Женские имена пророка мухаммеда и их значение. Жёны Пророка Мухаммада ﷺ – матери правоверных

В хадисе благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Кто бы ни полюбил меня, тот полюбил и Аллаха. И кто бы ни повиновался мне, тот повинуется и Аллаху». Поэтому мы должны хорошо знать жизнеописание нашего любимого Пророка (мир ему и благословение).

Предки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Предками Пророка (мир ему и благословение) со стороны отца являлись: Абдуллах , затем Абдульмутталиб , Хашим , Абдуманаф , Кусайю , Килаб , Муррат , Каабу , Луайю , Галиб , Фихр , Малик , Назар , Кинанат , Хузаймат , Мудрикат , Ильяс , Музар , Низар , Муаадди , Аднан .

Матерью Пророка (мир ему и благословение) была Аминат – дочь Вахба, сына Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).

Братья отца Пророка (мир ему и благословение)

У отца Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Абдуллаха было 11 братьев: Харис , Кусам , Зубайр , Хамзат , Аббас , Абу Талиб , Абу Лахаб , Абдуль Кааба , Хаджл , Зирар , Гайдак . Из них приняли Ислам двое – Хамзат и Аббас .

Сёстры отца Пророка (мир ему и благословение)

У отца Посланника (мир ему и благословение) было шесть сестёр: Байза, Баррат, Атикат, Сафият, Арва, Умаймат. Из них Ислам приняли Сафият и Атикат. Есть учёные, которые утверждают, что Арва тоже приняла Ислам.

Дети Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) было семеро детей – четыре дочери и трое сыновей. Перечислим их по старшинству:

Касим, Зайнаб, Рукия, Фатима, Умму-Кульсум, Абдуллах, Ибрахим.

Первых шестерых детей Мухаммаду (мир ему и благословение) родила Хадиджа, матерью Ибрахима была Марият. Все его дети, кроме Фатимы, умерли раньше него.

Молочные братья и сёстры Пророка (мир ему и благословение)

Молочные братья Пророка (мир ему и благословение): Масрух, Хамза бин Абдульмутталиб, Абу Салама бин Абдульасад аль-Махзуми (последних двоих кормила Сувайба за четыре года до Пророка (мир ему и благословение)), Абдуллах бин аль-Харис, матерью которого являлась Халима ас-Саадийя.

Молочные сёстры: Хузафа, Анисат бинт аль-Харис. Обе они также являлись дочерьми Халимы. («Уюнуль-асар», т.1, с. 90; «Ар-Равзуль-унф», т.1, с. 186).

Имена кормилиц Пророка (мир ему и благословение)

Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) грудью кормили его мать Аминат и кормилицы: Сувайбат, Хавлат (дочь Мунзира), Умму Айман, Халимат (из племени Саад), три женщины по имени Атикат.

Жёны Пророка (мир ему и благословение)

Хадиджа, Савдат, Аиша, Хафсат, Умму Сальма, Умму Хабиба, Сафия, Зайнаб бинт Джахш, Маймуна, Райханат, Хавлат, Зайнаб бинт Хузайма, Марият.

Имена сподвижников, которых ещё при жизни поздравили с предстоящим раем

Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальхат, Зубайр, Сааду, Саид, Абу Убайда, Абдуррахман бин Авф. Кроме них Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обрадовал вестью о предстоящем рае: Хадиджу – мать правоверных, свою дочь Фатиму, Хасана, Хусейна, Ибну Масуда, Укамата и других.

Да одарит Всевышний нас всех искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и поможет нам, следовать ему во всём и да обрадует встречей с ним в раю. Амин!

Дочь Хувайлида отправила к Мухаммаду свою подругу Нафису с предложением о возможной женитьбе. Он согласился и переговорил со своими дядьями по линии отца о сватовстве. Дядья также согласились с решением Мухаммада и сосватали Хадиджу у ее дяди по отцу — ‘Амра ибн Асада. На момент женитьбы Мухаммаду было двадцать пять, а Хадидже — сорок. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте шестидесяти пяти лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми .

Хадисы о Хадидже

«Наилучшей женщиной [времени миссии Иисуса] являлась Марьям (Мария), дочь ‘Имрана [то есть мать Иисуса]. А наилучшей женщиной [времени моей миссии] является Хадиджа, дочь Хувайлида» .

Cупруга Пророка ‘Аиша передавала: «Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда Пророк, например, резал барана на мясо, он [порой] говорил: «Отправьте это друзьям Хадиджи!» Однажды я не выдержала и воскликнула: «Опять Хадиджа?!» Пророку это очень не понравилось, и он сказал: «Всевышний наделил меня сильной любовью к ней» .

‘Аишей передается: «Практически всегда посланник Божий, выходя из дома, проговаривал слова восхищения Хадиджей и восхвалял ее. Однажды меня охватило чувство ревности, и я воскликнула: «Она ведь была просто старушкой, взамен которой Господь дал тебе лучшее!» На лице у Пророка появились признаки гнева и недовольства сказанным. Он ответил: «Нет! Клянусь Богом, Он не дал мне лучше, чем она. Она уверовала в правдивость и истинность моей миссии, когда другие отрицали; она верила в искренность моих слов, когда другие обвиняли во лжи; она поддерживала меня, когда другие отвернулись, и Господь дал мне детей только от нее» .

Все последующие браки Пророка были заключены после достижения им пятидесятитрехлетнего возраста, когда, особенно в условиях пустыни, человек уже стар, немощен. Каждый их тех браков имеет свою историю, общественную и государственную важность, порой предполагалась помощь в воспитании детей, оставшихся без матери, либо это была женитьба на пожилой вдове с многочисленными детьми, муж и отец которых погиб на поле брани, или брак, необходимый для формулирования и оставления ответов на различного рода как семейные, так и социальные вопросы . Ведь ситуация, не коснувшаяся одной супружеской пары, может коснуться другой.

Злые языки были во все времена. Их язвительность всегда была особенно колкой в адрес известных, влиятельных и благородных людей. Что уж говорить о пророках, которые несли слово Бога и своей миссией противостояли целым полчищам сатанинского зла и неверия.

Верующий поймет, а упрямый атеист или безбожный философ может позволить себе оскорбить или оклеветать не только пророка, как это было со многими тысячами посланников Божьих, но и Самого Творца. Слава Богу, что будет Судный День, где все примет свой натуральный облик, клевета и оскорбления повиснут грехами на шеях тех, кто проговаривал их. Пророки и посланники Творца будут стоять пред Ним со всей чистотой и величием их дел, миссий. Многие захотят быть поближе к ним… Но не все смогут.

Обращение, как и в других подобных случаях, к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует).

К таковым относятся Сафия и Джувейрия. В последующем обе стали мусульманками. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 384, 388; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 104.

В те времена (четырнадцать веков назад) во всем мире существовало разделение на свободных и рабов, которые имели меньшие права или не имели их вовсе. Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, призывал делать это безвозмездно, во имя Аллаха (Бога). Если это была женщина, то благим считалось освободить ее, а в последующем жениться на ней как на свободной.

Ислам еще более четырнадцати веков назад начал процесс освобождения подневольных людей и оказания им помощи в обретении свободы и независимости. Отдельные «цивилизованные» деятели современности бессовестно приписывают Исламу поощрение рабства, не желая понять суть трактовок, поддерживая информационные кампании, дискредитирующие исламские и общечеловеческие ценности.

Важно отметить, что по последнему пункту к Пророку (да благословит его Творец и приветствует) поступало несколько предложений, но все они были им отклонены. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 389, 390, 394.

О полигамии в исламе написано множество статей и исследований, постоянно ведутся дискуссии: как относится к этому явлению? Хорошо это или плохо, когда один мужчина имеет несколько жен. Моя задача- рассказать о полигамии в исламе и показать его исторические корни, но ни в коем случае не давать им оценку. (Здесь мы говорим о полигинии, когда один мужчина имеет несколько жен).
Я думаю, что читатель сам для себя сделает соответствующие выводы.
Ещё до принятия этой религии, многие народы Востока допускали у себя многоженство. До возникновения Ислама мужчина мог иметь неограниченное количество жен. В первой главе нашего повествования мы вспоминали о том, что в Библии говорится о том, что царь Давид имел 100 жен, а царь Соломон - 700 жен и 300 наложниц, то есть их браки были полигамными. И это при том, что они были библейскими пророками!
Арабы тоже могли иметь неограниченное количество жен.
Обыкновенно полигиния являлась и сейчас является привилегией более знатных, богатых или храбрых.
С возникновением Ислама мужчине стали запрещать иметь более 4 жен. Если он принимал Ислам, то должен был ограничить свою полигамию до 4 жен, а с остальными обязан был развестись. По этому поводу Пророк Мухаммед говорит так: «Выбери из них четырех и разведись с остальными».
Итак, полигиния была освящена законами Ислама.
Но в исламском обществе мужчинам-мусульманам только на строго определенных условиях дозволено иметь четыре жены.
Каковы же эти условия?
-требуется согласие первой жены на брак с последующими;
-всем женам следует оказывать равноценное внимание и не обделять их супружеской лаской;
-необходимо справедливо распределять между женами не только обязанности по дому, но и положенные им пропитание, одежду, подарки и т. д.
-ночи необходимо проводить со всеми женами поочередно, если, конечно, кто-то из них не уступит свою очередь по тем или иным причинам.
Хотя в Коране и сказано: "Женитесь на женщинах, которые нравятся вам, - на двух, на трех, на четырех"... ,однако тот же Коран отмечает, что мужчине порой трудно быть одинаково справедливым по отношению к нескольким жёнам. И это вполне естественно: одна женщина нравится больше, другая меньше.
По этому поводу вспоминается всем известный индийский хан Джахан, имевший трех жен и сотни наложниц. Но более всех он любил красавицу жену Мумтаз, которая родила ему 14 детей и скончалась при последних родах. Это ей он построил белоснежную усыпальницу Тадж Махал.
Коран справедливо отмечает: "Вы не можете одинаково быть расположенными к женам своим, хотя бы этого и желали вы». Как положено поступать мусульманину в этом случае?
Вот как об этом сказано в Коране,Сура 4:3: "Если боитесь, что не можете равно быть правдивыми ко всем им, то - только на одной» . А в Суре «Женщины», еще раз повторяется эта мысль: " А если есть в вас страх, что справедливости вы к ним не соблюдете, возьмите в жены лишь одну...». То есть если мужчина не может относиться одинаково ко всем четырем женам, то надо иметь только одну жену, отказавшись от остальных.
Некоторые толкователи Корана, особенно из числа тех, кто отрицательно относится к полигамным бракам, видят в этих заповедях призыв к моногамии.Так ли это? Абсолютно нет. Коран призывает в этом случае к тому, что если мужчина позволяет себе многожёнство, то он обязан относиться к своим женам с одинаковым вниманием и любовью.Таковы установления Ислама.
В настоящее время все чаще женщина желает быть единственной женой своего мужа, поэтому при заключении брака она можем настоять на внесении соответствующей записи в свой брачный контракт. Согласно шариату, при оформлении брачного договора женщина имеет право включить в него пункт, запрещающий мужу брать вторую жену. При нарушении этого пункта со стороны мужа, жена имеет право требовать развод.
Итак, мы видим, что полигамия была ограничена Исламом цифрой четыре. При этом непременным условием является одинаково справедливое отношение к женам.
Патриархальная семья с числом жен от одной до четырех признавалась отныне единственно законной; все прочие существовавшие формы брака объявлялись противоречащими исламу, греховным и безнравственным сожительством.
Исходя из этих постулатов возникает естественный вопрос: почему в таком случае Пророк Мухаммед имел 9 жен?
Мы рассматриваем официально принятую версию о количестве жен, но это число у разных историков разнится. Некоторые, например Масуди, считают, что пророк Мухаммед имел 15 жён, другие пишут даже о 23. Отчего такие разные цифры? Это происходит оттого, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммедом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен.
Наиболее распространена версия Уотта Монтгомери, называющего только одиннадцать жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (в это число входят две наложницы).
Итак, почему все-таки 9 жен, а не 4 как предписано Кораном?
Постараемся ответить на этот вопрос.
Видный исламский деятель и богослов Юсуф Абдулла Аль Кардави дает следующее объяснение этому факту.
Пророк имел 9 жен еще до того, как Аллахом было введено ограничение на полигамию. Но и у других мужей было более четырех жен, но только Пророку Мухаммеду Всевышний Господь дал исключительное право не разводиться со своими женами, на которых он женился до коранического запрета. Почему?
Смысл этого исключительного права Пророка заключался в том, что его жены занимали особенное положение в мусульманском обществе в силу того, что Коран именует их «матерями верующих». А это означало, что мусульмане не имели права жениться на них после Пророка.
Вот и получается, что в случае развода, с одной стороны, жены Пророка Мухаммеда на всю жизнь остались бы одинокими вдовами, не имеющими права выйти замуж, что было бы для них несправедливым наказанием.
С другой стороны, если бы Пророк выбрал из 9 жен каких-либо 4 женщины, то они сохранили бы статус «матерей верующих», а оставшиеся жены лишились бы этого почетного положения, что было бы по отношению к ним также несправедливым.
Поэтому в силу данных обстоятельств Аллах дал Пророку особенное право: не разводиться со своими женами.
Но одновременно ему было запрещено обзаводиться другими женами или заменять их. «Но впредь других брать в жены не дозволено тебе, иль этих - заменять другими, даже когда тебя пленит их красота..»,- говорится в Коране.
Некоторые противники Ислама утверждают, что Пророком двигали низменные чувства и страсти, когда он выбирал своих жен. Для этого мы рассмотрим каждый из девяти браков Мухаммеда, а читатель сам сделает соответствующие выводы.
Информация была собрана мною из различных источников как светского, так и богословного характера и соединена воедино.
Первой женой Пророка Мухаммеда была Хаджиджа - 40-летняя вдова, которая уже была два раза замужем и имела детей от предыдущих браков.
Хаджиджа была женщиной очень красивой, умной, знатной и решительной. В наследство от второго мужа ей досталось богатство. Она занималась тем, что предоставляла свои деньги купцам, которые за определенную плату вели на них торговлю. До встречи с Мухаммедом она никому не позволяла распоряжаться своими имуществом и судьбой. Пророк же в ту пору был простым погонщиком верблюдов, но слыл честным человеком.
Услышав о надёжности Мухаммеда, она предложила ему свои деньги для поездки в Сирию, доверив ему более крупную сумму, чем она обычно давала другим. Успешно торгуя, он получил большую прибыль, а по возвращении предоставил доверенные ему средства Хадидже, которая получила назад не только свои деньги, но и большую прибыль.
Хадиджа почувствовала к нему симпатию и поведала своей подруге, что хочет выйти замуж за Мухаммеда.
Он решил принять её предложение. В ту пору 25-летний Мухаммед был в расцвете свой молодости. Их свадьба состоялась. В качестве свадебного дара Мухаммед отдал за свою жену представителям ее племени по одним данным- двадцать, по другим- шесть молодых верблюдиц.
Он прожил с этой зрелой женщиной в счастье и согласии все свои молодые годы. Но это была самая счастливая жизнь, которую можно себе представить.
Хадиджа была матерью всех детей Мухаммада, за исключением Ибрахима, которого родила ему наложница Мария, египтянка из коптов.
Всего родилось семь детей (четыре дочери и трое сыновей, один из которых- сын Марии)), но мальчики умерли в раннем детстве, а девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда и все приняли ислам. Они скончались до смерти Мухаммеда, кроме Фатимы, которая умерла через шесть месяцев после его смерти. Именно ее дети являются потомками Пророка.
Хадиджа оказала огромную поддержку Мухаммаду, когда он начал призывать людей к Исламу. Она была первым человеком, принявшим новую религию.
Кроме того она отдала свою собственность, которая исчислялась в тысячи динаров, на распространение этой религии.
Именно поэтому год, в котором скончалась Хадиджа, был назван «годом грусти». До конца своей жизни Пророк с преданностью и любовью вспоминал ее имя.
Только после смерти Хадиджи, когда Мухаммеду было пятьдесят три года, он стал брать в жены других женщин.
Второй женой Мухаммеда стала Сауда бинт Зама, на которой он женился для того, чтобы она устраивала его домашние дела и присматривала за его мамолетними детьми, к которым она стала относиться как к своим собственным.
Она также была немолодой женщиной и вдовой одного из первых мусульман по имени ас-Сакрана ибн Амра.
Оба супруга приняли ислам, но им пришлось уехать в Эфиопию, чтобы избежать преследования от противников новой веры. Затем они возвратились на родину. Уже на родине Сауда увидела во сне, как будто Пророк стал приближаться к ней, пока ногой не наступил на горло. Когда она рассказала сон мужу, он сказал: «Клянусь твоим отцом! Если верить твоему сну, я скоро умру, а тебя возьмет в жены посланник Аллаха!». Однако она тут же произнесла: «Не допусти, Господь! Упаси!», и обратилась к Аллаху с просьбой уберечь ее от того, что означал этот сон. Однако сон исполнился, и вскоре ас- Сакран умер, а Сауда осталась одна.
Овдовев, она оказалась в отчаянном положении - без всяких средств к существованию, с шестью мамолетними детьми. Она была бедна, немолода, некрасива, с тучной фигурой и медлительностью движений, ей было за пятьдесят, да и влиятельных родственников у нее не было, поэтому она не могла даже мечтать о новом замужестве.
Услышав о том, что постигло Сауду, Мухаммед проникся к ней состраданием и предложил ей стать его женой. По времени это совпало со смертью Хадиджы, поэтому он сам нуждался в тот момент в поддержке, к тому же у него остались дочери, о которых надо было заботиться.
Сауда была послушной, любящей женой, отличалась легкостью характера, была набожна и щедра. Вместе с Пророком она принимала участие в распространение ислама.
Они прожили вместе 13 лет. Хоть Сауда и скрашивала его одиночество, но время брало свое- и Пророк решил снова жениться, взяв третью жену.
Из хроник известно, что Мухаммед однажды решил развестись с Саудой, потому что она постарела и стала холодна. Сауда спасла себя, передав свою ночь Аише, которую особенно любил Мухаммед.
Сауда умерла в возрасте восьмидесяти лет.
Третьей женой Мухаммеда стала Аиша, дочь его ближайшего сподвижника Абу Бакра. Ее родители приняли Ислам еще до рождения дочери. Как сказано в предании, во сне Пророку был показан портрет Аиши на шелковом полотне, и сказано: «Это твоя жена».
Возраст Аиши (по разным версиям ей было 6, 9, 12-13, 17 и даже 27 лет) является предметом критики Мухаммеда.
По общепринятым сведениям, возраст Аиши на момент заключения брачного контракта составлял 6 лет, а на момент собственно свадьбы - девять. Из сохранившихся записей самой Аиши известно, что он "вошел к ней", когда ей было девять лет, ну а Мухаммеду, естественно, было на тот момент 57!
Конечно, женщины на Востоке созревают рано, но можно было немного подождать.
Итак, Аиша стала женой Мухаммеда.
Это была единственная девственница из всех жен Мухаммеда. Аиша отличалась умом и после Хадиджи названа самой любимой среди жен.
Мухаммед говорил: «Ты - моя супруга в этой и в следующей жизни» и называл ее разными ласковыми именами: «счастливица», «румяненькая», "беленькая» и подарил ей жемчужное ожерелье, о чем известно из хроник того времени. Это ожерелье стало предметом зависти и разговоров среди других жен и их родственников.
Аиша ревновала пророка, осуждала его многоженство и часто становилась источником скандалов. Однажды Мухаммед забыл взять её с собой в Мекку, так что сподвижнику пророка Савфану пришлось отправиться с Аишой вдогонку. То, что жена находилась одна в обществе постороннего мужчины, возбудило слухи и подозрения, а Мухаммед некоторое время сторонился её и держался холодно.
Сама же Аиша была обижена подозрительностью мужа.
Историки отмечают, что она была очень скромной и нетребовательной:
комната у нее была из необожженных кирпичей и пальмовых ветвей, ложе заменял матрас, набитый волокнами пальм, от земли его отделяла только циновка, платье у нее было в заплатках. Огонь в ее доме не разводился, поэтому хлеб не пекся и не готовилась какая-либо другая еда, она обходилась только некоторым количеством воды и фиников, а ведь у ее мужа в окрестностях Медины паслось стадо верблюдов.
Известно, что однажды Аиша получила большую сумму денег, но не купила на них ни мяса, ни одежды, а отдала бедным.
Здесь Аиша прожила около пятидесяти лет. Убранство дома всегда оставалось неизменным.
Она была грамотной, читала Коран, что в то время мог делать даже не каждый мужчина и оставила большое количество записей (более двух тысяч), касающихся семейной жизни Посланника Аллаха. В них повествуется о том, что Пророк делал и говорил в стенах своего дома, свидетелями чего в большинстве случаев могли быть только члены его семейства. Кроме того она всегда разумно высказывала свое мнение, если ее спрашивали о чем-либо, хорошо разбиралась в стихах и арабской литературе, могла подсчитать размер наследства.
Она овладела врачебной наукой того времени, обучаясь у лекарей, сама лечила Пророка, когда он заболел.
Мухаммед, с согласия остальных жен, провел остаток своих дней в комнате Аиши, которая ухаживала за ним до последнего вздоха.
Она прожила с Пророком девять лет. После его кончины Аиша стала обучать людей вероучению, праву, литературе. Участвовала в общественной и политической жизни. Считалось за честь услышать о поступках и изречениях пророка из уст его любимой супруги.
Она пережила Мухаммеда на полвека и больше никогда не выходила замуж.
Четвертой женой Пророка стала Хафса бинд Умар (дочь Умара).
Родилась она в 605 году в Мекке, в этот же год родилась дочь Пророка Фатима. Имя Хафса в переводе с арабского языка означает "львица".
Она была из благородного рода, ее родители одни из первых приняли ислам в Мекке.
Хафса научилась читать и писать с самого раннего возраста, как это подобало знатным и высокоуважаемым людям того времени. В этом она преуспела и превзошла своих сверстников.
Первым ее мужем был верующий молодой человек по имени Хунайс, с которым они жили в согласии, любви и гармонии, но в борьбе за новую веру ее муж был тяжело ранен и вскоре умер в расцвете лет, не оставив после себя потомства.
Не достигнув и восемнадцати лет, Хафса стала вдовой.
Чтобы утешить свою дочь, ее отец Умар стал подыскивать ей мужа. Вначале он предложил своему другу-вдовцу жениться на Хафсе, но тот отказался, оплакивая смерть жены, дочери Мухаммеда.
Такое же предложение было сделано Абу Бакру, отцу Аиши, но и тот ответил отказом.
Тогда Умар рассказал о своих проблемах Мухаммеду, и тот решил стать мужем печальной вдовы Хафсы. Так она стала четвертой женой Пророка.
В мусульманских хрониках написано, что «Медина благословляла пророка, предложившего руку и сердце Хафсе из почтения к её отцу и жалости к ней», хотя вряд ли именно сострадание к некрасивой девушке с трудным характером побудило Пророка к этому браку.
Историки правы, отмечая, что все его женитьбы были совершены в честь веры, так как все жёны Мухаммеда были дочерьми или племянницами его сподвижников. Такое родство служило объединению вокруг исламской общины крупных арабских племён.
Хотя Хафса была сильной и образованной личностью, вела множество дискуссий и споров, она, не отличавшаяся особой красотой, была ревнива.
В некоторых преданиях сообщается, что однажды Пророк имел близость со своей наложницей Марией в доме и на ложе Хафсы, которая узнала об этом и сказала ему: «О Пророк Аллаха! Ты сделал в отношении меня такое, что не делал в отношении ни одной из твоих жен. Да еще в мой день, в моем доме и на моем ложе». Любая женщина на ее месте была бы в гневе, если бы застала своего мужа у себя в постели с другой женщиной.
В ответ на это он пообещал более не приближаться к наложнице (хотя Мария родила от него сына) и попросил Хафсу, чтобы она никому об этом не говорила. Однако она не удержалась и рассказала обо всем Аише, с которой дружила, так как они были примерно одного возраста.
Узнав об этом, Мухаммед хотел с ней развестись, но друзья упросили его не делать этого, так как Хафса- хорошая жена, строго соблюдает посты и долго выстаивает намазы, к тому же отношения с ее отцом, сподвижником Умаром, могут пострадать.
И действительно, Хафса часто раздавала милостыню бедным и нищим и пользовалась авторитетом и почтением среди мусульман. Кстати, после смерти Пророка именно ее дом был выбран для хранения священного Корана, свитков и записей божественного откровения, которые она бережно хранила.
Пятой женой Мухаммеда стала Зайнаб бинт Хумайза, на которой он женился через некоторое время после женитьбы на Хафсе. Она была дочерью Хумайза бин Абдуллаха, между соплемениками которого и мусульманами произошел разрыв. Поэтому эта женитьба имело важное политическое значение в деле укрепления дружбы между мусульманами и племенем Амрa бин Сасаа, откуда происходил отец Зайнаб.
Зайнаб было в то время тридцать лет, она также была вдовой, муж которой Абдуллах погиб в сражении.
Считается, что Мухаммед и в этом случае проявил благородство, решив взять ее в жены для того, чтобы спасти ее от нищеты и унижений.
Зайнаб была очень великодушной и щедрой, поэтому мусульмане прозвали ее «Уммуль-масакин» , что обозначает "мать бедных". К сожалению, этот брак был недолгим, новая жена умерла через несколько месяцев после свадьбы. Зейнаб была второй из двух жен Мухаммада, умерших при его жизни. Первой, как мы помним, была Хадиджа.
Умерла она в возрасте 60 лет, на ее похороны пришло много сподвижников.
Шестой женой Пророка стала Умм Салама бинт Абу Умая.
Настоящее ее имя Хинд бинт Сухейль, а Умм Салама- это прозвище, обозначающее "вдова арабов", под которым она и вошла в историю.
Умм Салама, не отличавшаяся красотой, также была 29- летней вдовой с четырьмя детьми.
Отец Умм Салама был одним из знатных и высокопоставленных людей и редким по своей щедрости человеком среди арабов. За это его даже назвали «кормящий караван».
Ее муж входил в число первых десяти мусульман. Умм Салама приняла ислам вместе со своим мужем сразу же, как только Пророк начал призывать к вере, став одной из первых женщин мусульманок.
Подверженные гонениям противников ислама, они, как и другие преследуемые мусульмане, также были вынуждены бежать в Эфиопию, где им пришлось долго жить, а затем снова вернулись в Мекку, однако на родине они вновь стали подвергаться гонениям и издевательствам, поэтому и отсюда они вынуждены были бежать в Медину.
Умм Салама очень любила своего мужа и считала его самым достойным человеком, поэтому она последовала за ним в Медину, хотя ее родственники остались в Мекке и просили ее остаться вместе с ними. Однако и во время этого переселения они с мужем претерпели ряд несчастий.
Из воспоминаний самой Умм Саламы известно, что ее соплеменники пропустили в Медину ее мужа, а ее, сидящую вместе с сыном на верблюде, не хотели пропускать. Они стали перетаскивать ребенка каждый в свою сторону, пока не вывихнули ему руку. В конечном счете они вырвали ребенка из ее рук и увезли с собой.
Муж Умм Салама переехал в Медину, а она осталась в Мекке, оказавшись в разлуке и с сыном, и с мужем.
Так продолжалось целый год, она проливала слезы по своему сыну, пока над ней не сжалились и не вернули ребенка, разрешив поехать к мужу.
Она снова снарядила верблюда и вместе с сыном отправилась к мужу в Медину. Ее никто не сопровождал, рядом не было ни одной живой души, но она, полная мужества, не побоялась пересечь пустыню.
Путешествие закончилось благополучно, они снова воссоединились с мужем, но их совместная счастливая жизнь продолжалась недолго: вскоре в битве у горы Ухуд он был ранен и умер.
После смерти любимого мужа Умм Салама осталась одна с четырьмя детьми и без средств к существованию.
Все мусульмане Медины сочувствовали ей, искренне сопереживая ее горю. Вот тогда –то ее и прозвали «вдовой арабов».
Чтобы помочь ей в ее безвыходном положении, к ней стали свататься разные мужчины. Среди них были и отец Аиши, третьей жены Мухаммеда, и отец Хафсы- четвертой жены. Это длилось до тех пор, пока к вдове не посватался сам Пророк Мухаммед.
Поначалу она ответила отказом на его предложение, объясняя это тем, что она обременена заботой о детях и что она ревнива, но пророк смог ее переубедить, и она согласилась.
Умм Салама стала жить в доме Мухаммеда. Она обладала правильным и смелым для женщин того времени взглядом на вещи и даже могла спорить с самим Пророком, подсказывая ему, как лучше поступить.
Известно, что однажды Умар, отец Хафсы, решил поговорить с ней об этом, на что Умм Салама ответила: "Я удивляюсь, глядя на тебя, о Умар Ибн аль-Хаттаб! Ты повсюду вмешиваешься. Дело дошло даже до того, что норовишь встать между посланником и его женами!» И этими словами она поставила сподвижника Мухаммеда на место.
Она также оставила более трехсот записей о жизни Пророка.
Умерла она, когда ей было 84 года. Большинство версий сходятся в одном: из всех жен Мухаммеда Умм Салама скончалась последней.
Продолжение следует

Когда Пророкﷺ покинул этот мир, он оставил после себя 9 жён. Всего у него было 12 жён. Некоторые алимы говорят, что их было 11. Они не считают женой Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророкуﷺ правитель Египта Мукавкис. Мы причисляем её к жёнам Пророкаﷺ следуя за достоверным словом учёных.

Итак, перечислим жен Пророка ﷺ:

Причины, по которым Пророк

взял много жён

До 25 лет Пророкﷺ не был женат. В 25 лет онﷺ отправился в Шам с торговым караваном, который принадлежал Хадидже, разыАллаху анха. Когда онﷺ вернулся оттуда, Хадиджа, разыАллаху анха, сама пожелала выйти замуж за него, и онﷺ взял её в жёны. С 25 лет и до 50 Пророкﷺ жил с Хадиджей. Она была старше Пророкаﷺ на 15 лет. Она была курайшиткой с очень чистой родословной, скромной женщиной, которая никогда не поклонялась идолам. Она никогда не унижала никого и не оскорбляла. Курайшиты прозвали её Тахира (Чистая) за её характер.

Когда Пророкуﷺ исполнилось 50 лет, Хадиджа, разыАллаху анха, умерла. Пророкﷺ не женился после её смерти до тех пор, пока ему не исполнилось 52 года. В этом же году умер его дядя – Абу Талиб. И этот год Пророкﷺ назвал «годом печали». Между смертью Хадиджи, разыАллаху анха, и Абу Талиба был всего месяц. Когда они оба умерли, Пророкуﷺ стало трудней доносить до людей повеления Аллаха. Курайшиты причиняли всё больше вреда Пророкуﷺ и сподвижникам, разыАллаху анхум.

Всех остальных жён Пророкﷺ взял с 52 до 60 лет. Онﷺ женился на них согласно повелению Аллаха, а не из-за жажды плотских удовольствий. Иначе онﷺ бы стремился к удовольствиям тогда, когда был моложе. Если бы онﷺ следовал своим страстям, то не женился бы на женщине старше его на 15 лет и не прожил бы с ней 25 лет. У негоﷺ не было ни одной наложницы, хотя это было очень распространено среди курайшитов.

После того, как Пророкуﷺ исполнилось 60 лет, он уже не женился из-за следующего аята:

قال تعالي في سورة الاحزا ب

52[ لَا يَحِلُّ لَكَالنِّسَاءُ مِنْ بَعْدُ ]

Сура аль-Ахзаб, аят 52 (33:52)

«Тебе [о Пророк!] после этого не дозволяется больше жён или разводиться с ними, чтобы заменять их другими жёнами ».

В чём же мудрость того, что в течение 8 лет – с 52 до 60 – Пророкﷺ взял в жёны этих женщин?

  1. Во-первых, за короткое время матери правоверных, да будет доволен ими Аллах, сохранили для уммы огромное количество шариатских хукмов – то есть решений тех или иных вопросов. Множество хадисов передали Айша и Хафса, разыАллаху анхума. Умар сказал так о матерях правоверных: «Передавайте другим слова этих вали, Аллах приставил к их устам специальных ангелов, и матери правоверных, когда говорят, говорят лишь правду».
  2. Во-вторых, Пророкﷺ женился для того, чтобы после его смерти умму соединяли крепкие связи, чтобы она была единой. Поэтому онﷺ взял в жёны дочь Абу Бакра Айшу и дочь Умара Хафсу, разыАллаху анхума. Пророкﷺ выдал свою дочь Фатиму, разыАллаху анха, замуж за Али, разыАллаху анху. Умар взял в жёны дочь Али и Фатимы – Умм Кульсум, разыАллаху анхум. Это было сделано для того, чтобы призыв Ислама был крепок.
  3. В-третьих, ещё одна мудрость заключается в том, что Пророкﷺ заботился о вдовах. Большая часть сподвижников, которые совершили хиджру в Эфиопию, погибли на обратном пути, и их жены остались одни, они жили среди курайшитов-мушриков, и некому было о них заботиться. Пророкﷺ беспокоился за умму и поэтому позаботился о вдовах. Пророкﷺ женился на этих женщинах, несмотря на то, что они были старше него, не обращая внимания на людские разговоры. Это пример для нас – надо, прежде всего, быть в ладах со своей совестью и быть мужественными, а не прислушиваться, кто чего говорит. В наше время всё наоборот – человек больше боится пересудов, а не Корана и хадисов. Это показывает, как несовершенен наш иман и как плохо мы соблюдаем религию Аллаха. После того, как Хадиджа, разыАллаху анха, умерла, первой женщиной, которую Пророкﷺ, взял в жены была Савда ибн Зам’, разыАллаху анхума. Савда, разыАллаху анха, была замужем за Сакрама инб Амра , они вместе совершили хиджру в Эфиопию. Через какое-то время они вышли в обратный путь, и по дороге её супруг умер. Она осталась одна среди курайшитов-мушриков, никто о ней не заботился. Пророкﷺ женился на ней, несмотря на то, что она была старше него, чтобы защитить от мекканских мушриков одним уже фактом того, что она вышла замуж за Пророкаﷺ.
  4. В-четвертых, необходимо было разъяснить Шариат. Приёмным сыном Пророкаﷺ был Зайд ибн Харис . Он был слугой, которого дядя Хадиджи подарил Пророкуﷺ. Дядя сказал Хадидже, разыАллаху анха, чтобы та выбрала одного из купленных им юношей для работы и прислуживания. Хадиджа, разыАллаху анха, выбрала Зайда ибн Хариса. Расскажем о нём немного. Он вместе с матерью поехал в соседнюю общину, на которую именно в этот момент напало другое племя. Его отобрали у матери и продали в рабство. Отец с матерью горевали, не зная, куда делся их сын. Однажды, совершая таваф вокруг Каабы, Зайд ибн Харис и люди его общины узнали друг друга. Он рассказал, что он живёт у Мухаммада ибн Абдуллаха – это было до того, как на Пророкаﷺ была возложена его миссия. Когда его отец узнал, что сын в Мекке, он пришёл со своим братом к Пророкуﷺ и сказал: «Вы, курайшиты из рода Хашима, милосердны к паломникам, прошу тебя отпустить моего сына, а я заплачу тебе сколько скажешь». Тогда Пророкﷺ, ещё не был посланником. Онﷺ ответил отцу Зайда : «Я дам тебе то, что ещё лучше того, что ты просишь ». Тот спросил: «Что же это? » Пророкﷺ сказал: «Мы дадим Зайду право выбора: если он выберет тебя – уйдёт с тобой; если меня – останется со мной ». Отец Зайда согласился. Когда Зайда спросили, с кем он останется, он ответил, что выбирает Мухаммадаﷺ. Его отец воскликнул: «О Зайд, ты выбираешь рабство вместо свободы?! » Зайд ответил: «О отец, я вижу в Мухаммаде прекрасный нрав, которого не вижу в других ». Это, как мы уже сказали, было до того, как на Пророкаﷺ была возложена его миссия. Зайд посредством фитры, которую в него вложил Аллах, понял, что Мухаммадﷺ, станет Пророком в будущем. Хадиджа, разыАллаху анха, благодаря проницательности, которую ей дал Аллах, выбрала из многих других юношей Зайда ибн Хариса, разыАллаху анху. Пророкﷺ называл его сыном, курайшиты так и называли Зайда – Зайд ибн Мухаммад. Пророкﷺ женил его на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, разыАллаху анха. Позже он велел им развестись, и Аллах велел Пророкуﷺ взять в жёны Зайнаб, разыАллаху анха. Почему так произошло? Так мусульмане узнали, что, согласно Исламу, приёмные дети не могут считаться детьми. И если приёмный сын развёлся с женой, его приёмный отец может жениться на этой женщине.
  5. В-пятых, Пророкﷺ взял в жены Сафию, разыАллаху анха, она была дочерью главы племени иудеев, которого звали Хуяй. Он женился на ней после того, как она приняла Ислам, тем самым показав сподвижникам и всей Умме, как надо уважать тех, кто принял Ислам.
  6. В-шестых, этими браками Пророкﷺ устанавливал крепкие связи между племенами и родами. Пророкﷺ взял в жёны Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророкуﷺ правитель Египта Мукавкис. Марият родила Пророкуﷺ сына Ибрахима. Пророкﷺ женился на Джувайрийи бинт Харис из бану Мусталак для того, чтобы новые люди пришли в Ислам. Люди этого племени были очень сильны в военном деле. Когда сахабы узнали, что Пророкﷺ взял в жены Джувайрийю, разыАллаху анха, они освободили людей из бану Мусталак, которые попали в плен к мусульманам. Сподвижники сказали: «Люди из племени супруги Пророка не должны быть нашими пленниками ». После того, как люди бану Мусталак были освобождены, люди этого племени, которое никак нельзя было покорить, все вместе приняли Ислам. Поэтому сказано, что Джувайрийя бинт Харис, разыАллаху анха, принесла больше всего баракята своему народу.

Все эти женщины, кроме Айши, разыАллаху анха, были замужем до того, как их взял в жены Пророкﷺ. Те, кто придерживается других религий, могут сказать, мол, ваш Пророкﷺ оставил после своей смерти 9 жен. Если это скажут иудеи, мы у них спросим, сколько жён было у Якубаﷵ, отца Юсуфаﷵ? А известная история, которая произошла между Юсуфомﷵ и его братьями — она произошла из-за того, что они были сыновьями одной матери или двух разных матерей? Затем мы спросим, сколько жен было у Сулеймана, Дауда, Ибрахима, алейхим ссалям?

Если сегодня мусульмане будут знать свою религию, это поможет им бороться с ложью, которую распространяют об Исламе.

Когда алим Мустафа Ас-Сибаи приехал в английский городок Орландо, один из местных жителей сказал ему, что Пророкﷺ оставил после себя 9 жён и что, мол, это недостаток. Алим ответил: «Вы считаете, что Даудﷵ и Сулейманﷵ исповедовали вашу религию. Сколько же у них было жён?» Наш Пророкﷺ оставил после себя 9 жён, а у Даудаﷵ и Сулейманаﷵ, как передают, их были десятки. Почему же вы об этом не говорите?» И человек не нашёл что ответить.

Обсуждать то, что делают пророки и посланники, нельзя – Аллах нам не дозволил этого.

Много веков назад жил учёный – имам Бакиляни. В то время правитель Византии пригласил к себе исламских учёных, и имам Бакиляни был среди них. Правитель Византии знал, что мусульмане не склоняют голову перед правителями других религий. Он приказал впустить гостей во дворец через очень низко устроенную дверь, так, чтобы мусульмане вошли, как бы поклоняясь правителю, сидевшему на троне. Когда имам Бакиляни увидел эту дверь, он понял, что задумали византийцы, и сказал алимам входить в дверь спиной. Когда они вошли, правитель сказал им: «Супругу вашего Пророка Айшу пристыдили». Он имел в виду то, что лицемеры обвинили Айшу, разыАллаху анха, в прелюбодеянии. Тогда имам Бакиляни сказал: «Такое говорили о двух женщинах – о Марьям и об Айше. Первая родила ребёнка, вторая – нет. И обеих Аллах очистил в Коране от обвинений в прелюбодеянии». Когда правитель Византии услышал такой ответ, он замолчал.

Браки Пророкаﷺ делятся на два вида:
  1. Те, которые он заключил как простой человек;
  2. Те, которые он заключил как Пророк.

Расскажем про первый вид брака.

Такой брак один, и это брак с Хадиджей, разыАллаху анха. Пророкﷺ взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха, до того, как ему было послано откровение (вахью). С другими женами Пророкﷺ жил восемь лет, а с Хадиджей, разыАллаху анха, он прожил двадцать пять, причём около десяти лет после ниспослания откровения. Других жён Пророкﷺ взял, уже будучи Пророкомﷺ, исполняя повеления Аллаха.

Итак, первая супруга Пророкаﷺ — Хадиджа, разыАллаху анха.

Родословная Хадиджи бинт Хувайлид, разыАллаху анха:

По отцу: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Хувайлида, сына Асада, сына Абдульгузза, сына Кусайя. По отцовской линии родословные Хадиджи, разыАллаху анха, и Пророкаﷺ сходятся на общем предке Кусайе.

1. Первый раз Пророк (мир ему и благословение) женился на Хадидже, дочери Хувайлида. До ее кончины Пророк (мир ему и благословение) не брал себе в жены других женщин. С ним она прожила 25 лет. До выхода замуж за любимого Пророка (мир ему и благословение) она была замужем дважды. Хадиджа (да будет доволен ею Аллах!) была женщиной красивой, умной, честной, деятельной, самой знатной и уважаемой среди курайшитов. После второго развода, какие бы знатные и богатые люди ни сватались к ней, она всем отказывала. Она вела торговлю красиво, честно и широко. За определенную плату она отправляла людей с товаром для продажи в Шам.

О честности, справедливости, о высоких и благородных чертах характера Мухаммада (мир ему и благословение) тогда говорили все, и, конечно, слышала о них и Хадиджа. Когда Мухаммаду (мир ему и благословение) исполнилось 25 лет, Хадиджа предложила ему отправиться с ее торговым караваном в Шам, пообещав заплатить ему в два раза больше, чем другим. Майсара, который сопровождал Мухаммада (мир ему и благословение) в этой поездке и был ответственным за торговое имущество. Он был премного восхищен его прекрасными чертами характера, чистотой нравов и некоторыми чудесами (му‘джизатами), которые он видел.

Эта поездка принесла на удивление большую прибыль. Хадиджа отправила к Мухаммаду (мир ему и благословение) свою подругу Нафисат, чтобы сообщить ему о своем желании выйти замуж за него. И будущий Пророк (мир ему и благословение) согласился. После получения им пророчества, Хадиджа, не жалея сил и средств, помогала ему во всем. Она использовала ради Ислама все: и богатство, и достоинство, и почет, и родню, и ум, и способности.

В самые трудные для Пророка (мир ему и благословение) дни она была для него и искренней, задушевной подругой, у которой он находил покой, и визирем, с которым он советовался, и помощницей, с которой он разделял все горести и которая приносила ему облегчение в его трудностях. Оценивая неимоверную помощь, которую она оказывала Исламу, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) назвал год ее смерти «годом печали».

Хадиджа родила ему всех детей, кроме Ибрахима.

Подвергая Пророка (мир ему и благословение), его родных, близких и всех мусульман экономической блокаде, неверующие обрекли их на голод, жажду и другие трудности и лишения. В это тяжелое время Хадиджа отдала все свое богатство голодающим, истратила его на помощь мусульманам. И после ее смерти Пророк (мир ему и благословение) никогда не забывал о содействии, оказанном ею. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах!) сказала: «Он не выходил из дома, не упомянув Хадиджу». Он отправлял подарки и бывшим подругам Хадиджи. И после смерти Хадиджи, как бы ни хотела этого, ‘Аиша не услышала от Пророка (мир ему и благословение) слов, что он любит ее больше, чем Хадиджу. Пророк (мир ему и благословение) не скрывал от ‘Аиши и других своих жен, что он любил Хадиджу больше, чем их.

В хадисе говорится, что к нашему любимому Пророку (мир ему и благословение) явился архангел Джибриль и сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), Хадиджа идет и несет посуду, полную яств и питья. Когда она подойдет к тебе, ты передай ей приветствие (салам) от Всевышнего Аллаха и меня и скажи ей, что в Раю для нее уготован дом из золотого камыша, в котором нет ни шума, ни трудностей». Пророк (мир ему и благословение) рассказал Хадидже о том, что сказал Джибриль. Она сказала: «Аллах чист от всех недостатков, салам исходит от Него, и да приветствует Он и Джибриля». Такого возвеличивания удостоилась только Хадиджа.

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) сказал ей: «Ты будешь старшей среди женщин Рая». Она спросила: «А кем же тогда являются мать пророка ‘Исы Марьям и жена Фир‘авна Асият?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Асият – старшая среди женщин своего времени, Марьям – старшая среди женщин своего времени, а ты – старшая среди женщин своего времени».

Хадиджа является одной из четырех самых достойных женщин мира, в числе которых также Марьям, Асият, Фатима. Невозможно описать все достоинства Хадиджи. Да будет доволен Аллах Хадиджей – матерью всех правоверных, ее семейством, и да одарит Всевышний Аллах нас ее благодатью и заступничеством. Аминь!

2. Одной из жен нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) была Савдат, дочь Зам‘ата (да будет доволен ею Аллах!).

Вместе со своим первым мужем она приняла Ислам и жила на чужбине. Когда умер ее муж, у нее не оказалось никакой поддержки и опоры. Неверующие родственники стали угрожать ей, чтобы заставить ее отречься от Ислама. Женитьба нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) на ней была для нее самым настоящим спасением. Что могло быть для нее более ценным подарком, чем быть женой Любимца Аллаха и всего мира?!

Она была добродушной женщиной, послушной и покорной мужу и жившей с ним до самой его смерти. Она умерла в последние годы правления Халифатом сподвижника Умара. Да будет доволен Аллах женой Любимца всего человечества, матерью правоверных Савдат, дочерью Зам‘ата!

3. Другой женой Посланника Аллаха была дочь Сиддика (Правдивейший – эпитет Абу Бакра) мать правоверных Сиддикат (Правдивейшая) ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах!).

Среди жен Пророка (мир ему и благословение) только Аиша не была замужем до него. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) заключил с ней акт бракосочетания, когда ей было шесть лет, и привел ее к себе в дом, когда ей исполнилось девять лет (как известно, арабские девушки взрослеют рано).
В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Ангел пришел к Пророку (мир ему и благословение) с куском шелковой ткани, на котором был портрет ‘Аиши, и сказал ему: “Это твоя будущая жена”».

В хадисе, рассказанном Тирмизи, также говорится, что пришел архангел Джибриль с куском зеленой ткани, на котором был портрет девушки, и сказал: «Это твоя супруга и на этом и на том свете».
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах!) родилась в доме, где царила вера (иман) и Ислам. Она дочь самого почитаемого после всех пророков человека – сподвижника Абу Бакра Сиддика. Мать ее звали Уммуруман. ‘Аиша с детства была умной и красноречивой девочкой. Из жен Пророка (мир ему и благословение) она лучше всех переняла у него шариатские науки и больше всех распространяла их среди людей. Поэтому говорят, что одну четвертую часть шариатских законов люди узнали от ‘Аиши (да будут доволен ею Аллах!). Ее имя упоминается и среди семи сподвижников, которые передали общине большую часть хадисов Пророка (мир ему и благословение).

Из шариатских наук одной из самых трудных считается наука «мирас», то есть наука о распределении наследства. Даже старшие сподвижники, когда после смерти Пророка (мир ему и благословение) в этой науке они сталкивались с непонятными для себя вопросами, советовались с ‘Аишей. Только подумайте, чтобы ответить на вопросы ближайших сподвижников, она должна была быть бездонным и бескрайним океаном науки! Поэтому имам аз-Зухри сказал: «Если сравнить знания, которыми обладала ‘Аиша, со знаниями, которые имели все остальные женщины, то знания ‘Аиши превосходили их». В истории человечества не было другой женщины, которая принесла для народа, для своей общины столько пользы, научных знаний и просвещения, чем ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах!).

Непревзойденными были щедрость и отрешенность от мирского ‘Аиши. Однажды Муавия прислал ей 180 тысяч дирхемов в качестве подарка. В тот же день она разложила их в маленькие мешочки и раздала беднякам. Вечером, когда настала пора разговения, она велела служанке принести еду, чтобы открыть свой пост. Служанка сказала, что госпожа раздала столько денег и не купила хотя бы на один дирхам что-либо, чтобы приготовить еду себе. «Если бы ты напомнила мне об этом, я бы купила», - ответила ‘Аиша. Даже когда в доме не было ничего из провизии для приготовления еды, чтобы разговеться, она раздала столько денег и не подумала оставить себе хоть немного.

Она была самой любимой женой Пророка (мир ему и благословение) после Хадиджи. Умерла она в 52 году хиджры. Да будет доволен Аллах любимой женой Пророка (мир ему и благословение) и матерью правоверных ‘Аишей!

4. Женой благородного Пророка (мир ему и благословение) была и мать правоверных Хафсат (да будет доволен ею Аллах!), дочь Умара-асхаба.

Ее муж Ханис умер от ран, полученных на священной войне при Ухуде. Умар-асхаб выразил желание, чтобы его дочь взял в жены сподвижник Абу Бакр. Однако тот ничего не ответил. Немного обидевшись на это, Умар предложил свою дочь в жены сподвижнику Усману. Тот тоже ответил, что пока не намерен жениться. Удивленный и обиженный Умар-асхаб отправился к Пророку (мир ему и благословение) и рассказал ему обо всем. Тогда наш любимый Пророк (мир ему и благословение) сказал: «На Хафсат женится человек лучший, чем Усман, а Усман женится на женщине лучшей, чем Хафсат». Пророк выдал за Усмана свою дочь Умму-Кульсум, а сам женился на Хафсат (да будет доволен ими всеми Аллах!). Посланник Аллаха развелся с Хафсат из-за того, что она раскрыла одну тайну. Но архангел Джибриль сказал ему: «Верни Хафсат, она очень набожная и старательная в поклонении Всевышнему женщина, ночами бодрствует, занимаясь богослужением, а днями соблюдает пост. Она и в Раю будет твоей женой». Когда Пророк (мир ему и благословение) женился на ней, ей было 23 года. Она умерла в 37 году хиджры, а некоторые говорят, что она умерла в 45 году хиджры. Да будет доволен Аллах женой Своего Любимца (мир ему и благословение), матерью правоверных Хафсат.

5. Также женой любимого Пророка (мир ему и благословение) была Зайнаб, дочь Хузаймы (да будет доволен ею Аллах!).

Посланник Аллаха женился на ней в третьем году хиджры. Прожив с пророком 8 месяцев, она умерла, едва достигнув 30 лет. Она раздавала беднякам много милостыни, заботилась о них как могла. Поэтому ее назвали матерью бедных. Да будет доволен Аллах женой Пророка (мир ему и благословение), матерью правоверных Зайнаб, дочерью Хузаймы.

6. Посланник Аллаха был женат и на Умму-Саламе (да будет доволен ею Аллах!).

Она была из богатой семьи. В первый раз она вышла замуж за богатого человека по имени Абдуллах. В первые же дни распространения Ислама они оба стали мусульманами. Ради Ислама она дважды совершила переселение и перенесла много трудностей. Когда она была опечалена смертью мужа, Пророк (мир ему и благословение) сделал ее и ее маленьких детей своими домочадцами. Она провела красивую жизнь с Пророком (мир ему и благословение), была с ним в хадже, на священных войнах, в путешествиях и поездках. После смерти Пророка (мир ему и благословение) она жила еще долго и умерла в 62 году хиджры на 84 году жизни. Ее звали Хинд, дочь Абу Умайи. Да будет доволен Аллах женой любимого Пророка (мир ему и благословение), матерью правоверных Умму-Саламой.

7. Женой нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) была также Зайнаб, дочь Джахша.

В то время (до пророчества Мухаммада) среди арабов был распространен обычай усыновлять чужих детей и, считая их своими, передавать им наследство. Обычай также запрещал усыновителю брать в жены вдову после смерти усыновленного человека. Всевышнему Аллаху было угодно отменить этот обычай. Поэтому по велению Аллаха Пророк (мир ему и благословение) женился на бывшей жене Зайда, сына Харриса, которого он опекал как сына. Был ниспослан специальный аят по этому случаю. Поэтому она с радостью говорила: «Других жен выдали за Пророка (мир ему и благословение) их отцы, или братья, или близкие родственники, а меня выдал Сам Всевышний Аллах, ниспослав повеление об этом».

В доме любимого Пророка (мир ему и благословение) она жила с достоинством и красиво. Она была очень богобоязненной, много поклонялась Аллаху. Зайнаб (да будет доволен ею Аллах!) сама шила одежду и своим трудом находила средства для раздачи в качестве милостыни. Любимый Пророк (мир ему и благословение) сказал своим женам: «Из вас после меня первой умрет самая длиннорукая, т. е. щедрая». Как он и предсказал, она умерла первой после Пророка (мир ему и благословение), потому что была самой щедрой. Да будет доволен Аллах женой Пророка (мир ему и благословение), матерью правоверных, дочерью Джахша Зайнаб.

8. Женой Пророка (мир ему и благословение) была и дочь Хариса Джувайрийа (да будет доволен ею Аллах!).

Ее звали Баррат (Бурайрат). Пророк (мир ему и благословение) дал ей имя Джувайрийа. В священной войне против племени бану Мусталак среди попавших в плен оказалась и она. Тогда она пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и попросила помочь ей освободиться из плена. Он поставил перед ней условие: выйти за него замуж. Она согласилась, и они поженились. Узнав об этом, сподвижники сказали, что нельзя держать в плену родственников жены Пророка (мир ему и благословение), и освободили всех пленных. Тогда они все до единого приняли Ислам. Поэтому Аиша говорила, что, наверное, нет на свете женщины, которая оказалась бы таким большим благом для своего народа, какой оказалась Джувайрийа. Она была красивой, красноречивой, приятной женщиной. Когда Пророк (мир ему и благословение) взял ее в жены, ей было 20 лет. Она умерла в 56 году хиджры. Да будет доволен Аллах женой Любимца человечества, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), матерью правоверных Джувайрийей.

9. Также женой нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) была дочь Ахтаба Сафийа (да будет доволен ею Аллах!).

Она была дочерью человека, который был правителем иудеев. Ее отца мусульмане убили, как человека, причинявшего большой вред Исламу. Ее муж был убит во время сражения при Хайбаре. Он тоже был богатым человеком. Сафийа попала в плен на священной войне за Хайбар. По происхождению она была еврейкой. Она согласилась выйти замуж за Пророка (мир ему и благословение), и после принятия ею Ислама Пророк (мир ему и благословение) заключил с ней шариатский брак.

Она была очень красивой. Чтобы посмотреть на нее, приходили женщины-арабки. Даже Аиша пришла взглянуть на нее, одевшись так, чтобы ее не узнали. Сафийа обладала совершенным умом и пользовалась почетом и уважением. Ей было 17 лет, когда она выходила замуж за Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение), увидев на ее лице какой-то след, спросил у нее, от чего он. Она ответила: «Во сне я увидела, как на мою грудь садится солнце (в другой версии говорится, что она увидела луну, опустившуюся на ее колени). Я рассказала этот сон своему мужу. Он ударил меня, сказав: “Ты хочешь стать женой царя арабов!”».

Она до смерти Пророка (мир ему и благословение) жила с ним, умерла в 50-м году хиджры. Да будет доволен Аллах женой Любимца миров и нашего Пророка (мир ему и благословение), матерью правоверных Сафийей.

10. Пророк был женат и на Умму-Хабибе (Рамлат), дочери Абу Суфьяна (да будет доволен ею Аллах!) .

Умму-Хабиба одной из первых приняла Ислам. Ради Ислама она покинула свою родину и вместе с мужем Убайдуллахом, сыном Джахша, переселилась в Эфиопию. Там она родила дочь, которую назвали Хабибат. Когда ее муж, отрекшись от Ислама, принял христианство, она твердо решила остаться в исламской религии. При попечительстве царя Эфиопии, который тайно принял Ислам, когда она еще жила там, Пророк (мир ему и благословение) посватался к ней и заключил с ней брак.

Она была женщиной, отказавшейся от отца – одного из вождей курайшитов, который выступал против Ислама, и оставившей мужа, который отрекся от Ислама. Она твердо держалась Ислама во всех ситуациях. То, что Пророк (мир ему и благословение) женился на ней, было для нее огромной милостью и большим подарком. На седьмом году хиджры Умму-Хабиба вместе с другими мусульманами прибыла в Медину. Когда она жила в Медине, к ней приехал ее отец Абу Суфьян. Он пришел к Пророку (мир ему и благословение) от лица неверующих, чтобы обновить договор, нарушенный самими курайшитами. Войдя в дом Пророка (мир ему и благословение), он хотел сесть на постель Пророка (мир ему и благословение). Умму-Хабиба убрала постель, чтобы он не сел. Он спросил: «О, дочь моя, ты собрала постель, оказывая мне почет или же унижая меня?». Она ответила: «Это постель Посланника Аллаха, а ты многобожник, тебе не подобает сидеть на постели Пророка (мир ему и благословение)».

Она умерла в 44 году хиджры в городе Медине. Там же и похоронена. Да будет доволен Аллах женой Любимца человечества и матерью правоверных Умму-Хабибой.

11. Также женой Пророка (мир ему и благословение) была дочь Хариса Маймуна (да будет доволен ею Аллах!).

Ее тоже звали Баррат. Пророк (мир ему и благословение) дал ей имя Маймуна. Когда ей было 26 лет, умер ее муж, и она осталась вдовой. В 7-м году хиджры Пророк (мир ему и благословение) засватал ее. В то время он был на малом паломничестве (умре), которое он совершал как долг. Когда к Маймуне пришел представитель Пророка (мир ему и благословение) с вестью, что Пророк (мир ему и благословение) засватал ее, она от радости слезла с верблюда и сказала: «Этот верблюд и все, что на нем, принадлежит Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)». После завершения умры в пути, в местечке Сараф, Пророк (мир ему и благословение) встретился с ней. До смерти Пророка (мир ему и благословение) она была в почете и под его защитой. Умерла она в том же месте Сараф, где и встретилась с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), там же ее и похоронили. Да будет доволен Аллах женой Любимца всего мира (мир ему и благословение), матерью правоверных Маймуной.

12. Многие ученые-исследователи считают, что женой Пророка (мир ему и благословение) была и Райхана, дочь Зайда (да будет доволен ею Аллах!).

Она была очень красивой и стройной женщиной.

Умирая, Пророк (мир ему и благословение) оставил после себя девять жен: Савдат, Сафийу, Джувайрийу, Умму-Хабибу, Маймуну, Аишу, Зайнаб, Умму-Саламу, Хафсат (да будет доволен ими всеми Аллах!). Некоторые ученые среди его жен называют также Хавлат, Амрат и Умаймат.

Сына Ибрахима (да будет доволен им Аллах!) родила Пророку Марият. Она была служанкой, которую подарил Пророку (мир ему и благословение) египетский правитель Мукавкис.

В женитьбе Пророка (мир ему и благословение) на этих женщинах было множество целесообразных причин и мудростей: распространение Ислама, объединение родов, доведение до человечества некоторых шариатских законов, связанных с семейной жизнью и т. д. Пророк (мир ему и благословение) не вступил ни в один брак с целью удовлетворения своей похоти или следуя страстям, как утверждают враги Ислама. Сколько бы жен ни было у нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), Всевышний Аллах даровал ему способность, талант и силу соблюдать между ними равенство и справедливость, удовлетворить их материально и морально, коими Он не одаривал в мире более никого. Все они были рады и счастливы, что они жены Любимца Аллаха, Пророка (мир ему и благословение). Каждая из них видела и осознавала, что получила больше счастья, чем все женщины мира.

Благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сохранил свою молодость в чистоте, не касаясь ни одной чужой женщины. Имея возможность жениться, до достижения 25 лет он не вступал в брак. Он имел возможность жениться на молодой девушке, а женился на Хадидже, которая была намного старше его. Пророк (мир ему и благословение) имел возможность взять вторую жену, но в течение 25 лет, пока Хадиджа была жива, он не женился на другой.

Несмотря на наличие стольких жен, он ночами вставал и поклонялся Всевышнему Аллаху так долго, что у него отекали ноги. В одежде, в еде, в жилище, в обеспечении жен он при всех возможностях не допустил излишества и не требовал большего, чем бедняки.

Посланник Аллаха был человеком разносторонних дарований. Он был мудрым законодателем, выдающимся государственным деятелем, талантливым полководцем, проповедником, распространявшим Ислам и призывавшим людей к Аллаху, воспитателем лучших нравов у человечества. Он является Любимцем человечества, Господином всех народов, Любимцем Аллаха, посланным Им ко всем народам в качестве милости.

Кураммухаммад-хаджи Рамазанов

Те, кто клевещет на любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), говоря, что он исполнял свои любовные прихоти, следовал за своими страстями, – это люди, потерявшие человечность, растоптавшие совесть, честь, бросившие свой разум в мусорную яму своей глупости. Они смотрят в зеркало и, видя свои обезьяньи морды, говорят: как же ты уродлив! Этим говорящим животным, явившимся на этот свет в человеческом обличии, было бы намного лучше воздержаться от подобной лжи и наговоров на святого Пророка (мир ему и благословение).