Спас-Угол (Московская область). Спас-Угол

С. Спас-Угол.

Свое название, Спас-Угол, село получило 1776 г. по находящемуся в нём храму и по своему административно-географическому положению в самом углу Калязинского уезда Тверской губернии. Издавна оно принадлежало дворянскому роду Салтыковых.

В 1627 г. селом владел Тимофей Тимофеевич Салтыков. В то время здесь стояла деревянная церковь Преображения Спасова. Она была "без пения", то есть богослужения не совершались за отсутствием священника. В 1653 г. селом владела вдова Тимофея Тимофеевича Федосья и его дети Степан и Иван. После смерти Ивана в 1669 г. село принадлежало Степану, а после его кончины в 1679 г. - его вдове Акилине и детям Дмитрию (ум. 1713) и Ивану. После Дмитрия Степановича владела его вдова Лукерья Фёдоровна и Иван Михайлович, Семён и Иван Ивановичи, а также Андрей Алексеевич Салтыковы. Владение продолжало дробиться, позднее часть села принадлежала Богдану Ивановичу Салтыкову, после смерти которого в 1743 г. принадлежавшая ему часть села перешла к его детям Василию и Ивану Богдановичам.

По разделу селом стал владеть Василий. Он участвовал в государственном перевороте 1762 г., возведшем на престол Екатерину II , и получил крупное вознаграждение. В конце XVIII в. село перешло к его сыну, коллежскому советнику (он служил в Москве , в Коллегии иностранных дел) Евграфу Васильевичу Салтыкову, который в 1795-1797 гг. построил ныне существующую каменную церковь Преображения Господня (трапезная и колокольня построены в начале XIX в.).

Он управлял вотчинами из Москвы посредством строгих писем-приказов вроде такого: "Всех срослых женихов приказываем переженить, которым теперь исполнились совершенные года... а за каждую свадьбу буду взыскивать мёду самого лучшего по пуду и чтобы без всяких оговорок, крестьяне, которые имеют сыновей в совершенных годах, всех переженили бы непременно, а если их не будут женить, то мы их холостых в солдаты будем отдавать, а женатых всех беречь будем". Несмотря на все старания хозяина, дела в салтыковских вотчинах шли всё хуже и хуже, и Евграф Васильевич, дожив холостяком до 40 лет, вынужден был поправлять своё материальное положение обычным в то время путём – женитьбой на богатой невесте.

В 1816 г. он выстроил в усадьбе новый дом больших размеров - длиной приблизительно в 36 аршин (1 аршин = 0, 71 метра), а шириной 20, со множеством комнат.

Нижний этаж сложен из кирпича, второй и "вышка" (мезонин) из дерева, но оштукатурены, и окрашен весь дом белой краской. Нижний этаж был предназначен для служащих. Во втором, разделяемом коридором на две неравные части, при входе с переднего крыльца налево располагалась часовня со множеством предметов, необходимых для служения, далее небольшой кабинет, столовая, гостиная, спальня прислуги, спальня хозяев и кухня. На другой стороне - комната, заставленная книжными шкафами и этажерками; следующая - самая большая в доме - служила залом, здесь стоял прекрасный рояль, на котором играли во время танцев, были и другие музыкальные инструменты. Затем комната, где дети Салтыковых спали, а в зимнее и ненастное время играли с няньками.

В последнем помещении стояли кровать и столик со стулом для ночлега гостей. В этой комнате родился писатель М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889). На "вышке" были три комнаты, но они не имели особого назначения, и в них складывались домашние вещи, вышедшие из употребления. Дом поражал величавостью и богатством, в нём было много мебели и картин высокой ценности.

