Сгоревший дирижабль. Дирижабль "Гинденбург" - немецкий пассажирский дирижабль

Дирижабль «Гинденбург» построенный в 1936 году на заводе Фердинанда Цеппелина в Германии сыграл огромную роль в истории авиации. Оснащен по последнему слову техники в то время, имея особую полужесткую конструкцию корпуса, был символом мощи и величия «третьего рейха».

Компания «Цеппелин», возглавляемая Эрнстом Леманном, была абсолютно уверена в надежности «Гинденбурга», который должен был возглавить целую серию воздушных кораблей для трансатлантических перелетов. Дирижабль «Гинденбург» был самым большим подобным летательным аппаратом в мире в свое время. Он имел 245 метров в длину и 41 метр в диаметре. Внутри дирижабля находилось 200000 кубометров водорода.

Дворец в воздухе, так про него говорили, был способен с особым комфортом доставить 72 пассажира через океан на скорости 140 километров в час. Чтоб последние не скучали во время поездки, на дирижабле талантливые повара готовили прекрасную пищу, специально сконструированный легкий рояль играл чудесную музыку, и даже в баре подавали особый коктейль под названием «Гинденбург».

Так выглядел интерьер Дирижабля «Гинденбург».

Роковым стал 18 рейс через Атлантику в Нью-Йорк. 6 мая 1937 года его ждали репортеры, кинооператоры и команда, которая помогала причалить этому огромному гиганту (размеры больше чем в 2 раза превышали футбольное поле). Незадолго после начала посадки – дирижабль вспыхнул. Но благодаря опытному командиру корабля Марку Пруссу и слаженным действиям команды, все же удалось спасти 61 жизнь. До сих пор сохранились кадры крушения дирижабля, которые Вы можете посмотреть ниже. После этого случая эра дирижаблей закончилась. Почему случился взрыв – до сих пор загадка.

В Нью-Йорк «Гинденбург» прибыл 6-го мая. Серебристая сигара снизилась и проплыла мимо небоскребов. Дирижабль настолько близко подошел к «Эмпайр Стейт Билдинг», что пассажиры могли разглядеть в его окнах фотографов, снимавших пролетающий мимо гигант. Внизу на Бродвее и прилежащих улицах собирались толпы людей, которые, задрав головы, смотрели вверх.

Взбудоражив жителей Нью-Йорка своим появлением, удовлетворив собственное тщеславие, капитан Пруст направил «Гинденбург» к месту посадки – в пригород Лейкхерст. Здесь уже несколько сот человек поджидали своих родных и друзей, возвращавшихся из Европы. Была возведена специальная мачта для причаливания дирижабля, однако сильный ветер и начавшаяся гроза задержали остановку. Слишком опасно было цепляться за металлическую мачту, когда в воздухе вспыхивают молнии. Из-за плохой погоды дирижабль больше часа кружил над Лейкхерстом. Наконец, описав широкую петлю над аэродромом и все еще борясь с ливнем, он взял курс на причальную мачту.

И вдруг случилось совершенно невероятное. Сначала послышался глухой взрыв, потом на корме показался сноп пламени, которое в несколько секунд охватило весь дирижабль. И вскоре дирижабль плашмя упал на землю. Эта страшная трагедия произошла так внезапно, так быстро, что все собравшиеся на аэродроме люди поначалу просто растерялись. Потом поднялась паника, и толпа в суматохе начала разбегаться в разные стороны. Из длинного корпуса дирижабля с громадной силой вырывались языки пламени, и через четыре минуты «Гинденбург» полыхал уже весь.

Из 97 пассажиров и членов команды спаслось 62 человека – почти две трети. К счастью, большинство людей находилось в носовой части «Гинденбурга». Они еще ничего не могли понять, но по наклону корпуса дирижабля и по заметавшимся на земле фигуркам людей сообразили, что произошло что-то непредвиденное.

12 человек команды во главе с капитаном Максом Прустом были прижаты к земле раскаленными частями горящего фюзеляжа. Сильно обожженные, они все же выбрались из-под обломков. Макс Пруст был тяжело ранен. Как горящий факел, выскочил из дирижабля Эрнст Леманн, но на следующий день он умер в больнице.

Гибель «Гинденбурга» произвела в Германии самое тягостное и удручающее впечатление. Все немецкие газеты посвящали катастрофе целые полосы. Долгое время, согласно официальной версии, причиной трагедии считали воспламенение водорода. Если бы вместо водорода дирижабль был заполнен гелием, то такой катастрофы бы не случилось. Но гелий немцы не могли использовать, так как он производился только в Штатах, а закупать его там немцы опять-таки не могли из политических и финансовых соображений.

Но в 1972 году вышла книга М. Муни «Гинденбург», которая начисто опровергает официальную версию. Автор ее после тщательного изучения немецких и американских архивов пришел к выводу, что дирижабль взорвался из-за диверсии. Один из членов экипажа – Эрих Шпель, разочаровавшись в гитлеровском режиме, подложил фосфорную бомбу. В результате ее взрыва и произошла катастрофа, потрясшая весь мир.

С тех пор дирижабли, летающие на водороде, больше не строили. И вообще гигант, подобный «Гинденбургу», больше никогда не был построен. Трагедия надолго напугала человечество.

Виктор Коршунов

Ноев ковчег построил любитель. "Титаник" построили профессионалы

амые крупные катастрофы 20 века, произошедшие на воде, на земле и в воздухе: трагедия океанского лайнера "Титаник", катастрофа на Чернобыльской АЭС и гибель дирижабля "Гинденбург". В причинах этих катастроф специалисты разбираются до сих пор.

Огромный и величавый, "Гинденбург" внес в развитие авиации такой же вклад, как и могучий "Титаник" в развитие судоходства. Но из-за злого рока или по иронии судьбы "Гинденбург" постигла та же учесть.

