Какие мероприятия составляют служебно боевую деятельность военнослужащих. Виды воинской деятельности

Пособие разработано в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О статусе военнослужащих».

Материал, изложенный в книге, дополняет содержание раздела «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Его могут успешно использовать школьники старших классов, учащиеся колледжей, техникумов, профессионально-технических училищ, студенты педагогических вузов, а также юноши, обучающиеся в учебных пунктах организаций.

Основные виды воинской деятельности и их особенности

Все виды воинской деятельности военнослужащих направлены на поддержание высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделений и частей, в которых они проходят военную службу. Основными видами воинской деятельности являются учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность и реальные боевые действия.

УЧЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определенных предназначением Вооруженных Сил. Учебно-боевая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений. Она предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень военнослужащих и осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время. В ходе этой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, на которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач. Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. В основном это практическая подготовка, направленная на овладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые представляют собой многократное повторение действий, направленных на овладение вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации боевой учебы – учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, психической устойчивости и физической выносливости.

СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач. Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. Оно является выполнением боевой задачи и осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав этих сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных. Для обеспечения необходимой степени боевой готовности военнослужащих при несении боевого дежурства запрещается: передавать кому-либо исполнение своих обязанностей; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав караула обычно входят: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые. Караульные назначаются из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

РЕАЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооруженные Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и имеют целью нанесение поражения противнику.

До появления огнестрельного оружия бой представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием. С появлением ружей и пушек важнейшим элементом боя стал огонь из огнестрельного оружия. Увеличение скорострельности, дальности и меткости огнестрельного оружия, оснащение войск артиллерией, танками и авиацией привели к тому, что успех на поле боя стал достигаться согласованными усилиями разных родов войск. Основными чертами современного боя являются маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность его развития по фронту и в глубину, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава. Он требует от каждого военнослужащего стойкости, инициативы, дисциплинированности. Наиболее сильное воздействие на человека в бою оказывает опасность, которая воспринимается как угроза жизни. Поэтому важное значение в бою имеет способность человека управлять своими чувствами, эмоциями и состояниями, контролировать свое поведение и деятельность. Вооруженное противоборство требует от человека высоких духовных и моральных качеств. История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а морально-психологическая готовность воинов до конца выполнять свой долг. Поэтому каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию. Эти качества приобретаются в процессе военной службы при исполнении всех видов воинской деятельности.

Группа №112 «Машинист локомотива (электровоза)»

Урок « Виды воинской деятельности. Особенности военной службы »

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: Раскрыть структуру воинской деятельности, назначение и сущность.Выявить качество и прочность знаний по основным темам изученного материала.

Задачи:

Обучающие:

Формирование представления о видах воинской деятельности;

Закрепление знаний об особенностях военной службы.

Развивающие:

Развитие умения сравнивать, анализировать, делать вывод;

Развитие воображения.

Воспитательные:

Воспитание культуры безопасности;

Воспитание культуры общения.

УУД:

- Личностные: проявлять интерес и воображения в процессе урока

- Познавательные : принятие и понимание ученой задачи;

Умение классифицировать предметы по их существенным признакам;

Умение структурировать материал;

- Коммуникативные: переработка первичной информации в схему, умение использовать адекватные средства речи для построения собственного высказывания

Регулятивные :поэтапная рефлексия мыслительного процесса;

оценка своих действий на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерные колонки.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    Актуализация знаний. Целеполагание.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах Российской Федерации, а также в других войсках и воинских формированиях. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества.

Деятельность военнослужащего в первую очередь обусловлена его принадлежностью к Вооруженным Силам Российской Федерации.А следовательно, вся его деятельность должна быть направлена на обеспечение тех функций и задач, ради которых создаются Вооруженные Силы. Вот эти виды деятельности мы с вами и рассмотрим. Помимо этого, у нас сегодня последний урок в это учебном году, и мы должны повторить ранее изученные темы. Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Ответы учащихся.

Озвучивание цели урока (на слайде).

    Изучение нового материала.

Можно выделить три основных элемента деятельности военнослужащего, сейчас мы их рассмотрим:

Учебно-боевая подготовка

Учебно-боевая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений.

Учебно-боевая подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава частей и подразделений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и военное время.

Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей: (записать основное)

Носит коллективную направленность (в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и подготовка воинских подразделений к совместным действиям);

Практическая подготовка (направлена на овладение вооружением и техникой и умелое использование их в бою).

Высшей формой обучения являются – учения, на которых отрабатываются способы использования вооружения и военной техники в бою, боевое слаживание подразделений и обеспечение боевых действий. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, в обстановке, приближенной к боевой.

(показ видеофрагмента)

Служебно-боевая деятельность.

Направлена на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т.е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организационное вступление в военные действия, а в военное время - способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы . (Записать)

Боевое дежурство- это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий.

Караульная служба- предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи.

Внутренняя служба- это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы и предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины.

(показ видеофрагмента)

Реальные боевые действия.

Это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооруженные Силы и осуществляются их учебно-боевая деятельность. Реальные боевые действия есть воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и направленная на поражение противника.

Наиболее сильное воздействие на человека в бою оказывают опасность, которая воспринимается как угроза жизни. Поэтому особое место в ходе боя играет способность человека управлять своими чувствами, эмоциями и состояниями, способность контролировать свое поведение и деятельность.

Основной принцип – поражение противника. (записать)

(показ видеофрагмента)

Исполнение обязанностей военнослужащим - это специфическая

область деятельности человека, которая широка и многогранна и

требует от молодого человека перед поступлением на военную службу

осмысленного и взвешенного подхода к оценке своих возможностей и организации своей подготовки к военной службе с учетом требований к

духовным качествам, к уровню образования и физическим качествам.

    Закрепление полученных знаний.

Итак, мы с вами рассмотрели основные виды деятельности военнослужащих, и сейчас закрепим ваши новые знания и знания по прошлым пройденным темам.

У вас на столах лежат схемы – первая - структура ВС РФ.

Вам необходимо заполнить эти схемы. (на каждый вопрос дать по 1 минуте, сразу проверять) Приложение.

    Виды ВС: СВ, ВМФ, ВВС.

    Рода войск: ВДВ, РВСН, КВ.

3 . Следующая схема – воинская обязанность, перечислите основные составляющие воинской обязанности:

Воинский учет

Обязательная подготовка к военной службе

Призыв на военную службу

Прохождение военной службы по призыву

Пребывание в запасе

Прохождение военных сборов в запасе

4. Следующая – виды военной формы одежды:

Парадная

Полевая

Повседневная

5. Далее – кто осуществляет общее и непосредственное руководство ВС:

Общее – Верховный Главнокомандующий(Путин В. В.)

Непосредственное – Министр обороны (Шойгу С. К.)

6. Призывной возраст в России – 18-27 лет

7. Опишите категории годности к военной службе:

А - годен к военной службе; (подлежите призыву)

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; (подлежите призыву)

В - ограниченно годен к военной службе; (освобождение от призыва: призывник зачисляется в запас ВС и ему выдается военный билет)

Г - временно не годен к военной службе; (отсрочка от призыва на 6-12мес.)

Д - не годен к военной службе. (освобождение от воинской обязанности: призывнику выдается военный билет)

8.

учебно-боевую подготовку,

служебно-боевую деятельность и

реальные боевые действия.

    Итог урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами рассмотрели виды деятельности военнослужащего, а также повторили ранее изученные темы по основам военной службы.

Хотелось бы отметить хорошими оценками следующих учащихся _____________________________________________________________________________________________________________________________

за правильные и быстрые ответы на вопросы.

    Рефлексия.

В заключении я предлагаю составить вам синквейн, что в перводе означает «5 строк». В эти 5 строк мы должны записать все самое главное по нашей теме.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Домашнее задание.

Подготовить сообщение на тему «Современное вооружение России»

Спасибо за урок. Мирного Вам неба над головой!

    Виды Вооруженных Сил Российской Федерации

    Рода войск

    Форма одежды:

При принятии Военной присяги, при вручении воинской части Боевого Знамени; при назначении в состав почетного караула; в дни годовых праздников воинской части; при несении службы часовыми по охране Боевого Знамени;

На учениях, маневрах, боевых дежурствах и на занятиях в учебных центрах;

Во всех остальных случаях.

    Руководство ВС РФ.

