Почему ушаков причислен к лику святых. Адмирал Федор Ушаков – святой праведный воин Феодор

Дни памяти:

Адмирал Фёдор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в селе Бурнаково. Семья его была знатного, но небогатого рода. Родители Фёдора были людьми религиозными и с самого детства воспитывали сына в любви к Богу. Значительное влияние на Фёдора оказал его дядя, монах Феодор, ставший для святого примером нравственности, праведной жизни и искренней веры в Господа.

В отроческом возрасте Фёдор посещал церковную школу, где изучал грамоту и счёт. Учился юноша прилежно, и в 16-летнем возрасте без труда поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Успехи в учёбе не покинули Фёдора и там, и особенно он отличился в таких науках, как математика, навигация и история.

По окончании учёбы Фёдор Ушаков был принят мичманом на Балтийский флот, где проявил подлинный талант в морской деле, усердие и смекалку. Спустя некоторое время его перевели в Азовскую флотилию.

В 1775 году началось формирование Черноморского флота – строились порты и города. В 1783 году в новый флот прибыл и капитан Фёдор Ушаков. Этот год стал знаковым в истории России – именно в 1783 году Крым окончательно стал частью Российской Империи, и по указу императрицы Екатерины II началось обустройство новых укреплений на южных берегах страны. Был заложен город Севастополь, и уже в 1785 году в его бухту вошёл корабль «Святой Павел», капитаном на котором служил Фёдор Ушаков.

Минуло 2 года, и Турция объявила России войну. Турецкий флот значительно превосходил наш по численности: только линейных кораблей у неприятеля было 17 против 2 российских. Флоту, базировавшемуся в Севастополе, в этой войне была отведена особая роль, а руководил морской операцией Феодор Ушаков. Владение тактикой боя, храбрость и самоотверженность, а также вера в Бога и родину позволили святому одержать победу. Он получил звание контр-адмирала и был удостоен чести стать главнокомандующим Черноморским флотом.

Фёдору Ушакову предстояло ещё немало сражений с турками, а в последствии и с французами – адмирал не знал ни одного поражения. За свою военную карьеру он одержал 4 победы над Турцией и отвоевал Ионические острова у Франции, за что был удостоен звания адмирала.

В 1801 году Фёдор Ушаков был переведен в Санкт-Петербург. Спустя 3 года – в 1804 – он составил что-то вроде биографии о своём служении на российском флоте. Итоги работы святой описывал так: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался».

В 1806 году Феодору Ушаков подал прошение об отставке и уехал в деревню Алексеевка. Там он вёл образ жизни скромный и уединённый. Часто посещал церковь, во время постов жил в монастыре, все свои сбережения щедро жертвовал нуждающимся. Когда началась Великая Отечественная Война 1812 года, адмирал без сожалений отдал остатки своего богатого имения на устройство госпиталя для раненных.

Скончался доблестный воин Фёдор Ушаков 2 октября 1817 года и был погребен в Рождество-Богородицком монастыре в деревне Алексеевка. Спустя 200 лет самой почётной наградой для российских моряков стал орден имени адмирала Фёдора Ушакова.

В своих молитвах к Фёдору Ушакову могут обращаться те, кто потерял родственников, воюющих за благополучие и безопасность России. Подле икон святого можно поминать предков, благодаря которым наша страна одержала воинские победы и расширила свои границы.

Могут молиться Фёдору Ушакову и люди, чьи сыновья, братья и мужья находятся на войне сейчас. Святой покровительствует военно-морскому флоту. Кроме того, как и любому православному святому, адмиралу Фёдору Ушакова можно и нужно молиться об укреплении веры и внутренней чистоте.

Канонизирован святой был совсем недавно: в декабре 2000 года указом Патриарха Всея Руси Алексия II адмирал Фёдор Ушаков был причислен к лику Святых.

Сегодня существует 3 иконографии Фёдора Ушакова. Среди них наибольшее распространение получил образ, на котором святой изображается по пояс, облаченный в адмиральскую форму. В руках его находится свиток, на котором начертаны слова, неоднократно становившиеся пророческими для истории России: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

Святые мощи Фёдора Фёдоровича Ушакова покоятся в монастырском Храме Воскресения Христова Санаксарского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

Блестящий морской офицер, известный русский адмирал, командующий Черноморским флотом Екатерины II и Павла I, потомственный дворянин Федор Ушаков в XXI веке был причислен к лику святых. И это невероятное событие произошло не только за ратные заслуги непобедимого воина.

Начало военной службы

Будущий русский флотоводец родился далеко от моря, в Ярославской губернии, в семье отставного офицера лейб-гвардии Преображенского полка. Как и все юноши из дворянских семей, в шестнадцать лет он покинул родительский дом, чтобы начать военную службу. Федор Ушаков был зачислен в Санкт-Петербургский кадетский корпус и уже через два года в чине гардемарина совершил свое первое учебное плавание на корабле «Святой Евстафий».

В двадцать один год в чине мичмана он был зачислен в галерный флот на Балтике. Но особенно молодой офицер проявил себя во время службы на Черном море, командуя палубным ботом «Курьер». Русско-Турецкую войну Федор Ушаков встретил капитаном бригадирского ранга, командуя линкором «Святой Павел» и авангардом Севастопольской эскадры.

Виртуозный тактик

Вступая в первое крупное морское сражение, капитан Ушаков имел всего лишь два линкора и десять фрегатов, которые бросил против семнадцати линкоров и восьми фрегатов Оттоманской Порты. Но благодаря военной тактике и выдающимися качествами командира, в открытом бою он одержал победу над значительно превосходящими силами противника. Капитан Ушаков без колебаний перестраивал флот в боевой порядок при непосредственном сближении с противником, минимизируя этим время на тактическое развертывание, пока турецкий флот медленно занимал наветренное положение и выстроился в две кильватерные колонны.

