Что общего между буддизмом и индуизмом. Есть ли у индуистов церковная система, подобная христианской? Эзотерический буддизм махаяны

Буддизм и индуизм имеют общие корни. Обе религии возникли в Индии, они генетически близки. Однако за многовековую историю своего становления буддизм впитал в себя традиции очень многих народов Востока. Он стал не просто религией. Это учение о просветлении, но просветлении не Богом, а созерцанием собственного духа.

Определение

Буддизм — монотеистическая религия, философское учение о духовном пробуждении, учение Просветленного. Он возник в Индии, сформировался в Восточной Азии и является одной из самых крупных мировых религий.

Индуизм — древнейшая политеистическая ведическая религия, совокупность традиций и философских школ, возникшая и получившая распространение на Индийском субконтиненте.

Сравнение

Согласно индуистскому учению, весь мир – сансара, бесконечная череда перерождений, печальное бытие всего обычного и повседневного. Мир – это иллюзия. Но за пределами сансары существует настоящий, реальный мир, в котором правит Абсолют. Все внимание в буддизме акцентировано на созерцании собственного духа, Бога в буддизме нет.

Индуизм – религия души, стремящейся к Абсолюту. Буддизм бога и душу отвергает. Это, своего рода, скрытый атеизм.

Шива — индуистское божество

Конечная цель личности в индуизме – разорвать кармическую цепь перерождений, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Сделать это возможно лишь путем аскезы, самоотречения и психотренинга. Основная идея буддизма – прохождение жизни средним путем, между аскетизмом и удовольствием, как двумя крайностями. Конечной целью среднего пути является Нирвана – состояние высшей благодати.

В индуизме количество хороших и плохих поступков в предыдущем перерождении называется кармой. Принадлежность к определенной касте также подчинена ей. С судьбой не спорит никто. Для индуиста призывы к социальному равенству или социальной справедливости звучат, по меньшей мере, странно. Самые высокие шансы вырваться за пределы сансары имеют представители высшей касты жрецов. Буддизм исповедует принцип равенства всех в возможности постичь высшую благодать. Он не приветствует кастовое распределение общества, акцентируя внимание исключительно на личности и ее сознании.

Индуизм аморфен, не имеет одного основателя, не представляет из себя единой религии с определенным вероучением, а состоит из множества направлений, имеющих одни корни, но часто противоречащие друг другу. Буддизм имеет четкое учение, хоть и не является догматом, это система философских знаний.

Индуизм – национальная религия индийцев. Без связи с Индией он немыслим. Буддизм – религия вненациональная. Его приняли народы, имеющие очень разные культурные традиции.

Монастырская организация буддизма отличает эту религию от разрозненного в своей организации индуизма. Буддисты имеют свои культурные и образовательные центры, свою идеологию.

Буддизм, проповедуя социально-политическую индифферентность, на практике внес огромный вклад в организацию общества, осознание им своей этнополитической ценности. Общество, политика и история диаметрально далеки для последователей индуизма. Индуизм индифферентен и недоступен для перемен. Буддизм более динамичен и открыт для обновления.


Статуя Будды

Выводы сайт

  1. Буддизм монотеистичен, индуизм политеистичен.
  2. Высшая цель в индуизме – разорвать цепь реинкарнаций, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Главная цель в буддизме – Нирвана, состояние высшей благодати.
  3. Индуизм аморфен, буддизм четко структурирован.
  4. Индуизм индифферентный, закрыт для перемен, буддизм открыт для обновления.
  5. Индуизм – национальная религия индийцев, буддизм – религия вненациональная.
  6. Индуизм исповедует принцип кастовости, буддизм – принцип равенства.

Сравнение буддизма с ведической традицией в беседе представителей этих направлений. Видео на тему сравнения и отличия философии религий буддизма и индуизма. Приводится много фактов из древнейших знаний, истории, легенды, знание о строении Вселенной, Творения, эпох, практики, мудрость.

Существует множество направлений буддизма, а также его приверженцев по всей планете. Такие темы как: мистические истории, очищение сознание, медитация, школа, монашество, иллюзия, душа, сострадание и другие.

1.1. Буддизм, или Уход в неизвестность

Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, родившийся около 624 г. до Р. Хр. в Капилавасту - столице племени Илакья, князем которого был его отец. Мать Гаутамы умерла через неделю после рождения сына и на воспитание он был отдан своей старшей сестре. Дальнейшие события в его жизни в так называемых южных и северных источниках изложены по-разному.

Мы будем следовать за наиболее распространенной северной версией, по которой мальчик с раннего детства был окружен большим вниманием и заботой, рос, полностью изолированный от внешней среды в атмосфере непрекращающегося праздника.

Как-то случайно он увидел больного старца, и это навело его на мысль о смерти, ожидающей каждого человека. Гаутама тайно покидает отцовский дом, движимый желанием найти пути избавления человечества от смерти. Он учился у многих философов - Алара-Калаи, Удрака Рамапутры, сторонников системы йоги. Под их влиянием он начал вести аскетический образ жизни, стремясь умертвить свою плоть, вследствие чего чуть не умер от самоистязания, что заставило его искать другой философский путь.

Индуизм и буддизм сравнение видео

индуизм и буддизм сравнение видео

Спустя шесть лет, к нему пришло «просветление», и «тайна знания открылась ему». Так Гаутама стал Буддой, то есть «просветленным». Вот это-то совершенное знание он и решил поведать миру. Красноречивая проповедь снискала всеобщую известность и обрела множество поклонников и последователей его учения, в числе которых были и цари. Гаутама основывает свою общину, известие о которой достигло вскоре самых дальних уголков Индии.

К Будде обращаются за разрешением многих вопросов, он сам много путешествует по стране. Умер Гаутама-будда около 544 г. до Р. Хр., разочарованный в жизни и в своем учении, со словами, обращенными к своим ученикам: «Будьте сами себе светильниками». Что примечательно, Гаутама никогда не именовал себя богом или святым, называясь просто учителем!

Что же лежит в основе его учения? Во-первых, в отличие от других религий, в частности от христианства с верой в Бога или ислама с верой в Аллаха, буддизм и не подразумевает веру или поклонение Сиддхартхе Гаутаме (он же Шакьямуни).

По буддистской философии, будд было великое множество, и Гаутама является лишь одним из них. Пожалуй, большей популярностью пользуются будды Амитабха, Вайроган или Майтрея. Основным в буддизме является не вера в бога, а медитация, то есть углубленное размышление о природе вещей, цель которой - достижение нирваны, особого состояния жизни духа, при котором человек не испытывает никаких чувств и желаний.

индуизм и буддизм отличия смотреть видео

Таким образом, спасение в буддизме может быть достигнуто либо самим человеком в результате совершения определенных дел - медитации и чтения мантр - магических текстов и формул, либо при помощи будд или бодхисатв (наставников) тех, кто отказался от входа в нирвану для того, чтобы помочь другим людям.

В буддизме нет и церкви как таковой, функцию которой выполняет община (сангха), с жесткой дисциплиной и организацией. Буддизм делится на несколько направлений, разница между которыми состоит в способе достижения нирваны.

