Менеджмент государственного управления в тоталитарном политическом режиме. Способы функционирования политики и типы политических режимов

Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - «государственный (государственно-правовой режим)». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Государственно-политический режим - это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация - это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Государственно-политический режим - это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

1. Демократический . Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ - основной источник власти;

б) юридическое равенство всех граждан;

в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений;

г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки : а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

2. Авторитарный . При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

3. Тоталитарный . Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

4. Переходный . В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Рассмотрим подробнее черты демократичесмких и антидемократических режимов.

Демократия - (от греч. demokratia, буквально - народовластие) - политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.

Как историческое явление демократия имеет свои весьма отдаленные прообразы, существовавшие в первобытнообщинном обществе - догосударственные, неразвитые, зачаточные формы отдельных демократических общественных институтов (неполитические демократические формы родового и племенного самоуправления). По мере эволюции древних обществ, возникали и развивались государства, изменялось их устройство, демократические институты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах, в зависимости от конкретных исторических условий.

Первым демократическим государством, в античном понимании демократии, являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государства и общественных наук. Наибольший импульс развитию демократического политического режима придал созыв первого английского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американского конституционализма (1787 г.).

Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов. Производными от основных признаков демократии являются: подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения, перед представительными органами государственной власти и избранными должностными лицами; идеологическое и политическое многообразие, свобода деятельности общественных объединений; верховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе и в деятельности государственных органов.

Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями - парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).

Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Политическими предпосылками этого режима являются:

Отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;

Наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

Ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества:

Функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально-экономической конкуренции внутри гражданского общества;

Существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;

Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, так как обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Либерально-демократический режим является наиболее современной формой демократии . Либерально-демократический режим существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим - это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально-демократической формы. Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.

Из основного принципа демократического государства (признания народа источником власти) следует вывод о направленности деятельности государства в целом - в интересах большинства граждан. Однако, даже будучи закрепленной в законодательстве, социальная направленность политики государства реализуется в разных сферах жизни общества в разной мере в зависимости от соотношения политических сил. Степень активности участия граждан в управлении государства и степень открытости и подконтрольности гражданскому обществу деятельности государства в значительной мере зависит от правового режима деятельности средств массовой информации. В демократическом государстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения, что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов, референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантии множественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы и ответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ со стороны реально властвующих финансовой и политической элит, то неизбежно манипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватной картины социальной жизни.

Основные черты антидемократических режимов:

Тоталитаризм - это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор. Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму.

Авторитаризм - это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.

Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.

Термин «политический режим» в переводе с французского regime означает управление. В процессе поиска достоверных ответов на многие спорные вопросы режима правления выдвигались и сегодня выдвигаются различные, часто взаимоисключающие трактовки этого понятия: правовая и социологическая, либеральная и консервативная, марксистская и социал-демократическая.

Например, видный американский исследователь проблем власти Роберт Даль в основу своей трактовки режима положил два критерия - конкурентность в борьбе за власть и степень вовлеченности граждан в управление делами общества и государства. Он выделил четыре типа политических режимов: закрытую гегемонию, открытую гегемонию, соревновательную олигархию и полиархию. Гегемонистский режим правления характеризовался жесткими ограничениями прав и свобод граждан, запрещением всякой оппозиции и плюрализма. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только на уровне правящей элиты. Полиархии ближе всех к демократическому идеалу государственного управления.

Профессор Кембриджского университета, видный исследователь проблем демократии Сэмюэл Хантингтон делит режимы на военные, однопартийные, либеральные, квазидемократические и переходные. При этом выделяет четыре типа недемократических режимов: однопартийный, военный, личной диктатуры и расовой олигархии.

По степени взаимодействия государственной власти в различных сферах социальной действительности по предложению американского ученого Хуана Линца выделяют пять основных режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный, султанистский. Указанные режимы отличаются по формам и методам властвования, в том числе с использованием принуждения и силового «давления»; степени политической активности граждан, уровню политического плюрализма, степени идеологизации общественных отношений, легитимности правящей верхушки.

Иногда классификацию «привязывают» к различным типам государств и правовых систем. При рабовладельческом строе выделяют деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический) режимы и режим рабовладельческой демократии. В условиях феодализма возможны абсолютистский, феодально-демократический (для дворянства), клерикально-феодальный (в теократических монархиях), милитаристско-полицейский и режим «просвещенного» абсолютизма. При капитализме - буржуазно-демократический (конституционный), бонапартистский, военно-полицейский и фашистский режим. В условиях социализма апологетически выделялся лишь «последовательно-демократический государственно-административный» режим.

Классификацию режимов правления можно продолжить. Критериев и подходов существует большое множество. Тем не менее, подавляющее большинство исследователей сходятся в одном: режим правления - это способ властвования, который определяет пути, формы, методы и способы, при помощи которых нормативные установления власти реализуются в практике государственных институтов. При этом одна и та же государственная система в зависимости от исторических обстоятельств способна успешно функционировать в условиях различных режимов. К примеру, советская политическая система достаточно комфортно себя чувствовала как в условиях сталинского террора и застоя восьмидесятых годов, так в условиях либеральных преобразований периода перестройки.

Политологи представляют режим властвования как особый социальный механизм управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия государственных управленческих решений, а с другой - способы и масштабы политического участия граждан, политических партий и групп интересов в решении важнейших проблем общества и государства. Режим - это органическое сочетание государственной власти, партийной системы, способов голосования, одного или нескольких типов принятия решений и способов их реализации.

С точки зрения юристов понимание режима сводится к совокупности правовых форм и легальных методов управления, которые опираются на формально-юридические принципы, нормы и критерии функционирования власти. Ю.К. Краснов и РВ. Енгибарян политический режим трактуют как совокупность средств, методов и способов осуществления политической власти, посредством которых государство легитимирует свое существование и функционирование. Это итоговое политическое состояние общества, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил общества.

Как и другие составляющие формы государства - форма правления и форма государственного устройства - государственный режим непосредственно связан с властью и государственным управлением. Однако, в отличие от них, режим не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших или местных органов государственной власти или организацией верховной власти, ни с административно-территориальной и национально-государственной организацией власти. Государственный режим выступает как форма реализации власти, как процесс ее функционирования.

Следует также иметь в виду и то, что государственный режим не формируется стихийно, случайно. Он складывается под воздействием целого ряда факторов объективного и субъективного характера - экономических, политических, социокультурных. Зависит он от типа государства; уровня общей, политической и правовой культуры общества; развитости парламентаризма; степени открытости властных структур; профессионализма и нравственно-культурных качеств политиков и государственных служащих; уровня законности; зрелости социально-партнерских связей гражданского общества. Существенно влияют международная обстановка и геополитическое положение страны.

Стиль государственного управления в известном смысле близок к понятию «государственный режим» и в существенных своих свойствах произволен от него. Хотя в стиле есть свои нюансы и самостоятельные проявления. Если режим обслуживает интересы власти, больше фиксирует внимание на политической стороне государственно-управленческой деятельности как способе реализации государственной власти, то стиль характеризует «технологию» управления с точки зрения ее рациональности, эффективности и нравственности.

Сейчас в повседневной практике чаще всего выделяют два типа государственных режимов: демократический и антидемократический. Если государственное управление осуществляется методами права, убеждения, согласования, а принуждение носит законный правовой характер, то налицо демократический режим. В условиях демократического режима высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется демократическими правовыми методами. В таком случае граждане обладают и реально могут пользоваться конституционными правами и свободами; меньшинство подчиняется большинству; разрешена деятельность оппозиционных политических сил; гарантирована свобода слова, совести и печати. Политические конфликты разрешаются на основе закона и в режиме поиска взаимоприемлемого консенсуса.

Демократический режим мультипликационно порождает демократический стиль государственного управления. Причем на всех уровнях управленческой иерархии. Другое дело, насколько общество готово жить в условиях демократии и трудиться, подчиняясь принципам демократического стиля управления. Между признанием того, что демократия - это хорошо и правильно, и самой демократией - расстояние огромного размера. В совре менном российском обществе действительно нет серьезных идейных альтернатив демократии, подавляющее большинство граждан (более 70% по всем всероссийским социологическим опросам) выступают за демократию, разделяют ее ценности. Но вот реальной культурно-психологической готовности жить и трудиться в условиях демократии и законности, пока нет и трудно сказать, как скоро она появится.

И еще: нельзя забывать, что демократия - это завоевание народа. Власть нигде и никогда сама и против себя не будет создавать оппозицию, принимать правовые социально справедливые законы, не будет просить ее критиковать. Властвовать и управлять легче и спокойнее в условиях «жесткой» законности, непротивления, командно-административных методов. Это закон общественного бытия. Результат же один: сначала мелитократия, неверие в созидательный потенциал народа, а затем авторитаризм, тоталитаризм и т.д.

И примеров тому множество. По политическим декларациям и внешним атрибутам советская система была вполне демократической и гуманной. Партийные и советские лидеры были сторонниками социалистической демократии и борцами за счастье народа. Но это на словах и в политических декларациях. На самом же деле все нередко обстояло по-другому. Оказывается, можно иметь конституцию с широким набором демократических идеалов и принципов, выборные представительные органы, хорошо организованную судебную систему, «вышколенную» государственную службу, активные средства массовой информации, а на деле управлять обществом авторитарно-командными, бюрократическими методами.

Это означает, что режим правления и стиль государственного управления - это не просто набор апробированных приемов, средств и методов реализации властных полномочий. Это система специально отобранных и выстроенных в заранее задуманную конфигурацию форм и методов управления, которые в совокупности и придают управленческой деятельности определенную качественную определенность. Это не внешняя, какая-то второстепенная, а важнейшая сущностная характеристика государственной власти. Демократия - это не декларации и митинги, а такая организация управления, в условиях которой «люди могут спокойно, безопасно и свободно заниматься созидательным трудом и обустройством своей частной и общественной жизни».

В современной России постепенно, хотя противоречиво и с большими трудностями, но все-таки формируется демократический стиль государственного управления, опирающийся на основополагающие апробированные многовековой мировой практикой принципы демократической системы:

Правление большинства при уважении прав меньшинства. При таком режиме лица, получившие санкцию на власть, одобренную большинством, действуют так, чтобы мнение меньшинства в обязательном порядке учитывалось;

Политическое и правовое равенство граждан в вопросах доступа к государственному управлению и государственной службе - одинаковые возможности в приобретении знаний и статуса, нужных для получения государственной должности, равные права (голосовать, влиять на процесс принятия решений, баллотироваться на пост и т.д.), равный доступ к ресурсам власти.

Любые ограничения на политическую деятельность могут быть установлены лишь на основе закона и только для конкретных категорий людей;

Легитимность власти - все представительные органы, правительство, президенты подвергаются проверке с помощью демократических формальных процедур (референдумов, выборов, отзывов, отчетов и т.п.). Это позволяет снимать накопившееся в обществе напряжение и возникающие противоречия, своевременно обновлять систему управления;

Выборность и представительный характер власти - граждане делегируют (передают) свои конституционные властные полномочия выборному лицу (органу), которое и осуществляет власть от имени избирателей. Основа всего этого - всеобщее избирательное право, свободные, тайные и регулярные выборы, подотчетность выборных институтов перед избирателями;

Разделение государственной власти на три ветви при наличии действенной системы «сдержек и противовесов», а также надежных связей между федеральными органами власти и соответствующими властными структурами субъектов федерации и органами местного самоуправления;

Плюрализм и свобода политической деятельности. Монизм - идеальная система для авторитаризма, он не может быть идеалом для демократии.

России предстоит преодолеть еще немало препятствий на пути овладения демократическим стилем государственного управления. Причем проблема состоит не в умозрительном и пропагандистском поиске источников и факторов демократизации. Нам предстоит еще очень много сделать, чтобы не на словах, а на деле:

1. действовали все формы непосредственной (прямой) демократии, позволяющие народу прямо, без каких-либо посредников проявлять свою волю, на деле реализовывать свои интересы. Это - общенародные и региональные (локальные) референдумы, свободные выборы и общенародные обсуждения. На низовом уровне: общие собрания граждан, конференции и съезды их представителей (в рамках местного и территориального общественного самоуправления);

2. повышалась роль представительных форм демократии. К сожалению, пока в нашей стране управленческий аспект в деятельности органов законодательной власти проявляется слабо. Все ограничивается принятием законов. А этого явно не достаточно. Обилие законов мало что меняет. Вопрос упирается в конструктивно-практический потенциал этих законов, их исполнение;

3. эффективнее функционировала система исполнительной власти. Проблема при этом не исчерпывается расширением гласности и введением, скажем, подотчетности руководителей соответствующих органов исполнительной власти. С этого демократизм лишь начинается. Главное связано с:

Постепенной децентрализацией полномочий государственных органов с параллельным усилением социального контроля за их надлежащей реализацией;

Более эффективным использованием коллегиальных форм управленческой деятельности, т.е. проведением широких консультаций с гражданами посредством социологических опросов; делегированием прав по принятию решений органами низшего уровня государственной администрации; совершенствованием процедур рассмотрения писем, жалоб и предложений населения; созданием положительного имиджа власти через хорошо организованные структуры «паблик рилейшнз»;

Открытостью и подконтрольностью государственной службы, введением конкурсных начал в порядок замещения государственных должностей, установлением предельных сроков пребывания на одной должности и упорядочением динамики служебной карьеры, своевременной и качественной аттестацией управленческих кадров, подотчетностью и подконтрольностью должностных лиц, надлежащим стимулированием результативного труда; реформированием системы обучения, повышения квалификации и развития персонала;

Внедрением более эффективных форм административного, прокурорско-судебного и общественного контроля за обеспечением прав и свобод человека и гражданина;

4. все более прочные позиции завоевывал стиль коллегиальности, организованности, ответственности, оптимального сочетания правовых и эффективных организационных методов управления, т.е. стиль, ориентированный не на слова, а на конкретный конечный результат.

Нами обозначены наиболее важные аспекты влияния формы государства, его федеративного устройства и национального компонента на организацию государственного управления. Студент должен знать и четко представлять, какая форма государственного устройства в нынешних условиях более эффективна, как использовать преимущества той или иной ее стороны. Исходя из этого, предлагается построить дискуссию на семинарском занятии.

Влияние формы государства на характер и действенность государственного управления

1. Влияние федеративного устройства государства на функциональную и организационную структуру государственного управления.

2. Национальный компонент в государственном управлении.

3. Политический режим и его влияние на характер государственного управления.

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ.

3. Федеральный Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ.

5. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

6. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.

7. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ.

8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» от 23 июля 2003 г. № 824.

9. Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе» 13 мая 2000 г. № 849.

10. Указы Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 и от 24 сентября 2007 г. № 1274.

11. Постановление Правительства Российской Федерации «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» от 19 января 2005 г. № 30.

12. Постановление Правительства Российской Федерации «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» от 28 июля 2005 г. № 452.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Литература:

1. Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М., 2000.

2.Айбазов Р.У. Глобализация. Федерализм. Государственное управление / Под ред. Б.С. Эбзеева. - М., 2005. - С. 125-157.

Ъ.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 2004. - С. 70-75, 216-222, 228-234, 382-404, 429-455.

4. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах / Под ред. В.А. Козбаненко. - М., 2002. Т. 2. - С. 163-196.

5. Зиновьев А. Русская трагедия. - М., 2006.

6. Краснов Ю.К. Государственное право России: Учебное пособие. - М., 2002. - С. 330-335.

7. Мнакацанян М.О. Культура. Этносы. Нации. Размышления об истоках и природе национальной общности. - М., 2005. - С. 9-47.

8. Енгибарян Р.В., Гадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - М., 2002. - С. 211-227, 335-365.

9. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие. - М., 2005. - С. 200-255.

10. Политология: Учебник / Под ред. А.Ю. Мельвиля. - М., 2004. - С.131-172.

11. Права человека и нравственная ответственность. Выступление митрополита Кирилла на Всемирном Русском Народном Соборе 15 апреля 2006 г.

12. Правоведение Учебник / Под ред. Мальцева Г.В. - М., 2003. - С.72-117.

16. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. - М., 1993.

17. Социологическая энциклопедия. В двух томах / Рук. авт. колл. Г.Ю. Семигин. - М., 2003. Т.1. - С. 221-224; Т.2. С. 243-244, 324-326, 348-349, 707-708.

20. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 2006. - С. 88-105. 150-164

21. Эбзеев Б.С. Человек, Народ, Государство в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2005. - С. 366-394.

22. Чиркин В.Е. Публичное управление: Учебник. - М., 2004. - С. 136-144.

23. Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 2001. - С. 762, 812, 840, 1172-1173.

Вопросы о формах и волновали еще древних греков. История за это время накопила огромный материал для выделения разных форм и типов политических режимов. Об их особенностях, классификационных признаках и вариантах и пойдет речь в статье.

Форма государственного правления

Государственная власть необходима обществу для успешного функционирования. Социум не способен к самоорганизации, поэтому всегда кому-либо делегирует власть и функции управления. Еще древние философы обнаружили, что формы правления могут быть: властью одного, властью немногих или властью многих или большинства. Каждой форме присущи различные варианты. Форма правления, форма режим - это звенья одной цепи. Из формы правления вытекают особенности политического и административного управления в стране, которые, в свою очередь, могут реализоваться в различном политическом режиме. Форма правления - это способ организации системы государственной власти. Она определяет характер и особенности протекания политического процесса в стране. Первые традиционные формы правления - монархия и республика. При этом каждая из них позволяет устанавливать различные режимы правления. Это деспотический, аристократический, абсолютистский, авторитарный, военно-бюрократический, тоталитарный, фашистский и многие другие. Государственный режим зависит от влияния многих факторов, в первую очередь от того, кому принадлежит власть. Роль личности в государственном устройстве чрезвычайно высока.

Понятие политического режима

Впервые о существовании политического режима начал размышлять Платон. Он в соответствии со своими идеалистическими представлениями предполагал, что есть идеальное государственное устройство, где управление осуществляют философы-мудрецы. Все остальные режимы отличаются по степени приближенности и удаленности от этой модели. В самом широком смысле политический или государственный режим - это распределение реальной власти и влияния в обществе. Это способ существования и функционирования политической системы, который делает страну уникальной и отличной от других государств. На формирование политического режима влияют многочисленные элементы политической системы: нормы, отношения, культура, институты. Более узкое понимание подразумевает, что режим правления - это конкретный способ осуществления государственной власти.

Формы правления, политические режимы обусловлены культурой и традициями страны, историческими условиями существования государства. Принято считать, что в каждой стране устанавливается своя форма правления, однако у них есть общие, универсальные черты, которые и позволяют создать их классификацию.

Принципы классификации политических режимов

Классифицировать политические режимы принято с учетом следующих критериев:

  • степень и формы участия народа в осуществлении управления страной и в формировании политической власти;
  • место негосударственных структур в управлении страной;
  • степень гарантированности прав и свобод личности;
  • наличие оппозиции в стране и отношение власти к ней;
  • ситуация со свободой слова в стране, положение СМИ, степень прозрачности действий политических структур;
  • методы властвования;
  • положение в стране силовых структур, их права и ограничения;
  • степень политической активности населения страны.

Виды режимов

В истории накоплен большой опыт управления странами, сегодня можно насчитать не менее 150 разновидностей политических режимов. Античная классификация Аристотеля предлагает выделять виды режимов по двум критериям: по признаку принадлежности власти и по признаку способов использования власти. Эти признаки позволяли ему говорить о таких типах политических режимов, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания.

Такая система типологии политических режимов сегодня значительно усложнилась и по самым разным критериям можно выделять различные их виды. Самой простой классификацией является разделение всех разновидностей на демократические и недемократические, а уже внутри выявляются разнообразные разновидности. Попытка учесть большее количество существующих режимов привела к их делению на основные и дополнительные. К первым относятся деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Ко вторым можно отнести тиранический, фашистский. Более поздние типологии также включают такие промежуточные виды, как военно-бюрократический, султанистский, анархический, а также несколько видов авторитаризма: корпоративный, дототалитарный, постколониальный.

Более сложная классификация предлагает также к уже названным видам добавить следующие: диктатура, меритократия, клептократия, охлократия, плутократия, феодализм, тимократия, военная диктатура, посттоталитаризм. Наверняка можно выделить и еще какие-то виды, так как каждое государство подстраивает существующие модели режимов под свои особенности и условия.

Государственное устройство и режим правления

Любые режимы правления в конкретных государствах не могут существовать в чистом виде. Традиционно выделяют три вида государственного устройства: федерацию, унитарное государство и конфедерацию. Чаще всего встречаются унитарные государства, в которых вся территория страны подчиняется единой системе государственного управления, одной конституции и централизованному управлению всеми административными единицами. При этом унитарные государства могут иметь демократический режим правления или авторитарный. Но в них гораздо проще устанавливать и авторитарные, и даже тоталитарные модели управления. Но каждый раз это будет своеобразная трактовка режима.

Например, Япония и Великобритания - примеры унитарного государства, управляемого высшим представителем монархической семьи. Но каждое государство в разной степени реализует формы представительной демократии. Также в унитарных государствах может устанавливаться особый режим управления отдельными территориями. Федерация объединяет под единым началом несколько единиц с относительной самостоятельностью. Конфедерация же объединяет суверенные административные субъекты, которые делегируют органам общего правления лишь часть функций государственной власти. При этом федерация более предрасположена к демократическим режимам, так как в ее правлении всегда должно объединиться несколько человек. В конфедерациях нет такой четкой закономерности, и внутренние режимы в субъектах могут быть различными.

Понятие и истоки тоталитаризма

Традиционно исследователи выделяют тоталитарный, демократический и как основные разновидности способов реализации политической власти в государстве. Тоталитаризм является крайней формой Историки говорят, что тоталитаризм как жесткий вариант диктатуры возникает в 20 веке, хотя есть точки зрения, что тогда просто был придуман термин, а такие политические режимы правления существовали и ранее.

Исследователи говорят, что тоталитаризм базируется на средствах массовой информации, которые становятся главным инструментом распространения идеологии. Под тоталитаризмом понимают абсолютный контроль и регламентацию государством всех сторон жизни, каждого отдельного жителя страны путем прямого вооруженного насилия. Исторически появление этого режима связывают со временем правления в Италии в 20-х годах 20 века, также яркими примерами реализации данной формы правления считают гитлеровскую Германию и сталинский Советский Союз. Изучению тоталитаризма посвящено известное исследование З. Бжезинского, который пишет, что такие режимы можно распознать по следующим признакам:

  • в стране господствует официальная идеология, которую разделяет большинство граждан, противники идеологии подвергаются жестким преследованиям вплоть до физического уничтожения;
  • в государстве устанавливается жесткий контроль за действиями и мыслями граждан, полицейский надзор призван выискивать «врагов народа» для последующей показательной расправы над ними в целях устрашения населения;
  • главный принцип в таких странах: разрешено только то, что признано официальной властью, все остальное - запрещено;
  • есть ограничение в свободе получения информации, существует жесткий контроль за распространением информации, СМИ подвергаются жесткому цензурированию, о свободе слова и речи быть не может;
  • бюрократия во всех сферах управления жизнью общества;
  • однопартийность: в странах с таким режимом может быть только правящая партия, все остальные подвергаются преследованию;
  • милитаризация страны, в ней постоянно наращивается военная мощь, формируется образ внешнего врага, от которого нужно обороняться;
  • террор и репрессии как инструменты нагнетания страха;
  • экономикой.

Как ни удивительно, но тоталитаризм может строиться на основе демократии или на основе авторитаризма. Второй случай более частотен, примером тотальной демократии может выступать Советский Союз времен позднего сталинизма, когда в систему тотальной слежки и репрессий было вовлечено большое количество жителей страны.

Черты авторитарного режима

Описывая режимы правления государства, следует остановиться на более подробной характеристике основных их разновидностей. Тоталитарный, демократический и авторитарный режимы - это три ведущих варианта. Авторитаризм занимает промежуточное место между тоталитарной и демократической системой правления. Авторитаризм является недемократическим режимом, под которым понимается сосредоточение безграничной власти в руках одного или нескольких людей. Основное отличие от тоталитаризма заключается в отсутствии сильного военного давления на жителей страны.

  • устанавливается монополия на государственную власть, которая не может перейти другим людям или группировкам ни в каком случае, кроме переворота;
  • запрет или сильные ограничения на существование оппозиции;
  • жесткая централизация вертикали власти;
  • делегирование властных полномочий по принципам родства или кооптации;
  • укрепление силовых органов для удержания власти;
  • изоляция населения от возможности участвовать в процессе управления страной.

Военная бюрократия

Группа военных режимов является вариантом авторитарных и тоталитарных моделей. Военно-бюрократический режим - это однопартийный режим с ярким лидером, власть которого обеспечивается военными силами. Чаще всего принято говорить о коммунистических разновидностях таких режимов. Основными признаками военной бюрократии являются:

  • доминирующая роль военных и силовых структур в обеспечении исполнения решений правительства;
  • наличие особой системы контроля над жизнью общества;
  • насилие и террор как основные инструменты подчинения и мотивации населения;
  • законодательный хаос и произвол;
  • официально провозглашенная господствующая идеология при полном отсутствии оппозиции.

Тирания и деспотизм

Древней разновидностью тоталитаризма является деспотическая власть. Такой режим существовал, например, в Древнем Египте. Власть в этом случае принадлежит одному лицу, которое получило ее по праву наследования. Деспот обладает исключительной властью и может никак не соотносить свои действия с законами и нормами страны. Все всплески несогласия с его политикой жестко караются, вплоть до применения жестоких показательных казней и истязаний. Тиранические режимы правления отличаются тем, что власть к одному человеку приходит в результате военного переворота. При этом управленческие характеристики тирана близки к поведению деспота. Власть тиранов также известна издавна, так, историки описывают несколько таких примеров еще в Древней Греции.

Черты демократического режима

Самыми распространенными политическими режимами в мире являются различные вариации демократии. Форма правления демократического режима многообразна, но в целом ей свойственны следующие признаки:

  • народ является главным источником высшей власти, он главный суверен в государстве;
  • у народа есть возможности продемонстрировать свое волеизъявление на свободных выборах, выборность власти - важнейший признак демократии;
  • права гражданина - абсолютный приоритет власти, любой человек или меньшинство гарантированно имеют доступ к власти;
  • равенство граждан перед законом и в управлении государством;
  • свобода слова и плюрализм мнений;
  • запрет на любые формы насилия над человеком;
  • обязательное наличие оппозиции правящей партии;
  • разделение властей, каждая ветвь имеет суверенность и подчиняется исключительно народу.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении государством, существуют две формы демократии: прямая и представительная. Формы представительной демократии сегодня являются наиболее распространенными. В этом случае народ по принятию решений своим представителям в разных властных органах.

Либерализм как политический режим

Особой разновидностью демократии является либеральный режим. Идеи либерализма появляются еще в античные времена, как политический режим он впервые был провозглашен в конце 18 века в Конституции США и Декларации о правах человека во Франции. Главным признаком либерализма является абсолютная ценность человека. Любой либеральный режим базируется на трех китах: индивидуализм, собственность и свобода. Признаками либерального политического режима являются:

  • законодательное закрепление прав человека на охрану его индивидуальности и прав на частную собственность;
  • разделение ветвей власти;
  • гласность и свобода слова;
  • существование оппозиционных партий;
  • нестабильность политической сферы страны, участие масс в политической жизни общества;
  • отсутствие монополии на власть, существование законного механизма смены власти;
  • свобода экономики от всяческого контроля и вмешательства со стороны государства.

Теперь вы знаете основную информацию про режимы правления.

Политический режим и государственное управление.

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Различают два полярных режима – демократический и антидемократический.

Характеристики демократического режима:

1. провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

2. решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3. предполагается существование правового государства и гражданского общества;

4. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

5. силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

6. доминируют методы убеждения, компромисса;

7. политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

8. гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

9. реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

К антидемократическому режиму относятся тоталитарный и авторитарный режимы.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Характеристики:

1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2. общество практически полностью отчуждено от политической власти;

3. монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;



4. государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

5. доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

6. господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

7. права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

8. централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений.

Характеристики:

1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2. игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3. роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

4. суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

7. сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";

8. существует частичный плюрализм;

9. права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

10. силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях.

Судебная власть в РФ

Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка.

Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов - Конституции, подзаконных нормативных актов - законам, так называемый нормоконтроль).

Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга.

Согласно Конституции РФ, судебная власть в РФ:

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

· закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

· соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

· признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

· закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

· финансирования судей из федерального бюджета.

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

Функции судебной власти

· Правосудие.

· Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

· Толкование правовых норм.

· Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

· Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

Высшие федеральные суды:

· Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);

· Верховный Суд Российской Федерации;

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;

· Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.(ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»)

Государственная служба в РФ

Государственная служба - это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Общими признаками государственной службы являются: 1) замещение служащих государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа; 2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Виды государственной службы:

1) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ

Федеральная государственная служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти.

Согласно п. 1 Положения о федеральной службе таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, Федеральное собрание РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Счётная палата РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ и т.д.

2) государственная служба субъектов РФ находящихся в их ведении.

Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемые органами законодательной власти каждого субъекта РФ.

Данная в ФЗ «Об основах государственной службы» классификация видов государственной службы не единственная. Существуют и другие классификации видов государственной службы. Каждый вид государственной службы имеет своё правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом. Содержание каждого вида государственной службы установлено соответствующими нормативными актами, закрепляющими его правовое положение.

В соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей государственная служба может быть подразделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остаётся служба как профессиональная деятельность в органах прокуратуры, которая также должна быть государственной.

Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ. Принципы государственной службы, установление в ФЗ «Об основах государственной службы РФ», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Принципы государственной службы можно подразделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах.

Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной деятельности в государственных органах.

К конституционным принципам государственной службы относятся: 1) принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; 2) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; 3) принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ; 4) принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; 5) принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; 6) принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.

Прочие принципы государственной службы, содержаться в ст. 5 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» можно отнести к организационным принципам государственной службы. Это: 1) принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ; 2) принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; 3) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих; 4) принцип гласности в осуществлении государственной службы; 5) принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Особые экономические зоны

Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

Цели создания:

Привлечение прямых иностранных инвестиций и технологий

Создание новых рабочих мест для высококвалифиц.персонала

Развитие экспертной базы

Импортозамещение

Освоение новых рынков сбыта

Приближение производства к потребителю

Использование более дешевой рабочей силы

Снижение административных барьеров

Классификация:

1.по функциям

Зона свободной торговли

Зона пром.-производственная

Технико-внедренческая зона

Туристско-рекреационное

Сервисная зона

Комплексные зоны

2.постепени интеграции

Зоны интеграции в нац.экономике

Анклавные зоны производственно ориентированные на экспорт

3.по системам льгот

Наличные льготы

Таможенные льготы

Финансовые льготы

Административные льготы

Совет Федерации.

Сове́т Федера́ции- верхняя палата Федерального Собрания России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта России - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; г) назначение выборов Президента Российской Федерации; д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты); е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам : а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Председатель СФ – Матвиенко Валентина Ивановна.

С проведением торгов

Конкурсы: - Открытый конкурс

Закрытый конкурс

Аукционы: - Открытый аукцион

Закрытый аукцион

Электронный аукцион

Открытый конкурс

может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).
Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. НО Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.
Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

Продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;

Продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер; .

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Закрытый аукцион

Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.
Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ.
Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок.
Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Государственная Дума.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации).

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составляет 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года.

Работу Думы возглавляет Председатель Думы (Нарышкин Сергей Евгеньевич) и его заместители.

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти - исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты.

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов.

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним: 1. дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; 2. заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой; 3. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; 5. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; 6. объявление амнистии; 7. выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Принятые Гос Думой законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае Президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы.

Основные ветви власти в РФ

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти - законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти - это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача - правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат:Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Органы исполнительной власти - это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

29. Глобальные вызовы XXI века и ответы на них.

· проблема «Север-Юг» - разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

· предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

· предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;

· обеспечение человечества ресурсами;

· глобальное потепление;

· озоновые дыры;

· проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.

· демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых).

· терроризм;

· преступность

Основные направления решения глобальных проблем.

Одно из наиболее популярных направлений - привить людям новые нравственно-этические ценности. В одном из докладов Римскому клубу были сформулированы основные принципы новой этики.

1. Развитие всемирного (планетарного) сознания, благодаря которому человек осознает себя членом мирового сообщества.

2. Формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов.

3. Развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии с ней, а не на ее подчинении.

4. Воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.

Важны соответствующие экономические и политические усилия, в частности:

Четкая международная система прогнозирования;

Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем (сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра, единого фонда средств и ресурсов, в обмене информацией);

Всеобъемлющее изучение причин, приводящих к возникновению и обострению проблем;

Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень;

Наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. (Получение объективной информации от каждой страны и международные исследования необходимы для прогнозирования и принятия решений.)

Исполнительная ветвь.

Осуществляет Правительство РФ. Состав : Председатель правительства (назначается президентов с согласия ГД), его заместители и федеральные министры (представляются Председателем, но назначаются и освобождаются Президентом РФ). Правительство вкл в себя фед министерства, фед службы (безопасности, внешней торговли), фед агенства (наука и др.)

Полномочия :

Разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой

Обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.

Законодательная ветвь.

Представляется в РФ федеральным собранием (парламентом). Федеральное собрание – законодательный и представительный орган РФ. Фед. Собрание состоит из 2 палат: совет федерации (верхняя палата, по 2 представителя от каждого субъекта, установленного срока не имеет, 166 человек) и гос дума (нижняя палата, партийные списки, избирается на 5 лет, 450 человек). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

1. для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Совета Федерации относят:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению ГД относят :) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии; з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Обе палаты обладают неприкосновенностью, заседают раздельно, образуют комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания.

49.Предметы ведения Российской Федерации - объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства - закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти .К предметам ведения РФ относится сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ. К ним относится то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.К предметам ведения Российской Федерации относятся сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, видыимущества, его объекты, находящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика,федеральная собственность, военная техника и др.).В статье 71 Конституции РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят :принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;гражданство в РФ;регулирование и защита прав национальных меньшинств;установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельностиформирование федеральных органов государственной власти;федеральная государственная собственность и управление еюустановление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;установление правовых основ единого рынка;федеральные фонды регионального развития;федеральный бюджет;федеральные налоги и сборы;федеральные энергетические системы;вопросы войны и мира;оборона и безопасность;оборонное производство и др.Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесенияпоправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента,постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

50. Вопросы, относящиеся к совместному ведению России и субъектов России.соответствия конституций республик и уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции России и федеральным законам;защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;разграничение государственной собственности;охрана окружающей среды и памятников истории и культуры;обеспечение экологической безопасности;общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;координация вопросов здравоохранения;защита семьи, материнства, отцовства и детства;социальная защита, включая социальное обеспечение;осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий;установление общих принципов налогообложения и сборов в России;установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;выполнение международных договоров России;режим пограничных з