Некоторые факты из истории воздушных катастроф

концу 30-х годов 20 века дирижабль по праву считали не только модным, но и одним из самых современных технических достижений человечества. Одно из главнейших преимуществ дирижаблей – преодоление без дозаправки огромных по тем временам расстояний - сотен и тысяч миль. При этом дирижабли могли перевозить несколько сотен тонн полезного груза. В военное время они могли стать разведчиками и гигантскими бомбардировщиками. Кроме того, в непредвиденных ситуациях, в случае остановки всех двигателей, дирижабли не срывались в крутое пике, а продолжали планировать, постепенно снижаясь, спасая при этом жизнь экипажа и пассажиров.

В истории воздухоплавания было немало грандиозных побед, достижений, открытий, экспедиций и путешествий, связанных с воздухоплаванием и авиацией. Но, увы, были в ней и трагические моменты, которые поставили развитие этого безусловно удобного средства передвижения под большой вопрос. Поэтому этот вид транспорта начал сдавать завоеванные позиции.

Основной причиной стали несколько страшных катастроф, повлекшие гибель десятков людей. Особенно потрясли весь мир аварии дирижаблей-гигантов.

Вот несколько примеров.

1928 год. После весьма удачного полёта на Северный полюс разбился об лёд воздушный корабль "Италия". На розыски отважных исследователей Арктики направилось большое количество самолётов и морских судов, и вскоре экспедиция У. Нобиле была найдена: помогли шведский лётчик и советский ледокол "Красин".

1930 год . Новая авария - разбился дирижабль R-101. Он был предназначен для обслуживания полетов по маршрутам "Англия - Канада", " Англия - Египет - Индия - Австралия". R-101 потерпел аварию в первом полёте. Он являлся крупнейшим английским дирижаблем (объём более 140000м3). Но размеры его не спасли: потеряв большую часть запасов водорода, летающий корабль начал резко снижаться и врезался в холм. Затем произошло возгорание и взрыв. При этом из находившихся на борту 57 человек погибло 48 .

1930 год, 5 февраля . "Осовиахим" ("СССР В-6") -лучший по тем временам советский дирижабль, спешащий на выручку застрявшим на льдине папанинцам, разбился в Заполярье, недалёко от Кандалакши (Мурманская область). Он врезался в непомеченную на карте скалу.

Не везло и американским воздухоплавателям. В середине тридцатых годов погибли два дирижабля - "Акрон" и "Мекон". Эти громадины имели объёмы в 180 000 м3, длину 239 м и диаметр 40,5 м. Известны несколько версий по поводу этих катастроф: неблагоприятные метеоусловия (шторм), технические неполадки (поломка рулей, разломы корпуса из-за больших изгибающих моментов). Самой трагичной стала гибель дирижабля "Акрона". Из 76 человек посчастливилось выжить только троим.

Но, несмотря на статистику смертей в авариях, которые были описаны выше,первое место среди трагедий воздухоплавания принадлежит катастрофе дирижабля LZ-129 "Гинденбург", в которой погибло 35 человек из 97 пассажиров и членов экипажа.

«Гинденбург» - флагманский корабль Гитлера

Германии дирижабль с номером LZ-129 по праву являлся гордостью Третьего рейха. «Гинденбург» был современным воплощением триумфа немецких инженерных решений, технологий и научной мысли, Со свастикой на корме он гордо парил в небе Германии.

Как символ возрождения "третьего рейха", дирижабль стал показателем национального богатства: самым большим и самым дорогим летательным аппаратом, построенным когда-либо руками человека. Гитлер считал его неопровержимым доказательством превосходства арийской расы. «Гордый ангел новой Германии» - так назвал его один из баварских поэтов

Однако «Гинденбург» для конструкторов означал большее, чем просто рекламный символ фашистской Германии. Он был самым безопасным средством для воздухоплавания, оснащенный самыми современными по тем временам навигационными приборами и оборудованием.

По данным на конец мая 1937 года «Гинденбургом» было доставлено в пункты назначения более 3 000 человек, Он выполнил 21 перелет через Северную Атлантику и 16 - через Южную.

Первые полеты «Гинденбурга»

первые "белый свет" крупнейшее воздушное судно «Гинденбург» (цеппелин LZ 129) увидел 4 марта 1936 года. Его торжественно вывели из эллинга - места для сборки дирижаблей. Свое название дирижабль получил в честь Пауля фон Гинденбурга, рейхспрезидента Германии. Это было самое громадное воздушное судно из всех, которые до этого времени когда-либо поднимались над землей.

Дирижабль в небе над Германией впервые увидели во время выборов в Рейхстаг.

Одновременно со своим «коллегой» - дирижаблем - "Граф Цеппелин" - он выполнял рейсы от Гармиш-Партенкирхена до Кенигсберга (нынешнего Калининграда). На бортах корабля реяли вымпелы нацистов. Хвост украшала свастика. На тех, кто находился на земле, с неба сыпались тысячи листовок с гитлеровской пропагандой, а громкоговорители трубили: "Выполни свой долг - выбери фюрера!". Возможно, эта акция сыграла отведенную ей роль: по одномандатному списку партия НСДАП получила почти 99 процентов голосов. Это официальная статистика выборов 29 марта 1936 г.

Свои первые полеты с пассажирами «Гинденбург» начал в мае 1936 года.

Он совершил полеты в Америку: Северную (Лейкхерст) и Южную (Рио-де-Жанейро). В это же время «Гинденбург» установил рекорд скорости, преодолев за 43 часа Северную Атлантику. К концу мая 1937 года дирижабль совершил 37 успешных перелетов через Атлантику. В пункты назначения он доставил около 3000 человек.