Вскоре сюда вошла хозяйкой пятнадцатилетняя дочь московского купца Ольга Михайловна Забелина. Несмотря на молодость, она проявила такую силу характера и властность, что вскоре подчинила себе всех, в том числе мужа. Евграф Васильевич предоставил ей управление хозяйством, а сам занимался только воспитанием детей. Шестым ребёнком в семье, после Надежды (1818), Веры (1822), Любови (1823), Дмитрия (1819) и Николая (1821), 27 января (по ст. ст.) 1826 г. родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Потом появились на свет Сергей (1829) и Илья (1834). В родовой усадьбе прошло детство будущего писателя, здесь он проводил каникулы, когда учился в Московском дворянском институте и Царскосельском лицее, приезжал и позднее, когда был знаменит. Евграф Васильевич не пропускал ни одного престольного праздника в округе, он и его жена были людьми глубоко верующими, по их инициативе и на их средства построены церкви в сёлах Спас-Угол, Станки и Глебово.

Но благочестие странным образом сочеталось с грубостью и жестоким обращением с крепостными. В своих "приказах" Евграф Васильевич в 1806 г. пишет приказчику, "чтобы шельмы крестьяне... чем свет ходили на барскую работу... и если хоть один кто только получасом после солнечного восхода на работу придёт, то такого на миру, как шельму, высечь", приказывал также продать "девку" не дешевле чем за 130 рублей. Ольга Михайловна в письмах к мужу выражалась не менее решительно: "Марье-вдове накажи, что бы она со всем усердием служила, а не то я её несчастной сделаю",

"Я его просто сгною, скотину", "Ивку я жестоко наказала". Такая грубость ранила их сына Михаила. Прочитав в 8-летнем возрасте Евангелие, он был поражён противоречием между евангельским призывом к любви и состраданию к ближним и окружавшей его грубостью и часто жестокостью.

"Помню, - пишет М. Е. Салтыков в "Пошехонской старине", - что когда я в первый раз прочитал Евангелие, то оно произвело на меня потрясающее действие... Это чтение пробудило во мне тревожное чувство. Мне было не по себе. Прежде всего, меня поразили не столько новые мысли, сколько новые слова, которых я никогда ни от кого не слыхал. И только повторительное, все более и более страстное чтение объяснило мне действительный смысл этих слов и сняло темную завесу с того мира, который скрывался за ними..." Евангелие, по словам Салтыкова, произвело в нём полный переворот. "Я не говорю, -продолжает он, - ни о той восторженности, которая переполнила мое сердце, ни о тех совсем новых образах, которые вереницами проходили перед моим умственным взором, - все это было в порядке вещей, но в то время играло второстепенную роль. Главное, что я почерпнул из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести и вызвало из недр моего существа нечто устойчивое, свое, благодаря которому господствующий жизненный уклад уже не так легко порабощал меня.

При содействии этих новых элементов я приобрел более или менее твердое основание для оценки как собственных действий, так и явлений и поступков, совершавшихся в окружающей меня среде. Словом сказать, я уже вышел из состояния прозябания и начал сознавать себя человеком. Мало того: право на это сознание я переносил и на других. Доселе я ничего не знал ни об алчущих, ни о жаждущих и обремененных, а видел только людские особи, сложившиеся под влиянием несокрушимого порядка вещей; теперь эти униженные и оскорбленные встали предо мной, осиянные светом, и громко вопияли против прирожденной несправедливости, которая ничего не дала им, кроме оков. То "свое", которое внезапно заговорило во мне, напомнило мне, что и другие обладают таким же, равносильным.своим"... Я не хочу сказать этим, что сердце мое сделалось очагом любви к человечеству, но несомненно, что с этих пор обращение мое с домашней прислугой глубоко изменилось и что подлая крепостная номенклатура, которая дотоле оскверняла мой язык, исчезла навсегда. Я даже могу с уверенностью утверждать, что момент этот имел несомненное влияние на весь позднейший склад моего миросозерцания".

К детям родители относились чрезвычайно неровно, порывы любви сменялись гневом и жестокими наказаниями.

