Рим 2 тотал вар цезарь последняя версия. Галльская война цезаря

Юлий Цезарь – безусловно самый популярный и известный политический деятель и полководец Рима за всю его историю, о котором знает современное человечество. И вполне надо сказать заслуженно. Совмещая несколько ипостасей, он был успешен в любом своем деле. Ну и самый знаковый момент для нас всех – именно после смерти Цезаря Римская Республика окончательно и бесповоротно встала на путь Римской Империи.

Цезарь был увековечен по множестве как театральных представлений, так и в медийной культуре, в частности в различных исторических лентах, или взять хотя бы даже комедии. Уверен, что все вы смотрели «Астерикс и Обеликс против Цезаря».

А вот то, что The Creative Assembly в первом Риме прошла мимо этой величайшей исторической личности, которая повлияла на судьбу самого Рима, это несколько разочаровало поклонников. Что же, теперь прошло уже 9 лет и разработчики решили реабилитироваться в глазах фанатов, во второй раз таки уделив внимание незаслуженно проигнорированному Юлию Цезарю. Увековечить его решили самым очевидным путем – сделав отдельную кампанию, посвященную завоеванию Галлии.

Действительно, DLC основан на собственной летописи Цезаря, более известной, как «Записки о галльской войне» и в первую очередь данная летопись описывает происходящие в тот момент событие со стороны самого Юлия Цезаря и римской армии. В DLC это выражается в том, что при начале новой кампании, как за римлян так и за варваров, вместо советника, который указывает что делать, так же появляется Цезарь. И если вы выбрали Рим, то он будет описывать свои ближайшие действия; при начале новой кампании за варваров, Цезарь будет давать оценку тем или иным варварам и пытается предсказывать их дальнейшие действия. Сделано необычно и довольно свежо. Так же сей факт еще раз подчеркивает, кто здесь, так скажем, краеугольная фигура всего DLC.

Меж тем играбельных фракций всего 4 штуки. Три из них нам уже знакомы по «ванили». Это Рим, Арверны, Свебы. Но появились и новые варвары – Нервии. Они довольно разительно отличаются от своих собратьев достаточно мощной и сбалансированной линейкой войск, где в достатке всё – и тяжелая пехота и копейщики и стрелки и кавалерии так же самой разнообразной завезли.

Так же сам образ жизни и военная дисциплина Нервиев очень напоминает знаменитых спартанцев. Они вели довольно аскетичный образ жизни, много сражались, прослыли бесстрашными и беспощадными войнами, где нет места слабым. Неудивительно, что Нервиев в определенных кругах прозвали варварскими спартанцами.

Все это в сочетании с высоким боевым духом делает Нервиев потенциально сильнейшими варварами во всем DLC. Обратной стороной медали является слабое экономическое развитие нервиев. Ну а про знакомых Свебов и Арвернов мы уже с вами знаем. Их стратегическое положение примерно соответствует ванили, а их войска разработчики разбавили парой новых юнитов.

Ну и само собой Рим. Южная часть карты. Территории Рима надежно укрыты от противников горной цепью Альп и землями варварских племен-союзников. Ожидаемо кампания за Рим будет наиболее комфортной, особенно для новичков.

Всего же в кампании нам предстоит увидеть 48 фракций (с учетом 4 играбельных). И поверьте, даже такого количества будет достаточно, для увлекательной кампании от начала и до самого конца. Вся Галлия (само собой существенно расширенная и дополненная по территории в отличии от оригинального Total War: ROME 2 ) будет являться одним большим муравейником, в котором будут копошится десятки племен, со своими собственными правилами, союзами, противниками. Что кстати задаёт особые условия игры. Дело в том, что большинство племен будет иметь в своем расположении не более одной области с одним поселением, вследствие чего, ожидаются кровопролитные и драматичные сражения буквально на выживание той или иной фракции. Причем это касается и играбельных фракций. Начав войну с казалось слабым соседом, позднее вы обнаружите, что он успел насоздавать союзов с соседями, и что все они идут вам за него мстить. То есть каждый ваш ход придется очень аккуратно и точно планировать, желательно на несколько партий вперед. Кстати в большой степени это касается и Римлян. Правда если для варваров дипломатические и геополитические ошибки и просчеты в начале кампании будут приравниваться фактически к мгновенному проигрышу, то Риму, ввиду изначально наибольшему числу провинций, городов, сильной армии и экономике, будет «несколько неприятно», но не критично. Тем не менее, если у руля Рима будет бездарный лидер, то и он будет обречен.

Вообще ИИ в DLC неплохо подкрутили, но по большей части благодаря патчу № 8, который вышел одновременно с самим «Цезарем в Галлии». На стратегической карте ии действует грамотно и логично, старается заручится поддержкой соседей, а вас побыстрее задавить. На тактической карте, так же все хорошо. Полководец на копья не ведет, войска рассредоточивает, согласно местности. Осадные битвы ИИ так же ведет довольно неплохо, но тем не менее именно в этом направлении все еще могут наблюдаться некоторые недоработки. Например могут игнорировать бреши в стенах все так же пользуясь лестницами, даже если это невыгодно в данной ситуации.

Однако навыков суперстратега от ИИ можно не ждать. Да, его наконец то обучили базовым и стандартным положениям и маневрам, он научился действовать логично и частенько вставляет палки в колеса игроку, но тем не менее не один ИИ ни сравнится по мастерству с живым соперником. Благо что, как и в оригинальном Rome II, здесь есть кооператив на 2 человека, что позволяет смоделировать воистину интереснейшие ситуации. И именно «Цезарь в Галлии» подходит для совместного прохождения кампании, как нельзя лучше. Более плотная и сбалансированная карта кампании идеально этому способствует. Так, как в нашем распоряжении только Галлия, то соперникам не придется долго развиваться встретившись в итоге друг с другом. Все происходит отныне более стремительно и драматично. Кстати теперь продолжительность кампании будет равняться 7 годам и 24 ходам за год. А это подразумевает появление погодных условий, которые самым прямым образом влияют на геймплей. Не удивляйтесь, что после теплой осени ваши легионеры, при наступлении суровой зимы будут нести небоевые потери, даже при непосредственно перемещении по глобальной карте. Поэтому неподготовленным войскам зимой лучше вообще не двигаться и построится лагерем. Кстати погодные условия типа проливного дождя или идущего снега заметно оживляют игровую карту кампании и приносят некий уют.

По остальному: ветви технологий были переработаны специально под данное DLC. причем между варварами и римлянами есть существенные отличия по структуре. Многие фракции теперь имеют реально существовавших полит. Деятелей и вождей (помимо собственно Цезаря у Рима еще есть Марк Антоний, у варваров к примеру Верцингеторикс и т.д.) .

Еще одно нововведение. Гражданских воин в данном DLC нет, но разработчики сделали им замену. Нас будет ждать некая система испытаний ближе к середине кампании. Выражается это в регулярных восстаниях покоренных варваров и еще большем их сплочении, если вы играете за Рим. Ну а варварам придется сдерживать мощные и хорошо оснащенные армии Рима.

Ну и под конец про оптимизацию. Раньше особой разницы в производительности между высокими и ультра настройками практически не было. Опытным путем же было выявлено следующее. Ультра и Экстрим настройки нормально потянут только очень мощные станции. А вот высокие и оч. высокие настройки – теперь являются самыми оптимальными для подавляющего большинства современных, но не топовых ПК. При этом приятно, что в общем и целом разница в качестве графики даже между высокими и ультра не бросается в глаза, а разница в фпс между двумя этими настройками может достигать целых 10 фпс!

Но при этом с выходом Total War: ROME 2 Caesar in Gaul графику даже подтянули в не зависимости от самих графических настроек, и теперь игра будет выглядеть красивее, того, что было до этого в ванилле практически без потери производительности. На данный момент модели воинов выглядят уже лучше чем, то что мы могли видеть в ванильном Риме 2 и в Shogun 2

Подведя итог, с уверенностью можно сказать, что дополнительная кампания «Цезарь в Галлии» удалась на славу. В этом DLC Creative Assembly провели работу над ошибками и взяли свой шанс на реабилитацию после сырого релиза Rome II. Все, чтоплохо работало изначально в оригинале или было вырезано, отныне добавлено и многократно улучшено. Так же, как нельзя лучше была использована и реализована тематика данной кампании. Кстати выход Caesar In Gual недвусмысленно дает понять, что это первая ласточка в таком роде дополнительно скачиваемого контента. Такой стиль отдельных кампаний а-ля Kingdoms для Medieval II прекрасно себя зарекомендовал среди фанатов, так что ждем гипотетических «Ганнибалов в Италии» , «Александров в Азии», «Воин Диадохов» ну и голубую мечту всех тоталварщиков - «Вторжения Варваров, дубль два!»

Юлий Цезарь, усатые варвары в полосатых штанах, исторически достоверная карта Галлии и одна из самых известных военных кампаний Древнего Рима в великолепном дополнении для Rome 2

Отправить

Rome 2 сама по себе получилась совсем не такой, как предыдущие части серии. Она стала много сложнее, куда серьезнее и на порядок красивее. Вместе с этим проект вышел чертовски сырым. Однако уже тогда мы разглядели в игре одну из лучших стратегий современности, поставив ей довольно высокую оценку с учетом того, что баги исправят, а производительность улучшат. И мы не ошиблись. Многочисленные патчи значительно исправили большинство проблем Rome 2, после чего второй «Рим» окончательно закрепил за собой титул лучшей стратегии 2013 года. А теперь игра получила, наконец, первое масштабное дополнение, получившее название «Цезарь в Галлии». О нем-то мы сегодня и поговорим.


Однажды Creative Assembly уже пытались провернуть подобный трюк. Тогда, еще во времена первого «Рима», появилось дополнение, позволяющее повторить путь Александра Македонского. В тот раз вышло довольно посредственно, поэтому от подобных «исторически достоверных» DLC отказались надолго — вплоть до «Наполеона». Теперь к этой концепции вернулись вновь, чтобы рассказать историю знаменитой войны великого Юлия Цезаря — самой известной личности в истории Древнего Рима и одной из наиболее популярных исторических фигур вообще. На этот раз все получилось совсем иначе.



Не стоит скептически хмыкать при довольно скромной цене в 299 (Steam) рублей: аддон действительно хорошо проработан и имеет приличный размер. На полное прохождение добавленной кампании у автора этих строк ушло порядка 60 часов… А ведь это была лишь одна из представленных фракций и только лишь нормальная сложность игры. Более того: одновременно с дополнением вышел крупный патч, значительно увеличивающий производительность, что еще сильнее усиливает впечатление от проделанной работы (хотя, что касается патчей, то да — такую игру нужно было выпускать сразу).





На первый взгляд кампания выглядит довольно компактно: она длится всего семь лет и охватывает лишь территорию самой Галлии, небольшой кусочек Британии и непосредственно римскую Провинцию. Не обманывайтесь: по объему эта кампания ничуть не уступает классической. Галлия представлена настолько подробно, что сюда поместилось внушительное количество как больших городов, так и поселков, а на пересечение ее из одного конца в другой уйдет не один десяток ходов.

С временным промежутком все еще интереснее. Каждый год длится здесь целых 24 хода. А это значит, что в игру вернулись времена года и всевозможные несезонные условия. Не совсем понятно лишь, почему весна тут начинается в январе, осень в июле, а зима в сентябре. Как бы то ни было, оформлено все действительно впечатляюще. Времена года существенно влияют на геймплей. Так, жаркое засушливое лето способно серьезно повлиять на урожай, а ранняя зима — серьезно спутать планы по наступлению. Вообще зима тут — крайне неприятная штука. Даже короткий зимний переход может обернуться для армии значительными потерями. Именно поэтому к наступлению холодов подобно настоящему Цезарю стараешься побыстрее завершить дела и разместить армии на зимних квартирах. Благодаря всему этому времена года действительно влияют на геймплей и проводимую политику.

