На все воля божья что значит. Что такое воля Божия? На все воля божья или все, что ни делается, – к лучшему

Нужно сказать однозначно: воля Божия - это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. Заповеди Божии не являются абсолютом, заповеди Божии в определенном смысле статистичны. Так, в подавляющем большинстве случаев, в миллионах, миллиардах случаев против одного, убивать с точки зрения христианства недопустимо, но это не значит, что никогда нельзя убивать. Мы знаем, что наши святые вожди, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, стяжали Царство Небесное, несмотря на то, что мечи их обагрены кровью многих врагов веры и Отечества. Если бы они механически придерживались буквы Закона, Русь до сих пор была бы улусом Чингисхановой или Батыевой империи, и православие на нашей земле скорее всего было бы уничтожено. Известно также, что Преподобный Сергий Радонежский благословил Куликовскую битву и даже послал в войско двух схимонахов.

Это самые яркие и очевидные примеры, но можно практически о любой заповеди Божией сказать, что бывают случаи, когда есть воля Божия на то, чтобы именно в этой конкретной ситуации эту заповедь нарушить. Вот заповедь: «Не лжесвидетельствуй», то есть - не лги. Ложь - это опасный грех именно потому, что он как-то мало заметен и мало ощутим, особенно в форме лукавства: о чем-то умолчать, что-то исказить, чтобы или себе было выгодно, или кому-то угодно. Мы это лукавство даже не замечаем, оно проходит мимо нашего сознания, мы даже не видим, что это - ложь. А ведь именно этим страшным словом назван дьявол в единственной данной Самим Господом ученикам молитве «Отче наш». Спаситель называет дьявола лукавым. Поэтому каждый раз, когда мы лукавим, мы как бы отождествляем себя с нечистым духом, с духом тьмы. Страшно. Итак, лгать нельзя, страшно. Но вот вспомним главу с примечательным названием «о том, что не должно лгать» из поучений одного из столпов христианской аскетики аввы Дорофея. В ней кроме прочего говорится, что не ради корысти, а по любви, по состраданию иногда приходится сказать ложь. Но, правда, святой делает такую замечательную оговорку (вспомним, что эта оговорка была сделана в IV веке по Рождеству Христову для палестинских монахов): «он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет». Такова мера святых.

Таким образом, мы видим, что двухтысячелетний опыт Церкви, опыт жизни во Христе, последним критерием добра и зла поставляет не букву закона, но исполнение воли Божией («буква убивает, а дух животворит» - 2 Кор. 3, 6). И если есть воля Божия на то, чтобы взять меч и идти защищать свой народ, своих близких, то исполнение этой воли Божией является не грехом, а праведностью.
И вот со всей остротой встает вопрос: «Как познать волю Божию?»

Дмитрий Белюкин. “Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II у Генисаретского озера”.

Конечно же, познание воли Божией - это вопрос всей жизни и никакими краткими правилами его не исчерпать. Пожалуй, наиболее полно из святых отцов эту тему осветил митрополит Тобольский Иоанн (Максимович). Им написана замечательная книга «Илиотропион, или о сообразовании человеческой воли с Божественною волею». «Илиотропион» означает - подсолнечник. То есть это растение, которое, поворачиваясь за солнцем своей головкой, все время стремится к свету. Такое поэтическое название святитель Иоанн дал своей книге о познании воли Божией. Хотя написана она была более столетия назад, тем не менее это удивительно современная книга, как по языку, так и по духу. Она интересна, понятна и близка современному человеку. Советы мудрого святителя вполне применимы и в условиях кардинально изменившейся по сравнению с еще недавними временами жизни. Задача пересказать «Илиотропион» здесь не ставится - эту книгу нужно читать полностью. Мы же попытаемся предложить лишь самую общую схему решения этого важнейшего для спасения души вопроса.

Рассмотрим такой пример: вот перед нами лист бумаги, на котором невидимым образом поставлена некая точка. Можем ли мы сразу, не имея никакой информации, так сказать, «ткнув пальцем», определить (по сути дела угадать) местонахождение этой точки? Естественно - нет. Однако если вокруг этой невидимой точки изобразить по кругу несколько видимых точек, тогда, опираясь на них, мы можем с большой вероятностью определить искомую точку - центр окружности.
Есть ли в нашей жизни такие «видимые точки», с помощью которых мы могли бы познать волю Божию? Есть. Что это за точки? Это некие приемы обращения к Богу, к опыту Церкви и к нашей душе на пути познания человеком воли Божией. Но каждый из этих приемов не самодостаточен. Вот когда этих приемов несколько, когда они совмещены и учтены в необходимой мере, только тогда мы - сердцем! - можем познать, чего собственно Господь от нас ожидает.

Итак, первая «точка», первый критерий - это, конечно же, Священное Писание, непосредственно Слово Божие. Опираясь на Священное Писание, мы достаточно четко можем представлять себе границы воли Божией, то есть: что допустимо для нас, а что является совершенно неприемлемым. Есть заповедь Божия: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37, 39). Любовь является последним критерием. Отсюда делаем вывод: если что-либо делается по ненависти, то это уже автоматически выпадает за границу возможности воли Божией.

В чем трудности на этом пути? Парадоксальным образом в том, что делает боговдохновенное Писание подлинно Великой Книгой - в его универсальности. А обратной стороной универсальности является невозможность однозначно интерпретировать Писание в каждом конкретном житейском случае вне колоссального духовного опыта жизни во Христе. А это, простите, не про нас сказано… Но, тем не менее, точка есть…

Следующий критерий - Священное Предание. Это опыт реализации Священного Писания во времени. Это опыт святых отцов, это опыт Церкви, которая 2000 лет искала ответ на вопрос, что значит жить, исполняя волю Божию. Этот опыт огромен, бесценен и практически дает ответы на все вопросы жизни. Но и тут есть свои проблемы. Здесь трудность противоположная - дискретность опыта. Ведь именно потому, что этот опыт так огромен, он включает в себя множество различных вариантов решения духовных и житейских проблем. Применить его в конкретных ситуациях практически невозможно без благодатного дара рассудительности - опять же в современной жизни исключительно редкого.

