Сколько самолетов в сирийской армии. Опасное небо: почему в Сирии резко выросли авиапотери всех сторон

С одной стороны это ВВС Сирии и авиация ее союзников в борьбе с терроризмом - ВКС России и иранская военно-транспортная авиация. С другой стороны это условная коалиция во главе с США.

ВВС Сирии и союзников

До начала гражданской войны ВВС Сирии обладали крупным, пусть и по большей части устаревшим парком различных самолетов и вертолетов. Страна в течение десятилетий готовилась к войне с Израилем, а бывший президент Сирии Хафез Асад сам был военным пилотом. Поэтому в Сирии обращали особое внимание на авиацию и не забывали о ней даже в тяжелые 1990-е гг. после прекращения советской военной помощи.

Башар Асад, который стал президентом Сирии в 2000 г., после смерти отца продолжил его политику. Хотя у Сирии долгое время не было денег на закупку новых машин, имевшийся авиапарк поддерживался в неплохом состоянии. Сирийские самолеты и вертолеты получали необходимое техническое обслуживание, проходили ремонт и модернизацию как на сирийском авиаремонтном заводе в Алеппо, так и на российских авиаремонтных предприятиях.

Со второй половины 2000-х гг. Сирия решила приступить к постепенному обновлению своих ВВС. В 2008 г. были приобретены с хранения 33 белорусских истребителя МиГ-23 МЛД/УБ, которые после ремонтных работ на заводе в Алеппо начали поступать на вооружение сирийских истребительных эскадрилий.

В 2007 г. Сирия заключила контракт на покупку в России 12 (по другим данным, 24) новых МиГ-29 М/М2, которые должны были начать поступать в 2010-х гг. В 2011 г. был подписан контракт и на приобретение 36 учебно-боевых самолетов Як-130 . Очевидно, что в дальнейшем предполагались и другие покупки.

Начавшаяся война фактически поставила крест на планах модернизации ВВС Сирии, а подписанные контракты на МиГ-29 М/М2 и Як-130 подвисли в неопределенном состоянии. Из-за введенных западных санкций возникали даже сложности с возвращением в Сирию отремонтированной авиационной техники. Так, летом 2012 г. прямо в море британская страховая компания лишила страховки судно Alaed, которое везло в Сирию три отремонтированных в Россию ударных вертолета Ми-25 .

Активное использование боевой авиации для поддержки сухопутных войск началось в Сирии в 2012 г. За прошедшие годы войны сирийские ВВС утратили большую часть своего боевого потенциала. Оказались потеряны некоторые авиабазы, а авиапарк значительно сократился. Боевые потери были не так велики, но из-за интенсивного использования самолетов и вертолетов происходило исчерпание ресурса старых машин, и случались поломки, которые невозможно было устранить в местных условиях.

Еще одной проблемной точкой сирийской авиации с самого начала была нехватка высокоточных авиационных средств поражения класса «воздух-поверхность» . Только в редких случаях применяли такие средства, как советские управляемые тактические ракеты «воздух-поверхность» Х-23 , корректируемые авиабомбы и пр.

В 2014-2015 гг. ВВС Сирии начали ощущать уже и дефицит обычных неуправляемых авиационных бомб, что заставило начать их собственное производство из подручных материалов. Некоторые из них внешне представляли собой копии обычных авиабомб, таких как ОФАБ-250-270 . Другие были нестандартных размеров и сбрасывались с вертолетов. Очевидно, что выпускаемые бомбы не залеживались и быстро использовались, поэтому их даже не окрашивали.

Ослабление авиации пагубно сказывалось на действиях правительственных войск, особенно в северных и восточных районах страны, тем более что снабжение некоторых осажденных баз и гарнизонов всецело зависело от авиации.

Старт российской военной операции в Сирии осенью 2015 г. стал переломным моментом и помог сирийской армии начать восстанавливаться после тяжелых поражений весны 2015 г. Благодаря поставкам новых бомб и ракет из России стало улучшаться и снабжение сирийских ВВС.

Сейчас в Сирии основные силы ВКС России и ВВС Сирии расположены на следующих авиабазах:

Авиабаза Хмеймим (провинция Латакия). По соглашению между нашими странами авиабаза передана России, и там размещена 555-я авиационная группа.

В состав группы входит смешанный авиационный полк с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 М, истребителями-бомбардировщиками Су-34 , истребителями Су-35 и Су-30 СМ, вертолетами Ми-24П, Ми-35 М, Ка-52 , Ми-8АМТШ и другой авиационной техникой.

Качественный и количественный состав авиации на базе Хмеймим регулярно меняется, так, например, штурмовики Су-25 СМ переброшены туда одними их первых, затем выведены, но потом опять вернулись в Сирию. Кроме того, часть вертолетов временно может размещаться на сирийских авиабазах Т-4 (Тьяс), Эш-Шайрат и Хама.

Для совершения авиационных ударов иногда привлекаются и самолеты, что не базируются на территории Сирии: это стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22 М³, Ту-95 МС и Ту-160 . Они взлетают с авиабаз на территории России и летят или совершают пуски крылатых ракет через территорию Ирана и Ирака. Операция в Сирии стала боевым дебютом для Ту-95 МС и Ту-160 .

Впервые в Сирии в 2016 г. получила боевой опыт и авиационная группа тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в составе палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К.

В ходе боевых действий применяется широкая номенклатура авиационных бомб, включая ОФАБ-250-270 , ФАБ-500 М54, ФАБ-500 М62, ОФАБ-500ШР, ОДАБ-500ПМ, ОДАБ-500ПМВ, ОФЗАБ-500 , БЕТАБ-500 , разовые бомбовые контейнеры РБК-500 в разных вариантах и многое другое. Авиация также используют неуправляемые авиационные ракеты: от С-8 до более тяжелых образцов.

Среди применяемых высокоточных бомб и ракет можно отметить корректируемые авиабомбы КАБ-500С с аппаратурой спутникового наведения, корректируемые авиабомбы КАБ-1500ЛГ с лазерными головками самонаведения, тактические управляемые ракеты Х-25 МЛ и пр. С ракетоносцев Ту-95 МС и Ту-160 применялись крылатые ракеты воздушного базирования Х-555 и Х-101 .

Российские войска в Сирии используют и беспилотные летательные аппараты (БЛА), в том числе такие как «Орлан-10» , «Элерон-3СВ» и «Форпост».

Переходя к сирийской авиации, надо особо подчеркнуть, что хотя структура ВВС Сирии и сохраняется во многом довоенная, но реальный состав многих эскадрилий сократился до нескольких машин.

База сирийской морской авиации расположена около Латакии. Ранее сирийская 618-я эскадрилья морской авиации размещалась на базе Хмеймим, но после ее передачи России для нее в нескольких километрах севернее была создана отдельная небольшая база с площадкой для вертолетов. Там сейчас и базируются вертолеты Ми-14 и-Ка-28 , которые в последние годы используются практически исключительно на суше для транспортных перевозок и бомбардировок позиций боевиков.

Авиабаза Хама (находится рядом с городом Хама) является домашней для 679-й эскадрильи на истребителях МиГ-21 бис и для остатков 678-й эскадрильи на МиГ-23 МФ, что были перебазированы туда до падения базы Абу-эд-Духур в провинции Идлиб. Для усиления в Хаму была переброшена и часть 675-й эскадрильи на МиГ-23 МЛ/МЛД с авиабазы Шайрат. Возможно, все МиГ-23 там объединили сейчас в одну эскадрилью.

Также в Хаме базируются 653-я и 655-я вертолетные эскадрильи на Ми-8 и Ми-17 .

Авиабаза Нейраб (аэропорт Алеппо): именно там располагается авиаремонтный завод, который перестал работать в результате начавшейся в 2012 г. осады и обстрелов. После снятия осады аэропорт используется в основном в транспортных целях и как временная база для самолетов и вертолетов, что отправляются сюда с южных баз.

Авиабаза Квайрес, расположенная к востоку от Алеппо, была одной из двух баз Воздушной академии ВВС Сирии, наряду с расположенной еще восточнее авиабазой Джира. На них базировались эскадрильи на учебно-боевых самолетах L-39ZO /ZA.

