1977 новая конституция ссср статья 6. Новая конституция ссср

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма".

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г.

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года "партия" упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет. В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом. То был еще один способ "успокаивать" реформаторов - давать посты, втягивать их в свой "меловой круг".

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Конституция СССР 1977 года

Конституция СССР 1977 года - конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно не изменила государственного строя - наряду с КПСС , ВЛКСМ , ВЦСПС , ВСК , ВЦСПО , КСЖ , творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов (при этом более полно деятельность трудовых коллективов была описана в законе "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" принятом в 1983 году), из менее значимых изменений - переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов и увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, советов народных депутатов до 2 с половиной лет. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма». Редакция конституции от 1988 года заменила Верховный Совет СССР, Съездом Народных Депутатов число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться, между съездами народных депутатов действовал орган который получал название "Верховный Совет СССР" и состоял из двух палат - Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий Прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Местные Исполнительные Комитеты упразднялись а полномочия их переходили к председателям местных советов народных депутатов, при совете народных депутатов могли образовывать малые советы. Этими же поправками создавался Комитет Конституционного Надзора СССР. Редакция 1990 года вводила должность Президента СССР и глав местных администраций.

Почтовый блок, посвящённый принятию новой конституции. Почта СССР, 1977 г.

История

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году , когда 25 апреля того года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначен Н. С. Хрущёв .

15 марта 1990 года из преамбулы было исключено упоминание о том, что в процессе развития общества возросла «руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа», что было связано с легализацией многопартийной системы.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система . Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией .

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV - «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом, согласно статье 96 , был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР - до 21 года (ранее - 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти - Верховном Совете и Совете Министров СССР . В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году .

Эволюция конституции

За время действия Конституции поправки в неё вносились 6 раз.

Конституция об образовании

Статья 45 говорит о бесплатности всех видов образования, «развитии заочного и вечернего образования», «предоставлении государственных стипендий и льгот учащимся и студентам», «бесплатной выдаче школьных учебников» и «создании условий для самообразования» (в конституции 1936 года всего этого не было).

В то время как в конституции 1936 года говорилось об «обучении в школах на родном языке» (ст. 121), конституция 1977 года говорит о «возможности обучения в школе на родном языке» (ст. 45) - это отражает широко распространённую практику того, что многие родители предпочитали отправлять детей в русскоязычные школы, а не в национальные.

Другие нововведения

По сравнению с конституцией 1936 г. появились, в частности, такие статьи:

Поддержка Брежневской конституции

Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.

Критика Брежневской конституции

На стадии обсуждения проект Брежневской Конституции подвергался серьёзной критике , но в эпоху застоя только поддержка законопроекта попадала в официальную печать, а критика распространялась в самиздате .

Галерея

См. также

  • Конституция Российской Федерации 1993 года

Ссылки

  • Научный коммунизм: Словарь (1983) / Конституция развитого социализма

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституция СССР 1977 года" в других словарях:

    - (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание 1… … Википедия

    Конституция СССР 1924 года первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата,… … Википедия

    Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года, была основным законом СССР, приближающим закон к правовой практике той эпохи. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую… … Википедия

Принятие Конституции 1977 г. было обусловлено скорее идеологическими причинами, а не реальными изменениями в экономической, социальной и политической структуре общества.

В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая программа партии, в которой декларировалась победа социализма и объявлялось о переходе к строительству коммунизма. Тогда же было принято решение о создании комиссии по разработке новой Конституции, в которой должно было найти отражение вступление страны в период строительства коммунизма и построение "общенародного государства".

В структуре и порядке работывысших государственных органов произошли незначительные изменения. Высшим государственным органом оставалсяВерховный Совет СССР, срок полномочий которою был увеличен с 4 до 5 лет. Верховный Совет состоял из двух палат:Совет Союза и Совет национальностей с равным числом депутатов (по 750 депутатов).Обе палаты обладали одинаковыми правами. Совет Союза избирался по избирательным округам с равной численностью населения. В Совет национальностей входили по 32 депутата от союзной республики, по 11 -от автономной и по 5 - от автономной области.

Верховный Совет работал сессионно. Между сессиями функции высшего органа государственной власти исполнял постоянно действующий Президиум Верховного Совета.

Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет министров СССР. Он был ответственней и подотчетен Верховному Совету и Президиуму Верховного Совета СССР.

Высшие государственные органы власти и управления в союзных и автономных республиках по своей структуре совпадали с соответствующими союзными органами.

В краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, поселках и селах избирались Советы и их исполнительные комитеты, которые решали вопросы местного значения.

Выборы депутатов в Советы всех уровней производились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

Определенные изменения можно отметить в главе о форме государственного единства. Если в Конституции 1936 г. о ней говорилось в главе второй, то теперь анало­гичные вопросы трактуются в разделе третьем. Ему предшествует принципиально новый раздел, посвященный проблемам личности. Такая структура подчеркивает внимание Основного Закона к личности.

Изменилась терминология. В прежней Конституции соответствующая глава называлась «Государственное устройство». Этот термин вызывал справедливую критику в науке как неоднозначный. В новой Конституции раздел третий озаглавлен «Национально-государственное устройство СССР». Этот термин полнее отражает содержание проблемы, хотя и не является универсальным для всех государств, ибо, очевидно, не подходит для унитарных государственных объединений. В Основном Законе РСФСР 1978 г. аналогичный раздел назван «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР.



Статья 70. Конституции Союза характеризует наиболее общие черты конструкции государства. Подчеркивается, что Советский Союз - единое государство. Вместе с тем это федерация, притом в форме союзного государства. Закон выделяет основную цель федерации - разрешение национального вопроса, поскольку говорит о многонациональном характере Союза и объединении в нем народностей и наций. Говоря о союзных республиках, Закон отмечает их советский и социалистический характер, но не называет национальными. Такая трактовка отражала реальное положение вещей: ни одна из существовавших союзных республик не была в полном смысле слова однонациональной. Даже в Армении, где процент титульного (давшего имя республике) населения был наиболее высок, все же 12% составляли не армяне. В некоторых же республиках (Казахстан, Киргизия) титульное население вообще было тогда в меньшинстве.