К тому же, вопреки сложившейся военно-морской тактике нахождения командующего в середине боевого порядка, Ушаков ставил свой корабль в авангард, что обеспечивало ему быструю оценку боевой обстановки, точный расчет всех факторов успеха и начинал решительную атаку, увлекая собственным мужеством остальные корабли эскадры. Уже за первый год русско-турецкой войны Черноморский флот Екатерины II одержал множество решительных побед, приведя турецких моряков «в чрезвычайный страх и ужас». Вскоре флот Оттоманской Порты потерял господство над Черным морем, Крым больше не подвергался опасности высадки янычаров, а Федор Ушаков был произведен в контр-адмиралы.

Православный воин и политик

В качестве командующего Черноморским флотом, адмирал Ушаков не проиграл ни одного сражения и не потерял ни одного корабля. Одной из самых важных своих задач он считал сохранение жизней членов экипажей и все победы достигал исключительно благодаря разработанным им планам тактического ведения боя. Оттоманская Порта капитулировала и после вступления на престол Павла I, контр-адмирал Федор Ушаков возглавил Средиземноморскую кампанию по освобождению греческих островов от французских войск.

И здесь он проявил себя как мудрый политик. Контр-адмирал мог отдать приказ и из корабельных пушек разрушить бастионы Корфу, Цериго, Занте, Кефалонии, но при этом пострадали бы и греческие поселки. Поэтому адмирал обратился с письменным воззванием к жителям островов - православным грекам, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» безбожников-французов. Ответом была повсеместная вооруженная помощь местного населения во время наземных боев русского десанта.

После изгнания французов с греческих земель командующий флотом сошел на берег, «торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия…»

Истинный христианин

Во всех своих действиях и поступках офицер Федор Ушаков руководствовался христианскими нормами и правилами. Он был воспитан истинным христианином, в том числе на примере жизни своего дяди - Ивана Ушакова или преподобного Феодора Санаксарского.

Дворянин, которому предстояла блестящая жизнь и карьера гвардейского офицера, еще в юности испросил у императрицы Елизаветы Петровны разрешение на постриг в монахи Александро-Невской обители. Позже он стал отшельником Саровской пустоши, возглавил Санаксарскую обитель. Для Федора Ушакова христианское подвижничество родственника было высочайшим достижением религиозных чувств и строгой нравственности.

Когда адмирал вышел в отставку, он поселился в имении, купленном рядом с Санаксарским монастырем и все последние годы жизни посвятил молитве и благотворительной деятельности.

Во время Отечественной войны 1812 года он в своем имении устроил госпиталь для раненых и на личные сбережения сформировал Тамбовский пехотный полк. По словам современников, он раздавал собственные средства «на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага». Остаток своих дней провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви...»

Канонизация святого

Адмирала Федора Ушакова похоронили в 1817 году на территории Санаксарского монастыря рядом с его дядей, иеромонахом Федором.

В конце XX века церковная комиссия стала разбирать вопросы о канонизации воина Федора Ушакова и в ходе длительного и скрупулезного рассмотрения пришла к единодушному выводу, что он является не просто наиболее почитаемым российским флотоводцем, но и образцом верного служения православной Церкви.

В 2001 году в Санаксарском монастыре было осуществлено прославление адмирала Федора Ушакова в качестве святого Русской православной Церкви. В этом грандиозном событии участвовали митрополиты, монастырская братия, паломники и заслуженные адмиралы, командующие флотами России и Украины. Причисленный к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии, Федор Ушаков, ныне почитается как святой покровитель российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил.

Процесс канонизации начался значительно раньше, еще в 2001 г. Ушаков был причислен к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. Похоже, что тогда церковь просто не ожидала реакции флотского руководства, последовавшей на это локальное событие. Причисление Ушакова к лику местночтимых святых вышло за рамки церковного обряда. На торжества, связанные с канонизацией адмирала, в Санаксарский монастырь в Мордовию приехали руководители ВМФ России и Украины, командующие флотами, государственные чиновники, делегация из Греции и около 6 тысяч паломников.

Необычен был состоявшийся тогда крестный ход. Оркестр ВМФ встретил раку с мощами Ушакова военными маршами. Шествие возглавляли морские офицеры с андреевскими флагами. Раку несли адмиралы. Почетный караул составляли матросы и кадеты. Был дан салют из карабинов. Оркестр исполнил Государственный гимн России. Церковный обряд превратился в своеобразный военно-морской праздник.

В 2001 г. церковь и ВМФ предусмотрели комплекс мероприятий по прославлению святого адмирала. Была составлена особая служба святому праведному Феодору, написаны иконы, создано житие, к небольшому монастырю началось паломничество, в Саранске заложили кафедральный собор в честь святого Федора Ушакова, а во многих местах, особенно связанных с флотом, освятили или начали строительство посвященных ему церквей и часовен.

С особым торжеством обретение своего святого покровителя отметили в ВМФ России. На флотах прошли крестные ходы. Причем, в крестный поход по Черному морю с мощами святого адмирала и его иконами совместно вышли десантные корабли Черноморского флота России и ВМС Украины «Ямал» и «Константин Ольшанский». Теперь на кораблях, в частях и соединениях ВМФ икону с изображение первого отечественного «военно-морского» святого можно увидеть и в матросском кубрике, и в кабинете главкома. На флоте считают, что почитание «своего» святого способствует улучшению морального климата в коллективах и ведет к их сплочению. Правда, о серьезных аналитических исследованиях, подтверждающих это, ВМФ пока не сообщало.

Широкое почитание нового святого началось не только в РПЦ, в епархии которой еще до общецерковной канонизации было передано около 570 частиц мощей праведного воина Феодора. Святые мощи запрашивали также Грузинская, Чешских Земель и Словакии, Элладская православные церкви и Русская зарубежная православная церковь.

О морской службе и заслугах адмирала Ушакова широко известно, имеется обширная литература, сняты художественный и документальные фильмы. Не обошлось и без определенной мифологизации, что простительно по отношению к великому человеку. В значительно меньшей степени отражены последние годы его жизни, которые и дали повод к канонизации. Думаю, что и неверующему человеку будет интересно узнать о них.

В житии рассказывается, что, отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка Темниковского района Мордовии. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля Санаксарского монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

В Отечественную войну 1812 года местное дворянство избрало Ушакова начальником тамбовского ополчения. Но здоровье не позволило ему принять эту почетную обязанность. «С отличным усердием и ревностию желал бы я принять на себя сию должность и служить Отечеству, но с крайним сожалением за болезнью и великой слабостью здоровья принять ее на себя и исполнить никак не в состоянии и не могу» — отвечал адмирал губернскому дворянству. Но от дел, связанных с отпором врагу, он не отошел. Дал деньги на устройство госпиталя для раненых, внес две тысячи рублей на формирование Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он «на воспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага» — отмечено в житии.

К нему приезжали не только крестьяне окрестных деревень и жители города Темникова, но и из отдаленных мест. Со страдальцами, лишившимися имуществ, делился он тем, что имел; обремененных скорбию и унынием утешал непоколебимою надеждой на благость Небесного Промысла. «Не отчаивайтесь! — говорил он. — Сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют. Мне немного остается жить; не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!»

Остаток дней своих, по словам иеромонаха Нафанаила, адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

Отпевали Федора Федоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова. Когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители.

В послереволюционные годы Санаксарский монастырь закрыли. Часовню, выстроенную над могилой адмирала, разрушили. В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени и возник вопрос о месте погребения адмирала. Была создана государственная комиссия, которая произвела вскрытие могилы адмирала на территории монастыря у стены соборного храма. Останки оказались нетленны, что было зафиксировано в соответствующем документе комиссии. По мнению Священного синода, данный факт является доказательством святости человека.

Могила адмирала была восстановлена и вместе с остатками монастырского комплекса взята под охрану государства. Так и после своей смерти Ушаков послужил, хоть и частичному, сохранению монастыря, который в 1991 году был возвращен Русской православной церкви.

Причисление адмирала Ушакова к лику общецерковных святых создало прецедент, и в военных кругах стали высказываться о желательности канонизации и Александра Суворова.

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №15, 2013

Наша читательница из Минска Валентина Борисовна Толстик задает вопрос: почему РПЦ канонизирует в святые военачальников, и насколько это соответствует христианским нормам? Ну что же, попробуем разобраться.

СВЯТОЙ АДМИРАЛ

Журналист Владимир Рогоза в 2007 году опубликовал статью «Как Русская православная церковь канонизировала адмирала Ушакова?». В ней он, в частности, писал:

«В 2004 г. решением Архиерейского собора Русской православной церкви праведный воин Феодор (адмирал Федор Федорович Ушаков) был причислен к лику общецерковных святых и включен в Месяцеслов (память 23 июля/5 августа и 2/15 октября).

Процесс канонизации начался значительно раньше, еще в 2001 г. Ушаков был причислен к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. Похоже, что тогда церковь просто не ожидала реакции флотского руководства, последовавшей на это локальное событие. Причисление Ушакова к лику местночтимых святых вышло за рамки церковного обряда. На торжества, связанные с канонизацией адмирала, в Санаксарский монастырь в Мордовию приехали руководители ВМФ России…

Необычен был состоявшийся тогда крестный ход. Оркестр ВМФ встретил раку с мощами Ушакова военными маршами. Шествие возглавляли морские офицеры с андреевскими флагами. Раку несли адмиралы. Почетный караул составляли матросы и кадеты. Был дан салют из карабинов. Оркестр исполнил Государственный гимн России. Церковный обряд превратился в своеобразный военно-морской праздник.

…Теперь на кораблях, в частях и соединениях ВМФ икону с изображением первого отечественного «военно-морского» святого можно увидеть и в матросском кубрике, и в кабинете главкома.

…Широкое почитание нового святого началось не только в РПЦ, в епархии которой еще до общецерковной канонизации было передано около 570 частиц мощей праведного воина Феодора.

…О морской службе и заслугах адмирала Ушакова широко известно, имеется обширная литература, сняты художественный и документальные фильмы. Не обошлось и без определенной мифологизации, что простительно по отношению к великому человеку. В значительно меньшей степени отражены последние годы его жизни, которые и дали повод к канонизации.

В житии рассказывается, что, отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка Темниковского района Мордовии. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля Санаксарского монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

…Остаток дней своих, по словам иеромонаха Нафанаила, адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

Отпевали Федора Федоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова.

…В послереволюционные годы Санаксарский монастырь закрыли. Часовню, выстроенную над могилой адмирала, разрушили. В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени и возник вопрос о месте погребения адмирала. Была создана государственная комиссия, которая произвела вскрытие могилы адмирала на территории монастыря у стены соборного храма. Останки оказались нетленны, что было зафиксировано в соответствующем документе комиссии. По мнению Священного синода, данный факт является доказательством святости человека.

…Причисление адмирала Ушакова к лику общецерковных святых создало прецедент, и в военных кругах стали высказываться о желательности канонизации и Александра Суворова».

* * *

Итак, каковы же причины канонизации? Ну, не имел жены и детей. Видимо, потому что не любил женщин. Перед смертью посещал храм, где слушал службы благоговейно. Вещь обычная. Давал монету нищим – но при этом был помещиком, на него горбатились крепостные крестьяне, так что монеты не его. А Заповеди Бога нарушал. Согласно схоластке РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей». Но в том и дело, что Ушаков родину не защищал, а воевал в агрессивных и несправедливых войнах царизма в Черном и Средиземном морях (Россию тогда именовали «жандармом Европы»).

Остаются только «нетленные останки», что есть признак вампиризма. Но насколько они нетленные – вот вопрос. Ведь его мощи разделили на 570 частей. Вряд ли так стали бы поступать с по-настоящему нетленным телом как неким чудом.

У католиков отношение к канонизации гораздо более ответственное: чтобы человека признали святым, он должен совершить минимум два чуда, вылечив смертельно больных. Ушаков, как известно, никого не исцелял. Таких, как он, военных пруд пруди в любой армии мира.

Что вообще в христианстве означает святость? Что Бог посредством этого человека совершает чудеса, проводит через него Свою волю. Но в России и в РПЦ служение Богу подменяют служением своей империи, что к христианству никакого отношения не имеет. Вот почему ВМФ с таким ажиотажем подхватил канонизацию Ушакова и сделал его чуть ли не богом, которому стал молиться. И вот почему – оценивая людей по мере служения империи, а не по мере служения Богу – вслед появились предложения сделать святыми Суворова, Жукова и даже Сталина. Никаких чудес во славу Бога не совершали тоже недавно канонизированные Дмитрий Донской и Николай II Романов.

СВЯТОЙ АНТИФАШИСТ

В феврале 2012 года в Русской православной церкви в Мюнхене канонизировали нового святого. Александр Шморель - этнический немец, но выходец из России, он создал в нацистской Германии антифашистскую организацию "Белая роза". С розой в правой руке его и будут изображать на иконах.

Российский «Первый канал» сообщил: «Когда его схватило гестапо, ему было 25 лет. Шморель - первый новомученник, прославляемый после возобновления канонического общения Московского патриархата и русской православной церкви за рубежом. Свиток в руках у юноши в белом одеянии - предсмертное письмо. Студент-медик Александр Шморель, изменник Рейха для гестапо, мученик - для верующих, а для друзей просто Шурик на иконе рядом с оптинскими старцами и царем Николаем II».

Шморель разбросал листовки в Мюнхенском университете на глазах у всех, за что был сразу арестован гестапо. Казнили 13 июля 1943 года. В листовках «антифашист взывал к чести и совести солдат и офицеров Вермахта».

Снова вопрос: какое чудо он совершил, разбрасывая листовки в Мюнхенском университете, адресованные находящимся на фронте солдатам и офицерам? Даже практической пользы от этого никакой не было. Мученик? А разве меньше мучились жители Хатыни, которых сожгли заживо? В войну погибли от нацистов десятки миллионов, но РПЦ канонизирует не Гастелло или Матросова, а Шмореля – за разбрасывание листовок. Кстати, у нас органы пропаганды разбрасывали эти листовки на головы немцев – причем на фронте – каждый день тысячами тонн.

В общем, нам, обывателям, логика выбора этих святых не понятна. Но логика есть – это какие-то скрытые политические манипуляции сообществ церковников.

СВЯТОЕ ВОИНСТВО МОСКВЫ

На сайте российской Отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского (кстати, а его чего в святые тоже не возвели?) есть раздел «Святые покровители русского воинства». Там, в частности, рассказывается (сохраняю орфографию источника):

«Одним из таких важных дел в истории страны было и остается защита Отечества. Именно в такие моменты - во время военного лихолетья - обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу.

В наших храмах большинство этих святых нетрудно узнать по латам, копьям и мечам, с которыми они предстоят на святых образах. Вот они небесные покровители нашего воинства: праведный Иисус Навин, великомученик Никита, благоверный великий князь Игорь Черниговский, преподобный Сергий игумен Радонежский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Лонгин Сотник, великомученик Артемий, мученик Арефа, великомученик Дмитрий Солунский, мученик Аффоний, Архангел Михаил, великомученик Мина, великомученик Меркурий, великомученик Иаков Персянин, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, апостол Андрей Первозванный, великомученик Феодор Стратилат, великомученик Феодор Тирон, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, великомученик Георгий Победоносец, мученик Савва Стратилат, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученик Христофор, благоверный царевич Дмитрий Угличский, благоверный князь Дмитрий Донской, благоверный князь Довмонт Псковский, равноапостольный царь Константин, равноапостольный великий князь Владимир, великомученик Прокопий, мученик Евстигний, мученик Андрей Стратилат, благоверный князь Александр Невский.

…Так же как не отделима от судьбы России судьба ее христолюбивого воинства, так же невозможно, как-то особенно, выделить имена святых покровителей его. Как не вспомнить здесь святого Иоанна воина, Ослябю, Пересвета, Илию Муромца и многих других. Каждый из них дал Церкви Православной и нашему народу столь многое, что трудно перечислить: поддержку, защиту и опору, духовное окормление и свет веры христианской.

Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы. "Образ христолюбивого воинства" живописует 12 воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей православной родины».

У любого здравомыслящего человека, прочитавшего этот сумбурный текст, возникает ряд вопросов. Во-первых, дивизия имени Дзержинского – начальника политической полиции. Так при чем тут какая-то «защита Отечества»? Тот хунту защищал от инакомыслящих и от своего собственного народа.

Во-вторых, вначале говорится о защите Отечества – дело, не спорим, хорошее. А в конце: «каждый из них много сделал для собирания… нашей православной родины». «Собирание» и «защита Отечества» - вещи совершенно разные! Собирание – это агрессия и захват, разбой и геноцид, лишение соседей государственности и свободы. А называть Российскую империю «нашей православной родиной» язык не повернется: в ее состав насобирали поляков, финнов, татар, казахов, туркмен, узбеков, бурятов, кавказские народы и т.д. – все они не принадлежат РПЦ. И сегодня РФ вовсе не православное государство, а многоконфессиональное, и дивизия служит народу не «нашему русскому», а российскому народу Российской Федерации.

В-третьих, с какой стати архангел Михаил является частью «воинства Москвы» в битвах с другими православными и христианам (в битвах, например, с ВКЛ-Беларусью)? Еще как-то можно понять, когда идет речь о своих славянизированных татарах и финно-уграх Московии типа Ильи Муромца. Но при чем тут архангелы и апостолы? Их-то с какой стати «приватизирует» в свой состав дивизия имени Железного Феликса? Который, кстати, в юности был членом сионисткой организации и развешивал в Вильне сионистские антироссийские листовки. А в СССР стал главным редактором журнала «Красный террорист». Удивительная каша!

«Благоверный царевич Дмитрий Угличский» - это маленький мальчик, который играл в «ножики» и в приступе эпилепсии сам себя зарезал. Как он может быть «защитником Отечества» - уму непостижимо. По другой версии его зарезали, по третьей – его спрятали, и он является Лжедмитрием, которого казнили банды Минина и Пожарского. Потом его прах зарядили в пушку и выстрелили в сторону Беларуси.

«Благоверный князь Довмонт Псковский» - никакой не защитник Московии, а литвинский князь ВКЛ. А «равноапостольный великий князь Владимир» захватил Полоцк и изнасиловал княжну Рогнеду на глазах связанных ее родителей и братьев – чтобы они это видели – а потом их убил уже перед ее глазами. Это, надо полагать, образец «чести воина» для дивизии имени Дзержинского. И образец «святости» для РПЦ: в святые возвели насильника и убийцу. Ну а инициативная группа певицы Жанны Бичевской, озабоченной великодержавием, требует ввести в святые вообще Ивана Грозного.

О времена, о нравы!

СВЯТЫЕ ВОИНЫ БПЦ

На официальном портале БПЦ помещен раздел «Из истории военного духовенства», который написал И.В. Оржеховский, профессор БГУ, историк. Пишет он следующее:

«Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. Именно она содействовала государственному объединению разрозненных славянских племен в единую державу, а позднее оказала решающее влияние на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности живущих на ней народов.

С первых веков принятия христианства на Руси оформился тесный союз служителей веры и воинства. И связь эта имела огромное значение. На окруженной недругами Руси Православие издревле было воинственным, а воинство – православным.

…Куликовская битва в 1380 году и последующее освобождение от монголо-татарского ига, борьба с интервентами за сохранение государственной независимости в начале XVII века, многочисленные последующие военные события свидетельствуют, что Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых народом и государством, но всегда делила с ним все радости и горести. В периоды междоусобных войн, смут, раздробленности, иноземного ига именно Церковь призывала народ, власти и воинство к единству для защиты Отечества».

У профессора странные познания в истории. Даже дети в школе знают, что РПЦ Москвы была создана только в 1589 году при Борисе Годунове. А Куликовская битва была на две века раньше. До 1589 года РПЦ вообще была 140 лет автокефальной – не признавалась Православным миром православной, а Христианским миром христианской. Почему не признавалась? Да потому что была ордынской несторианской, обожествляющей власть царей Орды и затем власть правителей Московии.

В 1380 году храмы Москвы были расписаны фресками с ликом царя Тохтамыша как равного Иисусу. Ничего подобного не было у настоящей РПЦ в Киеве, Полоцке, Твери, Пскове, Новгороде – вот их Византия признавала, они не были автокефальными. За что Иван Грозный и вырезал все православное духовенство во время захвата Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода – в Москве Иван Грозный был на фресках, ему молились московиты как своему божку.

Что касается «борьбы с интервентами», то профессор БГУ нас самих, беларусов, этими интервентами и именует. В 1612 году в Москве были вовсе не «поляки» и не «литовцы», а литвины – ныне называемые беларусами.

История беларуского православия начинается вовсе не с 1839 года, как кажется профессору. Полоцк был православным еще до первого упоминания о Москве как деревне в пять хат. Но мы были возмущены сделкой Годунова с греками, потому создали Унию в 1596 году. Сохраняя все традиции православной службы, но переходя под власть уже не греков, а Папы Римского. В 1839 году указом царя была фактически уничтожена Беларуская православная церковь – пусть и униатская, но православная и национально БЕЛАРУСКАЯ. А вместо нее насаждена чуждая нам и не имеющая ничего общего с Беларусью московская религия. Вот поэтому и как бы «получается», что БПЦ «своей истории не имеет» (как и «Беларусь своей истории не имеет, начинается с СССР»). И профессор пишет:

«До учреждения в Русском государстве регулярного войска обязанность по духовному окормлению ратных людей возлагалась на придворное духовенство. Поэтому можно предположить, что к середине XVI века, когда в Московии было создано постоянное стрелецкое войско, насчитывавшее 20-25 тысяч человек, появились и первые восточнославянские военные священники (однако письменных свидетельств об этом не сохранилось).

Во всяком случае, достоверно известно о наличии военных священников в период царствования государя Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Об этом свидетельствует устав того времени: "Учение и хитрость ратного строя пехотных людей" (1647), в котором впервые упоминается полковой священник и определяется его жалованье. С этого времени уже начинает создаваться система управления военным духовенством».

Что это такое – «Русское государство», если профессор сам его называет «Московией»? Это мы и были «Русским государством», потому что мы тогда Великое княжество Литовское и Русское! С какой стати ордынский улус Москвы, к тому же автокефальный, нам должен диктовать моду на православие? Вон еще Эфиопия тоже православная страна, но означает ли это, что мы должны перенимать их православные традиции обрезания мальчиков, как у иудеев?

Профессор начал со слов «Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества». Правильно. А Отечество для беларуса – Беларусь, а вовсе не иностранные православные страны типа Эфиопии, России или Украины. Так почему отвергнут и запрещен список НАШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ, а вместо него навязаны святые типа князей Залесья Александра Невского и Дмитрия Донского, которые к нашему Отечеству абсолютно никакого отношения не имеют?

Профессор пишет: «Дальнейшее становление и совершенствование структуры военного духовенства связано с реформами Петра I. Так, в "Воинском уставе" 1716 года впервые появилась глава "О священнослужителях", которая определяла правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности».

Простите, а кто для нас этот Петр I? Он нами не правил, ничего у нас не реформировал. Только взорвал Полоцкую Софию, где до этого там пьяный вырезал наше главное духовенство. Вот только этим он в нашем Отечестве и «прославился».

Все поставлено с ног на голову! В битве под Оршей – о которой профессор, конечно, не вспоминает – 8 сентября 1514 года православное войско Великого княжества Литовского и Русского под командованием православного гетмана К.И. Острожского разгромило армию оккупантов – иноверцев татаро-московитов. Те тогда по вере были автокефальными, не принадлежали РПЦ Киева.

Мы тогда защищали русскую православную веру от агрессии несториан Московии. А не те якобы «несли нам православие РПЦ», так как мы и были тогда РПЦ, а их не считали никто ни православными, ни христианами.

Но Острожского возводить в святые мы не стали, как и прочих наших полководцев, князей, канцлеров ВКЛ. У нас иные святые, вполне мирные. Например, Андрей Баболя – миссионер в Пинске, которого во время войны 1654-1667 годов зарубили «друзья беларусов» царские казаки и закопали в навоз. Мученик за веру, и останки не тленны, что подтверждали многие комиссии. Он был святым для униатов Беларуси, а с 1839 года запрещен таковым считаться. Остается святым для католиков Беларуси, но БПЦ его не признает, потому что его зарубили казаки Московии. Если бы зарубили немцы или иные - то признали бы. А так, коль это российское преступление, то это «бросает тень» на пафос «царских освободителей» нашего народа от нашего национального государства и национальной религии.

Вообще же, нежелание, как кажется, БПЦ являться хранителем национальных беларуских традиций – противоречит жизни в стране, является причиной массовой популярности протестантизма и католичества, где службы идут на нашей национальной мове. Сегодня для БПЦ это огромнейшая проблема, и как она будет решаться – непонятно. Но ясно, что БПЦ должна перейти от российских к беларуским национальным реалиям – иначе в ближайшие лет 10 потеряет всю паству в стране. О необходимости давно назревших реформ в БПЦ высказалось в конце июля 2013 года и руководство Беларуси. Президент сказал, посещая строящийся в Минске Аквапарк: «Церковь должна меняться. Мне кажется, что мы накануне некой реформы Православной Церкви… Православная Церковь с государством недорабатывают. Мы можем потерять целое поколение молодежи».

ВОИН ВОИНУ РОЗНЬ

Вернемся к сути вопроса. По мнению РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей».

Но, во-первых, подобного уточнения в Библии нет. Там нигде не говорится, что ради защиты Родины можно красть, насиловать и тем более убивать. Бог дал человеку жизнь – и только Бог может ее забрать, и, кстати, из этой логики цивилизованные страны отменяют смертную казнь.

Во-вторых, «защита Родины» - понятие условное. Например, в мае 1945 г. части СС защищали Берлин от «советских орд». Означает ли это, что эсесовцы, защищая Родину, вершили святое и богоугодное дело, убивали справедливо? Или иной пример: РПЦ не считает нарушением Заповеди «Не убей» действия советских военных в Афганистане. Однако Родину они там не защищали, да к тому же СССР вообще не объявлял войну Афганистану. А полтора миллиона афганцев после этого вторжения Советского Союза погибли.

В этой связи всплывает уже другое понятие – «защита интересов Родины», что отнюдь не нечто «святое» и «справедливое», а лицемерная политика в рамках конкуренции государств и народов. Здесь просматривается аналогия с Талмудом, который разрешает иудею нарушать Заповедь «Не убей» в «исключительных случаях», к которым относятся: угроза смерти его и его близких, угроза имуществу и даже… угроза утраты возможных прибылей. Вот по последнему поводу и возникали в основном войны между государствами, в том числе в ХХ в.

В-третьих, в библейском понимании «святые воины» - это не те, кто обрел святость за свои ратные подвиги. Они стали святыми в борьбе за веру во Христа, потому скорее миссионеры. Яркий пример – апостол Павел. Изначально он был иудеем по имени Шаул-ха-Тарси и в должности по нынешним представлениям генерала командовал массовым истреблением христиан. Апостолом он стал, что ясно, вовсе не за эти преступления. Ему во сне явился Иисус и наставил его на путь истинный, он раскаялся и поверил в Него, стал проповедником христианства среди не иудеев (среди не обрезанных эллинов).

Кто-то может возразить, что адмирал Ушаков тоже после своей службы на флоте увлекся христианством. Но ведь апостола Павла никто не изображает с саблей в руках, а вот Ушаков на иконах с саблей, что подчеркивает, что он канонизирован не за миссионерство, а именно за военную деятельность. С мечом в руках изображают на иконах и Александра Невского, но тот этим мечом в основном дань для татар собирал по Руси и русских резал.

В-четвертых, кажется ошибочной позиция церкви считать любого военнослужащего «защитником Отечества». Одно дело – воевать на передовой в рукопашном бое с фанатиком-эсесовцем. Это честная схватка против врага. И совсем другое дело – бомбить город, кидая тысячами тонн зажигательные бомбы на жилые кварталы и убивая не комбатантов, то есть не участников боевых действий, а женщин, детей, стариков, раненных. И зачастую такие бомбы убивали и свое собственное население (до сих пор идут споры, сколько сотен тысяч граждан СССР погибли в войну от бомбардировок своей же советской авиации).

Перед выборами в РФ патриарх Кирилл сказал, что у России нет друзей, кроме ядерных стратегических ракет, флота, армии и РПЦ. Но вызывает сомнения, что оружие массового поражения (ядерное, биологическое, химическое) – нечто «богоугодное», что воины РВСН являются «святым воинством России». В средние века воин – это рыцарь с кодексом чести, а сегодня – это убийца миллионов невинных людей, уничтожающий нажатием кнопки целые города и вообще все живое на планете.

В новую эпоху изменился и сам характер войн: их ведут уже не для того, чтобы ограбить и уничтожить соседа (как агрессия Московии против ВКЛ-Беларуси 1654-1667), а только чтобы подчинить его политически. Но это оказывается хлопотным делом, так как приходится отвечать за захваченное государство и брать на себя все его социально-экономические проблемы (что выгоднее в итоге проигравшей стороне и обременительно победившей). В итоге проще достичь целей, ведя ИНФОРМАЦИОННУЮ войну – без использования военной силы. Следует ли ожидать появления новых религиозных святых – «святых воинов информационных войн»?

Абсурдность очевидна. Конечно, можно себе представить икону некоего новоявленного «святого воина», у которого в одной руке охапка ядерных ракет, а в другой сервер для всемирного шпионажа. Но скорее это будет напоминать политическую карикатуру из журнала «Крокодил» времен СССР…

И последнее. В нормальном обществе святыми считают тех, кто является светочем духовности. Таковой для России Лев Толстой. Но его РПЦ предала анафеме – и не сняла эту анафему по сей день. Ни казачество, ни Жанна Бичевская, ни ВМФ, вообще ни одна «патриотически озабоченная группа граждан» России не обратилась к РПЦ с просьбой снять анафему с великого русского классика. Вот тоже повод задуматься о мере духовности тех, кто требует от РПЦ возводить в святые военных и правителей…

2394

Четвёртого и пятого августа 2001 года к лику святых причислен выдающийся российский флотоводец адмирал Фёдор Ушаков. Церемония канонизации состоялась в Санаксарском мужском монастыре в Мордовии. На церемонию прибыли более 15 тысяч паломников из России, стран СНГ, а также из Греции и Болгарии. Специально для гостей был разбит палаточный городок и установлены полевые кухни, а безопасность обеспечивали почти двести бойцов ОМОНа и казаки. Верховное духовенство представляли семь архиереев Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Светскую делегацию возглавлял глава Республики Мордовия Николай Меркушкин. На церемонии присутствовал начальник Главного штаба ВМФ России Виктор Кравченко и командующие флотами.

Фёдор Ушаков. Имя этого прославленного адмирала известно каждому образованному человеку. В самый разгар Средиземноморского похода произошла историческая встреча Фёдора Ушакова с Горацио Нельсоном. Великий британский флотоводец вынужден был признать большое воинское мастерство и героизм российских моряков. Одна только победа при Корфу вызвала у «просвещённых мореплавателей» бешеную зависть. Адмиралы расстались, чтобы больше никогда не встречаться. Через пять лет Нельсон будет убит у мыса Трафальгар. Ушаков переживёт его на 12 лет. Тяжёлые 12 лет забвения...

Мичман Ушаков

Подобно Суворову, Кутузову, Сенявину, Нахимову, Фёдор Фёдорович Ушаков родился в небогатой дворянской семье в Ярославской губернии, жизнь начинал без денег и влиятельных покровителей. Когда шестнадцатилетним юношей Ушаков в 1761 году поступил кадетом в морской корпус в Петербурге, русский флот был в упадке. Но уже готовилось его возрождение, начатое вступившей на престол энергичной императрицей Екатериной II. У его истоков стоял и юноша мичман Ушаков.
Не сразу засверкала над Чёрным морем его звезда. Но, несмотря на козни бюрократов и выскочек, всё же засияла. Екатерининские адмиралы Мордвинов и Фондезин не любили Ушакова. Причина? Она историкам известна: обычная вражда завистливой бездарности таланту. Этой вражды в России всегда хватало. «Ушак-паша», «морской Суворов» - так звали великого флотоводца и неприятели, и почитатели. Как известно из истории, у Потёмкина к Ушакову было и полное доверие, и тёплое чувство. Пока был жив Потёмкин, Ушаков мог твёрдо рассчитывать на поддержу могущественного человека, верховного и бесконтрольного главы всех вооружённых сил на юге России и на Чёрном море.
Свои великие таланты и заслуги перед Россией Ушаков скорее недооценивал, чем преувеличивал, но его болезненно оскорбляло то «презренных душ презренье к заслугам», от которого ему приходилось так долго страдать в обстановке бюрократии того времени.

«Высочайшее повеление» императора

В 1802 году император Александр I создал особый комитет по образованию флота. Его председатель, дилетант в морском деле А.Воронцов, полагал, что России вовсе не нужно быть сильной морской державой: «в том ни надобности, ни пользы не предвидится». На глазах Ушакова шёл процесс разложения и упадка флота, обречённого на бездействие. Бессильный помешать этому, Ушаков в конце 1806 года подал в отставку, написав в своём прошении о ней не только о «телесной», но и «душевной» болезни. 2 (14) января 1807 года Александру был представлен доклад товарища морского министра П.В.Чичагова: «Балтийского флота адмирал Ушаков объясняет, что, находясь в службе 44 года, продолжал оную беспорочно, сделал на море более 40 кампаний, две войны командовал Черноморским линейным флотом против неприятеля; ныне же при старости лет своих отягощён душевной и телесной болезнью и опасается по слабости здоровья быть в тягость службе...
Он не просит наград, знатных имений, высокославными предками вашими за службу ему обещанных...»
Александр этим удовольствовался, и 17 (29) января 1807 года последовало «высочайшее повеление» императора об увольнении со службы адмирала Фёдора Ушакова.
Так окончилась долгая и многотрудная служба Родине знаменитого русского флотоводца. У Александра Павловича в данном случае проявилось в идеальной полноте то качество, которое впоследствии поэт Гейне приписывал монархам вообще, называя его «истинно царственной благодарностью». Позднее так же безобразно царь обошёлся и с Д.Н.Сенявиным.

Грозный 1812-й…

Ушакову суждено было прожить ещё десять лет после отставки. Он добровольно заточил себя в своём тамбовском имении Алексеевке, которое находилось в Темниковском уезде. Доживал он свой славный век в тиши деревенского уединения, забытый двором и великосветским обществом. Хотя, правда, в грозном 1812 году о нём вспомнили.
Дворяне Тамбовской губернии избрали опального адмирала главой ополчения, вступившего в борьбу с Наполеоном. Но Ушаков отказался. В своём письме он писал: «Почтеннейшему дворянскому собранию донесть честь имею: за избрание меня губернским начальником над новым внутренним ополчением по Тамбовской губернии, за благосклонное доброе обо мне мнение и честь сделанную приношу всепокорнейшую мою благодарность. С отличными усердием и ревностью желал бы я принять на себя сию должность и служить Отечеству, но с крайним сожалением за болезнью и великой слабостью здоровья принять её на себя и исполнить никак не в состоянии и не могу... Прошу также верить, что я действительно, будучи ныне при совершенной старости лет, находясь в болезни и всегдашней по летам моим великой слабости здоровья, должности понесть и в Тамбовское собрание дворянства явиться не могу. Июля 23 дня 1812 г. Адмирал Фёдор Ушаков».
Но на флоте ещё вспоминали о человеке, который, возвеличив русский морской флаг, где-то в глубине России никнет «в тишине главою лавровой», как говорил о подобных героях Пушкин.
Умер Фёдор Фёдорович Ушаков в 1817 году и был похоронен у стен Санаксарского мужского монастыря.

К святым местам

Я знал, что многие тамбовцы не раз и не два побывали в этой обители, поклонились и могиле великого адмирала. И вот однажды мне позвонила Зинаида Сергеевна Создателева, моя хорошая знакомая. Она сопровождала паломников в Санаксарский мужской и в Святотроице-Серафимо-Дивеевский монастыри и предложила мне поехать вместе с ними.
Путь был неблизким. Темниковский уезд входил до 1923 года в состав Тамбовской губернии, а та в то время занимала территорию, равную Франции и Бельгии вместе взятым. Теперь Темников находится в составе Мордовии. Это и край наших близких (в отличие от сибирских) лагерей. Вот уж, действительно, в рай - через чистилище.
И вот мы в пути. Дорога свернула в лес. Незаметно летело время. Берёзовый свет, умноженный на скорость машин, слепил глаза. Вдруг - остановка. Потьма... Зоны... Режим... После короткой проверки дорожных документов водитель сел за руль.
Теперь дорога несла нас мимо лагерей с проволочной провисшей паутиной, с вышками для часовых. Кое-где она подходила так близко к лагерям, что можно было даже разглядеть фигуры «зеков».
Зона с её «чистилищем» осталась позади. Замелькали супесчаные поля (куда там до наших чернозёмов!), кресты у обочин. А вскоре вдали засияли купола Санаксарского монастыря.

Фёдор (церковное написание Феодор) в переводе с греческого языка означает «Божий дар». Православная Церковь чтит более шестидесяти угодников Божиих, носивших это славное имя. Среди них были и церковные иерархи, и князья с боярами, и простые миряне. Кто-то из них мученически пострадал за веру, как, например, святые воины-великомученики Феодор Стратилат (усечён мечом в 319 году; день памяти его 21 февраля) и Феодор Тирон (пострадал при императоре Махсимиане около 306 года; день памяти 1 марта и в субботу первой недели Великого поста), а кто-то послужил Господу иначе. Преподобный Феодор, игумен Студийский, жил в конце VIII - начале IX века. Был известен глубоким познанием христианского учения, принимал участие в иконоборческих спорах, в которых неизменно одерживал победу. Автор многих песнопений, исполняемых во время Великого поста. Память его отмечается 8 февраля и 24 ноября. К лику святых причислен и ещё один воин Христов - русский адмирал, флотоводец Феодор Ушаков. Память его Церковь празднует дважды в году - 5 августа и 15 октября.

От Тамбова к Санаксарам - связь через века

Восстановителем и настоятелем этой обители был монах старец Фёдор. Родился он в 1719 году. А происходил из дворянского рода Ушаковых. Благодаря отцу Фёдору Санаксар к концу XVIII века приобрёл общероссийскую известность. В этом монастыре неоднократно бывали иерархи Русской Православной Церкви: епископ Тамбовский Феофил, архиепископ Рязанский Симон, архиепископ Вениамин. Отец Фёдор долгое время вёл подвижническую жизнь, а убедил его быть настоятелем монастыря в Санаксарах епископ Тамбовский Пахомий. Так что ниточка от Тамбова к Санаксарам тянется века.
Перед монастырём, с левой стороны, стоит памятник герою русско-турецких войн выдающемуся флотоводцу Фёдору Ушакову. На высоком постаменте - бюст адмирала, позади - словно бы наполненный ветром парус из гранита. Адмирал был племянником отца Фёдора. Последние годы, как известно, он жил в своём имении в Алексеевке. Находилась деревня буквально в двух верстах от монастыря. Адмирал Ушаков помогал обители чем мог, а в своём духовном завещании просил передать монастырю свою домашнюю библиотеку, всю свою землю, а также просил похоронить его у стен Санаксарской обители...
Я молча стоял у могилы прославленного флотоводца, глядел на его бронзовый бюст, с трудом сдерживая нахлынувшие чувства. Ветер едва шевелил ветви белокорых берёз. С монастырской колокольни доносился звон, тихо подходят монахи, паломники, которых становится всё больше и больше. Они низко кланяются могилам Фёдора Ушакова и Фёдора Санаксарского.
Поклонимся и мы...
Адмирал Ушаков был благочестивым человеком, похожим на своего дядю. На его кораблях был установлен строгий порядок. Корабли носили имена святых и христианских праздников. Адмирал был глубоко верующим человеком. Как отца родного любили его моряки. Перед боем он обычно напутствовал своих моряков подчинённых:
- Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмёт ни пуля, ни сабля!
Вот потому-то, видимо, и не имел легендарный адмирал ни одного поражения за свою боевую блистательную военную карьеру.

Причислен к лику святых

В 1949 году были вскрыты могилы старца Фёдора и флотоводца Ушакова. Мундир и кости адмирала оказались нетленными. Так отметил Господь большие заслуги его перед Россией.
Много исцелений происходило у могил Ушаковых. Прикладываясь к ним, страждущие иногда исцелялись тут же, на месте, или по приезде домой. Душа моя рвалась к этому монастырю. Я ещё трижды побывал в Санаксарской обители и глубоко сожалею, что не смог приехать на церемонию канонизации адмирала Фёдора Ушакова.
Как писали газеты, для того, чтобы некогда живший человек был назван святым, необходимо соблюдение определённых условий. Праведная жизнь или праведная кончина (подобно Христу), чудотворение, происходящее от мощей святого или на месте его упокоения, и нетленность мощей.
Любопытно, что случаи чудотворения должны быть обязательно зафиксированы и представлены в «личном деле» святого. Все необходимые обстоятельства, по сообщениям российских СМИ, были учтены и на этот раз. Хотя сомнения относительно канонизации адмирала были - к рассмотрению дела Синодальная комиссия приступала несколько раз и неоднократно откладывала его.
В итоге от идеи канонизации Ушакова до её воплощения прошло почти шесть лет.
- Эта канонизация, - рассказал корреспонденту «Российской газеты» архивариус Санаксарского монастыря иеромонах Венидикт, - во многом уникальна. Впервые со времён Византии к лику святых был представлен моряк. Впервые праведным стал угодник, боями живший в петровско-екатерининскую эпоху, которая не отличалась праведностью, с точки зрения православной церкви. Впервые в обряде канонизации были объединены элементы церковные и мирские, военные.
Строго говоря, обретение святых мощей прошло ещё в конце июня, когда были изъяты останки адмирала из захоронения, и их стали готовить соответственно чину к обряду.
Сам же обряд начался в пять часов вечера четвёртого августа всенощным бдением и крестным ходом. Чин и акт обретения святых мощей состоялся в Воскресной церкви, где и была выставлена рака с останками.
Мощи были торжественно перенесены в монастырь, там и состоялось их прославление. Были проведены торжественная литургия, гражданский митинг и военный салют.