Торквемада биография. Торквемада

Томас де Торквемада (рожд. 14 октября 1420 г. – смерть 16 сентября 1498 г.) — великий инквизитор Испании. Смог реорганизовать и расширить деятельность инквизиции. Инициатор изгнания евреев и мавров из Испании. Проявлял чудовищную жестокость в отношении всех, кто не был католиком или подозревался в этом.

Есть предание о том, что дьявол решил некоторое время провести среди людей и в течении долгого времени искал человека, чтобы вселиться в него. В конце концов он выбрал Торквемаду и несколько десятков лет сеял зло в свое удовольствие. Говорят, что вселение произошло именно тогда, когда монаха назначили Великим инквизитором.

Биография Торквемады

В действительности, личность Торквемады вызывает невольный трепет. Как видно, в нем не было ничего человеческого. Из всего многообразия исторических злодеев вровень с ним можно поставить разве что .


Томас Торквемада — сын небогатого испанского сеньора, Торквемады, в жилах которого, вероятно, была толика еврейской крови. Томас родился около 1420 года в Вальядолиде (согласно другим источникам – в Сеговии). Дядя будущего главы испанской инквизиции, Иоанн Торквемада, был кардиналом и принадлежал к доминиканскому монашескому ордену. Последнее вероятно могло предопределить судьбу Томаса. Еще в юности он поступил в доминиканский монастырь Св. Павла в Вальядолиде, где с первых же дней обратил на себя внимание суровым благочестием и нетерпимостью к врагам церкви. К нему стали стекаться окрестные жители, желающие исповедаться.

Приор в монастыре Санта-Крус

Много лет прожил Торквемада в монастыре, не желая покидать его стены. Лишь в 1452 году он дал свое согласие принять звание приора в известном монастыре Санта-Крус в Сеговии. Именно там он пришел к выводу, что евреи и мусульмане, даже принявшие католицизм, несут угрозу для Испании и не дают ей объединиться. Здесь созрела и идея усиления борьбы с еретиками, подрывавшими авторитет церкви.

Судьбоносная встреча

Монастырь посещала знать и особы королевской крови. Узнав о праведности монаха и его твердости в вере, инфанта Изабелла захотела сделать его своим духовником. Это событие на много десятков лет предопределило будущую политику испанского двора. Однако вначале будущему инквизитору довелось помогать принцессе взойти на престол.

Дело в том, что Изабелла была сестрой правившего тогда короля Кастилии Энрике IV. У того была дочь, в чистоте крови которой сомневалась вся страна. Под таким предлогом духовенство, недолюбливающее Энрике, настаивало на том, чтобы наследницей престола стала Изабелла, а монарх всячески старался препятствовать этому. В борьбе претендентов за корону горячее участие принял и Торквемада, уверенный в своем влиянии на королеву и надеявшийся при ее поддержке реализовать свои идеи. Ведь Энрике, к которому он неоднократно обращался, оставался глух к его предложениям.

Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская

Рост влияния Торквемады

Именно Торквемада смог убедить Изабеллу отказаться от брака с португальским королем и предпочесть арагонского принца Фердинанда. 19 декабря 1469 года принц и принцесса сочетались тайным браком в Вальядолиде. На венчании был и Торквемада. Энрике отобрал у сестры престол, однако после того как он умер в 1475 году знать отдала предпочтение Изабелле и та стала королевой Кастилии и Леона. Фердинанд же к тому времени тоже стал королем Арагона. Как результат, оба королевства объединились и составили единую Испанию.

Королевская чета находилась под сильным влиянием духовника королевы. Незря Торквемаду часто называли «монархом королей». Он смог убедить королевскую семью в том, что в государстве процветает и усиливается испорченность нравов, престиж церкви падает, а на христиан негативно влияет соседство с евреями и маврами. Духовник предложил план борьбы с этими явлениями, при помощи инквизиции.

Великий инквизитор Испании

1483 год — Торквемаду назначили Великим инквизитором Испании. Он сам занимался разработкой структуры органов инквизиции, составил ее кодекс, создал процедуру инквизиционного суда и ввел в массовую практику аутодафе – публичное оглашение приговора инквизиции с последующим сожжением жертвы.

Детищем Торквемады стал особый трибунал – Супрема, название его было произведено от латинского слова «supremus» – наивысший. Он представлял из себя совет из духовных и светских людей, деливших власть с Великим инквизитором – главой испанской инквизиции. В ведении членов Супремы были отдельные трибуналы во всех регионах державы, которые вели расследования и выносили приговоры. При помощи Супремы Торквемада развязал кровавый террор в государстве. Уникальная система преследования и уничтожений инакомыслия, а в конечном счете собственных сограждан, не имеет аналогов в истории. Ересью считали все: свободу мысли, занятие поисками смысла жизни, научные изыскания, наследие античных времен.

Щупальца Супремы охватывали все государство, а ее слаженные и целенаправленные действия были результатом мысли, слова и дела жестокого фанатика.

