Празднование толгской иконы. Толгская икона Божией Матери: в чем помогает чудотворный образ, молитва

Икона Богородицы Толгская

История

Толг-ская ико-на Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы яви-лась 8 ав-гу-ста 1314 го-да Ро-стов-ско-му свя-ти-те-лю Про-хо-ру (в схи-ме Три-фо-ну). Объ-ез-жая епар-хию, свя-ти-тель по-се-тил бе-ло-зер-ские пре-де-лы и от-пра-вил-ся от-ту-да вниз по ре-кам Шексне и Вол-ге к Яро-слав-лю. При на-ступ-ле-нии но-чи бы-ла сде-ла-на оста-нов-ка в 7 вер-стах от Яро-слав-ля, на пра-вом бе-ре-гу Вол-ги на-про-тив впа-де-ния в нее р. Тол-ги. В пол-ночь, ко-гда все спа-ли, свя-ти-тель проснул-ся и уви-дел яр-кий свет, оза-ряв-ший окрест-ность. Свет ис-хо-дил от ог-нен-но-го стол-па на дру-гом бе-ре-гу ре-ки, к ко-то-ро-му про-тя-нул-ся мост. Взяв жезл, свя-ти-тель пе-ре-шел на дру-гой бе-рег и, при-бли-зив-шись к ог-нен-но-му стол-пу, уви-дел в нем ико-ну Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, сто-яв-шую на воз-ду-хе. По-ра-жен-ный ви-де-ни-ем, свя-ти-тель дол-го мо-лил-ся и, ко-гда воз-вра-щал-ся об-рат-но, за-был взять свой жезл.

На дру-гой день, по-сле со-вер-ше-ния утре-ни, ко-гда свя-ти-тель Про-хор со-брал-ся про-дол-жить путь в лод-ке, на-ча-ли ис-кать его жезл, но не мог-ли ни-где най-ти. То-гда свя-ти-тель вспом-нил, что за-был свой жезл на дру-гом бе-ре-гу ре-ки, ку-да пе-ре-шел по чуд-но-му мо-сту. Он рас-ска-зал о яв-ле-нии и, по-слан-ные на тот бе-рег на лод-ке слу-ги вер-ну-лись с из-ве-сти-ем, что уви-де-ли в ле-су меж-ду де-ре-вья-ми ико-ну Ма-те-ри Бо-жи-ей, а ря-дом епи-скоп-ский жезл. Свя-ти-тель немед-лен-но пе-ре-пра-вил-ся вме-сте со все-ми людь-ми на тот бе-рег и узнал явив-шу-ю-ся ему ико-ну. По-сле го-ря-чей мо-лит-вы пе-ред ико-ной на том ме-сте рас-чи-сти-ли лес и за-ло-жи-ли цер-ковь. Как толь-ко об этом узна-ли жи-те-ли Яро-слав-ля, они при-бы-ли на ука-зан-ное ме-сто. К по-лу-дню цер-ковь уже по-стро-и-ли, а ве-че-ром свя-ти-тель освя-тил ее в честь Вве-де-ния во храм Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, пе-ре-нес ту-да ико-ну и уста-но-вил празд-но-ва-ние в день ее яв-ле-ния. Поз-же свя-ти-тель Про-хор устро-ил при этой церк-ви . Скон-чал-ся свя-ти-тель Про-хор 7 сен-тяб-ря 1328 го-да.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Толгской»

Днесь све́тло сия́ет на То́лге/ о́бpаз Твой, Пpечи́стая Де́во Богоpо́дице,/ и, я́ко со́лнце незаходи́мое,/ всегда́ ве́pным подаде́ся,/ его́же ви́дев на возду́се,/ неви́димо А́нгелы, я́ко ники́м, деpжи́ма,/ пpеосвяще́нный епи́скоп гpа́да Росто́ва Тpи́фон/ тече́ ко явле́нному светя́щемуся столпу́ о́гненну,/ и по вода́м, я́ко по су́ху, пpе́йде,/ и моля́щеся Ти ве́pно о па́стве и о лю́дех./ И мы, к Тебе́ пpитека́юще, зове́м:/ Пpесвята́я Де́во Богоpо́дице,/ ве́pно Тя сла́вящих спаса́й,/ стpану́ на́шу, аpхиеpе́ев/ и вся Росси́йския наpо́ды от всех бед избавля́й // по вели́цей Твоей ми́лости.

Перевод: Сегодня ярко сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дева Богородица, и, как незаходящее солнце, всегда является верующим, его же видя в небесах, невидимо поддерживаемым Ангелами, преосвященный епископ города Ростова Трифон пришел к явившемуся светящемуся огненному столпу и по воде, как по суше, прошел, молясь Тебе с верой о пастве и о всех людях. И мы, обращаясь к Тебе взываем: «Пресвятая Дева Богородица, с верой прославляющих тебя спасай, страну нашу, архиереев и всех русских людей от всех бед избавляй по великой Твоей милости».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Толгской»

Чу́дное и богоприя́тное светоно́снаго зра́ка Твоего́ явле́ние, Пречи́стая Де́во,/ с ве́рою взира́ющим быва́ет изве́стное ча́яние спасе́ния,/ столпо́м бо о́гненным явля́ющи предста́тельство,/ неусы́пное и те́плое за ны к Бо́гу возсыла́еши моле́ние,/ и́мже страну́ Росси́йскую от вся́ких бед изба́ви, мо́лимся,/ да ра́достными усты́ вопие́м Ти вси́:// ра́дуйся, Предводи́тельнице ве́чнаго блаже́нства.

Перевод: Удивительное и явление несущего свет образа Твоего, Пречистая Дева, с верой взирающим на него является несомненная надежда спасения, ибо огненным столпом Ты являешь защиту, неутомимое и горячее о нас к Богу воссылаешь моление, которым избавь страну Российскую от всяких бед, молимся, да радостными голосами взываем к Тебе все: «Радуйся, Предводительница вечного блаженства».

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Толгской»

Стра́нное и богоприя́тное светоно́снаго зра́ка Твоего́ явле́ние,/ Пречи́стая Де́во,/ с ве́рою взира́ющим быва́ет изве́стное ча́яние спасе́ния,/ столпо́м бо о́гненным явля́ющи предста́тельство,/ неусы́пное и те́плое за ны к Бо́гу возсыла́еши моле́ние,/ и́мже от вся́ких бед изба́ви, мо́лимся,/ да ра́достными усты́ вопие́м Ти вси́:// ра́дуйся, Хода́таице ве́чнаго блаже́нства.

Перевод: Чудесное и Богодухновенное явление несущего свет образа Твоего, Пречистая Дева, с верой взирающим на него является несомненная надежда спасения, ибо огненным столпом Ты являешь защиту, неутомимое и горячее о нас к Богу воссылаешь моление, которым избавь нас от всяких бед, молимся, да радостными голосами взываем к Тебе все: «Радуйся, Ходатаица вечного блаженства».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Толгской»