Общее - _____________________________ фамилия ______________

Непосредственное - ______________________фамилия ____________

    Призывной возраст в России от _____ до _____ лет

7. Опишите категории годности к военной службе:

А - ___________________________________ (подлежите призыву)

Б - __________________________________________________ (подлежите призыву)

В - ___________________________________ (освобождение от призыва: призывник зачисляется в запас ВС и ему выдается военный билет)

Г - ______________________________________ (отсрочка от призыва на 6-12мес.)

Д - _______________________________ (освобождение от воинской обязанности: призывнику выдается военный билет)

    Перечислите основные деятельности военнослужащего:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Виды воинской деятельности и их

особенности в различных видах Вооружённых Сил
и родах войск

В воинской деятельности военнослужащего, исходя из задач военной службы, можно выделить три основных её элемента:

– учебно-боевая подготовка;

– служебно-боевая деятельность;

– реальные боевые действия.

Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач. Она направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава. Осуществляется учебно-боевая подготовка непрерывно в мирное и военное время.

В основном это практическая подготовка по овладению оружием и военной техникой, а также умелым использованием их в бою. Деятельность эта, в основном, коллективная.

Итогом учебно-боевой деятельности является участие частей и подразделений в учениях, на которых отрабатывается практическая часть учёбы: использование оружия и военной техники, боевое слаживание подразделений, обеспечение боевых действий.

Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение боевой готовности частей и подразделений. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к выполнению поставленных задач.

Служебно-боевая деятельность включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службу.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению любых задач или ведению боевых действий.

Подготовка к боевому дежурству проводится в составе подразделений, боевых расчётов, дежурных смен перед каждым заступлением на него.

Караульная служба предназначена для надёжной охраны и обороны боевых знамён, хранилищ с вооружением, военной техникой и т. д. и является исполнением боевой задачи.

Караулом называют вооружённое подразделение, назначенное для выполнения определённой задачи, которое состоит из начальника, караульных и разводящего. Назначают в караул военнослужащих, приведённых к Военной присяге, достойных по своим морально-психологическим качествам.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность, организуемая в соответствии с Уставом внутренней службы. Её назначение – поддержание в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины.

Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооружённые Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и направлены на поражение противника.

В Вооружённых Силах России в 1998 году сформированы следующие виды ВС:

1. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

2. Сухопутные войска (СВ).

3. Военно-Воздушные Силы (ВВС).

4. Военно-Морской Флот (ВМФ).

Сухопутные войска самый многочисленный вид ВС. Перечислим состав СВ:

Мотострелковые войска включают в себя различные воинские части и подразделения: танковые, ракетные, артиллерийские и др. Действовать они могут как самостоятельно, так и в составе других частей.

Танковые войска являются главной ударной силой СВ, состоят из соединений, частей и подразделений, оснащены высокоподвижными танками, мощной броневой защитой и вооружением.

Ракетные войска и артиллерия являются надёжным щитом для войск и, одновременно, основным средством ядерного поражения противника.

Воздушно-десантные войска – мобильный род войск, способный действовать в тылу противника: состоят ВДВ из парашютно-десантных, артиллерийских, специальных и других войск.

Войска противовоздушной обороны – род войск, предназначенный для поражения воздушного противника, а также для защиты войск от воздушного нападения.

Военно-Воздушные Силы – новый вид Вооружённых Сил, созданный в 1998 году после слияния ВВС и ПВО в ходе военной реформы. Включает в себя различные виды авиации: бомбардировщики, истребители, транспортники, штурмовики и др. К ВВС относят и вспомогательные части авиационно-технического обслуживания.

Военно-Морской Флот – вид Вооружённых Сил для защиты и ведения боевых действий на морских и океанских просторах. Состоит из надводных, подводных подразделений, а также морской пехоты, войск береговой обороны.

Понятие воинской деятельности уходит еще в древние века, с появлением организованных групп хорошо вооруженных людей для контроля и защиты интересов тех или иных государственных систем.

Воинская деятельность существовала на протяжении всего периода с момента появления государственности, она играла и играет важную роль в существовании любого государства. В настоящее время в нашей стране заметно повысилось и продолжает повышаться положительное отношение российского общества к Вооруженным Силам. Для того, что бы глубоко и всесторонне изучить мотивационно-смысловую сферу любой деятельности, в нашем случае воинской, необходимо уточнить суть и содержание базовых понятий.

Рассматривая активность людей в Вооруженных Силах необходимо отметить, что воинская деятельность занимает важное место в иерархии деятельности военнослужащих, что обуславливает ее особая социальная значимость. В Вооруженных Силах просматривается два отличительных вида деятельности, такие как воинская и боевая. Подразумевая воинскую деятельность в мирное время, а боевую деятельность в военное время.

Под воинской деятельностью Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации подразумеваются все действия военнослужащих проходящих непосредственно в мирное время. Сюда можно отнести боевые учения, боевоеслаживание, парко-хозяйственную деятельность, учебную деятельность по изучению техники и оружия находящегося на вооружении. Все действия, происходящие до или после боевой деятельности можно отнести к воинской деятельности.

Служебно-боевая деятельность согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечивает высокий уровень готовности военных к немедленному выполнению поставленных перед ним задач связанных с исполнением воинской деятельности в боевых условиях. Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы .

Рассмотрим такие термины Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации как боевое дежурство, караульная служба, внутренняя служба. Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил и родов войск. В состав дежурных сил и средств, входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания. Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ, с вооружением, боевой и другой техники, боеприпасов, взрывчатых веществ, другого имущества военных и государственных объектов, а так же для охраны арестованных и осужденных, содержащихся на губе (гауптвахте) и в дисциплинарном батальоне. Для несения караульной службы снаряжаются караулы.Внутренняя служба, вид службы в воинских частях и на кораблях для поддержания внутреннего порядка, обеспечения нормальных условий жизни, быта и учёбы военнослужащих, наблюдения за строгим выполнением каждым военнослужащим общих воинских и должностных обязанностей, организации и обеспечения порядка и охраны в расположении воинской части (на корабле) .

Федеральный закон комментирует профессиональную деятельность современных военнослужащих сверхсрочной службы весьма разнообразной. С одной стороны, это обусловлено сложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей, с другой - с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинской службы. Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическое развитие, он еще должен обладать и определенными знаниями, без которых невозможно грамотно эксплуатировать военную технику, а, следовательно, одержать победу в современной войне. Выделяя в военно-профессиональной деятельности военнослужащего сверхсрочной службы несколько основных направлений: управление деятельностью воинского коллектива; воспитание и обучение личного состава подразделения (части); постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний .

А.Н. Леонтьев определяет деятельность как «осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя.По его словамдеятельность субъекта – внешняя и внутренняя – опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понятно, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе – к его состояниям и свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии».

В настоящее время имеетсянемало разных систематизаций форм деятельности человека, туда входят материальная (практическая), духовная, производственная, социальная и другие виды деятельности.В первую очередь отметим разделение на духовную и практическую деятельность. Практическая деятельность направлена на изменение реальных предметов природы и общества. К изменениям природы относят материально производственную деятельность, к изменению общества социально-преобразовательную деятельность. Духовная часть направлена на изменение сознания людей. К духовной части можно отнести познавательную деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме), ценностно-ориентированную деятельность (положительное или отрицательное отношение к миру, явлениям), прогностическую деятельность (планирование и предвидение будущих изменений. Так же необходимо отметить среди многообразия человеческой деятельности созидательную и разрушительную деятельность. В созидательную деятельность можно отнести – города, поселения, культурные наследия в искусстве и не только, все то, что создает человек в своей жизнедеятельности для своего и общего блага. Разрушительная деятельность включает в себя в первую очередь войны – это погибшие люди, разрушенные дома, сожжённые деревни и села, множество искалеченных судеб. Но так же разрушительной может быть и деятельность людей находящихся на соответствующих должностях, имеющих определенную власть над людьми, использование своих полномочий власти не по назначению.

Д.С. Еремин в своей работе определяет воинскую деятельность как «сложное социальное явление, частью общественной жизни, представляющую собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др».

Все виды и формы воинской деятельности всегда были и будут взаимосвязаны, так как дополняют и обуславливают друг друга при выполнении поставленных задач. Сюда можно отнести взаимодействие разных структур при разрешении вопросов государственной важности как при охране особо важных объектов, так и при поиске преступников, и сохранения безопасности жизнедеятельности граждан РФ.

Деятельность субъекта, как отмечал А.В. Петровский,«всегда связана с некоторой потребностью являясь выражением нужды субъекта в чем либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующим от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблением ему заключается детерминированность деятельности внешним миром. В процессе этого уподобления происходит "нащупывание" потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации» .

Как выделяет Д.С. Еремин«воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Она представляет собой "предметную ценность" как объект ценностного отношения, оценивается в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания воинской деятельности, закрепляются в общественном сознании и культуре (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами жизнедеятельности общества. В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний о воинской деятельности, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей».

Е.Ф. Банковский представляет основу деятельности не только предметным содержанием, но и потребностямичеловека. Он учитывает «наличие субъективных и объективных возможностей, наличие цели отсутствие противоположных потребностей, действующих в одном направлении с основной потребностью. И только после этого он на основании мотива, который имеет для субъекта данное поведение и переживается как субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект оправдывает, санкционирует данное поведение. Мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым и этим путем создает возможность определенной деятельности».

Любое исторически определённое конкретное общество способно характеризоваться особым набором и иерархией ценностей воинской деятельности, концепция каковых выступает в качестве наиболее высокого уровня социального регулирования. В ней закреплены те аспекты социального признания воинской деятельности (данным обществом и социальной группой), на базе которых развертываются более определенные и специальные концепции нормативного контроля, соответствующие социальные учреждения и сами целенаправленные действия людей. Усваивание концепции ценностей воинской деятельности отдельной личностью, считается одним из условий ее социализации и поддержания законного порядка в обществе.

По словам Е.Ф. Банковского,«анализ многих видов трудовой деятельности показал, что наиболее значимым фактором регуляции поведения является эмоциональная устойчивость. Мотивация может даже превышать оптимальный для действия уровень, но поведение осуществляется неэффективно вследствие дезорганизующей роли эмоционального состояния. Оказывается, мало владеть приемами самопобуждения, надо еще уметь регулировать свои состояния. Были выявлены зависимость эмоциональной устойчивости от морально-волевых качеств человека, умения произвольно тормозить нежелательные эмоциональные реакции; - связь с общей тренированностью человека в произвольной саморегуляции различных процессов» .

А.Д. Лизичев в своей работе утверждает, что «для большинства современных психологических разработок характерно выделение ведущей роли мотивационных аспектов в психологической структуре деятельности. И это не случайно непосредственное обращение к мотивационно-личностному анализу деятельности является одним из ведущих требований системного подхода. В настоящее время резкое повышение технической оснащенности и информационной насыщенности воинского труда ведет к ряду психологически значимых изменений в его содержании: увеличению скорости обработки информации, принятия решения и производства исполнительных действий; возрастанию удельного веса в системах управления непосредственно ненаблюдаемых процессов, отсутствия во многих случаях прямого контакта с противником, дистанционному управлению средствами вооруженной борьбы, возрастанию значимости для исхода боя каждого отдельного решения и практического действия; необходимости длительное время находиться в высокой степени готовности к уничтожению противника способного неожиданно, в считанные секунды появиться в зоне боевого действия и др.Все это, не снижая требований к готовности человека переносить большие физические нагрузки, по-новому ставит вопрос о позновательно-теоритических возможностях военнослужащего - устойчивости его внимания, скорости и точности восприятия, быстроты и гибкости мышления, самостоятельности, готовности принять решение в условиях жесткого лимита времени, психологической устойчивости, решительности» .

Как отмечал советский психолог Горбов Ф.: «В некоторых случаях даже бесспорное личное качество, определенное в индивидуальном плане... имеет лишь относительную готовность для определения того вклада, который будет сделан данным лицом в период совместной групповой деятельности» .

В то же время А.Д. Лизичев в своей работе комментирует современное оружие, «способы его применения вызывают необходимость объединять значительные массы людей и техники в различные комплексы и сложные системы. Элементы этих систем находятся в сложной взаимосвязи на больших пространствах. Роль каждого элемента (расчет, экипаж, отдельный человек) небывало возросла. Нередко от одного человека зависит успех всей системы. Но и роль отдельного человека высоко оценивается лишь в том случае, если безошибочно действовал весь комплекс» .

Деятельность военного изначально подразумевает постоянный риск для жизни, т.к. военнослужащий первый встречает противника при защите рубежей Родины. Особую опасность для военнослужащего представляет вооружение и боевая техника противника, так своих Вооруженных сил. Для того чтобы уменьшить степень опасности, необходимо качественно подготовить и обучить военнослужащих профессиональному владению и управлению вооружением и техникой. Морально подготовить для выполнения поставленных задач, развивать способности к самопожертвованию, преодолению страха в бою и другие волевые качества воина.

Рассматривая значимость профессии в жизни молодежи, А.В. Петровский полагает, что «это важнейший канал социальной мобильности, источник материального благополучия и обретения престижа в обществе. В настоящее время существует большой разрыв между уровнем притязаний определенной части молодых людей и реальным уровнем их возможностей. Уровень притязаний человек устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями, таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я») проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений» .

В.И. Слободчиков утверждал, что «ожидания и оценки молодых людей на рынке труда часто не соответствуют требованиям, которые предъявляют работодатели к своим потенциальным работникам - дисциплинированность, ответственность, способность и желание хорошо работать, умение адаптироваться применительно к конкретным условиям работы, а отсюда и безработица среди молодых людей в 1,5 раза выше чем в среднем по стране» . Что дает нам возможность делать соответствующие выводы необходимости работы с молодым составом, над их психологической составляющей и мотивационной сферой деятельности.

В воинской деятельности условно можно выделить три ос­новных элемента: учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.

Учебно-боевая подготовка - это система мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих, боевому обслуживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению сов­местных боевых действий или выполнению других задач. Эта подготовка прежде всего направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений, т. е. их воз­можностей успешно вести боевые действия и выполнять бое­вые задачи.

Учебно-боевая подготовка обеспечивает высокий военно-профессиональный уровень личного состава частей и подраз­делений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время и включает в себя занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, в ходе которых военнослужащие изуча­ют воинские уставы, оружие и военную технику, приемы дей­ствий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.

Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и ор­ганизуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. Это в основном практическая подготовка, направленная на ов­ладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Высшей формой учебно-боевой подготовки являются уче­ния, на которых отрабатываются способы использования во­оружения и военной техники в бою, производится боевое слаживание подразделений и частей. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техни­кой, в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Служебно-боевая деятельность предназначена для обеспече­ния высокого уровня боевой готовности подразделений и час­тей - их способности в любых условиях начать военные дей­ствия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в боевые действия, а в военное время - способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое де­журство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенны­ми от воинских частей и подразделений и находящимися в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникаю­щих задач или ведению боевых действий. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, де-

Женщины относятся к третьему разряду запаса, имеющие воинские звания офицеров, - находятся в запасе до 50 лет, а остальные - до 45 лет.

Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные негодными к военной службе по со­стоянию здоровья, переводятся в отставку и снимаются с во­инского учета.

Вопросы и задания

1. В какие сроки в Российской Федерации производится призыв граждан на военную службу?

3. Какие вещи военнослужащим разрешается хранить в прикро­ватной тумбочке?

5. Перечислите основные виды воинской деятельности. Какой из них, по вашему мнению, является наиболее важным и почему?

6. С какой целью создается запас Вооруженных Сил РФ?

7. Подготовьте сообщение о цели и содержании военной службы по призыву или военной службы по контракту.

Обеспечение безопасности военной службы | Общие требования к бе зопасности военной службы

Безопасность военной службы - это обеспечение защи­щенности военнослужащих, населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих в ходе деятель­ности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Безопасность военной службы осуществляется в соответст­вии со следующими принципами: обеспечение приоритета жизни и здоровья людей при организации повседневной де­ятельности войск; соблюдение законности; адекватность при­нимаемых мер угрозам безопасности военной службы; комп­лексность и непрерывная профилактическая направленность проводимых мероприятий; четкое разграничение функций, полномочий и ответственности органов военного управления и воинских должностных лиц; государственные гарантии прав и социально-экономического обеспечения военнослужащих при причинении вреда их жизни и здоровью.

Требования безопасности, определяющие защищенность военнослужащих, устанавливаются законодательными актами и нормативно-технической документацией, правилами и инст­рукциями. С целью выполнения этих требований с военнослу­жащими проводятся инструктажи, которые подразделяются на вводные, первичные, повторные, внеплановые и целевые.

Вводные инструктажи проводятся должностными лицами управления воинской части: со всеми военнослужащими - по их прибытии для прохождения военной службы; со слушателя­ми и курсантами, прибывшими в часть на практику (стажиров­ку), - перед ее началом; с командированными в часть лица­ми - по их прибытии в часть. Программа проведения ввод­ного инструктажа утверждается командиром воинской части.