Названная статья, да и вся Конституция, подчеркивает равноправие союзных республик. В этом смысле, как громадная Россия, так и маленькая Эстония, по населению равная лишь 1% жителей РСФСР, были абсолютно равноправны. На практике, правда, получалось так, что маленькие республики имели как раз больше преимуществ, например экономических, за счет, соответственно, крупных.

Статья 73 Основного Закона СССР дает перечень прав Союза. В этом отношении он продолжает традицию, установившуюся еще со времен Конституции 1924 г. К компетенции Союза относятся, в частности, определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками, обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик; управление экономикой страны, включая разработку и утверждение государственных планов экономического и социального развития, бюджет, война и мир, организация обороны, руководство Вооруженными Силами, обеспечение государственной безопасности, международные отношения, внешняя торговля на основе ее монополии, координация отноше­ний союзных республик с иностранными государствами, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР.

Конституция, как и прежние основные законы Союза, исходила из идеи сочетания суверенитета Союза с суверенитетом союзных республик. Первоначально в проекте Конституции, представленном на всенародное обсуждение, суверенитет союзных республик не подчеркивался. Однако в ходе обсуждения было выдвинуто настоятельное требование закрепить формулировку о суверенности членов Союза.

Компетенция союзных республик определялась по тому же принципу, что и прежде, т.е. она не распространялась только на те сферы, которые относились к ведению Союза, вне этих пределов союзная республика могла осуществлять любую деятельность.

Конституция Союза содержала специальную главу, посвященную правовому положению союзных республик (гл. 9). В ней, в частности, отмечалось, как и раньше, что все союзные республики имеют свои конституции. И действительно, в следующем, 1978 г. все союзные республики приняли новые основные законы. Как и прежде, они полностью соответствовали Конституции Союза.

Статьей 77. Конституции 1977 г. предусматривалось некоторое расширение хозяйственных прав союзных республик, они могли в определенной степени вмешиваться в управление предприятиями союзного подчинения. Сохранялся прежний порядок, при котором территория союз­ной республики не может быть изменена без ее согласия (ст. 78). В ходе хозяйственного строительства иногда возникала потребность в изменении границы той или иной союзной республики, с тем, чтобы сложившиеся экономические связи были увязаны с по­литическими. Вопросы эти решались обычно безо всяких осложнений. Так, например, в 1971 г. понадобилось изменить границу между Узбекской ССР и Казахстаном. Президиумы Верховных Советов обеих республик вошли с представлениями об этом в Верховный Совет Союза, который и утвердил новые рубежи.

Современные авторы говорят о формальном согласии республик на такого рода изменения. Однако очевидно, что без нужды границы не менялись, а согласие всегда должно быть формальным, т.е. формализованным в правовом акте, что, как мы видим, и делалось.

В новой Конституции сохранилось положение, установленное еще во время Великой Отечественной войны, по которому союзные республики имели право внешних сношений. Правда, практически данным правом пользовались лишь Украина и Белоруссия, но это зависело не от воли Союза, а от зарубежного мира, не хотевшего признавать реальный суверенитет союзных республик. Впрочем, Советский Союз, провозгласив право союзных республик на внешние сношения и не добившись его международного признания, впоследствии не принимал серьезных мер к тому, чтобы союзные республики активно участвовали в международных отношениях даже с социалистическими государствами.

Тихо и незаметно отпало право союзных республик на военное управление и воинские формирования, провозглашенное в 1944 г. одновременно с правом внешних сношений. Статья 73. Конституции 1977 г. вопросы организации обороны, руководства Вооруженными Силами отнесла к компетенции Союза. В Конституции РСФСР 1978 г. имелась специальная глава «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». Однако она говорит лишь о том, что все вопросы обороны переданы Союзу. Аналогичные главы имелись и в основных законах других союзных республик.

При обсуждении проектов новых конституций выдвигалось предложение отказаться от права свободного выхода союзных республик из Союза. Однако такое предложение не было принято уже на уровне конституционных комиссий.

Тенденция к усилению централизации, свойственная развитию формы государственного единства в данный период, явилась отражением старой ленинской идеи о сближении и - в перспективе - слиянии социалистических наций, о переходном характере федерализма, который должен быть заменен со временем социалистическим же унитаризмом.

Как помним, впервые руководящая роль партии была законодательно закреплена в Конституции СССР 1936 г. Но в этом законе о партии упоминалось почти в конце текста, в главе о правах и обязанностях граждан, где партия стояла в ряду других общественных организаций, хотя и выделялась в нем. В Конституции 1977 г. партии посвящена специальная статья 6, к тому же о партии говорилось в первой главе «Политическая система». Уже это подчеркивает особую роль КПСС в обществе и государстве. Партия объявляется «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций». Далее в статье закрепляются функции и полномочия КПСС в государственном управлении. Среди них такие, как определение генеральной перспективы развития общества, линии внутренней и внешней политики СССР. То есть партия принимает на себя такие функции, которые по природе своей присущи лишь высшим органам государства.

