Тщеславие и как с ним бороться. Что такое тщеславие и как оно проявляется? Тщеславие в современном мире

П ридет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

(1Кор.4,5).

Х валящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

(2Кор.10,17-18).

Л юди хвалят — не захвалят, люди хулят — не захулят, ветры веют — не развеют, солнце сушит не засушит, дожди мочат — не размочат.

Русская пословица.

К ак избежать страсти человекоугодия и удивления похвалам человеческим? Имей несомненную уверенность в присутствии Божием, неразвлекаемую заботливость о благоугождении Богу.

Святитель Василий Великий (330-379).

Т щеславие истребляется укрывательством добрых дел.

Преподобный Фалассий (VII в.).

К ак скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои.

Преподобный Макарнй Великий (IV в.).

Е сли можете, сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте, но действуйте просто.

П риучайте себя всячески к тому, чтобы больше радоваться, когда с вами презрительно обходятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют.

К огда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете, и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

Н емалый подвиг — отстать от тщеславия.Средство для освобождения от него есть тайное творение добродетелей и частая молитва, а признак освобождения — незлобие против злословившего или злословящего.

Преподобный Максим Исповедник (+662).

Н е надевай одежды, которая приводит тебя и тщеславие.

Н е будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: «Я то и то сделал, в том и том преуспел». Такие помыслы дышат тщеславием, и, кто ими набит, тот стал жилищем не чистых духов.

В севозможно старайся о том, чтобы славился через тебя Отец твой, Который на Небесах.

Преподобный Антоний Великий (251-355).

Н е желай другой чести и не ищи ничего дру гого, как страдать за любовь к Богу и за то, что служит к наибольшей для Него славе.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

С тарайся быть в пренебрежении — и исполнишься Божией чести. Не домогайся быть почитаемым, будучи внутренно исполнен язв. Презри честь, чтобы стать почтенным; и не люби чести, чтобы не быть обесчещенным.

Преподобный Исаак Сирии (VII в.).

Ч асто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.

Н ачало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; средина же — отсечение всех помышляемых ухищрений тщеслав ия; а конец (если только есть конец в этой бездне) состоит в том, чтобы стараться делать перед людьми то, что нас уничижает — и не чувствовать при оном никакой скорби.

К огда услышишь, что ближний твой или друг укорил тебя в отсутствии или присутствии твоем,— тогда покажи любовь и похвали его.

Преподобный Иоанн Лествичннк (+649).

Н адлежит всячески избегать похвал человеческих и, памятуя сказанное святым Давидом: Господь рассыпал кости льстецов (Пс. 52,6), отрепать всякий помысл льстивый и внушающий что-либо сделать по человекоугодию. Таким образом твердо да направляем все ко благоугождению Богу.

Е сли когда-либо восчувствуем побуждение чем-либо потщеславиться, то представим себе исход наш из сего мира — и бесстыдное тщеславие через сие отгонится. Если же оно и за сим гнездится в нас — убоимся, по крайней мере, того срама, который последует тщеславному.

Преподобный Нил Сорокин (1433-1508).

К роме рассматривания своих недостатков, можешь еще и так смиренномудрствовать: «Ничего доброго у меня нет. Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матернем. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевные и телесные суть дары Божии. А моя собственность — только одни мои бесчисленные грехи которыми я ежедневно прогневляла и прогневляю Милосердного Господа. Чем же мне после этого тщеславиться и гордиться? Нечем. И при таких размышлениях молитвенно проси помилования от Господа.

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

К огда пойдешь к неким людям, не ожидай, что они рады будут тебе очень, чтобы, когда примут тебя, возблагодарил ты Бога.

Преподобный Исайя Отшельник (+370).

Х валящий тебя вместе с тобою подвержен то му же греху, тому же суду и наказанию, ибо человек суете уподобися (Пс.142,4), судит неверно и имеет нужду в высшем руководстве; человек есть земля и пепел (Быт.18,27). И когда человек станет хвалить, то часто хвалит неистинно: или из угождения, или из ненависти; а когда станет обвинять и порицать, то делает и это из тех же побуждений. Но Бог не так; напротив, нелицеприятен приговор Его и чист суд Его. Для чего же мы оставляем истинного Мздовоздаятеля?