О, Пресвята́я Госпоже́, Де́во Богоро́дице, вы́шшая Херуви́мов и Серафи́мов и святе́йшая всех святы́х! Ты, Всеблага́я, на То́лге ико́ну Твою́ многоцеле́бную блаже́нному святи́телю Три́фону огневи́дно яви́ти благоволи́ла еси́, и е́ю мно́гая и неизрече́нная чудеса́ соде́лала еси́, и ны́не содева́еши, по Твоему́ неизрече́нному к нам милосе́рдию. Тебе́ пред пречи́стым о́бразом Твои́м припа́даем и мо́лимся, Преблагослове́нная ро́да на́шего Засту́пнице: в стра́нствии сем земне́м, многоско́рбнем и многомяте́жнем, не лиши́ нас Твоего́ заступле́ния и покро́ва держа́внаго. Спаси́ и защити́ нас, Влады́чице, от разжже́нных стрел лука́ваго врага́ спасе́ния на́шего. Укрепи́ немощну́ю во́лю на́шу к де́ланию за́поведей Христо́вых, умягчи́ окамене́лая сердца́ на́ша любо́вию к Бо́гу и бли́жним на́шим, да́руй нам сокруше́ние серде́чное и покая́ние и́стинное, да, очи́стившеся от скве́рны грехо́вныя, возмо́жем принести́ Творцу́ благоуго́дныя Ему́ плоды́ до́брых дел и сподо́битися ми́рныя христиа́нския кончи́ны и отве́та пра́ваго на стра́шнем и нелицеприя́тнем Суде́ Его́. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! В час гро́зный сме́ртный наипа́че яви́ нам Твое́ многомо́щное заступле́ние, ускори́ тогда́ на по́мощь к нам, безпо́мощным, и держа́вною руко́ю Твое́ю исхити́ нас из вла́сти лю́таго мироде́ржца, и́бо вои́стину мно́го мо́жет моли́тва Твоя́ пред лице́м Го́спода, и ничто́же невозмо́жно хода́тайству Твоему́, а́ще то́кмо восхо́щеши. Те́мже, на святы́й о́браз Твой умиле́нно взира́юще и пред ним, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, покланя́ющеся, с упова́нием благи́м са́ми себе́, и друг дру́га, и весь живо́т наш Тебе́ по Бо́зе моли́твенно предае́м и Тя велича́ем с ро́ждшимся от Тебе́ Спаси́телем на́шим, Го́сподом Иису́сом Христо́м, Ему́же, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Толгская»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, осенившей страну Российскую огнезрачным Своея иконы на Толге явлением, похвальное возглашаем пение: Ты же, о Богомати, яко имущая державу непобедимую, от всяких бед избави нас, зовущих: Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный, святитель Христов Трифон, свыше предъизбран бысть послужити святей иконе Твоей на Толге явлению, Владычице Преблагая: той бо, путь творя от Белоезера по реце Волге, в нощи столп огненный узре на брезе ея пустыннем и, достигнув места, Тобою избраннаго, виде святую икону Твою на воздусе стоящую и светом Небесным сияющую, к нейже молебно припадая, со слезами теплыми сице к Тебе возглашаше: Радуйся, свеще Богоприемная, темноту душ наших озаряющая; Радуйся, заре невечерняя, мглу грехов наших разгоняющая. Радуйся, чудно приявшая Христа Бога, яко угль горящий с Небеснаго Жертвенника; Радуйся, Купино Неопалимая, законоположником Моисеем предзримая. Радуйся, столпе огненный, Новаго Израиля путеводящий; Радуйся, облаче росоносный, зной страстей наших утоляющий. Радуйся, Предстательнице Всемогущая, тучи гнева Божия от глав наших отводящая; Радуйся, Заступнице Усердная, от погибели вечныя нас избавляющая. Радуйся, образ Твой честный в залог спасения нам даровавшая; Радуйся, огнезрачным явлением его на Толге страну Российскую благословившая. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 2

Видяще токи чудес и исцелений от святыя иконы Твоея, Пренепорочная Дево, недоумеем песнославити Тя по достоянию: кий бо язык человеческий возможет изрещи величия Твоя, о дивная Палато Владычня? Обаче, любовию Твоею побеждаеми, дерзаем проповедати чудеса Твоя, на Толге явленная, и хвалебно пети всех Творцу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев посещение Божие, чудный святитель со страхом слезно моляшеся пред огнезрачною Твоею иконою, Богомати Пречистая, и смотрением Божиим остави жезл свой святительский на оном брезе, идеже моляшеся: на утрие же спутницы святителя, ищуще жезла его, обретоша вместе с ним тамо Твою небоявленную икону, на земли среди древес стоящую: и тако всем явлен бысть залог Божия благодати, стране Российстей свыше дарованный благоволением Вседержителя, внушающаго нам хвалебно вопити к Тебе: Радуйся, девства цвете неувядаемый и благовонный; Радуйся, белоснежный крине, росою Святаго Духа напоенный. Радуйся, Мати Бога Вышняго, милосердием Твоим и нижних не оставляющая; Радуйся, Царице Небесе и земли, Ейже вся стихии покоряются. Радуйся, мосте Божественный, имже вернии благонадежно преходят моря житейскаго лютую пучину; Радуйся, Путеводительнице Благая, на стези спасительныя нас наставляющая. Радуйся, граде Царя Великаго, в нем же странники земныя убежище благотишное обретают; Радуйся, Пристанище тихое обуреваемых. Радуйся, стено ограждения роду христианскому; Радуйся, Покрове миру, ширший облака. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 3

Сила благодатная, иконе Твоей дарованная, Пресвятая Госпоже Богородице, созывает верных соборы песньми духовными славити Тя, Честнейшую Херувим и Славнейшую Серафим: ибо, рождши нетленно Единаго от Троицы, предстоиши ныне пред Престолом Триипостаснаго Божества, идеже Воинства Горния с трепетом вопиют: Аллилуиа.

Икос 3

Имея попечение о создании храма Божия и обители иноческия на месте явления чудныя иконы Твоея на Толге, Владычице Всемилостивая, святитель Трифон вкупе с насельники града Ярославля, со усердием многим обыденно храм Божий воздвигают и тако созидают новую обитель святую, в нейже немолчно воспеваются Тебе благохваления сицевая: Радуйся, страну Российскую в жребий достояния Себе избравшая; Радуйся, иконы Твоя чудотворныя, яко звезды в ней умножившая. Радуйся, сиянием чудес Твоих весну спасения нам возвещающая; Радуйся, теплотою милосердия Твоего оледенелая сердца наша согревающая. Радуйся, щедротами Твоими всяк возраст верных снабдевающая; Радуйся, младенцы милостивно окормляющая. Радуйся, старцы любвеобильно упокоивающая; Радуйся, вдовицы и сироты благосострадательно призревающая. Радуйся, кающихся грешников Споручнице Державная; Радуйся, истинных рабов Божиих Помощнице Всеизрядная. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 4

Буря скорбей Тобою утоляется и свирепыя страстей волны в тишину прелагаются, Преблагословенная Дево, ибо Тебе дадеся велия благодать всемирнаго заступления. Темже на святую икону Твою умиленно взирающе, в скорбех отраду, в недузех врачевство обильно от нея почерпаем и зовем гласы хвалебными на ней Изображенному вкупе с Тобою Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше ближнии и дальнии, яко чудес источник явися на Толге, святая и пречистая икона Твоя, Царице и Владычице всея твари, со усердием многим притекаху к целебному Твоему образу, приемля от него дары неисчетных Твоих щедрот. Темже и мы, недостойнии, стезею отцев наших шествующе, с верою и любовию припадаем к Твоей чудотворней иконе и Тебе от глубины сердечныя вопием: Радуйся, яко икона Твоя, Ангелами невидимо окружаемая, воздух освяти; Радуйся, яко икона Твоя, огнезрачне на Толге явившаяся, всю страну просвети. Радуйся, яко иконою Твоею человецы в недузех и скорбех помощь скорую обретают; Радуйся, яко светом иконы Твоея демоны прогоняются. Радуйся, яко икона Твоя граду Ярославлю и пределом его свыше в наследие спасительное даровася; Радуйся, яко иконою Твоею обитель Твоя на Толге светло красуется. Радуйся, яко пред Твоею иконою святители и людие благоговейно поклоняются; Радуйся, яко икону Твою все множество православно верующих боголепно чествует. Радуйся, богомудрых иноков Благая Помощнице во спасение; Радуйся, богопросвещенныя России крепкое заступление. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя честная, Госпоже Богомати, страну нашу полунощную сиянием преславных чудес просвети, юже, яко дар Божественный, Россия восприемши, прославляет и воспевает Твоя щедроты: Ты же, Всещедрая и Всеблагая рода нашего Заступнице, озари и наша сердца светом благодатным, да возможем богоприятно пети Господу нашему серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше чудо преславное, како внезапу от иконы Твоея святыя, Пречистая Дево, от десныя Твоея руки и от левыя ноги Тобою держимаго Богомладенца две струи мира благоухающаго и целебнаго истекоста, благоговейный игумен Герман с братиею ужаса и радости исполнишася и, помазуяся миром тем благодатным, Тебе сия радостныя приношаху глаголы: Радуйся, алавастре драгоценный, Христова благоухания исполненный; Радуйся, мирохранилище исцелений, никогдаже оскудевающее. Радуйся, величием чудес Твоих превосходящая разум человеческий; Радуйся, от доски сухия миро целебное пачеестественно изливающая. Радуйся, тем миром недуги многия врачующая; Радуйся, мира излиянием от иконы Твоея святыя милосердие Твое к нам показующая. Радуйся, души наша орошающая к плодоношению духовному; Радуйся, сердца наша увеселяющая Твоим Божественным о нас благопромышлением. Радуйся, стамно всезлатая, манну небесную хранящая; Радуйся, Скиние Живаго Бога. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 6

Проповедницы Богопросвещеннии, Апостоли Христовы, егда узреша в Лидде, на стене храма Твоего, нерукотворенно изобразившуюся икону Твою, со благоговением ей поклонишася, Богомати Пречистая, имже подражающе, и мы, смиреннии, колена наша пред дивным и многоцелебным образом Твоим, егоже на Толге огневидно явити благоволила еси, усердно преклоняем и с любовию воспеваем рождшемуся от Тебе Спасителю мира хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия нам на Толге немерцающая заря великих чудес, икона Твоя Божественная, Богородице Дево, в нейже залог несомненный Божия благоволения и Твоего Небеснаго заступления стране Российстей ниспослася от щедродательныя руки Вседержителя Бога. Темже радующеся славословим Твое милосердие и песненно Тебе вопием: Радуйся, Хранительнице наша и Утверждение; Радуйся, Помощнице наша и Похвало. Радуйся, нищих и убогих изобильное богатство; Радуйся, не гнушающаяся самих презренных и отверженных. Радуйся, от рова погибельнаго исхищающая к Тебе взывающих грешников; Радуйся, от врат смертных возращающая опасно болящих. Радуйся, Богом дарованная отрада страждущих; Радуйся, скорое услышание верно Тебе молящихся. Радуйся, благодатное утешение всех скорбящих; Радуйся, несокрушимое защищение на Тя уповающих. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Христос явити велию любовь Свою к людем, искупленным Честною Его Кровию, Тебе, Матерь Свою Пренепорочную, в покров и защиту роду христианскому дарова; Ты бо воистинну сердобольная Мати являешися всем с верою и упованием прибегающим к Твоему теплому заступлению, егоже не лиши и нас, славящих пречестное имя Твое и поклоняющихся чудотворному образу Твоему, Сыну же Твоему зовущих: Аллилуиа.

Икос 7

Новое и предивное чудо яви всех чудес Творец и всея твари Владыка, егда во время пожара обители Твоея на Толге попущением Божиим сгоревшу внезапну и храму Твоему, икона Твоя святая неопалима и невредима в нем сохранися, ангельскима руками невидимо пронесенная из заключеннаго и огнем пылающаго храма, вне монастыря, в лесную дубраву, идеже на древе стоящая и светом сияющая обретена бысть Твоим благопромышлением, Пречистая и Преблагословенная Дево, слышащая от нас сия достодолжныя похвалы: Радуйся, сияющая благодатию и славою предивных чудес; Радуйся, облеченная в светлую одежду милостей и щедрот. Радуйся, силою Твоею Божественною силу естества огненнаго победившая; Радуйся, икону Твою честную несгораему в огни соделавшая. Радуйся, залогу Твоего к нам благоволения безвременно погибнути непопустившая; Радуйся, ангельскима рукама его из пламене исхитившая. Радуйся, свет тихий и радостный от многочудеснаго образа Твоего возсиявшая; Радуйся, скорбная сердца иноков обители Твоея обретением его возвеселившая. Радуйся, сетование их на ликование преложившая; Радуйся, лишение их щедродательно восполнившая. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 8

Странники мы и пришельцы в мире сем скоротечнем, путь творяще к Вечному Небесному Отечествию нашему, Тебе, благую Одигитрию, молим и просим, руководствуй нас стезею спасительною заповедей Христовых к светлому граду Иерусалиму Горнему и не попусти уклонитися в дебри греховныя, ведущия к темнице адской, да спасаеми помощию Твоею державною, сподобимся на земли живых пети Создателю нашему вечно хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Всем вся благая и спасительная даруеши от святыя чудотворныя иконы Твоея, Богомати Пречистая, юже яко сокровище многоценное зряще, со гласом радования и благодарения взываем Ти: Радуйся, скорбей и печалей благодатная Утолительнице; Радуйся, недугов душевных и телесных добрая Целебнице. Радуйся, утопающих скоропредстательная Избавительнице; Радуйся, путешествующих благонадежная Хранительнице. Радуйся, слепых Просвещение; Радуйся, хромых правохождение. Радуйся, немых ясноглаголание; Радуйся, прокаженных очищение. Радуйся, глухих благослышание; Радуйся, мертвецев оживление. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 9

Вся страна наша православная милостями Твоими, Богомати, облагодетельствованная, немолчно славит имя Твое и благоговейно почитает пречистаго лика Твоего изображение, имже дивная и преславная обыкла еси являти нам чудеса. Темже сынове российстии икону Твою в щит и ограждение от врагов видимых и невидимых присно имеют и помощию Твоею святою побеждающе супостаты, вопиют Царю Небесе и земли: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийство наше песненное не довлеет ко изглаголанию всех чудес, Тобою, Владычице, явленных и присноявляемых нам от многоцелебныя иконы Твоея на Толге: но Ты, яко Благая и Милосердая Мати, не возгнушайся наших недовлеющих и недостойных похвал и милостиво преклонися к Тебе вопиющим: Радуйся, Обрадованная и Преблагословенная Дево; Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами. Радуйся, едина избранная и добрая в женах; Радуйся, роду человеческому отверзшая вход в Царствие Горнее. Радуйся, возрастившая нам Плод спасения; Радуйся, Спаса рождшая душ наших. Радуйся, во объятиях Твоих державшая Вседержителя; Радуйся, на руку Твоею носившая всех Творца. Радуйся, млеком Твоим питавшая Питателя вселенныя; Радуйся, одушевленный храме Бога Слова. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 10

Спасительное и тихое пристанище от треволнений моря житейскаго видим святую обитель Твою на Толге, в нейже икона Твоя, Владычице, лучами чудес верныя просвещающи, всех руководствует на путь благочестия и спасения. Сего ради прославляем Твою благостыню, яко неотступно с нами иконою Твоею пребывавши, души и телеса наша ею благодатно врачуеши и выну ходатайствуеши за нас у Престола Пресвятыя Троицы, идеже лицы святых радостно возглашают: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и покров граду Ярославлю дадеся святая икона Твоя от щедрот Человеколюбца Бога, Емуже в человеколюбии подражающи, Царице и Владычице наша Всемилостивая, множицею град сей от разорения ратнаго сохраняла еси и во время пагубнаго бездождия дождь изобилен ему даровала еси пришествием честнаго Твоего образа, имже и ныне нас милостивно посещаеши и благоутробно приемлеши пред ним возносимыя Тебе от сердца наши молитвы, с пением таковым: Радуйся, слезы горестныя отирающая от очес страждущих и печальных; Радуйся, скорбная сердца услаждающая Твоим благодатным участием. Радуйся, мертваго отрока воскресившая, к радости плакавших пред иконою Твоею родителей его; Радуйся, чете неплодных супругов чадородие даровавшая. Радуйся, девицу, злым духом одержимую, от мучения демонскаго свободившая; Радуйся, мужа, изсохшия нозе имевшаго, скоро исцелившая. Радуйся, в разбойники впадшаго и Тя на помощь призвавшаго от смерти горькия избавившая; Радуйся, иерея, глухотою болезновавшаго, ясно слышати устроившая. Радуйся, оскудение брашен в святей обители Твоей чудесно восполнившая; Радуйся, святотатца, достояние обители Твоея похитившаго, грозно наказавшая. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 11

Пение и моления наша смиренныя, пред святою и чудотворною Твоею иконою от любве теплыя Тебе возносимыя, не презри, Госпоже Всемилостивая, но благопослушлива буди к нам, поклоняющимся со благоговением и верою Твоему Божественному образу и просящим со слезами милостивнаго Твоего заступления, егоже сила воистинну превосходит всякое разумение и созывает Ангелов и человеков соборы вкупе хвалити Творца богокрасною песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательную лампаду, елеем милости исполненную и преизливающуюся, созерцаем Тя очами веры, Богоизбранная Богоотроковице, и, кротким сиянием Твоим озаряеми, любовию же Твоею присно согреваеми, Тебе, Благой Заступнице нашей, иконою Твоею дивныя щедроты Твоя нам ниспосылающей, благодарственно и умиленно глаголем: Радуйся, во всяких нуждах и делах скорое вспоможение нам дарующая; Радуйся, в скорбех и печалех Небесную отраду в сердца наша проливающая. Радуйся, клирика обители Твоея от потопления воднаго избавившая; Радуйся, жену умершую к жизни возвратившая. Радуйся, бесных многажды исцелившая; Радуйся, изступленных умом смыслом здравым одарившая. Радуйся, очами болезновавших врачевавшая; Радуйся, слепца прозрети пред иконою Твоею сотворившая. Радуйся, хромаго и ничащаго прямо ходити устроившая; Радуйся, главою болезновавшему явлением Твоим во сне исцеление подавшая. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 12

Благодати Божия святое и непорочное жилище, Мати Господа Вышних Сил, облагодати наш помысл, благочестно воспевати Твоя чудеса, на Толге от честныя иконы Твоея явленная, и Твоим невечерним сиянием озари наша темныя души, приводящи их к свету Трисияннаго Божества, идеже радость и блаженство вечное уготовано праведным, поющим немолчную песнь Вседержителю: Аллилуиа.

Икос 12

Поем песнь хвалы и благодарения Тебе, Богорадованная Дево, проповедуем велегласно величие чудес Твоих и богатство милости Твоея, на нас и отечествии нашем явленных, и от глубины сердечныя приносим Ти со смирением и верою сия похвальныя дары: Радуйся, благая Мати всех любовию чтущих Тя и поклоняющихся честному образу Твоему; Радуйся, добрая Младопитательнице дев и безматерних сирот. Радуйся, мира христианскаго крепосте несокрушимая; Радуйся, державы Российския защищение необоримое. Радуйся, Святыя Православный Церкве многопетая славо; Радуйся, святителей и священников благодатное удобрение. Радуйся, иноком благоподвизающимся Ходатаице вечного радования; Радуйся, и в мире благочестно живущих не лишающая Твоего заступления. Радуйся, телеса наша врачующая от недугов многоразличных; Радуйся, души наша избавляющая от врагов невидимых. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая Радость Вечную — Господа нашего Иисуса Христа, земным и Небесным Спасителя! Приими благоутробно молебное пение наше, пред чудотворною иконою Твоею с верою и благоговением Тебе возносимое, и всесильными молитвами Твоими избави нас от временных бед и вечныя муки, сподоби же в благочестии и правоверии пожити зде, в земном житии, таможе, в будущем веце в радости райстей, со всеми святыми, вечно воспевати Создателю нашему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Молитва первая

О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов и Серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел, и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятием Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный, смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из руки лютаго миродержца, ибо воистинну много может молитва Твоя пред лицем Господа и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, поклоняющеся с упованием благим, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Приими, о, Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О, Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Канон Пресвятой Богородице пред иконой «Толгская»

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетского зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Припев:
Ум мой, многими напастьми помраченный, просвети, Дево, Свет рождшая Божественный, волю, в добродетели унывающую, воспламени священною любовию, память, в славословии изнемогающую, укрепи, да пресветлое Твое на Толге явление воспою достойно, Чистая.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Храме Трисолнечнаго Света прекрасный, украси моя чувства, молюся, да, всеми чувствы целомудрен сый, честное Твое на Толге явление целомудренно воспою, Чистая.
Слава: К Твоей пресветлаго зрака иконе припадаю, окаянный: душу мою просвети, яви и тело нескверно и, от лютых мя недугов свободивши, покажи причастника наследия Небеснаго, Богоневестная.
И ныне: Якоже столпом огненным зарю Твоего зрака явила еси Богоносному святителю, тако и ныне светом благодати являеши верным Твое скорое предстательство и заступление. Призри убо на рабы, призывающие Тя и требующия Твоея помощи, Благодатная, даруй стране Российстей на враги державное одоление, виновна бо еси всех благих, вечную благость нам воплотившая, Небеси хвало и миру Помощнице.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Низложи во мне налоги бесовския, гордость в добродетелех, лицемерие в святости, тщеславие во бдении, высокоумие в благоговении и неблагодарность в благодеяниих Сына Твоего, Едина Всепетая Дево.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Странна мя любочестия сотвори, молю Тя, Дево, и чужда любопытства о человеческих согрешениих, дерзость и излишнее на милость Сына Твоего упование отдали от мене, да достойны Сыну Твоему плоды принесу, едина Пречистая.
Слава: Начало и худость моего естества познавая, молю Тя, Дево, даждь ми презрение самолюбия, бегство человеческия хвалы, познание собственнаго греха и собственныя немощи, едина Богоблаженная.
И ныне: Краткий всех вещей и всего мира смертнаго конец и мучение будущее за суету деяний тщеславных помышляти сподоби мя, Дево, да, благодатию Сына Твоего к пути истиннаго покаяния наставлен, вечнаго избегну проклятия, Пренепорочная.

Господи, помилуй (трижды).
Седален, глас 4-й
Столп Твой огненный едину печать благодати Твоея сильнейшую мним, Всенепорочная, сею бо в соблюдение заповедей Сына Твоего и Бога печатаеши верных сердце прекрепко, да не враг, хулящий имя Твое, преодолев лестию, поработит ны, рабы Твоя, в погибель кромешнюю. Но поспешеством благости Твоея, с Твоим знамением покажемся имениты наследницы Царствия Нетленнаго, Пречистая Дево.
Слава, и ныне: Возбранное нам и дивное избавление даровася, образ Твой честный, Преблагословенная Госпоже Дево Богородице, к немуже мы взирающе, сице к Тебе зовем: радуйся, святителем благолепие; радуйся, прибежище наше, и упование, и спасение; радуйся, красото и славо обители Толгския и всея России прибежище и защищение; радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Жестокосердием отягченнаго мя облегчи, немилосердием к требующим окамененную утробу мою умягчи, бурею сребролюбия объятаго мя утиши, Богоневестная Владычице.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Во уповании тленных и временных вещей не остави мя и пламень хищения неправеднаго, бездною милосердия Твоего покрывши, угаси во мне, Едина Приснодево.
Слава: Идолослужение в лихоимании и безбожность в заблуждении истиннаго благочестия и Православныя веры потреби от православных, Владычице, и вконец разори от единоверных, да единодушно восхвалим Тя, Едина Приснодево.
И ныне: Ум мой, молю Тя, благоустрой к познанию Единаго Сущаго Бога, к разсмотрению вечных благ, и щедролюбие даруй ми, якоже Тавифе, и благодатию Христовою украси мя, якоже Корнилия сотника, Едина Приснодево.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Огнь нечистоты и всякия скверны во мне разжизательный морем благости Твоея потопи, и мглу греховную разжени, и сердце мое радости исполни, Всенепорочная.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Срамословию безобразному не даждь во мне места, Владычице, селение соблазнов разори, храм мя чистоты и всякаго благочестия соделай, да чистыми усты величаю Тя выну, Всенепорочная.
Слава: Смерть, суд, геенну, Царствие Небесное в памяти моей углуби, Владычице; да, поне последняя сия в памяти содержа, налоги лютых беззаконий оставлю и по смерти моей получу Тобою Царство Небесное, ныне же величаю Тя присно, Едино души моея упование.
И ныне: Любовь сея жизни преизлишнюю и временнаго плотскаго покоя рачение отложи от мене, молю Тя, Чистая, да, суетнаго помышления избег, Тобою получу нетленное на Небеси богатство, Едино души моея упование.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Радости, к преогорчению ближняго низвлекущия, чужда мя соделай, Пречудная Царице, о нестроениих искренняго без печали быти не допущай мене, Человеколюбивая Владычице, и врагов злодействия избави мя, прилежно молю Тя, Всенепорочная.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Зависти в помысле моем не даждь вкоренятися, рождшаяся от корене свята, Дево, и братоненавидения избави мя, Чистая, да не завистию диаволею, принесшею смерть в мир, помрачен быв, лишуся Божия благодати и жизни вечныя, Всенепорочная.
Слава: Равнодушие в бедах положи во мне, Всечистая, с радующимися в благополучии духовную радость, к сетующим в злоключении сожаление даруй ми, Пресвятая, и братолюбие по томужде естеству и по приобщению тояжде благодати Христовы, низпосли ми свыше, любве пучину рождшая Дево.
И ныне: Желание крайнее согрей во мне всякому по естеству и по имени Христову от души благотворити, Благая, да не како злоб лютых душа моя исполнится, и живот мой аду приближится, и предан буду без милости, яко не сотворивый милости, во тьму кромешнюю, Всенепорочная.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:
Кондак, глас 8-й
Чудное и Богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево, с верою взирающим бывает известное чаяние спасения, столпом бо огненным являющи предстательство, неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление, имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся, да радостными усты вопием Ти вси: радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.
Икос
Лучезарная Твоего явления на Толге светлость дивно блистанием своим всех осиявает, Божиею бо в Тебе сущею благодатию ближайшая Богу бывши, всем познавшим Тя истинную Богородицу земнородным подаеши независтную исцеления радость, еюже вся земля Российская преизобильно обогатившися ныне, веселится непрестанно и вопиет Тебе с единоверными: радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Тройческою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Веселие мирское пресецы и душетленное пристрастие умертви во мне, Дево, презрение временных, желание вечных благ и нетленную радость подаждь ми с поющими: отцев Боже, благословен еси.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Безчинное утешение и излишество, ум вредящее, душе скверну раждающее, отлучи от мене, Дево, и сподоби, телу здравие нуждное подавающи, житию же утешение довольное, предвкушением вечных благ наслаждатися купно с поющими: отцев Боже, благословен еси.
Слава: Грехом, смерть лютую раждающим, оскверних и окалях душу мою, но Ты, Пречистая Владычице, очисти мя от сего, и настави на Богоугодное житие, украси же воздержанием и благоговением, и даждь ми чистым сердцем пети: отцев Боже, благословен еси.
И ныне: Обнови мя, омраченнаго самолюбием, просвети светом зрака Твоего Владычице, и, похоти плотския укротивши во мне, сподоби мя Рождшемуся от Тебе непрестанно чистыми усты пети: отцев Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Возмущение души моея утоли, Всенепорочная, от клеветы наветующих избави мя, вражду греховную во мне укроти и ненависть с памятозлобием отврати от мене, Дево, да прославляю Тя, Чистая, во веки.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Огнь ярости, во мне зело разжженный, росою благодати Твоея угаси, хулу, умножающую души моея озлобление, и всякий вид злобы, гнездящийся в сердце моем, искорени, Дево, да прославляю Тя, Чистая, во веки.
Слава: Образ благодати Божия напиши, Всечистая, в души моей и печатию милости Твоя укрепи и утверди мя, да, всех злоб избавлен, мирными усты прославляю Тя, Чистая, во веки.
И ныне: Кротости и незлобия Твоего не отыми от мене, Пренепорочная Дево, терпение ми даруй твердое во искушении, да, радуяся, прославляю Тя, Чистая, во веки.

Песнь 9

Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Скорби сердца моего отложи, уныние, презирающее благодати, отыми от мене и леность ко взысканию добродетели потреби огнем благодати Твоея, Чистая.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Малодушием унывающаго мя оживи, отчаянием падшаго возстави, лишением и нерадением добрых мертваго воскреси, Дево, Жизнь безсмертную рождшая.
Слава: Усердие во мне к Божией воли созижди благодатию Сына Твоего, ревность ко славе Божией воспламени в сердце моем, благоговение ко святыни Божией устрой и постоянство в благодеянии даруй ми, Дево, Предводительнице моего спасения.
И ныне: Любовь Небесныя сладости в недра души моея всади, попечение вечных благ свыше посли ми, умиление к покаянию и сокрушение к исправлению даждь ми, Дево, лучезарным сиянием чудесне явльшаяся.

Толгская икона Божией Матери помогает исцелиться от недугов: На чудотворной Толгской иконе Божией Матери висит множество цепочек с крестиками, кольцами, медальонами. Все это - благодарность тех людей, кто просил у нее исцеления или решения своих проблем и получил его. Монахиня Толгского монастыря мать Смарагда ведет летопись этих чудес. Некоторыми из них она поделилась с нами.Исцеление от пьянства Это было в Калуге. Монахини приехали туда со списком с иконы Толгская Богоматерь. А на следующий год вернулись туда снова. Подошла женщина и рассказала, что после того, как она помолилась у Толгской иконы в прошлом году, перестала пить. После молитвы у Богородицы Толгской ей приснился сон: - Спустилась по высокой лестнице величественная женщина, строго посмотрела на меня и говорит: «Светлана, с этой минуты я изгоняю из тебя беса пьянства. С этой минуты не пей ни капли». Мне стало очень тяжело Я села на пол. Всю сильно сжало. Думала, что сейчас душа выйдет. А потом я проснулась, и на сердце была необыкновенная радость. С тех пор я перестала пить.Исцеление от тяжелой болезни Женщина из Рыбинска приехала с тяжелой болезнью. Врачи сказали, что даже если она сделает операцию, то не выживет. Она приехала с мамой к Толгской иконе Божией Матери. Помолились. На обратной дороге они познакомились с человеком, который предложил пропить ей сборы трав. Спустя полгода сделали снимок - он показал выздоровление.Исцеление от перелома позвоночника У юноши вырос горб на месте перелома. Вместе с мамой он приехал в Толгский монастырь. Монахиня дала маме масло из лампады, которая была зажжена у Толгской иконы Божией Матери, и сказала: «Втирай сыну в горб, а он пусть молится». За неделю горб у мальчика исчез. Врачи очень удивились и спрашивали у мамы, в какую страну она возила лечить сына и сколько заплатила за лечение. Они уверяли, что в России такая травма позвоночника неизлечима.Исцеление желудка В монастырь приехала мать помолиться о сыне. У ребенка врачи диагностировали полип в желудке. Уже был назначен день для операции. Женщина рыдала у иконы, прося выздоровление для своего ребенка. А когда женщина приехала домой, ее встретил радостный сын. Оказалось, что в тот момент, когда она плакала у иконы, у мальчика резко поднялась температура, его начало рвать и тот полип, который нужно было аккуратно вырезать, сам оторвался и вышел.Исцеление ног В Толгском монастыре вместе с мамой целый год жил мальчик, у которого было костное заболевание ног. Он не ходил, а стоять мог только на костылях. Мама его усердно молилась у Толгской иконы Божией Матери и несла послушания (выполняла различную работу в монастыре). Спустя время сын поправился и уехал из монастыря уже на своих ногах. (Можно много других примеров привести)

В православии Матерь Божия почитается больше всех святых. Она помогает людям во всех благочестивых делах, иконы Богородицы есть в любом православном доме. Причем если обычно святого изображают каким-либо одним образом, то изображений Божьей Матери тысячи. называются по-разному, для того чтобы не возникало путаницы, но у каждой есть свои, только ей свойственные признаки. Таким образом, икон хоть и много, но все же их в мире определенное количество, Божью Матерь нельзя писать как угодно.

Как же появились все эти иконы и для чего их такое множество? Образа Божьей Матери - первые иконы христианского мира. По преданию, самое первое изображение написал евангелист Лука, причем писал он ее с оригинала. Но все остальные изображения не были копией с того первого образа. Они появлялись в мире самыми разными способами: писались иконописцами, а потом прославлялись чудотворениями, появлялись в самых неожиданных местах (в таких случаях образ считается нерукотворным).

Например, Казанская икона Богородицы была найдена на пожарище, а Толгская икона Божией Матери - на сучке дерева, высоко над головами всех людей. Такие образа почитаются с момента своего обретения, считаются чудотворными.

Икона Божьей Матери Толгская была обретена епископом Прохором, через короткое время рядом начал строиться монастырь.

Сама икона названа по месту явления и теперешнего пребывания. Именно неподалеку от маленькой речушки в Толге была обретена икона Божьей Матери Толгская. С момента обретения прошло почти 700 лет, образ считается очень древним и ценным.

До революции был мужским, но за десятилетия, прошедшие после начала перестройки, восстановился как женский. Начало его возрождению было положено на заре девяностых годов, община собиралась трудно. Но Толгская икона Божией Матери помогает насельницам монастыря. Постепенно все материальные трудности были преодолены, ремонтные работы закончены. Толгская икона - не единственная святыня монастыря. Здесь почивают мощи чьи книги стали вновь издавать в последние годы. Сейчас икона Божьей Матери Толгская находится в Ярославской области, в Толгском монастыре. А в советские времена икона хранилась в городском музее, но в девяностые годы была передана обратно в монастырь. Сначала ее привозили сюда по праздникам: образ древний и необычайно ценный, поэтому перевозка осуществлялась в специальной машине с охраной. Но теперь в монастыре удалось создать необходимые для хранения такой старинной иконы условия. Поэтому икона Божьей Матери Толгская теперь пребывает в храме, и к ней можно приложиться в любой день.

Монастырь живет размеренной жизнью, перед Толгской иконой ежедневно читаются акафисты, перед мощами служатся молебны, читается неусыпаемая псалтырь. Сестры-монашенки записывают свидетельства чудес, которые произошли по молитвам перед Толгской иконой.

Каждый год в монастыре празднуется Толгин день - 21 августа, в день особенного почитания Толгской иконы Матери Божией. Сюда стекается множество паломников. После Литургии сестры раздают из реликтового парка - кедровника на территории монастыря, угощают монастырским квасом. Все, кто приезжает в этот день помолиться Божьей Матери в монастырь, уезжают утешенными и радостными.

Россия православная богата чудотворными иконами. Множество людей в различных уголках нашей страны стремиться к ним. Кто-то, чтобы поклониться и попросить в молитве здоровья и благополучия, другие - из любопытства, третьи - из интереса увидеть нечто, имеющее отношение к истории и культуре России. С такими целями в древний город Ярославль и его окрестности постоянно приезжает огромное количество паломников и просто туристов. Здесь действительно немало церквей, монастырей, музеев, достойных внимания. Есть и чудотворные иконы . Самые известные из них:

В этом ряду много и других чудных образов , но особое место среди них занимает икона Толгской Божьей Матери, находящаяся в Свято-Введенском женском монастыре. Известен этот образ множеством исцелений, происходящих по молитвам верующих.

О монастыре

Свято-Введенский монастырь располагается на левом берегу Волги в посёлке Толга недалеко от Ярославля. Обитель основана в 1314 году. Помимо образа Божьей Матери, здесь находятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова, известного множеством написанных им духовных книг. На территории монастыря растёт парк сибирских кедров. Введенский собор, построенный в 1683 году, сохранил на стенах росписи XVII века. Добраться сюда можно от Красной площади г.Ярославля автобусом №34, в сезон навигации - теплоходом от Речного вокзала.

Явление

В 1314 году епископ Ростовский и Ярославский Прохор шёл из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль. На ночлег он со своими сопровождающими остановился на берегу Волги в 6 верстах от места впадения в неё реки Толги. Проснувшись среди ночи, епископ увидел на другом берегу столб яркого света и направился к нему.

Приблизившись, он увидел , что свет этот исходит от иконы Божьей Матери, который чудесным образом держится в воздухе. Прохор, опустившись на колени, долго и горячо молился на этом месте, потом вернулся к себе, забыв на берегу свой епископский посох. Наутро пропажа обнаружилась, и Прохор вместе со свитой вернулся на то место. Посох лежал там, где был оставлен, кроме того, найдена была и виденная ночью епископом икона. Она уже находилась на земле.

Икону взяли, а место это быстро расчистили и за один день возвели на нём церковь. В постройке участвовали не только спутники Прохора, но и местные жители. Освятили её в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда же было решено, что здесь будет монастырь.

С тех пор, если не считать крестных ходов , образ покидал обитель дважды: с середины 20-х годов ХХ века по август 2003 года он находился в Ярославском художественном музее, и весной 2014 года его, по благословению , на месяц перевозили в Новоспасский монастырь г.Москвы.

Иконография

Образ имеет размер 48х61см. Дева Мария изображена по пояс. Богомладенец Иисус сидит на Её левой руке, обнимая Пречистую Мать за шею. Она, в свою очередь, поддерживает его. Образ обладает невероятной выразительностью, глаза Богородицы, написанные в особой технике, весьма проникновенны и скорбны.

В 1327 году с чудотворного образа был сделан список, который носит название Толгская III. Сначала он хранился в монастыре, но через некоторое время был передан в Русский музей г.Санкт-Петербург. Ещё одна копия, называющаяся Толгская II, находится в Третьяковской галерее в Москве.

Помощь Матери Божьей по молитвам у Толгского образа

Просить в молитвах у Матери Божьей можно практически обо всём. Но традиционно молятся Пресвятой Деве:

  • о здравии,
  • об укреплении в вере,
  • о рождении детей,
  • о помощи в делах житейских,
  • о помощи в изучении Слова Божьего.

Кроткая и добродетельная Мария при жизни была образцом жены и матери, поэтому нет надёжнее Помощницы в семейных делах, чем Она. Её вера в собственного Сына была неисчерпаема. После Его смерти на кресте, Она была, наверное, единственной, кто ни на секунду не усомнился в Его будущем Воскресении. А значит именно Её и нужно просить об умножении и укреплении в вере. Будучи милосердной и сострадательной при жизни Своей, Она и сейчас продолжает помогать в любых делах и исцелять от болезней тех, кто просит Её об этом.

Свидетельства

Самыми известными чудесами , явленными по молитвам верующих перед этим образом были:

В наше время

У иконы Толгской Божьей Матери можно видеть множество золотых и серебряных украшений, пожертвованных верующими в благодарность за помощь, полученную по молитвам у чудотворного образа. Часто люди задают вопрос, для чего возле иконы лежат эти приношения, почему их не убирают или никак не используют. Дело в том, что все это — свидетельства благодарности людей, вещественные доказательства действенности молитв. Их оставляют на виду у всех, чтобы показать, скольким людям была явлена действенная помощь.

Есть и записи, рассказывающие о заступничестве Богородицы, в том числе и в наши дни. Множество писем приходит в монастырь от людей, получивших исцеление от различных заболеваний. Есть свидетельства об избавлении от пьянства и даже наркомании. Известны многочисленные случаи рождения долгожданных детей у бесплодных женщин после молитв у этого образа. Устройство во многих бытовых проблемах, улучшение финансового положения, получение работы - все это обретают люди, просящие заступничества Пресвятой Девы.

В 2014 году образ привозили в Новоспасский , чтобы жители и гости столицы могли его увидеть. Огромное количество людей получило возможность поклониться чудотворной иконе и помолиться рядом с ней, существенно пополнив список, получивших помощь от Неё. Находилась святыня в Новоспасском с 15 марта по 12 апреля.

Как просить помощи Толгской Божьей Матери

В монастыре возле образа установлена памятка с текстом молитвы специально для этой иконы. Но, конечно, просить Пресвятую Деву о помощи можно своими словами, главное, чтобы обращение к Божьей Матери было искренним и шло от сердца. Но лучше сочетать уставную молитву с собственной.

В дореволюционных путеводителях по Волге есть описание благочестивого обычая: каждый пароход, проходящий мимо Толгского монастыря обязательно причаливал, чтобы дать возможность всем присутствующим побывать в монастыре и поклониться Матери Божьей перед Её чудесным образом. Сейчас, разумеется, эта традиция уже утрачена. Но ежедневно в Толгскую обитель стекается огромное количество паломников из Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга и множества других городов России. Особенно много их приезжает в день почитания этой иконы 21августа (8 августа по старому стилю). Именно в эту дату образ был явлен епископу Прохору.

Название благодаря своему явлению на реке Толге, состоявшемся в 1314 году. Этому событию предшествовала следующая история.


Ростовский и Ярославский епископ Прохор в одной из своих поездок для обохревания вверенной ему епархии остановился на ночлег в семи верстах от Ярославля на правом берегу Волги. Ночью в полночь ростовский владыка увидел на противоположном берегу реки огненный столп и огненный мост, ведущий через Волгу на другой берег, где располагался дремучий лес. Епископ сотворил молитву и, взяв с собой свой архипастырский жезл, отправился по чудному мосту, состоящему из сгущенной сверхъестественной силой воды, на другой берег.


Там епископ приблизился к огненному столпу и увидел в воздухе икону Божией Матери с младенцем Иисусом Христом. Владыка Прохор начал долго и усердно молился перед иконой. После молитвы епископ возвратился обратно, забыв на месте явления иконы свой жезл.


Утром, когда стали искать жезл, епископ вспомнил, где он оставил его. Владыка рассказал о ночном событии и отправил своих послушников за жезлом. Когда послушники пришли к месту, они увидели святую икону между деревьями. Тогда и сам святитель поспешил на ту сторону реки и узнал виденную им ночью икону.


Сразу же после чудесного явления образа Богородицы было принято решение о строительстве храма. Жители Ярославля, услышав о таком чудесном явлении Божией Матери, с великим воодушевлением оказывали помощь в строительстве. Впоследствии на месте явления Толгской иконы Богородицы был основан монастырь, в котором святой образ до сих пор и находится.


Икона Божией Матери Толгская является чудотворной. От нее верующие люди получали и получают различные исцеления в болезнях, а также помощь в житейских нуждах и скорбях.

Видео по теме

Совет 2: Праздник Покрова Пресвятой Богородицы: история и современность

Пресвятая Владычица Богородица является величайшей заступницей человеческого рода. Из истории известны многочисленные случаи покровительства Пресвятой Девы, память о которых сохраняется и до настоящего времени в различных православных торжествах. День Покрова Пресвятой Богородицы – один из великих праздников, имеющих основание в историческом факте помощи Пресвятой Девы верующим людям.

Православная Церковь в России отмечает день Покрова Пресвятой Владычицы Богородицы в середине октября (14-е число по новому летоисчислению). Этот день православного календаря выделен красным жирным шрифтом, указывая на особое почитание этого торжества.


Праздник Покрова является историческим свидетельством чудесного явления Заступницы рода человеческого во Влахернском храме столицы Византии - Константинополе. Это событие датируется началом X века. Тем временем, когда правителем Византийской империи был император Лев Мудрый. Начало десятого столетия ознаменовалось нападениями на Константинополь захватчиков сарацин. Во время столь бедственного положения православный народ с особым усердием прибегал в своих молитвах ко Господу и Божией Матери о помощи и заступлении.


Известный в России агиографический источник "Жития святых" митрополита Ростовского Димитрия повествует, что во время нападения на Константинополь сарацин народ усердно возносил свои молитвы за воскресным всенощным богослужением (в других источниках не указан конкретный день явления Божией Матери, сохраняются лишь данные, что оно произошло за всенощным бдением). Среди молящихся в храме находился святой блаженный Андрей, именуемый в месяцеслове юродивым. Именно он увидел Пресвятую Деву, идущую по воздуху в сопровождении возлюбленного ученика Спасителя Иоанна Богослова, великого пророка и Предтечи Господня Иоанна, святых и ангельских воинств. Такого дивного видения сподобился также и ученик юродивого Андрея Епифаний.


Пресвятая Богородица осуществляла молитву за константинопольский народ, после чего сняла со своей головы покров, именуемый в христианской традиции омофором, и распростерла его над присутствующими в храме. Смысл этого явления указывал на видимую и ощутимую помощь и заступление Девы Марии. Да и сам праздник, установленный в честь явления Богородицы во Влахернском храме, получил свое именование - Покров Пресвятой Богородицы.


После чудесного явления Богородицы завоеватели отступили от царственного града Константинополя. Многие жители спаслись, а православные святыни не были попраны захватчиками.


В честь событий во Влахернском храме решено было установить особый праздник, который в XII веке перешел в православный календарь и на Русь. Особое почитание этому дню выражал князь Андрей Боголюбский, который стал инициатором строительства первого Покровского храма (известный храм Покрова на Нерли, возведенный в 1164 году). В следующие века начали воздвигать Покровские монастыри и строить многочисленные храмы. В современное время почти в каждой епархии есть храм, главный престол которого освящен в честь чудесного события явления Божией Матери во Влахернском храме Константинополя.


Православные верующие и по сей день стремятся посетить праздничное накануне Покрова, а в сам день праздника помолиться на литургии, испросить у Пресвятой Девы заступничества и помощи во всех житейских нуждах и неурядицах.

Видео по теме

Совет 3: Казанская икона Божьей Матери: значение и история

Икона Казанской Божьей Матери является одной из самых почитаемых в православии. По всему миру люди молятся на этот образ и просят у Богоматери заступничества. Считается, что икона обладает большой силой, помогает и дарует исцеление.

История обретения иконы

Прообраз иконы был обретен еще в 1579 году, неизвестно кем именно и когда он был написан. В городе Казань случился огромный пожар, горели целые улицы, было уничтожено большинство деревянных построек. Согласно дошедшей до наших дней легенде, сразу после страшного пожара маленькой дочери купца Онучина во сне явилась Дева Мария и указала место, где лежал чудодейственный, не тронутый огнем образ. Купец разобрал завалы своего сгоревшего дома и нашел под ними икону, написанную на доске из кипариса.

Икона была не только красивой, но и имела отличие от других известных икон Богоматери. На иконе Казанской Божьей Матери младенец Христос изображен по левую сторону от матери, а его правая рука поднята в благословляющем жесте.

Икона Казанской Божьей Матери обладала таинственной исцеляющей силой. Множество людей прикладывались к образу в надежде на исцеление. Существуют свидетельства о том, что икона возвращала зрение, избавляла от головной боли и других недугов. Ее установили в Благовещенской церкви Казани. Народ толпами ходил посмотреть и помолиться на образ.

Весть о чудо-иконе разнеслась далеко за пределы города и дошла до царя. Была сделана копия иконы Казанской Божьей Матери и отправлена Ивану Грозному. Она произвела ошеломляющее впечатление на всю царскую семью. Иван Грозный приказал построить женский монастырь на месте нахождения святого образа.

Роль иконы в истории России

Кроме чудес исцеления икона Казанской Богоматери сыграла немаловажную роль в истории государства российского. В начале 17 века на Россию обрушились несчастья, престол остался без правителя. Поляки воспользовались смутой и захватили Москву, а царем поставили своего королевича Владислава. Королевич не желал менять свою католическую веру на православную и честно править русским народом. В итоге патриарх Гермоген призвал народ восстать, свергнуть поляков и поставить на престол православного царя.

В 1612 году копию иконы Казанской Божьей Матери привезли в Москву казанские ополченцы, она находилась в покоях князя Д.И.Пожарского. Воины перед сражениями молились образу и просили Божью Матерь о помощи.

После победы над поляками Пожарский определил икону в церковь Введения на Лубянке. В благодарность о победе и спасении в боях князь возвел Казанский собор на Красной площади, куда и перенесли чудесный образ Богородицы.

С прообразом Казанской Божьей Матери связывают триумф русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном. Примечательно, что Петр Великий перед Полтавской битвой со своим войском молился именно перед иконой Казанской Божией Матери.

Великая Екатерина Вторая приказала сделать драгоценную корону и самолично увенчала ею святой образ.

В 1812 году во время первой отечественной войны оставляя Москву французам фельдмаршал Кутузов забрал икону из собора и вывез ее на своей груди под шинелью. После победы икона вернулась на свое место.

Третья копия образа Казанской Богородицы была привезена в Петербург по приказу Павла I в 1708 году. Сначала ее поместили в деревянную часовню на Петербургской стороне, а затем перевезли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. Здесь икона пробыла до 1811 года, потом ее перенесли в построенный Казанский собор, где она находится и в настоящее время.

Огромную роль сыграл святой образ и в годы Великой Отечественной войны. Согласно историческим записям икону тайно доставили в блокадный Ленинград. Ее пронесли по улицам города, и он выстоял. Также икону во время войны возили в Москву, а в Сталинграде перед ней служили молебен. Считается, что Божья Матерь является защитницей России и помогает стране выстоять против врагов.

Чудеса Московские

Интересно, что в первые дни пребывания иконы в Москве происходило множество чудес и исцелений. До нашего времени дошла история о Савве Фомине. Этот казанский посадский, живший в Москве задумал пойти на жуткое преступление. Он призывал дьявола и обещал отдать ему свою бессмертную душу. Но после свершенного злодеяния Савву поразила тяжелая болезнь, и со временем он захотел раскаяться в своем преступлении. Готовясь к смерти, он исповедался священнику, после чего к нему во сне явилась Богородица и велела прибыть ему 8 июля в Казанский собор. Царь Михаил Федорович услышал об этом и приказал доставить больного Савву на ковре в собор. Во время богослужения у Саввы начались сильные боли, он стал взывать к царице небесной, и Божья Матерь явилась ему и приказала войти в свою церковь. К изумлению прихожан Савва поднялся и на своих ногах вошел в Казанский собор. Он упал на колени перед иконой и пообещал посвятить свою жизнь служению Богу. Впоследствии он раздал все свое имущество и постригся в монахи в Чудов монастырь.

Тайна нахождения оригинала иконы Казанской Божьей Матери

В настоящее время написано множество копий чудодейственной иконы, но до сих пор остается загадкой место нахождения оригинала священного образа.

Существует несколько версий о пропаже и тайном хранилище иконы. Оригинал был потерян еще в начале XIX века. В то время ходили слухи о краже иконы из Богородицкого монастыря. Якобы вместе с Богородицей также был похищен образ Спасителя и ценная церковная утварь. Была назначена премия в размере 300 рублей за поимку воров или информацию о месте нахождения иконы.

Вор через некоторое время был пойман в Нижнем Новгороде. Им оказался бывалый вор - рецидивист с 43 годами каторги за плечами некто Чайкин. Его «специализацией» были церковные грабежи. На допросах он несколько раз менял свои показания, сначала утверждал, что он сжег икону, потом стал говорить о том, что разрубил ее топором. Однако, ни суд, ни люди ему не поверили, так как даже такой закоренелый преступник не мог не знать о ценности реликвии. Но Чайкин вплоть до 1917 года утверждал, что уничтожил икону Богородицы.

Церковники думали, что икона попала в руки старообрядцев. Дело в том, что старообрядцы верили, что обретя икону Казанской Божьей Матери, они получат свободу вероисповедания. В сущности, практически так и получилось, в 1905 году был издан закон о веротерпимости и старообрядцы были восстановлены в своих правах. В народе стали говорить о том, что это дурной знак и Россию ждут беды. После кровавых событий 1917 года след иконы был потерян навсегда.

По второй версии была украдена лишь копия иконы, а оригинал находился во время совершения преступления в покоях матушки-настоятельницы монастыря.

Историк Хафизов провел собственное расследование о таинственном исчезновении святого образа. Он считает, что икона была вывезена из России в 1920 году во время Гражданской войны и продана на подпольном аукционе английскому коллекционеру. После чего икона несколько раз переходила в руки новых владельцев и в итоге была куплена организацией «Blue Army» и передана в Ватикан, откуда она вернулась в Россию в 2004 году.

Есть еще одна версия: оригинальная икона Казанской Божьей Матери не была уничтожена и никогда не вывозилась за пределы страны. Лик надежно спрятан в тайном месте.

Интересный факт: даже современные списки с иконы обладают большой силой и есть много очевидцев, утверждающих, что они испытали на себе ее чудодейственную силу.

Как обращаться к иконе

Обращаться к иконе можно как в церкви (храме), так и дома. Для обращений и молитв нужен образ, приобрести икону можно в любой церковной лавке. Зажгите свечу перед иконой и сосредоточьтесь. Самое главное условие - искренность, молитва должна идти из вашего сердца. Чаще всего Богородице молятся о здоровье детей и близких, просят помощи и заступничества в семейных и житейских делах. Этой иконой принято благословлять молодых на прочный и счастливый брак.

В смутные времена перед Богородицей молятся о заступничестве, успехе солдат в сражениях и освобождении страны от вражеских сил.

Есть чудесный материнский обычай - ставить икону Казанской Божьей Матери у изголовья детской кроватки, тем самым оберегая ребенка от невзгод и тяжелых болезней.

Есть специальные обращения для чтения перед иконой Казанской Божьей Матери:

  • молитва;
  • кондак;
  • тропарь.

Празднование образа в России происходит два дня в году: 21 июля и 4 ноября. Летний праздник приурочен к явлению чудесного лика, а осенью к освобождению Москвы от польских захватчиков в 1612 году. В настоящее время в Казанском соборе в Москве каждый день совершаются богослужения, и взоры прихожан обращаются к святому образу.