Технические характеристики «Гинденбурга»

лина - 245 метров (по другим данным -248 метров), для сравнения - длина «Титаника» - 240 метров;
максимальный диаметр - 41,2 метра (по другим данным -40 метров);
номинальный объём - 200000 кубометров газа в баллонах; алюминиевые баки, как правило, заполнялись на 95 % - т.е. около 190 000 кубических метров водорода;
двигатели - четыре дизельных двигателя «Даймлер-Бенц»;
максимальная мощность двигателей - 1200 л. с. каждый;
грузоподъемность - 242 тонн (из них 100 тонн составляла полезная нагрузка);
максимальная скорость - до 135 километров в час (а при попутном ветре - до 150 километров в час);
Максимальная дальность полета - более 15 000 км с полезной нагрузкой в 90-100 тонн.
Для того времени это были очень высокие показатели.

Обшивка «Гинденбурга» была сделана из особопрочной ткани на основе хлопка, Ткань предварительно обрабатывалась расствором, в состав которого входили бутират ацетилцеллюлозы, оксид железа, присадка из порошка алюминия. Этим конструкторы хотели обеспечить не только прочность оболочки, но и защитить дирижабль от возможного пожара.

Сигарообразный корпус корабля разделялась на 16 отсеков, служившими "баками" для топлива - водорода.

Красиво жить не запретишь

омещения дирижабля "Гинденбург", предназначенные для пассажиров, были несравнимо комфортабельнее, чем на любых других воздушных судах, которые когда-либо существовавали до него. Настоящий "летающий дворец" - так называли его современники. Состоятельные клиенты не только совершали перелеты из Европы в Америку и обратно, но при этом еще и наслаждались комфортной обстановкой.
Для этого им были предоставлены:
26 двухместных комфортабельных кают , они были оборудованы душевыми кабинками с проточной горячей водой (ванны были бы слишком тяжелы);
салон, в котором имелся небольшой, специально изготовленный для дирижабля облегченный рояль из аллюминия;
читальный зал;
прогулочные галереи;
смотровая платформа, расположенная в нижней части дирижабля;
курительный салон; 333
ресторан, в котором пассажиры, расположившись за удобными столиками, рассматривали с высоты птичьего полета проплывавшую внизу местность;

бар , в котором подавали "фирменный напиток" - охлажденный коктейль "Гинденбург";
великолепной кухня, где самые лучшие германские повара готовили изысканные блюда и подавали их на позолоченном голубом фарфоре.

Большинство пассажиров проводило свое свободное время в куполе с большими окнами, или на смотровой площадке.
Обслуживали богатых клиентов 10 человек персонала и 40 - команды.
Сколько стоило такое путешествие?
В различных источниках цифры существенно отличаются: от 400 до 800 долларов. Вероятнее, по видимому, первая.

Меры безопасности

а, красиво жить не запретишь.

Но, тем не менее, со всем своим оборудованием, многочисленными каютами, барами, ванными из мрамора и прочим, «Гинденбург» представлял собой, фактически, огромную летающую водородную бомбу. В баллонах, размещенных внутри гигантского дирижабля, находилось почти 200000 кубических метров самого взрывоопасного газа - водорода. Для того, чтобы произошел мощный взрыв, хватило бы маленькой искры.

Как показали расчеты Гуго Экнера - одного из создателей дирижабля - «Гинденбург» мог бы стать безопасным, если бы его баллоны заполнить не водородом, а негорючим гелием. Но единственное разработанное месторождение природного гелия в те времена располагалось на территории США, штат Техас. Так сложились обстоятельства, что американцы стали монополистами в этой области. Поэтому они и смогли диктовать свои условия. Германия согласна была пойти на любые уступки, чтобы купить около миллиона кубометров этого необходимого газа. Но, вопреки желаниям нацистов, конгрессмены США приняли специальный закон, запрещающий продажу им гелия.

Это было самое безопасное воздухоплавательное средство, оборудованное самыми современными (по тем временам) приборами навигации и другим необходимым оборудованием. Требования для обеспечения безопасности пассажиров и команды на дирижабле были гораздо строже, чем на других воздушных и морских судах, и соблюдались они с немецкой педантичностью.

Самый жесткий запрет, который действовал на «Гинденбурге» - это запрет на любые открытые источники огня, которые на «Гинденбурге» в прямом смысле представляли угрозу для жизни. Поэтому все, в том числе и самые именитые пассажиры, при посадке обязательно сдавали спички, зажигалки, электрические фонари и любые другие устройства, которые могли бы вызвать искру.

Команда надевала верхнюю одежду из антистатической ткани и обувь на подошве из пеньки.

Но, несмотря на столь жёсткие ограничения, на «Гинденбурге» имелась специально оборудованая курительная комната, в которой размещалась единственная на дирижабле электрическая зажигалка. Чтобы предотвратить попадание в «курилку» водорода, в ней постоянно поддерживалось небольшое повышенное давление воздуха. Войти в комнату можно было через специальный «пропускник» - воздушный шлюз.
Так конструкторы решили одну из проблем обеспечения пожаробезопасности.


Последний полет

ичто не предвещало...

Именно это время для "Гинденбурга" стало точкой отсчета его последнего полета.
Дирижабль, уже не в первый раз, поднялся над землей и взял курс на Америку.
На борту находилось 36 пассажиров. В багажные отделения было загружено почти 900 кг ручной клади: чемоданов, саквояжей и прочих мелочей. Капитан корабля - Макс Прусс - занял свое место в гондоле управления. Он был опытным воздухоплавателем, военным летчиком, участвовал в Первой мировой войне. Своё дело он знал назубок
Обычно путешествие до Нью-Йорка составляло от 65 до 70 часов. Но достаточно сильный встречный ветер, дувший над Атлантикой, заставил путешественников опоздать почти на 10 часов.

Дирижабль «Гинденбург»

Дирижабль «Гинденбург»

6 мая 1937 года, завершая очередной трансатлантический рейс, при выполнении посадки на главной воздухоплавательной базе военно-морских сил США в Лейкхерсте наполненный пожароопасным водородом «Гинденбург» загорелся и потерпел катастрофу, в результате которой погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек, а также один член наземной команды.

