Загадка шестая - пражский голем. Ребет лев

Лев Ребет (* 3 марта 1912, Стрый, Львовская область – † 1957, Мюнхен) – украинский политический деятель, публицист и адвокат еврейского происхождения, один из лидеров ОУН.
Родился в семье почтового чиновника. С детских лет отличался глубокой религиозностью и преданностью украинской национальной идее. Принимал участие в юношеском движении пластунов. В 15-летнем возрасте, учась в украинской гимназии, стал членом Украинской Военной Организации (УВО) после основания Организации украинских националистов в 1929 г. вступил в ее ряды.
Окончил юридический факультет Львовского университета.
Узник польских тюрем за принадлежность к ОУН.
1934-1938 – проводник краевой экзекутивы ОУН в Западной Украине. После раздела Польши между нацистской Германией и Советским Союзом в сентябре 1939 года Ребет уехал в Краков, там он входил в состав Центральной экзекутивы ОУН и руководил разведкой.
1940-1941 – после раскола ОУН на мельниковскую и бандеровскую фракции поддерживает Степана Бандеру.
С апреля 1941 г. – член ОУНР.
Когда 22 июня 1941 разразился советско-германская война, Ребет в составе бандеровской походной группы отправился во Львов. Вечером 30 июня 1941 в освобожденном от Красной армии Львове было провозглашено восстановление Украинского государства. 5 июля Лев Ребет назначается заместителем Председателя Украинского государственного правления (т.е. Западноукраинского правительства), которое возглавлял Ярослав Стецько, а после ареста последнего одно время исполнял функции Премьера Правления. В тот же день Гитлер приказал Гиммлеру принять репрессий против Украинского государственного правления. Следовательно, 6 июля гестапо арестовало в Кракове Степана Бандеру, 9 июля во Львове – председателя Украинского государственного правления Ярослава Стецько, а 12 июля – членов Правления Дмитрия Яцива, Романа Ильницкого, Владимира Стахова и Льва Ребета. Всех их перевезли в Берлин, и там нацисты течение 2 месяцев следствия требовали от них отозвать Акт восстановления Украинского государства. Поскольку же Бандера, Ребет, Стецько и другие руководители Украинского государственного правления отказались это сделать, нацисты отправили их в концентрационные лагеря – гестаповцы арестовали Ребета в сентябре 1941 года и доставили в краковской тюрьмы, а затем и в концлагерь Аушвиц, где он сидел в заточении до декабря 1944.
Летом 1944 года была образована Украинский Главный Освободительный Совет (УГВР), взявшая руководство повстанческим движением. В состав Президиума Совета была избрана жена Ребета Дария. Тогда же был сформирован и Генеральный Секретариат, есть украинская подпольное правительство. Когда в октябре 1944 года нацисты наконец выпустили Ребета из концлагеря, он по поручению Украинского Главного Освободительного Совета уехал в Мюнхен, чтобы представлять ее в отношениях с западными союзниками.
С 1945 г. в Мюнхене, возглавлял организации ОУНР.
1945-1948 – главный судья Заграничных частей ОУН.
С 1948 г. – становится вместе с Николаем Лебедем, Иваном Бутковский и Мирославом Прокопием одним из руководителей ОУНР, а вскоре – ее председателем.
В 1948 году в бандеровском отломов ОУН произошел первый раскол, когда Лев Ребет и ряд других лидеров выступили против тоталитарных и авторитарных идей, исповедуемых Бандерой, Стецько и другими лидерами. В 1953 году была предпринята попытка примирения, но в феврале 1954 года этот раскол стал окончательным. Бандера и Стецько предложили вернуться к идеологии действующего национализма с его лозунгом «Украина для украинском», а Лев Ребет считал это глупостью. Бандера и Стецько пропагандировала авторитарный стиль, вместо Лев Ребет и его единомышленники отстаивал принятую 1943 новую программу ОУН, главным лозунгом которой было «Свободу народам, свободу человеку!»,
Вследствие многочисленных партийных конфликтов Лев Ребет с декабря 1956 перестает быть членом ОУНР, и вместе со своим соратником и единомышленником Зеновием Матло создает новые руководящие органы Заграничных частей ОУН. Учитывая наличие двух проводников сторонников этого крыла ОУН – так называемого ОУНЗ – назвали "двийкари".
Находясь в эмиграции, Ребет занимается научной и публицистической деятельностью. Он был сотрудником газет «Украинская трибуна», «Время» и «Современная Украина».
1949 – защитил докторскую диссертацию на тему «Государство и нация».
С 1952 г. – доцент, а с 1954 г. – профессор государственного права Украинского свободного университета.
С 1955 г. – главный редактор общественно-политического журнала «Украинская самостийник».
