Сонник птичий помет во сне к чему снится птичий помет.

АФОРИЗМЫ

Публикация Владимира Генина

«Афоризмы отец начал писать как-то незаметно для всех, между делом и без отрыва от производства. А когда заметили, было уже поздно: его известность набирала обороты»...

Н Е В Е Ч Н Ы Е М Ы С Л И

Мир тесен: постоянно натыкаешься на себя.

Друзья: преданные тебе, предавшие тебя, преданные тобой.

Совесть меня давно уж не мучает. Видно, жалеет.

Не люблю смотреться в зеркало, годами к нему не подхожу, а тут как-то глянул - боже, как оно постарело!

Великие редко бывают живыми.

Писать афоризмы я начал очень рано: жена и дети еще спали.

Иной только кажется интеллигентным, а на самом деле очень неплохой человек.

Что лучше - думать часами или головой?

Сколько неожиданных мыслей рождается в голове, когда жмут ботинки!

НАРОД И ВЛАСТЬ

Нельзя поставить на колени народ, привыкший ползать.

Это сколько же нужно иметь совести, чтобы всю жизнь ею торговать!

Мы все находимся за чертой бедности - только по разные ее стороны.

Какая же это все-таки ограниченность - думать одно, а говорить - то же самое!

Сколько ж лет понадобится человеку, чтобы стать свободным, если он будет выдавливать из себя раба по капле в день?

С кляпом во рту не поговоришь. Зато как думается!

Сегодня я уже закончил, - сказал палач. - Приходите завтра, на свежую голову.

Что лучше иметь - собственное мнение или все остальное?

Не все так плохо, как кажется, - многое гораздо хуже.

ИЗ ЖИЗНИ БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ

Собака была столь редкой породы, что хозяева стерегли ее днем и ночью.

Привет, стервятник!- поздоровался дятел с пролетавшим орлом.

Здорово, стукач!- ответил орел.

«Будь у меня крылья, - думала змея, - я бы ползала еще быстрее!»

«Жизнь - это движение!»- твердил рак, пятясь назад.

Все гениальное - просто,- говаривала амеба.

Глядя на человека, обезьяна думала: «Нет предела моему совершенству!»

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

Меня спросили - как ты относишься к женщинам?

Я ответил: никак! - я отношусь к мужчинам.

Любовь приходит и уходит, а дети остаются.

Ты - моя звезда! - воскликнул Он.

А ты - моя! - ответила Она.

Боже, как же они были далеки друг от друга!..

Донжуанам снятся не женщины, а командоры.

Семейное положение? - Холост. Трижды.

В каком обществе мужчина блещет умом чаще - в капиталистическом или социалистическом?

Конечно же, в женском!

С тех пор, как Иван Пантелеевич познакомился в Музее изобразительных Искусств с «Джокондой», он не может видеть улыбку своей жены.

Мужчины, не бросайте жён - не засоряйте окружающую среду!

ИЗ СОЧИНЕНИЙ БЫВШЕГО ШКОЛЬНИКА МИШИ ГЕНИНА

Человек произошел от обезьяны благодаря великому английскому ученому Чарльзу Дарвину.

...«Не хочу учиться, а хочу жениться!» - говорил Митрофанушка, отлично понимая, что два этих дела одновременно он не потянет.

Печорин не только лишил Грушницкого жизни, но, что гораздо хуже, испортил ему всю дальнейшую карьеру.

Ольга Ильинская так и не смогла оторвать Обломова от дивана: в ту эпоху женщины ее круга мало занимались физическим трудом.

Любовь так сильно захватила Чацкого, что ему еле-еле хватало времени на монологи.

Пенелопа дала клятву хранить верность Одиссею до тех пор, пока он не вернется домой.

Онегин не только сам отказался вступить в законный брак с Татьяной, но и лишил Ленского этого удовольствия в отношении Ольги.

Каренин не отдал сына жене, так как понимал: если понадобится, Анна родит еще, а он, хоть и был помощником министра, такой возможности был лишен.

Печорин полюбил Веру не за то, что она была молодой красивой женщиной, а за то, что ее муж был старым, дряхлым князем.

В борьбе против Каренина Анна выбрала единственно возможный для себя путь - железнодорожный.

Всю жизнь любя свою няню Арину Родионовну, Пушкин часто в письмах спрашивал ее: «Ты жива еще, моя старушка?»

Произносит Чацкий свой знаменитый монолог, а сам думает:«Это ж сколько горя от ума!»

Хотя Кабаниха не переваривала Катерину, она ела ее поедом днем и ночью.

Онегин был продуктом своего класса. Печорин был продуктом своего времени. Иудушка Головлев был продуктом эпохи. Вообще в те времена в России было много всяких продуктов.

ИЗ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ЗАПИСОК И ОБЪЯВЛЕНИЙ

Когда Федор потребовал у меня сатисфакции, я, не зная, что это такое, на всякий случай дал ему в ухо.

Неправда это, будто я вчера назвал свою соседку последними словами. Если понадобится, у меня такие ещё найдутся.

Услышав шум, я выбежал на улицу в чем мать родила: в трусах и в майке.

И тут мы с ней обменялись взглядами - эротическими по форме и порнографическими по содержанию.

Удар был причинен твердым тупым предметом, возможно - головой.

Моя жена, вступая со мной в брак, рассчитывала на мою пенсию в 120 рублей и на интимную жизнь, на которую я не рассчитывал.

Ну зачем мог понадобиться моей Рае английский костюм, когда она знает по-английски только одно слово - «ауфидерзейн»!?

ЗАЯВЛЕНИЕ. Прошу предоставить мне дополнительную жилплощадь в связи с выигрышем в художественной лотерее скульптурной группы «Взятие революционными солдатами и матросами Зимнего Дворца» в натуральную величину.

ВЫПУСКНИК института Михаил Аркадьев твердо решил: если он хорошо сдаст экзамены, он женится на Кате, если удовлетворительно - сделает предложение Лене, а если завалит экзамен - останется мужем своей Татьяны.

ИЗВЕСТНО , что коммунистам удалось заложить фундамент прочного благосостояния российских граждан. Кому заложить и за сколько - предстоит выяснить следствию.

ОБЪЯВЛЕНИЕ. Врач ухо, горло болен. Принимает только нос.

УКАЗОМ министра здравоохранения все неподдающиеся лечению больные отныне считаются безвременно выздоровевшими

ЭПИТАФИЯ. Здесь лежит тот, кто должен был бы сидеть.