С книжными поучениями святых отцов и старцев связаны и некоторые специфические искушения. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев советы старцев относятся к конкретному человеку в конкретных обстоятельствах его жизни и могут меняться по мере изменения этих обстоятельств. Мы говорили о том, что промысел Божий о спасении человека может быть различен. А почему так? Потому что, как правило, человек прямым путем - путем совершенства - по своей немощи (лени?) не идет. Вот сегодня он не выполнил то, что он должен был выполнить. Что ему остается? Погибнуть? Нет! Господь в этом случае предусматривает для него какой-то другой, может быть, более тернистый, долгий, но столь же абсолютный путь спасения. Если он согрешил, а ведь нарушение воли Божией всегда есть вольный или невольный грех, то этот путь спасения обязательно лежит через покаяние. Например, сегодня старец говорит: «Ты так-то и так-то должен поступить». А человек уклоняется от выполнения духовного наказа. Потом опять приходит к старцу за советом. И тогда старец, если видит в нем раскаяние, говорит, как он должен поступить в новой ситуации. Говорит, возможно, противоположное предыдущему слову. Ведь прежний совет человек не выполнил, поступил по-своему, и это кардинально изменило ситуацию, создало новые - в первую очередь духовные - обстоятельства. Таким образом, мы видим, что индивидуальность советов старцев в конкретных случаях жизни является объективным препятствием к тому, чтобы можно было просто сказать: «Читайте советы старцев, следуйте им - и будете жить по воле Божией». Но и это - точка…

Третий критерий - голос Божий в сердце человека. Что это? Совесть. Удивительно и утешительно сказано апостолом Павлом, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон, они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» (Рим. 2, 14–15). В каком-то смысле можно сказать, что совесть - это тоже образ Божий в человеке. И хотя «образ Божий» понятие многосложное, но одно из проявлений его - голос совести. Таким образом, голос совести в определенной мере можно отождествить с гласом Божиим в сердце человека, являющим ему волю Господню. Итак, очень важно желающему жить по воле Божией быть честным и трезвенным в слышании голоса своей совести (вопрос в том, насколько мы к этому способны).

Еще один критерий, четвертый (конечно, не умаленный по значимости, ибо в круге все точки равноценны) - молитва. Совершенно естественный и очевидный для верующего человека способ познания воли Божией. Расскажу пример из моей жизни. Был трудный ее период: столько сконцентрировалось проблем, столько мудрований - казалось, жизнь зашла в тупик. Впереди какой-то бесконечный лабиринт дорог, куда ступить, в какую сторону идти - совершенно непонятно. И тогда мой духовник сказал мне: «Что ты мудруешь? Молись каждый вечер. Не надо никаких сверхусилий - каждый вечер говори молитву: «Господи, укажи мне путь, в онь же пойду». Каждый раз перед сном говори это с земным поклоном - Господь обязательно ответит». Так молился я две недели, и вот произошло событие в смысле житейском крайне маловероятное, разрешившее все мои проблемы и определившее дальнейшую жизнь. Господь ответил…

Пятый критерий - благословение духовника. Счастлив тот, кого Господь допускает получить благословение старца. К сожалению, в наше время - «старцы отняты от мира» - это исключительная редкость. Хорошо, если есть возможность получить благословение своего духовника, но и это тоже не так просто, не у каждого сейчас есть духовник. А ведь даже и в первые века христианства, когда люди были богаты духовными дарами, святые отцы говорили: «Моли Бога, чтобы он послал тебе человека, который тебя духовно управит». То есть и тогда обретение духовника было определенной проблемой, и тогда уже нужно было особо вымаливать себе духовного руководителя. Если нет ни старца, ни духовника, тогда можно получить благословение у священника. Но в наше время, время духовного оскудения, нужно быть при этом достаточно трезвенным. Нельзя следовать механически принципу: все, что речет священник - это обязательно от Бога. Наивно предполагать, что все священники могут быть духовниками. Апостол говорит: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений?» (1 Кор. 12, 29). Не надо считать, что сама по себе харизма священства уже автоматически является харизмой пророчества и прозорливости. Здесь надо всегда быть осторожными и искать себе такого духовного руководителя, общение с которым приносило бы очевидную пользу душе.

Следующий критерий - советы духовно опытных людей. Это опыт жизни благочестивого человека и это наше умение учиться на добром (а может быть, и негативном - тоже опыт) примере. Помните, как в кинофильме «Щит и меч» некто сказал: «Только дураки учатся на своем опыте, умные учатся на опыте других». Умение воспринять опыт благочестивых людей, общение с которыми нам даровано Господом, умение прислушаться к их советам, найти в них необходимое себе и рационально это использовать - тоже способ познания воли Божией.

Есть и еще очень важный критерий определения воли Божией. Критерий, о котором говорят святые отцы. Так, об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице»: то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние. Когда результатом нашей деятельности является обретение в душе мира о Господе - не лени и сонливости, но особого состояния активного и светлого умиротворения - то это тоже показатель правильности выбранного пути.

Восьмой критерий - умение чувствовать обстоятельства жизни; воспринимать и трезво оценивать то, что вокруг нас происходит. Ведь ничто не происходит просто так. Волос с головы человека не упадет без воли Всевышнего; капля воды не скатится, веточка не сломается; никто не подойдет и не оскорбит нас, и не поцелует, если это не было попущено Господом к какому-то нашему вразумлению. Таким вот образом Бог созидает обстоятельства жизни, но наша свобода этим никак не ограничена: выбор поведения во всех обстоятельствах всегда за нами («…воля человека выбирающая…»). Можно сказать, что жизнь по воле Божией - наш естественный ответ на созданные Богом обстоятельства. Конечно, «естественность» должна быть христианской. Если обстоятельства жизни складываются, к примеру, так, что для обеспечения семьи нужно, как кажется, провороваться, то, конечно же, это не может быть волей Божией, ибо это противоречит заповедям Божиим.

И еще важнейший критерий, без которого не может быть ничего остального - терпение: «…терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Все получает тот, кто умеет ждать, кто умеет вручить Богу решение своей проблемы, кто умеет дать Господу возможность Самому сотворить то, что Он о нас предусмотрел. Не надо навязывать Богу своей воли. Конечно, иногда бывает так, что нужно решиться на что-то в один миг, сделать нечто в одну секунду, что-то совершить, ответить. Но это опять же какой-то особый промысел Божий, и даже в этих обстоятельствах обязательно будет некая подсказка. В большинстве же случаев самый оптимальный способ - дать Господу возможность явить Свою волю в нашей жизни обстоятельствами так очевидно, что уже от этого никуда не денешься. Молись и жди, находясь, пока возможно, в том состоянии, в которое Господь тебя поставил, и Господь явит тебе Свою волю на дальнейшую жизнь. Практически это означает не торопиться с принятием ответственных решений (например, молодоженам о. И.К. советует в состоянии жениха и невесты «повидать четыре времени года») и без явной необходимости не менять своего житейского положения: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7, 20).

