Я с удивление узнала что. Много лет назад я с удивлением узнал что обычай рождественской ёлки не принадлежит к числу коренных русски

Русский язык

Недавно я с удивлением узнал, что в церковнославянском языке, языке, на котором говорили на Руси еще в средние века, кроме единственного.и множественного числа, существовало двойственное число! Причем, числа в этом двойственном числе могли состоять из множеств!

Это показывает, что еще в средние века русские очень хорошо разбирались в двойственности этого мира, а следовательно, и в его законах. То есть проблем во взаимоотношениях друг с другом и с миром у нас не было или их было значительно меньше, чем сейчас. Почему? Потому что библейские заповеди и законы морали, которым старается следовать общество в наше время, выводятся из Законов, действующих в двойственной вселенной. Зная, что такое двойственность, понимая и переживая ее, вы автоматически познаете законы морали и сам Нравственный закон. Тогда ваши отношения с миром и людьми становятся по-настоящему гармоничными. По-моему, это было ясно показано в двух предыдущих книгах «Жизнь без Границ».

Язык - это тело и душа народа. Если из языка неведомо как и незнамо по чьей воле исчезает целый раздел грамматики, отвечающий за взаимоотношения и связь с миром, это означает, что часть души этого народа погрузилась в сумерки и неведение. Ослепла! Значит, беды и лишения не за горами. Что мы, собственно, и имеем на данный момент в России.

Чтобы легче понять, что происходит, когда из языка убирается какая-то его часть, представьте себе, что в нашем языке вдруг не стало единственного или множественного числа. Наше видение мира и взаимоотношения с ним сразу сужаются, становятся неполными, не так ли? Чувствуешь себя посаженным в клетку: Именно в такой клетке мы и сидим в связи с отсутствием в русском языке понятий, обозначающих двойственное строение мира.

А как в живом языке выражается наличие только единственного и множественного чисел? Внутри себя и снаружи мы пользуемся такими мыслями: «Я и все остальные; он/она и все остальные; эта вещь и все остальные; эта страна и все остальные».

В таком мировоззрении отсутствует видение того, как взаимодействуют противоположности и как они опираются друг на друга, отсутствует видение и понимание, что ты - жив, потому что живет твоя противоположность, а если ты делаешь все, чтобы она процветала, то и ты процветаешь. Мужчина опирается на женщину, женщина опирается на мужчину. Они существуют только за счет существования друг друга. Убери один из полов - другой тоже исчезнет. Если мужчина подавляет или презирает женщину, то благополучие уходит от него. Если женщина, соревнуясь с мужчиной (неважно, идет ли речь о знакомом мужчине, муже или сыне), подавляет его, то и она постепенно перестает существовать как женщина.

Двойственное число исчезло из нашего языка, но кое-какие следы двойственности в нем все-таки остались. Например, возьмем слово «другой». Другой - это тот, кто стоит напротив вас или чем-то от вас отличается. Человек - ум, - глядя на другого человека, подсознательно складывает следующие ассоциативные цепочки: другой; чужой; неизвестный; мне нет до него дела, а ему - до меня; и, наконец, опасный; враждебный. Это так мы думаем сейчас, когда исчезло понимание и видение двойственности мира. Но корень слова «другой» - «ДРУГ»!

Тот человек, который находится напротив вас или живет рядом с вами, те люди, с кем вы встречаетесь в своей жизни, те люди, которые живут вместе с вами в этом мире, - ДРУЗЬЯ, даже если они иногда причиняют вам боль. Потому что ДРУГОЙ человек, с которым вы столкнулись в жизни, - ДРУГ, то есть он отражает и показывает вам то, что есть у вас внутри.

Любой человек, с которым вы встречаетесь в жизни, является не ДРУГИМ, а ДРУГОМ.

Один полюс всегда появляется и существует потому, что есть другой полюс. Один полюс всегда сохраняет и поддерживает другой полюс.

Когда и почему двойственное число исчезло из нашего языка? Когда - ясно, скорее всего, в семнадцатом веке, когда пришедшая на русский престол династия Романовых осуществила реформу русского языка и письменности. Зачем это надо было делать? Меняется язык и письменность - меняется мировоззрение - происходит расставание с прошлым. Прошлое естественным и ненасильственным образом отрезается, к чему всегда стремятся захватившие чужой престол династии (см. книги Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко по Новой Хронологии, а также «Империя» и «Библейская Русь»).

Ответ на вопрос «Почему?», скорее всего, мог бы потянуть на хорошую детективную историю. Тот, кто осуществил этот план, должен был хорошо разбираться в том, что делает и к каким последствиям это должно привести в будущем. Ниже мы продолжим этот разговор.

— 11.03.2017 что, оказывается, на биологический факультет СПбГУ есть платный приём. Не в теории есть такая опция, а вполне на практике. Я не представляю себе, что за люди платят деньги за обучение своего ребёнка на биофаке. Экономфак, юрфак, журфак - нет вопросов. Даже платное обучение на истфаке я в принципе могу понять. Но ради чего платить отличные от нуля деньги за то, чтобы дитя училось на биофаке - для меня полнейшая загадка.

Я высказал эти соображения собеседнику, на что тот ответил: сейчас требования для поступления в университет в смысле баллов ЕГЭ постоянно повышаются. Вполне нормальные ребята, интересующиеся биологией, недобирают баллов и поступают в какие-то альтернативные места - лесопилку или в сельхоз. И там они попадают в полный адЪ и Израиль: им на лекциях говорят, что у бактерий есть ядро с хромосомами, такого вот уровня вещи. Не в техникуме в Сольвычегодске, а в высшем учебном заведении в Петебурге. Дети там страдают и понимают, что лучше бы они за деньги учились на биофаке.

Я нисколько не сомневаюсь в честности и информированности человека, который это мне рассказал. Но всё равно трудно в такое поверить.

И да, платить деньги за обучение ребёнка на биофаке кажется мне делом странным. Несмотря ни на что.

Сохранено

что, оказывается, на биологический факультет СПбГУ есть платный приём. Не в теории есть такая опция, а вполне на практике. Я не представляю себе, что за люди платят деньги за обучение своего ребёнка на биофаке. Экономфак, юрфак, журфак - нет вопросов. Даже платное обучение на истфаке я в...

"/> Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10


Откуда пришла новогодняя ёлка?

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Александр Новак

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Традиция празднования новогодних праздников с ёлкой, настолько сильно вошла в наш быт, что почти никто не задаётся вопросами, а откуда пришла к нам ёлка, что она символизирует, почему именно ёлка неотъемлемый атрибут на Рождество и Новый Год. Когда же появилась у нас ёлка и откуда она пришла, и попытаемся выяснить мы в данной статье.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">В 1906 году философ Василий Розанов писал:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Много лет назад я с удивлением узнал, что обычай рождественской ёлки не принадлежит к числу коренных русских обыкновений. Ёлка в настоящее время так твёрдо привилась в русском обществе, что никому в голову не придёт, что она не русская…»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Как вам уже известно, из моей статьи «Что мы празднуем на Новый Год» ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">http://samlib.ru/s/shkrudnew_f_d/znaniya.shtml ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> традицию празднования Нового Года с ёлкой в Россию своим указом принёс лже-Пётр I в 1699 году (прим. А.Н. – «?» – читается как «е», а «ъ» в конце слов не читается):

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«…нынъ отъ Рождества Христова доходитъ 1699 годъ, а будущаго Генваря съ 1 числа настанетъ новый 1700 годъ купно и новый стол?тный в?къ и для того добраго и полезнаго дъла, указалъ Великій Государь впредь лъта счислять въ Приказахъ и во всякихъ дълахъ и кр?постяхъ писать съ нын?шняго Генваря съ 1 числа отъ Рождества Христова 1700 года. А въ знакъ того добраго начинанія и новаго столътнаго въка въ царствующемъ град? Москв?, посл? должнаго благодаренія къ Богу и молебнаго п?нія въ церкви и кому случится и въ дому своемъ, по большимъ и про?зжимъ знатнымъ улицамъ знатнымъ людямъ и у домовъ нарочитыхъ духовнаго и мірскаго чина передъ вороты учинить н?которыя украшенія отъ древъ и в?твей сосновых, елевыхъ и можжевелевыхъ противъ образцовъ, каковы сд?ланы на Гостинъ двор? и у нижней аптеки, или кому как удобн?е и пристойн?е, смотря по м?сту и воротамъ, учинить возможно; а людемъ скуднымъ каждому хотя по древцу, или в?тьв? на вороты, или над храминою своею поставить; и то бъ то посп?ло, нын? будущаго Генваря къ 1 числу сего года, а стоять тому украшенію Генваря по 7-й день того жъ 1700 года. …»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Тем не менее, к будущей рождественской ёлке указ императора Петра имел всего лишь косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви, и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи – на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Этим ёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала уже намного позже.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Текст государевого указа свидетельствует нам о том, что для Петра в вводимом им обычае, с которым он познакомился во время европейского путешествия, важной была как эстетика – дома и улицы велено было украсить хвоей, так и символика – декорации из вечнозеленой хвои следовало создавать в ознаменование празднования именно Нового Года.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Важно, что петровский указ от 20 декабря 1699 года является, чуть ли не единственным документом по истории ёлки в России XVIII века. После смерти самозванца новогодние ёлки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти ёлки стояли на трактирах круглый год – отсюда пошло их название – «ёлки-палки».

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Государевы предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым Годом продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам, которые были привязаны к колу, установлены на крышах или же воткнуты у ворот, опознавались кабаки. Ёлки стояли там до следующего года, накануне которого старые заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Пушкин в «Истории села Горюхина» упоминает «древнее общественное здание, украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла». Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. Иногда же вместо ёлки на крышах кабаков ставились сосенки:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Здание кабака... состояло из старинной двухэтажной избы с высокой кровлей... На верхушке ее торчала откосо рыжаяиссохшая сосенка; худощавые, иссохшие ветви её, казалось, звали на помощь».

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">А в стихотворении Н. П. Кильберга 1872 года «Ёлка» кучер искренне удивляется тому, что барин по вбитой у дверей избы ёлке не может признать в ней питейного заведения:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Въехали!.. мчимся в деревне стрелой,
Вдруг стали кони пред грязной избой,
Где у дверей вбита ёлка...
Что это?.. — Экой ты, барин, чудак,
Разве не знаешь?.. Ведь это кабак!..»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Вот почему, ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">кабаки в народе стали называть «ёлками» или же «Иванами-ёлкиными»: ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> «Пойдем-ка к ёлкину, для праздника выпьем»; «Видно, у Ивана ёлкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься»; «ёлка (кабак) чище метлы дом подметает». ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Вскоре, весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрёл «ёлочные» дуплеты: «ёлку поднять» — пьянствовать, «идти под ёлку» или «ёлка упала, пойдем поднимать» — идти в кабак, «быть под ёлкой» — находиться в кабаке; «ёлкин» — состояние алкогольного опьянения и т.п.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Случайно ли лже-Пётр I своим указом вводит в культ почитания на территории Московии дерево, которое стало символом питейных заведений, а в народной традиции считалось деревом смерти?

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Естественно, что среди народа обычай наряжать ёлку приживался с трудом, так как ель издревле считалась на Русидеревом смерти: не случайно по сей день еловыми ветками принято устилать дорогу, по которой идёт похоронная процессия, а возле домов не принято сажать ёлки. А какого страху навевает поход в еловый лес, где среди белого дня можно легко потеряться, так как ель очень плохо пропускает солнечный свет и в лесах еловых, поэтому очень темно и от этого страшно. Также существовал обычай: удавившихся и вообще – самоубийц зарывать между двумя ёлками, поворачивая их. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Кроме того, в русских свадебных песнях ель связывали с темой смерти, где она символизировала невесту-сироту.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">В древности у славяно-ариев, ёлка выступала символом смерти, которая связывала с «другим миром», ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> перехода в него и необходимый элемент похоронного ритуала. Так как наши предки сжигали своих умерших, т.е. отправляли их к роду, то ель, как хорошо горящее в любое время года смолянистое дерево и использовалось при кродировании. ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Умершего славянского князя или княгиню густо обкладывали ветками из ели и шишек, при завершении погребальных молитв волхвов, при осыпании злаками овса, ржи и «голосении» многочиленных плакальщиц скорбный костер или кроду поджигали. ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Горящий пламень устремлялся в небо.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">На протяжении всего XVIII века нигде, кроме питейных заведений, ель в качестве элемента новогоднего или святочного декора больше не фигурирует: её образ отсутствует в новогодних фейерверках и иллюминациях; не упоминается она при описании святочных маскарадов при дворе; и, конечно же, нет её на народных святочных игрищах. В рассказах о новогодних и святочных празднествах, проводившихся в этот период русской истории, никогда не указывается на присутствие в помещении ели.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">В образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэт ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">ического. Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, это дерево с темно-зеленой колючей хвоей, неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом, не пользовалось особой любовью. Без симпатии изображалась ель как, впрочем, и другие хвойные деревья и в русской поэзии, и в литературе, вплоть до конца XIX века. Вот лишь несколько таких примеров. Ф. И. Тютчев писал в 1830 году:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и нетели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Мрачные ассоциации вызывала ель у поэта и прозаика рубежа XIX и XX веков А. Н. Будищева:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> «Сосны и мшистые ели,
Белые ночи и мрак.
Злобно под пенье метели
Воет пустынный овраг.»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">А Иосиф Бродский, передавая свои ощущения от северного пейзажа (места своей ссылки – села Корейского), замечает:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Прежде всего специфическая растительность. Она в принципе непривлекательна – все эти елочки, болотца. Человеку там делать нечего ни в качестве движущегося тела в пейзаже, ни в качестве зрителя. Потому что чего же он там увидит?»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение при советской власти. Ель превратилась в характерную деталь официальных могильников, прежде всего – мавзолея Ленина, около которого были посажены серебристые норвежские ели:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Ели наклоняются старея,

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Над гранитом гулким мавзолея...»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Смертная символика ели нашла отражение и в пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под елку» – тяжело болеть; «угодить под елку» – умереть; «еловая деревня», «еловая домовина» – гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» – умереть и др. Звуковая перекличка спровоцировала сближение слова «ёлка» с рядом нецензурных слов, что также повлияло на восприятие нами этого дерева. Характерны и «ёлочные» эвфемизмы, широко употребляемые в наши дни: «ёлки-палки», «ёлки-моталки» и т. п.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Возрождение ёлки началось лишь лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ёлке не упоминают, тогда как святки, святочные маскарады и балы в литературе и в журнальных статьях описываются в это время постоянно: святочные гаданья даны в балладе Жуковского «Светлана» (1812), святки в помещичьем доме изображены Пушкиным в V главе «Евгения Онегина» (1825), в Сочельник происходит действие поэмы Пушкина «Домик в Коломне» (1828), к святкам приурочена драма Лермонтова «Маскарад» (1835): «Ведь нынче праздники и, верно, маскарад...».

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Первое упоминание о ёлке появилось в газете «Северная пчела» накануне 1840 года: ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> газета сообщала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках. Год спустя в том же издании появляется объяснение входящего в моду обычая:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: We " xml:lang="en-US" lang="en-US">i ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">hnachtsbaum. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение...»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">На протяжении первых десяти лет петербургские жители всё ещё воспринимали ёлку как специфическое немецкое обыкновение. А. В. Терещенко, автор семитомной монографии «Быт русского народа» (1848), писал:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«В местах, где живут иностранцы, особенно в столице, вошла в обыкновение ёлка».