Автор многих трудов по теории и истории украинской нации, в частности, «Теория нации», «Государство и нация», «Формирование украинской нации», «Света и тени ОУН», «Происхождение украинский, русских и белорусов в свете современных советских теорий».
Ребет категорически отвергал тезис «Украина для украинском», утверждая, что «украинский народ, будучи в Восточной Европе народом с старейшей земледельческой культурой, имеет данные быть также глашатаем передовых идей человечества на тех пространствах. Украина может и должна стать образцом политической культуры для всего окружения и вместо тирании, столетиями на Востоке представляла российская – белая и красная – империя, показать образец современного демократического государства, где свобода и достоинство человека не пустой звук ».
Ребет был убежден в создании независимого демократического Украинского государства, что никак не вписывалось в видение советских коммунистических идеологов. Исследуя процессы формирования украинской нации, Ребет настаивал, что она может быть сформирована только в независимой Украине. Только «самостоятельное государство является наиболее подходящей для развития этнической общности».
Концепция Ребета, по которой «теория народного суверенитета породила насквозь стихийное движение, много народов, а также этнических групп, поднял до уровня наций», и проектирование ее на украинский народ, выбивалась из советской идеологии и была признана коммунистической верхушкой опасной, поэтому и был отдан приказ на его уничтожение.
Власти СССР неоднократно требовала выдачи деятелей ОУН и УПА, в том числе и Ребета, за якобы сотрудничество с фашистами. Именно как ведущий теоретик и идеолог национализма Ребет и привлек к себе внимание советской госбезопасности и КГБ выделило его в число одного из наиболее опасных деятелей, об этом свидетельствует то, что против него был устроен атентат. В первой половине 1950-х годов его несколько раз безуспешно пытались похитить, но в конце концов было принято решение его уничтожить.
Лев Ребет был убит агентом КГБ Б. Сташинским 12 октября 1957 на лестнице в доме на Карлплатц в Мюнхене, где тогда находилась редакция «Украинская Самостiйника», с завернутого в газету устройства, выстреливал струей синильной кислоты. Он был изготовлен в московской лаборатории, в сутки ЧК называлась «специальным кабинетом», в сутки НКВД – «камерой», а во времена КГБ – «спецлаборатории № 12». Сейчас в структурах ФСБ она называется "лабораторией Х".
В момент встречи убийца Сташинский, он же Йозеф Леман, он же Зигфрид Дрегер, он же Ганс-Йоахим Будайт, он же Александр Крылов – направил устройство прямо в лицо "я Ребета и нажал на спусковую пружину. Как и было задумано в Москве, при вдыхании паров яда быстро попадали в кровь жертвы и вызывали закупорку сосудов ее головного мозга. Смерть Ребета наступила за полторы минуты, но никаких следов вмешательства на его теле не осталось, так что врачебная экспертиза, состоявшейся в 10:50, причиной смерти назвала сердечную недостаточность.
Украинская эмигрантская пресса сообщила о смерти Льва Ребета «от сердечного приступа», о том что он был убит специальным ядом стало известно позже. Уже позже, на суде, Сташинский объяснял свое решение расправиться с Ребетом тем, что, как он узнал, перед ним был «теоретический голова (т.е. ведущий теоретик) украинский в изгнании», потому Ребет «прорабатывал для своих газет не столько хроники событий дня, сколько, в первую очередь, идеологические вопросы ».
Об убийстве Сташинский рассказывал так: «Я ждал перед домом. После 10 часов я его увидел, как он шел от остановки трамвая, я повернулся и пошел в направлении дома. Я поднялся на одну лестницу в гору, до первого этажа. Я видбезпечив оружие – подождал в коридоре на первом этаже и скоро услышал, что входная дверь открылась. Я вышел из малого коридора и пошел по лестнице, с левой стороны вни, с Ребетом на встречу. Ребет держался правой стороны лестницы. Проходя мимо, я вдруг поднял руку и нажал на спусковой крючок пистолета, выстрелил из оружия в его направлении и тогда пошел дальше. Я заметил, что Ребет пошатнулся вперед ».
Был похоронен на кладбище «Вальдфридгоф» (нем. Waldfriedhof) в Мюнхене.
30 октября 2010года в Храме Святой Троицы УГКЦ состоялась праздники литургия и чин погребения, после чего его бренные останки перезахоронены во Львове на Лычаковском кладбище. Отдать дань выдающемуся политической, общественной и научной деятелю пришли первые лица города во главе с мэром Андреем Садовым.