К огда ты желаешь славы, то представь, что ты уже получил ее, подумай о последствиях — и ты не найдешь там ничего: подумай, какой она причинит вред, скольких и каких лишает благ, ибо для нее ты подвергнешься трудам и опасностям, а плодов и наград от нее не получишь. Вспомни, что между людьми есть весьма много злых, и прези рай их славу; помысли о каждом из них, кто он, и увидишь, что эта слава достойна посмеяния. Ког да ты, делая какое-нибудь доброе дело, думаешь, что нужно показать его людям, ищешь, кого бы « делать зрителем этого дела, и стараешься быть видимым, то вспомни, что тебя видит Бог,— и истребишь в себе всякое подобное пожелание.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

Б рат! Иисус сделался человеком и перенес бесчестия, а разве ты больше Иисуса?

Р азмышляя о всенародном стыде, который пред Господом постигнет грешников, вменишь ты временный ни во что.

Е сли хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется по Страсти похотения; через это освободишься и от тщеславия, ибо к тщеславию примешивается человекоугодие, к человекоугодию свободное обращение, а свободное обращение есть матерь всех страстей.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI в.).

С читайте себя хуже всех и свыкайтесь с мыслью, что вы приговорены к адским мучениям и что избавиться от них можете только по милости Божией.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

И стинный христианин поступает так в этой жизни, чтобы она была приготовлением к будущей, а не жизнью для здешнего только века; он при действиях своих не думает о том, что скажут о нем здесь, но — что скажут там, на Небесах.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Вопрос: «Как покорить тщеславие, человекоугодие, желание нравиться всем? Боюсь, что это уже становится свойством души».

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Это свойство каждой души в силу грехопадения человека и пораженности его души, ума, сердца. Это наблюдается еще в детях: ребенок ищет не собственного качества, а ищет похвалы даже и ни за что.

Один человек сшил платье, другой – его продал, третий – его купил. И вот человек надел его на себя и сам себе нравится, хотя его участие – самое элементарное: подумаешь, натянул на себя тряпочку! Или ученик в школе: «А мне пять поставили!» А если у него спросить, а что ты и как отвечал, за что тебе поставили пятерку – он даже может и не вспомнить. Главное – что получил пять. Ему важна оценка. Поэтому задача педагога, воспитателя, священника – научить человека тому, чтобы он стремился к изменению качества своего ума и сердца.

И вот для такого тщеславия, которым поражены абсолютно все люди, лишь с разной степенью поражения, существуют два метода, указанные нам святыми отцами. Причем, надо обязательно поставить себе задачу избавления от тщеславия, и постановка такой задачи и есть начало покаяния.

Первое, что совершенно необходимо: молчать, когда тебя не спрашивают. Не отвечать больше, чем содержит сам вопрос. Никогда ни в каком случае не высказывать собственное мнение. А если всё же просят его высказать, то надо убедиться в том, что человеку это действительно надо, и он очень настойчив. Тогда можно высказаться, но очень кратко и так, чтобы в этом мнении не было превозношения или осуждения кого-то. Но лучше всего – молчание. Безмолвие способствует избавлению. Это первое.

И второй способ, который является радикальным. За год можно избавиться от тщеславия. Это – полюбить поношение. Для человека очень болезненно, когда его ударяют в правую щеку. Когда его, как мы говорим, оскорбляют. Надо это полюбить и кушать оскорбления, как эклеры. Если день прошел без эклера – считайте день потерянным. Пренебрежения, забвения, когда «вытирают о тебя ноги» – нужно не только этому не сопротивляться, а нужно это полюбить! И вот в таком огне тщеславие совершенно умирает. Человек становится спокойным. Тщеславие умирает само, поэтому многие Христа ради юродивые избирали такой путь с целью борьбы с гордостью и тщеславием.


– Они даже сами вызывал на себя эти поношения!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да, сами вызывали. И в течение года или двух избавлялись от этого недуга. Это радикальный, хирургический, способ. Не все могут это понести, но надо знать, что такой способ есть. То есть когда кто-то о нас «вытрет ноги» – надо не обижаться, не плакать, не жаловаться, а вспомнить об этом. Если удастся хотя бы изредка потерпеть, то всё это будет способствовать победе над тщеславием.

