Жуткие сказки. Кем были русалки на самом деле и почему этого не показывают в мультиках


Часть 7. Русалки.

В отечественном бестиарии русалки занимают особое место. Они, в отличие от иных представителей нечистой силы, не имеют, как правило, отталкивающего вида. Происхождение русалок - не демоническое, а вполне человеческое. Благодаря этим особенностям романтизированный образ русалки был широко представлен в литературе и живописи.

В разных местностях русалок именовали по-разному: водяница, лоскотуха, берегиня, вила, мавка, навка, мертвушка, лохматка, шутовка, купалка, озерница, водяная дева, водяная баба, водява, щекоталка, святёха, криница, казытка, хитка, белая баба. И выглядели русалки в разных регионах различно: в суровых северных краях, например, они представали отнюдь не в виде обольстительных дев, а совсем наоборот - безобразных тёток.

Вопреки расхожим представлениям, русалки, обитающие в наших внутренних водоемах, отродясь не имели ни рыбьего хвоста, ни чешуи. Эти атрибуты присущи морским русалкам, имеющим совсем другое происхождение.

Итак, ниже мы попытаемся разобраться в нюансах русалочьего происхождения и внешнего вида, особенностях их взаимотношений с людьми, познакомимся с их средой обитания, характером и повадками.

Использованные материалы :
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
Д.Зеленин, "Очерки русской мифологии", 1916;
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
Н.Маркевич, "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян" 1860;
Е.Левкиевская, "Русская народная мифология", 2009;
Н.Шапарова, "Краткая энциклопедия славянской мифологии", 2001;
"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера", сост. О.Черепанова, 1996.

Русалки - существа исключительно женского пола, вечно юные красавицы с чарующим и обаятельным обликом; они есть или выродки людских дочерей, или дочери, проклятые родителями еще в материнской утробе, умершие некрещеными, загубленные своими матерями вскоре после рождения, непременно в воде, или же молодые утопленницы, покончившие жизнь самоубийством. Как ни различны возрасты этих жертв людской небрежности, злобы, насилия, малодушия, в состоянии русалок они объединяются, так что каждая из них представляет существо в пору наилучшего развития девичества, и только опытный глаз улавливает между ними рознь возрастов при жизни, а также крещеных особей. Последнее сказывается едва заметным оттенком креста меж персей, что можно наблюдать на расстоянии девяти шагов от русалки.

"Нечистики"



Русалками становились заложные покойники: девушки, умершие до вступления в брак, особенно «зарученные» (просватанные) невесты, не дожившие до свадьбы; женщины-самоубийцы; дети и девушки, умершие (прежде всего утонувшие) на Русальной неделе; девочки, родившиеся мертвыми или умершие неокрещенными. Кое-где полагали также, что русалкой может стать проклятая матерью и похищенная нечистой силой (в первую очередь - русалками) девушка или вообще ребенок, украденный нечистыми духами. Часто считалось, что русалки смертны, как и люди; в облике русалок они лишь «доживают свой земной срок», а потом наступает их естественный конец. Считалось также, что русалки имеют тот же характер, привычки и вкусы, какие были у покойниц. Наиболее активна бывает та русалка, которая умерла неудовлетворенной, с каким-нибудь страстным желанием, или та, которая при жизни обладала беспокойным характером.


Русалок обычно представляли юными прекрасными девами с длинными, преимущественно светлыми волосами и белыми телами, обнаженными или одетыми в белые рубашки. В некоторых местах облик русалки был весьма близок к облику покойницы: так, русалки могли иногда появляться в том виде, в каком их похоронили: в нарядном убранстве, иногда - в подвенечном платье, с распущенными волосами и с венком на голове. Кроме того, в разных местах про русалку рассказывали, что она, подобно мертвой, «вся в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая»; «в лице краски нет да руки тощие»; «волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде».

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


На севере России русалок представляли по большей части в виде страшных, уродливых и косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывают за плечи. Такие безобразные русалки в некоторых рассказах очень похожи на чертовок или шишиг, а также ведьм или бабу-ягу. Так, например, по многим поверьям, русалки «кудлатые, как ведьмы», «горбатые и старые», «черные, косматые, заросшие шерстью», «лохматые, с большим брюхом и острыми когтями», у них «груди как каменья», «железные цыцки» и т.п. Ходят они голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пест или железный крюк, которым они ловят людей. Тела у них могут быть голубоватого, синеватого или черного цвета, как у чертей или бесов.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Однако чаще всего между лесными и водяными русалками не делалось различия ни во внешнем виде, ни в их занятиях. Считали, что русалок можно встретить в самых разных местах: не только у воды или в лесу, но и в полях и на полянах, на деревьях, на перекрестках, на мосту, в огороде, на кладбищах, в банях, в овинах. Они могли появляться в домах, где прежде жили, и прятаться за печью или по углам, могли приходить под окна родного дома, подходить к избам, стучаться в дома. Вообще же, весной русалки пребывают преимущественно в лесу, по большей части у воды, а с середины весны и летом обитают в полях, особенно во ржи и в коноплях. Русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Показываться людям русалки могут и днем (особенно в полдень), но чаще являются вечером, в сумерках или ночью, до первых петухов; появляются они и в одиночку, и группами.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"




В русальную неделю (восьмую по Пасхе) русалки выходят на сушу на более продолжительные сроки, причем устраняется помянутая опасность погибнуть на суше. Они безбоязненно и весело размещаются на берегу водоема, далее уходят в ближайшие рощи, на луга и поля, взбираются на деревья, чтобы покачаться на сучьях и верхушках их. Всем этим русалки освежают памятование о покинутой земле и о людях, между которыми они не преминут уловить и жертву. Это достигается так: обольстительницы кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут, поют песни и приманчивыми движениями они скопом обступают жертву, жмут ее в объятиях, щекочут до смерти, причем, слыша веселый хохот и песни, никто не подает помощи, не решится подозревать опасности там, где идет игривое веселье молодежи.

"Нечистики"


Известно о русалках, пойманных людьми; считалось, что пойманные русалки живут среди людей до года, а затем исчезают. Однако, говорили, что русалку можно «вернуть», т.е. сделать ее опять человеком, после чего она сможет жить так же, как живут обычные люди. Правда, вернуть можно было не всякую русалку: так, чтобы стать настоящей русалкой, то есть потерять навсегда право и возможность снова стать человеком, необходимо четыре года. Возврата назад нет и для девушек-самоубийц, ставших русалками; все же остальные русалки могут снова стать людьми, если только кто-нибудь сумеет их «окрестить». Известны рассказы, повествующие о русалках, которые с помощью священника или даже простого мужика снова стали обыкновенными женщинами и вышли замуж. Так, например, на Новгородчине деревенский парень, ночью в лесу услышавший причитания утонувшей девушки, спас ее тем, что надел на нее свой крест, а потом женился на ней.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


- В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки, и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили ее дубинами, и русалка ушла.