В 4 года Михаил стал учиться французскому (с помощью гувернантки мадам де Ламбер), затем немецкому и в 7 лет русскому (сначала его учил старик, крепостной живописец, потом старшая сестра), латинский язык преподавал священник с. Заозерье о. Иван Преображенский. В 1836 г. Михаил, успешно сдав экзамены, поступил сразу в 3-й класс Московского дворянского института.

В доме была установлена строжайшая экономия; бывало, пищу и готовили из протухших продуктов. Ольга Михайловна проявляла удивительную энергию для того, чтобы укрепить и расширить имение. По несколько раз в месяц она выезжала из Спасского, чтобы продать дальние деревеньки и худосочные земли и приобрести что-нибудь по соседству. Её деятельность увенчалась успехом, Салтыковы стали крупнейшими землевладельцами в уезде, Спасское превратилось в высокодоходное имение. Велась оживлённая торговля, товары отправлялись в Москву и на ярмарки в соседние сёла. На территории усадьбы были построены многочисленные амбары, скотный двор, оранжереи, разбит фруктовый сад.

Ольга Михайловна не имела образования и писать научилась только в Спасском. Евграф Васильевич же в молодости занимался многими науками, переводил, сочинял стихи. Много читал в течение всей жизни. Его сын Николай окончил Московский университет, Михаил - Царскосельский лицей (1844 г.) и поступил работать в канцелярию Военного министерства. Начал писать. По свидетельству современников, М.Е. Салтыков первые три года по выходе из лицея очень бурно справлял "праздник жизни, молодости годы".

К 1841 г. относится его первое появление в печати (стихотворение "Лира").

В начале 1845 г. она послала Михаилу альбом, портфель и пюпитр для его "милой поэзии", но почти в то же самое время писала старшему сыну Дмитрию: "Мне кажется, его вся хандра происходит от его поэзии, которая никогда мне не нравилась, потому что я много начиталась даже бедственных примеров насчет этих неудачных поэтов в деньгах. Я ему никогда не советовала мечтать о своей поэзии на интересных видах. Сперва надо всегда стараться войти в известность без всяких интересов, а потом уж, разумеется, само собой пойдет. А можно ли ему мечтать, имея службу! Это невозможно. Одним чем-нибудь надо заниматься!"

В 1848 г. за повесть "Запутанное дело" титулярного советника М.Е. Салтыкова отправили на службу в Вятку. Родители были потрясены. Мать упала в обморок и долго находилась в тяжёлом состоянии, заболел и отец. Через месяц Михаил попросил помощи. Евграф Васильевич обратился в Петербург с просьбой о помиловании, которая была отклонена. В начале 1850 г. в Петербург поехала Ольга Михайловна, и тоже безрезультатно. 13 марта (по ст. ст.) умер Е.В. Салтыков. Находившийся в Вятке, в тяжёлом нравственном состоянии (родным он писал: "Я в совершенном одиночестве... жизнь моя постоянная и нестерпимая мука... мне до крайности грустно и тяжело... я страдаю такой несносной скукой, что уже потерял надежду на лучшее будущее"), Михаил Евграфович не сделал попытки приехать, в Спасское на похороны отца.

До 1855 г. он служил в Вятке. В 1856 г., став чиновником особых поручений при министре внутренних дел (и тогда же к нему пришёл настоящий - литературный успех - начали публиковаться "Губернские очерки", восторженно встреченные определённым кругом читателей), женился на бесприданнице Елизавете Аполлоновне Болтиной - к большому неудовольствию матери, два года пытавшейся удержать его от этого шага. В 1861 г. взял взаймы у неё 23000 рублей на покупку усадьбы, обещая выплатить долг к 1863 г. Потом просил отсрочки, мать сначала согласилась, а потом подала в суд ко взысканию - вероятно, узнала себя и мужа в рассказе Салтыкова "Семейное счастье", опубликованном в "Современнике". О героине (Boловитиновой) говорится: "И всё-то она одна, всё :" то своим собственным хребтом устроила, потому что хоть и был у ней муж, но покойник ни во что не входил, кроме как подавал батюшке кадило во время всенощной". Была описана и продана с аукциона часть земель М.Е. Салтыкова. Он поехал к матери, и иск был отозван.

В декабре 1874 г. Ольга Михайловна умерла и была похоронена под церковью Святого великомученика Георгия в Станках, ею построенной. Владение усадьбой Спас-Угол ещё в 1852 г. перешло к её старшему сыну Дмитрию, Ольга Михайловна переехала в новую усадьбу Ермолино, устроенную уже после смерти мужа. Дмитрий унаследовал от отца любовь к церковным службам, охотно беседовал с духовными лицами, его речь полнилась религиозными нравоучениями. У него были очень плохие отношения с братом Михаилом, который ещё в 1873 г. писал матери: "Злой дух, обитающий в Дмитрии Евграфовиче, неутомим, и, вероятно, отравит остаток моей жизни", "что касается до... выраженного Дмитрием Евграфовичем желания, чтобы я приехал к нему, то я нахожу, что самое лучшее и даже единственное средство не ссориться с ним - это совсем его не видеть... Видеться с ним значит подливать в огонь масла, потому что этот человек не может говорить резонно, а руководится только одною наклонностью к кляузам. Всякое дело, которое можно было бы в двух словах разрешить, он как бы нарочно старается расплодить до бесконечности. Я положительно слишком болезнен, чтобы выносить это! Не один я - все знают, что связываться с ним несносно, и все избегают его... Ужели наконец не противно это лицемерие, эта вечная маска, надевши которую этот человек одною рукою Богу молится, а другою делает всякие кляузы!" М.Е.Салтыков описал Дмитрия Евграфовича в романе "Господа Головлевы" (1870е гг.) в образе Иудушки Головлёва.

После смерти матери Михаил Евграфович в Спасском больше никогда не был. Раздражительность его самого с годами всё увеличивалась и становилась тяжела даже для ближайших друзей. В своих произведениях он (ум. 1889) не раз описывал Спас-Угол и его окрестности (в семей ной хронике "Пошехонская старина" преобразив их в усадьбу Малиновец).

На кладбище у церкви похоронены несколько поколений Салтыковых: пращуры писателя Евдоким Тимофеевич, Тимофей Тимофеевич, прапрадед Стефан Тимофеевич, прадед Богдан Стефанович, дед Василий Богданович, бабушка, отец Евграф Васильевич, сестра и братья. Усадебный дом сожгли в 1919 г. Сохранились только пруды, часть парка, остатки фруктового сада и оранжерей. Спасский храм, где был крещён М.Е. Салтыков, закрыт и разорён в 1940 г. В 1986 г. в нём устроен музей. В 1994 г. храм передан общине верующих и находится в совместном пользовании верующих и музея.

– это не просто территория, объединяющая несколько центральных областей страны: Владимирскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую.

— это край живописной и истинно русской природы: хвойные и лиственные леса, чистые озера и реки, свежий воздух и гармоничный, привычный нам с детства климат.

— это медленно текущие реки с широкими поймами, занятые заливными лугами. Густые, темные, заросшие мхом, словно заколдованные ельники. Великолепные широколиственные леса, состоящие из огромных дубов, ясеней, кленов. Это солнечные сосняки и веселые, радующие глаз березняки. Густые заросли орешника на ковре высокого папоротника.

И прекрасные полянки, усыпанные цветами, источающими упоительные запахи, сменяют огромные острова непроходимых чащоб, где высоченные пушистые ели и сосны живут своей размеренной многовековой жизнью. Они кажутся невероятными великанами, которые неспешно расступаются перед непрошеными гостями.

В чащобе повсюду виднеются старые высохшие коряги, которые так причудливо изогнуты, что, казалось, там, за пригорком, притаился леший, а возле камня мирно дремлет симпатичная кикимора.

И бескрайние поля, уходящие или в лес или в небо. А вокруг – только пение птиц и стрёкот кузнечиков.

Здесь берут свое начало крупнейшие реки Русской равнины : Волга, Днепр, Дон, Ока, Западная Двина. Исток Волги – легенда России, паломничество к которому не прекращается никогда.

В средней полосе более тысячи озер. Самое красивое и популярное из них – озеро Селигер. Даже густонаселенная Московская область богата красивейшими озёрами и реками иногда даже не изуродованными коттеджами и высокими заборами.

Природа средней полосы, воспетая художниками, поэтами и писателями наполняет человека душевным покоем, открывает глаза на удивительную красоту родной земли.

Славится не только своей в буквальном смысле сказочной природой, но также историческими памятниками. Это – лицо русской провинции , кое-где, несмотря ни на что, даже сохранившая архитектурный облик XVIII-XIX веков.

В средней полосе находится большинство городов всемирно известного Золотого кольца России – Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Сергиев Посад и другие, старинные помещичьи усадьбы, монастыри и храмы, памятники архитектуры. Их красоту невозможно описать, ее надо увидеть своими глазами и, как говорится, ощутить дыханье старины глубокой.

Но самым плодотворным и счастливым для меня, оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.

Писал К.Г. Паустовский.

А можно просто забраться в какую-нибудь глухую деревеньку и вдали от цивилизации наслаждаться природой. Люди здесь очень радушные и приветливые.

Через год после Октябрьской революции усадьба Салтыковых в Спас-Угле была конфискована, а потом сгорела. В сельской церкви до 70-х годов хранили семенной картофель.

Главная достопримечательность села Спас-Угол это музей Салтыкова-Щедрина. Музей занимает часть помещения действующей церкви Спас-Преображение (1797 г.).

Рядом установлен памятник писателю. Свои воспоминания о жизни в Спас-Углу Салтыков-Щедрин перенес на страницы своего последнего романа «Пошехонская старина», в котором усадьба называется Малиновцем (хотя село с таким названием существует в 3-х километрах от Спас-Угла).

"Я вырос на лоне крепостного права... Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе."

В экспозиции представлены предметы барского и крепостного быта. В музее можно увидеть макеты домов усадьбы Салтыковых в Спас-Угле, а также в селе Заозерье Ярославской области Угличского района (дома не сохранились).

При церкви Спас-Преображение (1797 г.) сохранилось родовое кладбище Салтыковых. Здесь находится могила отца Салтыкова-Щедрина и других родственников писателя. Сам писатель похоронен на Волковом кладбище (Санкт-Петербург), рядом с .

Интересно, что на колокольне церкви в роли колоколов висят газовые баллоны. Дело в том, после революции настоящие колокола сбросили. В 2000-х годах денег на новые колокола не нашлось, поэтому временно повесили газовые баллоны, которые и продолжают там висеть. По крайней мере так было в 2012 году (нет ничего постояннее временного ).

В селе сохранились - родник Иорданка с целебной водой, часть усадебного парка с аллеями и прудами.

Историческая справка

Спас-Угол впервые упоминается в писцовой книге в 1627 году. Название происходит от имени церкви Спаса-Преображения и расположения села на сходе (углу) трёх губерний: Московской, Тверской и Ярославской.

Как добраться

Расположен в 110 км к северу от Москвы (90 км от МКАД).

На автомобиле - по Дмитровскому шоссе, затем повернуть на трассу Р112 и ехать до , затем до Спас-угла.

На электричке - из г. Москвы с Савеловского вокзала до ст. , затем добраться до Спас-угла.