История постройки

«Гинденбург» начал свои полеты с пассажирами ещё в мае 1936 года. Ему удалось совершить перелёты в Северную (Лейкхерст) и Южную (Рио-де-Жанейро) Америку. В том же году «Гинденбург» совершил самый быстрый перелёт через Северную Атлантику - за 43 часа. К маю 1937 года цеппелин совершил 37 рейсов через Атлантический океан, доставив в пункты назначения около 3 000 человек.

Путешествие в дирижабле было весьма комфортабельным . В корпусе дирижабля имелся ресторан с кухней и салон с небольшим, специально изготовленным для дирижабля облегченным роялем. В нижней части дирижабля была оборудована смотровая платформа. . Ограничений было несколько. Первое из них - вес, поэтому вместо ванн предлагался душ, и все, что можно, было сделано из алюминия, из него же был изготовлен и рояль. Второе, и самое важное ограничение - запрет на источники открытого огня, которые на «Гинденбурге» в буквальном смысле являлись угрозой для жизни. Все, кто находился на борту, включая пассажиров, перед посадкой были обязаны сдавать спички, зажигалки и прочие устройства, способные вызвать искру. Несмотря на такие жёсткие ограничения, на «Гинденбурге» была оборудована специальная комната для курения . В помещении для курения находилась единственная на борту электрическая зажигалка. Для обеспечения пожаробезопасности в комнате постоянно поддерживалось небольшое избыточное давление, что препятствовало проникновению в неё водорода, а попасть в комнату можно было через воздушный шлюз.

Крушение «Гинденбурга»

Крушение «Гинденбурга»

В свой последний полёт «Гинденбург» отправился вечером 3 мая 1937 года. На борту было 36 пассажиров, стоимость билетов для которых равнялась приблизительно четырёмстам долларам . В багажных отделениях было около 900 кг чемоданов, саквояжей и прочей ручной клади. В гондоле управления занимал свое место капитан корабля - Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны.

Вылетев из Германии и преодолев Атлантику за 77 часов , 6 мая 1937 года «Гинденбург» показался над Манхэттеном . Желая угодить пассажирам и продемонстрировать американцам дирижабль, капитан корабля подвел цеппелин практически вплотную к смотровой площадке Empire State Building , где воздушное судно уже поджидали репортеры и зеваки.

Покружив над городом, дирижабль направился в сторону базы Лейкхерст, где он должен был совершить посадку. Однако над полем была сильная гроза, и начальник базы, известный дирижаблист Чарльз Розендаль, не рекомендовал капитану Пруссу выполнять посадку. Цеппелин некоторое время кружил, ожидая разрешения на посадку. Наконец «Гинденбургу» было дано разрешение на посадку.

В 19 часов 11 минут дирижабль снизился до 180 метров. С земли репортаж о прибытии дирижабля вёл американский журналист Герберт Моррисон.

«Веревки уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают корабль, чтобы… Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на пятьсот футов… Это кошмар. Это ужасный кошмар. Все в огне… смотри, Скотти, смотри, Скотти, не заслоняй мне… О, Боже, это ужасно! О, Боже, отойди же, не заслоняй. Пожалуйста! Все горит, и обломки падают на причальную мачту и людей вокруг… Это одна из самых ужасных катастроф в мире!»

В 19 часов 20 минут дирижабль уравновесили, после чего с его носа сбросили причальные канаты . В районе 4-го газового отсека сверкнула яркая вспышка. Спустя миг, в небо взметнулся ослепительный столб огня. От едкого чёрного дыма стало в семь часов вечера черно, как поздней ночью. Огонь быстро распространялся по направлению к носовой части, уничтожая самое красивое воздушное судно в мире и грозя убить команду и пассажиров. Большинство пассажиров сумело спрыгнуть на землю.

Капитан Прусс в сложившейся обстановке не растерялся и делал всё, чтобы увеличить шансы людей на спасение. «Гинденбург» упал на землю рядом со швартовочной мачтой.

Из 97 пассажиров и членов команды спаслось почти две трети - 62 человека. Через мгновения часть команды во главе с капитаном воздушного судна Максом Пруссом были прижаты к земле пылающими обломками горящего корпуса. Сильно обожженным, им все же удалось выбраться из-под обломков. В этой катастрофе погиб Эрнст Леманн, глава компании «Цеппелин» , выпустившей дирижабль «Гинденбург». Капитан корабля Макс Прусс выжил, но его лицо осталось до конца жизни изуродованным до неузнаваемости.

В 1938 году фирма «Цеппелин» построила ещё один дирижабль - LZ 130, который был назван «Граф Цеппелин» (такое же имя носил и предшественник «Гинденбурга» - дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин»). Но ему не было суждено принять на борт пассажиров: в Германии полёты с пассажирами на дирижаблях, заполненных водородом, были запрещены.

Версии крушения

Примечания

Литература

  • Dick H. and Robinson D. The golden age of the great passenger airships Graf Zeppelin and Hindenburg. - Washington, D.C. and London: Smithsonian Institution Press, 1985, ISBN 0-87474-364-8
  • Tittel L. LZ 129 „Hindenburg“. - 4., überarb. Aufl., Zeppelin-Museum Friedrichshafen, 1997, ISBN 3-926162-55-4
  • Kleinheins P. Die großen Zeppeline. Die Geschichte des Luftschiffbaus. - 3., überarb. Aufl., Berlin Heidelberg New York, 2005, ISBN 3-540-21170-5

Ссылки

  • Navy Lakehurst Historical Society (англ.)
  • Airships.net: LZ-129 Hindenburg (англ.) (Проверено 12 апреля 2009)
  • Bericht des deutschen Untersuchungsausschusses (1937) (нем.) (см. также 2 схемы из отчёта - внизу этой страницы)
  • Hindenburg Hydrogen Fire (англ.)
  • Faces of the Hindenburg (англ.) (о людях, находившихся на борту «Гинденбурга» в его последнем полёте)
  • H. Busch: Funkausrüstung und Peilsystem des LZ 129 (нем.)
  • Секунды до катастрофы: Дирижабль «Гинденбург» (видео)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дирижабль «Гинденбург»" в других словарях:

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

"ТАСС/Reuters/Next Media Animation 2017"

ТАСС-ДОСЬЕ. 80 лет назад, 6 мая 1937 г., на территории воздухоплавательной базы ВМС США Лейкхёрст (шт. Нью-Джерси, США) при выполнении посадки потерпел крушение самый большой в мире на тот момент пассажирский дирижабль - немецкий жесткий "цеппелин" LZ 129 Hindenburg ("Гинденбург").