"Очерки русской мифологии"



Русалки - веселые, шаловливые, но нередко и вредоносные существа: они могут напугать человека или подшутить над ним, не причинив вреда, но нередко «ради шутки» причиняют большой вред. Русалки часто сбивают с пути людей, аукаются из чащи, заводя человека в лесную глушь; душат или щекочут до смерти; заманивают в воду и топят; утаскивают под воду купающихся; превращают людей в животных или предметы; путают сети и уводят от них рыбу; насылают болезни на скот; уводят с собой проклятых и вообще неосторожных людей; топят рыбацкие лодки; портят жернова и плотины у мельников; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; заезжают лошадей; иногда отбирают молоко у коров. Русалки иногда выходят к дороге с корзинками разной еды, подзывая к себе детей и обещая им угощение, либо с хохотом качаются на качелях, сплетенных из древесных ветвей, зовут прохожих, в первую очередь, детей и подростков: «Ходите к нам на рели (качели) качаться!», но человека, который подойдет к ним, они немедленно защекочут до смерти.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



Кроме враждебных нападений, при которых беспощадно преследуются люди всех возрастов, от младенцев до стариков, известны еще заигрыванья русалок, особенно тех, кои при земной жизни не знали людей, умерших младенцами. Эти заигрыванья, менее враждебные и не столь опасные, больше всего приходятся на молодых мужчин, особенно парней, сношение с которыми ново и заманчиво для русалок. Тут русалка подхватывает какой-нибудь его предмет - одежду, обувь, рыболовный снаряд, и, готовясь затопить его, тем заставляет владельца бросаться без разбору за поимкою предмета, сама же незримо подталкивает предмет все дальше и дальше, в опасное место, куда, конечно, увлекает и хозяина. Если тот благополучно избежал опасности и спас похищенный предмет, он все равно обязательно затеряется впоследствии, или будет украден, испорчен. Много приходится терпеть от заигрываний русалок молодым рыболовам: русалки обманывают удильщиков фальшивым клёвом, выворачивают сети, набивают их тиною и травою, вырывают весло, шест, или качают рыболовное судно, чтобы перевернуть его вместе с рыбаком.

"Нечистики"


Как ни красна жизнь русалок, у них есть много скорби, которую не подавить развлечениями. Им с завистью приходится смотреть на свободу земных женщин, так же завидно созерцать материнские ласки, которые многим из были незнакомы. Самоубийцам приходится томиться из-за минутного, быть может, необдуманного решения покончить жизнь, чтобы потом наложить на себя вечную неволю. Но что всего скорбнее, так это - подневольная связь с ненавистным водяником, в области которого они живут и которому подчинены. Не скорбь только, а наивысшая степень бессильной злобы должна охватывать существо русалки, когда ей приходится видеть молодую, счастливую чету, гуляющую по берегу обиталища русалок, или катающуюся в лодке там же. Зато какой радостный возглас раздается иногда здесь, при получении известия о гибели ненавистного водяника! Но это - их последний радостный возглас, потому что вместе с гибелью водяного начинается и их собственная, если только русалки не успели удалиться из осушенного обиталища и переместиться в новое. Но тут из одной неволи они попадают в новую, быть может, более тягостную.

"Нечистики"


Судя по этой картинке, не всегда отношения русалок с курирующим их водяным были такими уж скорбными.

Когда жертва заполучена, русалки уносят ее в свое обиталище и здесь окружают самыми нежными заботами: в жертве-женщине они видят возможную супругу своего властелина - водяного, новую подругу себе, а в мужчине, особенно, когда тот молод и красив - возможного любовника одной из них. Разумеется, больше других ухаживает за погибшим та русалка, которой он пришелся по нраву. Забота об избраннике доходит до мелочей: русалка чешет голову его, трет тело, отгоняет водных животных, убирает ложе лучшими водорослями, а в русальную неделю выводит его на сушу, даже позволяя заглянуть в родственный дом и на людей, чтобы ослабить скорбь по земной жизни. Остальные жертвы остаются без внимания: русалки позволяют ракам и насекомым уродовать их тело, а если жертва оказалась почему-либо несимпатичной, они выталкивают труп на поверхность воды, к берегу.

"Нечистики"



- Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло, сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та й стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне. Женщина тогда опомянулась, бросилась домой, молилась долго, много. Снилось ей все долго еще, потом прошло. А сына тело так и не нашли, глубоко больно. А хто они? А хто знает. У нас иногда говорят, что это девушки, умершие перед самой свадьбой. Они вот и томятся всю жизнь, и людям жить мешают

"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера"




Иногда считалось, что русалки могут появляться не только весной и летом, но даже и зимой. На Владимирщине говорили о русалке, которая «вся во льду» пришла погреться в овин. По рассказу из Архангельской губернии, девка-русалка ходит к промысловику на зимовку и затем рожает от него ребенка; промысловик, возвращаясь домой, уезжает потихоньку, «... а как судно понеслось, она (русалка) увидела, выбежала на гору, ребенка разорвала, половину себе взяла, а другу - свись на судно! Судно бы обернулось, дак она не попала - только одна капелька крови на борту. Стало судно опруживать: ну, стесали топором, оно и выпрямилось».

Однако, по большинству поверий, зимой русалки пребывают где-то вне мира людей, а на земле появляются ранней весной и остаются до поздней осени (уходят они при первых заморозках, тогда же, когда исчезают последние перелетные птицы и вся нечистая сила проваливается под землю).

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



Вышеприведенные цитаты убеждают, что русалки - существа коварные, вредоносные и опасные. Поэтому существовали различные способы противодействия им. Существовали даже специальные обряды, способствовавшие глобальному изгнанию русалок из данной местности.
«Проводы русалки» («похороны русалки», «русальское заговение») устраивались обычно в воскресенье перед Петровым днем или в «русальное» воскресенье, за Троицыным днем. Этот обряд проводился в разных местах по-разному; завершался же он обычно символическим изгнанием или похоронами русалки и возвращением ее в породившую ее воду.

Для обряда «похорон русалки» делали из тряпок куклу, наряжали ее в платье, клали в гроб, украшали цветами и несли в сопровождении торжественной процессии на берег реки; в некоторых местах при этом девушки наряжались священниками, дьяконами, делали кадило из яичной скорлупы, шли со свечами из стеблей и пели: «Господи, помилуй!», а у реки прощались с чучелом, изображающим русалку, и, заколотив гроб и привязав к нему камень, бросали его в воду.

В других местах этот обряд проводился так: девушки наряжали избранную из своей среды «русалку», надевали на нее венки, увешивали ее зеленью и поздно вечером в последний день русальной недели выводили ряженую за село в ржаное поле, к реке или на кладбище. Там девушки срывали с «русалки» венки, бросали их в воду, в костер и т.д. и разбегались с места проводов, чтобы «русалка не догнала и не навредила». Бывало и так: какая-нибудь девушка, изображающая русалку, с распущенными волосами, в одной рубашке, с венком на голове ехала верхом на кочерге, с помелом через плечо; ее весело провожали до леса или до поля, засеянного рожью, где она и скрывалась от провожающих.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



К возможной встрече с русалками следует быть готовым зарвнее, и если таковая произойдет, необходимо действовать, иначе неприятностей не избежать.
Средством спасения от русалок служит укол хотя бы одной из них иголкою или булавкою, которые необходимо иметь при себе наготове: тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где еще долго раздаются голоса их. Однако, и при такой предосторожности, лучше всего избегать в русальную неделю берегов водоемов, не купаться и не ловить рыбы.

Спасшийся от русалок, даже видевший или слышавший их издали, не всегда остается безнаказанным. Так, иной приобретает привычку беспричинно и неудержимо хохотать, иной кривляется, точно развинченный, во время походки, гримасничает, у иного поражается то или другое чувство, чаще всего слух. Чем крепче натура жертвы, тем разительнее будут полученные органические повреждения, с которыми человек не может справиться всю жизнь.

"Нечистики"



Кроме церковного ладана, против чар и козней русалок отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам страстной недели, - это «полынь, трава окаянная». Надо только пользоваться ее силою и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
- Что у тебя в руках: полынь или петрушка?
- Полынь.
- Прячься под тын,- громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит:
- Ах ты моя душка,- и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена, и не повалится он, как мертвый, ничком.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Для защиты от вредоносных русалок, нападающих на людей, повсеместно использовали различные обереги: растения (полынь, любисток, хрен, чеснок, освященную вербу), церковный ладан и железные орудия. Еще русалки боятся очерченного круга, креста, молитвы. Полагали, что для того, чтобы уберечься от нападающих русалок, следует «начертить на земле крест и, обведя его кругом чертою, в этом кругу и стать». Если к русалкам подъехать на кочерге, они испугаются и убегут, так как решат, что это едет ведьма, а ведьм они боятся.