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Отстраненность, с которой даётся им описание праздника, свидетельствует о новизне для русского народа этого обычая:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Для праздника ёлки выбирают преимущественно дерево ёлку, от коей детское празднество получило наименование; её обвешивают детскими игрушками, которые раздают им после забав. Богатые празднуют с изысканной прихотью.»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">В рассказе С. Ауслендера «Святки в старом Петербурге» (1912) рассказывается о том, что первая рождественская ёлка в России была устроена государем Николаем I в самом в конце 1830-х годов, после чего, по примеру царской семьи, её стали устанавливать в знатных столичных домах:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«— Что же, вы после государя первые обычай этот немецкий приняли, — сказал один старый генерал батюшке.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">—Да, было трогательно видеть в прошлом году во дворце, какую радость не только у детей, но и у людей старых вызывало это нововведение, — отвечал отец.»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Пришедшая из Германии ёлка с начала 1840-х годов начинает усваиваться русскими семьями столицы. В 1842 году журнал для детей «Звездочка», который издавался детской писательницей и переводчицей А. O. Ишимовой, сообщал своим читателям:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Теперь во многих домах русских принят обычай немецкий: накануне праздника, тихонько от детей, приготовляют ёлку; это значит: украшают это вечнозеленое деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки грецкие вызолоченные орехи, красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда и разного рода искусно сделанные конфеты. Всё это освещается множеством разноцветных восковых свеч, прилепленных к веткам дерева, а иногда и разноцветными фонариками.»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">К середине XIX века немецкий обычай прочно вошел в жизнь российской столицы ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">. Ёлка становится для жителя Петербурга вполне привычным явлением. В 1847 году Н. А. Некрасов упоминает о ней как о чем-то всем знакомом и понятном:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Все же случайное походит на конфеты на рождественской ёлке, которую так же нельзя назвать произведением природы, как какой-нибудь калейдоскопический роман фабрики Дюма – произведением искусства».

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">В. Иофе, исследуя «литературную флору» русской поэзии ХIХ-ХХ веков, отметил начавшуюся с конца XIX векавозрастающую популярность ели, связанную, видимо, с тем, что ель в сознании русского народа крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«...ель и сосна, аутсайдеры XIX века, нынче становятся всё более и более популярными».

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">И уже дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской ёлкой. Об этом пишет К.Лукашевич «Мое милое детство», М.Толмачева «Как жила Тася», монахиня Варвара «Рождество Христово – Детство золотое», А.Федоров-Давыдов «Вместо Рождественской елки» и многие другие.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Забавный факт, но серьезным противником ёлки, как иноземного и, к тому же, ведического по своему происхождению обычая, стала христианская церковь. ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки сохранялись: вспомним картины «Ёлка в Сокольниках», «Ёлка в Горках». ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. И тогда ёлка «ушла в подполье»: её тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены слова: ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране» ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового Года. Восьмиконечную звезду – славяно-арийский знак Солнца, который христиане назвали Вифлеемской звездой, на верхушке «рождественского дерева» теперь заменила пятиконечная звезда, такая же, как на кремлёвских башнях.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны - Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый Год.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">После 1935 года игрушки отражали развитие народного хозяйства в СССР. В популярном в те годы советском журнале «Вокруг света» объяснялось:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«По елочным игрушкам можно проследить историю строительства новосветлого коммунистического общества разных годов. Наряду с банальными зайчиками и белочками, сосульками и колобками, выпускались игрушки в виде пятиконечной звезды, серпа и молота, трактора, самолета; позже им на смену пришли игрушки в виде космонавтов, и космических кораблей, ракет.»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Рождество же оставалось под запретом аж до 1989 года. Такая вот непростая история новогодней ёлки в России.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Где же зародился праздник ёлки?

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Оказывается, что у многих европезированных славяно-арийских народов во время рождественского сезона издавна использовалось рождественское или святочное полено, громадный кусок дерева или пень, который зажигался на очаге в первый день Рождества и понемногу сгорал в течение двенадцати дней праздника. Согласно распространенному верованию, бережное хранение кусочка рождественского полена в течение всего года защищало дом от огня и молнии, обеспечивало семье обилие зерна и помогало скотине легко выносить потомство. В качестве рождественского полена использовались обрубки стволов ели и бука. У южных славян – это так называемый бадняк, у скандинавов –juldlock , у французов – lebuche de Noël (прим А.Н. – рождественский чурбан, что по сути, если прочитать эти слова по-русски, получим бух – русское обух – обратная сторона топора-секиры, вполне есть чурбан или полено; и но-ёл похоже на слияние слов - норвежская ёлка или новая новогодняя ёлка, или лучшее и самое точное попадание ночная ёлка).

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена ведической культуры была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель». Именно здесь, у древних славян, предков германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал её вечнозеленый покров, позволявший использовать её во время зимнего праздничного сезона, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелеными растениями.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">После крещения и латинизации славянских народов (прим. А.Н. – чистокровные немцы – это не арийцы, а славяне, точнее святорусы – голубоглазые и светловолосые), населяющих территорию современной Германии, обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и её стали употреблять в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже ;font-family:"Cambria";color:#0000ff" xml:lang="en-US" lang="en-US">не на Новый Год, а в Сочельник т.е. канун Рождества Солнца (бога), 24 декабря, отчего она и получила название рождественского дерева — Weihnachtsbaum (прим. А.Н. – интересное слово, которое если прочитать по частям и по-русски очень похоже на следующее – святой ночи полено, где если к Weih добавить «s», то получим русское слово свят или свет). С этих пор в Сочельник (Weihnachtsabend) праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и ёлкой с горящими на ней свечами.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Рождественское дерево со свечами и украшениями впервые упомянуто в 1737 году. Пятьюдесятью годами позже датируется запись некой баронессы, которая утверждает, что в каждом немецком доме «приготавливается еловое дерево, покрытое свечами и сластями, с великолепным освещением».

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Во Франции долго сохранялся обычай жечь в Сочельник рождественское полено (le buche de Noël), и ёлка усваивалась медленнее и не столь охотно, как в северных странах.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">В рассказе-стилизации писателя-эмигранта М. А. Струве «Парижское письмо», где описываются «первые парижские впечатления» русского юноши, отмечавшего Рождество 1868 года в Париже, говорится:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Комната... встретила меня приукрашенной, но ёлки, любезной мне по петербургскому обычаю, даже хотя бы и самой маленькой, в ней не оказалось».

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Чарльз Диккенс в очерке 1830 года «Рождественский обед», описывая английское Рождество, о ёлке ещё не упоминает, а пишет о традиционной для Англии ветке омелы, под которой мальчики, по обычаю, целуют своих кузин, и ветке остролиста, красующейся на вершине гигантского пудинга. Однако в очерке «Рождественская елка», созданном в начале 1850-х годов, писатель уже с энтузиазмом приветствует новый обычай:

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">«Сегодня вечером я наблюдал за веселой гурьбою детей, собравшихся вокруг рождественской елки — милая немецкая затея! Ёлка была установлена посередине большого круглого стола и поднималась высоко над их головами. Она ярко светилась множеством маленьких свечек и вся кругом искрилась и сверкала блестящими вещицами... Вокруг ёлки теперь расцветает яркое веселье — пение, танцы, всякие затеи. Привет им. Привет невинному веселью под ветвями рождественской ёлки, которые никогда не бросят мрачной тени!»

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Большинство народов Западной Европы начало активно усваивать традицию рождественского дерева только к середине XIX столетия. Ель постепенно становилась существенной и неотъемлемой частью семейного праздника, хотя память о её немецком происхождении сохранялась многие годы.

;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US">Теперь, зная правду о ёлке и праздниках с ней связанных, ;font-family:"Cambria";color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">можно отлично отпраздновать Рождество Солнца (прим. А.Н. – подробности читайте в моей статье «Что мы празднуем на Новый Год») и без ёлки, и без Деда Мороза и без алкоголя и не в полночь, и самое главное в настоящий день Рождения Солнца – празднуется вечером с 24-го на 25 декабря, а не по нашему стилю с 6-го на 7-е января.

;font-family:"Cambria";color:#0000ff" xml:lang="en-US" lang="en-US">Получается, что весь христианский мир ;font-family:"Cambria"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> ;font-family:"Cambria";color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">правильно празднует Рождество Солнца, ;font-family:"Cambria";color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">а нас, русов, как всегда, обманули и ;font-family:"Cambria";color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">подсунули нам чужих богов, чужие традиции и праздники, и в чуждые истине дни! ;font-family:"Cambria";color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">Празднуя, не забывайте, ради чего все собрались за столом, и чьё Рождество празднуете.

;font-family:"Cambria";color:#0000ff" xml:lang="en-US" lang="en-US">А вечнозелёная ёлочка пусть остается в лесу, ведь там ей и место!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Я с удивлением узнал, что» Холодяков Даниил г. Ярославль Ярославская область «Я с удивлением узнал, что» Как замечательно придумали тему организаторы этого конкурса! Такая чудесная возможность задуматься и над тем, что ты знаешь, прочитал, услышал, нашёл в учебнике или в бабушкиной памяти, и над тем, что стало привычным, повседневным, кажется естественным, а на самом деле таит столько невероятного. Казалось, чем можно удивить современного молодого человека? Чудеса техники? Новые изобретения? Научные открытия? Невероятные приключения на экране в формате 3D? Ведь мы так привыкли к тому, что мир постоянно меняется с невероятной быстротой, что известие о неудачном запуске ракеты к Марсу воспринимается как досадная ошибка: «Надо же, сбой в программе! Вот недокрученные юзеры, или, вернее, лузеры!» - так большинство восприняло эту информацию, и никто не воскликнул удивлённо: «Что, ракета к Марсу должна была лететь? Неужели к Марсу? Вот ведь чудо!» Я тоже думал, что удивить меня вряд ли чем можно. Наша семья: папа, мама, я, мой брат и младшая сестрёнка ярославские горожане в третьем, а по папиной линии в пятом поколении. Мы очень любим свой город, часто в свободные минуты гуляем по его старым улицам, находим удивительные закоулочки, где сохранились приметы старого города: то это огромные кованые петли на калитке в дворике на улице Терешковой (а как замечательно она раньше называлась Голубятная!), то старый-престарый и толстый-претолстый дуб на окраине Среднего посёлка, то вросшая в землю и облюбованная окрестными мальчишками для игр древняя «Победа» без колёс в тихом переулке всё это мы отыскали в своих прогулках. Я считал, что про свою «малую» родину и про свои корни: дедушек, бабушек я знаю если не всё, то очень много, но однажды мама задумчиво сказала: «В Ростов хочу просто сил нет!» И папа подхватил: «Давно пора съездить, хоть детям покажешь, уже подросли, поездку выдержат!» Выдержат это значит едем надолго, может, даже с ночёвкой у дальней ростовской родни так нам объяснили родители, и мы радостно начали собираться. Были мы тогда, в эту первую поездку в Ростов, ещё маленькими, мы с братом только пошли в школу, а сестрёнка с ворчанием ходила в детский садик и мечтала о школе там тихого часа нет. И вот тут-то я с удивлением узнал, что был у нас ростовский прадед,

2 которого маленькая мама очень любила и дом которого обещала нам показать. И мы стали ждать выходных ехать в Ростов! Вокзал в Ростове приятно удивил: очень нестандартный, запоминающийся, но я представил на его месте совсем другой, тот, который вообразил, когда слушал в электричке мамин рассказ о том, как встретились мои прадед и прабабушка, и я с удивлением узнал, что это была, действительно, фантастическая встреча. Поздняя осень, тридцатые годы. Холодно, пронизывающий ветер дует вдоль железнодорожных путей, хочется спрятаться от него куда-нибудь в тепло, но молодая женщина с грудным ребёнком на руках даже не пытается войти в деревянное здание вокзала: оно переполнено людьми, пытающимися уехать. Поезда ходят по расписанию, а вот сесть в них можно только при условии, если есть нужные документы просто так билеты не продают, поэтому, когда появится состав, к нему бросаются люди, нужно не просто сесть, а устроиться, пробиться, хотя бы прицепиться, а патрули отгоняют, иногда кого-то уводят, и все затихают ненадолго, а потом опять упрашивают, ругаются, умоляют Женщина с трудом находит место возле забора, где не так дует, садится на узелок с вещами и укачивает захлёбывающегося в плаче младенца, стараясь укрыть его своим пальтецом ей самой вовсе не холодно, наоборот, её мучает страшный жар, голова кружится, глаза закрываются, но она изо всех сил сопротивляется желанию лечь и уснуть, потому что понимает, что может больше не встать, а что тогда будет с ребёнком? Парень в форме железнодорожника с фонарём в руке подошёл неожиданно, молча долго посмотрел на неё, потом сказал: - Что, пойти-то некуда, своих-то нет здесь? - Никого нет, - ответила женщина, не поднимая невероятно тяжёлой головы. - А муж твой где? удивлённо спросил парень. - Пропал. - Да, дела Теперь многие пропадают А сама куда? спросил парень. - Не знаю. Села в поезд, думала доехать к родным, но в вагоне стало плохо, соседи закричали, что у меня тиф, вывели из вагона, даже чемодан не успела взять, только свёрток с пелёнками подхватила, и теперь Женщина вдруг неожиданно для себя самой в голос зарыдала, прижимая к себе свёрток с ребёнком. Парень отпрянул, потом поднял путейский фонарь, осветил плачущую.

3 Перед ним была совсем девчонка, синие, бескровные то ли от голода, то ли от болезни губы по-детски кривились, слёзы бежали без остановки по впалым щекам, а потом на её плач пронзительно, словно захлёбываясь, отозвался малыш, и парень не выдержал: - Будет реветь-то, ещё патруль накличешь, подумают, что тиф, заберут в лазарет, а что с ребёнком будет? Документы-то есть? Она мгновенно перестала плакать и вскинула голову, в страхе глядя на него, а парень вдруг произнёс потрясённо: - Господи, а глазищи-то у тебя в пол-лица! Потом вдруг решительно потянул её за плечо: - Вставай, со мной пойдёшь, здесь вам пропадать, на ночь патрульные всех без документов забирают, а у тебя поди-ка ни одной бумажки-то нет! Она в ужасе вскочила документов у неё не было. Парень решительно взял у неё кричащего ребёнка, который вдруг замолк в его руках. - Вишь, признал, своих враз почуял. Как звать-то будем сынка? - Ванечка! - А саму-то как величают? Она нерешительно улыбнулась бескровными губами и ответила: - Лидия Андреевна Парень захохотал: - Значит, так и звать будем, Лидия Андреевна! А меня Колей кликать будешь, я человек простой, не белая кость ты-то, поди, из «бывших»? Отца и мужа-то «Ваше благородие» прозывали? Женщина испуганно остановилась, но парень, прижимая к себе попискивающий кулёк с младенцем, решительно мотнул головой и зашагал дальше, потом обернулся и твёрдо сказал: - Не бойсь, Лидия Андреевна, не обижу ни тебя, ни Ваню нашего! Так встретились в Ростове мои прадед и прабабушка. А дальше моя мама рассказывала о том, как Николай выхаживал больную, доставал для младенца козье молоко, учил городскую жену управляться с русской печкой, как впервые она робко назвала его Колей, как родились у них ещё три сына, и одним из них был мой дед Михаил, как бегали подросшие парни с отцом на охоту и на рыбалку, как не позволял прадед своей жене ничего

4 тяжёлое делать, всё сам, а потом и мальчики воду носили, дрова кололи, огород копали, а Лидия Андреевна так звали её все, и соседи, и многочисленная ростовская родня, и муж упорно так именовал развела дивный сад, как щедро усыпан был двор яблоками и грушами, как в этом саду собирала Лидия Андреевна своих сорванцов, отмывала, усаживала за стол и читала Гоголя, Лермонтова, Пушкина, да так читала, что мой дедушка Миша совершенно спокойно в обычном разговоре вдруг вставлял: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой Всё это я с удивлением узнал, пока мы ехали в Ростов родной город моих прежде незнакомых, но таких близких теперь прадеда и прабабушки я улыбнулся: Коли и Лидии Андреевны! Я с удивлением увидел в ту давнюю поездку город, который так любила мама, о котором весь путь в электричке рассказывала, вспоминая уютные улочки своего детства, дома с резными наличниками, яблони во дворах, качели рядом с домами, церковь, в которой крестили её отца, моего дедушку, но всё это было в её рассказах, а наяву я увидел разбитые дороги, страшный, какой-то разгромленный центр города, Торговые ряды, так похожие на наши, сохранившиеся в Ярославле, но выглядевшие так, словно «Монголы только что их взяли штурмом», - мрачно высказался мой брат, увлекающийся историей средних веков на Руси. А сестрёнка на всякий случай взяла папу покрепче за руку и опасливо спросила: «Баба- Яга точно не вылетит?» - и показала деревянный обгоревший полуразобранный домишко. Страшные обшарпанные стены, грязные и даже разбитые окна, обвалившаяся штукатурка и растоптанные ступени лестниц «Сделай что-нибудь, ведь это у них в памяти останется навсегда!» - это я услышал, как мама шептала папе, и папа вдруг резко сменил тему разговора (а он всё объяснял, что у города не хватает денег на реставрацию, что скоро всё изменится) и скомандовал: «Кто первый добежит вот до того угла тот приятель Алёши Поповича, а кто последний тот старый ёжик!» последним, конечно, был папа, и только теперь я понимаю, какой он у нас хитрый и умный, потому что победа в беге была не главным событием, главное нас ждало впереди, потому что когда мама подошла к нам,

5 запыхавшимся, но довольным и громко повторявшим хором: «А у нас есть ёжик, а у нас есть ёжик!» - папа вдруг сказал: «А теперь все взялись за руки и сделали шаг вперёд, вот за угол этого дома, только, чур, вместе!» И мы сделали этот шаг! И я с удивлением узнал нет, не так! Я, и мой брат Ромик, и сестрёнка Полинка, и папа с мамой с восхищением, с восторгом, с каким-то потрясением даже не глазами, а душой увидели белые крепостные стены, резные башенки, золотые купола, которые плыли, парили, возносились над синей огромностью озера. Это было чудо! Это был настоящий Ростов тот Ростов, который оставил где-то далеко за спиной разбитые улицы, грязные стены, выбитые окна и гордо смотрит в наш мир с высоты своих куполов, с высоты своих одиннадцати веков великой, славной, иногда трагической и страшной, но гордой истории! Это был тот Ростов, который называется Великим, и только теперь я с удивлением узнал, почему он носит такое имя он, действительно, имеет на это право! И я ещё раз с удивлением узнал, что красота природы и города может соединиться в какую-то невероятную так и хочется написать слово ГАРМОНИЮ, которую ты видишь глазами, а воспринимаешь всё-таки сердцем! Наверно, именно поэтому произошло в старом Ростове это невероятное событие, о котором я узнал от мамы, а она с явным наслаждением входила в роль проводника во времени: она не просто шла с нами по улицам, она открывала для себя и для нас тот милый, уютный, добрый город, который прятался в её памяти, а теперь возникал снова во всей красе. А когда мы прошли городские валы, подошли к храму, мама воскликнула: «Да вот же она, Вознесенская церковь, я же узнаю её!» А вокруг был старый Ростов: домики, окружённые яблонями, а каждое дерево было усыпано крупными, какимито удивительно яркими яблоками, а с вала открывался удивительный вид, прямо как в сказке: направо пойдёшь к чудо-озеру выйдешь, налево пойдёшь к храму придёшь, и я с удивлением узнал, что храм Вознесения Христова построен на месте упокоения удивительного человека, которого при жизни считали юродивым (сейчас бы сказали просто: сумасшедшим), а после его смерти назвали святым, и именно с ним произошло это необычное событие, о котором я с удивлением узнал и хочу рассказать. Мы долго ходили вокруг храма, не решаясь войти, ведь служба давно окончилась, но из храма вышла бабушка, которая сказала: «А что же вы не входите, дети? Ведь детям всегда храм открыт!» И мы вошли, а она дала каждому из нас по свечке, чтобы поставить во здравие всех родных, а папа с мамой поставили в поминовение, а бабушка незаметно сунула

6 сестрёнке конфету и подвела нас к каменной гробнице, велела приложить ладошку, помолчать и попросить у батюшки Исидора, чтобы даровал доброе сердце и незлобивый нрав. Мы, открыв глаза и рот, смотрели на неё, а она спросила: - Что, не знаете про Исидора? Тогда слушайте! И она нараспев, чуть даже покачиваясь, принялась рассказывать о том, как в давниедавние времена в немецкой земле родился у богатых родителей сынок, который сначала был таким же, как все: ел сытно, пил сладко, до обеда дремал, после обеда потягивался, и предстоял ему обычный путь в жизни, стал бы он, как отец, торговцем, в меру хитрил, в меру обманывал, откладывал бы серебро к серебру, золото к золоту Но подросток вдруг стал совершать дела безумные. «Это они, немцы, так считали, - продолжала бабуля, - они ведь католики, им главное чтобы был богат да знатен, а юноша все свои деньги раздал бедным, да и ушёл с одной палочкой, в одной рубахе странствовать. Долго ли ходил, коротко ли, но добрёл до Руси, а там и до Ростова, и так ему здесь приглянулось, так душевно показалось, что упросил он, чтобы его в православную веру окрестили, сделал себе хижинку, да и стал жить тихо и мирно. Днём с ребятками всё играл, ночью молился, тайно силой, от Бога данной, людям помогал, да и судьбы людские предсказывал, и так всё точно по его словам выходило, что назвали его Исидор Твердислов, это значит, что его слово всегда твёрдое, как он тебе сказал, так и будет». Потом бабуля рассказала о чудесной кончине Исидора, когда весь город вдруг с удивлением ощутил удивительное благоухание «Наверно, ангелы за душой безгрешной прилетели», добавила бабушка и город понял, что потерял что-то очень важное, и решила горожане поставить на месте хижины Исидора храм, в котором мы сейчас и стоим, прижав ладошки к могильному камню святого. И я с удивлением узнал, понял, что произошло с этим немцем, оказавшимся в глубине России: он был очарован этой красотой, белыми стенами монастыря, синей гладью озера, тишиной и уютом двориков так и остался он здесь навсегда, а потом стал почитаемым святым за свою доброту, любовь к детям и стремление помогать людям. И так здорово, что мы пришли в этот храм, где крестили малыша моего деда, а потом он, наверно, по совету какой-нибудь такой же вот бабушки, прижимал ладошку к надгробному камню доброго Исидора и просил у него что-то очень важное: долгих лет родителям, выздоровления маленькому брату и чтобы отец наконец-то взял его на охоту. А теперь к этому же камню прижимаем свои ладони мы, его внуки, и я с

7 удивлением узнал, почувствовал, что ведь есть такая неразрывная цепь во времени, и мы одно из звеньев этой цепи, которую сейчас крепит святой Исидор! А потом мы пошли в музей, и я с удивлением узнал, что музей может быть невероятно интересным. Ростовский музей такой уютный, небольшой, но очень увлекательный, «репрезентативный, то есть представительный, отражающий истинное состояние явления» - так умным голосом сказал папа, а потом пояснил: «Пройдёшь очень интересный зал и видишь: вот первые поселенья, вот ладья викингов, вот меч и молоток, и понятно: так жили, торговали, воевали здесь люди». Но больше всего мне запомнился удивительный стенд, посвящённый гордой и мученической смерти князя Василько Ростовского. Мы долго стояли возле этого стенда, и я с удивлением узнал с неприятным удивлением что этому герою отведено так мало места в экспозиции музея! Да нет, не так я говорю, всё на самом деле ещё хуже: я с удивлением узнал, понял, что Василько Ростовский просто неизвестен огромному большинству и ростовчан, и ярославцев! А ведь его судьба готовый сюжет для потрясающе интересного, захватывающего трагического фильма, книги, спектакля или хотя бы телепередачи! Ведь это какая-то глупость: спроси любого мальчишку хоть в Ростове, хоть в Москве, кто такой Робин Гуд, и он выдаст ответ: благородный разбойник, грабил богачей и помогал беднякам! А вот кто такой Василько Ростовский, знает только мой влюблённый в историю брат. И папа, конечно. А было это так Далёкий и беспощадный для Руси ХІІІ век. Страшный вал непобедимой степной конницы разливается по русским княжествам. Взята штурмом гордая Рязань, первая испытав остроту монгольских сабель. Уже захвачены многие города Залесской Руси. Рушатся стены стольного Владимира Погибают в пламени Успенского собора последние защитники А где же князь Георгий? В глубине лесов на реке Мологе Владимирский князь пытается собрать оставшиеся силы. Идут к нему дружины князей Ярославского, Угличского, Ростовского, но поздно: уже отыскали их монголы, налетели, опрокинули наскоро собранные полки Кто-то бежит, спасаясь, кто-то сражается отчаянно, и среди этих последних храбрецов князь Василько Ростовский. Летописец о нём говорит так: он был красив лицом, имел ясный и вместе с тем грозный взгляд, был необыкновенно храбр, отважен на охоте, сердцем легок, к своим боярам и дружине ласков; боярин, который ему служил, уже не мог быть у других князей: так Василько любил своих приближённых. На заснеженных берегах Мологи собрал Василько

8 вокруг себя уцелевших воинов уже не чтобы победить, но лишь отдать свою жизнь подороже, сохранить честь воинскую Бьются русичи в кольце ордынцев, один за другим падают под саблями верные воины, но меч князя Василько по-прежнему тяжко рушится на головы подступающих врагов, ведь есть ещё сила, есть удаль только на плечи князя ложатся метко брошенные арканы, падает князь под торжествующие вопли, задавленный толпой врагов Очнулся князь в шатре хана. Трое держали за плечи, не давая встать с колен, выпрямиться во весь богатырский рост, но хан движением ладони отвёл стражу, улыбнулся, сказал что-то, и толмач-булгарин перевёл: «Хан говорит, что такой великий воин должен ходить под его рукой, водить его полки! Хан даёт тебе, князь, тысячу воинов, чтобы ты вёл их к другому непокорному городу, добыл себе новую великую славу, а хану великую добычу!» Летопись донесла до нас ответные слова князя: «О глухое царство, оскверненное. Ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры, хоть и нахожусь я в великой беде!» Мы можем только с горечью и состраданием представить, как пытали, мучали богатыря, но так и не смогли заставить служить, стать предателем и палачом своего народа. Многие вёрсты и дни орда влекла князя за собой, пытая и запугивая, но храбрец был непреклонен. А потом свершилось страшное Предание рассказывает, что некий священник, отпевая и хороня погибших после того, как орда ушла, нашёл тело князя Василько, изуродованное пытками и обезглавленное, со слезами привёз его в Ростов княгине Марии. И я с удивлением узнал, что эта невероятная женщина, истинно русская женщина, оставшись в этом горе вдовой с маленькими детьми, не впала в отчаяние, не растерялась, не дала унынию овладеть собой. Она вырастила детей будущих князей Ростовских, но она же совершила огромный духовный подвиг: после монгольского погрома в русских городах прекратилось летописание одни грамотеи погибли, другие попали в плен или бежали в глухие места, прячась от врагов. Княгиня сумела восстановить в Ростове первую после монгольского нашествия работу над летописью, и в этой летописи и был поставлен памятник её мужу-герою: под руководством княгини был введён в летопись рассказ о достойной жизни и мужественной смерти князя Василько.

9 И я был не просто удивлён совершенно потрясён, когда оказалось, что Мария дочь святого мученика князя Михаила Черниговского, того самого, который отказался в Орде перед ханом Батыем поклониться идолу и был казнён за стойкую веру православную мучительно и страшно его забили живым до смерти вместе с верным боярином Фёдором, оставшимся разделить со своим князем все муки, и Мария, эта несчастная женщина, на которую обрушивалась одна трагедия за другой, потерявшая и мужа, и отца от рук хана, нашла в себе силы совершить невероятное: учёные считают, что именно Мария составила житие мученика за веру князя Михаила, наполненное не только горем и состраданием, но и восхищением своим великим отцом! Благодаря писательской работе княгини Марии имена ее отца и мужа стали символами патриотизма, мужества, бесстрашия князей и воинов русских людей! Они вселяли веру в грядущее освобождение от захватчиков родной земли, а сама Мария оставила в этих документах великий памятник своей верной любви. А я с великим удивлением узнал, что именно ростовская земля дала России выдающегося человека святого Сергия Радонежского. Да, его детище Троицкий монастырь, теперь Троицко-Сергиева лавра, но родина его, где прошло детство, где совершались знамения Ростов! Значит, есть что-то особенное в этом крае, в этих людях, в этой природе, что привлекала она даже чужестранцев, а своим, коренным, давала несгибаемые силы, как князю Василько, или несгибаемую веру, как святому Сергию, который отринул богатый боярский терем, достаток и покой, чтобы уйти в лесную глушь, провести там в бесконечных трудах, молитве, духовном подвиге, в одиночестве и в размышлениях годы, чтобы полностью изменить себя, стать великим исповедником, молитвенником за русскую землю, наставником простым людям и великим князьям и всё это дала Сергию именно родная ростовская земля! Но с особенным удивлением я узнал, что Ростовская земля стала родной ещё одному необыкновенному человеку царевичу Петру-ордынцу. Судьба его необыкновенна, как и судьба каждого, кто связывает свою жизнь с этим краем. Племянник хана, чингизид, то есть потомок Чингиз-хана, могучий и богатый юноша, живший в Орде, услышал однажды о духовном подвиге епископа ростовского Леонтия. Житие Леонтия повествует, как нёс он слово Божье в край язычников, как сопротивлялись ростовчане христианской проповеди, были верны Златому идолу, много раз грозили Леонтию смертью за то, что проповедник нашёл самый верный путь обращения язычников Леонтий стал общаться с детьми,

10 открывал школы, учил и лечил и был погублен язычниками, но не отступил от веры, от своего пути. Этот рассказ слышал юноша-ордынец от ростовского епископа Кирилла, который был вызван в Орду, чтобы лечить сына хана. Молитвами (или своим лекарским искусством) Кирилл исцелил больного, а когда вернулся к себе в епархию, вместе с ним в Ростов приехал татарский юноша, который принял святое крещение, получил православное имя Пётр, а прозвище Царевич ведь он потомок Чингиза! Вслед за ним потянулись в Ростов и другие татары, вскоре на свои средства Пётр поставил на берегу озера Неро монастырь в честь Петра и Павла, где стал позже игуменом, а в слободах вокруг Ростова густо селились переехавшие из Орды целыми родами татары это был ещё один удивительный дар ростовчан: умение жить в мире со всеми, самыми разными людьми и народами! В благодарность за доброе отношение, дружелюбие и заботу Пётр-ордынец спас город от набега ордынцев, остановив татарский отряд, а Ростов стал местом, куда переезжали на жительство даже знатные ханы. Кто знает, может быть, и во мне гуляет капля татарской крови, ведь мои ростовские дед и прадед носили фамилию Балмасовы! Может быть, уже в те далёкие времена ростовчане обладали тем, что сейчас именуют толерантностью? Именно это сказалось позже, когда в город стали привозить военнопленных немцев, а мой дедушка (совсем маленький) с другими мальчишками бегал смотреть на «проклятых фашистов», и оказалось, что никакие это не звери, а очень голодные, худые люди, радостно разговаривающие с мальчишками, показывающие фотографии своих «киндеров», охотно принимающие яблоки, которые ребята им таскали (хлеба и самим мало было, а вот яблок в Ростове всегда было вволю). А взамен немцы дарили самодельные безделушки, зажигалки, свистульки, модельки кораблей, и надо ли говорить, что через полгода половина Ростова играла на губных гармониках? Так что же это за удивительная черта характера человека, необыкновенная особенность природы, пейзажа, самой земли, которая влекла к себе самых разных людей, делала этот край родным, близким, своим? Я прочитал обращение самого молодого мэра в России, мэра Ростова Юрия Бойко: «В Ростове Великом открылась первая митрополичья кафедра в 991 году, первый монастырь Северо-Восточной Руси, Кафедральный собор во имя успения Богоматери впервые был построен здесь. Сергий Радонежский родился здесь, многие почитаемые святые трудились в

11 нашем городе. Мы, обыватели, может, этого и не знаем, но на православной карте страны Ростов отмечен особо». Мне очень понравились его слова, когда он призвал сделать Ростов духовной столицей России, только я бы чуть поправил мэра: не сделать, а возродить этот статус Ростов многие века отличался именно тем, что нёс культуру, духовность в глузие леса. Древнейшие монастыри здесь! Библиотека, в ХІ веке насчитывающая тысячи рукописей здесь! Первые школы для всех, даже для крестьянских детей, открытые Ярославом Мудрым тоже здесь! Когда мы ещё раз вернулись в остов совсем недавно, мы радостно поражались, я с удивлением узнал, что город преобразился: отреставрирован центр, бережно обновляются древние храмы, как-то по-новому выглядят улицы Я верю, что мой любимый Ростов, празднующий свой 1150-летний юбилей, возродит былую славу, действительно станет центром духовной культуры России.


ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ Салтыкова Эмилия Владимировна, г. Брянск Великая Отечественная Война. Это была самая кровавая война за всю историю нашего народа. Более двадцати семи миллионов погибших печальный еѐ итог.

Мой прадед. Общие сведения о семье моего прадедушки Трушина Сергея Никифоровича. Они сражались беззаветно, Патрон последний берегли, Их имена приносит ветром, Печальным ветром той войны.. Течѐт река времени.

«ДЕНЬ МАТЕРИ» Сценарий совместного с первоклассниками праздника Звучит песня «МАМА», подготовительная гр. входят в зал и занимают свои места. Дети из первого класса входят и встают полукругом. Ведущие

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» г. Новый Оскол Белгородской области Внеклассное мероприятие в 3 классе на тему: «Защитница северной столицы»

ДОКТОР АЙБОЛИТ. (По мотивам сказки К.Чуковского.) Сценарий для детского сада, где будут играть сами дети. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: СКАЗОЧНИК ДОКТОР АЙБОЛИТ ОБЕЗЬЯНКА ЧИЧИ СОБАКА АВВА ЛАСТОЧКА БАРМАЛЕЙ РАЗБОЙНИКИ

Утренник «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть» - Ведущий. - Сегодня мы проводим урок доброты, урок вежливости. Ведь доброта это стремление человека дать полное счастье людям, всему человечеству.

Илья Члаки Цикл «Закон природы» СИРОТКИ 2 Действующие лица: Муж Жена 3 На сцену выходят нарядные молодые супруги. Муж в костюме, Жена в подвенечном платье. Свершилось! Вот оно, счастье! Сказать честно,

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЛОБНЯ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 13 «Сказка» Утренник, посвящённый Осени старшая группа Составила: музыкальный

Содержание 1. Индивидуальное задание с выбором ответа... 3 Учащиеся получают листы с заданием, выполняют в тетрадях... 3 2. А. Маркуша. «Тихая Зоя»... 6 Рассказ... 6 3. «Старый дед и внучек»... 8 Басня...

Трофименко С.И., педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦВР» А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле Не топтать их коням землю русскую. Не затмить им солнце

Сочинение на тему: «Как я провел лето» выполнил ученик 8 «В» класса Петров Егор Итак, сейчас я расскажу вам о том, как я провѐл лето 2016. В начале июня, я пошѐл на отработку в школу и отработал нужное

«Мамино сердце» Песня «Мамино сердце» - ансамбль «Фантазия» Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Кто на свете всех мудрее, Всех любимей и добрее? : И ей зеркальце в ответ: Все тут девицы прекрасны,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Совместная партнёрская образовательная деятельность по образовательной области

Сценарий праздника в старшей и подготовительной групп. «Защитникам Отечества, посвящается!» Описание материала: Нравственные качества ребенка закладываются в дошкольном возрасте. Семья и дошкольное учреждение

Урок 1 Вы начали новую жизнь Что происходит, когда гусеница становится бабочкой? Как семя превращается в могучее дерево? Управляют этими процессами и производят эти изумительные перемены законы природы.

Снова у старца Где найти Бога? Две радости Сколько же их было? Бог смотрит в наше сердце Кто виноват? Какая дорога ведет к счастью? До свидания! Введение Снова у старца Нам так понравилось в прошлый раз

Путешествие в храм Матроны на Сходне В моем докладе я старалась использовать только то, что сама узнала благодаря своему исследованию. Специально для этого путешествия я выделила два дня своих каникул.

Исполнение желаний. Урок 15 Цель: Показать детям, что для Бога нет ничего невозможного, но наши желания бывают разные, и у Бога право отвечать на наши просьбы. История: Исцеление Вартимея Читать: Марка

Страница: 1 ТЕСТ 24 Фамилия, имя Прочитай текст. КОТЁНОК Класс Были брат и сестра Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле

Конспект урока 3 ОРК и СЭ модуль ОПК по теме: «Человек и Бог в православии» Автор: учитель начальных классов Спасская В. С., МКОУ «ВСОШ 1» П. Волово Основные вопросы урока 3 Какие дары Бог дал человеку.

Сказка о маленьком дельфине Однажды жил-был маленький дельфин. Родители звали его Мюнчи, что значит - Поцелуйчик. Он был не похож на других дельфинят, потому что у него была остренькая мордочка с вытянутыми

Oтветы Бога на молитвы. Урок 4 Цель: показать детям, что Бог отвечает на молитвы, не всегда так, как мы представляем, но любой ответ это ответ Бога, и нам во благо. Читать: Луки 11:5-9 История: Притча

Послушание: сбор яблок в монастырском саду. Мы ездили в Эстонию. Там красиво. В Эстонии мы ходили на святой источник. Там мы пили святую воду. Еще мы ходили в храм. Там тоже было красиво! Мы были в храме

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ 8 июля день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии В 2008 году при поддержке супруги Председателя Правительства РФ Светланы Медведевой был учрежден

4 3 Прочитай текст и выполни задания. Александр Невский П.Д. Корин 1942 г. Князь Александр Ярославич Невский родился в мае 1220 года в городе Переславле. С четырёхлетнего возраста его обучали владеть мечом,

Елка Ведущий. Здравствуйте дорогие гости! Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые. Мы рады вас приветствовать на празднике «Зимушка - зима». Вас ждут игры, загадки и др. забавы. Кого-то нам не хватает

Лесик Александр Владимирович 27.08.1921 11.08.1995 Презентация выполнена Клочковой Таисией ученицей 8 «В» класса гимназии 1563 Это прадед, папа моей бабушки Спанопуло Нины Александровны. Жил и учился в

Урок 3 Во время молитвы слушайте Бога Обращался ли Бог к вам когда-либо? В нескольких местах Библии рассказывается о том, как Бог обращался к разным людям. Он обращался к мальчику, которого звали Самуил,

Память о Великой войне того времени. Что мне было известно: мой дед по отцу - Константин Васильевич Мартьянов, он принимал участие в организации побега из австро-венгерского плена генерала Корнилова. -Лавра?

Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе «Мамины глаза» учитель начальных классов МБОУСОШ 8 г. Белореченска Свердлова Е.А. Цель: воспитывать чувство уважение к матери. Оборудование: кораблики с фотографиями

Урок 14 Христианский характер В небольшой стране шла гражданская война, повсюду воевали партизаны. Молодой человек, христианин, был схвачен партизанами, и они его заставляли отказаться от своей веры, угрожая

Владимир Сутеев Палочка-выручалочка Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором

26 марта учащиеся 6 8 классов побывали в Воронеже. Каждая поездка в Воронеж для меня особенное событие город моего детства, много с ним связано, а тут исполнила давнее желание свозить туда детей. Один

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Красота природы и красота души». Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

Расцерковление мы обсуждаем давно. Наступает однажды такой период в жизни, когда церковная жизнь теряет острый смысл: вместо молитвы краткое вычитывание правила, исповедь из недели в неделю один и тот

Светлана Рыбакова ЧУДЕСНАЯ ЛАМПАДА Издательство Московской Патриархии Москва 2009 3 УДК 244 ББК 86 372 Р932 Художники К. Прыткова, К. Романенко Рыбакова С. Р932 Чудесная лампада. М.: Издательство Московской

В гостях у сказки «Гуси лебеди» Цели: учить детей понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать

А. Мурзин «Я не боюсь собак?!» Я не боюсь собак?! 1 Всё случилось когда-то давно, тогда ещё дома были большие пребольшие, а под стол в то славное время легко можно было ходить пешком, надо только было

Ирина Сказка о том, как Елизавета королевство от Кашля спасала Глава I Сказка о том, как Елизавета королевство от Кашля спасала ила-была маленькая Елизавета. Это была Ж очень умная маленькая девочка. Малышка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 130 Летопись подготовки и празднования 7о-летия Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г. г. Ульяновск

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Урок «Образ матери в музыке, поэзии, живописи». 3 класс. Цель урока: сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве Задачи урока: 1) раскрыть образ Божьей Матери

«За Коньком-Горбунком в сказку русскую войдем» Свою волшебную сказку «Конек-Горбунок» Петр Павлович Ершов написал, когда ему было всего 19 лет. Это было в 1834 году. Сам А.С. Пушкин прекрасно о ней отозвался:

Возраст 9-12 лет Год занятий - первый Цикл 1 Важные истины Урок 1 Тема Цель Познакомить детей с Библией и показать влияние Библии на человека. Библейский источник От Иоанна 3:16; Иеремии 30:2; от Матфея

Тема героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне - одна из главных в творчестве выдающегося мастера литературы социалистического реализма Михаила Александровича Шолохова. "Они

Бутерброд, проще говоря - хлеб с маслом, это закуска. Я с удивлением узнал, что даже есть классические бутерброды. Для меня всегда, еще с детства, бутерброд представлял с собой большой кусок свежего хлеба с маслом, и минимум, повторяю: минимум (!), 200 грамм . На мелочи мы не разменивались! Нет!

Самый простой бутерброд - кусок хлеба с колбасой, сыром, овощами, зеленью и т.д. В минимальной «комплектации», но чаще всего - многослойное произведение кулинарного искусства. Часто встречаются сэндвичи, бутерброды из двух кусков хлеба, между которым лежит вкусная начинка. Впрочем, как в шутку утверждают знатоки, для вкусного или еще чем-нибудь, хлеб не нужен, своего языка достаточно.

Обычно бутерброды подаются на тарелках и их предусмотрительно накрывают салфетками, чтобы не засохли. Важно готовить бутерброды непосредственно перед употреблением, тогда они сохраняют вкус, и хлеб не успевает размокнуть.

Бутерброды делают по всему миру, и Италия не исключение. Дивный, необычайно вкусный и нежный итальянский бутерброд - брускетта. Невообразимое обилие разных рецептов и вариантов.

Слово брускетта (bruschetta) - производное от древне-романского bruscare - «запекать на углях». Суть брускетта - обжаренный ломоть белого хлеба с разложенной поверх начинкой. Несколько напоминает мини-пиццу, которая не выпекается, а просто готовится по мере необходимости.

Важная особенность брускетта - хлеб запекается или обжаривается без масла. Обычно итальянцы используют местный традиционный хлеб «чиабатта». Но вполне подойдет любой свежий . Кстати очень удачно подходит распространенный багет, или «французский» багет. Ломти обжаривают на гриле, или сковородке без масла. После того как хлеб обсушится и немного подрумянится, его, еще теплым, натирают чесноком и смазывают оливковым маслом, причем самым лучшим маслом. Это основа брускетта. А дальше, почти всегда, можно дать волю фантазии.

Брускетта с моцареллой. Пошаговый рецепт

Ингредиенты

  • Французский багет 4 куска
  • Оливковое масло 2-3 ст. л.
  • Зеленый базилик 2-3 веточки
  • Помидор 1 шт.
  • Моцарелла 100 гр
  • Чеснок 1 зубчик
  • Соль, черный перец по вкусу
  1. Важное замечание: брускетта готовится быстро, и должна съедаться сразу. Не откладывайте. Как вариант можно подготовить запеченный хлеб заранее, а начинку разложить перед трапезой.

    Французский багет, моцарелла, базилик, помидор, чеснок

  2. Вспомнился роскошный бутерброд, который мы купили с другом в супермаркете, как закуску для рыбалки. Огромный свежий батон с колбасой, помидорами, луком, маринованными огурцами, зеленым салатом, соусом … и еще Бог знает с чем. Было очень вкусно. И приготовленная сегодня брускетта была бесподобна. Отличная закуска, когда до ужина еще далеко, а обед был давно.

    Огромный свежий батон с колбасой, помидорами, луком, маринованными огурцами, зеленым салатом, соусом

  3. Как я уже говорил, привычный французский багет отлично подходит. Рекомендую нарезать багет не поперек, а под достаточно большим углом. Так увеличится площадь брускетта, будет удобнее поджаривать хлеб и раскладывать начинку.
  4. Рекомендуют запекать ломти хлеба на гриле. Это, безусловно, очень правильная рекомендация, но чаще всего невыполнима. В домашнем хозяйстве удобно поджарить ломти на раскаленной сковородке или жаровне. Без масла. Очень удобно использовать сковородку-гриль. Тогда на хлебе будут очень красивые румяные полоски. Поджаривать куски хлеба надо до начала подрумянивания. Впрочем, многие любят очень поджаренный хлеб. Так что на ваше усмотрение, только не превратите все в угли.
  5. Итак, поджарить куски белого хлеба или багета. Выложить их на плоскую тарелку и дать немного остыть, чтобы не жгло руки.

    Поджарить куски белого хлеба или багета

  6. Помидор нужен спелый, но не переспевший. Ошпарить помидор кипятком и снять с него кожицу. Разрезать помидор пополам и удалить семена с помощью ложки. Мякоть помидоры нарезать некрупными кубиками, приблизительно как нарезаются овощи для . Размер нарезки знает каждый.

    Мякоть помидоры нарезать некрупными кубиками

  7. Пока нарезался помидор, обжаренный хлеб немного остыл. Очистить зубчик чеснока и натереть им куски обжаренного хлеба. Если хлеб хорошо обжарен, то чеснок об него стирается очень хорошо. Впрочем, если вы любите чеснок, никто не запрещает вам натереть два или даже три зубчика.

    Очистить зубчик чеснока и натереть им куски обжаренного хлеба

  8. Достаточно обильно смазать ломти хлеба оливковым маслом - самым лучшим. Обычно лучшее оливковое масло маркируется Extra-virgin olive oil. Это свежее масло, отжатое непосредственно из маслин - первый отжим, без дополнительных ухищрений. Стоит сказать, что смазывание брускетта оливковым маслом, достаточно обильное. Т.е не несколько капель, но и масло не течет.
  9. Зеленые листья базилика мелко нарезать, или, что лучше, мелко порвать пальцами, тогда базилик не даст сок и не потечет. Еще говорят, что базилик меняет вкус от контакта с ножом. Я пользуюсь керамическим ножом и думаю, что все получается как надо.
  10. Смешать нарезанный помидор с нарезанным базиликом, посолить и поперчить по вкусу. Часто рекомендуют добавить щепотку сухого орегано. Перемешать и добавить чуть-чуть оливкового масла.
  11. Моцареллу нарезать небольшими кубиками, как и помидор.

    Моцареллу нарезать небольшими кубиками

  12. Стоит оговориться, что способ нарезки продуктом для брускетта - на ваше усмотрение. Вполне можно нарезать все небольшими ломтиками. Будет ничуть не хуже.
  13. Выложить моцареллу на куски подготовленного хлеба.