Итак, мы наметили те критерии, «точки» - Священное Писание и Предание, совесть, молитва, благословение и духовный совет, мирное состояние души, чуткое отношение к обстоятельствам жизни, терпение, - которые дают нам возможность познавать промысел Божий о нашем спасении. И вот тут возникает совсем другой, парадоксальный вопрос: «Отдаем ли мы себе отчет - а зачем нам знать волю Божию?» Помню слова опытного священника, братского духовника одного из старейших монастырей Руси: «Волю Божию знать страшно». И в этом есть глубокий смысл, который в разговорах о познании воли Божией как-то легкомысленно упускается. Волю Божию, действительно, знать страшно, ибо это знание - колоссальная ответственность. Вспомните слова Евангелия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48). Представьте себе: прийти на Суд Божий, и услышать: «Ты знал! Тебе было открыто, что Я от тебя жду - и ты сознательно делал противоположное!» - это одно, а прийти и смиренно взмолиться: «Господи, я такой неразумный, ничего не понимаю. Как мог, я старался делать добро, но все что-то не так получалось». Что уж с такого взять! Конечно, пребывания со Христом он не заслужил - но все же «бит будет меньше».

Мне часто приходится слышать: «Батюшка, как жить по воле Божией?» Спрашивать спрашивают, а вот жить-то по Его воле не желают. Вот почему страшно знать волю Божию - потому что тогда и жить нужно по ней, а это зачастую совсем не то, что нам хочется. От подлинно благодатного старца, о.Иоанна Крестьянкина, я слышал такие печальные слова: «Торгуют моими благословениями! Все спрашивают меня: «Что делать?» Все говорят, что живут по моим благословениям, но почти никто не выполняет того, что я им говорю». Вот это страшно.

Оказывается, «узнать волю Божию» и «жить по воле Божией» - это совсем не одно и то же. Узнать волю Божию возможно - Церковь оставила нам великий опыт такого познания. А вот жить по воле Божией - это личный подвиг. И легкомысленное отношение здесь недопустимо. К сожалению, понимания этого очень мало. Со всех сторон слышны стенания: «Дайте нам! Покажите нам! Укажите нам - как поступить по Божией воле?» А когда говоришь: «Бог благословит тебя поступить так-то и так-то» - поступают все равно по-своему. Вот и получается - «Волю Божию мне скажите, но жить-то я буду так, как мне хочется».

Но, мой друг, ведь наступит момент, когда отягощаемая нашим коснением во грехах Божия справедливость вынуждена будет превозмочь Божие милосердие, и ответить придется за все - и за попустительство страстям, и за «игру в волю Божию». К этому вопросу нужно относиться очень серьезно. По сути дела это вопрос жизни и спасения. Чью волю все-таки - Спасителя или искусителя - мы выбираем каждый момент нашей жизни? Здесь нужно быть и рассудительным, и трезвенным, и честным. Не следует «играть в познание воли Божией» - бегая по священникам за советами до тех пор, пока не услышишь от кого-либо ту «волю Божию», которая тебе угодна. Ведь таким образом изощренно оправдывается свое самоволие, и нет тогда места спасительному покаянию. Лучше уж сказать честно: «Прости, Господи! Конечно, Твоя воля свята и высока, но я по немощи своей не достигаю этого. Помилуй меня, грешного! Даруй мне прощение за мои немощи и даруй мне путь, на котором я бы не погиб, но смог бы придти к Тебе!»

Итак, есть промысел Божий о спасении каждого человека, и есть единственная ценность в этом мире - жизнь по воле Божией. Господь дает нам возможность познания вселенской тайны - воли Творца о спасении Своего отпавшего творения. Только нужно нам иметь твердую решимость не играть в познание воли Божией, а жить по ней - это путь в Царствие Небесное.

В заключение я хотел бы сказать несколько слов о рассудительности - без нее невозможно познание воли Божией. И действительно - мы говорили о том, что в конкретных жизненных обстоятельствах только духовным рассуждением можно верно интерпретировать как истины Священного Писания, так и опыт святых отцов, и житейские коллизии. Механическое следование букве закона вне духовного рассуждения - например, раздать имущество ради достижения совершенства (без созревания души для подвига; по сути дела вне смирения) - прямой путь либо к духовной прелести, либо к отпадению в уныние. Но дух рассуждения - это не критерий, это дар. Он не «осваивается» сознанием (как, например, опыт святых отцов) - он ниспосылается свыше в ответ на наше моление и, как любой дар благодати, почиет только в смиренном сердце. Будем же из этого исходить - и довольно.
И вновь вслушаемся в слова апостола Павла: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога…»
(Кол. 1, 9–10).

Воля Божия

Я не закрываю глаза на совершающееся и на грядущее... и стараюсь быть ко всему готовым, чтобы иметь возможность сказать псаломскими словами: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Непостижимы для нас пути Промысла Божия. Не можем мы их понять. Поэтому со всем смирением предаюсь в волю Божию. В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей. Твердо верю, что все в руках Божиих... Чаю жизни будущего ве-ка... (преп. Никон).

Не беспокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время (преп. Амвросий).

Ты полагаешься на мой совет и благословение о твоем замужестве. Но кто я, и что значу? Будущее мне неизве-стно — будешь ли ты счастлива в супружестве или нет, и потому не беру на себя сказать тебе решительно, а предо-ставляю воле Божией. Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное — к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, — и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия — по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали (преп. Макарий).

В сем мире ничего не бывает постоянного. Гляди на улицу: утром был дождь, а в полдень ясно, а к вечеру опять холодно. То ветер, то тихо, то гроза, то жара; так и в нашей жизни — всегда будь готова следовать воле Божией, нравится ли то нам или нет (преп. Анатолий).

Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости... Заповеди Божии были и есть всегда основанием жизни... Предайтесь воле Божией (преп. Никон).

Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо, и неприятное будет приниматься как долж-ное. Все, что ни совершается, ведет ко спасению душ наших, и при этом великая премудрость и глубина откры-вается. «Любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28) (преп. Никон).

Прежде чем что-либо сделать, помолись и подумай, бу-дет ли это разумно и Богу угодно (преп. Никон).

Искреннее желание служить Господу Богу и вручение всецело и себя, и всего, и всех в волю Божию, всеблагую, совершенную, приносят сердцу мир Божий, даже при пе-реживании различных скорбей, и внешних, и внутренних, душевных. «Молись Богу об удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли сле-пой. Предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства, и настоящие, и будущие, предавай близких сердцу, ближних твоих воле Божией, всесвятой и премудрой...» Слава Богу! Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу че-ловека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все! (преп. Никон).

Молись по-детски, в простоте сердца о всех нуждах и скорбях твоих и вручай себя воле Божией, ибо Господь строит наше спасение (преп. Никон).

Веруя в пекущийся обо мне Промысл Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь, ибо на-блюдал, как своя воля приносит человекам скорби и трудно-сти... Да будет же воля Божия, благая и совершенная! Ей вручаю себя, и всю жизнь, и всех. Принятие воли Божией мир приносит сердцу моему... (преп. Никон).

Есть желание предаться во всем на волю Божию, не самому, по своему смышлению, располагать свою жизнь. Верую, что Господь пошлет мне именно то, что нужно и полезно мне... (преп. Никон).

Надо молиться, да укажет Господь путь... Будем мо-литься Господу, да спасет нас и да поможет нам в бедах и нуждах. Иного пристанища и надежды не вижу. Челове-ческие расчеты и суетны, и ошибочны. Когда приходится терпеть и трудное что-либо, но знаешь, что нет тут своей воли, получается нравственное облегчение и мир души. Да будет воля Божия! Да не посрамит Господь веры нашей и преданности воле Его. Единая надежда на Бога. Вот твер-дое основание. Остальное все непрочно, и особенно в на-шем положении. Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия!.. Мне прихо-дила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся мира, ныне, хотя и невольно, проводим мироотречную жизнь. Так судил Гос-подь. Наше дело — хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу (преп. Никон).

Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, — но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней, и современ-ных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем их понять, а потому необ-ходимо со всем смирением предаваться воле Божией (преп. Никон).

Статья «О воле Божией» епископа Игнатия научает покоряться воле Божией. Знать то, что говорится в этой статье, необходимо каждому верующему человеку, безраз-лично — монаху или мирянину. К великому прискорбию, по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие без-умные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное: надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета — есть крайнее безумие и гордость. Итак, каждый должен: требовать от себя (то есть понуждать себя на делание) исполнения заповедей и все, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается — считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть. Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши. Господи! Да будет воля святая Твоя! Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех добродетелей (преп. Никон).

Наблюдая события и своей жизни, и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение об-стоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не мог-ли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо сми-риться и терпеть. Иначе погрешим против Бога (преп. Никон).

Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыс-лью, словом или делом добротность твоего направления к Свету лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы твоей над собою. Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианкой, кротким молчаливым примером, влекущей дру-гих на путь сей (преп. Анатолий).

Трудно было бы жить на земле, если бы и точно нико-го не было, кто бы помог нам разобраться в жизни... А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь... Поло-жись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами... Оттого и трудна стала жизнь, что люди запутали ее все своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него один полагаться... Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божий, тебе же на поль-зу... (преп. Анатолий).

Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противны-ми нам случаями (преп. Лев).

Желание ваше знать о мне, престает ли волнение, не могу вполне удовлетворить ответом: скажу только, что по наружности ничего не видно, а по внутренности и тайно что строится — ничего не знаю, только о том уверен, что ничего не может со мною последовать, чего не попу-стит Бог, а когда что угодно Ему послать за грехи мои — должен принимать с покорностью, ибо от руки Его ни-куда не избежим (преп. Лев).

Где воспоследует воля Божия, там никакие пресильные препятствия не преодолеют (преп. Лев).

Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и против-ными нам средствами и последствиями. Мы при помощи Премилосердого Господа Бога потерпим, да и посмотрим... (преп. Лев).

Христос Спаситель наш рек о Себе: «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30). И имея в виду горькую чашу страданий, преклонь колена, моляшеся, гла-голя: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Ср.: Мф.26, 39). Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Взирая на Него, Начальника веры, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, укрепляем себя молитвою сми-ренною: по воле Твоей, Господи, так да будет о мне! (преп. Моисей).

По чувству христианской любви, милующей и мило-сердствующей, нельзя не убеждаться требующим оной. Но позволит ли возможность исполнить желаемое, не знаю. То остается сказать: по воле Твоей, Господи, да будет то или другое. Посылаемое все надобно принимать, как от руки Господни: скорбное ли — к терпению, приятное ли к благодарению (преп. Моисей).

Справедливо то, что не мы распоряжаемся временем, но оно нами. А действия должны быть основаны на истине, которая непрестанно гласит: если Бог восхощет, сотворим то или другое по предложению (преп. Моисей).

Старинные люди хоть и очень простые были, но пого-ворки их очень мудрые и основательные. Не живи, как хо-чется, а как Бог приведет (преп. Амвросий).

Как угодно будет Господу решить твою участь, живо-том или смертью, предоставь это всеблагому Его Промыслу, только во всяком случае старайся быть в мирном устрое-нии, против всего и против всех. Господь Судия нелице-мерный. В свое время рассудит все правосудно и воздаст каждому по делам его. А наше главное дело, пока нахо-димся в этой жизни, терпеть все, смиряться и просить от Господа помощи и помилования, и будет хорошо (преп. Амвросий).

Всеблагий Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же по неведению часто стре-мимся к противному. Убийца искони грозил убийством, но сказано, что не у прииде час сей. Един Господь ведает, как попустится ему устроить это злодейство, или совсем не попустится. Мученики, предаваясь воле Божией, одни уми-рали мученическою кончиной, а другие по воле Божией просто умирали в темнице. Предадимся и мы воле Божией и всеблагому Промыслу Господа, да устроит о нас благое и спасительное, якоже весть и якоже будет Ему благоугодно (преп. Амвросий).

Пишешь, что тебе мать Игуменья сказала: «ты сама не знаешь, к чему тебя соблюдает Господь или Промысл Бо-жий». И не нужно испытывать, а предаваться во всем воле Божией, — как Господу угодно будет, так о нас и да устро-ит (преп. Амвросий).