Протоиерей Александр Березовский:
– А желание нравиться? Ведь люди украшают себя с тем, чтобы понравиться другим.

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Это относится к внешнему, хотя такое стремление к украшениям прямо противоречит совету апостола Петра дамам: украшаться лучше внутренним, то есть добродетелями. Русский народ говорит: «С лица воду не пить». И вообще некрасивых лиц нет. Если мы посмотрим в комплексе всю историю изобразительных искусств, то мы увидим самые разные лица, и записных красавцев и красавиц там встречается гораздо меньше, чем в жизни. А художники – это люди, которые в красоте смыслят. И уж если они находят в своих персонажах красоту, достойную изображения – значит, она действительно есть.

Поэтому нужно стремиться к внутренней духовной христианской красоте. А внешнее – это привлечь внимание. Но к чему в таком случае человек привлекает внимание? Только к своей одежде, потому что все мы в основном закрыты одеждой – остаются только руки и лицо. И какой в этом смысл? Опять же: кто-то разработал дизайн, кто-то раскроил, кто-то сшил, кто-то продал, кто-то купил. А ты, что – с этого славу какую-то имеешь? Это тоже смешно…

Протоиерей Александр Березовский:
– А я себя украсил!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Но это похоже на тех школьников, которые работают за отметку. Но опять же: с какой целью привлекает? Если твой избранник восхитился твоими кудрями или твоим макияжем, то что он скажет на следующее утро после свадьбы?

Протоиерей Александр Березовский:
– Кто это?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да… Поэтому всё это – очень зыбко.

Протоиерей Александр Березовский:
– Многие говорят: «А мне хочется нравиться себе! Вот мне приятно на себя посмотреть в зеркало! Я – не для других, я – для себя!»

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да, некоторые так говорят, но ведь все прекрасно знают, для чего это делается! Причем, это делается не только для противоположного пола, а в основном – друг перед другом, чтобы вызвать в другом человеке зависть или опять же оценку, похвалу. Опять трата времени на нечто абсолютно пустое.

Содержание статьи:

Тщеславие - это ощущение славы, признания и высокомерие человека без видимых причин. Корень этой проблемы кроется в искривлении самооценки для создания определенного образа, который сможет как-то помочь почувствовать себя лучше. В чистом виде тщеславие означает сладкий самообман, надменность, гордыню, что ни к чему хорошему не приводит и только отталкивает других людей.

Влияние тщеславия на жизнь

Тщеславие представляет собой ложь себе, которая закручена вокруг самооценки и подпитывается самохвальством и лестью. Естественно, такой человек не способен правильно оценить уровень своих возможностей, ведь тщеславие увеличивает количество позитивных качеств и возносит его на новый пьедестал. Это нормальное желание быть признанным и погоня за похвалами часто изматывают внутренне человека. И после такого очень сложно найти внутренний баланс.

Неадекватная самооценка искривляет восприятие человека окружающими и выставляет хвастуном. Обычно в таких случаях теряются близкие люди и друзья. Гордыня максимально превозносит человека над другими и делает его выше только в его сознании. Внешне это выглядит, будто он возомнил о себе слишком многое и, естественно, не вызывает доверия у остальных.

Тщеславие исключает возможность трезвого взгляда на жизнь. Человек неспособен понять чувства других и правильно оценить ситуацию. В семье нарастают проблемы из-за недопонимания. Тщеславный обыватель будет требовать от других слишком многое, чего сам не заслуживает. Он ожидает призвания, похвалы и чести для своих поступков, которые, на самом деле, ничего подобного не стоят.

Тщеславие женщины отворачивает от нее мужа, который начинает считать жену слишком высокомерной. Она теряет своих подруг, требуя от них постоянных похвал и высказываясь негативно в их адрес. Такая женщина убеждена в собственном превосходстве и ничуть в этом не сомневается. Более того, она настойчиво пытается добиться признания от окружающих ее людей, при этом не слишком вежливо относясь к ним самим.

Проблема такого человека - в самооценке, которая не мотивирована ничем, а банально завышена в силу внутреннего конфликта и нерешенных личностных проблем. Дети со временем перестают относиться к тщеславным матерям так, как они требуют, и нарастает семейный конфликт. Естественно, в дальнейшем портятся любые взаимоотношения, ведь культ незаслуженной личности никто не будет признавать.

Тщеславные мужчины очень часто превращают своих женщин в покорных последовательниц своей нескромной персоны. Такой человек выберет самую смирную и тихую девушку, которая будет постоянно подтверждать и поддерживать его «псевдотитул». Если семья и сложится, то только на основании непременного почитания мужчины в семье и уважения к его тщеславному эго. Муж будет строить любые взаимоотношения вокруг себя и своей персоны, затмевая при этом все заслуги жены и детей.

Завышенная самооценка и постоянное требование признания от близких будет медленно рушить семейные взаимоотношения, что незамедлительно приведет к вполне ожидаемому краху. Ситуация с детьми в семье будет такая же, как и в случае с женщиной. Тщеславие побуждает ставить себя выше любых интересов других членов семьи. Именно поэтому взаимопонимание в таких семьях отсутствует полностью.

Основные причины развития тщеславия


Тщеславие - это всегда следствие внутреннего конфликта, раскола восприятия самого себя. Человек смешивает реальное с желаемым и верит тому, что больше нравится. Раскол происходит из-за психотравмирующей ситуации или длительного воздействия неблагоприятного климата, например, воспитание в неблагополучной семье.

Рассматривается тщеславие как вариант искривленной компенсации психикой недостающих чувств. Но, застревая на ощущении их острой нехватки, человек лишается возможности трезво оценивать ситуацию. Иногда это чувство развивается вследствие длительного поддержания фальшивого имиджа искусственным способом.

Надменность может возникать в результате того, что к человеку относились излишне доброжелательно, захваливая и преувеличивая его достижения, хотя, на самом деле, причин для этого не было. К сожалению, оба варианта случаются довольно часто, но в зависимости от разных ситуаций могут принимать немного иные оттенки.

Быть может, причина кроется в детстве. Тяжелые взаимоотношения с родителями или близкими, которые позволяли себе оскорблять ребенка и принижать его достоинство, вполне реально могут воздействовать на формирование нездоровой психики ребенка.

Постоянное принижение вызывает чувство нехватки определенных эмоций, которые сопровождают гордость, признание. Ведь каждый человек искренне мечтает быть признанным или услышать похвалу. Те дети, которые не слышали ее никогда, превращают простые слова в ценность и присваивают себе ее. Это похоже на способ компенсации ущерба, нанесенного в детстве. Человек, которого принижали, создает вокруг себя ореол гордости и признания, буквально требуя от других почета.

Надменность проявляется в каждой ситуации и действует как защитная реакция. Иногда это способ доказать самому себе, что родители были неправы и человек действительно чего-то стоит. В любом случае компенсаторная реакция далеко выходит за рамки того первичного семейного конфликта, и обыватель учится жить с гордыней, принимает ее, как должное.

Часто надменность человека развивается после тяжелых школьных лет. Какими бы ни были взрослые, дети иногда могут быть очень жестоки. Школьные годы сопровождаются интенсивным развитием психики ребенка. Издевательства со стороны сверстников, публичные унижения могут нанести серьезный вред еще несформировавшемуся кругозору, в том числе и самооценке. Более того, переходной возраст с характерными гормональными всплесками усиливает эффект и даже может привести к негативным последствиям.

Эти события, собственно, вызывают раскол личности и некоторое изменение своего эго. Компенсаторно развивается защитная реакция в виде высокой самооценки. Человек создает себе образ и репутацию, которая не будет запятнана, и очень беспокоится о ней. Начинает воспринимать себя намного выше, чем на самом деле.

Наиболее часто тщеславие развивается вследствие плохого воспитания. Нет, для этого не обязательно ругать ребенка или унижать, вполне достаточно позволять ему вести себя так, как он хочет. Отсутствие установленных рамок поведения и запретов формирует патологическую вседозволенность.

Со временем такой человек начинает привыкать, что все будут относиться к нему так же, как и родители, все более надежно убеждаясь в собственном превосходстве. Самооценка растет вместе с ребенком годами, не отказывая себе ни в чем, формируется образ собственной непревзойденности и совершенства. Высокие требования к обществу и надменное самомнение воспитывают тщеславного самолюба.

Главные признаки тщеславия у человека


Узнать тщеславного человека в общении довольно просто. Они обычно сами выдают себя благодаря высокому самомнению и взгляду на собеседника свысока. Первым делом он рассказывает о своих достоинствах и превосходстве, акцентирует внимание на собственных качествах, слегка приукрашивая достижения и качества.

В разговоре старается либо доминировать и вести беседу, либо свысока оценочным или даже презрительным взглядом окидывать собеседника. Нить разговора постоянно пытается притянуть в знакомую тематику, рассказать о себе. Никогда не спрашивает о других и мало интересуется делами собеседника.

Конечно же, все вышесказанное характерно для крайней степени тщеславия, но некоторые схожие признаки легко заметить у своих знакомых и друзей. Тщеславие проявляется характерной централизацией разговоров. Такой человек использует любой случай и тему, чтобы рассказать всем о новом событии в его жизни, достижении, которое на самом деле не слишком важное.

Актуализирует несущественные события и пытается стать в центре внимания, переводит разговор с других на себя. При всем этом внутренне тщеславие заставляет испытывать чувство дискомфорта, если задевается самолюбие или в центре разговора кто-то другой.

Тщеславие иногда не позволяет сделать некоторые простые вещи, которые свойственны людям, например, извиниться, попросить о чем-то. Это рядовые понятия, но тщеславному человеку очень сложно к ним опуститься. Для этого необходимо снизить показатель шкалы гордости и «снизойти» к простым просьбам или извинениям. Признаки такого состояния могут включать неспособность тактичного подхода к людям, настойчивость на своем и отсутствие гибкости в жизненных ситуациях.

На работе такие люди часто добиваются успеха, но так же и пролетают из-за своей гордости. Человек очень гордится своим местом и ценит его превыше всего. Тщеславные боссы обожают лесть и похвалы, вовремя расхвалив такого, можно получить даже существенную надбавку или повышение. Но, услышав не слишком приятные отзывы о себе, все меняется: гнев тщеславия - довольно неприятная штука, и с ним лучше не сталкиваться.

Как побороть тщеславие


Тщеславие, как-никак, внутренний конфликт, и решать его необходимо изнутри. Только обнаружив корень проблемы, можно навсегда избавиться от этого неприятного качества. Естественно, идеальным решением для этой задачи будет своевременное обращение к специалисту - психологу или психотерапевту. С помощью нескольких сеансов когнитивно-поведенческой терапии можно скорректировать самооценку и поставить верные приоритеты на жизненном пути.

Для мужчин редко поднимается важность вопроса, как бороться с тщеславием. Их самолюбие довольно сложно задеть и расшатать до такого уровня, чтобы они начали сомневаться в правдивости своих представлений.

Но все же некоторые из них, которые замечают за собой это не слишком приятное качество, желают избавиться от него как можно скорее. Это значит, что первый этап переоценки уже начат и появилась минимальная критика к собственным ощущениям.

Женщинам бороться с тщеславием гораздо тяжелее, чем мужчинам. У них более стойкое чувство собственного достоинства и гордости, которое мотивируется социальными установками. Как избавиться от тщеславия, интересно будет только той женщине, которой оно доставило уже массу проблем и затрудняет социальную адаптацию. Только тогда она станет искать средства и способы борьбы с этим состоянием.

Для обоих полов важно осознать ценность собственной персоны, критично оценить свои способности и возможности или, другими словами, быть честным самим с собой. Последнее - самое сложное для людей, которые всю жизнь обманывали себя и показывали себя лучше, чем есть на самом деле.

Нужно оценить и принять важность других людей, научиться уважать их права и достоинства, признать лучшие стороны и разделять мнение других. Нужно понимать свою роль в большом механизме и принять ее, уметь оценить важность других, уметь признавать свои ошибки и недостатки.

Идеальных людей не бывает, каждый сможет найти у себя изъян, который характеризует его как человека, а люди склонны ошибаться. Необходимо помнить, что признать свои недостатки - это величайшая храбрость, которая далеко не всем подвластна. Чтобы побороть внутренний конфликт, необходимо, прежде всего, усмирить собственную гордыню, сделав первые шаги на пути к успеху.