В понятии буддизма смерти как таковой не существует, ибо, умерев как данная личность, человек может стать другой личностью, или собакой, или птицей, или муравьем - словом, прекращение жизни не наступает (кем же будет человек потом - зависит от того, как он прожил предыдущую жизнь - хорошо или плохо, был добрым или злым, преступником или нет и т. д.).

Достигнув же нирваны, человек разрывает цепь перерождений (колесо сансары) и закон причин и следствий (карму). Направление хинаяна (узкая колесница) утверждает, что нирваны (освобождения) может достигнуть лишь член буддийской общины, отделивший себя от мира и ведущий крайне аскетический образ жизни (монах).

Направление махаяна (широкая колесница) считает, что достичь нирваны может не только монах, но и любой человек при помощи будд или бодхисатв. В понятии махаяны будда - это не просто проповедник или учитель, а могущественный маг, которому следует оказывать божественные почести. О третьем направлении, ваджраяне (алмазной колеснице), мы расскажем в главе «Тантрический буддизм».

Буддизм и индуизм в индии видео

Буддизм говорит о том, что жизнь представляет собой бесконечную череду перевоплощений, происходящую путем смены телесных оболочек. Так, в одной жизни, как мы уже упоминали, можно быть человеком, в другой - кроликом, затем, быть может, вновь человеком, и т. д.

В буддизме действует закон воздаяния - кармы, по которому, если хочешь быть и в последующих перевоплощениях человеком, причем, преуспевающим, поступай хорошо в этой жизни.

Любые дела человека, его мысли, чувства оставляют свой кармический след. При этом цель буддиста - жить так, чтобы не оставлять никаких следов, для чего ему необходимо избавиться от каких бы то ни было желаний и привязанностей. Любовь, дружба, смех, эмоции не должны иметь места в жизни буддиста, он НИЧЕГО не должен желать и чувствовать!

Только таким образом можно освободиться от кармы и выйти из круга перевоплощений (сансары), достигнув нирваны. Последняя рисуется как жизнь свободного духа, хотя, по сути, ничем не отличается от состояния мертвого человека, ведь только мертвые ничего не чувствуют и ничего не желают.

Буддизм признает существование тысяч богов, духов, злых демонов, но даже эти могучие существа не могут вырваться из круга сансары. Последнее доступно только человеку, который распоряжается своей судьбой. Эта религия имеет сложнейшую систему теории устройства вселенной с участием десятков тысяч богов, полубогов, демонов.

Веды индуизм буддизм

Веды индуизм буддизм

Пути достижения нирваны довольно различны, но самый распространенный из них был разработан Гаутамой и включает в себя сложную последовательную систему предписаний, истин, скрупулезно выполняя которые человек достигнет нирваны. Она зиждется на четырех истинах: страдании, причине страданий, устранении причины страданий и пути к прекращению страданий.

Эти истины, в свою очередь, подразделяются на другие предписания, в основе которых лежит идея самосовершенствования человека своими собственными силами. В разных странах буддизм имеет свои национальные особенности. В следующей главе мы рассмотрим влияние буддизма на жизнь человека, увидим истинное лицо этой религии и ее скрытые механизмы (6, 27, 28, 63, 91, 118, 123).

1.2. Чему улыбается Будда

Кто из нас не видел скульптур, фресок или их репродукций, изображающих Будду с загадочным выражением улыбающегося лица?

Много столетий миллионы туристов, паломников приковывает Будда своей улыбкой. Что кроется за ней? Одобрение? Насмешка? Презрение? Спокойствие? Сожаление? Мудрость?

Раскрыв тайну этой улыбки, мы откроем истоки буддийской философии и те механизмы, которые превратили ее в мировую религию. Мы кратко рассмотрели историю возникновения этого направления, а сейчас мы проследим его воздействие на мировоззрение и жизнь человека.

1.2.1. Увлечение, от которого нельзя избавиться

Сегодня многие люди, особенно граждане бывших атеистических стран, увлечены чтением книг по восточной философии, и, в частности, по буддизму. В них, как они утверждают, содержится мудрость веков, тайны бытия, которые издревле волновали человека. Некоторые даже уверяют, что для того чтобы понять утонченные религии Востока, необходимо «пройти» более «простую» религию - христианство, которая является лишь мостом, ведущим к тайнам Востока.

Буддизм и индуизм различия видео смотреть

Буддизм и индуизм различия видео смотреть

Воображение западного человека пленяется чтением малопонятных мест с описанием обрядов и высказываний, окутанных мистической тайной. По улицам городов Европы и Америки часто ходят молодые люди в восточной одежде с бубнами в руках, полные желания самосовершенствоваться.

Книги по восточным религиям сегодня расходятся миллионными тиражами. Во всех странах Европы и Америки появились последователи буддизма, и в основном, среди интеллигенции и студенческой молодежи. Интересен тот факт, что, как утверждали большинство бывших последователей этого учения, им стоило колоссального усилия бросить буддизм.

На протяжении очень долгого времени, а то и всей жизни, бывшие последователи буддизма ощущали его незримое таинственное влияние. В чем же тут дело? «Если кто-нибудь читает Библию или Коран и не понимает их, то это не вредит читателю.

Если же кем-то владеют неясные буддийские представления, или кто-то без достаточных званий предастся ложной практике, то это может нанести ему непоправимый духовный и душевный вред», - пишет немецкий исследователь, поклонник буддизма Гельмут Улиг в своей книге «Будда». В данной главе мы будем несколько раз цитировать исследовательскую работу Гельмута Улига, которую мы выбрали потому, что ее автор является поклонником буддизма.

философия индуизма и буддизма фото и видео

Поэтому, приводя цитаты из нее, никто не сможет упрекнуть нас в том, что мы пытаемся очернить эту религию. Отметим также, что если бы мы обратились к независимым ученым, далеким от буддизма, то картина была бы куда более страшной.

Итак, в отличие от христианства, где Бог всегда оставляет за человеком право выбора, буддизм провозглашает нечто иное. Во-первых, в основе буддизма лежит великая сила, обладающая колоссальным влиянием в нашем мире. Во-вторых, эта сила, заполучив однажды человека, не намерена его потерять, и более того, приносит ему непоправимый вред.

В-третьих, эта сила невидима для человеческих глаз. Решивший порвать с буддизмом начинает переживать страшную душевную борьбу - его преследуют галлюцинаций в страшных образах и видениях, мрачные навязчивые мысли, включающие и мысли о самоубийстве, не оставляют человека, в результате он становится не в состоянии контролировать свой разум и поступки.

Последователи буддизма отмечают, что: «Буддийская литература выполняет свою задачу иначе, чем Библия… Буддийские труды являются, …сочинениями по… медитации, в которых суть текстов составляет малоизвестная нам техника постоянного повторения. Читающий… должен слиться с содержанием текста».

Непонятные, с трудом произносимые людьми мантры (магические заклинания и формулы), в которых главнейшим является не смысл (вновь подчеркнем, что говорящий в 95% не понимает того, что он говорит), а точное воспроизведение звуков, которые являются обращением к миру потусторонних духов (как верят буддисты, к тысячам богов).