В одном месте молились о дожде, а в другом — чтобы не было дождя, вышло же, что Бог хотел (преп. Амвросий).

Чадце! покорись воле Божией, и враг отбежит от тебя, смущающий тебя... Стой, где можно будет в церкви, и твори Иисусову молитву, как мытарь, и поможет тебе Гос-подь (преп. Амвросий).

А что касается до слухов касательно перемещения вас в другой монастырь: то, во-первых, слухам этим не прида-вайте большого значения, ибо слухи чаще всего оказывают-ся ложными. А во-вторых, в деле этом более предавайтесь воле Божией. Если Владыка будет вам предлагать, можете просить его, чтобы вас оставил на прежнем месте. Если же, помимо предложения, последует определение Святейшего Синода о вашем перемещении в другой монастырь, то и поневоле должно будет перебираться. Но да будет с вами святая воля Божия! Всеблагий Господь знает, что для нас полезнее; так и устроит (преп. Иосиф).

Пусть будет всякий невинен или оправдан не только пред начальством и пред самим Богом, Который праведных любит и грешных милует, и не хочет смерти грешного, но еже обратитися и живу быти ему, и решительно всем чело-веком хощет спастися и в разум истины прийти. Будем и мы согласны с сею Божиею волею. Помни того, который сказал: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек» (Пс. 117, 6). Уповая на Него, не изнемогай. Больше сего не знаю, что тебе сказать. Господь Всеблагий да вразумит тебя во всем творити волю Его, благую и благоугодную, и совершенную (преп. Моисей).

Касательно ожидаемого вами перевода в Псковский мо-настырь, я уже писал вам, чтобы более полагались на волю Божию. Ибо то только и хорошо бывает и полезно для нас, что согласно бывает с волею Божиею (преп. Иосиф).

Все надо предать воле Божией, — и разлуку нашу. Господь вразумляет нас, чтобы не прилеплялись к земному, как бы дорого оно ни казалось, чтобы стремились мы к небесному, спасая души наши. А всему земному давай цену земную... Лишь бы душу спасти, а остальное все суетно. Здесь все изменчиво. И мысли наши должны быть в Боге, в будущей жизни. Земное все пройдет (преп. Никон).

Об о. М. советую не утруждать архипастыря. Пусть Божия будет воля в лице его. Мир душевный указан нам во смирении сердца, а удовлетворением гордыни мирность не прочна. Пусть научится не вслед себя ходити, но во отвержении своего мудрования и воли обретать душевный покой (преп. Моисей).

Воровство

Это зло — воровство, кажется, ничем совершенно не истребится, кроме всемирного огня. Впрочем, не противно совести придумывать и изыскивать средства к обузданию этого зла вверенных вам от Бога людей, за которых в свое время потребуется давать пред Богом ответ (преп. Антоний).

Ворожба

...«Не нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться». К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо расчеты человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысл (преп. Амвросий).

Говоря о Божьей воле, многие исследователи различают три ее аспекта, встречающиеся в Библии. Первый аспект известен как декретная, суверенная или скрытая Божья воля. Это Божья «высшая» воля. Этот аспект Божьей воли исходит из признания Его суверенитета и других аспектов Его природы. Он обращает внимание на то, что Бог суверенно предопределяет все, что произойдет. Иными словами, нет ничего, что может находиться вне пределов суверенной Божьей воли. Этот аспект воли Бога описан в таких стихах, как Ефесянам 1:11, где мы узнаем, что Бог «все вершит по Своей воле и намерению», и Иова 42:2: «Я знаю: все в Твоей власти, нет для Тебя невозможного, что бы Ты ни замыслил». Это представление о Божьей воле основано на том, что, поскольку Бог является суверенным, Его воля никогда не будет изменена. Все находится под Его контролем.

Это понимание Его суверенной воли не означает, что Бог является причиной всему происходящему. Скорее, оно признает, что, поскольку Он является суверенным, то Он должен, по крайней мере, разрешать или допускать все происходящее. Этот аспект Божьей воли подразумевает, что даже если Бог пассивно позволяет вещам происходить, Он должен допустить их, так как Он всегда имеет власть и право вмешаться. Бог всегда может решить – допустить или остановить действия и события в этом мире. Поэтому, раз Он позволяет вещам происходить, то случаются по Его воле в этом смысле этого слова.

В то время как суверенная воля Божья часто является скрытой от нас, пока что-то не произойдет, есть еще один аспект Его воли, очевидный для нас: Его постижимая или проявленная воля. Как следует из названия, этот аспект Божьей воли означает, что Бог выбрал открыть часть Своей воли в Библии. Постижимая воля Бога говорит нам о том, что Он желает, чтобы мы делали или не делали. Например, благодаря этому, мы можем знать, что Божья воля в том, чтобы мы не воровали, чтобы любили своих врагов, чтобы покаялись в своих грехах и что мы можем быть святыми, как и Он свят. Это выражение воли Бога проявляется как в Его Слове, так и в нашем сознании, через которое Бог записал Свой нравственный закон в сердцах всех людей. Законы Бога – будь то в Писании или в наших сердцах – являются обязательными для нас. Мы несем ответственность, когда не подчиняемся им.

Понимание этого аспекта Божьей воли признает, что хотя у нас есть силы и способности не подчиняться Божьим заповедям, мы не имеем права это делать. Таким образом, нет никакого оправдания за наши грехи, и мы не можем утверждать, что выбирая грех, мы просто выполняли указ суверенного Бога или Его волю. Иуда выполнял суверенную волю Божью, предав Христа, подобно тому, как римляне распяли Его. Это не оправдывает их грехи. От этого их поступки не стали менее злыми или предательскими, и эти люди были ответственны за свой отказ от Христа (Деяния 4:27–28). Хотя по Своей суверенной воле Бог разрешает или допускает грех, мы по-прежнему ответственны перед Ним за этот грех.

Третий аспект воли Бога, который мы видим в Библии, является разрешительной или совершенной волей Божьей. Этот аспект описывает отношение Бога и определяет то, что угодно Ему. Например, хотя очевидно, что Бог не получает удовольствия от смерти грешника, также очевидно, что Он допускает его смерть. Этот аспект Божьей воли проявляется в многочисленных стихах Писания, которые указывают на то, от чего что Бог получает или не получает удовольствие. Например, в 1 Тимофею 2:4 мы видим, что Бог желает, «чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины», но мы знаем, что суверенная воля Божья в том, что «никто не сможет прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня, и в последний День Я воскрешу его» (Иоанна 6:44).

