Толкования на Мф. «Маловерный! Зачем ты усомнился

– Мальчик, хочешь быть суперменом?

– Конечно! Еще бы!..

Помню, в детстве мое воображение сильно поразили виденные в кинотеатре фильмы: «Тайна железной двери» (наш, детский, по повести Юрия Томина «Шел по городу волшебник») и немецкий по рассказу француза Марселя Эме «Человек проходит сквозь стены».

В первом фильме мальчик стал всесильным, случайно обретя коробок с волшебными спичками; во втором человек проходил сквозь стены, ему не было преград. И как это совпадало с детской мечтой: вот бы незаметно проникнуть на кондитерскую фабрику и поглощать сладости, пока никто не видит!..

Немного позже прочитанный роман Уэллса «Человек-невидимка» разрушил эту мечту: за невидимость и вседозволенность, оказывается, надо платить, и еще ох, как больно и горько.

Сверхспособностей – таких или сяких – хотят, и не только будучи детьми, многие.

И как часто именно их мы, христиане, чаем, приходя в Церковь Христову. Молитва, пост, исполнение заповедей, само несение жизненного креста вслед за Христом – всё это, как мы думаем, должно стать средством, чтобы получить от Бога обещанную награду: спокойствие для измученной грехами совести, здоровье и долголетие, успех в делах, решение семейных проблем и еще разные бонусы, среди которых – невредимость от сил зла, наступание на «змию и скорпию», умение ходить по воде… Об этом – любимая многими песенка «Наутилуса»:

Видишь, там на горе возвышается крест,
Под ним десяток солдат – повиси-ка на нем,
А когда надоест, возвращайся назад,
Гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со Мной…

«Прогулки по воде», песенка так и называется.

Между тем то, что происходило в евангельской истории, из которой взяты образы песенки, легкомысленным словом «прогулка» вряд ли назовешь:

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий». (Мф. 14,23 33).

В чем усомнился Петр? В своей способности ходить по воде?

«А в чем же еще!» – воскликнем мы. И вряд ли будем правы.

«Зачем ты усомнился в том, что Я с тобою?»

Петр пошел, прежде всего, не по воде – он пошел к любимому Учителю, забыв о воде. Петр смог преодолеть извечную власть стихий над человеком не тогда, когда «сконцентрировался» в усилии найти в себе «силу» (как иногда представляется нам, насмотревшимся голливудских боевиков про суперменов), – но тогда, когда в порыве любви, забыв о себе и своей тварности, был един со Христом.

«Зачем ты усомнился в том, что Я с тобою, и снова начал тонуть? – сказал ему Иисус. – Зачем ты снова вдруг сделался – один, сам, отъединен от Меня, усомнился во Мне, в том, что Я спасу тебя, в том, что мы – вместе?»

Выйти из своей самости, из падшего состояния одиночества, которое губит человека, и быть в непрестанном Богообщении – этому учит история, рассказанная Матфеем.

Наш Спаситель – перечитаем Евангелия – возвещал о власти человека над стихиями как одном из признаков Царства, но вовсе не обещал никому из учеников сверхъестественных способностей, чтобы удобнее было устроиться в мире падшем.

Он являл Собою, Своими словами и делами, законы Царства Божия, единственно естественного устройства богозданного мира, которое с Ним пришло в нашу падшесть, немощь, смертность – в силе, явно.

Сверхъестественные способности выгодно отличают их обладателя от прочих обитателей мира сего, дают ему возможность властвовать над ними и миром, ставят его в привилегированное положение. Сверхчеловеку никак не выгодно пришествие Царства Божия: в падшем мире он – уникум, ему выгодно, чтобы мир продолжал лежать в немощи, на фоне которой можно блистать. А в Царстве человек – просто один из ряда многих чад Божьих, в Царстве превыше всего ценится способность не ходить по воде и летать как птица, а способность любить, быть в любовном единстве с Богом и ближними, жить это единство как радостный смысл жизни.

Читая жития святых, мы знаем, что они могли исцелять больных, возвращать жизнь умершим, прозревать будущее, стоять в молитве на воздухе, приручать диких зверей. Но также знаем, что ни один из них специально ко всему этому не стремился. Святые, наоборот, скрывали всё это от людей, для них всё это ни на минуту не было важным, главным. Они стремились только быть с Богом, которого любят.

Мы иногда считаем, что Бог стал человеком, чтобы мы, верные Ему, стали сверхчеловеками в этом мире, обладали в падшем мире тем, чем не обладают наши ближние.

Но святые говорят: Бог стал человеком, чтобы человек обожился, стал гражданином Царства Божия и сыном Богу, равным среди прочих сынов и дочерей, наших ближних. Сверхчеловек сконцентрирован на себе и своих способностях – сын Божий отдает себя другим, забывая о себе, ибо так велит закон любви, главный закон Царства.