Первичные инструктажи проводят командиры подразделе­ний непосредственно на местах выполнения должностных и специальных обязанностей индивидуально с каждым вновь прибывшим военнослужащим, практически показывая без­опасные приемы и способы выполнения этих обязанностей.

Повторные инструктажи также проводят командиры подраз­делений по программам первичных инструктажей не реже одного раза в полгода.

Внеплановые инструктажи проводят командиры подразделе­ний при введении новых инструкций по требованиям безопас­ности, поступлении нового вооружения, техники и оборудова­ния, получении обзоров и информации о происшествиях, вы­явлении нарушений военнослужащими мер безопасности; перерывах в выполнении воинами должностных обязанностей свыше двух месяцев.

Целевые инструктажи личного состава проводят перед за­ступлением на боевое дежурство (боевую службу); при подго­товке к несению караульной службы; каждый раз при выпол­нении работ, связанных с повышенной опасностью; при пере­возке военнослужащих "и взрывоопасных грузов всеми вида­ми транспорта; при убытии в командировки и отпуска; при ликвидации чрезвычайных ситуаций; в начале купального сезона - о правилах купания; а также в других случаях по ре­шению командира части или соединения.

I Предупреждение гибели

| и травматизма военнослужащих

Командиры и начальники обязаны принимать меры по предупреждению гибели и травматизма военнослужащих. Наи­более важными из этих мер являются следующие:

При организации и несении боевого дежурства следует определять необходимые требования безопасности, соответст­вующие степеням боевой готовности и позволяющие своевременно выполнять внезапно возникающие задачи; допуск воен­нослужащих к несению боевого дежурства разрешается только после обучения их безопасным методам выполнения служеб­ных обязанностей, действиям в аварийных и нештатных ситу­ациях, правилам оказания первой медицинской помощи пост­радавшим при несчастных случаях;

При работе с вооружением и военной техникой необхо­димо обеспечивать ее проведение в строгом соответствии с ус­тановленными технологическими требованиями; допуск воен­нослужащих на право управления техническими средствами для выполнения работ по их обслуживанию и ремонту разре­шается только после обучения и сдачи зачета на право само­стоятельной работы;

При проведении мероприятий боевой подготовки должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности и оп­ределены ответственные за их выполнение; особое внимание должно быть обращено на подбор и профессиональную подго­товку руководителей занятий, оборудование мест их проведе­ния, исправность вооружения и военной техники, средств имитации, умение личного состава соблюдать требования без­опасности на занятиях.

При несении личным составом караульной и внутренней служб особое внимание следует акцентировать на соблюдение требований безопасности при обращении с оружием, психоло­гическую готовность каждого военнослужащего к выполнению своих обязанностей, обеспечение систематического контроля за выполнением должностными лицами суточного наряда сво­их функциональных обязанностей.

I Медицинское обеспечение безопасности военной службы

Медицинское обеспечение военнослужащих представляет собой комплекс мероприятий по сохранению и укреплению их здоровья, оказанию им медицинской помощи, лечению и бы­стрейшему восстановлению трудо- и боеспособности после заболеваний и травм. Это обеспечение включает санитар­но-эпидемиологический надзор, противоэпидемические и ле­чебно-профилактические мероприятия, снабжение медицин­ской техникой и имуществом, научную разработку проблем военной медицины, обеспечение высокой боевой и мобилиза­ционной готовности медицинской службы.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сбо­ры, имеют право на бесплатную медицинскую помощь и бес-

платное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуще­ством по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. Для медицинского обеспечения военнослужащих в Минис­терстве обороны РФ существует широкая сеть военно-лечеб­ных учреждений, которая включает в себя 220 военных гос­питалей примерно на 65 тыс. коек. В их числе такие высоко­специализированные лечебные учреждения, как Главный военный клинический госпиталь им. Н. Н. Бурденко и Цент­ральный военный клинический госпиталь им. А. А. Вишнев­ского. Ежегодно в военных госпиталях проходят лечение более 700 тыс. человек, проводится около 200 тыс. операций и более 25 млн. диагностических исследований. К услугам военно­служащих, кроме госпиталей, функционирует 153 амбулаторно - поликлинических учреждения, 44 санатория и дома отдыха, рассчитанных на 22 тыс. мест.