РАДОСТНАЯ НОВОСТЬ. У жителя поселка Новогуево Коли Иванова родилась тройня. Все три матери чувствуют себя хорошо.

УНИКАЛЬНЫЙ МЕТОД разработан преподавателями русской воскресной школы г. Мюнхена: за один месяц ваш ребенок в совершенстве изучит свой язык, всего по полчаса в день разглядывая его в зеркало.

НА ПРЕДЕЛЕ человеческих возможностей выступил вчера в Монте-Карло русский наездник Авангард Овсов: он пришел к финишу первым, оставив далеко позади свою лошадь.

ЗАМЕНА В СОСТАВЕ КОМАНД. Защитника команды Динамо-Киев, забившего в первом тайме гол в свои ворота, считать во втором тайме нападающим команды FC-Bayern

КОНЕЧНО ЖЕ, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО...

толстокожему живется легче, но его труднее оперировать

курение вредно для здоровья человека не всегда, а только при его жизни

если больной зуб удалять под громкую музыку, врач совсем не почувствует боли

старость не радость, а биологическое состояние организма

аппетит приходит во время отсутствия еды

разбогатеть вовсе не трудно, если ежемесячно откладывать денег больше, чем зарабатываешь

человека формирует не только среда, но и другие дни недели

рука руку моет потому, что ногой это делать неудобно

если ты перестал встречать трудности, значит ты сбился с пути

если существуют домашние хозяйки, значит где-то должны быть и дикие

если мысли не приходят в голову, они не приходят ни-ку-да

если человеку ничего не надо, значит, у него чего-то не хватает

если человек кричит:«Спасите! Тону!»- значит, он еще держится на поверхности, а если он перестал кричать - значит, сорвал голос

если быка взять за рога неожиданно, он может так испугаться, что потом в течение всей жизни не будет давать молока

если курица высиживает яйца, это у нее безусловный рефлекс, а если она категорически отказывается это делать - значит, это петух.

МУДРЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

Нашел свое место в жизни - жди, когда оно освободится.

Не криви душой - можешь искривить позвоночник.

Прежде, чем что-то сказать, сначала подумай, а потом молчи.

Не делай из мухи слона - самим жрать нечего!

Береги себя - а вдруг ты мне понадобишься?

Не подличай по мелочам, если чувствуешь, что способен на большее!

Не позволяй плохим людям обманывать тебя - вокруг столько хороших!

Уважайте старость: это ваше будущее.

Не бойтесь старости - она пройдет!

Я вам еще не наскучил? Нет? Жаль.

Тогда снова Н Е В Е Ч Н Ы Е М Ы С Л И!

Человек все может! Это меня и настораживает...

Чувство достоинства распределено в людях неравномерно: у одних больше чувства, у других - достоинства.

Должны ли продолжать трудиться те, кого труд уже облагородил?

Слышите, как трещат лбы? Это узколобые расширяют свой кругозор.

Скажи мне, кто я, и я скажу тебе, что ты еще хуже!

Лучше жить одному, чем с плохой кардиограммой.

Волей-неволей приходится закрывать глаза на свои недостатки: надоело ими любоваться!

Голодный человек добр, когда сыт.

Встречаются люди, с которыми хотелось бы разделить все, что они имеют.

Хоть извилин и не видно, но когда их нет - это очень заметно.

Сердце у меня хорошее. Только больное.

Не будь парикмахеров, нам бы пришлось самим рвать на себе волосы.

Стоит только одному позволить сесть тебе на голову, как тут же за ним выстраивается длинная очередь.

Как много мы еще не сделали! А сколько нам еще предстоит не сделать!..

Кто хочет, тот может, а кто не может - тот и не должен хотеть.

Что отдал людям - твое, что оставил себе - они возьмут сами.

Замечательный некролог. С таким бы жить и жить!

Читайте книги! Некоторые из них специально для этого написаны.

Живи не только на свою зарплату, но и на радость другим людям.

Зажгите свет в зале! - закричал зритель. - Мне страшно одному!

Признание вины облегчает участь невиновного.

У жертв не бывает алиби: их всегда можно застать на месте преступления.

Можно убить душу, и не признавая eё существования.

Последнее преимущество раба - его нельзя лишить свободы.

И бессмертие не вечно.

Первый признак истинного поэта - это удивление перед миром, созданным его собственным воображением.

Как редко человек играет главную роль в собственной жизни!

Евнух - это не должность, это судьба.

Не будь тьмы, скорость света равнялась бы нулю.

Тишина... Какое изумительное эхо она вызывает!

Как много прекрасных вещей окружает теперь человека! И с каждым днем все плотнее, плотнее...

Смейся над шуткой до тех пор, пока не поймёшь её смысла.

Если твои убеждения не соответствуют твоей внешности, измени их.

Маленькие успехи никогда не огорчат настоящих друзей.

Природа не терпит пустоты - вот почему место, освобожденное одним дураком, тут же занимает другой.

Если твоя скромность не бросается каждому в глаза, значит, с ней что-то не так.

Когда нет других достоинств, скромность будто бы и ни к чему.

Число дураков не уменьшается, но качество их растет.

АВТОЭПИТАФИЯ. Если я вам понадоблюсь - не стесняйтесь, будите!

Сочинители афоризмов – люди странные. Мысль, достаточную другим писателям для создания повестей и романов, они, «афористы» (возможно, сами они называют себя как-то иначе?), укладывают в одну-две строки, лишая себя пухлых книг, а семьи – ощутимых гонораров.

Лишены они и тщеславия. Многие из придуманных ими мудрых фраз другие авторы вставляют затем в свои статьи и пьесы без ссылок на первоисточник, бесцеремонно полагая, что высказанная кем-то мысль уже ничья, то есть принадлежит всем.

Что же движет «афористами», раз им наплевать на деньги и славу? Почему они беспрерывно напрягают серое вещество, рождая парадоксы, логические формулы, каламбуры?

Размышляя на эту тему, я пришел к выводу, что сочинение афоризмов – это тайная страсть, поглощающая человека. Афористы мыслят афоризмами, потому что просто иначе не могут. «Игра ума», которая их влечет, очень азартна, да и ставка высока – постижение Истины . Прелесть такой игры в том, что в ней нет проигравших. Остроумие автора афоризма рождает остроумие понимания. Время, сэкономленное на чтении, читатель тратит на смакование и наслаждение изяществом формулировки.

Вот такое увлекательное времяпрепровождение, к которому приглашаю вас я и автор этой книги – Михаил Генин.

Убежденно могу сказать, что Михаил Генин – один из самых видных и верных рыцарей Прекрасной Дамы, имя которой – Афористическая Мысль. Ей он посвяти свою жизнь, окончив для этого философский факультет МГУ, а затем много лет проработав… барабанщиком в оркестре цирка. Эти два основополагающих момента отразились в его творчестве: философия научилась делать головоломные трюки, цирковые репризы обрели философскую мудрость.

В результате и возникла эта книга, в которую Миша Генин вложил весь свой талант и опыт собственной непростой жизни. Я радуюсь за тех кто приобрел её, ибо, как замечено автором …

Тут по традиции я должен был бы привести в качестве заключения один из понравившихся мне афоризмов М. Генина. Я долго выбирал, а потом подумал и решил, что читатели сделают это лучше меня.

Григорий Горин

Афоризмы

Елене Шпинель,

поверившей в меня раньше меня самого

Писать афоризмы я начал очень рано: жена и дети ещё спали.

Меня как-то спросили: «Неужели Вы сами все это придумываете?»

«Ну конечно же нет! – воскликнул я. – Это дело рук моей головы».

Афоризм – это роман, из которого вычеркнуто все лишнее.

Всю свою жизнь отдал искусству, а оно все равно живет!

Будь каждое мое слово на вес золота – пришлось бы стать болтуном.

Насколько все-таки легче прожить с плохой характёристикой, чем с хорошим некрологом!

Без богатой фантазии хороших мемуаров не напишешь.

Какая удача – я нашел, наконец-то, свое лицо! Знали бы вы, кто его носит…

Вдохновение посещало поэта часто, но ни разу так и не застало.

Сколько неожиданных мыслей рождается в голове, когда жмут ботинки!

Своя слава спать мешает, чужая – даже уснуть не дает.

– У каждого из нас свой Моцарт! – говаривал Сальери.

Написал свою лебединую песню. Теперь осталось найти достойного её исполнителя.

Чтобы не понимать Шекспира, надо быть Толстым.

Как не восхищаться человеком, рассматривая себя в зеркало!

Когда же, наконец, появятся книги, которые будят не только мысль читателя, но и его самого?!

– Да не оскудеет земля талантами! – восклицали могильщики, зарывая их.

Интересен не сам Эзоп, а только язык его.

Если человек глуп, у него обязательно должны быть и другие симпатичные качества.

А великие – страдают ли о н и манией величия?

Говорят, в Древней Греции поэтическая культура была так высока, что даже доносы писали гекзаметром!

Посмертная слава хороша и при жизни…

Не читайте классиков – они отобьют у вас охоту стать писателями.

С кем вы, мастера макулатуры?

Удивительное дело: здоровье поэтов, пишущих плохие стихи, совершенно от этого не страдает!..

Всю жизнь мой материальный достаток завидовал моему духовному богатству.

Когда юмористу не до смеха, он становится сатириком.

– И отчего это копии так развеселились? – Оригинал скончался…

Одни книги учат нас жизни, другие – украшают наш быт.

Талант не может не писать, графоман не может не печататься.

Многие писатели отталкиваются от действительности, но мало кто из них преодолевает земное притяжение.

Хорошую мысль не жалко и по миру пустить…

«То там обронит мысль, то в другом каком месте, – жаловалась домработница, – а ты ходи за ним и подбирай».

Мудр «Мыслитель» Родена: все видит; всегда молчит…

Изобразительное искусство развивается: художники эпохи Возрождения рисовали женщину обнаженной, современные рисуют её голой.

Отсеки скульптор вовремя все лишнее, от памятника остался бы один пьедестал.

Художник обещал натурщице, что их сеансы будут продолжаться до тех пор, пока она не забеременеет.

Увидав Венеру Милосскую, возмутился: «Знал бы, чьих рук это дело, – голову бы оторвал!»

Общество часто встает на точку зрения гения, чтобы растоптать её.

Искусство, к счастью, объективно: оно существует независимо от тех, кто его не признает.

Если ты истинный художник – ты не позволишь себе уйти из жизни в дни расцвета таланта своего соперника.

Как удивительно многоцветна серость!..

«Не оригинальна!» – говорила одна копия о другой.

Главной жизненной потребностью для него было искусство – оно его кормило.

Кажется, таланта – ну ни капли, а такая бездарность!

… Строгие, мужественные стихи поэта Крутова написаны кровью, сданной донором Васильковой.

… Этого певца можно слушать часами – лишь бы он не пел!..

… Артист Сюткин так играет Гамлета, что ему веришь, а Шекспиру – нет.

… Смотреть Шекспира в постановке режиссера Н.Сивохи – вот это трагедия!

В концерте

Оркестр играл так плохо, что паузы казались музыкой.

В профессиональном хоре даже фальшь звучит профессионально.

Я попросил композитора: «Сыграйте, пожалуйста, свои сочинения, а я попытаюсь угадать, кто их автор».

Фальшь невыносима в любой песне, особенно в лебединой.

На театре

Чтобы слабая пьеса не провалилась на сцене, её поставили в фойе.

Режиссер – исполнителю роли Отелло:

– Вы так неестественно душите свою Дездемону, что, ей-богу, – жить не хочется!

Иному артисту, чтобы вызвать овацию, достаточно только покинуть сцену.

Если этот режиссер «умрёт в актёре», актёру не жить.

По лицу вахтера театра было видно, что за свою долгую жизнь в искусстве он пережил не одну трагедию.

Что общего между театром и тюрьмой? – ни там, ни тут не знаешь, с кем будешь сидеть!

– И ты уснул на этой пьесе!? Счастливец!..

Комедия обещала быть смешной, но слова своего не сдержала.

Должен ли актёр, получивший квартиру от театра, продолжать жить на сцене?

«Не верю!» – сказал Станиславский. «Не вижу!» – сказал Немирович-Данченко. А ведь так они проработали вместе всю жизнь!

Приказ по театру: Объявить выговор исполнителю роли Гамлета, прочитавшего вместо монолога «Быть или не быть…» монолог «А судьи кто?»

Друзья, сегодня мне хочется собрать тут кое-какие материалы о моем отце. Михаил Генин: «Всегда с улыбкой? Значит,…

Друзья, сегодня мне хочется собрать тут кое-какие материалы о моем отце.

Михаил Генин: «Всегда с улыбкой? Значит, не одинок…»

28 апреля исполняется 90 лет со дня рождения известного писателя-сатирика Михаила Генина (28.04.1927−04.05.2003). Его публикации регулярно появлялись в «Литературной газете», «Крокодиле», «Огоньке», «Юности» и, конечно же, в «РГ/РБ». Его выступления собирали аншлаги в концертных залах всей страны - от Владивостока до Бреста, он читал свои произведения по радио и телевидению (в передачах «С добрым утром!», «Вокруг смеха», «Голубой огонёк» и других). После переезда в Германию Михаил Генин выступал на концертных площадках Мюнхена, участвовал в кёльнской «Юморине». Писатель похоронен на кладбище Мюнхена, где на надгробном камне выбита его автоэпитафия: «Если я вам понадоблюсь - не стесняйтесь, будите!».

Рыцарь Афористической Мысли

Григорий Горин, из предисловия к книге Михаила Генина «Невечные мысли»

Убеждённо могу сказать, что Михаил Генин - один из самых видных и верных рыцарей Прекрасной Дамы, имя которой - Афористическая Мысль. Ей он посвятил свою жизнь, окончив для этого философский факультет МГУ, а затем много лет проработав… барабанщиком в оркестре цирка. Эти два основополагающих момента отразились в его творчестве: философия научилась делать головоломные трюки, цирковые репризы обрели философскую мудрость.

Судьба барабанщика

Наиболее забавное в творчестве Михаила Михайловича Генина - это его биография. В отличие от афоризма, в ней есть длинноты. Каждый юморист-сатирик считает себя философом. От этого никуда не денешься. Но только у Генина есть как бы справка о том, что он действительно философ. И выдана она философским факультетом МГУ, который он окончил. Прямо из МГУ он поступил на работу в МГЦ. Но до этого поприща было ещё многое. Сиротство, детдом, мальчишеский побег на фронт, военно-музыкальная школа. Работал помрежем на «Мосфильме». Минут сорок трудился в оркестре Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Но где-то на сороковой минуте устроил невпопад тройное форте на ударных и продолжал музицирование в Государственном русском народном оркестре имени Осипова. Где работал уже месяца три. У вас, видимо, возник вопрос: а что такое МГЦ, куда Генин пришёл работать из МГУ? МГЦ - это Московский государственный цирк. Конечно, во все времена философы мечтали пойти работать барабанщиками в цирк, но у них не хватало фантазии параллельно с философским факультетом учиться в Училище имени Гнесиных. Двенадцать лет Михаил Генин бил в барабан. И, хотя философичность его не покидала, бил бы и сегодня. Но на его пути оказался Юрий Владимирович Никулин, которому тоже в философичности никак не откажешь. И вот один философ говорит другому философу: «Миша, а отчего бы это ты дробь сегодня не дал в конце номера? Спишь, что ли, на барабане?» - «Думаю, Юрий Владимирович». - «Ещё не легче! И чего придумал?» - «Если мысли не приходят в голову, они не приходят никуда». Юрий Владимирович из тех людей, которым долго объяснять не надо. «Молодец! Ну думай, - сказал он. - Только дробь в следующий раз всё-таки дай». А через какое-то время к Генину подошёл Марк Местечкин, художественный руководитель цирка, и посоветовал: - Чего ты всё в стенгазете печатаешься, поделился бы с людьми. И Миша решился на первую публикацию в «Крокодиле»: «Чем хуже дорога, тем больше она пускает пыли в глаза». В жизни очень важно встретить на своём пути умных, добрых людей. Ну хотя бы не менее двух.

Булат
Булат

Короткая остановка на длинном пути

Аркадий Хайт, из выступления на 70-летнем юбилее М. Генина. Мюнхен, апрель 1997 г.

Миша, я всегда поражался, почему из всех литературных жанров ты выбрал самый кошмарный - афоризмы. Представляешь писателя романиста: год он собирает материал, два года пишет, потом год пожинает лавры или переживает неудачу… У тебя для этого нет времени. Едва закончил фразу - сразу начинай другую. И так всю жизнь, изо дня в день. В этом смысле ты похож на цирковую лошадь, которая без остановки носится по кругу. Я не случайно привёл это сравнение с цирковой лошадью, а в память о цирке, где ты проработал столько лет барабанщиком. Ты вообще, как Горький, перепробовал в жизни множество профессий. Ты не был только босяком. Впрочем, если б ты вовремя не уехал из России… Мишка! Что бы ты не думал про свой возраст, я хочу сказать, что семьдесят - это не подведение итогов. Это короткая остановка на нашем длинном пути. Остановка, чтоб собраться с силами, оглядеться и снова бежать дальше. Так беги же, дорогой, беги, пока хватит сил! А мы изо всех сил будем стараться от тебя не отставать! Твои коллеги, читатели, друзья, от лица которых тебя крепко обнимает твой Аркадий Хайт!

Фазиль

Афоризм - блистательно спрессованная драматургия

Владимир Кунин, из выступления на вечере, посвящённом 80-летию со дня рождения М. Генина. Русская библиотека имени Толстого, Мюнхен, 2007 г.

Его, Михаил Генина, прелестные совершенно афоризмы. Я читал их. Я считаю, что это на уровне Станислава Ежи Леца, несмотря на то, что Лец заработал какую-то феерическую совершенно славу мирового уровня. Я не считаю, что Мишины вещи хоть как-то, хоть на полпорядка ниже. Ни в коем случае! По-моему, они превосходны! У меня очень большое собрание карикатур - наверно, одно из самых больших в Союзе было… Я собирал по всему миру сборники карикатур постольку, поскольку я считаю, что любая карикатура, равно, как и афоризм, это блистательно спрессованная драматургия. Вы знаете, будучи сценаристом довольно большого количества фильмов, я считал всегда, и считаю по сей день, что в произведении очень важен сюжет. Так вот, если у меня достаточно крепко сбитый сюжет профессиональный умещался в шестидесяти пяти страницах сценария полнометражного кинофильма, то у Миши он вмещался, оказывается, в трёх строчках! И это был высший пилотаж. Я мог только радоваться тому, что я вдруг, случайно, тогда вот познакомился с Мишей, зная все его вещи по «Литературной газете». Естественно, я не мог промолчать. Не мог промолчать. Я счастлив той минутой, когда мы оказались с ним. Мне очень приятно, что собралось вот такое количество людей, любящих творчество Миши Генина, любящих самого Мишу Генина и оказывающих такое внимание сегодня его семье. Спасибо вам за всё!