Кварталу Праги . Приведение великана ищет могилу своего создателя, а может просто успокоение или хочет рассказать всю правду своего создания испуганным прохожим.

Местом обитания Голема называют Старо-Новую синагогу. По поверью, ее стены почернели в тот день, когда пал Иерусалим. Их чернота священна: у того, кто осмелится поцарапать стену, отсохнет рука. Стены вновь побелеют и засверкают в тот день, когда придет Мессия.

Мистическое и загадочное действо сопровождало появление на свет Голема: ночь , берег Влтавы , факела, чтение псалмов. Раввин при помощи двух помощников воссоздал три стихии – огонь, воду, воздух. А все вместе они из четвертой стихии – земли – создали, вылепив из глины, искусственного человека, кожа которого покрылась коричневатым оттенком, на ней возникли волоски, а на пальцах – ногти.

Ребе Лев вложил в его уста начертанное на пергаменте имя бога (шем). И ожил Голем. Так живо и красочно воспроизводится момент рождения будущего героя, предназначенного для выполнения прекрасной цели.

Интересно, что при своем появлении на свет он был небольшого роста, но при этом обладал необычайной силой. Одетое, как все люди, ничем не выделяемое из толпы, это рукотворное человеческое подобие не имело души, не говорило, но именно оно стало защитником евреев , избавив их от преследований. И все успокоилось в Праге , улеглись антисемитские волнения.

Долгие годы мирно и неспешно течет жизнь в еврейском городке. Она требует ежедневных, но совершенно других забот. И Голем готов выполнять любые приказания своего хозяина то ли потому, что еще при рождении был дан ему такой приказ, то ли просто ему некуда было деваться, то ли еще по каким-то неведомым никому причинам.

Предания описывают Голема как «человекоподобное существо выше животного, но ниже черта».

Как было на самом деле, никто не скажет теперь, но дошедшие до нас свидетельства гласят: забыл ребе Лев в один из дней перед шаббатом дать Голему очередное задание – стоять на страже, а может просто не вынул шем из его рта. И от того, что о нем забыли (а, может быть, был и какой-то другой повод), разгневался глиняный человек и начал крушить все на своем пути.

Взбунтовавшегося монстра раввин Лев легко усмирил, вытянувши изо рта шем. А многие исследователи считают, что именно этот эпизод послужил причиной, по которой создатели решили избавиться от Голема - слишком уж опасным стало для самих евреев это неуправляемое чудовище.

Расходятся сюжетные линии рассказов о Големе, когда повествование касается его последних мгновений жизни. Но весь процесс, казавшийся таким прекрасным и таинственным при оживлении Голема, повторился при его умерщвлении (с теми же участниками), но в обратной последовательности и не на берегу вольно бегущей реки, и не под звездным небесным шатром, а на чердаке Староновой синагоги.

Голем обладает сверхчеловеческой физической силой, не горит в огне, не тонет в воде, не подвержен ни мечу, ни болезням и, в случае необходимости, может стать невидимкой. На десять локтей над землей и на десять локтей под землей для него нет ничего ни сокрытого, ни невозможного для постижения.