Более того, теперь все очень красиво оформлено. Глобальная карта, и без того выглядевшая просто шикарно, стала еще краше. Наблюдать за небольшими галльскими поселениями и трогательными водяными мельницами можно очень долго. Летом над землей видно марево жары, зимой может идти легкий снежок, весной льют дожди и бушуют грозы, а осенью, когда вся карта желтеет, в лесах видны опадающие листья. Глядя на эти уютные пейзажи, даже не верится, что перед нами достаточно хардкорная и не особенно дружественная к новичкам стратегия. На тактической карте, кстати, тоже отражаются времена года, хотя это и не так заметно.



Основой для кампании, очевидно, стал семилетний поход Цезаря в Галлию. Именно он здесь ключевая фигура, поэтому повествование и описание технологий ведется от его лица. Кликнув по городу определенного племени, мы получим комментарии полководца о нем. Интересно, что дополнение просто пестрит цитатами из его «Записок о Галльской войне», которые, очевидно, и послужили основным источником вдохновения разработчиков. Так как сам по себе текст весьма занимателен, то рекомендуем параллельно с прохождением кампании его почитать. В этом случае и без того захватывающая кампания станет на порядок понятнее и ярче. Очень интересно, что политическая ситуация в игре и побочные задания нет-нет, да и подталкивают нас к тем самым решениям, которые принимали сам Цезарь и известные вожди варварских племен. Хотя, конечно, вести кампанию именно так никто не заставляет. Свободы здесь хоть отбавляй.


Помимо самого Рима и Цезаря здесь доступны еще три варварские фракции. Во-первых, это, конечно, арверны во главе с Верцингеториксом, который, напомним, умудрился объединить практически всю Галлию для борьбы с римской властью. Во-вторых, свебы — свирепые германцы, пришедшие в Галлию из-за Рейна с целью расширить свои владения на западе. Ну и, наконец, в-третьих, нервии — бельги, которых в оригинальной игре взять под контроль было нельзя. Это своего рода спартанцы от варваров, известные своей свирепостью и аскетизмом.




Игра за местные племена разительно отличается от того, с чем предстоит столкнуться римлянину. В первом случае на нас будут активно наседать соседи, не желающие делиться с кем-то властью, а в определенный момент Рим пришлет на штурм наших укреплений такие силы, что мало точно не покажется. Если же мы решим повторить победоносную кампанию Юлия Цезаря, то здесь нас подстерегают другие опасности. Постоянное неприятие римской культуры побуждает галлов атаковать буквально со всех сторон, с крайней неохотой идти на какие-то дипломатические отношения и постоянно пытаться захватить или сжечь любую деревню превосходящими силами. Вообще римляне практически всегда сражаются в меньшинстве, однако выучка и стойкость легионеров порой помогают выиграть даже самые безнадежные на первый взгляд сражения. Например, всего пара когорт тяжелой пехоты способны удерживать городские ворота от целой толпы варваров.



Ближе к середине кампании дипломатия окончательно заканчивается: начинается полномасштабная война. Аналогом гражданских войн здесь служат повсеместные восстания варваров. Если восстановить контроль над территориями где-то на фронте будет не так уж сложно, то восстания в глубоком тылу могут создать полководцу немало проблем. Более того, в этот момент все оставшиеся варварские государства забудут былые распри и объединятся, начав атаковать римские территории со всех сторон. Пережить такое довольно тяжело: иногда доходит даже до того, что одно и то же поселение на протяжении одного вражеского хода штурмуют по 5-6 раз. После подобного трехчасового марафона чувствуешь себя примерно как и сама армия, расквартированная в несчастном городе - разбитым и чертовски уставшим.



Вообще, подобно оригинальной игре, «Цезарь в Галлии» совершенно не прощает ошибок и заставляет постоянно держать в голове огромное количество переменных. Захватили рабов в двух поселениях подряд? Получите доморощенного Спартака в сердце Провинции. Забыли построить храм Юпитера в очередной глуши? Население начнет бунтовать спустя уже пару ходов. Увлеклись накоплением благосостояния? Получите перебои с продовольствием. Наняли дополнительную армию для защиты расширяющихся границ? Добро пожаловать в эпоху экономического кризиса. Игра требует максимальной концентрации и внимательности. В этом вся Rome 2, поэтому не удивляйтесь, если после пары вечеров, проведенных в Галлии, вы будете чувствовать себя как выжатый лимон.

Из других особенностей дополнения стоит отметить политическую систему, в которой против вас по крайней мере не выступит собственный генерал, как это произошло с Цезарем и его лучшим легатом Лабиеном. Ветки развития тут тоже довольно специфичны. С помощью политических улучшений можно, например, призвать на помощь Марка Антония и оплатить подкуп политиков в сенате. Также в DLC добавлено приличное количество отрядов, как варварских, так и римских (в том числе несколько видов вспомогательных войск и наемников). Кое-что добавлено и в основную кампанию. Например, с дополнением появилась возможность возглавить племена бойев и галатов. Также «Цезарь в Галлии» — отличная возможность опробовать совместную кампанию для двух игроков. Из-за более компактного размера взаимодействовать здесь будет куда удобнее, нежели на привычной глобальной карте.

Вишенкой на торте можно назвать новое историческое сражение — «Битву при Алезии». Его смело можно наречь кульминацией всей галльской кампании Цезаря и его противостояния с Верцингеториксом. Тогда полководец осадил город Алезию, в котором галл укрылся со своим войском, однако вскоре к арвернам пришло подкрепление в виде огромного количества сочувствующих восстанию варваров. Цезарю пришлось выдерживать натиск галлов с обеих сторон, причем если те имели возможность заменять уставших бойцов свежими, то римляне в силу внушительного периметра укреплений могли полагаться лишь на ограниченное число солдат. В тот день римской армии пришлось ОЧЕНЬ тяжело. Так же тяжело придется и вам, когда попробуете выиграть эту историческую битву. Врагов здесь очень много, и порой возникает ощущение, что полчища варваров, наступающих со всех сторон, не кончатся никогда. Противопоставить им придется лишь богатый опыт римлян и умение быстро принимать верные тактические решения.