Были и словесные обереги от русалок. Так, знахари некогда сохраняли в великой тайне заумный заговор от русалок:

«Ау, ау шихарда, кавда! Шивда, вноза, митта, миногам, каланди, инди, якуташма, биташ, окутоми ми нуффан, зидима ».

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Запомнили? Рекомендую, может быть, когда-нибудь сгодится!

Знаете ли вы, как отличить русских русалок от малороссийских? Если нет - ниже приводится способ, как можно это сделать.

Многие из наших малороссиянок, купаясь у мельниц, видали как русалки, сидя на вертящемся мельничном колесе, чесали себе волосы, с хохотом кидались с колеса в воду, шутя вертелись с ним, и ныряли под мельницу с криком «куку!»

Русские русалки, по словам г-на Сахарова, поют таинственную песню, которая так начинается:

Шивда, винза, каланда, виногама;
Ийда, ийда, акумалима, битама;
Нуффаша, зинзама, oxутo ми;
Копоцо, копоцам, копоцама;
Ябудалла, викгаза, мейда;
Иo, иa, о иo, иa цок, иo, иa, паццо, иo, иa, папаццо
Пац, пац, пац, пац, пац, пац, пац, пац
.

Малороссийские русалки этого не поют, но зато они любят задавать загадки. Если одна из них спросит вас: «Ой що росте без кореня?» отвечайте: камень. «Ой щo цвите да без цвету?» Отвечайте: папорот. Если вы не будете отвечать, русалка вас защекочет.

"Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян"


Теперь попробуем разобраться в типах и разновидностях русалок, зависящих и от их происхождения, и от среды обитания, и от региона проживания. Например, русалки, водившиеся на болоте, вследствие, видимо, экологических причин, отличались от своих сестер, обитавших в чистых водах.

Ну, на последней картинке болотная русалка не сказать, чтоб была страшна, а даже и где-то симпатична.
Озерницы , водившиеся в Белоруссии, представляют собой уже отдельную разновидность русалок. Анатомически они отличались от обычных русалок: ступни у них были в форме плавников, тела костлявые, волосы зеленые, вид несимпатичный. Говорят на непонятном языке, похожем на птичий. При свете луны выходят на берег и поют соловьями. А бывает, что поют и под водой, и тогда их пение легко спутать с лягушачьим кваканьем.

Мавки (навки, нявки, у болгар - наявки) известны в Малороссии, Польше, Болгарии. Ими становятся девочки мертворождённые, либо умершие некрещёнными, либо те, что умерли на Русальной неделе.

Происхождение слово "мавка" связывают с древнеславянским "навь" - мертвец, то есть, получается - "мертвушка". В некоторых местностях их название объясняют еще тем, что они якобы кричат по-кошачьи, "мявкают".

По некоторым сведениям, у мавок, или у какого-то их подвида, отсутствует кожный покров на спине, и поэтому виден их хребет и даже внутренности.

Мавки считаются более опасными, чем обычные русалки. Встреча с ними практически всегда смертельна. Полынь, верба, чеснок, ладан, железо на них не действуют. Говорили, что вроде бы как можно спастись от мавки, бросив ей заранее приготовленный гребешок - тогда она якобы переключала внимание на расчесывание волос и отпускала жертву.

Еще бытовало поверье, что мавку можно было побрызгать водой, перекрестить ее со словами: «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», и тогда она превратится в ангела, который будет всячески помогать по жизни окрестившему ее. Но такой способ был действенным только для тех мавок, которые просуществовали в этом качестве не более семи лет.

Лобаста (лобоста) - так называли страшную и злую русалку на юге России и на Кавказе. Название это перекликается с тюркским "албасты" - мифологическим женским персонажем, особой крайне малопривлекательной, но не имеющей отношения к русалкам.

В Астраханской губ. русалку называют лобаста.
- «Глядь, ан за ериком-то (протоком) девка - знать лобаста - нагишом, чешит голову, а волосы-то длинные - предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое, - да как захохочет, да в ладоши ударит, - они и пушше тово испужались: как бы не защикотала».

В Терской обл. лобаста - нагая женщина большого роста, весьма полная и обрюзгшая до безобразия и отвращения, с громадными, приблизительно в аршин, отвислыми грудями, закинутыми иногда через плечи на спину, и с косами, достигающими до земли; в общем наружный вид ее крайне и невыносимо безобразный, отталкивающий и наводящий страх. Она живет в больших болотах, озерах и омутах. Своим видом она наводит страх на людей и, кроме того, захватывает людей, проходящих мимо ее жилища, затаскивает в болото и щекочет сосками своих грудей, щекочет иногда до смерти.

"Очерки русской мифологии"



У южных славян (Болгария, Сербия, Македония) аналогом наших русалок были вилы , или самовилы. В некоторых поверьях они имели прозрачные крылышки. Вилы, в целом, были дружелюбны к людям. В Болгарии водяные вилы назывались "юды", и вот они уже считались злыми и опасными для людей. Видимо, оттуда и пошла юдофобия:)

Вилы носили прозрачные платья. Если мужчине удавалось стянуть с нее платье, вила подчинялась ему до конца дней. Еще виды отличались музыкальностью: пели, водили хороводы, играли на разных инструментах.

В европейских преданиях (Германия, Прибалтика) роль наших русалок играли ундины , духи девушек, утопившихся из-за несчастной любви. Считалось, что если ундине удастся родить ребенка от земного человека, она обретет бессмертную душу.

По всей видимости, все перечисленные виды и подвиды русалок восходят корнями к древнегреческим наядам - нимфам рек, ручьев и озер. Они были долговечными, но не бессмертными. Совокупляясь с людьми, они давали потомство, причем особи мужского пола были жизнеспособны, но бесплодны.

А теперь поговорим про тех обитательниц вод, которых многие ассоциируют с понятием "русалка", но при этом, строго говоря, данные персонажи русалками-то и не являются. Речь идет о сиреноподобных существах с рыбьим хвостом и чещуей - морских русалках, которые у нас назывались фараонками, или фаляронами, а также мелюзинами.

Есть у наших русалок родственницы - русалки из Европы. У тех вместо ног - хвост, как у рыбы. И все они обросли рыбьей чешуей. Андерсоновской русалочке даже пришлось обратиться к ведьме, чтобы та из хвоста сделала ей ноги, и ей больно было потом ходить по земле. Перед нашими русалками такие проблемы не стоят. Наши бегают - будь здоров. А все потому, что у наших и европейских русалок разное происхождение. Про то, что наши русалки происходят из наших же утонувших девушек, мы уже поняли. И хвосту у них взяться просто неоткуда.

Европейские русалки совсем другого происхождения. Когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, и за ними по пятам гналось войско фараона, как известно, по Божьему велению воды Красного моря расступились, чтобы Моисей мог провести свой народ на другой берег. Но когда в море вступили воины фараона, волны сомкнулись и поглотили все фараоново войско. А воины фараона превратились в полулюдей-полурыб. Вот из этого фараонова войска происходят все европейские русалки, и живут они в основном в морях. В русской традиции такие хвостатые русалки тоже немного известны. В народе их называют фараонками - в намять о фараоновом войске. О том как воины фараона превратились в прекрасных и соблазнительных девушек, народная традиция умалчивает. В Нижегородской области раньше даже любили вырезать изображения хвостатых фараонок на оконных наличниках. Еще таких хвостатых русалок иногда называют мелюзинами.

"Русская народная мифология"



Яснее и прозрачнее всего отражение в русалках образа древнегреческих сирен. Правда, это отражение, проникшее на русскую почву, по-видимому, книжным путем, далеко не всеобщее. Встречаемся мы с ним главным образом в южной России, и то далеко не везде. Явные следы этого влияния: рыбообразный хвост морских русалок и их чарующее пение, которого заслушивается даже бурное море.