Участники этих событий не только никогда больше не поднимались к месту «казни», но и другим запретили приближаться к нему. Насколько же был силен такой запрет, если до начала XX века никому даже в голову не пришла мысль его нарушить?! Хотя многие не верили в смерть глиняного человека. Когда же вездесущий чешский журналист Эрон Эрвин Киш в 1920 году добрались до чердака, его любопытство ничем не было вознаграждено, там он обнаружил только старый мусор.

Тем не менее, предание еще живет в народной памяти, люди верят в существование глиняного человека и рассказывают туристам, что каждые 33 года Голлема можно увидеть в еврейской части Праги . Внезапно появившись, он разгуливает по улицам и также же внезапно, затем исчезает прямо на глазах у прохожих. И сегодня бродят еще по пражским улочкам чудаки и романтики в надежде встретить Голема…

Был ли такой человек или это только миф, однако легенда о существовании монстра-защитника, который восстал против своего создателя, прочно вошла в пражскую мифологию, и Голему даже установили памятник на аллее Короля Марцинковского в Познани.

Здесь есть много каббалистических терминов которые у меня нет ни сил ни смысла обьяснять (хорошо, если я сам их понимаю...), однако смысл ясен: Ребе способен вытащить хасида из любой грязи, и избавить из любой опасности. Как он это делает? У Ребе свои «секреты фирмы»…

В 1947 году, два года спустя после окончания Второй мировой войны, рабанит Хана Шнеерсон - мама Ребе - прибыла в Париж, чтобы продолжить оттуда свой путь в США, чтобы находиться рядом со своим сыном. Это было после многих лет, когда она находилась в ссылке вместе со своим мужем, рабби Леви Ицхаком Шнеерсоном, ссылка, из которой он не вернулся.

Ребе, который был тогда только зятем Ребе Раяца , прилетел в Париж, чтобы встретить свою мать, которую он не видел на протяжении многих лет, и сопровождать ее по дороге в США. Ребе находился в Париже несколько месяцев, чтобы собрать необходимые для въезда в США документы, и в течение этого времени хасиды Хабада в Париже использовали возможность, и просили у Ребе сделать с ними итваадут (хасидское застолье).

На одном из итваадутов, несколько хасидов попросили у Ребе, чтобы он просил за них пробудить «великую милость» у своего тестя, Ребе Раяца, чтобы они смогли получить визы, выехать из Франции, и приехать в США. Ребе посмотрел на хасидов - среди них были некоторые очень знаменитые хасиды - и улыбнулся.

Вы думаете - сказал Ребе - что кто-то должен напоминать Ребе думать о вас, и пробуждать на вас милость Небес? Я расскажу вам историю.

В результате ареста и мучений, которые Ребе Раяц испытал в застенках ГПУ, Ребе Раяц заболел. Когда он уже находился в США, в течение некоторого времени к нему приходился медсестра, чтобы сделать ему укол. Это всегда происходило в точно установленный час - 7 утра по часам.

Ребе сидел за столом, уже готовый к процедуре. Медсестра заходила, делала укол, и уходила.

Однажды, рассказывает Ребе, она пришла на одну минуту раньше времени. Она постучала в дверь комнаты Ребе Раяца, но никто не ответил. Она подождала до 7 утра, снова постучала - и снова никто не ответил. Она открыла дверь и вошла, и вдруг она видит, что Ребе Раяц сидит спиной к двери, глаза его закрыты, и кажется, он вообще не находится здесь.

Медсестра страшно перепугалась, позвала членов семьи, жену Ребе Раяца и т.д. - и все тоже перепугались, и послали за Ребе (зятем), чтобы он немедленно пришел. Ребе пришел, увидел, в каком состоянии находится его тесть, но не испугался совершенно, только наклонил голову к устам тестя, и услышал, что он очень тихо произносит «Песнь на море». Ребе сказал медсестре и домочадцам, что все в порядке, и не нужно беспокоиться, нужно только подождать. Через некоторое время Ребе пробудился от того, где он находился, и вернулся к своему обычному функционированию.

В ту ночь, двенадцать часов спустя, пришла телеграмма из России, что группа хасидов находилась в смертельной опасности, когда они переходили границу, и если бы их схватили - им бы всем угрожала смерть. В тот момент, когда они смогли, с помощью Вс-вышнего перейти границу - и у них была большая помощь Небес в этом - это был в точности час, когда Ребе находился как бы «в прострации» и говорил шепотом «Песнь на море».