Свт. Иоанн Златоуст

Блж. Августин

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился

В то время как Господа не смущает человеческая похвала, люди в Церкви часто откликаются на похвалу человеков и почести, почти восторгаются ими. Вот Петр испугался на воде, видя сильный ветер. В самом деле, кто не испугается такого голоса: вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Ис. 3:12) . И поскольку душа борется против желания человеческой похвалы, хорошо ей обращаться при такой опасности к молитве и прошению, чтобы тот, кто очарован похвалой, не оказался потопленным позором. Пусть нетвердо стоящий в волнах Петр восклицает: Господи! спаси меня (см. Мф. 14:30). Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? - то есть почему ты, смотря прямо на Того, к Кому направлялся, не в Нем только видел свое упование? И тем не менее Он спасает Петра из волн и не дает погибнуть тому, кто, сознавая свою немощь, просил помощи у Господа.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 31-32 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих

Если апостолу Петру, - о вере которого и пламенном духе мы сказали выше, и который с уверенностью просил Спасителя словами: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде (Мф. 14:28) , - говорится: Маловерный! зачем ты усомнился? так как он на малое время обнаружил страх; то что должно сказать нам, не имеющим даже и малейшей частицы этой малой (modicae - умеренной) веры?

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 31-33 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

Показывая, что не ветер - причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: «Господи! спаси меня» (см. Мф. 14:30), то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: «маловерный », а не «неверный». Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо ветер утих . Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76:20) . По наведению корабль - это земля, волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь-неведение. «В четвертую стражу» (см. Мф. 14:25), то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража - завет с Авраамом, вторая - закон Моисея, третья - пророки, четвертая - пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: «не отрекусь от Тебя» , так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде» : и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И абие Иисус, простер руку, ят его и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси

Упрекнув в этом Петра, показал, что не сила волн опрокидывала его, но маловерие, или слабость высказанной им веры. Маловером его назвал, потому что, испугавшись ветра, он отверг великую часть ее (веры). Итак, говорит ему: почто усумнелся еси , или: почему ты прежде был смелым, а потом стал робким: это назвал сомнением. Укрепивший тебя против волн укрепил бы и против ветра.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился

Вместо “поддержал” лучше “взял” (έπελάβετο). Глаголом διατάξω выражается сомнение, колебание, двойная мысль, мнение, положение. Вера Петра заставила его и дала ему возможность идти по водам; страх заставил его погружаться в воду (καταπονίζεσθαι). Златоуст говорит, что “это происшествие чудеснее прежнего, потому и случилось после. Когда Христос показал, что Он Владыка моря, Он производит пред учениками другое удивительнейшее знамение. Прежде Он запретил только ветрам, а теперь и Сам ходит по водам, и другому дозволяет сделать то же.” По поводу страха Петра Иоанн Златоуст говорит: “так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою.”

Толковая Библия.

В девятое воскресенье после Пятидесятницы звучит в церквях Евангелие от Матфея:

«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую» (Мф. 14.22-34).

Как часто лодка нашей жизни попадает в эту бурю! Как часто она находится «уже на середине моря» страстей человеческих, в самой гуще бушующих вод мира сего (ведь море или воды на библейском языке «суть люди и народы, и племена и языки» – см. Откровение, 17.15). Как часто нас окружает ночь незнания Бога, мрак неведения света истины, в котором царствует «князь мира сего», «князь тьмы» – вселенский «дух злобы поднебесный», который есть дьявол и сатана. Как часто этот злой дух поднимает страшный супротивный ветер, противящийся нашему продвижению вперед, «на другую сторону», в Небесное царство свободы духа, противящийся нашему приближению к счастью («сатана» = супротивник). Как часто тяжёлые жизненные волны бросают кораблик жизни нашей, словно щепку, угрожая потопить его, разбить о подводные рифы соблазнов мира сего, низвергнуть в бездну греха. Как часто страх страданий и смерти туманит наш мозг, и нам хочется кричать от безысходности! Кто из нас не ощущал сего застилающего глаза ужаса, когда ты даже не в состоянии отличить смертельного дыхания ада от очищающего огня Господнего, и не кричал в отчаянии: «Призрак!» Но если сохранилась вера живая неповрежденной, если в самой трудной ситуации жизни нашей мы все же держимся за этот якорь, то обязательно откликнется к нам Иисус: «ободритесь – это Я, не бойтесь».

Христос всегда возле нас, Он все время около двери сердца нашего. И стучится в неё, дабы войти в дом и принести с Собой мир и радость, дабы войти в лодку и унять бурю. Господь говорит нам: Не бойтесь, но мужайтесь: Я победил мир (см. Иоанна, 16.33). «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1 Иоанна, 4.4). «Царство Мое не от мира сего… (Иоанна, 18.36).