В аппарате, подчиненном Великому инквизитору, в 45 провинциариях Испании насчитывалось 150 тысяч доминиканцев и 20 тысяч фамильяров – членов тайной полиции инквизиции. И это не считая тайной политической полиции Армандады, подчинявшейся королю и Великому инквизитору. Перу Торквемады принадлежала инструкция из 28 статей, в которой он в подробностях расписал, как именно необходимо искоренять святотатство, ересь, прелюбодеяние, отступничество, двоеженство и т. д. У жертвы практически не было ни единого шанса оправдаться. Ведь великий инквизитор благословил пытки, даже если они приводили к смерти. Инструменты, использовавшиеся в застенках инквизиции, до сих пор вызывают приступы дурноты и обмороки у посетителей музеев.

Деятельность этой огромной бюрократической машины, вооруженной бесчеловечными регламентами, была по сути направлена против всего народа. Инквизиция не оставляла вне сферы своего внимания ни знатных, ни богатых, ни бедных. Так, в ее застенки попал принадлежавший к королевской семье дон Иаков Наваррский, епископы Калагоры и Сеговии. Преследованиям подвергались даже покойники: прах заподозренных в ереси извлекался из могил и также сжигался.

Задолго до Гитлера Томас Торквемада стремился очистить страну от людей, чья кровь отличалась от «коренной». Объектом его фанатичной ненависти стали евреи и мавры.

Изгнание еретиков из Испании

1492 год, 31 марта — евреям повелели креститься или оставить государство. Старый раввин Абарбанел, которого хорошо знали Фердинанд и Изабелла, обратился к ним с мольбой о пощаде. «Возьмите все наше золото и серебро, – говорил он, – возьмите все имущество Израиля, но оставьте нам нашу родину…»

Услыхав о золоте, Фердинанд начал колебаться, но Торквемада пришел к королевской чете с распятием в руках и заявил: «Иуда продал Сына Божия за 30 сребреников, ваши величества, быть может, хотят продать его за 300 000. Он здесь. Вот Он, возьмите и, если хотите, продайте». Он положил распятие и удалился. Для монархов эти слова прозвучали как угроза: инквизиция была силой, которая могла лишить власти и их. Но больше всего Фердинанд боялся лишиться огромных средств, которые поступали в королевскую казну от конфискации имущества «еретиков». Потому приказ об изгнании евреев остался без изменений. Переселенцы могли продать свое имущество, но не смели вывозить ни золота, ни серебра, то есть оставались по сути нищими.

1492 год — Испанию были вынуждены покинуть 160–170 тыс. евреев. На чужбине многие из них погибли от голода и болезней. В Испании синагоги превратили в церкви. Тех же, кто крестился, начали называть маранами. Инквизиция не переставала их преследовать. При малейшем подозрении в том, что они по-прежнему следуют старым обычаям, маранов отправляли в застенки инквизиции, и именно они составили основную массу осужденных в ближайшие годы после переселения.

В том же 1492 году, который стал роковым для испанских евреев, был взят последний оплот арабов на Пиренейском полуострове – Гранада. Великий инквизитор, вместе с Фердинандом и Изабеллой, находился при испанском войске. Он не хотел выпускать монархов из поля зрения, чтобы те, не дай бог, не проявили излишней мягкости к побежденным мусульманам.

Торквемада пытался выступать в качестве не только духовного, но также политического и идеологического руководителя страны. Вполне осознанно народу внушалось его превосходство над остальными европейцами. Строились планы завоевания Европы, а после и всего мира. Предполагалось уничтожение новой, ренессансной европейской философии и писателей-гуманистов, а в конечном итоге – всякого инакомыслия.

Испанская инквизиция

Фанатик-инквизитор ненавидимый всеми

Особую ненависть инквизитора вызывали книги. Он приказал уничтожать их, даже не подвергая рассмотрению. По его приказу была уничтожена даже библиотека принца Генриха Арагонского, который вынужден был безропотно подчиниться.

Действия Великого инквизитора вызвали острую критику даже в Ватикане. Как видно, князья церкви, сами погрязшие в грехах, опасались, как бы на их страны не распространились порядки, введенные Торквемадой. Папа Александр VI, прославившийся развратом и мздоимством, даже намеревался низложить Великого инквизитора, но не захотел ссориться с Фердинандом и Изабеллой. Вместо этого он, под видом заботы о пошатнувшемся здоровье инквизитора, назначил ему в помощники четырех епископов в качестве генерал-инквизиторов с правом участвовать в трибуналах. Так папа стремился сдерживать чересчур ретивого инквизитора. Но это, нисколько не умалило его жестокости и фанатизма.

Вся Испания ненавидела Торквемаду. Он это знал и боялся покушения, потому всегда ездил в сопровождении 50 конных офицеров и 200 пеших воинов. Ночами его дорогу освещали, чтобы никакой злоумышленник не мог бы подобраться к Великому инквизитору под покровом темноты. А дома фанатик-инквизитор все время держал при себе рог единорога, которому в средние века приписывали свойство противоядия.

В конце 1494 года слабое здоровье заставило Томаса Торквемаду отказаться от личного участия в судах инквизиции, хотя он не переставал руководить ею из монастыря в Авиле. Там он и скончался 16 сентября 1498 года.

Жуткие последствия правления Великого инквизитора

Результаты безраздельного правления Томаса Торквемады, который смог добиться огромной политической власти в Испании, были чудовищными. На основе документов, дошедших до наших дней, установлено, что в 10-ти летний период правления Торквемады было сожжено живыми более 16 тыс. человек, символическому сожжению подверглись почти 7 тыс. человек, брошены в темницу 100 тыс. человек. Число погибших во время великого переселения мавров и евреев остается неизвестным. Всего же в Испании в то время проживало около 8 млн человек.

В целом деятельность инквизитора поспособствовала материальному и духовному упадку Испании. Экономику страны сильно подорвало изгнание евреев и мавров, и только приток золота в результате в 1492 году спас положение и позволил избежать серьезных экономических проблем. А вместе с маврами Испания лишилась их высокой культуры и науки, намного опережавшей уровень знаний средневековой Европы.

Тем не менее ужасное детище Торквемады еще многие годы терзало не только Испанию, но и пошедшую по стопам соседки Португалию. Следствием деятельности инквизиции стали и знаменитые процессы ведьм. Известно, что в некоторых населенных пунктах Центральной Европы были уничтожены почти все женщины. Но последнее аутодафе Старого Света состоялось все же в Испании. Последний костер инквизиции погас в 1826 году в Валенсии.


Очень часто период Средневековья ассоциируется у современного обывателя с мраком, фанатичной набожностью и безжалостным отношением к людям. Не последнюю роль в сложившемся образе сыграла инквизиция. Самым ярым сторонником «борьбы с ересью» считается испанец Томас де Торквемада . За все время его нахождения на посту Великого инквизитора в стране было замучено и убито несколько десятков тысяч человек.




Томас де Токвемада родился в 15 веке в семье священника. Он получил богословское образование. Однако пока юноша был молод, он много путешествовал, не проявляя рвения в служении к Богу.

Существует версия, что ненависть к инакомыслящим у Торквемады проявилась после того, как его отвергла любимая девушка, предпочтя богослову мавра. Но, как бы там ни было, со временем Торквемада стал главным гонителем евреев, мавром и прочих некатоликов.




В начале своего пути Торквемада служил в ордене доминиканцев, где он поражал всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать католические догмы. Именно поэтому он стал духовным наставником инфанты Изабеллы Кастильской, будущей королевы Испании. Священник воспитывал ее в ненависти ко всем еретикам без исключения. Позже ему удалось выдать ее замуж за Фердинанда Арагонского, тем самым объединив Испанию.



Королева прислушалась к мнению своего духовного наставника, который яростно призывал ее бороться со всеми еретиками, и в 1483 году Торквемада назначается на пост Великого инквизитора Испании. Теперь перед инакомыслящими стоял выбор – или принятие католичества, или смерть. Из-за этого сотни тысяч евреев и мавров были изгнаны из Испании, бесчисленное количество людей томилось в темницах, ожидая смертного приговора. Инквизитор писал множество руководств по определению еретиков.



Кроме пыток в тюрьмах, в стране стали популярны акты веры (аутодафе) или, по простоту, публичные сожжения. Инквизиция настигала всех, кто был не угоден Торквемаде или короне, не зависимо от социального статуса или степени богатства. Человека уничтожали, а его имущество конфисковывали. Сам Папа Римский Сикст IV высказывал осуждение жестоким действиям испанской инквизиции, однако это не возымело никакого эффекта.



Фанатичные суды испанской инквизиции продолжались и после смерти Торквемада, однако они считались уже не такими зверскими и беспощадными, как при первом Великом инквизиторе. Поразительно, но полностью инквизиция была упразднена только в 1834 году.
Ну а до того времени, чтобы еретики были по сговорчивее, к ним применялись
100 знаменитых тиранов Вагман Илья Яковлевич

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ

(ок. 1420 г. – ум. в 1498 г.)

Великий инквизитор Испании, добивавшийся религиозного и политического объединения страны. Реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. Инициатор изгнания евреев из Испании. Проявлял чудовищную жестокость по отношению ко всем, кто не был католиком или подозревался в этом.

Существует предание о том, что дьявол решил какое-то время провести среди людей и долгое время искал человека, чтобы вселиться в него. Наконец он выбрал Торквемаду и несколько десятилетий сеял зло в свое удовольствие. Говорят, что вселение произошло именно в тот момент, когда монах был назначен Великим инквизитором.

И действительно, личность Торквемады вызывает невольный трепет. Кажется, что в нем не было ничего человеческого. Из всего многообразия исторических злодеев вровень с ним можно поставить разве что Гитлера.

Томас Торквемада был сыном небогатого испанского сеньора, Торквемады, в жилах которого, возможно, была толика еврейской крови. Будущий глава испанской инквизиции родился около 1420 г. в Вальядолиде (по другим источникам – в Сеговии). Его дядя, Иоанн Торквемада, был кардиналом и принадлежал к доминиканскому монашескому ордену. Последнее очевидно предопределило судьбу Томаса. Еще в юные годы он поступил в доминиканский монастырь Св. Павла в Вальядолиде, где с первых же дней обратил на себя внимание суровым благочестием и нетерпимостью к врагам церкви. К нему начали стекаться окрестные жители, желавшие исповедаться.

Много лет прожил Торквемада в монастыре, не желая покидать его стены. Только в 1452 г. он согласился принять звание приора в известном монастыре Санта-Крус в Сеговии. Именно здесь он пришел к выводу, что евреи и мусульмане, даже принявшие католицизм, представляют угрозу для Испании и не дают ей объединиться. Здесь созрела и идея усиления борьбы с еретиками, подрывавшими авторитет церкви.