Итак, завершил Ребе свое повествование, знайте, что Ребе находится вместе с каждым хасидом, особенно - с близкими к нему хасидами, и думает о них постоянно, особенно, когда им угрожает опасность. Когда кто-то из хасидов находится в опасности - Ребе находится рядом с ним, пробуждает на него Милосердие Небес, как будто бы берет его за руку, и выводит его из опасного места.

Ребе и хасид

Эта история показывает, насколько тесно связан праведник со своими хасидами. Каждый еврей способен, здесь и сейчас, стать хасидом Ребе. Есть сверх-сознательная связь между Ребе и хасидами. Хотя здесь присутствует также мысль, говорится, что Ребе думает о своих хасидах (а не только молится за них), и кроме того, что он чувствует их и знает, что с ними происходит, есть здесь нечто куда более высокое, способность Ребе силой своей мысли вытащить своего хасида из любой грязи, из любой опасности. Однако, эта «мысль» Ребе о своем хасиде - это вообще не разум. Ясно, что Ребе делает это посредством того, что пробуждает милосердие Небес, чтобы их не схватили, и чтобы им сопутствовал успех, выше, чем природа вещей.

Поскольку нам рассказывают эту историю таким образом, что нет необходимости просить у Ребе пробудить милосердие небес, поскольку так или иначе Ребе связан самой своей сущностью со своими хасидами, мы объясним здесь еще один момент с точки зрения каббалы и хасидизма.

«Пробудить рахамим рабим » на кого-либо - означает пробудить тайну дикна , достичь дикна-кадиша в Арих Анпин, 13 мер милосердия в кетер - там находится источник рахамим рабим . Когда нужно совершить чудо, выше, чем природа вещей, нужно привлечь рахамим рабим из кетер , и недостаточно обычного милосердия зеер анпин .

Привлечение вниз, и воздействие наверху

Почему Ребе смеется, когда хасиды просят его быть посредником, и пробудить «великое милосердие»? - Ясно, что интуиция Ребе относительно своего тестя - и если есть кто-либо, у кого есть интуиция относительно предыдущего Ребе, это несомненно, сам Ребе - то место, из которого пришло спасение - это еще выше, чем дикна а арих анпин , или даже его источник. В каббале говорится, что 13 тикуней дикна имеют два источника (чтобы понять это как нужно - нужно глубоко изучать писания Аризаля) - моха стимаа , скрытый смысл в кетер , который называется в хасидут коах маскиль , и еще выше этого, кетер над кетер , гулголта , «великая любовь» или хефец , выше, чем просто воля на творение миров.

Здесь, в этой истории, как она рассказана, чувствуется связь кетер между этими двумя аспектами: мысль Ребе о тебе приходит из моха стимаа . А то, что он думает о тебе с великой любовью, не просто думает, а любит тебя бесконечной любовью, и эта бесконечная любовь Ребе к тебе - это, по сути, «правая рука», способная достичь тебя. «Правая рука» - всегда хесед , но есть правая рука в зеер анпин , о которой сказано «и правая рука его обнимет меня», это близко ко мне. И есть правая рука-хесед в атик , которая облачается в гулголта , рука, обнимающая целый мир.

Так можно представить себе Ребе, как в этой истории: он выводит тебя из изгнания и из смертельной опасности, своей бесконечной правой рукой, и при этом он полностью сосредоточен на тебе, и даже находится в прострации (как в этой истории), ибо он не находится здесь, а находится вместе со своими хасидами, его рука обнимает их, и так он выводит их).

Эти два аспекта - хафец хесед (облачение хесед дэатик в гулголта дэарих ) вместе со способностью удаленного воздействия, в сокрытой мысли, это есть два источника 13 тикуней дикна , из которых притягивается в мир великое милосердие.


Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе

Великое милосердие. Здесь есть масса каббалистических терминов, чтобы объяснить их нужно писать целый трактат по каббале. Я не готов пока… (прим. переводчика)

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Евреи в составе ОУН-УПА часть 2: Лев Ребет

Лев Ребет (псевдоним Кил; родился 3 марта 1912 года, г. Стрый - 12 октября 1957 года, Мюнхен) - украинский публицист и адвокат еврейского происхождения, один из лидеров Организации украинских националистов ОУН.

После окончания гимназии, закончил факультет права Львовского университета. С 1928 года член Украинской войсковой организации УВО. С 1934 года руководитель Организации украинских националистов ОУН в г. Стрый. В период с 1935 по 1938 региональный руководитель ОУН.

После провозглашения восстановления независимости Украинского государства во Львове 30 июня 1941, был заместителем руководителя украинского правительства во главе с Ярославом Стецько, а после его ареста немецкими властями - исполняющим обязанности главы правительства. После ареста осенью 1941 года и до декабря 1944 года, узник концлагеря Освенцим.

С 1945 г. в Мюнхене, руководитель организаций ОУНР. 1945-1948 - головной судья ОУН за границей. З 1948 р. - вместе с Миколой Лебедем, Иваном Бутковским и Мирославом Прокопом становится одним из руководителей ОУНР, а впоследствии - ее председателем.

Научная деятельность

1949 г. - защитил докторскую диссертацию на тему «Государство и нация». З 1952 г. – доцент, а с 1954 г. - профессор государственного права Украинского свободного университета г. Мюнхен. З 1955 г. - главный редактор общественно-политического журнала «Український самостійник». Автор многочисленных работ по теории и истории украинской нации, в частности, «Теория нации», «Государство и нация», «Формирование украинской нации», «Свет и тени ОУН», «Происхождение украинцев, россиян и белорусов в свете современных советских теорий».

Убийство

Как и С.Бандера (15.10.1959), Лев Ребет был убит 12.10.1957 агентом КГБ Б. Сташинским. За ходом операции следил Никита Хрущёв. Украинская эмигрантская пресса сообщила о смерти Льва Ребета «от сердечного приступа», то что он был убит специальным ядом стало известно позже.

Был похоронен на кладбище «Вальдфридгоф» (нем. Waldfriedhof) в Мюнхене.

30 октября 2010 г. перезахоронен во Львове на Лычаковском кладбище. Отдать дань выдающемуся политическому, общественному и научному деятелю пришли первые лица города во главе с мэром Андреем Садовым.

Роль в Истории


Лев Ребет был сыном почтового должностного лица, родился в 1912 году в городе Стрый на Львовщине. С детских лет отличался глубокой религиозностью и преданностью украинской национальной идее. Участвовал в юношеском движении пластунов, уже в 15 лет, учась в украинской гимназии Стрыя, стал членом Украинской Военной Организации (УВО), впоследствии - членом ОУН. Позже, вспоминая те годы, Ребет писал, очевидно, относя эти слова к самому себе: «Главной базой ОУН была молодежь, в первую очередь, студенческая. Эта молодежь выросла уже в традиции украинской государственности, она помнила существование, пусть и кратковременное, самостоятельного государства, она собственными глазами видела украинское войско, - одним словом, уже раз пережила то положение украинского государства, за которое собиралась бороться. Государственная независимость не была для нее несбыточной фантазией; молодежь эту самостоятельность уже видела, и она перед ее воображением стояла реально - нужно было только обрести ее».

Именно этой цели посвятил свою жизнь Лев Ребет, человек, который, подобно тысячам своих ровесников - участников национального движения, еще с детства ощущал « голод чина », хотел активных действий, а не только красивых, но абстрактных слов о воле. Практически с момента учреждения Организации Украинских Националистов (1929 г.) юный Лев вступает в ее ряды. Именно принадлежность к ОУН инкриминировала Ребету польская оккупационная власть и именно за это он был ею арестован. Организационная способность и преданность общему делу были должным образом оценены руководством украинских националистов: с 1934 по 1938 год он - проводник Краевой Экзекутивы ОУН в Западной Украине. Характерно, что после раскола ОУН (1940 г.). Ребет поддерживает Степана Бандеру, а не Андрея Мельника.

Когда 30 июня 1941 года во Львове было объявлено о восстановлении независимого украинского государства, Лев Ребет назначается заместителем Председателя Украинского государственного правления (его возглавлял Ярослав Стецько), а после ареста последнего некоторое время выполнял функции Премьера правления. Потом - арест гестапо, которое выследило его, и заключение в Освенциме вплоть до осени 1944 года. В 1945-1948 годах Ребет был главным судьей Заграничных частей ОУН (в это время он переезжает в Мюнхен), с 1948 года - становится вместе с Николаем Лебедем, Иваном Бутковским и Мирославом Прокопом одним из руководителей Политического Совета ОУН (заграничной), а вскоре - ее головой. Последние годы жизни (с 1954 по 1957 годы) Ребет был профессором Украинского Вольного Университета.

Сейчас мы поговорим не о Ребете - политическом деятеле (это, в частности, его непростые отношения со Степаном Бандерой - самостоятельная большая тема), а о его трудах по теории и истории украинской нации, например, такие, как «Теория нации» (1955), «Формирование украинской нации» (1951-1957), «Свет и тени ОУН» (книга историко-мемуарного плана, 1955-1956). Потому что изложенные Ребетом идеи и сейчас, через 50 лет, почти ни в чем не устарели и заслуживают надлежащего внимания нашей общественности. Задание, которое ставил перед собой автор во всех этих работах, одновременно и простое, и невероятно сложное: выяснить, что такое нация вообще (как феномен), а далее - что такое украинская нация, каким является исторический процесс ее формирования и развития, каковы ее перспективы.

Вот ключевой для Ребета тезис из работы «Теория нации»: «Взаимоотношения между внешними и внутренними видами национальной жизни определяются круговоротом между бытием, породившим идею, и идеей, творящей бытие. Человек рождается и живет в системе этих отношений одинаково по естественному принуждению (рождается в своей среде) и по собственному выбору (формирует в нем свою индивидуальность и осуществляет свои амбиции). Ибо нация как сообщество оказывает наиболее интенсивное влияние, и человек принадлежит ей всем своим естеством и всеми сторонами своей жизни». И далее, развивая мысль: « По этой причине нации - это прочные формы человеческой жизни, и исторически сложившаяся социальная и социально-психологическая структура каждой нации имеет непосредственное отношение к структуре государства, в которой отражается ее характер. Ибо государства существуют в основе своей как национальные государства, а государство и нация связаны между собой так, как связаны форма и содержание ».

Вопрос, волновавший Ребета-публициста: как, через какие этапы и благодаря чему происходило формирование украинской нации, каковы хронологические рамки этого процесса? Исследуя сложные исторические коллизии времен Хмельнитчины, он приходит к выводу (разумеется, далеко не все разделяют эту точку зрения), что «украинский народ в эпоху Хмельницкого еще не оформился в модерную нацию. И сам Хмельницкий - в конце концов, как шляхтич, полностью в плену шляхетского мировоззрения, и казацкая старшина, которая также происходила преимущественно из старых казацких или шляхетских родов, - вопреки «стихии» имели тенденцию строить государство на им самим понятных сословных принципах. Так что естественно, что привилегии и основа сословного строя были одним из главных требований казаков во всех антипольских восстаниях». А это, делает вывод Ребет, как раз является бесспорным признаком отсутствия современной нации, это - свидетельство архаичного подхода к созданию государства, который давно себя исчерпал.

Каким же видел исследователь будущее независимое украинское государство (а в том, что оно возникнет, у Ребета никогда не было никаких сомнений!)? В первую очередь, как государство демократическое; именно поэтому он однозначно отверг лозунг «Украина для украинцев» (об этом, кстати, весьма критически отозвались представители Степана Бандеры). Ведь, считал Ребет, «украинский народ, будучи в Восточной Европе народом со старейшей земледельческой культурой, имеет данные быть также глашатаем передовых идей человечества на тех просторах. Украина может и должна стать образцом политической культуры для всего окружения и вместо тирании, которую столетиями на Востоке представляла русская - белая и красная - империя, показать образец модерного демократического государства, где свобода и достоинство человека не пустой звук».

