Псалом 136 толкование. На реках Вавилонских: ненавистные младенцы

а. На рhкахъ вавvлwнскихъ, тамw сhдохомъ и плакахомъ, внgгда
пом№№#нuти намъ сїwна%:
в. на вgрбїихъ посрgдbh егw wбhсихомъ oрганы наш#//.
г. “†"кw тамw вопросиша ны плhншїи насъ w словgсhхъ пhснgй,
и вgдшїи насъ w пhнїи: воспойтg намъ ^ пhснgй сїwнскихъ.
д. Какw воспоgмъ пhснь гдню на зgмли чuждgй;
e. Аmg забluдu ntтgбg, itgрлимg, забвgна бuди дgсница мо#.
s. Прильпни #зыкъ мой гортани моgмu, аmg нg пом#нu тgбе, аmg
нg прgдложu igрлима‘ "кw въ началh вgсgлї# моgгw.
з. Пом#ни, гди, сыны едwмскї#, въ дgнь igрлимль глаголюmы#:
истоmайтg, истоmайтg до wснованїй ег/w.
и. Дmи вавvлwн# wка#нна#, блжgнъ, ижg воздастъ тgбh
возда#нїttg твоg, ежg воздала еси намъ:
f. блжgнъ, ижg bимgтъ и разбїgтъ младgнцы nтво# w камgнь.

При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

2. на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

3. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притес-
нители наши - веселья: “пропойте нам из песней Сион-
ских”.

4. Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

5. Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя;

6. прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить
тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

7. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима,
когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания
его”.

8. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе
за то, что ты сделала нам!

9. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Подражание псалму СХХХ VI

В дни плена, полные печали,

На Вавилонских берегах,

Среди врагов мы восседали

В молчанье горьком и слезах;

Там вопрошали нас тираны,

Почто мы плачем и грустим.

“Возьмите гусли и тимпаны

И пойте ваш Ерусалим”.

Нет! Свято нам воспоминанье

О славной родине своей;

Мы не дадим на посмеянье

Высоких песен прошлых дней!

Твои, Сион, они прекрасны!

В них ум и звук любимых стран!

Порвитесь, струны сладкогласны,

Разбейся, звонкий мой тимпан!

Окаменей, язык лукавый,

Когда забуду грусть мою

И песнь отечественной славы

Ее губителям спою.

А Ты, среди огней и грома

Нам даровавший Свой закон,

напомяни сынам Эдома

День, опозоривший Сион,

Когда они в веселье диком

Убийства, шумные вином,

Нас оглушали диким криком:

“Все истребим, всех поженем!”

Блажен, кто смелою десницей

Оковы плена сокрушит,

Кто плач Израиля сторицей

На притеснителях отмстит!

Кто в дом тирана меч и пламень

И смерть ужасную внесет!

И с ярким хохотом о камень

Его младенцев разобьет!

Н. Языков

Из “Опытов священной поэзии”

Плач плененных иудеев

На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Пс 136

Когда, влекомы в плен, мы стали

От стен сионских далеки,

Мы слез ручьи не раз мешали

С волнами чуждыя реки.

В печали, молча, мы грустили

Все по тебе, святой Сион;

Надежды редко нам светили,

И те надежды были - сон!

Замолкли вещие органы,

Затих веселый наш тимпан.

Напрасно нам гласят тираны:

“Воспойте песнь сионских стран!”

Сиона песни - глас свободы!

Те песни слава нам дала!

В них тайны мы поем природы

И Бога дивного дела!

Как занемел наш в рабстве дух!

Не опозорим песни чистой:

Не ей ласкать злодеев слух!

Увы, неволи дни суровы

Органам жизни не дают:

Рабы, влачащие оковы,

Высоких песней не поют.

Ф. Глинка

В стране изгнанья - в Вавилоне,

При дальних, неродных реках,

Мы по родном своем Сионе

Грустили молча и в слезах.

На серебристых ветвях ивы

Повесил каждый свой орган,

И с струн их отзывы плаксивы

Срывала буря чуждых стран.

“Зачем для песен Иеговы

Вы жизнь не взбудите в струне?

Играйте!” - говорят нам. - “Что вы?