В ходе наступления боевиков в 2012-2013 гг. авиабаза Джира была захвачена боевиками, а Квайрес - окружена и выдержала трехлетнюю осаду и окружение, что были сняты только осенью 2015 г. Сейчас на Квайрес базируется несколько L-39 , которые оказывают поддержку войскам на севере страны.

Аэропорт Эль-Камышлы используется в основном для снабжения небольшой группировки сирийских войск, что остается в северо-восточной провинции Эль-Хасака, большая часть которой контролируется курдскими формированиями. Кроме того, в этом аэропорту происходит перегрузка грузов и подкреплений с самолетов на вертолеты для их дальнейшей отправки окруженному гарнизону г. Дейр-эз-Зор. Из боевой авиации там присутствует лишь несколько истребителей МиГ-21

Аэропорт Дейр-эз-Зор является базой 8-й эскадрильи на истребителях МиГ-21 , уже по ходу войны туда перебазировано и несколько L-39 для замены выбывших старых машин. В результате захвата боевиками так называемого «Исламского государства» (ИГ) господствующих высот аэропорт сейчас фактически не функционирует. При этом на нем могут оставаться единичные МиГ-21 и L-39 в летном состоянии.

Снабжение гарнизона сейчас целиком осуществляется с помощью вертолетов и сброса грузов с пролетающих российских, сирийских и иранских военно-транспортных самолетов.

Авиабаза Т-4 (Тьяс), расположенная в центре страны между Хомсом и Пальмирой, является одной из основных баз ВВС Сирии. Там базируются 1-я эскадрилья с оставшимися сирийскими истребителями и разведчиками МиГ-25ПД /РБ, 819-я эскадрилья на фронтовых бомбардировщиках Су-24 МК и 820-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках Су-22 М4. На этой же базе может находиться несколько учебно-боевых самолетов L-39 .

Авиабаза Эш-Шайрат неподалеку от г. Хомс тоже была одной из основных баз ВВС Сирии до американского ракетного удара 7 апреля 2017 г. Насколько известно, там базировались 677-я и 685-я эскадрилья на Су-22 М³/М4 и часть 675-й эскадрильи на МГ-23 МЛ/МЛД. Во время войны Су-22 стали настоящей «рабочей лошадкой» сирийской военной авиации, а удобное расположение базы позволяло им наносить удары по целям как в центре, так и на севере и юге страны. Также там было несколько самолетов L-39 .

В результате американского ракетного удара пострадала часть укрытий с Су-22 и МиГ-23 , а также были уничтожены хранилища с топливом, боеприпасами и позиция ЗРК «Квадрат», что прикрывал базу. В результате этого, хотя после удара на базе сохранились боеспособные самолеты и вылеты с нее вскоре возобновились, все же очевидно, что нормальное функционирование Эш-Шайрата сейчас затруднено.

Авиабаза Эн-Насирия расположена на севере провинции Дамаск, примерно на полпути между столицей и Хомсом. Насколько известно, там базируется 695-я эскадрилья на истребителях МиГ-23 МЛ.

Авиабаза Думейр располагается северо-восточнее Дамаска. С нее совершают боевые вылеты 67-я эскадрилья на истребителях МиГ-23 МЛ/МЛД, 54-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках Су-22 М² и 697-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках МиГ-23БН.

Авиабаза Эс-Син (Сейкаль) находится в пустыне, еще восточнее авиабазы Думейр. Там базируются все боеспособные сирийские истребители МиГ-29 и МиГ-29 СМ, что, предположительно, сведены в 699-ю эскадрилью. Сирийцы берегут свои лучшие истребители и очень редко используют МиГ-29 для ударов по наземным целям.

Авиабаза Эль-Мезза расположена фактически в черте Дамаска, неподалеку от президентского дворца и баз республиканской гвардии. Это основная база 976-й и 977-й эскадрилий, на вооружении которых состоят легкие ударные вертолеты SA.342 Gazelle. Эти французские вертолеты были поставлены в конце 1970-х гг., но продолжают находиться на службе. Часть «Газелей» практически постоянно сейчас находится на севере и в центральной части Сирии.

Кроме «Газелей», там же базируются вертолетные эскадрильи на Ми-8 и Ми-17 .

Аэропорт Дамаска используется как база немногочисленной сирийской военно-транспортной авиации. В ее состав сейчас фактически входят транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76 - как ВВС Сирии, так и авиакомпании Syrian Air, чьи самолеты тоже используются для военных нужд. После начала российской операции Сирии были переданы, в том числе, один или два российских Ил-76 .

В аэропорту Дамаска часто останавливаются иранские военно-транспортные самолеты Ил-76 , C-130 и Ан-74 , которые помогают сирийским ВВС в перевозке подкреплений и грузов как из Ирана, так и внутри страны.

Авиабаза Мардж-Рахиль тоже находится около Дамаска, в нескольких километрах от аэропорта Дамаска. Насколько известно, это основная база оставшихся сирийских ударных вертолетов Ми-25 (экспортная версия Ми-24Д), хотя некоторые машины регулярно выполняют задачи и в районе Алеппо.

Авиабаза Хальхала, расположенная на севере провинции Сувейда, является домашней для 945-й и 946-й истребительных эскадрилий. Одна из них на истребителях МиГ-21бис, а вторая - предположительно, на МиГ-23 МЛ/МЛД.

Иранские советники в Сирии активно использует свои беспилотные летательные аппараты, в основном тактические БЛА Yassir, AB-3 и Mohajer-4 , но были отмечены и отдельные случаи применения разведывательно-ударных БЛА Shahed-129 .

Отдельно стоит сказать про ВВС Ирака, которые по согласованию с Дамаском с февраля 2017 г. тоже начали наносить удары по ИГ в приграничных восточных районах Сирии. Первые удары были совершены с истребителей F-16IQ .

Авиация американской коалиции

Еще одним крупным игроком в небе Сирии является военная авиация США и ее союзников, которые действуют там без согласия сирийского правительства. Операция «Непоколебимая решимость» против ИГ в Ираке началась летом 2014 г., а с сентября того же года ее расширили и на Сирию.

Официально, помимо США, удары в Сирии в составе коалиции осуществляла авиация еще 11 стран: это Австралия, Бахрейн, Великобритания, Дания, Иордания, Нидерланды, Канада, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ и Франция. Некоторые страны, такие как Германия, осуществляют только разведывательные полеты и поддержку.

В реальности подавляющую часть ударов коалиции совершает американская авиация, а участие многих стран носит формальный характер и ограничилось единичными выпадами. Так, по официальным данным, на 10 мая 2017 г. США совершили 8256 ударов из 8648 ударов коалиции по Сирии. Таким образом, американская доля составляет более 95% от общего количества ударов по целям в Сирии.

Авиация США и других западных союзников осуществляет боевые вылеты в Сирию и Ирак с авианосцев и баз в союзных странах региона. Сейчас в Персидском заливе находится американская авианосная группа во главе с атомным авианосцем «Джордж Буш», авиация которого участвует в ударах в Ираке и Сирии. На его борту базируются истребители-бомбардировщики F/ A-18E /F, самолеты РЭБ EA-18G , самолеты ДРЛОиУ E -2 °C , а также вертолеты MH-60S /R.


Основные авиабазы коалиции в регионе следующие:

Авиабаза Инджирлик. На этой турецкой авиабазе помимо самолетов ВВС Турции базируются американские штурмовики A-10 , а также самолеты РЭБ EA-6B и топливозаправщики KC-135 . Есть там и небольшая группа немецких самолетов - шесть разведывательных Tornado ECR и топливозаправщик A310 MRTT.

Авиабаза Али эс-Салем в Кувейте является домашней для 386-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США с военно-транспортными самолетами С-17 и С-130 и самолетами РЭБ EC-130 . Однако после начала операций в Ираке и Сирии там появились и ударные БЛА MQ-9 Reaper, предположительно, это британские беспилотники.

Авиабаза Ахмед эль-Джабер - еще одна кувейтская авиабаза, которая используется коалицией. На ней базируются американские штурмовики A-10С и другие самолеты и вертолеты, а также конвертопланы V-22 Osprey. Предположительно, это база 332-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США.

С этой же базы летали семь датских F-16 и шесть канадских CF-188 (такое имя дали в Канаде F/ A-18) до прекращения этими странами авиа-ударов в Сирии и Ираке в 2016 г. Правда, канадские разведывательный самолет CP-140 и топливозаправщик CC-150T продолжают оказывать помощь воздушным операциям коалиции.

Авиабаза Эль-Удейд в Катаре - с нее действуют силы 379-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США, в том числе американские стратегические бомбардировщики B-52 и B-1B . Там же базируются военно-транспортные самолеты С-130 и C-17 , самолеты-заправщики КС-135R , самолеты-разведчики RC-135V /W и т. д.

Авиабаза Эль-Дафра в ОАЭ - одна из наиболее крупных баз США в регионе. На ней размещаются силы 380-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США, включая истребители пятого поколения F-22A , истребители F-15E , самолеты ДРЛОиУ E-3B /C Sentry, разведывательные самолеты U-2 , разведывательные БЛА RQ-4 Global Hawk, самолеты-топливозаправщики KC-10 .

На базе Эль-Дафра размещается и французский контингент, включая шесть истребителей Rafale.

Авиабаза Эль Минхад - еще одна база в ОАЭ - используется австралийской авиацией. Там базируются шесть истребителей-бомбардировщиков F/ A-18 , самолет ДРЛОиУ E-7A Wedgetails и самолет-топливозаправщик KC-30A .

Авиабаза Муваффак ас-Салти (Иордания) - с нее сейчас выполняют полеты американские разведывательные и ударные БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, а также истребители F -16 °C /D. По всей видимости, они относятся к 407-й экспедиционной авиационной группе 332-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США. Там же ранее базировались восемь голландских истребителей F-16 .

Авиабаза «Принц Хасан» (Иордания) - на ней были размещены несколько французских истребителей Mirage-2000D /N и два морских патрульных самолета Atlantique 2. В этом году к ним присоединилось четыре истребителя Rafale M из состава ВМС Франции.

Авиабаза Акротири (Кипр). Британская авиация в основном действует с этой своей авиабазы на Кипре, за исключением упомянутых выше БЛА MQ-9 Reaper в Кувейте и отдельных самолетов в других странах Персидского залива.

В Акротири базируется 903-е экспедиционное авиационное крыло королевских ВВС Великобритании с истребителями Typhoon FGR4, Tornado GR4, самолетами ДРЛОиУ E-3D Sentry, разведчиками Sentinel, топливозаправщиками Voyager KC3 и военно-транспортными самолетами C-130 .

Кроме этих баз, США использует для своих операций и другие аэродромы. В том числе известно как минимум о двух аэродромах в контролируемых курдами северо-восточных районах Сирии, что используются для переброски грузов и т. п.

Таким образом, за пять лет активных боевых действий в воздушном пространстве Сирии, помимо собственно сирийских ВВС, отметилась военная авиация не менее полутора десятков других стран. Хотя роль многих из них была крайне незначительна, но в целом это подчеркивает всю сложность и многогранность сирийского конфликта, в котором сейчас сталкиваются и переплетаются интересы мировых и региональных держав.

О ГАЛОПИРУЮЩЕЙ ТЕНДЕНЦИИ УСУГУБЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ЗАПАДНЫХ ПОДСТУПАХ К РОССИИ


Через густую пелену тревожных и порой трагических событий, накатившихся на наш народ с февраля 2018 года, начинает всё более отчетливо просматриваться сценарий того финального раунда, фундамент которого готовился нашими заокеанскими и западноевропейскими «партнёрами» ещё с 4 апреля 1946 года, когда спасшей мир от фашизма сверхдержаве был незамедлительно противопоставлен крупнейший в современной военной военно-политический блок - Организация Североатлантического договора (НАТО), переформатировавший послевоенный мир в то поле предэскалационной напряжённости и абсурда, которое мы наблюдаем уже на протяжении 72 лет. На сегодняшний день Европейское командование ВС США, а также Стратегическое командование операций ОВС НАТО (в структуру последнего входит большинство ГШ армий западноевропейских стран-участниц альянса) практически завершили формирование ударных «кулаков» сразу на нескольких операционных направлениях, включая черноморское, балтийское и карельское. Головными воздушными компонентами для проведения стратегической воздушно-космической наступательной операции против военно-промышленных объектов и средств ПВО ВКС России в Южном и Западном военных округах на сегодняшний день являются:

- 52-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США; имеет опыт оперативной переброски с немецкой авиабазы Спангдалем на польскую АвБ Редзиково и представлено эскадрильей из 25 F-16C/D Block 50, а также 2 РЛС дальнего радиолокационного обнаружения AN/TPS-75 «Типси» для более эффективного выполнения задач по завоеванию господства в воздухе и контроля тактической воздушной обстановки; также специализируется в задачах подавления ПВО и уничтожения стратегически важных наземных объектов противника с помощью противорадиолокационных ракет AGM-88E AARGM и AGM-158B JASSM-ER соответственно;

- 48-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США в Лейкенхесе, представленное двумя эскадрильями модернизированных тактических истребителей F-15E «Strike Eagle», недавно получившими способность использовать всё те же ракеты класса «воздух-земля» большой дальности JASSM-ER и давно адаптированными к применению тактических ракет AGM-84H SLAM-ER, оснащённых продвинутой помехозащищённой ИКГСН, использующей корреляционный метод наведения на цель ATA («Atomatic Tagerting Acquisition»), отличающийся повышенной помехозащищённостью, которая вынуждает по максимуму насыщать танковые и мотострелковые подразделения войсковыми самоходными ЗРК нового поколения и комплексами активной защиты, ведь «снаряжение» SLAM-ER предусматривает применение соприцеливающихся боевых элементов BAT;

- 2-е тактическое авиакрыло ВВС Польши, состоящее из 36 усовершенствованных многоцелевых истребителей F-16C Block 52+ и 12 двухместных машин аналогичной версии F-16D Block 52+, дислоцированное одновременно на 2-х авиабазах (Познань и Ласк); в первую половину 20-х годов эти машины получат 70 крылатых ракет увеличенной дальности AGM-158B по линии иностранных военных продаж (FMS) от Агентства Министерства обороны США по военному сотрудничеству (DSCA); в январе 2017 года, на вооружение 31-й тактической авиабазы в Познани поступили первые варианты JASSM с дальностю в 370 км.

Вышеперечисленные элементы Объединённых ВВС НАТО не являются единственными компонентами в рассматриваемом массированном ракетном ударе по нашим военной, энергетической и промышленной инфраструктурам. Здесь также рассматривают задействование американских эсминцев УРО класса «Arleigh Burke», «заряженных» боекомплектами RGM-109E «Tomahawk Block IV», а также ударных модификаций атомных подлодок «Огайо» - SSGN, оснащённых боекомплектами из 154 стратегических крылатых ракет «Томагавк» каждая. И это описана лишь малая часть тех средств воздушного нападения, которые ОВС НАТО могут использовать в случае эскалации регионального конфликта с Россией, ведь есть ещё и Военно-воздушные силы Германии, на вооружении которых состоят многоцелевые истребители «Тайфун», оснащённые высокоточными крылатыми ракетами KEPD 350 TAURUS. Грядущая попытка агрессии со стороны Североатлантического альянса также просматривается в «накачке» Восточноевропейского условного ТВД наземными средствами противоракетной обороны для парирования ответного удара ракетами Х-101 и 3М14К/Т со стороны ВМФ и ВКС России.

Самым неприятным моментом здесь является то, что, к примеру, Минобороны Румынии заключили со штатовскими компаниями «Raytheon» и «Lockheed Martin» 3,9-миллиардный контракт на закупку 7 противоракетных комплексов «Patriot PAC-3» и 168 ракет-перехватчиков MIM-104F в качестве боекомплекта. Данные зенитные управляемые ракеты оснащены активной радиолокационной головкой самонаведения миллиметрового Ka-диапазона, в связи с чем прорвавшиеся в воздушное пространство стран НАТО крылатые ракеты Х-101 могут быть перехвачены даже за пределами радиогоризонта; ведь получение целеуказания происходит не только от батарейного пункта боевого управления, но и от сторонних средств ДРЛОиУ воздушного базирования по радиоканалу «Link-16». В зенитных ракетах дальнего радиуса действия 9М82МВ (комплекс С-300В4) реализация работы по загоризонтным целям со сторонним целеуказанием теоретически хоть и возможна, на практике так и не подтверждена, что можно сказать и о ракетах 9М96Е/Е2 комплекса С-400.

КАК ХЕЛЬ ХААВИР НА СИРИЙСКУЮ ПВО «НАПОРОЛИСЬ»...

Если на Европейском театре военных действий наш оборонительный потенциал пока только лишь «прощупывают» в ходе участившихся разведывательных полётов «Глобал Хоуков» и самолётов стратегической РЭР RC-135V/W «Rivet Joint», отводя командованию ВКС время на принятие контрмер, то на Ближневосточном ТВД Воздушно-космические силы России и дружественные подразделения сирийской армии проверяются на дееспособность в кризисных ситуациях «по полной программе», и не с помощью разведывательных инструментов, а агрессивными силовыми методами. Одним из таких инцидентов можно считать недавний массированный ракетно-авиационный удар ВВС Израиля (Хель Хаавир) по стратегически важным объектам Сирийской Арабской Армии (включая авиабазу «Т4», на которой развёрнуто иранское авиакрыло БПЛА, в своё время принимавших участие в оптико-электронной разведке формирований ИГ), подразделениям движения «Хезболла», а также по объектам Корпуса Стражей Исламской Революции.

Это далеко не первая воздушная ударная операция израильских тактических истребителей F-16I «Sufa» и F-15I «Ra`am» против правительственных сил Сирии и переброшенных для борьбы с псевдохалифатом подразделений КСИР, ведь ещё летом 2016 года, в ходе Международной Герцлийской Конференции, руководитель военной разведки Израиля генерал-майор Герци Халеви указывал на неоспоримые плюсы для Тель-Авива от действий ИГИЛ в Сирии, в то время как любые наиболее боеспособные иранские и проиранские силы (КСИР и «Хезболла») лишь ускоряли падение игиловских анклавов. Несмотря на то, что никаких массированных ракетных ударов по территории Израиля ракетами типов «Fatech-110» и «Fatech-313» со стороны КСИР в Сирии не было, Тель-Авив первым прибегал и прибегает к тактике провокационных ударов, и на этот раз серьёзно просчитался.

В ответ на якобы нарушение северной воздушной границы Израиля иранским БПЛА, который был сбит ударным вертолётом «Apache» Хель Хаавир 10 февраля, два звена многоцелевых истребителей F-16I «Sufa» (8 машин) вышли на рубежи ракетного пуска по объектам в Сирии не по стандартной хитрой тактике (используя воздушное пространство над горными хребтами Антиливана), а нагло вторгнувшись в сирийское воздушное пространство близ Дамаска и Пальмиры. Очевидно, что расчёт делался на то, что канальность дивизионных радиолокационных средств сопровождения и наведения комплексов «Бук-М1/2Э», С-125 «Печора-2М», С-200 и «Панцирь-С1» будет критически перегружена несколькими десятками запущенных с подвесок F-16I средств высокоточного , и процесс «завязка трасс целей - захват» в прямом смысле этого слова «ляжет» на фоне работы комплексов РЭБ, установленных на «Суфах». Как следствие, израильские лётчики ожидали полной деморализации расчётов сирийских ЗРК, ожидая, что на индикаторах радаров подсвета 9С35М1/2, СНР-125М, 5Н62В, а также 1РС2-1Е «Шлем» вместо маркеров целей будут видны лишь антиналожения и блики от постанавливаемых средствами РЭБ истребителей помех. Но позднее выяснилось, что они очень заблуждались!

По-видимому, почувствовав себя хозяевами ситуации в сирийском небе, пилоты израильских F-16I «Sufa» решили не придерживаться главного правила воздушных операций XXI века над территориями с развитыми противовоздушными/противоракетными зонами A2/AD - низковысотных полётов в режиме следования рельефу местности. Возможно, что такое решение было принято в связи с опасениями попадания в радиусы действия сирийской зенитной артиллерии и ПЗРК (вспомнился урок 20 ноября 1983 года, когда посредством зенитно-артиллерийского комплекса был перехвачен «Kfir C.2»). В этот раз израильтяне целиком и полностью доверили свою судьбу бортовому комплексу РЭП и индивидуальной защиты SPJ-40 «Elisra», современной всеракурсной станции предупреждения об облучении (СПО) SPS-3000, а также комплексу обнаружения атакующих ракет ИК-диапазона PAWS-2, который должен обнаруживать пуск большинства типов ракет по излучению от факелов сгорающих твердотопливных или жидкостных зарядов. Естественно, дальность пеленгования запущенной ракеты посредством PAWS-2 (фото ниже) зависит в основном от тяги и излучения её двигателя.


Датчики комплекса обнаружения атакующих ракет Elisra PAWS-2 правой полусферы на южнокорейском УБС FA-50

Как свидетельствуют многочисленные сирийские и израильские источники, одна из машин была перехвачена уже после завершения первого массированного ракетно-авиационного удара (МРАУ). Воздействие мощной осколочно-фугасной боевой части пришлось в заднюю полусферу F-16I (на догонном курсе), в момент выхода из сирийского воздушного пространства (над Голанами). И, опираясь на многочисленные фотографии очевидцев, на которых запечатлены «выгоревшие» разгонные ступени зенитных управляемых ракет 5В27 и обломки ЗУР 3М9, уничтожение истребителя было осуществлено либо модернизированным зенитно-ракетным комплексом С-125 «Печора-2», либо комплексом «Куб» («Квадрат»).

Применение С-200В также подтверждается, поскольку на земле был обнаружен и центральный сегмент зенитной ракеты 5В28, но «Суфа» был сбит именно одним из вышеперечисленных комплексов, так как смог преодолеть ещё более 100 км с учётом однодвигательной силовой установки с гораздо меньшей живучестью, чем двухдвигательная у F-15I. Зенитная ракета 5В28 оснащена мощнейшей 217-килограммовой осколочно-фугасной боевой частью со 120-градусным углом разлёта 37000 поражающих элементов, которые напрочь изрешетили бы мотогондолу и весь планер F-16I «Sufa», превратив его в груду металла, но машина уцелела и смогла доставить пилотов аж в район кибуца Хардуф. Очевидно, что рядом с истребителем разорвалась либо 72-килограммовая боевая часть ракеты-перехватчика 5В27 (комплекс «Печора-2»), либо 57-килограммовая БЧ 3Н12 зенитной ракеты 3М9 (войсковой комплекс «Куб»).

Ещё более интересной деталью произошедшего в небе над западной частью провинции Дамаск является то, что израильский F-16I был перехвачен не на крайнем рубеже радиусов действия «Печоры» или «Куба» в 15 - 23 км, а на дистанции от 8 до 12 км, поскольку на догонном курсе (с учётом того, что ракеты не столь скоростные: 2М для 3М9 и 2,3М для 5В27) могла быть достигнута лишь такая дальность поражения. Следовательно, для бортового комплекса обнаружения атакующих ракет PAWS-2 сложились благоприятствующие условия: факел стартующей зенитной ракеты мог быть обнаружен буквально мгновенно, но эффективность ИК-датчиков оставляла желать лучшего. Полную недееспособность продемонстрировала и станция предупреждения об облучении SPS-3000, которая либо не смогла оповестить экипаж F-16I о захвате их истребителя посредством радара подсвета «Печоры» или «Куба», либо наведение ракеты осуществлялось по данным оптико-электронного визира в пассивном режиме, не давая возможности SPS-3000 запеленговать факт огневой работы комплекса.

Как видите, налицо комплексные технологические проблемы бортового комплекса обороны (БКО) истребителей F-16I «Sufa», которые привели к невыполнению экипажем заблаговременного противоракетного манёвра. Представители же израильских средств попытались аккуратно обойти острые углы в данной ситуации, заявив, что всему виной неправильная конфигурация применения бортовых средств радиоэлектронной борьбы в ходе первого авиаудара. Но как такое могли допустить наиболее технологически совершенные и опытные военно-воздушные силы в регионе? Ведь отработка тактики прорыва средств противовоздушной обороны в Хель Хаавир ведётся ещё со времён операции по уничтожению иракского ядерного реактора «Озирак»; тем более, что перед недавней операции в Хель Хаавир были отлично осведомлены о структуре и технологических качествах обновлённой ПВО Сирии. Но это ещё не самое интересное.

В ходе первого массированного ракетно-авиационного удара по военным объектам на территории Сирийской Арабской Республики звенья F-16I «Sufa» Хель Хаавир применили по меньшей мере 26 тактических ракет класса «воздух-земля», обладающих эффективной отражающей поверхностью в пределах 0,05 м2. И, несмотря на то, что комплексы радиоэлектронного противодействия Elisra SPJ-40 на борту F-16I наверняка были активированы, сирийские средства противовоздушной и противоракетной обороны смогли уничтожить 19 из них. Здесь все заслуги можно смело приписать зенитным ракетно-артиллерийским комплексам «Панцирь-С1», прикрывающим «мёртвые зоны» «Печор» и «Квадратов». Эти комплексы, оснащённые не только радарами наведения X-диапазона 1РС2-1Е «Шлем», но и автономными оптико-электронными модулями 10ЭС1-Е инфракрасного и телевизионного диапазонов визирования, позволяют уничтожать высокоточное оружие противника с ЭПР до 0,01 - 0,02 кв. даже в сложнейшей помеховой установке (при использовании самолётов РЭБ EA-18G «Growler» и т.д.). Не трудно догадаться, что ожидает тактические истребители F-16I в столкновении с более грозными ЗРК типа С-300В4.

Источники информации:
https://militarizm.livejournal.com/120630.html
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4948918
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=19532
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c200/c200.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/pechora_2/pechora_2.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kub/kub.shtml
http://militaryrussia.ru/blog/topic-558.html

Ранее о перебазировке со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил телеканал CNN . По словам опрошенных «Газетой.Ru» специалистов, вблизи Хмеймим нет аэродромов сирийских ВВС, которые могли бы прикрыть средства ПВО, размещенные на российской базе.

ВВС Сирии не перемещали свои самолеты к российской военной базе Хмеймим, сообщил высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в Минобороны.

«Этого происходить не может, поскольку рядом с Хмеймимом нет ни одного аэродрома ВВС Сирии», - подчеркнул собеседник.

По его словам, сообщение о перемещении сирийских самолетов ближе к аэродрому Хмеймим «следует расценивать исключительно как информационный вброс, причем весьма и весьма неквалифицированный».

Ранее телеканал CNN со ссылкой на анонимный источник в Пентагоне сообщил, что власти Сирии переместили большинство своих самолетов ближе к российской военной базе, чтобы обезопасить технику и арсеналы от возможных ракетных ударов США и возглавляемой ими коалиции.

По словам собеседника CNN, после обстрела 6 апреля крылатыми ракетами «Томагавк» сирийской авиабазы «Шайрат» началось перебазирование ВВС Сирии в Международный аэропорт Бассель-Асада в непосредственной близости от российской военной базы Хамеймим.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался комментировать информацию о передислокации сирийских ВВС.

«У Кремля нет комментариев на этот счет, мы не занимаемся вопросами дислокации самолетов, лучше обращаться в Министерство обороны», - сказал Песков журналистам.

Ближайшие к Хмеймим аэродромы сирийских ВВС - Минакх, Алеппо, Афис (все три в провинции Алеппо), Абу ад-Духур и Хама, рассказали «Газете.Ru» собеседники среди военных.

Однако все эти объекты достаточно далеки от российской военной базы - на расстоянии от нескольких десятков до сотен километров.

Кроме того, не все они способны полноценно принимать и отправлять самолеты, особенно в провинции Алеппо, уточняют источники.

Как ранее писала «Газета.Ru» со ссылкой на специалистов ПВО, возможности современных российских комплексов С-400 и С-300 в отношении крылатых ракет типа «Томагавк» ограничены радиусом около 25 км, а для прикрытия всей правительственной территории потребуется развертывание масштабной группировки ПВО с несколькими дивизионами.

«Создается впечатление, что заявление относительно перебазирования авиации Башара Асада сделано неквалифицированным специалистом и исключительно в виде зондажа общественного мнения», - уточнил в разговоре с «Газетой.Ru» экс-начальник Главного штаба Войск ПВО, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Игорь Мальцев .

По словам специалиста, самолеты могут перелететь на другую авиабазу достаточно легко, но на новом месте для них надо создавать все условия для боевой деятельности - перевезти запасы топлива, авиационных средств поражения, все средства обслуживания самолетов (от заправщиков до автономных пусковых устройств), создать необходимые условия для размещения летного состава. Проще усилить противовоздушную оборону конкретного аэродрома, чем организовывать перебазирование самолетов.

Рядом с Хмеймим лишней взлетно-посадочной полосы (ВПП) нет, а уже нескольких сотен метров вполне достаточно, чтобы поразить ударом крылатых ракет сирийские самолеты и предотвратить повреждения российских, объясняет Мальцев.

«Если же речь идет о совместном базировании сирийской и российской авиации, то, во-первых, наше командование на это никогда не пойдет, а во-вторых, на Хмеймим и так тесно. Наши-то самолеты на этой авиабазе стоят в несколько рядов, поскольку ее емкость относительно невелика», - считает военачальник.

«Совместное базирование сирийской и российской авиации на авиабазе Хмеймим вряд ли возможно. Это вызовет множество трудностей, причем подчас непреодолимого характера. Проще, как бы странно это ни выглядело такое предложение, построить рядом еще одну авиабазу, сирийскую. Но самое главное - мы не находимся в состоянии войны с Соединенными Штатами Америки. И в планах военно-политического руководства России такого пункта нет», - говорит Волков.

Официально ни в Минобороны России, ни в сирийском Генштабе перебазирование не комментируют.

Сирийская Арабская Республика по мировым масштабам невелика - 87-е место по территории и около 20 млн человек населения накануне войны. Хотя значительная часть сирийцев сунниты, но существуют большие прослойки христиан и алавитов. На севере и востоке государства обитают курды, которые исповедуют ислам.

Но, несмотря на такие показатели, бурная история Сирии постоянно выталкивает ее на магистральные пути истории. Современная Сирия ведет свой отчет с 1963 г., когда в ходе переворота во главе государства встала партия «Баас» во главе с Хафезом Асадом. После его смерти в 2000 г. президентом стал Башар Асад.

Роль ВВС в жизни страны

ВВС Сирии выступали в истории страны как одна из ведущих не только военных, но и политических сил. Например, офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада - отца нынешнего президента страны, провели отмеченный выше путч 1963 г. Нетрудно понять, почему роль летных кадров столь заметна в жизни государства.

ВВС вооруженных сил Сирии все время существования САР слыли одними из наиболее сильных в арабском мире. Это не странно, ведь первый президент страны в молодости был летчиком и всегда помнил об этом, находясь во главе страны с 1971 по 2000 гг. В неоднократных войнах второй половины двадцатого века сирийцы, хотя и проигрывали израильским летчикам, но заметно отличались в лучшую сторону по сравнению со своими союзниками из арабских стран. Выдающейся была и подготовка летчиков, еще ВВС Сирии отличаются хорошим уровнем организации.

История ВВС Сирии

Из незначительного ядра, подготовленного еще в английской армии в конце 1940-х гг., появился целый легион квалифицированных пилотов и технических работников. Техника и вооружение ВВС Сирии комплектовались, главным образом, за счет поставок из СССР. В их составе накануне распада СССР находились 650 летательных аппаратов, и около 150 тыс. военных и ополченцев. ВВС Сирии на тот момент были одной из самых многочисленных армий в арабском мире, вооруженной передовой на 1980-е гг. техникой.

Но в 1990-е гг. вследствие развала СССР, ВВС пришли в упадок. Прекратились поставки вооружения, сократилось число летчиков, упал их уровень. Парк ВВС Сирии уменьшился до 555 машин, причем многие существовали чисто формально, на бумаге, и нуждались в капитальном ремонте.

ВВС Сирии накануне войны

В первые годы двадцать первого века официально ВВС Сирии имели в своем составе большой набор самолетов, которые, однако, практически все устарели. В парк самолетов входили около шестидесяти самолетов МиГ-29, примерно тридцать МиГ-25 и двадцать Су-24. В числе прочих существовали древние МиГи, большее число которых были небоеспособными.

Оценки экспертов положения ВВС и ПВО Сирии в десятых годах двадцать первого века весьма негативны, вплоть до того, что некоторые сильно сомневаются в их действительном существовании. В любом случае нужно отметить, что военные самолеты в государстве существуют, но их потенциальная боеспособность чрезвычайно низкая.

В первое десятилетие сирийское руководство неоднократно пыталось приобрести новые самолеты. В частности, с Россией шли переговоры о закупке истребителей Су-27, были также заключены два соглашения: о приобретении двенадцати МиГ-29М/М2 и восьми МиГ-31Э. Наконец, в 2012 г. речь пошла о продаже 36 современных машин Як-130, которые могли бы участвовать в полноценных боевых действиях.

Однако никакого четкого подтверждения реализации всех контрактов в печати не было. Фактически к началу войны можно четко говорить о восстановившемся сотрудничестве в сфере ремонта авиационной техники. Такая ситуация складывалась и из-за значительного сокращения финансовых возможностей Сирии в связи со сложным внутриполитическим положением и санкциями Запада.

Военный конфликт в Сирии

Политический конфликт с уличными стычками быстро перерос в гражданское кровопролитное противостояние с участием большого числа государств. Сирийский конфликт является одним из самых тяжелых в начале двадцать первого века. Армия Сирии - одна из сильнейших среди арабских. Объединяя в составе сухопутные силы (12 дивизий), ВВС и ПВО, ВМС, она насчитывала к началу войны около 325 тыс. человек. Но давление на нее оказалось слишком сильным, армия постоянно терпела поражения и сократилась в численности в два раза. Более двух миллионов человек стали беженцами.

Сейчас уже очевидно, что эта война - порождение попыток иностранных государств стабилизировать свои господствующие позиции на Ближнем востоке. Агрессивность ИГИЛ (хотя она присутствует) все же зачастую является только предлогом для вступления армий во владения Сирии. К настоящему времени в гражданской войне следует отметить три крупные силы, которые пока не в состоянии одолеть противников в войне, но и не проигрывать они не хотят. Скорее всего, из-за этого война будет идти еще сравнительно длительное время.

В общей сложности за пять лет Сирия продвинулась от небольших столкновений с вооруженными группами оппозиционеров до полномасштабной гражданской войны. И в ней ВВС Сирии сыграла и играет до сих пор очень большую роль и нередко становятся ключевым игроком в идущих боях.

Роль России в военном конфликте и поставках техники

Наша страна традиционно играет большую роль в истории Сирии. Еще в 1971 году два государства подписали соглашение, в котором прописано, что СССР (теперь Россия) получило право размещаться на базе, расположенной в Тартусе. Это стало весомым фактором, который и обуславливает и победные шаги ВВС РФ в Сирии, поскольку российская группировка получила мощную поддержку и не чувствует недостатков со снабжением.

26 августа 2015 года был сделан новый и весьма радикальный шаг. Два государства подписали соглашения о размещении авиационной группы РФ в Сирии. В документе прописывается, что авиагруппа по просьбе правительства САР будет присутствовать на территории Сирии практически вечно, аэродром Хмеймим вручался российской армии бесплатно. Все военные материалы и оружие переправляются в Сирию без пограничной оплаты и всякого досмотра. Военнослужащие авиагруппы приобретают дипломатический статус. Роль этой авиагруппы очень велика, огонь российских самолетов помог переломить ход войны и правительственные войска, по крайней мере, перестали отступать.

Состав российской авиагруппы

Численность и типаж наших войск ВВС находится под секретом, но определенная информация в печати все же появилась. Можно говорить о следующих машинах в Сирии:

  • Су-27СМ - 4 машины;
  • Су-30СМ - 16 машин;
  • Су-34 - 12 машин;
  • Су-24М - около 30 машин;
  • Су-25СМ - 12 машин;
  • Ми-8 - 15 вертолетов;
  • Ми-24 - 15 вертолетов.

Полеты с российских баз

В поддержку правительственным сирийским войскам и в помощь российской авиагруппе начались бомбардировки с авиабаз в России. Это тяжелые самолеты, как правило, ракетоносцы:

  • Ту-160 - 6 машин;
  • Ту-95 - 5 машин;
  • Ту22М3 - от 12 до 14 машин (в зависимости от полета);
  • Су-34 - 8 машин;
  • Су-27СМ -4 машин.

Таким образом, наша группировка крупная, вооруженная современными самолетами, и находится на мировом уровне. Недостатком остается большое количество разнотипных машин. Это немного ослабляет нашу ВВС в плане взаимодействия в бою и со снабжением.

ВВС Сирии в военных действиях начала войны

Массовые сражения, завязавшиеся повсеместно в Сирии в 2012-2013 годах, поставили вооруженные силы Сирии перед фактом применять всю авиацию, в том числе устаревшую. Перед лицом противника делать было нечего. Трудно сказать, сколько самолетов оставалось у ВВС Сирии. Потери «по горячим следам» считать тяжело, но позже - еще сложнее. Еще в 2006 году у ВВС Сирии находилось 784 машин, но в последующие годы летный состав постоянно сокращался.

С началом военных действий и в условиях активного участия в войне падение численности машин пошло ускоренными темпами. На 2015 г. практически исчезли вертолеты как род авиации. Их бы уничтожено более 90 % машин. Положение оказалось настолько острым, что в боевых действиях на сухопутном фронте участвовали даже противолодочные вертолёты ВМС.

В ходе войны в бой отправлялись почти все самолеты боевой линейки Сирии, оставшиеся у правительства, за исключением устаревших истребителей-перехватчиков МиГ-25П. Костяком боевой авиации вначале войны стал МиГ-25, вооруженный крупнокалиберными пулеметами, ракетами, самолет может нести обширный комплекс бомб. Другой самолет, весьма популярный в ВВС Сирии, - штурмовик Су-25. Широкая боевая эксплуатация при слабой квалификации многих самолетов и сильного ПВО врага привели к тому, что большинство из них было потеряно.

Другой причиной стал быстрый захват обширной территории повстанцами и ИГИЛ, которые захватили аэродромы и находящиеся там летательные аппараты. Многие оставшиеся самолеты стали технически небоеспособными.

В конечном итоге сирийских самолетов было уничтожено много: страна лишилась около 15 % парка летательных аппаратов.

Но даже с учетом этого боевую деятельность ВВС Сирии вполне можно назвать подвигом. Не имея запасных деталей, современных боеприпасов, горючего, на устаревших и условно годных к полетам самолетах, с нередко неопытными летчиками, боевая авиация САР четко исполняла свои функции.

Тем не менее в целом боевые действия проходили с неодинаковым итогом, и, отбивая наступления врага в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других — к лету 2015 года положение подошло к кризисной черте. И в это время стали планироваться боевые действия ВКС РФ, быстро переломившие обстановку.

Перелом в небе

Активные военные действия российской авиации в Сирии (с 30 сентября 2015 года) дали возможность сирийским ВВС отдохнуть, причем практически все современные самолеты были отправлены на ремонт и модернизацию. Сирийские Су-24МК получили новейшее, более эффективное снаряжение, что увеличило перечень используемых в боях бомб и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко усилило результативность их воздействия - отныне сирийские Су-24, пользуясь модернизированной оснасткой и после повышения квалификации пилотов, могли уничтожать сразу несколько мишеней.

Участие в боевых действиях российских летчиков и модернизация костяка современных самолетов сирийских ВВС дали возможность значительно уменьшить боевое применение учебно-боевых L-39. Боевая нагрузка на сирийскую армейскую авиацию также упала. Теперь в атаку шли российские вертолеты Ми-24П, их легко узнали на видео даже не по внешним габаритам, отличным от сирийских Ми-25, а по летным характеристикам: атаки на малых высотах и огромных скоростях при активном маневрировании были по плечу только отдельным, крайне немногочисленным местным вертолетчикам.

Другой причиной увеличения активности и роли сирийской авиации стали подкрепления из-за границы, главным образом из России. Эти процессы, активизировавшиеся в 2012 году и увеличившиеся в последующие два года, позволили сократить темпы падения военных возможностей, а после этого и увеличить количество самолетов. Огромную роль исполнила пересылка комплектов деталей, позволявших держать на должном уровне техническую активность авиапарка, и начатые опять курсы повышения квалификации военных кадров ВВС Сирии в России.

ВВС Сирии в боях

В сложных условиях боевых действий сирийские ВВС осуществляли почти весь диапазон задач — от помощи окруженным врагом базам до отдельных бомбардировок. О напряженности и высокой эффективности авиации говорит короткий анализ операций ВВС Сирии. Например, в марте 2014 года бомбардировщик Су-24МК со сделанным в России управляемым боеприпасом поставил точку в обороне исламистами из ИГИЛ крепости Крак де Шевалье около Хомса. Высокоточная авиабомба взорвала брешь в крепостной стене. Благодаря этому сирийские спецназовцы прорвались в замок и перебили боевиков. Армия Сирии провела операцию успешно.

ВВС Сирии были практически единственным средством в руках правительства Дамаска, умеющим результативно поддерживать свои армию. Но это достигалось высокой ценой - количество самолетов, готовых к вылету, постоянно сокращалось.

В ряде случаев полеты продолжались в тяжелейших условиях, как в блокированном террористами Дейр-эз-Зоре. Там истребители МиГ-21 взлетали практически под минометным обстрелом, ведя огонь по врагу, укрепившемуся совсем неподалеку.

Современные ВВС Сирии

Сейчас состав авиации объединяет технику истребительной, истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. На вооружении находится 478 боевых самолетов, 106 учебных, 31 учебно-боевой, 25 транспортных самолетов. Вертолетный парк состоит из примерно 100 боевых и 110 транспортных вертолетов.

Командование ВВС Сирии представлено главнокомандующим, а также министром обороны и начальником генерального штаба. Верховным главнокомандующим является Башар Асад, пост министра обороны занимает генерал Ф. Д. аль-Фредж, а начальником генерального штаба назначен генерал-лейтенант А. А. Айюб.

Флаг ВВС Сирии представляет полотно синего цвета, в верхнем левом углу находится государственный флаг САР, в центре круг из трех цветов: внешний - красный, средний - белый, внутренний - черный. При этом на белом круге есть две зеленые пятиконечные звезды.

Сколько самолетов у ВВС Сирии? Самолетный парк состоит из некоторого числа МиГ-29, которые либо были модернизированными, либо поставлены из России (МиГ-29М). Костяк авиации составляют Су-24, вылетая до тридцати раз в сутки. По-прежнему военны-воздушные силы Сирии насчитывают очень много устаревших самолетов.

Значительное количество самолетов, способных участвовать в боях, с началом войны достаточно быстро сгруппировались в центре и на западе Сирии, в основном на авиабазах ВВС Сирии.

Всего в государстве существует 34 аэродрома. Военная авиация занимает из них лишь 15.

Структура значительной части аэродромов представлена взлетно-посадочными дорожками с твердым покрытием, открытыми площадками для самолетов и так далее.

Характерным примером является авиабаза Шайрат - военный аэродром находится в 32 км от г. Хомс. Дистанция от столицы Сирии - 122 км, от российской авиабазы - 135 км. Авиабаза служит одной из базовых стоянок ВВС САР и имеет асфальтовую полосу для подъема самолетов, и около сорока укрепленных самолетных помещений.

За все время военного противостояния в Сирии, правительственные силы ни разу не теряли контроль над авиабазой Шайрат. По некоторым данным, с 2015 г. Шайрат временами применялся ВКС России как аэродром подскока.

Чем дольше длится неразбериха в Сирии, тем чаще новости о ее вооруженных силах появляются на широком экране. Всего за несколько лет страна прошла путь от незначительных стычек с отрядами «оппозиционеров» до кровавого хаоса гражданской войны. Как ни странно, но до недавних пор ВВС Сирии никакого внимания к себе не привлекали, хотя их роль в удержании воинствующих фанатиков и «долларовых исламистов» очень велика.

Немного истории

С тех пор как к власти в стране пришла партия «Баас», что случилось в 1963 году, играла в жизни этого государства далеко не последнюю роль. Именно офицеры ВВС под командованием приходящегося отцом Башару Асаду, нынешнему президенту страны, устроили тот вооруженный переворот. Неудивительно, что именно «летуны» играли и играют заметные роли как в военной, так и в сугубо мирной жизни. Хотя в три последних года на последнем поприще им проявлять себя не получается.

Почему Сирия обладала столь мощными ВВС?

Этому много объяснений. Во-первых, сирийцы традиционно не в ладах с соседним Израилем. Во-вторых, по ряду причин они были вынуждены вмешиваться в Ливанский конфликт. В-третьих, у них в свое время имелись весьма тяжелые противоречия с правительством Саддама Хусейна.

Особенно удачными для ВВС Сирии выдались 80-е годы: когда в стране наконец-то появились «туземные» летчики с высокой квалификацией, а не их коллеги из СССР, сирийцы смогли активнее вмешиваться в хронические конфликты на границе Израиля, не опасаясь политических последствий. Более того, они на практике убедились, что израильские самолеты - не всесокрушающий вал, а всего лишь цели. Это смогло несколько обелить сирийцев в глазах руководства Кремля.

После позорной для Сирии «Войны Судного дня», когда практически вся дорогостоящая советская техника была уничтожена израильтянами на аэродромах, а пилоты даже не делали попыток подняться в воздух, Москва весьма скептически стала относиться к идее восстановления ВВС Сирии как класса.

Откуда кадры?

Из небольшого ядра, которое было подготовлено еще английскими военными специалистами в 1948 году, выросла когорта талантливых специалистов. В составе ВВС на 1980 год числилось 650 самолетов и вертолетов, не менее ста тысяч кадровых военных и около 40 тысяч резервистов. На тот момент основной задачей руководства страны была коренная модернизация своих ВВС, ради чего в 1986 году правительством был сделан заказ на поставку некоторого количества МиГ-29 из СССР. Также планировалось, что воздушно-десантные войска ВВС Сирии подвергнутся коренной реформации, после которой их структура и подготовка станут аналогичными советской.

Но в 90-е годы по понятным причинам поставки были практически свернуты, и вскоре сирийские «летуны» уже практически не участвовали ни в одной боевой операции. Конечно, с Израилем война велась всегда, не прекращаясь ни на один день, но по причине ослабевания противников евреев в том регионе и роста мощи их армии за счет постоянных поставок техники из США, Сирия оказалась в патовой ситуации. В то время кадровых летчиков осталось не более 60 тысяч, резервистов стало еще меньше, состав ВВС Сирии вообще сократился до 555 единиц. Сравнительно много, но… Многие из самолетов существовали только на бумаге и в воздух подняться не могли даже теоретически.

Современное положение дел

Опять-таки на бумаге все выглядит вполне радужно, так как ВВС Сирии могут сравниться по численности со своими коллегами из Египта или Израиля. Но на самом деле все плохо. Основная проблема - катастрофическое устаревание всего парка боевой авиации. В ее составе числится не более 60 самолетов МиГ-29, около трех десятков МиГ-25 и двух десятков Су-24. Все остальное - очень старые МиГи, которые из-за полного отсутствия вменяемого ТО зачастую даже взлететь не могут. Разумеется, что с такими силами глупо думать о противодействии ВВС Израиля.

К примеру, евреи в последние годы стали эффективно использовать БПЛА собственной разработки, да и их авиационные ракеты очень хороши. У сирийцев же все это находится даже не в зачаточном состоянии, а попросту отсутствует как класс. Даже разведывательные эскадрильи толком не укомплектованы более-менее современной техникой. Да и прикрывать их нечем: практически все МиГ-21, которые хоть как-то могли противодействовать израильским Ф-16, были уничтожены задолго до известных событий, будучи перемолотыми в постоянных приграничных стычках.

Сообщается также, что значительная часть остававшихся у Сирии МиГ-23 была уничтожена так называемыми «оппозиционерами». Впрочем, высока вероятность того, что они взрывали и сжигали уже ни на что не годный металлолом, который не летал уже с конца 90-х годов. В общем и целом, состояние ВВС Сирии на сегодняшний день очень тяжелое.