Практически все это означало, что партийные органы от руководства Советами перешли, по существу, к их подмене, хотя формально это считалось недопустимым. Например, постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся», принятое в 1971 г., осуждало факты подмены или мелочной опеки местных Советов партийными органами. На деле же не только принципиальные, но и текущие, даже мелкие вопросы первоначально решались в партийных органах, а уже потом оформлялись на советском уровне. Опыт чрезмерной концентрации власти в руках Сталина и Хрущева, соединявших высшие партийные и правительственные должности, привел к решению о запрещении совмещения постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров. В течение некоторого времени это положение сохранялось, однако позже совместили дне другие должности - Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета Союза. Таким образом, прежнее партийное решение вроде бы и не было нарушено, но фактически обойдено. Правда, хотя пост Председателя Президиума Верховного Совета по Конституции был выше должности Председателя Совмина, но практически он был скорее представительским, чем на деле руководящим.

Заметные изменения происходили в системе Советов. Хрущевская конструкция разделения Советов на промышленные и сельские была ликвидирована сразу же после смещения Н.С. Хрущева с руководящих постов, уже в 1964 г. 21 ноября 1964 г. такая реформа была проведена в России. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР краевые и областные (промышленные и сельские) Советы вновь объединились в единые. Соответственно реформировалась и сеть районных Сонетов, прежняя разбивка их на промышленные и сельские также упразднялась. Все они вновь подчинялись теперь уже объединенным краевым и областным Советам.

В конце 60-х - начале 70-х гг. была издана серия актов о местных Советах разных уровней, улучшившая регламентацию их деятельности и укрепившая их положение. Такие акты издавались на уровне и Союза, и союзных республик. Они решали вопросы жизни сельских и поселковых Советов (например, Закон РСФСР от 19 июля 1968 г. «О сельском, поселковом Совете депутатов тру­дящихся РСФСР»), районных (Указ Президиума Верховного Со­вета СССР от 19 марта 1971 г.) и городских (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г.) Советов. В это же время Президиум Верховного Совета СССР одобрил примерные положения о местных Советах с тем, чтобы союзные республики приняли на этой основе законы о районных, городских и район­ных в городах Советах. В соответствии с решением ЦК Совмин издал постановление «О мерах по укреплению материально-финансовой базы исполкомов районных и городских Советов депутатов трудящихся». В 1981 г. было принято постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР о дальнейшем повышении роли Советов в хозяйственном строительстве. Местные Советы имели достаточные права и возможности для решения всех насущных вопросов жизни населения на соответствующих территориях, хотя и не всегда ими пользовались в полной мере.

Развиваются формы деятельности Советов. Они обрастают различными органами и самостоятельными организациями, связывающими их с населением, с общественностью, как это было до Конституции 1936 г., хотя не с таким размахом, как раньше. Распространенной формой подобной связи стали депутатские группы, объединяющие депутатов разных Советов, работающих на одном предприятии или в учебном заведении. Правда, привлеченный актив теперь в отличие от 20-х гг. не имеет прежнего значения. Одной из форм связи Советов с населением был институт внештатных инструкторов исполкомов Советов, из которых порой создаются даже внештатные отделы.

Вопрос о привлеченном активе и вообще о самодеятельных организациях при Советах в теории и на практике стал предметом дискуссии. Некоторые видели в привлечении рядовых граждан к работе Советов расширение демократии, другие же опасались растворения депутатов в массе активистов, которые все-таки не были облечены полномочиями со стороны избирателей. Поэтому уси­ливается внимание к депутатским комиссиям Советов. Расширяется круг постоянных комиссий Советов. До 1966 г. Совет Союза Верховного Совета СССР имел четыре постоянные комиссии, а Совет Национальностей - пять. В 1966 г. каждой палатой Верховного Совета СССР было создано по 10, а в после­дующие годы еще по шесть постоянных комиссий. В их числе в 1969 г. в Верховном Совете СССР была создана постоянная комиссия по делам молодежи. Комиссии образовывались по основным направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также по тем или иным вопросам деятельности Верховного Совета СССР.

Положение о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, утвержденное Законом СССР 12 октября 1967 г., предусматривало широкие права постоянных комиссий. Среди прочего они могли контролировать центральные органы управления и местные органы власти. В частности, они имели право заслушивать представителей Правительства, министерств, ведомств СССР, других общесоюзных органон и организаций, а также представителей республиканских и местных государственных органов и организаций.

Иногда подобные вопросы ставились и по инициативе депутатов. Так, в 1982 г. по инициативе группы депутатов Верховного Совета СССР было проведено обследование работы Министерства здравоохранения СССР. Результаты его были обсуждены на заседании Президиума Верховного Совета СССР, который вынес по этому вопросу специальное постановление, потребовавшее при­нять меры к устранению отмеченных недостатков.

По закону постоянные комиссии работали в тесной связи с общественностью, сотрудничали с общественными организациями, обобщали и обсуждали предложения граждан.

В период между сессиями Верховного Сонета СССР деятельность постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей координировал Президиум Верховного Совета СССР. Комиссии в своей работе использовали и технический аппарат Президиума Верховного Совета.

Аналогично строилась работа постоянных комиссий Верховных Советов союзных республик. В 1968 г. Верховный Совет РСФСР утвердил Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета, предусматривавшее, что они являются вспомогательными органами Верховного Совета, образуемыми для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Российской Федерации, а также для активного содействия проведению в жизнь решений этого органа. Закон определял круг постоянных комиссий.

Конституция СССР 1977 г. и конституции республик не внесли принципиальных изменений в систему Советов. Однако было изменено само название органов власти. Советы депутатов трудящихся были названы Советами народных депутатов, что было более точным. «Трудящиеся» - более узкое понятие, чем «народ».