Этой катастрофой, в которой погибли 36 человек, завершился период использования дирижаблей в качестве коммерческого пассажирского транспорта.

История "Гинденбурга"

В Германской империи коммерческие пассажирские воздушные перевозки на дирижаблях начались в 1910 г. Использовались воздушные суда, разработанные графом Фердинандом фон Цеппелином (1838-1917). Годом ранее он же основал первую в мире авиакомпанию DELAG, которая к 1930 г. была преобразована в Deutsche Zeppelin Reederei (DZR).

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. по заказу DZR инженеры предприятия Luftschiffbau Zeppelin разработали проект крупного дирижабля для трансатлантических перелетов, призванного заменить LZ 127 Graf Zeppelin ("Граф Цеппелин" 1927 г. постройки, в 1929 г. осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный полет).

Генеральным конструктором нового дирижабля-гиганта был Людвиг Дюрр, дизайн интерьеров выполнили архитекторы Фриц Август Бреухаус де Гроот и Цезарь Пиннау. По первоначальному проекту планировалось использовать в качестве несущего газа гелий - менее опасный, чем легковоспламеняющийся водород, который в 1920-х гг. послужил причиной ряда катастроф дирижаблей со значительным числом жертв. Из-за введенного США эмбарго на поставки гелия в Германию инженерам пришлось изменить проект под использование водорода, не уменьшая габаритов аппарата.

Строительство было начато в 1931 г. во Фридрихсхафене (Германия), первый пробный полет состоялся 4 марта 1936 г., после чего воздушное судно передали DZR. Дирижабль получил регистрационный номер D-LZ129 и имя в честь немецкого президента генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга (1847-1934). На момент постройки "Гинденбург" являлся крупнейшим воздушным судном в мире.

Жилые и технические палубы размещались внутри корпуса, подвешенная под корпусом гондола служила только для управления дирижаблем. Для облегчения веса большая часть конструкций была выполнена из дюралюминия - сплава алюминия с медью и магнием. Дюралюминиевым был даже рояль фирмы Bluthner, специально заказанный для "Гинденбурга" и установленный в кают-компании.

Технические характеристики

Длина - 245 м;

Максимальный диаметр - 41,2 м;

Номинальный объем газа в газовых отсеках - 190 тыс. куб. м;

Эксплуатационная мощность каждого из четырех дизельных двигателей Daimler-Benz LOF-6 - 900 лошадиных сил; максимальная - 1 тыс. 320 лошадиных сил;

Запас топлива - 60 т;

Скорость - до 135 км/ч;

Грузоподъемность - до 100 т полезной нагрузки;

Пассажировместимость - 50 человек в 25 двухместных каютах (после модернизации зимой 1936-1937 гг. число спальных мест выросло до 72).

Экипаж и персонал - до 54 человек, после модернизации 1936-1937 гг. - до 60 человек.

Эксплуатация

Первый коммерческий рейс "Гинденбург" выполнил с 31 марта по 4 апреля 1936 г. - "цеппелин" перевез 37 пассажиров, 61 кг почты и 1 тыс. 269 кг груза с аэродрома Лёвенталь (ныне - аэропорт Фридрихсхафен, Германия) в Рио-де-Жанейро (Бразилия). С мая 1936 г. "Гинденбург" регулярно обслуживал трансатлантические пассажирские линии, связывая Германию с Рио-де-Жанейро, Ресифи (Бразилия) и Лейкхёрстом.

Кроме того, вместе с "Графом Цеппелином" дирижабль использовался для пропагандистских полетов, был задействован в церемонии открытия XI летних Олимпийских игр в Берлине 1 августа 1936 г. В общей сложности "Гинденбург" выполнил 62 цикла "взлет-посадка", преодолев 337 тыс. км.

Катастрофа

3 мая 1937 г. "Гинденбург" под командованием капитана Макса Прусса отправился в рейс по маршруту Франкфурт - Лейкхёрст. На борту в ходе 63-го по счету полета находились 97 человек - 36 пассажиров, 40 членов штатного экипажа и еще 21 человек - представители авиаперевозчика и члены экипажа строившегося в Германии дирижабля Graf Zeppelin II, проходившие обучение на "Гинденбурге". 6 мая дирижабль достиг Нью-Йорка. Пилоты провели машину максимально близко к смотровой площадке небоскреба Empire state building, сделали несколько кругов над городом и к 16:00 по местному времени подвели воздушное судно к посадочной площадке на базе Лейкхёрст (около 80 км от Манхэттена, Нью Йорк).

Некоторое время аппарат маневрировал, ожидая ухода грозового фронта и разрешения на посадку. Получив его в 19:09, экипаж снизил воздушное судно до высоты 180 м и сбросил причальные канаты. В 19:25 в районе кормы, под вертикальным стабилизатором, возникло возгорание. В течение 30 секунд огонь охватил корпус дирижабля, после чего тот рухнул на землю близ швартовой мачты и полностью сгорел.

Погибли 36 человек - 13 пассажиров, 22 члена экипажа и сотрудник наземной службы. Спастись удалось 23 пассажирам и 39 членам экипажа, в том числе капитану дирижабля. Многие получили сильные ожоги.

Репортаж о гибели "Гинденбурга" в прямом радиоэфире вел американский журналист Герберт Моррисон, также катастрофу запечатлели операторы кинохроники.

