предание" и сама католическая церковь. Церковь, по его учению, не есть видимое общество верующих, а невидимое общество святых, оправданных и возрожденных. Исходя из такого понимания церкви, Л. отрицал церковную иерархию, таинство священства. Признавал два таинства: крещение и причащение. Отвергал святых, почитание мощей и икон. «Оправданный» человек духовно свободен, поскольку его судьба уже определена Богом, но в земной жизни он должен подчиняться всем ее законам. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви. Подобные тезисы были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя.

В первых семи тезисах Лютер утверждает, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, но длится всю жизнь христианина и заканчивается оно только с вхождением в Царствие Небесное (4 тезис). Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог (6 тезис).

В последующих десяти тезисах Лютер критикует католический догмат о Чистилище, которое как бы стирает значение смерти (13 тезис).

В тезисах 21-52 Лютер доказывает недействительность индульгенций, ибо лишь Бог (вернее Его произволение) ведает нашим спасением (28 тезис - основа монергизма). Кроме того, купив индульгенцию, грешник не имеет гарантий, что он действительно спасен (30 тезис). Цель индульгенций обретается не покупкой отпустительной грамоты, а искренним раскаянием (принцип Sola fide).

В последующих 20 тезисах Лютер утверждает приоритет Слова Божия (лат. verbum dei ) и Евангелия над индульгенциями (55 тезис). «Истинное сокровище Церкви, - пишет он в 62 пункте, - это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога», которое Бог явил на кресте (68 тезис). Этим закладывается принцип Sola Scriptura

В последних 20 тезисах Лютер утверждает, что у римского папы нет никаких особых прав отпускать грехи (75 тезис). В противном случае, почему он до сих пор не отпустил всем грехи? (82 тезис) Лютер также не считает строительство храма св. Петра оправданием для индульгенций (86 тезис)

В заключении он закладывает основы теологии креста, согласно которой на небо следует входить не деньгами, а скорбями (94-95 тезисы).

За эти тезисы он был обвинен Римом в ереси, отказался предстать перед церковным судом, а в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви.

Положения учения М. Лютера о реформе церкви.

    Оправдание верой. В католицизме грешный человек оправдывается перед Богом «добрыми делами» с помощью церкви. В лютеранстве каждый христианин достигает спасения души исключительно посредством даруемой ему Богом веры в искупительную жертву Иисуса Христа.

    Прямой контроль за верой и совестью. Критика претензий духовенства на право посредника между людьми и Богом. Общение с Господом возможно для каждого чистого духом христианина.

    Коренное преобразование церкви. Идея отмены опеки папской курии имела далеко идущие последствия: создавались предпосылки для политического объединения Германии, прекращался отток громадных денежных сумм в Рим, упразднялась треть церковных праздников, стимулировалось предпринимательство.

    Упрощение обрядов (простота мессы, ликвидация таинств) изменяло жизнь братств, цехов и гильдий, упраздняло значительную часть черного и белого духовенства, избавляло от расходов, связанных с содержанием церкви, вело к секуляризации церковного и монастырского имущества.

Лютер проповедовал учение о «двух царствах», согласно которому надо разграничивать «закон» и «евангелие», т.е. признать самостоятельность государства по отношению к церкви, которая ставилась Л. в зависимость от светских властей. Проповедовал учение о божественной справедливости, понимая ее не как свойство, выражающееся в наказании или воздаянии, но как активность, которая делает человека праведным. Справедливость не зависит от человека, но дается по милости Творца и возвещается Святым Духом. По Лютеру, человеческий разум не способен проникнуть в тайну божественной милости, которая может быть познана лишь верой. Сам разум извращен первородным грехом.

В сочинении "О светской власти" (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т.е. из истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. Однако только меньшая часть людей ведет себя по-христиански; злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому бог учредил два правления - духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых, заставляющее их сохранять внешний мир и спокойствие).

Истинный христианин не нуждается ни в праве, ни в мече, но он должен заботиться о других людях; поэтому, раз меч полезен и необходим для охраны мира, христианин платит налоги, почитает начальство, служит, делает все, что идет на пользу светской власти. "Если ты видишь, - утверждал Лютер, - что не хватает палачей, стражников, судей, господ или правителей, а ты сочтешь себя способным (к этому занятию), то предложи свои услуги и займись этим, чтобы не пренебрегали властями, без которых нельзя обойтись..." Главное в том, чтобы христианин не использовал меч в своекорыстных интересах; при соблюдении этого условия "стражники, палачи, адвокаты и прочий сброд", считал Лютер, могут быть христианами, поскольку власть и меч - служба божья, и потому "они должны быть теми, кто бы разыскивал, обвинял, мучил и убивал злых, защищал, прощал добрых, отвечал за них и спасал их".

Часто ссылаясь на слова апостолов Петра и Павла о богоустановленности власти, данной для наказания преступников, страшной не для добрых, но для злых, Лютер оправдывал светскую власть во всех ее непривлекательных проявлениях. "Знай также, - писал Лютер, - что с сотворения мира мудрый князь - птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо крупнейшие злодеи на земле; всегда нужно ждать от них наихудшего, редко - чего-либо хорошего. ...Если же князю удается быть умным, благочестивым или христианином, то это величайшее чудо, вернейший знак милости Божией для данной страны".

Однако устами апостолов бог велел подчиняться любой власти, без которой невозможно существование человечества. Но законы светской власти простираются не далее тела и имущества, того, что является внешним на земле. Светская власть не имеет ни права, ни силы диктовать законы душам. "Все, связанное с верой, - свободное дело, и к этому никто не может принуждаться, - писал Лютер. - ...Делом совести каждого является то, как он верит или не верит".

Выступая против привилегий католического духовенства, Лютер отстаивал самостоятельность государства по отношению к церкви. Служба священников - распространение божьего слова, поучение христиан; во всех внешних делах они должны подчиняться государству. Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Человек свободно ищет истину, уповая на внутреннюю религиозность; в делах веры невозможно принуждение.

Духовенство не является каким-то особым "чином", независимым от светской власти. Лютер призывал королей и князей к вооруженной борьбе против пап, кардиналов, всего католического духовенства.

Положения М. Лютера о разделении духовной и светской властей.

    Учение о «двух царствах». Разграничены религиозная и светская сферы («служба» и «личность»). Религиозная организация общества полностью автономна. Свобода совести, вера, внутренний мир человека – сфера исключительно духовной власти. На вторжение светской власти в религиозную жизнь справедливо сопротивление силой слова и страдания за веру. Единственный судья и мститель – Бог.

    Концепция светского государства и права. Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Должностные лица («личности» или «исполнители») обязаны следовать интересам подданных, руководствуются этическими принципами, нормами естественного права.

    Автономия гражданского права. Оно освобождено от опеки канонического права, но, т.к. не может учесть всего многообразия общественных коллизий, то не должно возводиться в абсолют.

    Разум «наставник закона», поэтому играет важную роль в политике.

    Авторитет светской власти. Институты светской власти освящены божественным авторитетом»; подданные не имеют права на сопротивление власти. Должностные лица уходят, а власть учреждена Богом. Непослушание властям – грех более тяжкий, чем убийство, прелюбодеяние или ложь.

Значение.

Историческое значение деятельности М. Лютера прежде всего в том, что его выступлением был дан толчок мощному подъёму движения всех передовых и революционных сил общества. Вместе с тем лютеровская Реформация, порвав с общенародным движением, центром которого она вначале являлась, сделалась впоследствии опорой власти феодальных князей. Важное значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви, что в эпоху раннего капитализма соответствовало интересам зарождавшихся буржуазных элементов. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии, в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации? Против чего он выступал и какие последствия имели его действия?

Каково было отношение Лютера к государству в целом и к церкви? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить ниже.

Начало Реформации и ее цели

В 16 веке Западную и охватило движение, которое по своей социально-экономической сути было антифеодальным, а по идеологической форме - антирелигиозным.

Активисты этого движения, названного Реформацией, преследовали следущие цели: изменение взаимоотношений между церковью и государством, перестройка официальной церковной доктрины, полное преобразование организации католической церкви. Основным очагом была Германия. Каковы основные идеи Мартина Лютера на этот счет и как он связан с движением Реформации? На этот вопрос мы ответим ниже.

95 тезисов Лютера как толчок к Реформации

По сути, началом реформации стали знаменитые 95 тезисов профессора Виттенберского университета, доктора богословия Мартина Лютера, которые он прибил к дверям церкви. Это было формой протеста против продажи индульгенций - отпущение грехов. Церковники утверждали, что святые совершили так много подвигов и поступков, что их можно продавать людям в качестве отпущения грехов. За эти 95 тезисов Лютера отлучили от церкви и предан опале. Если бы ни германские князья, Лютер был бы предан смерти. Тем не менее, учение Мартина Лютера приобретало все больше и больше последователей.

Идеи Мартина Лютера

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на "подлинном слове Божьем".

Ссылаясь на Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это - один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии - священно. Все остальное - дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Лютер и государство

Каковы основные идеи Мартина Лютера касательно государства? Одно из ключевых положений учения - разграничение светской и религиозной власти. Вместе с тем, Лютер в своем учении говорит о покорности монархам, о смирении и терпении. Также он призывает не поднимать восстания против власти. Подобный подход становится понятен, если принять во внимание то, что хорошим правителем считался тот, для которого власть - это бремя, а не привилегия. Согласно учению Лютера, правитель - слуга, а не господин своего народа.

Светская власть предназначена для того, чтобы регулировать отношения людей. Духовенство тоже принадлежит к простому народу, который подчиняется светской власти.

Естественное и божественное право

Каковы основные идеи Мартина Лютера о соотношении духовной и светской власти? Если передавать их в двух словах - Лютер считал, что порядок должен достигаться вследствие опоры светской власти не на божественное право, а на естественное, несмотря на то, что оно - производная от божьей воли. По Лютеру, такие понятия, как свобода воли, и его внутренний мир не могут подчиняться юрисдикции государства.

— великий религиозный реформатор, учение которого активно развивается в течение последних пяти столетий и насчитывает более пятидесяти миллионов приверженцев во всем мире. Родился Лютер в 1483 году в семье бывшего крестьянина Ганса Лютера, который в надежде на лучшую жизнь переехал в Эйслебен и, сменив профессию, работал на медных рудниках. После рождения сына семья перебралась в городок Мансфельд, там отец становится довольно зажиточным бюргером. В 14-летнем возрасте Мартина отдают во францисканскую школу, расположенную в городе Марбург, а в 1501 году он начинает учиться в Эрфуртском университете, т.к. в среде бюргеров считалось престижным дать сыну юридическое высшее образование. В 1505 году он стал магистром свободных искусств и начинает изучать юриспруденцию.

Неожиданно для родителей и против воли отца он принимает в 1506 году монашеский обет, а в 1507 году его посвятили в священники. Возможно, на это решение повлияло весьма строгое родительское воспитание, как позже скажет Лютер, что суровым обращением они толкнули его в монастырь. Существует и еще одна версия, согласно которой Лютер однажды попал в страшную грозу и, испугавшись, дал обет монашества, если будет спасен. В 1508 году он преподает богословие в университете Виттенберга. Одновременно с преподаванием он продолжает учиться и в октябре 1512 года получает степень доктора богословия и вскоре занимает должность профессора библейской теологии. В 1515 году Лютер был заместителем настоятеля монастыря.
Составляя комментарии к тексту Псалмов, он находит новое значение текстов и меняет взгляд на проблему отпущения грехов и спасения. Помимо смирения, молитв, различных обетов и аскетизма искупление грехов и спасение можно было получить через заступничество церкви, которая вымаливала для человека спасение за вознаграждение, что вылилось в торговлю индульгенциями. Лютер подверг критике роль церкви в спасении и 31 октября 1517 года обнародовал в Виттенберге свои 95 Тезисов. Основной смысл Тезисов — Библии чужда идея искупительных пожертвований, от согрешившего человека богу нужно лишь чистосердечное раскаяние. Лютер не признает посредников в лице священника между Богом и верующим человеком, отвергает церковную иерархию и разделение общества на священников и мирян, т.к. в Писании об этом не написано. В 1518 году Папа Римский развернул против Лютера инквизиционный процесс. Лютер блестяще защищается на собрании августинцев Саксонии в апреле 1518 года. В 1520 году Папа Римский предает Лютера анафеме и отлучает от католической церкви. Буллу об отлучении его от церкви Лютер публично сжигает 10 декабря 1520 года во дворе университета города Виттенберга.

Он продолжает развивать свое учение: отвергает большинство таинств, оставил лишь крещение и причащение, т.к. они указаны в Священном Писании. Он отвергает поклонение иконам и мощам, культ святых и ангелов; утверждает, что путь спасения человека — в его личной вере; священник призван служить, а не властвовать, он не стоит к Богу ближе, чем мирянин. Он переводит Библию на немецкий язык, сделав ее доступной для народа. Он публикует ряд работ, объясняющих его позиции, в открытом письме «К христианскому дворянству немецкой нации» пишет о реформе христианского сословия и объявляет борьбу с папским засильем делом всей нации. Бог в понимании Лютера непознаваем, он известен человеку настолько, насколько сам открылся ему через Библию. По его мнению вера неподвластна разуму, разум имеет дело со всем, что ниже нас и среди нас, а не над нами.

Просмотры: 7 875

На тему Реформации, которая началась с Мартина Лютера в ХVI веке написано огромное количество книг и все равно хочется заглянуть за ширму бытия и коснутся новых граней жизни Мартина Лютера, понять мотивы, движущие им на пути всеобщей Реформации и известным 95 тезисам, а главное ко спасению и свободе души.


Лучше всего разделить поиск на 3 ключевых вопроса :

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония

Биография Мартина Лютера

Биография великого реформатора начинается в 1483 году, когда Писание было доступно священникам только на латыни, и часто не читалось даже в таком варианте. В жизнях простого народа глубоко укоренились мифы о злом Боге, которого ничем нельзя удовлетворить. Мартин родился в семье трудолюбивых и упорных выходцев из крестьян. Дома молодой Лютер перенял пример упорного трудолюбия и дисциплины, добился хороших результатов в учебе, защитившись и получив степень бакалавра и магистра.

Однажды, когда Мартин Лютер шел через лес, началась сильная буря и сильно испугался, когда его отбросило на землю ударом молнии, что готовился прощаться с жизнью считая происходящее карой небес. Изо всех сил Лютер взмолился к святой Анне о помощи. Молодой юрист обещал стать монахом и хотел только уйти от адских мучений. Он считал, что сможет угодить Богу только через монастырь. Он всем сердцем хотел найти мир, мир с Богом. Дальше можно увидеть, что может сделать Слово Божье при полном доверии к Нему и постоянном изучении.

Монашеский путь Мартина Лютера

Став монахом Лютер изнурял себя постами, службами, добрыми делами и все равно был недоволен. Все что знал до этого, все традиции того времени загоняли его в депрессию, утверждали в недостойности. Лютер из-за своей жажды Божьего принятия мог не есть и не пить несколько дней и только читать Библию. Его находили полу живым, но все старания не приносили мира в сердце.

У Лютера было одно желание – угодить Богу, только искренняя любовь к Всевышнему давала силы идти вперед, не смотря на трудности и неудачи. Мартин проводил свою первую мессу на которой присутствовал отец и из-за сильного волнения не справился, столкнулся с позором и неприятием родного человека. Тем не менее не сдался и остался стоять на выбранном пути, вопреки желанию отца видеть Лютера юристом.

Постоянно находясь в поиске, будущий Реформатор отправляется в Рим к святым местам и находит там развращенных блудом священников, жаждущих служителей, продающих индульгенции и выдуманные реликвий. Не смотря на сильное разочарование, Мартин идет дальше и встречается с новым наставником Штаупицем, который открывает другой взгляд на дела человека и Божье присутствие, которое меняет сущность человека. Действительно правду сказано «ищущий находит». Лютер начинает глубоко изучать Библию как никогда раньше.

Открытие Истины

В 1515-1517 гг. Мартин читает лекции студентам и осознает через послание Римлянам, что у Бога есть огромная любовь к человечеству и Творец хочет не наказывать, а оправдывать каждого и приходит самое главное осознание – что только вера играет роль в спасении человека. («праведный верою жив будет» Рим. 1:17). «Наконец, после продолжительных размышлений и по милости Божьей я начал понимать, что праведные живут по Божьему дару, а именно по вере… Я почувствовал себя заново рожденным, а также то, как будто я вошел в широко раскрытые врата рая» Говорил Лютер.