Как нам играть в чужой стране ?…

Забудь меня, моя десница,

Когда тебя забуду я,

Иерусалим - царей столица, -

Святая родина моя!

Припомни, Бог, как сын Эдома

Наш град неистово громил:

И меч и пламень в дом из дома,

Как лютый вихорь разносил!…

О, в ком дух мести Бог возбудит

На злую Вавилона дщерь,

И от кого терпеть ей будет

За то, что терпим мы теперь?

Блажен, кто, стоны преселенцев

Послышав, на тебя пойдет

И плачущих твоих младенцев,

Взмахнув, о камень расшибет!…”

Ф. Глинка

Между 1826–1830

Псалом Давиду Иеремием

На реках Вавилонских

Мы сидели и плакали, бедные,

Вспоминая в тоске и слезах

О вершинах Сионских:

Там мы лютни повесили медные

На зеленых ветвях.

И сказали враги нам:

“Спойте, пленники, песни Сионские”.

Нет, в земле нечестивой, чужой,

По враждебным долинам

Не раздаться, сыны Вавилонские,

Нашей песне святой!

Город Господа брани,

Мой Шалим светозарный, в забвении

Будет вечно десница моя,

И присохнет к гортани

Мой язык, если я на мгновенье

Позабуду тебя!

Помяни, Адонаи,

В день суда - как эдомляне пламени

Предавали Твой город и в плен

Нас вели, восклицая:

“Не оставим и камня на камени!”

О, блажен и блажен,

Злая дочь Вавилона,

Кто воздаст твоей злобе сторицею,

Кто младенцев твоих оторвет

От нечистого лона

И о камень их мощной десницею

Пред тобой разобьет!

Л. Мей

Возле рек Вавилонских

мы сидели и плакали,

вспоминая Сион.

Мы повесили арфы

на ветви ив,

а властители наши

желали пенья,

притеснители наши

желали веселья:

Пойте нам песни

из песен Сионских! -

Песнь ли Господню

петь на чужбине?

Если забуду тебя,

Иерусалим,

да забудет меня

десница моя;

если тебя не поставлю

главою веселья,

да прилипнет язык мой

к моей гортани!

Припомни, о Господи,

чадам Едома,

как взывали они:

Крушите, крушите

до основанья

Иерусалим! -

Дщерь Вавилона,

губительница,

блажен, кто поступит с тобою,

как ты с нами;

блажен, кто младенцев твоих

разобьет о камень!

Поэтическое переложение А. Сергеева

Это песня плененных, гонимых врагом,

Преисполнена горя и стона

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом,

Внегда помянути нам Сиона.

И рыдают сидящие у чужих берегов,

Путь, которым ведут, как ты страшен!

И в молчаньи на вербиих посреде его

Обесихом органы наша.

Но отчаянье пленных не радует глаз,

И чтоб путь этот был интересней,

Вопросиша ны тамо пленшии нас

О словесех песней.

О, ведущие в плен, о, служители тьмы,

Что глумитесь над болью людей?

Како воспоем песнь Господню мы,

Находясь на земли чуждей?

Мы молитвою к Богу боль утолим

И в чужих необжитых краях.

Аще забуду тебе, Иерусалим,

Забвена буди десница моя!

О, ведущие в плен, притупите мечи,

Бога нашему мы и без вас воспоем.

Окаянная дочь, вавилонская дщи,

Да воздастся тебе воздаянье твое.

Так возьми же органы, плененный народ,

Зазвучи серебро под руками.

Вавилонская дочь, наш Господь разобьет

Младенцы твоя о камень.

Перепечатано из: Иеромонах Роман. Камни святых алтарей. Псков, б. г., с. 118.

«На реках Вавилонских».

Следует привести текст самого псалма, прежде чем начать разговор о его смысловом значении: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей; Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс.136, 1-9).

Этим песнопением Церковь возбуждает человека, находящегося в рабстве греха и в плену у дьявола, к познанию своего несчастного и греховного состояния, на примере состояния иудейского народа, который осознавал свое плачевное положение в Вавилонском плену и в последствии принес покаяние.

Псалом этот является яркой исторической новеллой о жизни иудейского народа. Пророк Давид, вдохновленный Святым Духом, предсказывал будущее пленение вавилонское.

Пророк Иеремия изъяснил это Давидово пророчество непокорному народу, который и был пленен Вавилонским царем Навуходоносором за свою нераскаянность[ Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Б/м., б/г. С.291.].

Пророчество это содержит воздыхание и плач всякого человека, который претерпевает множество бед и искушений «в плену греховного Вавилона»[ Там же.] и рыдающий, воспоминая «Небесный Сион»[ Там же.].

«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона» (Пс.136, 1).

Находясь вне городов, на берегах рек и в пустынях, пленный еврейский народ, сокрушая свои сердца в слезной молитве, оплакивал бедствие свое. Народ иудейский был лишен благ и свободы за презрение и гордость, для того чтобы вновь желать их и стремиться к ним.

«Бог всегда так поступает с презрителями благ Его, чтобы они вразумились лишением их и опять старались приобрести их»[ Там же. С.292.].

Все люди символично показаны в виде плененного Навуходоносором еврейского народа, а пленен весь род человеческий духовным Навуходоносором – дьяволом.

«Реки Вавилонские – это реки страстей и увлечений грехом»[ Там же.].

Евреи плакали о земном Иерусалиме, где был их храм истинному Богу; мы же должны плакать о Сионе духовном, граде Бога Живого, Иерусалиме небесном, истинном отечестве христиан, от которого удалились мы нерадением в исполнении заповедей Господних и равнодушием к небесной манне – Пречистому Телу и Крови Христовой (Златоуст, Иоанн Кронштадтский)[ Там же.].

«На вербиих посреде его обесихом органы наша» (Пс.136, 2).

Находясь в Иерусалиме, избранный народ мог совершать богослужение лишь в одном месте – в Иерусалимском храме. Богослужение сопровождалось игрой на органах – музыкальных инструментах. В плену Вавилонском эти музыкальные инструменты были ненужны.

Теперь же, в плену Вавилонском, народ израильский, при течении рек рассуждал о скоротечности дел человеческой жизни, и свои органы скрывали на берегах, чтобы не видели их враги, а «сами производили вместо псалмов рыдания, оплакивая лишения богослужения» (Феодорит, Евсевий)[ Там же.].

«Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских» (Пс.136, 3).

Пленившие народ израильский просили исполнить им песнопения духовные, богослужебные, для того чтобы надругаться над святостью этих песен и предметов, используемых в богослужении.

Несмотря на то, что, евреи нарушили прежде закон, находясь в плену в чужой земле, они вели себя очень строго и никогда, даже под сильным давлением и воздействием вавилонян, не решились нарушить закон.

«Видишь ли, как скорбь делает людей сильными, сокрушенными, как смиряет душу?» (Златоуст, Феодорит) [ Там же.].

«Како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Пс.136, 4)

Нечистым ушам не должно слышать этих таинственных божественных песнопений, именно поэтому евреям не позволялось петь в чужой стране. Мир этот есть область иного, «князя века сего» (Ин. 14, 30).

«Не освободившись от пристрастия к миру, душа не может любить Бога искренно. Ибо житейское пристрастие для нас есть как бы покрывало. Ибо, доколе мысль наша рассеивается и душа возмущается в себе страстями, дотоле не можем петь Богу чистую песнь. Ибо как мы можем петь песнь Господню в сердце, обладаемом страстями? Ибо сердце иносказательно называется землею, а песнь означает чистую и нерассеянную молитву» (Златоуст, Григорий Богослов, Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов)[ Там же. С.293.].

«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» (Пс.136, 5-6).

Некогда потеряв отечественный Иерусалим, евреи искали его и плакали о потере. Так и многим из нас «должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из «вышняго града» (Златоуст)[ Там же.].

«Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его» (Пс.136, 7).

«Просят наказания сынам Едомским, этим потомкам Исава (злейшим врагам евреев), которые находились в день разорения Иерусалима вместе с вавилонянами, требовали разрушения города даже без следов оснований его. Сыны Едомские - это гонители святой Церкви и враги человеческого спасения – демоны, которые повелевают друг другу истощать богатство нашей души до основания» (Афанасий, Феодорит)[ Там же. С.294.].

«Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам» (Пс.136, 8).

«Это пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона. Окаянная, т.е. злосчастная, достойная жалости, которая будет разграблена. Как есть обыкновение у иудеев называть человека сыном человеческим, так и дщерию Вавилона называют тот же Вавилон. Это выражение страсти пленников! Ибо если хочешь знать расположенность Давида, то послушай, что он говорит: аще воздах воздающим ми зла? – А это показывает, что он стоял выше позволяемой законом соразмерности. Ибо когда передает он страсти других, то изображает ярость и печаль, что и теперь сделал, выставив сильное желание иудеев» (Феодорит, Златоуст)[ Там же. С.295.].

«Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс.136, 9).

«Иудеи распространяют свой гнев и на незрелый возраст отроков, чтобы не произвели и они весьма много зла. Обрати внимание: как вавилоняне поступали жестоко с младенцами иудейскими, то Пророк предсказывает и им равное наказание. Но не таков Новый Завет; в нем повелевается нам поить и кормить врагов и молиться за творящих нам напасть, как ученикам кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа. Младенцами вавилонскими, о камень разбиваемыми, непогрешительно можешь назвать семена зла и страстных помыслов, которые надлежит истреблять спасительным словом Иисусовой молитвы (ибо камень – есть Христос), чтобы не возрастало в нас зло и не очерняло светлейшую доброту души, и не приходило в действие, противозаконно заповедям любящего нас Кроткого и Смиренного Владыки – Господа нашего Иисуса Христа» (Феодорит, Златоуст, Василий В., Нил, Дорофей)[ Там же.].

Весь псалом побуждает грешника к осознанию своего несчастного состояния в плену греха, страсти и дьявола, как иудеи, понявшие свое горькое положение в Вавилонском плену и принесшим покаяние о содеянных грехах.

Пение 136 псалма «На реках Вавилонских» на утрени, после пения 134 «Хвалите имя Господне» и 135 «Исповедайтеся Господеви» бывает только в неделю о блудном сыне, в неделю мясопустную и сырную, то есть всего три раза в году[ Никольский К., протоиерей. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. Киев: Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2005. С.212.].

Псалом не имеет надписания имени автора, в латинской же и греческой стоит имя Давида. Последнее указание нельзя считать правильным: содержание псалма (Пс.136_1–3) – представляет воспоминание о плене вавилонском уже по его окончании и возвращении евреев на родину, свидетелем каковых событий Давид не мог быть. Самый характер изложения есть живой и трогательный рассказ автора о пережитом им, что тоже не могло быть испытано Давидом. Более точное определение времени написания псалма можно найти в указании Пс.136_8 и Пс.136_9 ст., где Вавилон представляется грозным и еще не опустошенным. Из сопоставления содержания первых трех стихов псалма и последних двух можно заключить, что псалом написан вскоре по возвращении евреев из плена при Кире Персидском до опустошения Вавилона в 517 г. в 6 год Дария Гистаспа, значит прежде окончания и освящения второго храма.

В плену вавилонском замолкли наши песни и арфы висели на деревьях (1–2). Притеснители наши просили нас пропеть из Сионских песней. Да иссохнет мой язык и рука, если буду петь и играть в чужой стране и если я забуду тебя, Иерусалим (3–6)! Господи, отмсти Едому за его злобу к Иерусалиму. Блажен тот, кто разобьет о камень и твоих детей, дочь Вавилона, опустошительница (7–9).

. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

«При реках Вавилона» – разумеются реки Тигр и Евфрат, с их притоками и искусственными каналами, проведенными вавилонянами для орошения своих полей.

. на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

"На вербах" . По берегам многочисленных рек и притоков вавилонской низменности росло множество ив, или верб. Берега рек были любимым местом посещения пленников.

. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

Еврейский народ был одним из самых музыкальных народов древнего Востока. Евреи славились как обилием поэтических произведений, так и развитием инструментальной музыки. Но музыка и поэзия еврейского народа носила религиозный характер: она касалась воспевания Бога и Сиона и имела молитвенное содержание. Она тесно была привязана к Палестине, храму и разнообразным проявлениям водительства Богом еврейского народа. Пение этих песней имело, поэтому, священное значение и национальное. Просьба вавилонян, чтобы евреи пропели им из священных Сионских песен, была лишь простым любопытством, развлечением, и исполнение этой просьбы плененными евреями являлось в глазах последних профанацией, оскорблением святости содержания своей поэзии и своего религиозного чувства, почему она с негодованием отвергалась.

. Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;

. прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

«Забудь меня десница» – перестань действовать, т. е. высохни. – «Прилипни язык» – тоже высохни. "Постав ить Иерусалим... во главе веселия» – радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью.

. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

Едом или идумеяне, родственный народ евреям, всегда был враждебно настроен к своему собрату, и во всех печальных событиях его жизни принимал деятельное и злое участие. Так было и при разрушении Иерусалима вавилонянами, когда идумеи радовались этому национальному бедствию (; ).

. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

У пророка Исаии () предсказана тяжелая судьба Вавилона именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого приговора – непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они казались в глазах человека жестокими и тяжкими.

Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном возрождении.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 136

Трогательно и поэтично начинается эта песнь изгнания, написанная, как полагают, при конце вавилонского пленения или вскоре после него, судя по прошедшему времени в стихе 1 и по тону воспоминания, в котором звучат первые три стиха, возможно, неизвестный псалмопевец был из тех евреев, которые возвратились в Палестину согласно указу царя Кира; Вавилон, разрушенный при Дарии Гистаспе в 517 году до Р. Х., еще благоденствовал. Другими словами, Пс. 136, скорее всего, был написан прежде окончания строительства второго храма.

А. Тоска по Сиону (136:1-4)

Пс. 136:1 . Псалмопевец вспоминает, как, будучи в плену, евреи собирались на берегах вавилонских рек (Тигра и Евфрата со всеми отходившими от них протоками и каналами, выкопанными для орошения полей) и плакали, вспоминая о Сионе (Иерусалиме).

Пс. 136:2-4 . Там… притеснители… требовали от них, чтобы веселили их своей игрой на арфах и пением песней Сиенских. Но арфы пленников висели на вербах (или ивах) по берегам рек, и они не хотели снимать их, не желая петь, играть и веселиться. Фраза посреди его в стихе 2, по-видимому, относится к Вавилону, а не к Сиону.

Как нам петь песнь Господню на земле чужой? (стих 4) Еврейский народ славился на древнем Востоке своей музыкальной культурой и высокими образцами своей поэзии. Однако и музыка, и поэзия их были Господними, т. е. вдохновленными мыслями о Господе и упованием на Него; характер их чаще всего был молитвенным. Могли ли они этими священными для себя произведениями тешить язычников, отторгших их от родной земли! Подобные "требования" звучали для них кощунством: исполнение их равносильно было бы забвению Иерусалима (стих 5).

Б. Верность памяти… (136:5-6)

Пс. 136:5-6 . Эти стихи звучат как заклятье в устах псалмопевца: Да перестанет действовать (да отсохнет) правая рука моя, да онемею я, если забуду тебя, Иерусалим, и если стану радоваться не твоей радостью! (Напомним, что Иерусалим, куда в допленные годы все колена Израилевы стекшись для поклонения Господу, в дни плена лежал в развалинах. Могли ли они радоваться в такое время? Лишь возвращение к жизни и веселию Иерусалима могло стать началом их радости.)

В. Проклятие врагам Сиона (136:7-9)

Последнюю часть Псалма 136 следует воспринимать в свете великой скорби иудеев, угнанных на чужбину. В сущности, проклятия (об этом в "Богословских идеях псалмов" во Вступлении) звучали в устах псалмопевца как мольба к Богу о справедливом воздаянии врагам Его народа.

Пс. 136:7 . Едомляне, или идумеи, были давними и упорными недругами евреев, хотя и были близки им по крови (связаны с ними "братскими" узами, Ам. 1:11); по поводу разрушения Иерусалима они торжествовали и радовались. Отсюда просьба псалмопевца об отмщении Едому (Иез. 25:12; Авд. 1:9-16).

Пс. 136:8-9 . Проклятие псалмопевца обращено на Вавилон. Но обречь его беспощадному уничтожению было волей Господа. Стих 9 созвучен со словами пророка Исаии об этом (Ис. 13:16). Возможно, "блажен" в стихе 9 надо понимать в том смысле, что те, кто совершат "казнь" Вавилона, совершат ее во исполнение Божией воли.

Так или иначе, на страницах Псалтири не найти проклятия более горького чем то, которое звучит в Пс. 136:8-9. В представлении псалмопевца, сердце которого, как и сердца его соплеменников, преисполнено было печали, - те, кто опустошали святую землю или радовались этому опустошению, лучшей участи не заслужили.

В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН

Чтобы по-настоящему полюбить Бога и ближнего, необходимо по-настоящему, всеми силами души возненавидеть грех и все, что ведет к нему. Чувством такой святой ненависти проникнут псалом 136, который поют в храме две последние приготовительные к посту недели.

Миниатюра из Хлудовской псалтири, ок. 850 г. Государственный исторический музей, Москва

«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы». Это горькие стихи о народе, который идет в чужую страну. Родина погибла, Иерусалим разрушен до основания, уничтожен Храм. Уцелевших ведут в Вавилон - в плен, на чужбину.

Многие библейские ветхозаветные имена, названия городов и стран Церковь Нового Завета воспринимает не только буквально, но и духовно, иносказательно. Так, Египет - царство материального благополучия, сытости и довольства. Уходя из египетского рабства, многие израильтяне роптали, голодая в пути, с вожделением вспоминая котлы с мясом, которые были у них в Египте. Да, были котлы с мясом, но не было свободы; да, они были сравнительно сытыми, зато рабами.

Вавилон - символ наслаждений, похоти, разврата. Израиль, Иерусалим, Сион - область духовная. Здесь человек предстоит Богу, общается с Богом, здесь - духовность, благочестие, вера. В Египте человек становится животным. В Вавилоне - служителем сатаны. В Израиле человек действительно становится Человеком, потому что обращен к Вечной Правде. И потому псалом этот не только о пленных евреях, но и о каждом из нас. Все мы в плену у греха, все мы уведены на чужбину, покорившись своим страстям и похотям, кто делом, кто словом, кто мыслью. Но о чем поется в этом псалме дальше?

«Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселия: пропойте нам из песней Сионских».

Враги хотят, чтобы пленники пели и веселились. Нам с вами дьявол тоже не велит печалиться о греховности своей. «Забудь обо всем! Веселись и наслаждайся! Нет никакого Иерусалима, нет Бога, нет Суда...» - так, вторя вавилонским стражникам, нашептывает нам сатана. Но «Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего». Нет, если не в силах вернуться домой, будем хотя бы вспоминать о доме.

Если не сможем служить Богу и быть верными Ему, не позволим себе забыть о Нем. Если впали во грехи, дали поработить себя страстям и порокам, то будем помнить, что есть иная жизнь, полная Добра и Правды, Чистоты и Красоты. Если оказались во тьме, то не забудем о Свете, о том, что и мы раньше могли видеть Его. Если забудем, то уже никогда не увидим. Если будем помнить, есть шанс вернуться.

Но с чего начать возвращение? С ненависти. Кто не сумеет от сердца возненавидеть врага, тот не сможет победить его. И потому скорбь израильтян обращается в ненависть: «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Очень жестокие слова, если понимать их буквально.

Но святые отцы толкуют их так: «Сыны Едомовы» - это грехи наши, это пороки и страсти наши. Они до основания разрушили дом нашей души, попрали все святое.

«Дочь Вавилона, опустошительница» - это любовь к наслаждениям века сего. В той душе, где она поселяется, становится пусто, безжизненно. И чтобы вновь оживить ее, нужно быть беспощадным не только к ней самой, но и к «младенцам» ее, то есть даже пожеланиям, помыслам, противным Богу.

Кто не разобьет этих младенцев, эти желания, при первом их появлении, не разобьет о камень веры, кто даст им вырасти, тот уже не сможет им сопротивляться и снова окажется в плену Вавилонском. А кто сумеет их разбить, тот обретет свободу и мир.

В начале Поста Церковь напоминает, что мы пока еще в плену, в рабстве и должны от всего сердца возненавидеть это рабство и возжелать свободы. Если с этими чувствами начнем Великий пост, он будет путем к свободе, радостным возвращением домой, восстановлением нашего внутреннего Иерусалима.