Причина крушения

Расследованием причин катастрофы занимались комиссии имперского министерства авиации Германии и министерства торговли США. 21 июля 1937 г. был опубликован отчет американских экспертов, согласно которому причиной гибели "Гинденбурга" стало воспламенение воздушно-водородной смеси, "с большой долей вероятности" вызванное коронным разрядом ("огни святого Эльма"), который возник на оболочке дирижабля.

Немецкий отчет был опубликован в 1938 г. и в целом повторял выводы американцев - по мнению экспертов, причиной катастрофы могла стать искра между наружной оболочкой воздушного судна и его каркасом, возникшая из-за разницы потенциалов после прохода дирижабля сквозь грозовой фронт. Искра, "вероятно", воспламенила водород, который из-за ранее возникшего повреждения 4-го или 5-го газового баллона смешивался с окружающих воздухом, что и привело к гибели "цеппелина".

Выдвигались также версии о диверсии на борту, однако обе комиссии не нашли существенных доказательств в их поддержку.

Последствия для воздухоплавания

Радиорепортаж Моррисона и хроникальная киносъемка гибели "Гинденбурга" вызвали значительный общественный отклик, в СМИ широко обсуждалась опасность "цеппелинов" как способа передвижения. В конечном счете это привело к отказу от использования дирижаблей в качестве пассажирских лайнеров.

Вскоре после катастрофы Deutsche Zeppelin Reederei отменила все рейсы в Бразилию и США, немецкое правительство ввело запрет пассажирских перевозок на дирижаблях. Строившийся в тот момент германский LZ 130 Graf Zeppelin II был завершен, но использовался только для пропаганды и в военных целях. Весной 1940 г. он был разобран по приказу рейхсминистра авиации Германа Геринга, так как дюралиминий был нужен для строительства военных самолетов.

В 1997 г., через 60 лет после катастрофы в Лейкхёрсте, торговая марка Zeppelin была возрождена - началось строительство немецких дирижаблей Zeppelin NT которые вмещают до 14 человек и применяются для кратковременных (до нескольких часов) полетов в различных целях. В качестве несущего газа они используют пожаробезопасный гелий.

Увековечение памяти

Семь жертв катастрофы были похоронены в братской могиле на главном кладбище Франкфурта-на-Майне (Германия), где в 1939 г. установлен монумент в память о гибели "Гинденбурга", выполненный скульптором Карлом Штоком. В день 50-летия катастрофы, 6 мая 1987 г., на месте крушения в Лейкхёрсте также открыт памятник - гранитные плиты в виде стилизованного силуэта дирижабля опоясывает желтая якорная цепь.

Катастрофе воздушного судна посвящены кино- и телефильмы "Гинденбург" (США, 1975, реж. Роберт Уайз), "Гинденбург": "Титаник" небес" (Великобритания, 2007, Шон Гранди), "Гинденбург": последний полет" (Германия, 2011, Филип Кадельбах). Кроме того, кадр горящего "Гинденбурга" из документальной кинохроники использован на обложке дебютного альбома рок-группы Led Zeppelin (1969).

КРУШЕНИЕ ДИРИЖАБЛЯ «ГИНДЕНБУРГ»

Символ величия гитлеровской Германии, гигантский дирижабль LZ-129, получивший прозвище «Небесный Титаник», в 1937 году взорвался в момент швартовки на американской военно-морской базе в Нью-Джерси. Из находившихся на борту 97 пассажиров и членов экипажа погибло 36 человек. Согласно последним данным, причиной трагедии был террористический акт.

Летом 1900 года немецкий генерал Фердинанд фон Цеппелин представил публике сконструированный им дирижабль – управляемый рулями и движимый воздушным винтом аэростат, имеющий обтянутый тканью металлический каркас. Первый опыт оказался неудачным – пролетев 32 километра за 18 минут, «жесткий» дирижабль Цеппелина попал в бурю и разбился. Через пять лет на свет появился доработанный вариант «воздушного корабля», который успешно прошел все испытания. Несмотря на то что вскоре он тоже разбился при посадке, дирижаблестроение стало бурно развиваться в Европе и Америке, а все аппараты подобной конструкции с той поры стали называться «цеппелинами».

Небывалую популярность дирижаблям обеспечивала рекордная грузоподъемность и высокая скорость перемещения по воздуху. Цеппелины с успехом использовались в военном деле, а в 1909 году уже была создана первая в мире пассажирская транспортная компания «Германские дирижабли». В марте 1917 года, к моменту смерти своего основателя, фирма Фердинанда Цеппелина построила более 100 управляемых аэростатов, два из которых – «Граф Цеппелин» и «Гинденбург» – навсегда вошли в историю мирового воздухоплавания. Первый знаменит тем, что почти за 10 лет работы перевез более 13 тыс. пассажиров, а второй – стал последним аэростатом, совершавшим регулярные рейсы с людьми на борту.

Дирижабль «Гинденбург», регистрационный номер LZ-129, был построен фирмой Deutsche Zeppelin-Reederei в 1936 году. Имя покойного президента Германии корабль получил по личному распоряжению Гитлера. По мнению фюрера, самый большой и самый дорогой летательный аппарат того времени должен был символизировать возрождение Третьего рейха, являть собой неопровержимое доказательство превосходства арийской расы.

По размерам новый дирижабль не уступал печально известному «Титанику». Алюминиевый корпус воздушного гиганта длиной 248 м и диаметром более 40 м был разделен на 16 отсеков, в которых находились камеры, заполненные взрывоопасным водородом. Полный объем газа составлял 212 тысяч м 3. Снизу к каркасу цеппелина подвешивались 4 дизельных двигателя мощностью по 1050 л. с. и гондола с кабиной пилотов, пассажирским салоном и грузовым отсеком. При полном запасе топлива «Гинденбург» мог перевезти 50 пассажиров с багажом и 12 т другого груза на расстояние до 15 тысяч км, развивая при этом максимальную скорость 135 км/ч.