Если мы не будем осторожны, то можем легко стать чрезмерно увлеченными или даже одержимыми поисками «воли» Бога в нашей жизни. Искать Его тайную, скрытую или декретную волю является бессмысленным занятием. Бог не выбрал, чтобы показать нам этот аспект Его воли. Что мы должны стремиться узнать, так это Его постижимая и выявленная воля. Истинный знак духовности проявляется в том, когда мы хотим знать и жить в соответствии с волей Бога, открытой в Писании, что может быть обобщено следующим образом: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:15–16). Наша обязанность заключается в том, чтобы повиноваться открытой воле Божьей, а не спекулировать на том, что скрыто от нас. В то время как мы должны стремиться быть движимыми Духом Святым, нам никогда не следует забывать, что Дух Святой в первую очередь ведет нас к правде и сообразует с образом Христа, чтобы наша жизнь прославляла Бога. Бог призывает нас вести свою жизнь согласно каждому слову, исходящему из Его уст.

Жизнь в соответствии с Его выявленной волей должна быть главной целью нашей жизни. Римлянам 12:1–2 обобщает эту истину – мы призваны отдать наши тела «Богу как живую жертву, освященную и угодную Ему. Только такое служение истинно духовно. Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно». Чтобы узнать волю Божью, мы должны погрузиться в писания Слова Божьего, насыщая ним свои умы и молясь, чтобы Святой Дух преобразил нас через обновление нашего ума и привел нас к тому, что хорошо, угодно и совершенно – в соответствии с волей Божьей.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

03.03.2010

Джон Пайпер

Что есть «воля Божья» и как ее познать?

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим , представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия , благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1-2).

Основная идея Послания к Римлянам 12:1-2 заключается в том, что вся жизнь человека должна стать «разумным служением». Стих 1: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». В Божьих очах цель жизни любого человека заключается в том, чтобы Христос стал для него такойже ценностью, какой Он есть на самом деле. Служение-значит с помощью разума, сердца и телавыразить, какую ценность имеетБог и все то, чем Он является для нас в Иисусе Христе. Существует особый образ жизни – проявление любви, которым это достигается. Можно выполнять свою работу так, что в ней будет видна истинная ценность Бога. Если у вас это не получается, значит вам следует поменять работу или же это может означать, что 2 стих не в полной мере исполняется в вашей жизни.

Во 2 стихе Павел поясняет, как вся наша жизнь может стать служением. Мы должны преобразоваться. Мы должны преобразоваться. Преображаться должно не только наше внешнее поведение, но также все чувства и помыслы – наш разум. Стих 2: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего ».

Стань самим собой

Уверовавшие в Иисуса Христа уже являются искупленными Его кровью новыми творениями во Христе. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор . 5:17). Но теперь мы должны стать тем, кем мы являемся . «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны » (1 Кор . 5:7).

«И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). Вы уже стали новым творением во Христе и теперь вы обновляетесь день за днем. Именно об этом мы говорили на прошлой неделе.

Обратите внимание на вторую часть 2 стиха, а именно, на цель обновленного ума: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, [с целью] чтобы вам познавать, что есть воля Божия , благая, угодная и совершенная ». Сегодня мы сосредоточим внимание на определении, что есть «воля Божья» и как мы можем познать ее.

Две воли Бога

В Библииприводятся два ясных, но очень отличающихсядруг от друга определения «воли Божьей». Нам необходимо их знать для того, чтобы мы могли определить, какое из них употребляется в Послании к Римлянам 12:2. По сути, знание отличия между двумя определениями «воли Божьей» является ключом для понимания одного из наибольших и сложных вопросов во всей Библии, а именно, осознание того, что Бог является Владыкой над всем, но, в то же время, осуждает многое. Это означает, что Бог осуждает кое-что из того, чему Он С ам предопределил совершиться. То есть, Он запрещает исполнение некоторых вещей, которые С ам совершает, а также повелевает исполнение некоторых вещей, от которых Сам воздерживается. Говоря еще более парадоксально, Бог, с одной стороны, желает исполнения некоторых событий, но с другой - не желает их исполнения.

1.Божья воля как установление или Его суверенная воля

Давайте рассмотрим отрывки Писания, которые раскрывают это понятие. Прежде всего, мы рассмотрим стихи, которые описывают «волю Божью» как Его суверенное управление всеми происходящими событиями. Наиболее ясно это видно в словах Иисуса о воле Божьей, которые были сказаны в Гефсиманском саду во время молитвы. Он сказал: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты » (Мф . 26:39). К чему относится воля Божья в этом стихе? Она относится к суверенному замыслу Бога, который должен осуществиться в ближайшее время. Вспомним, как сказано об этом в Деяниях 4:27-28: «Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Т воего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой». Воля Божья была на то, чтобы Иисус умер. Это был Божий замысел, Его неизменное установление. Иисус склонился и сказал: «Вот что Я прошу, но Ты сделай то, что будет лучше всего». Именно в этом заключается суверенная воля Божья.

Нельзя упустить здесь ключевой момент, который включает грехи человека. Ирод, Пилат, воины, лидеры израильского народа – они все согрешили, исполняя волю Божью, согласно которой Его Сын должен был быть распят (Ис . 53:10). Необходимо ясно понимать, что Бог желает исполнения того, что С ам ненавидит.

Вот пример из 1 Послания Петра 3:17: «Ибо, если угодно воле Божией , лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Другими словами, Божья воля может состоять в том, чтобы христиане страдали за добрые дела. Петр говорит о гонениях. Но гонения на христиан, которые не заслуживают их, являются грехом. Таким образом, иногда Бог желает, чтобы происходили события, которые включают в себя грех. «Ибо, если угодно воле Божией , лучше пострадать за добрые дела».

Павел приводит ясное утверждение этой истины в Послании к Ефесянам 1:11: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли С воей ». Воля Божья является Божьим суверенным управлением всеми происходящими событиями. В Библии есть также много других отрывков, которые учат тому, что Божий промысел во вселенной распространяется даже на мельчайшие события в природе и на решения людей. Ни одна малая птица не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного (Мф . 10:29). «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16:33). «Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Притч. 16:1). «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21:1).