Очевидно, такие идеи советские «органы» расценили как слишком опасные в перспективе для «Союза нерушимого». Именно поэтому был отдан приказ убить Ребета (конкретные факты, вероятно, еще скрыты в архивах). Уничтожили же только выдающегося политика и ученого (кстати, доктора права), но отнюдь не его идеи. Сейчас мы являемся свидетелями национального демократического возрождения, которое было бы невозможным без таких людей, как Лев Ребет.


-->

предыдущее по теме………………………………… следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

25 Прага. Еврейский квартал.
Еврейский квартал находится в черте Строго Города. Евреи жили в Праге, по крайне мере, с 10 века. Вначале они жили на Малой Стороне, потом переселились на другой берег в гетто. Вокруг гетто была установлена стена, охранявшая евреев от гнева рыцарей-крестоносцев. Было время, когда их изгоняли из Праги, было время, когда разрешали отдельное поселение на правах отдельного города, как это случилось при императоре Йезофе II (1781). Еврейский город так и назывался – Йезефов. В 20 веке пражские евреи составляли значительный слой немецкоговорящего населения. С чехами у них были сложные отношения, последние считали их проводниками имперской политики Австро-Венгрии. (Так в «Швейке» только немцы и евреи выказывают патриотическую позицию. «На углу Краковской улицы был избит какой-то бурш в карпорантской шапочке, закричавший Швейку: «Heil! Nieder mit den Serben!» (Хайль! Долой сербов!»)» и « Несколько евреев из Писека закричали виде приветствия:«Heil! Nieder mit den Serben!» Им так смазали по морде, что они потом целую неделю не показывались на улице») В 1939 году их было 118000. Но после превращения Чехии в протекторат Рейха началось истребление евреев. В 1945 году их осталось 30 000, потом они эмигрировали. Сейчас в Праге проживает всего 3000 евреев. Территория бывшего гетто превращена в музей под открытом небом. Интересно, что это то, чего добивался и Гитлер. Он тоже предполагал сделать тут музей «истребленной этнической группы». Территория эта совсем небольшая и плотно забитая туристами. Кстати, там продают дешевые сувениры.
Это вход в гетто. Видна еврейская ратуша и Высокая синагога. Ее нынешний вид соответствует 19 веку.




(Более точно – пробежали мимо и пошли обсматривать остальные части Праги. Вблизи этого места действительно наблюдается очень высокая концентрация евреев, и большинство посетителей мемориала, как мне показалось – евреи. Впрочем, для евреев вход на мемориальное еврейское кладбище – со скидкой.

Только, пожалуйста, не спрашивайте, как именно требуется подтверждение своего еврейства от желающих купить льготный билет. Сказано же – пробежали мимо - и дальше, искать еще необсмотренные достопримечательности. прим. ред.)

На кладбище есть могила ребе Лева (верховного раввина Праги Льва бен Бецелелема). Ребе Лев был каббалистом, в 1580 году для работ по хозяйству и защиты гетто от врагов он сделал из глины Голема. Голлем оживал, когда ему в рот клали табличку с именем Бога. На ночь табличку вынимали, но однажды забыли. За эту ночь Голлем вырос со своих 150см до больших размеров и стал неуправляем. С большим трудом удалось отнять у него табличку, но больше его уже не оживляли, хотя его тело таинственно исчезло. Около Карлова моста есть его изображение, сделанное современными кукольниками.



Около нее – церковь Святого Духа. Обратите внимание, что на чердаке установлен флаг Тибета.

Название дворца напоминает об императоре Рудольфе, о котором было много легенд. Вот, одна из них. В гетто начали ни с того, ни с сего умирать дети, а на кладбище стали видеть их призраки. Ребе Лев сумел вызвать дух одного из умерших детей, который рассказал, что дети умирают из-за любви императора Рудольфа к жене банкира, Эстер. Он по ночам является ей во сне, и она изменяет мужу. Смерть детей является карой за прелюбодеяние, хотя бы и происходящее не наяву, а во сне. После того, как все раскрылось, Эстер умерла, дети же перестали умирать, а призраки исчезли.

Для упрощения загрузки материал выкладывается небольшими кусками. Как обычно, переходить туда-сюда можно кнопками перехода по теме.