Среди других изменений можно отметить удлинение срока полномочий Советов. Срок полномочий Верховного Совета СССР увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Снижен возрастной ценз для избрания депутатами в высшие органы государственной власти: в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик - с 21 до 18 лет. Предусмотрено равное и неизменное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек. Примерное равенство числа депутатов в обеих палатах предусматривалось, как известно, и Конституцией 1936 г., но там оно обеспечивалось определенной подгонкой норм представительства от союзных республик и автономий. Рост населения в союзных республиках привел к тому, что в Совете Национальностей число депутатов оставалось неизменным, а в Совете Союза неуклонно росло. Чтобы скорректировать эту разницу, уже в 1966 г. были изменены нормы представительства от союзных республик. Теперь они стали посылать в Совет Национальностей по 32 депутата. Однако население в Союзе продолжало расти, и разница между палатами в числе депутатов опять стала проявляться. Новая Конституция полностью устранила возможность возникновения численного неравенства между палатами Верховного Совета. Соответственно были изменены нормы представительства при выборах в Совет Союза. Если по Конституции 1936 г. на избирательный округ должно было приходиться 300 тыс. человек, то по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1978 г. эта норма была поднята до 350 тыс. человек, а в 1983 г. - до 360 тыс.

Принятие Конституции 1977 г. повлекло за собой обновление законодательства и о правоохранительных органах. В 1979 г. вышел новый Закон о Верховном Суде Союза, исходивший из традиционных для советской судебной системы принципов. Верховный Суд выполнял функции высшего судебного надзора, в особых случаях выступал в качестве суда первой инстанции по гражданским и уголовным делам, он мог рассматривать в надзорном порядке и дела, решенные судами союзных республик.

Одновременно были приняты и новые законы о прокуратуре, об адвокатуре, отражающие традиционные подходы.

Новый Закон о государственном арбитраже (1979 г.) и несколько ранее принятый Закон о государственном нотариате (1973 г.) регламентировали деятельность соответствующих органов. Последний предусматривал, что нотариальные действия совершаются только государственными нотариусами, а в тех местах, где не было нотариальных контор, - исполнительными комитетами городских, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся. Хотя нотариальные действия касаются по преимуществу граждан, тем не менее Закон, определяя задачи нотариата, ставил на первое место охрану социалистической собственности.

Подверглись реорганизации и контрольные органы. Партийно-государственный контроль был снова преобразован. С 1965 г. органы народного контроля стали уже чисто государственными, хотя усиленное партийное руководство сохранялось и в них. Этим народный контроль как бы возвышался над аппаратом управления. Особое значение органов народного контроля подчеркивалось тем, что его представителей стали вводить в состав партийных органов, причем обычно в качестве заместителей секретарей комитетов или бюро. Такую директиву принял, например, Московский комитет партии в 1969 г.

На основании Закона от 9 декабря 1965 г. были учреждены: Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных, автономных республик, краевые, областные и другие местные комитеты народного контроля, группы народного контроля при поселковых, сельских Советах, комитеты, группы и посты народного контроля на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях, воинских частях. Конституция 1977 г. повысила авторитет народного контроля, закрепив конституционное положение Комитета народного контроля, отнесла его к числу органов, образуемых Верховным Советом СССР.

Эта же идея была отражена в специальном Законе о народном контроле, принятом Верховным Советом Союза и 1979 г., подчеркивающем связь органов народного контроля с общественными организациями и вообще общественностью. Внештатные контролеры использовались при массовых ревизиях и отдельных проверках. Закон возлагал на органы народного контроля проверку исполнения советских законов и решений Правительства, прежде всего - партийных директив.

Что касается Вооруженных Сил, то следует отметить некоторые изменения в порядке комплектования их личного состава. В 1967 г. новый Закон о всеобщей воинской обязанности сократил на один год сроки действительной военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин. Для лиц с высшим образованием предусмотрены вообще укороченные сроки военной службы.

В 1985 г. было установлено, что женщины, имеющие медицинскую и иную специальную подготовку, могут привлекаться в мирное время на учебные сборы, а в поенное - могут быть призваны в Вооруженные Силы для несения вспомогательной или специальной службы. Советские Вооруженные Силы, как и прежде, строились на сочетании принципов профессиональности и воинской обязанности. То есть для офицеров служба была профессией, а рядовой, сержантский состав, пройдя военную подготовку, уходил в запас. Однако всегда находилась категория рядовых и сержантов, которые хотели бы продолжить службу сверхсрочно, делая ее таким образом своей профессией. Это были наиболее ценные кадры армии. Для их поощрения в 1971 г. были введены специальные звания: прапорщиков и мичманов. Прапорщики и мичманы не становились офицерами, как в царских вооруженных силах, но обладали целым рядом офицерских преимуществ в материальном обеспечении. То есть это был тоже шаг к профессионализации Вооруженных Сил.

Советское государство данного периода в науке и пропаганде называли общенародным. В определенном смысле это имело под собой основание. Как уже упоминалось, еще Конституция СССР 1936 г. сняла классовое ограничение с избирательного права, а Конституция 1977 г. вообще лишала избирательных прав только умалишенных (ст. 96). Применительно к Верховному Совету Союза этот же принцип был закреплен в Законе о выборах в Верховный Совет СССР 1978 г. Реально в выборах участвовало почти 100% избирателей, и депутаты во все Советы избирались также подавляющим большинством голосов. Формально любой гражданин мог быть избран в любой Совет

Люди старшего поколения помнят о том, какое огромное влияние на все стороны жизни страны оказала перестройка, объявленная во второй половине 80-х годов М. С. Горбачёвым. Однако без внесения коренных изменений в Конституцию 6-я статья, которой закрепляла однопартийную систему политического устройства государства, все демократические преобразования воспринимались лишь, как временные явления, выражавшие собой очередной «изгиб генеральной линии партии». Именно поэтому отмена 6 статьи Конституции СССР явилась своего рода Рубиконом, отделившим изжившую себя советскую систему от новой государственной формы, основанной на принципах демократии.

Откуда взялась пресловутая 6 статья?

Весьма показательным для своего времени событием стала сессия Верховного Совета СССР, состоявшаяся в начале октября 1977 года. На ней была принята очередная редакция Конституции СССР, получившая в народе название «брежневской». Как и все предыдущие редакции Основного закона страны, этот документ гарантировал (а на деле - лишь декларировал) её гражданам возможность пользоваться многочисленными правами и свободами. Носителем верховной власти, как и прежде, объявлялся двухпалатный Верховный Совет, члены которого избирались съездом депутатов.

Основной же отличительной чертой новой Конституции СССР 1977 года стала появившаяся в ней 6 статья, в соответствии с которой Коммунистическая партия объявлялась единственной законной политической силой. Таким образом отвергалась всякая возможность появления оппозиции и проведения альтернативных выборов. Фактически подобная система сложилась ещё в 20-е годы и стала характерной чертой советского режима, но лишь «Брежневская» Конституция подвела под неё юридическую базу, утверждённую на самом высоком законодательном уровне.

Новые политические веяния

Отмена 6 статьи Конституции СССР явилась закономерным итогом процессов, происходивших в обществе на протяжении всех предыдущих лет. Когда же весной 1985 года к власти в стране пришёл М. С. Горбачёв, ставший образцом партийного руководителя нового типа, способного адекватно реагировать на изменение исторических реалий, появилась ощутимая возможность избавиться от закона, во многом препятствовавшего развитию всех областей жизни общества.

Объявленная им перестройка охватила прежде всего политическую сферу общественной жизни. Достаточно вспомнить масштаб, который приняли в те годы действия судебных органов по реабилитации жертв сталинских репрессий. Несомненным доказательством грядущих перемен стали дискуссии, касавшиеся ранее закрытых для обсуждения тем и неожиданно развернувшиеся на страницах газет и журналов, а также полемика по самым насущным вопросам современности, охватившая все слои общества. Эти и многие подобные им явления жизни тех лет внушали надежду, что власть готова к серьёзным изменениям.

Работа I Съезда народных избранников

Знаковый характер в те годы приобрела попытка разделения полномочий между партийными и советскими органами. Для решения этого насущного вопроса весной 1989 года был созван I Съезд народных депутатов, участники которого, впервые за долгие десятилетия, избирались на альтернативной основе.

Именно на нём с невероятной остротой развернулась борьба за отмену или, как предлагали некоторые участники съезда, внесение определённых изменений в 6 статью Конституции, создававших возможность для участия других партий в политической жизни страны. Помимо консервативно настроенной части депутатов, составлявших в тот момент большинство, в процессе прений чётко обозначились два направления сторонников предстоящей перестройки.

Плюрализм мнений депутатов

Одно из таких направлений ─ достаточно умеренное, возглавил М. С. Горбачёв, а другое, члены которой требовали принятия более радикальных мер, составили депутаты, объединившиеся в Межрегиональную депутатскую группу. Её лидерами стали: видный диссидент, лауреат Нобелевской премии академик Андрей Дмитриевич Сахаров, а также близкие ему по духу политики Виктор Пальм, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев и будущий президент России Борис Ельцин.

Эти люди во многом являлись выразителями оппозиционных настроений, охвативших страну в тот период. С трибуны съезда они озвучили волю большинства её жителей, сознававших всю бесперспективность политической системы, построенной на давно изжившем себя марксистско-ленинском учении.

Значение I Съезда народных депутутов

Не только принятые в ходе заседаний документы, но и та обстановка, в которой проходило обсуждение вынесенных на повестку дня вопросов, существенно повлияли на всю картину политической жизни страны конца 80-х и начала 90-х годов. Именно этот съезд принято считать началом распада коммунистической империи и переходом к строительству демократического общества.

Историческое значение съезда определяется также тем, что с его трибуны впервые открыто прозвучало требование об отмене 6 статьи Конституции СССР. Обосновывалось оно многими объективными факторами, свидетельствовавшими о необходимости коренных перемен во внутренней и внешней политике государства.

В тот год подходила к завершению очередная пятилетка, реальные итоги которой наглядно демонстрировали катастрофическое снижение производства во всех областях народного хозяйства. В то же время стала очевидной необратимость развала социалистического лагеря. Усугублялась же обстановка стремлением некоторых союзных республик (особенно прибалтийских) выйти из состава СССР.

Требования, выдвинутые академиком Сахаровым

Как уже говорилось выше, в работе съезда принимала участие Межрегиональная оппозиционная группа, одним из лидеров которой, был А. Д. Сахаров. Именно он озвучил требование своих единомышленников об отмене пресловутой 6-й статьи, обрекавшей страну на политический, экономический и духовный застой.

Кроме того, Андрей Дмитриевич заявил о важности внесения многих других изменений в жизнь общества. Наряду с выдвижением требования о лишении Коммунистической партии монополии на власть, он указывал на необходимость установления системы политического плюрализма, перевода экономики на рыночную основу, а также деидеологизации управления государством.

Начало демократического процесса

Заметим попутно, что в последующий период основными выразителями взглядов радикально настроенных политиков стали такие печатные издания, как журнал «Огонёк», а также газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец» и «Московские новости». Своими публикациями они значительно ускорили ход демократических преобразований, охвативших страну.

Высказывания академика Сахарова, необычайно смелые для того времени, вызвали негативную реакцию у большинства депутатов, не способных ещё вырваться за рамки привычных стереотипов, но начало процессу было положено, а последующие события послужили почвой для его развития.

Продолжение дискуссий

Следующий II Съезд Советов состоялся в середине декабря того же года, и политическая ситуация на нём приняла ещё более обострённый характер. Ещё за несколько дней до его начала члены Межрегиональной депутатской группы, обратились к населению страны с призывом начать всеобщую политическую забастовку, основным требованием которой должна была стать отмена пресловутой 6 статьи.

Ещё до начала пленарных заседаний главной темой, обсуждаемой в кулуарах, стал вопрос о 6 статье Конституции.

Однако, как и в период мартовского созыва, большинство депутатов было не готово пойти на столь радикальные меры. Несмотря на все усилия оппозиции, эта, главная на тот момент проблема, не получила своего отражения в повестке дня. Существенную роль в этом сыграла позиция М. С. Горбачёва, старавшегося всеми силами увести депутатов от обсуждения щекотливого вопроса.

Это вынудило руководителя Межрегиональной группы Андрея Дмитриевича Сахарова указать участникам съезда на опасность занимаемой ими позиции, поскольку она могла спровоцировать массовые протестные акции среди населения страны, что само по себе было чревато непредсказуемыми последствиями.

Обострение политической обстановки в стране

Он оказался абсолютно прав, и первая такая всенародная манифестация состоялась в феврале 1990 года, буквально через два месяца после его смерти. В тот день более 200 тыс. москвичей вышли на улицы столицы с требованием отмены 6 статьи Конституции СССР, что со всей очевидностью показало недопустимость дальнейшего игнорирования настроений масс.

Обстановка в стране продолжала обостряться, с каждым днём властям было всё труднее сдерживать народные массы, в подавляющем большинстве находившиеся под влиянием радикальных политиков самого различного толка. Это вынудило партийное руководство к созыву расширенного пленума ЦК КПСС 1990 года. Он начал свою работу 5 февраля, на следующий день после упомянутой выше 200-тысячной манифестации граждан.

Конец монополии на власть

На нём глава коммунистов М. С. Горбачёв выступил с компромиссным вариантом решения создавшейся проблемы. Им было внесено предложение об учреждении поста президента СССР с одновременной отменой ненавистной народу статьи Конституции. Как свидетельствовали потом сами участники того исторического пленума, большинство из них крайне негативно отнеслось к подобной идее, но партийная дисциплина, укоренившаяся в их сознании за долгие годы, не позволила идти против курса, предложенного генеральным секретарём, и все послушно подняли руки в знак одобрения. Так, решение об отмене статьи 6 (о руководящей роли КПСС) было принято самим же партийным руководством, что положило конец его же многолетней монополии на власть.

Внесение изменений в Основной закон

Однако решением пленума ЦК КПСС вопрос полностью не исчерпывался, и работа в этом направлении была продолжена на внеочередном III Съезде народных депутатов, состоявшемся в марте 1990 года. Отмена 6 статьи Конституции СССР получила на нём своё юридическое обоснование, которым явилось внесение соответствующих поправок в текст Основного закона.

Ещё одним важным законодательным актом, принятым на III Съезде народных депутатов, была ликвидация Совета Министров СССР ─ органа, являвшегося атрибутом уходившей в прошлое формы государственного правления. Взамен его при Президенте страны был учреждён Кабинет министров, организованный по западноевропейскому образцу и в большей степени соответствующий современным историческим реалиям.

Отмена закона, предоставлявшего КПСС монополию на власть, легализировала считавшиеся прежде незаконными политические партии и послужила импульсом для создания новых. В тот период наиболее влиятельными были политические организации демократической ориентации, такие как Демократическая партия России, Народная, Крестьянская, Аграрная. Не будет преувеличением сказать, что с этого момента страна вступила в новый этап своей истории.

Что же принесли гражданам страны решения внеочередного съезда, заседания которого прошли на этот раз без какой-либо существенной полемики? Согласно документу, принятому 14 марта, партия коммунистов потеряла статус единственной «руководящей и направляющей силы» общества, которым она обладала согласно Конституции СССР 1977 года.

Её руководитель М. С. Горбачёв, занимавший в то время пост генерального секретаря ЦК КПСС, стал первым Президентом страны, которая, кстати сказать, продолжала разваливаться, несмотря ни на какие административные меры. Время показало, что борьба за отмену 6 статьи Конституции СССР, столь блестяще выигранная оппозицией, послужила не стабилизации обстановки в стране, а лишь обострению создавшегося кризиса. При всей порочности однопартийной системы, она, как оказалось, была единственным связующим звеном многомиллионного государства, упразднение которого сделало необратимым процесс его распада.

Для разработки повой Конституции СССР 25 апреля 1962 г. Верховным Советом СССР была образована специальная Конституционная комиссия под председательством Н. С. Хрущева. К августу 1964 г. был подготовлен проект для обсуждения из 276 статей. Решено было его доработать, а после отставки Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. и утверждения председателем Комиссии Л. И. Брежнева в декабре того же года, работа практически началась заново и продолжалась до 1977 г. Задержка связана в значительной степени с тем, что невозможно было связать положение Программы КПСС о скором наступлении эры коммунизма с реальным положением дел в стране. Была найдена "спасительная формула": путь к коммунизму лежит через стадию "развитого социализма". Принятую Верховным Советом СССР новую Конституцию СССР так и называли "Конституцией развитого социализма". Она состояла из девяти разделов, 21 главы и 174 статей.

Конституция включала разделы: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и личность; III. Национально-государственное устройство; IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания; V. Высшие органы власти и управления; VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; VII. Правосудие; VIII. Герб, флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.

Конституция СССР закрепляла в качестве основы экономической системы социалистическую собственность на средства производства (ст. 10), а в качестве основы политической системы - Советы (ст. 2). Конституция констатировала построение развитого социалистического общества (Преамбула) и общенародного государства (ст. 1), определила основную цель: построение бесклассового коммунистического общества. Ст. 6 Конституции закрепляла особое положение КПСС: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза". Такой статус правящей, притом единственной партии является базовым признаком тоталитаризма. Законодательно закреплялись формы непосредственной демократии - референдум и всенародное обсуждение, ранее не известные советскому законодательству.

Избирательная система, которая ввиду отсутствия альтернативы, была формальным голосованием, принципиально не изменилась. Весь депутатский корпус формировался заранее партийными структурами, а избирателю надлежало просто опустить бюллетень в ящик для голосования. Изменения носили частный характер: предусматривалось, например, в период предвыборной кампании обсуждение деловых и иных качеств кандидата в депутаты, а также агитация на собраниях и в печати. Ничего нового это не вносило, поскольку собрания были строго регламентированы, а печать подвергалась жесткой партийной цензуре. Конституционные положения в сфере избирательного права были развиты в законах "О выборах в Верховный Совет СССР" (1978), "О порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР" (1979), "О статусе народных депутатов СССР" (1979). Что касается регламента и самого характера деятельности Законодательного органа власти, то никаких существенных изменений не произошло.

В сфере исполнительной власти были созданы новые структуры, например, Министерство медицинской промышленности, и упразднены некоторые дублирующие структуры.

Получил конституционное закрепление созданный в 1965 г. Комитет народного контроля СССР, после чего аналогичные комитеты были созданы на всех административных уровнях, а на предприятиях, в колхозах, учреждениях и даже в воинских частях образованы группы и посты народного контроля.

Впервые в советской конституционной практике был выделен специальный раздел "Государство и личность". Уже само название раздела говорит о том, что личность не мыслится в отрыве от государства и полностью зависит от него. Спектр прав личности был достаточно широк и в целом соответствовал общепринятым демократическим стандартам. Впервые были закреплены права на охрану здоровья (ст. 42), жилище (ст. 44), на пользование достижениями культуры и свободу творчества (ст. 46-47). Как уже говорилось выше, свобода творчества в СССР была под большим вопросом. Статья 49 устанавливала право граждан вносить предложения по улучшению работы различных структур и критиковать недостатки. Должностные лица обязаны были не позднее установленного срока отреагировать на заявление граждан и дать ответ .

Свыше 10 статей посвящены обязанностям личности, при этом ст. 59 устанавливает, что "осуществление прав и свобод человека неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей". Каждый советский гражданин был обязан трудиться, бороться с хищением и расточительством государственной и общественной собственности, защищать Отечество, уважать национальное достоинство каждого человека, уважать законные права и интересы других лиц, заботиться о воспитании детей, охранять природу и памятники культуры и др.

Развитие советского права осуществлялось в русле генеральной линии коммунистической партии на построение коммунистического общества, определенной XXII съездом КПСС и Программой КПСС. Продолжалось принятие Основ законодательства СССР и союзных республик (о браке и семье, труде, недрах, исполнении наказаний и др.), союзных законов, например, нового Воздушного кодекса СССР, утвержденного Законом СССР от 17 июня 1983 г. взамен утратившего силу одноименного кодекса 1961 г. Продолжалась работа по кодификации в союзных республиках.

23 марта 1978 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление об издании Свода законов СССР, который начал издаваться с 1981 г. в качестве официального издания Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. В него должны были войти Конституция СССР, нормативные правовые акты союзного значения, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также правительственные постановления нормативного характера. Структурно Свод законов СССР состоял из семи разделов, каждый из которых делился на главы (от двух до 10), включавшие крупные блоки нормативных актов, например, "труд", "наука", "транспорт и связь", уголовное законодательство" и т.д.

В сфере гражданского права осуществлялось регулирование имущественных отношений и связанных с ними личных неимущественных отношений "в целях создания материально-технической базы коммунизма". Субъектами гражданско-правовых отношений были граждане, организации, государство, объектами - имущество (движимое и недвижимое) и различные материальные блага. Законодатель определил лип вида собственности: социалистическую и личную. К первой относились: государственная собственность, колхозно-кооперативная собственность, собственность профсоюзов и иных общественных организаций, причем особой защите подлежала собственность государственная.

В собственности государства находились: земля и все, что с нею связано (недра, воды, леса и т.д.), основные средства производства, средства транспорта и связи, банки и т.д. Право требования возврата государственного имущества из незаконного владения юридических или физических лиц не имело срока давности. Социалистические предприятия и организации строили отношения на основе договоров и в соответствии с государственными планами. Распределение и поставки продукции регулировались не только Гражданским кодексом, но и административными методами, подзаконными актами. Государственное имущество находилось в оперативном управлении государственных предприятий и учреждений. На это имущество не обращалось взыскание по претензиям кредиторов.

Предметами собственности коллективных хозяйств, профсоюзов и иных общественных организаций могли быть различные строения, оборудование, транспортные и денежные средства и все остальное, что не составляло предмета исключительной собственности государства.

Личная собственность имела определенные ограничения. Например, в личной собственности семьи мог находиться только один жилой дом, площадь которого не должна была превышать 60 м2. Для многодетных семей площадь могла увеличиваться только по решению исполкома местного совета. Если гражданин располагал жилой площадью, предоставленной из государственного или общественного фонда, то он, а также члены семьи были не вправе иметь в собственности жилой дом. Ограничивалась численность транспорта и скота, находящегося в личной собственности. Личное имущество нельзя было использовать иначе, чем для личного или семейного потребления, в противном случае это считалось извлечением нетрудовых доходов и наказывалось в административном либо уголовном порядке (конфискация). Не допускалось и влекло административную ответственность скармливание хлеба и иных продуктов скоту. И это при том, что производство комбикормов в стране было явно недостаточно. Найти всему этому рациональное объяснение достаточно трудно.

Семейные отношения регулировались Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. и республиканскими кодексами. Был значительно облегчен бракоразводный процесс: отменялись публикации в прессе, при отсутствии детей брак мог быть расторгнут в органах ЗАГС, решение народного суда было окончательным и не требовало утверждения вышестоящей инстанцией. Восстанавливался отмененный в 1944 г. институт установления отцовства. Основанием для признания отцовства теперь служило совместное проживание матери ребенка и ответчика и ведение общего хозяйства, а также совместное воспитание или содержание ребенка либо добровольное признание отцовства с представлением доказательств. Забота о воспитании детей с принятием Конституции СССР стала конституционной обязанностью.

Регулирование трудовых отношений осуществлялось Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г., Кодексами законов о труде союзных республик, текущим законодательством, постановлениями ВЦСПС. Конституция закрепила право на труд и одновременно обязанность трудиться в соответствии с принципом "Кто не работает, тот не ест". Советский гражданин воспитывался в духе превращения труда в первую жизненную необходимость.

Несмотря на то что государство и профсоюзы достаточно последовательно проводили линию на строгое соблюдение трудового законодательства в плане обеспечения условий труда, особенно женщин и молодежи, далеко не всегда удавалось осуществлять то, что декларировалось на бумаге. Много женщин трудилось на строительстве, на ремонте железнодорожного полотна. В сентябре 1981 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому женщинам предоставлялся по их желанию частично оплачиваемый послеродовой отпуск по уходу за ребенком до достижения им годовалого возраста и еще на полгода отпуска без сохранения содержания.

Были повышены минимумы заработной платы для работников производственных отраслей и железнодорожного транспорта. Изменения произошли и в пенсионном законодательстве. Для ряда пенсионеров по старости пенсии были повышены. Это коснулось работников наиболее тяжелых отраслей. Вводились надбавки за непрерывный стаж работы в одной организации. Было улучшено материальное положение многих людей с принятием в 1980 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших па фронте". Со 2 сентября 1981 г. была повышена пенсия по старости женщинам с неполным стажем работы, родившим пять и более детей. Во второй половине 1960-х гг. страна перешла на пятидневную рабочую неделю.

Государство вместе с профсоюзами старалось по возможности активизировать работников предприятий, укрепить дисциплину труда, остановить текучесть кадров. Для борьбы с нарушениями трудовой дисциплины и поведения в быту были введены товарищеские суды, которые в ряде случаев были достаточно эффективны в предупреждении правонарушений. Однако, несмотря на все усилия власти, дисциплина труда падала, реальная действительность искажалась всякого рода приписками. "Дефицит" постепенно приобретал всеобщий характер.

Для развития колхозного права важное значение имело принятие совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. "Примерного устава колхоза", который действовал до 1988 г., когда его сменил новый одноименный закон от 25 марта 1988 г., принятый в связи с Законом "О кооперации в СССР". Уставом расширялись права колхозников. Они получили право участвовать в распределении доходов. Совершенствовалась система их оплаты и социального обеспечения. В то же время сохранялись все положения, касающиеся партийно-государственного руководства, порядок вступления в колхоз и выхода из него. Однако меры по улучшению положения колхозников не меняли общего положения дел. Командные методы в экстремальных ситуациях могли быть эффективными, а в условиях мирного времени они не работают. Отсутствие стимулов к развитию производства вело к бесхозяйственности, падению дисциплины, пьянству на производстве и, как следствие, к возникновению дефицита сельскохозяйственной продукции.

Существенной стороной изменений в сфере уголовного права стало смягчение уголовной репрессии, декриминализация некоторых составов, не представляющих серьезной общественной опасности. Вместе с тем повысилась мера ответственности за тяжкие преступления. Положительный эффект имело и применение условно-досрочного освобождения с обязательным привлечением освобожденных лиц к трудовой деятельности, а также условного осуждения, при котором оступившийся человек попадал под контроль правоохранительных органов, не оказываясь при этом в непосредственном контакте с криминальной средой.

Уголовная ответственность наступала с 16 лет, а за особо тяжкие преступления с 14 лет. Первостепенное внимание уголовный закон сосредоточивал на преступлениях против социалистического строя и советского государства. Меры наказания включали: в качестве исключительной - смертную казнь, лишение свободы, ссылку и высылку, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, общественное порицание, лишение воинского или специального звания, конфискацию имущества. Наказания делились на основные, применяемые судом самостоятельно, например, лишение свободы, арест, обязательные работы, ссылка, высылка и др., дополнительные, сопровождающие основную меру наказания, например, конфискация имущества. Некоторые могли применяться как в качестве основных, так и дополнительных, например, штраф, запрет заниматься определенной деятельностью.

В начале 1970-х гг. имели место случаи захвата или попыток захвата воздушных судов с целью эмиграции. В связи с этим в 1973 г. была повышена уголовная ответственность за данное преступление вплоть до смертной казни. Всеобщий дефицит и ослабление наказаний за хищение социалистической собственности привели к массовым хищениям на производстве. Против "несунов" применяли уголовные, административные меры, лишали их льгот на производстве. Однако пока существовал дефицит, это явление было неискоренимо. При этом "несунов" общественное мнение не осуждало, поскольку они не посягали на личную собственность граждан, в быту были абсолютно честными людьми, а государственную собственность считали принадлежащей всем людям, в том числе и себе. Как только с дефицитом было покончено, это явление прекратилось само собой без каких-либо санкций со стороны государства. Продолжало нарастать диссидентское движение.

Несмотря на все попытки модернизировать советское общество, внушить людям веру в "светлое будущее", коммунистический эксперимент все больше обнаруживал свою несостоятельность. Власти не могли обеспечить достойный уровень жизни населения. Авторитет коммунистической партии неуклонно падал. В обществе нарастала социальная апатия, всегда чреватая взрывом недовольства. Перед советским и партийным руководством вновь встал вопрос, когда-то поставленный В. И. Лениным "о пересмотре всей точки зрения на социализм". И здесь нельзя не вспомнить слова Гегеля, введенные в широкий оборот К. Марксом в своем знаменитом памфлете "18 брюмера Луи-Бонапарта" о том, что "все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй - как фарс".

  • Что касается сроков реагирования, то они соблюдались. За.этим следили органы партийного контроля, прокурорские работники. Другое дело, качество ответов. В подавляющем числе эти жалобы перенаправлялись тем, на кого жаловался заявитель. Достаточно часто все кончалось формальной отпиской.