Отец

Владимир Генин

Писать об отце трудно, не впадая в пафос и не лукавя. Решето моей памяти слишком крупно: сохранились лишь обрывки, которые так срослись с его собственными историями и с рассказами других людей, что походят на легенды и мифы - как, впрочем, это всегда и происходит с прошлым. А попытаться все это отбросить, так и рассказать будет не о чем. Все начнет распадаться и сыпаться. В решете останутся разве что чудеса - смутные чувства и тревожные запахи, и постоянно меняющееся лицо, ускользающее по прошедшим годам в неразличимое беспамятство...

Лет в семь я прочитал заходеровское: «Никакого нет резона у себя держать бизона, так как это жвачное грубое и мрачное», и почему-то очень полюбил и стишок, и бизона, которым, разумеется, сразу стал мой отец. «Грубость» была для меня просто знаком силы - я, конечно, не мог не гордиться, наблюдая, как мой отец титанически корчует на даче пни. Веселый, полный надежд и энергии. А мрачность... Проступала ли она уже тогда, или я угадал случайно?

Дача - самое счастливое время и место моей жизни. Печка буржуйка, керосиновая лампа, вода из далекого колодца. Молодые родители, не боящиеся никаких трудностей. Радостные ожидания отца, приезжающего на попутках из Москвы и идущего от далекой деревни пешком с тяжелым рюкзаком за плечами. Его мучительные боли в пояснице, из года в год, и мама вяжет ему шерстяную телогрейку. А потом он поскальзывается на куче бревен и падает, обрушивая кучу на себя, и радикулита как не бывало. А как-то, возвращаясь с дачи, он ловит очередную попутку - цистерну с молоком - и отказывают тормоза, и машина на полном ходу врезается в кучу других стоящих на светофоре машин. Об этом я узнаю лишь через много лет - меня «берегут» и врут, что отец упал с лестницы - как будто это что-то меняет...

Вот наш сад, он весь утыкан "плодово-выгодными" деревьями, и неутомимый «древесный бизон» часами висит на вишневых деревьях, соперничая с дроздами и собирая кислющие ягоды, из которых мама делает чудесное варенье. А вот отец, у которого наконец-то выходной, героически преодолевая непременно наступающую сонливость, вслух читает нам от корки до корки толстенные книги: "Записки Пиквикского клуба", "Мертвые души", и "Тихий Дон" для мамы, и еще какие-то, которых я уже не упомню. Он читает, и слушать его так уютно!..

Литература была его страстью. «Когда я ем, я глух и нем» - это было не про нас: в те времена у нас за обедом всегда что-то читалось вслух или обсуждалось. Другой страстью была музыка. Он узнавал мгновенно любую симфонию и увлеченно пел следом вместе с радио, и голос его вплетался в оркестровую ткань и постепенно брал верх, так что далее мы слышали в основном уже только его интерпретацию. Или он брал карманную партитуру какой-нибудь бетховенской симфонии, ставил пластинку и учил меня следить за вступлениями и смешениями инструментов, успевая при этом напевать, отстукивать ритм и размахивать руками. Собственно, моя сестра и я - мы стали двумя детьми его двух страстей...

А еще было здорово приходить к отцу в цирк. Представления я совершенно не любил, разве только клоунов. Гораздо интереснее была жизнь за кулисами: запахи животных, здоровенная нога слона, запросто разгуливающие и жонглирующие на ходу артисты. И комната оркестрантов, где отец резался и выигрывал в шахматы, за что получил от друзей в подарок красивые фигурки из матового стекла, которые он передарил мне, поощряя мой интерес к премудростям этой игры. И маленькая, тесная, забитая музыкантами, инструментами и нотными пультами оркестровая площадка, где мне однажды разрешили посидеть и понаблюдать, как мой отец, внимательно следя за ареной, смачно озвучивает каждый удар кирпичом по бедной клоунской голове. И, конечно, излюбленные цирковые сплетни: кто с кем разругался и разошелся, кто шлепнулся с трапеции, кого какая зверюга задрала или загрызла прямо на арене. И легенда о том, как какой-то выпивоха все приставал к моему отцу, чтобы заставить его дерябнуть водки - то ли отец спор какой проиграл, то ли просто так. Водку отец не то, что не уважал - весь его организм сотрясался от одного запаха сивухи. В те редкие моменты, когда он по необходимости опрокидывал за столом рюмочку, на его лице отражалась такая неповторимая гамма чувств, что жадные до острых бесплатных ощущений гости замирали в неподдельном восторге, и для такого смертельного номера не хватало лишь положенной барабанной дроби. Так вот, в цирке, чтобы покончить с этим занудным приставалой и не растягивать пытку, отец в присутствии очевидцев осушил одним махом граненый стакан, в результате чего снискал славу тайного алкоголика...

Как-то собрался отец с цирком на долгие три месяца в Африку. К отъезду готовились тщательней, чем к тюрьме: мама сушила и обжаривала в духовке бессчетные сухари из черного хлеба, который в тех краях не водился, - лучший подарок всем музыкантам и истосковавшимся по родине посольским работникам. Провожали, конечно, всей семьей. Сухарей было несколько мешков, и запихали их с трудом в государственный контейнер с барабанами. А потом мы дома, получая письма, следили по карте за его передвижениями где-то там, в совсем нереальном мире.

Потом отец бывал в Африке еще два раза, исколесив кучу городов и стран и основательно подорвав свое здоровье, и каждый раз возвращался с уймой рассказов: про обезьян и слонов, про горы бананов и арбузов, про изматывающую жару и бесконечные цирковые представления, каждый день на новом месте. Про опасные ночные переезды в горах по узкому серпантину и про изможденных музыкантов, вынужденных всю дорогу горланить песни, чтобы водитель не уснул за рулем. Про ужасные гостиничные рестораны и пищу, на приготовление которой лучше было не смотреть. Про ползающих ночью по потолку гадов, похожих на морских звезд, которых разгоняют с помощь швабры, и про змей, плюющих прямо в глаза. Про то, как в гостиницах вылетали пробки, когда наши артисты дружно втыкали в розетки свои кипятильники. И про то, как их, советских граждан, один раз поселили в срочно уплотненном по сему случаю борделе...

Наибольшей популярностью на шумных застольях пользовалась его история про самолет. Поднимаясь по трапу для очередного перелета, отец ни с того ни с сего, неожиданно для самого себя ткнул пальцем в направлении одного из шасси себя и пошутил в привычной для него манере: «Что-то мне это колесо не нравится!» В самолете просидели целый час, так и не взлетев, потом всех почему-то попросили выйти. Спускаясь по тому же трапу, заметили рабочих, возившихся как раз у того самого колеса. Вспомнили про шутку, и всем стало не по себе. Тут же донесли сопровождавшему группу гэбисту. Потом всю дорогу тот уныло приставал к отцу, пытаясь его «расколоть» на признание, откуда он получил информацию о неисправном шасси. С тех пор все стали слишком серьезно относиться к подобным шуткам моего отца и зачастую суеверно пытались прервать его на полуслове.

Но лучше всего были его рассказы о далеких временах. Он ведь рос без родителей, и его воспитателями были такие же, как он, дети - его товарищи по несчастью, по детскому дому и военно-музыкальной школе. Рассказывая об их судьбах, он всегда удивлялся, до чего ж ясно было уже тогда, что из кого получится. Ворох горьких и смешных воспоминаний остался у него с той поры. Остались и настоящие друзья. Вся его закваска, все его понятия о порядочности и верности слову, его равнодушие к всевозможным "благам" - из того тяжелого и ясного времени. Не подличать, не шкурничать, не доносить и не унижаться, держаться вместе и все делить на всех - простые и естественные принципы на всю жизнь. Они были ему не в тягость, хоть и становились все более несовременными.

Абсурдность армии, в которой концентрировалась абсурдность всей советской системы, сделала из моего отца бравого солдата Швейка. Со скромной гордостью показывал он мне лист, куда были занесены все его многочисленные отсидки на «губе». Причина гауптвахты была указана всюду одна и та же: «за пререкание», варьировался только срок. Собственно, он всю жизнь только и делал, что пререкался, неуклонно повышая профессиональный уровень своих проступков.

Из его армейских сценок мне запомнились две. Хоть он и служил в кавалерийской школе имени Буденного, на лошади так ни разу и не посидел. Как-то раз кому-то в штабе пришло в голову, что воспитанники-музыканты должны порадовать москвичей своей игрой. Их решили усадить на лошадей вместе с инструментами: пусть себе дудят и галопируют одновременно. Мой дальновидный отец, прикинув, какие последствия для неумелого седока может повлечь за собой удар по барабану под ухом у лошади, наотрез отказался и заявил, что лучше уж пойдет на «губу». Дирижер поразмыслил и предложил выгодную сделку: проводить вместо него политзанятия. Слывший говоруном отец немедленно согласился и так и остался на этом празднике жизни безлошадным зрителем, ничуть об этом не жалея. Даже без удара по барабану эффект вышел внушительный: непривычные к чудовищным звукам животные с испугу покрушили все вокруг, раскидав инструменты и седоков в разные стороны, и только тубист так и остался висеть в стремени головой вниз вместе со своей тубой.

В другой сценке тому же оркестру воспитанников выпала священная миссия - встретить генерала маршем и сопровождать его удалое гарцевание вдоль выстроенных на плацу войск. Была только одна загвоздка: генерал потребовал, чтобы в те волнующие мгновения, когда конь под красной попоной будет картинно застывать с задранной ногой, оркестр сразу же бросал бы марш и дул изо всех сил аккорд "фа-мажор". Для чего - бог его знает. Видать, этот генерал обладал особо тонким и пластическим цветомузыкальным восприятием мира, наподобие русского композитора Скрябина. Но высокая творческая задача оказалась музыкантам не под силу: духовики чуть не поумирали, когда конь - эта подлая тварь с медным всадником на загривке - внезапно надолго окаменел, решая, когда и где опустить копыто.

Но чаще всего рассказывал отец про то, как он подговорил двух своих товарищей внести свою лепту в защиту родины, и они сбежали из воинской части: так сказать, дезертировали в направлении фронта. На станции они уговорили какого-то старшину, везшего коров, взять их с собой. Тот обрадовался дармовым помощникам и пустил их в вагон, казавшийся в темноте пустым. Забрались они на сено, заснули. Среди ночи просыпается отец, а его кто-то лижет! Шершавым таким языком. Отец и говорит: «Валька, меня тут лижут!» Протянул товарищ руку - а это здоровенный бычара оказался, племенной производитель. Забились они в угол от страха и так всю ночь и просидели. Утром стали старшину укорять - чего не предупредил? А он: на фронт собрались, а быка испугались!.. По пути на беглецов была возложена забота о коровнике и этом быке, которого звали Моряк (у старшины-еврея выходило «Могак»): таскали воду, пролезая на станциях под эшелонами, чистили вагоны, выбрасывая навоз на полном ходу. Когда старшина их все-таки ссадил, они забрались на платформу с танками и пролежали несколько часов, уткнувшись лицом в снег - чтобы часовой с соседнего вагона не заметил. Их, как подозрительных личностей без документов, могли по законам военного времени шлепнуть запросто и без долгих разбирательств. До фронта однако им так и не удалось добраться, и они вернулись назад, где над ними хотели устроить показательный суд… У моей сестры есть такие стихи: «Когда мой отец, / детдомовский мальчишка, / убежал на фронт со своим другом, / друг был убит в пути. / Про него никто не рассказывает: / ”Когда мой отец...”»

Афоризмы отец начал писать как-то незаметно для всех, между делом и без отрыва от производства. А когда заметили, было уже поздно: его известность набирала обороты.

Хотя, честно говоря, эти маленькие фразы поначалу мало кто воспринимал серьезно: подумаешь, какая невидаль, шутников много. Да отец и сам не верил, что это так серьезно. К «невечным» мыслям еще долго надо было продираться через шелуху каламбуров.

Сначала он бросил цирк. Купил ударную установку, новую, отливающую чудным красным перламутром, и стал играть в ресторанных ансамблях. Чтоб угнаться за модой и за молодыми, пришлось переучиваться, и он часами занимался дома, странно выворачивая руки и зажимая палочки между двумя пальцами, большим и указательным. Это была его стихия - ритм, дерзкие «брейки» и резкие синкопы и, конечно, соло - в тридцать два и в шестьдесят четыре такта, которые он играл, полностью выкладываясь и корча от напряжения жуткие рожи.

Но здоровье ухудшалось (тут отец непременно сказал бы: «Сердце у меня очень хорошее, только больное»), да и времени на афоризмы не хватало. И он принял решение. Кажется, у нас в семье я узнал о нем последним. Помню всеобщее волнение и неуверенность: еще бы! - главный добытчик бросает, как Моцарт, свою (какую-никакую) службу, покидает теплое стойло и уходит пастись на дикие неогороженные пастбища! Проклятое искушение оставить после себя что-то нетленное...

Но бояться было нечего: к этому времени он уже вовсю выступал с концертами. Он ужасно гордился: несмотря на сомнение многих эстрадных акул в том, что такие "мелочи" вообще могут звучать со сцены, афоризмы звучали, и еще как! Сначала по "закрытым" институтам, потом и в концертных залах, от Владивостока до Бреста, с "Двенадцатью стульями" Литгазеты, на телевидении в передаче "Вокруг смеха", с "рупорами перестройки" - журналом "Огонек" и газетой "Московский комсомолец". Пять минут или два часа, тесная комната или огромный зал, ученые, солдаты или генералы - по сути, ему было все равно. Главное - там были люди, восторженные лица, новые знакомства, долгие беседы и необычные истории.

По-настоящему интересны были ему в жизни только люди. След от оконченного им философского факультета был, по-моему, не глубок: сложное и абстрактное философствование не увлекало его совершенно. Будучи неважным психологом, он любил людей, доверчиво и простодушно. И, как многие очень вспыльчивые люди, он готов был первый протянуть руку после жуткой ссоры и не держал ни на кого и ни за что зла.

Как-то раз он сказал: «Знаешь, есть писатели, знаменитые одной-единственной строчкой - вот от Орлова осталось только это, гениальное: "Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат..."». Потом прибавил лукаво: «Я надеюсь, после меня останется все же несколько строчек...»

Искусство вечно, а жизнь коротка, как афоризм.

Еще до отъезда в Германию отца стали реже приглашать на выступления: времена пришли другие, коммерческая ценность его выступлений - без пошлости, китча, эпатажа, панибратства - стала сомнительной. Настоящие друзья, шумные и веселые застолья почти иссякли. А слушатели были ему все нужнее, они могли бы уберечь от наступающего мрака и дать еще чуть-чуть поиграть в незаменимого в любой компании блистательного рассказчика и неутомимого шутника...

Врачи сказали, что он перенес множество микроинсультов. На снимке мозга они показали мне выгоревшие области - черные точки, несшие моему отцу болезнь и смерть. Безобидные на вид и маленькие, как и его фразы. Как его «невечные мысли», додумать которые до конца было для него самым важным на свете делом. Ни на мгновение не отпускающие, заставляющие и бессонной ночью вновь и вновь мучительно переделывать и оттачивать - "крутить", как он это называл.

Видно, опасное это было занятие. Публики не стало, и его мыслям некуда было деться. Они крутились, и, остро отточенные, так и оставались в нем, вонзаясь и оставляя после себя сожженные мосты и маленькие черные точки...

Вот и все. Долгие годы на нескольких страницах. Вероятно, все было совсем не так, я же и сам это понимаю. Но стоит ли пытаться взыскивать правды - наводить справки и вопрошать, настоящее ли это прошлое или ненастоящее? Оно, как и в романах Фолкнера, всегда настоящее, оно меняется с каждым теперешним мгновением - всего лишь наше собственное отражение...

В случайном разговоре с одной пожилой, властной и высокомерной дамой, вдруг выяснилось, что она была ведущей многих концертов, в которых выступал мой отец. Тут она внезапно помягчела и с ностальгической нотой в голосе сказала мне: «Знаете, а ведь он был совсем не такой, как другие... Вы себе и представить не можете, что там за кулисами творилось! Все суетились, вычисляя, когда, за кем и перед кем им выходить на сцену, ссорились и скандалили, пытаясь куда-то пролезть и с кем-то поменяться. Только один Миша просто стоял в стороне, что-то обдумывая и ожидая своего выхода...»

Он теперь снова в стороне. И снова просто ожидает своего выхода.

Михаил Генин

НЕВЕЧНЫЕ МЫСЛИ

Избранное

Мир тесен - постоянно натыкаешься на себя.

Кто хочет, тот может, а кто не может, тот и не должен хотеть.

Встречаются люди, с которыми хотелось бы разделить все, что они имеют.

Верните мне мое прошлое - в нем было такое прекрасное будущее!..

Не все так плохо, как кажется: многое гораздо хуже.

С кляпом во рту не поговоришь. Зато как думается!

Человек все может! Вот это меня и настораживает...

Молчание народа - золото тирана.

Воздух свободы вызывает у рабов удушье.

При обыске у него не нашли ничего компрометирующего, кроме интеллекта.

Признание вины облегчает участь невиновного.

“Сегодня люди смелее поднимают голову, - признался палач. - С ними стало просто приятно работать!“

Ложь тем опаснее, чем правдивее.

Голодный человек добр, когда сыт.

У жертв не бывает алиби: их всегда можно застать на месте преступления.

Современная Фемида: на глазах - повязка, в ушах - вата, во рту - кляп.

Последнее преимущество раба -его нельзя лишить свободы.

Великие редко бывают живыми.

Первый признак истинного поэта - это удивление перед миром, созданным его собственным воображением.

Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают.

Понять, жил человек или нет, возможно только после его смерти.

Совершить одному столько ошибок! Да вы, батенька, великий труженик!

Зажгите свет в зале! - закричал зритель. - Мне страшно одному!

Как много мы еще не сделали! А сколько нам еще предстоит не сделать!..

Тишина... Какое изумительное эхо она вызывает!

Что лучше иметь - собственное мнение или все остальное?

Как много прекрасных вещей окружает теперь человека! И с каждым днем все плотнее, плотнее...

Плохо, когда весь мир живет лучше тебя: абсолютно некому посочувствовать.

Совесть меня давно уж не мучает. Видно, жалеет.

Нашёл место в жизни - жди, пока оно освободится.

Если тебе никто не завидует, спроси себя, правильно ли ты живешь?

Прежде, чем что-то сказать, сначала подумай, а потом уж молчи.

Смейся над шуткой до тех пор, пока не поймёшь её смысла.

Не подличай по мелочам, если чувствуешь, что способен на большее!

Что отдал людям - твое, что оставил себе - они возьмут сами.

Если твои убеждения не соответствуют твоей внешности, измени их.

Читайте книги! Некоторые из них специально для этого написаны.

Не бойтесь старости - она пройдет.

Если ты перестал встречать трудности, значит ты сбился с пути.

Ничто так не помогает пережить одиночество, как зависть.

Маленькие успехи никогда не огорчат настоящих друзей.

Природа не терпит пустоты - вот почему место, освобожденное одним дураком, тут же занимает другой.

Собственные недостатки легче победить, если бороться с ними, как с чужими достоинствами.

Когда нет других достоинств, скромность будто бы и ни к чему.

Нельзя поставить на колени народ, привыкший ползать.

Это сколько же нужно иметь совести, чтобы всю жизнь ею торговать!

Мы все находимся за чертой бедности - только по разные ее стороны.

Какая же это все-таки ограниченность - думать одно, а говорить - то же самое!

Сегодня я уже закончил, - сказал палач. - Приходите завтра, на свежую голову.

”Жизнь - это движение!”- твердил рак, пятясь назад.

Все гениальное - просто,- говаривала амеба.

Глядя на человека, обезьяна думала: ”Нет предела моему совершенству!”

Ты - моя звезда! - воскликнул Он. - А ты - моя! - ответила Она. Боже, как же они были далеки друг от друга!..

Донжуанам снятся не женщины, а командоры.

Семейное положение? - Холост. Трижды.

В каком обществе мужчина блещет умом чаще - в капиталистическом или социалистическом? Конечно же, в женском!

С тех пор, как Иван Пантелеевич познакомился в Музее изобразительных Искусств с ”Джокондой”, он не может видеть улыбку своей жены.

Как я отношусь к женщинам? Да никак! Я отношусь к мужчинам.

Мужчины, не бросайте жён - не засоряйте окружающую среду!

Чувство достоинства распределено в людях неравномерно: у одних больше чувства, у других - достоинства.

Вы слышите, как трещат лбы? Это узколобые расширяют свой кругозор.

Стоит только одному позволить сесть тебе на голову, как тут же за ним выстраивается длинная очередь.

Я вам еще не наскучил? Нет? Жаль.

Конечно же вы знаете, что. . .

Толстокожему живется легче, но его труднее оперировать

Курение вредно для здоровья человека не всегда, а только при его жизни

Если больной зуб удалять под громкую музыку, врач совсем не почувствует боли.

Если твоя скромность не бросается в глаза, значит, с ней что-то не так.старость не радость, а биологическое состояние организма

Аппетит приходит во время отсутствия еды

Разбогатеть вовсе не трудно, если ежемесячно откладывать денег больше, чем зарабатываешь

Человека формирует не только среда, но и другие дни недели

Рука руку моет потому, что ногой это делать неудобно

Если ты перестал встречать трудности, значит ты сбился с пути

Если мысли не приходят в голову, они не приходят ни-ку-да

Если человеку ничего не надо, значит, у него чего-то не хватает

Если человек кричит: ”Спасите! Тону!”- значит, он еще держится на поверхности, а если он перестал кричать - значит, сорвал голос

Если быка взять за рога неожиданно, он может так испугаться, что потом в течение всей жизни не будет давать молока

К чему еще снится птичий помет? Чтобы понять это, стоит вспомнить, как ведут себя птицы. Зачастую они громко щебечут, резко взлетают, то есть поведение их крайне веселое и беспокойное. Потому видеть их помет во сне – к неприятностям и переполоху.

Это может быть ссора или даже скандал в доме, на рабочем месте, на улице и т.д. Судить о размерах конфликта и месте, где он произойдет, сонник рекомендует по прочим деталям сновидения.

Кроме того следы жизнедеятельности птицы на голове или руках гарантируют сплетни, клевету и другие неприятные разговоры. Сонник советует запомнить: если приснилось, что неприятный след остался на каком-то человеке, то именно эта личность в реальном мире попадет в очень неприятную ситуацию.

Пора избавиться от лишнего

Чтобы понять, к чему снится птичий помет, сонник советует обратить внимание на тот факт, что обычно экскременты являются тем, от чего люди стараются избавиться. Более того сами птицы в ночных грезах олицетворяют свободу.

Неудивительно, что их помет во сне может стать знаком того, что пришло время пересмотреть собственное поведение и характер. Вероятно, у вас имеются не самые положительные черты и качества. Сонник предупреждает, если во сне птичий помет был в волосах, то ваши необдуманные и даже глупые поступки заведут вас в безвыходное положение.

Кстати, если приснилось огромная куча, то это усиливает значение любого сна и наоборот. В то же время, если вы в ночных грезах видели очень грязную клетку, то вас ждет некое дело с достойной оплатой. Вот только оно очень сильно ограничит вашу свободу.

Счастливые перемены

Чтобы лучше растолковать, к чему снится такое необычное событие, сонник также советует припомнить, какая именно птаха оставила о себе память.

Приснилось, что на голове оказался помет дрозда – ждите счастливых перемен и знакомства с хорошими людьми, испражнения дрофы сулят ложь и сплетни, след на человеке оставил зяблик – будет спокойная жизнь без волнений и проблем.

Видеть экскременты глухаря – к беспочвенным подозрениям, гагары – к выгодному, но рискованному делу, а голубей – к потерям и болезни. Если приснилось, что в волосах оказался птичий помет и во сне вы точно знаете, что принадлежит он хищной птице, то наяву сумеете справиться с любыми проблемами.

Как видно, птичий помет может символизировать довольно разнообразные события в жизни, но только домашние птахи гарантируют увеличение доходов и рост благосостояния.

Верная примета – если на вас упали птичьи экскременты, то также неожиданно скоро вы получите неплохую прибыль. Но это наяву, а к чему снится птичий помет? Сонники популярно растолкуют значение этого необычного видения.

Что подскажет Миллер?

Не перестаете надеяться на то, что разбогатеете в одночасье? И правильно делаете, если вам пригрезилось, что на голову вам свалились птичьи экскременты. Солидная денежная сумма пополнит ваш кошелек абсолютно неожиданно. К чему еще может присниться такая досадная ситуация? Это подтверждение того, что вы не сидите, сложа руки, а прилагаете усилия, для упрочения своего финансового состояния.