«Цезарь в Галлии» - образцовое дополнение к отличной игре. Здесь есть новая глобальная карта с меняющимися временами года, достоверная историческая кампания, полководцы Юлий Цезарь и Верцингеторикс, а также масса сопутствующего контента вроде новых отрядов и фракций. Всем поклонникам Total War, истории Древнего Рима, да и вообще стратегий строго рекомендуется.

Начало Кампании

В начале кампании я уже понял, что нужно срочно уничтожить Гельветов .
Направляю туда. По пути разбиваем армию Гельветов в хлам и на 3 ходу забираю поселение.
Четвертый ход - последний для Гельветов .
Как только я их уничтожил, сразу меня начали бояться Тулинги .
Вот так поворот... На союзника напал мой союзник... Мдааа.....
Массалия (оборонительный союз, агрессор) - Воконтии (протекторат, защитник)
Ну, пришлось встать за союзника и объявить войну Массалии. Быстро убив их генерала, мы начали атаку.

Действия на Северо-Юге Галлии

Вольки и Рутены

Эти военные союзники с самого начала не давали мне покоя. Все время я боялся нападения с их стороны. Но, волнения оказались напрасными. Мне пришлось самому все делать:D.
Я сразу же пошел в атаку как только набрал достаточно большую армию.
Ох и сложные, зараза, сражения-то были....
Ну, а что делать то? Агенты и так работают в полную, армии тоже. Остается только следить за всем происходящим. В общем-то, только пришел Гай Юлий Цезарь, сразу же я начал массированую атаку со всех сторон.
Сохранение:
Какова моя тактика?

  1. Готовлюсь к наступлению
  2. Молнией проношусь по городам, захватывая их
  3. Когда нация лишена городов - убиваю полководцев с помощью агентов (даже ранение будет означать их исчезновение)
Такой тактикой я уже убил около 3 наций.

Запад и Северо-Запад Галлии

Ну вот, близится конец кампании.

Запад

Были как легкие, так и тяжелые сражения. В общих чертах - было весело. "Быстрая война" не привела к особо большим потерям, а так же помощь союзника оказалась очень ценна (один из немногих случаев, когда союзники действительно помогли) .

Северо-Запад

Действия на Северо-Западе Галлии были приостановлены из-за непогоды (если точнее - зима, снег) .
Я не мог выслать свои войска в атаку, зная, что половина замерзнет в снегу... Пришлось ждать.
Как только наступила весна - я начал атаковать.
Стремительными атаками Юлий Цезарь просто смёл всех на своем пути... Никто не мог ему ничего сделать... Сколько бы не пытались)
Сохранение:

Галлы восстают?

После окончания кампании начался веселый ивент. Много галльских племен восстало... оооочень много:DD.
Но, в принципе, никаких проблем это у меня не вызвало. Хоть повеселило).
Кто тоже хочет поучаствовать в этой войне - скачивайте сохранение и пропускайте ход.

Спасибо за просмотр данного руководства

Предлагайте свои идеи насчет прохождений в комментариях, я буду пробовать выполнять.
Пишите так:

  1. Фракция
  2. Название кампании ("Большая Кампания", "Ганнибал у ворот", "Ярость Спарты", "Цезарь в Галлии", "Император Август")
  3. Цель, которую я должен буду выполнить (дойти до определенной точки, война против всех и тому подобное)

Всем огромное спасибо, если Вы найдете какие-то ошибки - прошу писать в комментарии.
Надеюсь, руководство Вам поможет
Оценивайте, пишите и добавляйтесь в друзья
Всем еще раз спасибо.
Для Вас старался Кузя:D

Если хотите поблагодарить за работу:
Спасибо!)

Возможно, Вам будет интересно:

Коллекция модов:

Total War™ ROME II: Caesar in Gaul

Campaign Pack

Description:

Caesar in Gaul is a standalone campaign pack for Total War: ROME II covering Julius Caesar’s war of expansion against the Gaulish tribes. Players can choose from four playable factions in this conflict: the Gallic Arverni, the Germanic Suebi, the Belgic Nervii and Rome, in a campaign inspired by Caesar’s Commentarii de bello Gallico (Commentaries on the Gallic war).

Offering a tighter scope in terms of time and geography than Rome II (58-51BC), the Caesar in Gaul Campaign Map is an expanded, more detailed vision of Gaul and the south coast of Britannia.

Compared with ROME II’s map of Gaul, Caesar in Gaul contains more regions and provinces, more factions (both playable and non-playable), and a series of famous generals and statesmen from history which the player will employ or fight against depending on their chosen faction.

A war of great profit and glory for Caesar, this conflict made him extremely popular with the people of Rome… though less so with the senators, who saw him gathering power to himself in a series of events that ultimately lead to his ascension to Dictator.

Caesar in Gaul differs from the core ROME II experience in a number of important ways:

New Campaign Map:

The Caesar in Gaul campaign map is an enhanced, more detailed representation of Gaul, with players able to expand across 18 provinces dotted with resources, new settlements and new provincial capitals.

Greater focus on characters:

Many factions employ great generals and statesmen from history (for example, Rome fields Gaius Julius Caesar himself, Mark Anthony and others). Each of the four playable factions also has a faction leader who acts as the player’s avatar during the campaign.

24 turns per year:

As Caesar in Gaul deals with a considerably shorter time-span (58-51BC) than the grand sweep of the ROME II campaign, each turn represents two weeks rather than a year. This means seasons make a return. The gameplay effects of these aren’t always predictable however, and may vary from province to province. A late autumn may bring a good harvest for example, but a long, dry summer may damage your food production.

Compact, focussed multiplayer campaign:

For those generals looking for a more rapid MP campaign game, Caesar in Gaul presents a series of interesting options. Due to the geographic scope and the opposing 48 factions, co-op or competitive 2-player campaigns are tighter, more focussed, and less time-consuming than a full Campaign.

New mid-game challenge mechanics:

For those players making it through to the mid-game, there will be new challenges to face as a more suitable replacement for the Civil Wars of ROME II. As a Gallic tribe, you’ll feel the mailed fist of Rome respond with heavy intervention forces, and as Rome, you’ll see the Gallic tribes rebelling and forming alliances against you.

New historical battle:

Caesar in Gaul adds the Battle of Alesia as a playable historical battle. Alesia marked the turning point of Caesar’s Gallic War, and resulted in the capture of Vercingetorix, who was later taken to Rome and executed at Caesar’s Triumph.

Set from Caesar’s perspective, Alesia tasks the player with maintaining the siege of Vercingetorix"s Gallic stronghold. The battle begins with the Roman forces deployed within their own investment fortifications outside the hill-fort. The player must guide the Romans as they weather attacks from both a huge relief army and within the fort itself.

New Total War: ROME II full campaign playable factions:

Alongside the factions playable within the new Campaign, Caesar in Gaul also adds three new playable factions to the main game; they are:

Nervii (barbarian, Belgic)
The most fierce and powerful of the Belgic tribes, the Nervii are a melting pot of Celtic and Germanic heritage. Their unit roster reflects this mix of cultures, opening up the possibility of creating new, unique army compositions.

Boii (barbarian, Gallic)
One of the largest of the Gallic tribes, the Boii occupied Cisalpine-Gaul, Pannonia, Bohemia and Transalpine Gaul. Their numbers make them a force to be reckoned with but they are somewhat disconnected from other the Gallic tribes geographically and are directly exposed to the ferocious Germanic clans and the Dacians.

Galatians (barbarian, Anatolia)
The Gauls of the East, the Galatians migrated to Asia Minor following the Celtic invasion of the Balkans. They arrived through Thracia at around 270 BC, led by generals Lotarios & Leonnorios. As Celts deep within Hellenic territory and factions hostile towards them, the Galatians offer interesting and challenging new gameplay.

New units:

Alongside their usual unit rosters, the playable factions of Caesar in Gaul (and playable factions in the main ROME II campaign provided by Caesar in Gaul ownership) also gain the following new units:

Boii (ROME II)

Sword Followers (sword infantry)
Where a lord commands, the sword is thrust.

Veteran Spears (spear infantry)
Battle hardens the sinews and the heart, and deafens the ear to the cries of cowards.

Galatians (ROME II)

Galatian Legionaries (sword infantry)
The Celts have taught the Romans more than they"re prepared to admit, but this is a two-way street.
Galatian Raiders (javelin and sword cavalry)
Broken enemies know it is better to flee than face riders who will not spare their lives.

Gallic tribes (ROME II and Caesar in Gaul)

Chosen Swordsmen (sword infantry)
These men fight with proven bravery and well-honed skill-at-arms.
Chosen Spearmen (spear infantry)
Chainmail does not chill a warrior"s heart, or still his lust for battle.

Nervii (ROME II and Caesar in Gaul)

Fierce Swords (sword infantry)
Once he has earned it, a Celt will only be parted from his longsword by death itself.
Guerilla Swordsmen (stealth sword infantry)
These swordsmen strike wherever and whenever their enemies least expect.
Mighty Horse (spear cavalry)
A strong mount and a savage swing make these warriors a fearsome prospect.
Naked Spears (spear infantry)
Who needs clothes when you have more than your share of courage?
Gallic Hunters (stealth bow infantry)
The skills of the hunt, hiding and a sudden strike, are the skills of a warrior.

Auxiliaries

Auxiliary Gallic Hunters (stealth bow infantry)
The skills of a hunter should be used in the service of Rome.
Auxiliary Noble Horse(spear cavalry)
A mounted, armoured fist is always useful in a Roman army.
Auxiliary Naked Swords (sword infantry)
The savage gods of war should be used to Rome"s advantage.
Auxiliary Short Swords (sword infantry)
Bravery in battle, rather than skill, sometimes gives worth to a man.

Mercenaries

Mercenary Gallic Hunters (stealth bow infantry)
The hunting of other men often has the greatest of rewards.
Mercenary Noble Horse (spear cavalry)
Even a nobleman has his price, and will fight for gold.
Mercenary Naked Swords (sword infantry)
The gods of war will bless mercenaries as long as they fight bravely.
Mercenary Short Swords (sword infantry)
It is often enough to sell bravery and a taste for glory.

О ХЛЕБЕ, ЗРЕЛИЩАХ И ДЕВКАХ
Как известно, Цезарь покорил всю Галлию, кроме одной деревни. Той, в которой жили Астерикс и Обеликс. Знатно было бы сейчас рассказать именно эту историю, но, к сожалению, кто-то меня опередил. Поэтому мы сочиним свою. На основе аддона "Цезарь в Галлии" для "Total War: Rome II". А чтобы быть ближе к Астериксу, сыграем не за римлян, а за галлов. За самое известное их племя - Арвернов. Воины у галлов не такие красивые, как у римлян. И не такие сильные. Что ж, тем интереснее сразиться с захватчиком.
Ремарка. Карта кампании представляет собой территорию Галлии, то есть Франции. Она присутствует и в основной кампании, но в данном случае разбита на куда большее количество регионов, чтобы было где развернуться. "Цезарь в Галлии" позволяет выбрать из четырех фракций. Первую, Арвернов, мы уже назвали. Вторая - Нервии, "отважнейшие из белгов". Расположены они в северо-восточном углу карты. По крайней мере, тыл их прикрыт морем и Рейном. Третья фракция - германские племена Свебов на среднем Рейне. Ну и конечно сам Рим. У него есть провинция нарбоннская Галлия, откуда он и должен начать покорение Галлии Волосатой. Всё-таки на первый взгляд, самое незавидное положение у Арвернов - окружены чужими землями, да и римляне близко.
Арверны, как и прочие фракции, имеют свои бонусы и малусы. +10% к атаке в ближнем бою на своей или союзной территории уравновешиваются штрафом к общественному порядку. Цель кампании - собрать 28 поселений (из них 6 - ключевые). На момент старта у нас всего один городок - Немесс. И всего одна армия Верцингеторикса - кроме генерала восемь отрядов пехоты.
Действовать надо быстро. Если упустить несколько ходов, то армии вероятных противников усилятся, и тогда без большой крови не обойтись. Поэтому берем всё, что у нас есть, и в начале апреля 58 г. до н.э. - первый же ход - бросаем на город Аварик, что к северу от нашего Немесса. Соотношение сил в бою (при большой, но не максимальной численности отрядов) 900 на 1400 не в нашу пользу. Но, во-первых, гарнизонное барахло и солдатами называть стыдно. Во-вторых, на нашей стороне: а)разобщенность двух группировок врага - армии и гарнизона; б)отряд генеральской конницы, который обязательно надо использовать; в)перевес в застрельщиках. А метатели дротиков очень эффективны. Не в пример пращникам. Кроме того, обороняя поселение, противник старается не выходить за его границу. Это тоже надо использовать. Таким образом на первом же ходу удваиваем державу и получаем повышение для Верцингеторикса.
К слову о рангах полководцев и способностях персонажей вообще. В основной кампании "Total War: Rome II" один ход равнялся одному году, и полководцы просто не успевали набрать максимум, так как старились и умирали. В "Цезарь в Галлии" на год приходится уже 24 хода. То есть персонажи, как например и в "Закате самураев", будут жить на протяжении всей кампании, а значит прокачать их до максимума - раз плюнуть. Или два раза. Важно, что плевать в одного персонажа мы сможем всю кампанию. И не возникнет ситуация, когда в разгар войны нам придется заменять покрытого шрамами полководца на зеленого новичка.

После освобождения Аварика (от коренных жителей) ходов пять мы занимаемся строительством, вербовкой и развитием технологий. Технологии из синих веток изучаются быстро, за один-два хода, эффекты от них полезные, поэтому я бы налегал в первую очередь на них. Красные ветки тоже важны, и наверное даже важнее, так как дают новые войска и постройки, но изучаются дольше.
Тем временем сформирована вторая армия Сеговакса. Вербовка, как и прежде, возможна по три отряда за ход на провинцию. В июне 58 года обе армии выдвигаются к границам города Дуротинкон, что строго к западу от нашего первого города Немесса. Это третий и последний город провинции Герговия. Так что он нам остро необходим для округления владений. В августе две армии (20 плюс 12 отрядов) идут на штурм и берут городишко. И тут же проводим в провинции Герговия эдикт "Хлеба и зрелищ". Может быть это чересчур по-римски звучит, ну тогда переименуем его в "Эля и девок". В любом случае нам это дает прирост правопорядка и продовольствия.
Порядок - это по-прежнему то, что существенно сдерживает раш, то есть быструю экспансию. Сразу после захвата поселения порядок во всей провинции падает на двадцать с хвостиком единиц, при этом идет ежеходный, пусть и уменьшающийся со временем, штраф. Например, на десятом ходу в Герговии при размещении в городах гарнизонами двух армий, при эдикте и незадранных налогах мы имеем порядок -69, но ежеходный прирост пошел +9. Но если вывести армии, мы впадаем в без малого -10 за ход. То есть без гарнизонов восстание начнется хода через три. Приходится сидеть в городах, потреблять эль и девок.
Оно и к лучшему - в октябре в Галлии наступила зима. Войска в поле несут небоевые потери. Воевать зимой нельзя. Можете об этом почитать у Наполеона. Он кстати тоже из нашей Галлии. Что делают галлы длинными зимними вечерами? Про девок и эль мы всё поняли, а что еще? Еще они строят конюшни, называемые в данном случае левадами, и мастерские бронзовых изделий. Первые нужны для найма кавалерии, вторые для формирования подразделений мечников.
Такой выбор приоритетов определен наличием в рядах армий ИИ большого количества легких копейщиков и стрелков. Против копейщиков будут наши мечники, против стрелков кавалерия. Более того, отсутствие собственных кавалерийских отрядов у ИИ определило и нашу тактику. Если говорить просто, то мечники связывают врага с фронта, стрелки выбивают сильные отряды, а кавалерия совершает захождение во фланг и тыл армии врага. Практически всегда этот рецепт даёт победу.


ВЕСНА. БУРЛЯТ ГОРМОНЫ МОЛОДЕЦКИЕ
На следующий 57 год назначено покорение провинции Пиктавии, также состоящей из трех городов, подвластным трем разным племенам. Что ж, римляне были правы - разделяй и властвуй. К весне у Арвернов было уже три армии. В каждую мы постарались включить легкую конницу и мечников, отряда по три пращников, по три-четыре метателей дротиков, пополам мечников и копейщиков. Я особо не вдаюсь в детали: какие именно копейщики, какие именно метатели дротиков. Тут все просто - чем выше характеристики, тем лучше. Слабые, но массовые отряды мы будем включать позже в гарнизонные армии.
В феврале 57 года на 22-ом ходу последовала стремительная атака двумя стеками - Верцингеторикса и Сеговакса - на город племени Сантонов Медиолан Сантонский. Это к западу от нас на атлантическом побережье. 4 тысячи арвернов против 3,5 тысяч сантонов. Итог: с потерей полутысячи бойцов мы захватываем 4-ое поселение. Ежеходный доход казны при трех армиях под ружьем... то есть под копьем переходит за две тысячи галльских денег.
Четыре хода на пополнение войск и восстановление порядка в новой области, и мы готовы двигаться дальше. А дальше у нас второе поселение в Пиктавии - столица провинции Лемонум, племя Пиктонов. Ровно как и в основной кампании лишь столицы провинций обнесены стенами. Поэтому решено не размениваться на штурм Лемонума, а осадить и ждать вылазки. Пиктоны отсиживались два хода, но когда эль и девки у них кончились ринулись отбивать наше имущество в осадном лагере. Видимо, главное - замотивировать бойцов. Натиск изголодавшихся пиктонов был так страшен, что несмотря на значительный численный перевес (3,5 тысячи против 2,5) мы потеряли в бою свыше девятисот воинов. Тем больше эля осталось выжившим... девкам.
Таким образом на 29-й ход (июнь 57 года) Арверны имеют уже 5 городов, 10,5 тысяч в казне и ежеходный доход до трех тысяч. Бросаться сразу на третий город Пиктавии мы сочли неразумным из-за того, что правопорядок упадет ниже, чем в борделе. Войска отошли на летние квартиры, которые плавно перетекли в зимние. Сформирована четвертая армия.


К зиме возникла неожиданная проблема - стало некуда девать деньги. Всё, что можно было построить, мы построили, поэтому казна начала бессовестно распухать, достигая 22-23 тысяч. Пропить такие деньжищи не смогли даже четыре стека бравых арвернских выпивох. Прослышав о вечно пьяных и непредсказуемых галлах, в сентябре 57 года Юлий Цезарь предложил им пакт о ненападении. Пробормотав что-то вроде "знаем мы ваших риббентропов" вождь в моем лице дал свое согласие.
По нашей старой традиции после заключения пакта о ненападении надо обязательно на кого-нибудь напасть. Весной уже 56 года Арверны нападают на третий город провинции Пиктавии, на Амбатию, племя Туронов. Опять же отличились два самых титулованных и прокачанных стека - Верцингеторикса и Сеговакса. Вообще эти звери уже достигли такого уровня мастерства и сбалансированного состава, что избивали прочих галлов как птичий грипп китайцев. На 45-ом ходу (февраль 56-го) Арверны имели шесть поселений и полных две провинции.
Между прочим с этой весной связан неприятный эпизод. Как оказалось, мы слишком быстро покорили Туронов, пропустив засевший в кустах их стек. Что Туроны делали целым стеком в кустах, мы не знаем, проверять не ходили - уж больно из кустов пахло сильно. Но этот стек выскочив из своего вонючего укрытия припустил бегом прямо на наш Аварик. Видимо, рассчитывая, что мы там уже построили полноценные выгребные ямы. Выковыривать вонючек из Аварика пришлось лучшему полководцу галлов Верцингеториксу. Только на 47-ом ходу с беспокойными Туронами было покончено. В память о них остались лишь те самые кусты под Амбатией.


УДВОИМ ВВП И ИМПЕРИЙ
Для удвоения жизненного пространства у нас есть несколько направлений. На юг. Но тамошние племена ведут войну с римлянами. Не будем им усложнять жизнь или, соответственно, облегчать ее римлянам. Мы пойдем на север. Точнее, на северо-запад, на полуостров Бретань, провинция Арморика. Первый на нашем пути город Намнет - однопровинчатое племя. Тем не менее это - столица провинции, то есть поселение со стенами. Его в мае 56 года осадил Верцингеторикс, дождался вылазки в сентябре и захватил город. Сразу же здесь начинаем формировать флот. Воевать на море особо не с кем. Блокировать тоже. Роль этого флота простая: он должен выполнять роль гарнизона, следить за порядком.
За Намнетом наконец-то открылся первый достойный противник - племя Осисмов с четырьмя поселениями, три из которых относятся к Армиорике. Четвертое - Лютеция (Париж). Мы-то с вами знаем, что парижи берутся блицкригами. В январе 55 года в приграничные области выдвигаю флот и три армии. Далее последовал классический блицкриг. Конец января - армии Верцингеторикса и Адкоро берут штурмом поселения Дариорит и Кондат. Третья армия прикрывает тыл от внезапных нападений врага. Нападения последовали в начале февраля. Две армии Осисмов разгромлены. В конце февраля они идут на отчаянный штурм прибрежного Дариорита. Отбиты силами флота. В марте последовал штурм последнего поселения Арморики, Воргиона. После этого у нас изрядно вырос империй, а волосы стали пушистыми и шелковистыми... то есть тьфу, я хотел сказать: мы имеем 10 поселений в трех провинциях.
Блицкриг в "Total War: Rome II", как известно, имеет негативную сторону. В Арморике резко упал общественный порядок. Пришлось срочно набирать две армии-пустышки из плохих солдат, в задачу которых входит не война, а сидение по городам, по кабакам и прочая тяжелая служба. Одновременно формируется уже пятая полноценная полевая армия.