Карта

Изображения

Музей Салтыкова-Щедрина в церкви Спас-Преображение Памятник Салтыкову-Щедрину Схема бывшего поместья Салтыковых Вход в церковь и музей
Музей Салтыкова-Щедрина Юбилейный фарфор, посвященный Салтыкову-Щедрину Макет главного дома поместья Салтыковых в Спас-Угле Могила отца Салтыкова-Щедрина
Газовые баллоны вместо колоколов колокольни церкви Спас-Преображение

Талдом - «столица» русских обувщиков и богатейшего купечества! Отреставрированный, ухоженный, утопающий в зелени парков, украшенный прозрачными жемчужинами хрустальных озер, Талдом - город прекрасно сохранившихся чудо-теремков богатых купцов и фабрикантов, которые не скупились на пышную изразцовую отделку своих особняков. Талдом - город русского провинциального модерна и «живой» островок уютной и благополучной русской провинции! В ходе очаровательной прогулки по старинным улочкам Талдома , вы полюбуетесь старинной Пожарной каланчой, в которой ныне весьма креативно расположился районный ЗАГС. Насладитесь красотой летящих к небу золотых куполов необычной «изразцовой» церкви Михаила Архангела, и ее нарядной колокольни, возведенной в редко встречающемся русско-византийском стиле и полюбуетесь колоритной архитектурой обаятельного городка.
Герб Талдома украшает белоснежный красавец-журавль в красном сафьянном сапожке, и это совсем неспроста! Когда-то Талдом снабжал обувью пол-России , а предприимчивые талдомские купцы добились того, что через город провели железную дорогу. Особенно преуспели талдомские башмачники в производстве дамской фасонной обуви. Существует легенда, что в начале XIX века, одна француженка, вывезя из Талдома пару модных ботиночек-«румынок», так выгодно продала их в Париже, что окупила свою поездку в Россию!
До сих пор, уже почти 100 лет, здесь работает Талдомская обувная фабрика . Сегодня это самое современное производство, на котором шьют стильную, модную, высококачественную обувь из натуральной кожи по высоким стандартам и итальянским лекалам. Талдомская обувь под маркой «Enzo Logana» известна по всей России и продается даже в таких московских Мега-Моллах, как «Крокус-Сити» и «Вегас».

Талдом - настоящая природная жемчужина и живописный и зеленый город, украшенный изумрудными парками и прозрачными озерами. Обед в ресторане на берегу озера (доп. плата) . Здесь вы сможете погрузиться в особенную атмосферу уютной и неторопливой жизни и насладиться красотой чудесных окрестностей из панорамных окон стильного ресторана-шале, откуда открываются невероятные виды на озеро и обширный парк. Чудесные получаются фотографии!
Экскурсия в Талдомский Историко-литературный музей.
Музей расположен с красивейшем здании Талдома - доме купца Первой гильдии Волкова. В двухэтажном «модерновом» особняке с фасадом, богато декорированном керамическими изразцами, вас ждет увлекательное знакомство с историей города и башмачного промысла Талдома, а также с жизнью его именитых обитателей. Ведь с талдомскими местами связана жизнь «ярчайшего певца сказочного мира народных поверий» Сергея Антоновича Клычкова, а его близкий друг поэт Сергей Есенин часто гостил в Талдоме. В Талдоме жил и работал «певец русской природы», писатель-натуралист Михаил Михайлович Пришвин. На Талдомской земле родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - великий «пересмешник» пороков российского общества, чьи высказывания о России сегодня актуальны, как никогда . Откройте любое произведение писателя - кажется, что он пишет о России современной, а его меткие высказывания о вековечном воровстве чиновников и власти управителей и сегодня «бьют не в бровь, а в глаз»!
Отправляемся в Спас-Угол.
Свои детские годы Михаил Евграфович провел в родовом имении Спас-Угол под Талдомом, где сходились четыре губернии - Московская, Тверская, Владимирская и Ярославская - отсюда и название села. Здесь прошло «пошехонское детство» писателя, и роман Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» основан на детских впечатлениях и воспоминаниях…