Монастырь посещала знать и особы королевской крови. Прослышав о праведности монаха и его твердости в вере, инфанта Изабелла пожелала сделать его своим духовником. Это событие на многие десятилетия предопределило будущую политику испанского двора. Но сначала будущему инквизитору пришлось помогать принцессе взойти на престол.

Дело в том, что Изабелла была сестрой правившего в то время короля Кастилии Энрике IV. У того была дочь, в чистоте крови которой сомневалась вся страна. Под этим предлогом духовенство, не любившее Энрике, настаивало на том, чтобы наследницей престола стала Изабелла, а король всячески препятствовал этому. В борьбе претендентов на престол горячее участие принял и Торквемада, уверенный в своем влиянии на королеву и надеявшийся с ее помощью реализовать свои идеи. Ведь Энрике, к которому он не раз обращался, оставался глух к его предложениям.

Именно Торквемада убедил Изабеллу отказаться от брака с королем Португалии и предпочесть арагонского принца Фердинанда. 19 декабря 1469 г. принц и принцесса сочетались тайным браком в Вальядолиде. На венчании присутствовал и Торквемада. Энрике отобрал у сестры престол, но после его смерти в 1475 г. знать отдала предпочтение Изабелле и та стала королевой Кастилии и Леона. Фердинанд же к тому времени тоже стал королем Арагона. В результате оба королевства объединились и составили единую Испанию.

Королевская семья находилась под сильным влиянием духовника королевы. Недаром Торквемаду часто называли «монархом королей». Он сумел убедить королевскую чету в том, что в стране процветает и усиливается испорченность нравов, престиж церкви падает, а на христиан отрицательно влияет соседство с евреями и маврами. Торквемада предложил план борьбы с этими явлениями, используя инквизицию.

В 1483 г. Торквемада был назначен Великим инквизитором Испании. Он сам разработал структуру органов инквизиции, составил ее кодекс, создал процедуру инквизиционного суда и ввел в массовую практику аутодафе – публичное оглашение приговора инквизиции с последующим сожжением жертвы.

Детищем Торквемады стал особый трибунал – Супрема, название которого было произведено от латинского слова «supremus» – наивысший. Он представлял собой совет из духовных и светских людей, деливших власть с Великим инквизитором – главой испанской инквизиции. В ведении членов Супремы находились отдельные трибуналы во всех регионах страны, которые вели расследования и выносили приговоры. С помощью Супремы Торквемада развязал кровавый террор в стране. Уникальная система преследований и уничтожения инакомыслия, а в конечном итоге собственных сограждан, не имеет аналогов в истории. Ересью считалось все: свободная мысль, занятая поисками смысла жизни, научные изыскания, наследие античных времен.

Щупальца Супремы охватывали всю страну, а ее слаженные и целенаправленные действия были результатом мысли, слова и дела жестокого фанатика.

В аппарате, подчиненном Великому инквизитору, в 45 провинциариях Испании насчитывалось 150 тыс. доминиканцев и 20 тыс. фамильяров – членов тайной полиции инквизиции. И это не считая тайной политической полиции Арманд ад ы, которая подчинялась королю и Великому инквизитору. Перу Великого инквизитора принадлежала инструкция из 28 статей, в которой он подробно расписал, как именно следует искоренять святотатство, ересь, прелюбодеяние, отступничество, двоеженство и т. п. У жертвы практически не было шансов оправдаться. Ведь Торквемада благословил пытки, даже если они приводили к смерти. Инструменты, которые использовались в застенках инквизиции, до сих пор вызывают приступы дурноты и обмороки у посетителей музеев.

Деятельность этой огромной бюрократической машины, вооруженной бесчеловечными регламентами, была фактически направлена против всего народа. Инквизиция не оставляла вне сферы своего внимания ни знатных, ни богатых, ни бедных. Так, в ее застенки попал принадлежавший к королевской семье дон Иаков Наваррский, епископы Калагоры и Сеговии. Преследованиям подвергались даже мертвые: прах заподозренных в ереси извлекали из могил и тоже сжигали.

Задолго до Гитлера Великий инквизитор стремился очистить страну от людей, чья кровь отличалась от «коренной». Объектом его фанатичной ненависти стали евреи и мавры.

31 марта 1492 г. евреям повелели креститься или оставить страну. Старый раввин Абарбанел, которого хорошо знали Фердинанд и Изабелла, обратился к ним с мольбой о пощаде. «Возьмите все наше золото и серебро, – говорил он, – возьмите все имущество Израиля, но оставьте нам нашу родину…» Услышав о золоте, Фердинанд заколебался, но Торквемада пришел к королю и королеве с распятием в руках и заявил: «Иуда продал Сына Божия за тридцать сребреников, ваши величества, быть может, хотят продать его за триста тысяч. Он здесь. Вот Он, возьмите и, если хотите, продайте». Он положил распятие и удалился. Для монархов эти слова прозвучали как угроза: инквизиция была силой, которая могла лишить власти и их. Но более всего Фердинанд боялся лишиться огромных средств, поступавших в королевскую казну от конфискации имущества «еретиков». Поэтому приказ об изгнании евреев остался без изменений. Переселенцы могли продать свое имущество, но не смели вывозить ни золота, ни серебра, то есть оставались практически нищими.