На втором этаже гондолы дирижабля (верхней палубе) находилось 26 двухместных кают, бар, гостиная со специально сконструированным легким пианино и эстрадой для кабаре, а также вместительный танцзал и огромная библиотека. Вдоль бортов были устроены прогулочные галереи с огромными наклонными окнами. На нижней палубе размещалась кухня, лифтовое хозяйство и служебные помещения. Рекламный проспект сообщал: «Обращено большое внимание на комфорт пассажиров, к услугам которых большой салон, служащий также рестораном, удобные спальные кабины, снабженные кнопками для вызова стюартов, умывальные комнаты и передовая электрическая кухня». Кроме этого, «Гинденбург» был оснащен самыми современными навигационными приборами и оборудованием. Строго соблюдались меры противопожарной безопасности. В частности, экипаж был облачен в антистатическую верхнюю одежду и обувь на пеньковой подошве, а пассажиры перед посадкой сдавали спички, зажигалки и фонарики.

Едва сойдя со стапелей Фридрихсхафенской верфи, «Гинденбург» сразу же установил мировой рекорд скорости, справившись с перелетом через Северную Атлантику за 43 часа.

В том же 1936 году дирижабль совершил 10 рейсов на Американский континент (при астрономической стоимости билета – более 800 долларов США), а на следующий год планировались еще 18. В книге «„Гинденбург“ – иллюстрированная история» говорилось: «В тот момент его популярность была почти мистической. Где бы он ни появлялся, повсюду он производил сенсацию. Не будет ошибкой сказать, что это был самый известный из всех когда-либо существовавших воздушных кораблей».

Поздним вечером 3 мая 1937 года «Гинденбург» открыл навигацию, стартовав из Франкфурта-на-Майне и взяв курс к берегам Нового Света. На борту находился один из директоров фирмы Deutsche Zeppelin-Reederei Эрнст Лейман, который решил лететь в составе экипажа после того, как стало известно о готовящейся диверсии на дирижабле. Об этом Лейману сообщили в гестапо и показали соответствующий донос-предупреждение. «В этой ситуации я обязан быть с моими парнями», – объявил инженер о своем решении, и никто не смог уговорить его воздержаться от полета. Накануне приняли необходимые меры безопасности – о всех пассажирах собрали информацию, за подозрительными установили скрытое наблюдение. Капитаном корабля назначили опытного пилота Макса Прусса, имевшего боевую закалку Первой мировой войны.

Перелет через океан прошел без происшествий и спустя трое суток незабываемого путешествия пассажиры «Гинденбурга» очутились над Манхэттеном. Из открытых окон обзорного помещения они поприветствовали репортеров и фотографов, встречавших их на верхней площадке самого высокого здания в мире – 102-этажного небоскреба Эмпайр Стейт-билдинг. К вечеру 6 мая 1937 года цеппелин благополучно прибыл на военно-морскую базу «Лейкхерст», штат Нью-Джерси, – конечную цель полета, но из-за начинавшейся грозы был вынужден уйти в сторону Атлантик-сити. Через полтора часа, переждав непогоду, Макс Прусс снова взял курс на базу, поскольку в полночь того же дня должен был вылетать в обратный путь.

В аэропорту опоздавший дирижабль встречало более тысячи человек – родственники, репортеры, кинооператоры, аэродромная обслуга. Под звуки бравурного марша корабль описал дугу, чтобы положить нос по ветру, затем двигатели отработали реверс, и серебристая сигара с черной свастикой на огромном хвосте медленно подошла к 60-метровой причальной башне.

В 19.25 с гондолы дирижабля на землю полетели швартовы. Радиоприемники по всей стране транслировали репортаж, который вел известный американский журналист Герберт Моррисон: «Веревки уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают корабль, чтобы… Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на пятьсот футов…» На глазах у объятых ужасом свидетелей «Гинденбург» быстро превращался в факел – огонь получал непрерывную подпитку из огромных отсеков, заполненных водородом. Когда через мгновение все было кончено, Моррисон продолжал: «Я никогда не видел ничего более страшного. Это самая ужасная катастрофа в мире! Все пассажиры погибли! Я не могу в это поверить!»

Уже через несколько секунд после начала пожара дирижабль задрал нос и ударился кормой о землю. Это позволило нескольким пассажирам, стоявшим в коридоре гондолы, выпрыгнуть в окна с пятиметровой высоты и таким образом остаться в живых. Командир «Гинденбурга» Макс Прусс и члены экипажа, находившиеся в носовой рубке, сгорели заживо на своих рабочих местах. Другие люди мгновенно погибли от удушья, поскольку кислород сразу же был поглощен горевшим водородом.

За тридцать две секунды, пока длился пожар, пламя полностью уничтожило корабль, оставив на земле его искореженный железный остов. И только свастика чернела на чудом уцелевшем хвостовом оперении… Итог катастрофы был ужасен. Из тридцати шести пассажиров, бывших на борту «Гинденбурга» в тот злополучный вечер, 13 сгорели, разбились или умерли от ран и ожогов. Из шестидесяти одного члена экипажа погибли 22 человека (в том числе от ожогов скончался директор фирмы-производителя дирижабля Э. Лейман). Погиб также один из техников аэродромной службы базы «Лейкхерст».

Расследование, немедленно начавшееся в США, длилось около года, но так ни к чему и не привело. Агенты ФБР отрабатывали множество версий: от саботажа на борту цеппелина до удара молнии в причальную башню. На полном серьезе полиция допрашивала местного фермера, которого досужие репортеры сделали главным виновником взрыва на военно-морской базе. Поводом к обвинению послужила газетная статья, в которой сообщалось, что фермер выстрелил из ружья в швартовавшийся дирижабль, так как из-за рева авиационных моторов у него в сарае перестали нестись куры… Самой вероятной причиной катастрофы признали воспламенение гремучего газа (он образовался из-за утечки водорода), которое возникло от разряда статического электричества, накопившегося в результате прошедшей накануне грозы. В конце концов, дело о крушении «Гинденбурга» было закрыто, а виновные так и не найдены.