Тяжелые времена

Как и во многих странах Ближнего Востока, ВВС страны подверглись значительному сокращению, а расходы на их содержание уменьшились в разы. На содержание всей армии даже в сравнительно благополучном 2009 году выделялось не более 3% от ВВП, и это при условии непрекращающейся войны на границах. Ситуация еще более усугублялась умелой «поддержкой» США, которые всячески урезали валютные транши и инвестиции в экономику страны, вводя против нее все новые ограничения.

Официально при этом сообщалось, что сирийцы, якобы, поддерживают «террористов» из Ирака. Террористами при этом называли бойцов правительственной иракской армии, которую в тот момент сами американцы вдохновленно истребляли. Кульминацией стала операция «Фруктовый сад», в ходе которой самолеты Ф-15 и Ф-16 Израиля полностью уничтожили строящийся реактор предполагаемой сирийской АЭС. Есть любопытные сведения о направленной кибератаке, которой подвергались все военные сети страны в этот момент. Из-за этого организованного сопротивления оказать не получилось.

Таким образом, ВВС и ПВО Сирии в настоящее время находятся в столь плачевном состоянии, что сложно говорить об их реальном существовании. Чисто гипотетически, самолеты у страны есть, но вот их реальная боеспособность вызывает глубочайшие сомнения.

ПВО

Особенно большую тревогу вызывает плачевное состояние системы радиоразведки. В отличие от Израиля, который имеет на вооружении немало самолетов ДРЛОиУ, сирийцы вынуждены довольствоваться только системами наземных радаров. Техника эта надежная, но весьма устаревшая. Именно по этой причине самолеты тех же израильтян или турок очень часто нарушают государственную границу страны. Своих же перехватчиков у Сирии практически не осталось, так что противодействовать такому поведению соседей попросту нечем.

Кроме того, не вызывает восторга и ситуация с ЗРК. Когда-то сирийцам было поставлено немалое количество вполне современных по тем временам машин, но из-за ужасающих условий их обслуживания и хранения, когда не соблюдались самые элементарные нормы, большая часть была уже утрачена. Оставшееся оборудование уже очень старое и несовершенное, оно не может гарантировать обнаружения вражеских самолетов во всех ситуациях, а расчеты, приставленные к машинам, далеко не всегда обладают высоким уровнем выучки. Во многом связано это с тем, что многие кадровые военные уже погибли за несколько лет непрерывной войны.

Российская поддержка

Еще со времен Холодной войны, когда основным поставщиком вооружения для Сирии был СССР, аналогичное положение дел сохраняется и в отношении России. В настоящее время проводятся также операции ВВС РФ в Сирии, а также имеются сведения о контрактах с сирийской стороной, которые предусматривают, в частности, поставку боевых вертолетов Ми-25 (это экспортная модификация Ми-24).

Еще в начале 2000-х годов проскальзывала информация о началах поставок МиГ-31Э. Предполагалось, что эти самолеты станут заменой устаревших МиГ-25. На страницах СМИ проскакивали сообщения о заказе восьми машин, поставка которых, якобы, была приторможена из-за финансовых затруднений у сирийской стороны. Но в 2010 году было официально объявлено, что никаких контрактов на самом деле не заключалось.

Поставка МиГ-29 в настоящее время находится в «подвешенном» состоянии. Кроме того, предполагается, что отечественные оружейники намереваются продать Сирии не менее 36 Як-130. По состоянию на конец 2012 года было официально заявлено о заключении контракта. Пока что можно говорить о том, что этой техники в стране еще нет.

Лояльность России

По понятным причинам все эти договоры вызывают ярко выраженную негативную реакцию США и их сателлитов. Но Россия, скорее всего, все свои договоренности выполнит. Многие отечественные экономисты в свое время говорили, что препятствием для поставок может стать разве что низкая платежеспособность сирийцев, так как Москва не собирается повторять ошибок СССР, бесплатно поставляя дорогую технику, но тут дело не только в деньгах.

Еще в 1971 году между нашими странами был заключен договор, по условиям которого Россия имеет право располагаться на базе, расположенной в Тартусе. Во многом это обуславливает и успехи ВВС РФ в Сирии, так как наша группировка имеет хорошие тылы и не испытывает проблем со снабжением.

Война с «оппозицией»

Пока нет достоверных данных о поставках самолетов и вертолетов в Сирию. Во многом этому способствуют и зарубежные «партнеры»: так, корабль, перевозивший отремонтированные Ми-25, вообще был вынужден оставаться в порту, так как страховка судна, находящегося под британской юрисдикцией, была отозвана Великобританией. Только благодаря эскорту боевых российских кораблей, в окружении которых он вышел из порта Калининграда, удалось доставить 30 или 45 вертолетов сирийцам.

Как уже было сказано в самом начале статьи, хорошо себя показали ВВС Сирии в В первые годы войны особенно уважаем был тот самый Ми-25. В составе его вооружения имеются крупнокалиберные пулеметы, ракеты, есть возможность навешивания широкого спектра бомб. Кроме того, был востребован и штурмовик Су-25, некоторое количество которых у сирийцев все же сохранилось. К сожалению, из-за невысокой подготовки многих пилотов и большого количества ПЗРК, практически вся эта техника была потеряна.

Прямая поддержка России

Если бы не российские ВВС в Сирии, правительству Асада было бы совсем туго. Примечательно, что первые сообщения в зарубежных СМИ, касающиеся присутствия нашей авиации на территории этого государства, появились задолго до первых официальных подтверждений. Во многом это обусловлено широким распространением сервисов видеохостинга: еще года полтора назад, когда нашей техники в Сирии не было, по просторам сети гулял ролик, в котором несколько Су-34 и транспортник Ил-86 пролетают над сирийской территорией.

Учитывая, что схема окраски ВВС Сирии чрезвычайно схожа с российской (фактически нами используется тот же самый пустынный камуфляж), можно все же предположить, что это поставленные сирийцам истребители прикрывают российский транспортник, везущий припасы. Но вскоре Правительство Российской Федерации все же сделало официальное заявление. В нем говорилось, что российские ВВС в Сирии действительно присутствуют.

Кстати, а как вообще окрашены сирийские военные самолеты? В отличие от наших ВВС, в которых используется сразу несколько вариантов камуфляжа, которые зависят от непосредственных условий использования, техника этого государства окрашена намного «скромнее». Возможна желто-зеленая окраска или болотный, зеленоватый вариант.

Превалирует обычная песочная окраска с опознавательными знаками ВВС Сирии. Фото этих самолетов, если на них нет каких-то особых отметок, очень легко спутать с аналогичными машинами других государств в этом регионе, которые в свое время получали вооружение у СССР.

Сколько наших самолетов там есть?

Сперва хоть сколько-нибудь достоверных данных о составе нашей группировки в этом регионе не предоставлялось, но сегодня такая информация есть. Итак, в сирийском небе сегодня летают:

  • Су-27СМ - 4 единицы.
  • Су-30СМ - 16 единиц.
  • Су-34 - 12 единиц.
  • Су-24М - предполагается, что этих самолетов там чуть более 30 штук.
  • Наконец, штурмовиков Су-25СМ там есть 12 экземпляров.

Вылеты с территории России

Помимо самолетов, на помощь сирийцам было отправлено по 15 вертолетов Ми-8 и Ми-24. Наконец, сравнительно недавно вылеты на территорию Сирии стали совершать российские ВВС, базированные в Моздоке и Махачкале. Среди «гастролеров», которые представляют ВВС России в Сирии, имеется следующая техника:

  • Легендарные «Белые лебеди», они же Ту-160 - 6 единиц.
  • Не менее известные «Медведи», они же Ту-95 - 5 единиц.
  • Ту22М3 - вылеты совершают от 12 до 14 самолетов.
  • Су-34 - 8 штук.
  • Су-27СМ - еще 4 единицы.

Таким образом, состав нашей группировки достаточно многочисленный, но весьма разнородный. Во многом это объясняется традиционной узкоспециализированной направленностью отечественных боевых самолетов, которые четко делятся на штурмовиков, истребителей, перехватчиков и бомбардировщиков. Учитывая, что в Сирии летают только «сушки», особых проблем с их снабжением не возникает, так как эта техника максимально меж собой унифицирована. То же самое касается и вертолетов семейства «Ми». Вот чем представлены ВВС России в Сирии.