В 1492 г. Испанию покинули 160–170 тысяч евреев. На чужбине многие из них погибли от голода и болезней. В Испании синагоги были превращены в церкви. Тех же, кто крестился, стали называть маранами. Инквизиция продолжала их преследование. При малейшем подозрении в том, что они по-прежнему следуют старым обычаям, маранов отправляли в застенки инквизиции, и именно они составили основную массу осужденных в ближайшие годы после переселения.

В том же 1492 г., ставшем роковым для испанских евреев, был взят последний оплот арабов на Пиренейском полуострове – Гранада. Торквемада, вместе с Фердинандом и Изабеллой, находился при испанском войске. Он не хотел выпускать монархов из поля зрения, чтобы те, не дай бог, не проявили излишней мягкости к побежденным мусульманам.

Великий инквизитор пытался выступать в качестве не только духовного, но также политического и идеологического руководителя страны. Вполне сознательно народу внушалось его превосходство над остальными европейцами. Строились планы завоевания Европы, а затем всего мира. Предполагалось уничтожение новой, ренессансной европейской философии и писателей-гуманистов, а в конечном итоге – всякого инакомыслия.

Особую ненависть Торквемады вызывали книги. Он велел уничтожать их, даже не подвергая рассмотрению. По его приказу была уничтожена даже библиотека принца Генриха Арагонского, который вынужден был безропотно подчиниться.

Действия Торквемады вызвали острую критику даже в Ватикане. Видимо, князья церкви, сами погрязшие в грехах, опасались, как бы на их страны не распространились порядки, введенные Великим инквизитором. Папа Александр VI, прославившийся развратом и мздоимством, даже намеревался низложить Великого инквизитора, но не захотел ссориться с Фердинандом и Изабеллой. Вместо этого он, под видом заботы о пошатнувшемся здоровье Торквемады, назначил ему в помощники четырех епископов в качестве генерал-инквизиторов с правом участвовать в трибуналах. Таким образом папа стремился сдерживать чересчур ретивого инквизитора. Это, однако, ничуть не умалило его жестокости и фанатизма.

Вся Испания ненавидела Торквемаду. Он знал об этом и боялся покушения, поэтому всегда ездил в сопровождении 50 конных офицеров и 200 пеших воинов. Ночью его дорогу освещали, чтобы никакой злоумышленник не смог подобраться к Великому инквизитору под покровом темноты. А дома Торквемада постоянно держал при себе рог единорога, которому в средние века приписывали свойство противоядия.

К концу 1494 г. слабое здоровье заставило Торквемаду отказаться от личного участия в судах инквизиции, хотя он продолжал руководить ею из монастыря в Авиле. Там он и умер 16 сентября 1498 г.

Результаты безраздельного правления Великого инквизитора, добившегося огромной политической власти в Испании, были чудовищны. На основе документов, сохранившихся до наших дней, установлено, что в десятилетний период правления Торквемады было сожжено живыми свыше 16 тысяч человек, символическому сожжению подверглись почти 7 тысяч человек, брошены в темницу 100 тысяч человек. Число погибших во время великого переселения мавров и евреев остается неизвестным. Всего же в Испании того времени проживало около 8 млн человек.

В целом деятельность Торквемады способствовала материальному и духовному упадку Испании. Экономику страны сильно подорвало изгнание евреев и мавров, и только приток золота в результате открытия в 1492 г. Америки спас положение и позволил избежать серьезных экономических проблем. А вместе с маврами Испания лишилась их высокой культуры и науки, намного опережавшей уровень знаний средневековой Европы.

Тем не менее ужасное детище Торквемады еще многие годы терзало не только Испанию, но и пошедшую по стопам соседки Португалию. Следствием деятельности инквизиции стали и знаменитые процессы ведьм. Известно, что в некоторых населенных пунктах Центральной Европы были уничтожены почти все женщины. Но последнее аутодафе Старого Света состоялось все же в Испании. Последний костер инквизиции погас в 1826 г. в Валенсии.

Из книги Томас Мор (1478-1535). Его жизнь и общественная деятельность автора Яковенко Валентин

Глава VI. Томас Мор как католик Религиозность Мора. – Ее характер. – Поворот к ортодоксальному католичеству. – Полемика с Лютером. – Ответ на «Челобитную бедняков». – Полемика с Тиндаллем. – Казнил ли Мор протестантов?Мор был в высшей степени религиозным человеком от

Из книги Томас Торквемада (“Великий Инквизитор”). Его жизнь и деятельность в связи с историей инквизиции автора Барро Михаил

Глава III. Торквемада, мавры и евреи Торквемада – объединитель Испании. – Мавры и их культура. – Влияние их на испанцев. – Начало освобождения испанцев и нетерпимость. – Торквемада как представитель своей эпохи. – Евреи в Испании. – Начало преследований евреев. –

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Элиот, Томас Стерн Замечательный поэт.Лично я правда, сейчас не имею в голове каких-либо о нем и его творчестве никаких особо увлекательных соображений, но можно просто напечатать какие-нибудь любимые отрывки.Например:О тьма тьма тьма. Все они уходят во тьмуМеценаты,

Из книги Майн Рид: жил отважный капитан автора Танасейчук Андрей Борисович

Томас Майн Рид, эсквайр Жизнь профессионального писателя, интенсивно занимающегося литературным трудом, обычно не слишком богата внешними событиями. И понятно, почему. Большая часть его каждодневного существования происходит не «на улице» - в постоянном

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

46. Сэр Томас Мор?- жене (1535 г.) Мне ведомо, как пламя очага Приветливый уют струит по дому, Как тень скользит по потолку ночному, Как мне улыбка близких дорога. И знаю я, как холодны снега, Как ветер треплет рощу, что солому, Как заметает путь и верховому И пешему жестокая

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Эдисон Томас Алва (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший американский изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.).Томас Эдисон

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Томас Алва Эдисон Азбука МорзеТо?мас А?лва Э?дисон (1847–1931) – всемирно известный американский изобретатель и предприниматель.Изобретатель и предприниматель, известный тем, что усовершенствовал лампу накаливания и способствовал появлению электричества в домах, изобрел

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС (род. в 1743 г. – ум. в 1826 г.) Выдающийся политик, ученый, просветитель. 3-й президент США (1801–1809), государственный секретарь (1790–1793), вице-президент (1797–1801). Главный автор проекта Декларации независимости США. В историю политической деятельности Томас

Из книги Думай, как Стив Джобс автора Смит Дэниэл

ЭДИСОН ТОМАС АЛВА (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.). Томас Эдисон поставил

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Томас Эдисон Когда Джобс путешествовал по Индии, ему явилось прозрение, что, возможно, Томас Эдисон на самом деле сделал намного больше, чтобы изменить мир к лучшему, чем Карл Маркс и Ним Кароли Баба [индуистский гуру, который был духовным учителем некоторых американцев в

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

Томас Манн Слово о Чехове В 1904 году, когда в Баденвейлере умер от туберкулеза Антон Чехов, я был еще молод и едва вступил в литературу с несколькими рассказами и одним романом, которым был очень многим обязан русскому повествовательному искусству XIX века. Тщетно пытаюсь я

Из книги Мужчины, изменившие мир автора Арнольд Келли

ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ Никто не погружался в пучины человеческого отчаяния с таким изяществом и элегантностью, как Томас С. Элиот. Писатель Виктор Содон Притчет описывал его как «аккуратного человека, полную противоположность богеме, в черном котелке и с зонтиком,

Из книги Американские ученые и изобретатели автора Уилсон Митчел

ТОМАС ПИНЧОН Мы бы и хотели обрисовать кое-какие детали биографии Томаса Пинчона, но боимся последствий. Он настолько озабочен неприкосновенностью своей личной жизни и напускает вокруг себя столько загадочности, что многие даже поверили, что он и есть знаменитый

Из книги автора

Томас Эдисон Томас Алва Эдисон родился 11 февраля 1847 года в городе Майлен, расположенном в американском штате Огайо, а умер восемнадцатого октября 1931 года в местечке Вест-Оранж в штате Нью-Джерси. Томас Эдисон является всемирно известным предпринимателем и изобретателем.

Из книги автора

Томас Эдисон «Электромагнитный шунт… изобретенный мистером Эдисоном для моментального изменения направления электрического тока при выключении батареи, заслуживает премии, как важный шаг в совершенствовании телеграфной связи».Мистер Эдисон, который удостоился этой

Происхождение.
Родился Томас Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады, который участвовал в знаменитом Констанцском соборе (16 ноября 1414 года – 22 апреля 1418 года) в городе Констанце, на котором посодействовал осуждению Яна Гуса. Единомышленники в какой-то степени… Очень интересно, что его родной дядя Хуан де Торквемада (1388 – 1468), кардинал и теолог, был крещённым евреем, то есть и сам Томас Торквемада, уничтоживший впоследствии тысячи крещённых евреев, имел еврейские корни. Говорят о еврейских корнях Адольфа Гитлера, но доказательств этому нет, а вот у другого обидчика этой нации Торквемады, еврейская кровь точно была.

Детство и юношество.
Томас Торквемада родился и вырос в Вальядолиде, Кастилия, город на севере от Мадрида. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был одарённым, в чём потом многие убедятся. Но в орден Томас Торквемада вступает, когда ему уже был 31 год. До этого времени Томас путешествовал по Испании и за это время имел даже какие-то романтические истории, но это как утверждает молва.

Пёс господень.
Начав же служение в ордене (а это 1451 год) Торквемада сразу выделяется – его ораторские выступления приносят ему известность. Недолго пробыв аскетом, он становится приором монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии. Сеговия расположена между Мадридом и Вальядолидом и сравнительно недалеко от небольшого местечка Аревало, где как раз в то время подрастала инфанта кастильского трона Изабелла. Она воспитывалась под надзором своей матери Изабеллы Португальской, довольно мрачной и помешанной на религии женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас Торквемада. А Изабелле как раз подыскивали духовного наставника.

Духовник Изабеллы Кастильской.
Томас Торквемада был на хорошем счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая просто была помешана на религии и отчасти переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это и пробыл в этой роли до конца своей жизни. Безусловно, что влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя.
Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на тайное венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому.

Воцарение Изабеллы Кастильской, Фердинанда Арагонского и Томаса Торквемады.
11 декабря 1474 года умирает законный монарх Кастилии, родной брат Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная борьба за трон была выиграна Изабеллой Кастильской, и она становится королевой. Вскоре умирает отец Фердинанда Арагонского и тот становится королём Арагона, и Испания номинально объединяется. Вот тут власть получает и Торквемада – он становится великим инквизитором.

Возрождение инквизиции в Испании.
Роль в возрождении инквизиции в Испании (той, которую мы знаем) полностью принадлежит лично Томасу Торквемаде. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года, когда она была учреждена папой Григорием IX. Но влияние её было не велико. Как только Торквемада получил власть и высокое положение, он начал твердить Изабелле о плохом положении церкви, о том, какую низкую роль играет католическая церковь в жизни государства. Укреплять же положение церкви кроме как через инквизицию Торквемада и не думал. В самом деле, до него инквизиция хоть и существовала, но как-то очень уж слабенько, во второй половине на территории Кастилии вовсе не было ни одного инквизитора.
И вот он становится великим инквизитором, выдвинутую Изабеллой и Фердинандом кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV. Само учреждение этой организации, с бюрократической точки зрения, велось без столь сильного участия Торквемады. В этом преуспевали как папа Сикст IV, так и испанские доминиканцы, причём папа советовал, кого именно назначить судьями, то есть старался усилить своё влияние в Испании, у него это не совсем получилось. Главным действующим лицом суждено было стать именно Торквемаде, потому что именно он был ближе всех к королеве Изабелле I Кастильской. Реконкиста, начавшаяся в Испании в VIII веке – совершенно особенный процесс, потому что он всегда был под флагом христианства. Отвоевание Пиренейского полуострова у мавров, шедшее до 1492 года (год взятия Гранады – последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове), было не просто войной за земли, а отчасти и борьбой с иноверцами. Учреждение инквизиции – продолжение этого процесса уже внутри Испании.
Инквизиция способствовала усилению абсолютистской власти католических королей, как нарёк Изабеллу и Фердинанда папа Сикст IV. Это и деньги, причём огромные, требовавшиеся новому объединённому государству для завершения реконкисты и для последующих великих географических открытий.

Томас Торквемада в роли великого инквизитора Испании.
Не сразу начались массовые сожжения еретиков. Томас Торквемада постепенно начинает говорить Изабелле и Фердинанду о том, что надо бы получше бороться за веру, прочнее её укреплять, преследовать еретиков. И самое интересное, что он говорит и о конфискации их имущества – то есть какой-то корыстный умысел, либо политический расчёт.
Прежде всего, Торквемада вводит множество правил и инструкций: кого именно считать еретиком, как допрашивать, продолжительность пыток, всё досконально прописано. Инквизиция карала за помыслы. Помыслы эти вытягивали из людей на пытках – никто не мог устоять перед пытками инквизиции. Изначально инквизиция преследовала ересь внутри христианской веры и её полномочия не распространялись на иудеев и мусульман, но потом они стали врагами. Начали с иудеев, их заставляли принимать христианство, кто не хотел этого делать добровольно – принуждали силой, прямо перед костром давали выбор: либо принимай христианство, либо мы тебя сейчас сожжём на костре. Естественно, многие принимали христианство лишь бы спасти себе жизнь. До этого многие тысячи евреев просто покидали территорию Испании, опасаясь за свою жизнь. Но просто так они уехать не могли. Все деньги конфисковывались, с собой они могли брать только жалкий домашний скарб. Тоже самое произошло и с мусульманским населением.
Обращённые мусульмане получили прозвище мориски, а обращённые евреи – мараны (на староиспанском означает «свиньи»). Если бы они знали, что для них приготовил Торквемада, то они бы ещё раньше уехали из Испании. Начали преследовать морисков и маранов. Основным обвинением было, что они только с виду христиане, а на самом деле придерживаются своей веры. Арестованные под пытками подтверждали это обвинение. Действия инквизиции в Испании достигло огромного размаха, люди, спасаясь от неё, бежали в Португалию, на север Африки. Римский папа Сикст IV указывал Испании недопустимость таких действий, но колесо уже закрутилось в полную силу.
Как только началось преследование иудеев, то еврейская община собрала огромную сумму, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.

Торквемада – фанатик или политик?
Многие считают Томаса Торквемаду настоящим фанатиков веры, совершившим все свои многочисленные преступления во имя бога. Но прослеживая его жизнь в этом можно усомниться. Во-первых, то, как он держался Изабеллы, был не самым последним участником её воцарения в Кастилии, всячески способствовал устроению брака с Фердинандом. Во-вторых, обязательная конфискация имущества у арестованных инквизицией. Конфискация тоже не просто так нужна была: то ли корысть здесь, то ли понимание, что Фердинанд не согласится на такие действия, не видя выгоды. В любом случае – это уже расчёт, а не голый религиозный фанатизм.

Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна и он знал это. И так до самой смерти…

То, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании – настоящая трагедия, последствия которой до сих пор ещё чувствуются. Торквемада наверно самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой ужасной организации. И у него по сей день есть поклонники…

Tomás de Torquemada
Великий инквизитор Испании
21 февраля - 16 сентября
Монарх Изабелла Кастильская
Фердинанд II Арагонский
Предшественник должность учреждена
Преемник Диего де Деса
Вероисповедание католицизм
Рождение 14 октября (1420-10-14 )
Вальядолид (Кастилия)
Смерть 16 сентября (1498-09-16 ) (77 лет)
Авила
Место погребения
  • Авила
Образование
  • Университет Саламанки
Томас Торквемада на Викискладе

Биография

Томас де Торквемада родился в городе Вальядолид, Испания. Приходился племянником кардиналу Хуану де Торквемаде (исп.) русск. , который был потомком крещённых евреев . Историк той эпохи Эрнандо дель Пульгар (исп.) русск. пишет о его дяде кардинале Хуане де Торквемада, что «его дед и бабка были из рода обращённых в нашу святую католическую веру». Отец Томaca Торквемады - также носивший имя Хуан, был служителем доминиканского ордена, принимал участие в Констанцском соборе .

Получив богословское образование и отличаясь аскетическими наклонностями, Торквемада поступил в доминиканский орден , в 1459 году стал приором монастыря Санта-Крус ла Реал , одного из основных монастырей в Сеговии , а потом - духовником кастильской инфанты Изабеллы . Он способствовал её возведению на трон и заключению брака с Фердинандом Арагонским , на которого также оказывал огромное влияние. Благодаря суровому и непреклонному характеру, религиозному энтузиазму и богословской начитанности, подчинил своему влиянию даже папу . В 1478 году, по прошению Фердинанда и Изабеллы, Сикст IV основал в Испании Трибунал священной канцелярии инквизиции , а в 1483 году назначил Торквемаду великим инквизитором .

Главной задачей Торквемады было религиозное и политическое объединение Испании. Для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции . В 1483 году Торквемада был назначен великим инквизитором Кастилии и Арагона , а в 1486 году - Валенсии и Каталонии . Хронист той эпохи Себастьян де Ольмедо называет его «молотом еретиков, светом Испании, спасителем своей страны, честью своего ордена». Имя Торквемады, как часть «чёрной легенды » Испании, стало нарицательным для обозначения жестокого религиозного фанатика.

Видео по теме

Оценки деятельности

Изгнание евреев (1492) и мавров (1502, произошло уже после его смерти) из Испании, конфискация имущества осуждённых инквизицией. Общее количество аутодафе во время Торквемады оценивается в 2200, половина из этого числа - соломенные чучела лиц, которые умерли до ареста или были вне досягаемости для инквизиции . Чтобы предотвратить пропаганду ереси, Торквемада, как вся Европа в то время, дал ход сожжению на кострах некатолической литературы, в основном еврейских и арабских библиотек. Хуан Антонио Льоренте , первый историк Инквизиции, утверждает, что за всё время, что Торквемада возглавлял Священную Канцелярию, светскими властями на территории современной Испании были сожжены заживо 8800 человек, 6500 сожгли фигурально после их бегства или смерти и подвергнуты пыткам 27000, хотя многие историки считают эти цифры завышенными (сам Льоренте считал эти цифры заниженными).

Благодаря же деятельности Торквемады как политика стало возможным объединение королевств Кастилия и Арагон в единое королевство Испания. Впоследствии Испания стала одним из самых могущественных государств Европы, положила начало колонизации Нового Света и явилась «культурной матрицей» всей Латинской Америки . По сей день в латиноамериканских странах есть идиома, которую можно перевести как «мать-отечество». Этим словом обозначают Испанию.

После 15 лет службы на посту великого инквизитора Торквемада умер в монастыре святого Фомы Аквинского в городе Авила в 1498 году.

Упоминания в искусстве

В литературе

  • «Торквемада » - пьеса Виктора Гюго .
  • «Торквемада » - роман американского писателя Говарда Фаста ;
  • «Мрак покрывает землю» (Ciemności kryją ziemię, -) - роман польского писателя Ежи Анджеевского ;
  • Торквемада является прообразом Великого инквизитора в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы »;
  • «Торквемада» Дежкин в романе В. Д. Дудинцева «Белые одежды »;
  • Торквемада является прообразом Великого инквизитора в книге «Демоны в Ватикане » Александра Рудазова (используется итальянская транскрипция имени - Томмазо);
  • «Торквемада и испанская инквизиция» - историческая хроника Рафаэля Сабатини ;
  • Торквемада - персонаж графической новеллы Пата Миллса и Оливье Ледруа «Реквием Рыцарь-Вампир», представлен там в виде оборотня;
  • Торквемада упоминается в книге Фрэнка Герберта «Бог-Император Дюны ». Бог-Император рассказывает, что стёр всякое упоминание в истории о нём;
  • Торквемада упоминается как один из фантомов - неприкаянных душ, в повести Бернара Вербера «Империя Ангелов»;
  • Торквемада упоминается в повести Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» (2004) в отношении главного корректора издательства. «…он вымарал её своим карандашом Торквемады»;
  • Торквемада упоминается в романе украинского писателя Романа Иванычука «Манускрипт з вулиці Руської» (1978) как автор «Кодекса инквизиции»;
  • Торквемада является одним из второстепенных героев в третьей книге цикла «Яцхен» под названием «Демоны в Ватикане», написанной писателем-фантастом Александром Рудазовым ; прожил почти триста лет в параллельном мире «Земля-1691».

В кино и на телеэкране

  • Роль Торквемады в мини-мюзикле «Инквизиция» в комедии 1981 года «