На увлекательной экскурсии в новом, современном музее Салтыкова-Щедрина в деревне Спас-Угол, навсегда вошедшей в историю русской литературы, вы познакомитесь с многогранной личностью Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина - большого писателя, общественного деятеля и «странного русского чиновника», искренне болевшего за судьбу России. На родине писателя, стараниями неравнодушных людей, возник удивительный музей, вобравший в себя современные технологии и старинные предметы из усадьбы , портреты писателя, его личные вещи. На небольшом пространстве оживают герои его книг, звучат строки из его произведений, "слышны" голоса из прошлого. Мы полюбуемся старинным усадебным храмом Спаса Преображения, в котором когда-то крестили маленького Мишу Салтыкова-Щедрина. Пройдем на старинный некрополь, где покоятся дед и бабушка писателя, его братья и сестры и услышим рассказ о большой и дружной семье. Все, что осталось от некогда богатой усадьбы - одичавший, роскошный старинный парк, одинокая красавица-церковь и необыкновенной, одухотворяющей красоты картины родной природы… Удивительные, вдохновляющие впечатления!

!В качестве бонуса и при наличии свободного времени Вам будет предоставлено свободное время в фирменном магазине при фабрике "Enzo Logana" для покупки первоклассной обуви гораздо (процентов на 40-50!) дешевле, чем в Москве! Вдобавок, в магазине постоянно проходят распродажи коллекций обуви с большими скидками!

Церковь Преображения Господня построена в имении Салтыковых в 1797 г. в стиле раннего классицизма. Трапезная и колокольня возведены в 1820 г. В здании размещался музей М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. М., 1999



Село Спасское на Углу принадлежит к числу древних поселений Тверской губернии. В писцовых книгах Дмитровского уезда за 1627 год показано: «за Дмитровцем за Тимофеем Тимовеевым сыном Салтыковым старое его поместье село Спасское и в селе церковь Преображения Спасова древяна клецки бес пения». В селе было всего три дома. Дмитрий Стефанович Салтыков в 1709 году подал прошение о строении новой деревянной церкви, которая просуществовала до 1787 года, в котором она сгорела. Вместо сгоревшей церкви усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой строится каменная церковь, освященная 14 июля 1797 года. Еще в 1779 году рядом была построена другая церковь — зимняя деревянная, освященная в честь Корсунской иконы Божией Матери. Эта церковь в 1818 году сгорела, и тогда по просьбе Евграфа Васильевича Салтыкова трапезная Преображенской церкви была разобрана и увеличена с освящением двух приделов — в честь Корсунской иконы и святителя Николая. На месте алтаря сгоревшей Корсунской церкви была поставлена каменная часовня.

27 января 1826 года в селе родился М.Е. Салтыков (Щедрин). Сохранились остатки парка и следы фундамента господского дома, фотография которого сохранились в исследованиях начала века За церковью находится кладбище, где похоронены отец, брат и две малолетние сестры писателя. Трапезная и колокольня выстроены в начале XIX века. После закрытия храма была разрушена ограда с двумя воротами и часовней начала XIX века. Утрачена глава холодной церкви. В 1994 году в селе была создана православная община.

В настоящее время церковь совместно используется музеем М.Е. Салтыкова-Щедрина и верующими.

Источник: Ушаков Ф.И. Село Спасское что на Углу Калязинского уезда. Исторический очерк. Тверь, 1914. Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908.

Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым



Приходская церковь при усадьбе построена в северной части села на средства помещиков Салтыковых в 1795 году в стиле провинциального классицизма. Трапезная и колокольня 1-й четверти XIX века. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая. Четверик церкви завершен невысоким восьмериком, прорезанным круглыми окнами, перекрытым куполом. На куполе поставлена луковичная главка на круглом световом барабане. С запада к церкви примыкают двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня, увенчанная куполом с шпилем. Яруса колокольни обработаны парами колонн. Декор здания выдержан в духе классицизма. Главный престол Преображенский, в трапезной помещались два придела. Иконостас новый. В 1980-х гг. отреставрирована и занята музеем (около церкви захоронения родных писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина). Главный храм в 1994 году возвращен верующим, трапезная принадлежит музею.