Мы не от мира сего. Мы, кто назвался святым именем христианина. Мы, именующие себя учениками Христовыми. Мы не от мира. Верней, должны быть не от мира. Должны идти по волнам мира сего, и не потопать в этих волнах. Но так ли это? Действительно ли не потопаем? Смогли ли сделать по этому морю хотя бы несколько свободных шагов?

«Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» – умоляет Петр. И что же отвечает Иисус? Одно только слово – «Иди!» Это слово прозвучало две тысячи лет назад. Это слово звучит и сегодня для каждого из нас: «Иди!» Иди и не бойся. Твердо ступай по шаткой поверхности, разбрызгивая в стороны призрачные богатства и обольщения века сего, отметая злобную алчность, которая суть идолослужение. Иди, поднимаясь над наивысшими волнами человеческих страстей. Более всего хранимого храня веру в сердце своем... Иди.

Но идем ли?.. Как, казалось бы, легки первые шаги. Однако за первыми шагами коварно в сердце закрадывается страх, неверие. Дойду ли? Смогу ли? Хватит ли сил?.. Верую, Господи, помоги неверию моему! «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»

«Маловерный! зачем ты усомнился?» – спрашивает нас Господь. Почему так напугали вас горы проблем, кои громоздит вокруг вас мир? Эти горы не для вас! Они не должны тяготеть над вами! Не должны давить на вас своим сатанинским ярмом! Их место в море мира сего. Пусть оно поглощает эти «горы». Пусть оно глотает эти проблемы. А вы – не от мира. Вы – дети веры! «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11.23)

Маловерие – вот причина всех наших проблем.

Как-то привел отец к Иисусу своего тяжелобольного сына со словами: «но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию И Иисус изгнал беса из ребенка, но отцу ответил: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (см. Мф. 17.14-18; Мк. 9.17-29; Лк. 9.38-42).

О род неверный и развращенный! – говорит Господь и нам с вами. – Доколе буду терпеть вас?..

Зачем усомнился?

Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой.


И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

(Св. Евангелие от Матфея 14:22-34)

Между тем учеников терзает ветер и шторм: так терзают их неустройства мира, противостояние нечистому духу. Но в четвертую стражу приходит Господь, и в четвертый раз Он вернется к заблудшей и потерпевшей кораблекрушение Церкви. В четвертую стражу ночи открывается полнота Его заботы. Первая стража была временем закона, вторая - пророков, третья - Его воплощения, а четвертая - время Его возвращения в сиянии славы. Но тогда Он найдет Церковь обессиленной, захваченной духом антихриста и страстями века сего. Придет же Он к безутешным и страдающим (Свт. Иларий Пиктавийский ).

Показывая, что не ветер - причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: «Господи! спаси меня» (см. Мф. 14:30), то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: «маловерный» , а не «неверный». Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо ветер утих. Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76:20).


По наведению корабль - это земля, волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь-неведение. «В четвертую стражу» (см. Мф. 14:25), то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража - завет с Авраамом, вторая - закон Моисея, третья - пророки, четвертая - пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: «не отрекусь от Тебя» , так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде» : и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения (Блж. Феофилакт Болгарский ).

И влезшим им в корабль, тогда преста ветр (ст. 32). Раньше при подобном случае говорили: кто есть человек Сей, яко и ветры и море послушают Его (см. Мф. 8:27)? А теперь говорят иначе. Сущии в корабли, говорит евангелист, пришедше поклонишася Ему, глаголюще: воистину Божий сын еси (ст. 33) (Свт. Иоанн Златоуст )!

Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой. А поскольку тогда Его приход будет явным, то все в восхищении воскликнут: «Истинно, Ты - Сын Божий» (см. Мф. 14:33). Тогда все люди с абсолютной уверенностью и открыто заявят, что Сын Божий восстановил мир в Церкви, уже не смирением тела, а славой небесной (Свт. Иларий Пиктавийский ).

В некоторых делах сомнение может сослужить добрую службу. Например, сомневаясь, можно избежать неправильного решения, лучше исследовав предмет. Даже в вопросах веры сомнение порой бывает полезным, если необходимо, например, среди многих вероисповеданий выбрать наиболее правильное, согласное с учением святых отцов…

Но в наиболее ответственные моменты жизни, когда ощущаешь помощь и присутствие Божие, сомнения могут тебя подвести. Невозможно верующему человеку пребывать в сомнениях. Использовав рассуждение как инструмент мысли, необходимо раз за разом возвращаться к спасительному кораблю веры. Недаром святитель Иоанн Златоуст сказал: «Так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою».

О вере и сомнении Церковь повествует нам в девятый воскресный день после Пятидесятницы, когда на праздничной Литургии звучит отрывок из Евангелия, называемый «хождение по водам» (Мф. 14: 22-34). На примере «апостола веры» Петра мы видим плоды двух противоположных душевных состояний, одно из которых способно творить чудеса, а другое погружает в морскую пучину.

«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (Мф.14:22). Так начинается евангельский отрывок от Матфея с расчетом на то, что собравшиеся в храме достаточно хорошо знают Священное Писание и могут связать историю «хождения по водам» с предыдущими событиями. Таким образом, Церковь подспудно призывает чаще читать Евангелие, — пусть даже всего несколько минут в день.

Перед тем, как Иисус «тотчас понудил учеников войти в лодку», произошло великое чудо — Господь насытил пять тысяч человек, слушавших Его проповедь, всего лишь пятью хлебами (Мф.14:14-21). Апостол и евангелист Иоанн Богослов в Евангелии от Иоанна точно указывает причину, по которой Иисус поспешил скорее отправить учеников на другую сторону озера. Поразившись чудом насыщения хлебами, люди хотели «придти, нечаянно взять его и сделать царем» (Ин. 6:15). Вот почему Господь благословил учеников отплыть поспешно, а Сам «отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Мф. 14:23).

А тем временем «лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (Мф.14:24). Очевидно, с высоты горы Господь увидел бедствие Своих учеников на водах Генисаретского озера. Подчеркивается, что «в четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф.14:25). Апостол Иоанн Богослов дополняет, что ученики проплыли всего лишь «около двадцати пяти или тридцати стадий» (Ин.6:19). Это сравнительно небольшое расстояние — не более 200 метров. Настолько сильный был противный ветер и напор волн.

«Четвертая стража» ночи является последней четвертью ночной части суток, которые во восточной традиции (а ныне, по традиции Церкви), начинаются в 18 часов вечера. Таким образом, Господь пошел к ученикам по водам после трех часов по полуночи, в период с 3-х до 6-ти утра. Этим показывается продолжительность напряженной молитвы Господа. Церковь учит и нас не упускать время спокойной от дневных трудов части суток, и в меру сил использовать его для молитвы.

Мы видим также и продолжительность бедствия учеников, закончившееся лишь под утро. В чем же был его смысл? Святитель Иоанн Златоуст, объясняя содержание этого известного евангельского отрывка, призывает видеть в случившемся с учениками попущение Божие для укрепления их в вере: «…Когда они ожидали избавления, страх еще более увеличился. Христос не рассеял тьмы и не вдруг открыл Себя ученикам, чтобы продолжительностью страха укрепить их, … и приучить к терпению».

Однако помощь уже была близка. «…Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27). В этот момент апостол Петр, самый решительный и бесстрашный среди своих собратьев, сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14:28). Некоторые толкователи считают, что этим Петр выразил попечение об остальных учениках Христовых, желая помочь им скорее избавиться от неверия и страха. Господь же сказал: «…Иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу…» (Мф.14:29). Пожалуй, это одно из величайших чудес, которые были сотворены учениками Христовыми по вере, среди всего, что было описано в Евангелии. Петр пошел по воде.

Причем не по спокойному безмятежному морю, а по бурным волнам. Праведный Иоанн Кронштадтский, объясняя этот отрывок Евангелия, сравнивает чудесно изменившуюся плотность воды под ногами Петра с таинственным действием молитвы. Пока молитва течет постоянно, неспешно, твердо, то «житейское море», по которому мы каждый день чудесно ходим с помощью Божьей, не может нас поглотить. Но стоит нам остановиться в молитве, увлечься суетой, раствориться в обилии помыслов, как произойдет то, что в Евангелии случилось с Петром. Он, «…видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф. 14:30).

«Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31). Подчеркивается, что Господь сочувствует Петру, называя его не «неверным», а «маловерным». Апостол совершил подвиг веры, но по человеческой немощи пока до конца, не смог устоять. «…Когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:32-33).

Как не прославить Бога за пережитые чудеса?... Каждый день они случаются в нашей жизни. Начиная от чуда появления человека на этот свет и заканчивая Приобщением к Телу и Крови Спасителя в Божественной Евхаристии!... Церковь учит нас безбоязненно проходить сомнения и укрепляться в вере.

«Когда нападает на тебя враг, бежи под крыло ко Христу: одно спасение», — говорил праведный Иоанн Кронштадтский, один из столпов веры из нашей недавней истории. Будешь крепко верить — и очередное испытание закончится, Господь протянет руку помощи, и ты прославишь Христа. Все это бывает возможным только с верой, потому что она есть «осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1).

Преподаватель Минского духовного училища