Представление о самом себе. Внутренний мир человека и система представлений о себе

Для того, чтобы запрограммировать себя правильным образом, необходимо предварительно составить столь же правильное мнение о себе. Если мы уверенны, что имеем определенные качества, то и действия наши опираются на эту уверенность. В конечном же итоге мы в самом деле развиваем именно те способности, которые, как нам представлялось, у нас имеются, становясь таким образом теми, кем были в наших мыслях. Но, конечно же, точного представления о самом себе у нас нет, ведь любой человек состоит из слишком многих личностных качеств, которые и образуют цельную личность. Мы говорим о том, что любой из нас имеет представление о, скажем, своем стиле в одежде, своей манере поведения в обществе, своей речи, своих отношениях с друзьями и близкими, и даже о своих доходах и успехах в спортивных играх.

Нормальной человеческой реакцией на стороннее предположение о том, что вы вовсе не являетесь таким, каким мните себя, вызовет у вас по меньшей мере раздражение, и человек, высказавший подобную мысль, неизменно станет своеобразным врагом, вторгнувшимся на чужую территорию. автоматически подстраивает под себя наши действия. Скажем, человек, который играет в гольф и добивается на первых лунках великолепного результата, говорит: «О, нет, это не так, я не могу играть настолько хорошо!» И что же можно наблюдать после подобного утверждения? Само собой подобное негативное представление о собственных возможностях немедленно проявится в дальнейшем ходе игры, и конечный итог – плачевный, надо сказать – будет на сто процентов соответствовать предварительным ожиданиям.

Представление человека о самом себе и о том, кто мы есть на самом деле, состоит из трех частей.

— То, каким вы представляете себя в собственных мыслях, иначе говоря, ваш идеальный образ.

— То, какой образ вам свойственен на деле, иначе говоря, ваш имидж.

— Высокая степень самооценки – мы говорим об уважении к самому себе.

Итак, теперь давайте немного подробней. Что мы вкладываем в понятие «собственный идеал»? Мы говорим о ваших собственных представлениях о том, какой личностью вы хотели бы являться. Что касается имиджа, то это ваши представления и мысли о самом себе реальном. Имидж походит на своеобразное зеркало, в котором отражается ваше теперешнее «Я». Не забывайте, что на ваше представление о самом себе оказывает влияние мнение окружающих, и зачастую успех может прийти именно в тот момент, когда вы научитесь закрываться от негативных о вас мнений, отстраняться от них.

Здесь к месту история, которая произошла в 1670 году. У мальчика, о котором идет речь, до определенного момента не хватало уверенности в себе, и это, видимо, проявлялось настолько ярко, что немедленно замечалось другими людьми. В частности, школьным задирой, которому пришлась по вкусу идея постоянно травить того, кто не осмеливался дать сдачи. Однако переломный момент все же произошел – однажды тот, кто никогда не отстаивал себя, внезапно развернулся и ударил обидчика, свалив его на пол. Что же произошло после этого? Невероятно, но все изменилось кардинальным образом. Всего за несколько мгновений, от удара до падения задиры, у юноши появилось о себе совершенно другое представление, которое оказало влияние на дальнейшее развитие событий. Через несколько недель его избрали старостой класса, затем – старостой школы. Дальше – больше… спустя годы бывший недотепа стал настоящим рыцарем и сэром, а заодно и открывателем одного из самых важных законов – закона всемирного тяготения. Конечно же, мы говорим об Исааке Ньютоне. И, заметьте, он не изобрел, а именно открыл свой закон, так как явление тяготения существовало всегда, и требовалось лишь найти ему применение.

Что позади нас и что впереди нас - мелочь в сравнении с тем, что внутри нас.

Ралф Уолдо Эмерсон

Для того, чтобы эта книга обрела смысл - стала для вас переломным этапом - я должен дать рабочее определение того, что такое «собственная суть». Хватит ходить вокруг да около, иначе вы не сможете должным образом усвоить информацию. «Рабочее определение» - специальный термин, применяемый в научной литературе, чтобы определить или сформулировать что-то в рабочем порядке, для конкретного применения, исключив любую двусмысленность. Суть в том, что самое сложное явление можно разбить на элементы или фазы: А, Б, В, Г и т. д. Если вы ясно представляете себе каждый элемент или фазу того, что необходимо определить, вам станет абсолютно ясно значение целого. Признаюсь, что как и многое из того, о чем я сейчас размышляю, я прочитал об этой концепции еще в школе, но познал ее гораздо позже, в процессе общения с реальным миром (то есть мне пришлось совершить нечто ужасно глупое, а потом извлечь из этого уроки).

Однажды летом, как раз после окончания средней школы, мне предложили одну работу, которая состояла в том, чтобы снести старый дом, находившийся возле дома моих родителей в Техасе. Я знал старика, которому принадлежал тот участок, и слышал, что он хочет снести дом, чтобы на его месте построить новый. Старый дом был совершенной развалюхой. В нем не осталось ни окон, ни дверей, потолки давно просели, но он был набит старой мебелью, какими-то автомобильными деталями, пустыми 200-литровыми бочками из-под бензина. Предлагая мне эту работу, владелец дома сказал: «Вот что. Я знаю, у тебя хорошо получается все рушить. Я дам тебе 250 баксов, чтобы ты избавил меня от этой рухляди. Просто сгреби ее с фундамента и куда-нибудь вывези». Да, я действительно был силен в том, чтобы что-нибудь сломать, и очень гордился этим. Мой отец обычно говорил, что если в полдень дать мне наковальню, то к вечеру я расколочу и ее! Кроме того, нужны особые умения и таланты, чтобы болтаться без толку и без дела целое лето, а у меня эти таланты были развиты настолько, что я мог служить просто олицетворением бесполезности!

Короче говоря, предложение было как раз по мне, а 250 долларов - самая большая сумма, которую я когда-либо видел. Итак, по рукам! Я «сгребу» эту рухлядь. Я нанял еще одного приятеля, у которого разрушительный потенциал был сродни моему, и мы явились на объект на следующее утро, горя желанием поскорее взяться за дело. Однако, к нашему ужасу вскоре выяснилось, что стены этого пятидесятилетнего строения были в добрый фут толщиной и капитально оштукатурены. Могу поклясться, что они были тверже любого вещества, известного человеку. Мне кажется, из этих стен потом стали добывать титан! А внутри них оказался добротный деревянный каркас, дверные косяки, оконные коробки и невероятно тяжелые балки. Оглядев внимательно эту крепость, мы поняли, что за свои 250 «зеленых» этот старикан втравил нас в каторжную работу. Он наверняка от души смеялся надо мной, когда ехал в банк оформлять сделку. Я был готов стереть эту улыбку с его лица.

Итак, в течение двух дней мы атаковали дом кувалдами, ломами, тросами и цепями. После этого мы выглядели более потрепанными, чем строение. Однако мы совершенно не продвинулись к цели. После этого, всегда считая себя достаточно находчивым, я решил, что нужно действовать умом, а не силой. Я пробил небольшие отверстия в стенах, пропустил в них цепь. обвел ее вокруг углов дома и прицепил к пикапу, с расчетом, что нам нужно только сдернуть постройку с места резким рывком, а потом она сама развалится и останется только грузить и вывозить обломки. Но она не только не поддалась, мы к тому же сожгли две хорошие задние покрышки колес пикапа. Бедная старая машина скрипела и визжала от напряжения, а нам оставалось только нюхать, как горит резина. Затем цепь лопнула, машина сорвалась с места, как ракета, пробила ограду соседнего участка и снесла опору парадного входа в дом. Пикапу тоже не поздоровилось, а мы, как оказалось, стали сносить не тот дом. Я страшно огорчился от нанесенного ущерба, пока часом позже, когда мы вывозили полный грузовичок бетонных обломков в заброшенный карьер, я случайно не подрулил слишком близко к обочине. Левое заднее колесо съехало с твердого покрытия, и в мгновение ока передо мной, казалось, разверзся ад. Все обломки в кузове мгновенно сместились в одну сторону, и бедный пикап покатился в кювет, перевернувшись шесть раз. Очнувшись, я уже не с такой жалостью вспоминал о разрушенной ограде соседнего участка. Вот это вознаграждение за наши старания!

Но я был не из тех, кто легко сдается, поэтому, стараясь быть новатором, я предложил великолепную идею. «А что, если нам спалить эту рухлядь дотла?»- делился я своими мыслями с напарником, думая, что если нам удастся сжечь все, что находится внутри бетонных стен, они никуда не денутся - рухнут. Останется только собрать и вывезти обломки. После того, как все сгорит, думал я, мы сможем использовать наш потрепанный грузовичок и развалить им стены, как тараном (понимаю, понимаю, что вы хотите сказать, но мне было всего семнадцать лет, что тут еще можно добавить?).

Как бы там ни было, ранним воскресным утром мы появились на участке с канистрой бензина, которым основательно смочили все, что можно было, внутри здания. От одной спички старый дом вспыхнул. Стоя неподалеку и наблюдая за тем, как огонь делает свое дело, я, помнится, подумал: «Ну вот, все в порядке», - однако мгновением позже, когда пламя вырвалось сквозь крышу и перебросилось на близстоящие деревья, а также подожгло линию электропередачи, которая тянулась от дома, мне стало не по себе. Заметив, как языки пламени и искры вздымаются на высоту более тридцати метров, соседи вызвали пожарную бригаду; это случилось за несколько секунд до того, как электричество пропало и телефоны перестали работать в радиусе шести кварталов от этого места. Примчалась пожарная бригада. Она стала гасить пламя, но внутри постройки было настолько жарко, что взорвался канализационный газ. В окрестных домах повырывало унитазы, а крышки канализационных люков подбросило на высоту нескольких метров. Немного не то, на что мы рассчитывали.

Что я хочу всем этим сказать? Когда тот пенсионер впряг нас в работу за 250 долларов и попросил «сравнять эту халупу с землей», он не определил стадии, о которых подразумевал. Если бы он сформулировал поэтапно, чего он от нас хочет, пожара не произошло бы. Он и не подозревал о том творческом безумии, которое я способен был проявить в свои семнадцать лет. Если бы он мог оценить мои творческие способности, он бы разбил задачу на отдельные операции, например:

1. Отделить крышу от строения с помощью ломов и монтировок, сбросить ее на землю, там разобрать и вывезти на свалку.

2. Разобрать внутреннюю конструкцию дома, вынести, сложить на грузовик и вывезти.

3. Оторвать полы и наличники, демонтировать балки, погрузить на транспорт и вывезти.

Он мог бы продолжать и продолжать. Вместо этого, при моем семнадцатилетнем мышлении и нечетко поставленной задаче, я просто устроил пожар на всю округу и взорвал канализацию в шести кварталах.

Этот случай показал мне, что, если нет четкой формулировки того, о чем говоришь, возникает большая вероятность ошибок и неправильных выводов . Зная, что в нашем вопросе вы можете быть столь же наивны, как я когда-то, я не хочу, чтобы между нами возникали проблемы, когда мы говорим о подлинной личности. Я не хочу, чтобы ваша мысль была «в свободном полете», когда дело дойдет до понимания проблемы. Я объясню вам, какие конкретно операции включает в себя понятие подлинного «я», так, чтобы в том, что происходит, не было для вас никакого таинства.

Я хочу этим сказать, что я должен определить не только то, что такое внутренняя человеческая личность, но также и то, как она становится тем, что есть. Я должен написать простым и понятным языком, чтобы вам стало ясно, что вы должны делать, чтобы внести в свою жизнь радикальные перемены. Мне также придется ответить на ряд важных вопросов:

Какие вы проделали и делаете реальные, внутренние и внешние действия, которые формируют вас?

Какие модели мыслей и ощущений влияют на формирование вашего внутреннего «я»?

Какое поведение, какие действия и реакции сформировали результаты, которых вы достигли и достигаете в повседневной жизни, результаты, которые, будучи вами восприняты, сформировали вашу личность?

Какой сделанный вами выбор привел к тем результатам, с которыми вы сейчас живете?

Как нужно изменить выбор и поведение, чтобы достичь новых, более продуктивных результатов?

Как только вы оцените значение и важность этих вопросов, зададите их себе в применении к своей собственной жизни, сразу же начнется критическая работа по пониманию того, что такое концепция вашей личности. Это может напоминать вам беседу на приеме у психолога, поэтому возьмем паузу и определимся с терминами.

Каждый человек, и вы тоже, имеет определенное и подробное представление о самом себе, то есть самооценку. Это представление является сложной совокупностью убеждений, фактов, мнений и представлений, которые вы проносите через всю жизнь, через каждое мгновение своего бытия. Пожалуйста, поймите, что у вас есть самооценка уже сейчас. Вы не приобретете ее, прочитав эту книгу. Проблема в том, что вы можете сознательно не понимать ее сути. Я имею в виду, что если бы я сейчас дал вам ручку и бумагу и попросил изложить все, что вы понимаете о себе, вы не смогли бы написать и половины того, что на самом деле знаете.

В этом-то и проблема. То есть, у вас могут быть очень мощные предубеждения относительно себя, которые вы не можете ни осознать, ни побороть, только потому, что вы даже не подозреваете об их существовании. Это означает, что есть огромное количество вещей, которые воздействуют на вас и на то, в каком виде вы предстаете перед окружающим миром, а вы даже не знаете о них. Ваше представление о самом себе может постоянно меняться, возможно, оно было «замуровано в камень» много лет назад, но оно в вас обязательно есть. Оно там, внутри, и оно определяет всю вашу жизнь. Все, что вы делаете и чувствуете, а также, что более важно, как вы это делаете и чувствуете, произрастает из вашего глубинного представления о самом себе.

Теперь вам должно быть понятно, почему так важно это представление человека о самом себе, его самооценка. Человек, у которого самооценка полна уверенности, будет относиться к окружающему миру совершенно по-другому, чем человек, самооценка которого полна сомнений. То, в чем вы убеждены относительно себя, что вы считаете реальностью своего существования, чрезвычайно важно для поддержания связи с жизнью. По сути, человеческая самооценка настолько важна, что не будет преувеличением сказать, что существует прямая связь между представлением человека о самом себе и результатами его жизни. Связь понятий может выглядеть здесь следующим образом:

Мы накапливаем определенный жизненный опыт, на который реагируем и который интерпретируем по-своему;

Этот результат представляет собой набор убеждений о себе: суждения о компетентности, ценности, привлекательности, приемлемости, силе и энергии;

На основе подобной самооценки, приписав себе определенные качества, мы формируем из себя конкретную личность, которую представляем окружающему миру;

На основе всего комплекса определенных и выработанных характеристик, формы и манеры их представления миру, мы впоследствии выносим суждения о самом этом мире и обо всем, что в нем происходит: любой успех или провал, любой результат с точки зрения денег, достижений, признания, любви, покоя и гармонии проистекает из этого комплекса самооценок.

Когда я говорю, что мы являем себя миру, это нужно понимать следующим образом: мы отправляем в окружающее пространство послание в виде слов, моделей поведения, эмоций, физических, духовных и интерактивных воздействий. Только 7 процентов всего общения - это слова, а на каждую мысль имеется физиологический коррелят, соотносительное понятие. Задайтесь вопросом, как будут вести себя остальные 93 процента, если ваше представление о самом себе, которое, как вам кажется, вы так удачно представили, будет скомпрометировано. Что оно будет о вас говорить?

Как я уже неоднократно отмечал, когда мы выбираем модель поведения, мы выбираем реакцию на него, но точно так же на наше поведение реагирует и сам мир, то есть мы являемся создателями тех реакций, которые получаем из окружающей среды. Если вы любите определять все одним словом, то мы являемся стимулам этих реакций. Это означает, что манера и стиль, с которыми мы подходим к другим людям, чаще всего определяют то, как они будут на нас реагировать. Если мы подходим к ним с гневом , то, скорее всего, мы получим гнев в ответ. Когда ваш подход говорит, что вы - неудачник, окружающие так вас и воспринимают. Когда манера разговора и осанка говорят: «Жертва», - поначалу все проявят симпатию, но скоро - нетерпение и желание от вас отделаться. Однако, это не единственная модель поведения, с помощью которых вы можете отпугнуть от себя людей. Противоположный подход столь же отталкивающий. Когда ваше послание миру гласит: «Я здесь главный, это моя «песочница» и мне ни капли не , кто вы и что вам угодно», - люди могут так же решить, что им не хочется иметь с вами дело. У каждого свой стиль контактов, однако очень немногие находят время проанализировать, что у них за стиль. Тем не менее, это чрезвычайно важный момент.

Почему? Потому что как только вы начнете относиться к миру по-другому, сразу же изменятся и все его реакции. Ваш новый стиль общения будет стимулировать совершенно другое качество «бартерных» отношений с окружающим миром. Соответственно, этот стиль - наиважнейшая тема нашего разговора. Вы должны понять и принять фундаментальную истину о взаимоотношениях с другими: мы либо укрепляем, либо разрушаем все наши взаимоотношения, 60 минут в час, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Тут нет никакой нейтральности. По мере нашего продвижения вперед вы должны ясно осознавать тот факт, что мы делаем либо одно, либо другое, все свое время.

Что действительно поражает, так это то, что этот фундаментальный и определяющий элемент нашей жизни так часто развивается и затем проявляет себя пассивно и бессознательно. Формирование самооценки и многочисленный выбор, который нам приходится делать в жизни и который так сильно влияет на нашу самооценку и на ее последующее выражение, вполне может происходить безо всякого учета важности всех жизненных событий. Человек вполне может дать миру понять, что готов исполнять ту роль, которую подберут для него другие, но которую он сам не согласился бы выполнять и через миллион лет, - но происходит именно это. Спустя солидное время и после тщательных репетиций роли, которые нам навязали из-за нашей собственной пассивности, так глубоко проникают в тонкую материю нашей души и личности, что полностью поглощают и подменяют их.

Например, мы все прекрасно знаем, каким тяжелым может быть для человека факт отказа. Не отобрали в команду, не пригласили на танец, отказали в свидании, не приняли на работу, о которой мы мечтали, вступили в брак, который закончился разводом, получили квитанцию с расчетом - все эти моменты, естественно, болезненны. И что происходит, если мы, как большинство людей, принимаем этот отказ как факт? Данная информация проникает в самые глубины нашего представления о самом себе. Не важно, каковы были обстоятельства, не важно, как обстоят дела сейчас, боль от полученного отказа отодвигает в сторону и искажает все факты. Если такое имеет место в вашей жизни, значит, вы выстроили соответствующую самооценку, которая полностью базируется на том, как вас воспринимают другие люди. Правильно говорят, что красота - в глазах зрителя. Но чего ради вы станете отдавать свою энергию случайному «зрителю»? Какой-то мальчишка или какая-то девчонка в школе посчитала, что вы недостаточно привлекательны, и отказала вам в свидании. И что из того?! Как говорится, от этого никто не умер и не осиротел. Тем не менее, человек может «тащить» с собой этот негативный опыт, или другой, ему подобный, в течение многих лет.

Вот вам ключ к пониманию моих мыслей: я убежден, что, скорее всего, при формировании вашей личности более важную роль играли подсознательные процессы, при этом гораздо больше информации вы впитали автоматически. Как будто вы представили свое «я» чем-то вроде «мусорной корзины», мимо которой проходят случайные люди, бросая туда все, что попало. А я хочу, чтобы вы залезли туда и внимательно осмотрели и оценили все, что там есть. Вы достаете что-то оттуда, внимательно рассматриваете и говорите примерно следующее: «Хорошо. Эта часть моего существа вышла достойной, я преуспевал и хорошо учился в школе, ею я горжусь. Она остается. Теперь возьмем вот это, а это - поведение моего отца, который сам не прожил ни одного счастливого, спокойного дня в своей жизни, но постоянно ругал меня и говорил, что я - просто кусок дерьма. Это я выбрасываю и хранить не собираюсь». Но люди никогда не делают этого. Они не спрашивают себя: «Как я здесь оказался?» Люди просто хранят то, что в них есть, не пытаясь разобраться, каким образом и откуда это туда попало.

Это я называю теорией жизни Поп-Ая*: «Я есть тот, кто я есть». Это такой подход к жизни, когда человек не задает вопросов, не ищет ответов и довольствуется тем, что имеет. Данный подход я категорически отвергаю и хочу, чтобы вы сделали то же самое. Вот почему я стремлюсь развенчать каждый миллиметр вашей ложной самооценки. Моя задача - помочь вам заглянуть в свою «мусорную корзину». Я хочу, чтобы вы проанализировали ее содержимое, кусочек за кусочком. Давайте вместе разберемся, что является частью вашей истинной личности, как оно туда попало и что из себя представляет. Если вас заботит собственная жизнь и вы решили проделать необходимую работу, тогда такое путешествие внутрь себя будет захватывающим приключением. Можно прямо сказать: «Вы не поверите, насколько мало о себе знаете и сколько вам еще предстоит узнать!»

* Поп-Ай - персонаж комиксов и мультфильмов, особенно популярный в 1930-е годы, смешной пучеглазый морячок, обладавший способностью превращаться в суперсилача всякий раз, когда съедал банку консервированного шпината. Художник Э. Сигар.


Есть один вопрос, ответ на который полностью перевернет ваше представление о себе… Но прежде чем раскрыть вам этот секретный вопрос, хочу уточнить: Кто из вас на 100% удовлетворён, тем, как вы выглядите? Кто из вас может сказать, что стопроцентно доволен тем, какая у вас фигура, бедра, глаза или нос? Задумались? Это хорошо…

Почему бесят некоторые люди без причины

Есть один вопрос, ответ на который полностью перевернет ваше представление о себе… Но прежде чем раскрыть вам этот секретный вопрос, хочу уточнить:

Кто из вас на 100% удовлетворён, тем, как вы выглядите? Кто из вас может сказать, что стопроцентно доволен тем, какая у вас фигура, бедра, глаза или нос?

Задумались? Это хорошо…

Эта статья как раз нацелена на то, чтобы вы задумались и заново оценили то, как вы воспринимаете себя… увидели, что в вашей слабости скрыта великая сила.

Итак, секретный вопрос:

Что вас РАЗДРАЖАЕТ и ПРИВЛЕКАЕТ в окружающих вас людях?

Прямо сейчас возьмите листочек с ручкой и запишите:

Я, например, не умею ходить на каблуках. Я могу, если нужно, но сказать, что я чувствую себя на каблуках естественно и комфортно, не могу. А есть девушки, которые по снегу и в гололед «бегают» на шпильках, и весьма успешно.

Меня всё время восхищали женщины, которые встают на два часа раньше, чтобы привести себя в порядок, прежде чем отправиться на работу. Мне всегда было жалко на это времени. А кто-то делает это каждый день.

Ваша эмоциональная реакция это СИГНАЛ

Качество, которое вызывает в вас сильную эмоциональную реакцию, принадлежит ВАМ.

Просто вы, по определённым причинам, перестали замечать эту часть себя. Чаще всего из-за эмоциональной травмы. В детстве или юношестве.

Вернемся к вопросу, всё ли вам в себе нравится, на сто ли процентов вы удовлетворены тем, как вы выглядите…

Если ваш ответ «Нет», причина, скорее всего, в подростковом возрасте: «Ой, прыщик вскочил на самом видном месте. Ой, а у неё грудь больше. Ой, а у меня тут жирок пополз».

Все ваши попытки сесть на диету, что-то сделать со своим телом заканчиваются тем, что вы ОТТОРГАЕТЕ часть себя.

Вы в буквальном смысле выстраиваете внутри себя ЗАБОР:

Э то мне нравится - это Я. Это мне НЕ нравится - не буду замечать, это НЕ Я.

Таким образом, многие присущие вам качества - неудобные для вас или близких людей - пропадают из вашего поля зрения. Уходят в ТЕНЬ.

Это барьеры, которые вы сами выстраиваете внутри себя.

Но есть и приятная новость!

То, что вас восхищает в других, есть внутри вас

Вы просто перестали замечать это. А значит ваша задача - увидеть это и понять.

Посмотрите на список того, что вас восхищает в других людях:

Они это могут, а значит вы тоже можете.

Но есть и обратная сторона процесса:

То, что вас раздражает в людях, тоже является частью вас.

Хм… Увы, есть.

Если вас раздражают неаккуратные люди, вы найдете в своей жизни примеры, когда вы вели себя подобным образом и осудили себя за это.

Кстати, дети очень «красиво» отзеркаливают нам подавленные части нас.

Например, ваш ребенок проявляет агрессию, и вас это просто бесит… у такой позитивной мамочки растет такой неуправляемый ребенок..

Зеркало в чистом виде: ребенок демонстрирует те эмоции, которые вы ЗАДАВИЛИ.

Ведь позитивная мамочка НЕ должна испытывать негативные эмоции. А поводов для негатива в нынешней экономическо-политической ситуации предостаточно.

Поймите: Для вашего благосостояния нужно и важно вернуть все утраченные фрагменты вас.

Всё ваше земное воплощение – это этап собирания брошенных частей себя и их объединение в единое целое.

Вы чувствуете, что вы сильные, вы гибкие. Вы гнётесь, но не проламываетесь. У вас появляется прочный стержень. Вы наполнены изнутри. Вы всегда знаете, что вы выстоите, в какой бы ситуации вы ни оказались.

Важный акцент для понимания

Если поведение человека вызывает в вас сильную эмоцию, значит, внутри вас есть похожее качество, вы просто не замечаете этого.

Есть просто факты. Например, я знаю, что человек некрасиво ест, он не умеет пользоваться приборами, может грубовато пошутить. Я это понимаю, я это вижу. Но точно также я понимаю, что люди вышли из разных социальных слоёв. У них было разное детство. Я понимаю это на уровне информации.

Если я хочу, я могу ограничить общение с ним. Или не приглашать его туда, где будут люди другого круга, где я могу себя чувствовать неудобно в присутствии этого человека.

Но у меня нет сильных эмоций по этому поводу. Я принимаю это как факт, как данность. Вот это в человеке есть. Здесь нет тени, нет подавленной части вас.

Меня ничего не цепляет. Я просто вижу факт. Я принимаю какие-то определённые решения, исходя из этого факта.

Это мой выбор. Я этого не приемлю. Но я не пытаюсь перевоспитать этого человека.

Например, ваш родственник любит рассказывать похабные анекдоты к месту и не к месту, и ему бесполезно объяснять, что вы встречаетесь с подругами, и похабные анекдоты с матерком никому не нужны.

Вы просто не приглашаете его в свою женскую компанию. И все?!

Сигнал вашей подавленной части: Обрати на меня внимание. Я здесь!

И причины такой реакции, скорее всего, приведут вас в ваше детство.

Детские годы - причина отказа от себя

Помните эти ужасные два-три года, как их называют психологи, когда ребёнок начинает проявлять свою индивидуальность. На рубеже 2-3-х лет ребенок развивает свою самость, свою индивидуальность.

Например, пытается одеть разную обувь на разные ноги. На одну резиновый сапог, на другую ботинок. И собирается так выйти на улицу.

Такое вот проявление индивидуальности.

И в этот момент архиважно, как среагируют родители на поведение ребенка.

Позволят они ребёнку так выйти на улицу?

Кстати, про сапог - это не придуманная история. В жизни моих знакомых, когда ребёнок так оделся, мама сказала: «Ну, ладно. Ты понимаешь, что это будет неудобно, не понимаешь? Иди». Ребёнок вышел. Походил пять минут. Понял, что в ботинке и в сапоге ходить невозможно. Вернулся обратно. Всё! Ситуация решена.

И даже если он проходил в таком состоянии. Это был его выбор, его возможность выразить свою индивидуальность.

Наши родители в нашем же детстве подчинялись определённым правилам жизни в социуме. И «давили» на своих детей, вынуждая их следовать кем-то придуманным правилам.

К чему это в результате привело? Вы ОТКАЗАЛИСЬ от части себя.

Не по тому, что она была ПЛОХАЯ. А потому, что она была НЕУДОБНОЙ. В данном примере, неудобной вашим родителям.опубликовано .

Алена Старовойтова

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

ТЕМА:

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ

Цель: сформировать представление о «Я-концепции», ее основных структурных компонентах, а также умение осуществлять самооценку развития личностных качеств.

I . Работа над новым материалом.

«Познай самого себя» - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Смысл этой лаконичной фразы очень глубок.

Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. На всем ее протяжении перед каждым человеком, ищущим смысл жизни, постоянно встают вопросы: Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «Я»?

В ответах на вопрос типа «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Это сопоставление позволяет увидеть все многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей, выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.

Давайте попытаемся определить, по каким признакам можно находить общее и отличное в людях. При встрече с каким-либо человеком, при воспоминании или размышлении о нем вы, как правило, оцениваете внешний вид: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические характеристики: в какой семье родился и рос, в какой школе учился, с кем дружит, какие книги читает. Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей.

Параллельно с этим происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я» путем сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими. Таким образом, познавая других людей, вы познаете самих себя.

Познавать свое «Я» весьма не просто. Путь к познанию лежит через понимание и оценку своих интересов и способностей, особенностей памяти и мышления, своеобразия речи, внимания и воображения. Любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свойства характера, темперамента, побуждает обращать внимание на чувства, волевые качества, как свои, так и тех людей, с которыми общаемся. Характеристики личности с разных сторон описывают внутренний мир человека, качества его души, особенности поведения .

Задумаемся над тем, что такое собственное «Я». Образ «Я» (или «Я-концепция») - сложное психическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. «Я-концепция» создает специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?) (схема 1).

Схема 1

Становление устойчивого образа «Я»

Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны. Здесь и реальное «Я» (как вижу себя в данный момент), и динамическое «Я» (каким я стараюсь быть), и идеальное «Я» (каким я должен стать) и фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых «Я» .

Размышляя о профессиональном будущем, каждый из вас осуществляет мысленное движение от своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Например, сегодня вы делаете некоторые успехи в музыке и знаете о своих способностях в этой области искусства. И, конечно же, в будущем вы видите себя профессиональным музыкантом. Но для того чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать.

Ну а если у вас сегодняшний день еще не имеет четкого профессионального плана, определяющего пути получения будущей профессии, все равно вы, наблюдая за окружающим себя миром и за деятельностью людей, пытаетесь представить себя в будущем, перебирая в своем воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические. В своих мечтах вы видите себя в разных ролях. Перечень их может быть бесконечным и разнообразным. Но, возвращаясь к своему реальному «Я», соотнося способности с возможностями их реализации, приходится, к сожалению, свои мечты согласовывать с ними. Именно идеальные «Я»-реальное - отправная точка всех планов человека.

Недостатки знаний о себе, обедненность «Я-концепции» затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью. Особую роль здесь имеет самооценка .

На основе самооценки формируется образ собственного «Я» (схема 2).

Схема 2

Формирование образа собственного «Я»

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

У каждого человека существует два способа самооценки. Первый - это сопоставление мнений окружающих о нас. И здесь важно «богатство» образа Я. Чем «беднее» образ Я, тем более зависим человек от отношения окружающих к нему. Тогда самооценка не играет роли эталона, регулирующего поведение. Человека с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоутверждения. Высокое самоуважение не означает, что человек считает себя лучше других. Оно связано с представлением о себе как человеке не хуже других. В этом случае он положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение предполагает отрицательную оценку собственной личности. С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место».

Второй способ самооценки - это соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов. Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе мнит, а в числителе - то, что есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Если уровень притязаний выше достигнутого результата - можно говорить о завышенной самооценке. При завышенной самооценке человек никогда не признает, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих.

Если уровень притязаний ниже достигнутого результата, говорят о заниженной самооценке. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха .

Критическая оценка самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков позволяет человеку при выборе профессии правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией. Заниженная самооценка мешает человеку раскрыть свои возможности, завышенная - приводит к разочарованиям, конфликтам в коллективе.

Основные понятия: «Я - концепция», самооценка, виды самооценки: адекватная, неадекватная, заниженная, завышенная.

Вопросы и задания:

    Что такое «Я-концепция» и каковы ее основные составляющие?

    Каковы формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии?

    Напишите сочинение на тему: «Мой образ «Я» и профессия».

    Какую роль оказывает заниженная самооценка на профессиональное самоопределение личности?

II . Практическая работа.

Методика самооценки личности

Оборудование: стимульный материал на карточке, лист бумаги, ручки.

Стимульный материал: слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность, доброта, грубость, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

инструкция

Используя предложенный материал, составьте ряд «Идеал» из 20 качеств личности, которые ранжируйте (распределите) по следующему принципу: от наиболее незначимых для вас качеств до самых ценных. Затем из этих 20 качеств ряда «Идеал» составьте ряд «Я». Вначале поставьте качества, наименее характерные для вас, а затем наиболее характерные.

Методика «Кто я такой?»

Вероятно, у каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличающимся от всех остальных людей. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие мое мнение о самом себе, видят ли меня другие таким, каким я считаю себя? Если они определяют меня иначе, то что же лежит в основе их восприятия и оценки?

Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу то из своих имен, к которому вы в наибольшей степени привыкли (это может быть имя, фамилия, уменьшительное имя, кличка). После этого:

А. Дайте 10 ответов на вопрос: кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову.

Б. Ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши отец и мать (выберите одного).

В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвался бы о вас ваш лучший друг (подруга).

Теперь сравните эти 3 набора ответов и в письменной форме укажите следующее:

    В чем состоит сходство?

    Каковы различия?

    Если есть различия, то как вы их объясните применительно к самому себе? В какой степени ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли принимаете на себя при общении с близкими людьми?

    Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей этих и других лиц, т.е. как их ожидания формируют те суждения о вас, которые вы им предписываете?

    Укажите, какие из 10 ответов вашей самохарактеристики касались:

а) физических качеств (облик, сила, здоровье);

б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера);

в) социальных ролей (профдеятельность, семейное положение)

Теперь установите очередность, которую вы считаете целесообразной при перечислении этих групп. Остаетесь ли вы теперь на своих первоначальных позициях в составлении своей самокритики? Если нет, то запишите новый порядок следования упомянутых выше качеств.

Если вы выполнили упражнение, то написанный вами итог можно определить как словесное определение вашей «Я-концепции» воспринимающих вас других людей, предпочитаемого вами варианта своего имени, который, кстати, тоже во многом зависит от окружающих.

Методика определения уровня самооценки

Инструкция

Ниже предлагается ряд вопросов об особенностях вашей самооценки, отвечая на которые, вам необходимо поставить баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла;

«часто» - 3 балла;

«иногда» - 2 балла;

«редко» - 1 балл;

«никогда» - 0 баллов.

    Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

    Я беспокоюсь о своем будущем.

    Многие меня ненавидят.

    Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

    Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

    Я боюсь выглядеть глупцом.

    Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

    Я часто допускаю ошибки.

    Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

    Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

    Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

    Я слишком скромен.

    Моя жизнь бесполезна.

    Многие неправильного мнения обо мне.

    Люди ждут от меня очень многого.

    Люди не особенно интересуются моими достижениями.

    Я слегка смущаюсь.

    Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

    Я не чувствую себя в безопасности.

    Я часто понапрасну волнуюсь.

    Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

    Я чувствую себя скованным.

    Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    Я уверен, что по характеру люди почти все легче, чем я.

    Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

    Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    Как жаль, что я не так общителен.

    В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

    Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен «комплексами неполноценности», правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, в большой степени страдает от «комплекса неполноценности».

  • Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии,

    Рабочая программа

    Раздел 2. Профессиональное самоопределение. 10 Внутренний мир человека и система представлений о себе . Становление и развитие ценностно-смысловой... оборудовании и его влиянии на человека Иметь представление о возможностях отделки и декоративного...

  • Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе)

    Документ

    Языковая личность, владеющая системой языка" (там же, 27). Представления о языковой личности близки... относит такие, где "преобладает внутренний мир человека и автор противостоит самому себе как объективной структуре...

  • Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

    Документ

    ... (стремление к передаче внутреннего мира человека ). Гуманизм – ценностная... себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир ... , система «Техника – человек » должна смениться системой «Техника – человек – ...

  • Немногие из нас могут с полным правом заявить, что они никогда не поддаются желанию рассматривать себя с положительной стороны, думать о себе с одобрением (James, 1890; McDougall, 1932). Большинство людей сообщают о том, что они обладают высоким самоуважением, оптимистически видят свои перспективы на будущее и что у них больше благоприятных характеристик и способностей, чем у среднего человека (см., например: Alicke, 1985; Dunning, Meyerowitz & Holzberg, 1989; Regan, Snyder & Kassin, 1995; Weinstein, 1980). Проще говоря, почти все люди хотят думать о себе хорошо.

    Мы хотим видеть себя в положительном свете по крайней мере по двум причинам. Во-первых, положительное мнение о себе приносит веру в то, что мы успешны - то есть можем достигать своих целей, - и эта вера помогает нам аккумулировать энергию, необходимую для того, чтобы этих целей достигнуть (Bandura, 1977; Greenwald, 1980). С этой точки зрения позитивный взгляд на себя ведет нас к успеху. Таким образом, если вы найдете способ повысить свое мнение о себе, то это улучшит в какой-то мере вашу способность справляться с важными задачами (McFarlin, Baumeister & Blascovitch, 1984). Во-вторых, отношение к самим себе показывает, насколько хорошо идут дела в нашей социальной жизни. Не очень высокое мнение о себе часто говорит нам о том, что мы должны пересмотреть и исправить свои отношения с другими людьми (Leary, Tambor, Terdal & Downs, 1995). В результате, когда мы находим способ улучшить свое самоуважение, это должно также снижать нашу тревогу по поводу социальных взаимоотношений.

    Это не значит, что люди хотят слепо вводить самих себя в заблуждение. Конечно, считать, что все идет прекрасно, когда на самом деле все отвратительно, было бы совершенно неадаптивным способом поведения (см., напр.: Colvin, Block & Funder, 1995). Однако несколько более слабая форма такого самообмана может помочь нам работать, добиваясь своих целей и в то же время облегчить обычные в повседневной жизни мелкие огорчения. В этой публикации мы рассмотрим некоторые когнитивные стратегии, которые люди используют для того, чтобы улучшить или защитить свой образ Я (self-image), а затем рассмотрим характеристики личности и ситуации, заставляющие людей применять такие стратегии.

    Социальное сравнение

    Умный ли вы человек? Как вы можете это узнать? Разумны ли ваши политические взгляды? Опять, как вы можете это узнать? В своей знаменитой статье 1954 года Леон Фестингер (Leon Festinger) доказывал, что у людей есть фундаментальное побуждение оценивать свои способности и суждения и что часто они делают это путем сравнения себя с другими. Чтобы вынести оценку своему мнению о президенте, вы можете сравнить свои взгляды со взглядами соседей. Социальное сравнение - это один из способов формирования и развития я-концепции (self-concept). Теория социального сравнения Фестингера (Festinger, 1954) сосредоточивается на побуждении правильно оценивать свои способности и соответствие своего мнения мнению других людей. Но люди сравнивают себя с другими и по иным причинам (Wood, 1989). В частности, они нередко производят такие сравнения с целью представить самих себя в лучшем свете. Как бы вы могли использовать социальное сравнение, чтобы приукрасить свой образ «Я»?

    Во-первых, вы могли бы применить нисходящее социальное сравнение, то есть могли бы сравнить себя с кем-то, кто менее удачлив, чем вы, менее способен и т.д. (Wills, 1981). Например, исследование пациенток, страдающих раком груди, выявило, что большинство больных женщин спонтанно сравнивают себя с теми, кто находится в еще худшем положении (Wood, Taylor & Lichtman, 1985). Как говорила одна из них: «Я перенесла сравнительно небольшую операцию на груди, и мне было очень плохо, потому что это было крайне болезненно. Как ужасно должно быть для женщины, когда ей приходится удалять всю грудь». Поскольку нисходящее сравнение способно повысить наше уважение к себе и уменьшить стресс , возможно, оно помогало этим пациенткам справиться со своей собственной трудной судьбой (Gibbons & Gerrard, 1989; Lemyre & Smith, 1985).

    Нисходящее сравнение только тогда может поднять нас в собственных глазах, когда мы видим другого человека в положении явно менее благополучном, чем наше. Поэтому мы часто ищем способы принизить других людей или поставить себя выше их. Чтобы думать лучше о самих себе, мы можем не только фокусировать внимание на тех, кто в чем-то хуже нас, но и принижать других людей или повышать собственную «ценность», подчеркивая свое относительное благополучие.

    Во-вторых, люди иногда могут формировать положительный взгляд на себя с помощью восходящего социального сравнения - сравнивая себя с теми, кто находится в относительно лучшем положении (Collins, 1996). Эта стратегия может быть и опасной для человека. Действительно, если выбирать ориентиры для восходящего сравнения случайным образом, эта стратегия может дать отрицательный эффект. Фокус в том, чтобы убедить себя, что вы, в общем, примерно на том же уровне, что и те, кто в чем-то лучше вас, - и если вы преуспеете, то можете сосредоточить свое внимание на этом найденном соответствии, повышая тем самым свое мнение о себе (Wheeler, 1996).

    Существует несколько свидетельств, подтверждающих гипотезу о том, что люди испытывают желание связать себя с теми, кто кажется им более состоятельным. Во-первых, люди часто подчеркивают, что они имеют какое-то отношение к тем, кто уже добился успеха и уважения (см., например: Campbell & Tesser, 1985). Например, мы чаще склонны наслаждаться отраженной славой спортивных команд после победы любимой команды, чем после ее поражения. Мы носим цвета победителей и говорим о «наших» успехах и «их» неудачах (Cialdini et al., 1976; Hirt, Zillman, Erickson & Kennedy, 1992) и отсекаем отраженные неудачи, отделяя себя от тех людей и событий, которые видятся нам в неприглядном свете.

    Во-вторых, если мы ощущаем себя прочно связанными с кем-то или с чем-то, то мы делаем все возможное, чтобы повысить статус этого человека или предмета. Например, мы обычно видим в выгодном свете своих друзей, родственников и социальные группы, к которым принадлежим. Даже если то, что связывает нас с другим человеком, очевидно незначительно, - например, у нас день рождения в один и тот же день, - мы склонны оценивать этого человека выше (Finch & Cialdini, 1989). Как ни поразительно, мы даже буквы, которыми пишется наше имя, ценим больше, чем все остальные (Hoorens & Nuttin, 1993; Nuttin, 1985). По-видимому мы в самом деле повышаем нашу оценку чего бы то ни было, что, как мы считаем, «имеет к нам отношение».

    Итак, желание улучшить и защитить собственный внутренний образ влияет на то, к кому обращается наше внимание и что мы о них думаем. Применяя стратегию нисходящего сравнения, мы фокусируем внимание на тех, кто в чем-то хуже нас, и думаем о них как об отличающихся от нас и менее достойных уважения людях. Иногда мы используем также стратегию восходящего сравнения, сосредоточивая свое внимание на тех, кто в чем-то лучше нас, в надежде, что нам удастся «прицепить свой вагон к их поезду».

    Атрибуции в пользу своего «Я»

    Люди могут приукрашивать образ своего «Я» и с помощью атрибуций в пользу своего «Я». Мы склонны записывать на собственный счет свои успехи и обвинять в неудачах внешние силы (Bradley, 1978; Miller & Ross, 1975; Zuckerman, 1979). Одна из причин предрасположения в пользу своего «Я» лежит в наших ожиданиях относительно результатов собственной деятельности. Поскольку мы, как правило, ожидаем добиться успеха, то склонны интерпретировать свои достижения как следствие собственных усилий и способностей; так как мы не ожидаем потерпеть неудачу, то обычно в этом случае начинаем искать внешние события, которые «встали на нашем пути» (Miller & Ross, 1975). Однако более фундаментальная причина состоит в том, что предрасположенность в пользу своего «Я» улучшает наш образ «Я». Записывая на собственный счет все свои успехи, мы можем поддерживать хорошее мнение о самих себе (Miller, 1976; Sicoly& Ross, 1979; Snyder, Stephan & Rosenfield, 1976; Weary, 1980).

    Эта тенденция настолько распространена, что часто выходит за пределы обслуживания собственной личности, заставляя нас искать объяснения, выгодные для социальных групп, к которым мы принадлежим, и спортивных команд, за которые «болеем» (Hewstone, 1989; Mullen & Riordan, 1988). Ричард Лоу и Дэн Рассел (Lau & Russell, 1980) собрали газетные статьи и заметки с целью выяснить, как спортсмены, тренеры и местные спортивные комментаторы объясняют победы и поражения своих «домашних» команд. Объяснения, основанные на внутренних факторах (мастерство нашей команды), преобладали после побед, тогда как объяснения, основанные на внешних факторах (удача другой команды), чаще всплывали на поверхность после поражений.

    Итак, для того чтобы улучшить или защитить наш образ «Я», мы можем записывать на свой счет собственные успехи и стараться минимизировать свою ответственность за неудачи. В исследовании Питера Дитто и Дэвида Лопеза (Ditto & Lopez, 1992) доказывается, что предрасположение в пользу своего «Я» возникает из-за того, что мы с готовностью принимаем информацию, отвечающую нашим желаниям, но энергично оспариваем ту информацию, которая нашим желаниям не соответствует. Например, хотя мы считаем «проницательными» комментарии, восхваляющие мастерство нашей любимой команды, комментарии, объясняющие победу нашей команды простым везением, мы рассматриваем как «очевидно искаженные и неверные».

    Преувеличение значимости наших сильных сторон и преуменьшение значимости слабых

    Попробуйте выполнить упражнение (вы также можете проверить его на ваших друзьях): расставьте шесть черт характера, приведенных ниже, в порядке их важности. Если вы считаете самым главным, чтобы люди были умны, пометьте номером 1 интеллект, если вы считаете наименее важным то, чтобы люди проявляли чуткость, пометьте чуткость номером 6, и т. п.

    * Интеллект
    * Чувство юмора
    * Доброта
    * Творческие способности
    * Чуткость
    * Трудолюбие

    Теперь пронумеруйте эти же характеристики опять, на этот раз руководствуясь тем, насколько хорошо они представляют вас. Если вы, например, считаете творческие способности своим главным коньком, пометьте эту черту номером 1. Сравните два списка. Что вы видите?

    Если вы таковы, как и большинство людей, то ваши два рейтинга будут выглядеть очень похоже. Если вы видите себя довольно умным человеком, то будете выделять как важную характеристику интеллект, если вы считаете себя остроумным, то припишите большое значение чувству юмора. В целом люди склонны ценить относительно высоко - как в себе самих, так и в других - те качества, которыми им случилось обладать (Campbell, 1986; Dunning, Perie & Story, 1991; Fong & Markus, 1982; Harackiewicz, Sansone & Manderlink, 1985; Schmader & Major, 1999). Точно так же люди проявляют тенденцию преуменьшать значение черт и способностей, которых у них нет. Например, в одном из экспериментов интеллектуально одаренные мальчики, думавшие, что их успехи в учебе недостаточно высоки, минимизировали важность академических успехов и подчеркивали важность достижений в других областях (Gibbons, Benbow& Gerrard, 1994).

    С точки зрения самоуважения, причины этого явления вполне понятны: манипулируя относительной важностью различных черт и способностей, мы можем поднять себя в своих собственных глазах. «То, что важно, у меня есть», - говорим мы, повышая таким образом собственную ценность. Более того, используя наши сильные стороны для оценки других людей, мы скорее сможем добиться выгодного сравнения, также возвышая наш образ «Я».

    Мы не только считаем самыми важными те положительные качества и способности, которыми сами обладаем, но и верим, что обладаем теми чертами, о которых мы узнали, что они важны. Аспиранты Принстонского университета, узнавшие из специально сфабрикованной «научной статьи», что экстраверсия ведет к успеху в карьере, впоследствии анонимно определяли себя как экстравертов; те же, кто, напротив, узнал о том, что к успеху ведет интроверсия, определяли себя как интровертов (Kunda & Sanitioso, 1989). Таким образом, оценивая наши положительные черты как исключительно важные или включая в собственное представление о себе характеристики, которые мы считаем положительными, мы можем улучшить или защитить свой внутренний свой образ «Я».

    Вера в то, что мы контролируем ситуацию

    Часто улучшение и защита собственного образа «Я» включает веру в то, что мы контролируем определенные важные ситуации и события нашей жизни. Весной 1995 года максимальный выигрыш в популярной общегосударственной лотерее достиг 110 миллионов долларов. Один из авторов этой статьи, стоя в очереди за билетом, случайно подслушал следующий разговор.

    Первый собеседник: «Что ты собираешься делать? Будешь сам выбирать номера или предоставишь это компьютеру?»

    Второй собеседник: «Сам. Я думаю, так у меня будет больше шансов выиграть».

    Больше шансов выиграть?! Наше «логическое» мышление отвергает такое предположение. В конце концов, поскольку номера в лотерее выпадают случайным образом, все они имеют одинаково неутешительные шансы на выигрыш. Тем не менее позволить компьютеру заполнить свой билет означает признать, что исход такого потенциально важного события (110 миллионов долларов!) находится совершенно вне нашего контроля. Что же мы делаем? Подобно тому как мы предпочитаем кидать свои собственные кости за игорным столом или надеваем в важных случаях «счастливую» футболку, мы собственной рукой выбираем номера в лотерейном билете, создавая у себя ощущение контроля ситуации (Biner, Angle, Park, Mellinger & Barber, 1995; Langer, 1975; Thompson, 1999; Wortman, 1975).

    До некоторой степени ощущение контроля адаптивно. Без него нам, возможно, не хватило бы уверенности, необходимой для того, чтобы работать ради достижения потенциально трудных целей. Например, если вы не думаете, что способны убедить сотрудника отдела кадров взять вас на работу, то можете вовсе не пойти на собеседование, тем самым гарантируя, что эту работу не получите. В самом деле, некоторые ученые доказывают, что для здоровой я-концепции и здорового самоуважения требуется, чтобы мы верили в то, что способны контролировать важные стороны своей жизни (см., например: Bandura, 1977). Однако ставка здесь может быть даже больше, чем просто здоровая я-концепция. Как мы увидим далее, речь может идти о здоровье тела.

    Самоуважение

    Люди с высоким самоуважением - те, кто придерживается хорошего мнения о себе как о личности - особенно склонны применять стратегии приукрашивания собственного образа. Они более, чем подобные им во всем остальном люди с низким самоуважением, склонны возвышать себя с помощью социальных сравнений и умело пользуются стратегиями как восходящего, так и нисходящего сравнения (Buunk, Collins, Taylor, Van Yperen & Dakof, 1990). Они чаще пытаются принизить других, чтобы усилить ощущение собственной ценности (Crocker et al., 1987; Gibbons & McCoy, 1991; Wills, 1981) и чаще демонстрируют предрасположение в пользу своего «Я» (Blaine & Crocker, 1993; Tennen & Herzberger, 1987), раздувают значительность собственных положительных черт и достижений (Harter, 1993) и преувеличивают собственный контроль ситуации (Alloy & Abramson, 1979). В общем, люди, которые отличаются высоким самоуважением, используют множество когнитивных стратегий для того, чтобы улучшить свое мнение о себе.

    А что же люди с не столь высоким самоуважением? Обладают ли они иммунитетом к подобным методам самовозвеличивания? Может быть, они не заинтересованы в положительной самооценке? На самом деле большинство людей, независимо от уровня их самоуважения, хотят думать о себе хорошо (Baumeister, 1993; Pelham, 1993). Однако самоуважение влияет на то, какие стратегии используют люди для создания у себя позитивного образа «Я» личности. Люди, с высоким самоуважением делают это смело и склонны применять прямые, улучшающие собственный образ стратегии. Люди, обладающие только умеренным или низким самоуважением, обычно бывают более осторожны в способах, какими они достигают позитивного взгляда на себя (см., например: Brown, Collins & Schmidt, 1988; Gibbons & McCoy, 1991; Shepperd, Ouellette & Fernandez, 1996; Wood, Giordano-Beech, Taylor, Michela & Gaus, 1994). Они сосредоточиваются на стратегиях, защищающих то уважение к себе, которое уже имеют (Baumeister, Tice & Hutton, 1989; Spencer, Josephs & Steele, 1993; Tice, 1993).

    Угрозы самоуважению

    Угрозы самоуважению побуждают людей улучшать или защищать свой образ «я» (Steele, 1988; Tesser, 1988). В рамках исследования, измеряющего психологический эффект стандартизированных тестов интеллекта, студентам предлагали решить серию задач, которые были обозначены как ключевые для выявления творческого и интеллектуального потенциала (Greenberg, Pyszczynski & Solomon, 1982). О самом тесте было сказано, что он является отличным предсказателем будущих академических и финансовых успехов. Некоторым из участников внушили уверенность в том, что они плохо справились с заданием, другим - что они выполнили его достаточно хорошо. Когда позже испытуемых просили оценить тест, мнения этих двух групп категорически разделились: студенты, которые думали, что плохо справились с заданием, не только преуменьшали, насколько возможно, важность хороших результатов при тестировании, но и объясняли свои низкие очки невезением, нечеткими инструкциями и ненадежностью теста - чем угодно, кроме собственных способностей! Этот вид предвзятости, направленной на самозащиту, проявляется не только в лабораторных экспериментах. Например, студенты Университета штата Флорида чаще оценивали стандартный тест академических способностей (SAT) как недостоверный, когда их показатели по этому тесту были не очень хорошими (Shepperd, 1993).

    В действительности подобные открытия - вещь вполне обычная: ситуационные угрозы внутреннему образу «Я» часто вызывают попытки восстановить этот образ (см., например: Beauregard & Dunning, 1998; Pyszczynski, Greenberg & Holt, 1985; Shepperd, Arkin & Slaughter, 1995). В описанных выше случаях угрозой был собственный неуспех в выполнении задания, и попытки восстановления хороших представлений о себе включали принижение важности задачи и постановку под сомнение надежности теста. Образу «Я» могут угрожать также отрицательные отзывы со стороны других людей («Тебе, кажется, не помешало бы сбросить пару килограммов?»), серьезное заболевание, такое как рак, или даже наши собственные действия, как в случае, когда мы ругаем себя за то, что не проявили достаточной чуткости по отношению к любимому человеку. Чтобы справиться с такими угрозами, мы можем применять те самые стратегии, которые описаны выше: сравнивать себя с другими, в чем-то менее успешными людьми, принижать тех, кто отзывался о нас плохо, и т. д.

    Стабильность представлений о себе вместе с самоуважением и угрозами оказывает влияние на то, как люди видят себя и других. Вероятно, некоторые из ваших друзей производят впечатление людей, хорошо знающих, кто они такие, тогда как другие кажутся менее уверенными (Baumgardner, 1990; Campbell et al., 1996; Pelham, 1991). Более того, самоуважение у некоторых из ваших друзей, вероятно, вполне стабильно - они думают о себе хорошо сегодня, они думали о себе хорошо вчера, и они будут думать о себе хорошо завтра, у других же самоуважение очень сильно колеблется в течение коротких периодов времени (Kernis, Grannemann & Barclay, 1989).

    В целом люди с нестабильным самоуважением очень обеспокоены тем, какой смысл несут для них события повседневной жизни, и особенно склонны отвечать на эти события попытками улучшить или защитить свое «Я». Например, в ходе одного из исследований студенты с нестабильным самоуважением более активно, чем их товарищи со стабильным отношением к себе, изобретали извинения, чтобы объяснить свои оценки, полученные на экзамене по психологии («Я недостаточно думал о том, чтобы хорошо подготовиться к этому экзамену»). Очевидно, что тенденция использовать извинения для приукрашивания образа «Я» у студентов с высоким самоуважением и для защиты образа «Я» у студентов с низким самоуважением проявлялась в наибольшей степени у тех, чье самоуважение было нестабильным (Kernis, Grannemann & Barclay, 1992). Мы видим, таким образом, что нестабильность самоуважения взаимодействует с уровнем самоуважения, влияя на то, как человек создает у себя положительное впечатление о самом себе.

    И наконец, эти два фактора взаимодействуют с ситуационными угрозами, определяя, как люди формируют и поддерживают позитивную самооценку. А именно влияние уровня самоуважения и нестабильности самоуважения особенно отчетливо проявляется, когда человек ощущает, что его самоуважение по той или иной причине находится под угрозой. В ходе одного эксперимента участникам приходилось встречаться либо с положительной, либо с отрицательной реакцией на произнесенную ими речь. Испытуемые, которые отличались нестабильным самоуважением, чаще других приводили извинения за свое неудачное выступление после получения негативных отзывов («Я не очень старался») и меньше, чем все прочие, извинялись после положительных отзывов (Kernis et al., 1993). Уровень самоуважения, нестабильность самоуважения и угрозы совместно воздействуют на то, как мы видим себя.

    Насколько универсальна потребность в положительной самооценке?

    Желание оценивать себя положительно традиционно считалось универсальной потребностью - каждый хочет видеть себя в хорошем свете, по крайней мере такое создается впечатление. Но так ли это на самом деле? Ясно, что результаты экспериментов, которые мы рассматривали до сих пор, подтверждают это мнение: люди сравнивают себя с другими, регулируют свое отношение к собственным успехам и неудачам, преувеличивают значение своих сильных сторон и преуменьшают важность слабых, создают иллюзию контроля-и все это обычно для того, чтобы думать о себе хорошо. Однако вы, возможно, обратили внимание, что в большинстве исследований, рассмотренных нами в этом разделе, участниками были американцы, канадцы и жители северной Европы. Может быть, люди из других культур не испытывают столь сильного побуждения поддерживать свое личное самоуважение?

    Люди индивидуалистических культур приучены сосредоточиваться на понятии «Я» - отстаивать собственные интересы и стремиться к собственным целям. Их самоуважение коренится главным образом в их личной или независимой концепции «Я», в их взгляде на себя как на автономных индивидуумов. Люди коллективистских культур, напротив, приучены фокусироваться на понятии «мы» - соответствовать своей группе и стремиться к гармоничным отношениям с ее членами. Их самоуважение берет начало в первую очередь в социальной или взаимозависимой концепции «Я», в их взгляде на себя в связи с другими (Markus & Kitayama, 1991). Представители коллективистских культур менее склонны демонстрировать предрасположения, подобные тем, что мы обсуждали выше (Brockner & Chen, 1996; Heine, Lehman, Markus & Kitayama, 1999). Возьмем, например, японцев. В то время как американцы обычно винят в своих неудачах ситуацию, японцы объясняют постигшие их неудачи своими личными недостатками (Kitayama, Takagi & Matsumoto, 1995). Если североамериканцы склонны возвеличивать себя и считать себя лучше других, то японцы предпочитают критиковать себя и считать себя хуже других (Heine, Takata & Lehman, 2000; Kitayama, Markus, Matsumoto & Nora-sakkunkit, 1997). Кроме того, выяснилось, что канадцы чаще проявляют нереалистичный оптимизм, чем японцы (Heine & Lehman, 1995).

    Выводы кажутся вполне ясными. Желание благосклонно оценивать себя лично и когнитивные упражнения, к которым люди прибегают для того, чтобы добиться этого, характеризуют в большей степени тех, кто принадлежит к индивидуалистическим, а не к коллективистским культурам.

    Люди хотят создавать и поддерживать положительные представления о самих себе, и это желание отражается на том, как они думают о себе и о других. Стратегии, которые мы используем для улучшения и защиты собственных представлений о себе, включают как нисходящее, так и восходящее социальное сравнение, толкование в свою пользу собственных успехов и снятие с себя ответственности за неудачи, преувеличение важности тех вещей, которые мы делаем хорошо, и преуменьшение важности того, что мы делаем плохо, а также создание у себя ощущения контроля. Ситуационные угрозы, такие как негативные отзывы других людей, собственные неудачи и мысли о смерти, пробуждают в нас желание защитить наш образ «Я». Люди с разным уровнем самоуважения и стабильности самоуважения отвечают на эти угрозы несколько отличными способами. Интересно, что сильная потребность в позитивной самооценке, по-видимому, наиболее характерна для представителей индивидуалистических культур. Люди из коллективистских культур, таких как японская, склонны скорее к самокритике, чем к приукрашиванию себя.