Однако ВВП еще не удвоен, самолюбие не потешено. Перебрасываем две лучшие полевые армии (Верцингеторикса и Адкоро) на восток к границам племени Свебов. Лучшие - в смысле наиболее прокачанные войска, наиболее продвинутые командиры плюс уже неплохие личные свойства армий. Это наша гвардия. Или, если угодно, эквивалент ударных армий прорыва. Тем временем мы изучили такую полезную для войны технологию как Стратегические маневры. Это дает плюс 15% к перемещению на карте.
Что такое Свебы? Свебы - это минимум пять поселений у нашей восточной границы. Что с ними надо сделать? Поменять им хозяина. Пять поселений да еще наши приграничные - это уже обширнейший театр войны. Двух полевых армий, чтобы перехватить всех врагов (а они к этому времени уже развились) не хватит. Выдвигаем к границе три армии. В конце августа 55 года следует мощный и как всегда подлый удар. Армия Кельтилла (все бойцы уже с золотыми лычками) штурмует Вену (не ту, что на Дунае), а Адкоро осадил обладающую стенами Бибракту. Верцингеторикс патрулирует территорию между Бибрактой и остальной Свебией. В сентябре он перехватывает свебов, спешащих на выручку Бибракты. Победа. Следом - штурм Бибракты. И провинция Лугдунская Галлия вся наша! В конце октября армия свебов атакует Бибракту. Довольно идиотская затея, надо сказать: их потери 2141, наши 158. После этого они согласились на мир.
Именно здесь, в Лугдунской Галлии, мы наконец получаем общую границу с римлянами и начинаем ждать в гости Юлия нашего Цезаря. Что сейчас с нашими активами? 12 поселений, 8 армий (6 полевых и 2 оккупационные), 1 флот = 11,5 тысяч денег в казне и 2,1 тысячи ежеходного дохода. В принципе нормально, но для отражения римлян маловато. Впрочем насчет денег ситуация резко улучшилась. Именно в это время созрело выполнение многих заданий, и деньги буквально засыпали нашу казну, едва не погребя в ней казначея. Общая сумма скакнула к 50 тысячам.


РИМ ИДЕТ...
Война с римлянами началась весной 54 года, на 97-ом ходу. С января этого года мы обратились к завоеванию юга - Аквитании. Дело в том, что туда активно наступали римляне. Надо увести у них из-под носа как можно больше земель. Здесь в январе мы успеваем захватить Бурдигалу и упираемся в Рим!
Первыми атакуют Арверны. Армия Верцингеторикса врывается на улицы городка Сотия и целиком вырубает VI легион Рима. Правда, легион оказался так себе - наполовину из наемников галлов да еще всего 1000 человек. Верцингеторикс имел 2 тысячи и все равно понес ощутимые потери - без малого 700 человек. Воевать с римлянами, даже такими не очень настоящими, тяжело. Выигрывать можно только на маневре, используя преимущество в коннице. Очень неприятно стоять под обстрелом их артиллерии, поэтому маневрирую обычно так, чтобы оттащить врага подальше от нее, забежать конным отрядом в тыл и вырубить всю прислугу.
С началом римской войны те племена, которые уже находились в состоянии войны с Римом начали вступать в нашу Конфедерацию. Просто "Вперед на Вашингтон!" какой-то. Здесь на юге сосредоточены, кроме VI легиона, еще три - I, II и III. Кстати, очень приятно следить за номерами легионов, отслеживать их перемещения и подсчитывать, сколько уже истреблено.
В апреле 54 года II легион вступает в нашу провинцию Герговия. С этим вторжением связан самый интересный эпизод войны - практически битва в Тевтобургском лесу. Армия Кельтилла смогла устроить засаду. На растянутую колонну римлян (13 отрядов в стеке) из кустов бросились вопящие галлы. Основная ударная сила - два отряда тяжелой конницы и еще пара легкой. Пехота старалась держаться на расстоянии, забрасывать врага дротиками. Разве что мечников я отважился свести с легионерами, чтобы задержать их до подхода всадников. Потери галлов 148 человек, II легион (1277 бойцов) уничтожен полностью. То есть в засадах римлян можно ловить без большой крови с нашей стороны.
Тем же ходом мы опробовали лобовой удар по элитному I легиону. Элитному в том смысле, что в его составе не было наемников варваров - сплошные граждане Рима. Бить такую армию я отважился лишь имея более, чем двукратный перевес в численности: 4300 против 1950. Для этого вывел сразу две армии, в том числе и армию ветеранов Верцингеторикса. I легион мы конечно уложили полностью. Но наши потери при этом зашкаливают - 1386 человек, почти равно общей численности римского легиона. Звери конечно эти легионеры.
Тем не менее. Итогом уничтожения трех легионов стал захват в мае двух римских поселений в Нарбоннской Галлии - Сегодун и Толоса. Если приплюсовать захваченный у других галлов Элимберрис, то всего регионов под властью Арвернов на 99-ом ходу станет 18. И максимальный империй. Честно говоря, в этот момент я немного обнаглел. Из римлян лишь где-то в окрестностях Дивона прятался III легион половинного состава. Победа в кампании выглядела более, чем реальной. Хе-хе, надо бы знать скрипты, чтобы не смешить богов своими планами. На сотом ходу грянул ролик о наступлении римлян, и в окрестностях Генуи нам показали такое количество полностековых легионов, что в Галлии такого числа еще друиды не придумали. Настроение резко просело.
На 100-101 ходах мы ринулись сосредотачивать все силы на легионоопасном направлении, а заодно зачищать тылы от пятой, шестой и последующих колонн. Хахвачены еще два городишки в Нарбоннской Галлии, провинция полностью покорена. Уходящий III легион угодил в засаду и был полностью уничтожен.


...ГАЛЛЫ БЕГУТ
Последующие события с июня по декабрь 54 года можно описывать либо очень длинно и путанно, либо очень коротко и ясно. Я избираю второй путь. В целом легионы постепенно наступали, сжимая клещи вокруг приграничных городов Арвернов. При этом римляне ходили пачками минимум по три легиона в кучке. Если бы ими играл человек, то раздавил бы галлов в несколько ходов, но пути ИИ неисповедимы. Он то наступал, и я содрогался. То отступал и исчезал в тумане войны, и меня отпускало.
Несколько раз я подловил отбившиеся от стада отдельные легионы. Так полегли VIII, XII и XIV легионы. Наступила зима, и некоторые глупые римляне принялись нести небоевые потери. Появилась надежда провернуть то, что русские сотворили с нашим земляком Наполеоном. И тут выстрелила Массилия, до которой у галлов в свое время не дошли руки.
Коварные греки ударили нам в тыл приблизительно тремя-четырьмя стеками крепких гоплитов. Этот прорыв на фоне маячащих перед фронтом полутора десятков стеков римлян сокрушил мою волю к достижению заслуженного поражения. Я дрогнул и бежал из-за компьютера.