Вновь проведем параллель с Библией и христианством: Бог никогда не требовал от человека слепой фанатичной веры, а напротив, понимания и разумения того, во что человек верит, что он исповедует - в отличие от сатаны, цель которого заключается в насильственном, овладении разумом, волей и чувствами человека. Кроме того, Бог предоставил человеку свободу воли, то есть свободу выбора: человек волен принять Бога и волен отказаться, отойти от Бога.

чем отличается буддизм от индуизма

Бог насильно никого не удерживает! Это очень важно запомнить! К кому же обращаются люди, произнося непонятные им мантры? Ибо только две силы существуют во вселенной - Бог и сатана, и третьего не дано! Особую окраску носит буддизм Тибета, или, как его называют, тантрический буддизм, о природе которого мы оставляем судить самому читателю (25, 28, 60, 63, 123).

1.2.2. Тантрический буддизм

С глубокой древности и до наших дней ходят легенды о Тибете и его жителях. Во многих крупных научных работах, фильмах рассказывалось о чудесах, которые совершают тибетские монахи: ходят по воздуху, обладают ясновидением, общаются друг с другом за много километров и т. д. Многие ученые-физики, химики, биологи отправлялись в Тибет, чтобы добыть сокровенные знания, которые якобы еще сокрыты от науки.

Проводимые ими исследования действительно подтверждали наличие этих сверхъестественных явлений. Что же лежит в основе этих чудес? Давайте кратко остановимся на общих чертах этого направления. Итак, тантра, давшая название этому направлению буддизма, означает в переводе с древнего языка санскрита «сокровенное учение о двойственной природе мира».

Разработанная в нем система ваджраяна (алмазная колесница) провозглашает возможность просветления уже в этой жизни. Для этого человеку необходимо созерцать изображения божеств, мысленно сливаясь с ними, используя для этого ритуальные жесты, и читать мантры.

В отличие от других буддийских направлений, тибетцы поклоняются целой системе богов. На первой ступени их иерархии стоят небесные будды, на второй - земные, на третьей - идамы - боги-покровители разных учений тантр, на четвертой - бодхисатвы, те, кто достиг просветления, но не желают уйти из этой жизни, пока есть еще непросветленные; на пятой ступени - дакини, обнаженные женские божества, открывающие людям учение, на шестой - дхармапасы - демоны, злые духи, хранящие учение; на седьмой - локапасы - духи священных мест; на восьмой - наги, полулюди-полузмеи.

буддизм и индуизм разница смотреть фотографии

Не имея возможности перечислить все тибетские обряды, приведем описание лишь одного, который является самым распространенным. Называется он «чод», или принесение себя в жертву. «Обряд чод проводится человеком в одиночестве, ночью, в таком месте, о котором идет страшная молва, часто - на кладбище.

Аскет, решившийся на этот обряд, созывает кровожадных демонов на пир, при этом произносятся магические слова призыва, сопровождаемые бешеным танцем, в котором он кружится под оглушительный барабанный бой и звуки трубы, сделанной из человеческой берцовой кости.

Наконец, когда духи собираются вокруг него, он предлагает им угощение, говоря: «Как я брал у различных существ их тело себе в пищу, так теперь я отдаю вам свою плоть». При этом аскету действительно представляется, что демоны пожирают его тело.

Как государственная религия, буддизм появился на Тибете при царе Сронценгамбо (613-649 гг. по Р. Хр.). Огромную роль в его становлении и развитии сыграл Падмасамбхава, живший в VIII в. по Р. Хр. Именно он заложил основы тибетской философии, или точнее будет сказать, что через него темные силы сделали это.

Итак, он проповедовал: «Просветление и освобождение через самоосуществление, через проявление всех своих инстинктов во всех формах, через проявление и удовлетворение всех своих внутренних желаний, вплоть до влечения к преступлению».

Он усиленно изучал астрологию, алхимию, магию и колдовство, в своих работах и опытах Падмасамбхава устанавливает теснейшие связи с демонами, которые оказывают ему всяческую поддержку. С их помощью он творит величайшие чудеса, которые подробно зафиксированы в истории того времени, изумляя всех и убеждая в том, что это не являлось пустым шарлатанством.

«Падмасамбхава… был постоянно окружен женщинами и рекомендовал половые сношения как путь к достижению просветления». Он совершил множество преступлений, в том числе и убийств, но творимые им чудеса заставляли замолчать пострадавших или недовольных. Утверждая, что Бог не создавал наш мир, Падмасамбхава многими чудесами пытался повторить чудеса, описанные в Библии (вызывал воду из скалы, как Моисей, и т. д.), что сильно тормозило проповедь христианства на Востоке.

«Падмасамбхава выступает в многочисленных обрядах как гуру, как колдун, как огненно-красный вызывающий ужас демон, часто в сексуальном соединении с одной из диких дакини». Таков был один из главных основателей тибетской философии и государства.

Индуизм и буддизм общее и особенное

На протяжении последующих веков были разработаны магические и колдовские обряды с использованием многочисленной символики: мандалов (представление о вселенной), ваджры, колокольчиков, четок, молитвенных мельниц, ступ, колеса сансары, лотоса и т. д. Эти символы, формулы, построенные на открытом оккультизме, вызывании духов и демонов, путешествиях и встречах с давно умершими людьми являют собой чистой воды сатанизм (5, 6, 16, 21, 25, 28, 29, 60, 63).

1.2.3. Гуру и ламы

Неразрывно с Тибетом связаны понятия гуру и ламы. Гуру и лама - это духовные учителя для тех, кто хочет постичь философию буддизма. «Отношения между гуру и челой (человеком) подобно отношению между отцом и сыном или отцом и дочерью.

Фундамент такого отношения между гуру и челой составляет духовная, основанная на выборном родстве, внутренняя встреча двух людей, которая выходит далеко за рамки семейных уз и длится всю жизнь. Эти отношения нельзя ни аннулировать, ни расторгнуть, потому что речь идет не об отношении между учителем и учеником, или о договоре об образовании, а о внутренней связи, которая независимо от волевого решения так же неразрывна, как кровное родство между отцом и сыном, хотя сын уже давно идет своей дорогой», - пишет лама Говинда.

Итак, эти отношения нельзя порвать, так как они образованы невидимым миром тьмы! История нам приводит многие примеры о таинственной гибели пытавшихся убежать от гуру учеников. Главою мирового буддизма и государства Тибет является далай-лама, что означает «океан премудрости», считающийся воплощением своего предшественника на троне, а в конечном счете бодхисатвы милосердия.

Разница между буддизмом и индуизмом видео

Незадолго до своей смерти далай-лама сообщает, где следует искать его новое воплощение. После смерти его приближенные совершают колдовские обряды, сверяются с астрологией и, наконец, находят ребенка, которому якобы суждено стать новым далай-ламой. Мы не будем останавливаться на описании колдовских обрядов, оккультных и спиритических сеансов, тайных оргий, облеченных в извращенную философию, ибо они недостойны этого.

Страшно лишь то, что эта форма восточного сатанизма начала активно проникать в Европу и Америку, имея последователей во всех этих странах. Сегодня пытаются совместить колдовство буддизма с наукой, и книги по буддизму лежат на полках практически всех книжных магазинов, а читающие их и не подозревают, что вступили в страшную связь с сатаной.

Сегодня афиши и объявления, для непосвященного читателя совершенно безобидные и очень заманчивые, приглашают в клубы и организации по изучению тантра-йоги, обещая физическое, духовное и социальное возрождение, причем организованы специальные группы для мужчин и женщин разных возрастов, девушек, юношей, детей.

По всему миру ширится весть о буддийском мессии Майтрейп, орден которого основан 14 октября 1933 г. в Индии немцем Эрнстом Хофманом и имеет свои отделения по всему миру. Он предлагает ищущим людям нашего времени свой путь в будущее, ведущий к восточной философии, в Тибету, к «князю тьмы века сего».

В заключение хочется сказать, что среди последователей буддизма были и есть много замечательных и чистых людей. В этой главе мы ставили целью показать буддизм в реальном свете, без прикрас, и по возможности предостеречь тех, кто хочет связать свою жизнь с ним, но знает об этой религии лишь то, что рассказывают ему в своих интересах глашатаи этого учения. Сегодня тысячи буддистов, преодолевая невероятные трудности, принимают Иисуса Христа.

Весть о грядущем Спасителе достигла и мрачного Тибета, где искалеченные судьбы десятков миллионов людей отданы во власть тьмы, миллионы погибли и заживо погребены в стенах страшных тибетских монастырей, тысячи людей покончили жизнь самоубийством, заблудившись в лабиринтах буддийской философии. Не этим ли несчастным людям зловеще улыбается Будда? «Обратитесь ко Мне и будете живы», - говорит сегодня Христос (5, 6, 16, 24, 29, 63, 123).

Здравствуйте, дорогие читатели!

Наш сегодняшний разговор о том, чем отличаются и чем похожи буддизм и индуизм.

Оба учения возникли на просторах Индийского субконтинента, т.е. можно сказать, что «генетически» они имеют общее происхождение. Проводя сравнение буддизма и индуизма, следует заметить, что несмотря на существующие принципиальные различия, за многовековую историю между сторонниками и приверженцами обоих философских течений не было ни одного столкновения на межрелигиозной почве.

Оба учения мирно сосуществуют и в настоящее время, гармонично переплетаясь с такими направлениями, как йога, джайнизм, сикхизм, христианство и ислам.

Немного истории

Возникновение буддизма овеяно красивыми легендами. Согласно им, в 563 году до нашей эры в семье раджи и царицы Махамайи в майский день полной луны, родился сын. Восемь провидцев, которые были приглашены отцом ребенка для определения его будущего, увидели в новорожденном младенце исключительные признаки и предсказали, что станет он либо великим царем либо Буддой.

Мальчик получил имя Сиддха́ртха Гота́ма (Гаутама), что означает того, кто добился своей цели. Мать его вскоре после родов умерла. Отец пытался всячески оградить сына не только от религиозных веяний, но и от страданий окружающего мира.

Выехав на колеснице впервые за пределы дворца на тридцатом году своей жизни, Готама узрел то, что изменило всю его дальнейшую жизнь. Увидев на улице сначала нищего, затем больного старика, а после отшельника и мертвого, он внезапно осознал, что в мире существуют неизбежные события: старение, болезни, смерть, лишения, мучения, и никакие материальные блага не могут изменить подобный ход бытия. Самопознание – вот истинный путь для постижения истины жизни.

Подобные размышления заставили его отказаться от богатой, сытой жизни и подтолкнули к странствиям с целью познания и достижения Просветления. Долгий путь лишений, длиной в шесть лет на грани изнеможения, закончился в день его рождения, после 49-дневной медитации под фикусовым деревом, когда пришло осознание Истины.

Гаутама достиг Просветления в 36 лет, поняв причину всех человеческих страданий и пути избавления от них. Именно с этого момента, его будут звать Буддой, что означает Пробудившийся или Просветлённый.

Основы учения

Четыре благородных истины являются фундаментом буддизма. Кратко их можно изложить так:

  1. Страдание существует.
  2. Причина его – жажда или желание.
  3. Возможно прекращение страдания – достижение нирваны, отказ от жажды.
  4. Дорога к избавлению от страдания – Восьмеричный Путь.

Находясь в своих странствиях на пороге смерти, Будда осознал, что к познанию истины не приводят ни мирские блага, ни самоистязание. Правильный Путь лежит посередине, включает в себя такие категории, как мудрость, нравственность, духовная дисциплина.

Основными доктринами буддизма считаются:

  • Учение о причинно-следственной связи и карме, поясняющее, что не существует в мире причин и следствий какого-либо явления, но существуют условия его возникновения или невозникновения. Страдания человека, зависят от его действий и поступков, которые определяют карму – судьбу.
  • Учение анатмавады – теория отрицания души.
  • Учение мгновенности. Основными положениями его являются постулаты: бытие мгновенно, а любое состояние непостоянно. События возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Жизнь состоит из отдельных вспышек, создающих иллюзию некой стабильности.
  • Буддийская космология – учение о мироздании, развитии вселенной, о перерождении.

Удивительно, но факт: ученые в области ядерной и квантовой физики нашли подтверждение правильности буддийской теории о кальпах – периодах возникновения и уничтожения мироздания.

Основным постулатом учения является следующее утверждение: не существует каких-либо божественных субстанций. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. Достигнуть состояния Пробуждения можно путем избавления от иллюзий. Увидеть жизнь такую, как она есть, помогает путь самоограничения, следование заповедям и медитация.

Коротко об индуизме

Учение не имеет основателя и четкой доктрины. По сути, индуизм – это не единая религия. Она представляет собой совокупность различных течений, основанных на Ведах. Возникновение его датируется 16-15 веками до н.э., что значительно раньше появления буддизма, христианства, ислама. Этот факт позволяет считать индуизм самой древней религией человеческой цивилизации. Несмотря на существующее большое количество течений, их отличия друг от друга, все они имеют общие черты сходства, выражающиеся в следующих признаках:

  • Признание и почитание божественного начала, поклонение изображениям и статуям.
  • Признание законов Сансары – возможности переселения душ одних живых существ в другие.
  • Признание законов Кармы. Перевоплощения зависят от совершенных поступков.

Индуизм проповедует чтение мантр, практикует йогу и медитативные методики, одобряет ритуальные жертвоприношения, как средство получения божественных благ тому, кто их совершает.


Отличия и сходство двух религиозных учений

Рассмотрев некоторые ключевые моменты и особенности, гораздо проще говорить о том, чем отличается буддизм от индуизма. В чем разница и чем похожи эти два религиозных направления можно представить в виде следующей таблицы:

Признак Буддизм Индуизм
Суть учения Учение о пути по достижению Просветления, имеет четко выстроенную философию. Основатель - Будда. Не отрицает и не утверждает присутствие некого божественного начала. Основная цель – созерцание духа внутри самого себя. Проповедует некий срединный путь, без крайностей – аскезы и удовольствий. Только познав себя, можно достичь Просветления и высшего состояния – Нирваны. Представляет совокупность различных религиозных течений, основанных на Ведах. Основателя нет. Весь мир – Сансара, представляющая цепь кармических перерождений. Основная цель – выйти за ее пределы и достичь Абсолюта. Достижение задачи возможно путем строжайшей аскезы, самоотречения, жертвенных приношений.
Отношение к социальному статусу Проповедует равенство всех социальных слоев общества. Четко выражена кастовая разница: к достижению Сансары гораздо ближе находятся проповедующие индуизм из высших кастовых слоев.
Национальная принадлежность Возник на Индийском субконтиненте, но не имеет национальной принадлежности. Буддистом можно стать просто, приняв философское учение, вне зависимости от предыдущей принадлежности к какой-либо конфессии либо одновременно придерживаться иных религиозных воззрений. Имеет отношение к жителям Индийского субконтинента. Нельзя стать индуистом без принадлежности к определенным национальным, культурным традициям.
Отношение к Богу, как высшему Творцу Отсутствует понятие Бога, как единого Творца всего существующего. Признает неких божественных существ – дэвов (демонов), но считает их равными любым другим живым существам, подчиняющимся кармическим законам и Сансаре. Признает Бога, как вселенского Творца, имеющего различные проявления.
Отношение к насилию (Ахимса – ненасилие в буддизме, Химса – жертвоприношение в индуизме) Пропагандирует ненасилие и уважительное отношение к любым проявлениям жизни. Утверждает, что поклонения Богам и ритуальные жертвоприношения несут благо тому, кто его совершает.
Взгляды на устройство мира Мировое устройство не имеет начала и конца, не имеет Создателя. Единого мироздания нет. Миров бесконечное множество. В буддизме нет понятия аналогичного понятию церкви, храма. Отсутствует понятие души, наказания за грехи. Нет четкого разделения понятий праведности и греховности. Миром руководит Создатель. Важной задачей является осознание своего единства с Богом. Пропагандируется поклонение храму, божествам. В более ранних учениях существуют понятия ада и рая. Существуют раздельные понятия праведного и грешного.

Оба учения, несмотря на имеющиеся принципиальные различия, имеют общие черты сходства, что позволяет некоторым исследователям считать буддизм одной из веток индуизма. Будда заимствовал такие понятия, как Карма, Сансара, Дхарма и многие другие, придав им совершенно иной смысл и трактование.

Оба религиозных направления практикуют чтение мантр, медитацию и занятия йогой, но цель и пути поиска истины жизни у них различаются.

Бертран Рассел, британский философ и математик, отмечал, что теория буддизма дает понятие и объясняет многие явления, которые неподвластны науке.

Заключение

Буддизм – не только особенное религиозное направление, это и отдельный вид жизненной философии. Если вам понравилась статья, поделитесь информацией о ней в Ваших социальных сетях. Возможно, она поможет кому-то из близких вам людей, находящихся в поисках сути и смысла жизни.

  1. Введение
  2. Индуизм и буддизм: возникновение и развитие.
  3. Отношение индуистов и буддистов к смерти и самоубийству.
  4. Заключение
  5. Список литературы

Введение

Древний Восток был родиной великих культур, которые вырвали человека из первобытного мифа, но не преодолели мифологического способа отношения человека к миру. Мир восточной культуры – это по-прежнему мир космоса, в котором человек только маленькая частица, но восточные верования занимают как бы промежуточное положение между мифом и религией, то есть миф здесь поставлен на службу государства, следовательно, преодолен настолько, насколько это требует административно-государственный порядок, сама власть носит черты религиозности.

Большинство исследователей сходятся на том, что время возникновения буддизма относится к 6 веку до н.э. С этого момента начинается история новой, самобытной культуры, порожденной буддизмом. Но, учитывая высокий уровень индийской цивилизации того периода, понятно, что традиционная культура оказала большое влияние, как на внешний облик новой религии, так и на саму буддистскую философию.

Безусловно, господствующее положение на тот момент занимал индуизм и в первую очередь, возникшая на семьсот лет раньше буддизма ведическая культура.

Индуизм относится к языческим религиям, точнее это огромная система религий, сект и направлений, объединенная общей традицией и священными текстами Вед. Для индуизма также характерно стремление поддержать и укрепить традицию деления общества не только на касты, но и на классы непосвященных и посвященных, т.е. брахманов – причастных к ритуалам, связанными с устной и обрядовой ведической традицией. Пантеон божеств в индуизме огромен. В каждой области, как правило, или даже у отдельного рода одно или два божества занимают верховные позиции, а также выделяются несколько второстепенных божеств и духов. Огромную роль в религиозной и общественной жизни индуса играет мощная обрядовая система. Существуют как ежедневные, еженедельные обряды, так и многолетние циклы обрядов для каждого члена семьи или общества, расписывающие повседневную жизнь индуса буквально по часам. Также брахманизм тщательно хранил традицию деления индийского общества на варны. Понятно, что любому новому учению было достаточно сложно было возникнуть и развиваться в подобных условиях. С другой стороны, столь жесткая и перегруженная условностями система, не могла не давать повода для некоторого вольнодумства, и, к моменту возникновения буддизма в Индии, помимо ответвлений классического индуизма, существовали и некоторые альтернативные направления.

Индуизм и буддизм: возникновение и развитие

Ареал возникновения и распространения индуизма - Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда).

Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу.

Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько направлений. Прежде всего, он делится на два течения – шиваизм (шайвизм) и вишнуизм (вайшнавизм). Эти течения берут свои названия от имен индуистских богов – Шивы и Вишну. Оба направления являются по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.

Все направления индуизма объединяет несколько положений:

  1. вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.
  2. вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ - от насекомых до человека (сансара).
  3. вера то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).

Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако все они так или иначе включают два момента:

  1. почитание ведущего бога политеистического пантеона и сопутствующих ему божеств.
  2. систему психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни.

Индуистские культы и методы преодоления сансары были подвергнуты критике другим религиозным направлением, также появившимся на территории Индии – буддизмом.

Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (приблизительно с 623г. до н. э. по 543г. до н. э.), принявший эпитет Будда (на санскр. буквально - «пробудившийся») решил, что для освобождения от сансары индуистские культы и методы несовершенны. Свое религиозное мировоззрение он свел к четырем положениям:

  1. мир полон страданий (дукха).
  2. причина страданий есть результат моей плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному (самудая).
  3. страдание можно прекратить (ниродха)
  4. существует путь для прекращения страданий (марга)

В учении Будды отпала необходимость индуистской культовой практики, политеистическим божествам Индии был отведен более скромный статус. Адепт учения должен был направить свои усилия на достижение состояния угасания всех земных желаний (нирва?на на санскр. «угасание, прекращение») собственными усилиями. Для этого предлагался восьмиричный путь правильного воззрения, решимости, речи, поведения, образа жизни, усилия, направления мысли и сосредоточения, через который надо достичь освобождение от всех привязанностей. В то же время Будда не отверг политеистическую картину мира по сути. Места божеств оказались незанятыми и стали постепенно заселяться существами достигшими нирваны (или отказавшимися войте в нее – бодхисаттвы) и многочисленными богами, «принявшими» буддизм. Так возник сложный буддийский пантеон, требующий жрецов и обрядов.

В буддизме можно выделить два основных направления: Махаяна (великая колесница) и Тхеравада (Теравада - учение старейших). Отличительной чертой махаяны является стремление к освобождению всех без исключения живых существ. Она развивает культ бодхисаттв («тот, чья сущность - просветление») как существ, которые сознательно отказываются от нирваны с целью освобождения всех. Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). Тибетский буддизм махаяны (ламаизм) развил мощную иерархическую структуру и сложную обрядовую практику, в которой главы иерархии объявлены живыми бодхисаттвами. Тхеравада - единственное сохранившееся из направлений раннего буддизма. В ней нет учения о Бодхисаттвах, ритуал более прост. Буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. В буддистской общине (сангха) принято деление на монахов и мирян. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.

Сравнительный анализ индуистских и буддистских тантр

Цель буддизма и индуизма отражает понимание и переживание необусловленной или предельной реальности каждой традиции. Для индуистов, в общем, целью является освобождение личного Атмана от цикличного существования и слияние с безличным Брахманом или же быть вечно единым с избранным божеством. Каждый человек в конечном итоге достигнет этого постоянного состояния, откуда нет возврата к циклическому существованию. Самым главным исключением являются аватары, которые постоянно «нисходят» на землю, когда хаос и зло одерживают верх. Тантрические буддисты желают достичь Буддовость в самые короткие сроки не для того, чтобы избежать циклическое существование, а чтобы помочь другим существам как можно скорее достичь Буддовости. В садханах Ваджраяны, включая Чиннамунда Ваджраварахи Садхану, говорится напрямую или подразумевается, что зарождение боддхичитты, четырех неизмеримых и посвящение заслуг являются составляющими садханы, что подчеркивает это альтруистическое намерение достичь Буддовости для спасения всех чувствующих существ. концепция бодхичитты и идеал Бодхисаттвы – одни из наиболее отличительных черт буддизма Махаяны. Другим важным различием между индуизмом и Махаяной является то, что все методы Махаяны действуют с лежащей в её основе предпосылкой понимания пустотности сущностного бытия. Для достижения этих целей существует много методов, и некоторые из этих методов могут сбить практикующего с пути. Многие индуистские и буддистские тантрические садханы предупреждают практикующих, чтобы они не очаровывались получением сиддх и других сверхъестественных сил. Эти силы настолько привлекательны, что многие практикующие стремятся приобрести эти мирские средства и не заинтересованы в освобождении себя и других. Истинный и искренний практикующий видит в них только средства к достижению цели, а не саму цель. Индусы имеют восемь сиддх, но они отличаются от буддистских. Восемь великих буддистских сиддх:

  1. Кхадга – способность быть непобедимым с мечом, наделённым силой с помощью определённых мантр;
  2. Анджана – бальзам для глаз, который устраняет невежество;
  3. Паделепа – способность быть «быстроногим» или мазь, которая делает человека «скороходом»;
  4. Антардхана – способность становиться невидимым;
  5. Раса-Расьяна – алхимическая способность превращать основные металлы в золото или обладание эликсиром бессмертия;
  6. Кечара – способность летать по воздуху;
  7. Бхучара – способность мгновенно оказываться в любом месте;
  8. Патала – способность посещать нижние миры.

Ниже перечислены индуистские сиддхи:

  1. Аниман – способность становится очень маленьким, вплоть до размера атома;
  2. Махиман – способность становиться очень большим;
  3. Лагиман – способность становиться очень лёгким;
  4. Гариман – способность становиться очень тяжелым;
  5. Прапи – сила получать всё [желаемое];
  6. Пракамья – сила непреодолимой воли;
  7. Ишитва – сила превосходства;
  8. Вашитва – сила подчинять всё [сущее].

Сравнивая эти мирские достижения с восемью сиддхами и шестью сверхъестественными силами Буддистов, сходства очевидны. Они включают в себя основной интерес в превосходстве или подчинении, в изменении формы, в контроле над элементами или, по крайней мере, способности выйти из-под власти их воздействия, и, в целом, в управлении одушевлёнными и неодушевлёнными объектами. Хотя не следует стремиться достичь все эти сиддхи и сверхъестественные силы ради обретения силы, их можно использовать для того, чтобы привлечь человека на путь буддизма или индуизма.

Давайте взглянем на конкретные методы, описанные в двух садханах индуистской Чиннамасты и буддистской Чиннамунда Ваджраварахи. «Чиннамастатантра» Шакта Прамоды разделена на девять частей начиная с визуализации божества и заканчивая повторением тысячи имён. Среди всех буддистских садхан Чиннамунды ни одна не является настолько полной, как индуистская, и некоторые разделы, такие как кавача и раздел тысячи имен редко встречаются в буддистских садханах. Если выделить раздел ритуального подношения (пуджа), который является сердцем всех ежедневных тантрических практик в обеих традициях, можно сформулировать обе основные схемы, общие для всех тантрических практик и ярко выраженные различия между буддизмом и индуизмом. Индустский раздел пуджи начинается с обычных подготовительных практик, которые включают поклонение гуру и избранному божеству практикующего (иштадевата),после чего следуют тантрические подготовительные практики. Буддистский раздел пуджи обычных подготовительных практик также начинается с поклонения божеству и гуру, но вдобавок включает в себя принятие убежища в Трёх Драгоценностях, зарождение бодхичитты, и культивирование четырёх неизмеримых – всё это лежащей в основе предпосылкой пустотности сущностного бытия. Индуистская пуджа продолжается очищением практикующего путём омовения, которое в в буддизме представлено очищением посредством повторения стослоговой мантры Ваджрасаттвы.

Следующий индуистский раздел состоит из разнообразных ньяс, которые придают практикующему силу и превращают его тело в божественное. Эта иключительно детально разработанная частьсравнима с буддистским освящением тела практикующего; однако, обе традиции Чиннамасты настаивают на том, что для того, чтобы совершать поклонение, обыденная сущность практикующего должна быть превращена незаурядную сущность. В индуистском ритуале бхутасиддхи практикующий воображает, что его или её тело, состоящее из пяти элементов, постепенно растворяется в Брахмане, затем - в обратном порядке тело воплощается опять, указывая на то, что оно одной природы с Брахманом. В буддистском ритуале очищения практикующий визуализирует своё тело полностью очищенным от загрязнений, и, после очищения тело постепенно благословляется Ваджрасаттвой и его консортом. Благословение начинается с головы, затем следуют горло, сердце и всё тело. После завершения очищения и освящения практикующий может медитировать на Чиннамасте/Чиннамунде, и рисовать или визуализировать её «жилище», которое в индуизме известно как янтра, а в буддизме – как мандала. Индуистская садхана добавляет детали к визуализации жилища Чиннамасты, вводя особый ритуал раковины, имеющий большое значение индуистском тантрическом поклонении. Эта особая раковина часто наполнена вином, указывающим на блаженную природу Богини. За этим следует питха пуджа. Хотя мандала янтра, особая раковина и питха (трон богини) известны, как её жилище, она является всем в этой церемонии. Практикующий должен отождествлять всё с Чиннамастой.

Таким образом, как индуизм, так и буддизм содержат три основных подготовительных практики: 1) очищение себя, 2) освящение себя и 3) визуализирование Чиннамасты/Чиннамунды и создание её жилища. За этим следует собственно сессия медитации на божестве, которую практикующий в обеих традициях начинает с приглашения божества. Здесь мы сталкиваемся с двумя основными различиями между индуистской и буддистской садханами. В буддистской садхане практикующий воображает или испытывает переживание (в зависимости от способностей) пустотности сущностного бытия перед тем, как начать собственно визуализацию. Затем он визуализирует себя как Чиннамунду. В индуистской же практике, напротив, не упоминается о пустотности сущностного бытия, и Чиннамаста остаётся перед практикующим. Поскольку в индуистской тантре Чиннамаста находится перед практикующим, то тот, который уже транформировался в божество, может впустить внутрь жизненное дыхание (пранапратиштха), и освятить её шесть конечностей, в то время как в буддистской садхане практикующий уже прошёл это освящение, так что ему нет необходимости выполнять этот ритуал в то время как он/она визуализирует себя как Чиннамунду. В заключительной части обе садханы имеют некоторые сходные черты. Важным различием является то, что в буддистской садхане, которая придерживается махаянистских идеалов альтруизма, практикующий завершает садхану посвящением заслуг – фундаментальная буддистская составляющая, которая отсутствует в индуистской садхане. В отношении церемонии огня в обеих традициях практикующий преподносит определённые объекты в огонь, повторяет определённые мантры и совершает церемонию для определённых целей. Концепция совершения огненного жертвоприношения (яджна) зародилась в Ведические времена и со временем была принята обеими тантрическими традициями. Согласно индуистам существует шесть видов достижений как результатов совершения определённых версий церемонии огня:

  1. умиротворение (шанти),
  2. оказание влияния (васьям),
  3. «ошеломление» (оглушение, обездвиживание, англ. - stunning) (стамбханам),
  4. порождение раздора или ненависти (двешам),
  5. принуждение к бегству (уккатана)
  6. убийство (марана).

Буддисты различают четыре вида достижений:

  1. умиротворение (шанти),
  2. увеличение благосостояния (паустика),
  3. главенствование (вашикарана),
  4. уничтожение (марана).

Первое (умиротворение) и последнее (уничтожение) одинаковы в каждой традиции, а остальные индуистские категории можно классифицировать как «доминирующие» в буддизме. Более того, категории главенствования и убийства относятся к разделу «ужасающих ритуалов» (абхикара). Садханы не содержат специальных огненных церемоний для каждого вида достижения, специально приспособленных к Чиннамасте/Чиннамунде. Хотя многие основные компоненты практики Чиннамасты/Чиннамунды сходны в двух традициях,в то же время существуют и фундаментальные различия.

Отношение индуистов и буддистов к смерти и самоубийству

Индуизм и буддизм происходят от одного корня, но объединение их в одной главе объясняется не столько общим происхождением, сколько определенным сходством в отношении смерти. Великие восточные конфессии в гораздо меньшей степени, чем иудаизм, ислам и особенно христианство, озабочены этической оценкой суицида и вообще не склонны рассматривать самоубийство как вопрос первостепенной важности. Подобное хладнокровие объясняется тем, что буддизм и индуизм по-иному относятся к смерти.

Для человека оксидентальной культуры смерть находится за гранью, откуда нет возврата. Страшный Суд далеко, и вердикт его неизвестен, Воскресение суждено не каждому – в общем, за гробом человека подстерегает неведомое. Смерть при этом рассматривается, во-первых, как событие огромной, всё заслоняющей важности, а во-вторых, как нечто страшное, внушающее ужас.

Обе восточные религии провозглашают повторяемость земных перерождений человека, которому суждено много раз жить и много раз умирать. При этом колесо сансары, череда перевоплощений, – это тяжкое испытание, которое нужно с достоинством выдержать, и тогда, достигнув святости, душа вырвется из порочного цикла и больше не должна будет выносить ни муку новых рождений, ни муку новых смертей. Идея реинкарнации, общая для буддизма и индуизма, делает суицид бессмысленным и даже вредным – но не из страха перед Богом, а из вполне рациональных соображений. Добровольно уходящий из жизни ничего не достигнет – карма вновь поставит его в ту же самую ситуацию, ибо человек с ней не справился. Самоубийство все равно не спасет от выпавших на твою долю страданий. Более того, поскольку уровень нынешней инкарнации определен поведением в предшествующем воплощении, эгоистическое самоубийство отдаляет от нирваны. Суицид – не выход, но и драматизировать его особенно незачем. Будет другая жизнь, будет другой шанс.

Однако есть ситуации, в которых самоубийство может продвинуть человека далеко вперед по цепочке перерождений и, возможно, даже разорвать ее вовсе. То есть и индуизм, и буддизм признают, что иногда убивать себя не только извинительно, но даже похвально. Все помнят буддийских монахов, в 60-е годы подвергавших себя самосожжению в знак протеста против американской оккупации Вьетнама. Вряд ли эти люди рассчитывали, что своей страшной смертью заставят американцев вывести войска, но они верили, что актом самопожертвования достигнут статуса святости. С этим, кажется, был не согласен нобелевский лауреат и будущий самоубийца Кавабата Ясунари, писавший: «Даже если испытываешь глубочайшее отвращение к окружающей реальности, самоубийство все равно – не форма сатори. Самому высоконравственному самоубийце все равно далеко до святого». Но в ответ монахи могли бы сослаться на «Агама-сутру», в которой приведены слова Шакьямуни, одобряющего самоубийство одного из своих учеников.

Разумеется, говоря об индуизме и буддизме, можно делать только самые широкие обобщения – обе великие восточные религии подразделяются на многочисленные ветви, школы, секты, и у каждой своя философско-этическая система, своя традиция, свой ритуал, свое отношение к смерти вообще и к самоубийству в частности.

Классический индуизм, самая древняя из существующих религий (три с половиной тысячи лет), наиболее апатичен и пессимистичен. Для него жизнь в любых ее проявлениях – безусловное зло, а смерть, небытие – безусловное благо. Идеальный путь души – как можно быстрее (то есть за минимальное количество перерождений) исполнить свой земной долг и влиться в Великую Пустоту. Высшая из каст, брахманы, терпимы и даже благосклонны к суициду, если он совершен из высших соображений. В «Законах Ману» сказано: «Брахман, без страха и горя освободившийся от своего тела при помощи одного из способов, завещанных нам святыми, считается достойным того, чтобы быть допущенным в местопребывание Брахмы». Правда, те же законы позволяли взыскующему святости уходить из жизни лишь по достижении определенного возраста и только в том случае, если у него есть хотя бы один сын. Религиозные фанатики велели закапывать себя живьем в землю.

С индуизмом связаны два суицидных ритуала, в свое время произведшие глубокое впечатление на европейцев.

Английское слово juggernaut, употребляемое в значении «всесокрушающая махина», произошло от имени бога Джаганнатхи, особой ипостаси Вишну-Кришны. В городе Пури, где находится святилище Джаганнатхи, издавна проводится ратхаятра, церемония провезения изваяния на массивной колеснице, которую тянут сотни храмовых служителей и паломников. В прежние времена самые истовые из пилигримов в порыве благочестия бросались под тяжелые колеса, веря в благость такой смерти.

Если случаи добровольной гибели фанатиков под колесами «Джаггернаутовой колесницы», вероятно, происходили не так уж часто, то другой индийский обычай – сати (самоубийство вдов) был распространен очень широко. Буквально сати означает «добродетельная жена». Этот обычай уходит корнями в глубокую старину и некогда был распространен у многих древних народов, в том числе у скифов, фракийцев, китайцев. Мужчинам нравится думать, что они составляют весь смысл существования своих женщин, но у древних было больше возможностей принудить вдову доказать свою любовь и преданность самым радикальным из способов. Порицая современных римлянок за неверность и легкомыслие, Проперций (I век до н.э.) ставил им в пример индийских жен:
Благословен закон восточных погребений!
Когда, от факела огнем воспламенившись,
Костер испепеляет тело мужа,
Супруги верные за честь и право бьются
В последний путь его сопровождать.
Святой Иероним, еще не подозревавший о том, что век спустя церковь начнет кампанию против суицида, тоже восхваляет подобную самоотверженность: «У них [индийцев] есть закон, согласно коему любимая жена должна взойти на костер вместе с усопшим супругом. Жены соперничают друг с другом, чтобы завоевать это право, и высшая награда целомудрия – быть сочтенной победительницей. Та из жен, что оказалась самой достойной, обряжается в лучшие одежды и ложится рядом с трупом, лобызая и обнимая его. Прославляя чистоту, она презирает бушующее пламя».

Первоначально последний долг верности должны были соблюдать лишь женщины высших каст, но со временем сати стал применяться очень широко, особенно в Гуджарате, Раджпутане и Пенджабе. Резкое понижение социального статуса вкупе с давлением общественного мнения понуждали многих вдов избирать добровольную смерть. Они или топились в реке, или бросались в погребальный костер. Известно, что вдовам из касты ткачей было предписано захоронение заживо. Временами это очень мало походило на самоубийство, поскольку женщину бросали в реку или в огонь насильно, а то и предварительно оглушали.

Англичане, ведшие непримиримую борьбу против этого «варварского» обычая, пытались вести статистику сати. Самым смертоносным стал 1821 год, когда колониальные власти зарегистрировали 2366 случаев самоубийства. Несмотря на законодательные запреты, обычай сохранился в Индии и поныне, только теперь вдова не бросается в огонь, а устраивает самосожжение у себя дома, облившись бензином.

Заключение

Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм и джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее, существуют принципиальные различия.

Прежде всего, в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в. современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами. Их карма, или долг, - в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в «Махабхарате» и «Рамаяне», великих эпических произведениях индуистской Индии. Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше.

Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает «импульсы», которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.

И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или «я», перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти «я», или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное «я», или атман, переходящее из жизни в жизнь: «я» существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. В буддизме «я» можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов. Здесь неприемлема аналогия «я» со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме - очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как «развитие доброго сердца», «развитие мудрости для видения реальности» и т. д. Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому.

Таким образом, индуизм и буддизм существенно отличаются в большинстве религиозных и культурных положений.

Список литературы

  1. Введение в индийскую философию / С.Чаттерджи, Д.Датта; 1955.
  2. История религий Востока. Васильев Л.С.; 2001.
  3. Классический буддизм / Т.В. Ермакова, Е.П. Островская; 1999.
  4. Религиозные традиции мира / Р.Ч.Лестер, Д.М. Найп; 1996.
  5. Философия буддизма махаяны / Е.А.Торчинов;2002.
  6. Чиннамаста. Ужасающая буддистская и индуистская тантрическая богиня / Э.А. Бенард; 1998.
  7. Буддизм и индуизм – http://voov.narod.ru/b-i-y/
  8. Индуизм и буддизм – http://azbyka.ru/religii/induizm_buddizm/index. shtml

Похожие материалы

Буддизм и индуизм имеют общие корни. Обе религии возникли в Индии, они генетически близки. Однако за многовековую историю своего становления буддизм впитал в себя традиции очень многих народов Востока. Он стал не просто религией. Это учение о просветлении, но просветлении не Богом, а созерцанием собственного духа.

Что такое буддизм и индуизм

Буддизм – монотеистическая религия, философское учение о духовном пробуждении, учение Просветленного. Он возник в Индии, сформировался в Восточной Азии и является одной из самых крупных мировых религий.
Индуизм – древнейшая политеистическая ведическая религия, совокупность традиций и философских школ, возникшая и получившая распространение на Индийском субконтиненте.

Сравнение буддизмам и индуизма

В чем же разница между буддизмом и индуизмом?
Согласно индуистскому учению, весь мир – сансара, бесконечная череда перерождений, печальное бытие всего обычного и повседневного. Мир – это иллюзия. Но за пределами сансары существует настоящий, реальный мир, в котором правит Абсолют. Все внимание в буддизме акцентировано на созерцании собственного духа, Бога в буддизме нет.
Индуизм – религия души, стремящейся к Абсолюту. Буддизм бога и душу отвергает. Это, своего рода, скрытый атеизм.
Конечная цель личности в индуизме – разорвать кармическую цепь перерождений, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Сделать это возможно лишь путем аскезы, самоотречения и психотренинга. Основная идея буддизма – прохождение жизни средним путем, между аскетизмом и удовольствием, как двумя крайностями. Конечной целью среднего пути является Нирвана – состояние высшей благодати.
В индуизме количество хороших и плохих поступков в предыдущем перерождении называется кармой. Принадлежность к определенной касте также подчинена ей. С судьбой не спорит никто. Для индуиста призывы к социальному равенству или социальной справедливости звучат, по меньшей мере, странно. Самые высокие шансы вырваться за пределы сансары имеют представители высшей касты жрецов. Буддизм исповедует принцип равенства всех в возможности постичь высшую благодать. Он не приветствует кастовое распределение общества, акцентируя внимание исключительно на личности и ее сознании.
Индуизм аморфен, не имеет одного основателя, не представляет из себя единой религии с определенным вероучением, а состоит из множества направлений, имеющих одни корни, но часто противоречащие друг другу. Буддизм имеет четкое учение, хоть и не является догматом, это система философских знаний.
Индуизм – национальная религия индийцев. Без связи с Индией он немыслим. Буддизм – религия вненациональная. Его приняли народы, имеющие очень разные культурные традиции.
Монастырская организация буддизма отличает эту религию от разрозненного в своей организации индуизма. Буддисты имеют свои культурные и образовательные центры, свою идеологию.
Буддизм, проповедуя социально-политическую индифферентность, на практике внес огромный вклад в организацию общества, осознание им своей этнополитической ценности. Общество, политика и история диаметрально далеки для последователей индуизма. Индуизм индифферентен и недоступен для перемен. Буддизм более динамичен и открыт для обновления.

TheDifference.ru определил, что отличие буддизма от индуизма заключается в следующем:

  • Буддизм монотеистичен, индуизм политеистичен.
  • Высшая цель в индуизме – разорвать цепь реинкарнаций, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Главная цель в буддизме – Нирвана, состояние высшей благодати.
  • Индуизм аморфен, буддизм четко структурирован.
  • Индуизм индифферентный, закрыт для перемен, буддизм открыт для обновления.
  • Индуизм – национальная религия индийцев, буддизм – религия вненациональная.
  • Индуизм исповедует принцип кастовости, буддизм – принцип равенства.