Германские спецслужбы провели свое расследование катастрофы, получив на то личное распоряжение фюрера. Гестапо оказалось профессиональнее своих заокеанских коллег. В результате проведенных розыскных мероприятий стало ясно, что «символ Третьего рейха» был уничтожен «адской машиной», установленной одним из членов экипажа. Часовой механизм должен был сработать после того, как пассажиры и экипаж покинут борт «Гинденбурга», но взрыв прогремел раньше… Поскольку подобный вывод следственной комиссии дискредитировал национал-социалистическую идею, истинная причина гибели воздушного гиганта была скрыта от мировой общественности. Сыщики получили строжайшее указание имперского министра авиации Геринга «ничего не открывать!» И лишь спустя 35 лет в печати появилось имя террориста, заложившего мину в кормовой отсек цеппелина. Им оказался антифашист Эрих Шпель, который сам стал жертвой теракта и скончался от ожогов на следующий день после катастрофы.

Гибель «Гинденбурга» привела к закату эры пассажирских дирижаблей. Несмотря на то что трагедия не была непосредственно связана с конструктивными недостатками цеппелинов, вера в «небесные сигары» была окончательно подорвана. Сразу же после катастрофы Гитлер приказал остановить работы по выпуску гигантских воздушных кораблей. Исключение сделали только для близнеца погибшего «Гинденбурга», получившего название «Граф Цеппелин II». Этот дирижабль был достроен и использовался для проведения разведывательных операций против Великобритании. А все его собратья, уже в 1939 году, были разобраны и отданы на переплавку – военным заводам фашистской Германии срочно требовался дефицитный алюминий.

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Крушение Политическая драма князя Голицына, плохо срепетированная и еще хуже разыгранная, быстро дошла до эпилога. Раздор в правительственных кругах и настроение гвардии ободрили противников ограничения, доселе таившихся или притворно примыкавших к оппозиции.

Из книги Арктические тайны третьего рейха автора Федоров А Ф

СТО ТРИДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ЧАСА ПОЛЕТА ДИРИЖАБЛЯ "ГРАФ ЦЕППЕЛИН" Однако прежде всего надо указать на то, что Германия всегда обстоятельно изучала Арктику. Начало этого интереса может быть отнесено к 1895 году, когда в Лондоне состоялся VI Международный географический конгресс, где

автора Кубеев Михаил Николаевич

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

КРУШЕНИЕ ДИРИЖАБЛЯ «ГИНДЕНБУРГ» Символ величия гитлеровской Германии, гигантский дирижабль LZ-129, получивший прозвище «Небесный Титаник», в 1937 году взорвался в момент швартовки на американской военно-морской базе в Нью-Джерси. Из находившихся на борту 97 пассажиров и

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

ПАУЛЬ ФОН ГИНДЕНБУРГ (1847-1934) Германский военный и политический деятель, генерал-фельдмаршал (1914). За три года до начала Первой мировой войны в Германии было 470 генералов, но тех, чьи имена были широко известны общественности, едва ли набралось десяток. Генерал Гинденбург к

автора Горз Джозеф

ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ПОДНЯТЬ «ГИНДЕНБУРГ» Итак, можно было приниматься за «Гинденбург». Да, именно за «Гинденбург». Линейный крейсер длиной 213 м, шириной 29 м, с высотой борта 8,2 м лежал на глубине около 22 м. Толщина слоя воды над ютом достигала 9 м и 3 м – над носовой частью

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

ВТОРАЯ ПОПЫТКА ПОДНЯТЬ «ГИНДЕНБУРГ» Однако мысли Кокса были заняты другим. Он чувствовал себя готовым к тому, чтобы еще раз попробовать поднять «Гинденбург». Пережитые когда-то неудачи задели его самолюбие, и он твердо решил на этот раз выйти победителем.Работы начались

Из книги Повесть об Адольфе Гитлере автора Штилер Аннемария

КАК ГИНДЕНБУРГ СТАЛ ПРЕЗИДЕНТОМ РЕЙХА В 1925 году скончался рейхспрезидент социал-демократ Фриц Эберт. Немецкий народ должен был выбрать нового главу государства. Вся страна была взбудоражена. В ту пору в Германии можно было встретить самые разные представления о том, как

Из книги ТАСС уполномочен… промолчать автора Николаев Николай Николаевич

Летели на помощь – погибли сами Катастрофа дирижабля «СССР В6 Осоавиахим» Подходил к концу дрейф знаменитой четверки папанинцев – Папанин, Кренкель, Ширшов и Федоров – на полярной станции «Северный полюс-7». В январе 1938 года ветры и морские течения понесли лагерь в

автора Воропаев Сергей

Гинденбург, Оскар (Hindenburg), (1883–1960), сын и помощник по военным делам президента Пауля фон Гинденбурга. Родился 31 января 1883 в Кенигсберге. Лишенный политических амбиций Гинденбург играл поначалу неприметную роль в окружении своего отца. Но по мере роста в Германии

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Гинденбург, Пауль фон (Hindenburg, Ludwig Hans fon Beneckendorff und von Hindenburg), (1847–1934), президент Германии, военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1914). Родился 2 октября 1847 в семье прусского офицера в Познани. Окончил кадетский корпус. Участник австро-прусской войны 1866 и

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Крушение В 1575 году судьба даровала России передышку. Впервые за многие десятилетия на ее внешних рубежах воцарился мир. В Крыму началась междоусобица, а Польша осталась без короля. Более того, в Польше многие выступали за избрание на польский престол Ивана Грозного. В

Из книги Повесть о парашюте автора Кайтанов Константин Фёдорович

С дирижабля… и на воду Пилотируя над зоной, носящей название «шахматной вырубки», в северной части Гатчинского аэродрома, я несколько уклонился от обычного маршрута и снизился до четырехсот метров. Случайно взглянув вправо, я увидел, что недалеко от меня плывет

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич