Земные поклоны после причастия. Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, есть, пить, мыться, умываться, принимать душ? Можно ли спать, заниматься любовью, пить алкоголь, целовать иконы, ребенка, родных, вставать на колени после Причастия? Что нель

Оксана, Санкт-Петербург

Как объяснить нехорошее состояние после причастия?

Давно не причащалась. Тут в Чистый четверг решилась. Странно, что не успела я дойти до запивка, как меня охватил озноб, стало холодно и мурашки побежали по телу. Это было недолго, но существенно, потом я все списала на мою мнительность, мало ли что. В ночь на Пасху произошло то же самое. И тут я уже призадумалась, спросила у батюшки, и он меня напугал, сказав, что все плохо очень. Что делать-то, почему? Думаю, что за грехи, богохульство, наверное так. А что делать мне и что ожидать? Подскажите мне план моих действий.

Доброго здоровья. Ваш вопрос можно разделить на два направления. За что это и как выйти из этой ситуации.

Самое первое. Вопрос, за что это происходит с вами. Нужно честно сказать, что никто не знает ответ на данный вопрос. Святых людей, которые были раньше и могли дать ответ Духом Божиим, безошибочный и точный, — сейчас нет. А если вдруг предположить, что они где-то и есть, то мы о них, настоящих, не узнаем. По той причине, что чем святее человек, тем он смиреннее, то есть не кричит о себе на каждом углу. Совесть внутри самого человека подсказывает ему, за что это происходит с ним. Важно прислушаться к ней, если она не завалена хламом разных грехов и совсем уже не замолчала.

Другая сторона — это подготовка к причастию. Причастие без должной подготовки очень опасно, об этом всегда везде и всюду говорилось. Начиная с апостола Павла (К Коринфом, глава 11- я, стихи 27-30):

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

Второе направление ответа на вопрос — конкретный план действий.

  • Священное писание и толкование на него. Начать необходимо с Нового завета, с четырёх Евангелий и толкований на них Феофилакта Болгарского. Они есть в интернете, можно скачать бесплатно.
  • Творения Святых отцов и жития святых. Читать необходимо начать с древних, всеми признанных отцов и учителей церкви, а не новых.
  • Прочая литература. Весь упор необходимо сделать на первые две категории, то есть твердую пищу для ума.

Затем необходимо молиться утром и вечером. Необходимо наладить регулярное посещение церковных служб в храме. Нужно освоить пост — все четыре поста и среды с пятницами. Начать с простого: отказаться хотя бы от мясной и молочной пищи в посты. Потратить время, прочитать литературу о духовном отце, каким он должен быть. Молиться Богу, чтобы помог найти не прельщенного духовного отца. И найти его. К нему сходить на покаяние — таинство исповеди. Советоваться с ним по разным духовным вопросам. То, что подсказывает совесть, стараться исполнять. Вот краткая инструкция ваших действий.

Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков:

  • нельзя в этот день мыться,
  • нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками?
  • Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул?
  • Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день?
  • Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целуешь 100 раз за день?

иерей Николай Фатеев:
вот что рекомендуется и общепринято:
«Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь.По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.»

Как нужно вести себя в течение дня после причащения?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.

При причастии надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?

Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.

иерей Димитрий Туркин

Говорят, после причастия нельзя христосоваться?

Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?

Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.

диакон Павел Миронов

Что делать с одеждой, испачканной после причастия?

Во время причащения четырёхмесячного сына, отойдя от Чаши, заметила, что у него течет Кровь Христова по щеке. Капелька попала на марлевую салфетку и на кофту. Что делать с кофтой и салфеткой? Галина

Дорогая Галина! Кофточку и салфетку надо сжечь, а пепел закопать в землю (дабы отвратить от попирания,осквернения), можно отнести вещи в храм и попросить, чтобы там сожгли, потому что на них попала Святая Кровь. В следующий раз, когда будете причащать маленького ребенка, постарайтесь быть предельно внимательной, не торопитесь, когда подносите его ко Святой Чаше. В этом необходимо покаяться на исповеди.

Храни Господь Вас и Вашу семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Посмотрите на видео правила поведение после Причастия.

Можно ли после причастия спать и делать поклоны?

Можно ли после причастия прикладываться к иконам?

Можно ли после причастия мыться?


Как поступить православному после причастия

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам.

Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения:

«Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.
Протоиерей Андрей Ткачев

Православные молитвы читаемые после Причастия

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

1-я православная молитва читаемая после причастия

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва святого Василия Великого читаемая после причастия

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты - хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

​Молитва святого Симеона Метафраста читаемая после причастия

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

4-я православная молитва читаемая после причастия

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя - в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва к Пресвятой Богородице читаемая после причастия

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям - скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Слушать на видео православные молитвы читаемые после причастия

Что такое Причастие? Как нужно правильно поститься перед этим днем? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Все верующие православные христиане должны ходить на Причастие в церковь. Святая Евхаристия — это особенная процедура, которая является памятью о Христе.

  • Накануне своей страшной смерти Христос говорил своим ученикам о том, что в его память люди будут пить вино и вкушать хлеб. Это символы его крови и тела.
  • Поэтому все время существования православной веры, люди ходят на литургию, причащаются вином и вкушают хлеб, а священники читают молитвы со словами «О предложенных Честных Дарах Господу помолимся».
  • Как правильно нужно готовиться к Причастию? Что можно делать накануне, а что нельзя? Что разрешено делать правилами церкви после Причастия? Читайте об этом в статье.

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?

Раньше, даже во времена гонения церкви, бабушки все равно посещали храмы и водили на литургию своих детей, а потом внуков. Но, если говорить о православной грамотности, то ее почти не было. Каждый поступал так, как считал нужным, ведь люди боялись не то чтобы спросить, а и вести любые разговоры о Боге или церкви.

Сейчас эти дети и внуки выросли, но все также продолжают посещать храм. У них часто возникает вопрос: можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ, ведь бабушки учили одним правилам, а каноны церкви подразумевают совсем другое.

  • Посещение храма – это особенное событие, ведь мы встречаемся с Богом, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине.
  • Человек должен осознавать, что это праздник. Поэтому чистить зубы, мыться, умываться и принимать душ нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО . В правилах церкви прописано, что если человек будет чистить зубы и глотнет немного воды или пасты, то это не считается, что он пил воду или ел. Нужно реально смотреть на ситуацию, используя мудрость и свой разум, которыми наделил нас Бог.
  • Также необходимо надевать чистые и красивые одежды. Божественная литургия — это праздник, встреча с Богом, жизнью в молитвах. Об этом нужно помнить, и тогда не будут возникать вопросы, можно ли мыться и как нужно одеваться.

Храм должен занимать особое место в жизни каждого христианина. Это дом Бога, куда мы должны приходить без скорби и уныния.



За сколько часов до Причастия нельзя есть?

Строгий пост начинается перед Причастием начинается после 12 ночи предыдущего дня. Это означает, что нельзя ничего кушать и пить. Литургия обычно начинается в 8 утра, причащать начинают через 1,5-2 часа. Поэтому получается, что за 9-10 часов до Причастия нельзя есть и пить.

Можно ли есть рыбу накануне Причастия?

За 3 дня до Причастия нужно держать пост. Запрещены все мясные и молочные продукты, но можно кушать каши, овощи, орехи. Можно ли есть рыбу накануне Причастия? Рыба разрешена, но, как и другие блюда, до начала строгого поста перед Евхаристией, то есть до 12 часов ночи.

Важно: Три дня перед причастием ограничьте сладости. Можно только сухофрукты. Не ешьте до отвала. Соблюдайте пост, в котором важны не человеческие потребности, а молитва.



Можно ли пить, употреблять квас, воду, кофе перед Причастием?

Во время трехдневного поста перед Причастием важно читать молитвы: канон покаянный Спасителю, канон молебный Божией Матери, канон Ангелу Хранителю, последование ко Святому Причастию. Эти кондаки и песнопения помогут правильно подготовиться, если вы хотите принять Святые Дары правильно.

Во время поста перед Причастием запрещено пить спиртные напитки, употреблять квас, и кофе. В эти три дня тело человека — это храм души, где должно быть спокойно, а кофе, квас на дрожжах и алкогольные напитки не могут должным образом настроить на молитвы. Воду пить можно, но до начала строгого поста — до 12 часов ночи.

Можно ли кормить ребенка перед Причастием?

Маленькому ребенку сложно выдержать долго без еды, а Евхаристия обычно начинается не раньше 10-00 часов. Поэтому многие родители задают вопрос: можно ли кормить ребенка перед Причастием?

  • Детей до 3-х лет можно кормить за 2 часа до принятия Святых Даров.
  • Особенно нужно уделить внимание кормлению младенцев. Если грудного ребенка покормить, а потом поднести ко Причастию, то он может срыгнуть, а это недопустимо. Поэтому маленькому ребенку до года также нужно выдержать без еды хотя бы 2 часа до начала Евхаристии.

Важно: Лучшим решением в этом случае будет посещение ранней литургии, которая обычно совершается в больших храмах. В 8 часов в этих церквях уже идет Причастие.



Можно ли есть перед Причастием больным людям и беременным?

Пост нужен человеку для обуздания тела, а когда оно слабое, то не нуждается в этом. Больное тело нуждается в помощи, чтобы вылечиться и выздороветь. Так написано в церковных правилах. Поэтому перед Причастием больным людям кушать можно, но нужно постараться сделать это как можно раньше, чтобы не перед самим процессом принятия Святых Даров.

Беременным женщинам также делается послабление в посте. Но нужно обговорить все с батюшкой во время вечерней исповеди. Он посоветует, как правильно поступить согласно Законам Божьим.

Важно: Обязательно просите благословения у батюшки по поводу каких-либо своих сомнений, касающихся любых церковных действ или даже жизненных ситуаций.

Можно ли пить лекарства перед Причастием?

Есть болезни, когда лекарства нужно принимать постоянно с периодичностью в 2-3 часа (астма, сахарный диабет, разные воспаления и так далее). Люди с такими заболеваниями задаются вопросом: можно ли пить лекарства перед Причастием?

  • Если лекарство жизненно необходимое, то его нужно принимать в обязательном порядке.
  • Если можно воздержаться от приема медикаментов, то тогда лучше это сделать.
  • Если есть сомнения по этому поводу, нужно обратиться к батюшке, который примет решение, допускать вас к Таинству Евхаристии или нет. Попросите у батюшки благословения.

Чтобы у вас не было сомнений, обговорить заранее этот вопрос со священником. Тогда вы сможете со спокойной душой готовиться к исповеди и Причастию.



Можно перед Причастием сдать кровь на сахар?

Для людей, больных сахарным диабетом, жизненно необходимо знать уровень глюкозы в крови. Поэтому перед причастием можно сдать кровь на сахар и принять необходимые лекарства.

Можно ли перед Причастием смотреть телевизор?

Приготовление в церковной практики ко Причастию называется говением. Продолжается оно три дня до Евхаристии, и касается как телесной так и духовной жизни человека. Тело воздерживается от употребления мясной и молочной пищи, а ум не должен рассеиваться по житейским мелочам и развлекаться. Поэтому перед Причастием недопустимо смотреть телевизор, ходить в шумные компании. Нужно провести время дома — в тишине и молитве.

После Причастия: когда и что можно кушать, можно ли кушать мясо?

Пост устанавливается только перед Причастием, как подвиг воздержания от земных благ. Это нужно для того, чтобы человек стяжал благоговейную настроенность для принятия Святых Даров. После Причастия можно кушать все, а также молочные продукты, мясо. Но если нет поста в этот день. Если церковью прописан пост по случаю какого-то праздника или поминания Святого, то необходимо воздержаться от употребления мясных, молочных продуктов и рыбы.

Важно: Часто во время поста, в некоторые церковные праздники, можно кушать рыбу. В этот день и причастившемуся также ее можно вкушать, но желательно, чтобы рыба была без костей, чтобы не сплевывать их.



Можно ли пить спиртное, вино после Причастия и в день Причастия?

В день Святой Евхаристии и после него никаких канонических препятствий для вкушения спиртных напитков нет. Можно праздновать и пить вино после Причастия и в сам этот день, но в умеренных количествах, а не превращать застолье в пьянство и объединение. Важно, чтобы в этот день не тошнило. Поэтому от водки лучше отказаться, а выпить немного хорошего вина.

Когда можно чистить зубы, умываться, мыться, мыть голову после Причастия?

В день Причастия лучше ничего не сплевывать, поэтому стоит воздержаться от чистки зубов. По поводу мытья тела и головы после Святой Евхаристии никаких канонических запретов нет. Если у вас есть опасение, что вы будете умываться, мыться или мыть голову после Причастия и непроизвольно отплевываться от воды, тогда воздержитесь от этих процедур один день.



Можно ли спать после Причастия?

После Причастия многим людям хочется прийти домой и лечь спать. Ведь в этот день люди обычно рано просыпаются, чтобы успеть собраться к литургии и прочитать все необходимые молитвы. Так можно ли спать после Причастия? Нежелательно это делать, так как только бодрствование поможет сохранить полученную благодать. В этот день после церкви лучше почитать Библию и подумать о Господе, чтобы сохранить светлое чувство радости в душе подольше.

Можно ли заниматься любовью после Причастия?

Церковные правила предписывают в день Святой Евхаристии хранить частоту телесную и занимать свой ум только мыслями о Боге и молитвами. Поэтому заниматься любовью после Причастия не нужно.

Можно ли идти на работу после Причастия?

Если вам нужно идти на работу после Причастия, то никаких препятствий для этого в церкви нет. Но, если есть возможность отложить работу, то сделайте это, и проведите хотя бы полдня за чтением молитв и в душевном спокойствии.



Многие люди утверждают, что после Причастия нельзя целовать иконы, крест, руку священнику, ребенка и других родных. Но любой батюшка скажет, что это суеверие. По церковным канонам в воскресный день только земные поклоны не делаются. Если вы приложились к чаше после получения Святых Даров, то это никак не должно сказаться на дальнейшем видимом проявлении вашего благочестия. Сразу после Причастия нужно принять теплоту (теплую воду, смешанную с вином) и потом можно прикладываться к иконам, кресту и к благословляющей руке священника.

Можно ли вставать на колени после Причастия?

Как говорилось выше, поклоны до земли после Святой Евхаристии делать не нужно. Но, если в церкви во время службы и молитвы все встали на колени, то и вам можно это сделать. Но это навряд ли будет, так как после окончания Причастия читаются благодарственные молитвы Богу и служба заканчивается небольшой проповедью священника.



Можно ли убираться дома в день Причастия?

День Причастия нужно посвятить духовным занятиям, а мирские дела лучше сделать потом. Не стоит убираться в доме в день Причастия из чувства благодарения перед Святым Таинством, а также чтобы сохранить в себе эту благодать.

Следует помнить о том, что ссора с близким человеком еще хуже, чем выполнение работы по дому. Поэтому в день Святой Евхаристии нужно думать о хорошем, стараться ни с кем не разговаривать, читать молитвы. Но если вам нужно исполнить работу по дому ради помощи ближнему, то это можно сделать, но с особой духовной осмотрительностью.

Почему после Причастия нельзя работать в земле?

Причастие — это праздник, который нужно провести с радостью в душе, наслаждаясь каждой минутой благодати, данной свыше. Считается, что после принятия Святых Даров нельзя работать в земле, чтобы не растерять благодать. Кто-то говорит, что бес может утащить эту благодать. Но это суеверие. Если вы что-то хотите выполнить или вам нужно это сделать после Причастия, то посоветуйтесь со священником. Скорее всего, он ответит, что этот день нужно посвятить Богу, читать молитвы и находиться дома в спокойствии.



Можно ли сплевывать, выплевывать косточки с ягод после Причастия?

Как говорилось выше, сплевывать после Таинства Причащение нельзя, а тем более, выплевывать косточки с ягод. Воздержитесь от такой еды после принятия Божьей благодати.

Что нельзя еще делать в день причастия?

Житейский опыт многих людей говорит о том, что получить легче, чем удержать. Точно также можно сказать и о духовном опыте — важно уметь пользоваться даром — это самое тяжелое, что ожидает получателя. Что нельзя еще делать в день причастия? Вот несколько советов:

  • Грешить, раздражаться и прибывать в унынии.
  • Целовать животных, а также тискать их и разговаривать с ними.
  • Кашлять и сморкаться можно, но в платочек, а не сплевывать на землю.
  • Жевать жевательную резинку.

Существует такое сказание, что изгнанная нечисть после Причащения бродит по лесам и полям, и не нашедшая пристанища думает: «А не вернуться ли обратно в дом?». Она возвращается снова к человеку — духовно чистому после Причащения и призывает с собой еще 7 духов. Поэтому часто бывает, что после Причастия человек начинает грешить еще больше. Важно сохранить то состояние и благодать, данные во время принятия Святых Даров. Не нужно зацикливаться на суеверии, необходимо читать молитвы и каноны и жить согласно заповедям Господним.



Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви?

Когда мы переступаем порог церкви, мы попадаем в Божий дом — это уже Небо, а не земля, и все мирские проблемы и мысли должны остаться за порогом. Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви? Возле чаши люди принимают Тело и Кровь Христовы. Здесь только Чистота и Стерильность. У верующих людей даже не должна возникать мысль о заразных болезнях. Кроме этого православный христианин не должен об этом думать вообще. Батюшка ходит причащать больных людей в больницах, но никто еще не заразился.

Причастие — это одно из Великих Таинств. Человек должен принимать Святые Дары, чтобы очищать душу. Важно, чтобы человек не утрачивал благоговения, но всем естеством ощущал пользу Таинства Причащения. Только истинные верующие люди всю жизнь питают душу неповторимым контрастом: между тоскою раба, которые стоит и молится на коленях (во время исповеди), и вольным полетом орла, широко раскинувшего крылья (после Причастия).

Видео: Откуда взялся запрет на еду перед Причастием?

Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.

Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.

«Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».

Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.

«Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11, 29) — вразумляет нас апостол Павел. Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней, и воздержание от супружеской близости на это время и чтение многих молитв, и посещение богослужений — каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно исповедаться перед Причастием.

Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.

«Со страхом Божиим и верою приступите…» — провозглашает диакон. Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике…

Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару.

Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они:

  1. Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Поклон совершается не перед Самой Чашей, а в стороне;

  2. Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук;

  3. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной;

  4. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;

  5. Женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду;

  6. Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя. Принять Святые Дары и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово;

  7. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;

  8. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;

  9. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать;

  10. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день — страшный грех;

  11. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы;

  12. Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует. После причащения принято пить «теплоту» - теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить. Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам. Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью. «С момента причастия Святых Христовых Тайн, - наставлял преподобный Никон Оптинский, - до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет». Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили: - Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех? - Нельзя, - ответил старец Сампсон. - Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия. - Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения? - Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие! Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое. И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал. Несродные стихии не могут существовать вместе. Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами. После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца. Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал: - Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением. «Подмечено, - писал митрополит Вениамин (Федченков), - что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. ОБОБЩЕНИЕ: 1. Мы должны пребывать в размышлении о том, какой страшный в своем величии дар нами получен. Нам нужно благодарить за это Господа и духовно трезвиться, чтобы чем-либо не оскорбить Божественную благодать, которую мы сподобились принять в таинстве Евхаристии. 2. Имея в себе Самого Господа, мы должны употребить время после причастия для углубления нашей духовной жизни, приобретения добродетелей, борьбы со страстями и греховными привычками. 3. Обитающий в нас Господь неизмеримо усиливает наши духовные силы. Поэтому период времени, следующий за принятием Святых Даров, бесценен. Им надо дорожить и его необходимо использовать разумно.