Как избавиться от тщеславия - смотрите на видео:


Сила человека - далеко не в материальных благах, достижениях или соревнованиях. Они навсегда остаются только воспоминаниями и картинками из памяти. Настоящая ценность - это люди, которые находятся рядом, несмотря ни на что, те, которые останутся тогда, когда не останется ничего. Нужно уметь отличать внутреннее самоуважение и силу духа от подлого тщеславия, которое затягивает в пропасть зависти, гордыни и одиночества.

Что такое тщеславие? Возможно, это одно из качеств, свойственных человеческой личности? Или нечто большее, что связывают с успехом, почитанием, славой? А может, и что-то, таящее в себе опасность и способное привести к утрате самого ценного свойства человеческой души? Очевидно, что ответ не так прост, как кажется на первый взгляд.

Толкование понятия «тщеславие» можно встретить в разных источниках: словарях, работах психологов, произведениях художественной литературы. Более глубоко освещается эта проблема в трудах православных святителей.

Толкование словарей

Получить некоторое представление о том, что такое тщеславие, можно, обратившись к словарям русского языка.

У С. И. Ожегова оно означает высокомерное стремление человека к славе и почитанию. Автор приводит в виде пояснения такое состояние, как одержимость, которая, как правило, сопровождает тщеславие.

Значение слова в другом издании дополняется такими свойствами, как кичливость и явное желание выступать предметом почитания. Здесь Д. Н. Ушаков отмечает тщетность, пустоту подобных устремлений. Т. Ф. Ефремова подчёркивает, что это качество неоправданное, то есть не подтверждённое истинными заслугами человека.

Общее значение слова

В самом этом двусоставном понятии можно найти общий ответ на вопрос, что такое тщеславие. Происходит оно от двух слов. Одно из них - тщетный, характеризующий напрасность и пустоту, второе - слава, или, собственно, цель всех этих устремлений. Дословно его значение можно передать как "тщетная жажда славы", или услаждение себя надменным самолюбием. Это внутреннее стремление доказать собственное превосходство над всеми остальными. Это не только характерная черта болезненного самолюбия, но и довольно часто один из основных мотивов к саморазвитию.

Мнение психологов

Обратимся к науке с вопросом о том, что такое тщеславие? Определение, предложенное психологами, отображает его как одно из социально-психологических качеств человеческой личности, выражающееся в его явных стремлениях к почитанию, славе. На этой почве происходит переоценка собственных способностей и возможностей.

Растущая потребность казаться лучше всех остальных приводит к гипертрофии самолюбия и росту того, что называют словом "тщеславие". Значение слова можно представить также, как один из способов коварного самообмана, корень которого спрятан под ворохом иллюзий о собственном величии. Такое самовозвеличивание может привести к опасным последствиям в виде "звёздной" болезни.

Тщеславие в современном мире

Сегодня человек, боясь оказаться хуже других и будучи зависим от мнения окружающих, устремляется к целям, которые уводят его от самого себя. Ведь как часто бывает: внешне обладая всяческими "атрибутами" хорошей жизни, он может быть глубоко несчастным внутри. Здесь может быть полная пустота и разочарование. Возможно, что, приобретая блага цивилизации и постоянно думая о них, человек пытается защититься от той пустоты, которая у него в душе.

Современный информационный мир способствует развитию тщеславия. Сегодня все в нём создано для того, чтобы иметь возможность быть на виду окружающих, демонстрировать себя, уровень благосостояния, свои достижения в работе, бизнесе, и даже в личной жизни.

Тщеславие оправдано, поскольку признано тем стимулом, который позволяет людям добиваться огромных успехов. Яркий пример тому - знаменитости, деятели шоу-бизнеса, спорта или искусства. Люди, служащие идолу тщеславия и отдающие ему все, что для нормального человека бесценно - материнство, здоровье, семью, лучшие годы своей жизни. И всё это ради того, чтоб ещё погреться в лучах славы.

Проблема эта не нова. Достаточно обратиться к произведениям живописи и литературы, и становится понятно: поиск ответа на вопрос о том, что такое тщеславие, был актуален во все времена.

Православие

В поисках ответа на тот же вопрос обратимся к религии. Итак, что такое тщеславие? В православии об этом греховном свойстве души человеческой сказано немало. Преподобные отцы видели его коварную природу и отмечали, что порок сей скрытый, многоликий и тонкий. Он способен искушать человека не только плотски, но и духовно, прирастая как к греховному, так и к добродетельному.

Василий Великий определяет тщеславным того, кто способен делать или молвить что-либо лишь ради одной мирской славы. Отношение к последней у святых отцов совершенно иное, нежели у людей светских. Ведь никакая слава на земле не может сравниться с той, что уготована Богом для любящих его. Все земное превращается в прах и сравниться может лишь с паром, который, появившись, тут же исчезает.

Отвечая на вопрос, что такое тщеславие человека, православие зовёт его бороться с этой страстью, которая тянет за собой множество других грехов:

  • человекоугодничество;
  • идолопоклонство;
  • чревоугодничество;
  • гордость.

То, как человек думает о себе, определяет направление всей его жизни. Известно, что, восходя на более высокую ступень, он начинает ощущать себя по-другому: умнее, красивее или просто лучше других.

В православии все должно быть наоборот. Здесь внешние преимущества - это полная пустота. Чем больше человек поднимается по лестнице жизни, тем более остро он ощущает, насколько недостоин этого подъёма, ведь уровень развития здесь определяется степенью смирения. И Господь будет судить не столько по делам, сколько по сердечным намерениям. Человек, делая добро, которое предназначается не для Бога, а с целью показать, что он лучше других, по тщеславию своему лишь отдаляется от Бога.

Корень такого поведения кроется в падшей природе людей, и если не бороться с этим сознательно, то можно упасть очень низко.

Как побороть в себе тщеславие

В некоторой степени ответив на вопрос, что такое тщеславие, разберёмся, как можно бороться с этим недугом.

Первое - стараться быть честным не только с окружающими, но и с самим собой. Признавать свои недостатки и работать над ними.

Второе правило - адекватно воспринимать критику. Конечно, сложно хорошо относиться к тому, кто нас ругает. Нужно при этом помнить, что тем самым он приносит нам неоценимую пользу, указывая направление развития.

Третье - осторожно с похвалой! Она может иметь совершенно иные корни, которые никоим образом не связаны с её объектом. Это может быть желание приобрести расположение или просто сделать приятное и т. д. Всегда следует помнить об этом и стараться относиться к похвале критически.

Четвёртое правило состоит в том, чтобы ставить перед собой цели несколько выше своих возможностей. И по достижении их вспоминать о том, что есть в мире люди, которые достигли гораздо большего, но при всём этом остаются скромными и простыми.

Пятое правило от православного священника Дмитрия Смирнова, который предлагает не высказывать своего мнения до тех пор, пока не обратятся с вопросом или за помощью.

1. Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, муравей на гумне жизни, который, хотя мал, однако всегда готов похищать труды и плоды наших подвигов.

2. Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь,

но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.

3. Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям.

4. Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна; ибо он то и другое делает для похвалы человеческой.

5. Тщеславный подвижник сам себе делает двойную обиду, потому что тело свое изнуряет, а награды не получает.

6. Господь часто скрывает от очей наших те добродетели, которые мы приобрели; а человек хвалящий нас, или лучше сказать, льстящий нам, похвалою отверзает нам очи, а как скоро отверзлись они, богатство добродетели исчезает (с глаз съедаемо бывает).

7. Льстец есть слуга бесов, руководитель гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути.Блажащии вас льстят вы, и стопы ног ваших возмущают, говорит Пророк (Ис. 3, 12).

8. Видал я плачущих, которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гневом, и, как то случается в торговле, променяли одну страсть на другую.

9. Когда ближний, или и друг, укорит тебя в отсутствии или присутствии твоем, тогда покажи любовь, - похвали его.

10. Великое дело - отвергнуть от души похвалу человеческую, но большее - отвратить от себя похвалу бесовскую.

11. Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя (ибо кто стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим человеком, не уменьшает к нему любви.

12. Когда бес тщеславия видит, что подвижник приобрел, хотя малое, умирение сердца, тотчас побуждает его идти в мир, говоря: "иди на спасение погибающих душ".

13. Тщеславие побуждает легкомысленных, при посторонних, облекаться в смирение, и в поступках своих, в лице и голосе, показывать благоговение; за трапезою оно заставляет заметно воздерживаться; на псалмопении - ленивых делает ревностными и безголосых доброгласными.

14. Тщеславие предпочитаемых делает гордыми, и в презираемых посевает памятозлобие.

15. Тщеславие весьма удобно прививается к естественным дарованиям, и чрез них нередко низвергает в пагубу несчастных рабов своих.

16. Однажды видел я, как бес тщеславия прогнал брата своего - беса ярости. Один брат рассердился на другого; но пришли миряне, и он вдруг стих, перепродав себя тщеславию; ибо не мог зараз работать обоим сим господам.

17. Кто сделался рабом тщеславия, тот ведет двойную жизнь; одну по наружности, а другую - по образу мыслей и чувств, одну наедине с собою, а другую - на людях.

18. Предвкусивший небесную славу, естественно презирает всякую земную славу; и я подивился бы, если бы кто, не вкусив первой, совершенно презирал последнюю.

19. Видел я, как иные начинали духовное делание по тщеславию; но потом, переменив намерение в делании, предосудительное начало увенчали похвальным концом.

20. Кто возносится естественными дарованиями, как то: остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою ума, и другими подобными способностями, без труда нами получаемыми, тот никогда не получит выше естественных благ; ибоневерный в маломиво многом неверен будетпо своему тщеславию (Лук. 16, 10).

21. Кто просит у Бога даров за труды, тот на опасном основании утверждается; а кто, напротив, смотрит на себя, как на всегдашнего должника пред Богом, тот сверх чаяния

своего, вдруг увидит себя обогащенным небесным богатством.

22. Не слушай веятеля сего, когда он научает тебя объявлять свои добродетели на пользу слышащих;кая бо польза человеку, если онвесь мир будет пользовать,душу же свою отщетит(Мф. 16, 26)? Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, и такое же слово. Таким образом мы и других будем побуждать, чтоб они не возносились; а что иное может быть полезнее сего?

23. Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, возводит до небес и низводит до бездн.

24. Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет у нас, приводя к обольщению нас слова Спасителя:тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша(Мф. 5, 16).

25. Не скрывай стыда своего с тою мыслью, чтобы не подавать ближнему повода к преткновению; хотя, может быть и не во всяком случае полезно будет употреблять сей пластырь, но смотря по особенным свойствам грехов.

26. Когда хвалители наши, или, лучше сказать, льстецы, начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество грехов наших (и суд Божий, не сходный с человеческим), - и увидим, что мы недостойны того, что говорят или делают в честь нам.

27. Простые сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом; ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство.

28. Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и завершительницу.

29. Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчадия, средина - отсечение всех мысленных приражений тщеславия; а конец (если только есть конец в

бездне) - без смущения при других делать то, что служит к бесчестью.

30. Утаивай благородство свое, и не величайся своею знатностью, чтоб не быть тебе по словам в одном, а по делам в другом устроении.

31. Видел я неискусного ученика, который в присутствии некоторых людей, хвалился добродетелями своего учителя, и, думая присвоить себе славу от чужой пшеницы, приобрел вместо того одно бесчестие, когда все сказали ему: "как же доброе дерево произвело бесплодную ветвь".

32. Тщеславие любит торжественно являться на седалище многословия; молчание же уст упраздняет тщеславие.

33. Покоряющиеся бесу тщеславия подвергаются безвременным движениям похоти, когда они, освободившись временно от блудных помыслов, начинают много о себе думать. Восставшие за это блудные движения приводят его к узрению кроющегося в глубине их сердца тщеславия, и научают прочее не приписывать бывающей иногда чистоты сердца собственному тщанию и усилию, следуя показанию Апостола:что имаши, егоже неси приял(1 Кор. 4, 7), туне, или непосредственно от Бога, или помощью других и посредством их молитвы.

34. Молчание и безмолвие - враги тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия.

35. Если крайнее тщеславие есть, когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, и наедине обнаруживает тщеславные поступки, то признак совершенного нетщеславия есть, чтоб и в присутствии других не окрадываться тщеславною мыслью.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд!