Жены мухаммада с а в. Сафия бинт Хуяй

Когда Пророкﷺ покинул этот мир, он оставил после себя 9 жён. Всего у него было 12 жён. Некоторые алимы говорят, что их было 11. Они не считают женой Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророкуﷺ правитель Египта Мукавкис. Мы причисляем её к жёнам Пророкаﷺ следуя за достоверным словом учёных.

Итак, перечислим жен Пророка ﷺ:

Причины, по которым Пророк

взял много жён

До 25 лет Пророкﷺ не был женат. В 25 лет онﷺ отправился в Шам с торговым караваном, который принадлежал Хадидже, разыАллаху анха. Когда онﷺ вернулся оттуда, Хадиджа, разыАллаху анха, сама пожелала выйти замуж за него, и онﷺ взял её в жёны. С 25 лет и до 50 Пророкﷺ жил с Хадиджей. Она была старше Пророкаﷺ на 15 лет. Она была курайшиткой с очень чистой родословной, скромной женщиной, которая никогда не поклонялась идолам. Она никогда не унижала никого и не оскорбляла. Курайшиты прозвали её Тахира (Чистая) за её характер.

Когда Пророкуﷺ исполнилось 50 лет, Хадиджа, разыАллаху анха, умерла. Пророкﷺ не женился после её смерти до тех пор, пока ему не исполнилось 52 года. В этом же году умер его дядя – Абу Талиб. И этот год Пророкﷺ назвал «годом печали». Между смертью Хадиджи, разыАллаху анха, и Абу Талиба был всего месяц. Когда они оба умерли, Пророкуﷺ стало трудней доносить до людей повеления Аллаха. Курайшиты причиняли всё больше вреда Пророкуﷺ и сподвижникам, разыАллаху анхум.

Всех остальных жён Пророкﷺ взял с 52 до 60 лет. Онﷺ женился на них согласно повелению Аллаха, а не из-за жажды плотских удовольствий. Иначе онﷺ бы стремился к удовольствиям тогда, когда был моложе. Если бы онﷺ следовал своим страстям, то не женился бы на женщине старше его на 15 лет и не прожил бы с ней 25 лет. У негоﷺ не было ни одной наложницы, хотя это было очень распространено среди курайшитов.

После того, как Пророкуﷺ исполнилось 60 лет, он уже не женился из-за следующего аята:

قال تعالي في سورة الاحزا ب

52[ لَا يَحِلُّ لَكَالنِّسَاءُ مِنْ بَعْدُ ]

Сура аль-Ахзаб, аят 52 (33:52)

«Тебе [о Пророк!] после этого не дозволяется больше жён или разводиться с ними, чтобы заменять их другими жёнами ».

В чём же мудрость того, что в течение 8 лет – с 52 до 60 – Пророкﷺ взял в жёны этих женщин?

  1. Во-первых, за короткое время матери правоверных, да будет доволен ими Аллах, сохранили для уммы огромное количество шариатских хукмов – то есть решений тех или иных вопросов. Множество хадисов передали Айша и Хафса, разыАллаху анхума. Умар сказал так о матерях правоверных: «Передавайте другим слова этих вали, Аллах приставил к их устам специальных ангелов, и матери правоверных, когда говорят, говорят лишь правду».
  2. Во-вторых, Пророкﷺ женился для того, чтобы после его смерти умму соединяли крепкие связи, чтобы она была единой. Поэтому онﷺ взял в жёны дочь Абу Бакра Айшу и дочь Умара Хафсу, разыАллаху анхума. Пророкﷺ выдал свою дочь Фатиму, разыАллаху анха, замуж за Али, разыАллаху анху. Умар взял в жёны дочь Али и Фатимы – Умм Кульсум, разыАллаху анхум. Это было сделано для того, чтобы призыв Ислама был крепок.
  3. В-третьих, ещё одна мудрость заключается в том, что Пророкﷺ заботился о вдовах. Большая часть сподвижников, которые совершили хиджру в Эфиопию, погибли на обратном пути, и их жены остались одни, они жили среди курайшитов-мушриков, и некому было о них заботиться. Пророкﷺ беспокоился за умму и поэтому позаботился о вдовах. Пророкﷺ женился на этих женщинах, несмотря на то, что они были старше него, не обращая внимания на людские разговоры. Это пример для нас – надо, прежде всего, быть в ладах со своей совестью и быть мужественными, а не прислушиваться, кто чего говорит. В наше время всё наоборот – человек больше боится пересудов, а не Корана и хадисов. Это показывает, как несовершенен наш иман и как плохо мы соблюдаем религию Аллаха. После того, как Хадиджа, разыАллаху анха, умерла, первой женщиной, которую Пророкﷺ, взял в жены была Савда ибн Зам’, разыАллаху анхума. Савда, разыАллаху анха, была замужем за Сакрама инб Амра , они вместе совершили хиджру в Эфиопию. Через какое-то время они вышли в обратный путь, и по дороге её супруг умер. Она осталась одна среди курайшитов-мушриков, никто о ней не заботился. Пророкﷺ женился на ней, несмотря на то, что она была старше него, чтобы защитить от мекканских мушриков одним уже фактом того, что она вышла замуж за Пророкаﷺ.
  4. В-четвертых, необходимо было разъяснить Шариат. Приёмным сыном Пророкаﷺ был Зайд ибн Харис . Он был слугой, которого дядя Хадиджи подарил Пророкуﷺ. Дядя сказал Хадидже, разыАллаху анха, чтобы та выбрала одного из купленных им юношей для работы и прислуживания. Хадиджа, разыАллаху анха, выбрала Зайда ибн Хариса. Расскажем о нём немного. Он вместе с матерью поехал в соседнюю общину, на которую именно в этот момент напало другое племя. Его отобрали у матери и продали в рабство. Отец с матерью горевали, не зная, куда делся их сын. Однажды, совершая таваф вокруг Каабы, Зайд ибн Харис и люди его общины узнали друг друга. Он рассказал, что он живёт у Мухаммада ибн Абдуллаха – это было до того, как на Пророкаﷺ была возложена его миссия. Когда его отец узнал, что сын в Мекке, он пришёл со своим братом к Пророкуﷺ и сказал: «Вы, курайшиты из рода Хашима, милосердны к паломникам, прошу тебя отпустить моего сына, а я заплачу тебе сколько скажешь». Тогда Пророкﷺ, ещё не был посланником. Онﷺ ответил отцу Зайда : «Я дам тебе то, что ещё лучше того, что ты просишь ». Тот спросил: «Что же это? » Пророкﷺ сказал: «Мы дадим Зайду право выбора: если он выберет тебя – уйдёт с тобой; если меня – останется со мной ». Отец Зайда согласился. Когда Зайда спросили, с кем он останется, он ответил, что выбирает Мухаммадаﷺ. Его отец воскликнул: «О Зайд, ты выбираешь рабство вместо свободы?! » Зайд ответил: «О отец, я вижу в Мухаммаде прекрасный нрав, которого не вижу в других ». Это, как мы уже сказали, было до того, как на Пророкаﷺ была возложена его миссия. Зайд посредством фитры, которую в него вложил Аллах, понял, что Мухаммадﷺ, станет Пророком в будущем. Хадиджа, разыАллаху анха, благодаря проницательности, которую ей дал Аллах, выбрала из многих других юношей Зайда ибн Хариса, разыАллаху анху. Пророкﷺ называл его сыном, курайшиты так и называли Зайда – Зайд ибн Мухаммад. Пророкﷺ женил его на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, разыАллаху анха. Позже он велел им развестись, и Аллах велел Пророкуﷺ взять в жёны Зайнаб, разыАллаху анха. Почему так произошло? Так мусульмане узнали, что, согласно Исламу, приёмные дети не могут считаться детьми. И если приёмный сын развёлся с женой, его приёмный отец может жениться на этой женщине.
  5. В-пятых, Пророкﷺ взял в жены Сафию, разыАллаху анха, она была дочерью главы племени иудеев, которого звали Хуяй. Он женился на ней после того, как она приняла Ислам, тем самым показав сподвижникам и всей Умме, как надо уважать тех, кто принял Ислам.
  6. В-шестых, этими браками Пророкﷺ устанавливал крепкие связи между племенами и родами. Пророкﷺ взял в жёны Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророкуﷺ правитель Египта Мукавкис. Марият родила Пророкуﷺ сына Ибрахима. Пророкﷺ женился на Джувайрийи бинт Харис из бану Мусталак для того, чтобы новые люди пришли в Ислам. Люди этого племени были очень сильны в военном деле. Когда сахабы узнали, что Пророкﷺ взял в жены Джувайрийю, разыАллаху анха, они освободили людей из бану Мусталак, которые попали в плен к мусульманам. Сподвижники сказали: «Люди из племени супруги Пророка не должны быть нашими пленниками ». После того, как люди бану Мусталак были освобождены, люди этого племени, которое никак нельзя было покорить, все вместе приняли Ислам. Поэтому сказано, что Джувайрийя бинт Харис, разыАллаху анха, принесла больше всего баракята своему народу.

Все эти женщины, кроме Айши, разыАллаху анха, были замужем до того, как их взял в жены Пророкﷺ. Те, кто придерживается других религий, могут сказать, мол, ваш Пророкﷺ оставил после своей смерти 9 жен. Если это скажут иудеи, мы у них спросим, сколько жён было у Якубаﷵ, отца Юсуфаﷵ? А известная история, которая произошла между Юсуфомﷵ и его братьями — она произошла из-за того, что они были сыновьями одной матери или двух разных матерей? Затем мы спросим, сколько жен было у Сулеймана, Дауда, Ибрахима, алейхим ссалям?

Если сегодня мусульмане будут знать свою религию, это поможет им бороться с ложью, которую распространяют об Исламе.

Когда алим Мустафа Ас-Сибаи приехал в английский городок Орландо, один из местных жителей сказал ему, что Пророкﷺ оставил после себя 9 жён и что, мол, это недостаток. Алим ответил: «Вы считаете, что Даудﷵ и Сулейманﷵ исповедовали вашу религию. Сколько же у них было жён?» Наш Пророкﷺ оставил после себя 9 жён, а у Даудаﷵ и Сулейманаﷵ, как передают, их были десятки. Почему же вы об этом не говорите?» И человек не нашёл что ответить.

Обсуждать то, что делают пророки и посланники, нельзя – Аллах нам не дозволил этого.

Много веков назад жил учёный – имам Бакиляни. В то время правитель Византии пригласил к себе исламских учёных, и имам Бакиляни был среди них. Правитель Византии знал, что мусульмане не склоняют голову перед правителями других религий. Он приказал впустить гостей во дворец через очень низко устроенную дверь, так, чтобы мусульмане вошли, как бы поклоняясь правителю, сидевшему на троне. Когда имам Бакиляни увидел эту дверь, он понял, что задумали византийцы, и сказал алимам входить в дверь спиной. Когда они вошли, правитель сказал им: «Супругу вашего Пророка Айшу пристыдили». Он имел в виду то, что лицемеры обвинили Айшу, разыАллаху анха, в прелюбодеянии. Тогда имам Бакиляни сказал: «Такое говорили о двух женщинах – о Марьям и об Айше. Первая родила ребёнка, вторая – нет. И обеих Аллах очистил в Коране от обвинений в прелюбодеянии». Когда правитель Византии услышал такой ответ, он замолчал.

Браки Пророкаﷺ делятся на два вида:
  1. Те, которые он заключил как простой человек;
  2. Те, которые он заключил как Пророк.

Расскажем про первый вид брака.

Такой брак один, и это брак с Хадиджей, разыАллаху анха. Пророкﷺ взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха, до того, как ему было послано откровение (вахью). С другими женами Пророкﷺ жил восемь лет, а с Хадиджей, разыАллаху анха, он прожил двадцать пять, причём около десяти лет после ниспослания откровения. Других жён Пророкﷺ взял, уже будучи Пророкомﷺ, исполняя повеления Аллаха.

Итак, первая супруга Пророкаﷺ — Хадиджа, разыАллаху анха.

Родословная Хадиджи бинт Хувайлид, разыАллаху анха:

По отцу: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Хувайлида, сына Асада, сына Абдульгузза, сына Кусайя. По отцовской линии родословные Хадиджи, разыАллаху анха, и Пророкаﷺ сходятся на общем предке Кусайе.

Новости из Исламских стран

20.04.2014

Сегодня мир и в первую очередь мусульмане переживают драматический период. Нередко можно наблюдать среди самих мусульман искаженное понимание Ислама, вплоть до того, что некоторые причисляющие себя к Исламу люди, либо со сломанной психикой, либо с "ненормальным" видением мира, пытаются находить оправдание в некоторых высказываниях, фразах, или терминах вырванных из общего духа и контекста религиозного учения, псевдо- компенсацию своим деяниям противоречащим как нравственности, так и законности и праву.

Узость мышления некоторых мусульман и сексистские толкования религиозных источников могут привести к самым неожиданным и неадекватным умозаключениям, что можно встретить в последнее время. К примеру, это касается возраста замужества Айши и соответственно возраста вступления в брак девушек-мусульманок.
В прошлом среди некоторых авторитетных мусульманских ученых распространилась информация о якобы очень юном возрасте замужества Айшы, которой не преминули воспользоваться как "литералисты" среди мусульман (буквалистически понимающие и механистически трактующие источники Ислама), так и современные ориенталисты и исламофобы. Речь идет о нескольких хадисах, передаваемая информация в которых, требует более тщательного анализа и толкования.
Необходимо подчеркнуть, что "литерализм", механистическое понимание и трактование источников Ислама является на сегодняшний день одной из самых больших опасностей для Ислама.

Данная статья адресована в первую очередь мусульманам для того, чтобы они правильно ставили приоритеты (в первую очередь духовный и интеллектуальный рост, делали фокус на духовности и морально-нравственной возвышенности) и не поддавались (в самом прямом смысле) искушению толковать источники Ислама с целью удовлетворения своей похоти, сладострастия. Для людей же, имеющих иные взгляды, образ жизни статья разъясняет на данном примере, что, Ислам … никогда, ни при каких условиях не дает права… для совершения каких-либо противоречащих нравственности, аморальных и противоправных деяний.

Важно начать с того, что в обществе, где родились и выросли Пророк Мухаммед и Айша, не придавалось особого значения году, месяцу рождения ребенка, что не дает нам точно определить возраст Айши. Однако в последние годы, из-за неадекватных толкований некоторых мусульман и нападок исламофобов, исламские ученые были вынуждены эту информацию перепроверить, изучив множество достоверных источников, которыми до этого пользовались на протяжении веков ученые прошлых веков. Согласно этим данным, Айша вышла замуж за Пророка Мухаммеда, когда ее возраст составлял от 17 до 19 лет (например, интересны исследования Рашид Хайламаза, Resid Haylamaz).
Приведем несколько фактов доказывающих более взрослый - совершеннолетний возраст замужества Айшы. Как передает Ибн Хишам, среди жителей Мекки первыми принявшими Ислам, вместе с именем старшей сестры Айшы Асмы, передается и имя самой Айшы. Что примечательно, имя Айшы стоит в списках непосредственно после "наипервейших" мусульман, таких как Осман ибн Аффан, Зубайр, Талха, и впереди имен Абдуллах ибн Масуда, Джаффар иб Абу Талиба, Аммар ибн Ясира. Это дает повод утверждать, что Айша хоть и была ребенком, но отдавала отчет своим действиям, т.е. ей было как минимум шесть или семь лет. Как известно, пророческая миссия началась в 610 году, значит год рождения Айшы примерно 604 году или 605 году. Следовательно, возраст замужества Айшы должен быть или 18 или 19, так как она вышла замуж за Пророка или в 1-й год, или же 2-ой год по хиждре (в 622-ом г. или же 623-ом г.)

Во-вторых, разница в возрасте между Айшой и ее родным братом Абдур-Рахманом была примерно 1-2 года (среди исламских ученых это считается достоверной информацией, так как их отцом был Абу Бакр-Сыддык, самый близкий друг и сподвижник Пророка Мухаммеда). Как известно, Абдур-Рахман принял Ислам только после заключения Худайбийского перемирия, т.е. в 628 году, в 6-ом году по хиджре. Во время же битвы при Бадре (624 год, 2-ой год по хиджре), когда он сражался на стороне мекканских идолопоклонников и всячески старался избежать встречи со своим отцом Абу Бакром, ему было уже 20 лет (что также зафиксировано в хрониках). Стало быть, год рождения Абдур-Рахмана приблизительно 603 или 604 год (т.е. 18 лет до хиждры), а год рождения Айшы должен быть приблизительно 605 год. В этом случае возраст замужества Айшы должен быть или 17 или 18, ибо она вышла замуж за Пророка или в 622-ом или же 623-ом году.

Но, что представляется важнее, совершеннолетний и довольно зрелый возраст замужества Айшы можно понять логически, если знать общий контекст и дух учения Ислама. Например, это можно аргументировать тем, что в Исламе одним из условий действительности брака (никяха) является согласие невесты. Так как брак (никях) является одним из видов договора (‘акд), где несовершеннолетние не могут быть сторонами и их волеизъявления не могут быть обязующими. Это свидетельствует о совершеннолетнем возрасте Айши при вступлении в брак, иначе он считался бы недействительным согласно Корану. А как основатель этой системы ценностей - Пророк Мухаммед, все это мог нарушить изначально?! Кстати, пророк сам способствовал расторжению браков, в случаях, когда невесты были выданы замуж против их воли. В подтверждение этого существует достоверные хадисы.

Как подчеркивают современные исследователи, такие слова Айшы, как "мне было шесть или семь лет, когда сватались", "мне было девять лет, когда вышла замуж", которые "литералистически" передаются в отдельных хадисах, следует понимать, как "я выглядела подобно "ребенку". Т.е. согласно их мнению, здесь больше говорилось не о самом возрасте, а о комплекции Айши и ее моложавости. Такого рода высказывания, сравнения (по отношению намного старших по возрасту, например "ты выглядишь как восемнадцатилетняя") распространены и сейчас.

Соответствующая информация после ее замужества подтверждает ее физическую конституцию. Например, передается, что она имела очень изящную комплекцию и были случаи, когда в ходе путешествий окружающие люди не могли понять, находится ли Айша на верблюде, в закрытой со всех сторон своем сиденье, или нет (кстати то, что отлучившуюся на время Айшу однажды оставили в пустыне, было по этой причине).
Также современные ученые говорят, что слова Айшы, которые передаются в отдельных хадисах как "мне было шесть или семь лет", могли быть и ошибкой передатчика (рави) и их следует считать как сказанные "мне было шесть или семь лет, когда начало приходить откровение".

Также важно то, что ни один из врагов или оппонентов Пророка Мухаммеда живших в его период и после него, будь-то в Мекке или Медине (в первую очередь, мединские лицемеры, составлявшие как минимум одну четверть населения города), ничего отрицательного не сказали по поводу возраста замужества Айшы. Хотя если был малейший повод, то они сразу же затевали "информационную войну", например они не преминули воспользоваться случаем, когда Айшу, уже находившуюся в браке с Пророком, забыли в пустыне. Выходит, они были свидетелем вполне нормального явления, когда в брак вступала совершеннолетняя девушка (а отнюдь не девочка) по собственному желанию, за человека, который был очень близок к ее семье. И этот факт также дает повод для того, чтобы информацию, передаваемую в ряде хадисов, не принимали бесприкословно "буквалистическим" образом, а толковали согласно общему контексту и духа Ислама.

В общем-то, существует много дезинформации относительно положения женщин в Исламе. Сами мусульмане порой не владеют надлежащими знаниями и нередко следуют на поводу отживших традиций, предрассудков, или же стереотипов, которые в корне противоречат Исламу. Один из которых, кстати, касается института многоженства. В Исламе многоженство (полигамия) ни то, что не является "обязательством" или "правилом", а является исключением, вынужденной мерой, обусловленной определенными причинами и сопряженной обязательствами, тогда как моногамия это правило.

Чувства Пророка Мухаммеда в отношении дочери Абу Бакра Айши можно более -менее понять даже атеисту, если иметь в виду следующее:

1. Находясь в обществе, где разврат, блуд, пьянство и азартные игры считались достоинством и превозносились, Пророк Мухаммед был олицетворением целомудрия, он ни разу в жизни не выпил ни капли спиртного (ни одного дурманящего напитка) и ни разу не участвовал ни в одном сомнительном мероприятии или азартной игре. Все это известно хронологам, дотошным в поисках компрометирующей Ислам информации.

2.Он впервые женился в 25 лет на вдове старше его на 15 лет и прожил с ней до последних дней ее жизни, почти до пятидесятилетнего возраста.

3.Когда Пророк Мухаммед овдовел, то прожил еще несколько лет один. Все его последующие браки были или с женщинами, бывшими ранее в браке, или же с вдовами, которые потеряли своих кормильцев. Исключением был только брак с Айшой.

4. Ясно и то, что мужчина обремененный "огромной миссией проповедничества своего учения", у которого все чаяния, помыслы были направлены на претворение своей миссии в жизнь, сердце и душа которого были преисполнены милости и милосердия ко всем людям не мог пойти на поводу сладострастия (похоти). Не является ли одним из доказательств этого, то что он простил всех людей, годами причинявших обиды, унижения, преследовавших как его, так и членов его семьи с целью убийства или изгнания или просто глумления.

5.Как известно, люди, живущие в жарких странах быстрее взрослеют и соответственно быстрее стареют, тем более жившие в седьмом веке, когда люди постоянно терпели лишения, голод, войны. Поэтому объективным образом следует учитывать то, что на момент супружества с Айшой у Пророка Мухаммеда был немолодой возраст, ему был пятьдесят с лишним лет. Особенно после сороколетия (после прихода откровения) вся его жизнь была сопряжена постоянной духовной, моральной и интеллектуальной борьбой, лишениями и трудностями.
Образ жизни Пророк Мухаммеда является одним из объективных доказательств того, что не могло быть и речи о какой-либо похоти, сладострастия. Из достоверных хадисов известно, что в доме Пророка Мухаммеда днями, порой неделями не готовилась еда. И Пророк Мухаммед и его жены довольствовались только водой и финиками, а сам Пророк в такие дни довольно часто держал пост.

6. Касательно причин многоженства Пророка Мухаммеда написано много, как объективного, так и необъективного. Одной из главных причиной этого, и в частности брак с Айшой, был вызван его миссией. Во-первых, его жены были проводниками учения Ислама в мир женщин. Как известно, существуют целые тома специальных положений касательно соблюдения чистоты женщинами, "критических дней", "беременности" и т.д., которые сильно варьируются согласно физиологии женщин. Во-вторых, его жены были также передатчиками хадисов (в общем, Сунны) и в мир мужчин посредством женщин с которыми они общались. Почти все жены Пророка, считались наставницами и учеными периода сподвижников -"сахабов". Они назывались "матерями мусульман", даже Абу Бакр свою дочь Айшу называл не иначе как "мать правоверных". В- третьих, касательно самой Айшы, она была очень любознательна и имела жажду к знаниям. Будучи самой молодой по возрасту и особо не обремененной семейными делами она впоследствии стала одной из выдающихся ученых периода сахабов!
Айша была скрытой "жемчужиной" богословских наук и ее замужество с Пророком, который не мог питать каких-либо низменных чувств в отношении дочери своего самого близкого друга, сделало ее одной из крупнейших светил исламских знаний периода сахабов.

К тому же, в одном из хадисов Пророк Мухаммед говорил "Вы можете найти (научиться) половину всей религии у этой светлокожей женщины". И на самом деле Айша стала известна своим непререкаемым авторитетом в толковании Сунны и была одной из тех, кто заложил основы "хадисоведения", она давала "фетвы" (религиозно-правовые решения) даже самым крупным сподвижникам Пророка, взрастила немало учеников, как среди женщин, так и среди мужчин. Она обладала выдающимися знаниями и в области медицины, истории, астрономии.

Как видно, Айша стояла у истоков поразительного процесса, традиции заложенной во времена Пророка, но к сожалению мало исследованной и почти забытой в наше время, которую можно назвать как "традиция женской исламской- богословской учености". Что является отдельной темой, касательно которой приведем лишь несколько фактов.
В Центре исследования Ислама Оксфордского Университета был написан библиографический словарь (редактор Мухаммад Акрам Надви), состоящий из сорока томов, в котором передаются биографии восьми тысяч исламских ученых из числа женщин. Известный ученый Ибн Хаджар передавал, что из примерно двенадцати тысяч известных своей ученостью сахабов, около тысяча пятьсот пятидесяти были женщины- сахабы. Ибн Хаджар в другом своем труде пишет об одной тысяче триста "улима, алимат и имама", т.е. ученых- женщин богословов последующих веков. Он пишет об одиннадцати тысяч известных ученых своего периода, среди которых он отмечает более тысячи крупных ученых- богословов- женщин.

Одним словом, Айша не то, что не могла быть никакой жертвой (открыто говоря, похотливости мужчин), она была самым талантливым последователем среди женщин и одним из выдающихся ученых своего периода. И ее замужество, подчеркнем, в совершеннолетнем возрасте, дало ей, как никому другому, возможность зайти в мир духовных знаний, источником которого был Пророк Мухаммед. Как известно, Пророк Мухаммед, будучи наделенным божественной проницательностью (фатанат) никогда не ошибался в людях.

В заключение еще раз хотим подчеркнуть, что "литерализм", "механистическое понимание источников Ислама" является на сегодняшний день одной из самых больших опасностей для Ислама. В частности, если отбросить "литерализм" и толковать источники Ислама согласно общему духу и контексту Ислама, а также если проводить более тщательное изучение источников Ислама, то станет ясно, что Айша вышла замуж в далеко не детском возрасте (в 17, или 18, или 19 лет).

Хотим еще призвать мусульман не забывать о важности целостного понимания Ислама. К сожалению, из-за узости мышления и узости души, не дающих надлежащим образом понять парадигму Ислама, некоторые мусульмане хотят низвести Ислам до уровня инструмента удовлетворения "низменных чувств, определенных слабостей натуры человека", что в корне противоречит мировоззрению, этике и морали Ислама.

Г.Жусипбек, Ж.Нагаева

Отмечает, что пророк Мухаммед имел 15 жён. Другой известный историк Йагуби пишет, что пророк Мухаммед имел 21 или же 23 жены. Йагуби отмечает, что пророк вступил в физические отношения только с 13 жёнами. А остальные скончались либо после заключения брака, либо до брачной ночи, либо пророк развёлся с ними до брачной ночи. К списку 13-ти жён относятся 11 жён, которые упомянуты в книге «Сирейи-Ибн Хишам» , а также Мария-коптянка и Умму-Шарик Газийа . (Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; это число жён, переживших пророка (по свидетельству Ибн Хишама). Уотт указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммадом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одиннадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) Пророк Мухаммад женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён . Все жены, кроме Аишы, были до него замужем, то есть не были девственницами. Все жёны имели статус «матерь верующих (или правоверных)».

Жёны пророка Мухаммеда

Хадиджа бинт Хувайлид

Хадиджа бинт Хувайлид - первая жена пророка Мухаммеда, которая была при жизни его единственной женой. Она была первым человеком, принявшим ислам, всегда поддерживала свего мужа. Год её смерти назван «годом грусти».

Сауда бинт Зама

Хафса бинт Умар

Хафса бинт Умар - дочь его сподвижника Умара . Она была вдовой одного из мусульман, погибшего в битве при Бадре и, по свидетельствам, не отличалась большой красотой. Ей было 18 лет. Она и Аиша, будучи близки по возрасту, стали подругами. Хафса, порой, изрядно портила настроение пророку скандалами, так что тот ходил целый день сердитый.

Зейнаб бинт Хумайза

Сауда бинт Зама

Аиша бинт Абу Бакр

Хафса бинт Умар

Зайнаб бинт Хумайза

Зайнаб бинт Джахш

Джувайрия бинт аль-Харис

Рамля бинт Абу Суфьян

Райхана бинт Зейд

Маймуна бинт Харис

Мария аль-Кибтия

Зейнаб бинт Джахш - бывшая жена приемного сына пророка Мухаммеда Зайда ибн Хариса. Зайд дал жене развод, а Мухаммад, женившись на ней, закатил грандиозный брачный пир. Арабы посчитали этот брак инцестом, но своевременное появление в Коране специального откровения по данному случаю оправдало действия Мухаммада (Сура 33:36-40). Аиша и Хафса тайно сговорились, пытаясь отвратить внимание пророка от Зейнаб. Повествует Аиша: «Посланник Аллаха привык пить мед в доме Зейнаб, дочери Джахша, и оставался с ней там. Мы с Хафсой договорились втайне, что если он придет к одной из нас, то мы должны сказать ему: „Похоже, ты съел магафир (тип дурно пахнущей смолы), когда я понюхала, от тебя пахло магафиром“. Мы так и сделали, и он ответил: „Нет, но я пил мед в доме Зейнаб, дочери Джахша, и больше никогда не сделаю этого. Я поклянусь в этом, а ты никому не расскажешь об этом“» . По поводу козней молодых жён Мухаммеда имеется неодобрительное высказывание в Коране (сура 66:1-5).

Джувайрия бинт аль-Харис

Джувайрия бинт аль-Харис - дочь вождя Бану Мусталак, захваченная в плен. Ей было около 20 лет. После этой свадьбы мусульмане освободили всех пленников из племени Бану Мусталак, к которому она принадлежала, так как они породнились с пророком.

Внешние видеофайлы
Хадиджа бинту Хувейлид
Сауда бинту Зам"а
Аиша бинту Сыддик
Хавса бинту Умара
Зейнаб бинту Хузейм

Райхана бинт Зейд

Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфьян - дочь Абу-Суфиана, чья семья бежала в Эфиопию от преследований курайшитов. Там её муж перешёл из ислама в христианство. После смерти мужа также стала женой Мухаммада.

Мария аль-Кибтия

Маймуна бинт аль-Харис (араб. ميمونه بنت الحارث ‎‎ - Майму́нах бинту ль-Ха́рис ) (594 - 674) - бывшая свояченицей дяди Мухаммеда Аббаса . Мухаммед женился на ней во время Умрату Кисас (Восполняя Хадж который ему не дали выполнить)

Титул, которого удостоились все жёны пророка Мухаммеда.

Коран о жёнах пророка Мухаммеда

О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных[речей] - не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, - а говорите обычные слова. Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закат и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело. Запоминайте [, о жены Пророка,] то, что читают вам в ваших домах из аятов и мудрости Аллаха. Воистину, Аллах великодушен и всеведущ.
О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный. Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв. Аллах – ваш Покровитель. Он – Знающий, Мудрый. Вот Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: «Кто сообщил тебе об этом?» Он сказал: «Мне сообщил Знающий, Ведающий». Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями. А кроме того, ангелы помогают ему. Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами.

У Пророка Мухаммеда было несколько жен. Одни источники пишут о девяти, другие и вовсе выдают цифру 15. Но сколько бы их ни было на самом деле, практически все женщины, с которыми связывал жизнь посланник Аллаха, были вдовами. Браки эти заключались, чтобы девушки обрели социальную защищенность. У великого проповедника ислама были и любимые женщины. Среди них - первая жена Пророка Мухаммеда, которая заслуживает отдельного внимания. Имя ее Хадиджа.

Мухаммед: рождение, детство и юность

Точная дата рождения Пророка Мухаммеда неизвестна. Многие ученые сходятся во мнении, что родился он в 571 году в апреле месяце. Сразу после рождения будущий проповедник ислама был отдан кормилице Халиме бинт Аби Зу’айб. На протяжении нескольких лет он находился в ее семье, которая была частью бедуинского племени Бану С’ад. Когда мальчику исполнилось 4 года, его вернули обратно родителям. Спустя 2 года умерла его мать. В возрасте шести лет Мухаммед с ней поехал на могилу отца, которая находилась в Медине. По дороге домой женщина тяжело заболела и умерла. Мать Пророка звали Амине. Мальчик тосковал, потеряв самого близкого человека так рано.

После случившегося воспитанием Мухаммеда занялся его дедушка Абд аль-Мутталиб. Но через 2 года он тоже скончался. Из близких родственников у мальчика остался дядя Абу Талиб по отцовской линии. Он забрал его к себе в семью. В 12 лет Мухаммед начал пасти овец дяди, а позже стал принимать участие в его торговых сделках.

Когда Пророк был еще ребенком, с ним произошел интересный случай. Несторианский монах, которого звали Бахира, предсказал мальчику великое будущее. Монах увидел над головой Мухаммеда белое облако. Тень от него упала на деревья, и они склонили свои ветки перед мальчиком. Бахир понял, что это знак свыше. Монах разглядел печать пророчества на плечах Мухаммеда и предупредил его дядю Абу Талиба, чтобы тот оберегал племянника от враждебных иудеев.

Жены Пророка

Их было несколько. Как звали первую жену Пророка Мухаммеда? Ее имя - Хадиджа бинт Хувайлид. Она была старше своего жениха на 15 лет. Эта была обеспеченная и знатная женщина из племени курайш. Хадиджа осуществляла торговлю и часто нанимала мужчин, которые помогали вести ей дела. До Мухаммеда она была замужем 2 раза. Все ее предыдущие супруги скончались. И она осталась вдовой. Первая жена Пророка Мухаммеда была его самой любимой женщиной. Он уважал и восхвалял ее.

После смерти Хадиджи второй законной супругой Пророка стала вдова одного из религиозных сподвижников. Ее имя было - Саида бинт Зама. Она была старше Мухаммеда, не отличалась красотой, и у нее не было денег. Но она стала настоящей хранительницей семейного очага.

Третьей женой исламского проповедника была Аиша бант Абу Бакр. Мухаммед посватался к ней, когда она была 6-летней девочкой. А когда девушке исполнилось 19 лет, они заключили брачный союз. Связь была выгодна Пророку. Она позволила укрепить отношения между двумя религиозными подвижниками. Первая жена Мухаммеда была самой преданной мусульманской. После ее смерти, это место заняла Аиша. Интересен факт, что откровения Пророку посылались и в моменты, когда он находился наедине с молодой супругой. С другими женами такого не было. Именно на руках у Аиши скончался Пророк.

Четвертая супруга Мухаммеда - вдова Хафса бин Умар. Ее муж погиб в битве, когда девушке было 18 лет.

Пятой женой Пророка стала Зайнаб бинт Хумайза. О ее жизни известно очень мало. Девушка скончалась спустя несколько месяцев после замужества.

Следующая супруга Мухаммеда - Умм Салама бинт Абу Умая - очередная вдова сподвижника, материальную и духовную заботу о которой взял на себя Пророк.

Зейнаб бинт Джахш - седьмая супруга исламского проповедника; восьмая - Джувайрия бинт аль-Харис - дочь вождя Бану Мусталака. Женитьба с ней стала политическим приемом. Союз позволил вызволить мусульман из плена.

Следующие жены Пророка: Райхана бинт Зейд, Сафия бинт Хуяй - дочь вождя иудеев. Как звали жену Мухаммеда, которая была отправлена ему в качестве презента? Это была Мария аль-Кибтия. Девушка была прислана Пророку, как дорогой подарок от египетского правителя. Это единственная женщина, которая не признала ислам и осталась христианской.

Первая и самая любимая жена

Хадиджа появилась на свет в 556 году в Мекке. Отца ее звали Хувайлид, а мать - Фатима. Родители девочки принадлежали к знатному и известному роду. Первая жена Пророка Мухаммеда Хадиджа имела с ним родственные связи как по материнской, так и по отцовской линии. В юности девушку часто называли Тахира, что в переводе означало «чистая». Хадиджа была замужем дважды. Но 2 ее супруга умерли, и она стала вдовой. После этого к ней пытались свататься другие мужчины, но она всем отказывала. После смерти отца, женщине достались большие торговые караваны. Она решила продолжить дело своего отца и начала заниматься корпоративной торговлей. К делу она приобщала только серьезных и проверенных людей.

История знакомства

Торговый бизнес требовал от Хадиджы постоянных командировок. Часто она отправлялась в Мекку и присматривала там подходящих для работы людей. В одной из поездок ей приглянулся красивый молодой человек по имени Мухаммед. Среди людей он славился хорошим добрым характером и честностью. Его имя постоянно было на слуху. Хадиджа решила лично познакомиться с юношей. Совсем скоро Мухаммед начал работать у нее. У него появилась собственная прислуга. Он много путешествовал по работе. В одной из поездок в Сирию слуга заметил, что с Мухаммедом происходят чудеса. Во время всего путешествия над ним порхала птица, которая своими крыльями защищала его голову от палящих солнечных лучей. А стоило юноше погладить ноги верблюда, как звери быстро восстанавливали силы и начинали двигаться быстрее. Об увиденном слуга рассказал Хадидже. Женщина поняла, что Мухаммед - особенный, избранный Богом человек. Девушка решилась на серьезный шаг. Она отправила к нему свою подругу, которая передала юноше предложение заключить брак с ее хозяйкой. Мухаммед не мог поверить сказанному. Ему казалось, что ни одна девушка не захочет связать с ним судьбу, потому что он не был богат. За советом юноша отправился к дяде Абу Талибу. И тот благословил будущий союз. Невесте выплатили махр - 20 верблюдиц. И совсем скоро Мухаммед и Хадиджа сыграли свадьбу. В тот момент невесте было 40 лет, а ее избраннику - 25. Первая жена пророка Мухаммеда стала образцовой женой и его лучшим другом.

История любви

Сразу после свадьбы Хадиджа вверила свое большое состояние мужу. Ее торговый бизнес продолжал развиваться, принося хороший доход. Женщина мудро распоряжалась деньгами, но никогда не показывала своего превосходства над супругом.

Первая жена Пророка Мухаммеда Хадиджа всегда уважительно и с благодарностью относилась к Пророку. Мужа она считала большим подарком судьбы. Для Мухаммеда жена стала источником вдохновения, поддержки. Она отличалась щедростью, добротой, состраданием. Женщина всегда помогала нуждающимся людям. Милая улыбка никогда не сходила с ее лица.

Мухаммед боготворил Хадиджу, всегда относился к ней почтительно и нежно. Женщина очень быстро смогла занять главное место в сердце посланника Аллаха.

Мухаммед и Хадиджа

Любовь их была крепкой, чистой и возвышенной. Первая жена Мухаммеда родила ему двух сыновей и четыре дочки. К несчастью, мальчики умерли, будучи младенцами. Несмотря на пережитое горе, Хадиджа стала настоящей опорой своему мужу. Она превратила их дом в уютное райское гнездышко. Женщина всегда и во всем помогала своему мужу и верила в его великое предназначение на земле.

Первая жена пророка Мухаммеда была старше его на 15 лет. Значительная разница в возрасте супругов указывается во многих источниках. В 65 лет Пророк потерял любимую супругу и настоящего друга. Прожив с мужем 15 лет, она обрела долгожданный рай. За свою земную жизнь женщина очень устала от шума, постоянных проблем и невзгод. Она была одной из первых в череде людей, поверивших в ислам. Поэтому ее не обошли стороной гонения за проповедь новой веры. Однажды ангел Джебраил явился к Пророку и попросил передать Хадидже, что после смерти ее ожидает рай, в котором она будет жить в жемчужном дворце в тишине, спокойствии и умиротворении.

Пророческая деятельность

Хадиджа - жена пророка Мухаммеда - была во всем его опорой. Пророческие откровения начали приходить к молодому человеку спустя несколько лет их совместной жизни. Все начиналось странно. У Мухаммеда появлялась дрожь без видимой причины, а лицо покрывалось маленькими каплями пота. Он начинал испытывать невыносимую тоску. Позже юноша понял, что так начинались его пророческие откровения.

В окрестностях Мекки находился холм Хира. Мухаммед очень полюбил это место и часто приходил туда, чтобы побыть в уединении и тишине. Однажды юноша уснул на холме и ему привиделся сон: явился ангел в человеческом образе и положил ему на грудь бумажный свиток со словами «Читай!» Когда Пророк проснулся и спустился с горы, он услышал голос сверху: «Мухаммед - посланник Аллаха!» Юноша поднял голову и увидел образ, который явился ему во сне. Молодой человек поспешил домой и рассказал о своих видениях любимой жене. Хадиджа знала, что муж не врет. Женщина решила проверить, добрые или злые силы завладели душой ее Мухаммеда. Образ с пещеры стал являться ее мужу каждую ночь. В одну из ночей Пророк вновь заметил своего таинственного гостя и разбудил жену. Женщина ничего не смогла увидеть, но пристально посмотрела на место, в которое указывал ее муж. И образ тотчас исчез. Тогда Хадиджа сказала: «Возрадуйся! К тебе приходил ангел. Только добрый дух устыдится женской наготы. А дьявол бы остался и продолжал смотреть».

Первая жена пророка Мухаммеда искренне верила в его божественное призвание. Она всячески помогала ему донести до людей заповеди Всевышнего.

Первая женщина, уверовавшая в ислам

Как звали первую жену Мухаммеда, известно всем людям, исповедующим ислам. Но не все знают, что Хадиджа была первой женщиной, принявшей религию ислам. Пророк чувствовал поддержку жены и делился с ней всеми откровениями, которые говорил ему ангел Джебраил. Вскоре супруги стали совершать намаз.

Однажды мальчик по имени Али увидел, как Мухаммед и его жена молятся. После проповеди Пророка, он тоже решил стать мусульманином. Али был третьим человеком на земле, принявшим ислам.

Вскоре все окружение Мухаммеда узнало о новой религии. Пророка начали осуждать и высмеивать его проповедь. Но первая жена Мухаммеда Хадиджа всегда оставалась рядом и поддерживала мужа.

Когда люди решили изолировать Мухаммеда от всего общества, любящая жена приняла решение передать супругу все свое имущество. Накопленные ей за долгие годы сбережения помогли противостоять войне с неверными и многобожниками. Женщина потратила все накопления, чтобы помочь мужу открыть людям путь к Аллаху.

Первая жена пророка Мухаммеда Хадиджа была старше его более чем на 10 лет. Но это не помешало супругам прожить вместе 25 лет. Оба терпеливо и самоотверженно принимали все испытания. Жена Пророка причислена к списку «святых людей» за терпение, покорность и упование на Всевышнего.

Умерла Хадиджа в месяц Рамадан в 620 году в возрасте 65 лет. Ее похоронили в Мекке (кладбище Хаджун).

Аиша

Как звали первую жену Пророка Мухаммеда, знает каждый мусульманин. У всех на слуху находится имя еще одной любимой супруги посланника Аллаха - Аише. Их история любви необычна и красива.

У Мухаммеда был друг по имени Абу Бакр. Пророк часто приходил к нему в гости. С каждым приходом он наблюдал, как подрастает и хорошеет его дочь Аиша. Вскоре 6-летнюю девочку сосватали за посланника Аллаха. Она смогла залечить его раны после смерти любимой Хадиджы. Но близость с ней Мухаммед допустил, когда Аиша стала девушкой. Почему такую юную особу избрал Пророк? Дело в том, что у него был вещий сон. В нем Аллах показал портрет девушки, сказав, что она станет его женой. На портрете была изображена Аиша.

Пророк окутывал любовью и нежностью юную избранницу и всегда снисходительно относился к ее желаниям. Девушка была великодушна, скромна, неприхотлива. Она терпеливо переносила все невзгоды. Аиша была крайне самоотверженная. Она часто забывала про себя, стремясь помочь нуждающимся людям. Однажды она спросила мужа, кто из его жен достоин Рая. И Пророк указал на нее. Молодая жена Мухаммеда без сомнений приняла веру мужа. Она запоминала все изречения Пророка и восхищалась его поступками. Аиша великолепно читала суры Корана. В изучении ислама она достигла совершенства: многие мужчины признавали ее превосходство и следовали ее советам.

Но Аиша никак не могла смириться, что Хадиджа оставалась самой любимой женщиной Пророка. Она знала, как звали первую жену Мухаммеда, и постоянно интересовалась у окружающих ее биографией. Когда Пророк резал баранину, он просил кусок мяса отправлять друзьям Хадиджы. Аишу раздражало, что муж делал это и никак не мог ее забыть. Но Пророк не уставал повторять, что он любит Аишу, но Хадиджа навсегда останется его самым верным другом и лучшей женщиной на земле. Всевышний наделил Мухаммеда большой любовью к ней. Она стала его союзником в проповеди ислама.

  1. Посланник Аллаха удостоился звания Пророка в возрасте 40 лет.
  2. Главное «волшебство» Мухаммеда - раскол Луны на 2 половины. Когда ему было 52 года, представители неверующих попросили Пророка доказать свою божественную сущность. Мухаммед помолился, вознес руки вверх, и Луна тотчас раскололась пополам.
  3. Пророк обладал удивительными качествами. Из его рта всегда исходил запах парфюма, слюна его была целебной, а голос был настолько громким, что проповедь Пророка могли слышать 124 тысячи пилигримов.
  4. Хадиджа - имя первой жены Пророка Мухаммеда.
  5. Он стал последним Пророком, которого Всевышний послал на землю.
  6. Посланник Аллаха имел 4 Мухаммад, Ахмад, Махмут.
  7. Находясь при смерти, он велел никогда не забывать про намаз и запретил обижать невольниц и рабов.

О полигамии в исламе написано множество статей и исследований, постоянно ведутся дискуссии: как относится к этому явлению? Хорошо это или плохо, когда один мужчина имеет несколько жен. Моя задача- рассказать о полигамии в исламе и показать его исторические корни, но ни в коем случае не давать им оценку. (Здесь мы говорим о полигинии, когда один мужчина имеет несколько жен).
Я думаю, что читатель сам для себя сделает соответствующие выводы.
Ещё до принятия этой религии, многие народы Востока допускали у себя многоженство. До возникновения Ислама мужчина мог иметь неограниченное количество жен. В первой главе нашего повествования мы вспоминали о том, что в Библии говорится о том, что царь Давид имел 100 жен, а царь Соломон - 700 жен и 300 наложниц, то есть их браки были полигамными. И это при том, что они были библейскими пророками!
Арабы тоже могли иметь неограниченное количество жен.
Обыкновенно полигиния являлась и сейчас является привилегией более знатных, богатых или храбрых.
С возникновением Ислама мужчине стали запрещать иметь более 4 жен. Если он принимал Ислам, то должен был ограничить свою полигамию до 4 жен, а с остальными обязан был развестись. По этому поводу Пророк Мухаммед говорит так: «Выбери из них четырех и разведись с остальными».
Итак, полигиния была освящена законами Ислама.
Но в исламском обществе мужчинам-мусульманам только на строго определенных условиях дозволено иметь четыре жены.
Каковы же эти условия?
-требуется согласие первой жены на брак с последующими;
-всем женам следует оказывать равноценное внимание и не обделять их супружеской лаской;
-необходимо справедливо распределять между женами не только обязанности по дому, но и положенные им пропитание, одежду, подарки и т. д.
-ночи необходимо проводить со всеми женами поочередно, если, конечно, кто-то из них не уступит свою очередь по тем или иным причинам.
Хотя в Коране и сказано: "Женитесь на женщинах, которые нравятся вам, - на двух, на трех, на четырех"... ,однако тот же Коран отмечает, что мужчине порой трудно быть одинаково справедливым по отношению к нескольким жёнам. И это вполне естественно: одна женщина нравится больше, другая меньше.
По этому поводу вспоминается всем известный индийский хан Джахан, имевший трех жен и сотни наложниц. Но более всех он любил красавицу жену Мумтаз, которая родила ему 14 детей и скончалась при последних родах. Это ей он построил белоснежную усыпальницу Тадж Махал.
Коран справедливо отмечает: "Вы не можете одинаково быть расположенными к женам своим, хотя бы этого и желали вы». Как положено поступать мусульманину в этом случае?
Вот как об этом сказано в Коране,Сура 4:3: "Если боитесь, что не можете равно быть правдивыми ко всем им, то - только на одной» . А в Суре «Женщины», еще раз повторяется эта мысль: " А если есть в вас страх, что справедливости вы к ним не соблюдете, возьмите в жены лишь одну...». То есть если мужчина не может относиться одинаково ко всем четырем женам, то надо иметь только одну жену, отказавшись от остальных.
Некоторые толкователи Корана, особенно из числа тех, кто отрицательно относится к полигамным бракам, видят в этих заповедях призыв к моногамии.Так ли это? Абсолютно нет. Коран призывает в этом случае к тому, что если мужчина позволяет себе многожёнство, то он обязан относиться к своим женам с одинаковым вниманием и любовью.Таковы установления Ислама.
В настоящее время все чаще женщина желает быть единственной женой своего мужа, поэтому при заключении брака она можем настоять на внесении соответствующей записи в свой брачный контракт. Согласно шариату, при оформлении брачного договора женщина имеет право включить в него пункт, запрещающий мужу брать вторую жену. При нарушении этого пункта со стороны мужа, жена имеет право требовать развод.
Итак, мы видим, что полигамия была ограничена Исламом цифрой четыре. При этом непременным условием является одинаково справедливое отношение к женам.
Патриархальная семья с числом жен от одной до четырех признавалась отныне единственно законной; все прочие существовавшие формы брака объявлялись противоречащими исламу, греховным и безнравственным сожительством.
Исходя из этих постулатов возникает естественный вопрос: почему в таком случае Пророк Мухаммед имел 9 жен?
Мы рассматриваем официально принятую версию о количестве жен, но это число у разных историков разнится. Некоторые, например Масуди, считают, что пророк Мухаммед имел 15 жён, другие пишут даже о 23. Отчего такие разные цифры? Это происходит оттого, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммедом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен.
Наиболее распространена версия Уотта Монтгомери, называющего только одиннадцать жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (в это число входят две наложницы).
Итак, почему все-таки 9 жен, а не 4 как предписано Кораном?
Постараемся ответить на этот вопрос.
Видный исламский деятель и богослов Юсуф Абдулла Аль Кардави дает следующее объяснение этому факту.
Пророк имел 9 жен еще до того, как Аллахом было введено ограничение на полигамию. Но и у других мужей было более четырех жен, но только Пророку Мухаммеду Всевышний Господь дал исключительное право не разводиться со своими женами, на которых он женился до коранического запрета. Почему?
Смысл этого исключительного права Пророка заключался в том, что его жены занимали особенное положение в мусульманском обществе в силу того, что Коран именует их «матерями верующих». А это означало, что мусульмане не имели права жениться на них после Пророка.
Вот и получается, что в случае развода, с одной стороны, жены Пророка Мухаммеда на всю жизнь остались бы одинокими вдовами, не имеющими права выйти замуж, что было бы для них несправедливым наказанием.
С другой стороны, если бы Пророк выбрал из 9 жен каких-либо 4 женщины, то они сохранили бы статус «матерей верующих», а оставшиеся жены лишились бы этого почетного положения, что было бы по отношению к ним также несправедливым.
Поэтому в силу данных обстоятельств Аллах дал Пророку особенное право: не разводиться со своими женами.
Но одновременно ему было запрещено обзаводиться другими женами или заменять их. «Но впредь других брать в жены не дозволено тебе, иль этих - заменять другими, даже когда тебя пленит их красота..»,- говорится в Коране.
Некоторые противники Ислама утверждают, что Пророком двигали низменные чувства и страсти, когда он выбирал своих жен. Для этого мы рассмотрим каждый из девяти браков Мухаммеда, а читатель сам сделает соответствующие выводы.
Информация была собрана мною из различных источников как светского, так и богословного характера и соединена воедино.
Первой женой Пророка Мухаммеда была Хаджиджа - 40-летняя вдова, которая уже была два раза замужем и имела детей от предыдущих браков.
Хаджиджа была женщиной очень красивой, умной, знатной и решительной. В наследство от второго мужа ей досталось богатство. Она занималась тем, что предоставляла свои деньги купцам, которые за определенную плату вели на них торговлю. До встречи с Мухаммедом она никому не позволяла распоряжаться своими имуществом и судьбой. Пророк же в ту пору был простым погонщиком верблюдов, но слыл честным человеком.
Услышав о надёжности Мухаммеда, она предложила ему свои деньги для поездки в Сирию, доверив ему более крупную сумму, чем она обычно давала другим. Успешно торгуя, он получил большую прибыль, а по возвращении предоставил доверенные ему средства Хадидже, которая получила назад не только свои деньги, но и большую прибыль.
Хадиджа почувствовала к нему симпатию и поведала своей подруге, что хочет выйти замуж за Мухаммеда.
Он решил принять её предложение. В ту пору 25-летний Мухаммед был в расцвете свой молодости. Их свадьба состоялась. В качестве свадебного дара Мухаммед отдал за свою жену представителям ее племени по одним данным- двадцать, по другим- шесть молодых верблюдиц.
Он прожил с этой зрелой женщиной в счастье и согласии все свои молодые годы. Но это была самая счастливая жизнь, которую можно себе представить.
Хадиджа была матерью всех детей Мухаммада, за исключением Ибрахима, которого родила ему наложница Мария, египтянка из коптов.
Всего родилось семь детей (четыре дочери и трое сыновей, один из которых- сын Марии)), но мальчики умерли в раннем детстве, а девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда и все приняли ислам. Они скончались до смерти Мухаммеда, кроме Фатимы, которая умерла через шесть месяцев после его смерти. Именно ее дети являются потомками Пророка.
Хадиджа оказала огромную поддержку Мухаммаду, когда он начал призывать людей к Исламу. Она была первым человеком, принявшим новую религию.
Кроме того она отдала свою собственность, которая исчислялась в тысячи динаров, на распространение этой религии.
Именно поэтому год, в котором скончалась Хадиджа, был назван «годом грусти». До конца своей жизни Пророк с преданностью и любовью вспоминал ее имя.
Только после смерти Хадиджи, когда Мухаммеду было пятьдесят три года, он стал брать в жены других женщин.
Второй женой Мухаммеда стала Сауда бинт Зама, на которой он женился для того, чтобы она устраивала его домашние дела и присматривала за его мамолетними детьми, к которым она стала относиться как к своим собственным.
Она также была немолодой женщиной и вдовой одного из первых мусульман по имени ас-Сакрана ибн Амра.
Оба супруга приняли ислам, но им пришлось уехать в Эфиопию, чтобы избежать преследования от противников новой веры. Затем они возвратились на родину. Уже на родине Сауда увидела во сне, как будто Пророк стал приближаться к ней, пока ногой не наступил на горло. Когда она рассказала сон мужу, он сказал: «Клянусь твоим отцом! Если верить твоему сну, я скоро умру, а тебя возьмет в жены посланник Аллаха!». Однако она тут же произнесла: «Не допусти, Господь! Упаси!», и обратилась к Аллаху с просьбой уберечь ее от того, что означал этот сон. Однако сон исполнился, и вскоре ас- Сакран умер, а Сауда осталась одна.
Овдовев, она оказалась в отчаянном положении - без всяких средств к существованию, с шестью мамолетними детьми. Она была бедна, немолода, некрасива, с тучной фигурой и медлительностью движений, ей было за пятьдесят, да и влиятельных родственников у нее не было, поэтому она не могла даже мечтать о новом замужестве.
Услышав о том, что постигло Сауду, Мухаммед проникся к ней состраданием и предложил ей стать его женой. По времени это совпало со смертью Хадиджы, поэтому он сам нуждался в тот момент в поддержке, к тому же у него остались дочери, о которых надо было заботиться.
Сауда была послушной, любящей женой, отличалась легкостью характера, была набожна и щедра. Вместе с Пророком она принимала участие в распространение ислама.
Они прожили вместе 13 лет. Хоть Сауда и скрашивала его одиночество, но время брало свое- и Пророк решил снова жениться, взяв третью жену.
Из хроник известно, что Мухаммед однажды решил развестись с Саудой, потому что она постарела и стала холодна. Сауда спасла себя, передав свою ночь Аише, которую особенно любил Мухаммед.
Сауда умерла в возрасте восьмидесяти лет.
Третьей женой Мухаммеда стала Аиша, дочь его ближайшего сподвижника Абу Бакра. Ее родители приняли Ислам еще до рождения дочери. Как сказано в предании, во сне Пророку был показан портрет Аиши на шелковом полотне, и сказано: «Это твоя жена».
Возраст Аиши (по разным версиям ей было 6, 9, 12-13, 17 и даже 27 лет) является предметом критики Мухаммеда.
По общепринятым сведениям, возраст Аиши на момент заключения брачного контракта составлял 6 лет, а на момент собственно свадьбы - девять. Из сохранившихся записей самой Аиши известно, что он "вошел к ней", когда ей было девять лет, ну а Мухаммеду, естественно, было на тот момент 57!
Конечно, женщины на Востоке созревают рано, но можно было немного подождать.
Итак, Аиша стала женой Мухаммеда.
Это была единственная девственница из всех жен Мухаммеда. Аиша отличалась умом и после Хадиджи названа самой любимой среди жен.
Мухаммед говорил: «Ты - моя супруга в этой и в следующей жизни» и называл ее разными ласковыми именами: «счастливица», «румяненькая», "беленькая» и подарил ей жемчужное ожерелье, о чем известно из хроник того времени. Это ожерелье стало предметом зависти и разговоров среди других жен и их родственников.
Аиша ревновала пророка, осуждала его многоженство и часто становилась источником скандалов. Однажды Мухаммед забыл взять её с собой в Мекку, так что сподвижнику пророка Савфану пришлось отправиться с Аишой вдогонку. То, что жена находилась одна в обществе постороннего мужчины, возбудило слухи и подозрения, а Мухаммед некоторое время сторонился её и держался холодно.
Сама же Аиша была обижена подозрительностью мужа.
Историки отмечают, что она была очень скромной и нетребовательной:
комната у нее была из необожженных кирпичей и пальмовых ветвей, ложе заменял матрас, набитый волокнами пальм, от земли его отделяла только циновка, платье у нее было в заплатках. Огонь в ее доме не разводился, поэтому хлеб не пекся и не готовилась какая-либо другая еда, она обходилась только некоторым количеством воды и фиников, а ведь у ее мужа в окрестностях Медины паслось стадо верблюдов.
Известно, что однажды Аиша получила большую сумму денег, но не купила на них ни мяса, ни одежды, а отдала бедным.
Здесь Аиша прожила около пятидесяти лет. Убранство дома всегда оставалось неизменным.
Она была грамотной, читала Коран, что в то время мог делать даже не каждый мужчина и оставила большое количество записей (более двух тысяч), касающихся семейной жизни Посланника Аллаха. В них повествуется о том, что Пророк делал и говорил в стенах своего дома, свидетелями чего в большинстве случаев могли быть только члены его семейства. Кроме того она всегда разумно высказывала свое мнение, если ее спрашивали о чем-либо, хорошо разбиралась в стихах и арабской литературе, могла подсчитать размер наследства.
Она овладела врачебной наукой того времени, обучаясь у лекарей, сама лечила Пророка, когда он заболел.
Мухаммед, с согласия остальных жен, провел остаток своих дней в комнате Аиши, которая ухаживала за ним до последнего вздоха.
Она прожила с Пророком девять лет. После его кончины Аиша стала обучать людей вероучению, праву, литературе. Участвовала в общественной и политической жизни. Считалось за честь услышать о поступках и изречениях пророка из уст его любимой супруги.
Она пережила Мухаммеда на полвека и больше никогда не выходила замуж.
Четвертой женой Пророка стала Хафса бинд Умар (дочь Умара).
Родилась она в 605 году в Мекке, в этот же год родилась дочь Пророка Фатима. Имя Хафса в переводе с арабского языка означает "львица".
Она была из благородного рода, ее родители одни из первых приняли ислам в Мекке.
Хафса научилась читать и писать с самого раннего возраста, как это подобало знатным и высокоуважаемым людям того времени. В этом она преуспела и превзошла своих сверстников.
Первым ее мужем был верующий молодой человек по имени Хунайс, с которым они жили в согласии, любви и гармонии, но в борьбе за новую веру ее муж был тяжело ранен и вскоре умер в расцвете лет, не оставив после себя потомства.
Не достигнув и восемнадцати лет, Хафса стала вдовой.
Чтобы утешить свою дочь, ее отец Умар стал подыскивать ей мужа. Вначале он предложил своему другу-вдовцу жениться на Хафсе, но тот отказался, оплакивая смерть жены, дочери Мухаммеда.
Такое же предложение было сделано Абу Бакру, отцу Аиши, но и тот ответил отказом.
Тогда Умар рассказал о своих проблемах Мухаммеду, и тот решил стать мужем печальной вдовы Хафсы. Так она стала четвертой женой Пророка.
В мусульманских хрониках написано, что «Медина благословляла пророка, предложившего руку и сердце Хафсе из почтения к её отцу и жалости к ней», хотя вряд ли именно сострадание к некрасивой девушке с трудным характером побудило Пророка к этому браку.
Историки правы, отмечая, что все его женитьбы были совершены в честь веры, так как все жёны Мухаммеда были дочерьми или племянницами его сподвижников. Такое родство служило объединению вокруг исламской общины крупных арабских племён.
Хотя Хафса была сильной и образованной личностью, вела множество дискуссий и споров, она, не отличавшаяся особой красотой, была ревнива.
В некоторых преданиях сообщается, что однажды Пророк имел близость со своей наложницей Марией в доме и на ложе Хафсы, которая узнала об этом и сказала ему: «О Пророк Аллаха! Ты сделал в отношении меня такое, что не делал в отношении ни одной из твоих жен. Да еще в мой день, в моем доме и на моем ложе». Любая женщина на ее месте была бы в гневе, если бы застала своего мужа у себя в постели с другой женщиной.
В ответ на это он пообещал более не приближаться к наложнице (хотя Мария родила от него сына) и попросил Хафсу, чтобы она никому об этом не говорила. Однако она не удержалась и рассказала обо всем Аише, с которой дружила, так как они были примерно одного возраста.
Узнав об этом, Мухаммед хотел с ней развестись, но друзья упросили его не делать этого, так как Хафса- хорошая жена, строго соблюдает посты и долго выстаивает намазы, к тому же отношения с ее отцом, сподвижником Умаром, могут пострадать.
И действительно, Хафса часто раздавала милостыню бедным и нищим и пользовалась авторитетом и почтением среди мусульман. Кстати, после смерти Пророка именно ее дом был выбран для хранения священного Корана, свитков и записей божественного откровения, которые она бережно хранила.
Пятой женой Мухаммеда стала Зайнаб бинт Хумайза, на которой он женился через некоторое время после женитьбы на Хафсе. Она была дочерью Хумайза бин Абдуллаха, между соплемениками которого и мусульманами произошел разрыв. Поэтому эта женитьба имело важное политическое значение в деле укрепления дружбы между мусульманами и племенем Амрa бин Сасаа, откуда происходил отец Зайнаб.
Зайнаб было в то время тридцать лет, она также была вдовой, муж которой Абдуллах погиб в сражении.
Считается, что Мухаммед и в этом случае проявил благородство, решив взять ее в жены для того, чтобы спасти ее от нищеты и унижений.
Зайнаб была очень великодушной и щедрой, поэтому мусульмане прозвали ее «Уммуль-масакин» , что обозначает "мать бедных". К сожалению, этот брак был недолгим, новая жена умерла через несколько месяцев после свадьбы. Зейнаб была второй из двух жен Мухаммада, умерших при его жизни. Первой, как мы помним, была Хадиджа.
Умерла она в возрасте 60 лет, на ее похороны пришло много сподвижников.
Шестой женой Пророка стала Умм Салама бинт Абу Умая.
Настоящее ее имя Хинд бинт Сухейль, а Умм Салама- это прозвище, обозначающее "вдова арабов", под которым она и вошла в историю.
Умм Салама, не отличавшаяся красотой, также была 29- летней вдовой с четырьмя детьми.
Отец Умм Салама был одним из знатных и высокопоставленных людей и редким по своей щедрости человеком среди арабов. За это его даже назвали «кормящий караван».
Ее муж входил в число первых десяти мусульман. Умм Салама приняла ислам вместе со своим мужем сразу же, как только Пророк начал призывать к вере, став одной из первых женщин мусульманок.
Подверженные гонениям противников ислама, они, как и другие преследуемые мусульмане, также были вынуждены бежать в Эфиопию, где им пришлось долго жить, а затем снова вернулись в Мекку, однако на родине они вновь стали подвергаться гонениям и издевательствам, поэтому и отсюда они вынуждены были бежать в Медину.
Умм Салама очень любила своего мужа и считала его самым достойным человеком, поэтому она последовала за ним в Медину, хотя ее родственники остались в Мекке и просили ее остаться вместе с ними. Однако и во время этого переселения они с мужем претерпели ряд несчастий.
Из воспоминаний самой Умм Саламы известно, что ее соплеменники пропустили в Медину ее мужа, а ее, сидящую вместе с сыном на верблюде, не хотели пропускать. Они стали перетаскивать ребенка каждый в свою сторону, пока не вывихнули ему руку. В конечном счете они вырвали ребенка из ее рук и увезли с собой.
Муж Умм Салама переехал в Медину, а она осталась в Мекке, оказавшись в разлуке и с сыном, и с мужем.
Так продолжалось целый год, она проливала слезы по своему сыну, пока над ней не сжалились и не вернули ребенка, разрешив поехать к мужу.
Она снова снарядила верблюда и вместе с сыном отправилась к мужу в Медину. Ее никто не сопровождал, рядом не было ни одной живой души, но она, полная мужества, не побоялась пересечь пустыню.
Путешествие закончилось благополучно, они снова воссоединились с мужем, но их совместная счастливая жизнь продолжалась недолго: вскоре в битве у горы Ухуд он был ранен и умер.
После смерти любимого мужа Умм Салама осталась одна с четырьмя детьми и без средств к существованию.
Все мусульмане Медины сочувствовали ей, искренне сопереживая ее горю. Вот тогда –то ее и прозвали «вдовой арабов».
Чтобы помочь ей в ее безвыходном положении, к ней стали свататься разные мужчины. Среди них были и отец Аиши, третьей жены Мухаммеда, и отец Хафсы- четвертой жены. Это длилось до тех пор, пока к вдове не посватался сам Пророк Мухаммед.
Поначалу она ответила отказом на его предложение, объясняя это тем, что она обременена заботой о детях и что она ревнива, но пророк смог ее переубедить, и она согласилась.
Умм Салама стала жить в доме Мухаммеда. Она обладала правильным и смелым для женщин того времени взглядом на вещи и даже могла спорить с самим Пророком, подсказывая ему, как лучше поступить.
Известно, что однажды Умар, отец Хафсы, решил поговорить с ней об этом, на что Умм Салама ответила: "Я удивляюсь, глядя на тебя, о Умар Ибн аль-Хаттаб! Ты повсюду вмешиваешься. Дело дошло даже до того, что норовишь встать между посланником и его женами!» И этими словами она поставила сподвижника Мухаммеда на место.
Она также оставила более трехсот записей о жизни Пророка.
Умерла она, когда ей было 84 года. Большинство версий сходятся в одном: из всех жен Мухаммеда Умм Салама скончалась последней.
Продолжение следует