Первое определение воли Божьей – это Божье суверенное управление всем происходящим. Мы называем ее Божьей «суверенной волей» или Его «волей как установление». Ее невозможно нарушить. Она всегда осуществится. « По воле С воей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?"» (Дан. 4:35).

2.Божья воля как повеление

Другое определение «Божьей воли» в Библии можно назвать «воля как повеление». Эта воля заключается в том, что именно Бог повелевает нам делать. Этой Божьей воле мы можем противиться и не исполнять ее. Волю как установление мы исполняем независимо от того, верим ли мы в нее или нет. Волей как повеление м мы можем пренебречь.Например, Иисус сказал: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф . 7:21). Согласно словам Иисуса, не все исполняют волю Его Отца. «Не всякий войдет в Царство Небесное». Почему? Потому что не все исполняют волю Божью.

Павел пишет в 1 Послании к Фессалоникийцам 4:3: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда». В этом стихе приводится конкретный пример того, что Бог повелевает нам – иметь святость, освящение, чистоту взаимоотношений. Это Его воля как повеление. Но, к сожалению, многие не послушны ей.

Затем Павел говорит в 1 Фессалоникийцам 5:18: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Снова приводится конкретный аспект Божьей повелевающей воли – благодарите во всех обстоятельствах жизни. Но многие не исполняют эту волю Божью.

Еще один пример: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 И н 2:17). Не все пребывают вовек, только некоторые. Почему? Потому что некоторые исполняют волю Божью, а другие нет. В этом смысле Божья воля не всегда осуществляется.

Итак, основываясь на этих, а также на многих других отрывках Библии, можно сказать, что существует два определения Божьей воли. Оба определения истинны и оба важны для понимания и веры. С одной стороны, Божью волю можно определить как волю-установление (или суверенную волю), а с другой - как волю-повеление . Его воля, как установление, всегда осуществится, независимо от того, вериммы в нее или нет. Его воля, как повеление, может быть нарушена и нарушается каждый день.

Ценность этих истин

Прежде чем применить эти истины к Римлянам 12:2, позвольте мне сказать о том, насколько драгоценными являются эти истины. Они обе чрезвычайно необходимы нам, особенно в то время, когда мы переживаем глубокую боль или тяжелую утрату. С одной стороны, нам необходима уверенность в том, что Бог всем управляет и, следовательно, Он силен обратить всю боль и потерю во благо мне, а также во благо всех любящих Его. С другой стороны, необходимо знать, что Бог сопереживаетнам и не радуетсягреху или боли, которую мы испытываем. Эти две необходимости соответствуют Божьей воле, как установлению, и Его воле, как повелению.

Например, зная, что с вами в детстве жестоко обращались, кто-нибудь может спросить вас: «Как ты думаешь, на это была Божья воля?» Теперь вы можете взглянуть на это Божьими очами, и дать ответ, который не будет противоречить Библии. Вы можете сказать: «Нет, на это не было Божьей воли, потому что Он повелевает людям не быть жестокими, но любить друг друга. Жестокость нарушила Его повеление и поэтому исполнила Его сердце гневом и скорбью (Мк . 3:5). Но с другой стороны, да, на это была Божья воля (Его суверенная воля), потому что сотней различных способов Он мог бы остановить жестокость. Но, по неизвестным мне причинам, Он так не сделал».

И в соответствии с этими двумя волями Божьими, в этой ситуации вам необходимо: первое –Б ог, достаточно сильный и суверенный, чтобы обратить зло в добро; и второе – Бог, Который сопереживает вам. С одной стороны, Христос является суверенным Царем царей и ничто не происходит вне Его воли (Мф . 28:18). С другой стороны, Христос является милостивым Первосвященником, Который сострадает нам в наших немощах и горе (Евр. 4:15). Святой Дух побеждает нас и наши грехи по С воей воле (Ин. 1:13; Рим. 9:15-16), и также по Своей воле позволяет нам угашать, оскорблять и гневить Его (Еф . 4:30; 1 Фес. 5:19). Его суверенная воля непобедима, а Его воля, как повеление, может быть, как это ни печально,нарушена.

Нам необходимы эти две истины,оба понимания Божьей воли, не только для того, чтобы понимать Библию, но чтобы крепко держаться Бога во время страданий.

О какой воле говорится в Послании к Римлянам 12:2?

Итак, какая воля подразумевается в Послании Римлянам 12:2: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия , благая, угодная и совершенная». Несомненно, апостол Павел говорит о Божьей воле, как повелении. Я утверждаю это по двум причинам. Во-первых, Бог не намеревался открыть нам многое из С воей суверенной воли раньше времени. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). Если вы хотите узнать подробности Божьей воли, как установления, о будущем - вам не понадобится обновленный разум, вам будет необходим только магический кристалл. Это не является преобразованием или послушанием, это называется гаданием или предсказанием.

Вторая причина,моей уверенности, что воля Божья, о которой говорится в Римлянам 12:2, есть воля, как повеление, а не воля, как установление, заключается во фразе: «чтобы вам познавать, что есть воля Божья». Она подразумевает наше одобрение воли Божьей с последующим послушным ее исполнением. Но мы не должны ни одобрять грех, ни впадать в исполнять него, несмотря на то, что он является частью Божьей суверенной воли. Слова Павла из Послания к Римлянам 12:2 почти точно перефразированы в Послании к Евреям 5:14, где сказано: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Смотрите еще одно перефразирование в Флп . 1:9-11). В этом заключается основная идея данного стиха: не выведывание скрытой воли Божьей на то, что Он планирует совершить, а распознание открытой в Писании воли Божьей на то, что Он должен совершить.

Три стадии познания и исполнения открытой воли Божьей

Существует три стадии познания и исполнения открытой воли Божьей, т.е. Его воли, как повеления. Они все требуют обновленного ума, который, при содействии Святого Духа, имеет способность к различению.

Первая стадия

Во-первых, Божья воля, как повеление, с окончательным и несомненным авторитетом открыта только в Библии. И нам необходим обновленный разум, чтобы понять и принять то, что Бог повелевает в Писании. Не имея обновленного ума, мы будем искажать Писание , чтобы избежать исполнения основополагающих повелений, призывающих к самоотвержению, любви, чистоте и обретению высшего наслаждения во Христе одном. Авторитетная Божья воля, как повеление, находится только в Библии. Павел пишет, что Писание вдохновлено Богом и помогает христианину стать «совершенным, …ко всякому доброму делу приготовленным» (2 Тим. 3:16). Не к некоторым добрым делам, но «ко всякому доброму делу». Какие же силы, время и посвящение должны иметь христиане, размышляя над написанным Словом Божьим.

Вторая стадия

Вторая стадия Божьей воли, как повеления, заключается в применении библейской истины в ситуациях,детально рассмотренных или не рассмотренных в Библии. Библия не говорит вам, за кого выходить замуж или какую машину водить, какой дом иметь, куда ездить отдыхать, каким мобильным телефоном пользоваться или апельсиновый сок какого производителя нам следует пить равно как и о тысяче других решений, которые вы должны принимать.

Важно то, что мы имеем обновленный разум, т.е. настолько сформированный и управляемый волей Божьей, открытой в Библии, что это дает нам способность видеть и оценивать все существенные факторы разумом Христа, ипонимать, к чему нас призывает Бог. Это очень отличается от постоянных попыток услышать голос Божий, повелевающий сделать то или иное. Люди, пытающиеся руководствоваться в жизни голосами, не поступают по Слову, записанному в Послании к Римлянам 12:2.

Существует огромнейшая разница с одной стороны между молитвой и усилиями, направленными на приобретение обновленного ума, который знает, как применять Божье Слово,и привычкой просить у Бога послать новое откровение того, что делать, с другой стороны. Гадание не требует преобразования. Цель Бога – дать новый разум, новый образ мышления и суждения, а не просто новую информацию. Его целью является наше преобразование, освящение и освобождение посредством истины, записанной в Его открытом Слове (Ин. 8:32; 17:17). Таким образом, второй стадией Божьей воли, как повеления, является разумное применение Писания к различным ситуациям жизни посредством обновленного ума.

Третья стадия

В заключение, третья стадия Божьей воли, как повеления, это жизнь большинства людей, в которой нет сознательного предварительного обдумывания поступков. Осмелюсь заявить, что более 95% своих поступков вы не продумываете заранее. То есть, большинство ваших мыслей, отношений и действий - спонтанны . Они просто являются проявлением того, что у вас внутри. Иисус сказал: «От избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе , а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф . 12:34-36).

Почему я называю это частью Божьей воли, как повеления ? По одной причине. Потому что Бог повелевает: не гневайся, не желай чужого, не гордись, не беспокойся, не завидуй. И ни один из этих поступков не продумывается заранее. Гнев, гордость, желание чужого, беспокойство, зависть – это все исходит из сердца без сознательного осмысливания или намерения. И из-за них мы оказываемся виновны. Они нарушают заповедь Божью.

Таким образом, для многих верующих не вполне очевидна одна великая задача жизни христианина – преобразовываться обновлением ума. Вам нужны новые сердца и новый разум. Сделайте дерево хорошим, и плод его будет хорошим (Мф . 12:33). Это очень сложная задача. Но именно к этому призывает вас Бог. Вы не сможете справиться с ней самостоятельно. Вам нужен Христос, Который умер за ваши грехи. Кроме того, вам нужен Святой Дух, чтобы привести вас к истине, возвеличивающей Христа, и сотворить в вас смирение, принимающее истину

Посвятите себя этой цели. Углубитесь в написанное Слово Божье, пропитайте им свой разум. И молитесь о том, чтобы Дух Христа настолько обновил вас, чтобы вы стали источником всего благого, угодного и совершенного – воли Божьей.

В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая (Хаджиниколау) .

Книга включает в себя беседы митрополита Николая, в которых он рассуждает о сокровенном мире человека, о смысле боли и страданий, о встречах с Богом и о наших насущных проблемах.

Предлагается вниманию читателя размышления митрополита Николая о воле Божией. «Если мы нашу волю подчиняем воле Божией и отождествляем с ней, то ум наш просвещается, в нас рождается решимость и утверждается наша личность».

Воля Божия

Воля Божия является выражением Его святого желания: Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Наше спасение и познание истины является Его волей. Заповеди Божии, то есть их соблюдение, о чем мы говорили чуть выше (или, по крайней мере, искреннее наше желание жить в духе заповедей Божиих), являют Его святую волю и даруют нам необходимое просвещение, чтобы познавать Его истину.

Конечно же, на протяжении всей жизни нам предоставляется свобода выбора, это подтверждается тем, что мы порой не знаем, как поступить в различных ситуациях. А выбор того или иного решения часто заставляет нас задуматься, является ли это волей Божией или проявлением нашей собственной воли.

Однако Бог не действует по принципу линейного уравнения с единственно верным решением. Иначе бы Он, создавая людей, не наделял бы их свободой. Для каждого человека, для каждого случая, для каждого мгновения Господь преподносит безграничное число возможностей, и все они выражают Его волю. А потому воля Божия не похожа на нашу эгоистическую волю. Божия воля существует не для того, чтобы сковывать нашу свободу, но чтобы ее задействовать, оживить. Единого неверного проявления нашей воли достаточно, чтобы сковать нашу свободу и подчинить ее нашему эгоизму. Множество же проявлений Божией воли помогает нам обнаружить свободу как величайший Божий дар.

Если мы нашу волю подчиняем воле Божией и отождествляем с ней, то ум наш просвещается, в нас рождается решимость и утверждается наша личность. Существует чудесная молитва, которая выражает этот дух следующими словами: Господи, сотвори со мной, якоже Ты хощеши; хощу я или не хощу . Если человек молится так от всего сердца, может ли возникнуть вопрос: какова воля Божия? Божия воля имеет множество проявлений, предоставляя каждому из нас различные благоприятные возможности. Если мы отождествили нашу волю с Его святой волей, то мы ясно различаем, что нам выбрать и какое решение принять.

Нравственность мира сего, нравственность древнегреческой философии старалась подчинить природу воле человека. Духовная же нравственность основана, наоборот, на подчинении воли человека Божией воле. В первом случае рождается эгоизм, а во втором — смирение, которое привлекает к себе Божию благодать. Таким образом, весь человек — душа и тело, природа и дух — подчиняется Божественной благодати. Так человек становится причастником Божеского естества (см. 2 Пет. 1, 4) и получает познание от Бога (см. Гал. 4, 9).