Мартин не смог молчать. Он жаждал донести свое откровение и истину массам, в чем выражались его любовь и сострадание к людям. Здесь родились всемирно известные 95 тезисов, которые были вывешены на двери церкви. В них Лютер изложил основные истины Писания, даже не предполагая о последствиях, того, что они станут переворотом для всего мира.

Ключевые направления тезисов:

  • Противостояние продаже индульгенций для зарабатывания денег;
  • Отрицание власти Папы Римского над чистилищем;
  • Раскрытие истинных путей спасения для каждого человека.

Удивительно, что даже не ставя в известность автора, 95 тезисов были переведены на немецкий язык и распечатаны. Можно только представить насколько люди жаждали истины.

Твердая позиция Мартина Лютера

Лютер утверждался в Божьей любви, что побуждало нести ее другим. Он доказывал, что только Писание есть последней инстанцией, а не Папа Римский. Мартина Лютера заставляли отречься от дела всей его жизни, но заложенное истинное основание уже невозможно было сломить. Реформатор уверенно шел вперед, публично сжигал папские законы, участвовал в дебатах студентов и сам утверждался в собственной свободе. Слова подтверждения: «Вера не является заслугой человека. Это состояние дается Богом или, точнее, оно является осознанием новой жизни, которая укоренилась глубоко в душе, получив уверенность в Божьем расположении.»

При общении с Императором Карлом V Испанским на суде Мартин снова отказывается отречься и оглашает, что примет решение оставить свои взгляды только в случае аргументов Писания. Его признают еретиком и нависает угроза потерять жизнь как Ян Гус, но друзья вовремя увозят Лютера и скрывают в замке, где рождается перевод Нового завета на немецкий язык.


Любовь в жизни Лютера

Лютер придерживается идеи, что людские души завоевываются любовью. Он не требует от других быстрого принятия Божьей милости, понимая, что нужно время. Реформы Лютера также были направлены на помощь бедным. Велось финансирование со средств монастырей сиротам, студентам и бедным девушкам на приданное. Лютер находил новые возможности влиять. Он изменил скучные службы в проповедь Евангелия, помогал бежать монахам и вступать в брак. Сам он тоже женился на сильной духом беглой монахине с рыжими волосами, которую звали Катрин. В своем сердце к жене он испытывал глубокую нежность и уважение. Та в свою очередь стала заботливой помощницей мужу, отличным организатором и менеджером в финансах.

Лютер говорил: «Некоторые браки появляются исключительно из похоти, но похоть испытывают также вши и блохи. Любовь начинается тогда, когда мы имеем желание служить другим людям».

Мартин любил свою жену и утверждал, что это только укреплялось с годами, дети были для него особым даром и большой болью была утрата нескольких из 6 детей.

Мартин Лютер со своим открытым сердцем к людям часто участвовал в дискуссиях и принимал у себя гостей разных сословий и возрастов.

Реформация привела в свою очередь к восстанию крестьян против знати. Лютер выступал против насилия с обоих сторон и всеми силами старался остановить кровопролитие, чем еще раз доказывал свою любовь к людям.

Величайший труд Лютера – перевод дополнительно к Новому завету и Ветхого с еврейского языка на доступный немецкий. Перед собой ставил задачу – сделать работу максимально качественно и донести истину как можно большему числу людей, даже не предполагал, что стремится иметь такой экземпляр у себя будут почти все немецкие семьи.

Последние дни

Мартин трудился до последнего, проповедуя занимаясь написанием новых работ. Его уход был в одной из поездок, в которую отправился в плохом самочувствии, но сумел проповедовать, провести причастие и рукоположить служителей. Его идеей поездки были слова: «Если мне удастся посодействовать в восстановлении гармонии между моими дорогими князьями и их подданными, я смогу спокойно вернутся домой и там отойти в мир иной». До последнего, каждый день Лютера был наполнен любовью к людям, которую Он черпал в Боге.

Возвращаясь к 3м ключевым вопросам:

Плод при жизни

– Открытие истины Писания для получения оправдания и мира как своего личного, так и для других

– Успешное противостояние ложным принципам в церкви

– Активное движение реформирующие все сферы жизни, несущее свободу и заботу.

Плод после жизни

Кардинальное и бесповоротное изменение церкви, обращение к истине слова Божьего, которое остается в веках.