Замечательно, что сиренообразные русалки носят и особые названия, безусловно заимствованные и притом чисто книжного происхождения: фаляроны (фараоны) и мемозины (мелюзины). О «фараонах» или «фараонове войске» знают и великорусы но отличают их от русалок. Во Владимирской губ. рассказывают, что „в Чермном море и поныне еще плавает фараоново войско, причем женщины как есть настоящие: с волосами и с титьками, только плеск (хвост) у них рыбий - ноги срослись; а мужики все даже с бородами ".

"Очерки русской мифологии"


Относительно появления фараонок в балтийских и беломорских водах сведений нет. Наблюдали их рыбаки и моряки в Черном, возможно, и в Азовском морях. Могли бы они оттуда попасть во внутренние воды? Теоретически - да. Хотя непонятно, зачем им было менять привычную среду на пресноводную, где и хвост-то их становится не подспорьем в плавании, а обузой...

Тем не менее художники часто изображают именно хвостатых русалок в исконно российском антураже.

А вот еще какая-то разновидность морской русалки: обратите внимание, у нее нет рыбьего хвоста, а вместо ступней - плавники.

И в завершение, как обычно - забавная картинка. На этот раз - с маскаевским котом и фараонкой-мелюзиной, неизвестно как заплывшей в наши воды.

На вопрос, — русалки существуют? Современный человек чаще всего посмеется и ответит, что в бабушкины сказки перестал верить еще с десяти лет. Однако документальные свидетельства подтверждают правдивость древних преданий.

Если опираться на древние рассказы и легенды, то облик загадочных морских существ весьма разнообразен, впрочем, как и их названия. Например, в Западной Европе чаще употребляли название русалки. В древней Греции сирены и тритоны. В древнем Риме наяды, нереиды и нимфы, а вот у немцев никсов, и прибалтов странные рыбоподобные существа получили названия гуделки и ундины. В Шотландии тоже встречались удивительные подводные жители и там именовали их как шелками. Французы же, не церемонясь, обзывали уродцев змеиными хвостами.

Облик загадочных морских обитателей по разным описаниям очевидцев сильно разнится. Во первых русалки существа не только женского, но и мужского пола, во вторых их облик описывают совершенно по-разному. От очаровательно красивой женщины с большой, упругой грудью, нежными чертами лица, длинными шелковистыми волосами, белой кожей и блестящим рыбьим хвостом вместо ног, до весьма пугающего существа с зелеными волосами, лицом, обросшим субстанцией, похожей на кораллы, уродливыми жабрами, начинающимися от нижней губы и мерзким, с отвратительными наростами хвостом в нижней части туловища.Вероятность того, что в разных частях света подводные обитатели могут внешне отличатся, существует, ровно так же, как и наличие нескольких видов, сразу рознящихся не только внешне, но и находящихся на принципиально разных уровнях эволюции. Некоторые исследователи допускают, что человек может легко быть потомком русалок. Ведь не зря говорят, что Океан колыбель жизни.

Чтобы все здесь описанное не казалось очередной безосновательной версией или слишком смелым предположением обратимся к засвидетельствованным описаниям встреч с русалками. Это даст хорошую почву для размышления касаемо ответа на вопрос, — русалки существуют или нет?

Упоминания о русалках в истории

Итак, первое упоминание, обнаруженное в исландских хрониках Speculum Regale, датировано XII веком. В нем речь идет о существе наполовину женщине, на половину рыбе именуемом «Маргигр». По описанию это абсолютно нормальная женщина, если не считать большого блестящего плавника вместо ног.Спустя три века в XV столетии в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное» есть упоминание о случае, произошедшем в Голландии в 1403 году.

После страшной бури уничтожившей ВестФрисландскую плотину, была обнаружена женщина, запутанная в водоросли и выброшенная на прибрежный луг. Ее освободили, привезли в Харлем, одели, научили вязать чулки и ходить в церковь. Женщина прожила в городе 15 лет, ела обычную еду, за все время, так и не научившись говорить. Она бесконечно порывалась броситься в море, но видно было не суждено. Умерла она как обычный человек на суше.

В XVII веке мореплаватель Г.Гудзон оставил запись в судовом журнале, в котором он описывал удивительное существо, увиденное у берегов нового света. Он писал, что один из членов его экипажа вдруг заметил за бортом русалку. Наблюдатель сразу же позвал товарища и те долго разглядывали существо. По их описанию это была женщина с обнаженной грудью, длинными черными волосами до плеч и рыбьим хвостом испещренным черными точками подобно макрели. Имена матросов, наблюдавших за русалкой: Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608.

Русалка подросток

В том же веке испанский журналист Икер Хименес Элизари опубликовал в одном из изданий того времени записи найденные в архивах церкви. В них речь шла о юноше Франсиско дела Веге Касаре жившем в Лиерганесе (Кантабрия) выделявшихся среди жителей отменной способностью плавать. Согласно источнику в 16 лет юноша покинул родной город и отправился учиться на плотника в Лас-Аренас. В 1674 году во время купания его подхватило волной и унесло в море. Все поиски были тщетны.

В феврале 1679 года около бухты Кадиса рыбаки выловили странное создание. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Пленник рычал, ревел и сопротивлялся так, что его еле удерживали 12 человек. Существо отправили в монастырь францисканцев, где он провел три недели, в течение которых над ним проводился обряд экзорцизма. В январе 1680 года его доставили в Кантабрию где мать пропавшего несколько лет назад сына признала в странном существе свое дитя. Еще в течение двух лет морской обитатель прожил в поселке, питаясь при этом сырым мясом и рыбой, и в 1682 году ему удалось бежать. Он нырнул в морские воды и его больше никто не видел.

Хвост русалки

В XVIII веке, а точнее в 1737 году журнал «Gentleman’s magazine» опубликовал статью о пойманном близь английского города Экстер существе. Рыбаки, подняв его на палубу, увидели в сетях хвост похожий на лосося и, разобравшись, что к чему забили добычу палками. Когда улов, агонизируя начал по человечески стонать, рыбаки распутали сети и обнаружили русалку мужского пола. Верхняя часть туловища была абсолютно человеческой, разве, что нос был слегка приплюснут не как у людей. Труп долгое время выставлялся в Экстере в качестве экспоната.

Другое издание «Scot’s magazine» в 1739 году опубликовало не менее любопытную статью о том, что экипаж корабля «Галифакс» выловили нескольких русалок вблизи побережья острова Маврикий, зажарили их и съели. Члены команды уверяли, что мясо русалок напоминало им нежную телятину.

В XIX веке тоже было несколько громких случаев с участием русалок. Вот один из них. 31 октября 1881 года в одной из бостонских газет писали, что на берегу был обнаружен труп существа частично схожего с человеком. Голова и тело трупа явно было женским. Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы - всё это было человеческим, однако все что находилось ниже пояса погибшей, напоминало рыбий хвост.

И XX век не стал исключением. О существовании русалок не только не прекратили писать, а наоборот количество таких случаев только увеличилось.

В СССР тоже нашли русалок

Об одном из самых интересных и громких случаев того времени стало известно только недавно когда гриф секретности был снят. С представителями водных глубин довелось встретиться вооруженным силам СССР в 1982 году на западном берегу озера Байкал, где проходили тренировочные сборы боевых пловцов Забайкальского военного округа.

При погружении аквалангистов на глубину 50 метров им не раз приходилось сталкиваться лицом к лицу с существами ростом более трех метров как будто обтянутыми в какие-то блестящие одежды. Головы существ были будто скрыты под шарообразными шлемами, но в то же время у незнакомцев не было ни аквалангов, ни какой-либо иной аппаратуры для дыхания под водой, при этом плавали они с большой скоростью и явно наблюдали за действиями наших боевых пловцов.

Главнокомандующий учениями решил, что стоит поближе познакомиться с таинственными «коллегами» и приказал поймать одного из них. Была собрана специальная команда из семи опытных бойцов аквалангистов и офицера, вооруженных тонкой и прочной сетью. Однако в момент, когда охотники пытались набросить сеть на одного из незнакомцев, некий мощный силовой импульс мгновенно вытолкнул всю группу на поверхность озера. В результате резкого всплытия без необходимых остановок для декомпрессии все члены команды заболели кессонной болезнью. Трое скончалось через несколько дней, остальные остались инвалидами.

Жители США так же находили русалок

В августе 1992 года произошел тоже не менее интересный случай. Группа рыбаков из поселка Ки-Бич (Флорида) в километре от берега заметили лежащих на воде «полулюдей-полутюленей» с большими головами, похожими на человеческие, крупными глазами и длинными руками, оканчивающимися перепончатыми кистями. Существа, заметив подплывающий баркас, отплыли в сторону, сделали вокруг судна круг и ушли на глубину. Спустя час рыбаки вытащили рыболовную сеть и обнаружили, что она порезана в нескольких местах.Еще одна странная встреча людей и загадочных подводных жителей произошла несколько лет назад. В краеведческом музее городка Тумстоун, расположенного в южной части Соединенных Штатов, имеется большая стеклянная витрина. В ней располагается существо очень похожее на морскую корову, истребленную людьми лет 150 тому назад, вот только верхняя часть данного существа очень напоминает человека.

Круглые глаза, нос, уши, шея, плечи, руки все как у людей. Грудная клетка имеет хорошо развитые ребра, а это означает, что дышит существо атмосферным воздухом. Нижняя же часть объекта является обычным рыбьим хвостом. Даже если человек не хочет верить в существование русалок, то этот экспонат доказывает, что русалки существуют. К тому же местные рыбаки утверждают, что подобные русалки периодически попадаются в их сети, но они, считая их мутантами, выбрасывают обратно.

Из всего выше описанного становится понятно, что, скорее всего русалки существуют. Кто они не известно. Возможно, вид, который параллельно развивается, и эволюционируют вместе с человечеством. Ведь Океаны на сегодняшний день изучены гораздо меньше чем космос. Человек ищет разумных существ за пределами галактики, а возможно, что они всегда находились рядом с нами, просто мы в них не хотим верить. Вполне реально, что среди них есть разнообразие видов. Этот факт вполне может объяснить, почему в описаниях этих существ такая разница. Возможно, когда-нибудь человек начав покорять водные пучины, обнаружит, что он не одинок и братья по разуму всегда были рядом, стоило лишь протянуть руку.

Как вызвать русалку? Прелестницы с длинным хвостом, красивыми волосами - это таинственные существа, которые долгие годы сводили с ума моряков. Прекрасные девушки с волшебными голосами давно стали частью мифов, но реально ли на самом деле призвать духа вод?

Как вызвать добрую русалку днем?

Практически любую магическую сущность можно вызвать в любое время дня и ночи. Причин для контакта с русалкой может быть много. Это магический дух воды, который способен исполнять ваши желания, наделить магическими способностями (да, вы можете сами !), дать мудрый совет.

Будьте готовы к тому, что вам придется контактировать с водой для того, чтобы пообщаться с представителем потустороннего мира.

Перед тем, как приниматься за проведение обряда, запомните, хотя в большинстве случаев русалки не агрессивные, безобидные, среди них встречаются коварные и хитрые существа, которые не упустят возможность обмануть вас, заколдовать, забрать в жертву и не исполнить просьбу.

Но если это вас не останавливает, можете приступать к проведению ритуала. Для начала вам необходимо задобрить эту магическую сущность. В качестве подарка идеально подойдет украшение.

Выполнено оно может быть из серебра либо из ракушек. Лучше всего выбрать ожерелье с нечетным количеством маленьких ракушек или кораллов. Оставьте на берегу водоема дар, сказав:

Русалонька, русалонька, дары тебе принесла, прими, а мне услугу окажи.

Вы поймете, что магическое существо готово исполнить вашу просьбу, в тот момент, когда волна заберет с собой украшение. После этого выйдите на берег, по возможности окуните руки и ноги в воду и промолвите:

Королева вод, услышь мой зов. Как приняла ты дары мои, так и приди ко мне, исполни то, о чем молю (после этого озвучьте просьбу).

Когда ваше желание будет озвучено, обязательно низко поклонитесь, поблагодарите русалку за то, что она согласилась вам оказать услугу, и можете уходить. Будьте уверены, добрая сущность не обманет вас, и уже через трое суток она постарается осуществить вашу просьбу.

В домашних условиях вызвать русалку на самом деле очень просто. Подойдет этот обряд не только опытным и сильным магам, но и новичкам. Особенность данного ритуала в том, что вам не придется напрямую контактировать с магической сущностью, а значит она не сможет нанести вам урон.

Изначально подготовьте большую емкость с водой. Желательно набрать ее в чистом источнике на рассвете. Расположите посудину на окне, положите в нее большую ракушку и произнесите слова:

Русалка, русалка, явись на мой клич!

После этого легонько постучите пальцем по ракушке. Закройте глаза и задумайтесь о своей просьбе. Сконцентрируйтесь на призыве русалки, почувствуйте ее рядом, услышьте ее голос. После этого откройте глаза и снова постучите по ракушке, сказав:

Через несколько минут опустите сухую руку в емкость с водой. Если жидкость стала теплее, это говорит о том, что русалка пришла и вы можете задать ей вопрос либо озвучить просьбу. Если же вода осталась холодной, это говорит о том, что магическая сущность не хочет выходить сейчас на контакт.

Важно: если обряд не сработал, повторять его заново нельзя. В противном случае вы просто разозлите нечисть.

Чем были примечательны русалки? Это были удивительно красивые женщины с длинными, шелковистыми волосами. Считалось, что именно эти обитательницы морских вод могут сделать любую девушку самой прекрасной. Чаще всего, как полагается, у русалок просили шелковистые красивые волосы.

Как ни странно, такой обряд считался более результативным, чем . Для того, чтобы осуществить ритуал, необходимо будет пойти на берег озера или моря. Обязательно захватите с собой какой-нибудь подарок для магической сущности. Желательно взять маленькое колечко из серебра.

Оно поможет не только приманить духа воды, но и отправить обратно сущность. Расположившись на берегу естественного водоема, распустите волосы, начните их вычесывать каменным гребнем. Мысленно представляйте, что у вас очень длинные, красивые, здоровые, шелковистые локоны.

Думайте о том, что после того, как вы поговорите с сущностью, они станут быстро расти, будут гуще, сильнее. Как только вы будете готовы, возьмите в руку колечко и произнесите такие слова:

Русалка, русалка, а я тебя вижу. Приходи ко мне.

Теперь отрежьте пару своих волосков и бросьте их в водоем, сказав при этом:

Волосок, волосок уплывай. Духа вод ко мне призывай. Русалонька, приди, косы расчесать помоги.

Если магическая сущность услышала ваш зов и готова прийти на помощь, то на поверхности водоема тут же начнут появляться большие круги. В этот момент вы можете озвучить свою просьбу, продолжив расчесывать свои волосы.

Если же русалка отказалась вам помогать, то не стоит ее более беспокоить. Пока вы будете озвучивать свою просьбу, не смотрите на гладь воды. В противном случае русалка заберет вас к себе. Как только ритуал будет окончен, бросьте в воду колечко, сказав:

А это моя благодарность за твою работу.

Кроме этих, весьма распространенных методов, существует еще немало несложных способов, которые практически неопасны, и использовать их может даже индивидуум, который ранее магией не занимался.

Кроме того, что русалки были известны своей неземной красотой, именно своим прекрасным голосом они очаровывали моряков. Если вы хотите услышать это удивительное пение, то можете провести простой обряд.

Единственное предупреждение - разрешено проводить ритуал только женщинам, так как мужчина сразу потеряет рассудок, услышав голос русалки и морской дух заберет его к себе. Расположитесь на берегу естественного водоема, где нет людей, с двумя бокалами вина.

В одном должно быть белое, в другом - красное. Бокал с красным вином ставится на берегу, а из белого следует самому немного отпить. После чего скажите:

Пленительница, искусница, прелестница, выходи на бережок. Испей со мною вина, а после песню свою спой.

Теперь на берег ставится и второй бокал, а вам необходимо как можно скорее убраться прочь. Отойдя всего на несколько шагов от берега, вы услышите пение русалки. Оборачиваться нельзя ни в коем случае, но песню нужно дослушать до конца. Как только морской дух закончить петь, вернитесь и поблагодарите его.

Неудивительно, что такое сильное магическое существо может не только исполнять желания, но и дать дельный совет. Если вы хотите разобраться в сложной ситуации и получить ответы на интересующие вопросы, можете провести этот простой обряд.

Вам понадобится в полнолуние, в 12 часов ночи зайти по пояс в воду и сказать:

Дитя морей, мой зов услышь. Приди ко мне!

Если русалка придет, вы услышите звук, как будто кто-то аккуратно барабанит по поверхности воды пальцами. Когда сущность окажется рядом с вами, спросите у нее совета. Ровно через трое суток вы получите подсказку, которую пошлет вам морская помощница.

Вызвать русалку несложно, но прежде чем приступать к вызову магической сущности, обязательно взвесьте все «за» и «против» и будьте предельно осторожны, так как подобные существа могут быть весьма коварными.

Чего боятся русалки? Как называют русалку мужского пола? Разбираемся в русалках вместе с ЭГ.

Что хорошего и плохого сулит вам встреча с русалкой

5 июня – Духов день, начало русальной недели. Древние славяне были убеждены, что в эту неделю русалки выходят из воды и живут на земле. Тому, кто увидит русалку, то очень важно вести себя соответствующим образом – чтобы эта встреча не причинила вреда, а принесла удачу.

Кто такие русалки

В славянской мифологии все русалки – девушки; ни одного существа мужского пола среди них нет.

Каждая из них была когда-то человеком. То есть русалками не рождаются – русалками становятся. Неправильно думать, что в русалку может превратиться только утопленница. Если девушка, скажем, умирает накануне собственной свадьбы (по некоторым поверьям – после наступления половой зрелости, но до брака), ей тоже прямая дорога в русалки.

Выглядит русалка завлекательно и жутковато. Это девушка, одетая в нижнюю рубаху без пояса или и вовсе обнаженная, с длинными и непременно распущенными волосами. Кожа у нее бледная, а волосы либо светло-русые, либо зеленые – от водорослей. Русалки очень любят расчесываться гребнем. Что до рыбьего хвоста, то он бывает обычно у водяных дев европейских народов; славянские русалки, как и нормальные «человеческие» девушки, как правило, ходят на двух ногах.

Во время русальной недели обитательницы водоемов выходят на землю по ночам – танцуют, смеются, качаются на ветках деревьев, как на качелях.

У некоторых русалок есть дети – такое бывает, если девушку при жизни соблазнил мужчина, а потом не стал на ней жениться. Русалочьи дети либо печальные, либо, наоборот, очень веселые; ходят, как и их матери, без одежды или в исподнем.


Как себя обезопасить

Увидев русалку, нужно бросить ей какой-нибудь предмет женской одежды – например, платок или пояс; подойдет и украшение. Если этого не сделать, можно навлечь на себя беду. Полезно также на русальной неделе оставлять у водоема одежду или лоскутки, предметы детской одежды – для детей русалок, клубки пряжи – русалки любят шить.

Молодым мужчинам лучше к русалкам не приближаться – могут утянуть на дно. Молодым женщинам и девушкам тоже стоит держаться от них подальше – есть риск, что сорвут одежду или отхлещут ветками деревьев. Полезно иметь при себе чеснок или пучок полыни – это отпугнет русалку. Зато маленьким деткам можно русалок не бояться – эти подводные девы любят детей и даже оберегают их от опасностей. Могут, например, спасти ребенка, который тонет.

Ни в коем случае нельзя смотреть русалке в глаза – зачарует, подчинит вашу волю своей, и тогда вы сделаете все, что она ни прикажет. Если русалка заговорила с вами, смотрите в землю. Если пытается утащить под воду, уколите ее иголкой или булавкой – русалки до смерти боятся железа.

Не стоит пытаться поймать русалку. Во-первых, все равно не выйдет – она плавает как рыба, да и по суше передвигается быстрее любой лошади. Во-вторых, если русалка от вас убегает, скорее всего, она таким образом заманивает вас в какое-нибудь крайне неприятное место, из которого вы рискуете не выбраться.

Как извлечь из встречи выгоду

Встреча с русалкой может расцениваться и как предвещание скорого богатства, и как предвестье гибели. Так что, повторимся, не оставляйте русалку без подарка. Если при вас ничего подходящего нет, оторвите рукав от своего платья и бросьте ей. А потом надейтесь на лучшее.

Там, где русалки пляшут по ночам, гуще и зеленее трава – и вообще всякая растительность чувствует себя привольнее; русалки покровительствуют плодородию. Поэтому желательно приманить русалку на свое поле, или на луг, или в сад. Для этого на границе поля, луга или сада нужно в русальную неделю оставлять краюшки хлеба, женскую одежду, полотенца, клубки ниток, пряжу.

Девушка, мечтающая стать красавицей, должна в русальную неделю на рассвете – когда русалки уже свое отплясали – пойти на луг и умыться росой. А еще лучше – поваляться в траве (без одежды, разумеется), чтобы искупаться в росе целиком.

Если подкрасться к русалке и отнять у нее какую-нибудь вещь – например гребень, – она исполнит любое ваше желание, лишь бы вы отдали ей эту вещь обратно. Правда, проделать сие очень сложно; так что сто раз подумайте, прежде чем так рисковать.

Ей повезло. Отец, согревавший её у сердца и защищавший от бед, был сильным. После того, как она вылупилась, он отпустил её в ручей, тихий и светлый, как рай, где бы она была счастлива провести всю свою оставшуюся жизнь.

Гекуба вязала шарф. У ног лежали несколько оранжевых и чёрных клубков.

Большая часть её соседок по спальне явно устроили соревнование - кто больше цветов использует, но Гекуба решила ограничиться двумя.

Ноябрь, в спальне холодно, но один бок грело солнце, - вот бы оно ещё что-то додумалось согреть! - а другой становился всё горячее из-за не отрывавшей от неё глаз Русалки, сидевшей на полу и поджавшей под себя неходячие ноги.

Ты никогда не чувствовала себя лишней? - раздался её тихий тонкий голос. - Так, словно ты с дефектом.

Гекуба посмотрела на неё с плохо скрываемым ужасом. В Доме слова становились подобными мелкому бисеру, требовали к себе осторожного обращения и таланта, для того чтобы плести качественные конструкции, замысловатые и нет. Ну а если случайно рассыпать слова-бисер - так всё, без остатка; останешься пуст, не соберешь потерянное полностью, и каждая незамеченная бусинка-слово потом будет впиваться иглой в пятки.

Играть со словами опасно. Особенно когда речь заходит о Наружности, и это Гекуба, одна из многочисленных детей Дома, прекрасно знала, в отличие от Русалки, находившейся здесь только двадцать первый день. Здесь не говорят о неправильности нахождения где-то, о дефектах, своих чувствах, в конце концов! В лучшем случае изгоем станешь, в худшем - сожрут, изничтожат… Ну и что, что от неё не пахло, как от новичков, вела себя как здешняя и уже имела постоянную кличку. Она маленькая, младше всех - восемь ей и девять-десять остальным - непреодолимая пропасть, надо было предугадать, предупредить…

Понимаешь, - Гекуба не знала, как правильно выразиться, - о таком… нехорошо говорить. О прошлом в Наружности.

Понимаю. Но я не про внешний мир, - кстати, что за странные названия вы придумываете? - а в целом. Как будто ты постоянно врешь всем, боишься, что тебя уличат, но сам не понимаешь, о чём именно умалчиваешь. Просто я из-за этого себя неправильной чувствую, ненастоящей. И здесь, и… там тоже.

Может, потому что ты не нашла себя полностью? Тебе повезло - здесь ты можешь пойти дальше.

За оболочку того места, где мы. У тебя может получиться.

Русалка медленно опустила веки и столь же медленно приподняла их. Весь процесс занял где-то пять секунд - непозволительно много для жителя Серого Дома.

Русалка не была умной, в бисере её слов не найдётся бусин всех цветов радуги. Она не понимала того, о чём говорила подруга - подруга ли? - да и не стремилась понять. Чувства преобладали над разумом. Русалка просто тянулась всем своим естеством к произнесённым словам, стремилась ухватить чёрную нить с красными бусинами слов, ведущими вглубь. За оболочку. В то место, которое увидеть нельзя.

Ты права. Спасибо большое! У меня получится попасть туда, если сотворить волшебство своими руками. Я вплету это желание к другим.

Что? - Гекуба не увидела в словах Русалки логики. - Причём здесь волшебство?

Тебе непонятно? Чтобы осуществить свои желания и найти правильную себя нужно волшебство, а чтобы случилось волшебство, нужно его сделать. Чтобы сделать - нужен труд. И вера.

Русалка хотела сказать, что этому её научила мама. Но в Сером Доме бисера слов о внешнем мире не было.

Её большие светлые глаза сияли - в них были ответы на все вопросы, а длинные волосы, густые, чуть волнистые, стекали до пола. Они, словно непроницаемый щит, защищали от жесткой реальности, в которой мечты не исполнялись от труда и веры.

«Неплохо было бы пожить в её раю», - с завистью подумала Гекуба.

Я знаю, я свяжу мешок, в который положу все свои желания! - вновь раздался воодушевлённый голос Русалки.

Гекуба решила не уточнять, как она положит в вязаный мешок свои мечты, только спросила:

Зачем браться за то, чего толком не умеешь?

Русалка не ответила. Она уже была в своём мирке: со спицами и синим клубком.

Русалка не знала, что мир, в котором она родилась, жесток. Что управляющая им Богиня - собственница, не дававшая право выбора своим детям. Крошечные островки рая были известны лишь тем, у кого она забирала всё, забирала как можно раньше, чтобы взамен подарить свой мир. Они были любимчиками Богини.

Отец Русалки был одним из них.

«Расти, - сказал ей он. - Ты нужна мне для одного дела, с которым я сам не справлюсь».

Давай, дорогуша, ещё один шаг!

«Я не дорогуша», - подумала Русалка, и в следующий момент её ноги подкосились.

Какие-то они были неправильные, некрасивые. Обрубки. После каждого шага её, от пяток до колен, словно пронизывало иглой.

Но она упрямо продолжала вставать и идти.

«Желания исполняются медленно. Для них нужно немного волшебства и много усилий», - говорила ей мама, чьё доброе и нежное лицо выглядывало, словно из тумана.

«Неужели я начала её забывать?!»

Раз в неделю Русалка говорила с ней по телефону. Об учёбе, глупостях и никогда - о Доме. С папой Русалка общалась реже.

«Работа…» - её маме казалось, что одно это слово являлось оправданием для всех проступков взрослых. И, наверное, не одной ей.

«Хочу, чтобы папа приходил и звонил чаще. Хочу ходить. Хочу понять, что во мне неправильно. Хочу исправить это. Хочу видеть глубже, видеть через тернии, стены деревьев и ручьи с лягушками. Хочу, чтобы мой парень носил связанные мной свитера. Хочу…»

Русалка повторяла про себя однотипные молитвы каждый день.

Русалка каждый раз просила передать трубку папе, если он дома. Не стонала, не жаловалась во время лечебной гимнастики и, стиснув зубы, слушала: «Ей только тринадцать, а уже такая мужественная…». Вязала одежду соседкам по комнате, хотя они не просили, стремясь почувствовать себя нужной. Ходила по Дому ночью, словно неприкаянный призрак, напевая незамысловатые мелодии своим обычно молчаливым слушателям: крысам, паукам и тараканам. Вот только её парень всё ещё не знал, что он её парень. Он её саму наверняка и не знал. Его руки не обняли бы её, а глаза светились мудростью. Она его редко видела, - тогда ещё действовал негласный запрет на встречи мальчиков и девочек, но тем лучше - Русалка не уверена, что любила бы его так сильно, если бы они виделись и даже разговаривали. Глядя на него, она чувствовала себя глупой идолопоклонницей, глядящей со своих глупых небес на своего Бога, идеального, как и все боги. Прикоснуться к его лицу, провести рукой по прохладной - ей всегда казалось, что она будет именно прохладной - коже головы… Дальше она как-то боялась заходить в своих мечтах - уже эти действия казались ей страшным преступлением.

«Желания исполняются медленно».

«Сначала ноги, потом папа, Изнанка и дефекты. И Сфинкс. Я должна стать лучшей для Сфинкса».

И Русалка, опираясь на мельтешащих Паучих в белых халатах, больше мешающих, чем помогающих, снова поднялась на ноги.

В ручье без хищных рыб она росла быстро. И даже нашла себе друга на третьем дне её жизни.

Горбун, в слепящем свете дня напоминавший ржавый крюк, обычно искал на мелководье ручья блестящие камни и нити. Падкий был на всё блестящее. Русалка подружилась с ним, начав дарить сверкающую чешую рыб, которых ходящим по земле не добыть с самых глубоких частей ручья. Он научил её плести сети из морской травы, она доставала для него длинные прочные водоросли с глубины.

Пусть их отношения и начались как потребительские, но он стал приходить к ней всё чаще.

Вскоре Горбун даже позволил увидеть сокровища его коллекции: прекрасный тёмно-зелёный осколок и шишку, оплетённую чудными нитями, которые Горбун звал «шелковыми». А на девятнадцатый день он подарил их Русалке. Она держала его за руку, другую руку грели осколок и шишка. Он, скрюченный ещё более чем обычно, гладил её высыхающие на воздухе и солнце волосы.

Скомкано попрощавшись, Горбун пообещал прийти через четыре дня.

Тогда Русалка и узнала о переменчивости времени. Раньше оно шло себе и шло, сейчас же оно ползло со скоростью смертельно раненого зверя. В основном медленно, но не монотонно, рывками. Остаток дня и следующий прошли именно в таком темпе.

Что за эгоистичные мысли?! Разве она была такой?

В глазах большинства Шакал - местный сумасшедший, наглец, выскочка и самодур, склонный к воровству и халяве, вот только слепой предводитель племени и верховный жрец высоко его почитали. Но даже другие, те, кто не чувствовали его настоящей силы, всегда давали ему то, о чём он просил и не просил. И Русалка тоже чувствовала его могущество. В момент дарения жилетки из бисера она и не думала о том, что Табаки за это мог провести её в четвёртую. Она просто хотела увидеть его улыбку. Табаки был настоящим волшебником, в отличие от неё, глупой недоучки-Русалки. Она не нашла связь с Серым Домом, не могла сама пойти на Изнанку Дома, лишь мечтая о таких талантах, как у Табаки. Восхищалась им она ещё и по той причине, что он запросто мог заговорить со Сфинксом.

Новостью в спальне Четвёртой она не стала, хотя бы потому, что оповещать было некого: ей смущённо, словно извиняясь за шум Табаки, улыбнулся колясник, которого Русалка видела впервые, но уже почувствовала в нём неплохого парня. Улыбнувшись ей, он представился - Курильщик - и вернулся к рисованию, больше не обращая на неё внимания, а она не лезла, прекрасно помня своё раздражение, когда пушистые помощницы Кошатницы мешали ей. Уподобляться им не хотелось.

Русалка с улыбкой смотрела на Табаки - создаваемый им шум не мешал, но реагировать на него можно только высказывая эмоции и односложные ответы. И хотя она ничего против Шакала Табаки не имела, но невольно переключила своё внимание на Сфинкса, едва он зашёл.

Извини за вторжение, - она с трудом подавила в себе желание обратиться к нему на «вы».

Ничего, - его светлые зелёные глаза смотрели словно сквозь Русалку.

Ей показалось, что за эти секунды он узнал её всю. То, о чём она думала - особенно. И улыбнулся ей с добротой и снисхождением. Вероятно, именно так улыбался Иисус беднякам.

Сфинкс, это Русалка, я тебе о ней рассказывал, Русалка - Сфинкс, он - наша мамочка, переводчик с языка Слепого на человеческий, также он периодически веселит нас мудростью и проницательностью…

А Русалка не заметила…

Веселит? Разве не скучно быть мудрым?

Глупые, глупые, как и сама Русалка, слова!

«Как же я ему в глаза посмотрю?!»

Смех. Заливистый смех троих: Шакала, Сфинкса и даже Курильщика.

Действительно! - сказал Сфинкс. - Действительно, что ты рассказываешь, Табаки! Я очень скучен…

Это не так, - она обиделась за его слова

Так, так, - он вдруг широко улыбнулся и подмигнул ей.

Названный отец во время очередного визита на двадцать первый день её жизни неожиданно схватил Русалку за шею и приподнял над водой. В тот же миг она преисполнилась слепой ненавистью к тому, кто дал ей жизнь. Она пожелала сгноить его, утопить в крови, потому что почувствовала, что не вернётся. Больше не вернётся в свой рай. Не увидит Горбуна.

После короткого промедления отец бросил её на землю.

Тени деревьев, скрывающих солнце, схватили её за руки и обрубки внизу, лишь недавно бывшие сверкающим хвостом.

Наступило время возвращения долга. Она была нужна своему названному отцу, она знала. Но почему так скоро?

Только сейчас Русалка смогла как следует разглядеть его. Впадины вместо глаз. Смрад тлена и крови казался такой же частью его тела, как руки и ноги. Он - не человек.

Настал твой черёд.

Русалка с первой встречи со Сфинксом почувствовала, что судьбой предназначена для него - он исчезнет, она тоже.

Ему она этого не сказала - за столько лет в Доме она не научилась правильному обращению с бисером слов.

«Молчи, за умную сойдёшь», - сказал ей отец во время очередной встречи, когда Русалка говорила и говорила - без перерыва - все полчаса встречи, даже не дав родителю вставить слово. Потом отец, конечно, извинился, но Русалка приняла сказанное к сведению. Это оказался очень полезный совет - даже Шакал поверил.

И со Сфинксом она говорила мало - ему это даже нравилось, хотя он всё равно раскусил её страх. Его взгляд перестал пронизывать, считывать её, став туманным, когда он смотрел на Русалку. А в его голосе звучало пение экзотичных птиц и потусторонняя дрожь - теперь, когда они уже были вместе, она услышала всё это.

Ты уверен?

Его взгляд ни на йоту не изменился, голос не потерял сквозившей в разговорах с Русалкой нежности, но даже она, глупая, поняла, что эта тема - не та, на какую он хотел разговаривать. Но он был откровенен с ней и решил ничего не скрывать. Он уже разговаривал на эту тему со Слепым, но последний попросил Русалку поговорить об этом ещё раз.

«Пожалуйста» - разве можно отказать, когда вожак Дома говорит таким голосом? Хотя Русалка никому и не отказывала в просьбах.

Я не уйду, - Русалка даже не сразу поняла смысл этих слов - уж больно они двоякие, только по недовольному голосу она поняла - он не уйдёт в Лес. - Но, - Сфинкс запнулся, - у тебя, конечно, может быть другое мнение.

Мудрый Сфинкс смотрел на глупую и наивную Русалку, предпочитавшую усложнить путь к мечте, чем признать её недостижимость, несколько снисходительно, как верховный жрец на маленькую девочку, хвастающуюся ярким цветком. Точнее - вплетенными в волосы колокольчиками.

Все действия этой девочки как на ладони у жреца. У него и мысли не возникало, что он мог, пусть и в одной детали, ошибиться.

Сфинкс - Ходок, мог уйти в Лес по первому желанию, хоть и боялся Изнанки, ненавидел её. Но у него и мысли не закрадывалось, что Русалка может не быть такой, как он. Она - даже не Прыгун, она не видела Изнанки даже во снах, сколько бы ни слушала песен Табаки.

Она не сказала ему об этом. Потом тоже. И это терзало её до самого прощания.

Он хороший мальчик, - мама улыбалась Русалке.

Сразу видно - толковый парень! - подхватил папа, когда они сели в автобус.

Русалка и не сомневалась, что Сфинкс понравится родителям. Она даже и не рассматривала вариант, что её родители скажут что-то вроде: «Безрукий инвалид? Ты что, дура?!» или «Он больной - разве не видишь, что у него волос на теле нет! А если он тебя заразил?». Они такие замечательные.

Каждое слово, словно валун, придавливало Русалку к земле. С каждым словом она ненавидела человека, о котором шла речь, всё больше. И тем сильнее было желание выполнить задание.

«О, сделаю всё и даже больше! А когда приведу его в это место, то с огромным удовольствием затащу обоих - и его, и отца - под воду. Похороню их под камнями!»

Сфинкс молчал, и Русалка молчала. Они - в коконе молчания без света и тьмы. Ему не нужно было ничего спрашивать, его светлые глаза светились всезнанием, а невидимые руки обнимали, когда она сидела у него на коленях, прислонившись лбом к его лбу.

Ей это не нравилось.

Она вернулась уже в третий раз после двух лет отсутствия.

Вопросы: «Где ты была? Где пропадала столько лет? Ты останешься здесь?» - задавал Курильщик, а не Сфинкс. С ним, а не со Сфинксом, она могла болтать, рассказывать сказки, складывать пазлы, смотреть на его картины, долго, до рези в глазах, смотреть в окна того мира, куда её сможет провести только Сфинкс.

Весь мир, в котором она жила, был ложью, а главным врагом Русалки стала её собственная память. Она вспомнила истину, едва стены Серого Дома скрылись за поворотом.

Отца и матери не было. Никогда не было. А её рай и тот, кто ей нужен был в том месте, куда ей не добраться самой, в том месте, которое ненавидел Сфинкс.

Русалка не выполнила задание Слепого в указанный срок. Но её миссия не изменилась. Русалка не принадлежала Наружности, но уходила от Сфинкса не по этой причине, хоть он был уверен в ней. Русалка будет прятаться в Наружности, а после - возвращаться, не давать оставленным ею ранам зажить. Она будет мучить его до тех пор, пока Сфинкс не захочет пойти с ней. И тогда, с его помощью, Русалка уйдёт в Лес по-настоящему. Вернётся в свой ручей и найдёт Горбуна.

И выполнит данное самой себе обещание.

Он смотрел на неё. Взгляд был светел и прозрачен. Раньше бы он заметил фальшь её слов и глаз.

Тогда Слепой поступил правильно, что забрал её сны и воспоминания. Помня обо всём, она не смогла бы перехитрить Сфинкса, чьи светлые глаза проникали сквозь кладку стен, толщу воды, заросли и во взгляды, отражающие души.

Её память солгала не только самой Русалке, но и Сфинксу.

Теперь его глаза светлы не от мудрости, а от слепоты, гораздо более страшной, нежели у её названного отца.